Медный всадник викторина – Викторина по поэме Пушкина Медный всадник – тест онлайн игра – вопросы с ответами

Тест на знание содержания поэмы А.С.Пушкина “Медный всадник”

Тест

А.С.Пушкин «Медный всадник»

  1. Как автор определяет жанровую принадлежность «Медного всадника»?

а) эпическая поэма;

б) поэма;

в) петербургская повесть.

  1. Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид…

Эти строки обращены к:

а) российскому флоту;

б) Москве;

в) Петербургу.

  1. Как зовут главного героя?

а) Александр;

б) Евгений;

в) автор не дает ему имени.

  1. В каком городе живет главный герой?

а) в Москве;

б) в Твери;

в) в Петербурге.

  1. Какое стихийное бедствие описывается в поэме?

а) землетрясение;

б) извержение вулкана;

в) наводнение.

  1. Что случилось с домом Параши?

а) его сдуло ветром;

б) его снесло водой;

в) дом не пострадал.

  1. Как отреагировал главный герой на известие о смерти невесты?

а) засмеялся;

б) заплакал;

в) бросился в Неву.

  1. На площади возле всадника на бронзовом коне Евгений увидел:

а) сторожевых львов;

б) сторожевых псов;

в) каменных сфинксов.

  1. И, озарен луною бледной,

Простерши руку в вышине,

За ним несется Всадник Медный

На звонко-скачущем коне;

Всадник Медный – это:

а) галлюцинация главного героя;

б) памятник Александру I;

в) памятник Петру I.

  1. Чем заканчивается поэма?

а) главный герой сходит с ума и умирает;

б) главный герой выздоравливает;

в) главный герой пропадает без вести.

Ключи

  1. в

  2. в

  3. б

  4. в

  5. в

  6. б

  7. а

  8. а

  9. в

  10. а

infourok.ru

Урок-зачет (контроль знания текста) по поэме А.С.Пушкина “Медный всадник”

Разделы: Литература


Художественная литература – хранитель культуры. Читатель погружается в жизнь героев. Чтением формируются вкусы, взгляды, характеры. Вдумчивому, талантливому читателю, который способен осознать не только главную мысль прочитанного, но и смысл диалогов, пейзажа, монологов, роль деталей, значение избранной автором темы, который способен тонко почувствовать красоту и своеобразие писательского слога, открывается очень и очень многое.

Немаловажную роль в воспитании такого читателя играют уроки-зачеты по тексту художественного произведения в форме “вертушки”. В нашем распоряжении оказывается один из способов привлечения интереса к чтению и в первую очередь к себе как к читателю – как к человеку мыслящему, чувствующему, познающему и создающему прекрасное.

Такие уроки (после знакомства с системой работы ярославского учителя З. А. Павловой) провожу уже несколько лет. Принцип осуществления данного типа урока со стороны прост: ученики пять раз в течение урока переходят от стола к столу и вполголоса отвечают консультантам. Переходы осуществляются по плану, записанному на врученной им карточке, номер которой на время урока становится их личным номером. Таких карточек 25 (комплект для класса в тридцать человек: пять консультантов и двадцать пять участников) . В первой графе указаны переходы, во второй – столы (они обозначены буквами А, В, С, Д, Е, и такими же знаками обозначены сами столы), в третьей – роль (номер вопроса, на который нужно ответить) .

Итак, у нас сегодня урок-зачет по тексту поэмы А. С. Пушкина “Медный всадник” (урок провожу в системе внеклассного чтения в 7 классе после изучения поэмы Пушкина “Полтава”) . Чтобы понять суть данной технологии, придется “повертеться” вместе с учениками. Возьмем карточку №1, и в первый переход придем к столу А. Консультант называет общий вопрос: “Кто это? Портрет. ”. Наша роль – 5, значит, мы отвечаем на пятый вопрос: “…они по ближним улицам и дальним \\ В опасный путь средь бурных вод пустились…”. Мы знаем ответ: это генералы. Консультант ставит на особой карточке с номерами от 1 до 25 + напротив нашего номера.

Во второй переход мы попадаем на стол Е, где будем отвечать на четвертый вопрос: “Вставь пропущенное слово”: “…И думал он: Отсель грозить мы будем (…) ”. Ответ – “шведу” – и второй консультант ставит нам +.

В третьем переходе у нас стол Д. Общий вопрос: “Кому принадлежат слова?”. Наша роль 3: “Красуйся, град Петров, и стой \\ Неколебимо, как Россия”. Мы не помним, поэтому + не получаем. Когда все на нашем столе ответили, вопрос №3 разыгрывается. На него отвечают другие: “автору”.

Следующий переход – четвертый, мы идем к столу С. У нас вопрос №2: “Место действия. ”: “Какое имя носила площадь, где сидел “на звере мраморном верхом” после наводнения Евгений?”. Мы отвечаем, что это площадь Петра, и получаем +.

Последний переход, стол В, у нас вопрос №1: “Времена и числа”: “Сколько лет служит Евгений?”. Мы отвечаем, что 2 года, и получаем +. На нашем столе остался неотвеченным вопрос №4. Консультант задает его желающим ответить: “За сколько перевез Евгения на другой берег перевозчик?”. Мы вспоминаем, что Евгений заплатил гривенник. И на листке рядом с нашим номером появляется еще один +.

Зачет окончен. Консультанты подводят итоги: у нас пять плюсов, но мы слышим, что есть и больше.

В подготовке “вертушки” есть свои правила:

1. Пять вопросов для одного стола объединены одной темой (портрет, пейзаж, интерьер, костюм, цифры, флора, фауна и т. д. ) .

2. Вопросы располагаются в строгой последовательности по сюжету произведения.

3. Три группы вопросов – это вопросы более легкие, две группы – более сложные.

4. Для консультантов зачет проводится накануне. У каждого из них есть карточка с вопросами, карточка с ответами и карточка с номерами, где ставятся плюсы.

5. В следующий раз консультантами становятся победители.

Урок-зачет (контроль знания текста) по поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”.

Цель:

1) контроль знания текста произведения, прочитанного в системе внеклассного чтения;

2) сопоставление знаний ученика с достижениями других учеников;

3) подготовка к последующему детальному анализу художественного текста;

4) развитие у детей умения читать “качественно”, вдумчиво, не торопясь;

5) развитие умения работать в сотрудничестве (работа в группах) ;

6) закрепление навыков самодисциплины, взаимоконтроля .

Оборудование:

1. Карточки с вопросами для каждого стола.

2. Карточки с ответами на вопросы.

3. Карточки с номерами, где ставятся плюсы.

4. Карточки-знаки для обозначения столов.

5. Таблички-схемы для терминологической игры “Продолжи предложение” (работа по теории литературы ) и рисунки “Угадай героя” для паузы при подведении итогов.

6. Нормы оценок.

План.

1. Вступительное слово учителя.

2. Работа в группах под руководством консультантов.

3. Терминологическая игра “Продолжи предложение”.

4. Подведение итогов жюри. Выставление оценок.

Тип урока: урок-зачет.

Ход урока.

1. Организационный момент: вступительное слово учителя.

Уже в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово “лаконизм” (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции – Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: “Со щитом или на щите”. Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.

Чрезвычайно высоко ценили краткость речи выдающиеся русские писатели. Замечательный стилист А. П. Чехов говорил: “Краткость – сестра таланта”. Придавая огромное значение работе над каждым словом, он писал: “Надо делать – в этом искусство. Надо выбрасывать лишнее…Надо заботиться об ее музыкальности”.

Овладение искусством изъясняться кратко и выразительно, чтобы, как писал Н. А. Некрасов, “словам было тесно, мыслям просторно”, – задача нелегкая, но при желании вполне осуществимая. И эту задачу мы попытаемся с вами сегодня выполнить на нашем, уже ставшем привычном, уроке – “вертушке” по прочитанной вами самостоятельно поэме А. С. Пушкина “Медный всадник”. Итак, мы начинаем наше путешествие по горным перевалам знаний с первого перехода.

2. Работа в группах.

СТОЛ “А”.

КТО ЭТО? ПОРТРЕТ.

1.

“…она дышала, как с битвы прибежавший конь”.

2.

Он “не унывая, открывал Невой ограбленный подвал”.

3.

“Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами”

4.

“…зрит Божий гнев
И казни ждет”. Кто это?

5.

Они “…по ближним улицам и дальним
В опасный путь средь бурных вод пустились”.

СТОЛ “В”.

ЧИСЛА И ВРЕМЯ.

1. Сколько лет служит Евгений?

2. На сколько дней, как думал Евгений, он будет разлучен с Парашей?

3. В каком месяце происходит начало событий, изображенных в поэме “Медный всадник”?

4. За сколько перевез Евгения на другой берег на своей лодке перевозчик?

5. Когда нашли труп Евгения?

СТОЛ “С”.

МЕСТО ДЕЙСТВИЯ

1. Как назывались потешные поля?

2. Как называлось здание – “игла”?

3. Где в начале поэмы жил Евгений?

4. Кто всплыл, “как тритон, по пояс в воду погружен”?

5. Какое имя носила площадь, где сидел “на звере мраморном верхом” после наводнения Евгений?

СТОЛ “Д”.

КОМУ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛОВА?

1.

“С божией стихией
Царям не совладать”.

2.

“Жениться? Мне?
Зачем же нет?”

3.

“Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия”

4.

“О мошный властелин судьбы?
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной,
Россию поднял на дыбы”
“Но бедный, бедный мой Евгений…”

СТОЛ “Е”.

ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО.

1.

“Но торжеством победы полны,
Еще кипели злобно (…) ”.

2.

“И он, как будто околдован,
Как будто к (…) прикован”.

3.

“С поднятой лапой, как живые,
Стоят два (…) сторожевые”.

4.

“…И думал он:
Отсель грозить мы будем (…) ”.

5.

“Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить (…) ”.

3. Терминологическая игра “Продолжи предложение”.

Итак, спасибо всем за плодотворную совместную работу. Предлагаю вам, пока жюри подведет итоги, поиграть.

“ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ”.

1. Поэма – один из жанров …. (лироэпических произведений).

2. В поэме ярко выражено …(авторское отношение к изображаемому) .

3. В поэме “Медный всадник” А. С. Пушкин свою любовь, восхищение Петербургом передает торжественным слогом, используя …(эпитеты, сравнения, иносказания, гиперболы) .

4. Прием, при котором происходит перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства или контраста, называется …(метафорой) .

5. Выражения “державное теченье”, “оград узор чугунный”, “прозрачный сумрак”, “блеск безлунный” являются …(эпитетами) .

6. Выражения “и перед младшею столицей”, “девичьи лица ярче роз”, “порфироносная вдова” являются … (сравнениями) .

7. Выражение “корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся” является … (гиперболой) .

8. В поэмах А. С. Пушкина “Полтава” и “Медный всадник” одним из важнейших образов является образ… (Петра) .

9. Используемые в описании Петербурга выражения “задумчивые ночи”, “спящие громады”, “золотые небеса”, “заря спешит”, “бег санок”, “говор балов” являются … (метафорами) .

10. И, в заключение, еще один вопрос. Мы многое узнали о Петре Первом и о его “твореньи рук” - новой столице того времени, “окне в Европу”, г. Петербурге. А что знаете вы о Санкт-Петербурге? С какой датой ассоциируется у вас это слово (важной и знаменательной) ? Триста лет – это мало или много?

4. Подведение итогов составом жюри. Выставление оценок.

Приложение. Нормы оценок и ключи.

5.01.2006

urok.1sept.ru

Вопросы для дискуссии к уроку «А.С. Пушкин. “Медный всадник”»

Человек наедине с собой, человек с другим человеком, человек и общество, человек и мир – вот четыре точки зрения, которые помогают понять личность и осознать значение того или иного события в полной мере. 

Воспользуйтесь этим подходом, чтобы разобраться, какие проблемы поднимаются в «Медном всаднике». Сможете ли вы ответить на поставленные вопросы?

 

  1. Человек наедине с собой

Традиционное мнение: Евгений сходит с ума от горя, его поступки спонтанны и бессмысленны.

Евгений подавлен своим горем, выключен из социальной жизни. Но, потеряв всё, он становится созерцателем, вся жизнь которого происходит внутри, и мы можем судить о ней лишь поверхностно. Интересно, что если повествователь в первой части рассказывал нам о незамысловатых, но по-человечески теплых мыслях героя (жениться на возлюбленной, подарить ей семейное счастье), то во второй части поэмы мы видим героя снаружи, он оказывается как бы закрытым для всех, даже для повествователя. Не является ли горе, ломающее привычное восприятие, катализатором для каких-то иных, «не от мира сего»,  но совсем не обязательно абсурдных мыслей? Кстати, некоторые исследователи предполагают, что поэму можно прочитать и как произведение с мистическим подтекстом. Основной аргумент при такой позиции – двойственность подачи «мистического» материала у Пушкина. Чаще всего есть возможность объяснить «потустороннее» вмешательство простым прозаичным способом: допустим, герой спит или находится под воздействием алкоголя (как, например, Германн в «Пиковой даме»). Но вместе с тем остаются вопросы: почему вместе с пародийным сказочным медведем и «естественным» для влюбленной героини привидевшимся Онегиным в мире сна Татьяны появляется страшная гротескная мельница, которая «вприсядку пляшет»? Ведь Онегин и Ленский, как вы помните, вскоре сойдутся на дуэли именно у мельницы, но Татьяна ничего знать об этом не может. Что могло навести Петрушу на сновидческий образ «посажённого отца» и окровавленных тел до всякого бунта, до прибытия в Белогорскую крепость? Как мог он увидеть во сне Пугачёва до знакомства с «вожатым»? Разумеется, это всего лишь возможное прочтение, но текст ему не противоречит.

 

  1. Человек в его отношениях с другим человеком

Традиционное мнение: Евгений противостоит Петру как «маленький человек» – носителю власти. Он проклинает Петра за погубленную стихией жизнь возлюбленной.

Но так ли всё очевидно?  Вряд ли можно однозначно обвинять Петра в гибели Параши. Кстати, любовная тема, намеченная в произведении, всё же находится на периферии и обрисовывается в обыденных тонах. Сложно предположить, что только вероятная гибель становится эмоциональным двигателем поэмы. Ведь Евгений отчаивается и сходит с ума лишь от вида снесённого водой дома, он не допускает и мысли, что Параша могла спастись, он уверен, что вдова и дочь оказываются жертвами стихии. Той самой стихии, которую ранее, как мы знаем из истории, пытался успокаивать сам Пётр, сам спасавший тонущих рыбаков, что не могло быть неизвестно Пушкину.

Заставляет задуматься вот что: неужели Медный всадник с высоты своего величия мог бы так разозлиться на произнесённую шёпотом угрозу какого-то человечка? Возможно, прав Белинский, утверждая, что монолог Евгения безвозвратно утрачен из-за цензурных трудностей?

 

  1. Человек и общество

Традиционное мнение: власть подавляет, растаптывает отдельного человека, это неизбежный закон.

Вряд ли Пушкин так однозначен. В «Капитанской дочке», например, императрица говорит, что она «в долгу перед дочерью капитана Миронова», и милует Петрушу. Кстати, про «Капитанскую дочку» тут вспомнить очень важно: стихия воды в поэме метафорически соотносится с народным восстанием – бунтом Пугачёва. Строки «Осада! Приступ! Злые волны…» перекликаются с названием одной из глав «Капитанской дочки» – она так и называется – «Приступ». Осада Белогорской крепости, мотивы разрушения, грабежа и разбоя объединяют поэму и роман.

Возможно, Пушкин пытается осмыслить сам феномен власти, её бремя и ответственность. Можно ли поднять страну «на дыбы» для ее триумфального шествия, не прибегая к дыбе – орудию пытки? Мы не находим у Пушкина чёткого ответа.

 

  1. Человек и мир

Традиционное мнение: Евгений – «маленький человек», безвинное создание, ничем не выдающийся персонаж.

Литературоведы, пытающиеся понять сложность пушкинского текста, отмечали в образе Евгения и наполеоновские черты, и способность героя к агрессии. Нельзя тут не вспомнить и возможное метафорическое соотнесение Евгения с образом декабриста: «малый остров», который словно бы «случайно» посещает некий петербургский чиновник (а что он там забыл, какие красоты природы приехал незаметно увидеть на бесплодном голом месте, ведь там «не взросло <…>  ни былинки»?), напоминает нам об острове Голодай, где похоронены тела казнённых декабристов. Таким образом, Евгений не только жертва, но метафорически и потенциальный мститель. Еще одна распространённая точка зрения: Евгений – обыватель, мысли которого не идут дальше семейного будущего. Но не этот ли «ничтожный» герой задаёт (ещё до катастрофы) глобальный вопрос о смысле жизни?

 

Подумайте над вопросами.

  • Культура и стихия: трагичен ли этот конфликт? Возможно ли разрешить его или избежать?

 

  • Природа и человек. Можно ли покорить природу? Можно ли сделать это безнаказанно?

 

  • Бремя власти и ответственность. Может ли правитель никому не навредить или же некоторое зло фатально?

 

  • Имеет ли человек право на бунт? Оправдывает ли цель последствия?

 

  • Смысл бытия. Как человеку не потеряться в горе и хаосе, что может стать опорой?

interneturok.ru

Викторина Медный всадник Где находится памятник Медный

Викторина Медный всадник

Где находится памятник Медный всадник? • На площади Декабристов • На Дворцовой площади • На площади Победы

неверно

верно

Когда был открыт памятник? • 18 августа 1782 года • 31 сентября 1982 года • 23 октября 1781 года

неверно

верно

Кто был создателем памятника? • Э. Фальконе • А. С. Пушкин • Екатерина Вторая

неверно

верно

В честь кого создан памятник? • В честь Доменико Трезини • В честь Петра 1 • В честь Ленина

неверно

верно

Какие животные изображены на памятнике? • Конь и змея • Волк и тигр • Цапля и журавль

неверно

верно

Сколько точек опоры у памятника? • 2 • 3 • 4

неверно

верно

Из чего создан памятник? • Из меди • Из бронзы • Из олова

неверно

верно

Молодец! Тест пройден успешно!

present5.com

Литературная викторина. А.С.Пушкин поэма «Медный всадник» – 25 Июля 2013

Литературная викторина

       А.С.Пушкин    поэма  «Медный всадник»

 

Оборудование

1.Презентация « А.С.Пушкин. Поэма  «Медный всадник»

2.Портреты А.С.Пушкина, Петра I

3.Иллюстрации А.Бенуа

4.Фотографии – виды  Санкт- Петербурга

5.Выставка книг А.С.Пушкина

 

Эпиграф викторины                        

                                                   Люблю тебя, Петра творение,

                                                   Люблю твой строгий, стройный вид,

                                                    Нивы державное теченье,

                                                    Береговой ее гранит…

  

 План викторины                                             

1.Вступительное слово учителя и библиотекаря

2.Представление команд (название, девиз, эмблема)

3. Презентация «А.С.Пушкин.  Поэма «Медный всадник» .  Конкурс «Домашнее задание»

4.Конкурс «Эрудит»

5.Конкурс чтецов

6.Конкурс капитанов

7.Подведение итогов

                               Ход викторины

1.Вступительное слово учителя и библиотекаря о значении творчества А.С.Пушкина в нашей жизни.

 

2.Представление команд

10 А «УРАН» Умные, разумные, активные, неповторимые.

10 Б « ЭПОС» Энергичные, практичные, остроумные, симпатичные.

10 В «Магнолия»

 

3. Презентация «А.С.Пушкин.  Поэма «Медный всадник» .                                 Конкурс «Домашнее задание» .

  – О чем говорится в данном отрывке?

                    « В непоколебимой вышине

                      Над возмущенною Невой

                     Стоит с простертою рукой

                      Кумир на бронзовом коне» 

      -Какое явление природы описано поэтом? Почему оно свойственно Петербургу ?

                      «Твоих задумчивых ночей

                        Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

                        Когда я в комнате моей

                       Пишу, читаю без лампады…»

     – О каком окне» идет речь в отрывке ?Кого здесь цитирует автор?

                          «Природой здесь нам суждено

                             В Европу  прорубить окно»

 

-О какой твердыне и традиции идет речь в отрывке?

                       «Люблю, военная столица,

                        Твоей твердыни дым и гром,

                        Когда полнощная царица

                       Дарует сына в царский дом.»

 -О каком царе идет речь? Расскажите, чем были знамениты упомянутые генералы?

                             «Дворец казался островом печальным

                            Царь молвил – из конца в конец,

                            По ближним улицам и дальним,

                            В опасный путь средь бурных вод

                            Его пустились генералы»

    – Что хотел сказать автор о мостах Петербурга? Расскажите    об их современном состоянии.

                               «…Что река

                             Все прибывала, что едва ли

                              С Невы мостов уже не сняли…»

 

4.Конкурс «Эрудит».

       – Как связан род Пушкина с  царем Петром I ?

       -Как называется тот необыкновенно плодотворный период творчества Пушкина, во время которого была  создана поэма                     « Медный всадник» ?                  

       -С чем сравнивает Россию автор? Найдите отрывок и выразительно прочитайте.

         -Объясните содержание вопроса – загадки: « На Воде рожденный, три раза крещенный, немцами осажденный»?      

– С кем  автор сравнивает реку, свершившую свои злодеяния? Найдите отрывок, выразительно прочитайте.

 – В каком произведении Пушкина герой носит такое же имя, как у главного героя поэмы?

 

5.Конкурс чтецов (чтение фрагментов наизусть)

 

6.Конкурс капитанов ( объяснить, какие эпизоды проиллюстрировал художник А. Бенуа.  Оценивается знание текста,  выразительность чтения )

7. Подведение итогов конкурса. Награждение команд.

mostovayaolga.ucoz.ru

ЕВГЕНИЙ И ВСАДНИК: БУНТ И СМИРЕНИЕ (по мотивам поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник») – РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВСЕХ. КЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ! – Каталог файлов

    Вторая часть поэмы тоже многосоставна. Четыре ее кадра-эпизода, с одной стороны, продолжают сюжетную линию петербургской повести, с другой – формируют символический сюжет, доводя его до кульминации и развязки.
    Евгений с большим трудом добирается до знакомого дома и видит то, что он уже предчувствовал: гибель любимой девушки и ее матери. Фоном для этой трагедии становится не только горе других людей, но и восстановление прежней жизни, в которой люди преследуют свои частные цели: беззаботный перевозчик за гривенник везет героя через все еще бурную реку; на следующий день чиновники привычно идут на службу; «торгаш отважный» (характерный троп: метонимия) собирается возместить свои убытки на ближнем; а граф Хвостов уже сочиняет стихи о «несчастье невских берегов» ( бессмертные стихи бездарного поэта – еще один троп: ирония).
    Второй эпизод – описание сумасшествия героя – завершает бытовой сюжет. Маленький человек не выдержал свалившихся на него испытаний.
     И так он свой несчастный век
     Влачил, ни зверь, ни человек,
     Ни то ни се, ни житель света,
     Ни призрак мертвый…
 

    Но здесь вступает в силу иная, символическая фабула. После обобщенного описания жизни бедного Евгения в поэме снова появляется крупный план, описание одного дня, точнее, вечера и ночи.
    В ночной тьме, в такую же ненастную дождливую погоду (вероятно, прошел год календарного времени) Евгений оказывается на том же месте, где его застало наводнение, и, кажется, находит виновника всех своих несчастий.
     Глаза подернулись туманом,
     По сердцу пламень пробежал,
     Вскипела кровь. Он мрачен стал
     Пред горделивым истуканом
     И, зубы стиснув, пальцы сжав,
     Как обуянный силой черной,
     «Добро, строитель чудотворный! –
     Шепнул он, злобно задрожав, –
     Ужо тебе!..»
 

    Эта угроза, обращенная к горделивому истукану, – кульминация философского сюжета поэмы. Может возникнуть вопрос: почему Евгений обращает свои угрозы к Медному всаднику, ведь Параша погибла во время наводнения?
    На него возможен и такой ответ: угрожая «строителю чудотворному», Евгений возлагает на него ответственность за город, построенный в неподходящем месте. Так что император, так или иначе, оказывается в ответе за происшедшее.
    Но такова будет логика восприятия «петербургской повести».
    Однако не надо забывать, что этот эпизод принадлежит уже к сюжету философской, эпической поэмы, в которой возникает собственная логика.
    Медный всадник здесь – символическое воплощение государства. Евгений – простой, частный человек. Его сумасшествие, в бытовом сюжете объясняемое пережитым потрясением, в сюжете философском оборачивается высоким безумием человека, восстающего против существующего порядка вещей, против несправедливости мира.
    В поэме, таким образом, два бунта. В сцене наводнения укрощенная природа восставала против цивилизации. Угроза Евгения – это социальный бунт, попытка маленького человека, оказавшегося на дороге истории, отстоять свои права.
    Символический план поэмы отчетливо проявляется в стихах, непосредственно предшествующих этой сцене. Герой узнает «Того, чьей волей роковой / Под морем город основался…».
    Автор-повествователь сразу же проясняет символику памятника и всей этой сцены:
     Ужасен он в окрестной мгле!
     Какая дума на челе!
     Какая сила в нем сокрыта!
     А в сем коне какой огонь!
     Куда ты скачешь, гордый конь,
     И где опустишь ты копыта?
     О мощный властелин судьбы!
     Не так ли ты над самой бездной,
     На высоте, уздой железной
     Россию поднял на дыбы?
 

    Здесь речь идет уже не об этой ночи, не об этом эпизоде, а обо всем «петровском» периоде нашей истории. Россия, поднятая железной уздой над самой бездной, мчится куда-то в неведомое будущее. (Кажется, в этом пушкинском образе уже предчувствуется гоголевская птица-тройка, некрасовские и блоковские дорожные мотивы.) Но под копытами этого гордого коня гибнут обыкновенные люди.
    Дальнейшее повествование окончательно переходит в символический план. То ли в воображении героя, то ли в фантастической реальности второго, символического, сюжета Всадник начинает погоню за бедным Евгением. В этой сцене, как и в описании Петра в начале поэмы, происходит возвращение к одической традиции XVIII века: исчезают переносы, появляется замечательная звукопись и торжественная, высокая лексика:
     И он по площади пустой
     Бежит и слышит за собой –
     Как будто грома грохотанье –
     Тяжело-звонкое скаканье
     По потрясенной мостовой.
     И, озарен луною бледной,
     Простерши руку в вышине,
     За ним несется Всадник Медный
     На звонко-скачущем коне;
     И во всю ночь безумец бедный,
     Куда стопы ни обращал,
     За ним повсюду Всадник Медный
     С тяжелым топотом скакал.
 

    Бунт Евгения оказывается кратковременным. После этой ночи он смиряется перед горделивым истуканом, возвращается от высокого безумия к тихому помешательству и умирает там же, на взморье, среди пейзажа, напоминающего о бедной Параше.
    В этом последнем эпизоде снова происходит возвращение к интонации и стилистике петербургской повести с ее бытовой лексикой и обилием переносов. Кроме того, последний эпизод образует в поэме композиционное кольцо.
    Чернели избы тут и там, когда Петр стоял на берегу пустынных волн. Их снесли, чтобы построить великий и прекрасный имперский город. Но бунт неукрощенной природы привел к гибели героини. А бедный Евгений умирает на пороге домишки ветхого , напоминающего черный куст , – он очень похож на приют убогого чухонца.
    Герой – далекий наследник этого чухонца. Колесница российской государственности оттеснила этих людей куда-то на обочину жизни. Но они не исчезли, они живут и мечтают о своем маленьком счастье.
    Разделенные временем и безмерной социальной дистанцией, в символическом мире поэмы Медный всадник, воплощение истории и государственности, и бедный Евгений, символ неисторической частной жизни, оказываются соизмеримы, равны друг другу. Пушкин, повествователь и автор, видит за каждым из них свою правду и не выбирает чью-то сторону, а сопоставляет их, изображает их драматически неразрешимое сосуществование.
    «Что, если червь земли возмутится против своего Бога? Неужели жалкие угрозы безумца достигнут до медного сердца гиганта и заставят его содрогнуться? Так стоят они вечно друг против друга – малый и великий. Кто сильнее? Кто победит? Нигде в русской литературе два мировых начала не сходились в таком страшном столкновении», – утверждал Д. С. Мережковский («Пушкин», 1896).
    Пушкинская поэма оказалась одной из вершин его творчества.
    В ней был подведен итог традиции высокой поэзии XVIII века. В искусстве «высокого стиля», одического восторга Пушкин показал себя настоящим наследником «старика Державина».
    В поэме был дорисован образ «маленького человека». Он стал одним из главных в русской литературы века XIX, и приобрел, в конце концов, мировое значение.
    Пушкин, наконец, создал последний образ «светлого Петербурга», города пышного. Его наследники, Гоголь, Достоевский, Блок, начали изображать главным образом город бедный, город мрачный.
    Медный всадник, созданный в слове, стал таким же символом города, как и бронзовый монумент Фальконе.
    «„Медный всадник” – все мы находимся в вибрациях его меди», – записал в начале XX века А. Блок.

uchitel-slovesnosti.ru

Медный всадник | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Система заданий к уроку «Идейно-художественное своеобразие поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» Поэма «Медный всадник» («Петербургская повесть») была написана Пушкиным осенью 1833 года в Болдино. В поэме Пушкин противопоставилГОСУДАРСТВО, олицетворённое в образе Петра I, и ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА с его личными, частными интересами и переживаниями. Задание 1. Сопоставительный анализ. Удивительно построение поэмы, ее архитектоника. Поэма начинается с устремленных вдаль дум Петра I. Затем даны думы маленького человека Евгения. Заполнить табличку и сделать вывод. «Думы великие» основателя города, государственного деятеля «Волненья разных размышлений» Евгения. «Думы великие» основателя города, государственного деятеля «Волненья разных размышлений» Евгения. грозить шведугород заложёнпрорубить окно в Европуногою твердой встать при моревсе флаги будут в гости к намзапируем на просторе бедентрудом он должен был себе доставить и независимость и честьБог прибавитума и денегслужит всего 2 годатрудиться день и ночь готовустрою приют смиренный и простойвоспитание ребятдо гроба рука с рукой дойдем мы обавнуки похоронят Вывод: Величие Петра в патриотизме, понимании исторической закономерности. Во вступлении Петр предстает как решительный, деятельный, мудрый. Используется множественное число («мы»). Петром руководит идея блага Отечества.Евгений мечтает о смиренном и простом счастье маленького человека. И ничего постыдного в его желаниях нет, хотя нет в них и высокого полёта романтической мечты и бурного жизненного порыва.- Как называется этот композиционный прием? Задание 2. Найти образы, характеризующие изображение разбушевавшейся Невы. УЖАСНЫЙ ДЕНЬ!НЕВА ВСЮ НОЧЬРВАЛАСЯ К МОРЮ ПРОТИВ БУРИ,НЕ ОДОЛЕВ ИХ БУЙНОЙ ДУРИ…И СПОРИТЬ СТАЛО ЕЙ НЕВМОЧЬ…ПОУТРУ НАД ЕЕ БРЕГАМИТЕСНИЛСЯ КУЧАМИ НАРОД,ЛЮБУЯСЬ БРЫЗГАМИ, ГОРАМИИ ПЕНОЙ РАЗЪЯРЕННЫХ ВОД А.Н.Бенуа. Иллюстрация к «Медному всаднику». 1916. И ВСПЛЫЛ ПЕТРОПОЛЬ КАК ТРИТОН, ПО ПОЯС В ВОДУ ПОГРУЖЕН. ОСАДА! ПРИСТ

educontest.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *