Математика колесникова в подготовительной группе – Перспективное планирование по ФЭМП. Подготовительная к школе группа.

Содержание

Календарно-тематическое планирование по математике (подготовительная группа) по теме: перспективные планы

Тема занятия

Программные задачи:

1

Количество и счет: числа и цифры от 1 до 10; математические знаки; работа со счетными палочками.  Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник.

Закреплять: знания о числах от 1 до 10, умение их писать; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.

Учить: рисовать квадрат и прямоугольник в тетради; формулировать учебную задачу (17)

2

Количество и счет: математические знаки.

Величина: сравнение предметов.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.

Закреплять: знание математических знаков, умение их писать; сравнивать величину предметов, записывать результат сравнения.

Учить: составлять арифметические задачи и записывать их решение, пользоваться знаками, ориентироваться на листе бумаги (20)

3

Количество и счет: счет по образцу и названному числу.

Геометрические фигуры: сравнение предметов с фигурами.

Ориентировка в пространстве: части суток.

Закреплять: знания о последовательности частей суток; умение считать по образцу и названному числу; преобразовывать неравенство в равенство; видеть в форме предметов геометрические фигуры.

Формировать: умение самостоятельно формулировать учебную задачу.

Учить: понимать учебную задачу и выполнять ее. (23)

4

Количество и счет: математические знаки; соотнесение количества предметов с цифрой; состав числа шесть из двух меньших.

Геометрические фигуры: треугольник, трапеция.

Логическая задача: дорисовка предмета.

Закреплять: умение понимать отношения между числами, записывать их с помощью знаков; устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; рисовать геометрические фигуры в тетради; знания о составе числа шестью

Учить: решать логические задачи на установление закономерностей.(25)

5

Количество и счет: соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка.

Ориентировка во времени: ознакомление с часами.

Закреплять: умение соотносить количество предметов с цифрой; записывать цифрой результат счета.

Учить: отгадывать математическую загадку и записывать ее решение с помощью знаков и цифр.

Знакомить: с часами, их разнообразием и назначением. (27)

6

Количество и счет: установление соответствия между количеством предметов и цифрой.

Ориентировка во времени: дни недели.

Ориентировка в пространстве: положение предмета по отношению к себе и другому лицу.

Учить: понимать отношения между числами; выполнять учебную задачу самостоятельно.

Закреплять: умение устанавливать соответствие между  количеством предметов с цифрой; определять словом положение предмета по отношению к себе и другому лицу; знания о днях недели. (30)

7

Количество и счет: порядковый счет, счет по названному числу; состав числа из двух меньших.

Геометрические фигуры: овал.

Учить: различать количественный и порядковый счет в пределах 10; правильно отвечать на вопросы сколько, который по счету; воспроизводить количество предметов по названному числу.

Закреплять: умение понимать соотношение между числами, знать, как из неравенства сделать равенство; рисовать овалы в тетради в клетку; решать логическую задачу.

Знакомить: с составом числа из двух меньших. (32)

8

Количество и счет: арифметические задачи; решение примеров.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.

Учить: решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков; измерять линейкой, записывать результаты измерения.

Формировать: умение ориентироваться на листе бумаги; решать примеры. (34)

9

Количество и счет: цифры от 1 до 9; числа 10, 11.

Ориентировка во времени: часы; определение времени.

Логическая задача: дорисовка недостающего предмета.

Закреплять: знание о цифрах от 1 до 9 и числе 10; умение устанавливать соответствие между  количеством предметов с цифрой.

Познакомить: с образованием числа 11; новой счетной единицей – десятком; условным обозначением десятка; часами.

Учить: решать логическую задачу на установление закономерностей; понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. (40)

10

Количество и счет: независимость числа от пространственного расположения предметов; математические загадки; отношения между числами; состав числа из двух меньших.

Геометрические фигуры: рисование символического изображения животных.

Учить: отгадывать математическую задачу, записывать решение; понимать независимость числа от величины предметов.

Закреплять умение: понимать отношение между числами; правильно пользоваться математическими знаками; составлять число семь из двух меньших; рисовать символические изображения животных в тетради в клетку, используя образец. (43)

11

Количество и счет: число 12.

Геометрические фигуры: дорисовывание кругов до знакомых предметов.

Ориентировка во времени: определение времени на часах.

Логическая задача: дорисовка недостающего предмета.

Познакомить: с образованием числа 12 и новой счетной единицей – десятком.

Учить: записывать число 12; определять время на часах; решать логическую задачу на установление закономерностей.

Закреплять: знание о геометрических фигурах – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Формировать: умение дорисовывать круги до знакомых предметов. (45)

12

Количество и счет: отношения между числами; состав числа из двух меньших.

Величина: измерение длины отрезка.

Ориентировка во времени: осенние месяцы.

Учить: как из неравенства сделать равенство; понимать отношения между числами 11 и 12; составлять и решать арифметическую задачу, записывать решение; измерять и рисовать отрезки заданной длины.

Закреплять: умение составлять число 8 из двух меньших чисел, записывать соответствующими цифрами, читать запись; знания об осени – осенних месяцах. (47)

13

Количество и счет: число 13; решение примеров.

Логическая задача: разделение предмета на части.

Геометрические фигуры: рисование в тетради в клетку.

Учить: записывать число 13; решать арифметическую задачу, записывать решение; рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку. (50)

14

Количество и счет: решение примеров; соответствие между цифрой и количеством предметов; математические знаки.

Величина: выше, глубже.

Геометрические фигуры: элементы треугольника.

Учить: составлять примеры, читать запись; решать логическую задачу.

Закреплять: умение правильно пользоваться математическими знаками; различать понятия выше, глубже.

Знакомить: с элементами геометрической фигуры треугольник (вершины, стороны, углы). (52)

15

Количество и счет: число 14.

Ориентировка во времени: дни недели.

Знакомить: с образованием числа 14 и новой счетной единицей – десятком.

Учить: писать число 14; решать логические задачи; объяснять, что в двух неделях 14 дней.

Развивать: зрительное внимание. (54)

16

Количество и счет: счет по образцу и названному числу; состав числа из двух меньших.

Геометрические фигуры: дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов.

Учить: считать по образцу и названному числу; составлять арифметическую задачу; записывать и читать решение задачи; составлять число 9 из двух меньших.

Закреплять: умение дорисовывать прямоугольники до знакомых предметов. (57)

17

Количество и счет: число 15; соотнесение количества предметов с цифрой.

Геометрические фигуры: рисование символической фигуры кошки.

Знакомить: с образованием числа 15 и новой счетной единицей – десятком.

Учить: записывать образование числа 15, читать запись; ориентироваться в тетради в клетку; устанавливать соответствие между  количеством предметов с цифрой. (59)

18

Количество и счет: числа от 1 до 15; решение примеров.

Геометрические фигуры: дорисовывание овалов до знакомых предметов.

Учить: понимать отношения между числами в числовом ряду; решать примеры в пределах второго десятка.

Закреплять: умение решать логическую задачу; дорисовывать овалы до знакомых предметов. (61)

19

Количество и счет: число 16.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка во времени: определение времени по часам.

Знакомить: с образованием числа 16 и новой счетной единицей – десятком.

Учить: писать число 16; измерять линейкой, записывать результат измерения, сравнивать предметы по результатам; определять время по часам. (62)

20

Количество и счет: математические знаки, состав числа из двух меньших.

Геометрические фигуры: дорисовывание треугольников до знакомых предметов.

Учить: отгадывать математическую загадку; определять, какой математический знак надо написать в примере; составлять число 9 из двух меньших, записывать результаты составления; дорисовывать треугольники до знакомых предметов. (64)

21

Количество и счет: число 17; решение примеров; счет по образцу и названному числу.

Ориентировка во времени: часы (стрелки, циферблат).

Логическая задача: поиск недостающей фигуры.

Знакомить: с образованием числа 17 и новой счетной единицей – десятком.

Учить: писать число 17; решать примеры в пределах второго десятка; считать по названному числу и образцу.

Закреплять: умение понимать отношения между числами; знать, как из неравенства сделать равенство.

Знакомить: с часами (стрелки, циферблат). (66)

22

Количество и счет: число 17.

Геометрические фигуры: рисование символического изображения собачки.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.

Знакомить: с образованием числа 17.

Закреплять: умение записывать число 17; рисовать символическое изображение собачки.

Учить: анализировать узор и продолжать его по образцу; упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.

23

Количество и счет: число 18; состав числа из двух меньших; счет по названному числу.

Геометрические фигуры: вершины, стороны, углы.

Логическая задача: поиск недостающей фигуры.

Знакомить: с образованием числа 18.

Учить: писать число 18; правильно пользоваться знаками; понимать отношения между числами в числовом ряду.

Закреплять: умение составлять число 18 из двух меньших; воспроизводить количество предметов по названному числу; знания о геометрических фигурах. (71)

24

Количество и счет: число 18; решение примеров.

Ориентировка во времени: времена года.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.

Закреплять: знания об образовании числа 18; последовательности времен года; умение записывать способ образования числа 18; ориентироваться на листе бумаги.

Учить: решать примеры с числами второго десятка. (73)

25

Количество и счет: число 19; состав числа из двух меньших.

Величина: сравнение предметов по величине.

Логическая задача: установление последовательности событий.

Знакомить: с образованием числа 19 и новой счетной единицей – десятком.

Учить: писать число 19; составлять число 10 из двух меньших чисел; сравнивать предметы по величине, используя результаты сравнения. (76)

26

Количество и счет: число 19.

Величина: измерение линейкой.

Геометрические фигуры: дорисовывание квадратов до знакомых предметов.

Знакомить: с образованием числа 19.

Учить: дорисовывать квадраты до знакомых предметов; измерять линейкой, записывать результаты измерения; рисовать символическое изображение лошади в тетради в клетку. (78)

27

Количество и счет: число 20; решение примеров, задачи.

Логическая задача: установление связей и зависимостей.

Знакомить: с образованием числа 20 и новой счетной единицей – десятком.

Учить: писать число 20; решать примеры в пределах второго десятка. (80)

28

Количество и счет: решение арифметической задачи; решение примеров.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку.

Учить: решать арифметическую задачу; примеры в пределах второго десятка; измерять линейкой; ориентироваться на листе бумаги; рисовать в тетради в клетку узоры. (82)

29

Количество и счет: математические знаки и загадки; соотнесение количества предметов с цифрой.

Величина: измерение линейкой.

Ориентировка во времени: определение времени на часах.

Закреплять: умение правильно пользоваться математическими знаками; отгадывать математическую задачу, записывать ее решение; определять время на часах; понимать соответствие между количеством предметов и цифрой. (84)

30

Количество и счет: соотнесение количества предметов с числом; решение примеров.

Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник.

Ориентировка во времени: дни недели.

Закреплять: умение соотносить количество предметов с числом; решать примеры в пределах второго десятка; рисовать в тетради в клетку; знания о последовательности дней недели; геометрических фигурах. (86)

31

Количество и счет: соответствие между количеством предметов и цифрой.

Ориентировка в пространстве: ориентировка по отношению к другому лицу.

Закреплять: умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; ориентироваться в пространстве по отношению к себе, к другому человеку; понимать отношения между числами.(88)

32

Количество и счет: загадки-шутки; решение примеров; математические загадки.

Ориентировка во времени: весенние месяцы.

Учить: решать задачи-шутки с математическим содержанием; примеры, читать запись; отгадывать математические загадки.

Закреплять: знания о весенних месяцах. (90)

nsportal.ru

Занятие по математике в подготовительной группе “Путешествие на школьные острова”

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели.
  • Закрепить умения составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
  • Закрепить умения работы с линейкой.
  • Закрепить знания детей о свойствах предметов, умение находить признаки их сходства и различия.
  • Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги, выполнять задания под диктовку.
  • Упражнять детей в определении времени по часам.
  • Формировать навык полных ответов на вопросы.
  • Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  • Развивать умение классифицировать и обобщать предметы по признакам.
  • Развивать логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.
  • Воспитывать усидчивость, целеустремленность.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методические приёмы:

  • Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации.
  • Упражнения на логическое мышление творческого характера.
  • Вопросы к детям.
  • Использование дидактических пособий, наглядного материала.
  • Физкультминутка.
  • Пальчиковая гимнастика.

Оборудование: Фланелеграф, мольберт, мяч, цифры от 1 до 20, таблицы с комбинацией геометрических фигур, карандаши, линейка, знаки неравенств, циферблат, медали, пригласительные на каждого ребенка.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдете в школу. И я предлагаю вам совершить небольшое путешествие на школьные острова. На этих островах нас ожидают задания, если мы правильно выполним все задания, то получим медали и если мы соберем семь медалей, то получим приглашение в школьную страну. Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда отправляемся. Вот первое задание.

Игра «Круглый год».

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно. Какое время года наступит после весны?

Дети: Лето.

Воспитатель: Молодцы. А затем?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. А после осени?

Дети: Зима.

Воспитатель

: Молодцы. Давайте назовем осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Правильно. А теперь назовите весенние месяцы.

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Молодцы. Зимние.

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Правильно. И назовите летние.

Дети: Июнь, июль, август.

Воспитатель: Молодцы. Все правильно назвали.

Игра «Дни недели».

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, год состоит из месяцев, а месяц состоит из чего?

Дети: Из недель.

Воспитатель: Правильно. А неделя из чего состоит?

Дети: Из дней.

Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним дни недели. Первый.

Дети: Понедельник.

Воспитатель: Второй.

Дети: Вторник.

Воспитатель: Третий.

Дети: Среда.

Воспитатель: Четвертый.

Дети: Четверг.

Воспитатель: Пятый.

Дети: Пятница.

Воспитатель: Шестой.

Дети: Суббота.

Воспитатель: Седьмой.

Дети: Воскресенье.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я буду бросать мяч, и задавать вопросы о днях недели, слушайте внимательно и отвечайте. Какой день наступит после среды?

Дети: Четверг.

Воспитатель: Какой день недели перед вторником?

Дети: Понедельник.

Воспитатель: Какой день между четвергом и субботой?

Дети: Пятница.

Воспитатель: Какой день послезавтра будет, если сегодня понедельник?

Дети: Среда.

Воспитатель: Какие дни рабочие в неделе?

Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.

Воспитатель: Какие дни выходные?

Дети: Суббота, воскресенье.

Воспитатель: Молодцы. Все правильно назвали и за это мы получаем медаль. Слушайте следующее задание.

Игра «Часики».

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, человеку нужны часы? А для чего?

Дети: Чтобы знать, когда спать ложиться, когда просыпаться, когда в садик идти, чтобы на поезд (самолет) не опоздать.

Воспитатель: Правильно ребята. Вот и мы сейчас с вами будем определять время. Вот у нас циферблат. Давайте вспомним, какая стрелка обозначает часы?

Дети: Маленькая.

Воспитатель: Какая стрелка обозначает минуты?

Дети: Большая.

Воспитатель: Правильно. Послушайте задание.

Петя проснулся в 7 часов. (Ребенок выходит и выставляет на циферблате время). Ребята, давайте проверим правильно время выставили? Большая на 12, а маленькая на 7. Совершенно верно.

Папа выходит на работу в 2часа 30минут. (Ребенок выходит и выставляет на циферблате время). Ребята, давайте проверим правильно время выставили? Большая на 6, а маленькая между 2 и 3. Совершенно верно.

Маша ложится спать в 9 часов. (Ребенок выходит и выставляет на циферблате время). Ребята, давайте проверим правильно время выставили? Большая на 12, а маленькая на 9. Совершенно верно.

Мама пришла с работы в 5часов 30минут. (Ребенок выходит и выставляет на циферблате время). Ребята, давайте проверим правильно время выставили? Большая на 6, а маленькая между 5 и 6. Совершенно верно.

Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль.

Игра «Чем отличается?»

Воспитатель: Ребята, смотрите на карточке изображены геометрические фигуры, но каждая следующая фигура отличается от предыдущей. Нам с вами нужно определить, по каким признакам они отличаются. (Ребенок выходит к мольберту и называет признаки отличия.)

Физкультминутка.

Поднимают руки дети – это «раз»,
Повернулась голова – это «два»,
Руки вниз, вперед смотри – это «три»,|
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять»,
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Игра «Составь задачу».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, из чего состоит задача?

Дети: Задача состоит из условия и вопроса.

Воспитатель: Правильно. Давайте сейчас вы составите задачи на сложение или вычитание. (Дети придумывают задачи и решают).

Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль.

Игра «Сравнение чисел».

Воспитатель: Ребята, смотрите в этом задании нужно сравнить числа. Скажите, что значит нужно сделать?

Дети: Вставить знаки <, >, =.

Воспитатель: Совершенно верно. (На фланелеграфе пары чисел 11 и 12, 7 и 8, 15и 16, 19и 19, 13 и 12, 0 и 5).

Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль.

Игра «Измеряем линейкой».

Воспитатель: Ребята, для выполнения следующего задания нам нужно сесть за столы. Посмотрите на первое задание. Что у вас нарисовано?

Дети: Отрезки.

Воспитатель: Правильно. Что нужно сделать?

Дети: Измерить длину.

Воспитатель: Замеряйте и рядом напишите длину каждого отрезка.

Скажите, у кого какой длины получился отрезок?

Дети: 5сантиметров и 7 сантиметров.

Воспитатель: Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль. Давайте поиграем с вами с пальчиками.

Игра с пальчиками.

В школу осенью пойду
(пальчики шагают по столу),
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать
(загибают пальчики на обеих руках),
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду
(грозят указательным пальчиком).

Воспитатель: А сейчас мы с вами выполним последнее задание. «Математический диктант»

Я вам буду говорить, какие фигуры, где нужно нарисовать, вы слушайте внимательно и чертите.

В правом верхнем углу начертите овал.

В центре – прямоугольник.

В нижнем левом углу – квадрат.

В нижнем правом углу – круг.

В левом верхнем углу – треугольник.

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы сделали. Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. Получаем ещё одну медаль. Давайте посчитаем, сколько медалей мы заработали. Совершенно верно семь, значит, все задания мы выполнили правильно и за это получаем приглашение в школьную страну. Всех вас ждут осенью в школе.

Литература:

  1. Казинцева Е. А. «Формирование математических представлений» издательство «Учитель» Волгоград 2009год.
  2. Колесникова Е. В. «Математика для детей 6-7 лет» издательство «Сфера творческий центр» Москва 2009ггод.

19.03.2012

urok.1sept.ru

Методическая разработка по математике (старшая группа) на тему: Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе по Е.В.Колесниковой

Месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Сентябрь

1 неделя

Занятие №1

Число и цифра  

1 (один).

Большой, поменьше, маленький.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

1.Закреплять:

– знания о  числе и цифре 1;

– умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

– сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, маленький), употреблять эти понятия в речи;

– выделять признаки сходства разных предметов и объединять их по этому признаку.

Учить:

– писать цифру 1;

– понимать учебную задача и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить:

– с пословицами, в которых упоминается число один;

– названием первого осеннего месяца – сентябрь.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Зачитывание стихотворения.

2.Игровое упр. «Сосчитай и нарисуй»

3.Учимся писать цифру 1.

4. Игровое упр. «Раскрась правильно»

5.Ознакомление с пословицами.

6.Физкультминутка.

7.Игра «Соедини правильно».

8.Логическое задача «Когда это бывает?»

9.Самоконтроль.

Упражнять детей в пересчете и отсчете предметов первого десятка.

2. Рисование цифры на асфальте мелом.

3. Упражнение на развитие мелкой моторики – рисование пальчиками на крупе.

Консультация: «Разучивание счета с детьми»

Сентябрь

2 неделя

Занятие №2

Число и цифра

 2 (два)

Знаки «+», «-»

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

1.Закреплять:

– знания о  числе и цифре 2;

– умение писать цифру 1;

– отгадывать математические загадки;

– записывать решение загадки цифрами и математическими знаками;

– ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур;

– Знакомить с пословицами, в которых упоминается число два;

– со знаками «+», «-», учить писать эти знаки;

– соотносить форму предмета с геометрической фигурой.

Учить: писать цифру 2.

Формировать:

– умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

– навыки самоконтроля и самооценки

1.Заучивание стихотворения.

2.Игра «Отгадай загадку»

3.Учимся писать цифру 2.

4.Игровое упр. «Раскрась правильно»

5.Ознакомление с пословицами.

6.Физкультминутка.

7.Игра «На какую фигуру похож предмет?»

8.Зрительный диктант.

9.Самоконтроль и самооценка выполненной работы

1.Д/и «Чудесный мешочек»

2. Игры с пуговицами.

3. Упражнения на развитие мелкой моторики рук: выкладывание из спичек или палочек геометрических фигур.

Штриховка геометрических фигур.

Сентябрь

3 неделя

Занятие №3

Числа и цифры

 1,2,3.

Квадрат

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

1.Закреплять:

– умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

– выкладывать квадрат из счетных палочек;

– рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку.

Учить:

– писать цифру 3;

-решать логическую задачу на установление закономерностей.

Знакомить:

– с тетрадью в клетку;

-с пословицами, в которых упоминается число 3.

Формировать:

– умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

– навыки самоконтроля и самооценки

1.Заучивание стихотворения.

2.Игровое упр. «Отгадай загадку».

3.Учимся писать цифру 3.

4.Игровое упр. «Нарисуй шарики».

5.Ознакомление с пословицами.

6.Физкультминутка.

7.Логическая задача «Дорисуй недостающие фигуры».

8.Работа со счетными палочками.

9.Рисование квадратов и цветка в тетради в клетку.

10.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Упражнение «Четвертый лишний»

2.Тренировка детей в образовании и употреблении обобщающих понятий, в употреблении общих признаков и различий деревьев и цветов.

3.Игры с геометрическими мозаиками.

4.Упражнение на развитие мелкой моторики: завязывание шнурков, узлов на толстой веревке.

Изготовление геометрических фигур.

Сентябрь

4 неделя

Занятие №4

Числа и цифры

 4.

Круг.

Большой, поменьше, самый маленький

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

– отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр;

– писать цифру 4;

– устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

– рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку;

– понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Закреплять умение писать цифры 2,3.

Продолжать знакомить с тетрадью в клетку.

Формировать навык самоконтроля и самооценки

1.Заучивание стихотворения.

2.Игра «Отгадай и запиши».

3.Письмо цифры 4.

4.Игра «Сосчитай и напиши».

5.Игра «Кто больше?».

6.Физкультминутка.

7.Игра «Кто внимательней?»

8.Рисование кругов и неваляшек в тетради в клетку.

9.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Разучивание счета до 10 и обратного счета на стихотворном материале.

2.Игры с геометрическими мозаиками.

3 Упражнение на развитие мелкой моторики: повторение знакомой пальчиковой гимнастики.

Рисование домиков с номерами от 1 до 4 и расселение в них чисел.

Месяц/

неделя

Тема, литература

Программное содержание

Методы и приемы

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность с родителями

Октябрь

1 неделя

Занятие №5

Числа и цифры

 1,2,3,4,5

Состав числа 5 из двух меньших.

Большой, поменьше, самый маленький

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

– отгадывать математическую загадку, записывать решение задач с помощью знаков и цифр;

– писать цифру 5;

– решать логическую задачу на установление несоответствия;.

Закреплять:

– умение писать цифры 1,2,3,4.

– понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов.

Знакомить:

– с составом числа 5 из двух меньших чисел;

– названием текущего месяца – октябрь;

– крылатыми выражениями, в которых упоминается число 5.

Формировать:

-умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

–  навыки самоконтроля и самооценки.

1.Заучивание стихотворения.

2.Игра «Отгадай и запиши».

3.Письмо цифры 5.

4.Игровое упр. «Посчитай и напиши»

5.Ознакомление с названием месяца 0 октябрь.

6.Физкультминутка.

7.Игра «Дорисуй зернышки цыплятам».

8.Ознакомление с пословицами, в которых встречается число 5.

9.Игра «Что перепутал художник».

10.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Игры с пуговицами.

2.Д/и «Чудесный мешочек».

3.Сравнение по количеству однородных объектов (шишки, желуди, каштаны) и складывание в две линии.

4.Упражнение на развитие мелкой моторики: выкладывание из счетных палочек знакомых геометрических фигур.

Сбор шишек, желудей разного размера.

Октябрь

2 неделя

Занятие №6

Число и цифра 6.

Знаки «=», «+»

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

– отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью знаков и цифр;

– писать цифру 6;

-порядковому счету в пределах 6, правильно отвечать на вопросы сколько? , на котором по счету месте?

– решать логическую задачу на установление закономерностей.

Знакомить:

– цифрой 6;

– с составом числа 6 из двух меньших чисел.

Формировать:

-умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

–  навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Учить писать цифру 6.

3.Физкультминутка.

4.Игра «Исправь ошибку художника».

5.Логическая задача «Дорисуй последний карандаш».

6.Игровое упр. «Раскрась правильно».

7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «разрезные картинки».

2.Упражнение в распределении шишек на крупные и мелкие и отборе их в соответствующие группы.

3.Упражнение на развитие мелкой моторики – выкладывание из мозаики геометрических узоров.

Печатание цифр 1,2,3.

Октябрь

3 неделя

Занятие №7

Числа и цифры 4, 5, 6.

Знаки , = .

Квадрат, треугольник

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

– отгадывать математические загадки;

– устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;

-выкладывать из счетных палочек треугольник, домик;

– рисовать треугольники в тетради в клетку;.

Закреплять умение писать цифры 3,4,5,6.

Знакомство со знаками .

Формировать  навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай и запиши».

2.Игровое упр. «Напиши правильно».

3.Физкультминутка.

4.Выкладывание из счетных палочек квадрата, треугольника, домика.

5.Игра «Считай, сравнивай, записывай».

6.Игра «Рисуем треугольники».

7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Печатание в тетради неравенств под диктовку. Д/и «Кого  больше?» (по картинкам)

Сравнить возраст членов семьи, определить, кто старше, младше.

Октябрь

4 неделя

Занятие №8

Числа и цифры 4, 5, 6.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Продолжать учить:

– устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов;

– понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;

– решать логическую задачу на установление закономерностей;

– учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить с загадками, в которых присутствуют числа.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Число, цифра, предмет».

2.Игровое упр. «Сосчитай и раскрась».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Загадки и отгадки».

5.Игровое упр. «Сколько детей спряталось за забором?»

6.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Занимательные диктанты

2.Игра на классификацию с мячом «Живое – неживое»

Упражнение в деление квадрата на несколько частей.

Ноябрь

1  неделя

Занятие №9

Числа и цифры 1,2,3,4,5,0.

Знак « – »

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

-решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков, цифр;

-решать логическую задачу на основе зрительного воспринимаемой информации;

-писать цифру 0;

– дорисовывать геометрические фигуры, преобразовывая их в изображение похожих предметов;

– понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить :

– со знаком « – »;

– с цифрой 0

1.Ознакомление со знаком « минус » и решение задачи.

2.Ознакомление с цифрой 0.

3.Физкультминутка.

4.Игра «Загадки и отгадки».

5.Игровое упр. «Дорисуй листья на деревьях».

6.Игра «Найди в группе предметы, похожие на геометрические фигуры».

7. «Преврати геометрические фигуры в  предметы».

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Назови соседа», «Мяч бросай – число называй».

2. Конкурс «Придумай истории, в которых участвует знак «минус».

3.Упражнениедетей в названии дней недели.

4 Иры на сериацию по размеру.

5.Упражнение на развитие меткой моторики: пальчиковая гимнастика «Куда девался понедельник?»

Работа в тетрадях: запись знака « – »

Ноябрь

2 неделя

Занятие №10

Числа и цифры 0,4, 5, 6.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Продолжать учить:

-решать арифметическую задачу, записывать решение с помощью цифр, знаков;

– устанавливать соответствие между  количеством предметов и цифрой;

-сравнивать смежные цифры, устанавливать зависимость между ними;

– находить различие в двух похожих рисунках;

– понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

– пользоваться знаками

.

Знакомить с крылатыми выражениями, в которых есть число 0.

Закреплять:

-умение обозначать словами положение предметов по отношению к себе;

-навыки самоконтроля и самооценки.

1.Решение и запись задачи.

2.Игра «Соедини правильно».

3. Ознакомление с крылатыми выражениями.

4.Физкультминутка.

5.Игра «Считай, сравнивай, пиши».

6.Игра «Ориентируемся в комнате».

7. Игра «Кто внимательный?»

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Рассматривание детских журналов.

2. Игры с лабиринтами.

3.Упражнения на развитие мелкой моторики: игры с пуговицами, рисование цифр на песке в тарелочках.

4.Рисование геометрических фигур палочкой на песке или мелом на асфальте.

5. С/р игра «Магазин».

Штриховка геометрических фигур.

Ноябрь

3 неделя

Занятие №11

Число и цифра 7.

Часть и целое.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Учить:

-отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков;

– писать цифру 7;

– порядковому счету, правильно отвечать на вопросы: сколько? На котором по счету месте?;

– Выкладывать из счетных палочек прямоугольник;

– рисовать прямоугольник в тетради в клетку;

– преобразовывать квадрат в другие геометрические фигуры путем складывания, разрезания;

– понимать, что часть меньшего целого, а целое больше части;

– решать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Знакомить с цифрой 7.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Игра «Отгадай загадку».

2.Письмо цифры 7.

3.Физкультминутка.

4.Игра «Слушай и считай».

5.Игра «Сложи квадрат».

6.Выкладывание из счетных палочек прямоугольника.

7.Рисование прямоугольников.

8.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1.Д/и «Числовой ряд», «Чья неделька быстрее соберется»

2Разбор занимательных задач – шуток

3.Чтение сказки «Как топ учился математике»

4. Д/и «Мячик бросаю, число называю»

5 Упражнение на развитие мелкой моторики: игры с пуговицами.

Запись цифры 7.

Ноябрь

4 неделя

Занятие №12

Числа и цифры 1,2,3,4,5,6,7.

Состав числа 7.

Дни недели.

Колесникова Е.В.

«Математика для детей 5- 6 лет»

Продолжать знакомить:

– с цифрой 7;

– составом числа 7 из двух меньших чисел;

– пословицами, в которых упоминается число 7;

– дни недели.

Закреплять умение писать цифры от 1 до 7.

Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

1.Задача – шутка.

2.Игра «Внимание угадай».

3.Физкультминутка.

4.Игра «Считай, рисунки, записывай ».

5.Ознакомление с пословицами.

6.Игра «Дни недели».

7.Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

1. Д/и «Сколько осталось?», «Что изменилось».

2. Рассказ – беседа «Неделя».

3. Чтение рассказа Т. Шорыгиной «Умная неделя».

4. Составление и решение задач  на сложение.

Изготовление геометрического пенала.

nsportal.ru

Конспект занятия по математике в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бехтеевская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»

«Конспект занятия по математике в подготовительной группе А»

Воспитатель:

Котлярова Наталья Александровна

Бехтеевка 2017

Конспект занятия по математике в подготовительной группе А.

Тема: Простые арифметические числа, знакомство с числом 15. Занятие № 17 ( Е.В. Колесникова)

Цель занятия: продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание, знакомиться с числами в пределах 20.

Задачи:

Образовательная

Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта в пределах 10; продолжать формировать умение понимать отношения между числами в числовом ряду; закреплять знания о геометрических фигурах, о последовательности дней недели; совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги в клетку и умения ориентироваться в пространстве, пространственные представления.

Развивающая

Развивать смекалку, память, связную речь.

Воспитательная

Воспитывать дружеские отношения, аккуратность.

Материалы: ручка, рабочие тетради, цветные карандаши, простой карандаш.

Ход занятия:

1.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, сегодня у нас 14 декабря. День недели- четверг, и сейчас занятие по математике- будем работать в печатной тетради, проверьте все ли у вас готова к занятию.

– открываем тетради с занятием №17 и начинаем работать.

Задание «Слушай, считай, записывай» (лист 17, рис.1)

– Ребята, послушайте стихотворение:

Есть игра одна у Вани

В бой матросы веселей

Дунул и поплыли в ванне

Все 15 кораблей

  • Сколько больших кораблей на рисунке?

  • Как можно сказать по другому?

  • Сколько маленьких корабликов на рисунке?

  • Сколько всего корабликов на рисунке?

  • Как получилось число 15?

  • Напишите как получилось число 15 и прочитайте запись

Приветствие

Проверка готовности к занятию

Дети отвечают на вопросы, выполняют задания в рабочей тетради

Развитие мышления, умения отвечать на вопросы

2.

«Пишем число 15» (лист 17, рис. 2)

– Ребята, напишите число 15 до конца строчки

Дети выполняют задание в рабочей тетради, самостоятельно формулируют задание

Развитие умения самостоятельно формулировать условие задачи

3.

Пальчиковая гимнастика «Шляпка для Лили».

Девочке Лиле шляпку подарили

(соединять поочередно пальцы обеих с большими пальцами рук) ;

На шляпке у Лили (хлопают в ладоши)

Ленточка с лилией (упражнение цветок) ;

Ленточка с лилией крепиться к шляпке,

(соединять поочередно пальцы обеих руках с большими пальцами рук) ;

У девочки Лилии всегда все в порядке (хлопают в ладоши, на последнее слово выставляют большой палец вперед, остальные пальцы собраны в кулак) .

Дети выполняют движения в соответствие с текстом

Развитие умения выполнять движения в соответствие с текстом

4.

Игровое упражнение «Допиши и соедини правильно» (лист 17, рис. 3)

  • Что нужно сделать в этом задание?

  • Напишите цифры числа в пустые квадраты, назовите их

  • Соедините цифру с карточкой, которое количество предметов соответствует этой цифре

  • С какой цифрой соединили карточку с цветами? Почему?

  • С каким числом соединили карточку с мячами? Почему?

  • С каким числом соединили карточку с листиками? Почему?

  • С каким числом соединили карточку с жуками? Почему?

Дети отвечаю на вопросы воспитателя, выполняют задание в тетради

Формирование умения устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой

5.

«Рисуем кошку (лист 17, рис.4)

– Ребята, как вы думаете что нужно сделать в этом задание?

  • Нарисуйте кошку как показано на рисунке

  • На какую геометрическую фигуру похож хвост у кошки?

  • На какую геометрическую фигуру похожа голова у кошки?

  • На какую геометрическую фигуру похожи уши у кошки?

  • На какую геометрическую фигуру похожи лапы у кошки?

Дети формулируют задание и записывают решение в рабочей тетради

Развитие умение ориентироваться по клеткам

6.

Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

– О чем мы сегодня говорили?

Дети отвечают на вопросы педагога, анализируют что получилось, а где испытывали затруднение.

Развитие связной речи, формирование навыкам самоконтроля

infourok.ru

Методическая разработка по математике (подготовительная группа) на тему: Перспективный план по математике в подготовительной к школе группе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ПДД в подготовительной к школе группе

Актуальность необходимости обеспечения безопасности дорожного движения растет, и это объясняется увеличением количества автомобилей на дорогах. В таких условиях большое значение приобретает выполнение…

Перспективный план по конструированию в подготовительной к школе группе

Сентябрь Неделя Тема Программное содержание Оборудование Литература IКонструирование (из строительного материала) «Разные здания»Формировать обобщённые представления о зд…

Перспективный план по ознакомлению воспитанников подготовительной к школе группы с пейзажной живописью

В перспективном плане раскрыта система работы по ознакомлению воспитанников старшего дошкольного возраста с пейзажной живописью….

Перспективный план по развитию речи (подготовительная к школе группа)

Первспективное планирование на год по развитию речи…

Перспективный план по экологии в подготовительной к школе группе

Расширять представления детей    о почве и подземных обитателях. Развивать познавательную активность. Учить выдвигать предположения, проверять их и делать элементарные выводы о свойства…

Перспективный план по безопасности в подготовительной к школе группе

План мероприятий представлен по всем разделам…

План – конспект НОД по математике в подготовительной к школе группе “В гости к Матушке Зиме”

Данный материал предназначен для воспитателей ДОУ. План – конспект разработан для аттестации….

nsportal.ru

Кружковая деятельность по математике в подготовительной группе «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Кружковая деятельность по математике в подготовительной группе

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Воспитатель: Лунина Е.А.

2017 – 2018 уч. г.

Список детей.

1 Бировчак Кристина

2 Виноградова Дарья

3 Ершов Матвей

4 Запевалова Алена

5 Зеликова Полина

6 Канев Андрей

7 Коранкевич Анна

8 Кузнецов Михаил

9 Кузнецова Юлия

10 Мартемьянова Василиса

11 Попов Егор

12 Попов Никита

13 Попов Костя

14 Самылов Илья

15 Третьякова Настя

16 Хохлов Степан

17 Чамина Полина

18 Чирков Данил

19 Шубина Ульяна

20 Яримковия Иван

21 Богдонов Ренат

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Проводимая мною работа по организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю 25-30 минут в подготовительной группе. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.

Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.

Основные задачи кружка:

  • развитие логического мышления и основных мыслительных операций;

  • развитие математических способностей и склонностей;

  • качественная подготовка ребенка к школе;

  • развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

Организую занятия на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Для привлечения внимания детей, поддержания интереса к математике, создала картотеку игр, разработала конспекты занятий, подобрала материал для экспериментирования и исследовательской деятельности. Программа распределена по разделам:

  1. количество и счет;

  2. ознакомление с геометрическими фигурами;

  3. определение величины;

  4. ориентировка во времени, пространстве;

  5. решение логических задач;

В соответствие с разделами планирую свою работу, где определяю содержание, задачи, сроки проведения.

Пример такого планирования перед вами, составлен на сентябрь месяц, где я определяю задачи, содержание работы, сроки проведения.

  • содержание работы

  • задачи

  • сроки проведения

  • числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка.

  • закрепить знания о числах от 1 до 10;

  • умение отгадывать математическую загадку, записывать ее решение

  1. сентябрь

1 неделя

  • математические задачи, ориентировка на листе.

  • учить ориентироваться на листе бумаги в клетку.

2 неделя

  • счет по образцу и заданному числу, независимость числа от расположения предметов

  • закрепить умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов.

3 неделя

  • соотнесение количества предметов с цифрой

  • закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, его обозначающей

4 неделя

Количество и счет.

Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

Поставленные цели реализую через следующие игры: «Назови следующее, предыдущее число»

«Назови соседей числа»

«Назови меньше на 1, больше на 1»

«Вверх вниз по числовой лестнице»

«Составь и реши задачу».

Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

Геометрические фигуры.

В разделе геометрические фигуры закрепляю представления о многоугольниках и их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

«Назови предметы заданной формы»,

«Что общего и чем различаются фигуры»,

«Найди предмет такой же формы»,

«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,

«Найди лишнюю фигуру»,

«Конструктор»,

«Почини одеяло»,

«Танграм»,

«Пифагор».

Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.

Определение величины.

Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:

«В каком сосуде больше воды?»

«Что легче, что тяжелее?»

«Что тонет, что плавает?»

«Подбери шарфик для кукол»

«Короче-длиннее»

«Подбери мебель для трех медведей»

В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.

Ориентировка во времени.

В этом разделе развиваю чувство времени, учу определять время по часам, знакомлю с разными видами часов: водными, песочными, механическими, закрепляю представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.

В работе использую следующие дидактические игры:

«Вчера, сегодня, завтра»

«Дни недели»

«Мой режим дня по часам»

«Определи время по часам»

«Когда это бывает?»

«Что перепутал художник?»

Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.

Особым блоком выделяю логические задачи.

Логические задачи

Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Используем картотеку логических задач. Они развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.

В конце учебного года проведем повторное диагностическое обследование тех детей, которые в течение года посещали кружок, сравним результаты на начало и на конец учебного года.

Ожидаемый результат:

  • дети знают числа второго десятка;

  • понимают независимость числа от величины, расположения предметов и направления счета;

  • умеют решать арифметические задачи и записывать решение;

  • устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

  • ориентируются на листе бумаги в клетку, пространстве;

  • раскладывают предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, толщине;

  • решают логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

  • понимают задание и могут выполнить его самостоятельно;

  • проводят самоконтроль и самооценку выполненной работы;

  • самостоятельно формулируют учебные задачи;

Таким образом, данная работа развивает интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала.

Перспективное планирование (Приложение 1)

Сравнение диагностических данных  на начало и конец учебного года (Приложение 2) Календарное планирование работы кружка

«Занимательная математика» (Приложение 3)

Картотека. Логические задачки (Приложение 4)

Литература:

  1. Т.В.Башаева «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук» Ярославль,1998.

  2. Е.В.Колесникова «Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М.,2007

  3. Е.В.Колесникова Математика для детей 6-7лет

  4. Е.В.Колесникова «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008

  5. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Математика для дошкольников» М.,1993

  6. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка – ступенька к школе», Ювента, М.,2011

  7. Е.В. Колесникова «Математические ступеньки». Диагностика математических способностей» рабочая тетрадь Е.В. Колесникова

  8. http://www.maam.ru/

Приложение №1

Перспективное планирование

 

 Количество

 и счет

Развивать самостоятельность, активность,   знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

Геометрические фигуры

Закрепить представление о геометрических фигурах и их свойствах. Развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам,  Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображение фигур в тетради в клетку, составление символических изображений из геометрических фигур.

Определение величины

Учить делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине. развивать умение сравнивать массу,  объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Ориентировка во времени

Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели.

Решение логических задач

Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение)

Приложение 2

Сравнение диагностических данных  на начало и конец учебного года


Приложение №3

Календарное планирование работы кружка «Занимательная математика»

Содержание

Работы (тема)

Задачи

Дидактические игры

сентябрь

Количество

И счет

Закреплять умение считать до 10; разгадывать математические загадки; работать со счетным материалом.

«Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество

Разных предметов, закрепить умение вести счет

предметов.

«В какой сетке больше мячей»

Цель: упражнять в сравнении числе и в определении,

какое из двух смежных чисел больше или меньше другого

учить

воспроизводить множество.

Величина

Раскладывать предметы по возрастанию; способствовать развитию глазомера

«Кто быстрее подберет коробки»

Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине,

высоте.

Ориентировка во времени.

Ориентировка в пространстве

Закреплять временные представления

«12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах.

«Когда это бывает?» Математическая сказка

«Художники» №2

Цель: развитие ориентировки в пространстве

Геометрические фигуры

Закреплять знания о геометрических фигурах квадрат, прямоугольник

«Сломанная машина»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

«Приключения Маши и Вани» Математическая сказка

октябрь

Количество

И счет:

Числа и цифры от 1 до 4. 

Соотнесение количества предметов с цифрой. 

Знаки + и -. 

«Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду,

назвать пропущенное число.

Величина.

Большой, маленький, поменьше.

««Достань мяч» Карточка

Цель: закрепить понятие величины.

Ориентиров

ка во времени.

Знакомство с названием осенних месяцев.

«Назови пропущенное слово»

Цель: закрепить знания о днях недели.

Ориентиров

ка в пространстве

Ориентировка на листе бумаги.

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными

представлениями.

Геометрические фигуры

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Квадрат, выкладывание квадрата из счетных палочек, работа в тетради в клетку. Знакомство с кругом, различия с квадратом, рисование в тетради в клетку.

«Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на

картинах предметов

с геометрическими фигурами.

«Как Круг и Квадрат отправились в поход»- Математическая

сказка

ноябрь

Количество и счет

Числа и цифры от1 до5. Знаки + и -. Независимость числа от величины предмета, состав числа из 2-х меньших. Число и цифра 6, сложение числа из 2-х меньших. Знаки , независимость числа от расположения предметов. Установление соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание,

память.

Величина

Длинный, короче, еще короче, самый короткий

«Что шире, что уже»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.

Ориентиров

ка в пространстве.

Понятия: лево -право, впереди, сзади

«Как расположены фигуры»

Цель: учить детей располагать геометрические фигуры

на плоскости.

«Лабиринт»,

«Помоги мышке добраться к сыру»,

«Что  где находится?»

Ориентиров

ка во времени.

Повторение названий осенних месяцев. Части суток.

«Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях суток.

«Вчера, сегодня, завтра»,

«Когда это бывает?»,

«Какой сегодня день?»

Геометрические фигуры

Круг, квадрат, треугольник. Нахождение предметов в окружающей обстановке, похожих на определенные геометрические фигуры.

««Сложи из палочек»

Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические

фигуры.

Какие фигуры видишь?»

«Заполни пустые квартиры»,

«Кто лишний и почему?»,

декабрь

Количество и счет

Числа и цифры от 0 до 6, знаки + и – Решение арифметических задач, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки .

«Поездка»

Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое

из чисел больше или меньше.

«Яблоко» -Математическая сказка

Величина

Часть и целое.

«Кто какого роста?»

Цель: установление отношений между величинами.

«Снеговики»

Ориентиров

ка во времени и в пространстве

Закрепление названий месяцев зимы. Закрепление понятий: слева – справа, впереди – сзади. Дни недели.

«Клумба»

Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит

от расстояния между ними.

«Путешествие»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

«Назови пропущенное слово»,

«Найди игрушку»,

«Найди похожую»,

Геометрические фигуры

Дорисовывание геометрических фигур. Выкладывание прямоугольника из счетных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2 и 4 равные части.

«Сложи фигуру»

Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур

из частей по образцу.

январь

Количество и счет

Числа и цифры от 1до 8.Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших .Решение примеров на сложение и вычитание .Знаки.

«Встань на свое место»

Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Ориентиров

ка во времени и в пространстве

Знакомство с зимними месяцами. Повторение названий дней недели и частей суток.

«Найди парную картинку»

Цель: ориентировка на плоскости листа; учить описывать

расположение геометрических фигур на карточках.

Величина.

Деление предметов на 4 части. Сравнение целое и части.

«Чем отличаются полоски?»55

Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине.

Геометрические фигуры.

Овал. Прямоугольник, квадрат, треугольник, круг.

«Где какие фигуры лежат»

Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам.

«Сколько треугольников?»,

«Кто где живет?»

февраль

Количество и счет

Числа и цифры 1-9. Порядковый счет. Сравнение смежных чисел. Число 10. Сложение числа 10 из 2-х меньших

«Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Геометрические фигуры

Выкладывание из счетных палочек предметов из разных фигур

Повторение  названий геометрических фигур.

«Кто быстрее найдет предмет?»

Цель: упражнять в определении формы предметов и в

соотнесении формы с

геометрическим образцом.

Ориентиров

ка во времени

Дни недели. Месяцы зимы. Части суток.

Ориентиров

ка в пространстве

«Куда бросим мяч?»

Цель: продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Величина

Длинный – короткий. Часть и целое.

«Разложи по порядку»

Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.

«Где, чей дом?»

март

Количество и счет.

Решение задач. Соотнесение числа и цифры. Знаки. Составление чисел из двух меньших.

«Аэродром»

Цель: упражнять в счете предметов и в порядковом счете

в пределах 10. «Заполни пустые клетки»,

Величина

Сравнение предметов по всем показаниям величины.

««Сосчитай, не ошибись»

Цель: закрепить знания о том, что число предметов не

зависит, от их размеров

Геометрические фигуры

Работа в тетради в клетку. Работа со счетными палочками. Повторение названий геометрических фигур

«Кто больше увидит»

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.

«Гном строит дом»

Ориентиров

ка во времени и в пространстве

Повторение названий месяцев осени и зимы.  Знакомство с месяцем – март. Характерные приметы времен года.

«Угадай, где стоит»

Цель: учить овладевать пространственными

представлениями.

«Лови, бросай, дни недели называй»,

«Неделя стройся!»,

«День и ночь- сутки прочь»,

апрель

Количество и счет

Решение задач на сложение и вычитание. Установление соответствия между цифрой и числом.

«Сосчитай правильно»

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

«Теремок»-Математическая сказка

«Игры с разноцветными прищепками»

Геометрические фигуры

Четырехугольники.Повторение круг, овал, треугольник.

«Найди свою фигуру»

Цель: учить детей различать и правильно называть

геометрические фигуры,

выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

«Укрась коврик»,

«Что на что похоже?»,

Ориентиров

ка во времени в пространстве

Повторение названий весенних месяцев. Характерные особенности времен года. Части суток.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

«Найди нужную картинку».

Цель: учить овладевать пространственными

представлениями.

«Времена года»,

«Назови скорей»

Цель: формирование знаний о днях недели.

Величина

май

Количество и счет.

Решение задач. Порядковый счет. Решение математических загадок. Повторение изученного материала.

«Каких кружков больше»

Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10

«Сколько разных игрушек»

Цель: закрепление знаний об основном правиле счета:

считать можно в любом

направлении, не пропуская ни один предмет.

«Напиши цифру»,

Геометричес-кие фигуры

Рисование предметов из заданных фигур. Создание символических предметов из фигур.

«Кто быстрее найдет»

Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и

осязательно-двигательного

обследования геометрических фигур.

Величина

Ориентиров

ка в пространстве и во времени.

Работа в тетради в клетку. Повторение названия месяцев года.

«Подумай и закрась»

Цель: развивать умение выделять признаки предметов.

«Назови скорее», «Нарисуй правильно»

 

Приложение 4

Картотека.

Логические задачки.

  1. Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (2)

  2. Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город? (4)

  3. В вазе лежало три яблока. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку, и одно осталось. Как это получилось? (одна девочка взяла яблоко с вазой)

  4. Тройка лошадей пробежало 5 км. По сколько километров пробежало каждая лошадь? (по 5 км.)

  5. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет, весит курица, если будет стоят на двух ногах (2кг.)

  6. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)

  7. Надо разделит пять яблок между пятью девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (одна должна взят яблоко с корзиной)

  8. Может ли дождь идти два дня подряд? (не может ночь, разделяет дни)

  9. Росло четыре березы. На каждой березе по 4 большой ветке. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (ни одного, на березе яблоки не растут)

  10. На столе лежало 4 яблока. Одно разделили пополам. Сколько яблок на столе? (4)

  11. Одного человека спросили. сколько у него детей? Ответ был такой: «У меня 6 сыновей, и у каждого есть сестра» (7)

  12. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (у круга)

  13. Как можно сорвать ветку не спугнув с нее птичку? (нельзя, улетит)

  14. На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (3)

  15. В комнате зажгли три свечи. Потом одну из них погасили. Сколько свечей осталось? (одна, две другие сгорели)

  16. Три человека ждали поезда три часа. Сколько времени ждал каждый (3часа)

  17. Вова уехал к бабушке в понедельник, а вернулся в понедельник на следующей недели. Через сколько дней он вернулся? (7)

  18. У мальчика и девочки было одинаковое количество орехов. Мальчик отдал девочке 3 ореха. На сколько орехов стало больше у девочки, чем у мальчика? (на 3)

  19. В первой коробке 10 карандашей, во второй – столько, сколько в первой, а в третьей столько же, сколько во второй. Сколько карандашей в третьей коробке? (10)

  20. Света уехала в лагерь в субботу. Мамам обещала приехать к ней через 5 дней. В какой день недели приедет мама к Свете? (пятница)

  21. В графине была вода. Когда вылили из него 5 стаканов, остался один стакан воды. Сколько же воды было в графине? (6 стаканов)

  22. У Леши было 4 красных флажка, ему дали еще один синий флажок. Сколько флажков стало теперь у Леши? (5)

  23. На дереве сидело 6 птичек. Пришел охотник и убил одну птичку. Сколько птиц осталось на дереве? (ни одной все улетели, испугались)

  24. В вазе лежала одна конфета. К вечеру ее не стало. Кто ее взял, если в комнате были: кошка, рыбы в аквариуме, дедушка и моль? (дедушка)

  25. Если съесть одну сливу, что останется? (косточка)

  26. В Москву одновременно прибыли два поезда – скорый и пассажирский. Пассажирский ехал медленней. Какой поезд выехал раньше? (пассажирский)

  27. По небу летели птицы: воробей, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько всего летело птиц? (2)

  28. С елки белка кинула в мишку шишкой и попала ему по лбу. Сколько шишек стало? (2)

  29. Аня, Маша и Даша живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая девочка если известно, что Аня живет не на втором, Маша не на втором и не на третьем? (Маша на первом, Даша на втором, Аня на третьем)

  30. Три мальчика шли по дороге и нашли три рубля. Сколько нашел бы каждый из них, если бы шел один? (3)

  31. Три, три, три, три, три – что будет? (дырка)

  32. Два друга играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый? (4)

  33. На озере плавало 5 уток, охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (ни одной все улетели)

  34. Сколько ушей у трех мышей? (6)

  35. На машину можно погрузить только четыре бревна. Сколько раз надо съездить в лес, чтобы вывезти девять бревен? (3)

  36. У пяточка было девять шариков. Пришел Кенга и отнял четыре шарика, потом пришел, Крошка и отнял пять шариков. Что осталось у пяточка? (0)

  37. В комнате стояла 10 стульев, на которых сидели 10 мальчиков. Вошли 10 девочек, и им всем нашлось по стулу. Как это могло случиться? (уступили)

  38. К Маше пришли две подружки, а у нее было два яблока. «Возьмите, – говорит Маша, по целому яблоку, а мне дайте по половинке». Честно ли разделила Маша?

  39. Вдоль дорожке друг за другом растут 10 деревьев, между которых стоят скамейки. Сколько всего скамеек? (9)

  40. Сколь раз должен пилит медвежонок бревно, чтоб у него получилось 4 полена? (3)

  41. Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика. У каждого старика по мешку, а каждом мешке по коту. Сколько живых существ, шло в Москву? (одна бабка)

  42. Ты пилот самолета, летящего их Парижа в Москву с посадкой в Киеве. Время полета два часа. Сколько лет пилоту? (сколько тебе лет, если ты пилот)

  43. Когда козе исполнится 6 лет, что будет? ( пойдет 7 – ой год)

  44. На полянке у реки

Жили майские жуки

Дочка, сын, отец и мать

Кто успел их сосчитать? (4)

45. Скворчиха несла каждый день по одному яичку. Сколько она снесла за 7 дней? (7)

46У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша).

47. У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если было б 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (возможно ни одной).

48. Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей сложить 2 новых квадрата?

49. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорее! (5, остальные рыбы).

50. Горело 7 свечей, две свечи погасло. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).

infourok.ru

Календарно-тематическое планирование (математика, старшая группа) по теме: Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения на развитие математических способностей для детей 5-7 лет

упражнения на развитие математических способностей…

Программа по дополнительной платной образовательной услуге “Юный шахматист”для детей 5-7 лет

Программа разработана на основе парциальной программы “Шахматы для самых маленьких”автор:научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО И.Г.Сухин….

Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Юный актёр» для детей 5 -7 лет

Программа «Юный актёр» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.Основной целью программы является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Даная пр…

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька » для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. год. МАДОУ « …

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе «Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год.

Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей к школе«Раз – ступенька, два – ступенька» для детей 5-7 лет на 2016 – 2017 уч. Год. МАДОУ « Детский сад « Гусельки» г.Югорск…

МАЛЕНЬКИЙ СЕМЕЙНЫЙ МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

С каким нетерпением каждый раз дети ждут праздник: для них это всегда ожидание чуда, предвкушение радости.Попробуем удивить ребенка, совместно устроив математический праздник….

Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 5-7 лет

Знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании….

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *