РИАМО, Александр Кожохин
Музыка Чайковского, по данным ЮНЕСКО, считается самой исполняемой в мире. Дом-музей Петра Ильича Чайковского в подмосковном Клину считается музеем мирового уровня. Каждый год в начале ноября здесь проходят дни памяти великого композитора, а в декабре 2014 года музей отметит юбилей – 120-летие со дня основания.
«Мне нигде не работалось так хорошо»
РИАМО, Александр Кожохин
Музей-заповедник П. И. Чайковского в Клину – единственный в России мемориальный музыкальный музей, где полностью сохранены обстановка, архив. Все выглядит так, как было при жизни выдающегося композитора. Создателем музея выступил брат композитора Модест Ильич Чайковский.
В усадьбах «Майданово» и «Фроловское», расположенных под Клином, а затем и в самом городе Чайковский провел последние восемь с половиной лет жизни. Эти годы были очень плодотворными. Здесь были созданы оперы «Чародейка», «Черевички», «Иоланта», балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», симфонии «Манфред», Пятая и Шестая, многие романсы, камерно-инструментальные и фортепианные сочинения.
В одном из писем Чайковский писал: «Мне нигде не работалось так хорошо. Ни блеск швейцарских озер, ни пышное цветение флорентийской весны не пробуждали во мне того волнения, которое я испытывал здесь при виде чахлого осинового перелеска. Эти дороги, лопухи, покосившиеся сараи, деревенские церквушки трогают меня до слез».
РИАМО, Александр Кожохин
В Клину дом композитора стоит в глубине небольшого старинного парка. Весной и летом здесь можно увидеть цветущие ландыши – любимые цветы Петра Ильича. В честь брата их посадил Модест Ильич Чайковский. Здесь растут и розы, бегонии, флоксы, душистый табак, которые цвели в парке при композиторе. У Чайковского даже есть стихотворение «Ландыши», посвященное любимому цветку.
Парк был заложен в 70-е годы 19 века. В то время клинский мировой судья Сахаров начал строить этот дом. Его семья здесь практически не жила, дом сдавали внаем. Чайковский жил в нем с мая 1892 года по октябрь 1893 года.
Над главным входом в дом расположен красивый балкон-фонарик с разноцветными стеклами, украшенный башенкой.
Дары от поклонников
РИАМО, Александр Кожохин
На первом этаже дома находится комната, которую занимала семья Алексея Ивановича Софронова, слуги композитора. Сейчас здесь оформлена витрина, в которой выставлены подарки Чайковскому от многочисленных почитателей его таланта. Здесь можно увидеть серебряный лавровый венок, партитуру оперы «Пиковая дама» в серебряном окладе, дорожный погребец, на каждой чарке которого выгравировано название произведения Чайковского. Также в комнате Софронова выставлены некоторые вещи из гардероба композитора.
Здесь же, на первом этаже располагалась столовая, в ней и сейчас стоит большой стол-сороконожка. Летом этот стол выносили на веранду. В шкафу сохранились некоторые вещи из сервиза Чайковского, столовое серебро.
Где создавались шедевры
РИАМО, Александр Кожохин
В клинском доме композитор занимал второй этаж. Поднявшись по лестнице, гости музея попадают в прихожую, обставленную типично для того времени: вешалка, шкаф для одежды, большое зеркало. На полу – большие дорожные сундуки, с которыми Чайковский путешествовал. Здесь же коробки для шляп и тросточка.
Из мебели в кабинете-гостиной – книжные шкафы, письменный стол, гостиный гарнитур. Сюда из Фроловского и Майданова перенесены любимые уголки усадебного интерьера.
В центре гостиной – кабинетный рояль «Becker». Его Чайковскому в 1885 году подарила знаменитая петербургская фирма музыкальных инструментов.
Посетители с интересом разглядывают библиотеку Чайковского. В ней представлена вся русская литература, созданная к тому времени. Есть книги молодого Чехова, имя которого тогда только начинало звучать. Чайковский и Чехов планировали вместе создать оперу «Бэла» по Лермонтову. Антон Павлович должен был написать либретто. Но этим планам не суждено было осуществиться. Чехов посвятил композитору сборник «Хмурые люди». Есть и исторические книги, например, «Старая Москва», «Санкт-Петербург», «История русской церкви», и книги по биологии и зоологии. Интересы у Чайковского были самые разные. На полках – философские произведения Спинозы и Шопенгауэра, которыми увлекалась русская интеллигенция, а также произведения Шиллера, Шекспира и Золя, которого Чайковский не любил. Многие книги имеют пометки хозяина дома.
РИАМО, Александр Кожохин
Здесь же хранятся журналы, которые композитор выписывал. На стенах – большое количество фотографий. По ним легко можно проследить биографию Чайковского. Здесь же представлены и альбомы с фотографиями.
На письменном столе можно рассмотреть предметы, принадлежавшие Петру Ильичу: очки, чернильницу, пресс-папье, многочисленные курительные трубки, ключи для настройки рояля, камертон.
На столе стоит небольшая фотография Надежды Филаретовны фон Мекк с дочерью. Эта женщина стала для Петра Ильича меценатом, оказывала ему материальную поддержку в течение долгого времени. Эта помощь давала композитору возможность не работать в консерватории, а заниматься только созданием музыки.
Надежда фон Мекк была влюблена в музыку Чайковского, а возможно, и в самого композитора. Это доподлинно неизвестно. Они никогда не встречались, личного знакомства не было. Их отношения – это история в письмах, которая продолжалась 14 лет. Дети Надежды Филаретовны ревновали ее к Чайковскому, они приостановили и материальную помощь.
Сам Чайковский тяжело переживал разрыв, не понимал его причину. Спустя много лет Надежда Филаретовна, прикованная к постели, продиктовала ещё одно письмо к Чайковскому, но оно так и не дошло до адресата.
Письма «без купюр»
РИАМО, Александр Кожохин
На фотографиях композитора последних лет мы видим усталого и измученного человека. Что мучило гения, не давало покоя? Весь мир был у его ног. Все музыкальные столицы принимали его с необыкновенным восторгом. А Петр Ильич был одинок и страдал.
О жизни Чайковского ходило много легенд, сплетен. Чтобы прекратить сплетни по поводу нетрадиционной ориентации, Петр Ильич решил жениться на студентке консерватории, которая атаковала его письмами с любовными признаниями. Жена была красивой, но ее посредственность угнетала композитора. Ей даже было неинтересно, над чем трудится муж. Чайковский потерял душевное равновесие и писал тогда Надежде Филаретовне фон Мекк: «Я стал совершенно не в состоянии работать». В итоге он развелся и решил посвятить себя только служению музыке и до конца остался верен этому решению.
Может быть, лучшее из того, что создал Чайковский, было результатом страданий, тяжелой борьбы со своей природой. А музыка стала его спасением.
Многие письма Чайковского, хранящиеся в музее, оказались вымаранными. Родственники Петра Ильича, имевшие доступ к архивам, зачеркивали «интимные» места в его переписке. Значительный информационный пласт скрывался. Скрытые строчки сотрудникам музея удалось восстановить. Письма «без купюр» опубликованы в «Альманахе», который выпустил музей Чайковского. Теперь о них рассказывают и во время экскурсий.
Шестая патетическая, и последняя
РИАМО, Александр Кожохин
В клинском доме Чайковский написал свое последнее произведение – Шестую Патетическую симфонию. Посвятил ее племяннику Владимиру Львовичу Давыдову. Премьера состоялась в Петербурге 16 октября 1893 года. Увы, она не нашла признания у слушателей.
Спустя несколько дней, 25 октября из Петербурга пришла весть о смерти великого композитора. Основная версия – холера.
Дом в Клину был выкуплен после смерти Чайковского его братом Модестом Ильичом и племянником Владимиром Львовичем.
Дата основания музея – 9 декабря 1894 года. Тогда здесь появились первые посетители.
Во время Великой Отечественной войны Клин был оккупирован. Все экспонаты музея, в том числе рояль композитора, вывезли на родину Чайковского в город Воткинск. Музей заняли гитлеровцы. В столовой на первом этаже находился гараж, в котором стояли мотоциклы. На втором этаже были казармы. В спальне устроили отхожее место. Когда началось контрнаступление советских войск, дом был в спешке покинут врагами. Но они успели облить его бензином. Что помешало поджечь? Бежали в панике и было не до этого? Или рука не поднялась чиркнуть спичку?
В 44-м году музейная экспозиция была возвращена в Клин.
В наше время в музей Чайковского приезжают туристы со всего мира.
«Нас, русских, очень многие люди за рубежом знают по музыке Чайковского, по книгам Толстого: они «трудятся», эти великие из великих, и по сей день. Вечная благодарность им за возвеличивание России – в любые времена»,- так написал в книге отзывов поклонник таланта композитора, оставшийся неизвестным.
Адрес: Мемориального музыкального музея-заповедника П. И. Чайковского: г. Клин, ул. Чайковского, д. 48. Телефон: 495-539-81-96. Выходные дни – среда, четверг.
Как доехать: на электричке с Ленинградского вокзала Москвы до станции Клин; автобусом № 437 от станции метро «Речной вокзал».
Источник: РИАМО http://riamo.ru/places_routes/20141113/606149997.html
Видео: http://360tv.ru/news/mezhdunarodnyj-festival-imeni-chajkovskogo-otkroetsja-30-aprelja-v-klinu-21172
Месяц Май празднует день рождения Чайковского! А совсем недавно, год 2015-ый отметился как юбилейный год в музыкальной жизни России:
исполнилось 175 лет со дня рождения П.И. Чайковского.
Родился 7 мая 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.
В возрасте пяти лет Петр Чайковский уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. В 1849 году семья Чайковских переехала в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.
В биографии Петра Ильича Чайковского первоначально было получено домашнее образование. Затем Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. Смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка.
в Департаменте юстиции.
Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский поступает в консерваторию Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Чайковского у великолепных преподавателей Зарембы, Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.
В 1862 году он становится одним из первых студентов консерватории в Санкт-Петербурге, а в 1865 году оканчивает её с серебряной медалью и сразу же переезжает в Москву, где получает профессорскую должность в консерватории. С 1872 по 1876 годы П. И. Чайковский трудится музыкальным критиком в газете «Русские ведомости».
Всемирную славу Чайковскому принесли балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Орлеанская дева» и другие.
В 1885 году он становится директором отделения российского музыкального общества в Москве. В 1893 году Чайковский удостоен звания Почётного доктора Кембриджского университета. 16 октября 1893 года состоялось последнее выступление великого композитора, он дирижировал своей Шестой симфонией.
(25 октября) 6 ноября 1893 года в Санкт-Петербурге Пётр Ильич Чайковский скончался от холеры. Похоронен в Александро-Невской лавре в Некрополе мастеров искусств.
Величайший русский композитор, дирижёр, педагог оставил после себя
Памятник Чайковскому перед Московской консерваторией
Монета Банка России
Юбилейная медно-никелевая монета, Госбанк СССР
Дом-музей Чайковского в Клину
Ландыш был любимым цветком Петра Ильича Чайковского. Поселившись в Клину, композитор высадил ландыши в парке, примыкавшем к дому. И теперь весной они встречают всех, кто приходит в дом-музей.
Чайковский писал не только музыкальные произведения, но и стихи. Во Флоренции было начато стихотворение «Ландыши»:
«Когда в конце весны последний раз срываю
Любимые цветы, – тоска мне давит грудь,
И к будущему я молитвенно взываю:
Хоть раз еще хочу на ландыши взглянуть…»
http://allforchildren.
ru/poetry/author441-chaikovsky.php
www.playcast.ru/view/4826680/852789e419b5470bd30b71446c14bb1bbc092babpl
Весна. Природа пробуждается. В душе рождаются новые мелодии.
Я приглашаю Вас в театр. Давайте наслаждаться красотой мелодий, сочиненных великим композитором.
И приглашаю вас я в лес.
В весенний лес. Подышать ландышами.
Давайте наслаждаться красотой природы.
Ведь ландыши – весенний нам подарок от Весны.
Давайте наслаждаться вместе чудными творениями природы…
Обнаружили плагиат? Сообщите об этом
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь и авторизируйтесь на сайте.
В прошлом Рождества мы исследовали миндаль и марципан, сахар и глазированные фрукты, ладан и мирру, рождественские елки и довольно готические интерпретации Санты и его летающих оленей. На это Рождество балет Чайковского «Щелкунчик», редкий праздник экономической ботаники, дает ботанику Рождества.
Щелкунчик, впервые исполненный в Санкт-Петербурге в 1892 году, теперь является верным героем Рождества. Хотя это, по общему признанию, маловероятно намерению Чайковского, «Щелкунчик» посвящает значительную часть сцены экономической ботанике во втором акте. Здесь танцоры связаны со странами происхождения танцевальных культур, наиболее очевидно с китайскими танцорами для чая и арабскими танцорами для кофе. Русские танцоры для леденцов иллюстрируют, что, по крайней мере, в России в девятнадцатом веке сахар из сахарной свеклы был дешевле, чем импортный тростниковый сахар, в то время как испанские танцоры для шоколада отражают происхождение шоколада в Американской империи Испании. Какао было впервые импортировано в Испанию Эрнандо Кортесом в 1528 году, и, хотя ранние попытки испанцев выращивать какао в Карибском море потерпели неудачу, испанские капуцины успешно выращивали какао в Эквадоре в 1635 году. Даже у феи сахарной сливы более богатая история, чем у сладкого чернослива. слива со ссылкой на сладкий приз. Сахарные сливы были сделаны из слоев сахарного сиропа, построенных вокруг семян тмина или кардамона, и считались pièce de résistance кондитерского искусства. Знаменитый вальс цветов, пряничная мать и даже тростниковые флейты могут быть связаны с этим первым экономическим ботаническим балетом.
Щелкунчик, конечно же, заслуживает особого внимания. Щелкунчик из балета гораздо более изощрен, чем обычный рычаг второго сорта в большинстве кухонных ящиков (самый маловероятный объект, чтобы проникнуть в сон). Однако цель та же — расколоть твердую скорлупу орехов на нашем рождественском столе. Действительно, Рождество было единственным разом, когда в нашей семье на столе была миска неочищенных орехов и щипцы для орехов. Насколько я помню, выбор смешанных орехов включал миндаль, бразильские орехи, фундук и грецкие орехи, и после сытного рождественского ужина было больше интереса к раскалыванию орехов, чем к поеданию семечек — по крайней мере, для детей.
Ботаника этих орехов заслуживает некоторого уточнения.
Миндаль, Prunus dulcis , относятся к семейству розовых с косточковыми, яблоками и грушами, знакомы и хорошо растут в Аделаиде — и ранее изучались в ботанике Рождества. У Щелкунчика здесь легкая работа.
Бразильский орех — мой фаворит с ботанической точки зрения. С некоторой осторожностью скорлупа щелкунчика сладко трескается, обнажая большое семя. Бразильский орех, Bertholletia excelsis относятся к семейству Lecythidaceae, в которое входят Barringtonia acutangula , пресноводное мангровое дерево из северной Австралии, и Couroupita guinanensis , впечатляющее дерево с пушечным ядром из Гайаны. Дерево бразильского ореха вырастает до 50 м в высоту и, по общему мнению, до 1000 лет в тропических лесах в бассейне Амазонки и за Гвианским щитом.
Крупные желтые цветы бразильского ореха могут быть опылены только пчелой, достаточно большой, чтобы поднять колпачок на цветке, и с достаточно длинными языками, чтобы преодолевать сложный спиральный цветок. Таким пчелам для выживания требуется доступ к тропическим лесам. Например маленький самец пчелы Eulaema mocsaryi получает ароматы, которые она хранит в полостях задних ног, от тропической орхидеи Cattleya eldorado — этот аромат необходим для привлечения самок для спаривания. Крупная длинноязычная пчела-самка является опылителем бразильского орехового дерева. Таким образом, орхидеи и пчелы необходимы для опыления цветов бразильского ореха. Полученный плод представляет собой большую шаровидную капсулу, для созревания которой требуется 14 месяцев, вес до 2 кг и диаметр 15 см с древесной стенкой плода толщиной 1 см. . Каждый плод содержит от 8 до 24 бразильских орехов, упакованных примерно как дольки апельсина, и после падения на лесную подстилку их может открыть только агути, который может прогрызть древесную стенку плода. Агути, маленький грызун, поедает орехи и хранит излишки, закапывая их — потерянные или излишки орехов позволяют посадить новые деревья. Сложность экологии бразильского ореха означает, что бразильские орехи в основном по-прежнему поступают с диких деревьев, а не с плантаций.
Фундук, Corylus avellana , произрастают в Европе и Западной Азии и вместе с Corylaceae в настоящее время включены в семейство Betulaceae или березовых. Любопытно, что ближайшая родственница Betulaceae, по мнению молекулярных систематиков, наиболее тесно связана с Casuarinaceae — австралийским дубом. Лесные орехи тесно связаны с фундуком, Corylus maxima. Фундук лиственный и цветет в сережках, опыляемых ветром. Фундук вырастает до 10 м в высоту, но, возможно, более привычным он является для живой изгороди в Европе. Промышленность в Южной Австралии находится в зачаточном состоянии — большая часть мирового производства находится в Турции.
Последним орехом для щелкунчика является грецкий орех обыкновенный, Juglans regia семейства Juglandaceae или грецкого ореха. Деревья лиственные и цветут сережками, которые опыляются ветром. Грецкий орех произрастает от Турции через Среднюю Азию и до юго-западного Китая. В знаменитых грецких ореховых лесах Кыргызстана растут грецкие орехи высотой до 35 м и диаметром ствола до 2 м в почти чистых насаждениях возрастом до 1000 лет. Китай и Иран лидируют в мире по производству. В Южной Австралии некоторые грецкие орехи выращивают в коммерческих целях в Аделаидских холмах и Риверленде.
Если вы хотите вырастить какой-либо из этих орехов, опыление имеет важное значение. В то время как требования к бразильскому ореху иллюстрируют крайнюю специализацию по опылению, требования к миндалю, лещине и грецкому ореху все еще требуют рассмотрения. Эти орехи фактически самонесовместимы, а это означает, что одного дерева недостаточно для производства фруктов — для перекрестного опыления требуется другой сорт.
Наша связь с растениями проникает во все сферы нашей жизни — это хорошо показано в «Щелкунчике» и за рождественским столом!
Стивен Форбс, директор Ботанических садов Южной Австралии
@ StephenJForbes
Первоначально опубликовано в The Adelaide Review (выпуск 430, декабрь 2015 г. ).
1 день назад
1 день назад
2 дня назад
Паганини
3 дня назад
Видео
3 дня назад
Андреа Бочелли
Узнать больше Лучшая классическая музыка
Подробнее Плейлисты Classic FM Live
Подробнее Поиск по
Образ жизни