Физическая культура – это не только культура движения, но и теоретические знания. Их закрепить и проверить можно с помощью загадок и кроссвордов. На занятиях по физической культуре мы знакомим детей с разным спортивным инвентарём, со спортивными снарядами, с видами спорта. Дети получают большое количество разнообразных знаний.
Лучше всего запоминание происходит в непроизвольной форме, стихотворные формы помогают усвоить материал. А из рифмы легко перейти и к вопросам загадкам – доскажи словечко; продолжи предложение; подбери рифму. Так постепенно дети учатся отгадывать загадки.
В загадках заключаются и логические цепочки, т.е. развивается и логическое мышление дошкольников.
Загадки и кроссворды очень актуальны при проведении спортивных досугов и праздников. Их можно предложить и в задания для совместного досуга детей и родителей.
Дошкольный возраст самое прекрасное время для всестороннего развития, а физкультура, игра и литература хорошие помощники.
КРОССВОРД № 1
1. Чтобы бегать очень быстро,
Планку брать всё время «чисто»,
Мячик дальше всех метать
И, конечно, первым стать,
Каждый день с друзьями он
Приходил на _______________
2. Он с тобою и со мною
Шёл лесными стёжками.
Друг походный за спиной
На ремнях с застёжками.
3. Взял в руки клюшку – не робей.
Игры нет лучше, чем ___________
4 . Здесь зрители сидят
И много шума …
Как место называется?
5 . Когда весна берёт своё,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через неё,
А она через меня.
6 . Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная.
7 . Щит с корзиной, мяч об пол …
Мы играем в ________________
8 . Он не игрок, но спорить с ним нельзя,
Свистит всех громче кто?
9. Когда три вида спорта в сборе,
Их называют ________________
11 . Кушай морковку, салат, апельсины,
Спортсмену для силы нужны __________
КРОССВОРД № 2
ПО ВЕРТИКАЛИ
1. Перетянул приятель – хват
Одной рукой в борьбе ______________
2. Он качалка и кровать
Хорошо на нём лежать.
Он в саду или в лесу
Покачает на весу.
4. Мяч ногами бьём – футбол,
А руками? – _______________
6. Любит по лесу гулять,
В палатке спать,
И костёр разжигать.
7. Бега, двадцать попасть
В цель стремятся,
Двое стоят – преграды чинят.
Избрали для боя зеленое поле,
Обычно час тридцать побоище длится.
8. Я катаюсь на нём до вечерней поры,
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда сам
Пешком я хожу
И коня своего за верёвку вожу
ПО ГОРИЗОНТАЛИ
3. Клюшкой её по льду мы гоняем
И в ворота забиваем.
5. Игра спортивная есть
Любителей её не счесть.
Мяч летит, и в поле сетка,
А в руках у нас ____________
9. Это, дети, не турист
В гору лезет _______________
10. Вышла на лёд ватага ребят,
Клюшки об лёд громко звенят.
И шайба летит,
Мы крикнем: «О, кей!»
Игры не лучше, чем _________
11. Игра отличная футбол,
Уже забили первый _________
КРОССВОРД № 3
ПО ВЕРТИКАЛИ
2. Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине,
Коль в поход пойдёшь со мной
Я повисну за спиной.
4. Я конём рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадёт он на меня.
7. Льётся речка – мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим.
10. Кинешь в речку – не тонет,
Бьёшь о стенку – не стонет.
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ
1. Я его кручу рукой,
3. Маленький, удаленький
Громко кричит,
Судье помогает,
Устали не знает.
5. Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги
И по большим снегам беги.
6. Палка в виде запятой
Гонит мяч перед собой.
8. Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы.
9. Эта птица не синица,
Не орёл и не баклан.
Эта маленькая птица
Называется ________
11. Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Ниточка в воде,
Палочка в руке.
КРОССВОРД № 4
ПО ВЕРТИКАЛ
www.rs-tran.ru
Размер: px
Начинать показ со страницы:
1 Кроссворд «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения» По горизонтали: 5.. не тётка. 6. Мели,твоя неделя. 9. Кабы лиса не подоспела, то бы волка съела. 11. Молчание – согласия. 12. Старость не. 13. просто открывался. 15. Лиха беда Новый чисто метёт. 18. Не все коту масленица, бывает и великий. 19.Слышал, да не знает, где он. 21. рыбака видит издалека. 24. На чужой роток не накинешь. 25. Близок, да не укусишь. 26. Не дорог, дорога любовь. 28. На и на цвет товарищей нет. 30. Перемелется, будет. 31., да не тот. 32. Береги смолоду. По вертикали: 1. дороже денег. 2. Под лежачий вода не течёт. 3. Своя не тянет. 4. Кто старое помянет, тому вон.7 На ловца и… бежит.8. Дело -…!10 Один в поле не увяз всей птичке пропасть. 15. на столе, а пересол на спине. 16. Собака лает – носит. 17. Терпи, атаманом будешь. 20. На воре горит. 22. сестре не указ в стряпне. 23. Дорога к обеду. 26. Не было у бабы хлопот, так купила 27. Смотри в! 29. не без добрых людей. 30. Повторенье – ученья. 20 Подписано в печать Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Отпечатано в ГОУ Центр образования 1830 г. Москва, ул. 1-ая Вольская 7, тел./факс, Е-mail
2 В колоске есть зёрнышки, А знания и шутки – в Солнышке Какие фразеологизмы изображены перед вами? (В состав одного входит существительное «нос»). Саша Кириллова, 7 Б Дорогие друзья! В этом выпуске мы подготовили материал о фразеологизмах, которые являются неотъемлемой частью нашего русского языка. В этих чудесных выражениях заключён не только смысл, но и наша с вами история, традиции. Надеемся, что вам понравятся наши миниатюры, шутки, головоломки и иллюстрации. Авторы: Е.А. Маханова, А.А. Котлова, учащиеся 5Б, 6А, 6Б, 7Б, 7В, 7Д, 8Г Центра образования Оля Кидло, 7 Б Редакторы: Анна Фролова, Екатерина Жиганова. Художники:Кириллова Саша, Кидло Оля. Верстка и дизайн: А.С. Баженов. 2 19
3 ФРАЗЕОЛОГИЗНАЙКА Выделенные фразеологизмы сближает синонимичность значения. Что же они обозначают? Однажды идя домой, Маша услышала шорох за спиной. Мороз пробежал по коже. Она прошла еще несколько шагов, и снова кто то зашевелился в кустах. У Маши кровь застыла в жилах. Она поспешила домой. Тогда неизвестный выбежал из кустов, послышались его осторожные шаги Душа ушла в пятки, поджилки затряслись, и мурашки побежали по телу Маши. За спиной раздался визг, Маша обернулась, сама не своя от страха, и увидела щеночка Диана Черныш, 7 Б Угадай фразеологизм! Саша Кириллова, 7 Б Ответы на кроссворд:выпуска 3 голод, Емеля, овца, знак, радость, ларчик, начало, веник, пост, звон, рыбак, платок, локоть, подарок, вкус, мука, Федот, честь; уговор, камень, ноша, глаз, зверь, табак, воин, коготок, недосол, ветер, казак, шапка, брат, ложка, порося, корень, свет, мать. 18 В НОМЕРЕ: I. Предисловие… 2 II.Обучалки Научная страничка… 4 Кое-что о райских кущах III.Познавалки Зоофразеологизмы… 6 IV. Творилки Пишут дети… 7 Как мышонок Пик старикам помогал? О школе Употребление фразеологизмов Расшивровки…13 И снова о школе V. Занималки Кто хозяин..? Фразеологический букварь Фразеологизнайка Угадай фразеологизм Литературный кроссворд
4 Научная страничка Фразеология (гр. рhrasis -выражение + logos учение) наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер. Эти устойчивые сочетания называются фразеологизмами. Исследование всего множества фразеологизмов русского языка предполагает классифицирование по самым разнообразным признакам. Наиболее известна классификация В.В.Виноградова. Он выделяет 3 типа фразеологизмов. 1. Фразеологические сращения устойчивые сочетания, значение которых не выводится из значения составляющих их компонентов: попасть впросак, бить баклуши, собаку съесть, из рук вон, шутка сказать (не шутку!). 2. Фразеологические единства устойчивые сочетания, значение которых отчасти связано с семантикой составляющих их компонентов, употребленных в образном значении: зайти в тупик, бить ключом, плыть по течению, прикусить язык. Фразеологические единства всегда воспринимаются как метафоры или другие тропы, например:сравнения(как банный лист, как корова языком слизала, как на иголках), метафорические эпитеты (луженая глотка, железная хватка), гиперболы (золотые горы, море удовольствия), литоты (с маковое зернышко, хвататься за соломинку). Некоторые фразеологические единства обязаны своей экспрессивностью каламбуру, шутке, положенным в их основу: дырка от бублика, от жилетки рукава. 3. Фразеологические сочетания устойчивые обороты, значение которых мотивировано семантикой составляющих их компонентов: потупить взор (но не ногу или руку), щекотливый вопрос (не предложение или решение). Фразеологические сочетания могут иметь варианты: потерпеть кра
windows10official.ru
2 В колоске есть зёрнышки, А знания и шутки – в Солнышке Какие фразеологизмы изображены перед вами? (В состав одного входит существительное «нос»). Саша Кириллова, 7 Б Дорогие друзья! В этом выпуске мы подготовили материал о фразеологизмах, которые являются неотъемлемой частью нашего русского языка. В этих чудесных выражениях заключён не только смысл, но и наша с вами история, традиции. Надеемся, что вам понравятся наши миниатюры, шутки, головоломки и иллюстрации. Авторы: Е.А. Маханова, А.А. Котлова, учащиеся 5Б, 6А, 6Б, 7Б, 7В, 7Д, 8Г Центра образования Оля Кидло, 7 Б Редакторы: Анна Фролова, Екатерина Жиганова. Художники:Кириллова Саша, Кидло Оля. Верстка и дизайн: А.С. Баженов. 2 19
3 ФРАЗЕОЛОГИЗНАЙКА Выделенные фразеологизмы сближает синонимичность значения. Что же они обозначают? Однажды идя домой, Маша услышала шорох за спиной. Мороз пробежал по коже. Она прошла еще несколько шагов, и снова кто то зашевелился в кустах. У Маши кровь застыла в жилах. Она поспешила домой. Тогда неизвестный выбежал из кустов, послышались его осторожные шаги Душа ушла в пятки, поджилки затряслись, и мурашки побежали по телу Маши. За спиной раздался визг, Маша обернулась, сама не своя от страха, и увидела щеночка Диана Черныш, 7 Б Угадай фразеологизм! Саша Кириллова, 7 Б Ответы на кроссворд:выпуска 3 голод, Емеля, овца, знак, радость, ларчик, начало, веник, пост, звон, рыбак, платок, локоть, подарок, вкус, мука, Федот, честь; уговор, камень, ноша, глаз, зверь, табак, воин, коготок, недосол, ветер, казак, шапка, брат, ложка, порося, корень, свет, мать. 18 В НОМЕРЕ: I. Предисловие… 2 II.Обучалки Научная страничка… 4 Кое-что о райских кущах III.Познавалки Зоофразеологизмы… 6 IV. Творилки Пишут дети… 7 Как мышонок Пик старикам помогал? О школе Употребление фразеологизмов Расшивровки…13 И снова о школе V. Занималки Кто хозяин..? Фразеологический букварь Фразеологизнайка Угадай фразеологизм Литературный кроссворд
4 Научная страничка Фразеология (гр. рhrasis -выражение + logos учение) наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер. Эти устойчивые сочетания называются фразеологизмами. Исследование всего множества фразеологизмов русского языка предполагает классифицирование по самым разнообразным признакам. Наиболее известна классификация В.В.Виноградова. Он выделяет 3 типа фразеологизмов. 1. Фразеологические сращения устойчивые сочетания, значение которых не выводится из значения составляющих их компонентов: попасть впросак, бить баклуши, собаку съесть, из рук вон, шутка сказать (не шутку!). 2. Фразеологические единства устойчивые сочетания, значение которых отчасти связано с семантикой составляющих их компонентов, употребленных в образном значении: зайти в тупик, бить ключом, плыть по течению, прикусить язык. Фразеологические единства всегда воспринимаются как метафоры или другие тропы, например:сравнения(как банный лист, как корова языком слизала, как на иголках), метафорические эпитеты (луженая глотка, железная хватка), гиперболы (золотые горы, море удовольствия), литоты (с маковое зернышко, хвататься за соломинку). Некоторые фразеологические единства обязаны своей экспрессивностью каламбуру, шутке, положенным в их основу: дырка от бублика, от жилетки рукава. 3. Фразеологические сочетания устойчивые обороты, значение которых мотивировано семантикой составляющих их компонентов: потупить взор (но не ногу или руку), щекотливый вопрос (не предложение или решение). Фразеологические сочетания могут иметь варианты: потерпеть крах потерпеть фиаско, страх берет зависть берет. Фразеологический букварь. У Андрея ахиллесова пята арифметика. Борис бил баклуши. У Вали все валилось из рук. У Гали голова на плечах. С Димой далеко не уедешь. Зина задает тон. Ира и ухом не ведет. Без Кати как без рук. Леша легок на помине. Миша мастер на все руки. Настя навострила уши. Оля осталась с носом. Петя показал, где раки зимуют. Рита рубила с плеча. У Саши своя голова на плечах. Тима тише воды, ниже травы. Ульяна учит уму разуму. У Хавроньи хлопот полон рот. Царице цены нет. Чуприков дал честное слово. С Шурой шутки плохи. У Яны язык хорошо подвешен. Аня Бабанова, 7 Б 4 17
5 Кто хозяин сидоровой козы? Одна из версий, что в русском фольклоре бытовали произведения ( скорее всего сказки), действующими лицами которых были Сидор со своей козой. Полагаясь на фольклорные источники, можно сделать следующий вывод о происхождении фразеологизма «бить как сидорову козу» : если Сидора обычно характеризуют как «богатого, но скупого и мелочного человека», то в этом выражении сказалось стремление мести к Сидору: если он сам недосягаем, то пусть хоть его козе достанется основательно. Аня Фролова, 7 Б Что висит на волоске? Это выражение употребляется со многими существительными: богатство, вещи, должностное место, чья либо кандидатура на него или вообще реальное дело. Но все таки самым часто употребительным является слово жизнь. Это выражения встречается нередко в произведениях русских писателей и поэтов. В 18 век часто использовалось выражение смерть его висела на волоске, что сейчас почти не употребляется. Но со всеми этими существительными выражение «висеть на волоске» имеет значение «очень опасные для существования ситуации, положение, близкое к краху, гибели, концу». А почему висеть именно на волоске? Это связывают с легендой о сиракузском тиране Дионисии, который, желая показать сложность положения владыки, усадил своего придворного вельможу Дамокла на кресло, над которым на конском волосе висел острый меч. Отсюда и еще один фразеологизм как под Дамокловым мечом. Эту классификацию фразеологизмов часто дополняют, выделяя фразеологические выражения, например: счастливые часов не наблюдают, быть или не быть. В эту группу фразеологизмов относят крылатые выражения, пословицы, поговорки. Котлова А.А. Кое-что о райских кущах, или немного из истории русского языка. Каждый язык изменяется по-своему. И после изменения всегда остаются следы прошлого, то в произношении слов, то в чередовании звуков Зная исторические чередования, мы легко можем определить степень родства тех слов, которые в наши дни разошлись довольно далеко и редко осознаются как родственные. Вот, например, что такое райские кущи? Вы догадываетесь, что сочетание связано с религиозными воззрениями наших предков, что это «нечто божественное» – но и только. Понятно еще, что кущи находятся в раю, где всегда хорошо: светло, тихо, чисто прибрано. А что такое сами кущи? Спрашиваешь и редко кто ответит правильно. Самый частый ответ: кущи? Это райские кущи. Но это вовсе не ответ. Однако мы хотим доискаться исконного значения слова, понять первоначальный смысл оборота. В этом случае нам и поможет отложившееся в нем историческое чередование. И в самом деле, может быть, райские кущи это райские кусты? Чередование -ст- – -щ- включается в обширное семейство чередующихся фонетических корней: льстить, пре-лест-ный льщ-у, по-льщ-енный. 16 5
6 Да и кущи, казалось бы, имеют родственника в современном русском языке: закущенное пространство (поросшее кустами место ). Вот и в новейших книгах слово кущи встречается в значении кусты. Наиболее догадливые переведут наше сочетание как райские куски. Куски, а не кусты! Вспомните: по-иск-ать ищ-у, таск-ать тащ-у. Поэтому и райские кущи как райские куски формально имеют право на существование. Значение, правда, несколько меняется Однако райские кущи и к кускам не имеют никакого отношения. Дело в том, что русскому ч в старославянском обычно соответствует щ. Сравните такие слова: я хочу аз хощу, ночной ворон нощной вран. Таким образом, там, где в русском языке чередование т ч (хотеть хочу ), в старославянском всегда т щ (хотете хощу ). И, следовательно, райские кущи нужно перевести как райские кучи. Это правильный перевод. Правильный-то, правильный, но непонятный. Если же включить его в общий ряд церковнославянских чередований, получится соотношение: хот-(ети) хощ(у), кут кущ(и). Слово кут очень древнее, оно до сих пор сохранилось в русских говорах в исконном своем значении угол. И в литературном языке много производных от этого корня. Закуток огороженное в углу пространство, кутёнок слепой щенок, которого держат пока в доме, и т.д. Таким образом, кущи это кучи, то есть помещения, состоявшие из углов, имеющие углы. Другими словами, это дом, а точнее, не дом шатер, шалаш, хижина. В болгарском, в сербском, в словенском языках слово с этим корнем до сих пор обозначает дом. Русский писатель Глеб Успенский и переводил в ироническом смысле торжественное: райские кущи на доступный язык: райские домики Зоофразеологизмы, или животный мир во фразеологии Брать быка за рога начинать действовать энергично, сразу и с самого главного. В ежовых рукавицах строго, сурово, с большой строгостью. Вот где собака зарыта именно в этом истинная причина, суть дела; в этом заключается главное. Гнаться за двумя зайцами пытаться одновременно достичь двух различных целей, выполнить два разных дела. Делать из мухи слона сильно преувеличивать что либо. Как белка в колесе быть очень занятым, в постоянных хлопотах, заботах (иногда без видимых результатов). Как рыба в воде свободно, непринужденно, хорошо. Как с гуся вода совершенно безразлично, никак не действует. Комар носа не подточит не к чему придраться. Кот наплакал очень мало. Кошки скребут на сердце неспокойно, тревожно, тоскливо, грустно. Львиная доля большая и обычно лучшая часть. Ни рыба ни мясо ничем не выделяющийся, не имеющий ярких отличительных свойств, неспособный на активные действия. Показать, где раки зимуют проучить, жестоко наказать кого либо. Убить двух зайцев одновременно выполнить два дела, добиться осуществления двух целей. Александра Ваганова, 7 Б 6 Катя Жиганова, 7 Б 15
7 И снова о школе, учениках и учителях Афоризмы Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей. (Антон Лигов) Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбиньский) Секрет учительства в том, чтобы показать, что вы всю жизнь знали то, о чем прочитали вчера вечером. По мнению учителей, яйца курицу не учат, по мнению учеников, курица не птица. (Александр Ботвинников) Экзамены единственная возможность знать хоть что то хотя бы несколько дней. (Жорж Элгози) Пишут дети: «Кем я хочу стать» Если бы я была тренером, я бы отдавала работе все свои силы. Я бы тренировала даже самых маленьких,и никогда на них не кричала,и не ругала. Я основала бы собственный клуб Теквандо. Мы бы вместе ездили на соревнования, а летом в спортивные лагеря. Я бы учила их точно так же, как учат меня: я бы отдавала им всю свою душу. Они достигли бы со мной высочайшего уровня. Мы бы стали великими мастерами и самыми уважаемыми людьми мира. У нас были бы самые счастливые семьи на Земле. Я уверена, что все это будет у меня, если я стану тренером. У меня есть шанс на светлое будущее, и я его не упущу. Аня Фролова, 7 Б *** Профессия врача появилась еще в эпоху древнего мира, она очень важна и интересна. Люди этой профессии приходят на помощь в самые критические моменты нашей жизни. Врачом Можно привести лошадь может стать только сильный и уверенный в себе человек, который к водопою, но нельзя заставить ее пить. (английская пос- ловица) Нужно много учиться, чтобы немного знать. (Шарль Монтескье) Я знаю, что я ничего не знаю. (Сократ) Век живи век учись, а дураком помрешь. (русская пословица) Век живи век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ты ничего не знаешь. (Козьма Прутков). Собрал Максим Аксянов, 7 Б может понять чужую боль. Эта профессия требует терпеловица) ния и сострадания. Если бы я была врачом, то я бы стремилась помочь больным. Для этого я бы постаралась создать новые лекарства, диагностики. Мне бы хотелось, чтобы в нашей стране были построены новые современные больницы, поликлиники и научные медицинские центры. Я хочу, чтобы человек, приходя в эти здания, знал, что его здесь ждут и ему обязательно помогут. Я бы хотела, чтобы в лечебных учреждениях работал квалифицированный персонал. Мне бы хотелось иметь такие качества, достойные профессии врача, как-то: желание помогать людям, доброта, спокойствие в критических ситуациях, вежливость. 14 7
8 Я бы постаралась внушить важные правила: не курить, не пить спиртного, не загрязнять окружающую среду, не губить себя и окружающих людей. Каждая профессия важна по своему. Работая врачом, я бы стремилась сделать все, чтобы люди болели как можно меньше. Ведь хороший врач это человек, который избавляет от страданий, а нередко спасает жизнь. Катя Жиганова, 7 Б *** Если бы я был известным футболистом, я бы обязательно играл в чемпионате Европы за сборную России по футболу летом 2008 года. Я бы сделал все для того, чтобы наша команда вышла в финал и завоевала Кубок Европы. Я бы постарался забить в финале победный гол и прославить на весь мир сборную Европы. Заработанные деньги я бы потратил на благотворительность. Вложил бы деньги в развитие детского и юношеского футбола в России, чтобы выросли хорошие футболисты, которые выигрывали бы новые престижные трофеи. Еще я обязательно помог бы бездомным детям и детям сиротам, чтобы они не чувствовали одиночества, а чувствовали заботу и внимание окружающих людей. Я думаю, всегда приятно делать добрые дела. P.S.: В прошлом учебном году Ричард учился в 6 В классе, а с нынешнего года в нашей школе существует 7 Д класс класс футболистов, среди которых оказался ( и совсем не случайно) Ричард. Значит, один шаг на пути к победе уже сделан. Желаем удачи ребятам спортсменам, которым предстоит соревнование в Сочи в ноябре этого года. Ричард Анварул, 7 Д НА ЗАМЕТКУ Обновлённые писателями фразеологизмы иногда выделяют в особую группу оказиональных фразеологических неологизмов. Как и лексические неологизмы, они выполняют в художественной речи экспрессивную функцию, например: Скромность украшает даже тех, кому она не к лицу. Никита Севриков, 7 В РАСШИФРОВКИ Недавно мы писали олимпиаду по русскому языку, и наибольшее затруднение вызвало задание, где нужно было определить значение фразеологизмов. Вот самые «удачные» примеры расшифровки: рядиться в павлиньи перья одеть на себя лучшие наряды; одеться броско; вешать собак носить что нибудь из животного; добывать еду; пускать собак на большую охоту; по Сеньке шапка подходить по размеру;. стреляный воробей на охоте кто то убил воробья. Ваня Кондаков, 7 Б 8 13
9 Употребление фразеологизмов в публицистике Употребление фразеологизмов придаёт речи живость и образность. Это ценят журналисты, которые охотно обращаются к русской фразеологии в фельетонах, очерках. Особенно любят использовать фразеологизмы юмористы, сатирики. Испытанным стилистическим приёмом обновления семантики фразеологизмов является изменение в них количества компонентов, что придает ему новою образную форму: Кошки не обыкновенные,а с длинными, жёлтыми когтями, скребли её за сердце. (Ч.)Замена словарных компонентов фразеологических оборотов также используется для их иронического переосмыления: Всеми фибрами своего чемодана он стремился за границу.(и. и П.) Своеобразным стилистическим приёмом авторской обработки фразеологизмов является соединение нескольких выражений: Не потому ли молчание – золото, что оно знак согласия?. Одним из наиболее ярких стилистических приёмов обновления фразеологизмов является разрушение их образного значения. При этом внешне фразеологизм не изменяется, но утрачивает своё метафорическое значение и воспринимается буквально: Открытое письмо опять получил писатель Иванов.Выяснилось, что его письма вскрывает сосед по лестничной клетке Сидоров. *** Если бы я был гаишником, ездил бы на Мицубиси Лансер 4 и останавливал правонарушителей. Носил звание майора. Женился на молодой женщине и имел трех детей, дачу (12 на 12) и большую баню. Ездил на рыбалку с отцом на реку Пру и на охоту в Коломну. Открыл счет в банке и копил на учебу детей в институте. Жил бы хорошей и очень веселой жизнью и не знал бы горя и печали. Вот так. Дима Гвоздев, 7 Б *** Я считаю, что мне очень повезло, так как в моей жизни есть замечательный педагог Егоров Сергей Николаевич, который все свое время посвящает воспитанию и развитию подростков. Он руководит клубом «Отважный», который посещают девчонки и мальчишки в свободное от учебы время. Там мы занимаемся интересными и полезными делами: ходим в походы, возрождаем народные игры, знакомимся с творчеством великих русских поэтов, поем под гитару песни и просто общаемся. Нам некогда думать о курении, выпивке, наркотиках. К сожалению, таких клубов очень мало, и подростки вынуждены проводить свободное время на улице, где много соблазнов. Я не знаю, кем стану во взрослой жизни, но у меня есть мечта:если мне повезет, и я стану богатым человеком, то часть своих денег буду тратить на создание таких клубов для подростков, где ребята смогут заниматься тем, что им интересно: играть рок музыку, танцевать хип хоп, рисовать граффити, изучать языки и многое другое. В подобных ситуациях возникают каламбуры. Второй план значения фразеологизма иногда выявляется в небольшом по размерам контексте: Попал в переплёт, но утешился, 12 прочитав своё имя на обложке 9
10 Если подростки почувствуют поддержку взрослых, увидят, что ребят с такими же интересами много, то они будут стремиться в такие подростковые клубы. Многие здесь могут выбрать себе даже профессию. Они будут увлечены интересным делом, и им не придет в голову совершать грязные и мерзкие поступки. Тогда «отморозков» станет меньше. Поэтому я хочу стать меценатом и приносить пользу подрастающему поколению. Илья Борисов, 7 Б Творческая лаборатория. Как мышонок Пик старикам помог. Жили были старик со старухой. Жили, с жиру не бесились. Сквозь пальцы смотрели они на свою старую избу. И вот в одно прекрасное утро, когда ещё старики на печи спали, кто то пискнул в углу их избы: -Уж солнце встало высоко, а они всё спят и в ус не дуют. Печь холодна, в амбаре шаром покати, угоститься нечем. В избе грязь, ноги не протащишь. С такими хозяевами каши не сваришь. Стал мышонок Пик ломать голову, как дело поправить: – Надо брать их в свои руки. Побежал он сломя голову к волшебному дубу. Но к дубу подойти было сложно, там сидел старый филин Фет и охранял волшебные жёлуди. «Как же мне обвести филина вокруг пальца и украсть жёлудь? – думал Пик.- Хоть караул кричи». Как снег на голову вдруг спустился к нему паук Шик, его старый приятель. Паук знал Шика как свои пять пальцев. – Да он ни рыба ни мясо, я заговорю ему зубы, а ты возьмёшь жёлудь,- успокаивал Шик Пика. На том они и порешили. Дело было в шляпе. Счастливый Пик вернулся в старую избу с добычей, а там стоят старик со старухой и руки по швам: – Это что ещё за гость у нас?. А мышонок говорит: – Хотите, как сыры в масле кататься, одеваться с иголочки, с жиру беситься? – Да! – ответили старики. – Тогда берите себя в руки, идите в огород, будем сажать волшебный жёлудь. С тех пор у стариков денег хоть лопатой загребай. В амбаре яств битком набито. Стали бабка, дед и мышонок жить счастливо и в достатке. А филин долго рвал и метал, как его так ловко обвели вокруг пальца. Оля Поткина, 7 Б О ШКОЛЕ По большому счёту, в школе, Как по маслу все идёт. Бойкие у нас ребята Не клади им палец в рот. Всех насквозь учитель видит, Уму разуму уча, Если кто то бьёт баклуши, Не будет он рубить с плеча, А даст задание такое, Чтоб закружилась голова, Чтоб мысль ключом забила! И мы засучим рукава! Саша Кириллова, 7 Б 10 11
docplayer.ru
Физическая культура – это не только культура движения, но и теоретические знания. Их закрепить и проверить можно с помощью загадок и кроссвордов. На занятиях по физической культуре мы знакомим детей с разным спортивным инвентарём, со спортивными снарядами, с видами спорта. Дети получают большое количество разнообразных знаний.
Лучше всего запоминание происходит в непроизвольной форме, стихотворные формы помогают усвоить материал. А из рифмы легко перейти и к вопросам загадкам – доскажи словечко; продолжи предложение; подбери рифму. Так постепенно дети учатся отгадывать загадки.
В загадках заключаются и логические цепочки, т.е. развивается и логическое мышление дошкольников.
Загадки и кроссворды очень актуальны при проведении спортивных досугов и праздников. Их можно предложить и в задания для совместного досуга детей и родителей.
Дошкольный возраст самое прекрасное время для всестороннего развития, а физкультура, игра и литература хорошие помощники.
КРОССВОРД № 1
1. Чтобы бегать очень быстро,
Планку брать всё время «чисто»,
Мячик дальше всех метать
И, конечно, первым стать,
Каждый день с друзьями он
Приходил на _______________
2. Он с тобою и со мною
Шёл лесными стёжками.
Друг походный за спиной
На ремнях с застёжками.
3. Взял в руки клюшку – не робей.
Игры нет лучше, чем ___________
4 . Здесь зрители сидят
И много шума …
Как место называется?
5 . Когда весна берёт своё,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через неё,
А она через меня.
6 . Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная.
7 . Щит с корзиной, мяч об пол …
Мы играем в ________________
8 . Он не игрок, но спорить с ним нельзя,
Свистит всех громче кто?
9. Когда три вида спорта в сборе,
Их называют ________________
10 . Перетянул приятель – хват
11 . Кушай морковку, салат, апельсины,
Спортсмену для силы нужны __________
КРОССВОРД № 2
ПО ВЕРТИКАЛИ
1. Перетянул приятель – хват
Одной рукой в борьбе ______________
2. Он качалка и кровать
Хорошо на нём лежать.
Он в саду или в лесу
Покачает на весу.
4. Мяч ногами бьём – футбол,
А руками? – _______________
6. Любит по лесу гулять,
В палатке спать,
И костёр разжигать.
7. Бега, двадцать попасть
В цель стремятся,
Двое стоят – преграды чинят.
Избрали для боя зеленое поле,
Обычно час тридцать побоище длится.
8. Я катаюсь на нём до вечерней поры,
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда сам
Пешком я хожу
И коня своего за верёвку вожу
ПО ГОРИЗОНТАЛИ
3. Клюшкой её по льду мы гоняем
И в ворота забиваем.
5. Игра спортивная есть
Любителей её не счесть.
Мяч летит, и в поле сетка,
А в руках у нас ____________
9. Это, дети, не турист
В гору лезет _______________
10. Вышла на лёд ватага ребят,
Клюшки об лёд громко звенят.
И шайба летит,
Мы крикнем: «О, кей!»
Игры не лучше, чем _________
11. Игра отличная футбол,
Уже забили первый _________
КРОССВОРД № 3
ПО ВЕРТИКАЛИ
2. Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине,
Коль в поход пойдёшь со мной
Я повисну за спиной.
4. Я конём рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадёт он на меня.
7. Льётся речка – мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим.
10. Кинешь в речку – не тонет,
Бьёшь о стенку – не стонет.
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ
1. Я его кручу рукой,
И на шеи и ногой,
И на талии кручу,
И ронять я не хочу.
3. Маленький, удаленький
Громко кричит,
Судье помогает,
Устали не знает.
5. Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги
И по большим снегам беги.
6. Палка в виде запятой
Гонит мяч перед собой.
8. Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы.
dvoris.ru
“Пословицы – это элементы старой философии, которая выжила благодаря своей краткости и точности». Аристотель
Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности и с той поры они передавались из уст в уста от поколения к поколению, пока не были записаны и не стали фольклорными сокровищами.
Под пословицами мы понимаем краткие народные изречения, имеющие поучительный смысл. В пословице выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл. Пословица ведь недаром молвится. Ее любят, ее ценят, ее помнят и охотно цитируют. По-другому и быть не может, ведь она – украшение речи, наставник и утешитель. Поговорка же в свою очередь – это широко распространенное образное выражение, которое не имеет обобщающего смысла и поучительной тенденции. Даль дает следующее определение поговорке: «Поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы.» Пословицы и поговорки легко запоминаются благодаря своей краткости, а также потому что они имеют рифму и ритм, радующие ухо.
Пословицы и поговорки, играют важную роль в обучении ребенка с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери», «Кто матери не послушает, в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «Труд человека кормит, а лень портит». «Где труд, там и счастье». «Ученье – свет, а неученье – тьма». «Ученье да труд к счастью ведут». «Век живи, век учись».
Пословицы и поговорки шагают с нами на протяжении всей нашей жизни.
Подытожим: «Коли дело не спорится, обратись за советом к поговорке или пословице»
Проверьте свои знания – разгадайте наши кроссворды, составленные по пословицам и поговоркамПриветствую Вас, самые умные читатели блога «Развивашка»! Сегодня мы подводим итоги второго тура нашего конкурса. Задания кроссворда были по теме «Животные — рекордсмены».
Видимо, кроссворд оказался сложноватым, поскольку ответов пришло поменьше, чем в 1 туре. Всего 10 человек прислали ключевое слово, но все участники отгадали его правильно. Ключевое слово было — «Совершенство».
Уважаемые читатели, хочу Вам напомнить, что баллы в конкурсе даются за скорость и постоянство. Даже, если Вы не смогли отгадать кроссворд, высылайте любое ключевое слово. За участие в 3 турах конкурса Вы получите 5 баллов, за участие в 4 турах конкурса — Вы получите дополнительно 10 баллов, за участие во всех 5 турах конкурса — Вы получите призовые 15 баллов.
Не буду Вас томить и приглашаю посмотреть на результаты 2 тура по — рекордсмены».
Результаты кроссворда
2 тур конкурса принес интересный сюрприз. Настя, участница 1 тура под номером 13, вырвалась вперед и получила свои заслуженные 10 баллов. Такого стремительного взлета в предыдущих турах не было ни у кого. Настя, я очень рада Вашим успехам и от всей души желаю Вам победы в нашем конкурсе! Так держать!
Милая Мила, две Юлии, Кристина и Мария отгадывали кроссворд друг за другом, но набрали баллов пока поменьше.
Светланка, работая на даче, увидела кроссворд поздно, но зато к ней присоединился муж. Так, что лидеры держитесь — Ваши конкуренты становятся все серьезнее.
В последний момент, ключевое слово прислали Юлия и Светлана. Молодцы — девчата, в 10-ку попали.
А теперь общие результаты за 2 тура.
Результаты двух туров
Первое место надежно удерживает наша постоянная быстрая участница Мила Милая.
Юля, таинственная победительница 1 тура кроссвордов, включайте свои дополнительные резервы и догоняйте-обгоняйте друзей-соперников в борьбе за приз.
Юлия, Светланка, Настя чуть-чуть побольше оперативности и победа будет Ваша.
Мария, Кристина, Катерина, Светлана, Вы очень близки к победной тройке.
Анастасия, Виктория, Тина, ну куда же Вы пропали? Дополнительные баллы ждут Вас.
А теперь следующий тур конкурса. Тема сегодняшнего кроссворда — русские поговорки . Этот кроссворд гораздо легче предыдущего, так что Вы его разгадаете без труда.
Итак, раз, два, три….поехали!
Размер: px
Начинать показ со страницы:
1 Кроссворд «Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения» По горизонтали: 5.. не тётка. 6. Мели,твоя неделя. 9. Кабы лиса не подоспела, то бы волка съела. 11. Молчание – согласия. 12. Старость не. 13. просто открывался. 15. Лиха беда Новый чисто метёт. 18. Не все коту масленица, бывает и великий. 19.Слышал, да не знает, где он. 21. рыбака видит издалека. 24. На чужой роток не накинешь. 25. Близок, да не укусишь. 26. Не дорог, дорога любовь. 28. На и на цвет товарищей нет. 30. Перемелется, будет. 31., да не тот. 32. Береги смолоду. По вертикали: 1. дороже денег. 2. Под лежачий вода не течёт. 3. Своя не тянет. 4. Кто старое помянет, тому вон.7 На ловца и… бежит.8. Дело -…!10 Один в поле не увяз всей птичке пропасть. 15. на столе, а пересол на спине. 16. Собака лает – носит. 17. Терпи, атаманом будешь. 20. На воре горит. 22. сестре не указ в стряпне. 23. Дорога к обеду. 26. Не было у бабы хлопот, так купила 27. Смотри в! 29. не без добрых людей. 30. Повторенье – ученья. 20 Подписано в печать Усл. печ. л. 1,0. Тираж 100 экз. Отпечатано в ГОУ Центр образования 1830 г. Москва, ул. 1-ая Вольская 7, тел./факс, Е-mail
2 В колоске есть зёрнышки, А знания и шутки – в Солнышке Какие фразеологизмы изображены перед вами? (В состав одного входит существительное «нос»). Саша Кириллова, 7 Б Дорогие друзья! В этом выпуске мы подготовили материал о фразеологизмах, которые являются неотъемлемой частью нашего русского языка. В этих чудесных выражениях заключён не только смысл, но и наша с вами история, традиции. Надеемся, что вам понравятся наши миниатюры, шутки, головоломки и иллюстрации. Авторы: Е.А. Маханова, А.А. Котлова, учащиеся 5Б, 6А, 6Б, 7Б, 7В, 7Д, 8Г Центра образования Ол
tattoo-club.ru
Кроссворд «Словесный футбол» по русским пословицам и поговоркам
Пояснительная записка
Данная игра-головоломка может использоваться на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях по вышеназванным предметам или на занятиях в объединениях журналистского и литературного профиля в учреждениях дополнительного образования.
Цель – активизировать знания обучающихся русских пословиц и поговорок.
Задачи:
Аудитория – обучающиеся 8-10 классов.
Источники:
Описание игры
«Слово к слову приставляет, словно клетки городит», – говорится в одной русской пословице. А у нас с вами здесь не просто клетки, а настоящая словесная головоломка. Правда, необычная.
Решать ее мы с вами будем, играя, в любимую многими игру – футбол. Поле – перед вами. Ворота – слева, и ворота – справа. А на поле – буквы, точнее – слова. И каждый ход (то есть – пас) на этом поле – правильно найденное слово. А, как известно, «На всякое слово есть пословица». Вот и наши слова принадлежат той или иной русской пословице или поговорке. Все они написаны в содержании головоломки. Вам надо найти пропущенные в них
spinamoya.ru
“Пословицы – это элементы старой философии, которая выжила благодаря своей краткости и точности». Аристотель
Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности и с той поры они передавались из уст в уста от поколения к поколению, пока не были записаны и не стали фольклорными сокровищами.
Под пословицами мы понимаем краткие народные изречения, имеющие поучительный смысл. В пословице выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл. Пословица ведь недаром молвится. Ее любят, ее ценят, ее помнят и охотно цитируют. По-другому и быть не может, ведь она – украшение речи, наставник и утешитель. Поговорка же в свою очередь – это широко распространенное образное выражение, которое не имеет обобщающего смысла и поучительной тенденции. Даль дает следующее определение поговорке: «Поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения; это одна первая половина пословицы.» Пословицы и поговорки легко запоминаются благодаря своей краткости, а также потому что они имеют рифму и ритм, радующие ухо.
Пословицы и поговорки, играют важную роль в обучении ребенка с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери», «Кто матери не послушает, в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «Труд человека кормит, а лень портит». «Где труд, там и счастье». «Ученье – свет, а неученье – тьма». «Ученье да труд к счастью ведут». «Век живи, век учись».
Пословицы и поговорки шагают с нами на протяжении всей нашей жизни.
Подытожим: «Коли дело не спорится, обратись за советом к поговорке или пословице»
Проверьте свои знания – разгадайте наши кроссворды, составленные по пословицам и поговоркамКроссворд «Словесный футбол» по русским пословицам и поговоркам
Пояснительная записка
Данная игра-головоломка может использоваться на уроках русского языка и литературы, на факультативных занятиях по вышеназванным предметам или на занятиях в объединениях журналистского и литературного профиля в учреждениях дополнительного образования.
Цель – активизировать знания обучающихся русских пословиц и поговорок.
Задачи:
Аудитория – обучающиеся 8-10 классов.
Источники:
Описание игры
«Слово к слову приставляет, словно клетки городит», – говорится в одной русской пословице. А у нас с вами здесь не просто клетки, а настоящая словесная головоломка. Правда, необычная.
Решать ее мы с вами будем, играя, в любимую многими игру – футбол. Поле – перед вами. Ворота – слева, и ворота – справа. А на поле – буквы, точнее – слова. И каждый ход (то есть – пас) на этом поле – правильно найденное слово. А, как известно, «На всякое слово есть пословица». Вот и наши слова принадлежат той или иной русской пословице или поговорке. Все они написаны в содержании головоломки. Вам надо найти пропущенные в них слова.
А правила – просты, они ничем не отличаются от футбольных. Начинают с середины поля. И первое слово (первый пас) от буквы, которая может находиться в соседних клеточках вокруг центра поля (черная клетка). А дальше действует принцип чайнворда – последняя буква предыдущего слова является первой последующего. Когда слово заканчивается в одной из трех, выделенных справа или слева клетках (воротах), засчитывается гол противоположной команде. Игра возобновляется с центра поля. Соперники ходят по очереди. После гола ход переходит другой команде. Матч, как и в футболе, состоит из первого и второго таймов.
Итак, чтобы сыграть в словесный футбол, нужно разделиться на две команды: команда, у которой ворота – слева, и команда, чьи ворота – справа. Первыми ходит команда правой половины поля. Задача – определить, с каким счетом закончится матч. И пусть победит самый точный в словах. Удачи!
А «Удача, – как говорится в пословице, – сама не приходит: ее работа за руку приводит». Тогда к делу, точнее – к игре.
Игровое поле
Игровое поле
не пытка, а спрос – не беда. алмазом режется. За старше закона. Куда грива, туда и . есть, да не втолкан весь. Одежда лучше новая, а – старый. Волк всякий линяет, а нрав не переменяет. Каков , такова и добыча. Какое дерево, таков и ; каков батька, таков и сын. Заговорил, так договаривать. Всякому своя честь . да охи не дадут подмоги. хороша, да и правда не худа.
Кто посеет , пожнёт бурю. – благородное дело. Пустой – гордо стоит. воробья на мякине не проведёшь. Сделав , не кайся. и к нам на двор солнышко взойдет. Молод – в , стар – на печь. Каков , таков и обед. Торопись на доброе , а худое само приспеет. Лучше с водой, чем пирог с бедой. Февраль снегом, а апрель – водою. Уговор денег.
Решение кроссворда «Словесный футбол»
Слово толковое стоит целкового
Ответы:
Попытка – алмаз – здорово – обычай (гол) хвост – толк (гол) друг – год – добытчик – клин – надо (гол) дорога – ахи – истина (свисток)
Ветер – риск – колос – старого (гол) добро – охота – авось (автогол) холод – дед – дело (гол) хлеб – богат (гол) дороже (свисток)
Счет матча – 4:3
Правильный вариант пословиц и поговорок
Попытка – не пытка, а спрос – не беда.
Алмаз алмазом режется
За здорово живешь голову на плаху не кладут.
Обычай старше закона.
Куда грива, туда и хвост .
Толк есть, да не втолкан весь
Одежда лучше новая, а друг – старый.
Волк всякий год линяет, а нрав не переменяет
Каков добытчик , такова и добыча.
Какое дерево, таков и клин ; каков батька, таков и сын.
Заговорил, так надо
estero.ru