Конспект урока в берестов хитрые грибы – План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме: План-конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: В.Берестов “Хитрые грибы”

Методическая разработка по чтению (2 класс) на тему: Берестов Хитрые грибы

Тема: В.Д. Берестов «Хитрые грибы»

Целеполагание: –  ознакомить детей с произведением В. Берестова;

– расширить знания о съедобных и несъедобных грибах;

– учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

– отрабатывать навыки выразительного чтения;

–  развивать память, речь, внимание;

–  воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

  1. Речевая разминка. (слайд 2)

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока

 Отгадайте: (слайд 3)

И на горке, и под горкой,

 Под березой и под елкой,

 Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

– Где растут грибы?

–  Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.

–  Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полезного нам дает? 

Игра «Верите ли вы, что..?» (слайд 4)

– Грибы – это растения?

– Существует особое царство живой природы?

– Грибов на свете около 1 млн?

– Кроме съедобных и несъедобных есть другие виды грибов?

– Плесень – это гриб?

– Гриб состоит из тонких  белых нитей?

– Грибы растут на деревьях?

– Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся?

 – В конце урока мы вернёмся к этой таблице.

III. Изучение нового материала

1) Вступительное слово учителя. 

Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и крепыши Белые, и веселые Лисички, и Рыжики, и разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками.                                                     Все это грибы.  Сегодня мы узнаем и о других грибах.

2). Первичное чтение.(с.77)

3). Беседа после чтения.

–  Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?

–  Сколько видов грибов существует?

–  Какие грибы вам известны?

–  На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)

–  Какие несъедобные грибы вам известны?

–  А знаете ли вы, какой несъедобный гриб приносит пользу  некоторым животным? (Мухомор. Животные им лечатся).

Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.

4) Сообщения детей о съедобных и несъедобных грибах.

Различают съедобные и условно съедобные грибы, ядовитые и другие несъедобные грибы.

Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки.

 Условно съедобные нужно сначала отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!

Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный для человека. другие несъедобные грибы яда не содержат, но они очень неприятные на вкус, например, ужасно горькие.

Многие грибы очень похожи друг на друга и различить их трудно. Поэтому собирать грибы нужно только со взрослыми.

IV. Физкультминутка (слайд 5)

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы-

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

Работа в группах.  ( Группы получают свою часть текста, распечатанный слайд.  Дети извлекают необходимую информацию о грибах и готовятся рассказать об этом классу с презентацией. ) Слайды  (6 – 10)

V. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы». (слайд 11)

1. Подготовка к восприятию.

–  Ребята, а в какое время года собирают грибы?

–  Кто из вас любит собирать грибы?

–  А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)

–  А сейчас писатель В. Берестов расскажет нам, как он ходил в лес собирать грибы.

2. Первичное чтение.

3. Беседа после чтения.

–  Понравилось ли вам стихотворение?

–  Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

–  Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?

–  Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.

–  Чем же автор перепугал грибы?

– Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?

– Почему же он не нашел ни одного грибка?

Работа над выразительным чтением стихотворения.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его  с правильной интонацией.

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом?

-Прочтите выразительно это предложение.

-Какое настроение передает автор стихотворения?

-Давайте выразительно прочитаем стихотворение, постараемся голосом передать настроение автора.

– Прочитайте выразительно, передавая настроение.

VI.  Закрепление нового материала

 Отгадайте загадку.

–  А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо разбираетесь в грибах. Вы должны вспомнить, как называется гриб и отличить съедобный гриб от несъедобного. (слайд12)

Серенькие шляпки.

 Рябенькие ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовик)

А этот красавец на беленькой ножке

 Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор)

–   А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)

– А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных)

Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок… (Масленок)

–   Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)

Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или в сероватой.

 Собирай, не мешкай, это … (Сыроежки)

–   Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)

–   Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!

 

VII. Итог урока. Рефлексия.

– Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали? Вернёмся к игре «Верите ли вы, что…»

-Кто из писателей поделился с вами впечатлениями о сборе грибов?

– Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъедобных? (слайд 13 – 14)

– Как правильно нужно собирать грибы? Почему нужно соблюдать эти правила?

– Напишите на грибке (выданы детям ) что вам больше всего понравилось, запомнилось на уроке и положите в корзинку (рисунок на доске) . Учитель зачитывает.

Домашнее задание: Разделить альбомный лист пополам, в левой части листа нарисовать три съедобных гриба, а в правой три несъедобных, подписать название.

Материал урока очень насыщенный – можно разделить на 2 урока.

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

КЛАСС: 2

ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

УМК: «ШКОЛА РОССИИ»

УЧИТЕЛЬ: КАЛЬНИЦКАЯ Л.А.

Тема: В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

Цель:

– познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:

– учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

– отрабатывать навыки выразительного чтения;

– расширить знания о грибах;

– учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

– формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

– развивать память, речь, внимание;

– воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

– умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

– умение ориентироваться в учебнике;

– умение находить вопросы в тексте;

– умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

– умение слушать и понимать других;

– умение правильно оформлять свои мысли;

– умение грамотно строить речевые высказывания;

– умение работать в паре;

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

– умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д.Берестова, картины на тему осени, иллюстрации грибов, корзина, карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.

Ход урока

I.Организационный момент

– Прозвенел звонок сейчас,

Он позвал ребят всех в класс.

Урок чтения у нас!

Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость и хорошее настроение.

Речевая разминка

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Лена искала весь день.

Прочитать медленно, с ускорением, с удивлением, сожалением, сердито, весело

II.Актуализация знаний. Постановка целей урока

Проверка дом. задания

-Произведения какого раздела учебника мы читаем ?(Люблю природу русскую.Осень).

-Что объединяет все произведения, которые мы читали?

– Ребята, когда я готовилась к уроку, то мне встретилась загадка, которую, принесла на урок, она поможет вам определить о чем пойдет речь на уроке:

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах)

III. Выявление места и причины затруднения

Итак, мы сегодня говорим о грибах.

Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

1. Подготовка к восприятию.

– Кто из вас любит собирать грибы?

 ( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )

–А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым , отправившимся в лес за грибами .

-Прочтите название произведения В. Берестова , которое мы будем читать.(вывесить название стихотворения)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении, почему автор называет грибы « хитрыми »?

2 .Первичное восприятие текста ( аудиозапись)

6. Словарная работа

Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев

-Подберите синоним к этому слову

Кочка -бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)

(словами выставляются на слайде)

3.Беседа.

-Как называются такие произведения? (стихи) вывесить карточку

– Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы « хитрыми »?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Как называются тексты в которых передается настроение, чувства от автора читателю? (художественный текст – вывесить карточку)

4.Чтение стихотворение про себя.

 (Учитель подходит к слабым детям при чтении)

7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

Кто автор произведения? (поэт –карточка на доску)

-Что автор взял с собой в лес? Прочитайте.

-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки)

-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?

8. Работа над выразительным чтением стихотворения.

– Будем учиться читать стихотворение выразительно.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом? (где-же)

-Прочтите выразительно это предложение.

5. Чтение вслух

– Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать

Что мы должны передать при чтении? (чувства, настроения) карточка на доску

Вывод:

 Как вы думаете грибы – это растение или нет? (дети высказывают предположения)

Игра «Верите ли вы, что..?» (слайд 4)

 – В конце урока мы вернёмся к этой таблице.

IV.Открытие детьми нового знания

а) Работа с текстом «Грибы», с.77 (вывесить карточку с названием текста)

– Чтобы разрешить ваш спор, сейчас мы поработаем с текстом на с.77

1) Первичное чтение,(с.77)

( читают подготовленные ученики)

2) Работа по плану:

Предлагаю поработать в паре, хорошо исследовать текст, прочитать его и приготовиться отвечать по плану. (план на столе)

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?

4. Кто является автором этого текста?

( Автора нет.Написано, что текст взят из энциклопедии.)

– Как называется человек , который пишет научные тексты?(вывесить карточку –ученый)

– Кто знает, что такое энциклопедия?

– Энциклопедия – это научное справочное издание, которое простыми, доступными словами отвечает на все ваши вопросы.

Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах. (карточка – сведения, информация, факты)

Поэтому этот текст называется –научный текст(карточка на доску)

– Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии, содержащие сведения либо о животных, либо о растениях

(Учитель показывает названные издания).

– В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

– Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)

-Как найти быстро информацию о грибах?

VI.Физкультминутка

Притворяшки

Дружно встаньте, детвора,

Отдохнуть пришла пора!

Притворитесь-ка совой –

Повертите головой.

Притворитесь тучками –

Потрясите ручками.

Притворитесь свинками

И потритесь спинками.

V. Первичное закрепление

в) Сравнение художественного текста и научного.

– Сравните два текста, которые мы сегодня изучали. 1 текст –научный , а 2 текст можно назвать научным?

– Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?

– Можно сказать, что у них есть что-то общее?

( Да, у них одна тема – грибы.)

– А чем они отличаются?

(Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.

Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

– Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.

– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.

Вывод: Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым.

Стихотворение « Хитрые грибы »-художественный текст, написанный поэтом.

На доске выставляются таблички:

В. Берестов«Хитрые грибы» «Грибы» (из энциклопедии)

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение

IX.Домашнее задание

Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.

По желанию – нарисовать съедобные и несъедобные грибы.

Найти информацию в энциклопедии или Интернете о грибах

X.Рефлексия. Подведение итогов урока

– Чему был посвящён наш урок?

– Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

-Сегодня на уроке я узнал….

-Я похвалил бы себя за….

-Сегодня я сумел….

-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)
  2. Сколько видов грибов существует на свете?
  3. О каких грибах говорится в тексте?
  4. Кто является автором этого текста?

 УЧЁНЫЙ

НАУЧНЫЙ ТЕКСТ

ПОЭТ     ТЕКСТ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: В.Д.Берестов “Хитрые грибы”

Тема: Грибы (из энциклопедии), В.Д. Берестов «Хитрые грибы»

Урок  проводится во 2 классе  в начале октября. В это время в природе изобилие грибов. Младшие школьники мало знакомы с этим загадочным интересным миром. Моя задача: научить детей работать с энциклопедией, самостоятельно добывать интересующую их информацию.

      На уроке формируются экологические знания. Дети понимают, что грибы – это огромный мир, без которого не может существовать природа.

Целеполагание: –  учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное,      познавательное;

                    – ознакомить детей с произведением В. Берестова;

– расширить знания о съедобных и несъедобных грибах;

– учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

– отрабатывать навыки выразительного чтения;

–  развивать память, речь, внимание;

–  воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: слайды «Грибы», выставка книг «Моя первая энциклопедия», хлеб с плесенью,  корзина,  лукошко,  ёжик с загадками, карточки со словарными словами.

Ход урока

I Проверка домашнего задания

(Фронтальный и индивидуальный опрос).

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока

–  Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.

–  Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полез ного нам дает?

–  А знаете ли вы, какой из этих даров леса не является  растением?

–  Чтобы об этом узнать, давайте откроем учебники и читаем.

III. Изучение нового материала

1) Вступительное слово учителя. 

Отгадайте:

И на горке, и под горкой,

 Под березой и под елкой,

 Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

Раньше грибы считали растениями. Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы. Грибов на свете очень много. И они очень и очень разные.

Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и крепыши Бе лые, и веселые Лисички, и Рыжики, и разноцветные Сыроежки, и мохнатые Волнушки, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками.                                                     Все это грибы. Вернее, их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей – грибницы, или мицелия. Когда грибу дос таточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырас тают плодовые тела.

Шляпка

Ножка  Плодовое тело

Грибница (мицелии)

Но грибы не только то, что растет в лесу под елкой или на поля не, и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба – гриб. Трутовик, выросший на стволе дерева, тоже представитель грибного царства Твердые полосатые образова ния, похожие на копыта, на стволах берез – и это грибы. Белый на лет на ягодах крыжовника, который потом становится темным, и рыжие округлые пятнышки на листьях смородины – тоже грибы. И всем известные дрожжи – грибы.

Около 100 тысяч грибов растет на нашей планете.

Размеры грибов также самые различные. Есть грибы – великаны. Диаметр их до 1,5 метра. А у грибов – малюток – всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под мик роскопом, так они малы.

Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними.

Большинство грибов относятся к группе, которую называют шляпочные грибы.

2). Первичное чтение.(с.77)

Читает подготовленный учащийся.

-Под текстом в скобках написано «из энциклопедии».

  -Кто знает, что такое энциклопедия?

      Энциклопедия – это книга, которая простыми, доступными пониманию       словами отвечает на все ваши вопросы.

      Грибы – особое царство живой природы.

3). Беседа после чтения.

–  Что нового для себя вы узнали из прочитанной статьи?

–  Сколько видов грибов существует?

–  Какие грибы вам известны?

–  На какие две группы их можно разделить? (Съедобные и несъедобные.)

–  Какие несъедобные грибы вам известны?

–  А знаете ли вы, какой несъедобный гриб приносит пользу  некоторым животным?

4) Сообщения детей о съедобных и несъедобных грибах.

Различают съедобные и условно съедобные грибы, ядовитые и другие несъедобные грибы.

Съедобные – это те грибы, которые можно готовить сразу, без предварительной обработки. Условно съедобные нужно сначала отварить, а воду слить (иногда их отваривают и сливают воду дважды). Только при этом условии их можно есть, а иначе – ни в коем случае!

Ядовитые грибы содержат яд, очень опасный, а иногда и смертельный для человека. другие несъедобные грибы яда не содержат, но они очень неприятные на вкус, например, ужасно горькие.

Многие грибы очень похожи друг на друга и различить их трудно. Поэтому собирать грибы нужно только со взрослыми.

IV. Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы-

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем за парты тихо сесть!

V. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

1. Подготовка к восприятию.

–  Ребята, а в какое время года собирают грибы?

–  Кто из вас любит собирать грибы?

–  А знаете ли вы, как правильно нужно собирать грибы (Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, рассказывает учитель.)

–  А сейчас писатель В. Берестов расскажет нам, как он ходил в лес собирать грибы.

2. Первичное чтение.

3. Беседа после чтения.

–  Понравилось ли вам стихотворение?

–  Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

–  Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?

–  Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.

– С чем же автор перепугал грибы?

– Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?

– Почему же он не нашел ни одного грибка?

– С какой интонацией надо читать это стихотворение?

– Какое настроение передает нам автор стихотворения?

– Прочитайте выразительно, передавая настроение.

    – Чтение поговорок. Объяснить смысл поговорки.

         

Надо раньше вставать, чтобы грибов набрать.

Грибы ищут – по лесу рыщут.

Не наклоняясь до земли, и грибка не поднимешь.

4. Выразительное повторное чтение.

VI.  Закрепление нового материала

 Чтобы с нами не случилась такая же история, давайте поближе познакомимся с грибами. Чтение стихов о грибах. Показ слайдов «Грибы».

Отгадайте загадку.

–  А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо разбираетесь в грибах. Вы должны вспомнить, как называется гриб и отличить съедобный гриб от несъедобного.

(Учитель читает загадку, показывает детям карточки с изображением грибов.)

Серенькие шляпки.

 Рябенькие ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовик)

А этот красавец на беленькой ножке

 Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор)

–   А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)

– А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он жит лекарством для животных)

Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок… (Масленок)

–   Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)

Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или в сероватой.

 Собирай, не мешкай, это … (Сыроежки)

–   Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)

–   Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!

Лисички-сестрички.

Нас не зря зовут лисички,

Мы лукавые сестрички,

Старой жёлтою листвой

Мы укрылись с головой.  

Боровичок.

Белый гриб боровичок

Притаился и молчок!

В темноте угрюмой

Потихоньку думал:

Вот попробуй-ка найди,

Походи да погляди.

Не найдешь, не найдешь

Так ни с чем и уйдешь.

Опята.

Вот пень, вот опята

Мама, папа и ребята.

И в траве один опенок

Эй, заблудится ребенок.

Рыжик.

От летнего солнца у шляпки моей

Загнулась наружу кромка полей.

От жарких лучей оранжевым стал

За это меня кто-то рыжим назвал.

Мухомор.

Шапочка атласная

Красная, красная.

Белые горошины

Поверху брошены.

А на ножке белый бант

Это что еще за франт?

Как на праздник нарядился,

На полянку выкатился.

Знаем, знаем

Ты хорош да пригож,

Да в лукошко не гож.

Маслята.

Девять маленьких маслят

 В ряд у сосенки стоят.

Девять желтеньких маслят

Дружно шляпками блестят.

И на шляпках у маслят

Девять солнышек горят.

Сыроежки.

Ах, какие мы заметные,

Грибники для нас гроза!

Шляпки наши разноцветные

Всем бросаются в глаза,

Как увидят нас не  мешкая,

Собирают всех подряд,

Называют сыроежками,

А сырыми не едят.

Грузди.

У опушки на поляне

Вырос гриб в большой панаме.

На виду у всех стоит

И как будто говорит:

«Ничего я не боюсь,

Я – отважный, смелый груздь».

Шампиньон.

У дорожки на опушке,

Между двух больших ракит,

Чья-то белая макушка

День-деньской в траве торчит.

Но прошёл грибник с лукошком,

Да и снял макушку он –

Оказалось у дорожки

Рос красавец шампиньон.

–   Ребята, а какое правило должны знать люди, которые собирают грибы? (Не вырывать их вместе с грибницей, не нарушать моховой ковер под деревьями. Грибы надо аккуратно срезать ножиком.)

Теперь, ребята, вы знаете, какие бывают грибы, где они растут, можете узнать их по описанию. Из леса к нам пришёл ёжик. Он принес на своей спинке для нас грибы, но грибы не простые, а волшебные. На каждом грибочке загадка. Кто отгадает загадку, может срезать грибок в лесу.

Грибная угадайка

Начал капать дождь на ели,

Шляпы все грибы надели.

 Только этот гриб спешил —

Шляпку он не захватил. (Дождевик)

Посмотри, какой хороший!

 Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок.

 Он в лесу не новичок. (Мухомор)

Розовый приятный цвет,

 И колечек яркий след.

Так волнуются подружки.

Это же грибы… (волнушки).

Вот и модницы сестрички.

И у них свои привычки —

 Шляпки есть любого цвета.

Ты проверить можешь это. (Сыроежки)

Плотный, крепкий, статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый)

Белой шляпки краешек

Влажен и мохнат. —

Что в земле скрываешься?

В чем ты виноват? (Груздь

Шляпка выгнута воронкой,

Вкус приятный, запах тонкий.

 Золотой, янтарный цвет,

 И вкусней грибочков нет. (Рыжики)

Стоит на опушке

Большая… (волнушка),

Дождик водою ее наполняет.

После дождя озорная лягушка

В шляпку волнушки, как в тазик, ныряет.

На опушках, просеках,

В елочках и сосенках,

Словно бы после дождя,

Шляпки их всегда блестят. (Маслята)

Царь грибов на толстой ножке

Самый  лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он (белый).

Из-под травки прошлогодней

Вылезают на свободу

Неразлучные сестрички

Рыжеватые (лисички).

Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном.

Как лесные дошколята

Под сосной растут (маслята).

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках

Застигнутые кучкой. (Опята).

После дождика подружки

Поселились на опушке.

Шляпы разноцветные

Самые заметные. (Сыроежки).

Лета первая примета

Под берёзой в холодке,

Гриб коричневого цвета.

На пятнистом корешке (Подберезовик).

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой.

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик).

Осенняя песенка.

(Дети поют в конце урока).

По тропиночке лесной

Мы уходим в лес густой.

Завораживает, манит

Лес осенний золотой,

Листья кружатся, летят,

Под ногами шелестят,

Видно с нами подружиться

Листья желтые хотят.

А в лесу грибы растут

Под кусточком там и тут

Сами просятся в корзину

Наклониться нас зовут.

Листья кружатся, летят,

Под ногами шелестят

Видно с нами подружиться

Листья желтые хотят.

По тропиночке лесной,

Возвращаемся домой,

А деревья на прощанье

Машут желтою листвой.

Листья кружатся, летят,

Под ногами шелестят,

Видно с нами подружиться

Листья желтые хотят.

 

VII. Итог урока. Рефлексия.

– Какие открытия вы сделали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали?

– Какие названия съедобных грибов вы запомнили? Несъе добных?

– Как правильно нужно собирать грибы? Почему нужно соблюдать эти правила?

Домашнее задание: Разделить альбомный лист пополам, в левой части листа нарисовать три съедобных гриба, а в правой три несъедобных, подписать название.

Приложение

О грибах

1.   Какой гриб не рекомендуется сры вать, хотя он и очень вкусен? (Гриб «ба ран» — занесен в Красную книгу.)

2.  Какие животные питаются грибами? (Лоси.)

3.  Съедобен ли дождевик? (Да, только молодой.)

4.  В какое время суток следует отправ ляться в лес за грибами? (С рассветом, в это время гриб самый крепкий.)

5. Что такое «тихая охота»? (Сбор грибов.)

Волчий табак, заячья картошка, дождевик.

На лугах среди травы часто попа даются грибы, которые на другие не очень-то похожи. У них нет шляпки и ножки. Тело этих грибов, белеющее на земле,— круглое, как теннисный мяч. Или грушевидное. Это грибы-дожде вики. Мы обычно проходим мимо, иногда даже пинаем их от нечего де лать. По питательным свойствам да и по вкусу молодые дож девики едва ли уступят боровикам.

 Созревая, эти  грибы превращаются   в  мешочки  с великим  множеством  мельчайших, как  пыль, спор. Наступишь на гриб, и  он  словно  взрывается – споры  вылетают  темным  облачком.

Встречаются   они в лесах  и  на лугах. В  молодом  возрасте,  когда мякоть их  белая и споры  еще  начали  созревать, съедобны.      

   Дождевики — чемпионы среди гри бов по размерам. Есть, конечно, и лилипуты, например дождевик маленький. Его шарики в поперечнике не бывают больше двух сантиметров.. Но есть и великаны. Это гигант ский дождевик. Он бывает до 70 сантиметров в диаметре! Такие грибы находили даже под Москвой.

Как только в дождевике начинают образовываться споры, мякоть его становится желтоватой. Тогда есть гриб уже нельзя. Тем более нельзя есть совсем зрелый дожде вик: он превращается в «табакерку».

Эти грибы в народе часто называют волчьим табаком. Интересно, что есть и такие дождевики, которые, созревая, отрываются от матери-грибницы и катятся по земле, гони мые ветром. А если ветра нет, лежат круглые и тёмные, как старая картошка. Эти грибы прозвали заячьей картошкой.

 А теперь внимание! Бывает, разрежешь молодой дожде вик, а он внутри не снежно-белый, а чёрно-фиолетовый. Значит, в руках у вас не настоящий дождевик, а ложный. Он ядовит!

И ещё одно предостережение: бледная поганка, когда только-только появляется на свет, похожа на дождевик. Но, разрезав её, сразу увидишь под оболочкой будущие ножку и пластинки. В дождевике этого нет: мякоть его однородна.

Весёлые задачи

1. В осенний полдень под сосной

Еж нашел сюрприз лесной:

2 лисички, 5 опят

Под сосной в лесу стоят.

Ну а дальше у опушки —

Сыроежки — все подружки

По 3 в 3 ряда стоят.

На ежа они глядят.

Кто ответ нам дать готов,

Сколько еж нашел грибов?

Литература

Климанова Л.Ф. и др. Родная речь. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. М. : Просвещение, 2012.

Плешаков А.А. Зелёные страницы: Кн. для учащихся начальных классов. М. : Просвещение, 2011.

Моя первая энциклопедия / Сост. Л.Я. Гальперштейн. ООО М. : Росмен – Пресс, 2003.

Казак О.Н. Загадки и скороговорки. СПБ Союз, 1997

Зотов В.В. Лесная мозаика. М. : Просвещение, 1993.

nsportal.ru

Конспект урока по литературному чтению В. Д.Берестов “Хитрые грибы” 2 класс

План-конспект урока литературного чтения

во 2 в классе

Учитель: Питимирова Р.К.

УМК «Школа России»

Тема: В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

Цель:

1.Познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

2. Развивать умение детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное. Отрабатывать навыки выразительного чтения; расширить знания о грибах; развивать память, речь, внимание;

3. Воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Формируемые УУД:

Познавательные:

– умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

– умение ориентироваться в учебнике;

– умение находить вопросы в тексте;

– умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

– умение слушать и понимать других;

– умение правильно оформлять свои мысли;

– умение грамотно строить речевые высказывания;

– умение работать в паре;

Регулятивные:

умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные:

– умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д.Берестова, картины на тему осени, иллюстрации грибов, корзина, набор муляжей «Грибы», карточки со словами, карточки с загадками, аудиозапись стихотворения, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь.

Ход урока

I.Организационный момент

– Прозвенел звонок весёлый,

Он позвал ребят всех в класс.

Скажем дружно: «Здравствуй, школа!

Урок чтения у нас!

II.Актуализация знаний. Постановка целей урока

-Произведения какого раздела учебника мы читаем ? (Люблю природу русскую. Осень).

-Что объединяет все произведения, которые мы читали?

– Отгадайте загадку, определите о чем пойдет речь на уроке:

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Речь на уроке пойдёт о грибах)

Откройте учебник на с.76-77

– Подумайте , чему будем учиться на уроке чтения?

(Выразительно читать произведения о грибах, рассуждать, думать, отвечать на вопросы, сравнивать, делать выводы)

III. Выявление места и причины затруднения

-Итак, мы сегодня говорим о грибах. Как вы думаете грибы – это растение или нет?

(дети высказывают предположения)

IV.Открытие детьми нового знания

а) Работа с текстом «Грибы», с.77 

– Чтобы разрешить ваш спор, сейчас мы поработаем с текстом на с.77

1) Первичное чтение,(с.77)

( читают подготовленные ученики)

2) Работа по плану:

Предлагаю поработать в паре, хорошо исследовать текст, прочитать его и приготовиться отвечать по плану. (план на столе)

План:

  1. Что такое грибы? (растение или нет)

  2. Сколько грибов существует на свете?

  3. О каких грибах говорится в тексте?

 Кто является автором этого текста?

( Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.)

– Как называется человек , который пишет научные тексты?(вывесить карточку –ученый)

– Кто знает, что такое энциклопедия?

– Энциклопедия – это научное справочное издание, которое простыми, доступными словами отвечает на все ваши вопросы.

Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах. (карточка – сведения, информация, факты)

Поэтому этот текст называется –научный текст (карточка на доску)

– Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии, содержащие сведения либо о животных, либо о растениях

(Учитель показывает названные издания).

– В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

– Какая маленькая энциклопедия помогает нам готовиться к уроку окружающего мира? (Атлас-определитель)

-Как найти быстро информацию о грибах?

3. Работа с набором муляжей «Грибы»

– Посмотрите на грибы. О каких грибах мы читали в тексте?

-Найдите их в корзине. Опишите их отличительные признаки.

– Почему нужно уметь определять виды грибов?

б) Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы».

1. Подготовка к восприятию.

– Кто из вас любит собирать грибы?

У.- Предлагаю каждой паре познакомиться с правилами сбора грибов ,поработав с карточкой

“Как надо собирать грибы”:

1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.

2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!

У. – С какими правилами сбора грибов вы познакомились?

VI.Физкультминутка

Какой орган нашего организма помогает нам найти грибы в лесу?

– Немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Ведь глаза – это очень важный орган в нашем организме. С помощью глаз мы видим яркое солнышко, голубое небо, буквы в наших учебных книгах, грибы на лесной полянке, а значит, глаза играют очень большую роль в жизни человека и их надо беречь:

–А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым , отправившимся в лес за грибами .

( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )

-Прочтите название произведения В. Берестова , которое мы будем читать.(вывесить название стихотворения)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом произведении, почему автор называет грибы

« хитрыми »?

2 .Первичное восприятие текста

Чтение учителя.

3.Беседа.

-Как называются такие произведения? (стихи) вывесить карточку

– Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы « хитрыми »?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Как называются тексты в которых передается настроение, чувства от автора читателю? (художественный текст – вывесить карточку)

4.Чтение стихотворение про себя.

-Прочитайте стихотворение про себя, научитесь правильно читать все слова, обратите внимание на знаки препинания, найдите слова, значение которых вам непонятно. подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.

(Учитель подходит к слабым детям при чтении)

6. Словарная работа

Лукошко– небольшая корзинка для грибов из прутьев

-Подберите синоним к этому слову

Кочка –бугорок на сырой или заболоченной земле. (картинка)

(словами выставляются на слайде)

7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

Кто автор произведения? (поэт –карточка на доску)

Что автор взял с собой в лес? Прочитайте.

-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

-Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста.( грибочки)

-Как вы думаете, мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?

8. Работа над выразительным чтением стихотворения.

– Будем учиться читать стихотворение выразительно.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3 человека)

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом? (где-же)

-Прочтите выразительно это предложение.

5. Чтение вслух

– Прочитайте стихотворение вслух, как научились читать

Что мы должны передать при чтении? (чувства, настроения) карточка на доску

Вывод:

V. Первичное закрепление

в) Сравнение художественного текста и научного.

– Сравните два текста, которые мы сегодня изучали. 1 текст –научный , а 2 текст можно назвать научным?

– Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?

– Можно сказать, что у них есть что-то общее?

( Да, у них одна тема – грибы.)

– А чем они отличаются?

(Одно произведение – стихотворение, а другое –проза, научная статья. Стихотворение написал поэт, а статью – ученый.)

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи?

( Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы.

Когда мы слушали научную статью о грибах, то мы просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

– Да, поэты видят красоту природы в любое время года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В стихотворении есть созвучные строки – рифмы, которые делают речь музыкальной и ритмичной.

– А в статье ученый на конкретных примерах объясняет, что происходит вокруг, описывает факты, события, научные сведения.

Вывод: Статья « Грибы »-это научный текст, написанный ученым.

Стихотворение « Хитрые грибы »-художественный текст, написанный поэтом.

На доске выставляются таблички:

В. Берестов«Хитрые грибы» «Грибы» (из энциклопедии)

стихотворение (есть рифма) проза

художественное произведение научный текст

поэт учёный

чувства, настроение факты, события

VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Сообщения учащихся (заранее приготовлены)

– Послушаем ребят и попробуем определить, кто его написал – ученый или поэт, доказав это(2-3 человека отвечают)

1. Грибов на свете очень много. Плесень, покрывающая корочку хлеба, -тоже гриб.

Грибы ценны своими вкусовыми и ароматическими свойствами. Они содержат много витаминов и минеральных веществ. По питательности грибы могут заменить мясо.

2. А еще грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

3. Стихи(дети читают)

IX.Домашнее задание

Прочитать выразительно стихотворение и статью на с.76-77.

По желанию – нарисовать съедобные и несъедобные грибы.

Найти информацию в энциклопедии или Интернете о грибах

X.Рефлексия. Подведение итогов урока

– Чему был посвящён наш урок?

– Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

-Сегодня на уроке я узнал….

-Я похвалил бы себя за….

-Сегодня я сумел….

-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока

– Урок окончен. Спасибо за работу.

multiurok.ru

Урок литературного чтения по теме «В.Берестов “Хитрые грибы”». 2-й класс

Цель деятельности педагога: познакомить учащихся со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, создать условия для формирования умения выявить различия между стихотворным художественным и прозаическим научным текстом.

Задачи:
 – учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;
 – отрабатывать навыки выразительного чтения;
 – расширить знания о грибах;
– учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;
– формировать умение различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;
– развивать память, речь, внимание;
– воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:
– умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;
– умение ориентироваться в учебнике;
– умение находить вопросы в тексте;
– умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:
– умение слушать и понимать других;
– умение правильно оформлять свои мысли;
– умение грамотно строить речевые высказывания;
– умение работать в паре, в группе;

Регулятивные УУД:
умение прогнозировать работу;
– умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:
– умение высказывать своё отношение к событиям и героям;
– умение выражать эмоции.

Оборудование: магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, иллюстрации грибов, осенние листья, литературный сундучок, карточки со словами, синквейн, загадки, аудиозапись стихотворения, музыка для физкультминутки, знаки для самооценки, смайлик, энциклопедии, толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент

– Дорогие ребята, мне очень хочется, чтобы у нас получился хороший урок! Чтобы вы сегодня порадовали меня и себя хорошей работой и получили новые знания.

Прозвенел звонок весёлый, Он позвал ребят всех в класс. Скажем дружно: «Здравствуй, осень! Урок чтения у нас!»

– Сегодня, 14 октября, наша Православная церковь отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Покров – один из самых почитаемых в народе осенних праздников. 14 октября прощались с осенью и встречали зиму. Говорили: «На Покров до обеда – осень, а после обеда – зима». – В работе нам поможет речевая разминка.

II. Речевая разминка.

– Вставь пропущенные в стихотворении слова, научись читать выразительно. Попробуй выучить его за 1 минуту. Слова для справок есть, их нужно расположить так, чтобы получилась рифма и смысл. Жёлтое солнце на землю … . Жёлтый подсолнух за солнцем …. . Жёлтые груши на ветках …. . Жёлтые листья с деревьев … . (глядит, следит, висят, летят) – Прочитаем медленно, тихо. – Прочитаем с вопросительной интонацией. – Прочитаем громко, радостно, с восклицательной интонацией. – Кто запомнил стихотворение? (Работа в паре).

III. Проверка домашнего задания.

1. – Произведения какого раздела учебника мы читаем? (Люблю природу русскую. Осень).

– Какие произведения этого раздела вам захотелось выучить? Авторы? (перечисляют)

– Да, всех этих поэтов можно назвать волшебниками. Они, тонко чувствуют красоту природы, силой своего воображения создают живые картины золотой осени. А мы – читатели, будем оживлять эти картины. Итак, открываем нашу поэтическую страничку.

– Послушаем стихотворения Ф.Тютчева “Есть в осени первоначальной”, К.Бальмонта “Поспевает брусника”, А.Плещеева “Осень наступила”, А. Фета “Ласточки пропали”. Вывод: – Какой темой объединены все эти стихи? ( Все стихи об осени.)

2. – А теперь давайте послушаем ваши произведения об осени. У вас было домашнее задание: придумать свой рассказ или сочинить маленькое стихотворение на тему “Осень”.

– Время поработать Литературному сундучку, прочитайте своё произведение и положите в наш сундучок частичку своего творчества.

Первый ученик. – Я сочинил рассказ “Осень”.

Наступила золотая осень. Подарила она деревьям разноцветные нарядные листочки. Красуются деревья в желтых сарафанчиках, в оранжевых юбочках и красных платьицах. Когда подует ветер, листочки медленно кружатся и застилают землю разноцветным ковром. Мне очень нравится это время года!

Второй ученик. – Я написала стихотворение “Осень золотая”.

Листик за листиком падает вниз, на землю ложится красиво.
Природа умеет нам сделать сюрприз, хотя иногда и дождливо.
Багряный ковёр всю землю укрыл, и птицы от нас улетают.
Прохладный ветер листву закружил и зиму к нам подгоняет.

Третий ученик.Моё стихотворение называется «Золотые осени монеты»

Золотые осени монеты собирать никто не торопился.
Под колёса дождевой кареты каждый лист невольно, но ложился…

 – Молодцы. Очень хорошо подготовили домашнее задание: выразительно читали стихи, сами придумали рассказы и написали стихотворения. Вы все получаете отметку “5”!

IV. Музыкальная пауза.

 – А теперь превратимся в осенние листочки и немного отдохнем. Один учащийся под плавную музыку – вальс читает стихотворение С.Есенина “Закружилась листва золотая”. Остальные дети с листочками в руках выполняют танцевальные движения.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

V. Работа над новым материалом.

1. Вводное слово учителя. Загадка.

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)

– Где растут грибы? – Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес.

– Какие природные богатства хранит в себе лес? Что полезного нам дает?

2. Проблемный вопрос «Что такое грибы?»

– Нам сегодня предстоит многое узнать о грибах. Помогут нам в этом разноцветные грибочки – сигналы. Зелёный – да, я согласен с утверждением. Красный – нет, не согласен или сомневаюсь.

Игра «Согласны ли вы, что..?»

– Грибы – это растения. – Это животные.

– Существует особое царство живой природы.

– Грибов на свете около 1 млн. – Плесень – это гриб.

– Грибы растут на деревьях.

– Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся.

 (На доске представлена схема.)

ГРИБЫ

 РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ ……?……

3. Работа с научной статьей.

 – Для ответа на этот вопрос откройте учебник чтения на с.77 и прочитайте текст “Грибы”.

1) Первичное самостоятельное восприятие текста.

 – Что интересного вы узнали из текста о грибах? (Грибы – это не растения и не животные.) – Так что же такое грибы? ( Это особое царство природы – грибы.)

2) Повторное чтение текста вслух. «Чтение за лидером»

3) Беседа после чтения.

Сколько видов грибов существует? – О каких грибах говорится в этом тексте? – Какие съедобные грибы вам известны? Несъедобные? (Примеры)

Многие ходили в лес, собирали и Подосиновики, и Подберёзовики, и крепыши Белые, и веселые Лисички, и разноцветные Сыроежки, и блестящие Маслята, и растущие кучками на старых пнях Опята. И, конечно, обращали внимание на Мухоморы с ярко раскрашенными шляпками, и на высокую даму в белой шляпке, которая смотрит свысока, да никому не нужна. Это Бледная Поганка.

4) – Дети, а кто является автором этого текста? ( Автора нет. Написано, что текст взят из энциклопедии.) – Кто знает, что такое энциклопедия?

Энциклопедия – это научное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний (в переводе с франц.). Это книга, которая простыми, доступными пониманию словами отвечает на все ваши вопросы. Материал в этой книге располагается в алфавитном порядке.

– Какие бывают энциклопедии?

  • Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.
  • Есть энциклопедии, содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир», «Энциклопедия юного натуралиста», «Энциклопедия юного астронома». (Учитель показывает названные издания).

– В какой энциклопедии мы можем найти информацию о грибах?

– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о грибах.

4. Работа по карточкам (жужжащее чтение).

 – А сейчас каждый из вас отправится на «тихую охоту», так еще называют сбор грибов. Возьмите из конверта карточку и прочитайте текст “Как надо собирать грибы

1. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать лесную подстилку, состоящую из опавших листьев, так как грибница, оказавшись под лучами солнца, может погибнуть.

2. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.

3. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!

4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.

5. Не сшибай несъедобные грибы. Помни, что они нужны лесу!

 – С какими правилами сбора грибов вы познакомились? (Ответы детей.)

 – В тексте вам встретилось новое слово грибница, что обозначает это слово?

– Сейчас нам подробно об этом расскажут наши научные консультанты.

5. Знакомство с дополнительными сообщениями.

1) Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы, которые ты видишь в лесу, состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.

2) Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями.

3) А еще грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

 – Что же такое грибница? ( Грибница – это подземная часть гриба)

– Как помогают грибы лесным жителям? (Некоторыми ядовитыми для человека грибами лечатся животные.)

– Какие бывают грибы по размеру?

– Грибы – это растения или животные? (Это особое царство живой природы – «Грибы»)

6. Составление синквейна «Грибы» (работа в группах).

1) Грибы.

2) Съедобные и несъедобные.

3) Растут, красуются, прячутся.

4) Это часть живой природы.

5) Царство.

VI. Физкультминутка.

Меж еловых мягких лап дождик тихо кап, кап, кап! Где сучок давно засох, появился мох, мох, мох! Где листок к листку прилип, появился гриб, гриб, гриб! – Кто нашел его, друзья? Это я, это я, это я, это все мои друзья!

VII. Продолжение работы по теме урока. Работа над произведением В.Берестова «Хитрые грибы»

1. Подготовка к восприятию. – А сейчас мы узнаем, какой случай произошел с писателем Валентином Дмитриевичем Берестовым, отправившимся в лес за грибами. (Портрет) Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской области. Свою любовь к детской литературе будущий писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства.

1. – Прочтите название стихотворения В.Берестова, почему поэт называет грибы «хитрыми»?

2. Первичное восприятие текста (аудиозапись).

3. Беседа.

– Верны ли были ваши предположения? Почему автор назвал грибы «хитрыми»?

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

4. Чтение стихотворение про себя.Подготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию.

5. Чтение вслух.

6. Словарная работа.

  • Лукошко – небольшая корзинка для грибов из прутьев.
  • Кочка – бугорок на сырой или заболоченной земле.

7. Беседа по содержанию в сочетании с выборочным чтением.

– Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор грибы.

– Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

– Нравятся ли автору «хитрые грибы»? Докажите словами из текста (грибочки).

– Мог ли автор на самом деле перепугать грибы большой корзиной?

– Найдите в тексте восклицательное предложение.

– Прочтите вопросительное предложение. Какое слово надо выделить голосом? (где же)

– Прочтите выразительно это стихотворение.

8. Сравнение художественного текста и научного.

– Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.

Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?

– Можно сказать, что у них есть что-то общее? (Тема – грибы.)

– А чем они отличаются? (Одно произведение – стихотворение, а другое – проза, научная статья. Стихотворение написал – поэт, а статью – ученый.)

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение от статьи? (Когда мы слушали стихи, то мы чувствовали радость или печаль, нам было смешно или грустно, перед нами оживали описываемые картины природы, мы представляли, как прячутся от большой корзины “хитрые” грибы. Когда слушали научную статью о грибах, то просто узнали, что такое грибы и какие есть грибы.)

Вывод: Статья «Грибы» – это научный текст, написанный ученым. Стихотворение « Хитрые грибы » – художественный текст, написанный поэтом. На доске выставляются таблички: В. Берестов «Хитрые грибы» «Грибы» (из энциклопедии) стихотворение (есть рифма) проза художественное произведение научный текст поэт учёный чувства, настроение факты, события, научные сведения

IX. Домашнее задание

Прочитать выразительно стихотворение (наизусть по желанию) и статью на с.76-77. Нарисовать съедобные и несъедобные грибы – подписать их названия.

X. Рефлексия. Подведение итогов урока.

– Чему был посвящён наш урок? Что же такое грибы? (Особое царство живой природы)

– Выберите одно из предложений и продолжите фразу:

  • Сегодня на уроке я узнал….
  • Я похвалил бы себя за….
  • После урока мне захотелось….

Где в жизни вам могут пригодиться полученные на уроке знания?

– Оцените свою работу на уроке и своё отношение к материалу урока.

– Выберите грибок определённого цвета: зелёный – у меня всё получилось на уроке, я хорошо читал, думал, был активен; красный – у меня не всё получилось, нужно быть активнее, было трудно.

– Наши грибочки мы поместим в корзинку и посмотрим, какой урожай грибов набрали.

– Я тоже оценила вашу работу высоко (показываю смайлик, выставляю оценки).

– Урок окончен. Спасибо за работу. Молодцы!

urok.1sept.ru

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Берестов “Хитрые грибы”

  235-617-187

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

                                                                 Учитель

                                                                 Боровлёва В. В.  

Воронеж – 2014 год

  235-617-187

Цели: познакомить учащихся со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибы»; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроения поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в прозаическом тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Оборудование: Портрет В.Берестова, сборники его стихов; картины на тему осени; презентация «Грибные загадки»

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания

а) выразительное чтение стихотворения об осени (с. 72-75)

б) чтение своих стихотворений об осени.

3.Речевая разминка

-Вставьте пропущенные в стихотворении слова, научитесь читать выразительно. Попробуйте выучить его за одну минуту.

Жёлтое солнце на землю….

Жёлтый подсолнух за солнцем…

Жёлтые груши на ветках…

Жёлтые листья с деревьев…

(Ответ: глядит, следит, висят, летят)

4.Постановка целей урока

-Какую тему мы продолжим изучать сегодня? (Осеннюю)

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением В.Берестова «Хитрые грибы». (Слайд1,2)

-Скажите, куда мы отправимся? (В лес) (Слайд 4-7)

-И о чём мы будем говорить? (О грибах) (Слайд8)

-Верно. Мы узнаем кое-что о грибах и познакомимся с новым видом текста.

5.Работа по теме урока

(Тексты на с. 76-77 читают: учитель, хорошо читающие учащиеся)

-Сравните два текста. Какой из них написал учёный, а какой поэт? Объясните.(«Хитрые грибы» – это стихотворение, а «Грибы» – научный текст)

-Что вы узнали о грибах из энциклопедической статьи?  (Грибы – это не растения. Существуют около ста тысяч видов грибов)

(Самостоятельное чтение стихотворения «Хитрые грибы» и статьи «Грибы»)

6. Физкультминутка

Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:
Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучок давно засох,
Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки)
Кто нашёл его друзья? (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его)
 Это я, я, я!

7. Продолжение работы по теме урока

-Кто из вас собирал грибы? Расскажите, что вы знаете об этом занятии?

-Что можно делать с разными грибами для употребления в пищу? (Сушить, тушить, жарить, варить, солить, мариновать)

  235-617-187

-Сейчас вы услышите новую информацию о грибах. Будьте внимательны. Определите, какая информация, по вашему мнению просто интересная, а какая важная ( и её необходимо запомнить)

*Сбор грибов в народе называют «тихая охота».

*Из ста тысяч видов грибов к съедобным относятся только сто видов.

*Грибы срезают ножом, чтобы не повредить грибницу (иначе на этом месте они уже не вырастут)

*Незнакомые грибы брать нельзя (они могут оказаться несъедобными, ядовитыми)

*Незнакомые грибы не надо сбивать ногами(потому что ими могут лечиться животные)

-Памятка  грибнику (Слайд 9)

-Знаете ли вы грибы? Отгадайте загадки Ольги Дружковой. (Слайд10)

1.Молодые ребята

Все рядком да рядком

Вокруг стола сели

Да шляпы надели.  (Опята) (Слайд 11,12)

2.Под осиною ребятки

Бегают – играют в прятки,

Где один покажется –

Там и другой окажется. (Подосиновики) (Слайд 13,14)

3. Бежала лисица

К речке напиться,

Где махнула хвостом –

Там вырос гриб

Под кустом:

Лисичкина сестрёнка

В оранжевой юбчонке. (Лисички) (Слайд 15,16)

4.В белом парике

Да в белом пиджаке,

В шляпке ярко- красной,

Красивой да опасной.

Кто его с собой возьмёт –

Тот и горюшка хлебнёт. (Мухомор) (Слайд 17,18)

5.Шустрые ребятки

Натянули шляпки,

Шляпки на подкладке,

Скользкие да гладкие. (Маслята) (Слайд 19,20)

6.Грозный стройный пан,

Владыка всем грибам,

Ему не знакома грусть,

Его называют…  (Груздь) (Слайд 21,22)

7. В бурой кепке

Белый крепыш,

Плечи расставил,

Ножки расставил,

В землю врос:

Кто б увидел –

С собой унёс. (Боровик) (Слайд 23,24)

8.В белой шляпке

Красная дама.

Смотрит свысока –

235-617-187

Ручки в бока,

Богата и важна,

Да никому не нужна.(Поганка) (Слайд 25,26)

-На какие группы можно разделить грибы?(Съедобные и несъедобные)

-Распределите наши грибы в нужные группы. Какие грибы ещё можно добавить к ним? (Слайд 27,28)

8.Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

9.Подведение итогов урока

-Что нового узнали на уроке?

Какие названия съедобных грибов вы запомнили?

10.Домашнее задание

а)Нарисовать грибы, которых нет в учебнике, и подписать их названия. Можно также найти иллюстрации.

б)Подготовить выразительное чтение стихотворения (с.76) Можно также найти другое стихотворение о грибах.

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Урок литературного чтения по теме “В.Берестов “Хитрые грибы”

Учитель начальных классов

Дубова О.А.

МОУ Лицей г.Истры

2 класс

Тема: Грибы (из энциклопедии), В.Д. Берестов «Хитрые грибы»

Цели: –  учить детей работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

– ознакомить детей с произведением В. Берестова;

– расширить знания о съедобных и несъедобных грибах;

– учить детей самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

– отрабатывать навыки выразительного чтения;

–  развивать память, речь, внимание;

–  воспитывать бережное отношение к природе;

-совершенствовать коммуникативные умения.

Ход урока.

  1. Пятиминутка жужжжащего чтения.

-Читайте текст 1-й раз. Отмечаем карандашом момент остановки.

-Читайте этот же отрывок 2-й раз в темпе скороговорки.

Что это значит? (Чётко проговаривать слова и окончания)

-Читайте этот же отрывок 3-й раз. Выразительно.

– О чём этот текст?

-В какой раз труднее понять смысл текста?

-Почему, прочитав текст во второй раз, понять трудно? (Чтение скороговоркой не позволяет осознать)

-Зачем нужно? (Чтобы отработать артикуляцию)

-Почему большинство осознало с третьего раза? (Долго читали, выразительно)

-У кого с каждым разом получалось прочитать хоть на одно слово да больше? Почему так происходит? (Тренировка)

-Чему учит нас это упражнение? Какую пользу приносит?

-Какой девиз наших уроков чтения? (Чтобы хорошо читать – надо читать.)

-Какие ещё приёмы чтения знаете?

-Какую книгу вы читали на ночь?

2)Мультимедийное путешествие по осеннему лесу.

-Хотели бы вы попасть в этот лес сейчас? Отправляемся.

Звучит музыка. Кадры осеннего леса.

3)Работа по таблицам Шульте.

-На лесной полянке  переполох. Кто-то прячется в траве, кто-то среди листвы.

-По таблице найдите. (ягоды грибы шишки жёлуди)

-Как назвать одним словом?

-А можно ли сказать «растения»?

4)Работа с энциклопедией.

-Откуда берём правильную информацию? (учитель взрослые интернет книги энциклопедии)

-Что такое энциклопедия?

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка означает «свод знаний».

– Какие бывают энциклопедии?

Есть энциклопедии, в которых можно найти ответ на любой интересующий вас вопрос. Они называются УНИВЕРСАЛЬНЫМИ. Это  «Большая детская энциклопедия», энциклопедии «Все обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Есть энциклопедии содержащие сведения об одной какой-либо отрасли науки «География», «История», « Техника», «Живой мир» и другие.

(Учитель показывает названные издания).

-Рассмотрите и скажите, какая э. вам известна и откуда?

-Чтение статьи учебника. Что интересного узнали о грибах?

 

5)Работа в группах.

-Предлагаю собрать корзину грибов.

-В группах составить загадку о грибах. Если составите правильно, то мы её отгадаем, и гриб появится в нашей корзинке.

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой.

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

Посмотри, какой хороший!

 Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок.

 Он в лесу не новичок. (Мухомор)

Плотный, крепкий, статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый)

Смотрит свысока

Руки – в бока.

Красива и важна

Да никому не нужна. (Поганка)

Вот и модницы сестрички.

И у них свои привычки —

 Шляпки есть любого цвета.

Ты проверить можешь это. (Сыроежки)

Мы лукавые сестрички,

Старой жёлтою листвой

Под берёзой и под ёлкой

Мы укрылись с головой.  (Лисички)

Лета первая примета

Под берёзой в холодке,

Гриб коричневого цвета.

На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

 

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках

Застигнутые тучкой. (Опята)

-Принесли корзинку домой, а тут новая работа. Придумайте задание. (разделить на две группы)

-Какие это группы? (съедобные и нет)

-Какие несъедобные? (мухомор и поганка)

-Чем они опасны?

-Вот мы и вывели первое правило грибника? Какое? (собирать только знакомые грибы)

-Можно ли их сбивать? (нет, ими питаются лоси)

6)Физминутка.

-Грибы пустились в пляс, и нам пора провести ф/м.

-Какие ф/м знаете?

-Они не очень подходят к теме нашего урока. О чём должна быть? (о грибах)

-Что предлагаете? (Сочинить самим.)

-Как зовут человека собирающего грибы?(грибник)

Грибник шёл, шёл, шёл, -ходьба

Сыроежку он нашёл. -наклоны

Сел на корточки, срезал ножичком. -приседания

Протянул солнышку, положил в лукошко. –потягивания

-Какое второе правило сбора грибов узнали из ф/м? (срезать ножом)

-Чтение стиха подготовленным учеником.

Не вырывай руками грибочки,

Носи нож на цепочке.

Вырванный с землёй гриб – навек погиб.

А срезанный под корешок – даст приплода мешок.

7)Работа над стихотворением.

-Почему грибы надо срезать? (чтобы не повредить грибницу)

-А о третьем правиле расскажет поэт В. Берестов.

-Какие стихи помните из программы 1 класса? (Воробушки, В магазине игрушек)

-Какое стих-е могло стать девизом уроков чтения? (читалочка)

-Нужно его распечатать и повесить рядом с библиотечкой. А где у нас в классе библиотечка?

-Чтение подготовленным учеником.

-Послушайте стихотворение В.Берестова и скажите, почему автору не удалось принести домой полную корзинку.

Беседа после чтения.

–  Понравилось ли вам стихотворение?

–  Какое настроение вызвало оно у вас? Почему?

–  Какие строки стихотворения показались вам смешными. Почему?

–  Где искал грибы автор? Найдите в тексте и прочитайте.

– С чем же автор перепугал грибы?

– Мог ли на самом деле автор перепугать грибы большой корзиной?

– Почему же он не нашел ни одного грибка?

– С какой интонацией надо читать это стихотворение?

– Какое настроение передает нам автор стихотворения?

– Прочитайте выразительно, передавая настроение.

-Только ли Берестов подметил особенность грибов?

-Чтение подготовленным учеником.

Шёл грибник издалека,

А в корзинке ни грибка!

Ни единого грибочка –

Только травка да листочки.

Утомился грибничок

И уселся на пенёк.

– Ты скажи мне, лес,

Ты с грибами или без?

Поглядел на грибника

Лес дремучий свысока.

Покачался – скрип да скрип –

Показал под ёлкой гриб.

-Я с грибами, – молвил лес,-

А ты с глазами или без?      В.Шульжик

Я под шляпкою цветной на ноге стою одной

У меня свои повадки – я всегда играю в прятки.     Загадка

-Какое третье правило сбора грибов узнали? (чтобы собрать грибы, надо потрудиться)

-А вы знаете, как в народе называют сбор грибов? (тихая охота)

-Почему?

-Как вы думаете, какой текст написал ученый, а какой поэт?

-Как называется 1 текст и 2? (научный, художественный)

-Что похожего?

-Чем тексты отличаются?

-Какой текст написать труднее?

8)Организация проектной деятельности.

-Мне жаль ваш труд. Предлагаю создать проект.

-Какой проект делали в 1 классе? (цветочная азбука)

-Как работали? (индивидуально)

-А теперь потрудимся в группах.

-Какие роли? (оформитель, информатор)

-Что делает оформитель, информатор?

-Где берём информацию научного содержания? (энциклопедия)

-А художественного? (стихи загадки )

-Выбор грибов: достать рис. из корзинки.

9)Рефлексия.

-Закончите предложения.

– На дереве успеха проклюнулись почки. Почему? (Все работали хорошо.)

-Какого цвета листочек распустится? (зелёный)

Почему? (Он отвечает за учёбу)

-Кто считает, что он хорошо трудился на уроке, пусть возьмёт листочек и приклеит.

   


Посмотри, какой хороший!

 Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок.

 Он в лесу не новичок. (Мухомор)

Вот и модницы сестрички.

И у них свои привычки —

 Шляпки есть любого цвета.

Ты проверить можешь это. (Сыроежки)

Плотный, крепкий, статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый)

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках

Застигнутые тучкой. (Опята)

Лета первая примета

Под берёзой в холодке,

Гриб коричневого цвета.

На пятнистом корешке. (Подберёзовик)

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой.

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

Мы лукавые сестрички,

Старой жёлтою листвой

Под берёзой и под ёлкой

Мы укрылись с головой.  (Лисички)

Смотрит свысока

Руки – в бока.

Красива и важна

Да никому не нужна. (Поганка)

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *