Конспект урока письмо строчной буквы в – План-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме: План- конспект урока “Письмо строчной буквы в”

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме: Конспект урока по обучению грамоте “Письмо строчной буквы «в»”

Тема урока. Письмо строчной буквы «в».

Цели урока: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «в»; продолжить формирование понятия о звуке как мельчайшей структурной и функциональной единице языка, с помощью которой различаются слова и формы слов; учить находить в слове парные согласные звуки; развивать навыки каллиграфического письма, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами; воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Оборудование урока: тетрадь «Азбука для письма»,  конверты с шаблонами элементов букв, магнитная доска, таблица четырех форм буквы «в», рисунки с изображением птиц, рисунки для картинного диктанта.

I. Организационный момент.

Заходите, дети,  в класс!

Мы урок начнем сейчас.

Встали прямо, подравнялись,

Посмотри на парту,

Всё ли там в порядке?

Ручку, книжку и дневник

Имеет каждый ученик.

Здравствуйте, садитесь,

Больше не крутитесь.

Начинаем наш урок,

Знайте, вам пойдет он впрок.

II. Актуализация знаний.

1. Сообщение темы урока.

– Ребята, о какой птице говорится в загадке? (Воробей.)
Маленький мальчишка,
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крохи собирает?

(Учитель показывает рисунок с  изображением воробья).
– О какой птице говорят: «Украшение лесов, поёт – заслушаешься»? (Соловей)
(Учитель показывает рисунок с  изображением соловья).
(Двое ребят пойдут к доске и соберут эти слова из разрезной азбуки, а остальные дети будут работать в парах. Они составят звуковые модели этих слов с помощью фишек. Быстро справившиеся с работой ученики выкладывают модели этих слов на доске).
– Давайте сравним модели слов воробей и соловей и определим, что в них общего и чем они отличаются друг от друга.
2. Постановка проблемы.

– А сейчас запишите слова воробей и соловей письменными буквами.
– Мы не можем записать эти слова.
– Какая возникла проблема?
– Мы ещё не умеем писать письменную букву «в».
– Так какая будет тема нашего урока?
– Строчная буква «в».
– А какой будет цель урока?
– Научиться писать строчную букву «в».

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «в», которая обозначает звуки [в], [в’].                                                                                                                         – На что похожа буква «в»?

Вот буква В

Видна вдали –

Красивая, витая.

Как будто крендель

Испекли,

Приезжих поджидая.

                              С. Маршак

Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки!

                               Г. Виеру

Словно букву «В»,

Алена держит трубку телефона.

3. Повторение звуков, изученных на уроках литературного чтения.

а) игра «Услышь Звук».

– Встаньте, если услышите в слове звук [в] или звук [в’]: дверь, фара, вата, вареник, фартук, ловля, парта, факел, ведро, валенки, кофта, ваза, фазан, обвал, свет, валик.

б) игра «Камень – вата». 

Разделив класс на две команды, учитель называет слова то с твердым [в]  (встает команда «камня»), то с мягким [в’] (встает команда «ваты»).

                   [в]                                                               [в’]                                                              

                       валенки                                                        вилка

                       волк                                                              вьюга

                       ворона                                                          веник

                       вата                                                              велосипед

в) Игра «Любопытный учитель»

– Где ты живёшь? (В Волгограде.)

– С кем ты дружишь? (с Вовой, с Варей…)

– На голове у тебя что? (Волосы.)

– Какая машина у вас? (Волга…)

– Какие улицы своего посёлка вы знаете? (Валиди, Вахитов…)                                                                                  

           г) «Убери одну букву и скажи новые слова»                                                                                        овраг – враг                                рукав – рука                                                                                                              веко – век                                    ворона –  ворон

II. Изучение нового материала.

1.Формирование зрительного образа строчной буквы «в» в памяти учащихся.

а) демонстрация таблицы четырех форм буквы «в»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «в».

– Чем они похожи? Чем они отличаются?

        б) конструирование строчной буквы «в» на магнитной доске.

– Назовите элементы, их которых состоит строчная буква «в». (Полоска в форме прямой линии с петлей; полоска в форме овала.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «в».

        в) конструирование строчной буквы «в» на партах учащимися.

        г) проверка правильности выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 3, с. 32.)

2.Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

        а) полное и краткое объяснения учителя образца начертания строчной буквы «в» на доске мелом.

– Начинаем на середине рабочей строки. Снизу вверх пишем плавную линию, отклоняясь вправо, не дойдя до дополнительной линейки, закругляем влево, коснувшись ее. Опускаем прямую вниз, пересекаем плавную  линию на верхней линейке. Не дойдя до нижней линейке, пишем полуовальную линию вправо, коснувшись ее. Поднимаем ее вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линейки, опускаем вниз и «закрываем» овал на прямой линии.

Снизу вверх, отклоняясь вправо, влево, вниз, вправо, вверх, влево, вниз.

        б) иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «в» под счет.

        в) упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 30).

        г) имитация учащимися начертания буквы «в» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

3.Физкультминутка. Подготовка руки к письму «Лошадки».

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

(Пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения.)

4.Письмо учащимися в тетради.

– Кто желает попробовать написать строчную букву «в» на доске?
(2 – 3 ребёнка пишут букву на доске, класс комментирует все попытки, указывая на достоинства и недостатки письма).
– А теперь примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (Индивидуальная помощь учащимся)

а) письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и строчной буквы «в» по алгоритму.

– Подчеркните самые красивые буквы.

б) упражнение в письме соединений:

– среднеплавного соединения – вё;

– верхнего – ви;

– нижнего – ви.

IV. Физкультминутка «Черепаха».                                                                                                            – Вы – черепаха, вы гуляете и едите траву. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам срочно нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Еще сильнее, еще глубже голова уходит в панцирь. А теперь опустите плечи, так как  опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние покоя…3 раза                                                                                                                                                        

V. Закрепление изученного материала.                                                                                                           1. Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов по образцу.                                                      –  Рассмотрите иллюстрации в тетради. Что здесь нарисовано?                                                                                               – Сравните слова «вазы» и «вязы».                                                                                                               – Какой звук обозначает буква «в» в этих словах? (Вазы – [в], вязы –  [в’].)                                                                  – Проанализируйте звукобуквенные схемы этих слов.                                                                              – Перекодируйте звуки в письменные буквы.                                                                                             – Рассмотрите виды соединений букв в этих словах и выполните письмо. (Аналогично учащиеся анализируют и составляют звукобуквенные схемы других пар слов.)                                                                                                                                                                                                                                                                                      

[в’]

[о]

[д]

[р]

[а]

в

ё

д

р

а

[в’]

[ы]

[д]

[р]

[а]

в

ы

д

р

а

                                                                                                                                                                                                                                                                                           


– Рассмотрите рисунок в тетради. Кто здесь нарисован? (Выдра.)                                                            – Где живет выдра?                                                                                                                                                                                                                                    – Что вы знаете про это животное? (Выдра – смелое, благородное животное. Отважно защищается и защищает своё потомство. У неё несколько нор. В одних выдра спит или отдыхает, в других живёт  только для выкармливания малышей. Под водой выдра может оставаться 3-4 минуты. На суше она чувствует себя хуже. Особенно трудно двигаться ей по глубокому снегу…)
– Прочитайте слово «выдра» по слогам.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «выдра» стоит буква «в»?
– Какой звук обозначает буква «в» в слове «выдра»?
– Дайте характеристику звуку [в]. (Звук согласный звонкий твёрдый.)
– Объясните, почему в первом слове звук [в’] произносится мягко, а во втором слове [в] произносится твёрдо?  (За буквой «в» в первом слове стоит гласная буква «ё», а во втором слове стоит гласная буква «ы».)
– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука? (Буквы «е», «ё», «и», «я», «ю»).                                                                                                                                                           – Проанализируйте схему текста. Сколько в нем предложений?                                                                               – Составьте рассказ о выдре, используя данную схему текста.                                                                            2. Найдите и подчеркните «лишнюю» букву.                                                                                                      А, о, и, Э, у.                                                                                                                                                                   О, А, У, Э, ы.                                                                                                                                                                                          а, у, н, ы, э.                                                                                                                                                                                            3. Выполнение логических заданий с буквами.                                                                                     – Какие буквы написал Почемучка?                                                                                                             – Сравните буквы о – в. Чем они похожи? Чем отличаются?                                                                    – Сравните буквы в – а. Чем они похожи? Чем отличаются?                                                                             – Сравните буквы б – в. Чем они похожи? Чем отличаются?                                                                                      – Переконструируйте строчную букву «в» в строчную букву «о»; в строчную букву «д»; в строчную букву «а». (Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске).                                                                                   4. Текст с ошибками.                                                                                                                                    – Найдите в тексте ошибки.                                                                                                                                        Мы собрали васильки –                                                                                                                                       на головах у нас щенки.                                                                                                                                                          На пожелтевшую траву роняет лев свою листву.                                                                                                                      5. Картинный диктант.                                                                                                                                                 – Запишите букву, которая обозначает первый звук. (Учитель показывает картинки: ананас, утюг, облако, игла, апельсин, ирис.)                                                                                  

VI. Итог урока.                                                                                                                                                                                             – Какую букву учились писать на уроке?                                                                                                     – Из скольких элементов состоит эта буква?                                                                                              – Как называются эти элементы?                                                                                                                                                

VII. Самоанализ работы на уроке.                                                                                                             – Что вам больше всего удалось?                                                                                                                    – За что вы себя можете похвалить?                                                                                                              – Что вам не удалось?                                                                                                                                     – Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то у меня настроение такое (показывает солнце). А какое настроение у вас?

nsportal.ru

Конспект урока по письму на тему “Письмо строчной буквы в” (1класс)

Тема урока: письмо строчной буквы в Учитель: Л.А.Решетова

Цели урока:

  1. сформировать в памяти чёткий образ буквы; отрабатывать начертание букв, соединений букв в целом; учить списыванию;

  2. формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание

  3. Развивать внимание, мышление учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Вот звенит для нас звонок-

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

Тихо сели.

II. Актуализация знаний

Ребята, скажите, а чем мы занимаемся на уроках письма?

Для чего?

На доске написаны буквы «а, у, н, и,с».

(Часть каждой буквы прикрыта осенними листиками). 
-Какие буквы за листочками?

-Придумайте задание к этим буквам. (На какие группы можно разделить эти буквы?)
– С какой новой буквой вы читали слова на уроке  обучение грамоте? Какие звуки обозначает  буква в?

-Сегодня мы отправимся в гости (просмотр мультика)

-У кого мы побывали в гостях? (У волчонка) ВОЛЧОНОК

-Почему его все поздравляли?

-А вы хотели бы поздравить волчонка?

-Давайте ему тоже приготовим открытку. Зарядка для пальчиков.

-Запишем слово ВОЛЧОНОК

Учитель задаёт вопросы:

– Почему мы не можем записать это слово?

– А вы хотите её научиться писать?

их можно разделить на 2 группы:1 – буквы, которые обозначают согласные звуки; 2 – буквы, которые обозначают гласные звуки;

Штрихуют вертолёт

Проба => Затруднение: мы не умеем писать –В- прописную.

III. Проблемное объяснение нового знания

Какова тема урока?

Какую цель мы ставим перед собой?

Составление плана урока.

План (примерный)

  1. Знакомство с написанием буквы В.

  2. Письмо буквы, слогов, слов и предложений.

-Работа с моделями.

– Что вы можете рассказать об этой букве?

Графический анализ буквы В.

Состоит из прямой линии с петлёй и овала.

-Какие буквы запрятались в ней ?

Учитель предлагает смоделировать прописную букву –В-, используя жгутики из пластилина

Показ учителем правильного написания заглавной буквы –В-, которое сопровождается словами: сверху вниз, влево, вверх, отклоняясь вправо; вправо, вниз, отклоняясь влево; вправо, вниз, влево. После этого объясняется начертание буквы под счёт (раз-и-два-и-три-и-) Дети считают вслух и делают соответствующие движения ручкой в воздухе.

– Как будете стараться писать букву в?
-Что будем оценивать? (правильность написания)
• обведите по бледному
• дублирование буквы
• оценивание
-Какую букву оценим (написанную самостоятельно)

  1. Упражнение в написании буквы.

Запись строчной буквы В с верхним соединением.

– Научиться писать –В- прописную

Моделирование

Письмо в воздухе, письмо по точкам, самостоятельное письмо

Физкультминутка

Выполнение двигательных упражнений

-Упражнение в написании соединений букв.

– Посмотрите на слоги с буквой В на следующей строчке. Чем они отличаются от слогов на предыдущей строчке? (Соединением.)

– У буквы В есть нижнее и верхнее соединения. Посмотрите, как пишется верхнее соединение. Напишите буквы на этой строчке.

2) Написание соединений буквы В с другими буквами. Запись слогов с буквой В, отработка верхнего и нижнего соединений.

– Назовите слова, в которых есть эти соединения.

– С какими буквами В соединяется внизу? (Л.)

– Какие буквы, стоящие после В, требуют верхнего соединения? (Н, Т, К, И, У.)

– С какими буквами букву В можно соединить как верхним, так и нижним соединением? (О, А.)

  1. выбрать и обвести самую красивую букву; почему эта буква вам понравилась?

Письмо по точкам, самостоятельное письмо

Ответы учащихся

Выбор и самостоятельное письмо

IV. Первичное закрепление

Продолжается работа в тетрадях по письму

– Прочитайте слова. Предложите задания с этими словами.

– Составьте с этими словами предложение

– Что нужно знать, чтобы правильно записать предложение?

– Запишите предложение в тетради в следующей строке.

Учитель проходит по рядам, наблюдает за выполнением задания учащимися.

-Проверьте правильность выполнения задания, если есть ошибки, исправьте их.

– Разделить на слоги, поставить ударение, подчеркнуть буквы согласных (гласных) звуков, подчеркнуть буквы мягких (твёрдых) согласных звуков. Составить из них предложение…

Учащиеся предлагают свои варианты ответов

– Предложение начинается с большой буквы, в конце предложения ставится точка, слова пишутся отдельно.

Самостоятельное письмо

V.Итог урока

Учащиеся проговаривают цель урока, достигнут или нет результат, о трудностях, с которыми встретились на уроке.

План

1.Знакомство с написанием буквы р.

2.Письмо букв, слогов, слов и предложений.

infourok.ru

Конспект урока «Письмо заглавной буквы В»

МБОУ «Расцветская средняя СОШ»

Обучение грамоте (урок письма)

УМК «Школа России»
1 класс

Конспект урока по теме

«Письмо заглавной буквы В»

Урок подготовила:

учитель начальных классов

Науменко Кристина Сергеевна

2018 г.

Тема урока: Письмо заглавной буквы В.

Цель урока:

– познакомить с написанием заглавной буквы В; с соединением её в слоги.

Задачи урока:

– сформировать чёткий образ заглавной буквы В;

– отработать начертание буквы в целом;

– развивать устную и письменную речь учащихся, умение отвечать на заданный вопрос полным ответом;

– развивать мелкую моторику кисти рук;

– развивать навык самоконтроля;

– воспитывать доброту и взаимопомощь к людям, к близким и друзьям,

– воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Планируемые результаты:

Личностные:

– проявление творческого отношения к процессу обучения;

– проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Метапредметные:

познавательные умения:

– обобщать полученную информацию;

– давать оценку своим действиям, оценивать результат;

– находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

регулятивные умения:

работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

– формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся;

– оценивать сложившуюся учебную ситуацию;

коммуникативные умения:

– оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

– сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и её результат, слушать мнение других;

– адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Предметные:

– усвоение правильного написания заглавной буквы В;

– умение выполнять звуко – буквенный анализ слов;

– умение писать слова с заглавной буквой В.

Ресурсы урока: Прописи, ч.2, с. 29-30, звуковые карточки, элементы букв для конструирования, карточка для тактильного восприятия буквы, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточка-тренажер.

Ход урока:

I. Организация класса к уроку

– Ребята, у нас урок письма, проверим, всё ли готово у вас к уроку? Садитесь.

Звенит звонок, начинается урок.

Быть должны у нас в порядке:

книжки, ручки и тетрадки.

– А девиз у нас какой?

– Все, что надо – под рукой!

II. Мотивация познавательной деятельности

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро, приветливым лицам!

С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

– Попробуйте с помощью улыбки передать настроение. Ведь, Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Повернитесь и подарите улыбки друг другу. Вижу, что настроение у вас радостное! Тогда за работу!

III. Актуализация имеющихся знаний и навыков

1. Работа со скороговоркой

(Учитель читает скороговорку быстро)

Купили Валере и Вареньке
Варежки и валенки.

– Что я сейчас прочитала? (Скороговорку)

– Как вы догадались?

– Что интересного заметили? (Почти все слова начинаются со звука [в])

2. Словарная работа

– Все ли слова понятны?

– Что такое валенки?

Валенки – зимние мягкие сапоги, свалянные из шерсти.

3. Рассказ учителя

(фото Сергея Ивановича Ожегова)

– Значение этого слова я посмотрела в словаре Сергея Ивановича Ожегова. Он один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова. Сергей Иванович собирал и записывал самые разные слова.

4. Проговаривание скороговорки

– Теперь постараемся проговорить быстро эту скороговорку.

(Дети проговаривают скороговорку)

IV. Целеполагание

1. Знакомство с темой урока

– Как вы думаете, почему именно сегодня я прочитала эту скороговорку?

(В скороговорке часто встречаются слова со звуком [в])

– Кто догадался, какую букву будем писать? (Заглавную букву В)

– А что еще мы будем писать? (Слоги, слова, предложения)

2. Повторение правила посадки при письме

– Что нужно знать и помнить на каждом уроке письма?

(Дети вспоминают правила посадки)

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

V. Работа над новой темой урока

1. Беседа по вопросам

– С какими звуками познакомились на прошлом уроке? ([в] и [в`])

– Какой буквой обозначаются звуки [в] и [в`]? (В, в)

– Какую букву учились писать на прошлом уроке? (Строчную букву в)

2. Работа с загадкой

– Ребята, отгадайте загадку.

Волк, голодный серый волк,
Выл он, выл, потом умолк.
Волк сейчас сидит в траве.
Волк – в траве под буквой… В.

– Какой звук в словах вы слышали больше других? (Звук [в])

– С какой буквы начинается предложение? (С заглавной буквы)

3. Игра «Соотнеси слова»

– Ребята, перед вами слова в двух столбиках. Вам нужно соотнести слова из левого столбика со словами из правого столбика.

– С какой буквы написаны слова из 2-го столбика? (С заглавной)

– Почему? (Имена, клички животных, названия городов, рек пишутся с заглавной буквы)

4. Работа со словами

(На экране записаны слова)

Валера, Вова, Витя, Вика.

– Какой звук мы слышим в начале слова? ([в] и [в`])

– Какой буквой они обозначены? (Заглавной буквой В)

– В русском языке много слов пишутся с заглавной буквы В.

– Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Это имена)

– Как вы считаете, есть необходимость научиться писать эту букву?

5. Анализ печатной и письменной заглавных букв

– Посмотрите на печатную заглавную букву В и письменную заглавную букву В.

– Что у них общего? (Одинаковые элементы – полуовалы)

– В чём отличие? (В наклоне буквы)

Рассмотрите написание письменной заглавной буквы В.

(Просмотр написания письменной заглавной буквы В на экране)

6. Подготовка к письму

(Вспоминаем правила посадки при письме)

В нашей прописи, ребята,

Нужно буквы написать.

Только правила, ребята,

Надо строго соблюдать.

Каждой буквы знай начало,

Направление руки.

Сядь за парту очень прямо,

Тетрадь с наклоном положи.

– Правильно держите ручку.

7. Работа в прописи на стр.29

а) знакомство с заглавной буквой В и анализ её написания

(На экране показано написание буквы)

б) прописывание буквы в воздухе

– Пропишите букву В в воздухе комментируя.

в) повторение правила посадки при письме

– Ребята, давайте вспомним, что нужно знать и помнить на уроке письма?

(Дети просматривают изображение на экране и вспоминают правила посадки)

г) прописывание букв по контуру и прописывание своих букв

(Дети открывают прописи)

Пропись я свою открою

И, как надо, положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

– Обведите буквы по контуру и напишите до конца строки, обведите самую удачную букву на строке, сравните её с образцом в прописи. (Дети пишут)

д) письмо слогов Ва, Ви, Ву

– Прочитайте слоги. (Дети читают)

– Обозначьте гласные и согласные в слогах.

– Какие гласные указывают на твердость предыдущего согласного звука? (а, у)

– Мягкость предыдущего согласного? (и)

Пропишите эти слоги. (Дети пишут)

е) письмо слога Во и слова Вова

– Прочитайте слог Во. (Дети читают)

– Какое соединение согласной буквы В с гласной буквой о? (Нижнее).

– Пропишите. (Дети пишут)

– Прочитайте следующее слово. (Дети читают)

– Почему оно написано с заглавной буквы? (Это имя мальчика).

– Пропишите это слово. (Дети пишут)

ж) анализ записи У ……. лук.

– Можно ли назвать эту запись предложением? (Нет) Почему?

(Это не предложение, так как не выражает законченной мысли)

– Добавьте слово Вова, прочитайте получившееся предложение.

(У Вовы лук.)

– Определите количество слов в предложении (3 слова)

– Вспомните, как пишутся имена. (С заглавной буквы)

– Запишите это слово. (Дети записывают слово Вова)

з) работа с предложением А у Ларисы?

– Посмотрите на следующее предложение.

– Какой знак стоит в конце предложения? (Вопросительный знак)

– Прочитайте это предложение с вопросительной интонацией. (Дети читают)

– Ответьте на вопрос. (У Ларисы салат.)

– Запишите предложение У Ларисы салат. (Дети пишут)

VI. Физкультминутка

Игра «Угадай-ка»

– Слушаем внимательно задание. Я буду называть слова, если это слово нужно писать с заглавной буквы – вы хлопаете в ладоши.

(Учитель называет слова)

Вова, ворона, Валя, Витя, воробей, Вероника, Вадим, верблюд, Варя, Вася, волк, Валера.

VII. Продолжение работы над темой урока

1. Работа в прописи на стр. 30

а) прописывание букв по контуру и прописывание своих букв

– Обведите буквы по контуру и напишите до конца строки, обведите самую удачную букву на строке, сравните её с образцом в прописи. (Дети пишут)

б) работа с предложением Тут тыква.

– Посмотрите на следующую запись. Можно ли назвать её предложением?

(Да, это предложение, так как оно выражает законченную мысль, написано с большой буквы, в конце записи стоит точка)

– Прочитайте предложение. (Дети читают)

– Определите количество слов в предложении (2 слова)

– Запишите это предложение. (Дети пишут)

в) анализ записи Она выросла …

– Можно ли назвать эту запись предложением? (Нет)

– Почему? (Это не предложение, так как не выражает законченной мысли)

– Посмотрите на рисунок. Какой овощ нарисован? (Тыква)

– Составьте своё предложение. (Дети составляют предложение)

– На следующей строке запишите слова около окна. (Дети пишут)

– В конце поставьте точку. Прочитайте, что у вас получилось. (Дети читают)

– Теперь можно назвать эту запись предложением?

(Да, это предложение, так как оно выражает законченную мысль, написано с большой буквы, в конце записи стоит точка)

2. Пальчиковая гимнастика.

Сцепим пальчики в замок,

Чтоб никто войти не смог.

Пустим только ёжика,

Пустим только зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

3. Продолжение работы в прописи на стр. 30

а) работа с предложением У Иры и Вовы тыква. – Посмотрите на следующее предложение. Сколько слов в нём слов? (5 слов)

– Почему первое слово написано с заглавной буквы?

(Начало предложения пишется с заглавной буквы)

– Почему слова Иры и Вовы написаны с заглавной буквы?

(Имена пишутся с заглавной буквы)

– Спишите предложение. (Дети списывают с печатного текста)

б) работа с предложением Тут лук и салат.

– Посмотрите на следующее предложение. Сколько слов в нём слов? (4 слова)

– Почему первое слово написано с заглавной буквы?

(Начало предложения пишется с заглавной буквы)

– Спишите предложение. (Дети списывают с печатного текста)

в) работа с предложением Вика, вот салат.

– Посмотрите на следующее предложение. Сколько слов в нём слов? (3 слова)

– Почему первое слово написано с заглавной буквы?

(Начало предложения пишется с заглавной буквы)

– Какой знак стоит в конце предложения? (Восклицательный)

– Прочитайте предложение с интонацией. (Дети читают с интонацией)

– Поменяйте местами слова. Поставьте слово Вика последним. Какое предложение получилось?

(Вот салат, Вика .)

– С какой буквы напишите слово Вика? (С заглавной)

– Почему? (Имена пишутся с заглавной буквы)

– Спишите предложение. (Дети списывают с печатного текста)

VIII. Музыкально-динамическая пауза

1. Рассказ учителя

(На экране фото композитора П.И. Чайковского)

– Какое сейчас время года? (Осень)

– Какой месяц? (Октябрь)

– Природа. Её рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов – слова. У композитора – только звуки. Но ведь звуками можно прекрасно рисовать природу. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал двенадцать пьес. Каждая пьеса имела название месяца. Все они были объединены в альбом «Времена года». Получился музыкальный календарь природы.

2. Динамическая пауза

(На экране фото «Осень в парке», тихо звучит музыка Чайковского «Времена года. Октябрь»

(Дети шагают под музыку и поднимают руки вверх, имитируя, как они разбрасывают листья)

– Вера шла-шла-шла,

Лист сирени вдруг нашла.

Он ещё зелёный.

– Ваня шёл-шёл-шёл,

Резной лист потом нашёл.

Золотой, кленовый.

– Варя шла-шла-шла,

И берёзы лист нашла.

– Вася шёл-шёл-шёл,

Лист дубовый там нашёл.

– Кто ещё пойдёт,

Много листиков найдёт.

3. Музыкальная пауза

(Дети сидят, слушают под музыку)

– А теперь тихо сядьте, закройте глазки и, слушая музыку, мысленно перенеситесь в наш замечательный парк.

IX. Закрепление пройденного материала

1. Составление предложения из слов

(На экране даны слова: ворона, вороненка, проворонила)

– Составьте предложение из слов. С этим предложением мы уже знакомы.

(Проворонила ворона вороненка.)

Как его можно назвать? (Скороговорка)

Проговорите это предложение быстро. (Дети проговаривают скороговорку)

2. Составление предложения по схеме

– Составьте по схеме предложение.

׀______ ______ ______ ______ ______ .

(На доске дана схема. Дети составляют предложения по схеме.)

X. Итог урока

– Какую букву научились писать? (Заглавную букву В)

– Какие слова пишутся с заглавной буквы? (Имена, клички животных, названия городов, рек)

XI. Рефлексия (Слайд №19)

– Справились ли мы с поставленными нами в начале урока задачами?

– Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока?

– Что у тебя получилось хорошо?

– Над чем надо ещё поработать?

– Оцените свою работу по «светофору».

(Дети закрашивают один кружочек светофора)

XII. Список литературы и Интернет-ресурсов

1. Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Прописи. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 1 класс. В 4 частях – М.: Просвещение, 2016.

2. yandex.ru/images

3. nashol.com

4. ru.wikipedia.org

5. nsportal.ru

6. readik.ru

7. detskieigry.ru

8. muzofon.com

infourok.ru

Урок письма в 1-м классе “Строчная буква “в””

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. предметные: познакомить детей с алгоритмом написания строчной буквы «в»; учить писать слоги, слова, предложение с буквой «в»; закреплять письмо изученных букв.
  2. метапредметные: развивать устную и письменную речь, внимание, логическое мышление, фонематический слух, творческие и коммуникативные способности, навыки классификации, умение формулировать тему и цель урока, подводить итог урока, выражать отношение к результату своей работы.
  3. личностные: создать условия для формирования внутренней позиции обучающихся, характеризующейся интересом к происходящему на уроке и положительной мотивацией учебной деятельности.

Оборудование: записи на доске, нарисованное вишнёвое дерево, вырезанные из бумаги вишенки для работы в паре, карточки со слогами, картинки с изображением воробья и вороны, ребус «ворона», условное обозначение: «Работа в паре», печатная буква «В».

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Вот и прозвенел звонок, начинаем мы урок.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Послушайте и отгадайте загадки.

  1. Я весь день ловлю жуков,
    Уплетаю червяков.
    В тёплый край я не летаю,
    Здесь под крышей, обитаю.
    Чик-чирик! Не робей!
    Я Бывалый …

Ученики: воробей.

Учитель вывешивает картинку с изображением воробья.

Учитель: Какой звук слышится в начале слова воробей? Дайте характеристику этому звуку.

Ученики: Согласный, твёрдый, звонкий, парный.

Учитель:

  1. Сижу на дереве,
    Кругла, как шар,
    Красна, как кровь,
    Сладка, как мёд.

Ученики: вишня.

Учитель: Какой звук слышится в начале слова вишня? Дайте характеристику этому звуку.

Ученики: Согласный, мягкий, звонкий, парный.

Учитель: Какой буквой на письме обозначаются звуки [в], [в’]?

Ученики: Буквой «в».

Учитель: В Букваре мы познакомились с печатной буквой «в».

Учитель вывешивает печатную букву В.

Учитель: Как вы думаете, а на уроке письма, с какой буквой мы познакомимся?

Ученики: Со строчной буквой «в».

III. Формулирование темы. Постановка цели урока.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

Ученики: Строчная буква «в».

Учитель открывает часть доски с изображением строчной буквы в.

Учитель: Какова цель урока?

Ученики: Научиться писать строчную букву «в», слова с этой буквой.

IV. Открытие новых знаний.

Учитель: Посмотрите внимательно на букву. Из каких элементов она состоит?

Ученики: Петельки, овала.

Учитель: Если бы вы были учителем, как бы вы объяснили алгоритм написания строчной буквы «в»?

К доске выходит ученица и пробует объяснить алгоритм написания строчной буквы» «в».

Учитель: Послушайте алгоритм написания строчной буквы «в». Ставим ручку на середину рабочей строки, идём наискось вверх, пишем петельку, прямую наклонную, овал.

Последовательность выполнения работы учениками:

  1. Письмо строчной буквы «в» воздухе.
  2. Повторение правил, которые нужно вспомнить при письме (спинку держим прямо, ручку держим правильно, листок тетради лежит наискось).
  3. Письмо строчной буквы «в» в тонких тетрадях (сначала с учителем).

Работа в парах.

Учитель показывает условное обозначение: значок «вишенки».

Учитель: Что это за условное обозначение?

Ученики: Работа в паре.

Учитель: Давайте покажем гостям, как вы научились писать строчную букву «в».

  1. Письмо строчной буквы «в» на вишенках. (Ученики по очереди пишут фломастером).

Учитель во время проведения физкультминутки учеником «одевает» вишнёвое дерево.

V. Физкультминутка «Пожалуйста».

Учитель: Вы должны выполнять все движения, о которых я вас попрошу, но только в том случае, если услышите слово «пожалуйста».

VI. Работа над новым материалом.

1. На доске буквы: а у в о ы и э

Учитель: На какие группы можно разделить эти буквы?

Ученики: Гласные и согласные.

Учитель: Давайте разделим буквы на две группы.

Учитель показывает на доске схему:

– Согласная буква «в» дружит с гласными буквами. В результате этой дружбы образуются слоги. Давайте их прочитаем.

2. Чтение слогов.

ва
ву
во
вы
ви
вэ

Учитель: В каком слоге согласный звук произносится мягко?

Ученики: Слог «ви», потому что гласная буква «и» смягчает согласную.

Учитель: Посмотрите внимательно на слоги. Как соединяется строчная буква «в» с гласными буквами: а у о ы и э?

Ученики: При помощи верхнего соединения – петельки.

3. Письмо слогов.

Учитель: Давайте запишем слоги в тетради. Откройте тетради по закладкам.

У каждого ученика в тетради лежит закладка «Солнышко». Учитель заранее вкладывает закладки в тетради.

Учитель: Когда мы пишем слоги и слова, произносим что?

Ученики: Звуки.

Написание первого слога показывает учитель, второго – ученик, остальные слоги ученики записывают в тетради самостоятельно.

Учитель: Для чего мы учились писать строчную букву «в»?

Ученики: Чтобы научиться писать слова с этой буквой.

VII. Физкультминутка.

Учитель: Если в слове услышите твёрдый звук [в], вы должны присесть. Если в слове услышите мягкий звук [в’], вы должны подпрыгнуть на месте. (Слова: вареник, ведро, велосипед, ворона, рама, вертолёт, воробей).

4. Отгадывание ребуса.

Учитель: Отгадайте, какое слово зашифровано в этом ребусе?

Ученики: Ворона.

Учитель: Сколько звуков в слове ворона?

Ученики: 6.

Учитель: Давайте проверим.

Ученики вместе с учителем произносят звуки, загибая пальчики.

5. Письмо слов и предложений.

Учитель: Я буду записывать слово ворона на доске, а вы называть соединения.

Учитель пишет слово, проговаривая звуки, ученики называют соединения букв.

– Запишите слово в тетради самостоятельно.

Один ученик работает у доски.

Учитель: Разделите слово на слоги, подчеркните слоги дугой. Поставьте в слове ударение.

Учитель: Какие слова спрятались в слове ворона?

Ученики: Вор, ворон, он, на, она.

Учитель: Давайте запишем эти слова (можно проговорить устно).

Учитель: В каких сказках встречается ворона?

Ученики: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Учитель: Как вы думаете, Ворона добрый сказочный персонаж или злой? Почему вы так думаете? Давайте придумаем предложения со словом ворона.

Ученики придумывают предложения со словом ворона.

Учитель: Я тоже придумала предложение.

На доске предложение: Иван ловил ворону.

Учитель: Прочитайте предложение глазками, вслух. Из чего состоит предложение?

Ученики: Предложение состоит из слов.

Учитель: Сколько слов в предложении?

Ученики: В предложении три слова.

Учитель: Назовите первое слово, второе, третье. Давайте запишем предложение в тетради.

– Какие правила нужно знать, чтобы записать предложение в тетради?

Ученики: Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку. Когда пишем слова, произносим звуки.

VIII. Закрепление пройденного.

Учитель: Давайте найдём знакомые слова в таблице и выпишем их на листочек правильно и красиво.

Учитель вывешивает таблицу.

Н А Л И М О Н
П П А П А Р А
И О Р А М А Л
Л Л А Р А К И
А Н Н А М Ы Л

Два ученика по очереди выходят к доске и показывают, как они выполняют эту работу. Далее все ученики работают самостоятельно.

Учитель: Сегодня к нам на урок пришли гости. Я думаю, что им будет приятно, если вы подарите им свои работы, выполненные на листочках.

IX. Итог и рефлексия урока

Учитель: Чему учились сегодня на уроке? Какое из заданий вызвало затруднение? Что больше всего понравилось на уроке? Поднимите солнышко те ученики, которые довольны своей работой и у кого хорошее настроение.

Учитель: Спасибо всем за урок.

14.03.2012

urok.1sept.ru

Конспект урока “Строчная буква в”

Технологическая карта урока

Предмет: Урок письма Класс: 1
Наименование учебно-методического комплекта (УМК):УМК «Школа России»

Тема урока: Конспект урока «Строчная буква в»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Место урока в системе уроков 15-й урок в Букварном периоде.

Познакомить с буквой «в» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.

Задачи:

Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:

• создать условия для ознакомления с новыми согласными звуками [в], [в’] и буквой «в»;

• обучение чтению слов с новой буквой;

• продолжение работы по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха;

• развитие воображения, памяти, мышления,

• обогащение словарного запаса;

• расширение кругозора;

• воспитывать патриотизм и гражданственность

воспитание любознательности, культуры труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать в парах и группах.

УУД:

Предметные УУД:

 Регулятивные УУД:

 Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:
Личностные УУД:
 

Предметные:

-формировать умение выделять звуки [в ] [ в’], характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы на ленте букв; соотносить все изученные буквы со звуками.

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

– определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

– отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу;

– организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.

– Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

-Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

-Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: -проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

– Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

Различать строчную букву; осуществлять сравнение печатной и письменной буквы «в» выполнять слого-звуковой анализ слов со звуком[в], [в’]; подбирать слова со звуками [в], [в’];использовать заглавную букву в именах собственных, грамотно оформлять предложение на письме, письменно отвечать на вопросы.

Принимать и сохранять учебную задачу, контролировать выполняемые действия, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своим действиям, формулировать учебную задачу; работать

с информационными источниками; проводить анализ с выделением существенных признаков; делать

умозаключения и выводы.

выражение собственного мнения, овладение культурой общения и поведения.

Основные понятия:

Звук, буква, слово, слоги. Печатная и письменная строчная буква в;

слого-звуковой анализ слов; звуки [в], [в’]; предложение.

Межпредметные связи:

На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с чтением, математикой, окружающим миром.

Ресурсы: основные

дополнительные

учебник: «Азбука» В.Г. Горецкого, электронное приложение к учебнику, Рабочее место учителя (компьютер + мультимедийный проектор+ интерактивная доска)

Основная часть

Структура и содержание урока

Положительный настрой

– Начинаем наш урок,

Знайте, вам пойдет он впрок.

Сегодня на уроке у нас гостья, Галина Ивановна. Давайте покажем, чему мы научились в школе.

– Улыбками поприветствуйте друг друга, пожелайте хорошего настроения.

– Я желаю, чтобы этот урок прошёл с пользой, вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

-Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

Умницы!

Молодцы!

(садятся девочки)

(Садятся мальчики)

Приветственное слово учителя

2.Актуализация знаний

Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

Закончите высказывания

– Звуки бывают …

-Твёрдость согласных обозначают звуки….

– Мягкость согласных обозначает …

– Звуки мы слышим, буквы …

– Буквы бывают заглавные и строчные…

Ребята, если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто спрятался за доской.

Кто на дереве сидит,
Зорко с высоты глядит ?
Обнаружив мышь с вершины,
Сокращает род мышиный.
Так подвижна голова!
Это мудрая  (Сова).

– Давайте сделаем приятное сове и по воздуху напишем слово сова.

Заканчивают предложения

Мотивирует.

Направляет

Создаёт условия для частично-поисковой деятельности

3. Постановка учебной задачи.

Постановка и формулирование проблемы.

Определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя

– Мы не можем записать эти слова.
– Какая возникла проблема?

– Так какая будет тема нашего урока?
– Строчная буква «в».
– А какой будет цель урока?
– Научиться писать строчную букву «в». Сегодня на уроке будем учиться писать строчную букву в и соединять ее с другими буквами.

Направляет

4.Поиск решения проблемы-открытие нового знания.

Формирование умения удерживать учебную задачу,

слушать и понимать речь других

Предметные УУД: осмысление текста

Коммуникативные УУД: дети допускают  возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,

Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи.

1) Характеристика звука. Какой звук обозначает буква в?

Что мы о нём можем сказать?

– Сова предлагает нам поиграть.

Составим схему слова сова, вилка? Чем отличаются звуки;

– Какие звуки обозначает буква в? ( звуки [в], [в’] )

2) игра «Камень – вата».

Разделив класс на две команды, учитель называет слова то с твердым [в] (встает команда мальчиков «камня»), то с мягким [в’] (встает команда девочек «ваты»).

[в] [в’] валенки верба

волк вьюга

ворона веник

вата велосипед

3).Формирование зрительного образа строчной буквы в в памяти учащихся

Демонстрация таблицы написания буквы в

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы в.

– Чем они похожи? Чем они отличаются?

б) Элементы буквы в.

– Назовите элементы, их которых состоит строчная буква – Линия с петлей вверху, овал.

– На что похожа буква в?

Вот буква В

Видна вдали –

Красивая, витая.

Как будто крендель

Испекли,

Приезжих поджидая.

в) Конструирование строчной буквы в на партах учащимися из шнурочков.

– На партах лежат лучики солнышка, попробуйте сконструировать строчную букву в.

Когда буква будет составлена, пара зажигает огонёк дружбы. Я смотрю, кто из вас самый дружный и организованный.

г) Проверка правильности выполнения задания.

4) Полное объяснение учителем образца начертания строчной буквы «в» на доске мелом.

а) Показ при помощи анимации.

Чтобы все хорошо запомнили, напишем букву в со мной : я на доске, а вы в воздухе, на ладошке

б)- Начинаем на середине рабочей строки. Снизу вверх пишем плавную линию, отклоняясь вправо, дойдя до прерывистой линии, закругляем влево, коснувшись ее. Опускаем прямую вниз, пересекаем плавную линию на верхней линейке. Не дойдя до нижней линейки, пишем полуовальную линию вправо, коснувшись ее. Поднимаем ее вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линейки, опускаем вниз и «закрываем» овал на прямой линии.

– Для верхнего соединения овал не закругляем, делаем петелечку.

Ответы детей

Консультирует.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Конструируют букву

Пишут в воздухе, на ладошке.

5.Физкультминутка.

Пальчиковая гимнастика

Перед тем как нам писать

Надо пальчики размять.

– Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

Поработать нам пора.

Выполняют упражнения в соответствии с заданными условиями с учителем

Показывает

6.Знакомство с написанием буквы

Знакомство с алгоритмом написания строчной буквы в

1.Письмо элементов буквы.

2.Письмо строки со строчной буквой.

Изображение на доске

Направляет

Помогает.

7.Знакомство с написанием слогов, слов.

Формирование умения

ориентироваться в прописи.

Выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Формирование умения удерживать учебную задачу

Чтение слогов, составление слов (диск)

Прочтите слоги с твёрдым звуком громко, с мягким – тихо.

Работа в Прописи

Для чего мы учились писать строчную букву «в»?

Чтобы научиться писать слоги и слова с этой буквой.

-Прочитаем слоги, обратите внимание на соединение

– кто выполнит на доске, покажет образец?

Физкультминутка

Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развёл.
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик…

Ответы детей

Дети пишут на доске

Прописывают буквы в прописи 3 строки

Мотивирует.

Направляет

9.Организация работы по развитию речи.

Формируем умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.

Формируем умение высказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции.

Диск. Мультфильм.

– Какие слова с изученным звуком услышали?

– О чём мультфильм?

– Что вы узнали из мультфильма?

– Почему малыш был счастлив?

– Хорошие ли друзья у волчонка?

– Как вести себя на дне рождения гостям?

– О ком мы не услышали в семье волчонка? Мы о нём сейчас напишем предложение. Прочитайте.

– Сколько слов в предложении?

Какие правила правописания предложения мы знаем?

– На следующей строке аккуратно запишите предложение.

Чтение текста хором

Анализ текста.

Дети читают текст вслух. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку. Понимают смысл прочитанного

Устанавливают причинно-следственные связи. Называют знакомые растения. Рассказывают об уходе за растениями.

Направляет, помогает.

8. Закрепление материала

учатся записывать слоги и сочетания, используя эталон в прописи

Работа в прописи

1. Картинный диктант. – Запишите букву, которая обозначает первый звук. (Учитель показывает картинки: ананас, утюг, облако, игла, апельсин, ирис, вата.)

2. Отгадывание ребуса.

– Кто на доске сможет написать это слово?

Один ученик на доске, остальные в тетради.

Какие слова спрятались в слове ворона?

 Вор, ворон, он, на, она.

Давайте запишем.

Ответы детей

Направляет, помогает.

9.Итог урока. РЕФЛЕКСИЯ.

Формирование умения структурировать знания, умения выражать свои мысли.

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование Формирование умения удерживать цель деятельности до получения её результата

Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

VI. Итог урока.

Какая цель урока? – Из скольких элементов состоит эта буква?

VII. Самоанализ работы на уроке. – Что вам больше всего удалось? – За что вы себя можете похвалить? – Что вам не удалось? – Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то у меня настроение такое (показывает солнце). А какое настроение у вас? Покажите тучку или солнышко.

– Ребята, а как вы думаете, приятно получать подарки?

– А давайте нашей гостье сделаем подарок. Напишите на обратной стороне солнышка строчную букву в. А теперь

Давайте подойдём и с наилучшими пожеланиями вручим подарки.

Ответы детей

Самооценка

Ответы детей

Писать заглавную букву Р.

Благодарит детей за работу, отмечает тех, кто активно работал на уроке.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Приложения: ленты времени, родословные, электронные карточки, таблицы и др.

Заключительная часть

infourok.ru

Разработка урока “Письмо заглавной и строчной буквы В, в”.

Разработала

учитель начальных классов

Шахтёрской общеобразовательной

школы І-ІІІ ступеней №18

Мироненко Лариса Викторовна

Урок письма

1 класс

Тема урока. Письмо заглавной и строчной буквы В, в.

Цели урока: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной и заглавной буквы в, В, продолжить формирование понятия о звуке как мельчайшей структурной и функциональной единице языка, с помощью которой различаются слова и формы слов; учить находить в слове парные согласные звуки; развивать навыки каллиграфического письма, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами; воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Оборудование урока:  рисунки с изображением птиц, карточки с буквами.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Заходите, дети,  в класс!

Мы урок начнем сейчас.

Встаньте прямо, подравняйтесь.

Посмотри на парту,

Всё ли там в порядке?

Ручку, книжку и дневник

Имеет каждый ученик?

Здравствуйте, садитесь,

Больше не крутитесь.

Начинаем наш урок,

Знайте, вам пойдет он впрок.

II. Актуализация знаний.

1. Сообщение темы урока.

– Ребята, о какой птице говорится в загадке? (Воробей.)
Маленький мальчишка,
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крохи собирает?

(Учитель показывает рисунок с  изображением воробья).
– О какой птице говорят: «Украшение лесов, поёт – заслушаешься»? (Соловей)
(Учитель показывает рисунок с  изображением соловья).
(Двое ребят пойдут к доске и соберут эти слова из разрезной азбуки, а остальные дети будут работать в парах. Они составят звуковые модели этих слов с помощью фишек. Быстро справившиеся с работой ученики выкладывают модели этих слов на доске).
– Давайте сравним модели слов воробей и соловей и определим, что в них общего и чем они отличаются друг от друга.
2. Постановка проблемы.

– А сейчас запишите слова воробей и соловей письменными буквами.
– Мы не можем записать эти слова.
– Какая возникла проблема?
– Мы ещё не умеем писать письменную букву «в».
– Так какая будет тема нашего урока?
– Сегодня на уроке будем учиться писать букву «в» и соединять её с другими буквами.                                                                                                                         – – На что похожа буква «в»?

Вот буква В

Видна вдали –

Красивая, витая.

Как будто крендель

Испекли,

Приезжих поджидая.

                              С. Маршак

Вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки!

                               Г. Виеру

Словно букву «В»,

Алена держит трубку телефона.

3. Повторение звуков, изученных на уроке чтения.

а) игра «Услышь Звук».

– Встаньте, если услышите в слове звук [в] или звук [в’]: дверь, фара, вата, вареник, фартук, ловля, парта, факел, ведро, валенки, кофта, ваза, фазан, обвал, свет, валик.

б) игра «Камень – вата». 

Разделив класс на две команды, учитель называет слова то с твердым [в]  (встает команда «камня»), то с мягким [в’] (встает команда «ваты»).

                   [в]                                                               [в’]                                                            валенки                                                       вилка

               волк                                                             вьюга

               ворона                                                         веник

               вата                                                              велосипед

в) Игра «Любопытный учитель»

– Где ты живёшь? (В Волгограде.)

– С кем ты дружишь? (с Вовой, с Варей…)

– На голове у тебя что? (Волосы.)

– Какая машина у вас? (Волга…)

– Какие улицы своего посёлка вы знаете? ( Вернадского…)                                                                                 

           IIІ. Изучение нового материала.

1.Формирование зрительного образа строчной буквы «в» в памяти учащихся.

а) демонстрация таблицы четырех форм буквы «в»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «в».

– Чем они похожи? Чем они отличаются?

        б) конструирование строчной буквы «в» и заглавной буквы «В» на магнитной доске.

– Назовите элементы, их которых состоит строчная буква «в». (Полоска в форме прямой линии с петлей; полоска в форме овала.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «в».

        в) конструирование строчной буквы «в» и заглавной буквы «В» на партах учащимися.

        г) проверка правильности выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа».

2.Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

        а) полное и краткое объяснения учителя образца начертания строчной буквы «в» и заглавной буквы «В» на доске мелом.

– Начинаем на середине рабочей строки. Снизу вверх пишем плавную линию, отклоняясь вправо, не дойдя до дополнительной линейки, закругляем влево, коснувшись ее. Опускаем прямую вниз, пересекаем плавную  линию на верхней линейке. Не дойдя до нижней линейке, пишем полуовальную линию вправо, коснувшись ее. Поднимаем ее вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линейки, опускаем вниз и «закрываем» овал на прямой линии.

Снизу вверх, отклоняясь вправо, влево, вниз, вправо, вверх, влево, вниз.

        б) иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «в» под счет.

        в) упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради.

        г) имитация учащимися начертания буквы «в» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве.

3.Физкультминутка. Подготовка руки к письму «Лошадки».

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок.

(Пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения.)

4.Письмо учащимися в тетради.

– Кто желает попробовать написать строчную букву «в» на доске?
(2 – 3 ребёнка пишут букву на доске, класс комментирует все попытки, указывая на достоинства и недостатки письма).
– А теперь примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (Индивидуальная помощь учащимся)

а) письмо учащимися в тетради строчной буквы «в» и заглавной буквы «В» по алгоритму.

– Подчеркните самые красивые буквы.

б) упражнение в письме соединений.

IV. Физкультминутка «Черепаха».                                                                                   – Вы – черепаха, вы гуляете и едите траву. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам срочно нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Еще сильнее, еще глубже голова уходит в панцирь. А теперь опустите плечи, так как  опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние покоя…3 раза                                                                                                                                                        

V. Закрепление изученного материала.                                                                            1. Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов по образцу.           –  Рассмотрите иллюстрации в тетради. Что здесь нарисовано?                             – Сравните слова «вазы» и «вязы».                                                                             – Какой звук обозначает буква «в» в этих словах? (Вазы – [в], вязы –  [в’].)             – Проанализируйте звукобуквенные схемы этих слов.                                             – Перекодируйте звуки в письменные буквы.                                                           – Рассмотрите виды соединений букв в этих словах и выполните письмо. (Аналогично учащиеся анализируют и составляют звукобуквенные схемы других пар слов.)                                                                                                                      – Рассмотрите рисунок в тетради. Кто здесь нарисован? (Выдра.)                           – Где живет выдра?                                                                                                     

– Что вы знаете про это животное? (Выдра – смелое, благородное животное. Отважно защищается и защищает своё потомство. У неё несколько нор. В одних выдра спит или отдыхает, в других живёт  только для выкармливания малышей. Под водой выдра может оставаться 3-4 минуты. На суше она чувствует себя хуже. Особенно трудно двигаться ей по глубокому снегу…)
– 
Прочитайте слово «выдра» по слогам.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «выдра» стоит буква «в»?

– Какой звук обозначает буква «в» в слове «выдра»?

– Из скольких элементов состоит эта буква?                                                            

– Как называются эти элементы?                                                                      

VII. Итог урока.

– Какие буквы мы сегодня писали?

– Что вам больше всего удалось?                                                                                 – Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то у меня настроение такое (показывает солнце). А какое настроение у вас, нарисуйте его.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: Письмо строчной буквы в.

Конспект урока по письму  1 класс (УМК «Перспективная начальная школа»)

  Тема урока:

  Письмо строчной буквы в.

  Цели урока:

  сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы в;  развивать навыки каллиграфического письма, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами; воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

  Оборудование: ” Азбука.  Тетрадь по  письму № 3″ , конверты с шаблонами элементов букв, магнитная доска, демонстрационные карточки печатных и письменных букв, рисунок с изображением воробья.

                                                Ход урока

  I. Организационный момент.

  Проверка готовности к уроку, настрой на хорошую работу.

  Заходите, дети, в класс!

  Мы урок начнем сейчас.

  Встали прямо, подравнялись,

  Посмотри на парту,

  Всё ли там в порядке?

  Ручку, книжку и дневник

  Имеет каждый ученик.

  Здравствуйте, садитесь,

  Больше не крутитесь.

  Начинаем наш урок,

  Знайте, вам пойдет он впрок.

 – Улыбками поприветствуйте друг друга, пожелайте хорошего настроения.

 – Я желаю, чтобы этот урок прошёл с пользой и вы узнали что-то новое.

  II. Определение целей урока.

  Загадка.

 – Ребята, о какой птице говорится в загадке?


 Маленький мальчишка,
 В сером армячишке,
 По двору шныряет,
 Крохи собирает? (Воробей.)
 (Учитель показывает рисунок с изображением воробья).


  Один ученик на  доске  собирает  слово из разрезной азбуки, а остальные дети работают в парах. Они составляют звуковые модели слова с помощью фишек.


   Постановка проблемы.

 – А сейчас запишите слово воробей  письменными буквами.
– Мы не можем записать это слово.
– Какая возникла проблема?
– Мы ещё не умеем писать письменную букву в.
– Так какая будет тема нашего урока?

  Определение учащимися темы и целей урока.

 – Строчная буква в.
– А какой будет цель урока?
– Научиться писать строчную букву в.

   Сегодня на уроке будем учиться писать строчную  букву в  и соединять ее с другими буквами.

 – Какие звуки обозначает буква в ? ( звуки [в], [в’] )

 – На что похожа буква в?

 Вот буква В

 Видна вдали –

 Красивая, витая.

 Как будто крендель

 Испекли,

 Приезжих поджидая.

                              (С. Маршак)

  Вот ведь горе у старушки:

  На очках сломались дужки!

                               (Г. Виеру)

  Словно букву «В»,

  Алена держит трубку телефона.

  III. Изучение нового материала.

  1.Формирование зрительного образа строчной буквы в в памяти учащихся:

  а) Демонстрация таблицы написания  буквы в ( малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных).

 – Сравните малую печатную и строчную письменную буквы в.

 – Чем они похожи? Чем они отличаются?

  б) Элементы буквы в.

 – Назовите элементы, их которых состоит строчная буква в. (Линия с петлей вверху,  овал.)

  Посмотрите в правый уголок и закрасьте точки около тех элементов букв, которые потребуются для письма  строчной буквы в.

  в) Конструирование строчной буквы в на партах учащимися из шаблонов элементов букв.

  Работа в парах. Конструирование буквы. На партах лежат шаблоны букв.

 – Сейчас вы будете составлять строчную букву в в парах. Когда буква будет составлена, пара поднимает руку. Я смотрю, кто из вас самый дружный и организованный.

  г) Проверка правильности выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 3, с. 32.)

  Подготовка руки к письму.

  Мы ладошкой потрясём,
 Каждый пальчик разомнём.
 Раз, два, три, четыре, пять
 Мы начнём опять писать.

  2.Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

  а) Объяснения учителя образца начертания строчной буквы в на доске мелом.

 – Начинаем на середине рабочей строки. Снизу вверх пишем плавную линию, отклоняясь вправо, не дойдя до дополнительной линейки, закругляем влево, коснувшись ее. Опускаем прямую вниз, пересекаем плавную линию на верхней линейке. Не дойдя до нижней линейки, пишем полуовальную линию вправо, коснувшись ее. Поднимаем ее вверх, закругляем влево, коснувшись верхней линейки, опускаем вниз и «закрываем» овал на прямой линии.

  б) Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы в под счет.

  в) Упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 30).

  г) Имитация учащимися начертания буквы в по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

  3.Письмо учащимися в тетради.

 – Кто желает попробовать написать строчную букву в на доске?
(2 – 3 ребёнка пишут букву на доске, класс комментирует все попытки, указывая на достоинства и недостатки письма).

  Повторение правил посадки при письме.
– А теперь примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.

  Индивидуальная помощь учащимся.

  а) Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и строчной буквы в по алгоритму.

 – Подчеркните самые красивые буквы.

  б) Упражнение в письме соединений:

 – среднеплавного соединения – вё;

 – верхнего – ви;

 – нижнего – во.

 – Подчеркните самые красивые соединения буквы в с другими буквами.

  Физкультминутка

  Воробьишка потянулся,
 Распрямился, встрепенулся.
 Головой кивнул три раза,
 Подмигнул он правым глазом.
 Лапки в стороны развёл.
 И по жёрдочке пошёл.
 Прогулялся и присел,
 Свою песенку запел:
 Чик-чирик-чирик-чирик…

  IV. Работа со звукобуквенными схемами.

 – Рассмотрите иллюстрации в тетради. Что здесь нарисовано?

 – Сравните слова «вазы» и «вязы».

 – Какой звук обозначает буква в в этих словах? (Вазы – [в], вязы – [в’].)

 – Проанализируйте звукобуквенные схемы этих слов.

 – Запишите звуки  письменными буквами.

  V. Письмо слов по образцу.

 – Рассмотрите виды соединений букв в этих словах и выполните письмо. (Аналогично учащиеся анализируют и составляют звукобуквенные схемы других пар слов.)

[в’]

[о]

[д]

[р]

[а]

в

ё

д

р

а

[в]

[ы]

[д]

[р]

[а]

в

ы

д

р

а


– Рассмотрите рисунок в тетради. Кто здесь нарисован? (Выдра.)

 – Что вы знаете про это животное?  Где живет выдра?

  Сообщения учащихся.

  (Выдра – смелое,  благородное животное. Отважно защищается и защищает своё потомство. У неё несколько нор. В одних выдра спит или отдыхает, в других живёт только для выкармливания малышей. Под водой выдра может оставаться 3-4 минуты. На суше она чувствует себя хуже. Особенно трудно двигаться ей по глубокому снегу.)
– Прочитайте слово «выдра» по слогам.
– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.
– На каком месте в слове «выдра» стоит буква в?
– Какой звук обозначает буква в в слове «выдра»?
– Дайте характеристику звуку [в]. (Звук согласный звонкий твёрдый.)
– Объясните, почему в первом слове звук [в’] произносится мягко, а во втором слове [в] произносится твёрдо? (За буквой в в первом слове стоит гласная буква ё, а во втором слове стоит гласная буква ы.)
– Назовите гласные, которые обозначат мягкость предыдущего согласного звука? (Буквы е, ё, и, я, ю).

  Физкультминутка

  Игра «Услышь звук».

 – Встаньте, если услышите в слове звук [в] или звук [в’]: дверь, фара, вата, вареник, фартук, ловля, парта, факел, ведро, валенки, кофта, ваза, фазан, обвал, свет, валик.

  VI. Работа со схемой текста.

 – Проанализируйте схему текста. Сколько в нем предложений?

 – Составьте рассказ о выдре, используя данную схему текста.

  Выполнение логических заданий с буквами.

 – Какие буквы написал Почемучка?

 – Сравните буквы о – в. Чем они похожи? Чем отличаются?

 – Сравните буквы в – а. Чем они похожи? Чем отличаются?

 – Сравните буквы б – в. Чем они похожи? Чем отличаются?

  VII. Комментированное письмо предложения Где мой новый стул?

  VIII. Графический диктант (составление модели текста).

  Любит кошка на обед

  Виноград и винегрет.

  Отвечайте, правда ли?

 – Найди слова, в которых есть изучаемые звуки.

 – Какие это звуки? (Показать модель звука из каждого слова.)

  IX. Итог урока. Рефлексия.

 – Чему научились сегодня на уроке?

 – Какую букву учились писать?

 – Из скольких элементов состоит эта буква?

 – Как называются эти элементы?

 – Что вам больше всего удалось?

 – Что вам помогло на уроке?

 – За что вы себя можете похвалить?

 – Что вам не удалось?

 – Мне урок понравился. Спасибо вам за активную работу.

 – Как вы себя чувствовали сегодня на уроке?

 – Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то у меня настроение такое (показывает солнце). А  какое настроение у вас?

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *