Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Труд в природе»
Цель: организовать практическую деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы.
Задачи:
– Воспитывать у детей желание трудиться;
– Продолжать учить ухаживать за комнатными растениями;
– Развивать у детей наблюдательность и любознательность;
– Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Форма организации: коллективный труд.
Вид труда : труд в природе.
Оборудование: 2 тазика, тряпочки по количеству детей, фартучки по количеству детей, сухие кисточки, лейки, опрыскиватели, игрушка – крот.
Комнатные растения: сансевьера, колеус, фиалка, бальзамин, бегония вечноцветущая, берёзка, традесканция.
Подготовка оборудования:
После полдника, когда дети закончили кушать, готовлю оборудование: прошу дежурных помочь мне налить в тазики воду, приготовить тряпочки, принести лейки, достать фартучки.
Ход занятия:
– Ребятки, сегодня к нам в гости пришёл крот. Но крот пришёл не просто так, он пришёл по делу. Крот решил нас с вами предупредить, и спасти наши растения в группе.
– Послушайте, что говорит крот!
– «Ребята! Беда! Злой волшебник узнал, что у нас в группе очень много красивых растений и решил отобрать их у нас! Он послал своих помощников – пыль и грязь, чтобы они поселились на растениях, и они засохли».
– Не печалься, крот, мы спасём наши растения!
– Ребята, давайте прогоним этих злючек!
Но скажите, как мы будем бороться с врагами?
– Правильно, мы польём наши растения, крупные листья протрём тряпочкой, с ворсистых смахнём пыль сухой кисточкой, а мелкие листочки будем опрыскивать.
– Но, ребята, нам с вами нужна защитная одежда, чтобы защититься от этих вредителей. Как вы думаете, что будет нашей защитной одеждой?
– Правильно, фартучки. Давайте наденем их.
– Смотрите, вот так мы будем протирать мокрой тряпочкой крупные листья у сансевьеры. Берём тряпочку, мочим её в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем её и расправляем на ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, затем снизу. Вот так.
– С ворсистых листьев у фиалки и колеуса пыль смахиваем осторожно сухой кисточкой.
– Растения с мелкими листочками, такие как: бальзамин, бегония вечноцветущая, берёзка и традесканция – мы будем опрыскивать.
– Всё всем понятно? Тогда начинаем работу по спасению наших растений.
– Сейчас каждый подойдёт к своему растению, польёт его, а затем уберёт с него злую пыль.
– Не забудьте, ребята, что тряпочки мы отжимаем хорошо. С крупных листьев пыль удаляем влажной тряпочкой, с ворсистых листьев – смахиваем сухой кисточкой, а мелкие листочки – опрыскиваем.
Анализ детской деятельности :
– Вот какие вы у меня все молодцы! Как стараетесь, дружно работаете, всю пыль убрали с растений, теперь злому волшебнику ни за что до них не добраться! Крот благодарит вас, и сейчас пойдёт и всем расскажет, какие у нас в группе хорошие, добрые детки, как они дружно работают!
Уборка оборудования:
– Теперь дежурные отнесут тазики в умывальную комнату, выльют из них воду и поставят на место, а все остальные ребята повесят тряпочки на батарею, уберут кисточки в коробку, фартучки – в шкафчик, наполнят лейки водой.
Методы и приемы: сюрпризный момент, обращение, игровые приемы, вопросы к детям, объяснение, показ способов ухода, привлечение детей к действию, указания, напоминания, оценка детской деятельности. Конспект
трудовой деятельности в уголке природы с подгруппой
детей в старшей группе
(уход за комнатными растениями) .
Программное содержание: Подвести детей к понятию коллективного труда, к выводу о его ценности, к осознанию того, что труд может принести радость, чувство удовлетворения. Научить детей относится к растениям как к живым существам, продолжать учить практической помощи, сочувствию. Умение правильно держать лейку с водой, навык аккуратного обтирания крепких кожистых листьев, тряпочкой придерживая лист ладонью снизу. Учить ухаживать за комнатными растениями, поддерживать любознательность. Закрепить знания названий комнатных растений.
Словарь: рыхлить, опрыскивать, алоэ, хлорофитум, герань
Материал и оборудование: клеенки на столы, палочки для рыхления, тряпочки для вытирания пыли, кисточки для чистки ворсистых листков комнатных растений, пульверизатор, лейки, тазы.
Ход труда:
Дети подходят к воспитателю. Воспитатель начинает беседу:
– Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Комнатные растения)
Посмотрите, что стоит у нас на подоконниках? (комнатные растения) .
– Комнатные растения – это живые существа?
– Бывает ли им больно?
Комнатные растения всегда слышат музыку, любят ласковые руки, им нравится, когда с ними разговаривают.
– Какие условия нужны растениям для жизни и роста? (вода, свет, тепло, земля, воздух, питание) .
– Как надо ухаживать за комнатными растениями?
Растения надо поливать, рыхлить почву. Надо опрыскивать, протирать крупные листики, чтобы растение могло дышать. Любить цветы и правильно за ними ухаживать. Лист горбочком, желобочком
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечить нас в любой час (Алоэ)
Очищает воздух
Создают уют
На окнах зеленеют
Круглый год цветут (Герань)
С горы на паутинках
Свисают паучки
Зеленые пучки (Хлорофитум)
Дети подходят к комнатным растениям.
– Как вы думаете, как можно узнать нуждаются ли эти растения в уходе?
Можно пальцем дотронуться до почвы, если почва влажная, то останется на пальце. Значит – это растение поливать не следует. И если на листьях нет пыли, то протирать тряпочкой не надо.
-Возьмите каждый себе комнатное растение, которое нуждается в помощи, поставьте его на стол, наденьте фартуки, возьмите все необходимое оборудование для ухода за вашим растением.
– Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила ухода за комнатными растениями (дети называют особенности ухода за геранью, хлорофитумом, алоэ.) .
– Есть главное условие в работе: РАБОТА СЛАВИТЬСЯ НЕ ТОРОПЛИВОСТЬЮ, А АККУРАТНОСТЬЮ.
Во время труда играет тихо спокойная музыка.
Во время ухода за цветами воспитатель спрашивает у детей название комнатного растения, особенности ухода.
Дети читают стихи:
Есть такой цветок – алоэ.
Оно целебное такое!
На ранку стоит капнуть сок
И заживет в кратчайший срок.
Вот цветок замысловатый,
Листья вниз свисают,
Хлорофитум пучковатый
Всем полезен, знаю!
На окне в такую рань
Распустилася герань.
Круглые листочки,
Пышные цветочки
Даже очень хороши-
Так решили малыши.
– Вам понравилось трудиться?
-Ребята, зачем нам цветы в группе?
Чтобы было у нас в группе красиво. Растения выделяют кислород, очищают воздух от пыли. Некоторые комнатные растения могут лечить.
-А что нужно, чтобы они и дальше радовали нас, чтобы им хорошо жилось в нашей группе?
Растениям нужен солнечный свет, тепло, вода.
-Посмотрите, какие стали комнатные растения веселые, красивые, чистые. Им легко дышится, они рады, что вы за ними хорошо ухаживали.
Дети убирают растения на свои места, наводят порядок на рабочих местах, убирают оборудование и атрибуты.
– Мы сегодня с вами хорошо потрудились, а сейчас можно отдохнуть и расслабиться. Сядьте на ковер, закройте глаза, расслабьтесь.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, убирать,
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.
Мы сидим и не играем, а тихонько отдыхаем
Открываем глаза, тихо встаем. Посмотрите, все наши комнатные растения сияют, блестят и они вам очень благодарны. Какое у вас от этого настроение?
Замедляется движенье, исчезает напряженье.
– А теперь отгадав загадки, вы узнаете, за какими комнатными растениями мы будем ухаживать.
Конспект организации и проведения коллективного труда по уходу за комнатными растениями в старшей группе
Программное содержание:
Цель: организовать коллективную деятельность детей в природе посредством ухода за комнатными растениями в уголке природы.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать у детей желание трудиться; бережное и заботливое отношение к природе; положительное отношение к противоположному полу
Обучающие: продолжать учить ухаживать за комнатными растениями;
Развивающие: развивать у детей наблюдательность и любознательность; чувство эмпатии; формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо)
Форма организации: совместный с воспитателем коллективный труд.
Вид труда: труд в природе.
Оборудование: Игрушка кукла-фея, тазик с водой, тряпочки, фартуки, кисточки, лейки, пульверизаторы, палочки для рыхления. Комнатные растения: пальма, фиалка, традесканция, хлорофитум, кала, фикус.
Предварительная работа: подготовка оборудования, наблюдение за работой воспитателя
Методические рекомендации:
Показываю куклу, рассказываю историю.
Ребята, к нам в гости пришла Фея цветов. Но, посмотрите, она почему-то грустная.
Фея рассказала мне, что все её помощники-эльфы, вдруг заболели. И некому ухаживать за цветами.
-Ребята, вам жалко фею?
-А для чего вообще, нужны комнатные растения?
-Кто может сказать, что значит ухаживать за цветами? Правильно, растению нужен свет, тепло, необходимо рыхлить почву, чтобы цветок «дышал», поливать и протирать или опрыскивать листья.
-А что произойдет с растениями, если за ними не ухаживать?
– Может быть, мы с вами поможем фее?
– Не печалься, Фея, мы поможем тебе и спасём растения!
Что нам для этого понадобится?
Беседа
– Приступим! С чего начнём?
-Правильно, рыхление почвы. Затем полив.
– Но сначала, подойдите ко мне поближе и посмотрите, как я буду это делать?
Показ
Дети наблюдают за моими действиями, затем работают самостоятельно.
– Теперь нам нужно привести в порядок листья.
– Для каждого растения – разный уход. Как вы думаете, тряпочкой какие растения будем вытирать? Растения с крупными листочками. Почему? Потому что они гладкие и крупные.
– За каким растением будем ухаживать кисточкой? За растением с ворсистыми листочками. Почему? Потому что у них на листочках ворсинки, тряпочкой не протрешь.
– Для какого растения пульверизатор? Для растения с мелкими листочками. Почему? Потому что листочки мелкие и их много. Показ.
– Смотрите, вот так мы будем протирать мокрой тряпочкой листья у фикуса. Посмотрите, листья у фикуса, какие? Правильно – большие, крупные и гладкие. Берём мокрую тряпочку на столе и расправляем на ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху, затем снизу. Вот так.
– С листьев у фиалки пыль смахиваем осторожно сухой кисточкой, потому что у нее листья ворсистые.
Скажите мне ребята, у фиалки листья какой формы? Молодцы – круглые.
– Традесканцию мы будем опрыскивать, потому что листочки у нее какие? Правильно – маленькие, мелкие и их много.
– Всё всем понятно? Тогда начинаем работу по спасению наших растений.
– Не забудьте, ребята, что тряпочки мы отжимаем хорошо.
После окончания работы.
– Вот какие вы у меня все молодцы! Как старались, дружно работали, всю пыль убрали с растений, посмотрите, Фея благодарит вас, и сейчас пойдёт и всем расскажет, какие у нас в группе хорошие, добрые ребята, как они дружно работают!
– Вам понравилось работать? Да.
– Теперь нам нужно убрать всё за собой. Повесим тряпочки сушиться на батарею, уберём кисточки в коробку, фартучки – в шкафчик, наполним лейки водой для следующего полива.
Рынок труда, также известный как рынок труда, относится к спросу и предложению рабочей силы, на котором работники обеспечивают предложение, а работодатели – спрос. Это важный компонент любой экономики, тесно связанный с рынками капитала, товаров и услуг.
На макроэкономическом уровне на спрос и предложение влияет динамика внутреннего и международного рынка, а также такие факторы, как иммиграция, возраст населения и уровень образования. Соответствующие показатели включают безработицу, производительность, уровень участия, общий доход и валовой внутренний продукт (ВВП).
На микроэкономическом уровне отдельные фирмы взаимодействуют с сотрудниками, нанимая их, увольняя, а также повышая или сокращая заработную плату и количество рабочих часов. Отношения между спросом и предложением влияют на количество часов работы сотрудников и компенсацию, которую они получают в виде заработной платы, оклада и пособий.
Макроэкономический взгляд на рынок труда может быть трудно уловить, но несколько точек данных могут дать инвесторам, экономистам и политикам представление о его состоянии. Во-первых, это безработица. Во время экономического стресса спрос на рабочую силу отстает от предложения, что приводит к росту безработицы. Высокий уровень безработицы усугубляет экономический застой, способствует социальным потрясениям и лишает большое количество людей возможности вести полноценную жизнь.
В США безработица составляла от 4% до 5% до Великой рецессии, когда большое количество предприятий потерпело крах, многие люди потеряли свои дома, а спрос на товары и услуги — и рабочую силу для их производства — резко упал. Безработица достигла 10 % в 2009 году, но более или менее неуклонно снижалась до 3,5% в феврале 2020 года. Однако более 6 миллионов человек подали заявления на пособие по безработице за одну неделю в апреле 2020 года; По данным Министерства труда США, за неделю, закончившуюся 1 августа 2020 года, это число упало до немногим более 1 миллиона человек.
Производительность труда — еще один важный показатель рынка труда и экономического здоровья в целом, измеряющий количество произведенной продукции за час труда. Производительность выросла во многих странах, в том числе в США, благодаря достижениям в области технологий и другим улучшениям эффективности.
В США рост производительности в час не привел к аналогичному росту дохода в час. Рабочие создавали больше товаров и услуг в единицу времени, но они не зарабатывали намного больше в качестве компенсации. Анализ данных Бюро статистики труда США, проведенный Институтом экономической политики, показал, что в то время как чистая производительность выросла на 61,8% с 19С 79 по 2020 год заработная плата выросла всего на 17,5% (с поправкой на инфляцию).
Согласно макроэкономической теории, тот факт, что рост заработной платы отстает от роста производительности, указывает на то, что предложение рабочей силы опережает спрос. Когда это происходит, возникает понижательное давление на заработную плату, поскольку рабочие конкурируют за небольшое количество рабочих мест, а работодатели имеют право выбирать рабочую силу.
И наоборот, если спрос превышает предложение, возникает повышательное давление на заработную плату, поскольку работники обладают большей переговорной силой и с большей вероятностью смогут переключиться на более высокооплачиваемую работу, в то время как работодатели должны конкурировать за дефицитную рабочую силу.
Изображение Джули Бэнг © Investopedia 2019Некоторые факторы могут влиять на спрос и предложение рабочей силы.
Однако эти факторы не всегда имеют такие прямые последствия. В стране со стареющим населением спрос на многие товары и услуги снизится, а спрос на здравоохранение возрастет. Не каждый работник, потерявший работу, может просто перейти на работу в сфере здравоохранения, особенно если востребованы высококвалифицированные и специализированные рабочие места, такие как врачи и медсестры. По этой причине спрос может превышать предложение в отдельных отраслях, даже если предложение превышает спрос на рынке труда в целом.
Факторы, влияющие на спрос и предложение, также не работают изолированно. Если бы не иммиграция, США были бы гораздо более старым и, вероятно, менее динамичным обществом, поэтому, хотя приток неквалифицированных рабочих мог оказать понижательное давление на заработную плату, он, вероятно, компенсировал падение спроса.
Другие факторы, влияющие на современные рынки труда и, в частности, на рынок труда США, включают угрозу автоматизации, поскольку компьютерные программы получают возможность выполнять более сложные задачи; последствия глобализации, поскольку улучшенные коммуникации и более совершенные транспортные связи позволяют перемещать работу через границы; цена, качество и доступность образования; и целый ряд политик, таких как минимальная заработная плата.
Микроэкономическая теория анализирует спрос и предложение на рабочую силу на уровне отдельной фирмы и работника. Предложение — или количество часов, которое работник готов отработать, — первоначально увеличивается по мере роста заработной платы. Ни один работник не будет работать добровольно бесплатно (теоретически неоплачиваемые стажеры работают, чтобы набраться опыта и повысить свою привлекательность для других работодателей), и больше людей готовы работать за 20 долларов в час, чем за 7 долларов в час.
Прирост предложения может ускориться по мере роста заработной платы, поскольку растут альтернативные издержки нерабочих дополнительных часов. Однако при определенном уровне заработной платы предложение может уменьшиться: разница между 1000 долларов в час и 1050 долларами едва заметна, и высокооплачиваемый работник, которому предоставляется возможность работать дополнительный час или тратить деньги на досуг, вполне может выбрать последний.
Изображение Джули Бэнг © Investopedia 2019Спрос на микроэкономическом уровне зависит от двух факторов: предельных издержек производства и предельного дохода продукта. Если предельные издержки найма дополнительного работника или увеличения количества часов работы существующих сотрудников превышают продукт предельной выручки, это сократит прибыль, и фирма теоретически отклонит этот вариант. Если верно обратное, разумно взять на себя больше труда.
Неоклассические микроэкономические теории предложения и спроса на рабочую силу подверглись критике на некоторых фронтах. Наиболее спорным является предположение о «рациональном» выборе — максимизация денег при минимизации работы, — которое для критиков не только цинично, но и не всегда подтверждается фактами. У Homo sapiens, в отличие от Homo economicus, могут быть самые разные мотивы для принятия конкретных решений. Существование некоторых профессий в сфере искусства и некоммерческого сектора подрывает представление о максимизации полезности. Защитники неоклассической теории возражают, что их прогнозы могут иметь мало отношения к конкретному человеку, но полезны, когда речь идет о большом количестве рабочих в совокупности.
Влияние минимальной заработной платы на рынок труда и экономику в целом неоднозначно. Классическая экономика и многие экономисты предполагают, что минимальная заработная плата, как и другие меры контроля над ценами, может уменьшить доступность низкооплачиваемых рабочих мест. С другой стороны, некоторые экономисты говорят, что минимальная заработная плата может увеличить потребительские расходы, тем самым повышая общую производительность и приводя к чистому увеличению занятости.
Последствия иммиграции трудно точно измерить из-за размера и сложности современной экономики. Классическая модель экономики предсказывает, что высокий уровень иммиграции может привести к падению заработной платы из-за увеличения предложения рабочей силы. Однако некоторые исследования предполагают более сложную картину. Некоторые исследования показывают, что иммиграция также может оказывать положительное влияние на совокупный спрос в зависимости от набора навыков вновь прибывших. Поскольку новые работники также являются потребителями, исследование показало, что иммиграция может увеличить как спрос на рабочую силу, так и ее предложение.
Бюро статистики труда составляет ежемесячный отчет о занятости на основе опроса около 60 000 репрезентативных домохозяйств в Соединенных Штатах. Данные опроса используются для оценки показателей занятости по стране в целом. Уровень безработицы основан на проценте людей, которые не работают, но активно ищут работу, в процентах от общей рабочей силы. Те, кто не имеет работы и больше не ищет, не включаются в уровень безработицы.
Рынок труда – это экономический термин, обозначающий доступность и цену занятости. Как и на других рынках, цена на рабочую силу во многом определяется спросом и предложением, хотя во многих странах рынок труда также жестко регулируется.
Вину за три десятилетия стагнации заработной платы в большинстве развитых стран часто возлагают на глобализацию, особенно на конкуренцию со стороны низкооплачиваемых развивающихся экспортеров. Глобализация явно способствует усилению интеграции рынков труда и сокращению разрыва в оплате труда между работниками в странах с развитой и развивающейся экономикой, особенно за счет распространения технологий. Это также играет роль в увеличении внутреннего неравенства доходов. Но введение протекционистской политики для противодействия силам глобализации — не лучший ответ. Вместо этого политики должны сосредоточиться на том, что можно сделать, чтобы помочь работникам приспособиться к изменяющемуся миру.
Мы очень далеки от глобального рынка труда, о чем свидетельствует большое неравенство в оплате труда. Одно исследование показало, что средняя заработная плата за работу в развитых странах в два с половиной раза выше уровня заработной платы за работу с аналогичным уровнем квалификации в наиболее развитых развивающихся странах и в пять раз выше уровня в странах с низким уровнем дохода. В 2008 году китайский производственный рабочий зарабатывал примерно одну двадцатую уровня заработной платы рабочего производственного предприятия США; мексиканец, одна шестая.
Однако этот разрыв частично сокращается благодаря глобализации. С 1999 по 2009 год (год самой серьезной глобальной рецессии с 1930-х годов) средняя реальная заработная плата росла примерно на 0,5 процента в год в развитых странах по сравнению с примерно 1,5 процентами в Африке и Латинской Америке и почти на 8 процентов в развивающихся странах Азии.
Глобализация далеко не единственная причина сужения разрывов. Если бы конвергенция заработной платы была главным образом результатом интеграции глобального рынка труда, можно было бы увидеть, что заработная плата в Африке, самом бедном регионе, росла бы намного быстрее, чем в других странах. Но различия во внутренних факторах, таких как деловой климат, управление и образование, также играют жизненно важную роль в определении роста заработной платы.
Миграция, торговля, иностранные инвестиции и распространение технологий — все каналы глобализации — способствуют конвергенции заработной платы взаимосвязанным и взаимоусиливающим образом.
Увеличение миграции, вероятно, играет лишь небольшую роль в сближении заработной платы. Численность эмигрантов из развивающихся стран составляет всего 2 процента их населения, поэтому эмиграция не играет большой роли в повышении заработной платы, ограничивая рост предложения рабочей силы в развивающихся странах. Большинство исследований показали, что иммиграция также оказала лишь скромное долгосрочное влияние на заработную плату в развитых странах. Для этого есть много потенциальных причин: иммигранты обычно составляют лишь 10–15 процентов рабочей силы. Мигранты и местные работники являются несовершенными заменителями и могут даже дополнять друг друга, поскольку мигранты увеличивают совокупный спрос на услуги местных рабочих. А мигранты снижают стоимость услуг, потребляемых местными работниками.
Торговля может способствовать сближению заработной платы, даже если рабочие не перемещаются. Развивающиеся страны с избытком рабочей силы экспортируют трудоемкие товары, поэтому торговля заставляет их заработную плату расти по сравнению с богатыми странами, в которых меньше труда и много капитала. Более чем четырехкратное увеличение экспорта продукции обрабатывающей промышленности развивающихся стран по отношению к их ВВП с 1985 по 2008 год почти наверняка способствовало конвергенции заработной платы, особенно в странах со средним уровнем дохода, которые обычно были наиболее успешными экспортерами. Многочисленные исследования прямого воздействия торговли на заработную плату в развитых странах показывают, что угнетающий эффект невелик.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в развивающиеся страны с дефицитом капитала могут повысить производительность труда и, следовательно, их заработную плату за счет передачи управленческих навыков, капитала и технологий, а в процессе иногда и аутсорсинга рабочих мест из развитых стран. Приток ПИИ в развивающиеся страны увеличился с 0,6 процента их ВВП в 1980 году до 3,5 процента в 2008 году. Однако за последнее десятилетие общий чистый поток капитала (включая официальные и частные портфельные потоки), равный 2,6 процента ВВП развивающихся стран, фактически увеличился. ушли из развивающихся стран в развитые, в основном в форме покупки казначейских векселей. Этот тип инвестиций не создавал рабочих мест непосредственно в развитых странах, но, возможно, уменьшил потребность во внутренних заимствованиях, которые вытеснили бы внутренних инвесторов. Таким образом, в целом неясно, сыграли ли потоки капитала в развивающиеся страны и из них большую роль в содействии сближению заработной платы, хотя потоки капитала, принимающие форму ПИИ, почти наверняка сыграли.
Различные исследования показали, что технологические изменения, ориентированные на навыки, являются основным фактором снижения спроса на неквалифицированных рабочих. В то же время передача всех видов технологий через ПИИ, международную торговлю (импорт машин и обучение у конкурентов и искушенных клиентов) и миграцию (через контакты с диаспорами и возвращающимися мигрантами) из развитых стран в развивающиеся обеспечивает чрезвычайно важное значение. возможности для повышения производительности и, следовательно, заработной платы в последнем. Более того, усиление конкуренции со стороны стран с низкой заработной платой, как правило, стимулирует использование трудосберегающих технологий в развитых странах.
Однако, несмотря на углубление этих каналов, сохраняющиеся барьеры для торговли и инвестиций, неэффективность транспорта и связи и структурные ограничения для освоения технологий в развивающихся странах, такие как недостаточный уровень образования и деловой климат, которые препятствуют предприятиям, которые могли бы внедрять технологии, продолжать препятствовать распространению технологий. Более того, во многих бедных странах даже относительно старые технологии доступны только в отдельных регионах и элите или используются только несколькими фирмами. Таким образом, большая часть внедрения технологий, способствующих конвергенции заработной платы, на самом деле связана с доведением отсталых регионов, неэффективных фирм и обездоленных групп до уровня более развитых в той же стране.
Эти силы глобализации были связаны как с повышением уровня жизни, так и с ухудшением распределения доходов в развитых странах: заработная плата низкоквалифицированных работников осталась неизменной или даже снизилась, в то время как заработная плата высококвалифицированных резко возросли. С 1993 по 2009 год доход от труда как доля ВВП снизился на 3,5 процентных пункта. А коэффициент Джини, который обеспечивает совокупный показатель неравенства доходов, вырос с середины 19-го века.80-х до середины 2000-х во всех странах G-7, кроме Франции.
Неравенство также увеличилось во многих развивающихся странах. По данным Международной организации труда, из 28 развивающихся стран, по которым имеются данные, в 21 с начала 1990-х до середины 2000-х годов наблюдалось усиление неравенства доходов. Как и в развитых странах, открытость для торговли и иностранные инвестиции увеличили относительную отдачу от квалифицированного труда и капитала, одновременно снизив относительную отдачу от неквалифицированного труда.
Действительно, некоторые анализы показывают, что эпизоды торговой и финансовой либерализации или открытости в целом способствовали усилению неравенства доходов, по крайней мере, в странах со средним уровнем дохода. Связь между открытостью и неравенством частично зависит от проводимой политики, а также от структуры экономики и первоначального распределения доходов.
Слабые системы социальной защиты и относительно неравное распределение доходов в развивающихся странах делают их очень чувствительными к воздействию глобализации на проигравших. Однако их быстрый рост и хорошее финансовое положение означают, что со временем они смогут создать систему социальной защиты, доступную для работников в развитых странах. Разрабатывая системы социальной защиты, директивные органы в развивающихся странах должны пытаться защитить работников, если они являются безработными или травмированными, но было бы неблагоразумно воздвигать барьеры для увольнения, распространенные во многих развитых странах, которые снижают общий спрос на рабочую силу в формальном (то есть достойном) труде. ) работа.
Несмотря на их богатство, трудовые проблемы, стоящие перед развитыми странами, все еще погрязшими в высокой безработице после кризиса, являются более пугающими. Выявление правильного политического ответа становится более трудным из-за сложности объяснения ухудшения распределения доходов с какой-либо точностью торговлей, технологиями, демографией (например, увеличение участия женщин в рабочей силе) или другими факторами, такими как увеличение отдачи от образования. .
Не вызывает сомнений то, что ответ не может состоять в том, чтобы остановить распространение технологий или торговли. Поскольку в развивающихся странах, вероятно, будет проживать подавляющее большинство мирового среднего класса — людей со значительным располагаемым доходом, — в ближайшие десятилетия возможности, доступные передовым странам благодаря международной торговле и технологическим инновациям, вероятно, значительно увеличатся. В то же время конкуренция в наукоемких секторах, как учатся развивающиеся страны, будет усиливаться, заставляя темпы инноваций еще больше возрастать.
Налоговый кодекс США можно сделать более прогрессивным за счет увеличения ставок для налогоплательщиков с самыми высокими доходами, отмены вычетов в пользу групп с более высокими доходами, снижения налогов на социальное обеспечение, которые больше всего ложатся на наемных работников, и устранения непродуктивных налоговых лазеек, которые благоприятствуют корпорациям .
Но налоги — это только часть проблемы. Бедность также была вызвана эрозией качества общественных благ. Что наиболее важно, государственное образование во многих развитых странах, начиная с Соединенных Штатов, больше не предлагает таких же возможностей для развития, как в первой половине двадцатого века. Увеличение инвестиций в образование и обучение приобретает все большее значение в связи с быстрым технологическим прогрессом и изменением спроса на работников с разным уровнем квалификации.
Возможно, глобальные рынки меняются слишком быстро, чтобы обеспечить безопасность, которой пользовались производственные рабочие в 1950-х годах. Установление торговых барьеров в попытке замедлить темп изменений не является подходящей реакцией, поскольку они, по сути, выплеснут ребенка (эффективность) вместе с водой из ванны (неравенство). Но можно сделать гораздо лучшую работу, чтобы смягчить удар по тем, кто пострадал, и помочь работникам приспособиться к требованиям быстро меняющейся глобальной экономики.
Ури Дадуш — директор Международной экономической программы Карнеги.