Уроки 33–34 «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО!» ОБРАЗ ЛЕТА В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ
30.10.2013 16614 0Цели: ознакомить с творчеством отечественных художников, изобразивших лето; развивать художественно-эстетический вкус.
Оборудование: акварель, кисти; произведения художников и поэтов о лете; записи песен о летней природе, летнем отдыхе.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Рада, рада детвора,
На урок идти пора.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Смачивание красок.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами картины художников, изобразивших лето, а потом вы сами попробуете создать композицию на тему «Здравствуй, лето!».
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– На прошлом уроке мы с вами были на экскурсии. Вы встречались с природой. Какое впечатление произвела на вас экскурсия?
– Послушайте стихотворение:
Зарумянилась вишня и слива,
Налилась золотистая рожь,
И, как море, волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдешь.
Солнце ходит высоко над сводом
Раскаленных от зноя небес,
Пахнет липа душистая медом,
И шумит полный сумрака лес.
Н. Греков
– О каком времени года говорится в стихотворении? (О лете.)
– Какие картины лета можно нарисовать к этому стихотворению?
2. Работа по учебнику.
– Рассмотрите на с. 102–103 учебника картины лета, нарисованные российскими художниками.
– Что вы видите на картине А. Пластова «Сенокос»?
– Какое время года изображено? (Лето, пора сенокоса.)
– Какие краски выбрал художник для изображения растений: трав, цветов, деревьев?
– Летом человек особенно становится ближе к природе. Всем нравится находиться в лесу, на лугу и т. д.
– Посмотрите картины И. Шишкина «Рожь» и А. Венецианова «Жнецы» на с. 104–105.
– Что видите на картине «Рожь»?
– В этой картине художник показывает бескрайние просторы земли русской, море ржи, расстилающейся до самого горизонта. Дорога, уходящая вдаль, подчеркивает безграничность просторов ржи, грандиозность труда человека, вырастившего это огромное море хлеба. На переднем плане – спелые, сочные колосья, гнущиеся под тяжестью созревших зерен. Вдалеке мощные ели, зелень которых удивительно гармонирует, сочетается с золотисто-желтым цветом ржи и пыльно-голубым небом летнего дня. Художник точно передает характер, особенности русского пейзажа, настроение летнего дня.
– Что объединяет эти две картины? Какая общая тема? (Лето, пора сбора урожая прослеживается в обеих картинах.)
– Кого видим на руке у девушки? (Бабочку.)
– Рассмотрите скульптуру П. Клодта «Кобыла с жеребенком».
– Какие чувства возникают у вас при просмотре?
– Люди восхищаются летней порой. Мастера Изображения, Постройки, Украшения заинтересовывают нас, и мы видим их работу в картинах и скульптурах.
– Опишите картину Б. Неменского «Лето» на с. 106.
– Художник изобразил лето. Картина смотрится очень нежно, хочется долго любоваться ею. В комнате открыто окно, дует легкий ветерок, на столе ваза, а в ней полевые цветы. Из чуть приоткрытого окна виден уголок природы: деревья, трава, вдали лес.
– Какие краски выбрал художник для изображения лета?
– Послушайте стихотворение-загадку. Как вы думаете, о каких четырех художниках идет речь?
Четверо художников, Столько же картин. Белой краской выкрасил Все подряд один. Лес и поле белые, Белые луга. У осин заснеженных Ветки, как рога. | На картинке третьего Красок и не счесть: Желтая, зеленая, Голубая есть… Лес и поле в зелени, Синяя река. Белые, пушистые В небе облака. |
У второго – синие Небо и ручьи. В синих лужах плещутся Стайкой воробьи. На снегу прозрачные Льдинки-кружева. Первые проталинки, Первая трава. | А четвертый золотом Расписал сады, Нивы урожайные, Спелые плоды… Всюду бусы-ягоды Зреют по лесам. Кто же те художники? Догадайся сам! |
– А вы догадались, о каких художниках идет речь? (Зима, весна, лето, осень.)
– Вспомните, как в стихотворении описан художник-лето.
– Какие краски преобладают летом?
3. Прослушивание песни о лете.
– Какое впечатление произвела на вас песня?
– Какие картины вы бы нарисовали, иллюстрируя эту песенку?
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели –
Сразу всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали!
IV. Педагогический рисунок.
1. Показ на уроке 33.
– Я располагаю лист по вертикали. Провожу линию горизонта. Намечаю место, где будут нарисованы деревья, и их высоту.
Изображаю небольшой старинный домик (или часовню) вдали.
Теперь рисую дорожку, которая при удалении будет сужаться.
Прорисую детали всех предметов, оставляю место впереди – здесь будет трава, цветы.
2. Показ на уроке 34.
– Изобразим пейзаж в цвете.
Начну выполнение работы с заливки голубым цветом неба. Чем ближе к земле, тем она будет светлее. Чтобы небо было равномерно закрашено, надо выполнять его горизонтальными мазками. Оставляйте незакрашенными стволы деревьев и самые толстые ветки, а также домик. Помните, что нельзя оставлять белую полоску между небом и землей.
Чтобы окрасить землю, я беру зеленый цвет. Трава не везде одинакова по цвету, добавлю в зеленый цвет немного коричневого.
Теперь выполняю окраску стволов деревьев и толстых веток. Затем раскрашу старинный домик.
Прописываю тонкой кистью мелкие детали.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Сейчас вы сами создадите композицию «Здравствуй, лето!».
– Вы были на экскурсии, познакомились с работами художников, полученные впечатления вам помогут.
– Какие материалы потребуются для работы? Отгадайте:
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
А сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
– Что это?
– Нарисуйте, каким вы видите лето.
VII. Итог урока.
1. Экспресс-выставка.
2. Обобщение.
– Чему учились сегодня на уроке? (Изображать лето.)
– Что нового узнали? (Познакомились с картинами художников, изображающих лето.)
3. Уборка рабочего места.
tak-to-ent.net
Еще несколько недель и наступит Новый 2018 год! Наверное, соглашусь с таким высказыванием, что ожидание праздника намного приятнее, очаровательнее и волнующе, чем сам праздник! И вот в преддверии Нового года хочется представить этот МК. Мы с вами выполним новогодний натюрморт.
Описание: данный мастер-класс будет полезен учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования художественно-эстетической направленности, учащиеся начиная с 3 класса вполне могут справится с данной работой.
Назначение: использование на занятиях по рисованию, украшения интерьера или в качестве подарка.
Цель: выполнение Новогодний натюрморта, знакомство с приемами и техникой гуашевой живописи, формирование умения создавать объем предмета с помощью живописных средств.
Задачи: совершенствовать умения работать гуашью
способствовать развитию творческих способностей
развивать чувство композиции, умение анализировать форму изображаемых предметов, углубить чувство восприятия цвета и цветовой гармонии
воспитывать интерес к предметному миру и натурной живописи, развить аккуратность в работе
Материалы:
гуашь
ватман формата А-3.,
нейлоновые кисти под номерами 2, 3, 5.
stranamasterov.ru
Лето… Для каждого это время года связано с чем-то своим. Для одних это море и волейбол на песке, для других – первая влюблённость. Кто-то видит лето прохладным, в сени густых зелёных деревьев, а кто-то – ярким и солнечным.
Как можно нарисовать лето? На этот вопрос можно найти множество ответов. Ведь каждый человек – художник в душе, даже если не обладает профессиональными навыками. Человеческая фантазия безгранична, и чем больше воспоминаний у человека – тем ярче его идеи. В этой статье пойдёт речь о том, как нарисовать лето. Для начинающих художников очень важно узнать последовательность действий для того, чтобы нарисовать хорошую работу. На самом деле единого алгоритма не существует, но, зная несколько полезных советов, можно создать достойную картину.
Самый простой способ изобразить лето – написать пейзаж. Это может быть изображение моря, цветочного поля, городского вида или зелёных гор.
Выберите формат для рисунка и расположение листа. Горизонтальная или вертикальная ориентация – в зависимости от композиции, которую вы хотите нарисовать.
Разделите лист на две неравные части: небо и землю. Небо может быть как меньше, так и больше земли, в зависимости от того, что художник посчитает главным в своём рисунке.
Сразу решите, какая деталь будет главной. В случае с полем это несколько проработанных травинок и цветов на переднем плане; если это море – самые близкие к художнику волны. Если перед вами стоит задача изобразить небо – стоит «выписать», то есть детально нарисовать, уточнить несколько облаков. Задний план обычно рисуется размытым, нечётким, однако по очертаниям должны угадываться формы предметов.
Если вы работаете цветом (гуашь, масло, акварель, акрил) – это называется живописный пейзаж. В такой технике следует равномерно наносить цвета и их оттенки на разные части работы, не оставляя пустых мест.
Не забывайте смешивать краски на палитре. Это может быть пластмассовая палитра или кусок бумаги. Главное – не пишите чистыми цветами «из банки».
Графический пейзаж – это другая, не менее интересная техника. Работа карандашами разной мягкости, ручками, лайнерами и т. д. — ещё один способ того, как нарисовать лето. Классический пример графического пейзажа – любая работа Шишкина. Графика не требует особых правил, главное – аккуратность в исполнении деталей.
Самый главный совет, касающийся не только графики, но и живописи: в самом начале работы определить, что будет главным, а что – второстепенным. В случае с графикой, не выбрав главное, очень легко перетемнить задний план. После этого подчеркнуть главное будет практически невозможно.
Деревья можно изображать как заштрихованные облачка листьев, тени – тёмными пятнами, а любой предмет на переднем плане всегда можно выделить, сделав более контрастным (чёрным). В отличие от живописи, где оценивается настроение, общее впечатление, в графике важна точная передача формы. Форма стволов деревьев, пней, листьев и веток – все эти на первый взгляд незначительные нюансы создают целостную работу.
Этот вариант того, как нарисовать лето, подходит тем, кто любит изображать людей. Основная идея картины «лето-образ» — изображение кого-то, кто олицетворяет собой представления об этом времени года. Для образа лета обязательно наличие атрибутов: спелых фруктов, непроглядной листвы, ярких цветов или золотых колосьев.
Для образов, как правило, выбирают людей. Лето может олицетворять ребёнок, женщина или мужчина. Изображение лета-образа не исключает написание фигуры в полный рост.
Рассмотрим вариант с портретом. Портрет – как раз для тех, кто хочет знать, как нарисовать лето поэтапно. Карандашом средней мягкости наметьте основные линии. Это голова, шея, облако волос и атрибуты образа. Следите за тем, чтобы композиционно картина выглядела грамотно: не рисуйте человека слишком большим или слишком маленьким на листе. Желательно отступить от верха и низа листа примерно на одинаковые расстояния (снизу можно чуть больше). Если все, что вы задумали, уместилось в бумаге и ещё осталось место – первый шаг пройден.
Начинайте прорабатывать разные части лица тем материалом, который вы выбрали. Если это карандаш – будьте внимательны к контрастам: свет и тень – очень важные моменты в каждом графическом портрете.
В конце портрета не забудьте нарисовать фон. Это могут быть поля, море или что-то, связанное с летом.
Абстракция – самая простая и интересная идея того, как нарисовать лето. Детям такой рисунок даётся особенно легко: они эмоциональны и искренни, поэтому не боятся выплёскивать свои чувства на бумагу яркими красками.
Такая работа выполняется любыми материалами, можно даже сделать аппликацию, смешать несколько техник в одном рисунке. Полная свобода художника – это главнаяИзображение натюрмортов – лучший способ узнать всё о форме и цвете для начинающих художников. Натюрморт – это группа предметов, объединённых какой-то общей идеей. Обычно в натюрмортах рисуют вазы, ткани, еду, столовые принадлежности, цветы и другие вещи, которые первыми попадаются под руку. Предметы объединяют по их принадлежности к какой-то сфере: ванный натюрморт, кухонный или садовый (дачный) натюрморт. Однако можно распределять предметы и по временам года.
Летний натюрморт будет выглядеть как прозрачная ваза или стакан с букетом мелких цветов разных цветов и оттенков. Рядом можно положить лёгкую, такую же полупрозрачную ткань и несколько ягод или фруктов. Такая композиция будет выглядеть одновременно легко и красочно.
Лучшие материалы для исполнения такой картины – акварель или масло. В зависимости от техники, можно уточнять разные детали на стакане, букете или прорисовывать едва заметные складки ткани.
Такой рисунок будет незабываемым, если сделать его ярким и сбалансированным по цвету. Сочетания цветов в картинах – тонкая грань между красотой и безграмотностью, которую очень легко перейти. Создавая рисунок, помните об основных правилах сочетания цветов.
Главные контрасты, которые смотрятся выигрышно в работах:
Совмещая эти основные цвета и их оттенки, можно добиться хороших результатов. Но нельзя добавлять их в рисунок в равном соотношении. Каждый из двух цветов должен присутствовать в меньшем количестве, как бы разбавляя картину.
Не используйте пастельные, т. е. светлые, разбавленные белым тона, они больше подходят для свежей весны. Для летней картины подойдут сочные цвета. Это может быть контраст основных цветов или каких-то нескольких ярких тонов с чёрным. Здесь нужно быть внимательным: в картине не должно быть много тёмных участков, это испортит цветовой баланс.
fb.ru
Представляю вам ещё одну работу и мастер – класс к ней, для выполнения с детьми. Но и для взрослых, наверное, тоже будет интересно попробовать свои силы. Я старалась, чтобы она была доступна многим.
В этой работе будем повторять законы линейной и воздушной перспективы, поэтому кто не знаком, сможет ознакомиться хотя бы на уровне детей.
Совместно с рисованием, использовала нетрадиционную технику печатания мятой бумагой (а точнее газетой), чтобы ребятам было интереснее.
Нам понадобится: гуашь, кисти, газета, досочка для лепки или керамическая плиточка
Начинаем заполнять фон с фиолетового
Плавно переходим к синему с белым
И до середины листа светло – голубым. Небо получилось ” от тёмного к светлому” – это первый закон воздушной перспективы
Землю начинаем заполнять, начиная сразу от фона неба – светло – зелёным( в зелёный добавляем жёлтый)
От светло – зелёного к тёмно – зелёному заполняем фон земли – ещё один закон : землю заполняем ” от светлого к тёмному”
А теперь нам пригодятся кусочки газеты разных размеров и досочка для лепки ( или белая керамическая плиточка или ещё кто что придумает) для того, чтобы туда накладывать краску и набирать её кусочком смятой газеты. Почему газеты? Мне она нравится потому, что она мягче офисной или альбомной, и отпечатки получаются лучше
Кусочек газеты сминаем и набираем краски
Дальше начинаем делать отпечатки.Краска должна быть как густая сметана
Вот такие получаются облака
В нижней части листа ” печатаем” траву разным зелёным. Причём чем дальше, тем меньше и бледнее
Печатаем дальний лес. Его бы надо побледнее. Один из законов воздушной перспективы
Деревья, находящиеся вдали – меньше по размеру и выше от нижнего края листа. Стволы рисуем тонкой кисточкой
Листву ” печатаем” кусочком газеты разными зелёными оттенками
Тонкой кистью белым намечаем стволы берёз ( не смогла обойтись без русских красавиц!)Так как они вблизи, то больше по размерам и в нижней части листа
Крупным планом: пятнышки и веточки выполняем белым с капелькой чёрного
” Печатаем” листву ярко зелёным, потому что первый план
И, конечно не обошлось без цветов! Вот они красавчики: и желтенькие, и красненькие, и синенькие. Их не прорисовываем, а печатаем разными кусочками газетной бумаги. Внизу – ярче, чем дальше, тем побледнее- снова закон.
И наша картина на ” скорую руку” готова!
stranamasterov.ru