Кластер — это группа предприятий, которые находятся на одной территории, сотрудничают друг с другом и получают от этого выгоду. Разбираемся, какие бывают кластеры, какие преимущества у этих объединений и есть ли перспективы их дальнейшего развития.
Нет времени читать статью? Найдите ее в нашем телеграм-канале и сохраните себе в «Избранном» на будущее.
Что такое кластер?
Виды кластеров
Инновационный кластер (кластер инноваций)
Креативный кластер
Культурный кластер
Туристический кластер
Зачем компании объединяются в кластеры и какие от этого преимущества?
Более продуктивное взаимодействие с университетами
Возможность разделить расходы
Обмен знаниями
Доступ к лучшим сотрудникам и поставщикам
Помощь от региональных властей и государства
Примеры кластеров в России и в мире
Кластеры в России
Московский инновационный кластер
Креативный кластер Флакон, Москва
Кластеры в мире
Голливуд в США
Кремниевое плато в Бангалоре, Индия
Cosmetic Valley во Франции
Кластер Токио-Йокогама в Японии
Кластер Сассуоло в Италии
Какие перспективы у кластеров?
Простыми словами кластер — это компании, которые находятся на одной территории, сотрудничают друг с другом и получают от этого выгоду. Объединяться в кластеры могут разные предприятия: корпорации, малый бизнес, стартапы, университеты, исследовательские центры — практически что угодно. В отличие от холдинга все компании в кластере остаются юридически самостоятельными: со своим руководством, финансами и так далее.
Например, Кремниевая долина в Калифорнии — это большой кластер, который объединяет высокотехнологичные компании и университеты. На территории долины расположены штаб-квартиры таких предприятий, как Apple, eBay, Facebook, Google и Intel. Главное преимущество этого кластера в том, что выпускники университетов получают престижную работу, а фирмы могут пользоваться новейшими научными разработками.
Изображение: кадр из сериала «Кремниевая долина» (Silicon Valley)Правительство использует кластеры, чтобы продвигать регион как площадку, идеально подходящую для определенного бизнеса. Например, город Бангалор в Индии использовал кластерный эффект, чтобы убедить высокотехнологичные компании открыть там филиалы. Так же Лас-Вегас известен во всем мире как столица азартных игр — и кластеры тоже сыграли здесь свою роль.
Инновационный кластер определяют по двум признакам:
Например, кластер «Фотоника» в Пермском крае является инновационным. Его участники занимаются разработкой оптического волокна и высокоточных навигационных приборов, например гироскопов.
Креативный кластер — это пространство, в котором собираются представители творческих профессий. В таком кластере можно работать, продавать произведения и заводить полезные контакты.
Стены кластера обычно вмещают полный цикл производства продукта. Например, в кластере находится мастерская художника, где он пишет картины, и здесь же находится выставочное пространство, где он может показать и продать свои работы. Вдобавок на площадке трудятся и другие художники —так кластер становится пространством для обмена идеями и здоровой конкуренции.
Пример креативного кластера в России — кластер «Октава» в Туле. Представители творческих профессий могут арендовать здесь пространство, выставить свои работы и воспользоваться услугами студии звукозаписи. А посетители ходят в «Октаву» на выставки, мастер-классы и в библиотеку.
Изображение: кластер «Октава»Культурный кластер — это несколько учреждений, где созданы условия для развития культуры. Важна не столько территориальная близость этих мест, сколько их общая история.
К концу 2023 года в России планируется запустить культурные кластеры во Владивостоке, Калининграде, Кемерове. В кластеры войдут театры, филиалы музеев Москвы и Санкт-Петербурга, хореографические академии, консерватории, дома и общежития для учащихся, преподавателей и артистов.
Туристический кластер (туристско-рекреационный кластер) — это объединение компаний из сферы туризма, расположенных на одной территории. Такие кластеры создают, чтобы увеличить конкурентоспособность региона на туристическом рынке.
Например, с 2020 года на Камчатке развивают туристический кластер «Три вулкана», завершить строительство которого планируют к 2028 году. В его состав входят природные достопримечательности, горнолыжная инфраструктура, глэмпинги и автомобильные дороги.
Скриншот сайта проекта «Три вулкана»Читайте также: Нетворкинг: как заводить знакомства и получать от этого пользу. 3 правила и полезные лайфхаки
Парадоксально, но в кластеры часто объединяются компании-конкуренты. Казалось бы, невыгодно сотрудничать с компанией, которая занимает ту же нишу. На самом деле это не совсем так. Рассмотрим пример из сферы туризма.
Допустим, предприниматели открыли туристические базы вокруг красивого озера. Сначала желающих отдохнуть в новом месте много, но через некоторое время поток спадает и гостиницы все активнее борются за клиентов. Конкуренция становится жесткой, некоторые не выдерживают и закрывают бизнес.
Ожесточенного соперничества можно избежать с помощью специализации — каждый предприниматель занимает более узкую нишу, например специализируется на рыбалке, охоте, гастрономическом туризме или активном отдыхе. Тогда предприятия будут дополнять друг друга, а озеро привлечет больше туристов, ведь на нем развита инфраструктура и много развлечений.
Вот еще несколько причин, по которым предприятия объединяются в кластеры.
Компаниям могут понадобиться конкретные исследования, а запрос от нескольких участников кластера более приоритетен для университета, чем запрос одной фирмы. То же самое и с подготовкой кадров — по запросу участников кластера образовательные учреждения могут открыть новые программы и выучить специалистов, которые требуются на предприятиях.
Компании из одного кластера могут пользоваться схожими ресурсами. Например, закупать одинаковую лабораторную посуду. Так, если несколько небольших предприятий объединятся, то смогут сделать оптовый заказ и сэкономить.
Географическая близость способствует обмену знаниями, идеями и информацией между разными компаниями, поэтому повышается общая инновационность отрасли. Внутри кластера накапливается обширная рыночная, техническая и конкурентная информация, и участники имеют к ней доступ. По этой причине работники кластеров бывают более квалифицированными специалистами, чем сотрудники изолированных компаний.
Компании в динамично развивающихся кластерах могут подключиться к существующему пулу опытных сотрудников. Так они снизят затраты на найм и получат квалифицированных работников. Хороший кластер также предлагает специализированную базу поставщиков. Если использовать местных производителей, транзакционные издержки ниже и не нужны складские запасы.
Если компании объединяются, их «голос» становится громче. Когда сразу несколько участников кластера заявят о какой-либо проблеме, органы власти с большей вероятностью помогут бизнесу. Например, предоставят выгодные кредитные условия, временно освободят от уплаты налогов или расширят грантовую поддержку.
Государству кластеры тоже на руку: они создают дополнительные рабочие места, повышают квалификацию кадров, стимулируют конкуренцию и разработку инноваций в регионах. В России кластеры поддерживают на федеральном уровне. Например, Министерство экономического развития РФ предоставляет некоторым кластерам субсидии из федерального бюджета.
Читайте также: Что такое шеринг и что бизнесу нужно об этом знать
Московский инновационный кластер
Кластер объединяет инновационные предприятия Москвы: образовательные учреждения, малый и средний бизнес, корпорации, стартапы и научные центры.
Участником может стать компания из Москвы, а для компаний из других регионов есть статус «партнер кластера». На декабрь 2022 года в состав кластера входит около 26 000 предприятий, и больше 10 000 партнеров.
Скриншот официального сайта Московского инновационного кластераКреативный кластер Флакон, Москва
Самый успешный творческий кластер России расположился в здании бывшего хрустального завода. Ядро кластера составляют образовательные проекты, коворкинги, кафе, мастерские, издательства и некоммерческие организации. Флакон ежедневно посещают 5 000–10 0000 человек.
Скриншот официального сайта FlaconТитановый кластер, Свердловская область
Основная специализация Титанового кластера — металлургия и производство металлических изделий.
В его состав входят 20 организаций, среди которых производственные предприятия, научно-исследовательские и образовательные учреждения. Компании, которые используют титан как сырье, получают не только экономию, но и возможность технологического развития.Креативный кластер лофт проект Этажи, Санкт-Петербург
Этажи находятся в здании бывшего хлебозавода. Изначально в кластере были выставочные пространства, редакции, мастерские, кафе, шоу-румы и даже хостел. С 2017 года владелец проекта решил сделать ставку на стартапы. Сейчас на территории Этажей работают 200 арендаторов, а для креативных стартапов действуют особые условия аренды. Ежедневно кластер посещает 3 000–6 000 человек.
Главная фишка пространства — открытый выход на крышу с оборудованной смотровой площадкой. Изображение: страница Крыши в ВКГолливуд в США
В одном районе Лос-Анджелеса сосредоточены гиганты киноиндустрии вроде Warner Bros.
Кремниевое плато в Бангалоре, Индия
В 90-х годах Бангалор стал центром высоких технологий в Индии. Многие технологические компании США отдавали проекты на аутсорс в Бангалор, чтобы сэкономить на зарплатах. Сейчас город способен составить конкуренцию Кремниевой долине и побороться за звание мировой столицы IT. На его территории действует кластер, в который входит около 50 организаций, включая академические институты, стартапы и государственные органы.
Cosmetic Valley во Франции
Cosmetic Valley была создана в 1994 году как ассоциация малых и средних предприятий косметической промышленности. В 2005 году объединение получило статус кластера, а сейчас он охватывает все регионы Франции. Это настоящая промышленная сеть предприятий, государственных и частных игроков, лабораторий и учебных заведений. Она объединяет все звенья отрасли: от выращивания лекарственных растений до упаковки и дистрибуции готовых средств. Известные представители кластера: L’Oréal, Shiseido, Christian Dior и Guerlain.
Cosmetic Valley — организатор международной выставки Cosmetic 360, на которой крупнейшие косметические концерны представляют новые разработкиКластер Токио-Йокогама в Японии
По оценке Глобального инновационного индекса, кластер Токио-Йокогама стал самым инновационным в 2022 году. Именно в этом кластере было подано больше всего заявок на патенты. Только для развития медицины в Йокогаме создана сеть из 26 университетов, 180 научно-исследовательских институтов и 9000 компаний.
Кластер Сассуоло в Италии
Кластер включает 220 предприятий, которые ежегодно производят 330 000 000 00 м² керамической плитки — это каждая четвертая плитка в мире. В кластере также состоят 70 компаний, которые занимаются дистрибуцией продукции.
Читайте также: Что такое дипфейк и как используют технологию в бизнесе
Кластеры могут появляться по инициативе предпринимателей и под воздействием рынка, как это происходило в Кремниевой долине и в Голливуде, когда отдельные регионы стали специализироваться на определенных отраслях. В другом варианте кластеры развиваются при активной поддержке государства — это называется кластеризация экономики.
Например, такой процесс происходит в Японии, которая стала мировым лидером по созданию кластеров. В России процесс кластеризации только начинается: наблюдается только точечное развитие кластеров, которые пока нельзя объединить в единую систему.
По данным некоторых исследованийПо мнению экономиста Майкла Портера, правительство, должно укреплять и развивать существующие кластеры, а не пытаться создавать совершенно новые. Успешные новые отрасли и кластеры часто вырастают из существующих.
Особенно динамично кластера развиваются на пересечении разных областей, где знания, навыки и технологии сливаются, стимулируя инновации и новые предприятия. Так, в конце XX века в Германии были отдельные кластеры по бытовой технике и по мебели для дома. Каждый из них был основан на разных технологиях и ресурсах. Однако на их пересечении располагалась группа встроенных кухонь и бытовой техники, в которой Германия занимала более высокую долю мирового экспорта, чем в бытовой технике или мебели.
Однако кластерный эффект не длится вечно. Например, из-за большого количества резидентов в Кремниевой долине увеличилась скученность, и это привело к нехватке офисных и жилых помещений. Из-за этого многим компаниям пришлось переехать в другие города. Чтобы поддерживать производительность, участники кластера должны сотрудничать не только между собой, но и с бизнесом за пределами объединения.
Высоких вам конверсий!
11-01-2023
Перечень инновационных территориальных кластеров РФ утвержден 28 августа 2012 г. поручением Председателя Правительства Российской Федерации №ДМ-П8-5060. В этот перечень вошли 25 территориальных кластеров, которые были отобраны в рамках конкурса. Конкурсный отбор проводился Рабочей группой по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, в рамках реализации поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 г. и решения Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 30 января 2012 г.
Южный федеральный округ
Приволжский федеральный округ:.
Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан
Подробнее Скрыть
Республика
Татарстан
Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины (г. Обнинск)
Подробнее Скрыть
Центральный федеральный округ, Калужская область
Кластер “Физтех XXI” (г. Долгопрудный, г. Химки)
Подробнее Скрыть
Центральный федеральный округ, Московская область.
Биотехнологический инновационный территориальный кластер Пущино
Подробнее Скрыть
Центральный федеральный округ, Московская область.
Инновационный территориальный кластер ядерно-физических и нанотехнологий в г. Дубна
Подробнее Скрыть
Центральный федеральный округ, Московская область.
Новые материалы, лазерные и радиационные технологии (г. Троицк)
Подробнее Скрыть
Центральный федеральный округ, Москва.
Инновационный территориальный кластер “Зеленоград”
Подробнее Скрыть
Центральный федеральный округ, Москва.
Судостроительный инновационный кластер Архангельской области
Подробнее Скрыть
Северо-западный федеральный округ, Архангельская область.
Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий Санкт-Петербурга
Подробнее Скрыть
Северо-западный федеральный округ, Санкт- Петербург, Ленинградская область.
Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций Санкт- Петербурга
Подробнее Скрыть
Северо-западный федеральный округ, Санкт- Петербург.
Нижегородский индустриальный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии
Подробнее Скрыть
Приволжский федеральный округ, Нижегородская область.
Инновационный территориальный кластер ракетного двигателестроения “Технополис “Новый Звездный”
Подробнее Скрыть
Приволжский федеральный округ, Пермский край.
Нефтехимический территориальный кластер
Подробнее Скрыть
Республика Башкортостан
Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением
Подробнее Скрыть
Республика Мордовия
Саровский инновационный кластер
Подробнее Скрыть
Приволжский федеральный округ, Нижегородская область.
Титановый кластер Свердловской области
Подробнее Скрыть
Уральский федеральный округ, Свердловская область
Инновационный территориальный Аэрокосмический кластер Самарской области
Подробнее Скрыть
Самарская
область
Ядерно-инновационный кластер г. Димитровграда Ульяновской области
Подробнее Скрыть
Ульяновская область
Консорциум “Научно- образовательно-производственный кластер “Ульяновск-Авиа”
Подробнее Скрыть
Ульяновская
область
Комплексная переработка угля и техногенных отходов в Кемеровской области
Подробнее Скрыть
Сибирский федеральный округ,Кемеровская
область
Алтайский биофармацевтический кластер
Подробнее Скрыть
Сибирский федеральный округ, Алтайский край
Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области
Подробнее Скрыть
Сибирский федеральный округ, Новосибирская
область
Кластер Инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск
Подробнее Скрыть
Сибирский федеральный округ, Красноярский край
Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии Томской области
Подробнее Скрыть
Сибирский федеральный округ, Томская область
Инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения Хабаровского края
Подробнее Скрыть
Дальневосточный федеральный округ
, Хабаровский
край
Версия для печати
Невооруженным глазом с большинства мест на Земле каждую ночь можно наблюдать несколько сотен звезд. Хотя с нашей точки зрения все звезды кажутся точками света, мы уже обсуждали, как телескопы показали, что многие из этих звезд являются двойными. То есть это пары звезд, связанных друг с другом их взаимной гравитацией. Когда мы изучали звездообразование, мы узнали, что типы газовых облаков, из которых формируются звезды, распадаются по мере их коллапса и что области звездообразования склонны формировать множество звезд одновременно, а не по одной. Если вы исследуете небо с помощью телескопа, вы можете быстро найти некоторые области неба, которые содержат примеры скоплений звезд. То есть есть области космоса, содержащие сотни, тысячи и даже миллионы звезд.
Существует один очевидный пример звездного скопления, которое видно большинству наблюдателей зимой из северного полушария, и это Плеяды. Вы, наверное, уже видели изображение Плеяды, но вот отличное.
Рис. 7.1: Широкоугольное изображение звездного скопления Плеяды (M45).
Авторы и права: НАСА, ЕКА и AURA/Caltech. только те, которые я считаю самыми красивыми):
Эта группа звезд также является логотипом автомобильной компании Subaru (раньше у них была ссылка на американском сайте с описанием звездного скопления и их логотипа, но они, кажется, удалили ее, поэтому я заменил ссылку на австралийскую ). На японском Субару означает «объединять», и это слово также используется носителями японского языка для обозначения скопления, которое мы называем Семью Сестрами или Плеядами. Логотип на передней части их автомобилей представляет собой изображение звезд в этом скоплении.
Если вы внимательно посмотрите на изображение выше, вы заметите несколько особенностей этой группы звезд:
Вот еще несколько примеров подобных звездных скоплений:
Плеяды и другие скопления выше являются примерами класса объектов, которые астрономы называют рассеянными скоплениями или иногда галактическими скоплениями . Есть еще один тип скопления, который не так знаком большинству из нас, потому что нет объектов этого типа, которые легко видны невооруженным глазом. Утверждается, что из самого темного места при хорошем зрении вы сможете увидеть один пример, M13, невооруженным глазом, но это достаточно сложно, чтобы эти объекты не были так широко известны как рассеянные скопления. Этот второй тип звездного скопления упоминается как 9шаровое скопление 0049 . Ниже пример, M80.
Рисунок 7.2: Изображение шарового скопления M80, сделанное космическим телескопом Хаббл.
Авторы и права: Научный институт космического телескопа
Вот ссылки на некоторые другие примеры:
Эти изображения «шаровых скоплений» должны выявить несколько сильных отличий по сравнению с изображениями «рассеянных скоплений», представленными выше:
Рассеянные скопления и шаровые скопления сильно отличаются во многих отношениях. В этом уроке мы более подробно изучим каждый из этих классов объектов.
Вам может быть интересно, почему я называю некоторые звездные скопления «M3», а на изображении выше скопление обозначается как «M80» или «NGC 6093». Ответ заключается в том, что большинство астрономических объектов входят в каталоги и называются по каталожному номеру, а не по имени собственному, например «Млечный Путь». Цифры M относятся к каталогу Мессье, в который, по сути, входят самые известные объекты, видимые астрономами на заднем дворе северного полушария. Это объекты, которые были каталогизированы французским астрономом Шарлем Мессье и его помощником в 18 веке. Они искали кометы (тусклые нечеткие объекты в телескопах того дня, которые двигались относительно звезд), но иногда натыкались на слабые, нечеткие объекты, которые не двигались относительно звезд. Таким образом, вы можете думать о каталоге Мессье как о примерно 100 объектах, которые для маленького телескопа кажутся слабыми, нечеткими, а не кометами. Многие астрономы считают ироничным тот факт, что этот охотник за кометами известен несколько столетий спустя по этому каталогу, но не существует общеизвестной «кометы Мессье».
Номера NGC относятся к объектам в «Новом общем каталоге», который представляет собой гораздо больший каталог дополнительных звездных скоплений, туманностей и галактик, опубликованный в 19 веке.
В 21 веке многие миллионы объектов были каталогизированы такими проектами, как 2MASS или Sloan Digital Sky Survey. Поскольку эти каталоги на порядки больше, чем каталоги Мессье или NGC, объектам присваиваются имена, включающие их координаты прямого восхождения и склонения на небе. Таким образом, звезда Вега также может обозначаться как 2MASS J18365633+3847012.
‹ Обзор вверх Связь массы и светимости ›
Кластерная выборка определяется как метод выборки, при котором исследователь создает несколько групп людей из совокупности, где они указывают на однородные характеристики и имеют равные шансы быть частью выборки.
Рассмотрим сценарий, в котором организация хочет изучить производительность смартфонов в Германии. Они могут разделить все население страны на города (кластеры), выбрать дополнительные города с наибольшим населением и отфильтровать те, которые используют мобильные устройства.
Указатель содержания
Кластерная выборка — это метод вероятностной выборки, при котором исследователи делят совокупность на несколько групп (кластеров) для исследования. Затем исследователи выбирают случайные группы с помощью простой случайной или систематической случайной выборки для сбора и анализа данных.
Пример: Исследователь хочет провести исследование, чтобы оценить успеваемость второкурсников в бизнес-образовании в США. Невозможно провести исследование, в котором участвуют студенты всех университетов. Вместо этого кластерная выборка позволяет исследователю объединить университеты каждого города в один кластер. Затем эти кластеры определяют совокупность студентов-второкурсников в США Next, используя либо простую случайную выборку, либо систематическую случайную выборку и случайный выбор кластеров для исследовательского исследования. Впоследствии, используя простую или систематическую выборку, второкурсники из каждого из этих выбранных кластеров могут быть выбраны для проведения исследования.
В этом методе выборки исследователи анализируют выборку, состоящую из нескольких параметров выборки, таких как демографические данные, привычки, происхождение или любой другой атрибут населения, который может быть в центре внимания проводимого исследования. Этот метод обычно применяется, когда сходные, но внутренне разнообразные группы образуют статистическую совокупность. Вместо того, чтобы отбирать всю популяцию, кластерная выборка позволяет исследователям собирать данные, разбивая их на небольшие, более продуктивные группы.
Типы кластерной выборки Существует два способа классификации этой методики выборки. Первый способ основан на количестве этапов, пройденных для получения кластерной выборки, а второй способ — на представлении групп во всем кластерном анализе. В большинстве случаев выборка по кластерам происходит в несколько этапов. Стадией считается шаг, предпринятый для получения желаемого образца. Мы можем разделить эту технику на одноэтапную, двухэтапную и многоэтапную.
Как следует из названия, выборка выполняется только один раз. Пример одноэтапной кластерной выборки. НПО хочет создать выборку девочек из пяти соседних городов для предоставления образования. Используя одноэтапную выборку, НПО случайным образом выбирает города (кластеры) для формирования выборки и оказания помощи девочкам, лишенным образования в этих городах.
Двухэтапная кластерная выборка: Здесь вместо выбора всех элементов кластера из каждой группы выбираются лишь несколько элементов путем систематической или простой случайной выборки. Пример двухэтапной кластерной выборки. Владелец бизнеса хочет изучить производительность своих заводов, разбросанных по разным частям США. Владелец создает кластеры заводов. Затем он / она выбирает случайные образцы из этих кластеров для проведения исследования.
Многоэтапная кластерная выборка занимает шаг или несколько шагов дальше, чем двухэтапная выборка.
Для проведения эффективных исследований в нескольких географических регионах необходимо формировать сложные кластеры, что возможно только с использованием метода многоэтапной выборки. Пример многоступенчатой выборки по кластерам. Организация намеревается провести опрос для анализа производительности смартфонов в Германии. Они могут разделить все население страны на города (кластеры) и выбрать города с наибольшим населением, а также отфильтровать тех, кто использует мобильные устройства.
Этапы проведения кластерной выборкиНиже приведены шаги для проведения кластерной выборки:
Этот метод выборки используется в выборке по территории или географическому кластеру для исследования рынка. Опросы в широком географическом регионе могут быть дорогостоящими по сравнению с опросами, рассылаемыми по кластерам, разделенным по регионам. Количество образцов должно быть увеличено для получения точных результатов, но экономия средств делает этот процесс роста кластеров достижимым.
Метод широко используется в статистике, где исследователь не может собрать данные по всему населению. Таким образом, это наиболее экономичное и практичное решение для статистиков-исследователей. Возьмем пример исследователя, который хочет понять использование смартфонов в Германии. В этом случае города Германии будут образовывать кластеры. Этот метод выборки также используется во время войн и стихийных бедствий, чтобы делать выводы о населении, когда сбор данных о каждом отдельном проживающем невозможен.
Преимущества кластерной выборки Использование кластерной выборки имеет множество преимуществ. Вот они:
По сравнению с простой случайной выборкой этот метод может быть полезен при определении характеристик группы, такой как совокупность, и исследователи могут применять ее, не имея основы выборки для всех элементов всей совокупности.
Кластерная выборка и стратифицированная выборкаПоскольку кластерная выборка и стратифицированная выборка очень похожи, могут возникнуть проблемы с пониманием их тонких нюансов. Итак, давайте поговорим о существенных различиях между кластерной выборкой и стратифицированной выборкой:
Кластерная выборка | Стратифицированная выборка |
---|---|
Элементы совокупности выбираются случайным образом для включения в группы (кластеры). | Исследователь делит всю популяцию на четные сегменты (страты). |
Члены из случайно выбранных кластеров являются частью этой выборки. | Исследователи случайным образом рассматривают отдельные компоненты страт как часть единиц выборки. |
Исследователи поддерживают однородность между кластерами. | Исследователи поддерживают однородность слоев. |
Исследователи естественным образом делят кластеры. |