Классный час все мы разные – Классный час “Все мы разные”

Классный час (3,4 класс) по теме: Классный час “Все мы разные”

Классный час «Все мы разные»

Цель: формирование культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

– познакомить учащихся с понятием «толерантности», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

– воспитывать у детей уважение к себе, сверстникам, старшим; умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.

– развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Оборудование:

  1. карточки с ведущими понятиями урока
  2. сюжетные картинки для сценки «Перед вами 2 дороги. Выбирайте…»
  3. конверты с карточками  (4 шт.)
  4. фломастеры для каждой группы
  5. бумажные листья
  6. ватман с изображением дерева без листьев
  7. плакат «Правила толерантного поведения»
  8. магнитола
  9. фотовыставка

План:

1. Организационный момент.

2. Введение в занятие. Игра «Я люблю себя за …»

3. Определение цели мероприятия.

4. Беседа. Мозговой штурм.

5. Сообщения детей.

   6. Беседа.

7. Рассказ учителя по сюжетным картинкам «Перед вами 2 дороги. Выбирайте…»

   8. Групповая работа.

9. Упражнение «Конфликты».

  10. Творческая работа «Дерево толерантности».

  11. Подведение итогов.

  12. «Техасские объятия».

Эпиграф: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

Ход мероприятия:

1.Организационный момент. Дети рассажены по группам. В группе 5-6 человек.

(«Радость», «Удача», «Доброта», «Красота».)

2. Введение в занятие.  Игра «Я люблю себя за …» Каждый из участников классного часа поднимается с места и  говорит, за что он себя любит.

Учитель: Скажите, дети, это плохо, когда человек любит себя за что-то?

3. Определение  цели  мероприятия.

Учитель: Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на сегодняшнем классном часе?

Поговорим мы о любви.

Послушайте сказку. (Звучит спокойная мелодия, читается сказка)

Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:

– Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

– Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё е просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят 5 прекрасных девушек, одна другой краше.

– Вот выбирай, – сказал волшебник.  – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

–  Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого выбрать…

–  Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может,  будешь дружить, но выбери 1 из них. Она будет подружкой тебе на всю жизнь.

 Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…

? А кого бы выбрали вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки).

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

? Почему Любовь выбрала доброту? (Ответы детей).

4.Беседа. Мозговой штурм.

Сегодня наш разговор будет посвящен толерантности. 16 ноября ежегодно отмечается  Международный день толерантности. Слово, возможно, не всем знакомо, да и звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и тот, кто обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими.  Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.

 Что такое толерантность, по-вашему? (Ответы детей помещаются на доску)

Давайте обобщим всё сказанное вами. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

Толерантность

  1. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению
  2. Прощение
  3. Сострадание
  4. Принятие другого таким, какой он есть
  5. Уважение прав других
  6. Сотрудничество, дух партнёрства
  7. Милосердие
  8. Уважение человеческого достоинства

               Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

               Давай те послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках мира.

5. Сообщения  детей.

  1. В испанском языке он обозначает способность признавать отличные о своих собственных идеи или мнения.
  2. Во французском – отношение. При котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  3. В английском – готовность быть терпимым, снисходительным
  4. В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  5. В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;
  6. В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.

– Какое из определений вам больше всех понравилось?

– Почему в разных странах различные определения?

– Что объединяет эти определения?

– Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

6. Беседа.

             Мы живём с вами в 3 тысячелетии. Набирает обороты прогресс, техника пришла на службу человеку. По идее, жизнь должна стать спокойнее, размереннее. Но всё чаще мы слышим «жертва насилия», «беженец»…В настоящем мире происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно быстрое решение сложных социальных проблем. В последние годы увеличивается рост подростковой преступности, наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения, растёт количество антиобщественных организаций, которые вовлекают нашу молодёжь в экстремистские группировки.

Каждый из нас совершает в жизни разные поступки. В одних случаях он поступает правильно и проявляет свои  хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

7. Рассказ по сюжетным картинкам «Перед вами 2 дороги. Выбирайте…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

– Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.

– Не вздумай. Он  грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав её руку.

– Отпусти. Видишь, у него сломана нога. У него кровь на штанине.

– А нам-то что. Сам виноват.

– Отпусти меня, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

– Говорю тебе: он сам виноват. Работать надо, а не попрошайничать, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

– Я всё равно подойду.

– Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда.

– Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты ничего не понимаешь!

  Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одернула руку.

– Что с вами? – спросила она старика. – Что с вашей ногой?

– Я сломал её… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

– Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

– Спасибо, леди, спасибо…

– Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, – у тебя нет мобильника?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

– Иди отсюда! Никогда больше мне не звони и не приходи. Я больше знать тебя не хочу!

– Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

– У вас открытый перелом. Я пойду вызвать врача. Потерпите, – она быстро подошла к телефону-автомату.

– Девушка! – окликнул её мужчина. – Спасибо вам! – девушка обернулась и улыбнулась. – Вы обязательно  найдёте своё счастье.

? Почему молодой человек отказался помочь?

? Как бы вы поступили в этом случае?

? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку плохо?

? Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод: Сделав добро, человек становится чище, лучше, светлее. Если каждый из нас будет внимательней к любому человеку, с которым вступает в взаимодействие, будь то бродяга, бомж, случайный попутчик или друг – это и будет проявление доброты.

8. Групповая работа. 

            Каждой группе раздаются конверты с заданием. Разделить предложенные сочетания слов на 2 группы.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что-либо сделать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость

Выражение пренебрежения

Любознательность

Раздражительность

Снисходительность

Равнодушие

Доверие

Цинизм

Гуманизм

Агрессивность

Учитель обобщает полученный результат работы.

 

Интолерантная личность  – характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций, обычаев. Кто считает, что это говорится о нём?

Толерантная  личность – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

?Кто считает, что это про него?

9. Упражнение «Конфликты».

            Каждая из групп вытягивает себе карточку с заданием.

(Разыгрывается конфликт в семье, школе, среди сверстников, на улице.)

Времa на подготовку – 7-10 минут. Затем команды по очереди выступают. (После выступления каждой команды ей задаются вопросы о чувствах участников конфликта. Подгруппы дают рекомендации насчет поведения в таких ситуациях как сделать его более толерантным.)

Вывод:  Чаще всего невозможно сделать поведение полностью толерантным, но главное – это стремление сделать его таковым. Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените, отношения с людьми, с которыми встречаетесь.

10.Творческая работа «Дерево толерантности».

           Каждой группе выдаются по 4-5 «листочка».  Даётся задание написать, что надо сделать, чтоб наша школа стала пространством толерантности, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.

11. Подведение итогов мероприятия.

           Вот и подошло к концу наше мероприятие. Кто считает, что сегодня мы не провели время даром и говорили о серьёзных вещах?

           Разговор о толерантности не закончен, мы часто будем возвращаться к этой проблеме. Кроме того, мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось, чтоб в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание, не было ссор, ругани. А радость, удача, доброта, красота, любовь были нашими постоянными спутниками.

С вашей помощью я составила  правила толерантного поведения. Кто со мной согласен – хлопните в ладоши.

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

12. «Техасские объятия».

 Дети становятся в круг лицом, держатся за плечи, вытягивают правую ногу вперёд и по команде учителя делают шаг вперёд. «Навстречу толерантности!».

Закончить наш классный час я  хотела бы «Молитвой о встрече»:

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришёл в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь!

До новых встреч!!!

Литература.

1.Бочаров И. Права человека. Методика преподавания в школе. Пермь, 2004.

2. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: учеб.-метод.пособие для педагогов и студентов /Под.ред. Н.М.Борытько. – Волгоград: Изд-во ВГИППК РО, 2002.

3. Безлюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум, 2003.

4. Гревцева И.В. Что такое толерантность?// Классный руководитель, 2006, №4.

5. Декларация принципов толерантности // Учительская газета. – 2003., 13 сентября.

6. Самоделова Т., Буторина С. Формирование толерантного отношения в семье. // Воспитание школьников, 2007, №4.

7. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003.

nsportal.ru

Классный час “Все – мы разные, все мы

Цель: духовно-нравственное развитие ребёнка, формирование  дружеских чувств и толерантных отношений;  усвоение нравственных понятий через игровую деятельность.
Задачи: показать детям различия и сходство людей, вызвать уважение к людям; формировать у детей этические представления, знания о категориях добра и зла, дружбы;  вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир чувств каждого ребёнка, включая их в мыслительный процесс думанья. 

Оборудование: аудиозаписи, мультфильм про толерантность, презентация, смайлики.

Ход классного часа:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово.
Классный руководитель: – Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с новым словом и понятием «толерантность». Чтобы лучше понять, что это такое давайте просмотрим замечательный мультфильм о толерантности.

– Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

(прощение, терпение, понимание, дружба)

3.Введение понятия.

Классный руководитель: Я хочу познакомить вас с древней китайской притчей «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, – отвечал старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи

.- И подумав, добавил: “И мира тоже”.

Классный руководитель: Ребята согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить? (о дружеских  взаимоотношениях в классе). У этого определения есть понятие, которое имеет свою историю: На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Классный руководитель: А сейчас посмотрите друг на друга и скажите, у всех вас одинаковые глаза, волосы, прически, характер, привычки?

– Все мы разные: и характер, и одежда, и привычки. Бывает так, что что-то в других людях вас кажется непонятным и смешным? А если стали бы смеяться над вашим внешним видом как бы вы себя чувствовали? Правильно вам было бы неуютно и обидно. Давайте вспомним одного из сказочных героев непохожего на других. Ему не очень повезло с друзьями, окружающие смеялись над его внешностью. 

– На нашей планете живут народы разных рас и национальностей, которые очень сильно отличаются друг от друга, но разве это должно мешать нам, всем жить дружно?

Игра «Чем мы похожи?»

Дети стоят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого  сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи  тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает следующего участника, не забыв назвать его по имени. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу.

Чтение   стихотворения Джанни Родари (перевод С.Я. Маршак) читает классный руководитель.

Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев И англичан,
Для испанских детей И для русских,
Шведских, Турецких, Немецких Французских,
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих Обеих Америк.
Для желтокожих, Которым вставать
Надо, когда мы ложимся в кровать,
Для эскимосов, Что в стужу и снег
Лезут В мешок меховой На ночлег;
Из тропических стран,
Где на деревьях Не счесть обезьян;
Для ребятишек Одетых и голых –
Тех, что живут В городах и селах…
Весь этот шумный, Задорный народ
Пусть соберется В один хоровод.
Север планеты Пусть встретится и Югом,
Запад с Востоком, А дети друг с другом!

Физминутка:
       Поднимите все ладошки 
       И потрите их немножко.
       Дружно хлопните раз пять: 1,2,3,4,5.
       Продолжайте потирать!

       Мой сосед такой хороший-
       Я ему пожму ладоши.
       И другой сосед хороший-
       И ему пожму ладоши.
       Руки вверх поднять пора.
       Дружбе крикнем мы: Ура!

Показ презентации.

Чтение стихотворений учащимися.

Толерантность. Что это такое? – Жаннат

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: “Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся”.

Толерантность – это люди света Мурсалина

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят Фариза

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово для живых!

Просмотр мультфильма.

Рефлексия. В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

На столах у вас есть смайлики, один весёлый, а второй грустный. Если вам понравился классный час, и вы чувствовали себя хорошо, прикрепите на солнышко весёлый, а если тебе было грустно и не интересно, то прикрепите грустный.

(Звучит песня «Дети Солнца» группы «Непоседы».)

Классный час

«Все – мы разные,

все мы – равные!»

Классный руководитель: Панюшкина Светлана Васильевна

infourok.ru

Классный час “Все мы разные”

Тема классного часа: «Все мы разные».

Цели и задачи:

  1. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

  2. Развитие умения «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения. Познакомить с понятием «толерантность».

  3. Воспитание коллективизма.

Ход урока

1.Орг. момент.

  1. Представление и знакомство.

Упражнение « Я – . . .»

Учитель обращается с просьбой представиться в группе, назвав любое качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Например, «Я Наталья – нежная»

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

  1. Беседа «Все мы разные, и, тем не менее, у нас много общего».

Люди отличаются друг от друга во многих отношениях. Это могут быть, в частности, разные умственные и физические способности.

Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии. Каждый твой поступок – это результат твоего отношения к самому себе, людям и миру. Совершая определенные поступки, ты размышляешь о последствиях их не только для себя, но и для других людей.

  1. Упражнение «Сходства и различия».

Учащимся раздаются листы, на которых записано слово «ЛЮДИ» и лист разделен на две половинки, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ». Далее ученики записывают, сходства и различия людей, живущих на планете Земля.

(листы с сходствами и различиями раздаются учащимся)

Вывод: О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои лучшие качества, но иногда бывает и наоборот…

  1. Формируем определение толерантности.

Жизнь – театр, у каждого свои роли. Запишите на листочках: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные роли: ученик, сын внук, друг, помощник и т.д.

Давайте посмотрим на то, что вы написали (записать на доске). Можно наверняка к списку ролей добавить и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»… У каждого из нас, их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.

Все нас воспринимают по-разному. А как мы сами ведём себя по отношению к чужим людям и родственникам? Например, мы увидели, что соседка несёт тяжелую сумку. Что сделаем? Поможем, даже если она и не просит о помощи.

Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.

Такие понятия как:

Уважение мнения других
Доброжелательность
Желание что-либо делать вместе
Понимание и принятие
Чуткость, любознательность
Снисходительность
Доверие

Все эти понятия можно объединить одним словом. Это слово «толерантность».

Видим, на первый взгляд, это слово звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития.

С именем, какого человека связано данное понятие. (читает учащийся)

V. Из истории.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным.
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо).

Посмотрим, как дано определение данного понятия в толковом словаре. (работа со словарем).

16 ноября – Международный день толерантности.

Толерантность:

  • Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам;

  • Стремление к полноценной реализации своих способностей;

  • Умение понимать и познавать других людей;

  • Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития.

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявлением доброты. И можно будет сказать, что мы – толерантная личность.

  1. Творческая работа. «Толерантная личность»

Ученики на макет человека наклеивают признаки толерантной личности.

VII. Итог урока.

В конце мне хотелось бы сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни ругани.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное казенное

учреждение для обучающихся, воспитанников с проблемами здоровья

ОГСКОУ СКОШ г. Усть – Илимска

Классный час на тему:

«Все мы разные»

Подготовила и провела: руководитель МО

Мандрикова Наталья Валентиновна

г. Усть-Илимск,

2012

videouroki.net

Классный час “Все мы равные, все мы разные”

Классный час на тему:

«Все мы разные, все мы равные

(толерантность)»

Провела в 4 классе

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1

Т.В.Осенина

Занятие на тему: «Все мы – разные, все мы – равные» (толерантность)

Цели:

1.  Улучшение психологического климата в классе.

  1. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).

  2. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

  3. Учащиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.

Ход занятия.

СЛАЙД 1

Если я чем –то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери.

1.Представление и знакомство. Упражнение «звали, зовут, будут звать…»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Сашенька, сейчас в школе зовут Александр, а когда вырасту, меня будут звать Александр Николаевич». ( Для многих детей их имена и отчества, произносимые вслух, звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление).

Вывод. Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

СЛАЙД 2

2. «Все мы разные, и тем не менее, у нас много общего».

Беседа. Ребята мы живем в обществе, вокруг нас находятся люди. Хотя все мы разные, но нас что-то объединяет, а в чем-то мы и отличаемся. Давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими. (Дети называют сходства и отличия).

Вывод. О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

Упражнение «Давайте пофантазируем.»

Представьте себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос, одежда, интеллект – все будет одинаковым)

  • Каким будет такой мир? Как будут в нем жить люди?

  • Посмотрите друг на друга и облегченно вздохните: мы все разные. Давайте убедимся в этом, проведем небольшой эксперимент.

Эксперимент.

Возьмите тонкий темный лист бумаги по горизонтали, держите его за края. Закройте глаза и выполняйте то, что я буду говорить. Открывать глаза, задавать вопросы и переговариваться нельзя. Согните лист вдвое, сгиб зафиксируйте, на середине сделайте отверстие, оторвав небольшой кусочек бумаги. Сверните лист вдвое, сгиб зафиксируйте, на середине сделайте отверстие, оторвав небольшой кусочек бумаги. Сверните лист вдвое, сгиб зафиксируйте, сделайте на середине небольшое отверстие, оторвав небольшой кусочек бумаги. Откройте глаза, посмотрите, что у вас получилось.

?Хорошо или плохо, что вы все разные? (Ответы детей).

Вывод. Мы должны уважать других людей, быть внимательными друг к другу и обращать внимание на то, что нас сближает. Все мы – разные, все мы – равные.

Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

Игра «Самолетик».

3-4 пары выходят, остальные поддерживают. Пары участников берут друг друга за руку, а свободными руками делают бумажный самолетик.

Вывод. Вы попытались договориться друг с другом, распределить, кто что будет делать и выполнили работу сообща.

СЛАЙД 3

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня, 16 ноября отмечается Международный день толерантности (терпимости). Он объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея этой организации, а в 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность. И наш разговор будет посвящен толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Тема актуальная и острая как для мира в целом, так и для нашей страны. в последнее время нарастает количество проявлений устойчивой неприязни и нетерпимости к «другой» культуре, образу жизни, языку, верованиям – вплоть до расизма и неприкрытой вражды.

СЛАЙД 4

? Кто знает, что обозначает слово толерантность? (Ответы детей)

Дети читают на слайде

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом. Толерантность – это качество личности, которое позволяет принимать окружающих такими, какие они есть, проявлять милосердие, терпимость.

СЛАЙД 5

Упражнение «5 добрых слов»

Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку.

Участники разбиваются на подгруппы по 5 человек.

Ребята, обведите свою руку на листе бумаги и на ладошке напишите свое имя. Передавайте свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых» и т.д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу. (Дети оставляют себе листы с ладошками, как памятка).

– Какие чувства ты испытывал, когда читал надписи на своей «руке»?

– Все ли твои достоинства, о которых написали другие, были тебе известны?

Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия, террористический акт…Вся жизнь сегодняшнего общества, как, впрочем, и вообще человеческая жизнь, соткана из противоречий.

?Можем ли мы изменить этот противоречивый мир? Послушайте притчу о Робби Зусси.

Жил-был Робби Зусси, который хотел изменить мир. Но мир такой большой, а Робби Зусси такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а Робби Зусси такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья такая большая, а Робби Зусси такой маленький. Тогда он решил изменить себя… .

? Какова главная мысль этой притчи? (Ответы детей).

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Помните, что единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. И конечно, хотелось бы, чтобы вы были терпимы не только к собственным ошибкам и недостаткам, но и к членам коллектива, соседям и родным.

СЛАЙД 6

Игра «Волшебная лавка».

Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Ребята, представьте, что существует лавка, в которой есть весьма «необычные» вещи: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, склонность не осуждать других, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию, гуманизм, Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на какие-нибудь другие. Вызывается один из участников. Он может приобрести одну или несколько «вещей» которых у него нет. Например, покупатель просит у продавца «терпения». Продавец выясняет, сколько ему нужно «терпения», зачем оно ему, в каких случаях он хочет быть «терпеливым». В качестве платы продавец просит у покупателя что-то взамен, например, тот может расплатиться «чувством юмора», которого у него с избытком.

Вывод. Вы должны стремиться избавиться от тех качеств, которые вам мешают и стараться приобрести те качества, которые вам помогут в жизни: быть терпимее друг к другу, быть внимательным, добрым.

СЛАЙД 8

4.Рефлексия: «Дерево толерантности» (творческое задание).

      Ребята, класс- это маленькая семья и хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Давайте мы с вами вырастим наше собственное дерево толерантности. Пусть это дерево зазеленеет, и на нем распустятся листочки. Напишите на листочке свои пожелания, советы, что нужно сделать, чтобы наш класс, школа стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения стали как можно более толерантными и вы не забывали о дне толерантности. Листочки приклеим на дерево.

Возможные варианты:

       Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых.

       Не ссориться, стараться понять друг друга

       Не обращать внимания на национальность, вероисповедание, внешность, привычки.

        Больше общаться, узнавать друг друга

        Уважать друг друга, стараться самому стать лучше

СЛАЙД 9

5.Итог. Ребята, на этой позитивной ноте я хочу закончить наше занятие. Я благодарю вас за работу и надеюсь, что информация, которую вы получили, будет полезна для вас.

И на прощание послушайте стихотворение.

В жизни по-разному можно жить:

В горе жить и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить

И вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, вспоминая о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям!

Сергей Островой

infourok.ru

Классный час «Мы разные, но все заслуживаем счастья».

Классный час «Мы разные, но все заслуживаем счастья».

Подготовила Бекетова Людмила Анатольевна

Цель: формирование уважительного отношения к людям не зависимо от их происхождения.

Задачи:

– закрепить у учащихся понятие «толерантность»

– помочь учащимся видеть и ценить индивидуальные качества личности ребёнка

– воспитывать в детях уважение, внимательность по отношению к окружающим людям.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал, мультфильм о толерантности.

Материалы к классному часу: презентация, методическая разработка мероприятия.

Ход классного часа.

  1. Оргмомент.

На доске слайд:

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю». Антуан де Сент-Экзюпери

– Здравствуйте ребята и гости нашего мероприятия. Меня зовут Ирина Юрьевна и сегодня, классный час буду у вас вести я. Нашу встречу хотелось бы мне начать с небольшого стихотворения.

Мы разные! Но мы при этом равные!

Мы все имеем равные права смеяться и грустить!

Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!

Ведь каждый из нас индивидуальность.

А в этом, конечно, и есть уникальность!

Различиями нашими мы будем восхищаться!

Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!

– Ребята, как вы думаете: «Какая тема нашего классного часа?» О чём пойдёт речь?

(Выдвижение учащимися предположений темы).

– Конечно. «Мы все такие разные, но мы все равные». А эпиграфом к нашей встречи я взяла слова Антуана де Сент-Экзюпери.

– Сегодня мы с вами поговорим о сходствах и различиях, о принятие других такими, какие они есть, научимся уважать особенности каждого человека.

2. Основная часть.

1. «Что в волшебной коробке?»

– В моей чудесной коробке спрятаны предметы, хорошо знакомые каждому из вас. У них также как и у нас есть сходства и различия. Сейчас я приглашаю сюда трёх смельчаков, которые по очереди, просунув руки в отверстие на крышке, возьмут по одному предмету. Нужно на ощупь догадаться, что в руках и назвать это. (В коробке лежат яблоко, картофель, гранат).

– Итак, у нас есть три предмета. Что между ними всеми общего? (таблица)

– Чем отличаются эти предметы друг от друга?

Часть растений

Округлой формы

Есть кожура, мякоть

Съедобные

Полезны для здоровья, т.к. богаты витаминами

Разные части растений (картофель – клубень, гранат – плод, яблоко – плод)

Отличия в форме (картофель – овальный, у граната есть хвостик, у яблока – палочка)

Разное место произрастания (картофель – в огороде, гранат и яблоко – в саду)

Относятся к разным родовым группам (картофель- овощ, яблоко и гранат- фрукты)

Разные по вкусу.

Разные по цвету

В них содержаться разные витамины

– Посмотрите, мы среди овощей и фруктов нашли много общего и различного. А какие ещё предметы схожи и одновременно различны между собой? (еда, напитки, одежда и т.п.)

– А что мы можем сказать про людей, про нас?

– Много ли у нас общих и различных черт?

– Все наши схожие и различные черты мы сейчас и выясним.

2. «Цветик-семицветик».

(У каждого на столе подготовлен цветок с семью лепестками.)

– Каждый из вас на своём цветке в центре-сердцевине напишет своё имя. Затем, на лепестках одним словом напишите

на 1 – своё любимое животное;

на 2 – любимый цвет;

на 3 – любимое время года;

на 4 – любимый цветок;

на 5 – любимый герой художественной книги, к/ф или мультфильма;

на 6 – любимое занятие, увлечение;

на 7 – любимая игрушка.

– Сейчас в паре зачитайте друг другу свои особенности и найдите общее у вас.

– Поднимите руку, кто нашёл.

– Теперь парами повернитесь друг к другу по 4 человека в группе, и найдите общее для 4 человек.

– Поднимите руку те группы, у которых нашлось общее для всех. Поделитесь вслух, что общего у вашей группы.

3. «Особенности класса».

– А что общего у всех нас в классе?

– Чем вы отличаетесь друг от друга?

Мы – люди;

Мы ученики одной школы, одного класса;

Мы живём в одном районе;

Мы любим мультфильмы;

Мы любим играть.

Разные по полу;

Разные по внешности (рост, комплекция, цвет и длина волос, цвет глаз, форма ушей, носа и рта и др.)

Разные по характеру;

Разные по вкусовым предпочтениям;

Разные интересы, способности.

– Как вы считаете, хорошо или плохо, что у нас нашлось столько различий?

– Может, было бы лучше, если бы мы были все одинаковые? Почему нет? (таблица после устных ответов).

– А давайте всё – таки представим на минутку, что мы стали все одинаковые. Что тогда было бы?

– На самом деле у нас у всех были бы одинаковые мысли, одинаковые слова, все бы закончили одинаково школу, институт, все бы работали на одинаковой работе. Интересно ли жить в таком мире одинаковых людей – клонов?

– И поэтому очень хорошо, что это не так. Мы в классе все разные.

– Но отчего же мы иногда надсмехаемся над внешними недостатками ребят?

– Знаете ли вы такое выражение «Белая ворона». Что это значит?

– Давайте посмотрим мультфильм о том, как живётся кому-то непохожему на всех остальных, (просмотр мультфильма и обсуждение).

– Какой был наш герой?

– Почему все смеялись и обижали его?

– Как он чувствовал себя?

– Хотели бы вы оказаться на его месте? Почему?

– Что случилось потом?

– Чем закончилась история?

– Все оказались разными, но все счастливо улыбаются. Почему? (они поняли, что каждый человек индивидуален и неповторим. И каждый может поделить с другими своими умениями, а это так интересно).

– Мы разные и в этом наше богатство. Мы вместе и в этом наша сила!

– А вы знаете, каким качеством должны обладать люди, которые принимают вас такими, какие вы есть? (доброта, милосердие, сострадание, прощение, сотрудничество, терпимость, человеческое достоинство).

– Все понятия (качества) можно объединить одним словом «толерантность».

– У вас на парте лежат карточки со словами толерантность. Давайте озвучим как это слово определяется у разных народов.

  • В Англии– готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; 

  • В Германии – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению

  • Во Франции – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; 

  • В Испании – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных; 

  • В Китае – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;  

  • В Египте – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;  

  • В России – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. 

4. «Эксперимент с апельсинами».

– А теперь давайте посмотрим, что же ещё может называться толерантностью.

– Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

(складывает апельсины в пакет, предлагает каждому взять свой апельсин)

– Как вам это удалось?

– А сейчас отвернитесь. (Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает)

– Чей это апельсин? – Почему трудно определить?

– Внутри все апельсины одинаковые.

Вывод: Вот так же и люди. Снаружи – все разные, а внутри – одинаковые: ранимые. И все мы хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

– Это ещё одно понятие толерантности – милосердие.

– Наш класс-это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?

– Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. А мы с вами попробуем «вырастить» дерево толерантности. У меня есть большое количество листочков, но не все они должны попасть на дерево. Сейчас, выходим по два человека и выбираем те листочки, которые, по вашему мнению, должны быть на дереве толерантности.

– Какие листочки подходят к дереву толерантности, давайте посмотрим. (сострадание, милосердие, доброта и т.п.)

– А оставшиеся листья, почему не подходят?

– Ещё у вас на столах лежат бабочки, возьмите их в руки. Допишите сами такое предложение: «Мои хорошие качества-……».

3. Подведение итога.

– Согласны ли вы сейчас со словами Антуана де Сент-Экзюпери: “Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю”. Почему это верно?

– Разнообразие делает людей неповторимыми; с разными людьми интересно общаться, узнавать новое, чему-то учиться.

Коллективная творческая работа (создание классного панно).

На доске заранее подготовлены 3 листа А3 для создания панно: верх листа закрашен голубым цветом (небо), а низ – зелёным цветом (трава).

– Мы сейчас вместе создадим свою классную поляну толерантности, тем более, что дерево наше уже там стоит. Все цветы с нашими особенностями мы приклеим на эти листы внизу, а бабочек на голубом фоне вверху. Посмотрите, какое красивее и разноцветное получилось наше панно.

– Так же как и все люди – мы разные, но равные.

– Ребята, вам понравился наш классный час? Что нового и интересного узнали на уроке?

– Давайте все вместе прочитаем и запомним такие слова:

Если каждый будет, друг к другу терпим,
Мы сделаем вместе толерантным наш мир!

– Вот и подошёл к концу наш классный час. На память о нашей встречи мне хочется подарить вам памятку в ваш классный уголок и закладки, которые будут вам напоминать про наш классный час. А также у меня в чудесной коробке спрятался ещё один подарок вам это мандарины. Они разные по размеру, по вкусу, но они все дарят нам радость, радость встречи Нового года.

– Я очень рада, что встретилась сегодня с вами такими добрыми, красивыми и отзывчивыми ребятами. Спасибо вам за работу.

infourok.ru

Классный час (5 класс) на тему: Открытый классный час на тему “Мы все такие разные, но вместе”

   

Классный час “Мы все такие разные, но вместе”

(ко Дню толерантности)

   Цели:

   Познакомить учащихся с понятием «толерантность».

   Показать детям значимость отношений между людьми.

   Воспитывать в детях уважение, внимательность по отношению к окружающим людям.

   Задачи:

   – дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

   – развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

   – воспитание чувства коллективизма, сплочённости;

   Форма проведения: интерактивная игра.

   Оборудование: презентация, мультфильм про толерантность, карточки с пословицами и словом ТОЛЕРАНТНОСТЬ, 4 апельсина, нож, цветные лепестки со словами – толерантностями.

Ход мероприятия

              Настрой: 

              -Начинаем классный час,

 Речь пойдёт здесь всё о нас.

 Постарайтесь всё понять,

 Что-то новое узнать.                    

слайд

    Провести наш классный час поможет моя группа поддержка – учителя-затейники.

– Я попрошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие красивые. Спасибо, садитесь.  

– А теперь встаньте, пожалуйста,  мальчики.  Какие вы сильные, мужественные. Садитесь.

– Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы. Садитесь.

– А теперь встаньте, у кого светлые волосы. Садитесь.

– Вы заметили, ребята, какие все мы разные, но мы вместе, и мы все равные. Мы живём в одной стране, ходим с вами в одну школу, отмечаем вместе праздники, любим конфеты и мороженое. Очень важно, чтобы все люди были дружны! «Мы разные, но мы вместе!».

– Вот видите, Вы все разные. Но мы вместе, а почему?

        -На нашей голубой красивой планете живут разные люди: с белым цветом кожи, с      жёлтым и  чёрным, белокурые и черноволосые.                            

слайд

-Говорят все на разных языках, но у всех народов есть общие понятия и представления. И эта народная мудрость запечатлена  в пословицах и поговорках.

Послушайте и определите тему нашего разговора. Доскажите пословицы:

  • Доброе слово лечит, а … (злое –  калечит)
  • Друг познается … (в беде)
  • Худо тому, кто добра … (не творит никому)
  • Что посеешь, то и (пожнёшь)
  • Саванын улуу херек, сагыштын … (бичези херек).

-О чём все эти пословицы.

-Читаем пословицы разных народов.

  • Добрый человек несет мир. (говорят абхазцы)
  • Доброта рождает доброту. (говорили персидские мудрецы)
  • Сделаешь добро, добро найдёшь. (говорят карачаевцы)
  • Жизнь дана на добрые дела.(говорят русские)

-Вы заметили, люди разных национальностей говорят о доброте и добром отношении людей. Это так важно.

– А всегда ли мы понимаем другого человека. Давайте поиграем.

  • Игра «Сердечки» Дети выстраиваются в колонну. Учитель «рисует» пальчиком  на спинах своих одноклассников. Первый ученик говорит слово – сердечко.

   

-Вот видите, как хорошо когда тебя понимают и без слов дарят тепло своего   сердечка.

-Существует такое красивое слово «толерантность». 

– Что такое толерантность? Как вы его понимаете?

Вывод: Значит ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это понимание другого человека.   

слайд

– Знаете ли вы такое выражение «Белая ворона». Что это значит?        

Слайд.

– Давайте посмотрим мультфильм о том, как живётся кому-то непохожему на всех остальных.

Мультфильм про толерантность

– Какой был наш герой?

– Почему все смеялись и обижали его?

– Как он чувствовал себя?

– Хотели бы вы оказаться на его месте? Почему?

– Что случилось потом?

– Чем закончилась история?

– Все оказались разными, но все счастливо улыбаются. Почему?

– Мы разные и в этом наше богатство. Мы вместе и в этом наша сила!    

слайд

Вывод:  Итак, ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение человека, бережное отношение к его индивидуальности.                                                                                  

слайд

– Подойдите, пожалуйста, ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

– Как вам это удалось?

– А сейчас отвернитесь

 – Чей это апельсин?

– Почему трудно определить?

        Вывод: Вот так же и люди. Снаружи – все разные, а внутри – одинаковые: ранимые. И все мы хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

Это ещё одно понятие ТОЛЕРАНТНОСТИ – милосердие       

слайд

-Вот видите, какое это интересное и важное слово – ТОЛЕРАНТНОСТЬ.  

слайд

 -А говорим мы об этом потому, что  в 1996 году Генеральная Ассамблея ООН (организация объединенных наций) предложила государствам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвящённый терпимости. По-другому этот день называется Днём толерантности.

       -Ребята, я вам приготовила подарок –  принесла вам цветок толерантности. (В руках цветные бумажные лепестки, протягивает детям и  роняет).

–  Ой, он рассыпался. Помогите мне, пожалуйста, его собрать.

  (Дети собирают  лепестки со словами).

–  Какие лепестки подходят к цветку толерантности?

Сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, понимание, уважение, доброта души, дружба, терпение, война, ссора, вежливость, единство, вражда

– А оставшиеся лепестки, почему не подходят?

– Наш цветок получился красивый и разноцветный, такой же, как и все люди – мы разные, но мы вместе.

-Вам понравился наш классный час? Подведём итоги.

-Давайте все вместе прочитаем и запомним такие слова:

               Если каждый будет друг к другу терпим,

               Мы сделаем вместе толерантным наш мир! 

-Запомним правила толерантного общения:

Уважай собеседника.

Старайся понять то, о чем говорят другие.

Отстаивай свое мнение тактично.

Ищи лучшие аргументы.

Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

Стремись учитывать интересы других.

слайд

nsportal.ru

Классный час на тему “Все мы разные” 5-7 классы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Карпогорская средняя общеобразовательная школа № 118»

Классный час на тему

«Все мы разные!»

Подготовила

Сулентьева О.В.

Карпогоры

2013 год

Пояснительная записка

Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь и осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Таким образом, тема толерантности одна из важнейших тем современного воспитания, особенно в условиях современной действительности, когда обострены межнациональные, религиозные и политические разногласия в обществе. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитии культуры мира на Земле. Школа должна научить ребёнка преодолевать трудности в общении, растить коммуникативную личность, способную к созиданию.

Цель классного часа.

Формирование терпимости к индивидуальным, социальным, национальным и мировоззренческим различиям между людьми

Задачи:

– научиться принимать различия между людьми, как положительный факт;

– развивать творческие способности учащихся;

– организация разных видов коммуникативной деятельности на занятии;

– формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам;

– сплочение классного коллектива.

Форма работы: игра с элементами дискуссии, работа в группах.

Оборудование: небольшой мяч, листы формата А4, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клеящиеся карандаши, мультимедиа, компьютер.

Ход занятия.

Вступительное слово.

Ребята, посмотрите следующий видеоролик, подумайте о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? (Видеоролик из рекламы «Доступная среда – люди так не делятся»)

Разделение на группы.

– Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу. (Слайд 1) Для дальнейшей работы, нам необходимо разделиться на группы для выработки совместного решения, способности аргументировать свою точку зрения. Я вам приготовила сюрприз, на спинке стула вы обнаружите фрагмент иллюстрации. Вам нужно собрать целую картинку (3 группы).

(Стулья из круга не брать, собрать картинки, столы вместе со стульями для групповой работы приготовлены заранее).

– На слайде вам представлены фото людей разных рас. (Слайд 2)

– Кого видим на экране? Что можете сказать об этих людях? (Все они разные). Итак, тема нашей встречи: Все мы разные! (фото класса). Сегодня мы поговорим о толерантности. Давайте посмотрим, что означает слово толерантность в переводе с разных языков. (Слайд 3)

  • (с испанского) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения. 

  • (с французского) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам 

  • (с английского) – готовность быть терпимым, снисходительность.

  • (с китайского) – позволять, принимать и быть по отношению к другим великодушным. 

  • (с арабского) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

  • (с русского) – умение принять другого человека таким, какой он есть.

Основная часть.

Загадка про имя: Нас не было, оно было. Нас не будет, оно будет. У каждого оно есть, но никому не принадлежит. Что это? (Имя)

Имя – одно из различий между людьми.

Упражнение «Звали…, зовут…, будут звать….

– Ребята, вам нужно назвать три имени в порядке: когда я был маленький, меня звали…, сейчас зовут…, когда буду взрослым, будут звать…

– Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково, по имени. Но для этого надо самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать. А у всех разное восприятие действительности и отношение к окружающим людям.

Работа с термином «толерантность»

Упражнение «Что такое толерантность» (Слайд 4)

Цели: дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности; показать многоаспектность понятия «толерантность».

Материалы: листы формата А4

Ведущий делит участников на 3 группы. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» своё определение толерантности. Включить в это определение то, что, по вашему мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким. После обсуждения представитель каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмане.

– Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». (Слайд 5)

– Ребята, а вы согласны с тем, что: (Слайд 6)

Упражнение «Чем мы похожи”

– Сейчас мы узнаем, насколько вы похожи друг на друга. Вы называете имя одного из участников вашей подгруппы на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, мы с тобой похожи, потому что у нас одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)», следующий ученик называет сходство с одним из участников таким же образом.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы имена всех учащихся класса.

Упражнение «Ладошки»

– А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? Мы постараемся ответить на данные вопросы, поиграв в игру «Ладошки». У меня в руках вот такие нарисованные ладошки (ладошки учеников 11 «А» класса). Я зачитываю качества, записанные на ладошке, а вы должны отгадать, чья это ладошка.

Упражнение «Эмблема толерантности» (Слайд 7)

Каждой подгруппе нарисовать и представить эмблему толерантности.

Упражнение «Комплименты»

– Я предлагаю вам придумать комплименты друг для друга. Я бросаю мяч одному из участников и говорю ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. (Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.)

Подведение итогов.

– Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий. У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.

– Какая это сторона? (войны, конфликты). К чему она приводит? Совершенно верно, приводит к правонарушениям. Давайте мы не будем познавать другую сторону толерантности.

– В заключении хотелось бы прочитать следующее стихотворение:

Иная птица людям доверяет

И ласточка для птенчиков своих

В близи жилья людей гнездо своё свивает

И веря людям, не боится их.

Спасибо ласточкам, что с нами дружат.

И к людям обращаюсь я сейчас

Я говорю: старайтесь быть не хуже

Того, что птицы думают о нас. К. Ломиа (абхазский поэт)

– Таким образом, каждый человек индивидуален, ты один такой в мире. Но многим из нас присущи одинаковые черты характера. Смотря на ваши ладошки, я убедилась в том, что вы разные и не похожи друг на друга. Давайте проявлять уважение к одноклассникам, не зависимо от национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям. 
Необходимо понять, что любой человек, отличающийся от тебя тебе не враг.

– Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным.

Рефлексия

– Ребята, у вас на столах лежат нитки и коробочки с пуговицами разного цвета. Сейчас вам нужно сделать бусы из этих пуговиц, но каждому из вас выбрать тот цвет пуговицы, который отражает ваши эмоции от проведенного занятия. (красная – занятие было интересное и полезное, зеленая – сомневаетесь, синяя – разговор был непродуктивным и бесполезным.). Подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого классного часа, что для вас сегодня было ценным? Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились. Бусинки крепко связаны друг с другом, как мы с вами, но в то же время каждая бусинка (пуговка) существует отдельно, так как иногда человеку хочется побыть одному. Я хочу, чтобы в классе тоже были крепкие, сплоченные и дружные отношения.

Спасибо за внимание! (Слайд 8)

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *