Занятия по русскому языку 3 класс – Русский язык для детей в 3 классе

Внеклассное занятие по русскому языку 3 класс

МБОУ «Стародрожжановская СОШ №1»Дрожжановского района Республики Татарстан

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ

по русскому языку

в 3 «б» классе

Тема: «Мой верный друг, язык мой русский»

Воспитатель ГПД :

Яковлева Надежда Владимировна

Старое Дрожжаное 2014г.

Цель: формирование положительной мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к предмету, воспитание любви к родному языку.

Оборудование: три пакета с карточками – заданиями для каждой группы, альбомные листы, фломастеры.

Класс работает в 3 группах.

Ход занятия:

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык – замечательный учитель. Он подарил миру великих писателей, чудесные песни, волшебные сказки; научил людей таким словам, как мир, труд, дружба.

       Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?

       Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!
Прочитайте, что говорил русский писатель И.С. Тургенев о языке:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками».

Наше занятие посвящено знанию русского языка.

Чтение стихов учащимися.

Щедрое народное наследство-
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком-
Это потому, что я владею

Русским всеохватным языком.

Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!

Воспитатель: Сколько хороших слов сказано о русском языке! Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»

Истинная любовь к Родине немыслима без любви к своему языку. Многие писатели восхищались им.

Воспитатель раздает каждой группе карточку с высказываниями писателей о русском языке.

  Чтение высказываний писателей об языке.(коричневые карточки)

Русский язык в умелых устах красив, певуч, выразителен, послушен и ловок. (Куприн).

Русский язык – самый звучный, он живой, как жизнь и обогащается ежеминутно. (Гоголь).

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. (Паустовский).

Русский язык необыкновенно богат. (Белинский).

Русский язык – это язык Пушкина и Толстого, Тургенева и Чехова, это тот язык, на котором создана а великая литература. (Гончар).

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (Тургенев).

– Почему Тургенев призывает беречь русский язык?

– А вы любите свой язык? Любить – значит знать и беречь. Проверим, какие вы знатоки!

Разминка «Закончите фразеологизмы».

Не долго… (думая)

Изо дня … (в день)

Ни жив… (ни мертв)

Ломать … (голову)                          

До поры … (до времени)

От нечего … (делать)                  

С горем … (пополам)

Спустя … (рукава)                      

Как снег …(на голову)

Медвежья … (услуга)                  

Кто в лес … (кто по дрова)

Зарубить … (на носу)                      

Утереть … (нос)

Прикусить …(язык)                        

Волчий … (аппетит)

С минуты …(на минуту)                

Тише воды… (ниже травы)

Скажите одним словом

Дети отвечают хором:

-храбрый человек-храбрец;

-мудрый человек-мудрец;

-веселый-весельчак;

-болтливый-болтун;

-ленивый-лентяй;

-богатый-богач;

-сильный-силач.

«Произнеси слово с верным ударением» (красные карточки).

Карточки получает каждая группа.

Звонит        Налила        Побыла

Цемент        Столяр        Портфель

Начал        Поняли        Красивее

Положил        Баловаться

Щавель        Приговор

Брала                                              Дала

Конкурс «Кто больше?» – подбор синонимов.

Смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, неустрашимый, удалой, безбоязненный.

Подбор антонимов:

Молодой-старый;

Острый-тупой;

Полезный-вредный;

Жара-холод;

Добро-зло;

Свет-тьма;

Хвалить-ругать;

Опускать-поднимать;

Любить-ненавидеть.

Сосчитайте звуки и буквы (зеленые карточки).

Карточку получает каждая группа.

Юла-3б.4зв.

Ёж-2б3зв.

Коньки-6б.5зв.

Солнце-6б.5зв.

Заяц-4б.5зв.

«Слово рассыпалось» (голубые карточки).

ВОРД-ДВОР;

ЕЛОНЬ-ОЛЕНЬ;

БЛУК-КЛУБ;

ВАТРА-ТРАВА;

КУТА-УТКА.

Конкурс капитанов «Я задумала слово».

– Его корень в слове ЛЕСНОЙ, приставка в слове ПЕРЕЛЁТ, суффикс в слове ГРИБОК, окончание в слове ВОЛК.

(ПЕРЕЛЕСОК).

– Его корень в слове ДОРОЖЕНЬКА, приставка в слове ПОПРЫГАТЬ, суффикс в слове ЛЕСНИК, окончание в слове СОН.

(ПОДОРОЖНИК).

-Корень такой же, как в слове морозный, приставка и суффикс −как в слове записка, окончание− как в слове дороги.

Конкурс «Фразеологизмы».

Читаем значение фразеологизмов, вы должны назвать сам фразеологизм.

Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим.

Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть)

О полной тишине (слышно, как муха пролетит)

О первых признаках проявления чего-нибудь хорошего, радостного (первая ласточка)

О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок (козел отпущения)

Об удачливом человеке (в рубашке родился)

О состоянии тоски, тревоги, беспокойства (на душе кошки скребут)

О том, к чему трудно придраться (комар носа не подточит)

О забывчивости, плохой памяти (голова, как решето)

О том, кто сам не пользуется и другим не дает (собака на сене)

О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком смешном положении (сел в галошу)

Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать  (как рыба в воде)

Быть в постоянных хлопотах, суетиться (вертеться, как белка в колесе)

Ничего не действует на кого-либо (как с гуся вода)

Очень быстро бежать (лететь стрелой)

Появляться быстро в большом количестве (как грибы после дождя)

Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать.

           (сидеть, как на иголках)

Проливной дождь, ливень (льет, как из ведра)

Все видно очень ясно, отчетливо (видно, как на ладони)

«Конкурс живописцев»

Рассмотрите рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов.

Задание: назвать фразеологизм (рисунки на доске)

Воробью по колено.

Как две капли воды.

На краю земли.

Считать ворон.

Как снег на голову.

Как с гуся вода.

А теперь вы создайте новые рисунки. Капитаны команд подойдите, возьмите задание. Почитайте фразеологизм и сделайте к нему рисунок.

Попасть пальцем в небо.

Где раки зимуют.

От доски до доски.

Конкурс «Путаница».

В устойчивом выражении одно слово употреблено не верно, замените его.

За каждый правильный ответ 1 балл.

Крокодил (кот) в мешке.

Утиная (лебединая) песня.

Конское (ослиное) упрямство.

Подложить (свинью) барана.

Как с совы (с гуся) вода.

Тигриная (женская) доля.

Стреляный (воробей) петух.

Барсучья (медвежья) услуга

Пословица рассыпалась (фиолетовые карточки).

– Мудрость народа отражается в пословицах:

Соедините части пословиц и прочитаете народную мудрость.

Труд человека кормит, а лень портит.

Жизнь дана на добрые дела.

Тяжело в учении, легко в бою.

Поспешишь – людей насмешишь.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Конкурс «Фразеологический зверинец».

Закончи фразеологизм названием животного. Отвечает команда хором.

Правильный ответ – 1 балл.

Голоден как… волк.                         Нем как… рыба.

Хитер как… лиса.                             Грязный как … свинья.

Труслив как … заяц.                        Упрям как … осел.

Здоров как… бык.                           Болтлив как… сорока.

Изворотлив как… уж.                      Колюч как… уж.

Чья группа составит больше слов из слова ОБРАЗОВАНИЕ.

Выбор самого длинного слова.

Подведение итогов.  Награждение.

Прощаться настала пора,

Урок нам закончить пора!

С ним узнал ты много слов

И много всяких всячин.

И если ты запомнил их

Не зря урок наш был потрачен!

Ребята, спасибо вам за активную работу на уроке. Давайте поблагодарим

русский язык.

Люблю тебя, русский язык!

Ты умный и строгий

Тебя, мой русский язык,

Осилим мы понемногу!

Литература:

Внеклассные мероприятия. Авт.- составитель О. Е. Жиренко, Л. Н. Яровая М. ВАКО 2008г.

Газета «Начальная школа» №19, 2010г.

В.П. Канакина «Радость познания – в слове» Москва. Новая школа. 2001г.

infourok.ru

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме: Внеклассные занятия по русскому языку 3 класс

Занятие 1.

Цель занятия:           Повторить различие гласных и согласных звуков и букв; определение слогов в слове;  познакомить детей с буквенной загадкой – шарадой; развивать речь и обогащать словарный запас;  повышать интерес к русскому языку.

                                                         Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей занятия.
  3. «Исполни песню»

Дети исполняют песню  согласными и гласными звуками «В траве сидел кузнечик». Сравнение и вывод.

  1. Буквенные головоломки. Прочитай пословицу:

                                 аДпЕоЛтУеВхРеЕчМаЯс

– Назовите согласные и гласные буквы, запишите пословицу в тетрадь. Определите, сколько слогов в каждом слове. Докажите.

        5.  «Кто быстрее?»

Дети придумывают и вписывают слова  в таблицы:  

 

М

С

К

М

С

К

М

С

К

М

С

К

М

С

К

_На какой вопрос отвечают эти слова? Почему? Докажите.  

      6. «Что такое шарада?»

Шарада – это буквенная загадка, в которой зашифрованное слово делится на части (самостоятельные слова) и разгадывается по частям. Например:

Моё начало – буква алфавита, она всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся и обойти его стремятся.

А целое весной летает и жужжит, то сядет на цветок, то снова улетит.  

                                              Ш – МЕЛЬ    –   шмель

А)  Три буквы – термин при игре, другие три – победный крик.

      А целое ты встретишь во дворе, услышав вдруг собачий рык.

                                           КОН  -УРА

Б)  Первое слово над чайником тает, второе – у папы растёт над  губой.                  А целое – ветер морской надувает и в плаванье нас приглашает с тобой.

                                           ПАР  –  УС

7. Игра «Наборщики».

– Составьте слова из слова  ЯРМАРКА. Проверка.                                                    Составьте предложение с одним из слов и запишите. Найдите главные члены предложения.

8. Подведение итогов. Что нового узнали? Какое задание особенно понравилоь?

             

Занятие 2

Цель:  Повторение темы «Ударение»; учить детей разгадывать шарады;  познакомить с буквенной загадкой – метаграммой; развивать речь детей;  активизировать и обогащать словарный запас.

                                                    Ход занятия.

  1. Организационный момент. Сообщение целей занятия.
  2. Разгадывание шарады:

       Слог мой первый вдыхает охотно аромат тех цветов, что на клумбе растут,  а второй – украшает животных, тех, которые жвачку спокойно жуют.                  Если буквой скрепить оба слога, то получится просто, поверь,   тут и думать не следует много, – африканский огромнейший зверь.

                             НОС – О –  РОГ

– Сколько в слове слогов? Докажите.

–  Это слово сложное. Кто сможет догадаться, почему?

–  Поставьте ударение. Какой гласный ударный? Какие остальные гласные?

    3. Прочитайте пословицу.

       ГтДаЕмСиМпЕоЛбОеСдТаЬ.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? Чему она учит?

 – Поставьте ударение в словах.

– Разделите слово победа для переноса.

4. Метаграмма.

– Кто из вас знает, что обозначает это слово? Кто его слышал?

Метаграмма – это буквенная загадка. В зашифрованном слове нужно поочерёдно одну букву заменять указанными в тексте. Значение слова каждый раз будет меняться. Например:

           Когда  я с  «Д»,  меня  сорвут,

           Когда  я  с  «Т», на  мне  плывут.   ( ПЛОД – ПЛОТ)

А)   С буквы  «Ч» я начинаюсь, мелкой рыбкой я питаюсь.

       Букву  «Ч» на  «М»  заменишь,  на себя меня наденешь.   (ЧАЙКА-МАЙКА)

– Запишите слова, разделяя для переноса. Поставьте ударение.

Б)  Меня ты не напрасно ценишь – тебя насытить я могу,

      Но если «У» на «Е» ты сменишь, я по деревьям побегу. (БУЛКА-БЕЛКА)

– Сделайте звуко-буквенный анализ слова БЕЛКА.

5. Игра «Наборщики».

-Составьте как можно больше слов из слова ТЕЛЕВИЗОР. Поставьте в словах ударение.

– Составьте из одного слова предложение. Найдите главные члены предложения. Дайте характеристику предложению. (Какое оно по цели высказывания и по интонации).

6. Итог занятия. Что вам понравилось? Что было трудного? С чем вы справились легко?    

Занятие 3

Цели: Повторить знания о согласных звуках и буквах; умение выполнять звуко-буквенный анализ слова; различать согласные по твёрдости и мягкости; обогащать словарный запас детей и развивать речь.

                                                    Ход занятия.

  1. Организационный момент. Повторение пройденного. Метаграмма.

На мне качаясь, птичка весела и чувствует она себя прекрасно.

Но только с «В» для птички я мила, а с буквой «С» я для неё опасна.

                                                                         ВЕТКА -СЕТКА

– Запишите отгадку. Подчеркните все согласные буквы.

– Какие звуки они обозначают? Твёрдые или мягкие?

      2. Новый материал: «Анаграмма».

Анаграмма – перестановка букв в слове для образования нового слова. Например: Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,                                                            но буквы переставь мои, и целый лес ты мною свалишь.     ЛИПА- ПИЛА.

– Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните мягкие согласные звуки.       Как они обозначаются на письме?

 А) Воздух в шины я вдуваю, жизнь несу я колесу,                                                             Если слоги мы смешаем – буду деревом в лесу.          НАСОС – СОСНА.

– Запишите слова. Какие согласные в этих словах: твёрдые или мягкие?         Докажите. Поставьте ударение.

Б) Задачу ты решишь свободно: я небольшая часть лица.                                                          Но если ты прочтёшь меня с конца, во мне увидеть можешь что угодно.                  НОС – СОН.

– Какие согласные звуки в этих словах? Сколько в них слогов? Почему?

– Составьте предложение с одним из слов. Запишите. Найдите главные члены предложения.

3. Игра «Наборщики».

Составьте как можно больше слов из слова МАСЛЕНИЦА.

4. Собери пословицу.

Своя ноша                                         дитя без глазу

Каждая курица                                не тянет

У семи нянек                                    свой насест хвалит

– Объясните смысл пословиц.  На какую пословицу похожа пословица: Каждый кулик своё болото хвалит.?

5. Игра «Вставь слог».

Например:     НОЧ  …   ЕНДА    (ЛЕГ)

ЖЕМ … УН    (ЧУГ)        МАС … МОРС  (ТЕР)    РЫ … ТЮРН (НОК)                                       Запишите слова, разделяя для переноса.  Подчеркните твёрдые согласные одной чертой, а мягкие – двумя чертами.

6. Подведение итогов. Что вам понравилось? Какое настроение было на занятии?  Как оцените свою работу?

Занятие 4.   «Праздник Фонетики»

Цели занятия: Углубить и закрепить знания по фонетике; развивать фонематический слух; совершенствовать навыки постановки ударения; отрабатывать правильное литературное произношение.

                                                 Ход праздника. 

  1. Прослушивание    заранее записанных звуков: льётся вода, звенит колокольчик, тикают часы, птичьи голоса, плач ребёнка, музыкальный отрывок из «Времён года» П.И. Чайковского.

– Назовите услышанные звуки.

Сообщается цель праздника.

  1. Стих. С.Ефремова «Звук».

Он бывает тихим, громким, а ещё глухим и звонким.                                                 Может быстро проскочить, а захочет – будет жить                                                             До тех пор, пока звонок не отмерит ему срок.                                                                            Он везде всегда дрожит и по воздуху бежит.                                                                            Рот ему, как дом родной, из него летит волной.                                                           Любит с эхом  подразниться, в барабане схорониться.                                                        Если где услышим стук, значит, к нам добрался … звук.  

  1. Учитель читает высказывание К.Г. Паустовского о родном языке:               «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд.»                                                            Произнесите скороговорки, чётко проговаривая согласные звуки.

ВСЕ БОБРУ ДОБРЫ ДО СВОИХ БОБРЯТ.

ВОДОВОЗ ВЁЗ ВОДУ ИЗ ВОДОПРОВОДА.

ТРИ ДРОВОРУБА НА ТРЁХ ДВОРАХ ДРОВА РУБЯТ.

– Какие звуки чаще слышатся в словах? Дайте характеристику звукам.

4.  «Гласные – реки, а согласные – её берега». К.С. Станиславский.

   «Слово – одежда всех фактов, а звук – одежда слова». М.Горький.

 Воздух рвёт преграды, шум получается.                                                                                          Голоса нет совсем, но звук прорывается.                                                                                     Как называется звук такой?                                                                                                     Это согласный глухой.                                                                                                               Воздух свободно идёт через рот,                                                                                           Нет препятствий разных,                                                                                                         Голос участвует, голос зовёт.                                                                                                         Звук получается … Гласный.

Фонетические диалоги:

– Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?

(ГЛ.) – Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!

(СОГЛ.) – Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

(ГЛ.) – А вот и получится. Например, М.

(СОГЛ.) – Разве только м, а больше ничего?

(ГЛ.) – И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

(СОГЛ.) – Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хоть бы название науки, которая нас с вами изучает.

(ГЛ.) – о, э, и, а

(СОГЛ.) – Вот видите! А если мы скажем  ф,н,т,к, так всякий догадается, что это фонетика.

(ГЛ.) – Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте произнести без нас такие слова: окно, ёлка, если.

(СОГЛ.) – кн, лк, сл.

– А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные?

 Дружат гласные с согласной, составляя вместе слог:

МА и ША (Запомни, МАША!) к нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом, получаются слова.

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА, СО и ВА, читай СОВА.

Сколько в слове гласных столько и слогов.

Это знает каждый из учеников.

5.Игра «Один звук, марш!»

А) Из каждого слова «выньте» по одному звуку, чтобы получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: ГОРСТЬ – ГОСТЬ.

ВСЛАСТЬ, КРАСКА, СКЛОН, ПОЛК, ТЕПЛО, БЕДА, ЭКРАН.

Б) А теперь, наоборот, добавьте к каждому один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: РОЗА – ГРОЗА.

СТОЛ, ЛАПА, ШАР, РУБКА, КЛАД, УКУС, УСЫ, ДАР.

6.Фонетические загадки:

А) ПУЛЬКА или ПОНЧИК? Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв).

Б) КРОЛИК или ПЯТАЧОК? Кто из них гадал на ромашке: «Любит – не любит, плюнет, поцелует»? (В имени – все согласные звуки глухие.)

7.Фонетические головоломки:

А) Я –  травянистое растение с цветком сиреневого цвета,                                             Но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (ИРИС)

  Б) Я – сборник карт: от ударения зависят два моих значения.                                            Хочу – преображусь в название блестящей, шелковистой ткани. (АТЛАС)

Ударный слог, ударный слог, он назван так недаром,                                                   Эй, невидимка-молоток, отметь его ударом!                                                                 И молоток стучит, стучит, и чётко речь моя звучит.                                              Шутник он, неведимка-молоток,  ТУК!- и ударил в безударный слог…                 … И сразу же исчез огромный замок и появился маленький замок…                          Послушай, молоток, не путай слоги, опять, озорничая, не солги!                         Мы в слове слог ударный найдём э-ле-мен-тар-но!                                                  А когда его найдём, громче всех произнесём!  

Два правила ударения:

Ошибка в ударении граничит с преступлением.                                                        Пускай запомнит это млад и стар.                                                                                     Ни молодым, ни старым нельзя одним ударом                                                              Не то, что нужно ставить под удар.

 Возил не шофер, а шофёр, не фарфор, а фарфор,                                                          Был оглашён не приговор – судебный приговор.                                                      Строгал не столяр, а столяр, но доску – не доску,                                                           И слушал в одиночестве не «ТОСКУ», а тоску.  

8. Игра «Думай, думай, думай!»

А)    Я приношу с собою боль, в лице большое искажение,                                              А  «Ф» на «П» заменишь коль, то превращаюсь в знак сложения. (Флюс – плюс).

Б) С буквой «Л» – в игре в футбол часто слышим слово…                                                        С «Д» уж в слове смысл не тот – мерой стало – просто – … (ГОЛ – ГОД).

9. Итог занятия.

– Закончит наш праздник хочется словами К.Г. Паустовского:  

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

                                             

Занятие 5.

Цели занятия: Закрепить знания о предложении; умение находить главные члены предложения; развивать речь; обогащать и активизировать словарный запас детей.

                                                    Ход занятия.

1 Организационный момент.

2 Сообщение целей занятия.

3 Прочитайте пословицу:

                    ДуРзУнГаВеБтЕсДяЕ      

– Объясните смысл.

4 Запись под диктовку:

                             

                                  До первого дождя.

       Татьяна и Маша – подружки. Однажды девочки шли в школу. Вдруг начался дождь. Маша была в плаще. Таня – в одном платье. Таня попросила Машу снять плащ. Они бы вместе им накрылись. Но Маша побоялась промокнуть.

       Удивилась учительница. Шли девочки вместе. У Маши платье сухое, а у Танюши мокрое. Их дружба до первого дождя.

– Посчитайте, сколько здесь предложений. Докажите.

– Подчеркните главные члены предложения во 2 и в 10 предложениях. Докажите.

– Сделайте звуко-буквенный анализ слова ПЛАТЬЕ.

5  Отгадывание загадок:

Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,                                                                               Узкий кончик в роднике, а широкий в море. (РЕКА)

Все обходят это место: здесь земля как будто тесто,                                                                   Здесь осоки, кочки, мхи… нет опоры для ноги… (БОЛОТО)

В морях и реках обитает, но часто по небу летает.                                                                   А как наскучит ей летать на землю падает опять. (ВОДА)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,                                                                А пошли искать их днём, ищем, ищем – не найдём. (РОСА)

– Запишите отгадки. Найдите орфограммы. Подберите проверочные слова. Какое слово нельзя проверить?

6  Итог занятия.  Что вам понравилось?    Что показалось трудным?  

Занятие 6

Цели занятия: Познакомить детей с новой формой загадок – чайнвордом; закреплять умение находить главные члены предложения; развивать речь детей; обогащать словарный запас.

                                           Ход занятия.

1  Организационный момент. Сообщение целей занятия.

2 Отгадывание загадок:

Ветви белой краской разукрашу, брошу серебро на крышу вашу.                                       Тёплые весной придут ветра и меня прогонят со двора. (ЗИМА)

Она приходит с ласкою и со своею  сказкою.                                                                              Волшебной палочкой взмахнёт – в лесу подснежник расцветёт. (ВЕСНА)

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (ОСЕНЬ)

– Запишите отгадки. Подберите к ним проверочные слова.

– Выполните звуко-буквенный анализ слова ОСЕНЬ.

3  Чайнворд – в переводе с английского обозначает цепь слов. Слова следуют одно за другим, последняя буква является началом другого слова. В клеточки вписываются названия картинок или данные определения.

1

2

3

4

5

6

11

10

9

8

7

12

13

14

15

16

17

18

23

22

21

20

19

24

25

26

27

28

29

30

35

34

33

32

31

                       

– Заполни цепочку слов: 1-5 – масло, 3-7 – слово, 5-9 – овощи, 9-12 – игра, 11-14 – рано, 13-16 – ночь, 13-17- ночью, 17-20 – юбка, 19-22 – каша, 21-24 – шарф, 24-29 – фиалка, 28-35 – картошка.

– Составьте предложение со словом  НОЧЬЮ, запишите его. Подчеркните главные члены предложения.

4 Игра «Наоборот».

   Нам с тобой пришёл черёд сыграть в игру наоборот.                                                       Скажу я слово высоко, а ты ответишь … низко,                                                                             Скажу я слово далеко, а ты ответишь … близко.                                                                        Скажу я слово потолок, а ты ответишь … пол,                                                                                  Скажу я слово потерял, а скажешь ты … нашёл.                                                                            Скажу я слово трус, ответишь ты …храбрец,                                                                              Теперь начало я скажу, а ты скажи … конец.

– Как называются слова противоположного значения?

– Подбери антонимы к словам:

Запрещать                                                      чинить

Отсутствовать                                               разрешать

Лёгкая                                                           присутствовать

Румяный                                                       тяжёлая

Ломать                                                           бледный

– Определите, к каким частям речи относятся данные слова.

6  «Вставь слог»

  ОБЫ …(ЧАЙ)…КА      ПШЕ …(НО)…ЧЬ      КУ …(КЛА)…РНЕТ      СТА…(КАН)…ДИДАТ

– Составьте с одним из слов предложение. Найдите главные члены предложения.

7  Итог занятия. Что нового узнали? Что понравилось? Что показалось трудным?

Занятие 7

Цель занятия: Дать понятие «Фразеологический оборот»; повышать интерес к русскому языку;  обогащать и активизировать словарный запас детей; развивать речь.

                                           Ход занятия.

1 Организационный момент.

2 «Пословицы шутят» Найдите ошибку в пословицах.

Два сапога – тара. Ус хорошо, а два – лучше. Один в золе не воин. Трус своей лени боится.

– Объясните смысл пословиц.

3 Игра «Кто быстрее?»

– Нужно составить слова.

– Определите род существительных. Составьте с одним из слов предложение. Найдите основу, выпишите словосочетания.

4 Фразеологизмы.

– Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Они делают нашу речь более образной, эмоциональной и колоритной. Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому их часто можно заменить одним словом, например: бить баклуши – бездельничать, зарубить на носу – запомнить, очки втирать – обманывать.

 А)   Рука об руку – …,        из рук вон плохо – …, сбыть с рук – …, мастер на все руки – …, сидеть сложа руки – … .

– Какое слово часто встречается?  Замените фразеологизмы одним словом.

Б)  … нитками сшито –  … (непрочно)

     Среди  … дня –  … (нагло)

     Сказка про … бычка – … (повторяешься)

     Чёрным по … написано – … (доступно)

– Догадайтесь, какое слово подойдёт  ко всем фразеологическим оборотам? Замените их одним словом.

5 Игра «Фразеологический зверинец».

Голоден как …,  хитёр как …,  труслив как …, изворотлив как …, надут как …, нем как …,  упрям как …, болтлив как …,  колючий как … .  

 – определите род существительных.

6 Итог занятия.

– Что нового узнали? Что больше всего понравилось?  Какое настроение в конце занятия?

Занятие 8

Цели занятия: Продолжить работу над фразеологическими оборотами; обогащать и активизировать словарный запас детей; воспитывать интерес к русскому языку.

                                                             Ход занятия.

1  Организационный момент.

2  Замените одним словом:

– Собачья жизнь – …,  собака на сене – …, вот где собака зарыта – …, как кошка с собакой – …

– Какое слово повторяется?

3 Игра «Что это?»

А) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело?

Б) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают; не бельё, а их развешивают.

В) Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

– Определите род и число существительных. Составьте с ними предложения.

– Какие это предложения? Дайте характеристику.

4 Составьте пары слов- антонимов:

 Обвинение                                            Замедление

Деление                                                   Повышение

 Понижение                                           Отсутствие

Вычитание                                              Оправдание

Ускорение                                               Сложение

Присутствие                                            Согласие

5 Определите правильную последовательность строк в четверостишии.

          На полянке у тропинки

          С бугорка ручей бежит

          Пробиваются травинки

          А под ёлкой снег лежит.

– Найдите основы предложений.

– Фонетический разбор слова «Ёлкой»

6  Найдите в предложении лишнее слово:

Во дворе бегал маленький щенок.

Вася поймал в воде ерша и карася.

7  Итог занятия.

Занятие 9

Цель занятия: Учить детей различать пословицу и поговорку; употреблять в речи фразеологизмы; обогащать и активизировать словарный запас; повышать интерес к русскому языку.

                                                           Ход занятия.

1  Организационный момент.

2  Игра «Четвёртый лишний».

– В каждой группе пословиц найдите пословицу, которая не подходит к остальным по смыслу. Докажите.

А) У семи нянек дитя без глазу.

     Семеро одну соломинку поднимают.

    Дело всех –  ничьё дело.

    Где все стригут – там овцы голы.

Б) Не учи собаку лаять.

    Скажи курице – она всей улице.

    Яйца курицу не учат.

   Не учи плавать щуку, щука знает свою науку.

3  Составьте из данных слов пословицу или поговорку.

А) Терпеть, быть, казак, атаман.

Б) Глаз, бревно, сучок, замечать, видеть, чужой, свой.

В) Семь, дитя, глаз, няньки.

– Чем отличается пословица от поговорки?

4  «Ни пуха, ни пера!»

– Определите, где выражение «ни пуха, ни пера» употреблено в переносном смысле.  Объясните смысл.

 Рано утром мама – квочка в класс отправила сыночка.

Говорила: « Не дерись, не дразнись, не петушись.

Поспеши, уже пора! Ну, ни пуха, ни пера!»

Через час, едва живой, петушок идёт домой.

Он со школьного двора ковыляет еле-еле,

А на нём и в самом деле нет ни пуха, ни пера!

5   Укажите части речи:

Бабка Дарья холст чернила. Внучка пролила чернила.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

– Найдите основу предложения. Дайте характеристику.

6  Запишите, какое слово получится, если прочесть его от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы.

ЛОГ – …,  КУЛЬ – …, ПАРК – … .

7  Составьте пары слов – синонимов.

 Жалоба                                             Властелин

Повелитель                                       Тревога

Биография                                         Сетование

Волнение                                           Жизнеописание

Автономия                                        Самоуправление

– Найдите в каждом слове окончание. Что такое окончание? Для чего оно служит?

8  Итог занятия.

Занятие 10

Цель занятия: Провести соревнование в виде игры – КВН; проверить полученные знания; повысить интерес к изучению русского языка.

                                          Ход занятия.

1   Оформление. Вывешены плакаты:

«Учите русский – годы к ряду, с душой, с усердием, с умом!                                                 Вас ждёт великая награда, и та награда – в нём самом». Сабир Абдулла.

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры… Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». А.И.Куприн.

2  Вступление.

– Язык на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен людям всего мира.

3 Приветствие команд (участвуют 3 команды).

– Мы весёлые ребята, и не любим мы скучать,

С удовольствием мы с вами в КВН будем играть.

– Мы отвечаем дружно, и здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба владычицей побед.

– И пусть острей кипит борьба, сильней соревнование,

Успех решает не судьба, а только наши знания.

– И соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней, и наша дружба крепнет с ней.

4  Все участники поют песню о ВКН (на мелодию песни «Улыбка» композитора В.Шаинского).

Любит КВН наш дружный класс, и объявит заседание сейчас.                                               Вот болельщики, а вот жюри. Путь к победе труден, что ни говори.                          

Нам доверено с тобой провести удачный бой,                                                                         чтоб находчивость и знания проверить.                                                                                            Ты велик, родной язык, ты богат, родной язык, ты наш друг,                                           И в это все мы будем верить.

5  Команды приветствуют жюри и вручают им свои эмблемы.

– Вам и слава, и почёт!  Все мы любим точный счёт.

6  Болельщики приветствуют команды.

– За команды мы «болеем» и помочь друзьям сумеем!

7  Разминка «Угадай название нашей команды».

1) Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом.

2) Название нашей команды обозначает название действий предмета, Отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ? В предложении бывает сказуемым.

3) Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопрос КАКОЙ?, в предложении бывает второстепенным членом.

8  Ведущий обращается к болельщикам:

– Какое название имеет каждая команда? Какие ещё части речи вы знаете? Какая часть речи не изменяется?

9  Домашнее задание. (Капитан каждой команды читает сочинение, написанное на грамматическое правило, и передаёт его жюри).

10  Конкурс капитанов. Задание: Определить части речи выделенных слов.

– Посадила мама в печь пироги с капустой печь.  

– Снежное покрывало всё поле покрывало.

– Ведро дало течь, и вода стала течь.

11 Конкурс болельщиков. Задание: отгадать загадку и определить часть речи.

– Стоит дом, Кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (Школа)

– Белый зайчик прыгает по черному полю. Слёзы проливает. Дети их читают и стирают. (Мел)

– Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (Дверь)

12  Конкурс команд «Слово – змейка».

Командам предлагается за 1-2 мин. Записать слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, н-р: адрес, салют,…

13  Конкурс болельщиков «Учимся писать стихи».

– По опорным словам сочинить четверостишие: щенка – пока, помогите – найдите.

(У меня есть 3 щенка, кличек нет у них пока.

Мне, ребята, помогите, клички для щенков найдите.)

 

14 Конкурс капитанов «Вспомни правило и докажи примером».

– За 1-2 мин. Написать слова на изученные правила, доказать примером.

15 Конкурс команд. Задание: раскрыть смысл крылатых выражений.

– Рукой подать -…, В час по чайной ложке -…, морочишь голову – …, во весь дух – …, склонять по падежам – …, засучив рукава – …, спустя рукава – …, прикусить язык – …, ни пуха, ни пера – …

16  Музыкальная пауза (пока жюри подсчитывает очки).

17  Конкурс капитанов. Задание: раскрыть скобки в предложениях.

– Язык (до) Киева (до) ведёт.

– Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт.

– (с) горы (с) бежал поток проворный.

18  Конкурс болельщиков. Задание: отгадать слова.

– Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. (РАСПИСКА)

– Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба. (ЗАВЯЗКА)

19  Конкурс для команд. «Можем мы диктант писать на 4 и на 5».

– Каждый участник команды пишет по 2 слова и передаёт следующему. В конце проверяют вместе и сдают жюри.

ТЕКСТ:                                              Русский язык.

  Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.

  Торжественно мы произносим слова: Родина, мама, мир.

  Русский язык помогает нам дружить.

20  Конкурс болельщиков. Задание: найти слова, которые спрятались.

– Хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, точки.

21  Жюри объявляет счет. Подводятся итоги.

22  Участники читают стихи:

– Грамматика, грамматика – наука очень строгая!                                                                    Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.                                                                   Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!                                                                          Не составить телеграмму и открытку не отправить,                                                               Даже собственную маму с днём рожденья не поздравить!                                            Отправляя поздравленья, помни правила склоненья.                                                               Род, число и падежи крепко в памяти держи!                                                                               А приставки и частицы – вроде хитреньких зверьков!                                                                     Им охота порезвиться, обмануть учеников!                                                                                     Люблю тебя, грамматика! Ты умная и строгая.                                                                             Тебя, моя грамматика, осилю понемногу я!

Занятие 11.

Цель занятия: Совершенствовать навыки написания предлогов и приставок; обогащать и активизировать словарный запас детей; воспитывать интерес к русскому языку.

                                                                    Ход занятия.

1 Организационный момент. Блиц «Автомобильный». Определите род существительного.

– Водитель машины. Шофёр.

– Передвижение на машине или лошади. Езда.

– Рабочее место водителя автомобиля. Кабина.

– Предприятие, выпускающее машины. Автозавод.

– Баранка, но не к чаю, а в руках шофёра. Руль.

– Баня для автомобилей. Мойка.

– Двухместный двухколёсный велосипед. Тандем.

– Тот, кто двигается медленно. Тихоход.

– Запишите слова автозавод и тихоход. Кто догадается, какие это слова?  Разберите их по составу. Это сложные слова. Кто догадается, почему?

– Какое новое слово вы узнали?

2  Заполни таблицу:

         Набор букв  в скобках

  Предлог

Приставка

1 (На) стенный календарь

2 Фотография (на) стене

3 Сбежать (с) горы

4 (В) нести рюкзак

5 (Под) прыгнуть высоко

6 (Об) радовать успехами

7 Задержаться (в) классе

8 Отчалить (от) берега

9 (С) тянул с верёвки

– Докажите свой выбор.

3  Запишите предложения под диктовку:

 – Косили раз косцы у леса. Все ушли на обед. Я остался с собакой Жучкой. Мы валялись в траве. Что-то холодное проползло по руке. Это была гадюка. Она вылезла из сухой травы. Жучка кинулась на змею. Через минуту клочки гадюки лежали на земле.

– Найдите в тексте предлоги. Как пишутся предлоги со словами?

– Разберите по составу слова вылезла, проползло.   

4 Игра: «Буквы потерялись»

– Отгадайте названия деревьев, из выделенных букв составьте ключевое слово: название места, где эти деревья можно встретить.

(Лесопарк)

– Какое это слово? Разберите его по составу. Сколько в нём корней?

5 Итог занятия.

– Что особенно понравилось? Что узнали нового? Какие задания вызвали затруднения?

   

                             

                       

nsportal.ru

План-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему: Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс, “Знатоки русского языка”

Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс

«Знатоки русского языка»

Тема занятия: Повторение изученного в 1 и 2 классах.

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид занятия: урок-игра.

Цели занятия:

– систематизировать знания по темам: «Разбор слова по составу», «Антонимы», «Синонимы»,  «Однокоренные слова», «Словарные слова»;

– формирование положительной мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к предмету «русский язык», воспитание любви к родному языку.

– формирование УУД:

Личностные УУД:

• развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

• осознание ответственности ученика за общий результат команды.

Регулятивные УУД :

• принимать и сохранять заданную учебную цель,

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• оценивать правильность выполнения действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности, адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.

Познавательные УУД :

• обобщать полученные знания,

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме,

• овладевать логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять работу с графической информацией, обнаруживать пробелы в информации;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.

Коммуникативные УУД :

• слушать собеседника,

• задавать вопросы,

• контролировать действия партнёра,

• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь подбирать однокоренные слова, антонимы, синонимы, разбирать слова по составу, на слух выделять указанные части слов.

Метапредметные:  знать фразеологизмы и пословицы, уметь разгадывать шифры, самостоятельный поиск информации и хода решения неизвестного задания.

Оборудование: карточки с зашифрованными словами «Русский язык», индивидуальные карточки со словарными словами, набор букв для игры «Собери слово», буква-жетон.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ориентация

Расшифруйте запись на доске:

18, 21, 19,19, 12, 10, 11.  33, 9, 29, 12.

      Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык – замечательный учитель. Он подарил миру великих писателей, чудесные песни, волшебные сказки; научил людей таким словам, как мир, труд, дружба.
       Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?

       Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком!
Прочитайте, что говорил русский писатель И.С. Тургенев о языке:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками».

Наше занятие посвящен знанию русского языка.

18-Р, 21-У, 19-С, 19-С, 12-К, 10-И, 11-Й, 33-Я, 9-З, 29-Ы, 12-К

РУССКИЙ ЯЗЫК

Нам нужно знать свой язык для того чтобы разговаривать с родителями и друзьями, учиться, читать, писать.

Подготовка к проведению

На занятии мы определим лучших знатоков русского языка.

Правила игры «Знатоки русского языка» простые. Вам будут заданные трудные, и не очень трудные, но очень интересные задания. За каждый правильный ответ вы будете получать букву-жетон. У кого к концу урока соберется больше всего букв, тот и будет лучшим знатоком русского языка.

Проведение игры

1. Скажите одним словом

-храбрый человек

-мудрый человек

-веселый человек

-болтливый человек

-ленивый человек

-богатый человек

-сильный человек

2. придумайте как можно больше синонимов к слову «Смелый». Не спешите, хорошо подумайте.

3. Вставь пропущенные буквы (индивидуальная карточка).

Поменяйтесь карточкой с соседом по парте. Проверьте работу. Исправьте ошибки.

4. Какие слова мы называем антонимами?

Подберите антонимы к словам

Молодой

Полезный

Свет

Хвалить

Опускать

5.   Я так спешила к вам на урок, что рассыпала слова. Помогите собрать их, пожалуйста.

ВОРД

ЕЛОНЬ

УЛК

ВАТРА

КУТА

6. Я задумала слово, сейчас я вам расскажу о нем. Постарайтесь угадать какое слово я задумала

– Его корень в слове ДОРОЖЕНЬКА, приставка в слове ПОПРЫГАТЬ, суффикс в слове ЛЕСНИК, окончание в слове СОН.

-Корень такой же, как в слове МОРОЗНЫЙ, приставка и суффикс −как в слове ЗАПИСКА, окончание− как в слове ДОРОГИ

7. Закончи фразеологизм названием животного.

Голоден как… волк.                        

Нем как… рыба.

Хитер как… лиса.                             Грязный как … свинья.

Труслив как … заяц.                        Упрям как … осел.

Здоров как… бык.                           Болтлив как… сорока.

Изворотлив как… уж.                      Колюч как… уж.

-храбрец;

-мудрец;

-весельчак;

-болтун;

 -лентяй;

-богач;

 -силач

 Смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, неустрашимый, удалой, безбоязненный.

Зд_ров_е, _дра_ствуй, _нт_ресн_, к_пуста, к_р_нда_, к_ртина, к_стр_ля, к_фир, к_л_грам_, к_пет_.

Антонимы- это слова наоборот.

 -старый;

 -вредный;

 -тьма;

 -ругать;

-поднимать;

-ДВОР;

-ОЛЕНЬ;

-ЛУК;

-ТРАВА;

-УТКА.

ПОДОРОЖНИК

ЗАМОРОЗКИ

Обсуждение игры

Посчитайте сколько букв-жетонов вы заработали.

Кто заработал 1?

А кто 5?

А кто 10?

А кто заработал больше 10?

(Определяются лучшие знатоки)

Какие темы мы повторили сегодня?

Что нового узнали?

nsportal.ru

План-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему: Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку

««Путешествие в страну Грамматики»

(занимательная грамматика)

для обучающихся 3 классов

  Цель:  Создание условий для формирования у детей интереса к изучению русского языка.

Задачи:

  • Способствовать пробуждению потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение  к великому русскому языку.

                                        Ход занятия

1.Ведущий:  «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем внеклассное мероприятие по русскому языку,  которое называется «Путешествие в страну Грамматики». А что это за необыкновенная страна вам расскажут ребята».

Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая! 
Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составишь телеграмму

И открытку не отправишь
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравишь!

Отправляя поздравленье,

Помни правила склоненья.

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы –

 Вроде хитреньких зверьков:

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Ты к себе их приручи,

Их привычки изучи!

Сколько правил! Правил сколько!

С непривычки бросит в дрожь!

Будь внимательным и только!

Все запомнишь, все поймешь!


– Мы совершим путешествие по стране вместе с мудрой  Совой  (слайд 1)

Наша Сова попала в волшебную страну Грамматику, её ждут необычные  приключения, и вместе с ней мы попытаемся пройти эти испытания. Как  успешно будут проходить испытания,   оценит  жюри.   Представление  членов жюри.

2.  Представление команд:  выбор командира,  название команды.

 

–  Команды, которые отвечают  правильно, получают баллы. Победители выявляются по количеству баллов.

3.    Разминка

Чтобы успешно пройти испытания, нам нужно немного размяться. Я буду называть названия взрослого животного, а вы название детёныша.

(слайд 2)

Утка – утёнок,                                

Слон – слонёнок,                                        

Лошадь – жеребёнок,                      Лось – лосёнок

Гусь – гусёнок,                                 Собака – щёнок

Индюк – индюшонок,                      Тигр – тигрёнок

Курица – цыплёнок,                       Овца – ягнёнок

Медведь – медвежонок,                   Верблюд – верблюжонок

Волк – волчонок,                              Бегемот – ( нет названия)

Кот – котёнок,

Корова – телёнок,

4.   Итак, вперёд!

Ребята сами выбирают «остановки». Курсором, нажимая на зелёный круг, (сработает гиперссылка).   (слайд 3)

                         Остановка  «Гора  восхождения»

Расположите слова от самого «горячего» к самому «холодному»

(Тепло, пекло, мороз, жара, холод, стужа, жарища, прохлада)

На данном слайде можно выполнить проверку. Кликая мышью по слайду, слова займут свои места.

Остановка  «Море слов»

«Загадочный сосуд»

      У меня в руках деревянный сосуд. Свойство этого сосуда – он не тонет в воде. И в таком сосуде обнаружилось письмо путешественника, которое он положил в этот сосуд и отправил по воде. Я переписала начало этого письма и размножила для вас.

« Я в ужасном положении. Мой корабль потерпел крушение. Я высадился на необитаемый остров в мор…..»

    Вторая часть письма оказалась размытой водой, сохранились лишь отдельные слова. Восстановите текст, используя эти слова.      

( страшно, смекалка, умение, климат, дом, дикие животные, бананы, удача, корабль, помощь)        

     

Пример ответа обучающихся 3 класса:

Мой корабль назывался  «Удача». На меня напали дикие животные. Мне стало страшно. Но мне помогала смекалка. Я дал им бананы. Умение переносить климат спасло мне  жизнь. Я жду помощь и очень хочу увидеть свой дом.

                                     

                   Остановка «Лесные премудрости»

     На этой остановке нам предстоит вырастить древо однокоренных слов.

Перед вами древо со словом «Лес». На листочках этого дерева надо вписать однокоренные слова. Победит тот, кто больше заполнит листиков.

(Ребята в группах вписывают на «листочках дерева» однокоренные слова)

Физминутка

К речке быстро мы спустились, 
Наклонились и умылись. 
1.2.3.4. – вот как славно освежились. 
А теперь поплыли дружно, 
Делать так руками нужно – 
Вместе – раз – это брасс.

Одной , другой –это кроль.

Все как один плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой!

                       Остановка «Островок пословиц»

    Прочитайте  парные слова , которые даны в словах для справок. Как называются такие слова в русском языке? Вставь в пословицы  по смыслу антонимы. Объясни значение данных народных высказываний:

… говори, да … делай.

…земля, …рук не любят.

Иди …, а оглядывайся….

У мудрого человека … уши и … язык

Слова для справок: длинный – короткий, чёрный – белый, меньше – больше, вперёд – назад

(На данном слайде можно выполнить проверку. Кликая мышью по слайду, слова займут свои места )

                       Остановка  «Ягодная полянка»

      Перед вами корзинка, которую нужно наполнить ягодами.

(Обучающиеся в группах вписывают в кроссворд подходящие названия ягод)

и

а

         

и

а

       

и

а

и

а

и

а

 

и

а

и

а

(Брусника, малина, калина, рябина, клубника, голубика, ежевика, черника, вороника)

 
                Остановка « Пещера загадок»

 Разгадайте ребусы:  

       

        

       

                                                        


Ответы: корова, берёза, ученик, пальто, рабочий, перемена. сапоги, русский.

5. Итог. Рефлексия. Ребята высказываются о проведенном мероприятии, отвечая на вопросы:

-Что в нашем путешествии было интересно?

– Где встречались  трудные задания?

– Что  еще захотелось узнать?

Звучит песня “Чему учат в школе”.

 Подведение итогов. Слово жюри. Награждение. 

 Пока жюри подводит итоги можно поиграть со зрителями.

Задания для зрителей.

1. 3агадки.

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Алфавит.)

До чего же скучно, братцы, 
На чужой спине кататься! 
Дал бы кто мне пару ног, 
Чтобы сам я бегать мог!
(Ранец)

Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно, 
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга.)

Я то в клетку, 
То в линейку, Написать по ним сумей-ка! 
Можешь и нарисовать… 
Что такое я? (Тетрадь.)

Я фигурка небольшая,
Точка подо мной большая.
Коль спросить что собираешься,
Без меня не обойдешься. (Вопросительный знак.)

Отгадай, что за вещица, –
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет – сеет семена
Не на поле, не на грядке-
На листах твоей тетрадки. (Ручка.)

Я под мышкой посижу
И что делать укажу
Или разрешу гулять
Или уложу в кровать. (Градусник.)

Я всегда со солнцем дружен.
Если солнышко в окне.
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по стене. (Солнечный зайчик.)

На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик.)

На дне где тихи и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)

Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры-
Помчались с горы. (Санки.)

2. Юмористическая викторина.

– В каких словах по сто согласных? (Стог, стол, стон, стоп.)
– Сколько гласных в словах: СЕМЬЯ, СОРОКА?
– Сколько горошин может войти в стакан? (Сами войти не могут.)
– Может ли страус называть себя птицей? (Не может, т.к. не умеет разговаривать.)
– Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком.)

3. Задания.

– Придумать слово 3 букв.
– Придумать слово из трех слогов.
– Подсчитать количество слогов в имени Алеша.
– Как звали девочку с голубыми волосами?

Литература:

1. Кузнецова Н.В. Работа с синонимами антонимами на уроках русского  

языка в начальной школе. – М.:Чистые пруды, 2007

2. Шукейло В.А.  Русский язык в начальных классах.  Сочетание

 традиционных и нетрадиционных форм обучения  – СПб: СМИО Пресс,2004

nsportal.ru

Все уроки русского языка за 3 класс

Все уроки русского языка за 3 класс
    Русский язык 3 класс. Темы уроков:
  1. Предложение
  2. Состав слова
  3. Фонетика
  4. Правописание
  5. Части речи
  6. Имя существительное
  7. Имя прилагательное
  8. Глагол
  9. Наша речь
    Предложение
  • Типы предложений по цели высказывания >>>>>
  • Предложение и словосочетание. Связь слов в предложении >>>>>
  • Простое и сложное предложения. Союзы >>>>>
    Состав слова
  • Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах >>>>>
  • Понятие об окончании. Роль окончания и предлога в предложении. Формы слова >>>>>
  • Понятие о приставке и суффиксе. Образование слов с помощью приставок и суффиксов >>>>>
  • Разбор слова по составу >>>>>
    Фонетика
  • Фонетический разбор слова >>>>>
    Правописание
  • Правописание звонких и глухих согласных в корне. Способы проверки слов с парными согласными в корне >>>>>
  • Слова с безударной гласной «е» в корне слова, которая проверяется буквой ё >>>>>
  • Слова с двумя безударными гласными в корне. Проверка слов с двумя безударными гласными >>>>>
  • Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными >>>>>
  • Сопоставление правил о написании безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных >>>>>
  • Правописание предлогов и приставок >>>>>
  • Правило употребления твёрдого и мягкого знаков >>>>>
  • Сложные слова. Соединительные гласные Е и О >>>>>
  • Обозначение звука [ы] после Ц >>>>>
    Части речи
  • Части речи и члены предложения >>>>>
  • Самостоятельные и служебные части речи >>>>>
    Имя существительное
  • Род имён существительных. Родовые окончания имён существительных >>>>>
  • Общее понятие о склонении имён существительных. Несклоняемые существительные >>>>>
  • Падежи >>>>>
  • Мягкий знак на конце существительных после шипящих >>>>>
    Имя прилагательное
  • Изменение имён прилагательных по родам >>>>>
  • Изменение имён прилагательных по числам. Имена прилагательные во множественном числе >>>>>
    Глагол
  • Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам >>>>>
  • Неопределённая форма глаголов >>>>>
    Наша речь
  • Разговорная и книжная речь >>>>>
  • Как строится текст. Признаки текста. Вступление. Основная часть. Заключение >>>>>
  • Фразеологизмы. Фразеологические словари >>>>>

Правила русского языка

Scroll Up

russkiepravila.ru

Внеклассное занятие по русскому языку в 3-м классе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Задачи:

  1. Обобщать знания детей о морфемном составе слова и о роли каждой значимой части слова.
  2. Развивать умение анализировать слова.
  3. Расширять словарный запас, формировать чувство слова.
  4. Прививать стремление бережно относиться к родному языку, воспитывать чувство гордости за свой язык.

Ход урока:

1. Организационный момент. Введение в игру.

– Стихотворное начало урока:

Начинается урок
Он пойдет, конечно, впрок
Постараюсь все понять,
Чтобы правильно решать.

– Посмотрите на оформление доски класса (тема, эпиграф о русском языке, портреты писателей) и вы без труда узнаете тему нашего занятия.

Итак, главный гость сегодня – его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русские и зарубежные писатели.

Учащиеся читают высказывания о русском языке.

  1. А.С.Пушкин с благоговением относился к родному языку. По его мнению, “русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам”. Ему свойственны “величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность”.
  2. “Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой”. Так считал Л.Н.Толстой.
  3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: “Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого”.
  4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.
    “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершаете дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”.
  5. И.С.Тургенев просил:

“Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достижение передано нашими предшественниками”

2. Путешествие по станциям.

– Сегодняшнее занятие посвящено русскому языку, разделу “Части слова” и пройдет оно в виде путешествия по станциям.

(класс делится на 4 команды и рассаживается по группам).

I. Станция Родственная (однокоренных слов).

– Нам повстречались семейка Гусей и гусеница (на доске рисунок)
– Вы кто такие? – говорит гусеница.
– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?
– А я ваша тетя – Гусеница.

Вопрос учителя:

– Правда ли является Гусеница тетей, родственницей Гусям?

Т.е. являются ли слова гусь, гусыня, гусята и гусеница однокоренными, родственными, ведь у них есть общая одинаковая часть? (нет).

Задание по группам.

Игра “Пятый лишний”.

смех вода лес пар лист
смешной подводник лесной париться листок
смешать водитель лесник парочка листочек
смешить водный лесок парное листопад
  водяной леска пареный хлестать

– Как вы определили, что это или иное слово “лишнее”?
– Какие это слова? Почему они так называются? (имеют один корень, общую часть и близки по смыслу)
– А какую часть слова можно найти в земле? (корень).

II. станция “Корневая”

И мы попадаем на другую станцию “Корневая”.

– Что такое корень?

Это главная часть слова. Как дерева нет без корня, так и нет слов без корня.

В словах выделены корни, но жители этой станции просят, чтобы вы проверили, правильно ли это сделано. Исправьте. Как? (подбирают однокоренные слова).

– Мы правильно выполнили это задание, отправляемся дальше.

Физминутка. Творческая пауза.

Сказка о корне.

III. станция “Приставочная”

Игра “День – ночь”.

Предлагаются сюжетные картинки, обозначающие слова:

– С помощью предложенных приставок образуйте новые слова.
– Какая роль приставки в слове? (образование слов с новым значением)
– А теперь, кто полетит? Кто поплывет, кто пойдет, а кто и побежит к следующей станции.

IV. станция “Суффиксальная”.

– На нашем пути – необыкновенное дерево с удивительными листочками.

За окном давно зима, а наше деревце до сих пор стоит в листочках.

Поможем деревцу сбросить листочки.

– Подберите к своим словам нужный суффикс.

береза звезда солнце дом
лес белый ветер сад
к, ник; очк, еньк; ышк, ок; ик, ов.

V. Возвращение в класс, “домой”.

– Наше путешествие подходит к концу. А нам еще надо вернуться домой.

И выполнить еще интересное задание.

Слово делится на части
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

– А вы можете собрать слово из частей?
– Что нужно знать, чтобы верно собрать слово из частей (место части слова).

Дети встают с карточками так, чтобы получить слово.

ушк и игр (игрушки)
сад ый ов (садовый)
ой ск мор (морской)
ход вы ит (выходит)

VI. Игра – аукцион “Кто больше”

Здесь у нас аукцион
Подведет итоги он
Тот, кто больше, лучше знает
Тот награду получает.

– Вам нужно подобрать, придумать слова к схеме.

VII. “Необычный рассказ”.

– Составить рассказ, чтобы в каждом предложении было слово с корнем:

3. Рефлексия.

Вот и закончилось наше путешествие.

– Где же сегодня вы побывали? Что интересного узнали?
– А что повторили, узнаем, разгадав кроссворд: Какая часть слова главная?” (Корень)

  1. Часть слова, которая стоит после корня. (суффикс)
  2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (приставка)
  3. К какому слову нельзя задать вопрос? (предлог)
  4. Слова, имеющие одинаковый корень и общий смысл. (однокоренные)

27.03.2008

urok.1sept.ru

Внеклассное занятие по русскому языку “Знаток слов” 3 класс

Внеклассное занятие по русскому языку «Знаток слов»

Цель: закрепить знания детей по русскому языку; обогащать словарный запас, развитие мышления, быстроту выполнения заданий; воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: 3 схемы звукового анализа, разрезанная пословица, таблицы слов, карточки с названиями команд, фишки, грамота.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Тема сегодняшнего занятия «Знаток слов». С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Через слово мы узнаем о том, что еще не знаем, и то, что не видели в глаза. Любой язык состоит из слов. Изучать язык, не изучая слов нельзя. Если не было, слов люди бы не смогли общаться друг с другом.

Немало есть пословиц и поговорок на тему «слово» и «язык»:

«Не великое дело – великое слово»

«Слово не воробей, вылетит, не поймаешь»

«Ветры горы разрушают – слово народы поднимает»

«Слово – крепче печати»

И еще можно перечислять много и много.

Сегодня мы будем играть. Вы любите играть? Играть будут все.

Я разделю вас на три команды, и мы узнаем, какая же команда хорошо знает русский язык и много слов. Первый ряд – это первая команда, которая будет называться «Умники и умницы», второй ряд – вторая команда под названием «Грамотеи», и третий ряд – это третья команда, которая будет называться «Всезнайки».

Правила нашей игры:

  1. Так как вы команда, вы должны работать дружно и совместно

  2. Стараться отвечать на вопросы быстро и правильно

  3. Соблюдать дисциплину и порядок

Итак: 1 конкурс «Кто быстрей?»

(на доске три картинки со схемами)

Ребята, посмотрите на доску я уверенна , что вы уже знакомы с такими схемами.

1 картинка для команды «Умники и умницы»

2 картинка для команды «Грамотеи»

3 картинка для команды «Всезнаек»

Выигрывает та команда, которая правильно и быстро произведет звуковой анализ слова. Выигравшей команде я вручаю фишку. Команда, набравшая большее количество фишек считается победившей.

2 конкурс «Вставь слово»

В этом конкурсе нужно вставить слово, которое служило бы окончанием первого и началом второго слова. Например: АМ (бар)АН

  1. «Умники и умницы» ПЕ (…) ОЛ

  2. «Грамотеи» ПО (…) АРЬ

  3. «Всезнайки» СА (…) ОН Ответ: сок, ток, рай

3 конкурс «Собери пословицу по порядку»

Вы, все знаете пословицы?

Я каждой команде раздам набор слов из одной пословицы, а вы должны собрать все слова по порядку, чтобы получилась пословица.

1 команда «Поспешишь, людей насмешишь»

2 команда «Век живи, век учись»

3 команда «Дело мастера боится»

4 конкурс «Третий лишний»

Для каждой команды написаны слова. В каждой тройке слов одно слово не родственное. Найдите лишнее слово и вычеркните его.

  1. Лес, лесничий, лестница

Честность, чесночный, чеснок

Седло, седловина, седина

Смешной, смешать, смешить

  1. Дивный, удивленный, диванный

Лев, левый, налево

Водитель, водичка, водяной

Жаркое, жаровня, раскаленный

  1. Сосна, дерево, деревянный

Ветер, вихрь, безветренный

Мчаться, бегущий, мчащийся

Учить, изучать, зубрить

5 конкурс «Копилка слов»

Вам нужно из слова СЛОВООБРАЗОВАНИЕ составить как можно больше других слов, имен существительных в единственном числе. Победит та команда, у которой окажется больше слов.

Молодцы! Вот мы с вами и поиграли и теперь мы узнаем, какая команда хорошо знает русский язык. Посчитаем фишки

Победившей команде вручаю грамоту «Знаток слов»

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *