Классный час расул гамзатов: Классный час, посвященный 100 летию Расула Гамзатова.

Классный час на тему: “Расул Гамзатов

Классный  час,  посвященный творчеству Расула Гамзатова.

«Поэт всех времен и  народов»

 

 Цель:  Почтить память Расула Гамзатова. Привить интерес к его творчеству. Воспитать  гордость  за своего земляка,  прославившего Дагестан; воспитать любовь к своей Родине, родному языку, народу.

План:

  1. Вступительное слово куратора
  2. Песня «С женщиной наедине…»
  3. Рассказ  куратора  о детстве Расула Гамзатова

4.        Просмотр фрагмента из фильма о Расуле Гамзатове

  1. Стихотворение «Как при  тебе,  отец, хитросплетенья…»
  2. Слово   куратора
  3. Стихотворение «Журавли»
  4. Слово куратора
  5. Сообщения учеников о творчестве Расула Гамзатова
  6. Стихотворение «Родной язык»
  7. Сценка «Аварская  мать» (из книги «Мой Дагестан»)
  8. Песня  «Матери» в исполнении И. Кобзона
  9. Слово куратора
  10. Стихотворения «О матери », «Изрек пророк…» 
  11. Слово куратора, стихотворение «Если  в мире тысяча мужчин…»
  12. Стихотворение  «Берегите друзей»
  13. Чтение писем, приходивших к Расулу
  14. «Интервью с Расулом Гамзатовым»
  15. Знакомство   с выставкой  книг.
  16. Заключительное слово  куратора, стихотворение «Несут, несут друзей земные смерчи»

 

Оборудование:  портрет, выставка книг.

 

Надпись на доске: Горец, верный Дагестану,

                                Я избрал нелегкий путь.

                                Может стану, может стану

                                Сам звездой когда-нибудь!

                                                                        Расул Гамзатов

 

                                Я родился на очень высоких горах,

                                А потом оттуда спустился к людям.

                                                                          Расул Гамзатов

 

1.    Вступительное слово куратора.

«Если бы мне  предложили назвать  10 лучших на мой взгляд поэтов-современников,  я бы перечислил заветные имена, а в конце добавил «и Гамзатов».  Когда бы список сократили до пяти,  я тоже  в конце добавил «и Гамзатов». Наконец, если бы мне пришлось выбрать одного любимого поэта  и тут бы прибавил  «и Гамзатов».  В любых сочетаниях, при любой избранности имя Расула Гамзатова всегда будет  стоять в ряду лучших. По пальцам можно перечислить поэтов такого размаха,  с таким видением мира». Так говорил известный советский  поэт  и литературовед  Сергей Наровчатов, выражая  свое восхищение его талантом.

Дагестан присвоил ему звание  народного певца – и это высшая честь, но творчество его давно перешагнуло границы его родного края. От Белоруссии  до Чукотки, от Мурманска до Средней Азии звучат его стихи. Р.Рождественский о нем говорил: «Поэт он огромный, сделавшим знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, живое,  щедрое.  Я видел его на многих выступлениях где он оставался гражданином, мудрецом,   шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их  мудростью. Поэт он не только  дагестанский, но и русский поэт».

Древние крепости  и дворцы  до сих пор   вызывают изумление . Огромные глыбы  так  тщательно отшлифованы  и пригнаны друг другу, что держатся веками, без цемента. Расул Гамзатов   владеет   секретом старинной кладки  в строительстве современного  здания поэзии.  Как камень  к камню прилегают  его стихи к друг другу, они весомы и зримы, но в то же время  само  здание   производит   впечатление  удивительной легкости.

 

           Звучит песня  «С женщиной наедине…» в исполнении М.Магомаева

 

Куратор: Родился будущий поэт   в сентябрьские дни  1923г. в маленьком, в  70 саклей, ауле  Цада, Хунзахского района , в семье известного  аварского поэта  Гамзата Цадаса.   Рос, как и все аульские   мальчишки: взбирался на скалы, приносил из лесу   волчат в папахе, слушал сказки бабушки   сидя перед очагом. Однако,  в  один  из дней, 11-летний  Расул,  лежа на бычьей шкуре, на крыше отцовской сакли   написал свое первое стихотворение, и прямо с крыши этой сакли он и взлетел  на высокую скалу   поэзии. Через  4 года  его стихи   были опубликованы     в местной газете.  Первым учителем   и наставником Расула    в его литературных начинаниях   был его отец. О первых  опытах  сына  он сказал:  Если взять   щипцы  и хорошенько  порыться  в этой  золе, то можно сыскать  «уголек, хотя бы  для того, чтобы прикурить от него».

Отец был примером   во всем для Расула.  В своей книге «Мой Дагестан»   Расул описывает один случай: « Однажды в детстве  отец сильно   наказал  меня, – пишет  Расул, –  побои  я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко».

 Утром он вышел как-будто в школу, а на самом деле   свернул в переулок  и с уличными мальчишками  до вечера  играл  в стуколку  на деньги,  которые отец дал ему на книги. Когда деньги закончились , он стал думать, где бы достать еще. Когда   играешь  в азартную игру   и когда  отдаешь  последнюю копейку, кажется, найдись  еще пятачок и все  отыграешь.

Он стал  просить  взаймы  у мальчишек , с которыми играл , но  никто  не захотел ему дать  .  Ведь есть примета:  если во время  игры   дашь взаймы  проигравшему , проиграешь и сам.

Тогда он придумал  выход.  Стал обходить   все дома в ауле  и говорил, что завтра приезжают  пехлеваны  и ему  поручили   собрать для них деньги.  Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры   приходилось ползать    по земле на коленях. За целый день   его штаны   продрались на сквозь, а колени   исцарапались. Между тем старшие братья  искали его по всему аулу. Жители аула, которым Расул  наплел    насчет пехлеванов, приходили один за другим   к ним в дом   чтобы узнать   поподробней  насчет их приезда. Одним словом, когда его за ухо вели домой   о его похождениях  было известно все.

И вот Расул предстал  перед судом отца.

-Что это? –  спросил отец, как  будто спокойно

– Это колени – ответил Расул.

– Колени – то колени , но почему   они на виду?  Расскажи-ка , где  ты  порвал  штаны?

– В школе … зацепил  за гвоздь…

– Как, как повтори….

– За гвоздь.

 – Где?

–  В школе.

   Отец ударил его  по щеке  ладонью.

– Скажи  теперь, как ты штаны порвал?

   Расул молчал. Отец ударил его второй раз. 

– Если сейчас  же не  расскажешь   все как было , ударю плетью.  Расул знал, что такое плеть  с окаменевшим  узелком  на конце.    Страх  перед ней заставил рассказать   все злоключения  по порядку, начиная с утра . Суд окончился.  Три  дня  Расул  ходил  сам не свой . На третий  день   отец усадил его  рядом, погладил  по голове  и спросил: –  Ты  знаешь, за что  я тебя побил?

– За то, что играл на деньги, – ответил Расул.

-Нет, не за это.   Кто из нас в детстве    не играл на деньги. И я играл, и твои  старшие братья играли.

– За то, что порвал штаны.

– Нет, и не за  штаны.  Ты ведь не девчонка,  чтобы ходить все время  по  тропочке.

– За то,  что не пошел в школу.

-Конечно , это твоя большая ошибка , – сказал  отец,   но побил я  тебя , сын,  за твою ложь. Ложь –  это страшный сорняк на поле  твоей души.  Если его   вовремя не вырвать с корнем , он заполнит все поле так, что негде будет прорасти   доброму семени. Если ты солжешь   еще раз  я тебя убью.

Много лет спустя  Расул рассказал эту историю  своему другу. «Как? – воскликнул он , –   ты до сих пор не забыл  эту  маленькую  ничтожную  ложь?» Расул ответил: « Ложь есть  ложь,  а правда  есть правда. Они не могут быть  ни большими, ни маленькими».

 

Просмотр фрагмента из фильма о Расуле Гамзатове

УЧЕНИЦА: «Как при тебе, отец,  хитросплетенья

Покрыли мир, и зло вершит свой путь,

Берет неправда  землю в окруженье,

Несправедливость  не дает  вздохнуть!

 

Зачем  весь век свой , с подлостью сражаясь,

Искал ты  сокровенные  слова?

Она ко мне приходит похваляясь:

«Нет твоего отца, а я жива!»

 

Она как  в дни  былые многолица

И каждый раз  избрав одно лицо

Бесцеремонно  к людям в дверь стучится

Закроют дверь – она глядит в окно!

 

Орленка порождает  лишь орлица,

Лишь ворон   может ворона родить ,

Скажи , отец,  не лучше ли смириться,

В борьбе неравной  руки  опустить?

И слышится  мне  голос  в отдаленье:

«Ты рук своих не опускай, сынок,

В борьбе нельзя бояться пораженья,

Орел,  родить я ворона не мог.

 

Куратор:  Шли годы. Поэт окончил  Аранинскую  среднюю школу, поступил  учиться в Буйнакское  педагогическое   училище, вечным студентом которого он  себя   называл. После   учебы  работал  учителем, затем  журналистом.  Расул рано достиг  творческой  и душевной   зрелости . Она далась ему нелегко – ценою больших, глубоких,   подчас горьких  переживаний.  На войне с фашистской Германией   он потерял двух братьев, а через несколько лет пережил смерть отца:

 

УЧЕНИЦА: «Уж 20 лет, как  двое  братьев  милых

Погибли   в неизвестном мне  краю,

И 20 лет , во сне   и на могилах

Я –  третий брат – стою  и слезы лью.

Весь мир исколесив, сумел  понять я :

В любом краю  земли, в любой стране

Все  люди  мира –  тоже третьи  братья

Погибших  и пропавших на войне»

 

УЧЕНИЦА:Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей.

Не в землю нашу полегли когда – то.

А  превратились в белых журавлей.

 

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем глядя в небеса.

 

Сейчас я вижу: над землей чужою

В тумане предвечернем журавли

Летят своим определенным строем,

Как по полям людьми они брели.

 

Они летят свершают путь свой длинный

И выкликают чьи – то имена.

Не потому ли с кличем журавлиным

От века речь аварская сходна?….

 

Летит,  летит по небу  клин  усталый, –

Мои друзья  былые  и родня.

И в их строю   есть промежуток малый  –

Быть может , это  место для меня!

 

Настанет день , и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же  сизой  мгле,

Из-под небес   по –птичьи  окликая 

Всех вас , кого оставил на земле.

 

Куратор:  Однако унынию не было места  в этой жизнелюбивой душе  поэта,  умевшей  даже сквозь   слезы   радоваться , восхвалять и восхищаться.  Все его стихи искрят   любовью к жизни   и неиссякаемым  юмором.

В  1946 году   он поступил в Литературный институт  имени М.Горького  и сейчас уже  трудно  представить , что по причине   своей малограмотности  он мог  и не поступить.  Широко  известен  случай , когда Р.Гамзатову  представили его работу , в которой  было очень   много ошибок, он ответил,   что это не его работа , что он синей пастой писал.

Трудно представить себе , что он мог  так  и не  узнать  первых своих  переводчиков – Якова Козловского и Наума Гребнева, а ведь с ними он познакомился  именно в Литературном институте . Его переводчики – это его друзья. Бережно и любовно  они отнеслись   к гамзатовским строкам , тонким и изящным  как дагестанская   резьба  по металлу.

 

              Сообщения учеников о творчестве Расула Гамзатова

1) За годы учебы  в институте  он издает несколько  сборников  на русском языке: «Земля моя», «Песни гор». А в качестве  дипломной работы   была представлена  большая  лиро-эпическая поэма «Год моего рождения», которая  в 1951 г.    была удостоена  Сталинской премии.  Всеобщее признание   окрылило  его. За короткое время  он создает несколько   поэтических сборников: «Слово  о старшем брате», «В горах мое сердце», «Горянка», «Высокие  звезды» и др.

2) Известно, что  не у всех  книги   становятся   ступенями   восхождения.  Но Гамзатов резкое исключение : дистанция  от 1 сборника   «Горячая любовь  и жгучая ненависть»  до одной из последних книг «О бурных днях Кавказа» – это подъем по крутому   и скользкому склону. Его сборники «Берегите матерей», «Четки  лет», «Две шали», «Последняя цена», «Остров женщин» становились событием   в разноязычной литературе.

3) Благодаря Р.Гамзатову, его переводческой деятельности , аварский   читатель   на родном языке узнал  А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова , Т.Шевченко , В.Маяковского и др.  известных советских  поэтов. За эти и другие заслуги   Гамзатов удостоен  премии Джавахарлала Неру. В 1983г.  в Риме ,  на конкурсе   между лучшими  поэтами  всего мира. «Поэзия  20в.»  он получил  звание  «Первый  поэт  20в.»

Творчество Р.Гамзатова   вобрало в себя  талант , мудрость,  и мироощущение  народов Дагестана  и всего Кавказа. За свое творчество   он был награжден  орденом апостола  Андрея Первозванного, который ему вручил  В.Путин.

4)  У Гамзатова  есть чудесные циклы  стихов  о Болгарии,  отличные строки о России, Грузии, Азербайджане. За последние годы   поэт побывал  почти в 20 странах. Но где бы он не был , какие бы не пересекал меридианы , в сердце поэта всегда была Родина. И Индию, где драконы охраняют  дворцы, и тысячелетние  стены  Рима, и Елисейские поля  Парижа , и туманный Лондон видел поэт, но всегда думал  о родной земле . Везде он оставался  дагестанцем , и аварский язык  оставался  для него самый  лучший.

 

УЧЕНИЦА:  Всегда во сне  нелепо   все и странно

Приснилась мне сегодня смерть моя.

В полдневный жар  в долине Дагестана

С свинцом в груди  лежал недвижим я.

 

Звенит река, бежит неукротимо

Забытый и ненужный никому,

Я распластался  на земле родимой

Пред тем, как стать землею самому.

 

И чтобы плакать над моей могилой

О том, что я погиб во цвете лет ,

Ни матери, ни друга нет, ни милой,

Чего уж там, и плакальщицы нет.

 

Так  я лежал и умирал  в бессилье

И вдруг услышал , как невдалеке

Два человека шли и говорили

На милом мне аварском языке.

 

В полдневный жар  в долине Дагестана

Я умирал, а люди речь вели

О хитрости какого-то Гасана ,

О выходках  какого-то Али.

 

И смутно слыша  звук родимой речи,

Я оживал и наступил тот век,

Когда я понял , что меня излечит 

Не врач, не знахарь, а родной язык.

 

Кого-то  исцеляет  от болезней

Другой язык , но мне на нем не петь ,

И если завтра мой язык   исчезнет,

То я готов сегодня умереть.

 

Я за него  всегда  душой болею,

Пусть говорят ,  что беден мой язык ,

Пусть не звучит  с трибуны Ассамблеи,

Но, мне родной , он для  меня  велик.

 

И чтоб понять Махмуда мой наследник

Ужели прочитает перевод?

Ужели я писатель из последних

Кто по аварски пишет и поет?. ..

 

Мне дорог край цветущий и свободный ,

От Балтики до Сахалина весь,

Я за него погибну где угодно

Но пусть меня зароют в землю здесь!

 

Чтоб у плиты  могильной  близ аула

Аварцы вспоминали иногда

Аварским словом земляка Расула –

Преемника Гамзата  из Цада. 

 

       Сценка: «Аварская мать»

 

Расул Гамзатов:  Однажды в Париже  я встретил  художника-дагестанца. Вскоре после революции  он уехал в Италию учиться,  женился на итальянке  и не вернулся домой.  Привыкший к законам гор  , дагестанец   трудно приживался  на своей новой родине. Он  колесил  по земле, останавливался   в блестящих   столицах  чужедальних стран, но куда бы не поехал он  , везде с ним была его тоска . Мне захотелось посмотреть  на эту тоску, воплощенную  в краски, и я попросил, чтобы художник   показал мне   свои картины.

 

Художник : Эта картина называется «Тоска по Родине». На картине изображена  итальянка  в старинном аварском наряде. Она у горного  родника  с кувшином. Печально нахохлился  на склоне  горы  каменный аварский аул .  Вершины гор окутал туман. Туман – это слезы  гор. Когда склоны   окутывает туман , по морщинам гор стекают светлые капли. Туман – это я.  На другой картине я изобразил  птицу, сидящую  на кусте  колючего терновника. А куст растет  среди  голых камней. Птица поет, а из окна сакли  на нее глядит  печальная горянка. Это по мотивам  старинной аварской  легенды.

Р.Гамзатов: Какой легенды?

Художник:  Птицу поймали  и посадили в клетку.  Оказавшись в плену,  птица день и ночь   твердила:  родина , родина, родина…Точь- в-точь как  все  эти годы  твержу я… Хозяин птицы подумал: «Что же у нее за родина такая? Наверное , это  какая-нибудь  райская, цветущая страна, где райские  деревья и птицы.  Дай-ка выпущу я птицу  на волю  и посмотрю, куда она полетит. Она  мне покажет дорогу в ту  необыкновенную  страну. Он открыл клетку  и птица выпорхнула. Она отлетела на 10 шагов и опустилась на куст терновника, растущий среди голых камней. В ветвях  этого куста было ее гнездо … На свою  Родину я тоже смотрю из  окна своей клетки.

Р.Гамзатов:  Почему же вы не хотите возвратиться?

Художник: Поздно. В свое   время я  увез с родной земли  свое молодое жаркое сердце, могу ли я  возвратить  ей свои  старые кости.

Р.Гамзатов: Приехав  из Парижа домой, я разыскал   родственников художника . К моему удивлению    оказалась жива его мать .  С грустью слушали  родные,  собравшиеся  в сакле, мой рассказ  об их сыне, покинувшем  родину. Они были  рады, что  он  все-таки  жив.

Автор: Вдруг мать спросила:

Мать: Вы разговаривали  по-аварски?

Р.Гамзатов: Нет, мы говорили через переводчика. Я по-русски, а твой сын по-французски.

Автор:  Мать накинула платок  на голову,  как накидывают , когда услышат , что сын умер.  По крыше сакли стучал дождь. Мы сидели в Аварии. На другом конце земли  в  Париже тоже, может  быть,  слушал  дождь блудный сын  Дагестана.   После долгого молчания  мать сказала:

Мать: Ты ошибся , Расул. Мой  сын  давно умер. Это был не мой сын. Мой сын  не мог забыть языка,   которому научила  его я- аварская мать.

 

Куратор: Три заветные темы  было в творчестве  Р.Гамзатова.  И одна из них : «Родина, родной язык, родной народ».  С таким же трепетом писал    Расул о женщинах  и матерях, идеалами которых   для него были его мать  – Хандулай и жена –Патимат.

«В женщине, скажи , какой черте 

Придаешь особое значенье?

Женщина во всем на высоте   

Принимаю все без исключенья.

Спрашивают: более всего

Что тебе,  скажи,   в мужчине нравится?

Украшает мужество его

И любовью к женщине он славится.

 

      Звучит песня  «Матери» в исполнении И.Кобзона

 

УЧЕНИЦА: «Изрек пророк: « Нет бога, кроме  Бога!»

Я говорю: «Нет мамы кроме мамы!…»

Никто меня не встретит  у порога , 

 Где сходятся  тропинки , словно шрамы.

 

Вхожу  и вижу  четки, на которых

Она в разлуке , сидя одиноко,

Считала ночи, черные как порох,

И белы дни, летящие с востока.

 

Кто разожжет  теперь огонь в камине,

 Чтобы зимой  согрелся я с дороги?

Кто мне, любя, грехи опустит ныне

И за меня   помолится в дороге.

 

Я в руки взял Коран, тисненный  строго,

Пред ним склонились  грозные имамы

Он говорит: «Нет Бога, кроме Бога!»

Я говорю: «Нет мамы, кроме мамы!»

 

Куратор: В.Терешкова – известный  летчик-космонавт  говорила: «Расул всегда   удивляет нас , женщин,  беспредельной любовью и уважением».  Он призывал всех: «Берегите женщин! Берегите  матерей!» У Расула особое отношение  к нам, поэтому мы любим его».

«Если  в мире  тысяча  мужчин

Снарядить к тебе  готовы сватов,

Знай, что в этой  тысяче мужчин

Нахожусь и я – Расул Гамзатов.              

 

Если  пленены  тобой давно

Сто мужчин, чья  кровь несется  с гулом

Разглядеть  меж них не мудрено

Горца,  нареченного Расулом.

 

Если  10 влюблены  в тебя

Истинных мужей , огня  не спрятав,

Среди них, ликуя и скорбя,

Нахожусь и я –Расул Гамзатов.

 

Если без  ума всего один

От тебя, не  склонная   к посулам

Знай, что это   с облачных вершин

Горец, именуемый Расулом. ..

   Однако, наиболее  интересна   в его творчестве  тема жизни.   Познал  Расул и уловки века,  и неверность людскую и коварство   близких людей. Поэтому, размышляя над   трагедиями  Махмуда    и Эльдарилава , он вглядывается   в свою судьбу:

«Пью чашу  жизни я,  того не зная,

Что может быть отправлена она…»

Все больше стихов –раздумий , подытоживающих  жизненный путь , от  которых  веет   мудростью   и опытом.  Вспоминал рано  поседевший  поэт   как считал  он  лучшими друзьями тех,  кто хвалил  его первые  стишки., выпорхнувшие  со страниц аварских газет, и подозревал в подлости и зависти тех, кто посмел покритиковать их.

Бывало все,  и необходимы были годы,  десятилетия  постижения  и узнавания жизни:

Ты , время,  вступаешь со мной   врукопашную

Пытаешь  прозреньем , караешь презреньем,

Сегодня клеймишь за ошибки вчерашние

И  крепости рушишь – мои заблуждения.

 

Кто знал, что окажутся  истины зыбкими,

Чего  же  смеешься  ты, мстя  и карая

Ведь я  ошибался  твоими ошибками

Восторженно слово твое повторяя.

 

Студентка: Знай, мой друг,  вражде  и дружбе цену»

И судом поспешным  не греши

Гнев на друга  может быть   мгновенным

Изливать повсюду не спеши

 

Может друг твой   сам поторопился 

И тебя обидел невзначай ,

Провинился друг  и повинился ,

Ты ему греха не поминай

 

Люди,  мы  стареем   и ветшаем,

И с  теченьем  наших лет и дней    

Легче мы  своих  друзей  теряем,

Обретаем их куда  трудней.

 

Если верный конь,  поранив ногу,

Спотыкнулся , а потом опять,

Не вини его- вини дорогу,

И коня  не торопись  менять

 

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь  доброты своей.

На земле друзей не так уж много

Опасайтесь потерять друзей.

 

Куратор: Таланты, как известно, с душевным трепетом  думают о своей главной  книге,  которую они напишут . О такой  же мечтал , наверное,  и Гамзатов. Но мне  кажется, что  у него  неглавных книг нет. Иначе, как объяснить письма, приходившие к Расулу со всех концов мира.

 

УЧЕНИКИ читают письма:

1) Жительница г. Свердловска,  старая и немощная  К.И. Сыркова пишет Р.Гамзатову: «Уважаемый Расул Гамзатович! Извините,  что немощная, ослепшая, многое повидавшая  на своем  веку женщина решила написать и отнять  ваше  драгоценное время.  Не знаю как поделиться  с Вами  своим  состоянием, вечно  кровоточащей   раны сердца.  Она неизлечима с того дня, как  после   окончания ВОВ  не вернулись три моих сына.  Но исцеляющим для меня стало Ваше стихотворение «Журавли». 

Летит, летит по небу клин усталый,

Летит в тумане на исходе дня,

И в том строю  есть промежуток малый,

 Быть  может это место для меня…

А это место оставлено   сыновьями  для меня, дорогой  Расул.  Мать должна  быть рядом  с сыновьями. А вы   живите и процветайте, на радость и утешение таким же как я, обыкновенным  матерям. Живите  долго, чтобы высказать  нашу боль и радость».

 

2) «Мне  радостно,  что я могу  назваться  вашей современницей. Большое спасибо Вам  за поэмы, образы матерей, женщин. Имя  «Мать» –   свято для нас  всех. Мать , родившая такого сына, как  вы, можно считать  счастливой. Счастлива  страна,   в которой вырос  такой сын, как вы.  Какие проникновенные  слова  о матери  вы пишите!

Есть 3 заветных песни у людей,

И в них людское горе и веселье

Одна из песен всех других светлей – 

Ее слагает мать над колыбелью  

Вторая -тоже  песня матерей,

Рукою гладя щеки ледяные,

Ее поют  гробом сыновей…

А третья песня – песни остальные 

 Я тоже очень люблю свою мать. Она мой  жизненный  друг и  советчик. Хотя моя мама была молода, она не  вышла замуж и целиком посвятила себя мне. Пишу,  чтобы вы знали, что есть ценители вашего таланта.  Спасибо за все. Лидия Асриян г.Киев.

 

3) «Четыре года и 2 месяца прошло с тех пор , с того страшного дня, когда мы потеряли  единственного сына . Все  эти годы  я тяжело болела. Была прикована   к постели. Сегодня   я могу писать  Вам, это для меня  большое счастье, т.к.  с того момента , как вы откликнулись   на мое горе , я мысленно с Вами.  Вы такой великий человек , с такими незаурядными  способностями , которого любит   вся наша страна, все  прогрессивное человечество . Вы несмотря на Вашу занятость , не оставили   без внимания   письмо самой обычной женщины, и прислали поэму «Разговор с отцом» с Вашим автографом.  Это прекрасная поэма , которую я  выучила наизусть…

Спасибо Вам всеми   любимый Расул Гамзатович!   Спасибо Вам , что вы живете на земле!. Я и мои дочери  желают Вам , Вашим родным  и бизким   быть всегда здоровыми , светлыми и красивыми , как цветы мая! – С уважением Ваша поклонница . Ставрополь 1982г.

 

4) «Расул Гамзатович!  Оберегатель всех матерей мира!  С превеликим удовольствием  прочла Вашу книгу «Остров женщин».  Не могу не выразить   Вам  сердечной  благодарности, примите  ее от старой женщины, матери,  читающей  и собирающей   ваши произведения.  Кланяюсь Вам  и искренне  благодарю  за это. Дай  бог Вам  здоровья , чтобы многие годы  радовать всех  почитателей Вашей поэзии. Спасибо матери  за такого сына.» Анна Гаркушенко, г.Ташкент. 

 

Куратор: (ознакомление  с выставкой книг.  Особо отметить книги, изданные  на иностранных языках. ) Расул Гамзатов- это человек  необыкновенной души  с обостренным  чувством совести и чести,  при этом очень скромный и не зазнающийся.

Звания и ордена не испортили его. А его  творчество раскрывает   перед нами его душу.

В Москве ,  в концертном зале  имени  Чайковского в 1980г. состоялся  вечер поэзии, после   которого  поэты   отвечали на записки из зала.  В адрес Расула   поступило очень  много записок.   Некоторые из них   мы сейчас озвучим.

 

«Интервью с Расулом Гамзатовым»

                                     

Куратор:  Расул Гамзатович, когда вы  пишите  стихи?

Расул Гамзатов: Нет времени, когда  я их  не пишу: и летом  и зимой, и на цветущей и поляне, и когда  осенний ветер   сдувает с деревьев   золотые листья. Осень будит меня   ото сна, бросает  в костер любви.

Куратор: Бывает   ли  у поэта  учитель?

Р.Гамзатов: Главным учителем поэта  является сама жизнь и то,  с какой любовью  , страстью  он относится к ней. Учителем поэта является  он сам.  Его совесть  подсказывает , как писать, куда идти.

Куратор: Что такое  многолетняя жизнь по-вашему?

Р.Гамзатов: Главное,   не сколько лет прожить на свете , а как прожить , и думать , какую ты пользу принес миру, обществу.

Куратор: Откуда  вы  черпаете темы для таких чудесных  стихов?

Р. Гамзатов:  Для писателя главной  темой является   тема Родины. Если не было бы неба,  не было бы и орла, без родины писатель –  разве он писатель?

Куратор: Вы уверены во всем, что пишете?

Р.Гамзатов: Если  бы не был  уверен , я не писал  бы.  Человек  должен  быть уверен   в своих силах. 

Куратор:  Гордитесь ли вы  столь многими званиями,  орденами?

Р.Гамзатов: Я горжусь тем,  что  Родина оценивает  мой труд,  что он  не остается без  внимания.

Куратор:  Он ушел  в последнюю осень , как уходят поэты,  отдав нам все , что имел.  Он был  наш,  он принадлежал всем. Он всегда возвращается  когда нам нужен –стихами, песнями. И он  жив,   пока мы помним  о нем.

 

Несут , несут друзей земные  смерчи,

Не по моей и не по их вине

Нас с каждым днем  все меньше, меньше, меньше,

И Я стою   с собой наедине.

И если путь  чуть больший мне отпущен

Их в памяти хранить даю  обет,

Надеясь, непременно , что  в грядущем 

Когда-то тоже  вспомнят обо мне.          

 

 

 

Профессионально-педагогический колледж им. Расула Гамзатова (Буйнакский педагогический колледж)

Подготовили: Ибрагимова Х.М., Демидович А.В.

 

Открытый классный час, посвященный

творчеству Р.Гамзатова

«По страницам истории…»

 

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством Р.Гамзатова; показать многообразие таланта поэта; провести студентов по основным вехам творчеств Р.Гамзатова, привить любовь к Родине, матери, уважение к старшим и сверстникам посредством произведений Р.Гамзатова; эстетическое воспитание студентов.

Оборудование: портреты Р.Гамзатова, раскладушка, бурка, папахи, свадебное платье, шкатулка.

 

План

 

I Вступительное слово куратора
II Выход горянки и студентки

III Освещение биографии поэта

IV Сценка, посвященная детству Р.Гамзатова

V Письма, написанные поэту. Чтение писем:

а) отрывок из поэмы «Целую женские руки»

б) отрывок из поэмы «Пять пальцев»

VI Интервью с Р. Гамзатовым

VII Стихотворение «Журавли». История создания. Чтение наизусть на англ. и русс. языках.

VIII Сценка «Глухая невеста» по книге «Мой Дагестан»

IX Выставка книг Р.Гамзатова – творческое наследие поэта. Ознакомление с выставкой.
X Стихи Р.Гамзатова на разных языках.

XI Зачитывание указа о присвоении Буйнакскому педколледжу имениР.Гамзатова.

XII Песня

XIII Стихотворение «Несут, несут друзей земные смерчи».

XIV Завершающее слово кураторов

 

 

Ход классного часа

Мы все умрем, людей бессмертных нет.

И это все известно и не ново.

Но, мы живем, чтобы оставить след,

Дом или тропинку…дерево иль слово.

 

I Вступительное слово куратора

 

Преподаватель: В Индии считается, что змеи

Первыми на землю приползли

Горцы верят, что орлы древнее

Прочих обитателей земли.

 

Я же склонен думать, что вначале

Появились люди и поздней

Многие из них орлами стали,

А иные превратились в змей.

 

– Великие слова великого поэта. Именно ими хочется открыть наш классный час.

–«Люблю писать о жизни, о людях кем бы ни не были: орлами или змеями»-говорил Расул Гамзатов. Сам же Расул был настоящим горским орлом, высокого полета.

 

Преподаватель: Расул Гамзатов – славный сын гор! Это человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант через большую и сложную жизнь. Его поэзия облагораживает душу, его творчество принимается читателями с огромным трепетом, любовью и нежностью. Он всегда любим.

Преподаватель: Творчество Расула Гамзатова вобрало в себя талант, мудрость и мироощущение народов Дагестана и всего Кавказа Его произведения, впитавшие все ценное из жизненного опыта и духовного наследия горцев, обогатили российскую мировую литературу.

Преподаватель: Стихи и проза поэта пронизаны мотивами гражданственности и человечности. Творческая и общественная деятельность Р.Гамзатова пронизана чувством высокого патриотизма, глубокой ответственности за будущее Дагестана и России. В самые ответственные, судьбоносные дни поэт всегда был рядом с дагестанским народом.

Преподаватель: Мы все умрем, людей бессмертных нет.

И это все известно и не ново.

Но мы живем, чтобы оставить след,

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

– Если судить о жизни по оставленному следу, то Расул Гамзатов достойно прожил свою жизнь. Он оставил неизгладимое впечатление в наших сердцах. О нем помнили, помнят и должны помнить.


II Выход горянки и студентки

 

Горянка: Слушайте люди! Слушайте дагестанцы! Воспеваю память Р.Гамзатова, нашего великого поэта, да будет во веки нетленным имя его!

Студентка: Кого, кого!?

Горянка: Расула Гамзатова

Студентка: А что в нем такого особенного? С чего мы должны его помнить? Почему все о нем говорят?

Горянка: Как ты можешь так говорить?! Ведь Р.Гамзатов величайший поэт, прославивший весь Дагестан, благодаря ему о нас знают даже заграницей!

Студентка: Нет, я не знаю такого.

Горянка: Не знать Р.Гамзатова, не знать хоть что-либо из его жизни и творчества просто стыдно!

Студентка: (с обидой) Ну зачем ты так?!

Горянка: А хочешь узнать кто такой Расул Гамзатов?

Студентка: Конечно, хочу!

Горянка: Пойдем я тебе покажу.

 

( в кабинете столы расставлены в определенном порядке. За каждым столом происходит определенное действие)

 

Горянка: Слушай!

 

(подходят к первому столу)

 

III Освещение биографии поэта

 

На столе располагается раскладушка, рядом стоит портрет Р.Гамзатова, фотографии его семьи. Докладчик рассказывает биографию поэта.

(Приложение 1)

 

Горянка: Может, слышала где-то?

Студентка: Что-то не припомню.

Горянка: Думаю, для начала лучше вернуться в самую рань его жизни, в его

детство.

 

IV Сценка, посвященная детству Р.Гамзатова

 

Автор: Отец был примером во всем для Расула. В своей книге «Мой Дагестан» Расул описывает один случай: « Однажды в детстве отец сильно наказал меня, – пишет Расул, – побои я давно забыл, но причину помню до сих пор крепко».

Утром он вышел как-будто в школу , а на самом деле свернул в переулок и с уличными мальчишками до вечера играл в стуколку на деньги, которые отец дал ему на книги. Когда деньги закончились , он стал думать , где бы достать еще. Когда играешь в азартную игру и когда отдаешь последнюю копейку, кажется, найдись еще пятачок и все отыграешь.

Он стал просить взаймы у мальчишек, с которыми играл, но никто не захотел ему дать. Ведь есть примета: если во время игры дашь взаймы проигравшему , проиграешь и сам.

Тогда он придумал выход. Стал обходить все дома в ауле и говорил:

Расул: Завтра в аул приезжают пехлеваны и мне поручили собрать для них деньги.

Автор: Но и этих несчастных денег не хватило надолго. К тому же во время игры приходилось ползать по земле на коленях. За целый день его штаны продрались на сквозь, а колени исцарапались. Между тем старшие братья искали его по всему аулу. Жители аула, которым Расул наплел насчет пехлеванов, приходили один за другим к ним в дом, чтобы узнать поподробней насчет их приезда. Одним словом , когда его за ухо вели домой, о его похождениях было известно все.

И вот Расул предстал перед судом отца.

Отец: – Что это?

Расул – Это колени

Отец: Колени – то колени , но почему они на виду? Расскажи-ка , где ты порвал штаны?

Расул: В школе … зацепил за гвоздь…

Отец: Как, как? Повтори….

Расул: За гвоздь.

Отец: Где?

Расул: В школе.

Отец ударил его по щеке ладонью.

Отец: Скажи теперь, как ты штаны порвал?

Автор: Расул молчал. Отец ударил его второй раз.

Отец: Если сейчас же не расскажешь все как было , ударю плетью.

Автор: Расул знал, что такое плеть с окаменевшим узелком на конце. Страх перед ней заставил рассказать все злоключения по порядку, начиная с утра. Суд окончился. З дня Расул ходил сам не свой . На 3-ий день отец усадил его рядом, погладил по голове и спросил:

Отец: Ты знаешь, за что я тебя бил?

Расул: За то, что играл на деньги, – ответил Расул.

Отец: Нет, не за это. Кто из нас в детстве не играл на деньги . И я играл, и твои старшие братья играли.

Расул: За то, что порвал штаны?

Отец: Нет, и не за штаны. Ты ведь не девчонка , чтобы ходить все время по тропочке.

Расул: За то, что не пошел в школу.

Отец: Конечно , это твоя большая ошибка , – сказал отец, но побил я тебя , сын, за твою ложь. Ложь – это страшный сорняк на поле твоей души. Если его вовремя не вырвать с корнем, он заполнит все поле так, что негде будет прорасти доброму семени. Если ты солжешь еще раз, я тебя убью.

Автор: Много лет спустя Расул рассказал эту историю своему другу. «Как? – воскликнул он, – ты до сих пор не забыл эту маленькую ничтожную ложь?» Расул ответил: « Ложь есть ложь, а правда есть правда. Они не могут быть ни большими, ни маленькими».

 

Студентка: Да…, прав отец Расула, ложь есть ложь, какая бы она не была большая или маленькая по размеру. Интересно, а как люди относятся к его творчеству?

Горянка: Сейчас увидишь, пойдем!

 

V Письма, написанные поэту. Чтение писем:

(за третьи столом шкатулочка с письмами)

(Приложение 2)

Горянка: Таланты, как известно, с душевным трепетом думают о своей главной книге, которую они напишут. О такой же мечтал, наверное, и Гамзатов. Но мне кажется, что у него неглавных книг нет. Иначе, как объяснить письма, приходившие к Расулу со всех концов мира.

Расул Гамзатов – гениальный писатель. Он умел писать о том, что волновало всех людей.

(чтение письма о матери)

а) отрывок из поэмы «Целую женские руки»

(чтение письма о совести)

б) отрывок из поэмы «Пять пальцев»

 

Студентка: Сколько о нем хорошего говорят! А сам он, небось, был зазнавшимся поэтом. Ведь если верить тому, что о нем говорят, он так талантлив.

Горянка: Да нет! Он был простым человеком. Многие его слова и поступки указывают на это. Впрочем, послушай сама.

 

VI Интервью с Р.Гамзатовым

( Стоят два стула. На один из них садится поэт, на другой корреспондент)

 

– Расул Гамзатович, когда вы пишите стихи?

Нет времени, когда я их не пишу: и летом и зимой, и на

цветущей поляне, и когда осенний ветер сдувает с деревьев

листья. Осень будит меня ото сна, бросает в костер любви.

– Бывает ли у поэта учитель?

Главным учителем поэта является сама жизнь и то, с какой

любовью он относится к ней. Учителем поэта является он сам.

Его совесть подсказывает, как писать, куда идти.

– Что такое многолетняя жизнь, по-вашему?

Главное, не сколько лет прожить на свете, а как прожить,

и думать, какую ты пользу принес миру, обществу.

– Откуда вы черпаете темы для таких чудесных стихов?

Для писателя главной темой является тема Родины.

Если не было бы неба, не было бы и орла, без родины писатель

– разве он писатель?

– Вы уверены во всем, что пишете?

Если бы не был уверен , я не писал бы. Человек должен быть уверен в своих силах.

– Гордитесь ли вы столь многими званиями, орденами?

Я горжусь тем, что Родина оценивает мой труд, что он не

остается без внимания.

– Сохранились ли сегодня в Дагестане многократно описанные вами горские обычаи?

– Сейчас, к сожалению нет. Традиции меняются.

Студентка: Он учился здесь? Сидел за этими партами?

Горянка: Ну не совсем за этими, ну …практически да.

Студентка: Да, великий поэт. А что тебе нравится из его творчества?

Горянка: Мне? Ну конечно же «Журавли». У этого стихотворения целая история.

 

VII Стихотворение «Журавли». История создания. Чтение наизусть на англ. и русс. языках.

(пятый стол)

Чтение истории создания стихотворения «Журавли»

(Приложение 3)

Чтение стихотворения на англ. и на русс. яз.

Cranes

(«Журавли»-перевод на английский язык)

 

I sometimes think that riders brave,

Who met their death in bloody fight,

Were never buried in a grave

But rose as cranes with plumage white.

And ever since until this day

They pass high overhead and call.

Is that not why we often gaze

In solemn silence at them all?

In far-off foreign lands I see

The cranes in evening,s dying glow

Fly quickly past in company,

As men on horseback used to go.

And, as they fly out of reach,

I hear them calling someone,s name.

Is that why sounds in Avar speech

Recall the clamour of a crane?

Across the weary sky they race,

Who friends and kinsman used to be,

And in their ranks I see a space-

Perhaps they,re keeping it for me?

One day I,ll join the flock of cranes,

With them I shall go winging, by

And you, who here on earth remain,

Will hear my loud and strident cry.

 

Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей.

Не в землю нашу полегли когда – то.

А превратились в белых журавлей.

 

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса.

 

Сейчас я вижу: над землей чужою

В тумане предвечернем журавли

Летят своим определенным строем,

Как по полям людьми они брели.

 

Они летят свершают путь свой длинный

И выкликают чьи – то имена.

Не потому ли с кличем журавлиным

От века речь аварская сходна?….

 

Летит, летит по небу клин усталый,

Мои друзья былые и родня.

И в их строю есть промежуток малый –

Быть может , это место для меня!

Настанет день , и с журавлиной стаей

Я поплыву в такой же сизой мгле,

Из-под небес по –птичьи окликая

Всех вас , кого оставил на земле.

Студентка: Все так трогательно: журавли, стихи о матери, родном народе, хочется поразмыслить о жизни…А есть у него что-нибудь юмористическое?

Горянка: Ну, не совсем юмористическое, но есть!

 

VIII Сценка «Глухая невеста» по книге «Мой Дагестан»

 

(стоит парта, 4 стула)

 

Автор: Жила, как говорят, в одном ауле глухая девушка. Жених из другого аула, ничего не зная о ее глухоте, прислал сватов.

 

(появляется невеста под руку с подругой)

 

Невеста: Я так не хочу, чтобы узнали о моей глухоте! А давай сделаем так. Если будут рассказывать что-то веселое, такое, что бы смеяться, ущипни меня за левое плечо. Если же надо будет грустить, то ущипни за правое плечо.

 

Подруга: Не волнуйся, никто не узнает!

 

Автор: Дело сладилось, началась свадьба.

Но подруга вскоре забыла про уговор.

(входят гости, жених. Музыка, все танцуют)

Подруга рассказывает анекдот. Все смеются, невеста грустит.

друг жениха, рассказывает о кончине своего друга. Все грустят, невеста смеется.

Жених: (рассержено) Что за невесту вы мне подсунули! Рыдает когда всем весело, и хохочет когда всем грустно! Да, она глупа и не разумна, не нужна мне такая невеста. Отправьте ее домой!

(все уходят)

Студентка: Да, забавно, только невесту жалко. Интересно, а есть у него еще какие-нибудь веселые рассказы?

Горянка: А вот сейчас мы об этом узнаем.

 

 

IX Выставка книг Р.Гамзатова – творческое наследие поэта. Ознакомление с выставкой.

(рассказ преподавателя о книгах)

«Книга любви»

«Мой Дагестан»

«Поэмы»

«Земля моя»

«Расул Гамзатов»

«О бурных днях Кавказа»

X Стихи Р.Гамзатова на разных языках.

Стихотворение на англ. и русс. яз. «Звезды»

Stars

Stars of night, stars of night,

At my verses peer,

Like the eyes, like the eyes.

Of men no longer per.

In the hour of night repose

I can near them say:

“Be the conscience bright of those

The wan years took away!”

A Hillman, true to Dagestan,

No easy pathe is mine.

Who knows, perhaps, who knows, perhaps

I’ll be a star sometime?

Then at another’s verse I’ll peer,

An earth – committed star.

The conscience bright of those

Contemporaries are.

 

 

Звёзды

Звёзды ночи, звёзды ночи

В мой заглядывают стих,

Словно очи, словно очи

Тех, кого уж нет в живых.

Слышу, с временем не сорясь,

В час полночной тишины:

«Будь как совесть, будь как совесть

Не вернувшихся с войны!»

Горец, верный Дагестану,

Я избрал нелегкий путь.

Может, стану, может, стану

Сам звездой когда-нибудь.

По- земному беспокоясь,

Загляну я в чей-то стих,

Словно совесть, словно совесть

Современников моих.

Стихотворение на аварском языке

Стихотворение на англ. яз.

Стихотворение на кумыкском языке

 

Студентка: – Да, видимо, нет темы, про которую бы не писал Р.Гамзатов.

Горянка: Он величайший из писателей. Он очень много сделал для нас, дагестанцев, ведь во многом нас знают благодаря ему.

Студентка: Нельзя такого человека просто выбросить из памяти. Давай его увековечим!

Горянка: Да уже увековечили!

XI Зачитывание указа о присвоении Буйнакскому педколледжу имени

Р.Гамзатова.

 

Указ Государственного Совета Республики Дагестан

об увековечении памяти Расула Гамзатова

Госсовет РД, в целях увековечения памяти видного государственного и общественного деятеля, Героя Социалистического Труда, кавалера ордена Святого апостола Андрея Первозванного, лауреата Ленинской и Государственных премий, председателя Правления Союза писателей РД, народного поэта Дагестана Гамзатова Расула Гамзатовича

Постановляет:

Присвоить имя Гамзатова Р.Г. Буйнакскому педколледжу и впредь именовать его Буйнакский педагогический колледж им. Расула Гамзатова

Приказ от18 февраля 2004.

Председатель Госсовета РД М.Магомедов

 

XII Песня

(песню на стихи Р.Гамзатова исполняет студент)

XIII Стихотворение «Несут, несут друзей земные смерчи».

Несут, несут друзей земные смерчи

Не по моей, и не по их вине.

Нас с каждым днем все меньше, меньше, меньше,

И я стою с собой наедине

И если путь чуть больший мне отпущен

Их в памяти хранить даю обет

Надеясь непременно, что в грядущем

Когда-то тоже вспомнят обо мне.

 

XIV Завершающее слово кураторов

Преподаватель: Он ушел в последнюю осень, как уходят поэты, отдав нам все, что имел. Он был наш, он принадлежал всем. Он всегда возвращается, когда нам нужен – стихами, песнями. И он жив пока мы помним о нем.

Дорогие студенты, спасибо большое за ваше активное участие. Уважаемые преподаватели, спасибо и вам за то, что вы пришли. На этом позвольте считать наш классный час закрытым.

Приложение 1

Расул Гамзатов – выдающийся советский поэт, лауреат Государственной премии (1952) и Ленинской премии (1963). Его имя стоит в одном ряду с именами лучших поэтов Советского Союза. Сын маленького аварского народа, выходец из семьи народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы, он обрел широкую популярность в стране, и далеко за ее пределами своими содержательными и высокохудожественными поэтическими произведениями.

Расул Гамзатов самозабвенно влюблен в поэзию, находит в нем свое призвание, счастье, радость, форму участия в борьбе народа за строительство коммунизма.

О себе он рассказывает: « Как путник вспоминает, прежде всего, тот двор, где он седлал коня, так и я… вспоминаю ту саклю, где я родился. Слово «Цада» означает « в огне»: у нас очень рано встает солнце и долго горит. Здесь вырос и мой отец – народный поэт Дагестана Гамзат Цадаса. Я родился четвертым ребенком и третьим сыном в 1923г. Два старших брата пали смертью храбрых на полях Отечественной войны. В июне 1951 г. я лишился и 74- летнего своего отца. Теперь из тех, кто в нашей семье носит папаху «Я» самый старший. В 1937 г. Расул Гамзатов впервые спустился с гор. Веселый и любознательный, он полюбил профессию школьного учителя. В том году перед ним открылись двери педагогического училища в городе Буйнакске. Через три года Расула , молодого учителя, ждут ребята начальных классов той же Хунзахской школы. Летом следующего года в Хунзах приехал аварский театр. Расула Гамзатова потянуло на сцену и вскоре, бросив учительскую работу, он пришел в искусство. Играл комические роли. Его повысили в должности – стал помощником режиссера. В связи с начавшейся Отечественной войной семья Гамзата Цадасы перебралась в Махачкалу, туда же из Буйнакска в 1943г. приехал Расул Гамзатов. К тому времени он уже подготовил первый сборник стихов, его приметил редактор областной газеты Загид Гаджиев. Он взял его в редакцию. Расул Гамзатов журналист, три года сотрудничал в «Большевике гор», писал для газеты «Патриот» острые статьи.

Приложение 2

«Уважаемый Расул Гамзатович! Извините, что немощная,

ослепшая, многое повидавшая на своем веку женщина решила написать и отнять ваше драгоценное время. Не знаю как поделиться с Вами своим состоянием, вечно кровоточащей раны сердца. Она неизлечима с того дня, как после окончания ВОВ не вернулись три моих сына. Но исцеляющим для меня стали Ваши

стихи. Я должна гордиться и горжусь своими сыновьями-они отдали жизнь за свою Родину, а стыдно и совестно должно быть тем кто подло спрятался дожидаясь дня победы.

А вы живите, и процветайте, на радость и утешение таким

же как я матерям.

Живите долго, чтобы высказать

нашу боль и радость».

Жительница г. Свердловска, старая и

немощная К.И.Сыркова

« Мне радостно, что я могу назваться

вашей современницей. Большое спасибо Вам за поэмы, образы матерей, женщин. Имя «Мать» – свято для нас всех. Мать, родившая такого сына, как вы, можно считать счастливой. Счастлива страна, в которой вырос такой сын, как вы. Какие проникновенные слова о матери вы пишите!

А третья песня – песни остальные.

Я тоже очень люблю свою мать. Она мой жизненный друг и советчик. Хотя моя мама была молода, она не вышла замуж и целиком посвятила себя мне. Огромное спасибо Вам, за ваши слова в адрес женщин.

Пишу, чтобы вы знали, что есть

ценители вашего таланта.

Спасибо за все.

Лидия Асриян г.Киев

Приложение 3

 

Журавли

Песня «Журавли» родилась у Расула в 1965 году в городе Хиросиме в Японии. Расул Гамзатов пишет, что увидел в Хиросиме проекты памятника простой японской девочки с журавликом в руках, узнав ее историю он испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги 1000 журавликов в надежде на выздоровление, но не успела, скончалась. Стихи о ней были написаны до «Журавлей» Р.Гамзатова.

Последние родились позже. А потом уже у памятника японской девочки с белым журавлем, он видел впечатляющее зрелище- тысячи и тысячи женщин в белых одеждах. Дело в том, что в трауре в Японии носят белое одеяние, а не черное, как у нас в Дагестане.

Случилось так, что когда Расул стоял в толпе, в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли. Говорили что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая.

«В этой стае , я заметил маленький промежуток . Журавли из нашей родины в Японском небе, откуда в августе 1945 года американцы сбросили атомную бомбу».

И надо же такому случится , как раз в это время Гамзатову вручили телеграмму из нашего посольства в Японии, в которой сообщалось о кончине его матери.

Немедленно он вылетел. На всей воздушной трассе думал о журавлях, о женщинах в белых одеждах, о маме, о двух погибших братьях, о девяносто тысячах погибших дагестанцев, о двадцати миллионах (даже больше) не вернувшихся с войны, о погибшей девочке из Освенцена и ее маленькой кукле, о многом думал, но мысли возвращались к белым журавлям. «Раньше мне не приходилось писать о журавлях, хотя еще в детстве с плоской крыши своей сакли, я следил за их полетом и их крики будоражили мою душу, но моими любимыми птицами были горные орлы и голуби. О них я писал без устали. Но в этот раз меня «позвали» журавли, я написал несколько вариантов стихов, не предполагая , что одно из них станет песней.

Музыку к стихотворению «Журавли» написал Ян Френкель. Именно к нему обратился Марк Бернес с просьбой написать музыку на эти слова.

И он, солдат и музыкант, прошедший всю войну, сделал это великолепно. Он скончался , не насладившись любимой песней сполна. Но его мелодия , обращенная к нам , осталась с нами. Песня не умирает. Ее пели и поют. По мотивам песни сняты картины, воздвигнуты памятники.

– РАСУЛ ГАМЗАТОВ, сухогрузное судно – Детали и текущее положение – IMO 8861058

 

Судно общего назначения, ИМО 8861058

Текущая позиция -РАСУЛ ГАМЗАТОВ в Каспийском море, о котором AIS сообщила 44 дня назад. Судно идет со скоростью 6,1 узла. Судно -РАСУЛ ГАМЗАТОВ (IMO: 8861058, MMSI 273157300) – сухогруз постройки 1992 года (возраст 31 год). в настоящее время ходит под флагом Россия .

Планы и цены

Трек на карте Добавить фото

Данные о местоположении и рейсе

Пункт назначения недоступен

Расчетное время прибытия: –

Прогнозируемое время прибытия
Расстояние / время
Курс/скорость  
Текущая осадка 2,8 м
Статус навигации
Позиция получена 44 дня назад

IMO / MMSI 8861058 / 273157300
Позывной -UBUT
Флаг Россия
Длина/Ширина 109/ 16 м
Bandar Amirabad, Iran

ATD: 30 марта, 12:22 UTC (50 дней назад)

Положение на карте и погода

Новые координаты со спутника

Re Cent Заходы в порт

Исторические данные AIS

Использование судов

Характеристики судна

900 27 Тип корабля 9 0026
Номер ИМО 8861058
Название судна РАСУЛ ГАМЗАТОВ
Грузовое судно
Флаг Россия
Порт приписки
Gro ss Тоннаж 4991
Летний дедвейт (т) 6207
Габаритная длина (м ) 140
Ширина (м) 17
Осадка (м)
Год постройки 1992

Строитель
Место постройки 90 137
Двор
TEU
Сырая нефть (барр. )
Газ (м3)
Зерно
Тюк 90 028
Классификационное общество
Зарегистрированный владелец
Менеджер

История

Название судна Зарегистрированный владелец Год
РАСУЛ ГАМЗАТОВ 200 3
ЦЕМДОЛИНА Новороссийск Сг Ко 1993
LIBERN Novorossiysk Sg Co 1992

Аналогичные суда

Судно Построен GT Дедвейт Размер (м)
1992 4991 5885 140 / 17
1993 4991 6207 140 / 17
1993 4991 6207 140 / 17
1993 4991 5885 140 / 17
1993 4991 6207 140 / 17
1995 4978 6226 140 / 16
1998 4978 5885 140 / 16
1990 4966 5985 140 / 17
1991 4966 6277 140 / 17
1990 4966 6277 140 / 17

Отказ от ответственности

-РАСУЛ ГАМЗАТОВ текущая позиция и история портов захода получены через AIS. Технические характеристики, тоннаж и детали управления взяты из базы данных VesselFinder. Данные только для информационных целей и VesselFinder не отвечает за точность данных относящихся к -RASUL GAMZATOV.

Расул Гамзатов – Wiki | Золотой

Биография

РАСУЛ ГАМЗАТОВ (1923-2003)

Расул Гамзатов родился 8 сентября 1923 года в аварском селе Цада на северо-востоке Кавказа. Его отец, Гамзат Цадаса, был известным бардом, наследником древней традиции менестрелей, до сих пор процветающей в горах.

Барды пользовались большим почетом. Когда Махмуд, знаменитый поэт предыдущего поколения, пел на шумной рыночной площади, перебирая струны своей пандуры для аккомпанемента, и стар, и млад слушали молча, затаив дыхание: слышен был даже полет пчелы.

В начале 20-х годов этого века, когда в деревню приезжали первые советские лекторы, женщины садились спиной к лектору, который не должен был видеть их лица. Но когда за ними следовал бард со своими песнями, они смотрели на него из уважения к его искусству, и им даже разрешалось откинуть чадру.

Молодой Расул, не терпящий никаких помех, часами слушал аварские рассказы, легенды и басни, которые рассказывал его отец. «Когда я был совсем маленьким, — вспоминает он, — он закутывал меня в свой тулуп и читал мне свои стихи, так что я знал их все наизусть еще до того, как сел верхом на лошадь или пристегнулся».0003

Из маленького окна отцовского каменного дома с плоской крышей он мог видеть клочок зеленого поля, расстеленного, как скатерть, под деревней, а над ней нависшие скалы.

Тропы извивались, как змеи, вверх по крутым склонам, где пещеры зияли, как пасти диких зверей. За горным хребтом возвышался еще один, изогнутый и грубый, как спина верблюда.

В детстве Расул три дня пас соседскую лошадь, а в награду рассказывал сказку. Он мог подняться на полдня, чтобы присоединиться к пастухам в горах, и пройти полдня назад, чтобы услышать одно-единственное стихотворение!

Во втором классе школы он прошел двенадцать миль, чтобы увидеть старика, друга его отца, который знал много песен, стихов и легенд. Старик пел и читал юноше четыре дня с утра до вечера. Расул записал все, что мог, и счастливый пошел домой с полным мешком стихов.

Ему было одиннадцать, когда он написал свой первый стих, лежа на бычьей шкуре на балконе дома. Это было стихотворение о местных мальчишках, которые сбежали на поляну, где впервые в 19-м году приземлился самолет.34.

Его отец был его первым наставником в поэтическом искусстве. «О моих ранних стихах он говорил, что если порыться в пепле, то можно найти хотя бы тлеющий угольок», — вспоминает Расул.

Первая книга его стихов называлась «Любовью вдохновенной и огненной яростью». Он очень обрадовался, когда девушки в горах, прочитавшие его, написали ему, и до сих пор не может забыть своей боли, когда увидел пастуха на зимних пастбищах, сворачивающего сигарету из пажа. Это было в 1943 году.

В 1945 году с несколькими собственными книгами на аварском языке под мышкой и с мизерной суммой денег в кармане он приехал в Москву поступать в Литературный институт им. Горького. Там в вдохновляющей компании молодых поэтов и под руководством писателей-ветеранов он изучал русскую и мировую литературу и поэтическое ремесло. По очереди он влюблялся в Блока, Маяковского, Есенина, Пастернака, Цветаеву, Багрицкого, аварца Махмуда и немца Гейне. Но Пушкин и Лермонтов остались его неизменной любовью.

На протяжении последних пятидесяти лет Расул Гамзатов был одним из самых плодовитых советских поэтов. Из-под его пера вышли короткая любовная лирика, длинные повествовательные поэмы, баллады, эпиграммы и философские октавы, снискавшие ему миллионы преданных читателей.

Сегодня он живет с тремя очаровательными дочерьми Заремой, Патимат и Салихат в Махачкале, столице Дагестана на берегу Каспия. Его дом открыт для всех. С гордостью за прекрасное мастерство он показывает друзьям свою коллекцию великолепных мечей, плащей для верховой езды, винных рогов и ржаво-коричневой керамики, которыми славится Дагестан. Край своего рождения, его жителей и поэтов он нарисовал увлекательным, интимным и человечным портретом в своем недавнем прозаическом сборнике размышлений и воспоминаний «Мой Дагестан».

Лауреат Ленинской премии в области поэзии, удостоенный звания Народный поэт Дагестана, Расул Гамзатов – известный общественный деятель, председатель Союза писателей Дагестана. Он много путешествовал по Европе, Азии и Америке.

Расул Гамзатов пишет на родном аварском языке, на котором говорит не более 500 тысяч человек. Но даже при этом аварцы, наряду с даргинцами, лезгинами и кумыками, являются одними из крупнейших этнических групп в двухмиллионном Дагестане, где говорят на 36 различных языках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *