Кто самый легкий?
(иллюстрация из журнала «Веселые картинки», 1983, №4)
В далеком 2004 году со мной случилась вполне обычная история. Прямо от лабораторных столов, загруженных ПЦР-машинами, центрифугами, пробирками и микроскопами, в горячем угаре написания статей по биоремедиации засоленных почв я попала в комнату с погремушками, книжками-малышками и маленьким ребенком.
Применение погремушек и сосок оказалось делом более-менее простым, но вот с «развивающими играми» все показалось намного интереснее. Можно ли на самом деле усиливать развитие мыслительных способностей у ребенка, и как это делать?
Чтобы ответить на этот вопрос, я оставила карьеру ученого и пошла работать педагогом дополнительного образования. То, что вы прочитаете дальше – результат, пардон, опытов над детьми (не волнуйтесь, ни один подопытный ребенок не пострадал).
Если поставленная задача – развивать мышление, нужно понять, что же это такое.
Видов мышления существует несколько:
1. Словесно-логическое мышление. С ним разобрался еще Аристотель. Оно опирается на любимые нами элементарные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) и элементарные умозаключения (дедукция, индукция, аналогия (традукция)).
2. Наглядно-образное мышление (оперирование образами).
3. Предметно-действенное мышление («мышление руками», основанное на сенсорно-перцептивном процессе).
4. Креативное мышление (самый трудный термин, по сути – способность принимать нестандартные решения).
5. Абстрактно-символическое (оперирование математическими кодами, формулами и операциями, которые нельзя ни потрогать, ни представить).
Стало быть, для того чтобы в процессе развлечения еще и развивать ребенка, нужно встроить в процесс игры необходимость решить задачу, которая решается с помощью этих видов мышления. К счастью, это оказалось не так уж сложно (размышления очень сильно подтолкнула вперед толстая подшивка старых журналов «Веселые картинки», в которых оказался богатейший материал для анализа возможностей применения инфографики к детям).
Поскольку я сама визуал, то и приемы получились визуальные. Применяются они к детям от 4 лет и старше (самым старшим моим ученикам, на которых приемы работали, было 18, на взрослых не проверяла; для конкретных задач указан конкретный возраст). Приведенные примеры – в основном из области биологии (догадайтесь, почему), но сами приемы могут быть применены к разным областям знаний. На базе этих приемов нам удавалось подготовить интерактивную экскурсию по городу, театральное представление, элементы выставки, посвященной религии, занятия по психологии, химии и физике.
Итак, вот приемы, позволяющие развивать конкретные виды мышления.
По сути, нам нужно научить разбирать целое на части и собирать его обратно (без возникновения запасных деталей, желательно).
Пример: исследование сложных природных систем, например биогеоценоза пруда.
Задача ребенка (6-12 лет): проанализировать сообщество, вычленить экологические взаимосвязи и «синтезировать» пруд, который в реальной жизни будет иметь шансы успешно функционировать.
На рисунке: 1 – общий вид, 2-5 – составляющие элементы (2 – ламинированный гербарий рдеста (ламинирование делает самый хрупкий гербарий вандалоустойчивым), 3 – ламинированные изображения стрекозы, рдеста, 4,5: крепление элементов к магнитной доске осуществляется за счет кусочков магнитного винила на изнаночной стороне). Размер доски – 1200*900 мм.
Пример: эволюция пальцев передней ноги у лошадей.
Задача ребенка (от 6 лет): глядя на картинку, ответить, как у лошади появилось копыто.
Пример: в естествознании существует множество вариантов классификаций (живых организмов, звезд по звездной величине и т.д.). Подобные системы дают прекрасную возможность тренировать способность детей к обобщению (вычленяя общие признаки) и абстрагированию (от второстепенных признаков).
Задача ребенка (7-12 лет): самостоятельно вычленить признаки рыб (откладывают икру, холоднокровность, наличие плавников, жабр, чешуя) и нарисовать условные значки, обозначающие все эти признаки.
Благодаря Артуру Конану Дойлу стал широко известен «метод Холмса» – дедуктивное рассуждение от общего к частному.
Пример: этот метод может быть весьма успешно применен, например, при игре в следопытов. Наилучшим вариантом реализации этой игры будет поход на природу, во время которого детям будет предложено отыскать по следам жизнедеятельности максимальное количество живых существ: дятла — по «наковальне», ворону или другую птицу – по оброненному перу, сову – по оставленной «погадке», мышь – по норе, зайца – по экскрементам.
Задача ребенка (школьного возраста): определить, какую шишку погрызла белка, какую обдолбал дятел, а какую никто не ел.
Индуктивные рассуждения даются детям с большим трудом, чем дедуктивные, так как требуют рассуждения от частного к общему, то есть практически соответствует процессу нахождения нового знания в научном «взрослом» поиске.
Детям помладше для развития этой способности можно задавать вопрос «Что будет, если…», постарше – искать общую причину двух разных явлений.Задача детей (школьного возраста): определить общую причину того, почему людей прижимает на американской горке к сиденью, в то время как они вверх тормашками, и почему машину заносит на повороте.
Пример из бионики: история изобретения застежки-липучки. Известно, что эта застежка была изобретена швейцарцем Жоржем де Местралем после очередного сеанса отдирания репейников от шерсти его собаки. Плоды репейника имеют хорошо различимые невооруженным глазом «крючки», которые и послужили прообразом «липучки». Изобретение принесло немалый доход: 30 лет своей жизни он вместе с семьей жил только на отчисления по патенту за свое изобретение.
Загадка для ребенка (6-99+):
Приемы №№9-11 относятся к наглядно-образному мышлению.
Ассоциация – прием, который очень нравится многим детям.
Пример: формы снежинок (как ни странно, формы снежинок имеют и названия, и классификацию).
Задача детей (от 5 лет): глядя на снежинки, догадаться, какое у них название (на иллюстрации слева – столбик, справа – катушка).
По счастью, недостатка использования этого приема в учебниках не наблюдается, например, когда какая-либо система органов выделяется цветом и изображается на черно-белом контуре человеческого тела. В этом случае контур тела нужен для топографической оценки расположения данной системы органов, а цвет – акцентирует внимание. Однако простого выделения цветом недостаточно для того, чтобы озадачить ребенка.
Задача для детей от 6 лет: раскрашивание контурного изображения человеческого тела цветными карандашами.
Означает «склеивание», поэтому если мы видим, например, древнюю химеру – Кентавра, Единорога, Василиска и других, то их появлению мы обязаны именно способностью человеческого мозга к соединению изначально не соединявшихся частей. Применить этот прием можно как очень просто – предложив детям создать или «разобрать» на составные части химер, так и при решении сложных задач.
Задача для детей от 4 лет: определить, какое мифическое животное может быть собрано из предложенных частей и каким реальным животным принадлежат все эти детальки.
Школьные задачи содержат, как правило, четкие исходные условия, не допускающие недопонимания, не содержащие ошибки или неполноты исходных данных. В жизни такое бывает редко. Чтобы лучше подготовить ребенка к жизни в реальном мире, полезно использовать приемы, требующие применения интуиции, то самое «креативное мышление». Интуиция позволяет преодолеть неполноту или ошибочность исходных данных. К таким приемам можно отнести «ошибку», «поиск» и «пробел» (приемы №12-14).
Предполагает сознательное введение ошибки в свою речь или в предлагаемую иллюстрацию («что перепутал на картине художник?). Применять этот прием следует крайне осторожно. Не следует вводить ошибку со словами «сейчас я покажу вам, как делать/говорить/рисовать неправильно» – такой подход обеспечит неверное запоминание информации. Во время применения приема лучше всего заранее объяснить детям, что в предлагаемой информации содержится ошибка, а вот ее поиск – и есть задача детей.
Задача детей (от 3 лет): «Что перепутал художник?» (какая ботва подходит к морковке). Иллюстрация из журнала «Веселые картинки», 1984 г., №9.
Задача детей (4-99+): найти на фотографии живое существо (подсказка: оно почти в пол фотографии).
Пример: естественный пример неполной информации – это звездное небо. Звезды не соединены между собой линиями в созвездия, в то же время человеческое воображение «дорисовывает» их без труда.
Задача детей (от 6 лет): самостоятельно соединить звезды на звездном небе в созвездия, пользуясь своими знаниями или после краткой демонстрации «правильного» варианта.
Тут я люблю подшутить над детьми и предложить им найти созвездие Ориона, например, здесь:
Нашли? Он там, кстати, правда есть (спасибо фотошопу). На самом деле это – результат труда пещерных грибных комаров, которые плетут вот такие ловчие сети (в результате дети запоминают и комаров, и созвездие Ориона):
И, наконец, предметно-действенное мышление (прием №15).
Для многих людей возможность что-то потрогать, понюхать, пощупать или облизать не ассоциируется с понятием «мышление». Тем не менее, Забродиным Михаилом Юрьевичем разработана теория сенсорно-перцептивного процесса, согласно которой процесс восприятия сигнала сопряжен с процессом принятия решения. На макроуровне – это познание предмета через манипулирование им.
Массу примеров может предоставить любой музей занимательной физики. Потерев янтарем о шерсть, можно продемонстрировать появление электричества. Электрический разряд приводит к появлению озона, что можно почувствовать с помощью характерного запаха. Человеческое тело – тоже проводник электричества, это можно почувствовать языком, присоединив к нему контакты батарейки. Электричество можно также почувствовать наощупь, к примеру, одевая и снимая свитер из синтетического волокна.
К сожалению, приемов, как развивать абстрактно-символическое мышление у детей, мне, презренному визуалу, придумать не удалось. Так что дорогие папы и мамы-программисты, буду рада, если поделитесь своими мыслями на этот счет. По крайней мере, развивать его веселыми картинками не представляется возможным в силу противоречия определению термина.
Разумеется, все перечисленные приемы не обязательно использовать раздельно. Их можно и нужно комбинировать. Результат такого комбинирования – игра про инфекционные болезни «Осторожно, микробы!» (ее можно скачать и поделиться мыслями относительно игры в частности и попыток соединять игру и обучение в целом).
Как я говорила, у меня были ученики очень разного возраста. Статистику я могу сказать только по старшеклассникам, поскольку только с ними удалось организовать более-менее представительную выборку и контрольную группу. Подробности расчетов и графики можно посмотреть здесь. Если вкратце, то вывод однозначный: у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной возрастала способность к решению задач разнообразными способами. Десять лет наблюдений за детьми более младшего возраста также говорят о том, что положительные изменения происходят (но, к сожалению, за отсутствием контрольной группы статистику привести не могу). То есть развивать мышление можно, и предлагаемые в статье приемы для этого годятся.
Напоследок – маленький совет, как сделать так, чтобы не вы бегали за своим ребенком, пытаясь накормить его разжеванной информацией, а он бегал за вами, требуя «папа/мама, давай еще!». Убегайте от него! Спрячьте информацию. Сделайте ее наградой. Как сказал Джордж Мартин в книге «Игра престолов», «когда один человек строит стену, другому немедленно нужно узнать, что находится на другой стороне». Стоит окружить учебную информацию ореолом загадки, создать препятствия на пути к ее добыче, удивить – у детей возникает интерес, желание достигать результатов. А все почему? Потому что на протяжении почти всей истории человечества только любознательные мальчики и девочки выживали, пока папа бегал за мамонтом, а мама выметала ядовитых пауков из пещеры. Поверьте, я не видела детей, в которых эта древняя любознательность умерла. А вот почему у некоторых она так далеко спряталась, что и не найти – это уже совсем, совсем другая история.
Мама дома с малышом. Ребенок здоров, хорошо спит, много кушает. Родители купили погремушки, развивающий коврик, повесили мобиль с игрушками. Кроме этого, в детском магазине консультант посоветовала приобрести развивающие картинки для деток от нуля до трех месяцев.
Обычно эти развивающие картинки для новорожденных — черно-белые. На них изображены круги, квадраты, простой узор. Зрение ребенка развивается постепенно. До трех месяцев ребенок плохо различает цвета и лучше видит контрастные рисунки. Такие развивающие картинки для новорожденных стимулируют зрительное восприятие. Вслед за этим нейроны становятся активнее, и это положительно сказывается на развитие ребенка.
Ты можешь сама нарисовать подобные картинки. Возьми листы бумаги А4 и черной гуашевой краской нарисуй любые узоры и фигуры. Для прочности заламинируй карточки и развесь около пеленального столика.
После трех месяцев картинки становятся сложнее: контуры животных, игрушек, растений, хохломские узоры. С этого возраста показывай цветные развивающие картинки для малышей. Предпочтительнее, чтобы на одной карточке было изображение одного крупного объекта.
В шесть-семь месяцев, когда ребенок начинает активно исследовать мир вокруг, лучше использовать заламинированные карточки. Следи, чтобы они не оказались во рту малыша: в поедании бумаги и промышленных красок нет ничего полезного.
Если мама весела и спокойна (гуляет, играет с малышом), успевает приготовить еду и иногда даже почитать или позаниматься любимым делом. Когда ребенок бодрствует, то чтобы не скучать, он с мамой иногда рассматривает развивающие картинки для малышей.
Карапуз слушает с удовольствием: голос любимого взрослого с разными интонациями, яркие картинки, да еще и мама веселится! Это развивает ребенка, повышает доверие к миру, желание исследовать, узнавать, двигаться.
Мама же видит улыбку малыша, радостные покряхтывания. И материнские обязанности, бессонные ночи обретают смысл и становятся не такими уж тяжелыми. Это хорошая прививка против эмоционального выгорания и депрессии.
Дети действительно лучше различают контрастные картинки, с интересом наблюдают за ними. Но нет никаких исследований, которые бы подтверждали, что эти карточки нельзя заменить игрушками. Давно замечено, что малыши больше тянутся к яркому и производители погремушек знают об этом.
Абстрактные узоры легко заменить погремушками, резиновыми фигурками животных, деревянной пирамидкой. Плюс все эти игрушки разные на ощупь в отличие от картинок. Мелкая моторика запускает активность в отделах головного мозга близких к речевым центрам. Малыш начинает активнее агукать и экспериментировать со звуками.
Когда мама держит ребенка на руках и перемещается по квартире, то ребенок видит узор на футболке мамы, рисунки на обоях и занавесках, контрастный черный шкаф, белое покрывало. Это также стимулирует зрение, как и специальные пособия.
Когда ребенок научился сидеть, то отличной заменой развивающих карточек станет рассматривание книжек-картонок у мамы на коленях. Картинки в них должны быть такими же: один крупный узнаваемый объект на весь разворот. Но теперь вы можете не только называть, но и рассказывать потешки, петь песенки про то, что видит ребенок:
Котя, котенька-коток, Котя — серенький хвосток!
Если ребенок лежит на спинке или сидит, а мама перед ним демонстрирует и называет развивающие картинки для малышей, то он привыкает быть в пассивной позиции: «Я лежу, а меня развлекают». В будущем такой ребенок может менее активно исследовать мир вокруг, больше проситься на руки и требовать от родителей интересного досуга. Поэтому поощряй активность малыша: с шести месяцев малыш сам может дотягиваться до картинки, хлопать по ней, гладить пальчиком.
Если показывать картинки малышу, лежащему на спине, то это негативно сказывается на физическом развитии. Лежать на спине неинтересно: виден только потолок. Ребенок стремится перевернуться на живот, чтобы увидеть больше и дотянуться до ярких игрушек. Если вместо этого он лежит и наслаждается картинками, которые показывает мама, то ему нет смысла переворачиваться, он не так активен.
Лучше положи картинки вокруг ребенка или развесь в комнате. В течение дня, когда малыш у тебя на руках и есть свободная минутка, он рассматривает картинки, а ты рассказываешь, что изображено на них.
Не пропустите
Не пропустите
Топ-5 самых модных методик раннего развития детей: плюсы и минусы
Если мама чрезмерно увлекается демонстрацией картинок, то это может мешать психическому развитию ребенку. Ведь ему важно, чтобы с ним был надежный взрослый, на которого можно опереться. Такой человек знает, как устроен мир: успокоит, расскажет, накормит.
Если она сама слишком сильно тревожится — умный у нее ребенок или нет, нормально ли он развивается, стоит показывать картинки не только утром, но еще в обед и вечером — это создает перманентный стресс у ребенка, который негативно влияет на его развитие.
Поэтому если чувствуешь, что чрезмерно беспокоишься о развитии, боишься ошибиться и упустить важный возраст, обратись к грамотному специалисту по уходу, воспитанию и раннему развитию.
Эксперт
Ксения Несютина
Психолог, ТРИЗ-педагог, автор книг для развития творческого мышления у детей.
Какое впечатление произвела на вас эта статья?
Young siblings kids drawing with crayon color on wall by look on camera at home – concept of mischief, хлопотные дети и детский образ жизни. Мультяшный рисунок новорожденного персонажа.PREMIUM
Портрет азиатского мальчика 2,6 лет, играющего в игрушки. Чтобы учиться и улучшать развитие, маленький архитектор.PREMIUM
Азиатская умная девочка использует увеличительное стекло, чтобы исследовать… навыки, чтобы стать гениями. число, язык, моторика, творческое мышление,ПРЕМИУМ
Лесовосстановление, посадка деревьев в лесу.ПРЕМИУМ
Счастливая мама читает книгу своему малышу дома, панорама с местом для копирования.ПРЕМИУМ
Витаминно-минеральный комплекс для детей. мультивитаминный комплекс, концепция здравоохранения. ПРЕМИУМ
Портрет маленькой азиатской девочки, разрезающей бумагу на занятиях в классе «сделай сам» в школе. ножницы разрезают бумагу. ПРЕМИУМ
Маленькие девочки измеряют рост у стены.PREMIUM
Милый азиатский мальчик играет в деревянные игрушки и развлекается. Ему 2,6 года. Тайский мальчик.PREMIUM
Маленькая девочка рисует гипс на руке. ребенок рисует рисунок на гипсе после травмы руки. ПРЕМИУМ
Процесс взросления мальчика. милые новорожденные возрастные изменения. от младенца до ученика. малыш и младший на начальных этапах развития. младенчество и детство. векторный набор шагов человеческого ростаPREMIUM
Смешная мама читает книгу сказок своему ребенкуPREMIUM
Человек в разном возрасте. силуэт профиль стадий роста человека мужского и женского пола, поколения людей от младенца до старика векторный набор иллюстрацийPREMIUM
Маленькая девочка играет с деревянными кубиками с яркими цифрами 2022. фото высокого качестваPREMIUM
Мать кормит маленького ребенка молочной кашей.PREMIUM
Мужчина и женское старение и рост человека. новорожденный и малыш, дошкольник и школьник, студент и подросток, взрослый и зрелый человек, пожилой мужчина и женщина на пенсии. мультипликационный персонаж в плоском стиле, векторPREMIUM
Маленький азиатский ребенок держит игрушечную петлю, играя с воспитателем в детском игровом зале. ребенку нравится учиться и открывать для себя новые вещи в классе, пока няня держит ее. играй и учись. ПРЕМИУМ
Силуэты людей. абстракция монохромного жизненного цикла женщины. векторная иллюстрацияPREMIUM
Милый мальчик в наборе прогресса цикла роста.0003
Крупный план рук отца и маленького мальчика с колючим массажным мячиком. сенсорной или тактильной деятельности. здоровье детей. массажные текстурированные шарики для детей. более раннее развитие. focus pick.PREMIUM
Инфографика роста ребенка от новорожденного до малыша с текстом. вехи первого года. милый мальчик, девочка 12 месяцев. шаблон оформления. vector color illustration.PREMIUM
Милый маленький мальчик учится пользоваться ножницами, режет бумагу, школьник ножницами режет белую бумагу, дети учатся и играют дома, концепция домашней школыPREMIUM
Он защитит этот мир. смешанная техникаPREMIUM
Милый азиатский ребенок играет в развивающие игрушки, чтобы учиться и развивать навыки дома. очаровательный веселый малыш наслаждается игрушками в детской. Развитие навыков в детской концепцииPREMIUM
Ребенок играет с разноцветными кубиками. маленький мальчик строит башню дома или в детском саду. развивающие игрушки для маленьких детей. строительный блок для ребенка или малыша. беспорядок в игровой комнате детского сада.PREMIUM
Милый мальчик в наборе прогресса цикла ростаPREMIUM
Мальчик играет со старшей сестрой деревянными игрушками. Раннее развитие детей.ПРЕМИУМ
Окружающая среда день земли в руках деревьев растет саженцы. боке зеленый фон женская рука держит дерево на природе поле трава концепция сохранения лесаPREMIUM
Бедные дети, работающие на стройке против детского труда, Всемирный день борьбы с детским трудом и концепцией торговли людьми.0002 Медицински точная 3D-иллюстрация мозга ребенка. ПРЕМИУМ
Молодой бедный индийский мальчик собирает пластиковые бутылки в свой мешок, чтобы заработать себе на жизнь. Бедность, детский труд, торговля людьми. ПРЕМИУМ
Рост плода, пуповины, питания и энергии для развития ребенка. связь между плодом и плацентой. 3d renderPREMIUM
Африканские дети играют в деревне водяной насосPREMIUM
Девочка с котенком сажает семена в торфяные горшки. забавные питомцы. пересадка и выращивание растений в домашних условиях. рассадаПРЕМИУМ
Модель головы и мозга ребенка. концептуальная 3d иллюстрация, которую можно использовать во многих областях науки и медицины. PREMIUM
Первый год. милый мальчик или девочка 0-12 месяцев. шаблон оформления. vector color illustration.PREMIUM
Неправильное сидячее положение для ребенка. ребенок сидит в позе лягушки. вальгусная деформация. неправильное положение при сидении у девушки. w-поза. ж-сижу. детская ортопедия. cute babyPREMIUM
Ребенок играет с разноцветными кубиками. маленький мальчик строит башню дома или в детском саду. развивающие игрушки для маленьких детей. строительный блок для ребенка или малыша. беспорядок в игровой комнате детского сада.ПРЕМИУМ
Развивающая логическая игра для детей развитие логики iq. лист активности детей. геометрическая фигура. детские веселые загадки. preschool worksheet activityPREMIUM
Девочка и мальчик подряд. набор иконок для здоровья и развития ребенка в линии. PREMIUM
Счастливый азиатский маленький мальчик с помощью отвертки фиксирует винты робота-манипулятора в домашней мастерской, ребенок учится ремонтировать, получать уроки управления роботом-манипулятором, технология будущего научного образования. PREMIUM
Бедный ребенок, продающий чай, думает, держа в руке стакан для чая и контейнер с облачным каракулем, рисующим на синем фоне – концепция бедности, детского труда и воображения.PREMIUM
Шестимесячная девочка проходит остеопатическое или хиропрактикное лечение в детской клинике. мануальный терапевт манипулирует ногами ребенка, выполняя упражнения для профилактики дисплазии тазобедренного сустава. ПРЕМИУМ
3d человеческий плод в утробе матери.0003
Инфографика роста ребенка от новорожденного до малыша с текстом. вехи первого года. милый мальчик, девочка 12 месяцев. шаблон оформления. векторная цветная иллюстрация. ПРЕМИУМ
Процесс роста ребенка. от новорожденного до дошкольника. представление о детстве. девочка и мальчик малыш. изолированные векторные иллюстрации в мультяшном стиле. PREMIUM
Маленький мальчик 2 лет играет с разноцветными игрушками. развивающие логические игрушки для детей. монтессори игры для развития ребенка. копировать пространство.ПРЕМИУМ
Малыш в полосатом костюме лежит на животе, рядом детская пирамидка и игрушки. фото высокого качестваPREMIUM
Крупным планом милый малыш играет в экологическую деревянную образовательную игру, используя метод материалов МонтессориPREMIUM
Значок развития девочки, этапы роста ребенка. вехи от первого года до взрослой жизни.PREMIUM
Векторная иллюстрация маленьких детей, обнимающих колени, грустных и тревожных. концепция проблемы детских эмоций. рисунок персонажа из мультфильма.ПРЕМИУМ
Медицински точная 3D-иллюстрация человеческого плода – неделя 12PREMIUM
Симпатичная афроамериканская малышка, играющая в деревянные игрушки, укладывая башни на ковер дома. PREMIUM
Мать и дитя в концепции бассейна. молодая улыбающаяся мать смотрит на своего маленького сына, который учится плавать в бассейне и веселится вместе векторная иллюстрацияPREMIUM
Девочка с синдромом Дауна учится играть на пианиноPREMIUM
Маленькие азиатские девочки играют в игрушки, чтобы улучшить навыки и учиться. это изображение мягкое фокус.ПРЕМИУМ
Детская деревянная развивающая игрушка, бревно в виде месяца и звезды. игрушки Монтессори. ПРЕМИУМ
Малыш аккуратно прикасается к новому стеблю кактуса, который он выращивает с осторожностью, одна рука держит увеличительное стекло. концепция естественного образования, Монтессори и навыков наблюдения. Симпатичный мальчик, малыш, играющий с колючим массажным мячиком. ПРЕМИУМ
3D-рендеринг, точная с медицинской точки зрения иллюстрация плодов близнецов – неделя 7, ПРЕМИУМ
Векторные мультяшные фигурки, рисующие концептуальную иллюстрацию процесса старения человека, от младенца до пожилого человека. ПРЕМИУМ
Он был обаятельным с тех пор, как был мальчиком. разделенное изображение маленького мальчика и его взрослого альтер-эго.PREMIUM
Медицински точная 3D иллюстрация человеческого плода – неделя 35PREMIUM
Маленький малыш играет на кровати в деревянном магнитном конструкторе, ребенок дошкольного возраста учится дома делать мозаику .PREMIUM
Светловолосые мальчик и девочка играют с сенсорной поп-игрушкой. модная силиконовая игра для стрессовых детей и взрослых. ПРЕМИУМ
Инфографика роста ребенка от новорожденного до малыша с текстом. вехи первого года. милый мальчик, девочка 12 месяцев. шаблон оформления. vector color illustration.PREMIUM
Симпатичный мальчик в синей футболке сидит на полу и внимательно слушает, маленький дошкольник характер векторной иллюстрации на белом фоне.PREMIUM
Векторная иллюстрация мама держит ребенка, чтобы летать как супермен. семья, материнство, детские игры, счастливый день матери, счастливый день детей, концепция развития детей младшего возраста. рисунок персонажа из мультфильма. ПРЕМИУМ
Дистанционное обучение на дому. мальчик-школьник сидит на кровати и смотрит веб-семинар на цифровом планшетном ноутбуке. PREMIUM
Счастливый маленький африканский мальчик откачивает воду для своей сестры. фон науки. 3d illustrationPREMIUM
Маленький мальчик стоит перед компьютером. генеративное aiPREMIUM
Векторная иллюстрация маленького ребенка, играющего в строительные блоки из деревянных блоков путем укладки, сборки. Деятельность по развитию детей раннего возраста, концепция образования и обучения – строительный блок, конструктивная игра. ПРЕМИУМ
Портрет обучающегося ребенка, чистящего и чистящего зубы в домашней ванной для ухода за зубами, ухода за зубами или гигиены полости рта. утренняя рутина, развитие ребенка и обучение жизненным навыкам для малыша с зубной щеткойPREMIUM
Мальчик в одежде. милый активный маленький мальчик ползает, сидит, стоит, ходит. PREMIUM
Мальчик красит руки. маленькие детские руки рисуют пальцами разными цветами. счастливый ребенок с красками на руках. портрет милого ребенка, весело проводящего время. снова в школу.ПРЕМИУМ
Маленькая девочка с грязными коленками играет на улице с разноцветным пластиковым конструктором и смотрит на бассейн. ПРЕМИУМ
Подросток играет в шахматы. ребенок учится стратегическому мышлению. концепция детского образования на белом фоне студииPREMIUM
Медицински точная 3D-иллюстрация плода-близнеца – неделя 32PREMIUM
Мальчик стоит в защитной маске и читает книгу в природном парке на лугу. новая концепция нормального образования и обученияPREMIUM
Счастливый ребенок катается на самокате. забавный ребенок мечтает о велосипеде. концепция воображения, свободы и мотивацииPREMIUM
Концепция маленького ребенка в матке на синем градиенте 3d с теньюPREMIUM
Активный ребенок в возрасте 6-12 месяцев учится ползать. первый год жизни ребенка. рост ребенка. здоровая детская игра. color vector illustration.PREMIUM
Векторная иллюстрация стадии роста ребенка в первый год жизни. набор из лежания, переворачивания, ползания, сидения, ходьбы. Веха развития ребенка 1 года, новорожденный, младенец, малыш. рисунок персонажа из мультфильма.ПРЕМИУМ
Векторная иллюстрация двух детей, прыгающих вместе. развитие детей раннего возраста, открытка на день счастливых детей, детские игры, семья, брат и сестра, друзья, концепция дружбы. рисунок мультипликационного персонажа.PREMIUM
Набор с гениальными умными младенцами в пижамах, изучающими.PREMIUM
Мать учит маленького ребенка считать на разноцветных детских деревянных экологических счетах на полуPREMIUM
Человеческий плод с внутренними органами, 3d иллюстрацияPREMIUM
Векторная иллюстрация маленького дети сидят и читают книгу рассказов вместе. деятельность по развитию детей раннего возраста, образование и обучение, концепция дружбы. рисунок персонажа из мультфильма.ПРЕМИУМ
Врач психолог педиатр занимается с ребенком с нарушением моторики и умственного развития. концепция задержки умственного (умственного) развитияPREMIUM
Ребенок играет с разноцветными игрушечными кубиками. дети играют. маленький мальчик строит башню из блочных игрушек, сидя на темном полу в солнечной белой спальне. развивающая игра для младенцев и малышей. дети строят игрушечный домикPREMIUM
Детский рисунок теней животных. дети играют дома. веселые поделки для детей детского сада. маленький мальчик рисует жирафа и слона в солнечной спальне. игры и искусство во время карантина из-за коронавируса.ПРЕМИУМ
человек
образование
детство
Unsplash+
В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Разблокировать
photographyserbiapregnant
luis arias
numeracyabbacustoddler
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Ismail Salad Osman Hajji dirir
Learningreadingstudy
Markus Spiske
playHd kids wallpapersФон для сайта
krakenimages
ирландияучимся ходитьданмор восток
Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Разблокировка
внутренняя кухнясоциальные вопросы
Element5 Digital
schoolblogBook 90 National Cancer 002 gamechild toysphere
Picsea
Девочки фото & фотоРебенок изображения и фотографиидочь
Адам Уингер
мебельполкапол
Зигмунд
образованиеремесладетский сад
Логотип UnsplashUnsplash+
Совместно с Getty Images
Unsplash+
Разблокировать
childslovakialistening
Sandy Millar
детствоИгрушки картинкираннее детство
83 Rod Long
oldageageing
Кенни Элиасон
Семейные фотографии и фотографиимамаотец
Санти Vedrí
Изображения и фотографии людейclassroommalabo
Национальный институт рака
братья и сестрычерная мамаафриканская американка
Unsplash logoUnsplash+
В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Разблокировать
Девушки gnant
learningreadingstudy
playHd детские обоифоны для сайтов
irlandучимся ходитьdunmore east
школьныйблогкниги фото и фото
девушки фото и фотодети фото и фотодочь0003
–– –––– – – –– ––– –– –––– – –.