Календарно тематический план логопеда в старшей группе – Календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему: Календарно-тематическое планирование логопеда в старшей группе для детей с ОНР 3 уровня в соответствии с ФГОС

Содержание

Календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему: Календарное планирование логопеда для старшей группы

День

Развитие

общих речевых навыков, артикуляторная гимнастика

Формирование   слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, мышления

Формирование фонематических функций, подготовка к обучению грамоте

Развитие лексико- грамматического строя речи, связной речи

Развитие   моторики

 

ПН

25.09

Сказка о весёлом язычке.

Развитие плавного выдоха «Осенние листочки»

«Что перепутал художник?»

(зрительное внимание)

 

Знакомство с неречевыми звуками: звуки природы.

Пополнение пассивного словаря относительных прилагательных

 ( кленовый, дубовый, осиновый )

« Осенью» (координация речи с движением)

ВТ

 26.09

Артикуляционная гимнастика

«Подуй на листок»

(Плавный выдох)

«Где звенит колокольчик?»

(слуховое внимание)

«Прохлопай слова»( осень, листок ,дерево, дождь)

Составление рассказа об осени по картине.

( развитие связной речи ).

Обводка и раскрашивание листочки.

СР

 27.09

                                                           

Индивидуальная деятельность  с детьми  в присутствии /  совместно с родителями .

ЧТ

 28.09

«Укачаем гномиков»

(преодоление твёрдой атаки гласных).

 Общая

артикуляционная гимнастика

 «Что звучало?»

(зрительное внимание)

 «Гласные звуки» ,, повторение изученных гласных А,О. Определение гласных в словах :  МАК, ЖУК, ТУК, ТАК.

Игры

 «Разноцветные круги»

( закрепление признаков осени и других времён года )

 «Вышел дождик на прогулку» (координация речи с движением)

Пт

29. 09

Индивидуальная  деятельность с детьми  .

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) по теме: Перспективный план работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с ОНР

Перспективный план работы учителя-логопеда Давыдовой Ю.С. в старшей группе для детей с ОНР на 2013 – 2014 учебный год

Обследование детей (первые 2 недели сентября)

  1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций.
  2. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
  3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

I период обучения

(II половина сентября – ноябрь)

Развитие общих речевых навыков

  1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.
  2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки).
  3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.
  4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

  1. Уточнить произношение гласных звуков и наиболее легких согласных [м]- [м’], [ б] – [б’], [д] – [д’], [н] – [н’], [в]-[в’], [г]-[г’], [п] – [п’], [т] – [т’], [ф]-[ф’], [к]-[к’],  [х]-[х’].
  2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.
  3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

  1. Работа над односложными словами со стечением гласных в начале и в конце слова (стол, мост).
  2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).
  3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

  1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучание игрушки, хлопки), фонематического восприятия.
  2. Различение на слух гласных и согласных звуков.
  3. Знакомство со звуками [а], [у], [и], [о], [ы].
  4. Выделение в слове первого ударного гласного звука (Аня, Утка).
  5. Анализ звукосочетаний: [ау], [уа], [ауо], [уои].
  6. Определение в словах первого и последнего гласных звуков.
  7. Определение наличия звука в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове») – на материале изученных звуков.

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам: «Детский сад», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад – огород», «Лес. Грибы, ягоды, деревья», «Перелетные птицы»,  «Одежда», «Одежда, обувь, головные уборы», «Ателье».

Грамматический строй речи

  1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа (в винительном и родительном падежах).
  2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
  3. Согласование существительного и глагола в числе.
  4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
  5. Навыки словообразования: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками.
  6. Образование прошедшей формы глаголов.
  7. Согласование числительных «один» и «одна» с существительными.
  8. Развитие умения сравнивать слова по их длине (короткие и длинные).
  9. Преобразование глаголов единственного числа повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения третьего лица настоящего времени.

Развитие связной речи

  1. Составление простых распространенных предложений.
  2. Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
  3. Обучение детей навыку составления короткого рассказа по демонстрируемому действию.
  4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений).
  5. Обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ) с использованием магнитной доски.

Развитие мелкой моторики

  1. Обводка, закрашивание и обводка по трафаретам (по лексическим темам первого периода)
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

II период обучения

( декабрь, 2 половина января, февраль, март)

Развитие общих речевых навыков

  1. Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей.
  2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

Звукопроизношение

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная  работа).
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

  1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость)
  2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

  1. Определение в словах первого согласного звука.
  2. Анализ и синтез слогов, состоящих из двух звуков: согласного и гласного [ум], [мы].
  3. Знакомство со звуками [м], [н], [в], [ф], [б], [п], [д], [т].
  4. Определение наличия – отсутствия согласного звука в слове.
  5. Определение гласного звука в середине односложных слов.
  6. Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.
  7. Дифференциация изученных твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков в изолированном положении, в слогах, в словах.

Лексика

  1. Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима. Зимние забавы», «Мебель. Части мебели», «Семья», «Новогодний праздник», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Почта», «Транспорт», «Комнатные растения», «Наша армия», «Весна. День рождения Весны».
  2. Уточнение представлений детей об основных цветах, о некоторых их оттенках и овладение соответствующим им словесным обозначениям.

Грамматический строй речи

  1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного числа (дательный, творительный, предложный падежи).
  2. Закрепить употребление окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
  3. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  4. Практическое употребление простых предлогов места (в, на, под).
  5. Образование относительных прилагательных, соотносящихся по значению с темами II периода обучения.
  6. Подбор определений к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? По форме? По величине? По материалу?).
  7. Выделение в словосочетаниях признаков предметов с помощью вопросов какой? какая? какое?

Развитие связной речи

  1. Совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации) по опорным словам, вопросам, демонстрации действий детей.
  2. Закрепление навыка построения предложений, распространение предложений путем введения однородных членов, первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных, сложноподчиненных предложений.
  3. Описание предметов и объектов с использованием схем.
  4. Обучать пересказу, составлению рассказа по картинке и серии картин.

Развитие мелкой моторики

  1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).
  2. Работа по развитию конструктивного праксиса.
  3. Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по изучаемым темам).
  4. Усложнить работу с карандашом: обводка по контуру, штриховка, работа с карандашом по клеткам в тетради.

III период  обучения

(апрель, май, июнь)

Общие речевые навыки

  1. Продолжить работу над речевым дыханием.
  2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

Звукопроизношение

  1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная  работа).
  2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

  1. Закрепление слоговой структуры двухсложных слов со стечением согласных.
  2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных (крапива, пылинка, карандаш.).

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

  1. Знакомство со звуками [г], [к], [х], [с], [з], [ц].
  2. Полный анализ и синтез слов.
  3. Преобразование слов путем замены одного звука (МАК-БАК, БАК-БЫК).

Лексика

  1. Расширение и уточнение словаря по темам: «Праздник 8 Марта», «Профессии», «Наша пища», «Откуда хлеб пришел», «Посуда», «Мой дом», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы и их птенцы», «Насекомые», «Наша страна. Мой родной край», «Человек», «Лето».
  2. Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок, передающих различные оттенки действий.

Грамматический строй речи

  1. Закрепить употребление падежных окончаний существительных единственного и множественного числа.
  2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (с основой на твердый согласный; с основой на мягкий согласный).
  3. Согласование числительных с существительными.
  4. Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами.
  5. Уточнение значений обобщающих слов.
  6. Образование притяжательных прилагательных.                        

Развитие связной речи

  1. Описание примеров и ответов с использованием схем сюжетных картинок.
  2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
  3. Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картине.
  4. Составление рассказа по сюжетной картине.

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему: Перспективный план логопедической работы с детьми старшей группы.

«Утверждаю»

____________________

Перспективный план логопедической работы с детьми старшей группы.

2016 – 2017 учебный год

Учитель-логопед: Сазанова А.А.

Краткая пояснительная записка.

Настоящий план составлен в соответствии с программами  Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т.В.

«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» и

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи».

      Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
      Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.

      Обучение детей по коррекционно-развивающим программам позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами письма и чтения еще в дошкольный период. Своевременное и личностно ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с ФФНР и ОНР в среду нормально развивающихся сверстников.

            Таким образом, целью программы является преодоление ФФНР и ОНР III уровня,  подготовка  к успешному обучению детей к школе и создание мотивированной потребности в речи как средство общения и самовыражения.

            Задачи программы:

  • устранить фонетико-фонематическую недостаточность;
  • сформировать навыки звукового анализа и синтеза;
  • устранить недостатки развития лексико-грамматического строя речи;
  • предупредить нарушения письма и чтения;
  • выработать у детей навык продуктивной учебной деятельности.

            Общая продолжительность курса занятий в условиях дошкольного логопункта зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет, как правило, 4-6 месяцев для детей, имеющих фонетическое нарушение речи и 12 месяцев для детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи и НВОНР, и до 1,5 – 2 лет для имеющих ОНР III уровня.

Коррекционно-развивающая работа рассчитана на 29 недель и разделена3 периода. Во всех периодах обучения проводятся индивидуальные занятия и занятия в микрогруппах (по 2 человека), с учетом методических рекомендаций Ткаченко Т.А, Крупенчук О.И и Дуровой Н.В.

      Периодичность индивидуальных занятий и занятий в микрогруппах зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка, от группы нарушенных звуков и этапа работы над звуком, и составляет в среднем 2 – 3 раза в неделю. Состав микрогрупп является подвижным и изменяется по усмотрению учителя-логопеда.

Направления коррекционно-развивающей работы:

  • формирование полноценных произносительных навыков;
  • развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
  • развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
  • обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
  • воспитание умений правильно составлять простое и сложное распространенное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
  • развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
  • формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.

Коррекционную работу, рассчитанную на 29 недель, условно можно разделить на 3 периода:

  • Первый период обучения  — октябрь, ноябрь.
  • Второй период обучения — декабрь, январь, февраль.
  • Третий период обучения — март, апрель, май.

Список используемых пособий

  1. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001.
  2. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
  3. Крупенчук О. И. Учим буквы. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
  4. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 –  Издательство «Гном и Д», 2012.
  5. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом  2 –  Издательство «Гном и Д», 2012.
  6. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом  3 –  Издательство «Гном и Д», 2012.
  7. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом  4 –  Издательство «Гном и Д», 2012.

По понедельникам

  1. Консультативная работа с сотрудниками.
  2. Индивидуальные занятия с детьми (закрепление пройденного материала по теме).
  3. Консультации для родителей.

Обследование: сентябрь

Первый период обучения: октябрь, ноябрь

Содержание коррекционного обучения включает в себя:

  1. Развитие общих речевых навыков.
  1. С детьми второго года обучения продолжать работу по развитию речевого дыхания.
  2. С вновь поступившими детьми начать работу по формированию правильного речевого дыхания.
  3. Продолжать работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи.
  4. Учить детей соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.
  5. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом.
  1. Артикуляционная гимнастика.
  1. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата с помощью статических и динамических упражнений артикуляционной гимнастики.
  2. Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
  3. Развивать мимическую мускулатуру.
  1. Звукопроизношение.
  1. Закреплять навыки четкого произношения звуков, уже имеющихся в речи детей.
  2. Сформировать правильное произношение звуков и начать их автоматизацию у вновь поступивших детей.
  3. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших логопедическую группу.
  1. Работа над слоговой структурой слова.
  1. Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением и др.).
  2. Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки).
  3. Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов.
  1. Развитие фонематических  представлений.
  1. Учить различать неречевые и речевые звуки по силе, высоте и тембру.
  2. Учить выделению гласных на фоне других гласных и согласных.
  3. Формировать умение дифференцировать на слух сохранные звуки.
  4. Упражнять детей в выделении начальных ударных гласных звуков [а], [у], [и] в слогах и словах (Аня, ухо и т. п.).
  1. Подготовка к обучению грамоте.
  1. Сформировать правильное представление о разнице между звуками и буквами.
  2. Познакомить детей с новыми буквами.
  3. Упражнять детей в выкладывании новых букв из палочек, в печатании букв.
  4. Учить детей печатать и читать слоги и слова с новыми буквами.
  5. Учить детей разгадывать ребусы, решать кроссворды.
  6. Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы.
  1.  Лексика.

Лексические темы.

Октябрь

1 – я неделя – «Грибы».

2 – я неделя – «Овощи».

3 – я неделя – «Фрукты».

4 – я неделя – «Ягоды. Домашние заготовки».

Ноябрь

1 – я неделя – «Осень. Деревья. Осенняя одежда».

2 – я неделя – «Дикие животные».

3 – я неделя – «Дикие животные готовятся к зиме».

4 – я неделя – «Перелетные птицы».

  1. Систематизировать знания детей о грибах, овощах, фруктах, ягодах, о диких животных, об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев.
  2. Уточнить понятия «овощи», «фрукты». Расширить представления о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью. Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.
  3. Систематизировать представления детей о многообразии перелетных птиц.
  4. Закреплять и расширять знания детей о перелетных и зимующих птицах, их поведении осенью.
  5. Расширять представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах.
  6. Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме.
  7. Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах, из которых они сделаны.
  8. Сформировать представление о труде людей на селе, о пользе их труда.
  9. Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по этим лексическим темам.               Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.
  10.  Развивать понимание и умение объяснять значение устойчивых выражений; объяснять значение слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.                                
  1. Развитие грамматического строя речи.
  1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: «Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды. Домашние заготовки», «Осень. Деревья. Осенняя одежда», «Дикие животные», «Перелетные птицы».
  2. Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по указанным темам).
  3. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги из-под, из-за. 
  4. Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать и т.п) и начать обучать образовывать приставочные глаголы, а также закреплять их в речи.
  5. Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными (по указанным темам).
  6. Работа над коррекцией аграмматизмов в речи детей.
  1. Обучение связной речи.
  1. Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
  2. Продолжать обучать детей составлять предложения по картинке (по картинкам, серии картинок), учить распространять предложение второстепенными членами предложения.
  3. Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.
  4. Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  5. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов, развивать речевой слух.
  6. Совершенствовать навык составления рассказов по картинке (по картинкам, по серии картинок).
  7. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
  8. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление.

           X.      Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.

  1. Уточнить представления о пространственных отношениях, выраженных предлогами в, на, под, за и пр.
  2. Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их по 3—4 признакам.
  3. Упражнять в умении ориентироваться на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова вверху, внизу, слева, справа.
  4. Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова месяц, неделя.
  5. Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций.
  6. Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (зашёл, вышел, перешёл, отошёл, ушёл).

Второй период обучения — декабрь, январь, февраль.

  1. Развитие общих речевых навыков.
  1. Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
  2. Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
  3. Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.
  4. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
  5. Формировать навык выразительного чтения стихотворений, развивая правильность, беглость и осознанность.
  1. Артикуляционная гимнастика.
  1. Ввести интерактивную артикуляционную гимнастику-сказку.
  2. Подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
  3. Развивать мимическую мускулатуру.
  1. Звукопроизношение.
  1. Продолжать работу над  автоматизацией правильного произношения поставленных звуков у детей.
  2. Формировать правильное произношение звуков у вновь поступивших детей.
  1. Работа над слоговой структурой слова.
  1. Проговаривать слова доступного речевого класса.
  2. Постепенно увеличивать сложность классов.
  1. Развитие фонематических  представлений.
  1. Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.
  2. Упражнять детей в различении твердых-мягких согласных в ряду звуков, слогов, слов.
  3. Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова.
  4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа дом, кот.
  1.  Лексика.

Лексические темы.

Декабрь

1 – я неделя – «Зимующие птицы».

2 – я неделя – «Домашние животные».

3 – я неделя – «Домашние животные и птицы и их детеныши».

4 – я неделя – «Зимние забавы. Новый год».

Январь

2 – я неделя – «Зима. Зимняя одежда».

3 – я неделя – «Человек. Части тела».

4 – я неделя – «Транспорт. Правила дорожного движения».

Февраль

1 – я неделя – «Материалы и инструменты».

2 – я неделя – «Профессии. Строительство».

3 – я неделя – «Защитники отечества».

4 – я неделя – «Времена года. Календарь. Весна».

  1. Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить знание детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц. Расширить представления о жизни диких животных зимой.
  2. Уточнить понятия, расширить представления о материалах, инструментах.
  3. Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января. Дать представление о том, как встречают Новый год в разных странах.
  4. Систематизировать представления детей о многообразии зимующих птиц.
  5. Систематизировать представления детей о транспорте, сформировать представление о видах транспорта, о профессиях на транспорте.
  6. Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться.
  7. Закрепить и расширить знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов.
  8. Систематизировать представления детей о местах обитания домашних животных и диких зверей. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. Добиться понимания детьми роли человека в содержании домашних животных.
  9. Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по этим лексическим темам.
  10. Объяснить переносное значение устойчивых выражений; объяснить значение слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.
  1. Развитие грамматического строя речи.
  1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (по темам: «Человек. Части тела», «Транспорт», «Профессии. Строительство», «Защитники Отечества», «Времена года. Календарь. Весна».
  2. Познакомить детей со способами словообразования (по теме: «Материалы и инструменты»).
  3. Продолжить работу по обучению согласованию имен прилагательных с именами существительными (по всем лексическим темам).
  4. Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных (по лексическим темам: «Домашние животные», «Домашние животные и птицы», «Зимующие птицы», «Зима. Зимняя одежда», «Человек. Части тела»).
  5. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги  (по темам: «Зима. Зимняя одежда» «Домашние животные»).
  6. Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия (по всем темам).
  7. Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.
  1. Обучение связной речи.
  1. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным темам с использованием коллективно составленного плана (по картинке, по картинкам, по серии картинок).
  2. Учить детей составлять рассказы, опираясь на личный опыт, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным , увиденным.
  3. Учить детей пониманию и толкованию слов, сравнению, объяснению пословиц и загадок.
  4. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификаций.
  5. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление, развивать речевой слух.

X.    Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.

  1. Учить детей отражать пространственное положение предметов в речи. Закреплять умение выражать пространственные отношения сложными предлогами из-за, из-под и т.п.
  2. Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, использовать прилагательные левее, правее, выше, ниже.
  3. Закрепить представление о последовательности дней недели, месяцев года. Закрепить в речи названия дней недели и месяцев года. Учить устанавливать возрастные различия между людьми.
  4. Закрепить в речи слова шире, уже, выше, ниже, больше, меньше, длиннее, короче.
  5. Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций.
  6. Учить детей точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (заехал, выехал, переехал, отъехал, уехал).

      Третий период обучения — март, апрель, май.

  1. Развитие общих речевых навыков.
  1. Развивать правильное голосоведение и выразительное чтение.
  2. Продолжать работу над темпом и ритмом речи, чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении.
  3. Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое и лёгкое изменение по силе, высоте, тембру).
  4. Продолжать развивать интонационную выразительность речи. Формировать полноценные интонации, работать над выразительностью речи. Учить осознанно использовать различные интонационные структуры предложений в экспрессивной речи.
  5. Работать над выразительным чтением стихотворений, выразительным исполнением ролей в играх-драматизациях, на вечерах досуга и утренниках.
  6. Развивать и поощрять речевое творчество детей.
  7. Совершенствовать чёткость дикции.
  8. Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.
  1. Артикуляционная гимнастика.

          По необходимости: для детей, пропустивших этот этап работы, и для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями.

  1. Звукопроизношение.
  1. Закончить автоматизацию всех звуков у всех детей.
  2. Провести дифференциацию смешиваемых звуков.
  1. Работа над слоговой структурой слова.
  1. Постепенно увеличивать сложность произносимых слов.
  2. Проговаривать двустишия и четверостишия.
  1. Развитие фонематических  представлений.
  1. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении твёрдых-мягких согласных, в выделении звука из слова.
  2. Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа кот, дом, сон.
  1. Лексика.

Лексические темы.

Март

1-я неделя — «Мамин день. Семья».

2-я неделя — «Ранние признаки весны. Первоцветы».

3-я неделя — «Электроприборы. Ателье».

4-я неделя — «Весна в природе».

Апрель

1-я неделя — «Труд людей весной».

2-я неделя — «Космос».

3-я неделя — «Возвращение птиц. Насекомые».

4-я неделя — «Посуда. Продукты питания».

Май

2 – я неделя – «Животные жарких стран».

3 – я неделя – «Город. Адрес».

  1. Обобщить представления детей о характерных явлениях в живой и неживой природе: увеличении длительности дня, таянии снега, ледоходе, появлении травы, набухании почек и появлении листьев, возвращении птиц. Познакомить с весенними месяцами. Дать представление о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных.
  2. Познакомить с трудом взрослых на полях, в садах и огородах весной, с ролью техники в сельскохозяйственных работах.
  3. Сформировать представление о космосе, о его освоении людьми.
  4. Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину.
  5. Раскрыть и углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе поздней весной.
  6. Обобщить знания детей о жизни перелётных птиц поздней весной (строительство гнёзд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых).
  7. Углубить и расширить знания детей о родном городе (селе), о его отличительных чертах и достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за родной город.
  8. Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по этим лексическим темам.
  1. Развивать понимание и объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы.
  1. Развитие грамматического строя речи.
  1. Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных (по темам: «Ранние признаки весны. Первоцветы», «Возвращение птиц. Насекомые», «Животные жарких стран»), согласование прилагательных и числительных с существительными (по всем темам).
  2. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов (по теме «Возвращение птиц. Насекомые»).
  3. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (по темам: «Мамин день. Семья», «Город. Адрес», «Школьные принадлежности»).
  4. Совершенствовать умение образовывать сравнительные формы имён прилагательных (по теме «Возвращение птиц. Насекомые»).
  5. Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей.
  1. Обучение связной речи.
  1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картинке и по серии картинок, рассказа из личного опыта.
  2. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.
  3. Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.
  4. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.
  5. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.
  6. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление, развивать речевой слух.
  7. Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи. Стимулировать собственные высказывания детей.
  8. Учить детей понимать свои переживания и чувства других людей и рассказывать об этом.
  1. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.
  1. Закрепить представления о последовательности дней недели, месяцев, об отношениях во времени (минута-час, неделя-месяц, месяц-год).
  2. Практиковать детей в отражении пространственного положения предметов речи.
  3. Практиковать детей в ориентировании на листе бумаги, использовать слова левее, правее, выше, ниже.
  4. Упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова сверху, снизу, влево, вправо.
  5. Закреплять представления о времени, ввести в активный словарь слова раньше, позже; вчера и позавчера; завтра и послезавтра; старше, младше.
  6. Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций.
  7. Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (залетел, вылетел, перелетел, отлетел, улетел).

_________________учитель-логопед Сазанова Анжелика Александровна

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему: Годовой план работы учителя-логопеда в старшей группе

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА

1

  • Составление перспективного плана
  • Составление календарного плана подгрупповой работы
  • Заполнение акта обследования
  • Составление графика работы
  • Оформление циклограммы работы
  • Оформление журнала посещения детей
  • Подготовка анкет для родителей
  • Подготовка индивидуальных карт для обследования
  • Заполнение индивидуальных диагностических и речевых карт
  • Составление индивидуальных адаптированных образовательных программ
  • Оформление тетради координации взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей старшей логопедической группы
  • Оформление тетради для занятий родителей с ребенком
  • Оформление журнала консультаций логопеда для родителей
  • Оформление речевых карт
  • Отчет о проделанной коррекционной работе за учебный год

До 15.09.16г

Май 2017г

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

2

Коррекционно – развивающие подгрупповые занятия

В течение года

Индивидуальные занятия

Не менее 2-3 раз в неделю

Фронтальные занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи и связной речи

1 раз в неделю

Фронтальные занятия по обучению элементам грамоты

2 раза в неделю

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

3

  • Подробное обследование устной речи детей, распределение на подгруппы
  • Сбор медицинских и педагогических сведений о раннем развитии ребенка
  • Психолого-педагогическое и медицинское наблюдение за детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
  • Динамическое наблюдение в течение года, промежуточные срезы
  • Анализ результатов обследования, частичный анализ результатов психолого-педагогического и логопедического воздействия

До 15.09.16

Сентябрь

В течение года

Январь, Май

Плановые ПМПк ДОУ

ВЗАИМОСВЯЗЬ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ

  • Консультации для воспитателей и специалистов по результатам обследования речи детей.

«Работа психолого-медико-педагогического консилиума в детском саду комбинированного вида»

«Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

– «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

В течение года

Октябрь

Декабрь

Февраль

  • Ознакомление с упражнениями артикуляционной гимнастики для формирования основных групп звуков: свистящих, шипящих, соноров.

В течение года  

  • Оценка качества коррекционно-педагогической деятельности

Май

  • Посещение открытых занятий воспитателей и специалистов

В течение года

  • Участие в праздниках, развлечениях, мероприятиях, проводимых в ДОУ

В течение года

  • Участие в заседаниях МОУ РПМПК

Май

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

5

  •  Консультирование родителей

В течение года

  • Индивидуальные беседы

В часы консультаций для родителей

  • Приглашение родителей на фронтальные и индивидуальные занятия с целью ознакомления с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей

В течение года

  • Информационный стенд:

 «Особенности развития речи детей 6-го года жизни»

«Развитие фонематического восприятия у детей 5 лет с нарушением речи»

«Причины речевых нарушений»

«О правильном речевом дыхании. Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием»

 «Расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий у детей 5-6 лет с ОНР»

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Февраль

Апрель

  • Анкетирование

Сентябрь

Май

  • Семинар: «Учимся говорить правильно. Как автоматизировать поставленные звуки дома?»

Февраль

Посещение и выступление на родительских собраниях

№1 Тема « Система коррекционной работы в старшей группе»

№2 Тема: «Наши достижения»

№3 Тема: «Результаты коррекционной работы в старшей группе»

Сентябрь

Январь

Май

«Я учу стихотворение»

 «Логопедические игры на кухне вместе с мамой»

Ноябрь

Март

ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

6

Размещение статей, консультаций, рекомендаций, конспектов занятий на интернет-сайте

Работе с педагогами и специалистами ДОУ (консультации, семинары, практикумы, открытые занятия)

В течение года

По годовому плану ДОУ

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

7

1. Принимать участие в работе районного МО логопедов

В течение года

2. Самостоятельно работать со специальной литературой. Изучение новинок методической литературы

В течение года

3. Участвовать в работе семинаров, курсов усовершенствования и рабочих совещаниях, проводимых по намеченным планам

По мере проведения

5. Систематизация и наработка опыта работы для аттестация на квалификационную категорию

В течение года

6. Разработка новых методических пособий

В течение года

7. Совершенствование предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете

В течение года

8. Посещение логогрупп других детских садов с целью обмена опытом

В течение

года

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему: Календарно-тематический план учителя-логопеда

период

№ занп/п

тема

Сроки выполнения

Кол-во часов

Дата факт

проведения

                                         Диагностика  детей            1.09.-14.09.12  

1 период

1

Детский сад. Развитие общего внимания и понимания речи.

17.09

1

Сентябрь

2

В мире звуков. Развитие слухового восприятия.

18.09

1

3

Беседа по сюжетной картине «Дети в детском саду».

19.09

1

4

Игрушки. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

24.09

1

5

Звук  У. Выделение гласного звука в потоке других звуков.

25.09

1

6

Составление описательного  рассказа «Кукла» с опорой на схему.

26.09

1

Октябрь

7

Осень. Образование существительных  множественного числа.

1.10

1

8

Звук  А. Выделение гласного звука в потоке других звуков.

2.10

1

9

Составление рассказа по картине  «Осень».

3.10

1

10

Овощи. Образование существительных  множественного числа.

8.10

1

11

Звуки У-А. Анализ звукового  ряда 2х гласных (АУ, УА).

9.09

1

12

Составление рассказа-описания с опорой на схему «Помидор» .

10.10.

1

13

 Фрукты. Согласование сущ. с прилагательными  в роде, числе.

15.10

1

14

Звук  И. Анализ звукового ряда ИУ, АИ.

16.10

1

15

Составление описательного рассказа по схеме «Яблоко».

17.10

1

16

Сад-огород. Образование существительных в родительном падеже.

22.10

1

17

Звуки  А, И, У. Анализ звукового ряда  3х гласных  АУИ, ИАУ и др.

23.10

1

18

 Пересказ рассказа Н.Сладкова «Богатый урожай» с использованием сюжетных картин.

24.10

1

19

Моя семья. Подбор прилагательных к существительному.

29.10

1

20

Звук  П. Анализ слога  АП.

30.10

1

21

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Семейный ужин»

31.10

1

Ноябрь

22

Наш дом, его части.

Усвоение творительного падежа с предлогами с, со.

5. 11

1

23

Звук Н. Анализ обратного слога АН.

6. 11

1

24

 Пересказ рассказа «Как дом родился» по Л.Н.Смирновой.

7. 11

1

25

Моя улица. Употребление слов-антонимов.

12.11

1

26

Звук  М. Выделение первого согласного звука в слове.

13.11

1

27

 Составление рассказа по опорным картинкам «По дороге в детский сад».

14.11

1

28

Мой город. Подбор прилагательных к существительному.

19.11

1

29

Звук Т. Анализ  слогов  АТ, ОТ, УТ, ИТ.

20.11

1

30

Составление рассказа по рисункам детей «Мой поселок».

21.11

1

31

Посуда. Употребление качественных прилагательных.

26.11

1

32

Звуки ТЬ. Звуковой анализ прямых слогов ТА, ТИ, ТО.

27.11

1

33

Составление пересказа по Т.А. Ткаченко «Это я виновата»

28.11

1

2 период

34

Зимние забавы. Образование глаголов прошедшего времени.

3. 21

1

Декабрь

35

Звук  К. Звуковой анализ слогов ОК, УК, КО.

4. 12

1

36

Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом.

5. 12

1

37

Части тела. Образование слов-антонимов.

10.12

1

38

Звук КЬ. Звуковой анализ прямых и обратных  слогов КА, КИ, ИК, КУ.

11.12

1

39

Составление описательного рассказа  о себе по рисунку.

12.12

1

40

Новогодний праздник. Образование сложных слов.

16.12

1

41

Звук Х. Звуковой анализ  и синтез слога ХА, ОХ.

17.12

1

42

Составление рассказа  по картине «Ёлка».

18.12

1

                             Промежуточная диагностика с 15.12-30.12.2012 года

43

Домашние животные. Употребление притяжательных прилагательных.

44

Звук ХЬ. Звуковой анализ и синтез слога ХИ.

8.01

1

45

 Составление пересказа «Случай в лесу» по Т.А. Ткаченко.

9.01

1

46

Дикие животные. Употребление притяжательных прилагательных.

14.01

1

47

Звук  Б. Закрепить умение определять место звука в слове.

15.01

1

48

Составление пересказа «Петя и волки» по Т.А. Ткаченко.

16.01

1

49

Животные жарких стран. Согласование числительных с существительными.

21.01

1

50

Звук  БЬ. Звуковой анализ слогов БИ, УБ, БО.

22.01

1

51

Составление рассказа – описания «Слон».

23.01

1

52

Птицы (перелетные и оседлые). Употребление предлогов (из-за, из-под, с, на, между, от, к).

28.01

1

53

Звук Г. Звуковой анализ слогов ГА, ГИ, ОГ, УГ.

29.01

1

54

Пересказ рассказа Л.Воронковой «Лебеди» по серии сюжетных картин.

30.01

1

Февраль

55

Транспорт автодорожный и железнодорожный. Образование глаголов с приставками.

4. 02

1

56

Звук Ы. Анализ слов  СЫН, ДЫМ.

5.02

1

57

 Составление пересказа «На машине» по Т.А. Ткаченко

6. 02.

1

58

Транспорт водный и воздушный. Согласование числительных с существит.

11.02

1

59

Звук  В. Схема слов типа ВАЗА, ВАТА.

12.02

1

60

 Составление пересказа «Как Саша первый раз увидел самолет»

13.02

1

61

День защитников отечества. Образование прилагательных от существительных.

18.02

1

62

Звук  ВЬ. Звуко-слоговой анализ слов.

19.02

1

63

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Собака-санитар».

20.02

1

64

Профессии. Употребление сущ. в творит.падеже.

25.02

1

65

Звуки Б-П. Звуко-слоговой анализ слов БАНТ, ПЕНЬ.

26.02

1

66

Составление рассказа о профессиях по схеме.

27.02

1

3 период

67

Международный женский день. Преобразование сущ. муж.рода в сущ. женского рода.

4.03

1

Март

68

Звук  С. Звуко-слоговой анализ слов СУП, СОК.

5.03

1

69

Пересказ  рассказа В. Осеевой «Женский день».

6.03

1

70

 Одежда. Употребление притяжательных местоимений мой, моя.

11.03

1

71

Звук СЬ. Звуковой анализ слова ГУСЬ.

12.03

1

72

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как солнышко ботинок нашло».

13.03

1

73

Продукты питания. Употребление относительных прилагательных.

18.03

1

74

 Звуки С-СЬ.  Дифференциация звуков.

19.03

1

75

Пересказ рассказа Л.Н.Смирновой «Что вкуснее?» по опорным картинкам.

20.03

1

76

Мебель. Употребление предлогов (из-за, из-под, в, на, под, за).

25.03

1

77

Звук З. Звуко-слоговой анализ слова КОЗА.

20.03

1

78

Составление  описательного рассказа «Стол и стул».

27.03

1

Апрель

79

День космонавтики. Употребление числительных с сущ.

1.04.

1

80

 Звук ЗЬ. Звуко-слоговой анализ слов  ЗИМА.

2.04.

1

81

Составление рассказа по картине  «Космос».

3.04.

1

82

Весна, признаки весны. Подбор существительного к прилагательному, согласование в роде, числе, падеже.

8.04.

1

83

Звуки З-ЗЬ. Дифференциация звуков.

9.04.

1

84

Пересказ рассказа «Три весны» Л.Н. Смирнова.

10.04

1

85

Сад-огород. Согласование  числительных   с существительным.

15.04

1

86

Звук Ш. Звуковой анализ слова ШАР.

16.04

1

87

Составление рассказа –сравнения «Яблоко и морковь».

17.04

1

88

Насекомые.  Употребление существительных в родительном падеже мн.числа.

22.04

1

89

Звуки С-Ш. Дифференциация звуков.

23.04

1

90

Составление описательного рассказа «Бабочка».

24.04

1

91

Весна. Труд людей весной. Подбор однокоренных слов.

29.04

1

92

Звук О. Определение места звука в слове.

30.04

1

Май

93

Составление творческого рассказа  по сюжетной картине «Весенние работы».

1.05

1

94

День победы. Согласование прилагательных с существительным в роде, числе, падеже.

6.05

1

95

Звук  Ж. Звуковой анализ слов ЖУК, ЖАБА.

7.05

1

96

Составление рассказа «Границы родины на замке»

8.05

1

97

Лето. Образование глаголов прошедшего времени.

13.05.

1

98

Повторение пройденных звуков.

14.05

1

99

Составление  описательного рассказа по сюжетной  картине «Лето».

15.05

1

Итоговая диагностика по усвоению материала с 20.05-31.05.2013

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) на тему: Годовой план учителя-логопеда в старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Выход

1

Консультации для воспитателей старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) ДОУ:

1. Результаты логопедического обследования. Направления коррекционно-  образовательной  работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

2.  Развитие артикуляционной  моторики  у детей с ТНР (ОНР)

3.  Загадка как средство развития речи и мышления.

4.   Работа по развитию мелкой моторики.

5.  Развитие лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи

6.  Вербальные и невербальные коммуникации.

7.  Обогащение словаря детей с ОНР антонимами и синонимами.

8.  Развитие внимания и памяти детей.

9. Анализ совместной работы логопеда и воспитателей за учебный год.

 Обсуждение рабочих моментов. Рекомендации по работе воспитателя в летний период.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Устная консультация

Практический материал

Устный  материал  

Практический

материал

Письменный материал.

Устный  материал

Письменный материал

Устная консультация, Письменный материал

2

Мастер-класс на тему: « Развитие артикуляционной моторики, как  средства  профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Декабрь

Практический материал

nsportal.ru

Календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) по теме: Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР на 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Фронтальные логопедические занятия *

Вид занятия

Количество занятий в неделю по периодам обучения

I

II

III

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи

2

3

3

Формирование правильного звукопроизношения (закрепление поставленных звуков, овладение звуковым анализом и синтезом)

2

2

*«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации»/ Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина.- М.: Дрофа, 2009.- 189, [3] с.

I ПЕРИОД. СЕНТЯБРЬ

Нед.

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

I, II

   ПЕРВИЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ, ЗАПОЛНЕНИЕ РЕЧЕВЫХ КАРТ

III

Тема: Детский сад.

Цель: закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме.

Тема: Развитие общего внимания и понимания речи.

Цель: развивать у детей внимание, понимание речи и словесно – логическое мышление.

IV

Тема: Игрушки.

Цель: углублять знания детей по теме, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Тема: Формирование понятия о действии и предмете.

Цель: учить детей подбирать к действию объекты и к объекту действия.

Количество занятий: 4.

I ПЕРИОД. ОКТЯБРЬ

Нед.

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

I

Тема: Осень.

Цель: уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме, воспитывать интерес к изменениям в природе.

Тема: Имена собственные и их уменьшительные формы.

Цель: учить детей самостоятельно образовывать уменьшительно-ласкательные формы от предложенных имен и названий предметов.

II

Тема: Овощи.

Цель: развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи».

Тема: Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.

Цель: учить изменять начальную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа.

III

Тема: Фрукты.

Цель: закреплять, активизировать и расширять знания детей по теме.

Тема: Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени.

Цель: учить согласовывать глаголы и существительные в числе.

IV

Тема: Сад – огород.

Цель: углублять знания детей по теме, учить различать фрукты и овощи.

Тема: Составление трехсловных предложений.

Цель: познакомить детей с понятием «предложение», обучить составлению фразы с опорой на схему.

V

Тема: Лес. Грибы, ягоды, деревья.

Цель: развивать и активизировать словарный запас по теме.

Тема: Согласование числительных «один», «одна» с существительными.

Цель: учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна.

Количество занятий: 10.

I ПЕРИОД. НОЯБРЬ

Нед.

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

I

Тема: Перелетные птицы.

Цель: уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме, воспитывать интерес к изменениям в природе.

Тема: Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе с предлогом У и без него.

Цель: учить детей образовывать существительное в родительном падеже единственного числа от существительного в именительном падеже, согласовывая существительное с соседними словами. Уточнить значение предлога У.

II

Тема: Одежда.

Цель: развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Одежда».

Тема: Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе.

Цель: Учить детей образовывать существительное в родительном падеже единственного числа от существительного в именительном падеже, правильно согласовывая слова в словосочетаниях и фразах. Учить понимать и дифференцировать вопросы: кого? чего?

III

Тема: Обувь, одежда, головные уборы.

Цель: учить детей различать обобщающие слова по теме, подбирать к ним соответствующие  группы предметов.

Тема: Приставочные глаголы.

Цель: Учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол

IV

Тема: Ателье.

Цель: углублять знания детей по теме, познакомить с различными материалами и инструментами, а также профессиями людей, связанными с одеждой.

Тема: Согласование существительных «два», «две» с существительными.

Цель: Учить детей соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными два, две и подбирать существительные к этим числительным

Количество занятий: 8.

II ПЕРИОД. ДЕКАБРЬ

Нед.

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

I

Тема: Зима. Зимние забавы.

Цель: уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме, воспитывать интерес к изменениям в природе.

Тема: Предлог НА.

Цель: Учить детей выделять предлог НА в предложениях и сочетаниях слов, составлять предложения с предлогом НА по двум опорным словам.

Тема: Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Цель: Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из 3-4 слов; пересказывать текст, составленный из 3-4 простых предложений с наглядной опорой в виде наблюдаемых объектов и действий с ними.

Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей на материале внеречевых звуков и слов, близких по звуковому составу.

Тема: Звук А.

Цель: познакомить детей  с понятиями «слово» и «звук».

II

Тема: Мебель. Части мебели.

Цель: развивать и активизировать словарный запас детей по теме.

Тема: Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе.

Цель: Учить детей правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном числе без предлога, образовывать существительное в дательном падеже от существительного в именительном падеже

Тема: Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

Цель: Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из 3-4 слов; пересказывать текст, составленный из 4 простых предложений.

Тема: Звук У.

Цель: обучить детей навыкам анализа и синтеза сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА).

Тема: Звуки А-У.

Цель: учить дифференцировать звуки А-У, определять наличие или отсутствие их в словах.

III

Тема: Семья.

Цель: обогащать словарный запас детей по теме.

Тема: Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе.

Цель: Учить детей правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе.

Тема: Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.

Цель: Учить детей отвечать на вопрос фразой из 3-5 слов, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе. Учить объединять фразы в рассказ из 4-5 предложений с наглядной опорой.

Тема: Звук И.

Цель: продолжать обучение детей анализу и синтезу сочетаний из двух звуков.

Тема: Звуки А-У-И.

Цель: учить определять в словах последний гласный звук.

IV

Тема: Новогодний праздник.

Цель: создать праздничное настроение в группе, уточнить словарный запас.

Тема: Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными.

Цель: учить детей согласовывать местоимения «мой», «моя» с существительными в роде.

Тема: Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.

Цель: Учить детей объединять фразы из 3-5 слов в рассказ из 4-5 предложений.

Тема: Звук О.

Цель: закрепить полученные навыки анализа и синтеза звукосочетаний.

Тема: Звуки О-У.

Цель: учить дифференцировать звуки О-У, определять наличие или отсутствие их в заданных словах.

 Количество занятий: 20.

II ПЕРИОД. ЯНВАРЬ

Нед.

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

I, II

КАНИКУЛЫ

III

Тема: Зимующие птицы.

Цель: развивать и активизировать словарный запас детей по теме.

Тема: Предлог ПОД. Дифференциация предлогов НА и ПОД.

Цель: Учить детей выделять и называть предлоги НА и ПОД в разных предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в предложения пропущенный предлог

Тема: Пересказ текста с использованием магнитной доски.

Цель: Учить детей пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия, производимые на магнитной доске с предметными картинками.

Тема: Звуки А-О-У-И.

Цель: Определение в словах первого и последнего гласных звуков, анализ  и синтез сочетаний из трех гласных звуков (АУО, ИУО, УОИ).

Тема: Звуки А-О-У-И.

Цель: закрепление полученных знаний на материале изученных гласных звуков

IV

Тема: Дикие животные зимой.

Цель: обогащать словарный запас детей по теме.

Тема: Падежные конструкции. Предложный падеж существительных с предлогом.

Цель: Учить детей

Тема: Пересказ текста с использованием магнитной доски Цель: Учить детей пересказывать короткий текст с наглядной опорой на передвигаемые картинки.

Тема: Звук Ы.

Цель: Обучать различению и четкому произношению звука Ы в слогах, словах, предложениях; упражнять детей в образовании существительных  множественного числа; познакомить с буквой Ы.

Тема: Звуки Ы-И.

Цель: учить детей четко дифференцировать изучаемые звуки.

V

Тема: Почта.

Цель: обогащение словарного запаса.

Тема: Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам..

Цель: Учить детей изменять существительное в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении.

Тема: Пересказ текста с использованием магнитной доски.

Цель: Учить детей пересказывать короткий текст с наглядной опорой на несколько последовательно предъявляемых предметных картинок.

Тема: Звук М.

Цель: Определение в словах первого согласного звука, анализ и синтез слов, состоящих из 2-х звуков: согласного и гласного (УМ, АМ, МЫ, МУ).

Тема: Звук В.

Цель: Определение наличия – отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным согласным звуком, анализ и синтез слова ВЫ.

Количество занятий: 15.

II ПЕРИОД. ФЕВРАЛЬ

Нед.

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

I

Тема: Транспорт.

Цель: уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме.

Тема: Подбор определений к предметам и объектам.

Цель: учить подбирать к названию предмета по два слова-признака и включать

их в предложения.

Тема: Пересказ текста с использованием магнитной доски.

Цель: Учить детей пересказывать короткий текст с наглядной опорой на предметные картинки.

Тема: Звук Н.

Цель: подбор слов с заданным согласным звуком, анализ и синтез слова ОН.

Тема: Звук Ф.

Цель: познакомить детей с согласным звуком Ф.

II

Тема: Комнатные растения.

Цель: развивать и активизировать словарный запас детей по теме.

Тема: Подбор определений.

Цель: Учить детей подбирать слова-признаки, отвечая на вопрос какой по величине?

Тема: Пересказ текста с использованием магнитной доски.

Цель: Учить детей полно и связно пересказывать короткий текст.

Тема: Звуки В-Ф.

Цель: определение двух гласных звуков в словах типа ВАГОН, ФАФЛИ.

Тема: Звуки М-Н.

Цель: определение двух гласных звуков в словах типа МУКА, МАГНИТ.

III

Тема: Наша армия.

Цель: обогащать словарный запас детей по теме.

Тема: Относительные прилагательные.

Цель: Учить детей подбирать слова-признаки, отвечая на вопрос какой по материалу?.

Тема: пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин .

Цель: Учить детей пересказу текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин, отображающих последовательность событий.

Тема: Звук Б.

Цель: определение гласного звука в середине односложных слов.

Тема: Звук П.

Цель: анализ и синтез обратных слогов типа АП, ОП, УП, определение конечного согласного .

IV

Тема: Весна. День рождения весны.

Цель: создать праздничное настроение в группе, уточнить словарный запас.

Тема: Подбор нескольких определений к предметам и объектам.

Цель: Учить детей подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений.

Тема: пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин .

Цель: Учить детей пересказу текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин, отображающих последовательность событий.

Тема: Звуки Б-П.

Цель: полный анализ и синтез слов типа БАК, БИНТ.

Тема: Звук Д.

Цель: определение позиции согласного звука в слове: начало, середина

Количество занятий: 20.

III ПЕРИОД. МАРТ

Нед.

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

I

Тема: Праздник 8 Марта.

Цель: уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме.

Тема: Предлоги В, НА, ПОД.

Цель: Учить детей точно дифференцировать предлоги В, НА и ПОД в разных предложениях, добавлять в предложения пропущенный предлог.

Тема: пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин .

Цель: Учить детей пересказу текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

Тема: Звук Т.

Цель: определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец.

Тема: Звуки Д-Т.

Цель: упражнение в анализе и синтезе слов типа ДОМ, ТОМ.

II

Тема: Профессии.

Цель: развивать и активизировать словарный запас детей по теме.

Тема: Согласование прилагательного и существительного в роде

Цель: Учить детей согласовывать прилагательные и существительные в роде.

Тема: пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

Цель: Учить детей пересказу текста с опорой на серию сюжетных картин.

Тема: Звук Г.

Цель: Знакомство с новым согласным звуком.

Тема: Звук К.

Цель: знакомство со звуком К, закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

III

Тема: Наша пища.

Цель: обогащать словарный запас детей по теме.

Тема: Распространение предложений путем введения однородных определений.

Цель: Учить детей подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений.

Тема: составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

Цель: Учить детей составлению рассказа с опорой на серию сюжетных картин, последовательность которых служит планом при рассказывании.

Тема: Звук Х.

Цель: знакомство со звуком Х, закрепление полученных навыков анализа и синтеза слов.

Тема: Звуки Г-К-Х.

Цель: учить четко дифференцировать изученные звуки К-Г-Х.

IV

Тема: Откуда хлеб пришел?

Цель: активизировать, обогатить и уточнить словарный запас.

Тема: Предлог К.

Цель: Учить детей выделять предлог К в предложениях и сочетаниях слов, составлять предложения с предлогом К по двум опорным словам.

Тема: составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

Цель: Учить детей составлению рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

Тема: Звук С.

Цель: определение позиции согласного звука в слове.

Тема: Звук С.

Цель: определение позиции согласного звука в слове.

Количество занятий: 20.

III ПЕРИОД. АПРЕЛЬ

Нед.

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

I

Тема: Посуда.

Цель: уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме.

Тема: Предлоги К, ОТ.

Цель: Учить детей точно дифференцировать предлоги К и ОТ в разных предложениях, добавлять в предложения пропущенный предлог.

Тема: составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

Цель: Учить детей составлению рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

Тема: Звук С.

Цель: определение позиции согласного звука в слове.

Тема: Звук С.

Цель: определение позиции согласного звука в слове.

II

Тема: Мой дом.

Цель: развивать и активизировать словарный запас детей по теме.

Тема: Простые предлоги

Цель: Закрепление навыка правильного использования в речи простых предлогов.

Тема: составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

Цель: Учить детей составлению рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

Тема: Звук С.

Цель: определение позиции согласного звука в слове.

Тема: Звук С.

Цель: определение позиции согласного звука в слове.

III

Тема: Домашние животные и их детеныши.

Цель: обогащать словарный запас детей по теме.

Тема: Словообразование.

Цель: Учить детей образованию существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Тема: пересказ текста с опорой на одну сюжетную картину.

Цель: Учить детей пересказывать текст большого объема.

Тема: Звук З.

Цель: знакомство со звуком З, полный анализ и синтез слов.

Тема: Звук З.

Цель: полный анализ и синтез слов

IV

Тема: Домашние птицы и их птенцы.

Цель: активизировать, обогатить и уточнить словарный запас.

Тема: Дифференциация видов глаголов.

Цель: Учить детей дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Тема: составление рассказа по одной сюжетной картине.

Цель: Учить детей составлению рассказа по одной сюжетной картине, события на которой –  конечный результат действия.

Тема: Звук З.

Цель: полный анализ и синтез слов

Тема: Звуки  С-З.

Цель: определение позиции согласного звука в слове.

Количество занятий: 20.

III ПЕРИОД. МАЙ

Нед.

ПОНЕДЕЛЬНИК

ВТОРНИК

СРЕДА

ЧЕТВЕРГ

ПЯТНИЦА

I

Тема: Наша страна. Мой родной край

Цель: уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме.

Тема: Глаголы единственного и множественного числа.

Цель: преобразование глаголов единственного числа в глаголы множественного числа.

Тема: составление рассказа по одной сюжетной картине.

Цель: Учить детей составлению рассказа по одной сюжетной картине, события на которой –  конечный результат действия.

Тема: Звук Ц.

Цель: определение первого согласного и последующего гласного звуков в словах.

Тема: Звуки С-Ц.

Цель: дифференциация звуков С-Ц.

II

Тема: Человек.

Цель: развивать и активизировать словарный запас детей по теме.

Тема: Родительный падеж существительных во множественном числе.

Цель: употребление существительных множественного числа в родительном падеже.

Тема: составление рассказа по одной сюжетной картине.

Цель: Учить детей составлению рассказа по одной сюжетной картине, события на которой –  конечный результат действия.

Тема: Звуки С-З-Ц.

Цель: дифференциация звуков С-З-Ц.

Тема: Звуки С-З-Ц.

Цель: дифференциация звуков С-З-Ц.

III

Тема: Насекомые.

Цель: обогащать словарный запас детей по теме.

Тема: прилагательные в сравнительной степени.

Цель: Учить детей образованию сравнительной степени прилагательных.

Тема: составление рассказа по одной сюжетной картине.

Цель: Учить детей составлению рассказа по одной сюжетной картине, события на которой –  конечный результат действия.

Тема: Звуки С-З-Ц.

Цель: дифференциация звуков С-З-Ц.

Тема: Звуки С-З-Ц.

Цель: дифференциация звуков С-З-Ц.

IV

Тема: Лето.

Цель: активизировать, обогатить и уточнить словарный запас.

Тема: Повторение пройденного материала.

Цель: закрепление полученных знаний.

Тема: Повторение пройденного материала.

Цель: закрепление полученных знаний.

Тема: Повторение пройденного материала.

Цель: закрепление полученных знаний.

Тема: Повторение пройденного материала.

Цель: закрепление полученных знаний.

Количество занятий: 20.

Учитель – логопед Давыдова Ю.С.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *