Урок математики 4 класс
Тема урока: Повторение
Цель: закрепление знаний, умений и навыков по теме «Умножение и деление»
Задачи: закреплять порядок действий в выражениях без скобок, содержащих 3-4 действия; закреплять умножение и деление многозначного числа на однозначное; развивать память, внимание; познакомить с целебными свойствами мёда, прививать уважение к профессии пчеловода и интерес к математике.
Оборудование: интерактивная доска, презентация «Целебные свойства мёда»
Ход урока
Ι. Орг. момент. Психологический настрой.
Учитель. Математику друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это ма-те-ма-ти-ка!
ΙΙ. Каллиграфическая минутка.
Какая цифра спряталась в орнаменте?
Отгадайте ребус:
Пропишем цифры
ΙΙΙ . Сообщение темы и цели урока – Повторение изученного материала.
Беседа о целебных свойствах мёда.
Слайды
У. Мёд очень полезен для здоровья. Мёд нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет, является мощным источником энергии, предохраняет организм от преждевременного старения. Кроме того, мёд обладает бактерицидными, лечебными и диетическими свойствами. Благодаря лечебным свойствам, мёд широко применяется в народной и традиционной медицине, используется для лечения недугов и профилактики заболеваний. Мёд часто используют в косметических препаратах, так как хорошо смягчает кожу, повышает ее тонус, устраняет сухость и шелушение. Ежедневное употребление меда по 20-50 граммов в течение года заметно улучшает состав крови и обмен веществ.
Повторение способов умножения и деления многозначного числа на однозначное. Задание: выполнить действия.
Слайд – картинка из учебника
Коллективная работа. Решение задачи «С первого улья было получено 59 кг мёда, со второго – п кг мёда, а с третьего на 4 кг больше, чем с
первого. Сколько килограммов мёда было получено с трёх ульев?
Составьте выражение для решения задачи и найдите его значение при
п = 62; п = 67.»
В ходе выполнения этого задания дети рассказывают о домиках для пчёл – ульях. Слайд
Для краткой записи можно использовать следующий образец:
Учащиеся составляют выражение к задаче: 59 + п + (59 + 4) и находят его значения при:
п = 62, 59 + 62 + (59 + 4) = 121 + 63 = 184 кг
п = 67, 59 + 67 + (67 + 4) = 126 + 71 = 197 кг
Ответ: 184 кг, 197 кг.
ΙV. Закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа. Повторение взаимосвязи между единицами измерения времени и длины.
12 ч = … мин 63 дм 54 см = … см
12 ч 15 мин = …. мин 91 м 102 см = … см
1 век 25 лет = …. лет 18 км 560 м = … м
Взаимопроверка
Работа у доски. Деление величин на однозначное число.
(Решение нескольких примеров с объяснением)
768 м : 3 342 ч : 2 784 кг : 8
540 с : 5 756 см : 9 952 л 6 2
Физкультминутка – зарядка для глаз
Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить три раза.
Представить вращающийся перед вами обруч и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
Коллективная работа. Перед выполнением необходимо повторить правила нахождения периметра и площади квадрата.
Оформить таблицу нужно следующим образом:
Длина стороны квадрата
5 см
8 см
9 см
10 см
а см
Площадь квадрата
25 см²
64 см²
81 см²
а²
Периметр квадрата
20 см
32 см
36 см
40 см
а х 4см
Решение в тетради:
S = 5² = 25 см² P = 5 · 4 = 20 см
S = 8²= 64 см² P = 8 · 4 = 32 см
S = 9² = 81 см² P = 9 · 4 = 36 см
S = 10² = 100 см² P = 10 · 4 = 40 см
S = а² P = а · 4 см
Вывод: Значение длины стороны квадрата увеличивается, значение площади и периметра тоже увеличиваются.
Логическая задача. Как Винни-Пух с помощью двух ведёрок вместимостью (ёмкостью) 8 л и 5 л налил себе 7 л мёда?
Ход рассуждения:
Налить мёд в пятилитровое ведро, вылить мёд в ёмкость 8 л.
Затем опять налить в пятилитровое ведро, отлить в восьмилитровое ведро. В пятилитровом останется 2 л
Налить мёд в пятилитровое ведро. У нас получилось 2 л в пятилитровом и 5 л в пятилитровом ведре. Всего 7 литров.
VΙ. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Что понравилось в уроке?
VΙΙ. Домашнее задание.
infourok.ru
Самая маленькая птица в мире – колибри, делает 80 взмахов крыльев в секунду. Сколько взмахов за час сделает эта птичка?
Решение:
- 1) 80 * 60 = 4800
- 2) 4800 * 60 = 288 000
- Ответ: 288 000 взмаха.
400 лет требуется для образования 1 см плодородного слоя почвы. Сколько лет нужно чтобы этот слой достиг 20-ти сантиметровой толщины?
Решение:
- 1) 20 * 400 = 8 000
- Ответ: 8 000 лет.
2 тонны нефти могут загрязнить 24 кв. км поверхности океана. За последний год в океан попало около 8 миллионов тон нефти. Сколько квадратных километров морской поверхности будет загрязнено за 3 таких года?
Решение:
- 1) 24 : 2 = 12
- 2) 12 * 8 000 000 = 96 000 000
- 3) 96 000 000 * 3 = 288 000 000
- Ответ: 288 000 000 км²
Сколько зерна съедят за зиму 30 хомяков, если каждый из них съедает за зиму 800 грамм?
Решение:
- 1) 30 * 800 = 24 000
- Ответ: 24 000 грамм.
Длина Земной окружности составляет 40 000 км. Какое количество суток понадобилось бы пешеходу, задумавшему совершить кругосветное путешествие, если каждые сути он бы преодолевал 25 км?
Решение:
- 1) 40 000 : 25 = 1600
- Ответ: 1600 суток.
В лесу было разорено 3 муравейника, муравьи каждого из которых за сутки могут поймать 15 000 насекомых. Вычисли количество насекомых, которые не были пойманы муравьями за 1 сутки.
Решение:
- 1) 15 000 * 3 = 45 000
- Ответ: 45 000 насекомых.
Такое растение, как лишайник, вырастает в год, в среднем, на 8 мм. Прожить некоторые из них могут до 80 лет. На сколько сантиметров вырастет восьмидесятилетний лишайник?
Решение:
- 1) 80 * 8 = 640
- Ответ: 64 сантиметра.
Студенты собирали свеклу 3 дня и собрали 3888 кг. В первый день третью часть, во второй на 672 кг больше, чем в первый. Вычисли количество моркови, собранное в третий день.
Решение:
- 1) 3888 : 3 = 1296
- 2) 1296 + 672 = 1968
- 3) 3888 – 1968 = 1920
- Ответ: 1920
Спортсменов, прибывших на соревнования, построили в колонну, в которой в каждом ряду 15 спортсменов. Сколько рядов в колонне, если прибыло 2 группы по 67 спортсменов, 4 по 40 спортсменов и 3 по 62 спортсмена?
Решение:
- 1) 2 * 67 = 134
- 2) 4 * 40 = 160
- 3) 3 * 62 = 186
- 4) 134 + 160 + 186 = 480
- 5) 480 : 15 = 32
- Ответ: 32 ряда.
В каждом ряду актового зала школы по 25 стульев. Сколько рядов нужно, что бы разместить: 4 класса по 26 учащихся, 3 класса по 27 учащихся, 5 классов по 28 учащихся?
Решение:
- 1) 4 * 26 = 104
- 2) 3 * 27 = 81
- 3) 5 * 28 = 140
- 4) 104 + 81 + 140 = 325
- 5) 325 : 25 = 13
- Ответ: 13 рядов.
В строке 8 слов, на странице 33 таких строки, в рассказе 25 страниц. Сколько в рассказе слов?
Решение:
- 1) 33 ∙ 8 = 264
- 2) 264 ∙ 25 = 6398
- Ответ: 6398 слов.
Для производства 50 изделий определенного образца предприятие должно затратить 9 00 000 рублей. После доработки технологии стоимость изготовления одного изделия уменьшилась на 3000 руб. Сколько изделий на ту же сумму сможет выпустить предприятие после доработки технологии?
Решение:
- 1) 900000 : 50 = 18000
- 2) 18000 – 3000 = 15000
- 3) 900000 : 15000 = 60
- Ответ: 60 изделий.
5) Средняя длина человеческого шага равна 75 см. Какое расстояние можно преодолеть, сделав 1000 000 шагов?
Решение:
- 1) 75 * 1 000 000 = 75 000 000
- Ответ: 75 000 000 см.
32 тетради уложенные стопкой имеют высоту 5 см. Если сложить одна на одну 2 000 000 тетрадей, какой высоты получится стопка?
Решение:
- 1) 5 * 2 000 000 = 10 000 000
- Ответ: 10 000 000 см.
10 мешков муки весят 1 тонну. Сколько весит 1 мешок?
Решение:
- 1) 1 000 : 10 = 100
- Ответ: 100 кг.
В Арктике грозы бывают очень редко(менее одного раза в год) и напротив – в Центральной Америке могут быть до 216 раз в году. Вычисли количество гроз в месяц в Центральной Америке.
Решение:
- 1) 216 : 12 = 18
- Ответ: 18 гроз в месяц.
Для пошивки пальто понадобилось 3 метра ткани по 36 рублей за метр. Сколько таких же пальто можно сшить, если купить той же ткани на 432 рубля?
Решение:
- 1) 3 * 36 = 108
- 2) 432 : 108 = 4
- Ответ: 4 пальто.
mat-zadachi.ru
Урок – деловая игра по математике ( 4 класс)
Тема: Повторение пройденного материала. Многозначные числа. Умножение и деление многозначных чисел. Площадь прямоугольника.
Цель: 1. Формировать вычислительные умения и навыки, умение решать задачи. Анализировать математические задания.
2. Развивать логическое и алгоритмическое мышление, познавательные и интеллектуальные возможности.
3. Воспитывать коллективизм, нравственные черты личности, способность самосовершенствоваться.
Ход урока:
І. Организационный момент.
Психологический настрой.
ІІ. Постановка цели урока.
Сегодня у нас урок необычный. Нам предстоит поработать в фирмах. Возможно, мы не решим глобальных государственных проблем. Мы начнем с малого и шаг за шагом будем продвигаться к будущему. Наша страна стремится стать процветающей. И поэтому многие открыли и продолжают создавать фирмы. С их помощью государство идет вперед.
Сегодня на уроке открыты фирмы по производству, реализации и сбыту зерна и хлебопродуктов.
КОЛОСОК
ГОРЯЧИЙ
ХЛЕБ
ЗЕРНО
ЗЕМЛЯ
ДОСТАТОК
ИСТОК
Их президентами являются (перечисляю имена).
Они будут моими непосредственными помощниками. Я являюсь генеральным директором главного предприятия.
Вручаю вам пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени (задания в файлах – напечатанные). Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами.
ІІІ. Минутка каллиграфии.
Чтобы открыть фирму необходимо приобрести лицензию. Чтобы приобрести лицензию достаточно знать многозначные числа и расположить цифры так, чтобы получилось наибольшее число. После этого можно прочитать слово.
1). Крупное учреждение, где находятся финансовые ценности.
4
7
6
2
н
б
а
к
2). Как называются иностранные деньги ?
1
9
0
6
7
4
т
в
а
л
а
ю
3). Денежная единица Украины.
4
1
8
3
0
6
и
н
г
в
а
р
4). Самый дорогой металл.
9
3
6
0
1
4
з
0
0
0
т
л
5). Ввоз в страну иностранных товаров.
7
4
2
5
3
0
и
п
р
м
о
т
6). Объявление, извещение по телевидению, радио о товаре, услуге.
9
4
0
8
3
1
6
р
л
а
е
а
м
к
7). Соперничество, состязание на рынке.
9
6
4
1
0
8
7
5
3
0
2
к
к
р
ц
я
о
н
у
е
и
н
ІV. Устный счет
Вопрос 1. Сумма денег, которые мы платим за товар или услугу.
30 х 8
5 х 15
420 : 6
810 : 9
240
75
70
90
Ц
Е
Н
А
Вопрос 2. Коммерсант, заключающий договоры по поручению клиентов.
72 : 2
84 : 4
96 : 4
65 : 5
58 : 2
57:3
36
21
24
15
29
19
Б
Р
О
К
Е
Р
Проверим, чья фирма умеет хорошо считать. Умение считать для фирм – это очень важно.
1. К посеву хлебных культур сначала приступило 130 рабочих и 110 работниц фирм. Их разделили на 10 одинаковых бригад. Сколько человек в каждой бригаде? ( 24 человека).
2. Президенту фирмы 35 лет, он старше своего секретаря на 6 лет. Сколько лет секретарю? ( 29 лет).
3. Умножьте количество месяцев в году на число дней в неделе.
( 12 * 7 = 84 дня).
4. Из 1 центнера вычесть 30 кг. (70 кг).
5. Длина прямоугольного участка под посевы равна 200 метров, а ширина – 20 метров. Чему равна площадь этого участка? ( S = 200*20=4000 квадратных метра).
V. Работа над деловыми бумагами.
А теперь приступим к работе по деловым бумагам. Вам нужно решить задачу. В решении вам поможет алгоритм. ( алгоритм – карточка стоит на столе).
1. Прочитай.
2. Что известно.
3. Что нужно узнать.
4. Можем ли мы… Почему?
5. Какие главные слова…
6. Реши…
Задача (в раздаточной карте)
На первом поле посеяли 1 фирма 400 га пшеницы (1900)
2 фирма 200 га пшеницы ( 950)
3 фирма 300 га пшеницы ( 1425)
4 фирма 100 га пшеницы ( 475)
5 фирма 240 га пшеницы ( 1140),
а на втором в 3 раза больше, чем на первом, а на третьем поле посеяли в 4 раза меньше, чем на втором. Сколько всего гектаров пшеницы засеяно на трёх полях? ( правильный ответ 500 руб.)
VІ. Реши и проверь.
Бухгалтер фирмы допустил ошибку в вычислениях. Найди и исправь её. ( на раздаточной карте).
349 736 4 217 50106
* 5 – 4 174 * 9 – 19038
1755 33 1853 31968
– 32
16
– 16
0
Проверка микрогрупп.
VІІ. Физминутка
Если моё высказывание истинное, то вы молчите, если ложное – хлопайте в ладоши 2 раза:
– в 1 км – 100 м;
– уменьшить число в 3 раза – значит умножить его на 3.
– чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо большее разделить на меньшее. 200 6 10 = 2000.
VІІІ. Программированный опрос.
Ответьте на вопросы программированного опроса самостоятельно. Если утверждение истинно, вы в карточке ставите плюс в соответствующей колонке, если ложно – минус.
Президенты раздайте карточки.
Карточка ученика.
1
2
3
4
5
6
7
Презентация.
440 + 200 = 600
2 км = 200 м
18 месяцев = 1 год 6 месяцев
120 * 4 = 840
4 + 5 – числовое выражение
150 + х = 260
х = 260 – 150
х = 111
7) 300 * 10 = 3000
8) 5 кг 400 г – 4 кг 100 г = 1 кг 200 г
Каждый верный ответ 10 руб.
Группы обмениваются листочками, взаимопроверка, подсчет баллов.
Следующие задание по деловым бумагам. Прочитайте задачу и установите, какая схема к ней подходит. (Дети читают, на столе выбирают схему, которая подходит к задаче).
Задача.
На элеватор привезли 10 машин пшеницы по 42 ц на каждой, а ячменя в 3 раза меньше. На сколько центнеров больше привезли пшеницы, чем ячменя?
1 схема: Пшеницы – 10 м по 42 ц
Ячменя – ? , в 3 раза больше
2 схема: Пшеницы – 10 м по 42 ц
Ячменя – ? , в 3 раза меньше.
ІX. Резерв.
Ваша фирма участвует в благотворительной акции. Необходимо выполнить задание. Заработанные вами деньги пойдут в фонд защиты природы. Каждый человек сам решает, будет ли он участвовать в этой акции, и какую сумму он может внести.
Выберите задание на карточках. Чем дороже задание, тем сложнее. (учащиеся выбирают задание и выполняют. Сдают учителю ).
Задание
1 уровень
Длина прямоугольника 8 см, а ширина 5 см. найти площадь и периметр.
( 100 руб).
2 уровень
Найти площадь прямоугольной площадки, если её длина равна 12 метров, а ширина в 3 раза меньше. (200 руб).
3 уровень
Найди площадь квадрата, который имеет такой же периметр, как прямоугольник со сторонами 5 см и 7 см. ( 300 руб).
Х. Итог
А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. Президенты должны отметит своих подчиненных. В сводной ведомости выставьте контрольные баллы. Раздайте зарплату своим коллегам.
№
ФИО
Оценка
1
2
3
4
5
infourok.ru
Урок математики в 4 классе на тему: «Закрепление и обобщение знаний по теме: умножение и деление на однозначное число. Геометрический материал»
Цель: закрепить умение выполнять умножение и деление на однозначное число;
совершенствовать умение учащихся решать задачи разных видов;
находить площадь прямоугольника; развивать внимание и память, воображение,
смекалку;
воспитывать любознательность, желание узнавать сведения о профессиях;
прививать трудолюбие, аккуратность.
Оборудование: доска, учебник, карточки с примерами, карточки с задачами, индивидуальные карточки, презентация.
Форма урока: урок – игра.
Ход урока
I Оргмомент
1. Приветствие. Свой урок мы начинаем. Девиз и тему прочитаем.
II Мотивация учебной деятельности.
Девиз нашего урока: «Что одному не под силу – легко коллективу».
«Мозговой штурм».
– Объясните, как вы понимаете это высказывание?
III Сообщение темы и цели урока
– Сегодня у нас необычный урок на тему «Умножение и деление», на котором мы закрепим умения:
– умножать и делить многозначные числа на однозначное число;
– решать задачи разных видов;
– находить площадь прямоугольника.
Запись даты учащимися
– А урок наш посвящен профессии. Какой, вы угадаете, разгадав загадку.
– Как вы считаете, чем занимаются люди, которые работают строителями?
– И сегодня мы с вами будем осваивать эту профессию. А поможет нам в этом знание математики.
– Прежде, чем приступить к строительству дома, нужно подготовить площадку – убрать камни.
– Это мы сможем сделать, если выполним минутку каллиграфии: посчитаем семерками и запишем. (18 25 32 39 46 53 60 67 74 81)
– Остался один огромный камень. Чтобы его убрать нужно выполнить математический диктант.
1. Первый множитель – 42, второй – 100. Чему равно произведение? (4200) – М
2. Какое число меньше 7200 на 100? (7100) – А
3. Увеличьте 920 на 80. (1000) – У
4. Найдите разность чисел 456 и 200. (256) – Д
5. Запишите наибольшее четырехзначное число (9999) – Й
– А теперь, чтобы заложить фундамент, расположите ответы в порядке возрастания и расшифруйте слово. (Думай)
Работа в парах. Взаимопроверка.
– Обменяйтесь тетрадями и сверьте ответы с доской.
– Мы помогли бетонщикам заложить фундамент. Для этого нам еще понадобятся кирпичи.
А кирпичи – это компоненты действий умножения и деления. Назовите их.
– Как найти неизвестный множитель?
– Как найти делимое?
– Как найти делитель?
– Молодцы! Фундамент заложен.
Подготовка раствора для кирпичей
– А теперь мы подготовим раствор для кирпичей. Выполним умножение, поработаем с учебником: стр. 91 №3
– 1й ряд – 1й столбик.
– 2й ряд – 2й столбик.
– 3й ряд – 3й столбик.
Возведение стен
– Теперь мы – каменщики. Подготовим кирпичи для возведения стен.
– У вас на партах лежат листочки прямоугольной формы – это «кирпичи». На них записаны примеры на деление. За 5 минут вам нужно решить как можно больше примеров.
1 Вариант 2 Вариант
618 : 6 1896 : 6 2435 : 5 656 : 4
1722 : 6 15780 : 5 6512 : 4 912 : 3
8571 : 3 7504 : 8
Самопроверка: сверить ответы с доской
– Задание выполнено, и стены дома возведены.
– Пришло время отдохнуть и поразмяться.
Физкультминутка. «Строим дом»
Целый день тук да тук раздается звонкий стук.
Строим дом, дом большой – и с крылечком, и с трубой.
Разукрасим мы дом, наверху флажок прибьем.
Принесем мы цветов. Новый дом, встречай жильцов!
Строительство крыши
– А теперь нам нужна крыша. Мы – кровельщики.
– Чтобы крыша не протекала, необходимо решить задачи. Они разноуровневые: 1я – высокого уровня, 2я – достаточного, а 3я – среднего уровня. Составьте условия задачи по краткой записи.
– Начнем со среднего уровня.
№3 Решить задачу (средний уровень)
2010 год – 146 домов
2012 год – ?, в 2 раза больше
№2 Решить задачу уравнением (достаточный уровень)
Привезли – 2340 кирпичей
Использовали – х кирпичей
Осталось – 2048 кирпичей
№1 Решить задачу (высокий уровень)
I день – 400 плит
II день – ?, на 108 плит больше 1200 плит
III день – ?
– Выберите такую задачу, которую вы решили бы легко и быстро. Определились?
– Поднимите руку, кто выбрал 1ю (2ю, 3ю) задачу.
Проверка: 3 учащихся работают у доски.
– Сверьте свое решение с решением учеников на доске. Что необычного вы заметили в этих задачах? (одинаковый ответ)
– Молодцы, ребята! Крыша готова.
Установка оконных рам и дверей
– А теперь мы – плотники! Нам нужно установить оконные рамы и двери. Для этого нужно преодолеть еще одно препятствие – решить задачу №30 на стр. 93
– Молодцы! Вот какой дом у нас получился! Теперь мы можем сделать вывод:
Мы строили, строили и, наконец, построили!
Подведение итогов урока
– Много труда вложили строители, но не зря – дом получился красивый. А все потому, что мы работали дружно. Но в строительстве дома принимали участие не только строители, а и бетонщики, каменщики, кровельщики, плотники. Без их помощи мы бы не построили такой дом. Поэтому можем сделать вывод:
Все работы хороши, все работы так важны!
– А что мы повторили и закрепили на уроке?
Выставление оценок. Домашнее задание.
– Теперь можно заселять жильцов. Для этого нужно подобрать ключи. В этом вам поможет ключевое задание, которое вы выполните дома. (стр. 94 № 38, 43)
– Спасибо, дети, за урок! Урок окончен.
infourok.ru
Тесты по математике в 4 классе
Умножение и деление
1 вариант
Ф.И. _________________________________________________________
2. Один из множителей равен 17, произведение равно 68. Чему равен другой множитель?
А) 3
Б) 4
В) 81
Г) 72
3. Чему равно делимое, если делитель равен 5, а частное равно 170
А) 34
Б) 85
В) 850
Г) 360
4. Реши уравнение: 2 ∙ в=136
А) в=69
Б) в=272
В) в=68
Г) в=170
5. Число 15 увеличили в 8 раз. Сколько получили?
А) 152
Б) 120
В) 1200
6. От 5 сотен уменьшили в 5 раз. Сколько получили?
А) 10.
Б) 495
В) 45
7.Чему равно делимое, если делитель равен 45, а разность равна 405 ?
А) 8
Б) 9
В) 19
Тесты по математике в 4 классе
Умножение и деление
2 вариант
Ф.И. _________________________________________________________
2. Один из множителей равен 19, произведение равно 133. Чему равен другой множитель?
А) 3
Б) 4
В) 7
Г) 8
3. Чему равно делимое, если делитель равен 4, а частное равно 180
А) 34
Б) 45
В) 450
Г) 360
4. Реши уравнение: 2 ∙ в=136
А) в=69
Б) в=272
В) в=68
Г) в=170
5. Число 35 увеличили в 8 раз. Сколько получили?
А) 152
Б) 280
В) 2800
6. От 5 сотен уменьшили в 5 раз. Сколько получили?
А) 10.
Б) 495
В) 45
7.Чему равно делимое, если делитель равен 45, а разность равна 405 ?
А) 8
Б) 9
В) 19
www.metod-kopilka.ru
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №9»
«Космическое путешествие»
урок математики, 4 класс
«УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ»
Учитель: Каурова Елена Витальевна
2014год
ЦЕЛИ: Закрепление вычислительных навыков умножения и деления многозначных чисел.
Задачи:
1.Совершенствовать приёмы умножения и деления многозначных чисел.
2.Развивать вычислительные навыки, умение преобразовывать величины.
3.Закреплять умение решать задачи.
4.Развивать мышление , творческую активность, речь, интерес к математике.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, лист для самооценки,
Проектор, экран, компьютер, презентация
– Скажите , какой праздник отмечала наша страна 12 АПРЕЛЯ?
С каким событием это связано?
(12 апреля 1961 г в 9 ч 15 мин по московскому времени с космодрома Байконур в к Казахстане стартовал космический корабль «Восток» на борту которого находился человек . Полёт продолжался 108 мин. Корабль совершил полный виток вокруг Земли и плавно опустился в заданном районе .
Сообщение темы урока: Давайте сегодня на уроке отправимся в космическое путешествие по Солнечной системе. Мы будем развивать наблюдательность, логическое мышление, закреплять вычислительные навыки и умения решать задачи . В конце урока мы подведём итог нашей работы, вы сможете сами себя оценить на каждом этапе урока (оценочные листы у вас на столах)
Много планет вокруг солнца летает
Может быть, люди на них обитают?
Дай- ка в ракету мы сядем скорей
Помчимся от солнца света быстрей.
Какие планеты Солнечной системы вы знаете? Сколько их? (9)
Устный счет. МЕРКУРИЙ – ближайшая к солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит котлету!
Повёрнута к солнцу одной стороной.
С другой страшный холод и мёртвый покой.
В честь бога торговли имеет названье
Да нет атмосферы- вот наказанье.
1) Вычислить значения выражений:
200 * 400 500*600 1100*800
16 * 6 70 : 5 17 * 7
19*9 540 : 60 210 * 400
2) Найти треть числа: 270; 330; 120.
– Найти две шестых числа 18; 360; 600.
– Найти все число, если пятая часть: 80, 15, 50.
3) Назвать порядок действий и найти значение.
35 * 2 + ( 16 – 7 ) + 20 =
300 – 150 : ( 50 – 100 : 5) =
4) Назвать какой компонент неизвестен и как его найти.
C * 4 = 80 90 : b = 6 y : 8 = 25
5) Как найти площадь прямоугольника? Периметр?
Задача. Длина одной стороны прямоугольника 10 см, а ширина в 5 раз меньше. Чему равна площадь прямоугольника? Периметр?
6) Задача. Катер прошел одну треть расстояния между пристанями, что составило 15 км. Чему равно все расстояние?
7) Представьте числа 218 и72 в виде суммы разрядных слагаемых. Запишите в тетради. 218=200+10+8 72=70+2
Работа по теме урока: Следующая планета похожа на таинственный глаз-это МАРС. Своё название она получила в честь древнеримского бога войны. Эта планета меньше Земли в 7раз.
1. Выполним задание в учебнике СТР. 74, №292 (у доски с объяснением)
68432: 94 812* 907 564* 70 -564* 60
20703: 67 470* 302 809* 62+809* 38
2.Выполнить задание в учебнике СТР.74 № 290 ( самостоятельно)
30033: 423 75435: 321
3.Дальше и дальше летим мы от солнца , ЮПИТЕР нас встретит светом в оконце . Юпитер –царь планет.
Выполнить задание в учебнике СТР.75№ 299(работая в парах, комментируя друг другу)
3807*4 260* 800 462*73 805*270
4.В солнечной системе есть одна планета , украшенная кольцом-это САТУРН. Летим на эту планету.
Физкультминутка
5. Самые далёкие планеты Солнечной системы : Уран, Нептун ,Плутон.
Здесь холодные миры ,света нет и нет жары.
Вечные зима и ночь, захотелось сразу прочь.
Здесь для нас есть задание:
От двух пристаней находящихся на расстоянии 560 км друг от друга ,отплыли
Одновременно навстречу друг другу баржа и катер. Скорость баржи 25км/ч , а скорость катера 45 км/ч.
Прочитайте написанное .Что это? Что нужно сделать чтобы получилась задача? Поставьте вопрос.(Через сколько часов они встретились?)
Решение у доски с объяснением.
6.Летим на планету НЕПТУН
Самостоятельная работа.
-Возьмите карточку с заданием, прочитайте задачу.
-Выберите для себя ту задачу, с которой вы сможете справиться.
-Поднимите руку, кто будет решать задачу №1(даю лист ученику, который решает для проверки)
-Кто решать будет №2? (лист бумаги)
-Приступайте к решению. Кто сомневается и не знает, как решать? (индивидуальная помощь учителя)
1. Задача
В ларек привезли 8 коробок конфет по 32 кг в каждой и 7 коробок вафель по 36 кг в каждой. На сколько килограммов конфет больше, чем вафель привезли в ларек? (Ответ: на 4 кг.)
2. Задача
Два автомобиля выехали одновременно из двух городов навстречу друг другу. Скорость одного автомобиля 80 км/ч, а скорость другого 100 км/ч. Узнай расстояние между городами, если автомобили встретились через 3 ч. (Ответ: 540 км)
Проверка, итоги:
– А кто-нибудь решил другой вариант?
(карточка с задачами прилагается)
– Какие знания использовали при решении задач? (умножение на двузначное число, сложение многозначных чисел)
7.Продолжаем наш полёт. Следующая планета : ПЛУТОН
Выполним задание в учебнике СТР.75№305
5сут- 18ч 5см-40мм 6ц-50кг
2ч-35мин 6дм-38см 8т-21кг
8.Что же, дружок, в жизни много дорог летим на ВЕНЕРУ, хоть путь наш далёк.
Ни одна планета не сравнится по блеску с Венерой .Своё название она получила в честь древней богини Венеры. По размерам эта планета равна Земле.
Здесь нас ждёт новое задание: решить уравнения
Х+2010=3001*4 47*х=4700
Х=9994 х=100
9.Нам пора возвращаться обратно
Мерцает по курсу ракеты ЗЕМЛЯ
На ней мы живём и, как видно не зря
Планета Земля ,родимый наш дом
И мы непременно туда попадём.
Ребята, появилась какая-то неисправность в управлении ракетой. Нужно поскорее
Исправить положение.
Для этого вы сейчас объединитесь в группы, вам нужно собрать ракету из готовых частей , наклеивая их на лист бумаги.
Молодцы! Хорошо справились с заданием.
Вот мы возвратились домой.
10. Итог урока.
– Чем занимались сегодня на уроке?
– Какое задание было самым интересным?
-Какое задание было самым трудным?
11.Д/З Стр.75 №302, №306
nsportal.ru
УРОК МАТЕМАТИКИ
4 класс УМК «Планета знаний»
Тема урока: «Умножение и деление многозначных чисел»
Ход урока
I. Организационный момент
Девиз урока;
Ученый – это не тот, кто даёт правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы.
II. Актуализация опорных знаний
2000 х 6 1378 : 26 7174 х 25 480000 : 40
24000 : 2 4152 х 207 400 х 30 2852 : 124
– Что объединяет эти выражения?
(Умножение и деление многозначных чисел)
– Какие выражения мы можем решить, используя устные приёмы вычислений? (на слайде)
2000 х 6 24000 : 2 400 х 30 480000 : 40
Устно выполните вычисления. Что интересного вы заметили?
(Во всех выражениях получается 12000)
2. Минутка чистописания + устный счёт
– Запишите это число в тетради.
– Уменьшите это число в 10 раз (1200)
– Уменьшите это число на10 (11990)
– Уменьшите это число в 100 раз (120)
– Уменьшите это число на100 (11900)
– Уменьшите это число в 1000 раз (12)
– Уменьшите это число на1000 (11000)
(Взаимопроверка – + на полях)
III. Вывод темы и целей урока
Вернёмся к выражениям 2-ой группы
1378 : 26 7174 х 125 4152 х 207 2852 : 124
– Что интересного вы заметили? Кто сможет сформулировать тему урока?
Письменные приёмы умножения и деления многозначных чисел
– Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
Учиться умножать и делить многозначные числа столбиком
– Что надо знать, чтобы не ошибиться при умножении и делении многозначных чисел? (Таблицу умножения, алгоритм вычислений)
IV. Закрепление
1. Давайте вспомним алгоритм умножения многозначного числа.
– Запишите вычисления этих выражений столбиком
(работаем у доски, с проговариванием алгоритма)
4152 х 207 (Серёжа, обрати внимание, где тебя может подстерегать «ловушка»?)
1.Начинаем умножать с единиц -пишем под единицами.Называем первое неполное произведение.
2.Умножаем на десятки -пишем под десятками.
Называем второе неполное произведение.
(И если мы умножаем на трехзначное число)
3. Умножаем на сотни -пишем под сотнями.
Называем третье неполное произведение.
4. Неполные произведения складываем.
Называем произведение (ответ)
7174 х 125 (сами)
Второе выражение вычислите самостоятельно.
Для помощи я оставляю вам алгоритм.
(Проверка – + на полях)
2. Вспомним алгоритм деления многозначного числа.
(работа в парах)
Работаем в парах. На карточке вам надо восстановить порядок алгоритма деления многозначного числа.
(Проверяем на слайде)
– Запишите вычисления этих выражений столбиком
(работаем у доски, с проговариванием алгоритма)
2852 : 124 1378 : 26
V. Физминутка
– Где нам может пригодиться умение умножать и делить столбиком?
(при решении выражений, задач и уравнений)
3. Работа над задачей. (работа с информацией – схемы, таблица)
Автомобилист и мотоциклист одновременно выехали из посёлка в противоположных направлениях. Через какое время, после начала движения .расстояние между ними станет равным 1625 км, если скорость автомобилиста 68 км/ч, а скорость мотоциклиста – 57 км/ч?
– Рассмотрите схемы. Какая из них подходит для нашей задачи? Почему?
(первая схема на встречное движение)
На слайде
– Запишите данные задачи в таблицу.
Дети заполняют:
Проверка на слайде3. Решение уравнений.
С. 110 № 8 (2-ой столбик)
1 в- решает уравнение, в котором неизвестно делимое;
2 в – решает уравнение, в котором неизвестен делитель;
Повторить правило:
Чтобы найти делимое нужно….
Чтобы найти делитель нужно….
(сам. раб. – двое у доски)
4. Практическая работа
Пять дней в неделю вы приходите в школу. Здесь в школе вы проводите большую часть дня, поэтому вас можно назвать хозяевами класса. Ну, а настоящие хозяева должны быть бережливыми.
Давайте рассчитаем, во сколько нам может обойтись ремонт школьных принадлежностей, если вы не будете их беречь.
Таблица стоимости услуг в рублях
Синяя карточкаРебята рассчитывает стоимость ремонта двух стульев .
257 х 2 = 514 (руб.)
Синяя карточка
Ребята рассчитывает стоимость ремонта четырёх стульев и замены одного окна.
257 х 4 = 1028 + 960 = 1988 (руб.)
Зелёная карточка
Ребята рассчитывает стоимость ремонта двух парт, четырёх стульев и замены одного окна.
475 х 2 = 950 (руб.) 257 х 4 = 1028 (руб.)
950 + 1028 +960 = 2938 (руб.)
5. Работа с диаграммой. (если останется время)
Приблизительный расход воды
В день один человек использует: для мытья рук – 8 литров;
На прием душа – 15 литров в минуту;
На принятие ванны – 180 литров;
Из капающего крана вытекает 24 литра воды в сутки
VIII. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Если всё получилось и у вас отличное настроение-нарисуйте весёлый смайлик, если было трудно и вам нужно ещё поработать над этой темой – грустный.
– Спасибо за урок!
infourok.ru