Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе: задачи, методика организации и виды занятий
Первая младшая группа детского сада — одна из первых ступеней социализации в жизни ребёнка. К новому место, взаимодействию с воспитателем и одногруппниками нужно привыкнуть, и помогают легче адаптироваться в детском саду увлекательные занятия. Организуя опытно-экспериментальную деятельность младших дошкольников, педагог учитывает возрастные особенности детей:
Развитие психики и мышления в раннем дошкольном возрасте происходит стремительно. Стихийная заинтересованность и спонтанное желание исследовать что-либо должно поощряться воспитателем. Интеллектуальный способности детей в будущем зависят от того, насколько эффективной была организация предметно-пространственной среды, в которой развивались исследовательские навыки, по какой методике строилось экспериментирование в младшей группе.
Целью экспериментирования с детьми двух-трёх лет является формирование исследовательского типа мышления, создание положительной мотивации для самостоятельного поиска новой информации об объектах живой и неживой природы. Современная система дошкольного образования строится на принципе максимальной независимости ребёнка, раскрытии и проявлении его качеств и способностей. Воспитатель не вкладывает, не передаёт детям знания в готовом виде, он указывает на возможность их получения. Дошкольники 21 века ощущают себя первооткрывателями и испытывают радость от обретения информации, они учатся действовать методом проб и ошибок. В процессе экспериментирования дети младшего возраста делают элементарные выводы, наблюдая за предметами, сравнивая их.
Задачи экспериментирования в первой младшей группе
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Виды опытно-экспериментальной деятельности
Современные педагоги и психологи считают, что период дошкольного образования — наиболее благоприятное время для усвоения детьми общеобразовательных категорий, основных понятий из различных научных областей (физики, математики, химии). Старшие дошкольники самостоятельно формулируют проблемные вопросы «Как?», «Каким образом?», «Почему?», выдвигают гипотезы и проверяют их практическим путём. Воспитанники первой младшей группы задают вопросы простые: «Какое это на ощупь?», «Это холодное или тёплое?», «Разобьётся этот предмет?». Поэтому основной вид экспериментирования с детьми полутора-трёх лет — элементарный опыт. Этот вид деятельности доступен ребёнку второго года жизни и часто осуществляется стихийно: малыш уронил игрушку на стол — он услышал звук удара, целенаправленно роняет эту же игрушку на ковёр — фиксирует звук, кидает игрушку на паркетный пол — делает выводы о качестве объекта. Элементарные опыты можно проводить с детьми в уголке экспериментирования и с природными материалами во время прогулок. Простые опыты младшие дошкольники совершают в присутствии воспитателя, часто в совместных действиях. Воспитатель показывает малышам, как правильно использовать простые приборы и сосуды (ложки, банки). Маленьким детям часто хочется попробовать предмет на вкус, поэтому перед педагогом первой младшей группы стоит задача обучить культуры проведения опыта, объяснить, что лизнуть или съесть можно только съедобный объект. С этой целью во время игр-экспериментов воспитатель задаёт вопросы: «Можно ли лепить снег, ребята? А есть его можно?», «Из чего сделана сосулька? А лизать её разрешается?», «Получится руками слепить пирожок из песка? А попробоваться такой пирожок хочется? Будем мы ими угощаться?» Как вариант, можно проводить занятия, в которых проба на вкус является частью парктического исследования. На занятии «Какая вода?» детям предлагается провести простые опыты с водой и ответить на вопросы: опустить руку поочерёдно в миски с холодной, тёплой и горячей водой — «Вода мокрая или сухая? Тёплая или холодная? Холодная или горячая?», понюхать воду в стакане — «Вода пахнет или нет?», сделать глоток — «Есть вкус у воды или нет?», добавить и размешать в стаканчиках с водой соль, сахар — «Теперь вода безвкусная или нет? Какой она стала?».
Исследовательский вид опытно-экспериментальной деятельности предполагает решение какой-либо проблемной ситуации. С детьми младшего дошкольного возраста исследования проводятся в совместной с педагогом деятельности. Проблемная ситуация строится чаще всего в игровой форме, воспитатель подсказывает детям, каким способом решить возникшую ситуацию, помогает сформулировать вывод исследования. Этап выдвижения гипотез в первой и второй младшей группах пропускается, исследование строится по плану: проблемный вопрос, практическая деятельность и наблюдение, формулировка выводов.
Виды занятий по опытно-экспериментальной деятельности
Проведение практических исследований с воспитанниками первой младшей группе осуществляется на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на прогулках, на занятиях в кружке дополнительного образования во второй половине дня под постоянным контролем педагога. Элементы опытно-экспериментальной деятельности включаются в структуру занятий по музыке, развитию речи, физкультуре, художественной деятельности.
Занятия по опытно-экспериментальной деятельности бывают двух видов — игровые и собственно опыты и эксперименты.
Игровое занятие начинается с включения воспитанников в развлекательную, фантастическую или сказочную ситуацию («Ребята, сегодня мы превратимся в волшебников!», «Нас приглашает Снежная Королева в своё ледяное царство!», «Давайте произнесём волшебные слова и совершим путешествие на остров химиков!»). Далее ребята следуют указаниям волшебного персонажа или помогают решить задачи. Экспериментирование является практической частью игрового занятия и связано по тематике с сюжетом вымышленной ситуации.
Занятия НОД (непосредственно образовательной деятельности) могут содержать игры с природными материалами, простыми веществами, тканью. Для детей младшего дошкольного возраста актуальны игры на сенсорное восприятие объектов: малыши изучают свойства предметов во время контакта с ними (мнут ткань, лепят куличи из обычного или кинетического песка). Упражнения и экспериментирование с мелкими предметами (пуговицами, бусинами, орешками и др.) полезны для развития мелкой моторики рук малышей, воспитатель проводит их в индивидуальной форме, чтобы обеспечить безопасность контакта ребёнка с подобным материалом.
В качестве одной из структурных форм на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности проводятся дидактические игры. Они способствуют развитию мыслительных способностей детей (воспитанники учатся сравнивать, обобщать, анализировать, использовать чувственный опыт и образы памяти) и направлены на расширение представлений о свойствах исследуемых объектов. Дидактические игры активизируют слуховое внимание («Что так звучит?»), зрительное восприятие («Найди где чья тень»), тактильные ощущения («Определи на ощупь»), развивают внимание и смекалку.
Собственно опыты и эксперименты с детьми полутора-трёх лет должны проводиться после предварительной работы по заданной тематике. Воспитатель читает на досуге сказки и стихотворения, проводит подвижные игры, даёт задания для рисования или лепки таким образом, чтобы тема последующего эксперимента понемногу раскрывалась для ребят, появлялся бы интерес к ней. Например, перед проведением опытов со снегом воспитатель во время прогулок обращает внимание детей на то, что снег бывает разным (мокрым, крупинчатым), на досуге читает стихотворения про зиму, проводит занятия по лепке снеговиков из пластилина и рисованию снежинок в нестандартной технике с восковыми карандашами и акварелью.
Организация опытно-экспериментальной деятельности осуществляется в рамках личностного подхода в обучении и воспитании. Реализация этого подхода возможна во время занятия НОД, когда детям даются задания различного уровня сложности для проведения опыта. Например, на занятии «Свойства снега» первой подгруппе воспитанников предлагается слепить из снега снеговичков, второй подгруппе — сделать снеговичков и украсить их при помощи гуаши. Важно, чтобы в конце занятия у каждого ребёнка было хорошее настроение. Если кто-то из ребят хочет попробовать выполнить задание другой группы (повышенной сложности), эта возможность должна быть предоставлена ему.
Дифференциация заданий происходит по уровню самостоятельности в выполнении действий воспитанниками. Одним ребятам достаточно предварительно показать план действий, с другими воспитанниками в младшей группе осуществляется совместная деятельность: воспитатель направляет движения ребёнка (ребёнок держит ложку, воспитатель его рукой совершает круговые движения, размешивают воду).
Мотивирующее начало занятия
Чтобы экспериментальная деятельность оказалась эффективной в формировании и развитии исследовательских навыков, дети должны быть заинтересованы в изучении предлагаемого объекта. Рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к наблюдению за явлением или предметом, решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся беседы, в которых дети находят ответы и примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.
Темы и варианты мотивирующего начала — таблица
Тема занятия | Вариант мотивирующего начала | |
«Вода и её свойства» | Привлечение вымышленного персонажа — Капельки. | |
«Жила зима в избушке» | Создание игровой ситуации. | |
«Камень и дерево» | Изучение наглядного материала. |
nsportal.ru
Слайд 1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение « Центр развития ребенка –Детский сад №2» Проект по экспериментированию в первой младшей группе №1 «Волшебная лаборатория» выполнила: Аладышева Е.Е.Слайд 2
ВИД ПРОЕКТА: – познавательно – исследовательский . СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : – краткосрочный, 1 месяц ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: – развивать игровой опыт каждого ребёнка; – воспитывать любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать ; – развивать тактильное восприятие, мелкую моторику рук, мыслительные способности .
Слайд 3
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: – Вызвать интерес ребенка к экспериментированию. – Расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире; – Направить ребенка на познавательную деятельность. Воспитывать эмоциональный настрой. УЧАСТНИКИ: – воспитатель: Аладышева Екатерина Евгеньевна, – дети – 10 человек
Слайд 4
Вся работа проходила в три этапа: Продукт проектной деятельности: экспериментирование. План реализации проекта в первой младшей группе №1 Подготовительный этап проекта. Создание экспериментальной лаборатории в группе; Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами. Исследовательский этап проекта . Составление и создание экспериментов с разными объектами живой и неживой природы. « К упаем куклу» «Окрашивание воды» «Вода не имеет формы» «Волшебная губка» «Утонет, поплывет, растворится?» «Бумажные цветы» Заключительный этап. 3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей – привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей.
Слайд 5
Знакомство детей с мылом и его свойствами «Купаем куклу»
Слайд 6
Мыло пенится в воде
Слайд 7
С помощью губки можно создать большое количество пены
Слайд 8
Знакомим со свойствами пены:легкая,воздушная,имеет много маленьких пузырьков
Слайд 9
«ОКРАШИВАНИЕ ВОДЫ»
Слайд 10
Вода меняет цвет , если в нее добавить краску
Слайд 11
«Вода не имеет формы»
Слайд 12
«Губка-помощница»
Слайд 13
Губка впитывает воду, с ее помощью можно перелить воду из одного контейнера в другой
Слайд 14
«Утонет, поплывет, растворится?»
Слайд 16
«Бумажные цветы»
nsportal.ru
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №36
СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
КРУЖКОВАЯ РАБОТА
ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Воспитатель:
Семенова Татьяна Викторовна
2016 г.
Актуальность темы
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо–видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе.
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
Перспективное планирование.
Время проведения | Задачи | Опыты и наблюдения |
Сентябрь | 1.Познакомить детей со свойствами песка (сухой песок светлый и сыпется, а мокрый – темный и лепится). 2.Учить детей сравнивать свойства сухого и мокрого песка (сухой песок сыпется, легкий, на нем рисуется хуже, а мокрый песок – не сыпется, тяжелый, на нем рисуется лучше). | 1.«Песок. Свойства песка» – экспериментирование с песком. 2.«Волшебный песок» – экспериментирование с песком. |
Октябрь | 1.Познакомить детей с камнями, различными по форме и текстуре. 2.Закрепить знания детей о свойствах песка; познакомить со свойствами камня. | 1.«Камни» – экспериментирование с камешками. 2.«Сравнение песка и камня» – с песком и камешками. |
Ноябрь | 1.Показать детям, откуда течет вода, воспитывать у них бережное отношение к воде. 2. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды). | 1.«Вода, водичка» – экспериментирование с водой. 2.«Буря в стакане» – экспериментирование с водой. |
Декабрь | 1.Уточнить знания детей о свойствах воды; познакомить с новым свойством воды – прозрачностью. 2.Показать детям, как можно сделать воду цветной. | 1.«Волшебница вода» – экспериментирование с водой. 2.«Разноцветная вода» – экспериментирование с водой. |
Январь | 1. Раскрыть детям понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет. 2.Объяснить детям, что такое снег, познакомить со свойствами снега (белый, мягкий, холодный).
| 1.«Растворимость веществ в воде» – экспериментирование с водой. 2.«Волшебный снег» – экспериментирование со снегом. |
Февраль | 1. Познакомить детей со свойством мыльной воды; научить пускать мыльные пузыри. 2. Наблюдать за движением различных предметов в воде. | 1.«Мыльные пузыри» – экспериментирование с воздухом. 2.«Водоплавающие игрушки» |
Март | 1. Дать представление о том, что бумага не тонет в воде. 2. Способствовать развитию мелкой моторики. | 1.«Кораблик» – экспериментирование с предметами. 2.«Куда делась вода» – экспериментирование с предметами. |
Апрель | 1. Развивать у детей внимание и наблюдательность, вызвать интерес к живой природе. 2.Учить детей узнавать насекомых, изображенных на картинках; активизировать словарь детей, употребляя в речи названия насекомых. | 1.«Интересные насекомые» – наблюдения за жизнью насекомых. 2.«Насекомые» – наблюдения за жизнью насекомых. |
Май | 1.Познакомить с одуванчиком на разных стадиях развития: желтый и белый; вызвать эмоциональный отклик на любование цветами; воспитывать бережное отношение к цветам. 2.Познакомить детей с луком; научить сажать луковицы в землю и воду, наблюдать за ростом лука. | 1.«Одуванчики» – экспериментирование с воздухом. 2.«Расти, лучок!» – наблюдения за жизнью растений. |
nsportal.ru
24. | «Что отражается в зеркале» | 1.Познакомить детей с понятием «отражение». 2.Рассказать о необходимости использования зеркала человеком. | Познание Ком-ция Соц-ция | Зеркала. | Февраль | ||||||
25. | «Грязные и чистые руки» | 1.Получить или закрепить представление о том, что вода очищает. 2.Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки через практикование и экспериментирование с водой. | Познание Ком-ция Соц-ция | Тазик с водой, две прозрачные миски, глина, краска, полотенце. | Март | ||||||
26. | «Почему тёмный камень теплее?» | 1.Продолжать с детьми экспериментирование с неживой природой. 2.Развивать сенсорное восприятие. 3.Развивать мелкую моторику. | Познание Ком-ция Соц-ция | Камешки разного цвета (обязательно- черный) | Март | ||||||
27. | «Узорные дорожки из песка» | 1.Продолжаем знакомить детей со свойствами песка (сыпучесть). 2.Развивать творческую активность. 3.Воспитывать самостоятельность. | Познание Ком-ция Соц-ция | Сухой песок, маленькая лейка, ведерко с дырочкой на дне, колечки с небольшими отверстиями. | Март | ||||||
28. | «Ловкие пальчики» | 1.Продолжать знакомить детей со свойствами воды. 2.Развивать сенсорное восприятие. 3.Воспитывать аккуратность, ловкость. | Познание Ком-ция Соц-ция | Тазики, вода, поролоновые губки. | Март | ||||||
29. | «Сушим платочки» | 1.Познакомить детей с температурой. 2.Учить сравнивать разные температуры. 3.Развивать любопытство. | Познание Ком-ция Соц-ция | Мокрые платочки. | Апрель | ||||||
30. | «Весёлые путешественники» | 1.Познакомить детей с различными материалами (резина, дерево, бумага) и их свойствами. 2.Развивать сенсорное восприятие. 3.Воспитывать аккуратность. | Познание Ком-ция Соц-ция | Лодочки, кораблики, резиновые игрушки. | Апрель | ||||||
31. | «Для чего нужны глаза» | 1.Продолжать знакомить детей с организмом. 2.Развивать желание узнать о себе, что-нибудь новое. 3.Воспитывать культурно — гигиенические навыки. | Познание Ком-ция Соц-ция | Разнообразные предметы, различные по форме, величине, цвету. | Апрель | ||||||
32. | «Солнечные зайчики» | 1.Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы. 2.Развивать интерес к явлениям природы. | Познание Ком-ция Соц-ция | Зеркала. | Апрель | ||||||
33. | «Сила ветра» | 1.Продолжать знакомить детей с ветром и свойствами предметов (тяжёлый, легкий). 2.Развивать сенсорное восприятие | Познание Ком-ция Соц-ция | Стол, предметы разного веса: перо, карандаш, картон, деревянный кубик. | Май | ||||||
34. | «Руки помощники» | 1.Продолжать знакомить детей с человеческим организмом. 2.Развивать любопытство. 3.Воспитывать самостоятельность. | Познание Ком-ция Соц-ция | Тарелка, ложка, карандаш, расческа. | Май | ||||||
35. | «Разные ножки бегут по дорожке» | 1.Продолжать знакомить детей со свойствами влажного песка. 2.Развивать ориентировку в пространстве. | Познание Ком-ция Соц-ция | Влажный песок, игрушки. | Май | ||||||
36. | «Прозрачная вода» | 1.Познакомить с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется). 2.Сформировать умения и навыки по использованию воды. | Познание Ком-ция Соц-ция | Две прозрачные баночки (одна заполнена с водой, вторая чаем), банка с широким горлышком, таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки. | Май |
nsportal.ru
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
в первой младшей группе
Тема: «Волшебница-вода»
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
Задачи:
-познакомить детей со свойствами воды.
-развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, развивать мыслительную деятельность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы на основе практического опыта, расширять активный словарный запас детей.
– воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.
Обогащение словаря: прозрачная, красная, синяя, желтая, зеленая, цветная.
Ход НОД.
Воспитатель заводит детей в группу. Доброе утро всем! Ребята к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с гостями.
Дети: Здравствуйте.
Посмотрите ребята, к нам в гости пришла кошечка. Послушаем, что она хочет нам сказать.
Воспитатель: Кашка хочет сказать , что она услышала какой то необыкновенный звук. И не знает что за звук. Поможем ей узнать, что за звуки. Пройдите на стульчики и послушаем все вместе, что за звуки.
Воспитатель: Вы узнали, что за звуки?
Дети: Да, Это вода.
Воспитатель: Правильно.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся
Солнышко улыбаемся.
Вода текучая, дитя растущая.
Вода к низу, а дитя к верху.
Вода у нас чудесная, ребята, а где у нас в группе живет вода?
Дети: В кране.
Воспитатель: А где еще живет вода?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, скажите ребята ,а как вы используете воду? Что вы делаете с водой? Ксюша как ты используешь воду.
Ответ ребенка: Чищу зубы.
Воспитатель: А Яна что делает с водой?
Ответ ребенка: Умываюсь.
Воспитатель: А Рома?
Ответ ребенка: Пью воду.
Воспитатель: Человек не может жить без воды. Правильно ребята. Вода помощник человека, без воды мы не можем обойтись. Вода везде, в океане, в море, в луже, в реке. Вода нужна всем живым существам: Животным, растениям. Ребята я вам предлагаю вспомнить потешку . Встаньте все на ножки.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Молодцы ребята, садитесь.
Воспитатель: Вы хотите узнать, что то новое о воде, познакомится со свойствами воды.
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, кошка нас приглашает к столу. У нее есть задание, в котором мы должны узнать какого цвета вода . Пройдемте к столу и узнаем что то новое и интересно о нашей воде. Посмотрите у вас два стакана: один с молоком, другой с водой. Ребята возьмите стаканчик с молоком, и опустите туда ложечку. Ребята, вы видите ложку?
Дети: нет.
Воспитатель: Правильно, ложки не видно. Теперь берите другую ложку и опустите в воду. Даша ты видишь ложку сквозь воды?
Ответ ребенка: Да.
Воспитатель: Значит вода какая ребята?
Ответы детей: Прозрачная.
Воспитатель: Вода у нас прозрачная, а молоко какое Богдана?
Ответ ребенка: белое, непрозрачное.
Опыт 2 “Тонет или плывёт.”
Воспитатель: Молодцы ребята, мы справились. Кошке с нами очень понравилось , и она предлагает покататься на кораблике. Подойдите сюда, берите кораблики и отпускайте в воду. Кораблик плавает в воде?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Кораблик не тонет, потому что она легкая. Посмотрите в воду, внизу лежат камни. Они почему то утонули. У вас на тарелке тоже есть камни, возьмите их и положите воду и посмотрите что случилось? Они утонули. Даша, камень у тебя утонул?
Ответы ребенка: Да.
Воспитатель: Как вы думаете почему? Правильно , они тяжелые.
Ребята, кошка напоследок хочет показать нам интересный фокус с водой. Вы готовы ребята. Подойдите поближе к столу. Смотрите на столе стоят волшебные банки. Посмотрите ребята вода какая.
Ответы детей: Прозрачная.
Воспитатель: Возьмите баночки с водой, закрывайте глазки и трясите баночку, все закрыли? Молодцы. А теперь трясите .Открывайте глаза, посмотрите теперь вода какая стала? Вода в банке стала разного цвета. Катя у тебя водичка какого цвета стала?( ответы детей).А у Насти?, у Леши? Посмотрите ребята, баночки с водой стали цветные. Вода может менять цвет, была прозрачная – стала цветной. Вам понравилось с кошкой играть и веселиться.
Ответы детей: Да
Воспитатель: Скажем ей спасибо и попрощаемся. Доследующей встречи!
nsportal.ru
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности
в первой младшей группе
«Свойства воды»
Цели:
— познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
— развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;
— развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;
— развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями.
Задачи:
— развивать внимание и наглядно – действенное мышление;
— воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;
— развивать любознательность, речь;
— воспитывать бережное отношение к воде.
Словарная работа: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель.
Оборудование и материалы: стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки по числу детей, сахар, разноцветные краски, три чайника с холодной, тёплой и горячей водой, большие ёмкости, ноутбук.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, журчит. (Вода)
(чтение загадки сопровождается шумом воды)
Воспитатель: Сегодня мы с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе. Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?
Дети: Люди пьют воду;
— варят еду;
— моют грязные фрукты и овощи;
— каждый день моют руки и лицо;
— поливают растения, чтобы не засохли;
— вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;
— люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.
Воспитатель: Сегодня мы с вами превращаемся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, её свойства. Вы готовы? Тогда в путь!
Опыт №1: «Вода – жидкость».
Дать детям два стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. И так, какая вода? (Жидкая)
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт №2: «У воды нет запаха».
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №3 «У воды нет вкуса».
Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.
Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Опыт №4 «Вода прозрачная».
Перед детьми два стаканчика: один – с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положены ложки.
Воспитатель: В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Дети: Вода прозрачная, а молоко — нет.
Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.
Физкультминутка «Дождик»
Дождик песенку поёт: Дети свободно встряхивают кистями
Кап, кап…
Только кто её поймёт — Недоумённо разводят руками в
Кап, кап? стороны
Не поймем ни я, ни ты, Показывают на себя, на соседа.
Да зато поймут цветы, Изображают пальцами, как
распускаются цветы.
И весенняя листва, Удерживают руки перед собой.
И зеленая трава… Сидя на корточках, шевелят пальцами,
словно гладят траву.
Лучше всех поймет зерно: Показывают, как держат в руках зерно.
Прорастать начнет оно. Совершают змеевидные движения.
Б. Заходер
Воспитатель: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить.
Опыт №5: «Вода – растворитель».
На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.
Опыт проводит воспитатель.
В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.
Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.
Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.
Воспитатель: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.
Опыт №6: «Вода – растворитель».
На столе разноцветные краски, кисти, стаканы с водой.
Воспитатель: А теперь сами попробуйте растворить краски в воде. Что произошло с водой? (Она окрасилась). Какую краску растворяли, такой цвет и получился. Значит вода растворитель.
Опыт №7: «Вода холодная, тёплая, горячая».
На столе три чайника, в них вода разной температуры, пустые ёмкости.
Воспитатель: Предлагает детям протянуть руки, поливает на руки поочередно из двух чайников и, вместе с детьми, определяет температуру воды. Вода бывает холодная, тёплая.
А из этого чайника (третьего) я вам на руки поливать не буду. Потрогайте чайник пальчиками, только делайте это осторожно. Какой чайник?
Дети: Горячий.
Воспитатель: Какая в нем вода?
Дети: Горячая.
Воспитатель: Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду?
Дети: Нет.
Воспитатель: А почему?
Дети: Можно обжечься.
Воспитатель: Верно, дети. Так какая может быть вода? (холодная, теплая, горячая)
Опыт №8: «Вода имеет вес».
Воспитатель: Вот две ёмкости. Как вы думаете, что в них? (В одном – вода, а в другом – нет ничего). Который из них тяжелее? (В котором — вода ). Вода имеет вес.
Итог:
Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, не имеет вкуса и запаха, имеет вес, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества, бывает холодной, теплой, горячей.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: А теперь предлагаю всем детям закрыть глаза и насладиться песенкой воды. (Слушаем звуки воды)
nsportal.ru
«Опытно-экспериментальная деятельность в первой младшей группе»
Кошкина Галина Ивановна Воспитатель МК ДОУ ПОЧИНКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №8 с. Починки, Нижегородская область
Пояснительная записка
Детская любознательность,
Если её удаётся сохранить,
даёт постоянный стимул к развитию.
Н.С. Лейтес
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Скачать презентацию
Использование метода экспериментирования пропагандировали классики педагогики, как Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци,, К.Д. Ушинский и многие другие. По мнению Н.Н. Поддъякова,
Основной целью экспериментальной деятельности является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Опытно- экспериментальная деятельность в первой младшей группе.
Актуальность
Познавательный интерес восприятие.
Восприятие мира ребёнком через чувства и ощущения.
Приобщение ребёнка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности.
Формирование восприятия наблюдений, опыты и экспериментирование
Цель:
Задачи
Игры с водой
Игры с водой открывают большие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные ёмкости, погружая в воду игрушки или наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатлениями,, испытывают положительные эмоции знакомятся со свойствами воды и разных предметов (тёплый- холодный, тонет- плавает и др.)
«Круги на воде» наливаем в таз воды и дожидаемся, чтобы поверхность успокоилась. Дотрагиваемся до поверхности воды пальцем, по воде идут круги. Наблюдаем это как происходит. В последствии ребёнок увидит, что такие же круги появляются на лужах после дождя.
«Тонет- не тонет»
Для поддержания интереса к экспериментированию я практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от лица сказочного героя, какой либо игрушки или куклы. В местах экспериментирования «поселила» персонажи помогающие детям через ассоциацию достигнуть более продуктивного результата.
Дарина сравнивает форму предмета
«Игры с магнитными игрушками
«Как это показывает?»
Игры «Гусеница» «Весёлые прищепки»
«Красный цвет, зелёный это знаем мы.»
«Найди нужное окошко», «Кто как кричит»
«Чтобы это собрать, надо постараться…»
«Семицветик, ты расти!»
«Этот листик, так подрос.»
«Что за чудо бабочки, бабочки коробочки.»
«Получилась тут дорожка, разноцветная немножко.»
«Как же, курочки клюют, мелкие горошки?»
«Музыкальный оркестр»
При организации опытно- экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитывают возрастные способности детей поэтому:
Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.
Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянна возвращаюсь в процессе работы. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.
Благодаря целенаправленной работе по опытно- экспериментальной деятельности дети стали более внимательнее и наблюдательнее.
Игра для ребёнка- это вид активности и возможности узнать окружающий мир.Современных родителей обычно интересуют два вопроса: как играть и во что? Уважаемые родители у вас по рукой столько игрового материала, который поможет вашему ребёнку познать мир, не ограничивайте ребёнка а познавайте вместе с ним!!!
< Предыдущая | Следующая > |
---|
doshkolnik.ru