Как составить кластер по литературе – Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры – Критическое мышление – Преподавание – Образование, воспитание и обучение

Составление кластера на уроках литературы в рамках реализации системно-деятельностного подхода.

Составление кластера на уроках литературы в рамках реализации системно-деятельностного подхода.

Руденко М.А.,

учитель русского языка

и литературы, МБОУ

«СОШ № 1» г. Мариинска.

В современном обществе в жизни школьников роль книги потеряла былое значение, всё чаще круг их интересов ограничен компьютерными играми и общением в социальных сетях. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных форм, методов, приёмов обучения литературе, способных активизировать познавательную активность обучающихся.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально – ценностной позиции школьника. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию обучающихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для реализации этой цели использую составление кластеров на различных этапах урока.

«Составление кластера» – особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

В процессе работы по составлению кластера выделяю следующие этапы:

  • целеполагание;

  • анализ содержания произведения;

  • определение центрального понятия, ключевого образа произведения;

  • определение структурно-логических внутритекстовых связей;

  • подведение итогов, формулирование основной идеи произведения.

Примером может служить кластер по стихотворению Н.Рубцова «Тихая моя родина».

В качестве центрального понятия закодированы ключевые слова «Жизнь – цикл – равновесие», в процессе последовательного изучения содержания стихотворения, цитирования отдельных фраз раскрывается основная идея автора: «Цикличность ведёт к бесконечности, понимание смысла жизни невозможно без осознания человеком «смертной» связи с Родиной».

Кластер другого рода раскрывает «образ маленького человека» в русской литературе на примере рассказа А.Пушкина «Станционный смотритель».

В процессе составления данного кластера обсуждается система образов произведения, осуществляется анализ их душевного состояния, выявляются закономерности их поступков, подводится итог осмысления образа главного героя как типичного «маленького человека», находящегося в непримиримом конфликте с окружающей действительностью.

Допускаю свободную организацию графического пространства представления смыслового поля произведения, например, кластер по произведению В.Распутина «Уроки французского» – это взаимосвязь внешних и внутренних оболочек образа главного героя, отражающая взросление, становление его характера.

Подводя итог такой работе, обучающиеся приходят к выводу, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос: на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек (воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь.

Таким образом, составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмысленному деятельностному подходу обучающихся к осмыслению текстов. Помимо структурирования нового материала, кластеры целесообразно использовать при повторении и закреплении, а также в качестве опоры при написании творческих работ.

Данный приём позволяет визуализировать мыслительный процесс обучающихся, активизировать их познавательную активность, развивать интерес к изучению литературы, добиваться качественных предметных результатов, как в познавательной сфере, так и в ценностно-ориентационной.

Литература

  1. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения [Текст] /И. Гревцова // Школьные технологии, № 6, 2003.- С. 4-5

  2. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора, №4,2011.-С.13-27.

  3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Ученик в обновляющейся школе. [Текст] / А.В. Хуторской // Сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.

infourok.ru

Составление кластера на уроках литературы

Составление кластера на уроках литературы в рамках реализации системно-деятельностного подхода.

Руденко М.А.,

учитель русского языка

и литературы, МБОУ

«СОШ № 1» г. Мариинска.

В современном обществе в жизни школьников роль книги потеряла былое значение, всё чаще круг их интересов ограничен компьютерными играми и общением в социальных сетях. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных форм, методов, приёмов обучения литературе, способных активизировать познавательную активность обучающихся.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально – ценностной позиции школьника. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию обучающихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для реализации этой цели использую составление кластеров на различных этапах урока.

«Составление кластера» – особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

В процессе работы по составлению кластера выделяю следующие этапы:

  • целеполагание;

  • анализ содержания произведения;

  • определение центрального понятия, ключевого образа произведения;

  • определение структурно-логических внутритекстовых связей;

  • подведение итогов, формулирование основной идеи произведения.

Примером может служить кластер по стихотворению Н.Рубцова «Тихая моя родина».

В качестве центрального понятия закодированы ключевые слова «Жизнь – цикл – равновесие», в процессе последовательного изучения содержания стихотворения, цитирования отдельных фраз раскрывается основная идея автора: «Цикличность ведёт к бесконечности, понимание смысла жизни невозможно без осознания человеком «смертной» связи с Родиной».

Кластер другого рода раскрывает «образ маленького человека» в русской литературе на примере рассказа А.Пушкина «Станционный смотритель».

В процессе составления данного кластера обсуждается система образов произведения, осуществляется анализ их душевного состояния, выявляются закономерности их поступков, подводится итог осмысления образа главного героя как типичного «маленького человека», находящегося в непримиримом конфликте с окружающей действительностью.

Допускаю свободную организацию графического пространства представления смыслового поля произведения, например, кластер по произведению В.Распутина «Уроки французского» – это взаимосвязь внешних и внутренних оболочек образа главного героя, отражающая взросление, становление его характера.

Подводя итог такой работе, обучающиеся приходят к выводу, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос: на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек (воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь.

Таким образом, составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмысленному деятельностному подходу обучающихся к осмыслению текстов. Помимо структурирования нового материала, кластеры целесообразно использовать при повторении и закреплении, а также в качестве опоры при написании творческих работ.

Данный приём позволяет визуализировать мыслительный процесс обучающихся, активизировать их познавательную активность, развивать интерес к изучению литературы, добиваться качественных предметных результатов, как в познавательной сфере, так и в ценностно-ориентационной.

Литература

  1. Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения [Текст] /И. Гревцова // Школьные технологии, № 6, 2003.- С. 4-5

  2. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора, №4,2011.-С.13-27.

  3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Ученик в обновляющейся школе. [Текст] / А.В. Хуторской // Сборник научных трудов. – М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.

kopilkaurokov.ru

Создание кластера на уроках русского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 45им. Д. И. Блынского г. Орла

Создание кластера

на уроках русского языка

Учитель начальных классов:

Коряковцева Елена Ивановна

Орёл, 2016г.

Создание кластера на уроках русского языка


1. Прием кластера как способ графической организации материала

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы.

Кластер предполагает:

  1. выделение смысловых единиц текста

  2. графическое оформление их в виде схемы.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления, позволяет показать смысловые поля того или иного понятия. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием кластеров универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении. Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;

  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;

  • выделять главное;

  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

  • сравнивать и анализировать;

  • проводить аналогии.

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

2. Виды кластеров на уроках русского языка

На уроках русского языка прием составления кластера допустимо использовать на разных этапах: при целеполагании, повторении пройденного материала, объяснении нового (особенно при самостоятельной работе с учебником), закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.

Существуют различные виды кластеров:

  • планета и её спутники

  • блок-схемы

  • бумажный кластер

  • кластер с нумерацией слов для составления рассказа

  • кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов

  • групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа

  • обратный кластер

  • грамматический кластер

На этапе закрепления и систематизации изученного материала самой востребованной и продуктивной моделью кластера является «Планета и ее спутники». Ею удобно воспользоваться также на этапе целеполагания, повторения изученного материала.

Последовательность действий при создании кластера проста и логична:

1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы;

2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы;

3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

При коллективном составлении кластера можно воспользоваться приемом «Корзина идей», предложив учащимся назвать факты, сведения самим, не повторяя ранее сказанного.

Систематизировать и представить материал по теме «Звуки речи» можно следующим образом:

Блок-схема

Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы лингвистических разборов) можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.

Анализ имени существительного
  1. Определить часть речи:

  1. Нач. ф. – (И. п., ед.ч.)

  2. Постоянные признаки:

  1. Определи форму слова:

  1. Член предложения

В работе над кластерами учащемуся предоставляется абсолютная творческая свобода: он имеет возможность записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции. Важно продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут, постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану.

Данный методический прием позволяет учащимся увидеть собранную информацию в укрупненном виде. Структурирование высказанных идей выявляет противоречия, непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.

При групповой работе обмен первичной информацией помогает сравнить собственное видение проблемы с другими взглядами и позициями, переосмыслить полученные сведения и прийти к наиболее верному решению задачи.

Данный прием можно считать эффективным для работы не только в слабых, но и в сильных классах, так как учащиеся при чтении учебной литературы, как правило, просто воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет структурировать полученные знания на отдельные блоки, что невозможно при поверхностном, невдумчивом освоении материала. Особенно удачно применение этого метода в старших классах при возрастании количества изучаемых текстов. Кластер позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации, облегчить её восприятие и запоминание.

Таким образом, кластер — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Бумажный кластер

Может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся. Пусть ученики одного класса приготовят дома лист с написанным ключевым словом и соответствующие ему карточки для учеников другого класса и наоборот. В первом случае можно проверить и оценить домашнюю работу, во втором – правильность составления на уроке бумажных кластеров другими учащимися. Оба класса основательно проработают тему урока.

Часть речи

Обозначает

Вопросы

Изменяется

Роль в предложении

Кластер с нумерацией слов.

Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, и теми, кто изучает иностранный язык, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски записывается тема (ключевое слово), затем ученики называют все слова и словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда вся предлагаемая учениками лексика написана на доске, класс приступает к обсуждению последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д.

Рекомендация: чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при составлении рассказа, можно писать цифры цветными мелками: все цифры 1 – одним цветом, цифры 2- другим и т. д.

Арт-кластер (кластер с картинками)

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы и при начальном изучении иностранного языка. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)

Предметный Арт-кластер

Например, тема «Написание письма». В середине листа наклеивается конверт. Ученики должны выбрать из предложенных им картинок части и наклеить их вокруг главной темы. Затем ученики по кластеру рассказывают, как оформить (подписать) конверт.

Сюжетный Арт-кластер

Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.

Групповой кластер

Групповой кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и составление коллективного рассказа. Сочиняется рассказ, например на тему «Имя существительное». Одна группа составляет кластер «Одушевлённые – неодушевлённые», вторая – «Склонение», третья – «Род», четвертая – «Число», пятая – «Падеж», шестая – «Собственное – нарицательное». Готовые кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной темы. Каждая группа рассказывает часть рассказа по своему кластеру (или по чужому кластеру другую часть – на усмотрение учителя), остальные помогают, дополняют.

Обратный кластер

Данный вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии -как обобщение, резюме, подведения итогов). Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. Например, на стадии вызова учитель показывает учащимся следующий кластер и просит назвать тему урока:

Ученики должны сами определить, что темой урока будет «Имя числительное».

На других стадиях ученики могут сами составлять обратные кластеры для своих одноклассников или для учеников других классов – по ходу чтения текста или по памяти. Это поможет им повторить и закрепить тему, активизировать лексику, а дальнейшее использование ученических кластеров поможет учителю проверить знание содержания темы учащимися и их словарный запас.

3. Обучение школьников приему составления кластеров на уроках русского языка

Работу по обучению приему кластера можно «разбить» на несколько этапов:

1) коллективное составление кластера вместе с учителем;

2) коллективное составление кластера учащимися;

3) составление кластера в группе;

4) создание кластера в паре;

5) индивидуальная работа школьника на уроке.

infourok.ru

Материал по литературе (5 класс) на тему: Памятка для учащихся. Как составить кластер.

               Как составить кластер

Кластер – это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. Он охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков.

Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Последовательность действий:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг написать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
  3. По мере записи, появившиеся слова соединить  прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

При составлении  кластера необходимо соблюдать следующие правила:

  • Дать волю воображению и интуиции.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Например: как составить кластер по теме «Имя существительное»

Первичный кластер.

Расставьте  цифры, обозначив порядок сведений о существительном, можно  что-то добавить, что-то с чем-то объединить.

Получается вторичный кластер.

Кластер. Схема. Характеристика героя.

           

nsportal.ru

Статья по русскому языку на тему: Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

Краснова Оксана Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 166 г.о.Самара

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо наряду с традиционными формами работы в школе.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной; свой вклад в развитие идеи внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. и другие.

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. (Кабанова – Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. – М.: Просвещение, 1968. – 288с.)

Цели и задачи технологии развития критического мышления

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. (Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. – М.: Совершенство, 1998. – 608с.)

Задачи – научить школьников:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. (Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.)

Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:

  • стадии вызова
  • смысловой стадии
  • стадии рефлексии.

(Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 203с.)

Приёмы технологии «Развития критического мышления

  • Проблемные вопросы
  • Взаимоопрос
  • Мозговая атака.
  • Групповая дискуссия.
  • Ключевые термины.
  • «Корзина» идей, понятий, имен…
  • Написание эссе
  • Лекция со стопами
  • Синквейн
  • Кластеры.

Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

  • Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
  • Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Кластер используется мною на разных этапах урока:

– в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

– на этапе ознакомления с новым материалом или для  закрепления его – для структурирования этого материала;

– на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

Рассмотрим, как можно использовать прием кластера на примере темы «Имя существительное».

В 5-ом классе перед изучением данной темы задаемся вопросом: «А что дети уже знают по данной теме?» Конечно, можно обратиться к учителю начальных классов или почитать учебник русского языка для 4 класса, но интереснее проверить, что знают и помнят по теме сами ребята. Поэтому чертим на доске овал, пишем в центре «Имя существительное» и предлагаем учащимся говорить все, что они знают об имени существительном. Вся эта информация оформляется учителем на доске.

Получается первичный кластер.

Далее предлагаем расставить цифры, обозначив порядок сведений о существительном, можно также что-то добавить, что-то с чем-то объединить. Получаем вторичный кластер.

Когда в 5-ом классе тема «Имя существительное» изучена, получены новые сведения об этой части речи, мы вновь возвращаемся к нашему кластеру и уже не на этапе актуализации собственных знаний в начале урока, а на стадии повторения и обобщения изученного по теме дорабатываем его. Получается следующее:

Используя принципы опережающего обучения, показываю учащимся уже в 5-ом классе, что и определением имя существительное тоже может быть. Сразу делаем вывод, что имя существительное может быть ЛЮБЫМ членом предложения.

В шестом классе на заключительном уроке по теме «Имя прилагательное» получаем такой кластер:

Я думаю, что цветовые обозначения полей помогают разграничить постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного, а значит, правильно выполнить морфологический разбор.

Кто работает по программе Е.А.Быстровой, тот знает, что на изучение темы «Разряды предлогов» в 7 классе в учебнике отводится полторы страницы, теоретические сведения даны не в системе, что затрудняет понимание морфологических особенностей этой части речи. На стадии вызова («Что мы знаем о предлоге как части речи?») составленный учащимся кластер выглядел так:

На стадии рефлексии, после представленных учащимися работ, составляем такой кластер:

Использование приёма кластера на уроках литературы позволяет, на мой взгляд, не только разобраться в содержании текста, но и создаёт предпосылки для совершенствования анализа художественного произведения. Примером тому служит работа на уроке в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

Так, на стадии осмысления, отталкиваясь от названия сказки и названия деревни, в которой происходят описываемые события (тёплый – сделанный с любовью, добром; Бережки – берега – оберегать – беречь… – жить мирно, беречь друг друга, приносить добро), выходим на составление кластера «Что такое добро?»

Далее, обращаясь к эпиграфу урока (слова В.Шкловского о Паустовском: «Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра»), задаёмся вопросом: неужели творить добро – трудно?

Обращаясь к тексту сказки, видим, что старик из рассказа Филькиной бабки умер от охлаждения сердца. У Фильки тоже замёрзло сердце, но он понял свою ошибку. Кстати, писатель нам  уже намекнул, что Филька – не потерянный для общества человек, и эту подсказку мы видим в самом имени героя: Филька – Филипп – «любящий коней». Филька пошёл за советом к мельнику Панкрату. Но мы-то понимаем, что этот мельник может всё, раскрыв тайну его имени: Панкрат – «всевластный». Именно Панкрат помогает Фильке попросить прощения у коня по кличке Мальчик. И наш кластер дополняется следующими записями:

Зло, грех (бросить хлеб на землю)

мальчик  Филька                                                                конь Мальчик        Филипп        

                                                                                добрый «любящий коней»                         отражение

        

Панкрат, «всевластный»

        

Таким образом, выходим на понимание того, какой долгой и трудной оказалась для Фильки дорога добра. Но разве жить без добра легче? Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее сердца человеческие добром. Произошло чудо: зло, лихо отступило перед Добром.  И ещё один момент: теперь мы видим особенность построения сказочного повествования – зеркальную композицию. Также становится понятным, почему свою сказку автор назвал не «Раненый конь», а «Тёплый хлеб»: тёплый – сделанный с любовью, добром. Таким образом выходим с детьми на идею произведения.

Как видно из вышезложенного, составление кластера – несложное дело. Учащиеся любят эту работу ещё и потому, что в ней есть элемент рисования, а значит, можно проявить свою фантазию, чтобы кластер (а ведь это опора по всей теме) был ярким, запоминающимся.

Итак, использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:

  • актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
  • стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
  • запомнить теоретический материал по теме;
  • проявить свои творческие способности, фантазию.

nsportal.ru

мастер-класс на тему “Создание кластера по моделированию на уроках литературного чтения” 1-4 класс

Мастер – класс

Создание кластера по моделированию

на уроках литературного чтения

на семинаре

«Дидактическая система деятельностного метода обучения

как механизм реализации ФГОС УМК «Начальная

школа XXI века»

Учитель начальных классов

первой категории,

Козлова Наталья Юрьевна

2013

Цель : передать свой опыт использования способов и приемов моделирования

на уроках литературного чтения слушателям путем прямого и комментированного показа и научить составлять кластер.

Оборудование: компьютер и презентация, картон, карточки с заданиями.

Алгоритм мастер – класса:

  1. Создание ситуации мотивации. (слайд 1)

  1. Вступление.

Учитель: Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.»

В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе такой процесс обучения ,при котором каждый ребёнок не просто усваивал бы поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.

2. Выделение проблемы (слайд 2)

Хорошо поставленное чтение и умение работать с текстами произведений в начальных классах, создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих мышление, воображение, речь. Не научившись работать с текстом, испытывая затруднения при чтении, у детей возникает нелюбовь к чтению и негативное отношение к учёбе вообще.

В настоящее время остро стоит проблема пересмотра позиций учителя, преподающего литературное чтение по отношению к предметному пространству, а также личности ребенка в соответствии с требованиями ФГОС. Важно не наполнить головы детей знаниями, большим количеством ненужной информации, важно создать такие условия, как на уроке, так и в неурочное время, в которых ребенок становится исследователем литературных произведений, собеседником, творцом, генератором новых идей, связанных с открытиями, которые дарит ему автор.

Поэтому я решила формировать читательские умения младших школьников на уроках литературного чтения через моделирование, которое в период начального образования становится основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий.

Тема нашего методического занятия «Составление кластера по моделированию на уроках литературного чтения».

II. ПАНЕЛЬ

– Уважаемые коллеги, так что же такое моделирование? (Моделирование – это метод познания интересующих нас объектов через модели. Моделирование – это исследование объекта, при котором изучается не сам объект, а вспомогательная искусственная или естественная  система, находящаяся в некотором объективном соответствии с этим объектом, способная замещать его в определенном отношении и дающая информацию о самом моделируемом объекте.) (слайд 3)

– Как вы думаете, какова функция моделирования? (Модель выполняет эвристическую функцию выделения всех общих характеристик изучаемых объектов. Если наглядность позволяет представить только внешние стороны объекта, то моделирование служит средством целостного отражения отдельного и общего, чувственного и логического, внешнего и внутреннего.)

– К чему по-вашему мнению, может привести обучение моделированию? (Обучение моделированию обучающихся приводит к повышению эффективности обучения и общеразвивающему эффекту.)

III. Объединение в группы для решения проблемы

– Уважаемые коллеги, у меня в руках стакан с водой. Как вы считаете, стакан полуполный или полупустой? (делятся мнениями)

– Можете ли вы с уверенностью сказать, что стакан с водой полупустой или полуполный ? Почему? (не хватает знаний)

Вывод: если воду не долили, то стакан полуполный, а если чай вылили, то стакан полупустой.

– Кто считает, что он полупустой, объединитесь в одну группу.

– Кто считает, что стакан полуполный – в другую группу.

IV Работа с материалом

1. Представление своего опыта

Согласно ФГОС, приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младших школьников, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется: (слайд 4)

  • Владением техникой чтения;

  • Владение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

  • Знанием книг и умением их самостоятельно выбирать (начитанность)

  • Сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

Имитационная игра.

Уважаемые коллеги! Сейчас я покажу Вам те способы и приёмы, которые использую на уроках литературного чтения для формирования читательской компетентности.

Способ «Моделирование обложек» (слайд 5)

Цель: Формировать умение обучающихся правильно называть произведения, определять его тему, жанр, а также знание детьми фамилий авторов произведений.

Моделирование обложки книг (слайд 6) происходит при помощи введения системы заместителей (условных обозначений) жанров и тем произведения.

Заместители вводятся постепенно по мере знакомства с разными жанрами. Дополнительным заместителем служит цвет. Он раскрывает тему произведения.

происходит на каждом уроке при знакомстве с новым произведением.

Работа по моделированию обложки организуется следующим образом: у каждого ребёнка на столе находится четверть альбомного листа. Дети кладут его вертикально и слушают произведение, которое читает учитель, при этом не называя произведения. Затем учащиеся определяют жанр и тему произведения и при помощи «заместителей» составляют модель (подготовленные заранее цветные «заместители» приклеиваются на альбомный лист).

Вот лишь несколько упражнений с моделями.(слайд 7)

Вспомни и назови произведения к каждой модели. Чем похожи эти произведения? Чем отличаются?

Участники мастер – класса отвечают на поставленные вопросы.

Можно также использовать следующие упражнения (слайд 8)

Данный способ помогает мне заинтересовать детей, заставить думать, опираясь на ранее полученные знания ( об авторе, жанре, теме, названии).

Приём «Модель «Цепочка событий» (слайд 9)

Цель: Формирование умения обучающихся представлять композицию произведения. Например, при работе над сказкой В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок» в 1 классе вниманию детей предлагается схема:

Старик——–лиса——–еж——-медведь———волк————белка

Прошу дать оценку этой модели. Соответствует ли она построению сказки? Имеются ли лишние элементы?

В ходе рассматривания блок-схемы ученики приходят к выводу, что последовательность частей сказки нарушена. Предлагаю восстановить композицию.

(слайд 10)

Участники мастер – класса отвечают на поставленные вопросы.

Данный приём учит рассуждать над последовательностью частей, находить верное решение и доказывать свой выбор.

Приём «Модель – описание» (слайд 11)

Цель: Формирование умения обучающихся работать над образом героя.

Данная модель составлена к произведению В.Сутеева «Палочка- выручалочка» .

Выстраивая модель, дети учатся внимательно относиться к словам автора, к тексту произведения. Такая работа позволяет ученикам грамотно и доказательно составлять собственные высказывания.

Приём «Модель- сравнение» (слайд 12)

Цель: Формирование умения обучающихся анализировать , сравнивать и обобщать полученную информацию.

В таких произведениях, как рассказ Л.Пантелеева «Две лягушки» для раскрытия авторского замысла очень важно и описание героев, и их взаимодействия, и композиционная последовательность. После того, как дети прослушали произведение, обменялись впечатлениями, выстраиваем модель – сравнение.

Проблема: Одинаков ли характер у обеих лягушек?

Участники мастер – класса отвечают на поставленный вопрос.

Приём «Модель –рассуждение» (слайд 13)

Цель: Формирование умения обучающихся анализировать , доказывать и отбирать необходимую информацию.

Прямоугольнички – качества героя.

Круг – заместитель героя (слово или рисунок заготовлены заранее)

Построение модели –рассуждения к русской народной сказке «Дети Деда Мороза».

Дети рассуждают какая снежинка: выбирают, обосновывая и доказывая каким из качеств обладает герой сказки.

Приём «Составление кластера»(слайд 14)

Цель: Систематизировать знания обучающихся по данной проблеме.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой – либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Я на своих уроках использую его для организации индивидуальной и групповой работы.

Так на обобщающем уроке по теме «Устное народное творчество» обучающиеся составляют следующий кластер:

Данный приём стимулирует мыслительную деятельность, на стадии осмысления позволяет учащимся самостоятельно структурировать учебный материал, ну и, как правило, использую при проверке знаний.

ВЫВОД: Данные способы и приёмы я применяю как в индивидуальной, групповой, так и во фронтальной работе.

2. Работа в группах (слайд 15)

Первой группе раздаётся цветной картон, карточки с названиями приёмов и способов моделирования на уроках литературного чтения, карточки с целями приёмов и способов моделирования, клей-карандаш.

Второй группе – лист формата А-3 и цветные маркеры

Проблема: Составьте схему классификации способов и приемов моделирования на уроках литературного чтения.(слайд 16)

Участники мастер – класса заполняют кластер.

(слайд 17)

– Во время самостоятельной работы детей я помогаю учащимся с более слабой подготовкой.

V. Представление результатов работы

Участники мастер-класса представляют свои работы

(слайд 18)

IVI. Обсуждения и корректировки результатов работы

– Каждая новая проблема не всегда вызывает интерес у обучающихся. В таком случае нужна задача, которая на первый взгляд, кажется, простой, а на деле требует нестандартного подхода, который создаёт проблему. При поиске той проблемы ученик сталкивается с её исследованием и обобщением. Такую работу можно осуществлять через организацию моделирования.

– Уважаемые коллеги! Назовите преимущества предложенных мною способов и приёмов. Как вы можете применить эти приемы на своих предметах. Выберите, какой из приемов вам подходит.

VII. Рефлексия. (слайд 19)

Отправь мне СМС с ответом на вопросы:

  1. Эффективными ли, на ваш взгляд, являются использованные приемы работы?

  2. Комфортно ли вам было на занятии? Чем это вы объясняете?

  3. Хотелось бы пожелать…

То, что я хочу познать – это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырастит яблоня!». Удачи вам! (слайд 20)

infourok.ru

Создание кластера – Русский язык

Создание кластера

на уроках русского языка

Учитель начальных классов:

Абазова Раиса М.

с.п. Плановское, 2017г.

Создание кластера на уроках русского языка


1. Прием кластера как способ графической организации материала

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы.

Кластер предполагает:

  1. выделение смысловых единиц текста

  2. графическое оформление их в виде схемы.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления, позволяет показать смысловые поля того или иного понятия. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием кластеров универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении. Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;

  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;

  • выделять главное;

  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

  • сравнивать и анализировать;

  • проводить аналогии.

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

2. Виды кластеров на уроках русского языка

На уроках русского языка прием составления кластера допустимо использовать на разных этапах: при целеполагании, повторении пройденного материала, объяснении нового (особенно при самостоятельной работе с учебником), закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.

Существуют различные виды кластеров:

  • планета и её спутники

  • блок-схемы

  • бумажный кластер

  • кластер с нумерацией слов для составления рассказа

  • кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов

  • групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа

  • обратный кластер

  • грамматический кластер

На этапе закрепления и систематизации изученного материала самой востребованной и продуктивной моделью кластера является «Планета и ее спутники». Ею удобно воспользоваться также на этапе целеполагания, повторения изученного материала.

Последовательность действий при создании кластера проста и логична:

1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы;

2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы;

3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

При коллективном составлении кластера можно воспользоваться приемом «Корзина идей», предложив учащимся назвать факты, сведения самим, не повторяя ранее сказанного.

Систематизировать и представить материал по теме «Звуки речи» можно следующим образом:

Блок-схема

Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы лингвистических разборов) можно представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.

Анализ имени существительного

  1. Определить часть речи:

  1. Нач. ф. – (И. п., ед.ч.)

  2. Постоянные признаки:

  1. Определи форму слова:

  1. Член предложения

В работе над кластерами учащемуся предоставляется абсолютная творческая свобода: он имеет возможность записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции. Важно продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут, постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану.

Данный методический прием позволяет учащимся увидеть собранную информацию в укрупненном виде. Структурирование высказанных идей выявляет противоречия, непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.

При групповой работе обмен первичной информацией помогает сравнить собственное видение проблемы с другими взглядами и позициями, переосмыслить полученные сведения и прийти к наиболее верному решению задачи.

Данный прием можно считать эффективным для работы не только в слабых, но и в сильных классах, так как учащиеся при чтении учебной литературы, как правило, просто воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет структурировать полученные знания на отдельные блоки, что невозможно при поверхностном, невдумчивом освоении материала. Особенно удачно применение этого метода в старших классах при возрастании количества изучаемых текстов. Кластер позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации, облегчить её восприятие и запоминание.

Таким образом, кластер — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Бумажный кластер

Может служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся. Пусть ученики одного класса приготовят дома лист с написанным ключевым словом и соответствующие ему карточки для учеников другого класса и наоборот. В первом случае можно проверить и оценить домашнюю работу, во втором – правильность составления на уроке бумажных кластеров другими учащимися. Оба класса основательно проработают тему урока.

Часть речи

Обозначает

Вопросы

Изменяется

Роль в предложении

Кластер с нумерацией слов.

Подобный кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы. Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, и теми, кто изучает иностранный язык, поскольку именно для них наибольшую трудность представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски записывается тема (ключевое слово), затем ученики называют все слова и словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда вся предлагаемая учениками лексика написана на доске, класс приступает к обсуждению последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д.

Рекомендация: чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при составлении рассказа, можно писать цифры цветными мелками: все цифры 1 – одним цветом, цифры 2- другим и т. д.

Арт-кластер (кластер с картинками)

Кластер с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для изучения большой темы при работе с учениками начальной школы и при начальном изучении иностранного языка. Принцип построения тот же. В центре листа наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово), вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты. Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо, какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т. д.)

Предметный Арт-кластер

Например, тема «Написание письма». В середине листа наклеивается конверт. Ученики должны выбрать из предложенных им картинок части и наклеить их вокруг главной темы. Затем ученики по кластеру рассказывают, как оформить (подписать) конверт.

Сюжетный Арт-кластер

Используется на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.

Групповой кластер

Групповой кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и составление коллективного рассказа. Сочиняется рассказ, например на тему «Имя существительное». Одна группа составляет кластер «Одушевлённые – неодушевлённые», вторая – «Склонение», третья – «Род», четвертая – «Число», пятая – «Падеж», шестая – «Собственное – нарицательное». Готовые кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной темы. Каждая группа рассказывает часть рассказа по своему кластеру (или по чужому кластеру другую часть – на усмотрение учителя), остальные помогают, дополняют.

Обратный кластер

Данный вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи (на стадии рефлексии -как обобщение, резюме, подведения итогов). Составляется следующим образом: записываются дополнительные категории или основные компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения. Например, на стадии вызова учитель показывает учащимся следующий кластер и просит назвать тему урока:

Ученики должны сами определить, что темой урока будет «Имя числительное».

На других стадиях ученики могут сами составлять обратные кластеры для своих одноклассников или для учеников других классов – по ходу чтения текста или по памяти. Это поможет им повторить и закрепить тему, активизировать лексику, а дальнейшее использование ученических кластеров поможет учителю проверить знание содержания темы учащимися и их словарный запас.

3. Обучение школьников приему составления кластеров на уроках русского языка

Работу по обучению приему кластера можно «разбить» на несколько этапов:

1) коллективное составление кластера вместе с учителем;

2) коллективное составление кластера учащимися;

3) составление кластера в группе;

4) создание кластера в паре;

5) индивидуальная работа школьника на уроке.

Для первого знакомство конструктивнее использовать именно этап проверки домашнего задания или повторения изученного материала, так как школьник хорошо знаком с информацией, сложность заключается только в ее организации.

Учитель знакомит школьников с алгоритмом составления кластера, предварительно познакомив их с терминологией, а также пояснив, где может пригодиться им полученный навык. Он вместе с учениками составляет кластер, создает проблемную ситуацию: ребенок должен отрефлексировать деятельность, высказать свое предположение о том, помогает ли данная форма работы процессу усвоения материала, его лучшему запоминанию, систематизации. Таким образом, ребенок будет замотивирован освоить данный прием.

На втором уроке учащиеся самостоятельно коллективно составляют кластер на этапе закрепления и систематизации пройденного материала. Школьники предлагают свои варианты организации информации и ее содержание устно (прием «Корзина идей»), делают записи, в процессе работы уточняют фактический материал, подмечают недостатки друг друга, стараются найти самый оптимальный вариант. Ребятам нравится возможность творчески проявить себя, в обсуждении участвуют все. По окончании работы учитель просит объяснить ему полученную модель, что ученики и делают с энтузиазмом.

На третьем занятии учитель на этапе объяснения нового материала предлагает учащимся самостоятельно поработать с учебником: внимательно прочитать правило, выделить в нем то, что он уже знал, то, что стало новым и то, что ему показалось сложным (прием «Инсерт»). Учащиеся имеют возможность задать вопросы, на которые получают ответы от одноклассников или, в случае затруднения, от учителя. Затем педагог предлагает ребятам поработать в паре и составить кластер к изучаемому правилу. Школьники советуются, уточняют материал, исправляют ошибки, корректируют недочеты как на уровне теоретического усвоения материала, так и при попытке его систематизации и графической организации. Через 5 минут ученики предлагают свои варианты кластеров (по желанию), зарисовывают их на доске, комментируют, делают выводы.

На уроке повторения изученного учащимся в индивидуальном порядке предлагается на альтернативной основе составить кластер на тему «Однокоренные слова и формы одного слова» или выполнить упражнение из учебник. Поработать над составлением кластера пожелала половина ребят, что я как педагог посчитала хорошим началом на пути дальнейшего совершенствования в этом виде работы: дети не боятся деятельности данного рода, готовы попробовать составить кластер даже индивидуально, а значит, уверены в наличии у них определенных знаний и навыков. По прошествии 5 минут учащиеся сдают свои работы. Подведение итогов проводится в два этапа: вначале просматриваются варианты кластера, которые получились у ребят, выбираются наиболее удачные, затем ребята защищают свои работы у доски. Класс оценивает их, комментирует, исправляет недочеты. Дети работают с интересом. К этому времени они уже достаточно хорошо освоили алгоритм составления кластера, научились работать с текстовой информацией и оформлять ее графически. Далее необходимо прокомментировать, почему не все кластеры были допущены к защите: разъясняются, прорабатываются типичные ошибки.

Таким образом, полагаю, очень грамотно обучать умению составлять кластер на уроке русского языка именно поэтапно, на протяжении нескольких учебных занятий. Это целесообразно как с точки зрения методической, так и психолого-педагогической.

В таком случае школьник, который недостаточно хорошо на начальном этапе освоения приема разбирается в алгоритме действий, чувствует поддержку учителя, класса, одноклассника. Установка на неуспех априори отсутствует. Он не боится высказывать свою точку зрения, даже если сомневается в её абсолютной правильности, экспериментировать, творчески переосмысливать факты, которыми владеет. К пятому занятию учащийся уже полностью осваивает методику составления кластера (так как на предыдущих уроках систематически устранялись недочеты, вносились поправки) и не испытывает страх перед самостоятельным, индивидуальным выполнением задания.

Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

Заключение

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *