Духовно нравственное воспитание в доу – – ӻ. , – .

Содержание

Духовно — нравственное воспитание в доу


Духовно – нравственное воспитание в ДОО
Составитель: Мальцева Оксана Михайловна,
воспитатель I квалификационной категории
МКДОУ « Нижнедевицкий детский сад»
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества. \Рузвельт Т.\
В современном обществе катастрофически растет подростковая и детская преступность, половая распущенность достигла невероятно уродливых размеров. Девочки, не говоря уже о мальчиках, начинают курить с 7-14 лет, употреблять алкоголь и наркотические средства, не стесняются обильно оснащать свою речь бранными словами, с легкостью расстаются с девством и за тем делают аборты. Убивают своих детей, ибо и сами еще дети и не могут быть родителями. А те, которые рожают, не достигнув совершеннолетия, оставляют своих детей в родильных домах, тем самым, пополняя количество социальных сирот. И все это – поколение «ненаказанных» детей, ненаказанных в смысле не получивших «наказ», правильное направление от своих родителей, воспитателей и учителей. Несмотря на то, что в учебных заведениях ведется работа по основам православной культуры, по воспитанию нравственности, пропагандируется здоровый образ жизни – этого оказывается недостаточно. Наши дети получают также информацию из интернета, телевидения, просмотра современных художественных кинофильмов, которые наполнены жестокостью, убийствами, откровенными пастельными сценами, демонстрацией пьянства, употребления наркотиков, что оказывает пагубное влияние на мировоззрение и формирующуюся личность подростков, они не в состоянии противостоять тому, что им так стремительно навязывается. Динамика роста правонарушений несовершеннолетних показывает резкий скачок увеличения правонарушений подростков в состоянии алкогольного опьянения.
Сложность решения данной проблемы видится, прежде всего, в асоциальном поведении ближайшего окружения детей (более 70% родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер злоупотребляют спиртные напитки), на которое под

educontest.net

Статья (старшая группа) на тему: Духовно – нравственное воспитание в ДОУ

Поставленные задачи и цели в своей работе реализую в процессе:

-непосредственно образовательной деятельности;

-в ходе режимных моментов;

– самостоятельной деятельности детей;

– взаимодействие с семьями детей.

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми.

Тема межличностных отношений дошкольников чрезвычайно актуальна сейчас, поскольку множество негативных явлений среди молодёжи (жестокость, повышенная агрессивность, отчуждённость) имеют свои истоки в дошкольном детстве.

 Мы считаем, что позитивные отношения между детьми внутри группы – залог успешности их коммуникативного поведения в будущем.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребёнка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально-исторический опыт.

Воспитывая нравственные качества личности ,  использую  различные методы и приёмы: организуются этические беседы: «можно ли брать чужие вещи» ; уроки доброты: «Георгий Победоносец-символ победы добра над злом.», «о них говорит библия» и др.

Каждое утро в детском саду мы начинаем с приветствия «Минута вхождения в день», которое стало нашей доброй традицией. Например: перед зарядкой, дети встают в круг, держась за руки. Таким образом, они приветствуют друг друга, чувствуя при этом тепло, заботу, ласку рук своего товарища, которые будут потом добрыми помощниками.

 «Утро радостных встреч (в понедельник, после выходных, праздников, отпусков). Дети собираются, и проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга. Ребёнок приходит в детский сад после болезни. Вся группа приветствует его. Дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие.

Кроме того, проводятся мероприятия, направленные на сплочение детей. Дежурства, совместный труд, а также коллективные работы, создающие проблемные ситуации и требующие их решения. Например: Можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных карандаша на двоих. Дети должны выйти из этой ситуации без помощи педагога, договариваясь, уступая друг другу.

Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Именно в игре дети осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки , учатся выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливают первоначальный банк нравственных представлений и пробуют соотносить их со своими поступками, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

Действенным средством в формировании духовно-нравственных качеств личности  дошкольников является художественная литература.

При чтении художественной литературы – основная задача раскрыть духовно – нравственный потенциал произведений и довести его до ребёнка.

Дети очень любят русские народные сказки, где  есть всё: представления о добре и зле, правде, храбрости, трудолюбии, верности.  « Репка», «Колобок»», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка сестричка и серый волк»  и многие другие.

Система образов, привлекательная и поучительная для детей, ясная идея, мораль, выразительный и точный язык  легли в основу сказок, созданных классиками литературы – А.С. Пушкиным, П.П. Ершовым, К.И. Чуковским.

Истории, которые происходят с героями произведений В.Осеевой

 ( «Волшебное слово», « Краски», « Три сына»), Н Носова ( « На горке», « Огурцы», «Фантазеры»), Е. Пермяка « Самое страшное», В  Драгунского « Друг детства», «Тайное становится явным» просты и понятны детям. Они заставляют детей сопереживать героям произведений, а сложная картина жизни представляется детям в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

Дети очень любят слушать притчи.  Притчи – это особый жанр, который является весьма редким не только в российской, но и во всей мировой литературе. Короткие иносказательные и поучительные рассказы дают возможность человеку взглянуть на свои недостатки со стороны, задуматься о вечных ценностях, помогают находить ответы на разные вопросы нашего бытия.

Монах Варнава (Евгений Санин), создав в своих притчах удивительный сплав высокой духовности и нравственности с народной мудростью, одновременно сумел написать их очень емким, увлекательным, доходчивым языком. 

Работа с произведениями имеет различные формы: чтение, пересказ, беседы с обсуждением поведения героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение викторин, выставки рисунков детей по мотивам сказок.

Развитие в ребёнке духовых, нравственных ценностей невозможно без воспитания патриотических чувств:  любви к Родине, уважительное отношение к государству, усвоение элементарных знаний по истории своего родного края.

Знакомство с историей своего села мы начали с экскурсии в музей, В нашем музее дети познакомились с жизнью людей  нашего села, увидели старинные предметы, которые использовали односельчане в прошлых веках.

Мы посетили самое священное место в селе – памятник героям, отдавшим жизнь за счастье людей. Мы хотим продолжить работу по краеведению : организовать проекты, провести экскурсии по родному селу , организовать выставку рисунков на тему « моё  село». предложить детям совместно с родителями написать сочинение о своей улице, чтобы дети гордились и любили своё село.

Приобщая детей к истории и традициям своего народа, были организованны  мероприятия:

«Рождественский спектакль», «Пасхальный утренник», «Покровская ярмарка», «Медовый спас» Дети и родители с большим интересом приняли участие в подготовке и проведении праздников.

 На занятиях по изодеятельности знакомлю детей с народными промыслами России. Провели цикл занятий по знакомству с городецкой, хохломской и жостовской  росписями.

В работе по духовно- нравственному воспитанию не обойтись без взаимодействия с родителями, с ними проводится педагогическое просвещение через:

– консультации – «Право на жизнь без насилия»,  «Как бороться с детскими капризами и упрямством», « Воспитание вежливости»;

– беседы – «Знаете ли Вы своего ребёнка?», « Как провести выходные (праздники) с ребёнком?»;

-родительские собрания – «Нравственные нормы в жизни дошкольников», «Роль семьи в воспитании члена общества»;

-использование информационного стенда, папок – передвижек «Как общаться с ребёнком»,  «Семейные традиции», «Вредные привычки».

 Все мероприятия стараюсь проводить совместно с родителями такая взаимосвязь, вызывает у детей сильные эмоции, сопереживание, гордость, а у родителей появляется интерес и желание участвовать с детьми в разных мероприятиях группы и детского сада.

Вывод: работа по воспитанию духовно- нравственных качеств даёт положительные результаты способствует приобщению детей к христианским нормам морали, поведения, сознание, воспитанию патриотизма, уважительного отношение к Российской Армии. Происходит нравственное и духовное развитие личности

ПРИТЧИ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

(монах Варанава)

НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ

            Увидел омут на берегу прекрасную лилию. И решил, во что бы то ни стало, завладеть ею.

Чего он только не предлагал красавице: покататься на его быстрых волнах, ласковую прохладу воды в нестерпимый зной и целый водоворот всевозможных развлечений и удовольствий.

Заколебалась красавица.

Заметил это безнадежно любивший ее жучок и принялся отговаривать:

— Погубит он тебя! Пропадешь!

Только куда там!

— Он такой сильный, красивый и весь какой-то таинственный… – возражала лилия. – Нет, пожалуй, я все же приму его предложение!

— Ах, так? – вскричал жучок. – Ну тогда смотри, что ждет тебя, если ты сделаешь это!

И он, сложив крылья, бросился на поверхность водоворота, который тут же безжалостно закружил, завертел его, и вскоре навсегда исчез из глаз лилии, только теперь понявшей, что такое настоящая любовь…

 

ЗАВИСТЬ

            Пришла зависть в магазин с денежкой хлебца купить.

Глядит, а там мужик пирог за рубль покупает…

Так и выскочила зависть из магазина!

Решила она тогда хотя бы воды попить из колодца. Взяла самую большую бадью, чтобы ей все завидовали!

А у колодца жена мужика – ведра легкие, коромысла расписные…

Бросила зависть свою бадью, и ну совсем из деревни бежать – без еды, без питья…

Легла она на пригорке, что повыше, и стала завидовать самой себе, что было время, когда она никому не завидовала…

 

ГОРДЫЙ ВЕТЕР

            Загасил ветер свечу и возгордился:

— Я теперь всё погасить могу! Даже солнце!

Услыхал его мудрый мужик, сделал ветряную мельницу и сказал:

— Эка невидаль – солнце! Его и ночь погасить может. Ты попробуй вот это колесо останови!

И, что есть силы, раскрутил большое, тяжелое колесо.

Дунул ветер раз, дунул другой – а колесо-то не останавливается. Наоборот, чем больше он дул, тем сильнее оно крутилось.

Потекла в мешки умного мужика мука, и стал он жить: сам в достатке, и бедных не забывать!

А ветер, говорят, до сих пор на это колесо дует. Где именно? Да всюду, где только есть место гордыне!

 

ПОКАЯНИЕ

            Упал человек в глубокую пропасть.

Лежит израненный, погибает…

Прибежали друзья. Попытались, держась друг за друга, к нему на помощь спуститься, да сами в нее чуть не свалились.

Пришло милосердие. Опустило в пропасть лестницу, да – эх!.. – не достает она до конца!

Подоспели добрые дела, сделанные когда-то человеком, бросили вниз длинную веревку. Но тоже – коротка веревка…

Так же тщетно пытались спасти человека: его громкая слава, большие деньги, власть…

Наконец, подошло покаяние. Протянуло оно руку. Ухватился за нее человек и… вылез из пропасти!

— Как это тебе удалось? – удивились все.

Но покаянию некогда было отвечать.

Оно спешило к другим людям, спасти которых могло только оно…

 

СОВЕСТЬ

            Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий…

На четвертый он решил избавиться он нее. Да не на день или два – навсегда!

Думал-думал, как это сделать, и надумал…

— Давай, – говорит, – совесть, в прятки играть!

— Нет, – говорит та. – Ты меня все равно обманешь – подглядывать будешь!

Притворился тогда человек совсем больным и говорит:

— Занедужил я что-то… Принеси-ка мне из погреба молочка!

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати – и закрыл ее!

Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков – хорошо на душе, спокойно.

Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего – совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба.

— Ладно, – говорит, – выходи! Только теперь не командуй!

А в ответ – молчание.

Спустился он в погреб: туда, сюда – нет нигде совести!

Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда…

Зарыдал человек: – Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба – в сердце:

— Здесь я…

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил!

Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале.

Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

 

КТО СИЛЬНЕЕ?

            Шли по дороге добро и зло. Навстречу им – два мужика.

— Давай, – говорит зло, – испытаем, кто из нас сильнее?

— Давай! – согласилось не умеющее возражать добро. – А как?

— А пусть за нас два этих мужика поборются, – говорит зло, – я сделаю одного из них сильным, богатым, но злым!

— Хорошо! – говорит добро. – А я другого – слабым и бедным, но добрым!

Сказано – сделано.

Вмиг один человек оказался на коне, в богатой одежде. А другой – в лохмотьях, да еще и с клюкой…

— Прочь с дороги! – закричал на него превращенный в богача, огрел плетью и поскакал скорее домой – деньги считать.

Сделанный бедным вздохнул и молча поплелся следом.

— Ага! – обрадовалось зло. – Понятно теперь, кто из нас сильнее?

— Погоди, – говорит добро. – У тебя все легко и быстро, но ненадолго. А я, если что делаю, то – навсегда!

Стали они смотреть, что дальше будет.

А было вот что. Долго ли, нет, шел бедный, только вдруг видит – лежит под упавшим на него конем богатый и никак подняться не может. Хрипит уже, задыхается…

Подошел к нему бедный. И так ему погибавшего жалко стало, что откуда только сила взялась! Отбросил он клюку, поднатужился и – помог несчастному освободиться.

Прослезился богатый. Не знает, как и благодарить бедняка.

— Я, – говорит, – тебя плеткой, а ты мне жизнь спас! Идем ко мне жить. Ты мне теперь вместо брата будешь!

Ушли два мужика. А зло и говорит:

— Что же это ты, добро? Обещало сделать своего мужичка слабым, а он вон какого тяжелого коня поднять смог! Коли так – то я победило!

А добро и спорить не стало. Ведь оно не умело возражать – даже злу.

Но с тех пор добро и зло вместе не ходят. А если и идут по одной дороге – то только в разные стороны!

 

nsportal.ru

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду

Библиографическое описание:

Демина Г. Д. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 40-42. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1670/ (дата обращения: 12.07.2019).



Духовно-нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. По словам В. А. Сухомлинского «Детство — важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Сложившаяся в настоящее время в Белгородской области система работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, выстроенная в соответствии с региональной моделью, в общем, обеспечивает условия для свободного духовно-нравственного развития личности ребенка.

Дошкольное детство — важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления, начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети задают много вопросов педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут. Очень важно воспитывать в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, так как у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно. Тогда возникает вопрос, на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение.

Главная задача в этом направлении — вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет.

Белгородчина — уникальный край, где сохранение традиций побуждает у детей любви и гордости к «малой» Родине. Край наш богат, красив его ландшафт, в каждом городе, районе, селе существуют особые традиции в песенном, декоративно-прикладном искусстве, манере речи, которые передаются из поколения в поколение. Музыкальное народное творчество дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком. Поэтому, так важна организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в семье, детском саду. К сожалению, современные молодые родители, в большинстве своем, не знают национальных традиций духовного воспитания, хотя положительно относятся к их возрождению. А образовательное учреждение, при определенных условиях, как раз и может возродить основы традиционного духовного воспитания детей. Для того, чтобы начать работу в области духовно-нравственного воспитания, необходимы определенные условия:

‒ Создать предметно-развивающую среду для воспитательно-образовательного процесса;

‒ Обеспечить программно-методической и художественной литературой;

‒ Профессиональная компетенция педагогов по данному вопросу.

Очень замечательно, что в нашем детском саду с 1994 года открыт музей предметов русской старины «Горница» для более наглядного ознакомления детей с народным бытом и традициями русского народа. Мы проводим экскурсии, посиделки в нашем любимом музее, созданном с помощью воспитателей и родителей, (здесь имеется «красный угол» с иконой «Иисуса Христа», живут старинные предметы народного быта, картины вышитые «крестиком», самотканые половики; прялка Настасьюшка, самовар Елизар, кухонная посуда, утюг Павлуха не жалеет своего брюха, патефон Агафон, русская печь Арина с чугунами и ухватами, настоящий бабушкин сундук Андрюха, в котором хранятся костюмы, вышитые рушники, платки, подзоры, скатерти и т. д.)

Дети с удовольствием посещают «Горницу», встречаются с «хозяевами» избы бабушкой Марией и дедом Иваном, которые рассказывают, как сложить печь, как носить воду коромыслом, какую одежду носили в старину и т. д. Детям очень нравится проводить досуг в «Горнице», узнавать о предметах старины, прикоснуться к музейным экспонатам, посидеть за прялкой, а как хорошо отведать пирогов, да бубликов с чаем. На базе мини-музея проводятся мероприятия по приобщению детей к национальным традициям, русским бытом, ведется работа фольклорного кружка «Сударушка», совместные мероприятия с родителями: «Кто в теремочке живет?», «Загадки бабушкиного сундука», «Расписная прялочка» и другие.

Удивительное и загадочное явление народной культуры — праздники и обряды. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.

В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. В семье с первых дней жизни ребёнок устанавливает законы нравственных отношений, осваивает нравственные нормы. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка.

Опыт нашего дошкольного учреждения показал, что системное, конструктивное сотрудничество с семьёй, направленное на сохранение традиций непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в детском саду требует новых форм, а подчас и обновления методов работы педагогов и родителей. Детский сад обязан и способен взять на себя поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В этом году с помощью воспитателей и родителей был реализован проект «Наши традиции» по приобщению дошкольников к истокам русской национальной культуры. Родители активно помогали дома выполнять аппликацию валенков к празднику «Русского валенка», «ромашку семьи» к «Дню семьи, любви иверности». Увлеченно родители принимали участие в выставках «Пасхальный перезвон», «Рождество Христово». На последнем родительском собрании для родителей, бабушек, дедушек и конечно же детей состоялся праздник «Губкинские посиделки», где дети показали, чему они научились за целый год. Очень задорные частушки прозвучали в исполнении бабушек и внучат. Дети поведали рассказ о предметах русской старины, рассказывали пословицы и поговорки о добре, о Родине, играли на народных инструментах вместе с бабушками и дедушками. А в какие игры играли наши бабушки, мы также узнали поиграв с родителями и бабушками и дедушками в русские народные игры «В звонаря», «Лавочка — суковалочка».

В результате работы, можно сказать, что:

‒ Повысился духовно-нравственный потенциал и профессиональная компетентность педагогов в вопросах духовно- нравственного воспитания дошкольников;

‒ Родители стали активнее проявлять интерес к духовно-нравственному становлению личности ребёнка и активно участвовать в жизни детей в детском саду;

‒ Дети стараются быть отзывчивыми, применяют свои знания о нравственных нормах в жизни, доносят их до родителей.

Таким образом, трудно рассчитывать на глубокие изменения, но систематическая работа даёт свои плоды. Мы и в дальнейшем будем продолжать работу по духовно-нравственному воспитанию.

Литература:

  1. Жирова, О. Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем. — Белгород. 1998, -96с;
  2. Князева, Л.Д., Маханева, М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998,-304с;
  3. Феоктистова Т. К., Шестякова Н. П. «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников» М: 1997,- 95с.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, Ребенок, духовно-нравственное воспитание, родитель, декоративно-прикладное искусство, русская старина, духовно-нравственное воспитание дошкольников, нравственное воспитание дошкольников, личность ребенка, бабушка.

Похожие статьи

Духовно
нравственное развитие и воспитание дошкольников

детский сад, Ребенок, духовнонравственное воспитание, родитель, декоративноприкладное искусство, русская старина, духовнонравственное воспитание дошкольников

Духовнонравственное воспитание детей дошкольного возраста

Духовнонравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

детский сад, Ребенок, духовнонравственное воспитание

Духовнонравственное воспитание дошкольников в детском саду. детский сад, Ребенок, духовнонравственное воспитание, родитель, декоративноприкладное искусство, русская старина, духовнонравственное воспитание дошкольников

Семейные традиции как средство духовнонравственного

Семья — основа духовнонравственного становления ребёнка. семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовнонравственное воспитание, духовная культура.

Духовнонравственное воспитание дошкольников на…

Духовнонравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.

Воспитание духовнонравственных качеств дошкольников

Воспитание духовнонравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности. Автор: Долгая Марина Александровна. Рубрика: Воспитание и развитие.

Влияние семьи и детского сада на духовнонравственное

Духовнонравственное воспитание является не только первостепенной задачей, средством преодоления трудностей между родителями и детьми в семье, между детьми в детском сообществе, между семьей и ДОУ.

Роль семьи в духовнонравственном воспитании детей

Духовнонравственное воспитание дошкольников в детском

Духовнонравственное воспитание дошкольников в детском саду.

Аспекты духовнонравственного воспитания детейдетский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание

Духовнонравственное воспитание дошкольников средствами…

детский сад, Ребенок, духовнонравственное воспитание, родитель, декоративноприкладное искусство, русская старина, духовнонравственное воспитание дошкольников

moluch.ru

Статья на тему: Духовно-нравственное воспитание в ДОУ

МБДОУ «Детский сад № 1 «Пчелка»

г. Мичуринск, Тамбовская область

Организация работы  по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ

     Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально – экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально – нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей. 

       В пределах детского  сада воспитателю вручаются важные полномочия: ему препоручается родительская власть, он не только учит и воспитывает детей,  он  дает пищу уму и сердцу. Осознавая, что воспитатель имеет дело с детьми неопытными, открытыми и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания.

  Наша работа по духовно- нравственному воспитанию детей, основывается на «Программе обучения и воспитания детей дошкольного возраста в детском саду»М.А.Васильевой и др.,  раздел «Ознакомление с окружающим» и «Нравственное воспитание». Педагоги также черпают информацию и интересный материал из программно-методического пособия по патриотическому воспитанию «Дом, в котором я живу» воспитателей Мартыновой О.А., Воропаевой Е.И. Дороховой Т.И.

Цель  работы: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

 – приобщить детей к духовно-нравственной традиции русского народа;

 -способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).

 – формировать моральное сознание и моральные оценки;

 -помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.

 

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

 –  чтение народных  и авторских сказок,   литературных произведений из серии «Детям      о вере», сказки о материнской любви;

  – цикл непосредственно образовательной деятельности под названием «Уроки доброты», целью которых является  воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей, которые проводятся 1-2 раза в месяц во вторую половину дня.

  – знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них  (Масленица, навстречу Пасхе)

 – тематические  выставки детского творчества,

 – знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти  святого как отдельное занятие или как часть занятия  по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

 – экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, 

–  экскурсии на природу (красота Божьего мира)

 – слушание колокольной и духовной музыки на  тематической непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию с использованием соответствующих записей,

  – постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших),

  – занятия для  родителей и сотрудников в гостиной «Прикосновения любви святой».

          Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом  – ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно-нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством: 

 – анкетирования  по  выявлению сформированных знаний у детей о маме и отношения  к ней,  анализа вместе с детьми их ответов;

  – чтения сказок,  в которых наиболее ярко показана  сила материнской любви, ее мудрость,  жертвенность  ради своего ребенка, которые  учат детей  пониманию  значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Легенды о матерях» Ивана Панькина, «Разноцветная бабочка»  Андрея Платонова, «Синица» Алексея Толстого, «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.

  –    игр:  «Интервью у мамы», «Ласковые фанты»,

 –  бесед: «Нет милее дружка,  чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»

  – непосредственно-образовательной деятельности: «Образ любящей  матери в иконах Пресвятой Богородицы»,  «От Матери земной до Матери небесной»

  – экскурсий на работу к мамам,

  – заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек,

  – творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов.

 –  совместные мероприятия детей и мам.

  В ходе такой работы дети все отчетливее понимают связь своего поведения и настроения мамы и близких людей.                                        

Одной из форм  работы с детьми  по познанию самого себя  в мире людей  являются   «уроки доброты».

 Это беседы на нравственные темы: «Жил-был я». «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»,  «Где добрые люди, там беды не  будет», «Доброе дело делай смело», Что мы Родиной зовем?  Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой непосредственно-образовательной деятельности небольшого литературного произведения,  игры, ситуативные задачи, рассматривание  дидактического материала. Предполагается использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Продуктивная деятельность развивает мелкую моторику рук, способствует формированию эстетического вкуса, расширяет представления детей об окружающем мире и его свойствах.

      Развиваясь, ребенок не может «самоутверждаться вообще». Он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров.  Русская культурная традиция свято хранит образы героев- защитников Отечества, православных святых. Детское сознание срастается с ними легко и естественно, т.к. это реальные исторические личности, многие черты характера, поступки и даже высказывания которых бережно сохранены народной памятью и письменной историей.  Из рассказов педагога, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о  святом Русской православной церкви, окончивший свои дни в старости как монах Киево-Печорской лавры.  О Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая,   на  Куликовом поле.  Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей, Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг.

    Тема защитников Отечества была бы  не полностью раскрыта без серьезного внимания к роли женщины. Понятно уважение к мужеству и жертвенности женщины, участвующей в боях, к ее трудовым подвигам в быту, но нам кажется очень важным раскрыть и другое. Фундаментальное понимание защиты Отечества состоит в том, что женщины хранят семью, рожают и воспитывают детей. Без этого героям нечего и некого было бы защищать. 

     Важную роль  для развития духовно-нравственной сферы ребенка играет  классическая музыка, духовное пение, слушание колокольных звонов. Мы стараемся, чтобы дети прошли путь от русского фольклора близкого и доступного детскому пониманию( у нас работает кружок по ознакомлению с фольклором «Ладушки»), через детскую музыкальную классику, до вершин творчества русских композиторов и духовного пения, опять же доступных детям.

      Приоритет духовного пронизывает также народный календарь, служащий канвой годового цикла. Здесь достаточно упомянуть о народных и православных  праздниках,  с которыми мы знакомим детей – Рождество, Масленица, Благовещение, Пасха, Троица, Преображение Господне. 

 Русь всегда славилась умением творчески работать и радостно праздновать. В нашем детском саду и дети, и взрослые с большим интересом открывают для себя замечательные праздники и обряды, которые учат не только веселиться, но и вместе осмысливать суть происходящего.

      Знакомство с  православным храмом, его архитектурной особенностью, его назначением  является одной из форм введения детей в духовную  культуру, которое проходит в форме экскурсии к церкви.

 Дети, под руководством педагога и священника, знакомятся с  внутренним  убранством  церкви, посещают  библиотеку, церковную лавку, рассматривают колокольню,  слушают, звон колоколов.

      Начиная знакомить детей с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов, мы рассказываем о том, что первыми русскими художниками – живописцами были изобразители церковной живописи.

 Слово «икона» значит «образ». Согласно древней традиции иконы пишут (рисуют красками) на доске. Иконой или образом называют изображения Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов и святых людей. Икона сопровождает человека во всех местах и делах. Иконы можно видеть в храмах, домах, где живут православные люди.  Мы часто видим икону в автомашине. Многие люди носят икону на груди – это нагрудная икона.  Икона чем-то похожа на священную книгу. Только в священной книге мы читаем  святые слова, а на иконе видим святые лица, которых мы просим о помощи и защите.

      В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но  в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит  через встречи в гостиной «Прикосновения любви святой», на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, роль отца в воспитании детей и создании духовной атмосферы в семье,  просматриваются видеофильмы, проходят нравственные проповеди,

 встречи со священнослужителем. Можно сделать вывод о том, что большинство родителей, (а именно 76% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития. 

    Информационно-познавательный материал для взрослых, связанный с православным календарем  систематически помещается в уголке для родителей.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.

 

nsportal.ru

Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное воспитание детей в ДОУ» – «Дошколенок.ру»

Сообщение из опыта работы на тему:

«Духовно – нравственное воспитание детей в ДОУ»

Воспитатель:

Животнева Ольга Валерьевна

     Система духовно-нравственного воспитания детей детского сада «Березка» строится на приобщении их к культурному наследию русского народа. Русская культура, как культура великой нации, всегда отличалась высокой духовностью. Её исторические корни уходят вглубь веков. И во все времена, времена взлета и падения, русская культура помогала своему народу не только выжить, но и сохранить свое лицо, самобытность, высокую духовность и нравственность. Приобщение к русской народной культуре развивает ум, формирует душу, обогащает речь. В нашем детском саду планомерно проводится работа по духовно – нравственному воспитанию детей путем приобщения их к основам русской народной культуры. Темами самообразования педагогических работников являются:

– «Воспитание национального самосознания дошкольников».
– «Устное народное творчество в развитии речи детей».
– «Использование исторических и культурных традиций России в становлении гражданина – патриота».
– «Народные праздники в музыкальном воспитании детей, как средство приобщения дошкольников к русскому фольклору».

     Основными задачами работы педагогов являются:

Знакомство детей с культурой и историей своего народа Формирование чувства сопричастности к культурному наследию Формирование таких нравственных качеств как доброта, сострадание, трудолюбие Вовлечение родителей в совместную деятельность с МДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.
   Для решения поставленных задач создана соответствующая предметно-развивающая среда. Оформлен уголок с предметами народного быта: посуда, игрушки, расшитые полотенца и др.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра – основной вид деятельности в детском саду. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к современной, так и к народной. 
Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Перед игрой педагоги, как правило, рассказывают о культуре и быте того или иного народа. Мы с детьми играем в русские народные игры: 
«Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната», Игра-инсценировка «Теремок», 
Из дидактических игр мы используем игры с национальным колоритом: «Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры», «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка», «Полезные вещи» и др., они помогают ребятам оценить и практически освоить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Уголок музыкальной деятельности пополнился музыкальными инструментами. В своей работе по приобщению дошкольников к культурному наследию мы используем следующие формы работы:

-предпраздничные посиделки;

-чтение художественной литературы;

-познавательные беседы;

-творческую продуктивную и игровую деятельность детей.

     В нашем детском саду ежегодно в сентябре утверждается план тематических развлечений, приоритетным направлением которого является русское народное творчество. Согласно этому плану 2 раза в месяц проводятся фольклорные развлечения, на которых дети поют песни, затевают хороводы, игры, знакомятся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно-прикладным искусством. На фольклорных развлечениях в гости к детям приходят игровые персонажи бабушка, девица – красавица, добрый молодец, которые ведут живой рассказ о народном празднике, используя всевозможные присказки (Посидим рядком, да поговорим ладком; Федул, что ты губы надул? и др.). Народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием, играют особую роль в приобщении ребенка к народной культуре. Праздники в нашем детском саду начинаются с осени: «Осень»; «Новый год», «Рождество», «Масленица», «Пасха». Ежегодно в апреле в детском саду проводится обще садовский фольклорный праздник «Прялица». После праздника педагоги с детьми организуют беседы на следующие темы: “Край, в котором ты живешь”, “Откуда пошла земля русская “, “Светлый праздник Рождества” и др. Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию. Эффективным и доступным для детей дошкольного возраста средством воспитания духовно-нравственных качеств, на наш взгляд, является устное народное творчество. Трудно представить мир ребенка без сказок, потешек, считалок, загадок: детство и фольклор – понятия неразделимые. К.Д.Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада пополнилась различными видами театров по русским народным сказкам, народными костюмами. За период работы по данному направлению в детском саду подобраны картотека сценариев кукольных спектаклей по русским народным сказкам. Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины. Чувство любви к Родине не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим.                  

     Как известно, первыми воспитателями ребенка всегда являются его родители. Их авторитет для малыша незыблем. Родители дают ребенку первый жизненный опыт, именно в семье закладываются основы характера и морального облика человека. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья -50%, СМИ, телевидение -30%, детский сад-10%. улица-10%. Поэтому работа, проводимая в детском саду, без сотрудничества родителей воспитанников была бы неэффективной. Родители должны стать помощниками и союзниками педагогов в духовно-нравственном воспитании детей. Цель нашей работы с родителями – познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. В рамках приобщения родителей к образовательному процессу, используются следующие формы деятельности: родительские собрания и круглые столы, организация фотовыставок и выставок, совместных с детьми творческих работ, участие родителей в проектной деятельности, проведение и организация совместных экскурсий в библиотеку, к памятным местам; беседы и викторины, анкетирование; организация совместных с детьми праздников, развлечений, театральных представлений; консультации, рекомендации, наглядная агитация; изготовление подарков. В течение года организуем и проводим акции: «Сохраним елку – красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы – чистая деревня». Организуем выставки совместного творчества детей и родителей: «Осенние фантазии», «Пасха», «Елочка красавица», «Мой папа – самый сильный», «Самая лучшая мама» и др.

Помещения детского сада частично оформлены в русском народном стиле. В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стенды, папки – передвижки, выпуск газет. Планируется также проведение совместных мероприятий с родителями с использованием ТСО, продолжить работу по оформлению помещений и территории детского сада в русском народном стиле. Главный результат, на который мы надеемся, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Список литературы:

1.Орлова Н. « Азбука для православных детей»

2.Алексеева А. «О православном дошкольном воспитании в России»- м. «Дошкольное воспитание» 2008.

3.Левкодимов Г. «Праздников праздник»

4.Султанова Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» -м. «Дошкольное воспитание»,2004г.

5.Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. – М., Мозаика-Синтез, 2008

6.Гладких Л. П., В. М. Меньшиков. Основы православной культуры: науч. – метод.пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.

7. Натаров В. И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г. 8. Шорыгина Т. А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. М.: Прометей; Книголюб, 2005 г.

9.Петров В. «Зимние праздники, игры и забавы для детей» 10. Петров В. «Осенние праздники игры и забавы доля детей».

blog.dohcolonoc.ru

Статья по теме: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОУ.

                                       «Духовная жизнь ребенка полноценна

лишь тогда, когда он живет в мире игры,

 сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок».

В. А. Сухомлинский

           В современном обществе каждый родитель начинает переживать о духовном воспитании своего ребенка. Недаром почти каждый стал задаваться вопросом: «А каким мой ребенок будет в будущем?». Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально – экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально – нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью.

           Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо

создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так

как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы  сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

           Поэтому на современном этапе развития образования  духовно-нравственное воспитание  является одной из важнейших задач в  воспитании

подрастающего поколения.  Актуальность этой задачи в современной России

отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте  

дошкольного образования.  

           В методологическую основу разработки и реализации  Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

          Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных  ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,  общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей  здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»      

           Целью же является: целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

           В условиях реализации ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

• формирование начал патриотизма и гражданственности;

• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

• уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей;

• формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего

народа и уважения к представителям других национальностей;

• формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений и эмпатийных чувств (сочувствия, сопереживания, коммуникативных способностей (дружелюбие в общении с окружающими, взаимопонимание и искренность, уважение к личности, эмоциональный контакт)

• воспитание уважительного отношения к труду

            Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей.  Именно в этом возрасте ребёнок  входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир.

            Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно – нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. Нравственное воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействиепо ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

            Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход.

            Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…» В формировании нравственных
представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной

литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т.д.) Именно фольклор вмещает

в себя все ценности родного языка.

            В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Материальные ценности во многих семьях  возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии.  В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над  воспитанием  души своего ребёнка, над развитием  нравственных  и духовных качеств маленького человека.  Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.

2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного

возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ

«Перспектива», 2012.-248с.

3. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду.

Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с..

4. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие

для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и

доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с.

5. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего

дошкольного возраста. – 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ,2005. -72 с.

6.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для

педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез,

2008.-128с.

7.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост. В.Н.
Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.

nsportal.ru

Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ».

Выполнила: воспитатель МБДОУ «Детский сад №7» г. Кашира М.О. Фролова М. И.

Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ».

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».
В.А. Сухомлинский

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми. Именно духовно-нравственное воспитание обеспечит целостность и гибкость воспитательных воздействий взрослых на детей в различных ситуациях их общения, а также общения детей друг с другом. Оно предполагает формирование у ребенка целостного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.

В настоящее время, как бы это прискорбно не звучало, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости социальной среды. Если не мы, то кто?!

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры.

Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт. В современном мире давно забыты и не употребляются в разговорной речи красивые изречения и старославянские слова, крайне редко используются поговорки, пословицы, потешки, заклички, которыми богат русский язык.

Задача педагога – соединить воспитание и обучение через изучение традиций русской культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Особенные черты русского характера сохранились в устном народном творчестве. В доступной для детей форме в течение длительного времени воспитатель раскрывает значение слова Родина, расширяя и углубляя на конкретных примерах общественные представления детей, которые становятся основой духовного, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.

Вот где необходимо черпать жизненные силы, духовность и богатство внутреннего мира! Дети нашего дошкольного учреждения принимают участие в проведении народных обрядовых праздников, где осуществляется изучение детского фольклора, они читают стихи, заучивают заклички, колядки, играют в народные игры.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Во время образовательной деятельности и на прогулках мы вместе с детьми используем в своей речи пословицы, считалочки, потешки.

Работа детского сада и школы в рамках преемственности важна. Ведь мы, дошкольное учреждение, являемся первой ступенью непрерывного образования детей.

Таким образом, изучив народные традиции, дети хотят узнать историю своей семьи, страны, традиции своего края; игры, песни, народные праздники, промыслы. Приобщение детей к ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к гуманизму, народной культуре, ее духовным ценностям.

Родной край – это-то место, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. «Где родился, там и пригодился» – эту поговорку знают многие, но никто не задумывается о ее смысле. Так как же ее понимать? Человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь, и помогать своему государству. Родной край – это люди, которые здесь родились, жили здесь до нас, и те, которые живут сейчас рядом с нами.

Список литературы.

1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология развития М., 2000.

2. Данилюк А.Я., А.М. Кондаков, В.А. Тишков Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.

3. Ермакова Е. Курс нравственного воспитания «Этика». // Народное образование. 2003. №9–10.

4. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. – М.: Просвещение, 2006.

5. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. – М., 1985 г.

6. Сухомлинский В.А. Как воспитатель настоящего человека /Сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика. – 1989. – 288 с.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *