Гуашь и акварель смешанная техника – 9. Акварельные техники. Часть I. — База знаний

Содержание

Чем хороша смешанная техника рисования и какие возможности она открывает?

Приветствую вас друзья, подписчики и посетители сайта!

Тема этой статьи, на мой взгляд, наинтереснейшая и с огромными перспективами в мире  изобразительного искусства.

Если вы  читаете регулярно мои статьи, то знаете, что смешанная техника рисования — одна из моих любимых. Да и не просто любимых: во многих случаях только с её помощью удаётся создать такие эффекты или на холсте или при оформлении помещения, которые практически недоступны при работе с какой-то одной классической техникой. Она открывает действительно огромные возможности для творчества!

В то же время смешанная техника в живописи до сих пор недостаточно разработана, а из-за разнообразия методов в ней пока ещё нет четкой классификации, установленных стандартов, выраженных течений и направлений. Она кажется многим мастерам своеобразной «terra incognita», в которую немного страшновато заходить. А зря!

На самом деле достаточно один раз начать писать маслом и акрилом

, или, например, акварелью и гуашью, чтобы буквально влюбиться в эту технику и в дальнейшем уже не изменять ей.

Смешанная техника рисования — узор карандашом по влажной поверхности акрила

Но для начала давайте поговорим о смешанной технике вообще.

Что такое смешанная техника в живописи?

Смешанная техника рисования — это написание одной картины с использованием нескольких разных техник. Иногда это позволяет создать на холсте эффекты, недоступные при применении какой-то одной отдельной техники. А иногда только в такой смешанной технике и можно создать желаемое произведение.

Например, можно писать картины маслом и акрилом, это позволяет достаточно быстро создать с помощью акрила фон (например, чтобы поймать быстро проходящую игру цветов во время восхода солнца), а затем маслом прорабатывать объекты и детали. Для своих картин, помимо масла и акрила, я широко использую лаковые витражные краски. Эффект на холсте получается необычный.

Слева масло и лаковые витражные краски 130/90 см, справа акрил и лаковые витражные краски 60/50 см

При желании, вы можете сами попробовать смешанную технику в живописи, в бесплатном видео уроке. Таким образом, откроете для себя новое направление в современном и декоративном искусстве.

Более того, существуют смешанные техники в одном выделенном направлении. Например, смешанная акварельная техника подразумевает использование на одной картине и сухой, и «мокрой» акварели, а нередко один и тот же холст в разной мере смачивается в разных местах, и дальнейшее нанесение акварели на него уже обеспечит удивительные эффекты.

Разумеется, вариантов таких комбинаций великое множество: многие традиционные техники можно сочетать одну с другой. Причем не обязательно ограничиваться только двумя техниками: на одном холсте можно применять и три, и даже более разных материалов.

Какие техники можно объединять и что из этого получится

Самая известная и старая смешанная техника живописи — это одновременное применение  акварели и гуаши. Оба эти типа красок являются водорастворимыми, но при этом гуашь плотна и насыщенна, а акварель более эфемерна.

Сочетание их позволяет очень четко расставлять акценты, конечная картина получается нежнее, чем написанная гуашью, но насыщеннее, чем акварельная. Этим пользовались художники ещё в Средние Века: смешанная техника из акварели и гуаши встречается ещё на картинах в старинных книгах.

Другое известное направление — писать маслом и акрилом. Здесь акрил используется в основном для быстрого создания подмалёвка, поскольку он быстро сохнет. Поэтому маслом и акрилом рисуют обычно на пленэрах, где нужно быстро ловить состояние погоды. Но есть у такой техники и нюансы. Например, если акрил не просох достаточно, он будет вытягивать масло из верхнего слоя, и сами масляные краски пожухнут. Это, кстати, можно использовать и как один из эффектов.

Смешанная техника рисования картины маслом и акрилом

Другие варианты смешанных техник — это:

  • Восковые мелки и акварель. Суть её заключается в том, что акварель не смачивает воск, то есть всё, что нарисовано мелками, акварелью не закрасится. Этой комбинацией обычно знакомят со смешанной техникой детей;
  • Витражные краски на водной основе и акварель, либо витражные краски / на водной основе или на растворителе/и акрил — эта комбинация позволяет очень насыщенно расписать любую основу
  • Акварель и тушь. В ней тушь используется обычно для выделения контуров, акцента на самых темных, насыщенных элементах, а акварелью прописываются яркие, размытые детали;
  • Акварель и пастель. Здесь акварелью готовится подмалевок, фон, а пастель используется для прорисовки контуров и деталей;
  • Акварель и цветные карандаши — техника похожа на предыдущую;
  • Акварель и гелевая ручка, в которой ручкой можно прописать очень тонкие и очень контрастные линии и контуры. Техника часто используется для иллюстрации книг.

 С другой стороны, чтобы лучше понять что с чем можно, а что с чем нельзя, нужно немного поэкспериментировать, например, на картоне, куске стекла или холсте. Подразумевая под словом «смешанная техника в рисовании или в живописи», мы имеем в виду не только краски, но и другие материалы, которые могут пригодиться для создания какой- то определенной картины.

Я использую для красивых и ярких эффектов поталь, мелкие стекла и зеркала, стразы и папье маше, газету и коллажи…. Одним словом, картины маслом и акрилом приобретут необычный вид, если сверху наклеить пару обыденных предметов. Попробуйте, вам, безусловно понравятся картины в смешанной технике!

Смешанная техника рисования картины маслом и акрилом, золотая поталь и структурная роза из папье маше

Посмотреть больше примеров картин в разных техниках можно в «Галерея моих работ» 

Главное, что нужно понимать: смешанная техника рисования должна применяться в случаях, когда художник хорошо представляет себе, какие эффекты он хочет с её помощью получить и почему он не может в данном случае обойтись одной какой-то классической техникой

Как минимум это подразумевает, что он очень хорошо владеет каждой техникой по отдельности и сможет совместить их на одной картине так, чтобы в итоге получился шедевр, а не просто смесь красок ради их смеси. Если вы уверены, что вам для очередного произведения нужна именно смешанная техника — пробуйте, возможно, именно так максимально раскроется ваш талант.

Видео анонс: Как нарисовать большую картину для интерьера своими руками

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

www.viktoria-latka.com

пастель+гуашь – мастер-класс для начинающих и профессионалов

Друзья, всем привет!

Сегодня предалагю вам порисовать в смешанной технике – пастель+гуашь. Это достаточно простая техника, относительно быстрая и приятная в исполнении. Кроме того, ошибки и недочеты, допущенные при рисовании гуашью, всегда можно подправить пастелью, так что эта техника еще и удобная!

Рисовать будем пейзаж – залитое уходящим солнцем поле с кустиками, деревцами и одиноким домиком с белой крышей)) В этом МК я постаралась использовать яркие цвета – от зеленого и фиолетового до желтого и огненно-красного!

Нам понадобится:

1).Белый лист акварельной бумаги формата А3.

2).Гуашь, 12 цветов. Я использовала гуашь “Сонет”, 12 цветов, и все цвета пригодились))

3).Сухая пастель.

Я использовала подольскую пастель (60 цветов) и пастель Faber Castell (36 цветов).

Забегая вперед скажу, что лучше комбинировать в одной картине пастели разных производителей, так как они имеют разные свойства, яркость и по-разному ложатся на бумагу. Так, например, подольская пастель хоть и более блеклая, но ложится плотным слоем и не очень хорошо растушевывается на акварельной бумаге, поэтому ее лучше использовать для крупных и фактурных предметов, а пастель Faber Castell (ее можно заменить пастелью кох-и-нор) более яркая и хорошо растушевывается, поэтому ее хорошо использовать для удаленных размытых предметов))

4). Простой карандаш для первоначального рисунка.

5).Кисти, желательно синтетические, разной толщины и мастихин для перекладывания краски из баночек на палитру.

6).Палитра для намешивания краски.

7). Скотч малярный.

8).Баночка с водой.

Итак, начнем с легкого наброска простым, не слишком мягким карандашом, Н или НВ подойдет отлично для этих целей. Без прорисовывания деталей наметим основные линии и предметы. Деревца и кусты нарисуем пока просто в виде неровных шарообразных фигур.

Фото получилось не очень…((( Но все же видно, что количество линий минимально. На этом этапе карандаш можно отложить в сторону, он нам больше не пригодится!

Теперь готовим краску, причем желательно намешать по возможности сразу все цвета, которые вы будете использовать. Если краска на палитре достаточно быстро сохнет, разделите намешивание краски на несколько этапов. А чтобы краска не сохла быстро, намешивайте ее достаточное количество. Чем свежее краска, тем больше в ней влаги и тем медленнее она сохнет))

Теперь наносим краску на бумагу плотным слоем. Я начала с теплых цветов – разных оттенков желтого, оранжевого, голубого. А после закрыла синим и голубым кусочек неба в верхем правом углу картины.

Далее закрываем горы и верхушки деревьев. Причем старайтесь не делать предметы однонтонными. Например, горы можно сделать синими, причем разными его оттенками, а так как они освещены теплым светом – добавляем поверх розовый, оранжевый, желтый… Эти цвета, смешиваясь с синим, становятся более приглушенными и позволяют передать эффект гор, освещенных солнцем.

Сразу скажу, что наша задача сейчас закрыть гуашью всю поверхность картины, чтобы не осталось белого цвета бумаги, а дальше будем вторым слоем прорабатывать каждый участок.

Добавляем зеленый. Это целая гамма оттенков – от бело-зеленого до сине-зеленого.

Мазками закрываем все оставшиеся незакрытые части рисунка. Кустики и деревца “лепим” из разных цветов – в их теневой части это будут более темные насыщенные цвета, а в освещенной – более светлые – салатовый, желтый, оранжевый, розовый… Домик тоже закрашиваем.

Ну вот, базовый рисунок готов. Теперь будем его “полировать” с помощью пастели. Если приглядеться, где-то остались слишком непроработанные участки, где-то они совсем просты по цвету, а где-то слишком четкие границы между плоскостями. Все это можно исправить с помощью пастели, как бы замазывая их.

Начнем с неба и закроем некоторые участки оранжевой и розовой пастелью.

Затем тщательно растушуем и добавим в небо и горы темные цвета. Я взяла для начала сиреневый и фиолетовый.

После того, как все тщательно растушуем, получим вот такую вот картину))

Постепенно начинаем добавлять контрасты – это прежде всего черный. А в освещенные солнцем верхушки деревьев можно добавить оранжевый, желтый и розовый.

И снова все растушевываем.

Теперь снова можно вернуться к гуаши. В этой технике мы используем разные материалы поочереди: от гуаши переходим к пастели, а от пастли к гуаши, и так много раз))

Например, сейчас можно добавить цветные пятна гуашью в кусты и деревья, тем самым сделав их более естественными.

А дальше тонируем пастелью оставшиеся участки поля))

…и снова возвращаемся к гуаши. Жирными мазками красного, желтого, оранжевого и розового цветов рисуем справа кусочек деревца. Пока без веток))

Добавляем на передний план пастелью разных цветов достаточно крупные штрихи, чтобы передать неровную фактуру поля.

И снова добавим мазки гуаши. Чем ближе к нам участок, который мы прорисовываем, тем крупнее мазки. У деревца можно нарисовать веточки, а крышу домика закрасить белой краской.

…и еще немного пастели добавляем в поле))

И на этом все! Вот, что получилось:

А вот крупыне планы этой работы:

И еще раз оцениваем то, что получилось (желательно отойдя от картины на некоторое расстояние). Мне кажется, что моя картина немного в стиле импрессионизма получилась…)

Большое спасибо всем, кто заглянул и прочитал мой МК! Я желаю всем вдохновения и много-много творческих идей!!!)))))

www.livemaster.ru

Гуашь и смешанная техника | Джон Рейнс. Полный курс акварельной живописи.

Гуашь и смешанная техника

Непрозрачная краска

Гуашь избавляет от необходимости последовательного накладывания слоев, позволяя наносить светлые краски поверх более темных.

Технология производства гуашей обеспечивает им большую густоту и охват окрашиваемой поверхности, чем у настоящей акварели, и краски эти предназначены для наложения непрозрачных слоев. Цвета обычно смешивают на плоской палитре, а не в кюветах. Если используются другие пигменты, такие, как тушь или даже пастели, техника письма именуется смешанной.

Недостаток гуаши – отсутствие прозрачности, хотя сохранить светопроницаемость на темных участках можно, используя акварель. Преимущество состоит в том, что вы можете множество раз изменять и корректировать свою работу. Практически нет ограничений по количеству накладываемых слоев. Однако у этих красок есть одна особенность, которую необходимо учитывать: цвет краски, нанесенной поверх плотных слоев до и после высыхания, существенно отличается. При необходимости вы можете внести в смесь соответствующие изменения.

ПЛОТНЫЕ КРАСКИ И АКВАРЕЛЬ
Плотная краска белого цвета и очень светлых оттенков синего и желтого была наложена на нижние слои акварели, чтобы подчеркнуть контраст между интерьером и экстерьером.

ТОЛЬКО ГУАШЬ
Гуашь отлично справляется с задачей передачи бледных цветов, позволяя манипулировать игрой света на темном фоне.

АКВАРЕЛЬ, ГУАШЬ И ТУШЬ
На рисунок, выполненный тушью, наложены акварельные краски, а на светлых участках – плотные для лучшей передачи бликов.

Черепичные крыши

Используя в рисунке непрозрачные средства, такие, как плотная краска или гуашь, нет необходимости при нанесении первых цветовых слоев сохранять белую поверхность листа, так как вы сможете включать светлые тона на любом этапе работы.

Чтобы продемонстрировать способность светлой гуаши покрывать темные поверхности, я начал работу над картиной с заливки всего листа средней плотности слоем акварельной краски насыщенного цвета, который далее послужит основой для движения в направлении как более темных, так и более светлых тонов. В качестве грунтовой заливки был выбран синий ультрамарин, который станет прохладным фоном для теплых цветов освещенной солнцем черепицы.

Дополнительное преимущество письма на тонированном фоне состоит также в том, что картина с самого начала обретает некое композиционное единство. Поскольку гуашь позволяет покрывать темные краски светлыми, существует риск утраты этой изначальной гармонии цвета. Чтобы этого избежать, постарайтесь в законченном произведении сохранить по возможности участки цветового фона.

В данном случае грунтовая заливка синего холодного цвета, значит, в картине она должна присутствовать на затененных участках. Достигается это либо лессировкой верхнего слоя до проявления нижнего синего, либо нанесением на затененные участки прозрачных слоев жидкой краски, сквозь которые синий цвет будет просвечивать. Тот факт, что вы можете полностью скрыть нижние слои, не означает, что вы всегда должны это делать.

Материалы:
  • Растянутая негоряче-прессованная акварельная бумага
  • Гуашевые краски: синий ультрамарин, зеленый фталоцианиновый пигмент, ламповая сажа, натуральная сиена, оранжевый кадмий, бриллиантовая желтая, прочная белая, натуральная умбра, вермильон, маджента, синий фталоцианиновый пигмент
  • Кисти: широкая смесовая соболья с ровным обрезом, широкая и средняя китайские или круглые

1
Закрасьте всю поверхность листа жидким синим ультрамарином. Для получения достаточно насыщенного цвета нанесите еще один слой.

2
Средней круглой кистью наметьте основные элементы композиции, воспользовавшись зеленым фталоцианиновым пигментом с ламповой сажей для обозначения холма на заднем плане и наиболее темных контуров, а натуральной сиеной с сажей – для наброска стен зданий. Сделайте несколько штрихов оранжевым кадмием и бриллиантовой желтой, а также белой в тех местах, где свет отражается от коньков крыш и стен.

3
Лессировкой (то есть нанесением тонких слоев краски, через которые просвечивается ультрамариновая основа) создайте затененные плоскости стен, воспользовавшись разными смесями натуральной сиены, натуральной умбры и черной краски. Добавляя к белилам вермильоновую гуашь, подберите цвет некоторых самых светлых черепиц.

4
Нарисуйте холм на заднем плане и обозначьте деревья различными оттенками, смешивая зеленый фталоцианиновый пигмент, натуральную сиену и желтую краску. Нанесите на крыши светлые смеси желтой, оранжевой краски и белил.

5
С помощью широкой китайской или круглой кисти в качестве фона лессируйте более темным ультрамарином и сажей ближнюю стену здания. Смесью ультрамарина, мадженты и бриллиантовой белой наметьте розовато-лиловую холмистую гряду на горизонте. Закрасьте небо различными смесями синего фталоцианинового пигмента и белил.

6
Добавьте на черепицу теплых оттенков. Нет необходимости отрабатывать перспективу каждого здания, уделите внимание расположению крыш относительно друг друга. На данном этапе я зарисовал средними зелеными тонами большую часть склона и деревьев.

7
Для завершения эскиза я усилил солнечные свет, падающий на стены домов на переднем плане, теплыми оттенками бледной натуральной сиены, желтого и почти белого цвета. Я также прорисовал кладку ближайшей стены смесями натуральной умбры, натуральной сиены, черной и белой краски.

8
Наконец я решил сделать более светлым небо и изменить цвет удаленных холмов. Возможно, эти действия покажутся вам излишними, так как прежний вид был более драматичным. Я тоже так думаю, однако моей целью было показать, насколько просто при работе гуашью вносить существенные изменения в картину.


Далее → Практика акварельной живописи« Оглавление

aquareller.com

Комбинированные и смешанные техники

Комбинированные и смешанные техники

Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета и можно работать лессировками, постепенно уточняя цветовые отношения натуры. Вместе с тем, многие художники используют технику акварели в сочетании с другими материалами и комбинируют различные способы и приемы письма для выразительности изображения.

В практике акварельной живописи очень редко используется только один технический прием. Приемы сменяются в определенной последовательности, комбинируются один с другим, тем самым составляя индивидуальную манеру письма художника. Так, например, заливки по сухой поверхности бумаги хорошо сочетаются с приемом многослойного письма, с приемом письма цветной линией и т. д. А таким приемам, как смывка, выбирание краски кистью или лезвием, предварительно предшествует письмо «по-сырому». Комбинирование различных способов и приемов письма делает живопись более богаче, но вместе с тем может привести к излишней перегруженности произведения. Необходимо знать и помнить, что акварель не выносит исправлений, замученности, многочисленных повторных прописок смешанными красками. Поэтому каждому приему нужно учиться отдельно, выполняя специальные упражнения, и только после этого использовать его в создании произведения.

Техника и материал  – это только средства создания художественного образа. Надо иметь в виду, что нельзя тот или иной способ, прием использовать механически. Выбор каждого из них, сочетание с другими зависит от поставленной образной творческой или учебной задачи, а также от вкуса, характера и профессионализма художника.

 

Прием монотипии. Оттиск

Привлекательность акварельных изображений в большой мере зависит от красоты свежих, насыщенных, фактурных и прозрачных красок. Они придают акварельным работам особое звучание цвета, легкость и тонкость колорита. В практической работе наряду с основными приемами и способами письма  акварелью, многие художники используют прием монотипии, позволяющий добиваться этих выразительных качеств живописи.

Монотипия – графическая техника, сущность которой заключается в получении одного, уникального отпечатка с живописной или графической основы. Для акварельных работ, выполненных в технике монотипии характерно богатство фактур, необычность цветовых соединений  и произвольность формы цветовых пятен. Своеобразность этого приема наиболее выразительно проявляется на хорошо проклеенной бумаге с гладкой поверхностью. Бумага, которая плохо впитывает в себя влагу, дает более четкий, сдержанный по форме и цвету отпечаток.

Акварельные краски наносятся на основу, в качестве которой может быть использовано оргстекло, пластик, а также бумага или ткань, увлажненная и разложенная на твердой горизонтальной поверхности. При этом кроющие густые краски можно сочетать с жидкими. Условные цветовые пятна или конкретное изображение создаются на основе в зеркальном отражении. Чистый сухой лист бумаги накладывается на подготовленную основу сверху и в зависимости от желаемого эффекта прижимается и разглаживается. Затем лист снимают и сушат. Процесс снятия листа с основы (место начала оттиска, направление движения) очень важны для создания фактуры и формы цветовых пятен. Далее в процессе работы над изображением можно использовать самые разные приемы, но при этом важно сохранить свежесть и естественность полученных оттисков.

Разнообразие фактуры и формы цветовых пятен можно получить с самых различных плоских предметов (мятой бумаги, ткани, ниток, листьев, травы и т. д.). При этом краски можно наносить как на сам предмет, так и непосредственно на бумагу, учитывая направление движения и последовательность оттиска. Для более точного и выразительного оттиска, передающего натуральную фактуру предметов, рекомендуется использовать сорта гладкой, шлифованной и мелованной бумаги.

 

Прием маскировки

Для сохранения тона бумаги или цветового изображения в акварельной практике наряду с использованием различных способов и приемов письма возможно применение некоторых вспомогательных веществ и материалов (водонепроницаемая пленка, резиновый клей, парафин, воск, животный жир и т. д.).

Сущность приема маскировки заключается в сохранении необходимого цветового пятна (изображения) в его первоначальном, естественном виде при помощи водонепроницаемой пленки во время использования одного из приемов письма (заливки, по-сырому, смывки и др.). В отличие от воска, парафина, жира водонепроницаемую пленку можно легко снять после высыхания бумаги. После снятия пленки в изображении остаются жесткие, выразительные силуэты пятен, которые при необходимости можно доработать.

Многие акварелисты в процессе работы для того, чтобы добиться в изображении тонких, чистых, пластичных линий или свободных широких мазков с мелкой точечной фактурой пятна применяют резиновый клей. Тонкую пленку клея наносят на сухую поверхность бумаги непосредственно из тюбика или используют жесткую кисть, иногда деревянную палочку. При необходимости резиновый клей можно разбавить растворителем. Начинать работу акварелью можно только после полного высыхания клея. В завершающей стадии, когда на поверхности бумаги просохнет красочный слой, клей удаляется легким стиранием пальцев рук.  Использование других клеев типа «Момент», ПВА, канцелярский  не рекомендуется, поскольку они не обладают подобными свойствами. Наряду с обычным резиновым клеем существуют специальные препараты иностранного производства, которые предназначены для данной цели.

Для создания определенных эффектов и выразительности  в изображении многие акварелисты в своей практике используют такие вещества как: парафин, воск, животный жир. Наносятся эти вещества на поверхность бумаги в процессе письма согласно с задумкой автора,  но обязательно на сухую основу. Этот прием может быть повторен несколько раз на разных стадиях работы для перекрытия уже затонированных участков. При соединении с приемами заливки пятно, обработанное водоотталкивающими веществами, остается более светлым, чем окружение.

Для этого приема лучше использовать плотную фактурную бумагу, которая не деформируется в процессе намокания. Снятие жирных веществ с листа бумаги практически невозможно без повреждения изображения. Когда эти вещества наносятся на белую бумагу, они практически не видны, но в законченной работе очень сильно контрастируют с цветовыми пятнами. Это обстоятельство необходимо учитывать на начальном этапе работы.

 

Прием набрызгивания

Набрызгивание – это технический прием, который в сочетании с другими приемами письма позволяет получить в изображении эффектную фактуру, созданную акварельными каплями размером от мелкой водяной пыли до крупных капель водяных красок. Использование этого приема сохраняет основные качества акварели. Он дает возможность создавать уникальные колористические произведения, передать прозрачность и фактурность красочного слоя и тонкую нюансировку цветовых отношений, чего невозможно достигнуть другими средствами.

Стилистику живописи делает богаче красота распыленного цветового пятна, которое наносится на поверхность изображения с учетом поставленных задач. Набрызгивание можно наносить как на сухую поверхность бумаги, так и на невысохшее акварельное пятно. Набрызгивание мелкими каплями можно выполнять при помощи жесткой щетинной кисти. Многие акварелисты в своей практике  для распыления водяных красок используют аэрограф или краскораспылитель. Однако, применяя эти инструменты, следует помнить об отражательной способности основания, всячески оберегая белизну бумаги в предварительных стадиях с тем, чтобы живопись воспринималась свежей и прозрачной.

В практической работе необходимо развить в себе умение строить красочный слой в полном соответствии с представлением об оконченном его виде, с определенной технической последовательностью, учитывая основные свойства цвета. В этой связи охват работы от начала до конца развивает у начинающего художника опыт технического предвидения. Продумывание работы в самом начале по всем стадиям исполнения дает возможность успешно ее организовать, проделать ее в самой разумной последовательности, с самым необходимым и в то же время достаточным привлечением изобразительных средств  и материалов.

 

Использование пастели и белил

Для того, чтобы добиться колористической и материальной выразительности в работе, многие художники в своей практике часто сочетают акварель с другими изобразительными материалами: пастелью, цветными акварельными  карандашами, гуашью, темперой и т. д. При этом, конечно, возникает опасность нарушить целостность живописного слоя и стилистику письма. Например, кроющие мазки чистых гуашевых белил или пастозной пастели и их смесей резко контрастируют с прозрачными заливками, что противоречит самой специфике акварельной живописи.

Смешанная техника, кажущаяся на первый взгляд простой, многогранна и сложна. Мастерство живописца заключается в том, чтобы положить верно взятый тон краски на нужное место, при этом сохраняя целостность живописного слоя и стилистику письма.

Особенность смешанной техники с использованием пастели состоит в том, что вначале наносится та краска, которая имеет сравнительно лучшее сцепление с основой. Акварельными красками выполняется своего рода подмалевок, в которм находятся основные тоновые и цветовые отношения. А затем живопись ведется (дорабатывается) тонкими наслоениями пастельных красок.

Красочный слой может строиться по принципу многослойной валерной живописи. Нанесенный пастельный мазок растушевывается и если нужно перекрывается другим. В результате втирания одной краски в другую художник добивается нужного звучания и мягкости переходов цветовых тонов. Чаще всего художник втирает пастельные краски пальцами рук, однако можно использовать метод размывки влажной кистью, подобно мокрому соусу. Здесь возможны два способа. При первом влажной кистью размываются нанесенные на основу мазки краски. При втором пастельные карандаши предварительно раздавливаются в мелкий порошок, а затем краски наносятся на основу, где они растираются и размываются. Далее живописный процесс ведется по просохшему или слегка увлажненному красочному слою. Данный способ требует от живописца определенного опыта, так как пастельные карандаши, содержащие разбеливающие вещества, при высыхании могут сильно изменяться в тоне. Это надо иметь в виду и постараться, если работа завершается по влажному красочному слою, заранее представить себе конечный результат цветового решения этюда. На завершающей стадии необходимые поправки, изменения могут быть внесены по сухому слою краски.

Наряду с пастелью в акварельной живописи часто используются гуашевые белила как средство исправления ошибок. Хотя более рациональное использование белил – понемногу добавлять их в смеси с некоторыми интенсивными акварельными красками (голубая ФЦ, изумрудно-зеленая, кармин, краплак фиолетовый и др.). В этом случае изменяется не только интенсивность краски, но и цвет, что делает значительно богаче палитру, придавая ей бархатную матовость и мягкость.

 

Использование соли

Воздействие обыкновенной пищевой соли на водяные растворы красок, в результате которого в изображении образуются эффектные фактурные пятна, послужило причиной широкого использования этого приема в акварельной живописи.

Использвание приема осуществляется по влажной поверхности бумаги. Посыпанные на влажную поверхность цветового пятна крупинки соли, постепенно растворяясь, превращаются в капельки воды, а при высыхании образуют выразитульную фактуру. В процессе работы в зависимости от нужного эффекта применяют соль как крупного помола, так и мелкого. Когда бумага слишком мокрая, капли соли сливаются, поэтому этим процессом желательно управлять при помощи интенсивной сушки, используя, например, бытовой электрофен. Продолжением работы после высыхания соли чаще всего является прием смывки. При необходимости на завершающей стадии дорабатываются нужные места.

В художественной практике акварельной живописи среди приведенных способов и приемов существует еще большое количество разных технических секретов, основанных на деформации бумаги, использовании трафаретов, примешивании к краскам чернил, туши, сангины и т. д. Каждый из них имеет свои особенности, свои сложности, требует внимательного изучения и терпеливого освоения.

Гармоничное единство различных способов и приемов только обогащает изображение, способствует правдивому воспроизведению действительности и содействует созданию художественного образа. Однако, использование того или иного способа и приема живописи опытному художнику подсказывает, как правило его интуиция и профессиональное мастерство, то начинающему акварелисту, не имеющему достаточного опыта и знаний, сделать этот выбор очень трудно. Здесь необходимо помнить, что художник не должен превращать технический прием в метод изображения. Его цель – идти от реальной  действительности к решению поставленной образной творческой или учебной задачи. Достижению этой цели и подчиняются все технические приемы.   

ebooks.grsu.by

Статья «Техника работы акварельными красками и гуашью»

Техника работы акварельными красками и гуашью

Акварель (лат. aqua — вода) называют водяной краской, однако вода, так же как при работе с гуашью, служит только разбавителем. От гуаши акварель по технике исполнения отличается прозрачностью красочного слоя. Акварель — краска лессировочная (прозрачная), а гуашь — сильно кроющая краска. При наложении даже небольшого слоя гуаши бумага перестает просвечивать. Такой краской можно делать различные смеси, ею легко устранять любые неточности в цвете, работая над натюрмортом. Использование в гуаши белил сильно высветляет цвет, и высыхая, изменяет свой тон. Поэтому при работе с гуашью необходим определенный навык.
Гуашь выпускается двух видов: художественная и плакатная.
Художественная предназначена для выполнения живописных шрифтовых работ, плакатная — для выполнения реклам, плакатов, транспарантов и т. д. Для выполнения работ гуашью нужно плоские и круглые кисти.
Техника акварели более сложная, чем гуашью. Работая акварелью и гуашью, можно выполнять натюрморты, наброски, композицию орнамента.
Работать акварелью можно как «по-сухому», так и «по-мокрому», т.е. различными способами. Последовательность работы такая же, как при работе карандашом.
Первоначально намечают общую композицию листа тонкими линиями, осторожно касаясь листа карандашом. Ластиком пользоваться не желательно, так как он оставляет жирные пятна на бумаге и акварель потом не сможет перекрыть эти места. Осторожно намечают в рисунке границы света и тени, держа линии построений в голове.
Первый способ — «по-сухому» — заключается в том, что все предметы легко покрывают локальным собственным цветом, а затем постепенно создают объем другими цветами, примешивая холодные и теплые. Блики на предметах в этом случае оставляют белыми.
Акварелью можно работать и «по-мокрому». Покрыв бумагу водой, не дают ей высыхать, а сразу начинают работать цветом, нанося цветовые и тоновые отношения.
Есть еще один способ работы акварельными красками — путем лессировок, т. е. наложением прозрачных цветных пятен слой за слоем, давая каждый раз краске высыхать. Здесь особенно важно знать законы смешения цветов во избежание грязи.
Акварелью и гуашью необходимо работать сразу по всему листу, не выписывая отдельных деталей, а идти по принципу от общего к частному. Смотреть нужно на всю постановку в целом, сравнивая тоновые и цветовые отношения по светлоте, насыщенности и общему колориту, стараясь достичь цветового единства. Необходимо знать, что акварель не переносит многократного наложения красок, становится «глухой», тускнеет, яркость, насыщенность Цвета пропадают. Но много воды в акварели также вредит впечатлению. Нельзя, чтобы излишек воды стекал вниз листа, превращаясь в подобие «красочного болота» (все начинающие рисовать, делают именно это).
В отличие от работы гуашью по силе и плотности тона акварельная работа не приближается к натуре, в ней обычно все выглядит более светло по тону, чем в натуре (более «свежо»). При работе, как акварелью, так и гуашью большую роль играет характер освещения, который придает постановке определенный эмоциональный настрой. При электрическом освещении цвета предметов на свету приобретают теплый оттенок, а их тени — холодный, при дневном освещении (например, из окна), наоборот, цвета на свету — холодные, а тени теплые.
Интенсивность источника света по-разному влияет на цвета самих предметов. Утром и после полудня цвета яркие, насыщенные, имеют собственный цвет; в яркий солнечный де» становятся белесыми, особенно синие, зеленые и голубые. Этюд — (франц. etude — изучение) является вспомогательной работой для получения хороших результатов в более длительной работе. Обычно этюд делают небольшого размер (1/4 листа).
С этюдом связано рождение творческого импульса. С помощью этюда воспитывается культура зрительного восприятия окружающих предметов.Важным моментом при написании этюда красками является нахождение композиционного и геометрического центров листа. Необходимо так писать постановку, чтобы все решение было цельным. Определяя геометрический центр, находят самое светлое пятно в постановке, а остальные тона «пишут» более приглушенными в один прием «а ля прима». Составляя цвета на палитре, начинают с тонов, падающих и собственных теней, затем находят полутоны и в последнюю очередь цвета на свету.

Техника работы акварельными красками и гуашью

Акварель (лат. aqua — вода) называют водяной краской, однако вода, так же как при работе с гуашью, служит только разбавителем. От гуаши акварель по технике исполнения отличается прозрачностью красочного слоя. Акварель — краска лессировочная (прозрачная), а гуашь — сильно кроющая краска. При наложении даже небольшого слоя гуаши бумага перестает просвечивать. Такой краской можно делать различные смеси, ею легко устранять любые неточности в цвете, работая над натюрмортом. Использование в гуаши белил сильно высветляет цвет, и высыхая, изменяет свой тон. Поэтому при работе с гуашью необходим определенный навык.
Гуашь выпускается двух видов: художественная и плакатная.


Художественная предназначена для выполнения живописных шрифтовых работ, плакатная — для выполнения реклам, плакатов, транспарантов и т. д. Для выполнения работ гуашью нужно плоские и круглые кисти.
Техника акварели более сложная, чем гуашью. Работая акварелью и гуашью, можно выполнять натюрморты, наброски, композицию орнамента.
Работать акварелью можно как «по-сухому», так и «по-мокрому», т.е. различными способами. Последовательность работы такая же, как при работе карандашом.
Первоначально намечают общую композицию листа тонкими линиями, осторожно касаясь листа карандашом. Ластиком пользоваться не желательно, так как он оставляет жирные пятна на бумаге и акварель потом не сможет перекрыть эти места. Осторожно намечают в рисунке границы света и тени, держа линии построений в голове.


Первый способ — «по-сухому» — заключается в том, что все предметы легко покрывают локальным собственным цветом, а затем постепенно создают объем другими цветами, примешивая холодные и теплые. Блики на предметах в этом случае оставляют белыми.


Акварелью можно работать и «по-мокрому». Покрыв бумагу водой, не дают ей высыхать, а сразу начинают работать цветом, нанося цветовые и тоновые отношения.
Есть еще один способ работы акварельными красками — путем лессировок, т. е. наложением прозрачных цветных пятен слой за слоем, давая каждый раз краске высыхать. Здесь особенно важно знать законы смешения цветов во избежание грязи.
Акварелью и гуашью необходимо работать сразу по всему листу, не выписывая отдельных деталей, а идти по принципу от общего к частному. Смотреть нужно на всю постановку в целом, сравнивая тоновые и цветовые отношения по светлоте, насыщенности и общему колориту, стараясь достичь цветового единства. Необходимо знать, что акварель не переносит многократного наложения красок, становится «глухой», тускнеет, яркость, насыщенность Цвета пропадают. Но много воды в акварели также вредит впечатлению. Нельзя, чтобы излишек воды стекал вниз листа, превращаясь в подобие «красочного болота» (все начинающие рисовать, делают именно это).
В отличие от работы гуашью по силе и плотности тона акварельная работа не приближается к натуре, в ней обычно все выглядит более светло по тону, чем в натуре (более «свежо»). При работе, как акварелью, так и гуашью большую роль играет характер освещения, который придает постановке определенный эмоциональный настрой. При электрическом освещении цвета предметов на свету приобретают теплый оттенок, а их тени — холодный, при дневном освещении (например, из окна), наоборот, цвета на свету — холодные, а тени теплые.
Интенсивность источника света по-разному влияет на цвета самих предметов. Утром и после полудня цвета яркие, насыщенные, имеют собственный цвет; в яркий солнечный де» становятся белесыми, особенно синие, зеленые и голубые.

Этюд — (франц. etude — изучение) является вспомогательной работой для получения хороших результатов в более длительной работе. Обычно этюд делают небольшого размер (1/4 листа).
С этюдом связано рождение творческого импульса. С помощью этюда воспитывается культура зрительного восприятия окружающих предметов.Важным моментом при написании этюда красками является нахождение композиционного и геометрического центров листа. Необходимо так писать постановку, чтобы все решение было цельным. Определяя геометрический центр, находят самое светлое пятно в постановке, а остальные тона «пишут» более приглушенными в один прием «а ля прима». Составляя цвета на палитре, начинают с тонов, падающих и собственных теней, затем находят полутоны и в последнюю очередь цвета на свету.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Акварель + Цветные карандаши. Рисуем цветы в смешанной технике

Если вы любите вырисовывать детали в иллюстрациях и живописных работах, то эта инструкция для вас. Я расскажу о смешанной технике, для которой вам понадобятся цветные и простые карандаши, а также акварельные краски. Она идеальна для рисунков с большим количеством деталей.

Давайте вместе нарисуем букет цветов. Следуйте за каждым шагом инструкции. 

Шаг 1

Этот шаг можно вообще пропустить. Но я, например, предпочитаю начинать с набросков, чтобы не волноваться насчёт формы и пропорций, а также понимать, где будут располагаться свет и тень. Кроме того, это даёт возможность поработать над композицией. На этом этапе вы можете использовать всё: от блокнота для набросков до обычной офисной бумаги.

Кстати, если вы хотите получить дополнительный опыт, вы можете прогуляться с фотоаппаратом и поснимать цветы и растения, чтобы создать собственную картотеку изображений. 

Шаг 2

После того, как вы определились с размером и композицией, наметьте общие очертания цветов на акварельной бумаге или картоне. Постарайтесь рисовать максимально упрощённо и делайте линии очень светлыми. Здесь я рисую их ярче, чем нужно, чтобы они были видны на фотографии. Потом я уберу лишний карандаш с помощью клячки. 

Шаг 3

Теперь вы можете нанести первые акварельные мазки. Ключевая техника здесь: слои, слои, слои. Первый слой должен быть почти прозрачным, а каждый последующий – всё насыщеннее и насыщеннее. Не начинайте новый слой, пока не убедитесь, что предыдущий полностью высох. 

Возьмите зелёную краску, чтобы нанести лёгкую акварельную отмывку на стебель и листья. 

Пока этот слой высыхает, начинайте рисовать цветы. Начните с первого, базового слоя акварели. 

Шаг 4

После того, как первый слой полностью высохнет, переходите к следующим слоям. На этом этапе можно смешать несколько серых цветов, чтобы придать букету глубину. Не беспокойтесь, если сейчас он выглядит плоским: у вас будет ещё куча времени, чтобы добавить больше теней и тем самым сделать изображение объёмным. 

Шаг 5

Продолжайте вырисовывать листья, накладывая слои. Рисуйте полутона, затемняйте изображение. После того, как краска полностью высохнет, вы наконец можете взять цветные карандаши. Этот букет я рисовала карандашами Faber Castell Polychromos, но вы можете выбрать любые другие. 

Карандаш должен совершать небольшие круговые движения в той области, которую вы хотите закрасить. Это позволит цветам равномерно смешаться. Вырисовывайте цвета и тени одновременно. 

Шаг 6

Теперь вы можете опять вернуться к акварели. Возьмите такелажную или маленькую круглую кисть, чтобы нарисовать мелкие детали на стебле и листьях. 

Тщательность прорисовки зависит от вашего желания и индивидуального стиля. 

Шаг 7 

После того, как вы закончили работать с зелёным цветом, переходите к бутонам. Накладывайте тени так же, как вы делали это в случае со стеблем и листьями. 

Скоро вы начнёте замечать, как цветы обретают нужную форму и объём. Рисуйте до тех пор, пока не почувствуете, что пришло время вернуться к карандашам. 

Шаг 8

Всё время держите в голове, что нужно дать акварели полностью высохнуть. Только после этого вы можете взять в руки карандаши и начать рисовать детали. 

Шаг 9

Рисуйте карандашами, пока не поймёте, что рисунок готов. Помните, что в любой момент можно вернуться к акварели и нарисовать ещё один слой, если вы почувствуете, что это необходимо. Плюс этой техники в том, что она не требует строгой последовательности: слои могут накладываться в произвольном порядке. Художник должен выразить своё видение мира, поэтому адаптируйте эту технику к вашему индивидуальному стилю. 

А какая смешанная техника нравится вам?

Автор: Antonella Avogadro

Рисование школьницы в смешанной технике. Акварель + цветные карандаши. Видео

 

 

Поделиться статьей:

 

urokiakvareli.ru

Техники рисования гуашью: нетрадиционные и традиционные

Гуашь относится к тяжелым, непрозрачным водорастворимым краскам и состоит из смеси пигментов с гуммиарабиком с добавлением мела, китайского белого пигмента. Это приводит к получению более сильного цвета, чем в акварелях

Рисование гуашью имеет некоторые особенности – пигмент быстро сохнет и становится немного светлее, чем во влажном состоянии. Влажная краска смешивается на рабочей поверхности. Если она высохнет, поверхность слегка опрыскивают водой, чтобы смягчить высохшую краску или применить технику «мокрой по мокрому».

Особенности

Гуашь происходит от французского слова, означающего «непрозрачный», ведет свое происхождение от средневековья. Для подготовки иллюстрированных рукописей, художники стали вводить клей в пигменты на водной основе. Со временем живописцы обнаружили, что добавление порошка мела или цинковых белил в непрозрачную краску обеспечивает хороший маскирующий слой. Есть много нетрадиционных примеров использования гуаши на протяжении всей истории с хорошим эффектом – это работы Дюрера, Дега, Ван Гога, Пикассо, связанных с этой универсальной краской.

Непрозрачность

Гуашь непрозрачна и производится в основном так же, как и прозрачная акварель. Краски состоят из пигмента, смачивающего агента и связующего вещества, но гуашь дополнительно получает инертный белый пигмент и более высокие уровни концентрации пигмента. В результате получается гладкая нетрадиционная матовая поверхность, которая временами кажется необычно бархатистой. Гуашь часто используется для рисования в сочетании с другими материалами на водной основе — акрилом, прозрачной акварелью, чернилами и маркерами, а также в сухой среде — с пастелью и цветным карандашом. Поскольку пигмент тонко измельчают, краска также хорошо подходит для использования в аэрографии.

Сходство с акварелью

Гуашь напоминает акварель внешним видом и на палитре, но поведением в процессе окраски она ближе с маслами и акрилом. Прозрачные акварельные работы постепенно накапливают слои прозрачного пятна от светлого к темному тону. Гуашью работают путем создания непрозрачных мазков, которые лежат на поверхности. Плотность и непрозрачность позволяет наслаивать светлые тона на более темные оттенки – это качество способствует своеобразному подходу к живописи.

Время высыхания масляной краски исключает ее использование в прикладной живописи – сушка происходит почти мгновенно.

Растворимость в воде

Если акриловые краски становятся полностью нерастворимыми и непроницаемыми при высыхании, то гуашь легко растворить водой. Нетрадиционным свойством является возможность смешивать уже высохшие цвета мягкой влажной щеткой – это позволяет добиться тонких эффектов затенения или колоссальных изменений на протяжении всего процесса рисования. Подмалевки в работе можно выполнять смешиванием упругого, акрилового матового красителя с гуашью.

Способы нанесения

Для рисования гуашью необходимо освоить перемешивание воды и краски на кисти. Гуашь не должна быть настолько разбавленной, чтобы свободно стекать. Если краска разбавлена недостаточно, она может потянуть за собой значительный слой краски по всей поверхности или иметь склонность к растрескиванию.

Рекомендованная консистенции похожа на крем – краска будет плавно перетекать со щетки, и покрывать поверхность равномерно.

Несколько слоев

При нанесении слоев один поверх другого, важно, чтобы первый был абсолютно сухим. В противном случае влажный слой поменяет цвет и форму. Если слишком влажный второй слой, будет такой же эффект. Осторожность при снятии нижних цветов, приводит к красивым тонким эффектам. Краску снимают влажной щеткой с новым пигментом — дискретные слои при необходимости смешиваются с последующими шарами краски.

Есть несколько способов приблизиться к изменению формы и смешиванию цветов.

Влажное по влажному

Техника «влажное по влажному» используется в акварелях и масляной живописи. В гуаши эффект может быть довольно тонким, но ограничивается работой на небольших участках.

Мокрое по сухому

Использование способа «мокрое по сухому» рекомендуется делать сухой жестковатой кистью, чтобы полностью скрыть более ранний слой — это полезно для внесения исправлений или изменений в работах.

Сухой кистью

Сухая кисть является отличной техникой рендеринга для гуаши. После заполнения кисти краской, лишнюю влагу удаляют сухим бумажным полотенцем. Применение сухой кисти используется в рисовании для детализации.

Зернистость

Штриховки и зернистость получают за счет эффекта смягчения – в текстуру добавляют направленную пастозную штриховку кистью.

Назначение

Гуашь отлично подходит для абстрактной работы, поскольку дает необычный блеск и прочность краскам, насыщенность цвета. Но основным преимуществом является сочетание лучших качеств акварели, масляной краски и акрила:

  • Художники любят эту краску из-за легкости использования, быстроты высыхания, матовой поверхности и точности воспроизведения;
  • Графики предпочитают ее, благодаря непрозрачности, ожидаемому результату, простоты применения;
  • В аэрографии используют нетрадиционное, плотное, непрозрачное покрытие и возможность без проблем вносить корректировки;
  • Гуашь в иллюстрациях требует высокой детализации, точной визуализации, почти фотографического воспроизведения.

Гуашь идеально подходит для точных мазков, предметно-ориентированных картин в полном цвете и черно-белом исполнении. Предсказуемое качество, яркие оттенки и быстрое высыхание объединяются, чтобы стать популярным выбором для дизайнеров и художников-иллюстраторов. Непрозрачные качества позволяют скрыть наслоения деталей, выполнить несколько слоев при рисовании, получить плоскую поверхность картины, которая красиво смотрится на фотографиях.

Рекомендуем публикации

  1. Особенности техники рисования акварелью
  2. Техника живописи A la prima
  3. Техника пастозной живописи
  4. Техника живописи Сфумато
  5. Батик техника росписи тканей
  6. Техника «сухой кисти» в живописи
Загрузка…

artrecept.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *