Дидактический материал по праву – Материал по праву (9 класс) на тему: Дидактические материалы по праву, 9 класс

Тест по праву (10 класс) по теме: Дидактический материал по праву

Извлечения из Гражданского кодекса РФ  «Право собственности»

Ст.209. 1. «Собственнику принадлежат права владения пользования и распоряжения своим имуществом.

Ст.212. 1. В РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2.Имущество может находится в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Ст. 217. Имущество находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Ст. 218. 1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона, приобретается этим лицом.

2.Право собственности на имущество…может быть приобретено другим лицом на основании договора о купле-продаже, мены, дарения или иной сделки…В случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

3. …лицо может приобрести право собственности на имущество, собственник которого неизвестен либо от которого собственник отказался…

ст. 222  1.Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение…созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей…либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением строительных норм.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку не приобретает на нее право собственности.

Ст. 223  1. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи приобретателю…

В случаях, когда отчуждение имущества подлежит гос.регистрации, право собственности возникает с момента регистрации…

Ст. 224 1. Передачей признается вручение вещи приобретателю…Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя…

ст.225 1. Бесхозной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Ст.226 1. Движимые вещи, брошенные собственником…могут быть обращены другими лицами в свою собственность…

(исключение составляют находка, клад, безнадзорные животные)

2.Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект…где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы пятикратного размера минимальной оплаты труда, либо брошенный лом металлов, бракованная продукция, топляк, отходы производства…имеет право обратить эти вещи в свою собственность…

ст.227 1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее или собственника вещи…и возвратить ему найденную вещь

2.Если лицо, потерявшее вещь неизвестно, то нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или орган местного самоуправления…

Ст. 228 1. Если в течение 6 месяцев с момента заявления о находке в милицию…лицо, потерявшее вещь не будет установлено…нашедший приобретает право собственности на нее…

Ст 229. 2. Нашедший вещь, вправе потребовать от лица, потерявшего вещь вознаграждение за находку в размере до 20% от стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, потерявшего ее, то размер вознаграждения определяется по соглашению.

Ст. 230. 1. Лицо, задержавшее безнадзорный скот обязано возвратить его собственнику, а если тот неизвестен, то не позднее 3 дней заявить об обнаруженных животных в милицию или органы местного самоуправления.

Ст 231. 1. Если в течение 6 месяцев с момента заявления о задержании домашних животных их собственник не будет обнаружен…лицо, у которого животные находились на содержании, приобретает право собственности на них.

Ст 233. 1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен…поступает в собственность лица, которому принадлежит участок или здание, где клад был сокрыт и лица, которое обнаружило клад, в равных долях…При обнаружении клада лицом, производившим поиск ценностей без согласия собственника участка, клад должен быть передан собственнику участка, где был обнаружен клад.

2.В случае обнаружения клада, относящегося к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник участка и лицо, нашедшее клад, имеют право на вознаграждение в размере 50% стоимости клада, которое распределяется между ними в равных долях. При обнаружении клада лицом, производившим раскопки без согласия собственника имущества, где клад был сокрыт, вознаграждение этому лицу не выплачивается и поступает собственнику.

ст.235. 1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели имущества…Обращение в государственную собственность граждан и юридических лиц (национализация) , производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков…

ст.606. По договору аренды собственник имущества обязуется предоставить арендатору имущество во временное владение и пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества, являются его собственностью.

ЗАДАЧИ к теме «Право собственности». Раздел «Гражданское право».

  1. Кот Матроскин из деревни Простоквашино взял у колхоза корову во временное пользование. Через полгода у коровы появился теленок. Матроскин считает, что все, что дает корова принадлежит ему. А пес Шарик говорит, что раз корова колхозная, то и теленок тоже колхозный. Кто из них прав? Какие права предполагает право собственности? Можно ли считать Матроскина  собственником коровы? (ст. 209, 606)
  1. Что общего и в чем различия приватизации и национализации? Как правильно назвать обобществление заводов и фабрик в 1918г. и объявление их государственной собственностью? (ст.217, 235)
  1. Иван-царевич, наблюдая ночью за Жар-птицей, подобрал ее перо, упавшее на землю. Можно ли считать перо Жар-птицы его собственностью? На каких условиях?  (ст.225-229)
  1. Лиса построила в лесу ледяную избушку. Как закон квалифицирует ее действия? Можно ли считать лису собственником избушки? (ст 209, 222)
  1. Алладин забрался в секретную пещеру и обнаружил там старинную лампу. Как можно квалифицировать с точки зрения закона данную вещь? Какие действия должен предпринять Алладин, чтобы не нарушить закон? Имеет ли Алладин какие-либо права на волшебную лампу? (ст.227-229, 233)
  1. Иванушка-дурачок, охраняя свое пшеничное поле ночью, увидел кобылицу, которая топтала его посевы. Ивану удалось поймать ее. Может ли он считать себя собственником лошади на законных основаниях. Нужно ли ему предпринять какие-либо действия? (ст.227-231)
  1. Отец Иванушки, чтобы возместить потери зерна и не остаться без продовольствия, решил закупить недостающее зерно у соседа. Он заплатил соседу деньги и обещал на следующий день вместе с сыновьями вывезти зерно из соседского амбара. Однако ночью в амбар ударила молния, и амбар с зерном сгорел.  Крестьянин стал требовать с соседа уплаченные деньги, а сосед стал ссылаться на форс-мажорные обстоятельства и отказываться что-либо возвращать. Кто должен нести убытки? (ст. 223-224)

Извлечения из «Трудового Кодекса РФ»

Ст.22

Работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками…привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности…

Ст.56

Трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу …обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом…своевременно и в полном размере выплачивать работнику зарплату, а работник обязуется выполнять…трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего распорядка.

Ст. 63

Заключение договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. В случаях получения основного общего образования … трудовой договор могут заключить лица, достигшие 15 летнего возраста. С согласия родителя (опекуна) и органа опеки трудовой договор может быть заключен с учащимися 14 лет для выполнения в свободное от учебы время легкого труда. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном).

Ст. 65

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые (в этом случае книжку оформляет работодатель) или работник поступает на работу как совместитель;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

документы воинского учета;

документ об образовании – при поступлении на работу, требующей специальных знаний;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Ст. 67

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в 2 экземплярах…Трудовой договор, неоформленный надлежащим образом считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома работодателя…

Ст. 70

При заключении трудового договора…может быть обусловлено испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.. .Испытание не устанавливается для: беременных женщин, лиц до 18 лет, лиц, окончивших учреждения профессионального образования и поступающих на работу по специальности впервые…

Ст. 80

Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме за 2 недели, (этот срок необязателен если работник зачислен в образовательное учреждение, выходит на пенсию и др. случаях, когда работнику невозможно продолжать работать) По истечении срока… работник имеет право прекратить работу. В последний день работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку…и произвести с ним окончательный расчет.

Ст. 81

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: ликвидации организации, сокращение численности работников, неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, однократного грубого нарушения трудовых обязанностей (прогула более 4 часов подряд, появления на работе в состоянии опьянения, совершения хищения по месту работы и т.д.)

Ст. 83

Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: призыв работника на военную службу, осуждение работника к наказанию, в соответствии с приговором суда, признание работника полностью недееспособным в соответствии с медзаключением, наступление чрезвычайных обстоятельств (военные действия, катастрофа…)

Ст. 91

.. .Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Ст. 94

Продолжительность ежедневной работы не может превышать: для работников от15 до 16 лет – 5 часов, от 16 до 18 лет – 7 часов.. .(сокращенная продолжительность рабочего времени)

Ст. 96

К работе в ночное время не допускаются: беременные женщины, лица до 18 лет, женщины с детьми до 3 лет, инвалиды…

Ст. 115

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 дней…

Ст. 122

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев непрерывной работы. До истечения 6 месяцев отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен: женщинам – перед декретным отпуском или после него, работникам до 18 лет…

Ст. 189

Дисциплина труда – обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным Кодексом, коллективным договором, трудовым договором… Ст. 192

За совершение дисциплинарного проступка, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение. Ст. 193

До применения взыскания работодатель должен потребовать от работника объяснение в письменной форме… За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно взыскание…

 Ст. 234

Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться в результате: незаконного увольнения работника, задержки выдачи трудовой книжки, внесения в книжку неправильной формулировки причины увольнения…

Ст. 254

Беременным женщинам…снижаются нормы выработки либо женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка.. .До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы.. она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни…

Ст. 261

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации предприятия …Расторжение договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка до 14 лет по инициативе работодателя не допускается…(за исключением пунктов 1, За, 5-8, 10,11 статьи 81)

Ст. 269

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя допускается только с согласия гос. инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.

Вопросы и задачи

  1. Девушка после окончания вуза приходит в организацию по объявлению о вакансии. Работодатель потребовал документ об образовании, паспорт, пенсионное свидетельство , ИНН и характеристику с места учебы? Все ли требования правомерны?( ст. 65)
  2. Владелец магазина отказал работающим продавцам в предоставлении очередного отпуска в текущем году, сказав: «Нам надо «раскрутиться». А кто недоволен – милости прошу на улицу». Прав ли владелец? Какое основание для отказа было бы правомерным? Какое минимальное количество дней он обязан предоставить для отпуска работникам? (ст. 115, 122)
  3. Восемнадцатилетний Валерий поступил на работу в мае и в тот же год попросил предоставить ему отпуск как молодому работнику в летний период, на что в отделе кадров ему сказали, что он имеет право на отпуск лишь по истечении б месяцев непрерывной работы. Правы ли работники отдела кадров? Кто имеет право на отпуск в удобное для него время до истечения 6 месяцев? (ст. 122)
  4. Грузчик Р. и рабочий склада Н. за 4, 5 часа до окончания рабочего дня купили бутылку водки, и распили ее в ближайшем парке. Р. После этого ушел домой, а П. вернулся на рабочее место. Приказом администрации оба уволены. Права ли администрация? Что послужило основанием для увольнения?(ст. 81)
  5. Принимая на работу 17-летнего выпускника ПТУ. начальник отдела кадров сказал: «Все документы в порядке, осталась только характеристика от директора ПТУ. И предупреждаю, что придется пройти испытательный срок для проверки твоего профессионализма». Все ли действия начальника правомерны? (ст. 65, 70)
  6. При приеме на работу помощником повара 17-летней П., окончившей техникум, установили испытательный срок в 2 месяца. Однако вскоре выяснилось, что Н. не соответствует предъявляемым требованиям, и ее уволили как не прошедшую испытание. Какую правовую ошибку допустила администрация? Какую ответственность ей придется понести? (ст. 70, 234, 269)
  7. С. предложили срочно приступить к работе диктора на телевидение. Он пришел на свою прежнюю работу и написал заявление об увольнении с завтрашнего дня. Руководитель отказался подписывать заявление. В ответ С. заявил, что по закону он имеет право с завтрашнего дня не выходить на работу и ему обязаны выплатить расчет. Прав ли С. в этой ситуации? (ст.80)
  8. Вадим устроился на работу и в первый же рабочий день опоздал на 20 минут. Начальник объявил ему, что он уволен за нарушение дисциплины. Прав ли начальник?(ст.81)
  9. Володе пришла повестка из военкомата о призыве на срочную службу. Владимир попросил подождать 2 недели для того, чтобы отработать положенный срок до увольнения с работы. В военкомате ему в просьбе отказали. Правомерен ли отказ работников военкомата? (ст. 80, 83)
  10. 15-летний Николай из неблагополучной семьи решил уйти из школы и попытался устроиться на работу бензозаправщиком. Ему в этом было отказано, т.к. он не получил согласия родителей. Права ли администрация автозаправки? (ст. 63)
  11. Марина устроилась на работу продавцом. Владелец магазина забрал ее трудовую книжку, и она приступила к работе. Через месяц хозяин сказал, что его не устраивает ее работа, поэтому денег он ей не заплатит и она уволена. Марина очень расстроилась, т.к. трудовой договор с ней не был заключен. Может ли она обратиться в суд?( ст. 67)

Анжела устроилась на работу курьером. Когда она объявила начальнику о своей беременности, то он предложил ей уволиться, т.к. она не сможет справляться с работой (нужно много двигаться, ездить в транспорте). Правомерны ли действия администрации?  (ст. 254, 261)

Задания по теме «Семейное право»

Ст. 1 «Семейного Кодекса РФ»

«..признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния».

Ст. 10 «Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах ЗАГСа».

Ст. 11 «Порядок регистрации брака включает личную подачу заявления будущими мужем и женой в районный (городской) отдел ЗАГСа по месту жительства любого из супругов. День регистрации брака устанавливается через месяц после подачи заявления. Этот срок по уважительным причинам может быть сокращен или увеличен, но не более чем на месяц».

Ст. 12 «Условиями заключения брака являются:

  1. взаимное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак;
  2. достижение ими брачного возраста-18  лет».
  3. Ст. 14 «Не допускается заключении брака между:
  4. лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;
  5. близкими родственниками;
  6. усыновителями и усыновленными;
  7. лицами, из которых хоты бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства».

Ст15

«Если одно из лиц, вступающих в брак, скрывает от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ- инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным».
Ст. 17        «Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка»

Личные права супругов:

Ст. 31 – супруги имеют право на выбор занятия, профессии, места жительства;

–        супруги пользуются равноправием в решении вопросов жизни семьи, обучения и воспитания детей.
Ст. 32 – по личному желанию и взаимному согласию супруги избирают фамилию одного из них.
Разрешается присоединить к своей фамилии фамилию супруга. Муж и жена могут оставить добрачные фамилии.

Имущественные права супругов:

Ст 36 «В раздельной собственности супругов находится имущество, принадлежавшее одному из супругов до заключения брака. Имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в качестве наследства, также является его собственностью. Все вещи индивидуального пользования признаются собственностью того супруга, который ими пользовался. Исключением являются предметы роскоши, драгоценности, приобретенные в период брака, считаются общим имуществом супругов.

Ст. 34 «Общим имуществом супругов является приобретенные во время брака движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, вклады… вне зависимости от того какой вклад внес каждый из супругов в приобретение данного имущества. Не имеет значения, на чье имя записано данное имущество. В случае расторжения брака оно будет поделено в равных долях. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми, по уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Ст 37    Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция…)

Ст. 41   Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Ст. 42    1. «Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности…Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов;

определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака…

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов… регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания.

Задачи:

1. Молодая пара обвенчалась в церкви. У них родился ребенок. Можно ли теперь назвать их семьей с юридической точки зрения?  Может ли женщина и ее ребенок претендовать на наследство в случае смерти супруга? Может ли она претендовать на взыскание алиментов в случае решения расстаться со своим супругом?

2. Лариса пришла подавать заявление о регистрации брака с Андреем в ЗАГС. Заявление Андрея она принесла с собой, т.к. он в данный момент проходит срочную службу в армии. Отдел ЗАГС отказался принять ее заявление. Чем мотивирован отказ? Правы ли сотрудники ЗАГСА ? Что делать Ларисе?

3. Молодая совершеннолетняя пара подала заявление в ЗАГС 5 июля. Они получили приглашение явиться в ЗАГС 5 августа для торжественной регистрации брака. На следующий день в ЗАГСе появилась мама невесты и попросила отменить регистрацию, т.к. данный брак невозможен.

Какие причины могли помешать заключению данного брака?

4.        Подав в суд заявление о разводе, гражданин С. ходатайствовал о разделе имущества. Он хотел оставить себе квартиру и машину, а мебель и всю утварь предлагал оставить жене, ссылаясь на то, что все время совместной жизни она не работала, а сидела дома с детьми. Какое решение примет суд?

5.        Супруги состояли в браке 10 лет и решили заключить брачный договор. Первым условием договора является то, что при расторжении брака 70 % нажитого имущества остается жене. Данное условие будет выполнено при условии, если все время совместного проживания жена будет оказывать знаки внимания матери мужа. Все ли пункты договора правомерны?

6. Гражданка М. при бракоразводном процессе не включила в список вещей подлежащих разделу свои золотые украшения, ссылаясь на то, что все они являются подарками от мужа, а подарки находятся в раздельном владении. Какое решение примет суд?

7. Гражданин Г. подав заявление о разводе в суд, требовал, чтобы суд оставил ему дом, который жена получила в наследство от бабушки, ему на том основании, что он сделал капитальный ремонт этого дома, вложив в это значительную сумму своих денег. Свои он считал и гараж:, построенный своими руками в период их совместной жизни с супругой. Какое решение примет суд по разделу имущества?

Проверочные тесты и задачи по семейному праву.  Вариант №1

1А. Что из перечисленного является нарушением порядка регистрации брака:  а) подача заявления о регистрации по почте б) регистрация не меньше чем через месяц после подачи заявления  в) личное присутствие сторон при заключении брака г) регистрация брака органами записи актов гражданского состояния

2А. В случае жестокого обращения родителей с ребенком, уклонения их от исполнения своих родительских обязанностей, ребенок может подать на них в суд, если ему исполнилось:    а) 10  б) 14  в) 16  г) 18лет

3В. Какие обстоятельства делают невозможным заключение брака:   а) различные национальности б) одна из сторон уже состоит в браке в) принадлежность к различным религиозным направлениям   г) одна из сторон признана судом недееспособной вследствие психического расстройства

д) отсутствие средств к существованию  е) в брак желают вступить усыновитель и усыновленная

4В. Где производится расторжение брака: 1) в суде       2) в ЗАГСЕ

а)  если имеются несовершеннолетние дети  б) если супруги не пришли к согласию по поводу раздела имущества  в) если один из супругов осужден на срок более 3 лет  г) если один из супругов против расторжения брака д) если супруги взаимно согласные на {исторжение брака не имеют несовершеннолетних детей  е) если один из супругов признан судом недееспособным

5В. Учет мнения ребенка при решении вопросов касающихся его, обязателен, если ему исполнилось ___лет

6С. Суд признал брак супругов Петровых недействительным, так как гражданин Петров уже состоял до этого в браке, который не был расторгнут. Имеет ли право гражданка Петрова на взыскание алиментов на содержание сына, родившегося у нее в период проживания с Петровым?

(необходимо пояснить ответ)

7С. Гражданка Панина заключила брак с гражданином Зареченским. Супруги обратились в                 ЗАГС с просьбой соединить их фамилии в Панин-Зареченский и  Панина-Зареченская,  но загс отказал им в просьбе, предложив взять одну из этих фамилий или остаться при своих добрачных фамилиях. Обоснован ли отказ?      (необходимо пояснить ответ)

8С. Отец Евгения развелся с его матерью, когда Жене было 5 лет. Он уехал в другой город и больше с Женей не виделся, хотя исправно присылал алименты на его содержание. Став взрослым, Евгений получил вызов в суд по поводу иска его отца о взыскании алиментов на его содержание, так как отец стал инвалидом и кроме Евгения у него не осталось родных. Какое решение примет суд?        (необходимо пояснить ответ)

Проверочные тесты и задачи по семейному праву.  Вариант №2

1А. Где оформляется брачный договор: а) в суде  б) в ЗАГСЕ  в) в нотариальной конторе

г) в церкви

2А. Мнение ребенка по поводу того с кем он будет жить после развода родителей, учитывают, если ему исполнилось:   а) 10  б) 16  в) 18  г) 7лет

3А. Лишение родительских прав осуществляется:   а) органами загс  б) органами опеки и попечительства в) в нотариальной конторе   г) судом

4В.  По российскому законодательству ребенком считается лицо до ___ лет.

5В. Какое имущество подлежит разделу после развода: а) вещи индивидуального пользования б) предметы роскоши в) построенный в период брака дом  г) автомобиль, полученный женой в подарок от родителей д) антикварная мебель  е) детские вещи

6С. Супруги Васильевы, прожив в браке три года, решили заключить брачный контракт. При заключении брачного договора супруг взял на себя обязательство платить алименты на содержание жены, в том случае если в период брака она будет вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Все ли действия супругов правомерны?       (необходимо пояснить ответ)

7С. При расторжении брака и разделе имущества гражданин Воронин требовал раздела дачного участка, который его бывшая супруга получила в наследство от бабушки, на том основании, что он сделал на участке посадки деревьев и кустарников, поставил новую изгородь и регулярно осуществлял ремонт дачного домика. Правомерно ли требование Воронина?(необходимо пояснить ответ)

8С. Гражданин Медунов подал в суд заявление на развод со своей женой, которая находилась на 7 месяце беременности, мотивировав свои намерения тем, что он фактически живет с другой женщиной и к тому же сомневается, что он является будущим отцом ребенка, которого ждет жена. Какое решение примет суд?  ?       (необходимо пояснить ответ)

Рабочий лист по теме «Права человека»

Личные правачеловека в РФ  (статьи 17-29)

  1. Права и свободы принадлежат человеку с  момента _____?_
  2. Объем прав человека зависит от возраста и пола.   Да или нет?
  3. В качестве исключительной меры наказания Конституцией РФ предусмотрено (а) __?___. Это противоречит праву человека ____?
  4. Человек может быть подвергнут медицинским опытам при условии ____?
  5. До вынесения решения суда человек может быть подвергнут задержанию на срок не более ___?__
  6. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров возможно при условии ___?
  7. В исключительных случаях возможен сбор и хранение информации о частной жизни человека.

          Да или нет?

  1. Нарушить неприкосновенность жилища возможно при условии ____?__
  2. Обязательным языком для общения на территории РФ является русский язык.  Да или нет?

10.  Каждый человек может свободно выезжать за пределы РФ.          Да или нет?

11.  Свобода совести означает право исповедовать ___?__ или ___?__

12.  Свобода слова может быть ограничена при условии, если ___?__ (ст.17)

13. Прочитайте статью 56 в которой говорится о том, какие права человека не могут подлежать ограничению. Выпишите из предложенного списка права человека, не подлежащие ограничению:

1) право на жизнь  2) право на свободу и личную неприкосновенность  3) право на честь и достоинство   4) право на неприкосновенность жилища   5) право на свободу передвижения  6) право на свободу совести    

Личные права в чрезвычайных условиях (статьи 45-55)

14. Граждане РФ вправе обратиться за защитой своих прав в международные органы при условии __?

15. Обвиняемый должен доказывать свою невиновность.   Да или нет?

16. Закон имеет обратную силу, если __?__

Задания на закрепление

  1. (В сказке «Золотой ключик»)  Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на____?__
  2. (В сказке «Золотой ключик»)  Полицейские, ворвавшиеся в каморку папы Карло, нарушили его право на _?__
  3. (В сказке «Золотой ключик»)  Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом ___?___
  4. Сотрудники милиции задержали человека, подозревавшегося в совершении преступления. Прошло 47 часов, а решения судьи о продлении срока задержания не последовало. Произошло ли в данном случае нарушение прав человека?  Да или нет?
  5. Какое право человека нарушают «папарацци» – охотники за фотографиями из частной жизни звезд?
  6. Когда при царе Алексее Михайловиче происходили преследования старообрядцев, нежелающих принять религиозную реформу Никона, то какое право этих людей нарушалось?
  7. Государство берет на себя обязательство делать все для того, чтобы человек родился на свет. Государство берет на себя обязательство делать все, чтобы люди жили как можно дольше и умирали только естественной смертью. Какое личное право человека государство обеспечивает таким образом?
  8. Когда закон запрещает пропаганду национальной или религиозной розни, то какое право граждан он ограничивает?  
  9. Выпиши верные утверждения:  а) Основные права и свободы человек приобретает с 18 лет   б) в РФ соблюдение прав и свобод гарантируется только гражданам РФ    в) мужчины и женщины в РФ имеют равные права  
  10. Выпиши верные утверждения:  а) человек  может быть подвергнут медицинским опытам с его согласия    б) до вынесения решения суда лицо может быть подвергнуто задержанию на срок не более 60 часов   в)  тайна переписки и телефонных переговоров может быть нарушена на основании решения суда  

11. Освещая ход расследования о серийных убийствах, корреспондент газеты написал о задержании преступника, требуя сурового наказания для убийцы. Какое право нарушил корреспондент?

12. Брат Наташи оказался замешан в драке подростков, при которой Наташа присутствовала. Когда следователь вызвал ее для дачи показаний, то указал, что отказ от дачи свидетельских показаний является уголовно наказуемым деянием. Прав ли следователь? Поясните.

nsportal.ru

Разработка дидактического материала по праву по теме «Происхождение государства и права»

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

ВАРИАНТ № 1

1. Кто является представителем органической теории происхождения государства и права?

    а) Спенсер, Аристотель; в) К. Каутский;

    б) Гобино; г) Фома Аквинский.

    2. В чем заключается сущность теории договора о происхождении государства и права?

    3. К. Маркс и Ф. Энгельс являются создателями:

    а) теологической теории;

    б) психологической теории;

    в) теории договора;

    г) материалистической теории.

    4. Суть какой теории о происхождении государства и права состоит в делении людей на хозяев и рабов?

    а) теория насилия;

    б) расовая;

    в) теологическая;

    г) теория договора.

    5. Суть и принципы какой теории о происхождении государства и права вы не приемлите?

    ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

     

    ВАРИАНТ № 2

    1. Кто является представителем патриархальной теории происхождения государства и права?

      а) Фома Аквинский; в) Аристотель;

      б) Дюринг; г) А.Н.Радищев, Спиноза.

      2. В чем заключается сущность материалистической теории о происхождении государства и права?

      3. Фома Аквинский является создателем:

      а) материалистической теории;

      б) теории насилия;

      в) теологической теории;

      г) расовой теория.

      4. Суть какой теории о происхождении государства и права состоит в завоевании одних племен и народов другими (слабые всегда подчиняются сильным)?

      а) теологическая;

      б) теория насилия;

      в) расовая;

      г) материалистическая.

      5. Суть и принципы какой теории о происхождении государства и права вы не приемлите?

      ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

      ВАРИАНТ № 3

      1. Кто является представителем теологической теории происхождения государства и права?

        а) Спиноза, Ж.Ж.Руссо; в) К.Маркс, Ф.Энгельс;

        б) Гобино; г) Фома Аквинский.

        2. В чем заключается сущность расовой теории о происхождении государства и права?

        З. Фрейд, Л. Петражицкий являются создателями:

        а) психологической теории;

        б) теории насилия;

        в) органической теории;

        г) патриархальной теории.

        4. Суть какой теории о происхождении государства и права состоит в уподоблении функций и структуры государства живому организму?

        а) теория договора;

        б) психологическая;

        в) органическая;

        г) патриархальная.

        5.Суть и принципы какой теории о происхождении государства и права вы не приемлите?

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        дидактические материалы по праву | Школьные файлы SchoolFiles.net


        Дидактический материал уроку: СЕМЕЙНОЕ ПРАВО.
        Выполните задание: «Удачный брак отвергает любовь; он старается возместить ее дружбой» (Монтень М., французский философ).
        Как вы думаете, что имел в виду философ? Согласны ли вы с этим необычным мнением?
        Из приведенных ниже пословиц отметьте устаревшие и актуальные для наших дней:
        А) «Одному с женой радость, другому – горе»;
        Б) «Муж задурит – половина двора горит, а жена задурит – и весь сгорит»;
        В) «Жена мелет, а муж спит, жена прядет, а муж пляшет»;
        Г) «У мужа жена всегда виновата»;
        Д) «Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад».
        Немецкий философ Гегель Г. дал определение брака, в котором использовал три понятия: гражданский договор, моральный союз и животный союз.
        Как вы думаете, какое из этих отношений он считал сущностью брака? Объясните свой выбор.
        Как вы думаете, чем руководствовался законодатель, устанавливая брачный возраст в РФ с 18 лет?
        «Брак – сообщество, состоящее из господина, госпожи и двух рабов, общей численностью в два человека».
        Как вы думаете, что имел в виду американский писатель А.Бирс?
        «Жениться надо никак не по любви, а непременно с расчетом, только понимая эти слова как раз наоборот тому, как они обыкновенно понимаются, т.е. жениться не по чувственной любви и по расчету, где и чем жить, а по тому расчету, насколько вероятно, что будущая жена будет помогать, а не мешать мне жить человеческой жизнью» (Л.Толстой, русский писатель).
        Выскажите свое мнение по поводу этой мысли. Согласны ли вы с ней или готовы поспорить?
        Определение одного из признаков брака звучит так: «…целью брака должно быть создание семьи: рождение и воспитание детей, стремление к определенному моральному и материальному благополучию». В то же время известно, что в мире, и в нашей стране в том числе, около 20 % браков бездетны (по разным причинам, чаще всего медицинского свойства).
        Можно ли эти союзы, с вашей точки зрения, считать не отвечающими всем признакам брака?
        Как вы думаете, какой смысл для семьи приобретает принятие одним из супругов фамилии другого? Поразмышляйте в связи с этим о традициях образования фамилий на Руси.
        «И тем не менее брачный договор – такая формальность, которая способна на корню погубить искренние чувства между супругами. Зачем писать гражданско-правовой договор, надо просто быть человеком и по-доброму относиться друг к другу. Заключать брачный договор – это все равно что при первом объяснении в любви в доказательство своего чувства предъявить невесте справку из домоуправления…»
        Как бы вы отреагировали на это высказывание?
        Какие из перечисленных ниже качеств в большей мере определяют, с вашей точки зрения, ответственность родителей за судьбу своих детей:
        Честность 2) бережливость 3) жадность 4) доброта 5) резкость суждений 6) уважение к людям 7) самолюбие 8) милосердие 9) жесткость

        schoolfiles.net

        Дидактический материал для проведения олимпиады по дисциплине “Право”

        ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


        Яковлевский политехнический техникум

        г. Строитель Белгородской области

        Дидактический материал

        (для проведения внутри техникумовской олимпиады

        по дисциплине «Право»)

        Разработал:

        Бабынин Сергей Анатольевич,

        преподаватель истории и обществознания

        ОГАОУ СПО Яковлевский политехнический техникум

        г. Строитель Белгородской области

        2015

        ЗАДАНИЯ К ОЛИМПИАДЕ

        ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВО»

        ОГАОУ СПО ЯПТ г. Строитель.

        (2014-2015 учебный год).

        Ф.И.О. обучающегося___________________________

        Курс_______ Группа__________

        Количество набранных баллов_____________ Место_______

        1. Республика отличается от монархии тем, что:
        1. она может быть парламентской
        2. государственная власть принадлежит выборным органам
        3. она конституционная
        4. она федеративная.

        2. Разрешено все, что не запрещено законом – это правило действует при следующем политическом режиме
        1. тоталитарном
        2. авторитарном
        3. демократическом
        4. либеральном.

        3. Государственное, среди всех видов управления занимает главное место потому, что:
        1. распространенно на все общество
        2. является авторитарным
        3. за ним стоит сила
        4. мы его уважаем.

        4. Территориальная организация государственной власти – это:


        1. форма государственного устройства
        2. форма правления
        3. форма политического режима
        4. все ответы неверны.

        5. Охрана прав и свобод граждан относится к следующей функции государства:
        1. охране существующих форм собственности
        2. охране правопорядка
        3. охране природы и окружающей среды
        4. экономической
        6. Важнейшим признаком органа государства является:
        1. наличие материальной базы
        2. наличие финансовых средств
        3. свой счет в банке
        4. наличие властных правомочий.

        7. Этот государственный орган призван обеспечивать согласованное функционирование других:
        1. парламент
        2. правительство
        3. конституционный суд
        4. президент.

        8. Проекты законов и законодательных предложений не содержат:
        1. анализ и оценку ситуации

        2. оценку их согласованности с другими нормами
        3. ожидаемый социально-экономический и иные последствия применения
        4. финансово-экономическое обоснование.

        9. Формы управленческой деятельности – это:
        1 проявления практической активности государственных органов. внешние, постоянно и однотипно фиксируемые
        2. использование различных форм воздействия на сознание и поведение людей
        3. рациональная организация государственной власти в демократическом государстве
        4. основные направления деятельности госорганов.

        10. В политическую систему общества входят:
        1. органы государственной власти
        2. профсоюзы
        3. церковь
        4. все ответы верны.

        11. Обособленная группа правовых норм, регулирующих однородные социальные отношения, называется
        1. системой права
        2. естественным правом
        3. отраслью права
        4. правовой ответственностью.

        12. Какая отрасль российского права регулирует имущественные и личные неимущественные отношения?

        1. административное право
        2. государственное право
        3. гражданское право
        4. трудовое право.

        13. Исторически наиболее ранней формой выражения права был(-а)
        1. судебный прецедент
        2. правовой обычай
        3. нормативно-правовой акт
        4. правовая доктрина.

        14. Студент К. не явился на экзамен по философии без уважительной причины. Это повлечет за собой привлечение к ответственности
        1. административной
        2. уголовной
        3. дисциплинарной
        4. гражданско-правовой.

        15. Нормативным правовым актом является
        1. федеральный закон о средствах массовой информации
        2. телеграмма главе государства в честь юбилея
        3. аудиторская проверка фирмы
        4. кассационная жалоба в вышестоящий суд.
        16. Политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка, называется

        1. политическим движением

        2. профсоюзом.

        3. государством.

        4. политической партией.

        17. К внутренним функциям государства не относится

        1. интеграция в мировую экономику

        2. налогообложение

        3. охрана прав и свобод граждан

        4. охрана правопорядка.

        18. К внешним функциям государства не относится

        1. оборона страны

        2. обеспечение мира и поддержка мирового порядка.

        3. обеспечение правопорядка.

        4. сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.

        19. Функцией государства не является

        1. охрана всех форм собственности

        2. разделение властей

        3. оборона страны.

        4. интеграция в мировую экономику.

        20. Обязательным признаком государства не является

        1. суверенитет государственной власти

        2. деление на классы

        3. публичный характер власти

        4. государственный аппарат управления.

        21. Совокупность внешних признаков, характеризующих государство, называется

        1. формой правления

        2.формой территориально-государственного устройства

        3. формой государства

        4. типом политического режима.

        22. К государственным органам, осуществляющим внутренние функции, относится

        1. полиция

        2. органы межгосударственных отношений

        3.вооруженные силы

        4.разведка.

        23. К внешним функциям государства относится

        1.установление правовых норм и принятие законов

        2.участие в решении глобальных проблем.

        3. регулирование общественных отношений

        4. правильного ответа нет.

        24. К внутренним функциям государства не относится

        1. интеграция в мировую экономику

        2. налогообложение

        3. охрана прав и свобод граждан

        4. охрана правопорядка.

        25. К политическим функциям государства относится

        1. выработка программных целей и задач развития общества

        2. создание условий для удовлетворения культурных запросов людей

        3. осуществление социальной защиты людей

        4. удовлетворение потребности людей в работе.

        26. Сторож автостоянки уснул на посту, что позволило ворам угнать две машины. Какой вид правонарушения совершил сторож?
        1. административный проступок
        2. преступление
        3. дисциплинарный проступок
        4. гражданский проступок.

        27. Верны ли следующие суждения?
        А. Правонарушениями могут быть как действия, так и бездействия.
        Б. Недонесение о готовящемся преступлении является правонарушением.
        1. верно только А
        2. верно только Б
        3. верны оба суждения
        4. оба суждения неверны.

        28. Верны ли следующие суждения о праве?
        А. К публичному праву относится право административное и государственное (конституционное).
        Б. К частному праву относятся отрасли права, регулирующие отношения между гражданами, прежде всего гражданское, трудовое, семейное.

        1. верно только А
        2. верно только Б
        3. верны оба суждения
        4. оба суждения неверны.

        29. К какому типу правоотношений относится следующая ситуация: дедушка и внук пошли в лес за грибами и нашли клад со старинными монетами, о котором сообщили в отделение милиции?
        1. гражданским
        2. семейным
        3. гражданско-процессуальным
        4. финансовым.

        30. Среди приведенных ситуаций укажите гражданско-правовое правонарушение (деликт).

        1. работник не вышел на работу без уважительной причины
        2. предприятие-поставщик не выполнило поставку товара в установленный договором срок
        3. гражданин распивал спиртные напитки в общественном месте
        4. школьник подделал подпись классного руководителя

        Эталоны ответов.

        Максимальное количество баллов – 30

        Преподаватель_______________Бабынин С.А.

        infourok.ru

        Дидактический материал по трудовому праву


        18688053897630Дидактический материал по праву
        к теме «Трудовое право»
        для учащихся 9-11 классов
        00Дидактический материал по праву
        к теме «Трудовое право»
        для учащихся 9-11 классов
        СОДЕРЖАНИЕ
        1.Цели трудового договора 3-6
        2.Системы оплаты труда 7-8
        Практическая часть
        3.Задача №1 9-13
        4.Задача №2 14-16
        Список использованных источников 17
        1. Цели трудового договора
        Согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ, трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
        К целям трудового договора можно отнести:
        1. Реализация принципа свободы труда, провозглашенного ст.37 Конституции РФ. Так часть 1 указанной статьи гласит, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. То есть трудовой договор дает возможность физическим лицам осуществлять право на распоряжение своими способностями к производительному и творческому труду путем заключения трудового договора с работодателями всех организационно-правовых форм и форм собственности.
        2. Возникновение трудовых отношений между работником и работодателем (в отличие от отношений по выполнению работы на основании гражданско-правового договора). Согласно ст. 16 Трудового кодекса, трудовые отношения возникают меж

        schoolfiles.net

        Материал по теме: Дидактическое пособие – “Права ребенка”

        По теме: методические разработки, презентации и конспекты

        Электронное дидактическое пособие “Права Ребенка в картинках”

        Автором представлено электронное пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенках….

        Электронное интерактивное дидактическое пособие на тему “Правила дорожного движение”

        Обуение правилам дорожного движения является важной задачей в формировании основ безопасности ребенка. В детском саду детей обучают основам пдд – как правильно переходить дорогу, значения сигналов све…

        Дидактическое пособие для детей “Правила дружбы”

        Как научиться дружить?…

        Электронное дидактическое мультимедийное пособие «Правила дорожные детям знать положено»

        Возраст целевой группы: дошкольники старшего дошкольного возраста- Цель пособия: Обобщить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения в качестве пешехода, дорожных знаках, указателях и их н…

        Электронное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО»

        Пояснительная запискаДанное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами  ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельнос…

        Мультимедийное дидактическое пособие “Правила поведения зимой”

        Данное пособие предназначено для повторения правил поведения зимой на улице, для детей дошкольного возраста….

        Методическая разработка ” Дидактическое пособие ” Правила дорожного движения детям”

        Методическое пособие – Лэпбук «Правила дорожного движения для дошкольников»Мы живем в современном мире, в котором все, что нас окружает , связано с техническим прогрессом и, конечно же, с …

        nsportal.ru

        III. Дидактический материал:

        – лекционные материалы.

        Тема 1. Предмет, метод и система семейного права.

        Понятие и предмет семейного права. Семейное право как отрасль права. Исторические формы брака и семьи. Семейно-брачные отношения, необходимость их правового регулирования. Метод регулирования семейно-правовых отношений.

        Основные начала (принципы) семейного законодательства. Структура и источники семейного права. Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства, норм международного права и иностранного семейного права.

        Под предметом правового регулирования конкретной отрасли права принято понимать совокупность однородных по своей сущности общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли права. Определить предмет отрасли – значит выделить своеобразие, сущность и характерные черты опосредуемых ею отношений. СК РФ предусматривает, что семейное законодательство:

        – устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным,

        – регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, а в случаях, предусмотренных семейным законодательством, – между другими родственниками и иными лицами,

        – определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

        Это позволяет сделать вывод о том, что предметом семейного права являются общественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.

        Особенности общественных отношений, регулируемых семейным правом следующие:

        – их субъектами могут быть только граждане,

        – они возникают на основе специфических юридических фактов (родство, усыновление, брак и др.),

        – являются, как правило, длящимися,

        – неотчуждаемость семейных прав и обязанностей,

        – имущественные отношения имеют производный от личных характер,

        – этим отношениям присущ лично-доверительный характер.

        По своей природе общественные отношения, регулируемые семейным правом, подразделяются на личные (неимущественные) и имущественные.

        Личными (неимущественными) являются отношения, касающиеся вступления в брак и прекращения брака, отношения между супругами при решении вопросов жизни семьи, выбора фамилии при заключении и расторжении брака, отношения между родителями и детьми по воспитанию и образованию детей и др.

        Имущественные отношения – это алиментные обязательства членов семьи (родителей и детей, супругов (бывших супругов), других членов семьи), а также отношения между супругами по поводу их общего и раздельного имущества.

        В семье основными являются личные отношения. Так, в момент заключения брака, регистрации рождения, усыновления ребенка возникают личные правоотношения и лишь потом имущественные правоотношения между супругами, между родителями и детьми. Таким образом, имущественные семейные правоотношения не могут возникать без личных либо раньше их и поэтому являются производными от личных. Однако, вопрос о соотношении личных неимущественных и имущественных отношений в семейном праве до сих пор является дискуссионным. Представляется, что при определении соотношения личных и имущественных отношений следует исходить из того, что имущественные правоотношения обусловлены наличием родственных или иных юридически значимых связей субъектов личного характера.

        Что касается неурегулированности значительной группы личных семейных отношений правом (любовь, дружба, уважение), то они вообще находятся вне предмета правового регулирования, а речь идет о соотношении правовых связей личного и имущественного характера. Более того, не только личные, но и далеко не все имущественные отношения в семье можно регулировать правом, что объясняется спецификой функций, присущих семье.

        Метод семейного права.

        Метод правового регулирования отражает содержание отраслевых норм по способу их воздействия на общественные отношения и наряду с предметом семейного права позволяет отграничить одну отрасль права от другой. Если предмет семейного права отвечает на вопрос, какие общественные отношения оно регулирует, то метод – при помощи каких средств происходит это регулирование.

        Метод семейного права – это совокупность приемов и способов, при помощи которых нормы семейного права воздействуют на общественные семейные отношения. Между предметом и методом правового регулирования существует неразрывная связь, так как метод предопределяется особенностями предмета.

        В целом метод семейного права характеризуется как императивно-дозволительный. До применения Семейного кодекса РФ в семейном законодательстве преобладали императивные нормы, которые однозначно определяли основы построения семейных отношений, исключая их зависимость от воли участников. В кодексе усилены диспозитивные начала правового регулирования семейных отношений: брачный договор, соглашение об уплате алиментов, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Но это не исключает применения императивного способа воздействия на семейные отношения. В ряде институтов семейного права вообще возможно применение только императивных норм: условия вступления в брак, признания брака недействительным, лишение родительских прав, отмена усыновления.

        Однако специфика семейных отношений требует их индивидуального правового регулирования в каждом конкретном случае, ограничивая в отличие от других отраслей права возможность вмешательства со стороны государства. Этим объясняется проявление диспозитивного начала даже при применении императивных норм. Устанавливая в императивных нормах права и обязанности сторон, законодатель не определяет способы и порядок их осуществления, оставляя это на усмотрение сторон с учетом конкретных жизненных обстоятельств. Так, СК РФ, закрепляя право и обязанность родителей воспитывать своих детей, оставляет за ними свободу в выборе способов и методов воспитания.

        Метод семейного права по содержанию воздействия на общественные отношения является дозволительным. В большинстве случаев государство представляет участникам семейных правоотношений возможность самим выбирать модель своего поведения в целях удовлетворения их жизненных интересов и потребностей, оставляя за право определять в императивных предписаниях рамки соответствующего поведения. Таким образом, метод семейного права можно охарактеризовать как дозволительно-императивный.

        Характерные особенности метода семейно-правового регулирования:

        – юридическое равенство участников семейных правоотношений;

        – автономия воли участников семейных правоотношений,

        – усиление диспозитивного начала в семейно-правовом регулировании;

        – индивидуальное ситуационное регулирование.

        Способы регулирования семейных отношений подразделяются в теории семейного права на следующие виды:

        – запреты,

        – дозволения,

        – правила-разъяснения,

        – обязывание к совершению определенных действий.

        Запреты предписывают воздержаться от определенных действий. В зависимости от формы выражения запреты подразделяются на прямые и косвенные.

        Косвенные запреты – это нормы, прямо не запрещающие определенное поведение, однако из содержания которых следует вывод о недопустимости каких-либо действий.

        Дозволения – разрешение на совершение определенных действий. По форме выражения дозволения также бывают прямыми и косвенными.

        Косвенные дозволения – предписания, содержание которых свидетельствует о возможности определенного поведения.

        Наряду с запретами и дозволениями нормы семейного права содержат обязывания к совершению определенных действий.

        С учетом предмета и метода семейно-правового регулирования можно сформулировать определение семейного права.

        Семейное право – это совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей на воспитание в семью.

        Принципы семейного права.

        Под принципами семейного права следует понимать закрепленные семейным законодательством основополагающие начала и руководящие идеи, в соответствии с которыми нормами семейного права регулируются личные и имущественные отношения.

        Основные принципы семейного права связаны с положениями Конституции РФ, определяющими основы конституционного строя нашего государства и основные права и свободы граждан. Принципы семейного права определяются целями правового регулирования семейных отношений в России, которые определены в СК РФ. К ним относятся:

        – укрепление семьи,

        – построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов,

        – недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи,

        – обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав,

        – обеспечение возможности судебной защиты членами семьи своих прав.

        Основные (специфические) принципы семейного права:

        – признание брака, заключенного только в органах загса,

        – равенство супругов в семье,

        – разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию,

        – приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов,

        – обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи,

        – единобрачие (моногамия),

        – свобода расторжения брака под контролем государства.

        Признание брака, заключенного только в органах загса, основывается на конституционном принципе защиты семьи государством (ст.38 Конституции РФ). Правовое регулирование брачных отношений у нас в стране осуществляется государством. Его заинтересованность в этом определяется тем, что брак служит основой семьи. В соответствии с СК РФ браком признается не всякий союз мужчины и женщины, а лишь тот союз, который получил государственное призвание в форме государственной регистрации его заключения в органах загса. Актом регистрации государство подтверждает, что данный союз получает общественное признание и защиту как удовлетворяющий определенным требованиям. Религиозный обряд брака (венчание) и фактические брачные отношения не имеют правового значения и не влекут взаимных прав и обязанностей супругов. Исключением из общего правила является государственное признание религиозных браков, заключенных на оккупированных территориях в период Великой Отечественной войны, и фактических брачных отношений, возникших до 8 июля 1944 года.

        Добровольность брачного союза предполагает, что выбор супруга и вступление в брак зависят исключительно от воли лиц, в него вступающих, и не связан с наличием согласия или разрешения со стороны других лиц. Для его заключения необходимо свободное волеизъявление мужчины и женщины, которое будущие супруги выражают дважды: при подачи заявления в загс и во время регистрации брака. Для выяснения подлинности свободы волеизъявления регистрация брака производится в присутствии обоих вступающих в брак лиц (п.1 ст.11 СК). Заключение брака в отсутствие одной из сторон либо через представителя по российскому законодательству не допускается. Нарушение свободы выражения воли при вступлении в брак влечет признание его недействительным.

        Добровольность брака предполагает и свободу развода. Свобода расторжения брака под контролем государства. Этот принцип неразрывно связан с принципом добровольности брачного союза. Если бы не было свободы развода, то вряд ли можно было говорить о свободе брака. Развод возможен как по взаимному согласию супругов, так и при отсутствии согласия одного из супругов, либо независимо от согласия одного из супругов при наличии предусмотренных в законе оснований.

        Принцип свободы развода усилен в Семейном кодексе РФ сокращением максимального срока для примирения супругов до трех месяцев. По ранее действовавшему законодательству он был равен шести месяцам.

        Равенство супругов в семье. Этот принцип исходит из конституционных положений о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, о свободе выбора места пребывания и жительства, рода занятий, о равенстве прав и обязанностей родителей в отношении своих несовершеннолетних детей. Этот принцип имеет особое значение в области семейных отношений, так как равноправие в семье – основа ее прочности и согласия между ее членами. Равенство проявляется и гарантируется во всех обяластях семейных отношений.

        Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Этот принцип основан на диспозитивном способе регулирования семейных отношений и выражается в предоставлении членам семьи возможности выбора модели построения внутрисемейных отношений. Он находится в тесной взаимосвязи с принципом равенства супругов в семье. Конкретизация этого принципа содержится в СК РФ, согласно которому вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов. Никто из них не имеет никаких преимуществ и не вправе диктовать свою волю.

        Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов. Этот принцип детализируется в нормах Семейного кодекса РФ регулирующих правовое положение ребенка в семье. Нормы этого института являются новыми для российского семейного законодательства. В них подчеркивается, что дети являются самостоятельными носителями семейных прав. Наделяя несовершеннолетних правами в области семейных отношений, государство предусматривает гарантии охраны и защиты этих прав. В Семейном кодексе РФ определены круг лиц, обязанных защищать права и интересы детей, основания и способы защиты.

        Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов нетрудоспособных членов семьи означает, что государство и общество берут под свой контроль интересы членов семьи, которые сами не могут обеспечить удовлетворение своих насущных потребностей.

        В Семейном кодексе РФ содержаться нормы, направленные на обеспечение реализации этого принципа: «Право на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей», «Обязанности совершеннолетних детей по содержанию детей», «Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей», «Обязанности супругов по взаимному содержанию», «Право бывшего супруга на получение алиментов после расторжения брака» и др. Из содержания этих норм следует, что государство и общество берут под свой контроль интересы членов семьи, которые сами не могут обеспечить удовлетворение своих насущных потребностей.

        Единобрачие (моногамия) означает, что до прекращения предыдущего брака нельзя вступать в новый брак. Не может быть юридически оформлен брак между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке (ст.14 СК). Регистрация с лицом, ранее состоявшим в зарегистрированном браке, возможна только при наличии документов о прекращении прежнего брака (свидетельство о расторжении брака, о смерти супруга, решение суда о признании брака недействительным). Двоеженство и двоемужество приводя к признанию брака недействительным.

        Руководствуясь изложенными выше принципами, семейное право как правовая отрасль осуществляет следующие функции:

        1. регулятивную – регулирование семейных отношений в соответствии с действующим законодательством,

        2. охранительную – защита и охрана прав и законных интересов участников семейных отношений,

        3. воспитательную – в семейно-правовых нормах содержится модель поведения, одобряемая государством и обществом, а также неблагоприятные правовые последствия совершения действий и поступков, нарушающих права, свободы и законные интересы других граждан.

        Система семейного права.

        В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении России и субъектов Федерации, что закреплено и в СК РФ.

        Семейное законодательство включает в себя Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ним, а также законы субъектов Федерации. С учетом главенствующей роли Конституции РФ в правовой системе России все законы и иные правовые акты, принимаемые в России, в том числе по вопросам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить положениям Конституции РФ.

        Нормы семейного права, регулирующие определенный вид общественных отношений, расположены не хаотично, а находятся в определенной системе. Система семейного права – это его структура, состав отдельных его институтов и норм в их определенной последовательности. Система семейного права складывается объективно, так как отражает специфику общественных отношений, входящих в предмет семейного права, и представляет собой единство и разграничение взаимосвязанных семейно-правовых институтов.

        Под правовым институтом понимают законодательно обособленную совокупность правовых норм, обеспечивающих комплексное регулирование группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений. Система семейного права получает свое выражение в законодательстве, прежде всего в актах кодификационного характера, таких как Семейный кодекс РФ. Она выражена также в науке и в учебной дисциплине «Семейное право».

        Источники семейного права.

        Источник права – это внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которых воля законодателя становится обязательной для исполнителя.

        По юридической силе источники семейного права подразделяются на две группы:

        1) законы: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, законы субъектов Федерации,

        2) подзаконные нормативные акты: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, подзаконные нормативные акты субъектов Федерации.

        Конституция РФ – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем другим семейно-правовым актам.

        Согласно ст.72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении России и субъектов Федерации. Это позволяет обеспечить наряду с единообразием общих начал семейного законодательства учет национальных особенностей, местных условий и традиций.

        Ведущим федеральным актом семейного права, наиболее полно и подробно регламентирующим семейные отношения, является Семейный кодекс РФ. Помимо него, в отдельных случаях для регулирования семейных отношении применяются нормы Гражданского кодекса РФ.

        Правила применения гражданского законодательства к семейным отношениям определены в СК РФ, согласно которому гражданское законодательство применяется, если:

        – семейные отношения не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон,

        – применение норм гражданского законодательства не противоречит существу семейных отношений.

        Иные федеральные законы, регулирующие семейные отношения.

        Завершают первую группу источников семейного права законы субъектов Федерации.

        Вторую группу источников семейного права составляют подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение и в соответствии с федеральными и региональными законами.

        Для правильного и единообразного толкования и применения норм семейного права большое значение имеют руководящие постановления и разъяснения пленумов Верховного Суда РФ, которые тем не менее не могут рассматриваться как источники семейного права. Верховный суд РФ нормотворческими функциями не наделен, он лишь истолковывает и применяет нормы права.

        В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью правовой системы нашей страны. Принципы и нормы международного права, имеющие значение для регулирования семейных отношений, содержатся в Уставе ООН, во Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948г., в Декларации прав ребенка от 20.11.1959г., в Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20.11.1989г., в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993г., в Международных пактах об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах от 19.12.1966г.

        Международные договоры как источник семейного права.

        В случае, если отсутствуют нормы семейного и (или) гражданского права, которые представляется возможным применить в той или иной жизненной ситуации по аналогии, как регулирующие сходные отношения, то в таких случаях права и обязанности членов семьи определяются исходя из аналогии права, т.е. из общих начал и принципов семейного или гражданского права, закрепленных в СК РФ и ГК РФ.

        Применение к семейным отношениям норм международного права.

        Установленный Конституцией РФ принцип приоритетного применения правил международного договора России в случае несоответствия ему законодательства России закреплен и в СК РФ.

        В соответствии с Конституцией РФ в правовую систему России введены две категории международно-правовых норм:

        1) общепризнанные принципы и нормы международного права, к которым относятся принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом государства, т.е. обязательные для всех его членов. Определение источников общего международного права содержится в Статуте Международного суда ООН, 2) международные договоры России, включая межгосударственные, межправительственные договоры и договоры межведомственного характера независимо от наименования (договор, соглашение, конвенция), заключенные как с иностранными государствами, так и с международными организациями.

        Эти категории международно-правовых норм являются взаимодополняющими, поскольку международные договоры России должны заключаться, выполняться и прекращаться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Однако это не исключает возможности применения в России общепризнанных принципов и норм международного права при регулировании семейных отношений специфическим образом, исходя из национальных особенностей и традиций.

        В случае расхождения отдельных положений семейного законодательства с правилами международного договора, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этим договором или нормами.

        4.Соотношение семейного и гражданского права.

        Наиболее тесно взаимодействие существует между нормами семейного и гражданского права. Согласно СК РФ к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство в рамках, не противоречащих существу семейных отношений. Случаи такого применения рассматриваются в темах, посвященных отдельным семейно-правовым институтам. По предмету правового регулирования некоторые авторы отождествляют семенное право с институтом гражданского права.

        Различие предметов семейного и гражданского права:

        – имущественные отношения в гражданском праве в отличие от семейного носят в основном стоимостный характер и строятся на возмездной основе,

        – имущественные отношения, регулируемые брачно-семейным законодательством, тесно связаны с личными отношениями; в гражданском праве такой связи нет,

        – семейные правоотношения складываются между строго определенными субъектами; юридические лица в семейных правоотношениях не участвуют;

        – во многих гражданских правоотношениях срок имеет существенное значение; семейные правоотношения носят, как правило, длящийся характер, и срок в них не указывается;

        – основной формой существования гражданских правоотношений является договор; в семейном праве применение договоров ограничено: брачный договор, соглашение об уплате алиментов, договор о передаче детей на воспитание в семью.

        Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками иными лицами, а также определяет формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

        Особо следует остановиться на проблеме применения исковой давности в семейных отношениях. Как общее правило, на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность не распространяется, за исключением случаев, если срок для защиты нарушенного права установлен Семейным кодексом РФ.

        Сроки установлены в следующих случаях:

        – иск о признании недействительным брака, заключенного с лицом, скрывшим наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, может быть предъявлен в течение года со дня, когда другой супруг узнал или должен был узнать о наличии болезни или факта инфицирования;

        – супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение сделки по распоряжению недвижимостью или сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации, не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки,

        – к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется 3-летний срок исковой давности.

        – алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты.

        5.Действие семейного законодательства по времени, в пространстве и по кругу лиц.

        Действие семейного законодательства во времени имеет большое практическое значение в связи с тем, что оно периодически обновляется, появляются новые нормы семейного права, а ранее действовавшие прекращают свое существование; вносятся изменения и дополнения в законодательство. Действие семейного законодательства во времени подчиняется общим правилам: новые нормативно-правовые акты обратной силы не имеют и распространяются только на те отношения, которые возникают после введения в действие новых актов.

        Некоторым нормам Семейного кодекса РФ придана обратная сила:

        – положения кодекса, регулирующие условия и порядок заключения брачных договоров и соглашений об уплате алиментов, применяются к названным договорам и соглашениям, заключенным до 1 марта 1996г., если они не противоречат положениям Кодекса;

        – признается юридическая сила за браком граждан России, совершенным по религиозным обрядам на оккупированных территориях, входивших в состав СССР в период ВОВ, до восстановления на этих территориях органов загса.

        Отдельные нормы СК РФ введены в действие позднее, чем Кодекс в целом:

        – судебный порядок усыновления детей был введен в действие с 27.09.96г. – со дня вступления в силу ФЗ от 21.08.96г. «О внесении изменений и дополнений в ГПК РСФСР».

        Большое значение имеет также момент прекращения действия семейно-правовых актов, который зависит от того, указан ли в нормативном акте срок его действия. Если в нормативном акте установлен срок его действия, он утрачивает юридическую силу с наступлением указанного в нем срока. Если срок действия правового акта не указан, то он прекращает свое действие либо с принятием нового нормативного акта, регулирующего такие же общественные отношения, что и ранее действовавший, либо в результате его отмены.

        Действие семейного законодательства в пространстве подчиняется следующим правилам:

        – федеральные законы применяются на всей территории России,

        – законодательные акты субъектов Федерации распространяют свое действие только на их территорию (республику, край, область),

        – при несоответствии закона субъекта Федерации федеральному закону действует федеральный закон.

        Действие семейно-правовых актов по кругу лиц.

        Российское законодательство распространяется на всех граждан России. Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в семейных отношениях наравне с российскими гражданами. Отдельные исключения из этого правила могут быть установлены федеральными законами или международными договорами.

        studfiles.net

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *