Картотека дидактических игр
для средней группы по формированию представлений о семье
«Кто главный?»
Цель: Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные – и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все – и дети, и взрослые.
«Как зовут членов семьи».
Цель: Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Ход игры:
Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
«Маленькие помощники».
Цель: Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.
Материал: ящик, мишка.
Ход игры:
К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.
Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.
Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.
«Ласковое слово».
Цель: Способствовать умению детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.
Материал: мяч.
Ход игры:
Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама – мамочка, папа – папочка т. д.
«Клубочек волшебных слов».
Цель: Продолжать формировать у детей способность употреблять в своей речи волшебные» слова для родных и близких; воспитывать вежливость, доброжелательность.
Материал: клубочек из ниток.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов, которые они скажут своим родным и близким. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.
“Хорошо – плохо”
Цель: Формировать у детей представление о том, что хорошо и что плохо.
Ход игры:
В: Помочь маме – хорошо. Почему?
В: Ругаться с братом – плохо. Почему?
То есть вопросы задаются по принципу: “что-то хорошо – почему?”, “что-то плохо – почему?”
“Давай поменяемся “
Цель: Формировать представления о жизни семьи.
Игровое правило: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.
Ход игры:
Р1 – утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.
Р2 – день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются, играют и спят.
Р3 – вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят телевизор, а совсем маленькие дети играют.
Р4 – ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и набраться сил для следующего дня.
В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и так далее.
“Семья”
Цель: Формирование у детей понятий о семье.
Ход игры:
– Ребята сегодня к нам придёт необычный гость. Жил он на луне совершенно один, и ему было очень грустно от того, что у него не было семьи. Вы уже догадались кто это?
Воспитатель: – Давайте позовём его! (Лунтик, Лунтик)
Лунтик: – Здравствуйте ребята! Я очень рад видеть всех вас! Недавно я прилетел на землю, и здесь у меня появилось много друзей. Сейчас я живу вместе с ними в сказочной стране. А вы ребята с кем живёте?
(ответы детей)
Воспитатель:- А как, назвать, одним словом?
Лунтик: – А что такое семья?
Воспитатель: – Ребята давайте покажем Лунтику на пальчиках, что такое семья?
Динамическая пауза (дети имитируют движения).
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Лунтик: – Что такое семья я понял!
Воспитатель: – Лунтик, а сейчас ребята расскажут тебе как интересно и весело жить в семье! Ребята я раздам вам большие карточки с изображением мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры, тёти и дяди. Маленькие карточки с предметами, на которых нарисовано, что делаю родственники мы положим в мешочек. Каждый из вас по очереди будет брать из мешочка по 1 маленькой карточке и говорить, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в мешочек, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем с мешочка маленькую карточку вытягивает следующий игрок и т. д. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки.
Воспитатель: – Лунтик, теперь ты знаешь, что делают родственники в каждой семье!
Лунтик: – Спасибо, ребята! Я решил никогда больше не улетать на луну! У меня нет папы и мамы, но в своей сказочной стране появились бабушка Капа и дедушка Шер. Они очень полюбили меня и стали моей семьёй. Что-то я задержался у вас, побегу я быстрей к бабушке и дедушке! До свидания ребята! Ещё увидимся!
“Моя семья”
Цель: Продолжать формировать у детей представления о членах семьи, понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья.
Ход игры:
Давайте посмотрим на картинку и вспомним кто живет в семье.
(дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок)
У меня есть домики. Сейчас мы поселим в них нашу дружную семью.
Кто у нас самый первый живет в домике?
Да это дедушка. Найдите картинку, на которой нарисован дедушка и покажите мне.
Славный дедушка родной
Самый добрый дорогой
Поселим дедушку в домик.
Кто еще живет в домике?
Да бабушка. Найдите картинку, на которой нарисована бабушка. Покажите ее мне
Как у нашей бабушки
Хороши оладушки.
Поселим бабушку в домик
Кто еще живет в домике?
Да папа, найдите картинку и покажите мне.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело
Поселим папу в домик
Кого нам еще надо найти?
Правильно маму найдите ее на картинке и покажите мне
Мама радость мама смех
Наша мама лучше всех
Поселим маму в наш домик
Кто у нас остался? Ребенок, поселим его в домик
Вся наша дружная семья в домике?
Давайте посмотрим на них и назовем.
Дедушка, бабушка, папа, мама и я это вся моя семья.
«Составь семью»
Цель: Формировать представление детей о том, что они имеют право на семью, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге.
Оборудование: фигурки членов семьи.
Ход игры:
– Ребята, посмотрите на эти фигурки. Кого вы видите?
– Как можно их всех назвать одним словом (семья)
– Назовите членов своей семьи.
– Семья может быть большая или маленькая. В каждой семье могут жить люди разного возраста. А дети похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА: «Моя семья»
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик мамочка
Это пальчик – я
Вот и вся моя семья.
А теперь, нужно расставить родственников мальчика (девочки) так:
Первый – дедушка, после дедушки – папа, перед папой – бабушка, после
папы – мама, между мамой и папой мальчик (девочка). Посчитайте,
сколько их? Скажите, кто и за кем стоит?
“Собери семью”
Цель: Формировать представление детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей. Развитие связной речи детей. Воспитывать любовь и уважение к своим родным.
Материал: карточки с изображением членов семьи (папа, мама, дочка, сын, бабушка, дедушка), карточки с изображением обуви, одежды.
Ход игры:
Правила: “Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы –
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.
1 вариант: Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей. Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?
2 вариант: Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать кому принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.
“Наша дружная семья”
Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья».
Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.
Ход игры:
Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого члена семьи: «кто это?». Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ему рассказать, какая мама? (добрая, красивая, хорошая). Какой папа (высокий, строгий, красивый). Какая бабушка? (старенькая, добрая).
Поставьте перед ребенком, красиво украшенную коробку и предложить посмотреть, что в ней спрятано. (Вырезанные герои пальчикового театра). Предложите ребенку поиграть с героями пальчикового театра.
Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)
Этот пальчик – я, (загните мизинчик)
Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)
По окончании игры похвалить ребенка, сказав, что его семья действительно очень дружная.
“Моя семья”
Цель: Формировать представление о семье на примере людей, героев сказок, используя их заместители.
Ход игры:
Изображение героев надевается на средний и указательный пальцы при помощи отверстий. Дети могут инсценировать разные сюжеты, где есть данные герои. Это могут быть и сказки. Во время игры дети учатся строить диалоги, отвечать на вопросы и т. д.
nsportal.ru
«Давайте познакомимся!»
Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.
Материал: кукла.
Ход игры
К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться.
Воспитатель. Давай познакомимся, меня зовут Анна Александровна, а тебя? Очень приятно!
Дети по очереди подходят к кукле и знакомятся. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.
«Кто главный?»
Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные – и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все – и дети, и взрослые.
«Девочка заболела».
Цель: совершенствовать знания детей о труде врача; воспитывать чуткость, желание помогать больному.
Материал: кукла, кровать, телефон, кукла-врач.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям прислушаться, ведь кто-то плачет.
Воспитатель. Возможно, кто-то из вас? Нет, это кукла Настенька плачет. Как вы думаете почему? (Воспитатель касается рукой лица куклы.)
Настенька заболела. Что нужно делать? Так, отнести нашу куклу в кроватку. Как помочь кукле? Кого необходимо вызвать? (Воспитатель вызывает по игрушечному телефону врача.)
«Появляется кукла-доктор», которая «слушает больную куклу», «смотрит горло», «назначает постельный режим и лечебный чай».
Воспитатель. Дети, какое настроение у куклы? Какое настроение будет, когда она выздоровеет? (Дети мимикой показывают настроение.)
«Оцени поступок».
Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.
Материал: сюжетные картинки.
Ход игры
Дети работают в парах. Каждой паре воспитатель предлагает сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».
«Как зовут членов семьи».
Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Ход игры
Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
«Мое имя».
Цель: закреплять умение детей четко называть свое имя.
Материал: мяч.
Ход игры
Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.
«Да или нет».
Цель: формировать у детей желание беречь здоровье и здоровье других детей; учить понимать: что можно делать, а что – нет.
Ход игры
Воспитатель предлагает поиграть в игру.
Воспитатель. Я буду называть ситуации, а вы, если так можно делать, – хлопаете в ладоши, если нельзя – топаете ногами. Например: можно играть спичками; можно ровно сидеть за столом; во время еды не следует разговаривать: не умываться утром; нельзя брать в руки острых предметов; нельзя прыгать с высоких горок; необходимо мыть руки после возвращения с прогулки и т.д.
«Кто где живет».
Цель: учить детей называть свой домашний адрес; развивать память, внимание.
Ход игры
Воспитатель. Мальчик Витя самостоятельно пошел гулять по улицам города и заблудился. Что делать? Он не знает своей домашнего адреса. А вы знаете свой адрес?
Дети по очереди называют свой домашний адрес. Например: «Я живу в городе Краснодаре на улице Селезнева, в доме № 20, квартира № 25».
Если ребенку трудно назвать свой адрес, то воспитатель ему помогает.
«Маленькие помощники».
Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.
Материал: ящик, мишка.
Ход игры
К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.
Воспитатель. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился помогать своей маме и не забывал об этом.
Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке, бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.
«Ласковое слово».
Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.
Материал: мяч.
Ход игры
Воспитатель бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама – мамочка, папа – папочка т.д.
«Комплименты».
Цель: учить детей говорить друг другу комплименты; развивать речь, мышление; воспитывать дружелюбие.
Ход игры
Дети образуют круг, берутся за руки. Сначала воспитатель начинает говорить ребенку, которого держит за руку справа. Например: «Миша, ты сегодня такой вежливый!»
«Вежливые слова».
Цель: учить детей употреблять в своей речи вежливые слова; учить понимать, что вежливость – это хорошее качество человека; развивать речь детей, память, воспитывать вежливость и обходительность.
Материал: котик, сумка.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям «сложить» в сумку вежливые слова и подарить котику эту сумку. Дети по очереди говорят в сумку вежливые слова, например: «пожалуйста», «спасибо», «извини» и т.д.
«Клубочек волшебных слов».
Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; воспитывать вежливость, доброжелательность.
Материал: клубочек из ниток.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок нить.«Помоги зайчику».
Цель: продолжать учить детей употреблять в своей речи «волшебные» слова; развивать память, речь; воспитывать доброжелательность.
Материал: игрушечный зайчик.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям подарить зайчику «волшебные» слова. Дети по очереди подходят к зайчику и говорят ему «волшебные» слова. Например: «спасибо», «пожалуйста», «добрый день» и другие.
«Цветок доброты».
Цель: продолжать учить детей говорить комплименты, вежливые слова; развивать речь ребенка, память, фантазию; воспитывать доброжелательность.
Материал: игрушечная Баба-Яга, ваза, цветы.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям подарить Бабе-Яге цветок, говоря добрые слова. Дети берут по одному цветку, подходят к Бабе-Яге, дарят ей цветок и говорят комплименты или вежливые слова, ставят цветок в вазу. Например: «Бабушка, стань, пожалуйста, доброй!» Или: «Бабушка, я тебя люблю!» И другие.
«Я – мальчик, ты – девочка».
Цель: продолжать учить детей различать свой пол; развивать мышление, внимание.
Ход игры
Дети образуют круг и по очереди называют свой пол. Например: «Я – мальчик, потому что у меня короткие волосы, я ношу брюки, рубашку!» Или: «Я – девочка, потому что у меня есть косички, я одета в платье!» и т.д.
«Я опишу, а ты отгадай!».
Цель: учить детей по описанию отгадывать пол ребенка; развивать внимательность.
Ход игры
Воспитатель предлагает угадать: кого он описывает – мальчика или девочку. Например: «Этот ребенок одет в великолепную розовое платье, на голове у нее завязаны хвостики!» Или: «У этого ребенка короткие волосы, одет в шорты, футболку!» и т.д.
«Почему у меня такая одежда».
Цель: закреплять умение детей определять свой пол по одежде; развивать мышление, речь, внимание.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассказать, почему у них такая одежда. Дети по очереди рассказывают: «У меня штаны и рубашка, потому что я-мальчик!» Или: «У меня юбка с украшениями и хорошая кофточка, потому что я – девочка» и т.д.
«Я умею уступать».
Цель: учить детей уважать друг друга, уступать, делиться; воспитывать дружелюбие.
Материал: игрушки, конфеты, яблоко, стульчик.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям рассказать: умеют они уступить или поделиться. Для подсказки на столе лежат игрушки, конфеты, яблоко, а рядом со столом стоит стульчик. Дети рассказывают: «Я умею уступить игрушку, я умею делиться конфеткой» и т.п.
«Профессии».
Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.
Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.
Ход игры
Воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию.
Воспитатель. Кем именно они мечтают стать – отгадайте!
Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.
«Все профессии важны».
Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.
Материал: картинки с профессиями взрослых.
Ход игры
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности.
В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.
«Кому что нужно для работы».
Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.
Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель) маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.
Ход игры
На стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.
«Приветствие-прощание».
Цель: закреплять знания детей о том, когда люди здороваются, прощаются; развивать память, внимательность.
Материал: игрушечные мишка и зайка.
Ход игры
Воспитатель предлагает детям «научить» лесных зверюшек здороваться и прощаться, а также объяснить им, когда именно прощаются, а когда – здороваются. Например: когда человек приходит в гости, он говорит: «Добрый день» и т.д. Если дети затрудняются назвать, когда необходимо здороваться, прощаться, то воспитатель предлагает проиграть похожие ситуации.
«Лишний предмет».
Цель: учить детей определять лишний предмет по цвету; развивать зрительную память, мышление.
Материал: красные треугольники и квадраты разного размера; синие круги разного размера.
Ход игры
Воспитатель выставляет геометрические фигуры на наборное полотно, а дети их называют. Затем воспитатель предлагает детям назвать лишний предмет и объяснить, почему он лишний.
kopilkaurokov.ru
Использование игр и игровых упражнений для развития речи детей в различных видах деятельности
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | ||
1 половина дня | режимные моменты | «Моя семья» | «Кто что делает» | «Моя семья самая…» | «Подарки» | «Помоги бабушке навести порядок» |
организованная деятельность (НОД) | «Скажи о ком говорю» | «Кто живет у нас в квартире» | «Устала наша бабушка» | «Мамины помощники» | «Как у нас семья большая» | |
совместная деятельность | «Рисуем портрет» | «Семья играет в цепочку слов» | «Скажи по – другому» | «Поймай звук» | «У нас в группе новичок» | |
2 половина дня | режимные моменты | «Назови ласково» | «Семейное путешествие» | «Закончи предложение» | «Один – много» | «Кто больше» |
организованная деятельность (НОД) | Назови слова – родственники | «Кто приехал» | «Я покажу, а вы отгадайте» | «Семейные загадки» | «Как у бабушки Маланьи» | |
совместная деятельность | «Придумай загадку» | «Вместе» | «Кто возле кого» | «Скажи, о ком говорю» | «Расскажи про семью» |
1. «Моя семья»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
– активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи, учить детей отвечать на вопросы полным предложением
Материал: семейные фотографии детей.
Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии и ответить на вопросы:
– С кем ты живёшь?
– Кто самый старший в вашей семье?
– Кто самый младший?
– Для мамы ты кто?
– А для бабушки?
– Ты любишь своих близких?
– Кто чем занимается в семье?
– Кто о тебе заботится?
– Как ты заботишься о других?
2. «Кто что делает»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
– активизировать в речи детей слова, обозначающие действия; учить составлять предложения.
Материал: картинки, на которых изображены члены семьи за разными занятиями.
Ход игры:
Ребенок берет картинку и называет, что изображено на картинке: «Мама гладит белье», «Дедушка читает газету» и т.д.
«Моя семья самая…»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
– пополнить словарь детей определениями, характеризующими семью.
Материал: мяч
Ход игры:
Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, задавая вопрос: «Саша, какая у тебя семья?» Ребенок должен ответить полным предложением: «Моя семья самая дружная». После ответа ребенок возвращает мяч педагогу.
«Подарки»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
– учить детей образовывать существительные в дательном и винительном падежах.
Материал: предметные картинки
Ход игры:
Педагог говорит детям, что скоро праздник и надо выбрать всем членам семьи подарки. Ребенок выбирает картинку и озвучивает, кому он делает подарок: «Я подарю бабушке корзинку», «Я подарю папе мяч».
«Помоги бабушке навести порядок»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
– учить детей образовывать притяжательные прилагательные в единственном и множественном числах.
Материал: предметные картинки, кукла – бабушка Настя.
Ход игры:
Педагог просит детей помочь бабашке Насте навести дома порядок. Педагог показывает детям картинку и спрашивает: «Чья эта сумка?», «Чей это шарф?», «Чьи это очки?» и т.п..
Инструкция: если дети ограничиваются прилагательными «папины», «мамина», то можно предложить им другие образцы: «дочкина», «внучкина», «дядин».
«Скажи, о ком говорю»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
– активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи.
Материал: –
Ход игры:
Педагог перечисляет определения, характеризующие членов семьи, дети должны назвать члена семьи, подходящего под эту характеристику.
«Любимая, заботливая, нежная – мама»
«Добрая, милая, ласковая – бабушка»
«Младший, смешной, непоседливый – брат»
«Серьезный, сильный, трудолюбивый – папа»
«Веселая, умная, красивая – сестра»
«Добрый, серьезный, умный – дедушка»
«Кто живет у нас в квартире»
Цель – развитие активного словаря детей
Задачи: учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук, развивать чувство юмора.
Материал: –
Ход игры: в дети выполняют движения по показу воспитателя
Раз, два, три, четыре | Хлопают в ладоши |
Кто живет у нас в квартире? | Энергично сгибают и разгибают пальцы |
Раз, два, три, четыре, пять | Хлопают в ладоши |
Всех могу пересчитать | Энергично сгибают и разгибают пальцы |
Папа, мама, брат, сестренка | Поочередно загибают пальцы |
Кошка Мурка, два котенка, | |
Мой сверчок, щегол и я – | |
Вот и вся моя семья | Энергично сгибают и разгибают пальцы |
«Устала наша бабушка»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи: учить соотносить слова с движениями, развивать интонационную выразительность речи, воспитывать уважение к людям старшего поколения.
Устала наша бабушка | Дети стоят в кругу, руки за спиной |
Присела на порог | Приседают |
Куда пропал, куда пропал | Берутся руками за голову и раскачивают из стороны в сторону |
Куда пропал внучок | |
Подумала, поохала | Указательные пальцы к щекам |
Потом тихонько встала | Выпрямляются в полный рост |
Пошла вокруг да около – | Идут друг за другом по кругу |
Искать внучка сначала | Поворачивают голдову влево, вправо, руки за спиной |
«Мамины помощники»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
– активизировать в речи детей слова, обозначающие действия, воспитывать желание помогать маме.
Материал: –
Ход игры: дети выполняют движения, одновременно проговаривая слова.
Маму я свою люблю | Обнимают себя за плечи |
И всегда ей помогу | Поворот с хлопком вправо, влево |
Пыль я чисто вытираю | Круговые движения ладонями |
А еще белье стираю | Движения рук, имитирующие стирку |
Пол я быстро подмету | Движения рук перед собой вправо – влево |
И цветы еще полью | Правая рука сжата в кулак – горшок, левая сжата в кулак, большой палец оттопырен – лейка. |
Маме надо отдыхать | Поза, имитирующая сон человека, ладони справа |
Маме хочется поспать | Поза, имитирующая сон человека, ладони слева |
Я на цыпочках хожу | Движения по тексту |
И ни разу, и ни разу | |
Ни словечка не скажу |
«Как у нас семья большая»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
– обогатить словарь детей по теме «семья», учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук, развивать чувство юмора.
Материал: –
Ход игры:
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Как у нас семья большая, да весёлая. (попеременно хлопать в ладоши и ударять кулачками)
Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках)
Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы)
Два Степана сметаной объедаются, (загнуть средние пальцы)
Две Дашки кашкой питаются, (загнуть безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются, (загнуть мизинцы)
«Рисуем портрет»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
– учить детей составлять описательный рассказ по схеме, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: опорная схема
Ход игры: педагог предлагает детям нарисовать словесный портрет одного из членов своей семьи, опираясь на схему.
Инструкция: в начале игры педагог дает образец составления портрета.
«Семья играет в цепочку слов»
Цель – развитие фонематического слуха детей
Задачи:
– учить детей определять первый и последний звук в слове, обогатить активный словарь детей.
Материал – предметные картинки на магните, магнитная доска
Ход игры:
Дети сидят за столом, на столе перед детьми разложены картинки. Педагог берет первую картинку, прикрепляет ее на магнитную доску и четко называет слово, ребенок, сидящий рядом, должен определить последний звук в слове и назвать слово, начинающееся с последнего звука, выбрать соответствующую картинку.
Инструкция: в начале игры необходимо объяснить правила: нужно определить последний звук в первом слове и найти слово (картинку), которое начинается на этот звук – это второе слово, далее во втором слове определяется последний звук и подбирается слово, которое с этого звука начинается – это третье слово и так далее
«Скажи по – другому»
Цель – обогащение активного словаря детей
Задачи:
– учить детей образовывать сложные слова, обогатить речь детей по теме «семья»
Материал – цветные картинки с изображением членов семьи.
Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи по – другому»: «Я буду говорить, что изображено на картинке, а ты скажи по – другому». В начале игры детям дается образец: «У мамы голубые глаза – Мама голубоглазая»
У папы серые глаза – Папа сероглазый
У брата румяные щеки – Брат румянощекий
У сестры карие глаза – Сестра кареглазая
«Поймай звук»
Цель – развитие фонематического слуха детей
Задачи:
– учить детей определять наличие заданного звука в слове, обогатить словарь детей по данной теме, развивать слуховое внимание.
Материал –
Ход игры: дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат слово с заданным звуком.
«У нас в группе новичок»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
– учить детей составлять описательный рассказ по схеме, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: опорная схема, кукла – мальчик
Ход игры: педагог говорит детям, что в группу пришел новенький мальчик, который никого не знает. Предлагает детям рассказать мальчику про себя.
Инструкция: педагог дает образец рассказа.
«Назови ласково»
Цель – обогащение активного словаря детей
Задачи:
– активизировать в речи детей определения, характеризующие человеческие качества, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
Материал: картинки с изображением членов семьи.
Ход: педагог говорит, что каждому члену семьи очень приятно, когда его называют ласково. Предлагает вспомнить, как можно назвать каждого из членов семьи. Любой из детей берет картинку с изображением члена семьи и называет ласковые имена. Если ребенок затрудняется, другие дети или педагог помогают ему.
«Семейное путешествие»
Цель – развитие фонематического слуха детей
Задачи:
– учить детей определять первый и последний звук в слове, обогатить активный словарь детей.
Материал – предметные картинки, изображение чемодана.
Ход: педагог объявляет детям, что семья собирается в путешествие и просит детей помочь собрать вещи. Педагог предупреждает детей, что семья возьмет с собой вещи, в названии которых есть заданных звук. Когда ребенок называет правильное слово, он берет соответствующую картинку и кладет ее в чемодан.
«Я начну , а ты закончи»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
– учить детей употреблять существительные с предлогом, обогащать словарь детей по теме «семья», развивать воображение детей
Материал: сюжетные картинки
Ход: Педагог просит детей помочь закончить предложение. Демонстрируя картинку педагог проговаривает начало предложения, ребенок должен составить вторую часть предложения.
Мама положила зонт на …..
Дедушка купил газету в ….
Бабушка вяжет носки из …..
Сестра шьет платье для …
Тетя приехала из …
«Один – много»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
– учить детей образовывать существительные во множественном числе .
Материал: мяч
Ход игры:
Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, называя одного из членов семьи. Ребенок кидает мяч педагогу обратно, называя это слово во множественном числе.
«Кто больше»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
– активизировать в речи детей слова по теме «семья»
Материал: карточки с изображением смайликов
Ход игры:
Педагог предлагает детям назвать ласковые слова для своей мамы (папы, бабушки). За каждое слово вручает ребенку смайлик. В конце игры подсчитывают, кто больше получил смайликов.
«Назови слова – родственники»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
– активизировать в речи детей слова по теме «семья»
Материал: –
Ход игры:
Педагог предлагает детям назвать слова – родственники: семья – семейный, семейка, семьянин; родня – родные – родственники – родители
«Кто приехал»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
– активизировать словарь детей по теме «семья», учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук.
Материал: –
Ход игры:
Кто приехал? (ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)
Мы, мы, мы! (теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и
одновременно хлопает три раза)
Мама, мама, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да (хлопает кончиками указательных пальцев)
Папа, папа, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопает кончиками средних пальцев)
Братец, братец, это ты?
или:
Ах, сестричка, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопает кончиками безымянных пальцев)
Дедушка, а это ты?
или:
Бабушка, а это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да! (хлопает кончиками мизинцев)
Все мы вместе, да, да, да! (хлопает в ладоши)
«Я покажу, а вы отгадайте»
Цель – развитие активного словаря детей.
Задачи:
– учить передавать действия в движениях, развивать двигательное творчество.
Материал: –
Ход игры:
Дети стоят в кругу, в центре ведущий. Ведущий , обращаясь к детям говорит: «Я покажу, что делает ……(называет какого – либо члена семьи)». Ведущий показывает какое – то движение, а дети должны ответить «Мама моет посуду».
Инструкция: педагог должен обращать внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом.
«Семейные загадки»
Цель – учить детей отгадывать загадки.
Задачи:
– учить детей отгадывать загадки, используя прием смыслового приложения и запоминания, обогащать словарь детей по теме «семья»
Материал: мяч
Ход игры: педагог читает загадки, дети дают ответ.
Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша… | Я у мамы не один, У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат, Для меня он — старший… | Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед — Мой родной, любимый… |
Кто же с маминой сестрой Приезжает к нам порой? На меня с улыбкой глядя, Здравствуй! — говорит мне… | Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо: — Всех милее наша… | Фотография стоит В золотистой рамочке, Чей взгляд солнцем согревает? Взгляд любимой… |
Кто не в шутку, а всерьёз Нас забить научит гвоздь? Кто научит смелым быть? С велика упав, не ныть, И коленку расцарапав, Не реветь? Конечно … |
Как у бабушки Маланьи»
Цель – обогащение активного словаря детей
Задачи:
– учить соотносить слова с движениями, развивать чувство юмора,
Материал –
Ход игры
Дети стоят в кругу, педагог стоит в центре. Дети произносят текст и выполняют движения:
Как у бабушки Маланьи было семь сыновей,
Было семь сыновей, все они без бровей! (закрывают руками брови)
Вот с такими глазами, (показывают руками круглые глаза)
Вот с такими ушами, (оттопыривают уши)
Вот с такими носами, (показывают большой нос)
Вот с такой головой, (большую голову)
Вот с такой бородой (наклоняются, показывают руками длинную бороду)
Все они сидели, на нее глядели, делали вот так!
После слов «Делали вот так!» Педагог дает задание детям: показать, как мама шьет и т. п.
Инструкция: игра может проводиться несколько раз по усмотрению педагога.
«Придумай загадку»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
– учить детей составлять описательный рассказ, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: –
Ход игры: педагог предлагает детям придумать загадку про одного из членов своей семьи.
Инструкция: в начале игры педагог дает образец составления загадки.
«Кто возле кого»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
– обогатить речь детей пространственными предлогами.
Материал: сюжетная картинка по теме «семья»
Ход игры: педагог задает детям вопросы по картинке: «Кто возле мамы», «Кто рядом с дедушкой», «Кто около папы»
Инструкция: дети должны давать полный ответ: «Возле мамы сестра» и т.п.
«Вместе»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
– учить детей составлять предложения со словом «вместе», активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: –
Ход игры: педагог задает вопрос, что ты любишь делать вместе с мамой(папой, дедушкой, братом и т.д.). Ребенок должен дать полный ответ «Я вместе с мамой люблю гулять»
«Расскажи про семью»
Цель – развитие связной речи детей.
Задачи:
– обобщить знания детей по теме «семья», учить детей составлять сюжетный рассказ по схеме, активизировать в речи детей употребление слов по теме «семья», закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
Материал: – опорная схема
Ход игры: педагог предлагает детям рассказать про свою семью.
nsportal.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36»
Дидактическая игра
«Семья»
(5-7 лет)
Составила
воспитатель МБДОУ
д/с №36 Панова О.В.
Арзамас, 2012
Дидактическая игра «Семья».
Цель: формирование у детей понятий о семье.
Задачи:
– закрепить у детей представления о семье, ее членах;
– воспитывать у детей любовь, ласковое и чуткое отношение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
– развивать коммуникативные навыки детей;
– воспитывать уважение к повседневному труду родителей;
– воспитывать чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте).
Ход игры:
Игра 1. «Что мы делаем?»
Играют 2-4 чел-ка.
Большие карточки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки по очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например: «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в стопку, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем берет маленькую карточку след-й игрок и т.д. во время второго круга игры, игроки выкладывают маленькую карточку на вторую большую карточку. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки или у кого-то из игроков на одной большой карточке оказалось 3 маленьких. Он – победитель!
Игра 2. «Как мы помогаем родным?».
Играют 2 – 6 человек.
Раздают по 1 карточке с родственниками. Маленькие карточки с предметами переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по 1 карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей бабушке?» (маме, тете и т.д.). например: «Я помогаю своей бабушке варить суп», если ребенок сказал правильно, он оставляет себе карточку, если нет – возвращает в стопку. Игра ведется до тех пор, пока у кого-то из игроков не окажется 5 карточек или не закончатся карточки в стопке. Победит тот, у кого будет 5 карточек или больше всех карточек.
Игра 3. «Родство».
Ведущий по очереди задает игрокам вопросы, например: «Кто такая внучка?», если тот, кто должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает след-й игрок, тот, кто ответил правильно, получает маленькую карточку. Игра заканчивается, когда у одного из игроков будет 6 карточек. Он победитель.
Игра 4. «Запоминаем имена близких родственников».
Ведущий берет одну из больших карточек (например с дедушкой), игроки по очереди называют имена своих дедушек . тому кто назвал:
*имя – дают 1 мал-ю карточку;
*имя и отчество или имя и фамилию – 2 карточки;
*имя, отчество и фамилию – 3 карточки.
Если карточек не хватает, можно использовать любые другие. Игра заканчивается, когда ведущий показал все карточки с родственниками. Победитель тот, у кого больше всех карточек.
nsportal.ru
«Семейное дерево»
дидактическая игра для детей 6-7 лет
воспитатель
МБДОУ д/с № 50
А.А. Котяшова
Цель: закрепление знаний детей о себе, своей родословной.
Задачи: Расширять представления о семье, о своей родословной, учить ориентироваться в родственных отношениях; формировать представления о домашних обязанностях, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах и т.д.; воспитывать любовь, доброжелательное отношение к членам семьи, желание помогать им, заботиться о них;
Материалы к игре: Макет дерева, яблоки с надписями названий членов семьи, картинки с изображением предметов, традиционных действий членов семьи, «чудесный мешочек».
Ход игры: В игру могут играть от 2 до 8 человек. Организуется она в утреннее и вечернее время, на прогулке.
В начале игры можно прочитать загадку:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Ведущий показывает дерево. Спрашивает: «Как оно называется?» (Семейное дерево).
«Вот ветер подул, яблоки рассыпались…» Ведущий предлагает детям поиграть, собрать яблоки (каждый по одному) и рассказать о членах своей семьи по следующему плану:
Ребенок называет имя своего родственника.
Чем занимается? (работают, учатся, сколько им лет и т.д.).
Любимое увлечение?
Что ребенок любит делать вместе с членом семьи?
Затем проводится игра малой подвижности: дети передают по кругу «чудесный мешочек» повторяя четверостишье:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
После того, как слова заканчиваются, ребенок, у которого в руках оказался мешочек, достает из него картинку в форме яблока с изображением предметов, традиционных действий, досугов, обязанностей характерных для членов семьи. Например, мама моет посуду, бабушка вяжет, брат любит играть в хоккей и т.д. Определяет, для кого нужно изображенное на картинке и выкладывает это на дереве.
Игра заканчивается, когда все картинки распределены.
nsportal.ru
Цель: Закреплять умение детей играть в дидактические игры.Задачи: Развивать умение, организовывать игры, исполняя роль ведущего. Расщширять представления детей об истории семьи в контексте истори родной страны ( роль каждого поколения в разные периоды истории). Закреплять знание домашнего адреса и телефона, имен и отчеств родителей, их профессий. Продолжать совершенвтвовать у детей диалогическую форму речи, упражнять в согласовании слов в предложении.
МАТЕРИАЛ: картина из 4 частей (формат каждой части А-4) с изображением дерева с дождевыми каплями, чтобы во время игры поместить изображения людей разных поколений. Раздаточный материал: небольшие круглые карточки с изображением человека.
ХОД ИГРЫ: картина из 4 частей помещаеться на мальберт. Игроки раздают меду собой карточки с изображением человека разного возраста. После рассказа ребенка о членах семьи карточку с изображением человека помещают на дереве в дождевую капельку.
Первым игру начинает у кого на карточке изображение ребёнка, рассказывает о нём все, что знает (пол, возраст, родственные отношения,свой адрес прожования). Выслушиваються дополнительные ответы детей.
Следующий игру вступает у кого на карточки изображение следующего поколения :мама, папа. Ребёнок рассказывает всё о маме: имя отчество, как называется её профессия,какие обязанности у неё в семье и т. д.
Дополнительные ответы детей. Напомнить детям , что бы выслушивали сверстников и только после этого вступали в диалог.
Выслушиваеться рассказ ребенка у кого на карточке изображение папы: кем работает папа- его профессия, имя очество, обязанности в семье, адрес (ребёнок назват свой) .
Продолжает ребенок у кого карточка с изображением бабушки и дедушки( дети самостоятельно решают кто первым продолжает диалог). Выслушать рассказ ребёнка:имя и отчество бабушки (дедушки), место работы профессия ,чем занимаеться в семь.Затем выслушать рассказ про дедушку (бабушку): на каком заводе он (она) работала, по какой профессии, имя отчество, обязанности по дому.
Воспитатель предлагает поговорить с детьми о более старшем поколении: прабабушки и прадедушки, объяснить родственные отношения( мамы и папы их бабушек и дедушеки).
nsportal.ru
Зрительная гимнастика
«О любимой маме»
Пальчик к носу движется,
А потом обратно,
На него посмотреть
Очень нам приятно!
Вытянуть вперед руку. Следить за кончиком пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно.
А теперь глаза закрой
И погладь руками,
Помечтаем мы с тобой
О любимой маме.
Закрыть глаза, погладить веки.
«Малютка».
И.п. – лежа на спине. Ноги плотно сдвинуты. Руки вытянуты вдоль туловища.
Представим, что мы превратились в малютку. Сгибаем ноги в коленях и подтягиваем стопы к лицу. Беспорядочно размахиваем руками и ногами. Приподнимаем голову, не отрывая плеч от пола. Поворачиваем голову то в одну, то в другую сторону. Радостно вскрикиваем «а-гу», «а-гу». Изображаем плач – жалобно произносим «уа-уа». Имитируем движения губ, сосущих пустышку. Хорошо мне в колыбельке, В теплой маленькой постельке. Я проснулась и пою Звонко песенку мою. Я пою: «А-гу, а-гу! Улыбаться я могу!» Если я кричу: «Уа!» -Покормить меня пора, Приласкать и обогреть, Ползунки переодеть!
«Пирог именинника».
Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
«Вырасти большой»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
«Большой и маленький»
И.п. – стоя. Представим, что мы выросли и стали большими-пребольшими. Глубоко вдохнем, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какой я большой!» Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какой я маленький!»
Совсем большой
Мой старший брат –
Пойдет он скоро в школу.
С ним поиграть всегда я рад,
Брат добрый и веселый!
А я хотя росточком мал,
Но все же очень я удал!
Сюжетная дыхательная гимнастика «Мы строим дом».
«Поднимаем кирпичи».
И.п. – ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперёд, пальцы в кулак: «Ух!»; 3 – вдох; 4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.
«Кладём раствор».
И.п. – ноги врозь, руки на поясе, локти назад. 1 – вдох; 2-3 – выдох – поворот туловища вправо (влево), мах правой (левой) рукой в сторону, назад, вперёд: «Раз!»; 4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.
«Белим потолок».
И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – поднять правую руку вверх-назад; 2 – выдох – опустить правую руку; 3 – вдох – поднять левую руку вверх-назад; 4 – выдох – опустить левую руку. Повторить 5-6 раз.
«Наклеиваем обои».
И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1 – вдох; 2 – выдох – подняться на носки, прямые руки вверх; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.
«Красим полы».
И.п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в кулак. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперёд, руки вытянуть вперёд, пальцы врозь: «Жик!»; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.
«Игра с песком» (упр. на напряжение и расслабление мышц рук. Автор М.Чистякова).
И.п. – сидя. Набрать на вдох воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках – задержка дыхания. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы – на выдохе и произнося «с-с-с…». Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Повторить 2-3 раза.
«Семья»
Выражение эмоционального и психофизического состояния
Выразите отношения между членами семьи: изобразите ласковую маму, строгого дедушку, рассердившегося папу и провинившегося, непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую своих внучат-шалунишек. Изобразите состояние тоски и одиночества: родители ушли в гости, а ребенка оставили дома одного.
Образные перевоплощения
Изобразите, как мама собирается на работу: одевается, причесывается, накладывает макияж.
Изобразите, как мама, папа, бабушка, дедушка, сестра или брат выполняют домашние дела.
«Это я! Это мое!»
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук: ничего – то бабушка не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Витя?» (называется имя играющего), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?».
Мальчик отвечает жестом.
Выразительные движения. Рука согнута в локте, указательный палец направлен на грудь: «Я!» Идея обладания более обширного «я» выражается более или менее сильным прижатием кисти к груди: «Мое, принадлежит мне!».
«Дружная семья»
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый,
занят каким – нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то шьет или вяжет и т.п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.
Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные. Этюд сопровождается музыкой Р.Паулса «Золотой клубочек».
«Кто живёт у нас в квартире? »
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я – (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
«На водопой»
Жарким днем лесной тропой Дети идут по кругу друг за другом.
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосенок, Идут, громко топая.
За мамой-лисицей крался лисенок, Идут крадучись.
За мамой-ежихой катился ежонок, Передвигаются в глубоком приседе.
За мамой-медведицей шел медвежонок, Идут вперевалку.
За мамою-белкой скакали бельчата, Скачут на носочках, согнув руки
перед грудью.
За мамой-зайчихой — косые зайчата, Скачут, сделав «ушки» из ладоней.
Волчица вела за собою волчат. Идут на четвереньках.
Все мамы и дети напиться хотят. Останавилваются.
«Семья»
Папа, мама, брат и я – Правой рукой загибают по одному паль-
чику на левой руке.
Вместе дружная семья. Показывают крепко сжатый кулачок
левой руки.
Раз, два, три, четыре, Левой рукой загибают по одному пальчи-
ку на правой руке.
Все живем в одной квартире. Показывают крепко сжатый кулачок
правой руки.
«Помощники»
Раз, два, три, четыре, Ритмичные удары кулачками и в ладоши
попеременно.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики по одному на каждое
И большую поварешку. название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили, Снова загибают пальники.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. Ритмичные удары кулачками и в ладоши
попеременно.
«Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом Дети загибают пальцы на обеих руках по
Есть нора — надежный дом. одному пальцу на каждое двустишие.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, Поочередно хлопают в ладоши и ударяют
Всем тепло, уютно в нем. друг о друга кулачками обеих рук.
В. Пальчинскайте
«Мамочка любимая»
Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)
Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)
Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)
Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная… (семья)
***
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
***
Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? — Моя… (мама)
***
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш… (папа)
***
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка)
***
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый… (дед)
***
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой… (братишка)
***
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая… (сестренка)
Кто домой приходит поздно,
Кто на вещи смотрит грозно?
Кто меняет лампочки?
– Ну, конечно – папочка!
Кто с утра до ночи белкой,
Моет, варит, режет мелко?
Кто летает ласточкой?
– Ну, конечно – мамочка!
Кто готов построить дом,
Бегать, прыгать, ржать конем?
Кто наш непоседушка?
– Ну, конечно – дедушка!
Кто расскажет на ночь сказку
Про Принцессу-Златовласку,
Испечет оладушки? –
Ну, конечно – бабушка!
Кто сломает, что построил,
Кто поможет мне с сестрою?
Кто шалун – мальчишка?
– Вот и он – братишка!
Кто вся в бантиках и куклах,
Вся в эмоциях и чувствах?
Кто поет, как птичка?
– Это же – сестричка!
Кто, вы спросите меня,
Эти милые друзья?
Я отвечу, не тая,
– Это всё – моя СЕМЬЯ!
(В. Тунников)
***
«Семья – большое счастье!»
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой –
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.
У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры…
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.
У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог –
Родимая семья!
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Семья большое счастье –
Подарок самый-самый!
(Натали Самоний)
nsportal.ru