Книга «Четвертая высота», написанная Е. Я. Ильиной (1901-1964), впервые вышла в свет в 1946 году и с тех пор выдержала много изданий, переведена на многие языки мира.
Ильина Е. Я. Четвертая высота: повесть / Е. Я. Ильина.- М.: АСТ. : Астрель, 2008.- 317 с.: ил.
Настоящая фамилия автора – Прейс Лея Яковлевна, родная сестра Самуила Яковлевича Маршака. Русская советская писательница. Окончила Ленинградский институт истории искусства (1926). Печаталась с 1925 года, первый рассказ «Печать управдома». В последующие годы произведения Ильиной Е. Печатались в журналах «Еж», «Чиж», «Костер», «Пионер», «Мурзилка». Ей принадлежат также повесть «Это моя школа» (1955) и многочисленные стихи для детей младшего возраста. Широкой известностью пользовался ее сборник стихотворений для маленьких «Был у Кати день рожденья» (1963). В 1964 опубликовала документальную повесть «Неутомимый путник» – о молодых годах К.
В послевоенные годы Е. Ильина была репрессирована, провела годы в лагерях и скончалась в 1964 году. В 1977 году режиссер И. Вознесенский на основе повести снял одноименный фильм, композитор фильма Е. Крылатов.
Повесть «Четвертая высота» о героине Великой Отечественной войны Гуле Королевой. Книга трогательная, но не стоит бояться читать ее тем, кто избегает военных драматических историй. Война занимает процентов семь от общего объема в книге, большая же часть принадлежит ее взлохмаченному детству, невинному озорству, победам в играх и учебе, поискам дружбы, ошибкам, разочарованиям и снова победам.
Греет она читательские сердца и сейчас. Это удивительная история, очень светлая, несмотря на трагический конец. В книге можно увидеть фотографии героини, поэтому все прочитанное воспринимается как история про хорошо знакомого человека.
Так сложилось, что полученное при рождении звучное имя Марионелла не прижилось, и с детства ее звали просто Гулей. Под этим именем – Гуля Королева – она и вошла в историю Великой Отечественной войны, нашей страны, поскольку книгу о ней прочли, пожалуй, все советские дети.
Девушка в своей короткой жизни преодолела четыре высоты, к сожалению, четвертая высота оказалась последней. История этой короткой, но яркой жизни не выдумана. Героиня, о которой написана книга, была реальным человеком – Марионеллой Королевой. Она родилась в Москве 9 сентября 1922 года в интеллигентной семье режиссера Владимира Даниловича Королева и актрисы Зои Михайловны Метлиной. А Гулей назвали ее потому, что еще лежа в кроватке, она улыбалась всем и произносила: «Гу-гу». Гуля с детства воспитывала в себе силу воли, упорство. Заботливо относилась к окружающим, помогала советами. Она могла ошибаться, но быстро исправляла свои ошибки. За это её уважали все ребята, и с каждым днём она приобретала новых друзей.
Свою первую высоту Гуля Королева преодолела, когда снялась в этом фильме. Бесстрашная Гуля, сев на упрямого и злого коня Сивко и укротив его, перепрыгнула через барьер. За удачно сыгранную роль Гулю наградили путевкой в Артек.
Свою вторую высоту Гуля взяла, когда несколько месяцев боролась с географией, историей, алгеброй, а главное с собой . Из-за съемках в фильме, Гуля начала отставать в школе. Но смириться с этим наша героиня не могла. Она поставила себе цель исправить оценки. И добилась успеха!
Свою третью высоту Гуля преодолела, когда научилась прыгать с вышки. Ей было страшно, но и этот барьер Гулей был взят.
Свою четвёртую высоту Гуля Королёва взяла на фронте.
Оставив сына Сашу вместе со своими родителями, она записалась добровольцем на фронт в медико-санитарный батальон 280-го стрелкового полка.
Бойцы очень любили добрую, открытую девушку. Она не только выносила раненых с поля боя, но всячески поддерживала их, общалась с ними, писала письма их родным. И даже выступала на концертах. Однажды она вплавь, на себе, переправила нескольких раненых через Дон.
Поэт Е. Долматовский, с которым Гуля была знакома в мирное время, встретил Гулю на фронте и посвятил ей строки:
А мы видали на Дону,
Как с ношей девушка плыла.
Он ранен. Он пойдет ко дну…
Не дотяну… Не дотяну…
Но дотянула и спасла.
Весной 1942 дивизия отправилась на фронт в район Сталинграда. 23 ноября 1942 во время ожесточенной схватки за высоту 56.8 на подступах к Сталинграду санинструктор 214-й стрелковой дивизии, 20 летняя Гуля Королева, оказывала помощь и вынесла с поля боя 50 тяжелораненых бойцов и командиров с оружием. К исходу дня, когда в строю осталось мало бойцов, она с группой красноармейцев пошла в атаку на высоту. Под пулями первая ворвалась в окопы противника и гранатами уничтожила 15 человек. Смертельно раненная, продолжала вести неравный бой, пока оружие не выпало из рук.
9 января 1943 года командованием Донского фронта была награждена орденом Красного Знамени (посмертно).
Стихотворение «Песня о Марионелле Королевой» поэт М. Рыльский
…Идет, шумит великий час,
Священная весна, –
Марионеллы нет средь нас,
Ушла навек она.
Но в сердце каждого бойца
Слова ее горят:
Идти отважно до конца
И не глядеть назад.
Над Родиной святой,
Тебя прославит весь народ,
Товарищ боевой!
В сентябре 2012-го ей исполнилось бы 90. И она могла бы отпраздновать с однополчанами семидесятую годовщину начала контрнаступления Красной армии в рамках операции «Уран», а затем и 70-летие разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.
Память о Гуле Королевой жива: ее имя высечено золотом на знамени в Зале Воинской Славы на Мамаевом кургане. В Уфе, на доме, в котором она жила, установлена мемориальная доска. Ее именем названы улицы в Днепропетровске, Волгограде и Междуреченске.
Гуля Королева изображена на панораме «Сталинградская битва». Памятник «Они были артековцами», находится на территории лагеря «Лазурный» Международного детского центра «Артек». А может, для вечности Гуля Королёва останется и такой, какой ее сохранил нам в своих сердечных воспоминаниях ее школьный друг:
«. ..Гуля собирает цветы в киевском Голосеевском саду. – Сегодня коллективный весенний прогул, – говорит она, обернувшись к ребятам. Потом весело бежит по полянке, а за ней вдогонку девчата и ребята. Какая-то ликующая она сегодня! Бурливая! Весенняя! Хорошо с ней!..»
Источники:
Эту книгу я посвящаю светлой памяти Самуила Яковлевича Маршака, моего брата, моего друга, моего учителя
История этой короткой жизни не выдумана. Девушку, о которой написана эта книга, я знала еще тогда, когда она была ребенком, знала ее также школьницей-пионеркой, комсомолкой. Мне приходилось встречать Гулю Королёву и в дни Отечественной войны. А то в ее жизни, чего мне не удалось увидеть самой, восполнили рассказы ее родителей, учителей, подруг, вожатых. О ее жизни на фронте рассказали мне ее боевые товарищи.
Мне посчастливилось также читать ее письма, начиная с самых ранних – на линованных страницах школьной тетрадки – и кончая последними, написанными наскоро на листках блокнота в перерывах между боями.
Все это помогло мне узнать, как бы увидеть своими глазами всю Гулину яркую и напряженную жизнь, представить себе не только то, что она говорила и делала, но также и то, что она думала и чувствовала.
Я буду рада, если для тех, кто узнает Гулю Королёву по страницам этой книги, она станет – хотя бы отчасти – такой же близкой, какой она была для тех, кто узнал и полюбил ее в жизни.
Елена Ильина
– Не уходи, – сказала Гуля. – Мне темно.
Мама наклонилась над сеткой кровати:
– Темнота, Гуленька, совсем не страшна.
– Да ведь ничего же не видно!
– Это только сначала ничего не видно. А потом ты увидишь такие хорошие сны!
Мама укрыла дочку потеплее. Но Гуля снова подняла голову. Девочка смотрела на окно, которое едва светилось от уличных фонарей сквозь синюю штору.
– А тот огонек горит?
– Горит. Спи.
– Покажи мне его.
Мама взяла Гулю на руки, поднесла к окну.
Напротив, над стенами Кремля, реял флаг. Он был освещен снизу и трепетал как пламя. Этот флаг маленькая Гуля и называла «огоньком».
– Видишь, горит огонек, – сказала мама. – Он и всегда будет гореть, Гулюшка. Никогда не погаснет.
Гуля положила голову на плечо матери и молча смотрела на пламя, трепещущее в темном небе.
Мама унесла Гулю в кроватку.
– А теперь спи.
И она вышла из комнаты, оставив девочку одну в темноте.
Гулей прозвали ее, когда ей не было еще и года. Лежа в кроватке, она улыбалась всем, и целый день в комнате только и слышалось:
– Гу-гу…
От этого гортанного голубиного воркованья и пошло имя: Гуленька, Гулюшка. И никто уже не вспоминал, что настоящее имя Гули – Марионелла.
Одним из первых слов, которые сказала Гуля, было слово «сама». Когда ее в первый раз спустили на пол, она вырвала руку, закричала:
– Сама! – покачнулась и пошла. Она сделала шаг, другой и шлепнулась вниз лицом. Мама взяла ее на руки, но Гуля сползла на пол и, упрямо передернув плечами, снова затопала. Ее несло все дальше и дальше, из одной комнаты в другую, и мать едва поспевала за ней.
Гуля росла. Все увереннее топали ее ножки по комнатам, коридору и кухне, все шумней становилось в квартире, все больше разбивалось чашек и тарелок.
– Ну, Зоя Михайловна, – говорила Гулиной матери няня, приводя Гулю домой с прогулки, – много вынянчила я ребят, а такого ребенка сроду не видала. Огонь, а не ребенок. Сладу никакого нет. Как сядет на санки, так и не снимешь с них. Десять раз с горки скатится, и все ей мало. «Еще, кричит, еще!» А ведь санки-то у нас не свои. Сколько слез, сколько крику, спору! Не приведи бог такого ребенка нянчить!
Гулю отдали в детский сад.
В детском саду Гуля присмирела. Дома, бывало, она ни минуты не посидит спокойно, а здесь она целыми часами сидела тихо, молча и лепила что-нибудь из пластилина, для которого придумала более короткое название – лепин.
Ей нравилось также строить на полу из кубиков разные дома и башни. И плохо приходилось тем ребятам, которые осмеливались разрушить ее сооружение. Вся красная от обиды, она вскакивала и награждала своего сверстника такими тумаками, что он поднимал рев на весь детский сад.
Но все же ребята любили Гулю и скучали, если она не приходила в детский сад.
– Она хоть и драчливая, а зато с ней играть здорово, – говорили мальчики. – Она придумывать умеет.
Гулина мать работала в то время на кинофабрике. И режиссеры, бывая у Королёвых, говорили, глядя на Гулю:
– Вот бы нам Гульку в кино!
Им нравилась резвая веселость Гули, лукавый свет ее серых глаз, ее необыкновенная живость.
И однажды мама сказала Гуле:
– Ты сегодня в детский сад не пойдешь. Мы с тобой поедем смотреть рыбок и птиц.
В этот день все было не так, как всегда. К подъезду подкатил автомобиль. Гуля уселась рядом с мамой. Приехали они на какую-то площадь, где толпилось столько народу, что нельзя было ни проехать, ни пройти. Отовсюду слышался разноголосый петушиный крик, хлопотливое кудахтанье кур. Где-то важно гоготали гуси и, стараясь всех перекричать, что-то быстро лопотали индюки.
Пробиваясь сквозь толпу, мать взяла Гулю за руку.
На земле и на лотках стояли клетки с птицей и садки с живой рыбой. В воде медленно плавали большие сонные рыбы и проворно сновали вверх и вниз маленькие золотые рыбки с прозрачными, развевающимися, будто кружевными, хвостами.
– Ой, мама, что это? – вскрикнула Гуля. – Водяные птички!
Но в это время какой-то незнакомый широкоплечий человек в кожаной куртке подошел к Гуле и, кивнув ее маме, взял Гулю на руки.
– Я тебе сейчас что-то покажу, – сказал он ей и куда-то ее понес.
Гуля оглянулась на маму. Она думала, что мама отнимет ее у «кожаного дяди», но мама только помахала ей рукой.
– Ничего, Гуленька, не бойся.
Гуля и не думала бояться. Только ей не нравилось сидеть на руках у чужого, незнакомого человека.
– Я сама пойду, – сказала Гуля, – пустите меня.
– Сейчас, сейчас, – ответил он, поднес ее к стеклянному ящику и спустил на землю.
Там, в зеленой густой траве, копошились какие-то длинные, толстые веревки. Это были ужи. Гуля не долго думая вцепилась в одного из них и потащила.
– Ну и храбрая же ты девочка! – услышала Гуля над собой голос «кожаного дяди».
Трехлетняя Гуля и не подозревала, что этот дядя был кинооператор и что ее только что сняли для новой кинокартины.
В те годы на Трубной площади каждое воскресенье торговали всякой живностью. Любители птиц, рыб, диковинных зверушек всегда могли выбрать здесь по своему вкусу и певучую канарейку, и щегла, и дрозда, и породистого охотничьего щенка, и черепаху, и даже заморского попугая.
Кинооператору привезли Гулю на Трубную площадь, потому что в этот день они снимали картину «Каштанка» по рассказу Чехова. В картине этой собака Каштанка попадает на Трубный торг и теряет своего хозяина в толпе взрослых и детей.
Спустя несколько дней Гуле Королёвой прислали из кинофабрики ее первый заработок – два рубля.
Один рубль был истрачен в тот же день. Дома случайно не было денег, и Гулин рубль как раз пригодился на лекарство для самой же Гули.
Другой рубль – большой, новенький, желтого цвета – хранится до сих пор у Гулиной матери. Он спрятан в коробочке рядом с льняной шелковистой прядкой Гулиных младенческих волос.
Гулю взяли в зоопарк.
Она шла вместе с мамой по усыпанной песком дорожке мимо длинного ряда клеток с какими-то толсторогими козлами, баранами и бородатыми быками. Возле высокой железной ограды они остановились. Гуля увидела за решеткой что-то огромное, клыкастое, с длинным, до земли, носом.
– У, какой! – вскрикнула Гуля, прижимаясь к матери. – Мама, почему он такой большой?
– Такой вырос.
– А я его боюсь?
– Нет, не боишься.
– А кто он такой?
– Слон. Он добрый, и бояться его не надо. У себя дома он даже нянчит маленьких детей.
– Возьми его ко мне в няньки! – сказала Гуля.
– Его отсюда не отпустят, – ответила мама, смеясь. – Да и места для него у нас маловато.
Целый год после этого Гуля вспоминала большого доброго слона.
И когда наконец ее опять привели в зоопарк, она прежде всего потащила маму к слону.
Держа в руках большой красно-синий мяч, она подошла к самой решетке.
– С добрым утром, слон! – вежливо поздоровалась Гуля. – Я вас помню. А вы меня?
Слон ничего не ответил, но наклонил свою большую, умную голову.
– Помнит, – сказала Гуля.
Мама вытащила из сумочки гривенник.
– Смотри, Гуля, – сказала она, – я брошу ему монетку.
Слон пошарил по земле хоботом, поднял монетку, словно кончиками пальцев, и сунул сторожу в карман. А потом схватил сторожа за воротник и потянул за собой. Сторож не мог устоять на ногах и побежал вприпрыжку, как мальчик. Гуля громко смеялась. Смеялись и другие ребята, столпившиеся у решетки.
– Мама, куда слон его тащит? – спросила Гуля.
– Это он требует от сторожа чего-нибудь вкусного. Ступай, говорит, принеси. Даром я тебе свою монету отдал, что ли?
Сторож послушно ушел в соседнее помещение, где была кладовая слона, а слон зашагал не спеша, мягко, неслышно, будто он был в валенках.
– Мама, слон булку любит? Можно ему бросить?
Гуля бросила слону булку. Слон задрал кверху хобот, нижняя челюсть у него отвисла, и булка угодила прямо в пасть.
И тут Гуля увидела, что мяч выскользнул у нее из рук и покатился под решетку к слону.
– Мячик! – закричала Гуля. – Слон, отдай, пожалуйста, мяч!
Слон хлопнул ушами и, зажав мяч хоботом, словно в кулаке, посмотрел на Гулю искоса умным маленьким глазком.
– Ну вот, – сказала Гулина мама, – так я и знала. Говорила я тебе – оставь мячик дома!
Но в эту минуту слон выпустил мяч, и он покатился по земле, стукнулся о решетку и откатился назад, к самым его ногам.
– Погоди, Гуля, – сказала мама, – сторож сейчас вернется и достанет твой мячик.
Но Гули рядом с ней уже не было. Мать быстро огляделась по сторонам.
– Где же это она?
– Ребенок, ребенок в слоновнике! – закричали вокруг.
Мать взглянула на решетку. Там, по ту сторону решетки, у самых ног слона стояла ее Гуля, казавшаяся от такого соседства еще меньше.
Слон пошевелился, и все охнули. Еще секунда, и широкая, тяжелая слоновья ступня опустится на этот цветной комочек и раздавит его.
– Сторож, сторож! – закричали люди.
Но слон осторожно переступил с ноги на ногу и попятился назад.
Гуля отвела рукой хобот и спокойно подняла с земли мячик.
– Чего вы все кричите? – сказала она, протискиваясь сквозь прутья решетки. – Мама говорит, что слоны даже нянчат маленьких детей!
Домой Гуля шла молча. Мама с ней не разговаривала. Видно было, что она все еще не могла успокоиться после Гулиной проделки.
– Мамочка, прости меня, пожалуйста, – сказала Гуля. – Ты же сама говорила, что я его ничуточки не боюсь. Отчего же ты за меня испугалась?
Из глубины парка донеслись какие-то странные звуки, похожие на гудки парохода.
– Это твой слон кричит, – сказала мама. – Вот какой он бывает злой, если его раздразнить. А кто его раздразнил? Ты! Пожалуйста, в другой раз не лезь без спросу к слонам!
К большому, широкому подъезду многооконного дома подкатил легковой автомобиль. Это в студию кинофабрики привезли пятилетнюю Гулю.
Накануне вечером к Гулиной матери пришел ее старый приятель, режиссер кинофабрики. На фабрике ставили в то время картину «Бабы рязанские».
– Ради Бога, выручите нас, – сказал он, – дайте нам для «Баб рязанских» вашу Гулю.
И он рассказал, что девочка, которая должна была сниматься в этой картине, так испугалась ярких ламп, трескучих аппаратов, что наотрез отказалась сниматься.
– Ваша Гуля храбрая, она нас не подведет, – сказал режиссер.
– Храбрая-то храбрая, – ответила мама, – да боюсь – рановато ей сниматься.
– Ничего, один разок, – успокоил ее режиссер.
И вот Гуля вошла в какую-то странную комнату, всю заставленную зеркалами, высокими лампами и разными непонятными вещами.
Режиссер посадил Гулю к себе на колени.
– Ты должна напугать вот эту тетю, – сказал он, показывая на красивую большеглазую женщину в пестром платье и платочке. – К ней приедет сердитый дядя. Ты первая его увидишь, побежишь к ней и крикнешь: «Дядя приехал!» Поняла?
– Поняла, – сказала Гуля.
И репетиция началась. Гулю нарядили в длинный пестрый сарафан, на голову надели косыночку.
– Ну чем не баба рязанская? – говорили, смеясь, обступившие Гулю актеры.
И вдруг ярко вспыхнули лампы. Гуля зажмурилась. Яркий, горячий свет брызнул ей в глаза.
– Мама! – невольно крикнула Гуля. Ослепительный световой поток шел на нее со всех сторон, обжигая глаза.
Откуда-то из-за этого светового потока донесся до нее знакомый голос режиссера:
– Ничего, Гуленька, это лампы такие. Ну, как ты напугаешь тетю Настю? Кто к ней приехал?
Гуля подумала немножко и, сделав страшные глаза, закричала:
– Настя, Настя, беги! Бармалей приехал!
Это было все, что Гуле полагалось сделать в этой сцене. Она теперь могла пойти к маме, которая ждала ее в другой комнате. Но ей хотелось знать, что будет с бедной Настей.
Забравшись под стол, Гуля смотрела во все глаза и шептала, грозя Бармалею кулаком:
– Пошел вон, дурак! Пошел вон!
И когда дальше по ходу действия «мертвую» Настю внесли на руках в избу, Гуля, глядя на нее, прижала кулачки к лицу и тихонько заплакала.
Спустя несколько месяцев после окончания картины режиссеры подарили Гуле ее портрет в роли самой маленькой из рязанских баб. На этом портрете была надпись:
Талантливейшей актрисе от благодарных режиссеров.
– Мама, мама, смотри! Синенькое ведро! – кричала в восторге Гуля и тащила свою маму к витрине, где были выставлены игрушки.
За стеклом витрины было много всякого добра – куклы, медвежата, зайчики в полосатых штанах, грузовики, паровозы, – но Гуля смотрела только на ведра для песка. Они были выкрашены голубой эмалевой краской, и на каждом был нарисован букет цветов.
Давно уже Гуля мечтала о таком ведре. Ей так хотелось подержать его в руках, наполнить песком до самого края, поносить по дорожке сада! Много раз просила она маму купить ей такое ведро, и мама обещала, но только нельзя было понять, скоро она купит или не скоро. «Куплю, когда будут деньги» или: «Куплю, когда будешь хорошая девочка». А когда это будет?
И вдруг сегодня Гулина мечта неожиданно сбылась. Она получила ведро, а в придачу к нему еще и совок, тоже выкрашенный в голубой цвет.
Гуля шла рядом с матерью, весело размахивая ведром.
– Гуля, иди как следует, – сказала ей мама, – ты всех толкаешь.
Но Гуля, казалось, ничего не слышала. Ведро качалось у нее в руках, и она то и дело задевала им прохожих.
Мать рассердилась:
– Если ты сейчас же не перестанешь, я отберу у тебя ведро и отдам его другой девочке!
– Хорошей? – спросила Гуля.
– Да уж получше тебя, – ответила мама.
Гуля недоверчиво поглядела на мать и так махнула ведром, что стукнула им по голове чистильщика сапог, сидевшего на скамеечке. Мама испугалась.
– Простите, товарищ! – крикнула она и выхватила у Гули из рук ведро. – Ты ударила дядю, дурная девчонка!
– Я нечаянно, – сказала Гуля.
– Ничего, гражданочка! – весело улыбаясь, сказал черноглазый чистильщик. – До свадьбы заживет!
– А когда у вас свадьба? – спросила Гуля.
Но мать уже не слушала ни чистильщика, ни Гулю. Решительно, быстрыми шагами она направилась к милиционеру, стоявшему на перекрестке.
– Товарищ милиционер, – сказала она, – у вас есть дети?
– Есть, – ответил милиционер.
– Так вот отдайте им.
И она протянула милиционеру ведро. Он так удивился, что ничего не успел сказать.
Мать быстро увела свою дочку, а милиционер так и остался стоять посреди мостовой с голубым ведерком в одной руке и с милицейским жезлом – в другой.
Гуля шла молча, опустив голову. В саду она уселась на скамейку. Возле кучи свежего желтого песка играли дети. Четыре разных ведерка стояли на дорожке. Какая-то девочка лопаткой насыпа́ла в них песок, а другие дети сейчас же высыпа́ли его обратно. Было очень весело. Но Гуля даже не посмотрела в их сторону.
Мать молча наблюдала за ней. Она ждала, что девочка не выдержит и заплачет. Но Гуля не плакала.
Придя домой, она спокойно сказала отцу, читавшему на диване газету:
– Знаешь, папа, мы подарили милиционеру ведро.
– Ведро? – удивился отец. – Милиционеру?
Гуля усмехнулась:
– Игрушечное ведро – настоящему милиционеру.
А когда она вышла из комнаты, мать ее рассказала, как было дело.
– Я сама чуть не разревелась, когда в наказание отняла у нее игрушку. Ведь она так мечтала о ведре! А она и виду не показывает, что ей больно и обидно.
Спустя несколько дней Гуля снова заявила отцу, усаживаясь к нему на колени:
– Знаешь, мы выбросили за окно мою куклу Наташу.
– Кто это «мы»?
– Мы с мамой. И хорошо, что выбросили: плохая была кукла. Пафнутий Иванович гораздо лучше.
Пестрого курносого клоуна Пафнутия Ивановича Гулин отец принес ей однажды из театра, где он работал.
Гуля хотела уже слезть на пол. Но отец остановил ее:
– Нет, ты скажи мне: как же это случилось, что кукла полетела за окно?
Гуля посмотрела куда-то в сторону.
– А так и случилось, – сказала она. – Мы с куклой сидели на окошке, а мама нам не позволяла. Мама говорит: «Нельзя сидеть на окошке – упадете!» А мы не слезаем…
– Ну и что же?
– Что же… Меня мама сняла, а ее выбросила.
– И тебе совсем, совсем не жалко?
– Немножко жалко, – сказала она и, нахмурив брови, бегом побежала к себе в комнату.
Прошло еще два года.
Приближалась годовщина Октябрьской революции. В доме недавно закончился ремонт. Пахло свежей клеевой краской. В комнатах было тихо.
Но вот в передней раздался звонок. Один, другой, третий…
– Слышу, слышу! Наказанье божье, а не ребенок! – заворчала суровая, строгая женщина, Настасья Петровна, и пошла открывать дверь.
В переднюю вбежала Гуля, нагруженная покупками.
– Смотрите, какие картинки мама купила мне к празднику! – сказала она. – Броненосец «Потемкин», крейсер «Аврора»!
Глаза у нее светились счастьем.
Но Настасья Петровна даже не взглянула на Гулины покупки и ушла на кухню.
Гуля убежала в свою комнатку и плотно закрыла за собой дверь.
Там она сразу же принялась за работу. Краска на стенах была свежая, и бумага легко к ним приставала.
Странная, небывалая тишина воцарилась в доме. Настасья Петровна забеспокоилась – не натворила ли чего-нибудь эта девчонка?
Открыв дверь, она всплеснула руками. Только что окрашенные стены были оклеены картинками. Платье, чулки на Гуле, даже щеки и нос были выпачканы голубой краской.
– Безобразие! – закричала Настасья Петровна. – Стены испортила!
– Как вы можете так говорить? – возмутилась Гуля. – Ведь это броненосец «Потемкин»! Крейсер «Аврора»! Как вы не понимаете!
Но Настасья Петровна, не слушая Гулю, принялась сдирать картинки со стен. Гуля вцепилась в ее платье. Она рыдала, кричала, топала ногами, но напрасно. Вскоре все было кончено. Настасья Петровна, ругаясь, ушла на рынок, а Гуля с плачем упала на кровать.
Слезы текли по ее щекам, вымазанным краской, оставляя за собой разноцветные дорожки.
«Что делать? – думала Гуля. – Мама весь день на работе, а с Настасьей Петровной жить вместе прямо невозможно! Хоть бы она в деревню уехала. Так нет, не уедет, нарочно теперь не уедет. Вот возьму, – решила Гуля, – и сама убегу из дому. Ей назло.
Но куда уехать? На дачу? Там холодно. Окна заколочены досками. Ветер воет на чердаке. Нет, если ехать, то в какие-нибудь теплые страны. Например, в Испанию. Есть такая страна (в кино показывали). Ну конечно, в Испанию! Только надо спросить у кого-нибудь на улице, где она».
Гуля встала, вытерла полотенцем мокрое от слез лицо и начала собираться в дорогу. Первым делом она взяла с этажерки свои любимые книжки – «Детки в клетке» и «Лампу Аладдина». Потом подумала и достала из ящика маминого стола несколько серебряных гривенников и медяков. После этого открыла бельевой шкаф и вытащила из кучки аккуратно сложенного белья простыню.
«Это будет моя палатка, – решила Гуля. – Ведь мне придется ночевать прямо в поле или в лесу».
Она засунула простыню в чемоданчик. Сверху положила книжки и своего старого друга Пафнутия Ивановича. Всю мелочь, которую нашла в столе, положила в карман передничка.
«Пальто тоже надо взять, – подумала Гуля. – И зонтик. А то еще вдруг в Испании пойдет дождь».
Она вытащила из шкафа свой крошечный розовый зонтик, обшитый кружевами.
И, уверенная в том, что она обеспечила себя на все случаи жизни, Гуля оделась, взяла в руки чемоданчик, зонтик и отправилась в далекий путь. Во дворе она простилась со всеми знакомыми ей ребятами.
Когда Настасья Петровна вернулась домой, соседские дети спокойно заявили ей:
– А ваша Гуля уехала в Испанию.
Настасья Петровна бросилась на розыски Гули и часа через два нашла ее на вокзале – девочка сидела на скамейке, дожидаясь отхода дачного поезда. Кое-как приволокла она беглянку домой. Гуля упиралась и плакала.
Соседи позвонили матери на работу. Когда она вошла в комнату, Гуля, рыдая, бросилась ей навстречу.
– Я не могу больше так жить! – сказала она.
Мама села на диван и притянула дочку к себе.
– Ну, расскажи, что случилось. С Настасьей Петровной опять не поладила?
Слезы душили Гулю.
– Она ничего не понимает! – еле выговорила Гуля, заливаясь слезами. – Тебя и папы целый день дома нет, а она ничего не понимает. Я так красиво по стенам расклеила твои картинки, думала – она обрадуется, а она говорит: «Стены испортила», и все порвала, ножом соскоблила. Отдай меня в школу!
– Хорошо, Гуленька, мы что-нибудь придумаем. Только в другой раз не убегай без спросу в Испанию.
Мама уложила дочку на диван и укрыла ее. Гуля успокоилась и уснула.
А мама долго еще сидела возле нее, гладя ее голову. Среди ее мягких льняных кудрей чуть темнела на затылке прядь каштановых волос.
«Растет моя дочка, – думала мать, – вот и волосы начинают темнеть. Как-то у нее сложится жизнь?..»
Елена Ильина написала несколько рассказов и книг, но самым известным ее произведением стал роман «Четвертая высота». Краткое содержание книги позволит ознакомиться с произведением за считанные минуты, в то время как чтение оригинала может занять не один день.
Елена Ильина — литературный псевдоним. Настоящее имя писательницы — Лия Яковлевна Маршак, замужем за Прейсом. Теперь понятно, почему в первых строках своего произведения Ильин пишет, что эту книгу он посвящает Самуилу Яковлевичу Маршаку. Знаменитый писатель был ее родным братом.
Также в начале произведения мы узнаем, что оно основано на реальных событиях и повествует о девушке, которая за свою короткую жизнь успела многое – сняться в нескольких фильмах, доказать себе и другим на что она способна , стать образцом мужества и отваги.
С чего начинается повесть «Четвертая высота»? Об этом расскажет краткое содержание книги.
В одной московской квартире жила семья – мама Зоя Михайловна, папа и маленькая дочь. Поскольку родители много работали, у малышки была няня Анастасия Петровна.
Девочку назвали Гулей, хотя настоящее имя Марионелла. Когда малышке не было и года, она лежала в своей кроватке, улыбалась и часто гуляла, поэтому ее называли Гулюшкой, Гуленкой.
Девочка с младенчества проявляла свой сильный характер. Когда она научилась ходить, то упала на пол, но стала пробовать снова и снова, пока уверенно не топнула ногами. Няня сказала, что никогда не видела такого ребенка, хотя вырастила много детей, и назвала девочку огнем.
Потом Гуля Королева пошла в детский сад. Здесь она немного притихла, полюбила лепить из пластилина и строить из кубиков башню и дом. Но если кто-то разрушал эти сооружения, она награждала нарушителя тумаками. Несмотря на это дети очень любили малышку, так как она придумывала интересные игры.
Мать Гули работала на кинофабрике, и знакомый режиссер, видя дочь, не раз говорил, что хочет отвести ребенка в кино. И однажды мама взяла дочку с собой на работу. Тут смелая девушка вырвала руки из ящика ужаса. Она не знала, что в этот момент ее снимают. За свою первую работу ребенок получил гонорар — 2 рубля.
Какая следующая книга “Четвертая высота”? Краткое содержание дает еще один пример бесстрашного характера Королевой.
Однажды мама с дочерью пошли в зоопарк посмотреть на слона. Зоя Михайловна бросила ему монетку, он подобрал деньги и положил в карман как сторож. У Гули был шар, он покатился через прутья решетки прямо к слону. Мама посоветовала ей подождать, пока охранник не заберет игрушку. Но когда Зоя Михайловна на мгновение отвернулась, то увидела, что ребенка нет рядом. Она с ужасом заметила, что малыш уже находится в клетке у слона. Девушка с невозмутимым видом отвела его чемодан в сторону, взяла свой мячик и пошла обратно к матери, протискиваясь сквозь прутья решетки.
Вот о таком бесстрашном ребенке, которого знала лично, написала Елена Ильина. «Четвертая высота» — книга, которая может научить большого и современного читателя. Очень скоро Гуля преодолеет свою первую высоту, мужество и целеустремленность помогут ей в этом. А пока девушке довелось сниматься во втором фильме. Она сыграла небольшую роль в фильме «Рязанские бабы». Ее работу оценили режиссеры.
Гуля давно мечтает о синем ведерке, с которым можно играть в песочнице. И вот однажды мама купила ей это. Радости ребенка не было предела. Она шла из магазина и весело махала ведром, при этом трогая прохожих. Мама сделала свое замечание, но девочка снова случайно задела новую игрушку мужчины. Тогда Зоя Михайловна подошла к городовому и дала ему ведро для его детей.
Гуля, конечно, очень расстроилась, но и вида не подала, даже не заплакала. Второй раз девочка показала отрывок, когда спокойно рассказала отцу, что мать выбросила куклу в окно. Зоя Михайловна сделала это потому, что дочь ее не слушала и сидела со своей игрушкой на подоконнике у открытого окна.
Далее он рассказывает о других интересных моментах из жизни Марионеллы, повести “Четвертая высота”. Аннотация также говорит об этом.
Однажды Гуля вернулась из магазина счастливая и счастливая. Она показала медсестре, какие фотографии купила ей мать. Пока Анастасия Петровна была занята хозяйством, девушка прикрепила их к только что выкрашенным стенам. Женщина увидела это, начала ругаться и царапать картинки. Гуля пыталась ее остановить, она плакала, но няня была неумолима.
Тогда расстроенная девушка собрала вещи и вышла из дома. Она решила отправиться в теплую Испанию. Медсестра привезла ее обратно в квартиру прямо с вокзала. Мать, пришедшая домой, успокоила девочку, и она уснула.
После этого было решено занять свободное время ребенка во благо. Ее отвели к учителю, где вместе с еще одной девочкой и мальчиком она начала учить французский язык. Как-то гуляя с учителем и этими ребятами, она пошла в школу и сама записалась в первый класс. Это самостоятельная героиня книги «Четвертая высота».
В школе девочке очень нравилось, но однажды она так увлеклась игрой со своей шерстяной обезьянкой, что не заметила, как начался урок. Поэтому первоклассник не расслышал, что говорила учительница, и получил двойку.
Но девушка смогла исправить оценки. Когда Гуля училась в седьмом классе, ей удалось выучить географию, чтобы хорошо сдать экзамены. Подробнее будет рассказано позже, а пока в книге «Четвертая высота», содержание которой вы читаете, рассказывается о том, как девочка заболела скарлатиной, лежала в больнице, а потом уехала с матерью в Армению, где она нашла новых друзей и показала им свою смелость. Она смогла вызвать доверие пса, которого все боялись, и страшный пёс рядом с девочкой стал кротким и послушным.
Пришло время рассказать о том, как Гуля Королева взяла первую в своей жизни высоту. Ее пригласили сняться в фильме «Дочь партизана». Здесь девушке пришлось оседлать лошадь. Когда к нему привели ее лошадь, он показал свою нору. Но у Марионеллы был сильный характер. Она всегда садилась на своего коня и заставляла себя слушаться, хотя строптивый конь этого не хотел. Но за дни долгих тренировок животное все равно стало делать то, что надо – скакать рысью, галопом.
В одной из сцен фильма девушке пришлось перепрыгнуть через лошадь с барьером. Он не хотел этого делать, но отважный всадник не сдавался. После упорных тренировок ей удалось преодолеть барьер. Так была взята первая высота. Об этом говорит в своей книге Елена Ильина. Четвертая высота, которую преодолеет отважная девушка, станет последней. Читатель скоро узнает об этом.
После съемок родители девочки остались работать в Одессе, поэтому Гуля пошла здесь в школу. Сначала ей не очень нравились новые одноклассники, но потом она поняла, что девочки и даже мальчики здесь хороши. Она попросила отца дать ей столько денег, сколько бы она съела мороженого и каталась на аттракционах целый месяц. На эти средства она устроила праздник для одноклассников с мороженым и катанием на коньках в парке. Она сдержала свое слово и целый месяц не просила у отца денег.
Солидный характер Марионеллы виден и в другом эпизоде, когда семиклассница Гуля Королева должна была сдавать экзамен. Четвертый рост девушка будет брать во время Великой Отечественной войны, а пока ей нужно было наверстать упущенное.
Во время съемок в кино девочка не успела выучить уроки. Ей было стыдно, когда она не могла ответить по географии. После этого студентка решила заниматься не покладая рук и сдержала данное себе обещание. На экзамене Гуля блеснула осознанием того, что приятно впечатлила своего преподавателя, комиссию и получила пятерку. Этот яркий факт из жизни Марионеллы знала и описала Елена Ильина. Четвертая высота будет взята позже, но в книге рассказывается, как Гуля за съемки в кино и успешное окончание седьмого класса наградили поездкой в пионерлагерь «Артек». Девушка этому очень обрадовалась.
Не все было безупречным поведением девушки. Как и все люди, она ошибалась. Итак, в «Артеке» Гуля уехала в тихий часок покататься на лошади. А когда была в санатории, то все деньги потратила. Девушка заложила часы, но мама, узнав об этом, дала дочери деньги и сказала, что купила ценную вещь и больше так не делала.
Марионелла могла дать волю гневу. Так, рассердившись на воспитательницу санатория Ольгу Павловну, она разорвала простыню. Но потом опомнилась и сшила. Несмотря на проделки Гули, Ольга Павловна в рекомендациях по дальнейшему лечению, написанных Зоей Михайловной, отзывалась о Гуле очень хорошо. Прочитав положительные характеристики, девушке стало стыдно, и она написала письмо учителю, в котором раскаялась в содеянном и попросила прощения.
Именно о такой девушке – сильной и в то же время вспыльчивой, обидчивой и быстро раскаявшейся Ильина рассказала в своей книге. «Четвертая высота» — произведение о человеке, который может ошибаться, но всегда осознает это и старается жить по совести.
Когда Гуле было 15 лет, она решила записаться в секцию подводного плавания во Дворце пионеров. Ради этого она даже пожертвовала своими прекрасными вьющимися волосами, попросив в парикмахерской подстричь ее под мальчика. В секции она нашла подругу Мирру, которой посвятила свою тайну, сказав, что хочет поступить в военное училище. Но девушку не приняли из-за не очень хорошего зрения. Она была расстроена. Однако очень скоро настроение Гули улучшилось. Конечно же, ее приняли в комсомол!
Радость окрылила девушку, и она решила прыгнуть в бассейн с десятиметровой башни, чего раньше опасалась. Так покорил третью высоту Гуля Королев. Четвертая высота будет взята ею чуть позже.
Повторила свой рекорд в День физкультурника, совершив еще более сложный прыжок с 10-метровой вышки. За нее она получила очень высокую оценку – 9 баллов.
Вот так она выросла, стала человеком с большой буквы Гуля Королева – актриса, героиня ВОВ.
Девушка успешно окончила школу, поступила в институт регенерации воды и рано вышла замуж за молодого человека по имени Сергей. Но счастье длилось недолго, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Муж ушел на фронт, а Гулю и Зою Михайловну эвакуировали из Киева на восток.
Здесь, в Уфе, Марионелла родила сына. Но девушка не осталась дома, она пошла работать в больницу. Здесь я ухаживал за раненой Гулей. “Четвертая высота” – очень интересная книга. Вы не пожалеете, если, прочитав краткое содержание, прочтете его полностью и узнаете все подробности.
Муж умер, и Гуля Королева ушла на фронт, где была санитаром. Ее батальону было приказано занять высоту под названием «56,8». Сначала девушка помогала раненым, потом взяла командование на себя. Когда наводчика убили, она заменила его. Тяжело раненая Марионелла вместе с подругами побежала на штурм холма. Так, ценой жизни она взяла последнюю, четвертую высоту.
Части этой статьи могут быть неорганизованными, труднодоступными, содержать неоднозначную информацию или иметь проблемы со стилем или макетом.
Обзор
Статус
Биография
Отношения
Снаряжение
Сражения
Медиа
バスディア
Вурдалак
35 лет (27 по внешнему виду) [1]
Гнездо Дьявола в стране щита Мирг
Среди Империи
Mirg Shield-Nation
Деревня Задирис
Жив
Веб-новелла | Манга |
---|---|
Глава 12 | Глава 15 |
Басдия — дочь Задириса и Вигаро, мать Джадала. [2] [3] Она одна из элитных воинов в своем сообществе, достаточно сильная, чтобы Вандалье выбрал ее для прохождения Испытания Заккарта. Она известна как одна из благословенных Королев группы Вандалье, статусу, которому завидуют Проклятые Принцессы и Первородная Принцесса. [?]
Басдия выглядит как красивая женщина лет двадцати пяти. Она ростом 190 см, с мускулистым телом и обильными женственными изгибами. На Земле она могла бы быть прекрасной спортсменкой или мастером боевых искусств. По всему ее телу проходят «крутые» красные узоры, [2] , который подчеркивает ее изгибы. [4] После того, как Джеронимо стала Амазонкой-гулем, рисунок татуировки немного изменился. [?] Она – H-cup, [5] делит второе место в рейтинге бюста вместе с Тарией и Дарсией. [6]
Из-за своего бесплодия Басдия забеременела «поздно» и поэтому выглядит как старшая сестра своей матери, родившаяся с большой разницей. [?]
Басдия использует оборудование для трансформации в виде топора. «Когда она трансформируется, ее наряд становится смесью трико и боди с прикрепленными к нему украшениями. Когда она трансформируется в доспехах, ее внешний вид становится больше похожим на женский персонаж из старого телешоу о героях-трансформерах, чем на девушку-волшебницу. Вот почему Канако думает о том, чтобы сформировать отдельный юнит вместе с Ислой, Беллмонд и Мелиссой, когда она дебютирует». [7]
Басдия влечет к силе, стремящейся к силе как в себе, так и в потенциальных партнерах. Ей «нравился Вандалье с тех пор, как она встретила его, и она пообещала, что он станет отцом ее второго ребенка, когда станет взрослым. (…) Она беспокоится, что Ван будет рассматривать ее просто как замену старшей сестре. чем женщина, поэтому она часто поднимает с ним тему зачатия детей». [2]
Басдию беспокоило ее бесплодие, так как оно мешало ей укрепить свой внешний вид. Но благодаря лечению Вандалье от бесплодия она успешно зачала и родила [2] в Джадал. Басдия — любящая мать Джадала и очень о ней заботится. Она также очень заботится о своей матери. [?] Она хорошо разбирается в управлении семьей. [5]
Басдия не смогла закрепить свой внешний вид из-за своего бесплодия. [2] Вандалье исследовал ее с помощью духовной трансформации и обнаружил, что ее яичники функционируют неоптимально, а яйцеклетка не созревает. Так как у него не было способностей к магии жизненных атрибутов, он изобрел окольный и несколько сложный способ лечения ее, используя свою магию атрибута смерти, чтобы высосать негативные компоненты и передать свою собственную жизненную силу с помощью исцеляющих заклинаний. После лечения ее яичники были переполнены жизненной силой, достаточной, чтобы сжечь его духовные руки. [8]
После того, как Вандалье решил попросить Бильде и других гулей немного молока для Паувины, Вандалье сказал ей, что она беременна. [9] Она родила девочку, [2] , которую назвала Джадал. [?]
После отлучения Джадала от груди она начала учиться готовить. Ее нынешние фирменные блюда – жареное мясо и жареное мясо на вертеле. [10]
Воин-упырь [11]
Поскольку у Басдии больше физических способностей, чем таланта к магии, она сосредоточилась на этом и стала воином-упырем. Хотя это привело к тому, что она получила статусный эффект бесплодия, это не оказало отрицательного влияния на значения ее атрибутов или навыков.
Басдия обладала склонностью к стихии воды, но ее магический талант был скудным, поэтому она решила, что деревня гулей получит больше пользы от ее изучения боевых навыков. Однако после того, как ее ранг повысился, ее мана и интеллект увеличились достаточно, чтобы они могли практиковать ее магические навыки, а Вандалье предоставил ману. [4]
Ее способности были выше среднего C-класса, но ниже авантюристов B-класса. [10] В настоящее время она выше среднего авантюриста А-класса, но ниже авантюриста S-класса. [?]
Басдия боролась с бесплодием. Вандалье использовал свою магию атрибута смерти, чтобы вылечить ее от бесплодия, излечив этот статусный эффект. [8]