Легенды Беларуси. ТОП-11 мистических и аномальных мест Беларуси.
5 (100%) 2 vote[s]Легенды Беларуси. Не только в Хэллоуин происходит что-то сверхъестественное. В Беларуси, как мы выяснили, мистика и фантастика встречаются чаще, чем можно себе представить.
Накануне самого мистического праздника мы составили ТОП-11 аномальных зон, разбросанных по всей территории страны. Может, и вы бывали там и видели что-то необычное?
Безобидная детская игрушка для некоторых жителей микрорайона Бреста Ковалево стала синонимом жути. Привидение-мишка являлось людям в конце коридора, и от него невозможно было оторвать взгляд.
Жительница Ковалева рассказала исследователям портала ufo-com.net, что для нее привидение-мишка стало чем-то вроде приманки. Елена лежала и смотрела, а он отдалялся в сторону кухни квартиры и «тянул» за собой ее взгляд.
Елена читала молитву «Отче наш», но это не помогало: в кухне женщина увидела какого-то мужчину. После этого нечто пронзительно завизжало, запрыгнуло на лежащую хозяйку дома и укусило в шею.
Елена утверждает, что после произошедшего несколько дней с шеи не сходили коричневые пятнышки. На укус в шею жаловался и ребенок, который до того спал.
Озеро, названное Святым, расположилось в Городокском лесу. Найти его не так-то легко, да и стоит ли искать. Легенда гласит, что сам дьявол когда-то утопил здесь церковь. Поэтому со дна озера будто бы попадают в ад.
И живут в нем не только рыбы да жабы. Местные русалки вовсе не похожи на добрую русалочку Ариэль. Они заманивают неудачливых путников и топят их в озере.
Сопротивляться красавице сложно: ее бездонные голубые глаза гипнотизируют. К тому же не только у воды можно наткнуться на коварных существ: иногда русалки появляются в полях и лесах. Тогда смерти от воды можно не ждать: скорее всего, девица просто-напросто защекочет вас до смерти.
Есть два способа спастись от русалки: встать в нарисованный на земле круг, в котором должен быть начерчен крест. Второй вариант – как можно быстрее сказать «Чур моя!» Повинуясь приказу, русалка пойдет в жилище того, кто ее пленил, и будет честно и беспрекословно выполнять работу по дому.
Еще один коварный обитатель белорусских водоемов – водяной.
К примеру, недалеко от Красного болота, у освященного источника, был замечен водяной в образе девочки. Очевидец набирал там воду, а малышка с глазами цвета морской волны протягивала в ладонях ярко-красные ягоды. Спугнул девочку-водяного звук, раздавшийся поодаль: кто-то еще хотел набрать воды.
На самом деле, вампиры – это не сладкие Эдварды Каллены, и даже не драматичные Луи. По крайней мере, белорусские. Чаще это покойники, которых похоронили год или несколько лет назад. В могилах им не лежится: усопшие встают по ночам и приходят пить кровь своих живых родственников.
При жизни вампиры обычно имеют репутацию колдунов. Раньше считалось, что такого покойника нужно откопать и вбить ему в грудь осиновый кол, а потом желательно сжечь тело. По преданиям, откопанные мертвецы не разлагались, а были полны свежей крови.
Теперь о вампирах почти ничего не слышно, но лишь почти. В деревне Путчино, что под Минском, помнят историю, произошедшей в прошлом веке. Очевидцем ужаса стала маленькая девочка, игравшая с другими детьми у дома, в котором год назад умер мужчина. Внезапно покойник появился на дороге и подошел к дому.
Выглядел мужчина нездорово: он был серым и дряхлым. Дети стали кричать, что пришел «тятя», чтобы мать вышла из дому. «Тятя» тем временем схватил одну из своих дочек и направился прочь.
Так бы и ушел, но мать все же вышла из дому и закричала. Видимо, она спугнула покойного мужа: вампир исчез. Говорят, девочка упала на землю, рыдая от страха.
Казалось бы, инопланетяне не балуют Беларусь своим вниманием, но все не так однозначно. Борисов прославился на всю страну самой настоящей пиктограммой. Мы привыкли к классической придавленной кукурузе, но в Борисове инопланетяне выбрали для посадки поле с тритикале.
Круг был образован по всем канонам. В общем, все как у людей, точнее – инопланетян. Стебли тритикале были аккуратно придавлены по кругу, лежали по часовой стрелке. От основной окружности в четыре стороны расходились небольшие «коридорчики», которые венчались кружками поменьше. Самый главный круг был диаметром примерно в 20 метров, а его «лучи» направлялись по четырем сторонам света.
Обнаружили круги утром 17 мая 2009 года. Следующей ночью местные жители организовали ночные бдения – в надежде, что НЛО вернется, но этого не произошло. Позже портал ufo-com.net составил схему пиктограммы.
Сообщения о полтергейстах в Беларуси не так уж редки. Удивительные вещи случились в деревне Слобода Минского района. Точнее, началось все в самом городе.
В квартире одной семьи стало происходить невероятное: предметы телепортировались, иногда исчезали, а потом появлялись в других местах. Например, могли пропасть, а затем посыпаться с потолка деньги. В воздухе появлялось яйцо, которое внезапно падало и разбивалось.
Мать семейства взяла двух своих дочерей и уехала в деревню Слобода к матери, надеясь спастись от полтергейста, но аномальные явления последовали за ними.
Самое страшное началось, когда предметы стали телепортироваться в старшую дочку, тогда ей было 11 лет. Изо рта у нее вывалились гвоздь, битое стекло, а из ушей с помощью пинцета пришлось доставать металлические проволочки. При этом слизистая не повреждалась, а самостоятельно проглотить эти предметы девочка не могла.
Дочь женщины говорила о том, что видит некий белый столб, отдающий приказы.
Мать семейства винила в происходящем бывшего мужа. Тот постоянно приходил к ним, скандалил. Годом ранее он уносил из дома и тайком возвращал обратно детские вещи. Мать его была известна как колдунья.
Этим случаем занимались специалисты по паранормальным явлениям. Они испытали чертовщину и на себе, когда забрали появившееся из воздуха и разбившееся яйцо. После того как один из них попал в катастрофу, было решено прекратить изучение.
Вилейщина в конце восьмидесятых – начале девяностых годов стала настоящим аэродромом для НЛО. Местные жители говорили о том, что в небе постоянно появляются некие шары.
Шары летали практически круглый год будто по расписанию. Летом появлялись примерно в 9-10 часов вечера, а зимой – в 7-8.
Были и другие случаи: жители Сосновки сообщали, что видели красный шар, который направился вверх, и случилось это около полуночи.
Жители же Дубровки рассказывали, как объекты «обшаривали» местность прожекторами и даже не брезговали приземлиться – в лесу или рядом с фермой. Объекты, по их словам были красными, шарообразными. В общем, показания многочисленных свидетелей совпадают.
Теперь «аэродром», видимо, заброшен, так как НЛО уже давно не беспокоило жителей Вилейщины. Тем не менее многие уфологии продолжают следить за этой зоной.
Некогда величественный Бернардинский монастырь к нашему времени стал развалинами. Но простыми и заурядными их никак не назовешь.
Один из исследователей истории Бреста посещал развалины со своими помощницами, и обе они были поражены. Как и сам исследователь.
Дело в том, что девушки слышали пение монашеского хора, при этом свои наблюдения они сделали независимо друг от друга.
Спутать звучащие в унисон человеческие голоса с чем-то еще было невозможно: ближайшее место, где проходят песнопения, находится на приличном расстоянии, да и хор там православный. К тому же в момент, когда слышались звуки, исследователи находились в подвалах Бернардинского монастыря.
С усадьбой, расположенной в Минске, связана довольно трагическая история. Любители паранормального знают усадьбу как обитель призрака Ядвиги, которая некогда хозяйничала в доме.
Ядвига была молодой женой не очень молодого Евстафия Любанского. Прекрасная и умная Ядвига нравилась не одному ему. У девушки был яркий и довольно продолжительный роман с Мусиным-Пушкиным, который на тот момент был минским губернатором. Эта связь не могла понравиться супругу красавицы.
Однажды после ссоры с мужем Ядвига ушла из дома в расстроенных чувствах и направилась к реке. До сих пор никто не знает, утопилась девушка сама, «помог» ей кто-то или это было случайностью, но наутро ее тело нашли на берегу.
Евстафий тяжело переживал смерть жены, потерял волю к жизни и уехал на Кавказ. Но перед этим он приказал заложить окно комнаты Ядвиги кирпичом, а в парке посадил маньчжурский абрикос.
Призрак Ядвиги неоднократно видели в парке, чаще всего именно рядом с абрикосом. Ее описывают как женщину, облаченную в свободные белые одежды.
Считается, если девушка встретит это привидения, то Ядвига поможет ей в любовных делах.
Николай Святополк-Мирский однажды приказал вырубить сад, выросший у замка, и на его месте создать пруд. Пока проходила вырубка, погиб один из рабочих-лесорубов. Когда все было закончено, мать рабочего пришла к Николаю, прокляла его и озеро, сказав, что отныне здесь будут гибнуть люди – по одному за каждое срубленное дерево.
Первой жертвой проклятия стала Сонечка. Через несколько лет и сам Святополк-Мирский последовал за ней: его тело нашли на берегу злополучного пруда.
С тех пор дух неприкаянной девушки обитает в Мирском замке. А люди действительно гибнут: чаще всего в озере тонут мужчины.
Гольшаны по праву считаются лидером среди мистических мест Беларуси. Здесь обитают сразу два привидения – Черный Монах и Белая Дама. Причем вторая отнюдь не дружелюбна и далеко не так безобидна, как, например, Сонечка из Мирского замка.
Белую Даму можно понять: с ней обошлись очень жестоко. Когда шло строительство францисканского монастыря, одна из его стен все время обрушивалась. Монастырь нужно было сдать в срок, иначе рабочие не получили бы вознаграждение. Они решили тайно принести жертву, чтобы стена больше не обваливалась.
Договорились замуровать в стену жену одного из строителей – ту, что первой принесет мужу обед.
Самая красивая из девушек вышла замуж недавно, и от большой любви всегда старалась прийти к мужу пораньше. Как он ни молился, чтобы жена задержалась, красавица поспешила к любимому с обедом. Это и обрекло ее на смерть, зато монастырь был построен в срок.
Легенда могла бы оставаться только легендой, но не так давно проходила реставрация Ольшанского замка, и в одной из стен нашли скелет девушки. После того как кости извлекли, стена дала трещину, а затем и вовсе обвалилась.
Черный Монах тоже стал жертвой любви. Он не был монахом, но одевался в монашеские одежды, чтобы тайно встречаться со своей возлюбленной – княжной Ганной-Гордиславой Гольшанской. Отец княжны, разозлившийся из-за связи дочери с парнем из народа, велел поймать его и казнить. Бедного влюбленного тоже замуровали.
Неупокоенный и несчастный, он до сих пор бродит по замку, где встретил любовь и смерть.
ezoterik-page.com
Что может сильней будоражить кровь любителей мистики и тайн, чем средневековые замки? Конечно, замки с призраками! Вы считаете себя скептиком и не верите в легенды о привидениях? Возможно, этот рассказ о самых загадочных и мистических местах Беларуси заставит вас пересмотреть свои взгляды.
foto-planeta.com (автор снимка Alexander Naumov)
Покоящийся в руинах замок, расположенный в Ошмянском районе РБ, по праву считается одним из самых мистических и загадочных мест нашей страны. В легендах Беларуси есть многочисленные упоминания о Черном монахе, Белой даме и о прочих привидениях, регулярно появляющихся у живописных развалин. Впрочем, наиболее загадочной и пьянящей представляется история, связанная не с самим замком, а с небольшим монастырем, расположенным с ним по соседству.
Как гласит легенда, подканцлер ВКЛ Павел Стефан Сапега повелел своим мастерам построить монастырь в самые сжатые сроки. За выполнение задачи строителям было обещано серьезное вознаграждение, и те взялись за дело с удвоенным усердием. Строители спешили, но в тот момент, когда работы уже близились к завершению, одна из стен неожиданно обвалилась. Недолго думая, каменщики отстроили стену вновь, но не прошло и пары дней, как та снова обвалилась. Так происходило снова и снова. И никакие строительные ухищрения не позволяли придать стене необходимую прочность.
В итоге, каменщики были доведены до отчаяния. Однако в одну осеннюю ночь «на помощь» строителям пришел неизвестный старик, сказавший мастерам, что для устойчивости стен храму нужна человеческая жертва. Совет казался ужасающим, но, обещанное вознаграждение настолько вскружило головы непутевым каменщикам, что те решили последовать совету старика. Выбор жертвы был оставлен на откуп случаю. Как гласят легенды Беларуси, по замыслу каменщиков смерть должна была постигнуть ту из жен строителей, которая первой явится к мужу и принесет ему обед.
В итоге, первой к недостроенному монастырю явилась молодая супруга самого молодого каменщика. Именно ее непутевые строители и замуровали в монастырской стене. После этого храм был успешно достроен и благополучно простоял вплоть до наших дней.
Музей «Брестская крепость»: фото, видео и много личных впечатлений.
Наверное, история о несчастной девушке и алчных строителях монастыря так бы и осталась просто одной из легенд Беларуси, если бы в 1995-м году в здании не начались реставрационные работы. Разобрав одну из монастырских стен, ученые обнаружили под ней скелет молодой женщины, погибшей в результате насильственной смерти.
Куратор работ попросила, двух местных строителей похоронить кости на кладбище, а над могилой установить христианский крест. Однако до конца благое дело доведено так и не было. По странному стечению обстоятельств, строители, разобравшие стену стали умирать при загадочных обстоятельствах. Место захоронения древних костей и остатки умершей женщины отыскать больше также не удалось. Так родилась одна из самых мистических легенд Беларуси.
Что посмотреть в Гродно: королевский город в советских тонах.
фото atua.livejournal.com
Немало таинственных преданий связано и с самим замком. Как пример – история сельского парня Гремислава Валюжинича без памяти влюбившегося в знатную дворянку Ганну-Гордиславу Гольшанскую. Любовь была взаимной, однако происхождение парня, а также тот факт, что Ганна уже была замужем, не давали влюбленным быть вместе. В итоге, молодые люди решили встречаться тайно.
фото surfingbird.ru
Облачаясь в темные одеяния монаха Гремислав каждую ночь пробирался в опочивальню княжны, однако такие встречи продолжались недолго. Об изменах жены прознал муж, и вскоре оба любовника были казнены по приказу хозяина замка. С тех пор, если верить мифам и легендам Беларуси, призраки влюблённых часто появляются у полуразрушенных стен дворца.
Как бесплатно снять жилье за границей: 7 проверенных способов.
фото www.openbelarus.ru
Немало холодящих кровь легенд связано с замком в Мире. Впрочем, как и в случае с Гольшанами, наиболее интересная из них связана не с сами замком, а с роскошным озером, расположенным у самых крепостных стен.
Все дело в том, что на протяжении всей своей многовековой истории, Мирский замок неоднократно менял владельцев. Еще во времена его первого хозяина – князя Илинича – возле замка был разбит красивый яблоневый сад. Впоследствии этот сад вместе с землей, прилегающей к замку, перешел во владение князьям Радзивиллам, и в их времена стал необычайно красив и роскошен. Как гласят легенды Беларуси, семья Радзивиллов очень любила этот сад. Однако после вхождения белорусских земель в состав Российской Империи состояние и положение в обществе некогда великого княжеского рода стало стремительно ухудшаться. Замок пришлось продать, а вместе с ним оставить и любимый яблоневый сад.
Как это часто бывает, новый хозяин дворца – российский полководец Николай Святополк-Мирский — сразу же после оформления сделки решил переиначить имение на свой лад. Не пощадил новый хозяин и роскошный яблоневый сад, на месте которого было приказано вырыть искусственное озеро. Вот с этого момента и начались все беды. Во время вырубки сада по трагической случайности погибло несколько лесорубов. А некоторое время спустя мать одного из погибших прокляла дворянина, сказав, что с этого момента каждый год в пруду будут тонуть люди, и продолжаться это будет до тех пор, пока количество мертвецов не сравняется с количеством вырубленных деревьев.
Мифы и легенды Беларуси, гласят, что с тех пор пророчество быстро начало сбываться. Всего несколько месяцев спустя после того как пруд был залит водой, в нем утонула 12-летняя княгиня Сонечка. Некоторое время спустя у берега пруда был мертвым найден и сам Николай.
Впрочем, на этом история не закончилась. Достоверно известно, что даже в наши дни в пруду около Мирского замка часто тонут местные жители – в основном мужчины. В то же время родовая усыпальница Святополк-Мирских, расположенная рядом с замком, регулярно страдает от паводков. Словно мертвым князьям, похороненным в этом месте, суждено тонуть вновь и вновь…
фото www.liveinternet.ru
Самая лиричная и в то же время одна из самых таинственных легенд Беларуси связана с Несвижским замком и его прежними владельцами – Барбарой Радзивилл и ее возлюбленным — наследным принцем Сигизмундом Августом. Роман двух людей начался еще до того, как Сигизмунд взошел на престол Речи Посполитой. Однако именно коронация принца стала отправной точкой в череде трагических событий, связанных с жизнью влюбленной пары.
фото www.alfa.lt
Все дело в том, что еще до коронации Барбара и Сигизмунд обвенчались тайно. Об их отношениях знали многие, однако сам факт брачного союза открылся лишь тогда, когда королева-мать влиятельная Бона Сфорца решила выдать своего сына за одну из заморских принцесс. Именно в этот момент молодая Барбара Радзивилл и стала мешать планам надменной и властной свекрови. В итоге совсем скоро юную королевну нашли отравленной в ее собственной опочивальне. Убийцу белорусской красавицы так и не нашли. Впрочем, для истории это не так важно.
Убитый горем король так и не смирился с потерей возлюбленной. Отринув все устои католической церкви, Сигизмунд пригласил к себе во дворец могущественного колдуна пана Твардовского, решив с его помощью вызвать призрак мертвой жены. Сеанс спиритизма прошел удачно. Однако в тот самый момент, когда в комнате замка появился призрак Барбары Радзивилл, король, пренебрег заветами колдуна, бросившись к возлюбленной в попытке ее обнять. В результате этого цепь спиритических операций была нарушена, а дух Барбары Радзивилл навсегда остался в стенах Несвижского замка.
Wojciech Gerson — Zjawa Barbary Radziwill
Город Несвиж и самый красивый замок Беларуси. Наша майская поездка.
Как утверждают легенды и мифы Беларуси, если бы Сигизмунд умер в замке, его душа смогла бы воссоединиться с душой почившей возлюбленной. Однако по трагическому стечению обстоятельств, польский король скончался внезапно за много километров от собственного дома. С тех пор два призрака – Сигизмунда и Барбары – блуждают по темным коридорам двух разных замков: Краковского и Несвижского, словно навеки потерявшись вдали друг от друга.
Также советуем почитать:
Места, от которых стынет кровь. Самые страшные мистические истории из мира путешествий.
my-travel-diary.by
Существует несколько легенд о происхождении наших предков. Мы собрали для вас три самые популярные, причём первая – авторская, принадлежащая перу одного из самых известных белорусских авторов, Владимиру Короткевичу. Две оставшиеся авторство за давностью лет утратили, и теперь считаются народными.
Некогда создал Бог землю, и начал делить её между народами. И приходили к нему, и Бог определял, кому что подходит лучше всего. Тем, кто просил сладкой жизни – получил тропические джунгли, где спеет множество сладких плодов, но ползают ядовитые змеи и ночами выходят на охоту хищники. Тем, кто любил коней и просторы – солончаки, где кони находят для себя пропитание, и бескрайние степи.
И пришли белорусы – трудолюбивые, хозяйственные. И Господу так понравились, что он выбрал для них землю, богатую на животных в лесах и на рыб в реках. Да и сама земля, если потрудиться на ней, никогда не оставит голодной. А если вдруг недостаточно уродит, так грибы-ягоды прокормят.
Но тут один из ангелов, стоявших у плеча Бога, не выдержал, воскликнул: «Как же так, Ты же им рай отдаёшь!».
И тогда Господь задумался, и решил, что для равновесия (и чтобы жизнь раем не казалась) даст белорусам самое плохое начальство. Так и пошло, что земля урожайная, и живность всякая в лесах водится, и рыбы в реках много. А вот со всем прочим до сих пор сложности.
В языческих представлениях белорусов главным божеством был Перун. И именно его почитали как творца мира. Согласно этой легенде, в начале времени была только чёрная, мёртвая вода, а посреди неё торчал то ли камень, то ли что иное. И Перун ударил молнией в этот камень, и от него отскочили три искры – белая, красная и жёлтая. Одна полетела вверх, и появилось небо, а на нём – солнце и луна. Вторая попала на камень, и из воды появилась земля, а на ней – разные деревья, кусты и прочая зелень. Из этой же искры и животные начали нарождаться, а потом и люди. Третья искра также попала в воду, и стала вода живой, завелись в ней рыбы и раки. А на месте, где то ли камень, то ли что другое было, вырос дуб. Высокий, до самого неба – и небо на своих ветвях держал.
И люди размножились на земле, и чем больше их становилось, тем шире становилась земля. А там, где земля только появлялась, были болота.
И вот, умирал один из первых людей, и делил между детьми своими имущество своё. Поделил имущество, а землю – повелел, чтобы сами поделили. И дети пустили своих любимых животных. Кто собаку гончую за зайцем пустил, чтобы побольше надел получить. Кто сокола охотничьего за утиной стаей направил, чтобы обозначить свои делянки.
А младший брат пустил выдру. И где пробежала выдра, там пролегли русла рек – Днепра и Двины. Там и стали селиться дети и внуки младшего брата. Белорусами себя называть стали.
А говорят, когда мир только начинался, всего у белорусов было вдоволь. И земли было достаточно для каждого, кто руки имел, готовые к работе. И земля эта была плодородная, хорошо родила, даже в самые неблагоприятные годы. А если уж урожай был не слишком хорош, или хозяин ленив, то всегда можно было в пущу уйти, и там прокормиться, дарами леса да охотой.
Но вот нашлись люди жадные, которые хотели много иметь, да не трудиться в поле. И возвысились, стали забирать добро, что раньше общим было, себе. Так, пока посевная, то да сё, — а пуща уже вроде как и не общая, а принадлежит богатею. И сеножати, что в пуще. Пока жниво, а тут уже и рыбу в реке ловить запрещено, а если ловишь, то непременно часть надо хозяину отдавать.
Но всё равно хорошо ещё жили, скот держали да землю обрабатывали без устали. И непременно стариков уважали, а старики сохраняли самое главное, что знали, всю мудрость. Но главное – имя народа именно они сохраняли. А потому, даже когда приходили из чужих земель жадные до чужого добра люди, старики всегда знали, как обойти неприятеля в ратном деле – хитростью да умелостью.
А однажды пришли к белорусам чужеземцы. И вроде бы не со злой волей, но пришла с ними болезнь, и первыми старики стали умирать. А среди молодых мало оказалось тех, кто имя своё помнил. И чужеземцы, что имя своё помнили и чтили, завоевали всю власть.
Один же из последних мудрецов, умирая, сказал, что белорусы снова смогут вернуть себе то время, когда всего было вдоволь, если имя своё вспомнят.
np.by
Вода в представлениях далёких предков белорусов была средой таинственной, если не сказать – враждебной человеку. Поэтому ничего удивительного, что существование в самом центре водной глади земли, «выстоявшей» в сражении двух стихий, обрастало легендами и мифологическими представлениями.
В пятёрку самых таинственных, безусловно, входит Освейское озеро. Когда-то здесь жили фино-угорские племена, которые рассматривали это озеро как самостоятельный, или, как мы бы сегодня назвали, параллельный мир. По легендам, сохранившимся с тех времён, в озере жили обитатели, очень похожие на людей, однако куда более могущественные. Они могли порадовать «землян» сокровищами, но тем, кто, ведомый алчностью, отправлялся в дорогу на поиски золота, назад путь был заказан. Даже рыбаки, которые и сегодня ловят в этом озере рыбу и раков, строго соблюдают многочисленные ритуалы подготовки к каждому выходу. А те, кто упустил что-то из ритуалов, не ловят дважды на одном месте. Так сказать, во избежание эксцессов.
Недалеко от Браслава (а этот край богат на озёра, недаром же и этнографы называют его Поозерье) есть озеро Струста. С ним у местных жителей связано немало легенд, наиболее яркая из которых гласит, что когда-то уровень воды здесь понизится настолько, что станет виден валун, который сейчас якобы находится на самом дне. И как только он поднимется над поверхностью озера, начнутся мощные грозы, и молнии будут бить именно в него, и вода закипит, а потом и вовсе исчезнет. И превратится весь край в безжизненную пустыню.
Предсказания апокалипсиса достаточно характерны для всех культур мира, и белорусы – не исключение. Отчасти именно поэтому осушению болотистых участков в окрестностях Браслава местные жители отнюдь не способствовали. Ещё бы, когда такие перспективы!
Сегодня на озере имеются семь островов различного размера, многие из которых совсем «молодые».
Это озеро также находится в непосредственной близости от Браслава. Местные жители здесь издревле занимались главным образом ремёслами, связанными с добычей рыбы и раков. Свежайшую, только что выловленную, рыбу отправляли как на ближайшие базары, так и вполне себе достойным заказчикам, в том числе, в аристократические имения. Легенды гласят, что местную рыбу отправляли «даже Радзивиллам», некоронованным королям Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой.
А о происхождении озера говорят так. Жила в пуще семья охотника. И в один из годов весна удалась очень голодной. Добычи не было, и люди голодали. Особенно страдали дети. В один из дней отец-охотник отправился в лес, и пропал. Тогда старший сын обратился за помощью к высшим силам, и неподалёку от сторожки земля провалилась, и провал наполнился водой, а вода даже забурлила от множества рыбы. Семья сумела выжить, только пропитание уже стала добывать иначе – рыбной ловлей.
В Национальном парке «Нарочанский» в тройку самых крупных озёр входит озеро Мядель, которое находится неподалёку от одноименного города. Собственно, город изначально располагался на одном из островов на этом озере, и лишь после большого пожара уцелевшие жители перенесли поселение на берег.
Про озеро рассказывают немало романтических легенд, среди которых особо выделяется та, что рассказывает о том, самом первом, островном замке. Первые поселенцы якобы получили предсказание о том, что поддерживать контакты с миром для них смертельно опасно. И длительное время поселение было достаточно замкнутым. Однако позднее здесь появился замок, и светская жизнь в нём закипела со всей интенсивностью. Предсказание сбылось: именно общение с широким кругом людей привело к эпидемии чумы. В попытках преодолеть болезнь в замке начался пожар, который уже почти некому было тушить.
Это живописное озеро – одно из множества чудесных озёр Браславщины. С ним связано множество легенд, причём начиная от момента образования – и, согласно древнему преданию, образовалось оно из зеркала красавицы, которую злобный властитель хотел против воли взять в жёны. Девушка отказалась, и тогда самолюбивый князь пошёл на замок, где она жила с родителями, с несметным войском. Помогло якобы старое зеркало, которое хранилось в замке: когда девушка бросила его в сторону преследователя из башни, вокруг замка разлилось озеро, а неприятель вместе со своими рыцарями оказался погребён в его пучине.
Эта легенда интересна тем, что в ней можно встретить и отсылки на библейскую историю исхода из Египта, и историю о полоцкой княжне Рагнеде, только со счастливым концом.
К слову, остров на озере действительно есть, и называется он – Монастырь. На нём на протяжении нескольких веков действительно существовали монастыри – униатский (греко-католический), православный. И именно здесь долгое время хранилась чудодейственная икона Богоматери Браславской, Королевы озёр, поклониться которой паломники отправляются и сегодня, – но теперь уже в Браслав.
Большинство белорусских озёр могут похвастаться своими легендами и преданиями. Для местных жителей эти легенды – часть их повседневности, а для туристов – удивительная «приправа» живописнейших мест, полюбоваться на которые стоит хотя бы однажды. Чтобы непременно вернуться снова.
np.by
Сказки, мифы, предания, притчи и легенды
Мой родны кут, як ты мне мілы! Забыць цябе не маю сілы! Не раз, утомлены дарогай, Жыццём вясны мае ўбогай, К табе я ў думках залятаю І там душою спачываю. ЗЕМЛЯ Сейчас осень, земля отдаёт свои последние дары и готовится к отдыху. 14 октября в христианстве День покрова Богородицы, в народной культуре – земля засыпает, природа её…
Седая легенда 13 век – самый таинственный период в истории Беларуси, наполненный множеством легенд, преданий, удивительных историй. В это время с востока на запад на наши земли надвигаются полчища монголов, с запада наступает Тевтонский орден, с севера – Ливонский, с юга – Галицко-Волынское княжество. Казалось, что шансов у…
Жила в лесу дикая яблоня. И любила яблоня маленького мальчика. И мальчик каждый день прибегал к яблоне, собирал падавшие с неё листья, плёл из них венок, надевал его, как корону, и играл в лесного короля. Он взбирался по стволу яблони и качался на её ветках. А потом они играли в прятки и, когда мальчик уставал, он засыпал в тени её ветвей. И…
Я вам сказку подарю, персональную, свою. В ней увидите себя, а в подтексте и меня! (Бабушка) Новогодняя сказка про Деда Ледяного и внучку Завейку, про белорусскую деревеньку, Малыша Василька и его удивительные приключения. Наша сказочная история началась в большом городе, в предновогодние дни, где за одну ночь выпало много пушистого снега. Ноги…
В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привёз на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха,…
kraeved.by
Мирский замок – удивительно интересное место с богатой историей и множеством тайн, которыми здесь дышит буквально каждый камень. Однако он – лишь один из множества мест белорусской земли, загадки которых еще никто не разгадал, а легенды, известные и не слишком, манят не только ученых, но и любителей тайн. Каждый кирпич в их кладке – свидетель нашей истории, свидетель событий, о которых мы можем только догадываться.
Еще в конце XIX века на месте Мирского озера был большой яблоневый сад. Но новый владелец замка Николай Святополк-Мирский затеял грандиозную реставрацию замка и реконструкцию прилегающей территории и решил разбить на месте старинного неухоженного сада парк с озером по европейскому образцу. Он приказал вырубить сад и вырыть на его месте озеро.
Время тогда было весеннее, и яблони стояли в цвету, поэтому работники князя долго отказывались рубить деревья: согласно народному поверью, рубить цветущее дерево – большой грех, и люди, которые так поступают, будут прокляты, а их семьи обречены на несчастья. Но Николай Святополк-Мирский продолжал настаивать на своем и даже собственноручно вырубил несколько яблонь, чтобы показать, что не верит в глупые суеверия. А уж когда он пообещал удвоить работникам плату за вырубку сада, тем ничего не оставалось, кроме как взяться за топоры.
Считается, что этим поступком князь подписал себе и еще многим ни в чем неповинным людям смертный приговор. Работы по обустройству парка и озера шли полным ходом, но едва ли не каждый день здесь случались какие-нибудь беды и несчастные случаи. То запряженная в телегу лошадь понесет и затопчет кого-нибудь, то обвалится на землекопов берег котлована, который рыли под будущее озеро, то строитель или садовник поскользнется или споткнется на ровном месте и упадет с переломом, а то и со свернутой шеей. И все бы еще обошлось, если бы среди погибших на этом строительстве не было единственного сына местной ведьмы. Предание гласит, что, узнав о смерти любимого ребенка, та в гневе прокляла и князя и его озеро, сказав: «Пусть утонет в нем столько людей, сколько было здесь загублено молодых цветущих деревьев».
И действительно, проклятие начало сбываться. С тех пор практически каждый год в этом озере тонул человек, причем чаще всего мужчина. Да и сам князь Николай не избежал проклятия – в 1898 году он был найден мертвым на берегу проклятого озера.
Долгое время никто не знал, почему люди вообще оказывались в озере – ведь все, знающие о проклятии, старались держаться от него подальше. Загадкой было и то, почему тонут обычно мужчины. Пока, наконец, одна из потенциальных жертв проклятия не спаслась из губительных вод.
Дело было поздним летним вечером, когда домой из замка возвращался с работы дневной сторож. Было очень душно – и ему захотелось освежиться. Помня о проклятии, он решил, что купаться в озере не станет, а просто подойдет к воде и как следует умоется. Как только он приблизился к берегу, ему показалось, что он увидел кого-то в воде. Приглядевшись, он понял, что это прекрасная обнаженная девушка с длинными волосами. Мужчина, завороженный зрелищем, быстро сбросил одежду и бросился в озеро, но, как ни старался он доплыть до красавицы, догнать ее не мог. Раздосадованный, он повернул к берегу, но вдруг незнакомка, сделав всего несколько взмахов руками, оказалась рядом с ним. Тут-то сторож и рассмотрел, что волосы ее имеют зеленый оттенок и похожи на водоросли, кожа неестественно белая, а губы синие, как у покойницы, да и пахнет от нее рыбой и речной тиной. Разумеется, мужчина в ужасе поплыл к берегу, но тут же почувствовал, как холодные пальцы с нечеловеческой силой схватили его за ноги и потянули на дно. Он сразу же стал звать на помощь, и, на счастье, его услышали отдыхающие неподалеку люди: двое из них подплыли к нему и вытащили на берег. Поначалу истории сторожа не поверили, решив, что он просто-напросто пьян, но вскоре заметили у него на обеих щиколотках опоясывающие их синяки, оставленные пальцами озерной нечисти.
С тех пор люди говорят, что призраки срубленных яблонь мстят людям, принимая облик прекрасных девушек и заманивая одиноких путников в озеро. Естественно, поймать такую русалку пытались, в основном, мужчины. К счастью, за последнее время никто в Мирском озере не утонул. Похоже, мстительные духи погубленного яблоневого сада уже собрали положенное им число жертв.
На южной стороне Мирского замка в стене отчетливо выделяется небольшой камень, напоминающий по виду голову барана с красиво закрученными рогами. Предание гласит, что если этот камень выпадет из стены или его оттуда достанут, то замок разрушится до основания, и никто никогда не сумеет его восстановить. Правдивость этой легенды пока никто не рискнул проверить, но многие исследователи до сих пор пытаются понять, что означает этот загадочный камень и в чем его символизм. К сожалению, никаких документов на этот счет не сохранилось, и исследователям старины остается только выдвигать версии.
По одной из них, у этого камня христианские корни, и каменная голова барана призвана изображать святого агнца. Среди многочисленных христианских текстов есть история о принятии Богом жертвы сына Адама и Евы Авеля, который отдал на заклание своего любимого ягненка. За это искреннее и бескорыстное подношение на жертву и дарителя снизошел небесный свет и благодать. Возможно, архитектор или сам хозяин замка задумал привлечь удачу и благодать в Мир, разместив в южной стене постройки камень с изображением агнца.
По другой версии, этот знак имеет магическое происхождение и напрямую связан с языческими традициями наших предков. Нередко в старину, прежде чем заложить новый дом или другую постройку, на место будущего строительства приглашали чародея или волхва, который приносил богам жертвы для будущего благополучия дома и его обитателей. В зависимости от достатка семьи жертвой могла стать просто курица или петух, а если хозяин дома был богат – то баран или конь. Череп жертвенного животного потом закапывали под фундаментом дома или вмуровывали в стены, а его душа берегла жильцов от напастей. Считается, что со временем такие традиции отошли в прошлое, но в память об этом ритуале в стену Мирского замка в виде своеобразной «жертвы» могли вмуровать не череп настоящего барана, а камень с его изображением. Но существовал и другой ритуал, к которому могли прибегнуть при строительстве замка. Согласно языческим верованиям, в начале строительства чародей снимал мерку с головы любого живого существа, предназначенного в жертву. В случае с Мирским замком мерка была снята с головы барана. Потом кудесник находил по особым, только ему известным приметам подходящий камень и обтесывал его по снятой мерке. Получившуюся «голову» при строительстве вмуровывали в стену. Считалось, что этот ритуал отбирал у жертвы ее тень, так что в скором времени она умирала и становилась духом-хранителем того здания, в которое поместили магический предмет. Если верить этой легенде, дух барана теперь вечно будет ходить вокруг Мира и охранять его от всевозможных бед и врагов, пока его не освободят, вынув из стены камень.
Еще одна легенда о Мирском замке гласит, что в эпоху Радзивиллов между Мирским и Несвижским замками был прорыт подземный ход. Причем это был не узкий земляной тоннель, укрепленный лишь деревянными балками, существовавший во многих старинных постройках. Согласно некоторым свидетельствам, в легендарном проходе Мирского и Несвижского замков свободно могла проехать карета, запряженная тройкой лошадей. С тех пор история тоннеля и хранящихся в нем богатств окутана тайной.
Казалось бы, геологические условия в этой местности не самые подходящие для подземного строительства. Да и зачем с огромными трудностями прокладывать подземную дорогу, если можно свободно путешествовать поверху, причем без риска быть заваленным тоннами земли. Но в существование подземелий верят, и знаменитый проход длиной свыше 30 км долгое время не дает исследователям покоя. Считается, что именно там во времена Наполеоновских войн были спрятаны легендарные сокровища Радзивиллов, а входы в тоннель после этого намеренно разрушили. Эти богатства уже два века не дают покроя кладоискателям и даже во времена фашистской оккупации германские подразделения вели раскопки между Миром и Несвижем в поисках золота и драгоценностей. Но пока сокровища так и не найдены.
Тем не менее, совсем недавно был открыт подземный ход, который начинается под северо-западной башней Мирского замка и тянется почти на полтора километра. Дальше раскопки пока не продвинулись, но специалисты считают, что эта система туннелей вполне может оказаться в несколько раз больше наземной площади замка, ведь исследователи и реставраторы периодически находят в ближайших окрестностях Мира фрагменты других подземных сооружений, которые вполне могут оказаться частью единого целого.
Эти находки подстегнули интерес не только ученых и исследователей, но и привлекли повышенное внимание «черных» копателей. Кладоискатели уверены, что именно им повезет отыскать легендарные сокровища Радзивиллов. В последнее время их стало настолько много, что в дело пришлось вмешаться властям и установить строгий контроль над всем раскопками в районе, ведь в результате бурной деятельности старателей страдают не только окрестные пейзажи, но и непосредственно стены замка и его подвалы.
Но что же такого ценного хранят в себе подземелья Мирского замка?
Из документальных свидетельств доподлинно известно, что Мирский замок с официальным визитом посещал король польский и курфюрст саксонский Август. В его честь был устроен большой прием с торжественным обедом, а после обильного застолья почетного гостя ждал сюрприз. Хозяин дома пригласил короля и других знатных особ посетить фамильную сокровищницу Радзивиллов, которая располагалась в подземельях Мирского замка.
Процессия спустилась в подвал по каменным лестницам и двинулась сквозь каменные же переходы. Через некоторое время гости остановились перед массивной дверью, окованной железными полосами и украшенной резным фамильным гербом. Хозяин собственноручно отпер ее своим ключом. За дверью оказалась железная решетка, для которой у Радзивилла также был ключ. А за ней гости увидели настоящее чудо – двенадцать апостолов, отлитых из золота и серебра. Каждая статуя была в человеческий рост, украшена драгоценными камнями и одета в золотые и серебряные одежды. Да и кроме чудесных скульптур в сокровищнице было на что посмотреть: в обтянутых шелком и бархатом витринах под стеклом хранились золотые и бриллиантовые колье и диадемы, драгоценная посуда, рыцарские цепи и перстни. Дипломат Николай Васильевич Репнин писал о посещении сокровищница Радзивиллов в письме императрице Екатерине II: «Там были золотые слитки, уложенные до самого потолка. Золота было на сотни пудов, множество золотых украшений да 12 апостолов из этого металла и серебра». Это самое известное документальное подтверждение того, что драгоценные статуи действительно существовали и хранились в подземельях под Мирским замком.
Невероятное богатство Радзивиллов подтверждает и тот факт, что после посещения сокровищницы хозяин замка подарил королю Августу золотой крест, буквально усыпанный крупными бриллиантами с большим изумрудом в верхней части. Этому так же есть документальные свидетельства – хронисты Августа написали, что принимая щедрый подарок, король сказал: «Я принимаю этот дар. Но не из рук подданного, а друга».
Есть в Мире и легенды о гостях с того света: здесь, как и во многих других старинных замках и поместьях, живут свои духи и привидения.
Самым любимым и почитаемым экскурсоводами, реставраторами и работниками музея привидением Мирского замка можно смело назвать призрак Белой Девы. Хотя «Девой» его называют скорее из вежливости или для красоты, ведь общепризнанно, что это неупокоенный дух первой жертвы проклятого озера – юной княгини Софьи Святополк-Мирской. Она утонула в возрасте 12 лет, и тогда ее куда чаще звали просто Сонечка. Так многие ласково называют привидение и сейчас.
Призрак ведет себя скромно и никому не докучает, движется бесшумно и старается не попадаться людям на глаза. Так что видят ее не очень часто. Очевидцы утверждают, что выглядит она или как небольшое вертикально вытянутое белое облачко, или – если подойти поближе и вглядеться – как молодая полупрозрачная девушка, одетая в длинные белые одежды. Впрочем, рассмотреть ее во всех деталях никогда не удается – это привидение весьма застенчиво и, заметив людей, сразу же исчезает. Появляется Сонечка чаще всего или в надвратной башне, которую, к слову, тоже называют «белой», или рядом с фамильной усыпальницей, где была похоронена Софья Святополк-Мирская. Причем видят Белую Деву чаще всего весной или ранним летом, когда княжеские могилы затапливает талой водой. Может быть, в этом и причина ее беспокойства?
Говорят также, что музейные работники много раз видели Сонечку уходящей по подземному ходу к Несвижскому замку. Считается, что Белая Дева может состоять в приятельских отношениях с другим известным привидением – Черной Панной Несвижской, так что неудивительно, что эти призраки ходят друг к другу в гости, а старинный тоннель используют, чтобы не шокировать людей своим поведением.
Есть в Мирском замке и еще одно привидение бывшего хозяина – Доминика Радзивилла. В отличие от мирной и робкой Сонечки, этот призрак не прочь напугать незваных гостей своего дома ни много ни мало до смерти, и истории о нем рассказывают самые жуткие. Считается, что если неосторожно заглянуть этому потустороннему существу в глаза, можно тут же расстаться с жизнью.
Так, рассказывают историю о женщине, которая поздней ночью возвращалась домой мимо стен замка. Было полнолуние и все вокруг было прекрасно освещено холодным лунным светом. Только благодаря этому она и увидела на одной из галерей замка силуэт странно одетого мужчины. На незнакомце был длинный темный плащ и старомодный цилиндр, а в руках он держал трость. Испугавшись, женщина хотела убежать, но не смогла сделать и шагу, замерев от ужаса. А таинственный незнакомец медленно обернулся лицом к ней, и в лунном свете она увидела его глаза.
Говорят, что в ту ночь жуткий, полный отчаяния женский крик разбудил всех жителей близлежащих домов. Те, кто был посмелее, прибежали с фонарями на помощь, но нашли только бездыханное тело женщины, умершей, судя по всему, от страха. Той ночью в местечке Мир спать не ложились и до утра сидели с зажженным светом, слушая вой собак, которые не унимались до самого рассвета.
Медицинское заключение постановило, что женщина у стен замка умерла от разрыва сердца. Врачи ссылались на то, что у бедняжки было слабое сердце, и ничего пугающего и загадочного в ее смерти нет. Но местные жители не поверили, ведь они знали: на самом деле несчастная повстречала жуткого обитателя Мирского замка – привидение Доминика Радзивилла – и погибла от его взгляда.
Эта история с участием призрака Радзивилла не единственная. Всего ему приписывают четыре умерших при сходных обстоятельствах жертвы. Так что гулять в полнолуние при ясном небе у стен замка и по сей день считается небезопасным, а уж если в такую ночь доведется увидеть незнакомца в старинной одежде, лучше бежать без оглядки.
Разумеется, призраки бывших хозяев замка – не единственные сверхъестественные обитатели Мира. За почти 500-летнюю историю здесь появлялись и другие потусторонние посетители.
На первом этаже Мирского замка с его восточной стороны долгое время находилась парадная столовая, а неподалеку от нее в полуподвальном помещении располагалась кухня и многочисленные кладовки. Руководил всем этим обширным хозяйством старший повар. Одно время эту должность занимала женщина по имени Вера Ивановна Хмель. Как-то раз поздним февральским вечером она, отпустив поваров и прочую прислугу, обходила свои владения, проверяя, надежно ли заперты замки на дверях кладовых. Неожиданно на ступеньках, ведущих в подвал, прямо перед ней возник мальчик лет 12. Он был одет в старинную ночную рубашку, а его бледное худое лицо, казалось, слегка светилось в темноте. Удивительно, но женщина не испугалась призрака и даже пошла ему навстречу, а когда подошла к ребенку поближе, сумела услышать, как тот прошептал: «Мне очень холодно». А через мгновение видение исчезло.
После этого случая, привидение ребенка видели на лестнице еще несколько раз. Оно не причиняло никому вреда или неудобств, только жаловалось на холод. И все же две служанки после встречи с призраком слезно умоляли перевести их на работу в другое крыло замка, подальше от беспокойного покойника – правда, не известно, были ли их просьбы исполнены.
Появления призрака прекратились сразу же после того, как во время реставрации полов замка в подвале нашли скелет ребенка и по всем правилам захоронили его на православном кладбище.
Во время все той же реставрации замка, проводившейся при Николае Святополк-Мирском, были обнаружены и еще два скелета. Нашли их под полом в восточной части замка, и, судя по одежде и амуниции, они когда-то были воинами и пролежали здесь по меньшей мере 200 лет. По приказу хозяина замка их похоронили там же, где и скелет мальчика – на православном кладбище. И вот с этого-то и начались странности.
До сих пор, согласно легенде, в новогоднюю ночь ровно в полночь в восточных комнатах и коридорах можно услышать шум боя, лязг мечей и стоны раненых. К сожалению, проверить правдивость этой легенды сейчас практически невозможно – в новогоднюю ночь музей Мирского замка закрыт.
limberi.by
Почему белорусские оборотни были добрыми, что такое мана и почему нельзя передавать вещи через порог? Про это и многое другое корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал кандидат социологических наук, сотрудник НАН Беларуси, мифолог Геннадий Коршунов.
По словам ученого, мифы зародились вместе с появлением первых людей и стали для них способом образного восприятия и объяснения бытия. Из-за того что себя человек знал лучше, чем всё вокруг, он сопоставлял окружающий мир с самим собой — своим телом, мыслями, страстями — и таким образом познавал его.
— Человек знал, что он живет, ест, спит и в конце концов умирает. И один из вопросов, на который мы до сих пор не знаем ответа, это вопрос: «А что будет потом, после смерти?» Вот в этот зазор между сущим и возможным и помещались мифологические существа.
— Если говорить обобщенно, мифологические персонажи были двух типов, — продолжает Г. Коршунов. — Фантасмагорические — с их помощью человек передавал ощущение страха и фиксировал опасность, что было необходимо для выживания. Не случайно огромный пласт мифологии посвящен всевозможным ужасам и монстрам, в том числе детским пугалам и страшилкам. Они служили для человека (и прежде всего для ребенка) отличным ориентиром, чего делать нельзя и куда ходить не стоит. Второй тип персонажей — посмертные существа. Древние верили, что после смерти тела на земле остается что-то еще. В европейской традиции мы называем это душой, в полинезийской — маной, у древних египтян вообще было 6 видов души. Когда человек рождается, он получает запас жизненной силы, рассчитанный на некий длительный период. Если по каким-то причинам человек умирает раньше, не выполнив то, что ему предначертано, часть жизненной силы остается в этом мире и превращается… например, в лешего, болотника, упыря, призрака и т.д.
Белорус всегда жил в наполовину мифологическом мире
Белорусский фольклор, считает мифолог, сохранился в первозданном, аутентичном виде только благодаря потрясающей для Средневековья веротерпимости белорусов. Здесь язычество очень странным образом переплеталось с христианством. Последнее в Европе действующее языческое капище было уничтожено именно в Беларуси! Прошла тысяча лет со времен Крещения Руси, а в центре Минска, напротив нынешнего Лицея БГУ, еще в начале ХХ века лежал камень Дед, напротив горел огонь, там был жрец, туда приходили люди и приносили жертвы — хлеб, яблоки, ткань. Последний языческий священнослужитель был репрессирован только в 1937 году.
Архаичность белорусской мифологии общеизвестна в научных кругах, и поэтому, когда речь идет о наиболее древних поверьях, отечественные и зарубежные исследователи отправляются в экспедиции к нам, в первую очередь на Полесье.
— С одной стороны, наша мифология немного проигрывает в яркости образов. Нет у нас таких пугающих чудовищ, как древнегреческий Минотавр, египетская Амат, скандинавский Ёрмунганд, — отмечает ученый. — Зато есть огромное количество представителей низшей мифологии: домовой, лазник, полевые духи, водяные, лешие, болотники. Поэтому и встречаются с ними не жрецы, а обычные люди, когда, заходя в хлев, здороваются и со скотиной, и с тем, кто присматривает за лошадьми, — с хлевником. В этом смысле мифология у нас очень живая, повседневная и по большому счету создана для того, чтобы научить людей жить правильно. Нечистики к хорошему человеку никогда не прицепятся. Если он порядочный семьянин, не пьет, не дерется, то никакая нечисть ему не страшна.
Наши сказочные существа — особенные
О том, есть ли в Беларуси свой уникальный мифический персонаж, которого не найдешь ни в одной другой стране мира, Г. Коршунов отвечает: выделить какой-нибудь образ как чисто белорусский достаточно сложно. Почти всегда найдутся параллели в других мифологиях, и это характерно для любого фольклора. Зато можно говорить о специфике общеизвестных образов.
— Возьмем того же оборотня, или по-нашему волколака. Особенность белорусских экземпляров — в абсолютном своем большинстве они принципиально не были злыми. На Западе человек становился оборотнем в полнолуние, после того как его покусали и, так сказать, заразили бешенством. У нас же злые колдуны «переворачивали» людей в волколаков, и те не могли вести себя как настоящие волки. Очень страдали, голодали, плакали. Если такой оборотень попадался на пути охотнику, тот мог особым образом схватить его за шкирку и сдернуть шкуру. Поэтому у нас их не боялись, а жалели. Но встречались, конечно, и злобные представители волколачьего племени. В них превращались как раз-таки колдуны. Находили особый пень, втыкали несколько ножей острием вверх и через них кувыркались. Если ножей было шесть, один отвечал за голову, четыре — за конечности, еще один — за хвост.
— Говоря о белорусском фольклоре, нельзя обойти стороной такой особенный персонаж, как домовой, — добавляет мифолог. — Он — душа дома, хранитель семьи. Но чтобы вдохнуть в здание жизнь, нужно было принести жертву. Раньше ходили такие былички (рассказ очевидца о встрече с нечистой силой. — Прим. авт.): когда закладывались стены города или крепости и одна стена постоянно рушилась, какой-нибудь седой дед советовал кого-то в ней замуровать. Строители думали-думали и решали: чья жена завтра первая придет, ту здесь и похороним. Обычно приходила жена самого молодого, потому что соскучилась, — ее и замуровывали.
— Почти то же самое происходило, когда закладывали обыкновенный жилой дом. Естественно, человека не убивали, но первого умершего хоронили под порогом. А из-за того что детская смертность была очень высокой, обычно хоронили ребенка. Его душа и становилась домовым. На самом деле обычай на новоселье запускать кота — это отголоски тех традиций. Поэтому пожилые люди не любят переезжать в новый дом и квартиру: подсознательно они готовы к тому, что дом заберет жизнь. По той же самой причине существует поверье, что нельзя ничего передавать через порог. Проемы в стенах — окна, двери — это потенциально опасное место, через него всевозможная нечисть может проникнуть в дом и наделать в нем бед. Когда мы передаем что-то через порог, мы символически нарушаем эту границу. И домовой, естественно, будет злиться: он заботится, охраняет, а ты сам перечеркиваешь все его старания.
Ленивые белорусские драконы
Огромный интерес, по мнению Г. Коршунова, представляют собой белорусские драконы — «цмокi». В западной части Евразии дракон — воплощение первобытного хаоса, монстр самого высокого уровня, победа над которым обеспечивает человеку статус короля. На Востоке, наоборот, он выступает дающим блага и плодородие. Белорусский «цмок» не похож ни на одного из них. Он человекоподобный и не является эдаким недалеким животным, каким его описывают те же европейцы.
— «Цмокаў» в Беларуси огромное множество. Был такой огненный дракон — обогатитель, которого можно было выносить в специальном яйце под мышкой. За это он приносил хозяину деньги, зерно и прочие дары. Главное — кормить его яичницей, обязательно несоленой. Иначе отомстит пожарами и другими бедами. Потому что соль — символ вечности (засоленные продукты не портятся), а «цмокi» — существа из другого мира и таких вещей боятся.
Драконов часто вырезали на оконных наличниках. Они служили оберегами, отпугивающими разное зло. Традиция помещать на зданиях нечто, отпугивающее нечисть, вообще была достаточно распространенной. Причем образы не обязательно были положительными. Логика такая: если злой придет и увидит кого-то еще более злого, то он, скорее всего, убежит прочь.
О «цмоках» всегда ходило множество легенд…
— По преданию, белорусская деревушка Яя получила свое название, когда два дракона спорили, кто же будет главным. Один говорит: «Я!» Второй: «Я!» Стали бороться. Тут вышел один мужик и говорит: «Властвуйте над деревней оба! И ты, и ты». Цмокi удивились: «И я? И я?» Человек подтвердил: «И я, и я». Так и появилось у деревни название.
— А нынешняя станция метро «Фрунзенская», — рассказывает ученый, — расположена на возвышенности, которую раньше называли Цмокова гора. Однажды живший там дракон захотел украсть девушку местного кузнеца. Но парень не растерялся: поборол «цмока» и бросил его в Свислочь. Поговаривали, что в засуху на берегу можно увидеть кости того самого дракона.
Беларусь мифологическая
Как оказалось, в Беларуси полно мест, где можно встретить мифических существ. Например, в Лошицком парке в период цветения маньчжурского абрикоса появляется призрак панны Ядвиги, а возле разрушенной мельницы можно встретить водяного. А сколько в Беларуси статуй «цмокаў»? Только в Минске их несколько. Около Красного костела архангел Михаил убивает дракона. В Уручье в местном парке стоит статуя Змея Горыныча. Еще один «цмок» обитает возле ОАО «Керамин». В Минске даже статуя черта имеется. Где еще такое найдешь?
— К сожалению, сегодня ни на что не обращаем внимания, — вздыхает мифолог. — Проходим мимо, уставившись в свои телефоны. Оттого мы так до конца и не осознаем самих себя. А как быть белорусом, не зная, из чего формируется наше особое мировоззрение?
— Поэтому, — считает Г. Коршунов, — нужно активнее знакомить наших людей с мифологией. Текстовой информации предостаточно, но энциклопедии в современном мире читают только фанатики. Так что нужна активная визуальная подача: картинки, компьютерные игры, фильмы, мультфильмы. А потом можно и мифологический туризм организовать. Главное — использовать огромный потенциал, который у нас есть.
Подготовила Анастасия Данилович
Фото Анны Кулакевич
minsknews.by