Чтение
Чтение – это визуальный процесс. Зрение – это чисто символический процесс виденья символа или предмета и перевод его в образ. Образы же формируются в законченную мысль. Процесс получения визуальной информации и перевод ее в мыслительный процесс проходит, как полагают ученые, со скоростью, превышающей скорость света. Если прийти к пониманию этого процесса, то можно понять, что скорость чтения практически не ограничена, можно книгу читать быстрее, чем переворачивать страницы. У нас развиты инстинктивные навыки чтения. Чтение для нас – это передача мыслей и концепций от одного человека к другому. Интуитивный процесс позволяет нам вступить в коммуникативную связь с автором, поскольку каждый из нас владеет воображением и интуитивным складом ума, то чтение просто связь – между интуитивным разумом одного человека и интуицией другого.
На нашей планете не только человек владеет способностью к чтению, многие животные и растения могут считывать информацию о времени суток, а времени, когда надо отправляться в дальние страны (перелетные птицы), об опасности и ее отсутствии, о времени начала весенних игр и о многом другом.
Чтение – это процесс передачи энергии от автора к читателю и скорочтение не является исключением, при знакомстве с новой мыслью, с новой концепцией, интересной вам, вы получаете мощный прилив энергии. Скорочтение и будет таким источником, изулучающим эту энергию.
Чтение – это глубоко личный и каждым человеком индивидумально представляемый процесс. Если одну и туже статью дать прочитать различным людям, то интерпретация статьи у каждого человека будет абсолютно различной.
Чтение посредством интуиции вводит читателя в мир без границ, где возможности человека беспредельны.
Очень часто путают хорошее и плохое чтение с беглым чтением. Беглое чтение нельзя назвать или быстрым или медленным – это особый метод чтения. Люди часто путают, так как особое внимание уделяют только скорости чтения, а не продуктивности.
При каждодневных потребностях и решении насущных задач самым главным является выработка стратегии в чтении, а это невозможно, если не владеешь навыками беглого чтения. Точно также важно как читать быстро, так и читать медленно. Эти два вида чтения оказывают друг другу активную поддержку. Чтение – это сложный процесс, в котором и медленное и быстрое чтение играют важную роль.
Освоить метод быстрого чтения совсем не трудно, выполнив всего несколько несложных упражнений, вы сможете овладеть им.
Беглое чтение – это, прежде всего, способность читателя, схватить самую суть книги, статьи, доклада, то есть его основную мысль.
Беглое чтение быстрее, чем скорочтение, так как читатель видит даже то, что лежит за пределами обозреваемого им участка печатного текста.
Если читателю понадобится найти среди страницы текста, какой-то определенный знак, он не станет читать текст целиком, он посмотрит на всю страницу челиком и постарается разглядеть его. Если надо отыскать какое-нибудь слово, он быстро просмотрит страницу сверху вниз.
При беглом чтении читатель должен связывать слова и знаки, а также поступившую к нему информацию с уже имеющейся, так как слова не могут отложиться в памяти просто так, ни к чему не привязываясь.
Человека, который бегло читает, можно сравнить с человеком, который ждет возвращения корабля на берегу. Этот человек знает, как должен выглядеть корабль и с какой стороны он появиться. Точно также и читатель, ищущий специфическую информацию и бегло просматривающий текст – он знает, что хочет обнаружить в тексте.
Процесс получения общей информации при беглом чтении текста – это процесс трудный и трудоемкий.
Если вы будете бегать глазами по совершенно незнакомому тексту и встречать много новых и незнакомых слов, то процесс получения информации может затянуться, хотя, безусловно, вы узнаете то, что хотели узнать, за отведенный вам промежуток времени. Но это будет такая информация, которую вы не сможете истолковать. Если же вы будете знать эту тему в совершенстве и страницы новой публикации будут насыщены знакомыми вам словами и терминами, то усвоить новую информацию для вас не составит труда.
Здесь приведены два совершенно противоположных случая. Но обычно текст изобилует значимыми словами, которые постоянно повторяются и на них обращает внимание читатель. Определенные представление о тексте складываются, если попробовать беглый просмотр отрывков текста. Чем яснее будут у вас представления о тексте, тем легче будет вам бегло прочитать данный текст.
К беглому чтению можно прибегать как в случае с медленным, так и в случае с быстрым чтением и можно достичь высоких скоростей. С помощью беглого чтения возрастает гибкость чтения. Иногда настолько быстро становится понятен смысл текста, что все остальные предложения можно просто пропустить или бегло просмотреть. Иногда можно бегло просматривать страницу за страницей, абзац за абзацем, чтобы знать, когда надо начать внимательно читать текст.
Искусство такого чтения позволяет быстро читать и просматривать страницу за страницей, пропуская то, что не нужно, и при этом не терять смысла текста.При правильном использовании беглого текста, читатель может сконцентрировать свое внимание там, где это ему нужно и избавиться от ненужной работы и ненужной информации. Беглое чтение помогает быстрее и точнее усвоить информацию.
При беглом чтении вы можете полностью использовать возможности вертикальноготекста. Вертикальное чтение охватывает до пяти строк печатного текста, при обычном чтении, вы можете видеть, весьм арасплаывчата и смутно две – три строки, расположенные под и над строкой, которую вы читаете. Нормальное поле зрения можно изобразить в виде приплюсноутого эллипса. Если вы сосредоточите свое внимание на нескольких словах печатного текста, то у вас останется весьма неясное представление о строках расположенных над и под строкой, которую вы читали.
Если вы попытаетесь держать в поле своего зрения шесть или больше строк, то заметьте, разницу в распределении вашего внимания.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Часть III Внеклассное чтение Глава 13 Ночь на крещение и произвольная программа Если вы дочитали до этой главы — значит, мы уже познакомились. И теперь я хочу пригласить читателей на свой день рождения, чтобы спокойно побеседовать. Уже более пятнадцати лет он празднуется
Чтение и зрение Чтобы сохранить зрения и при этом не отказывать себе в удовольствии чтения, надо создать благоприятные условия для чтения. Лучше всего это делать при хорошем дневном свете, расположившись у окна, чтобы на книгу не падали прямые солнечные лучи. Слепящий
Не всякое чтение на пользу Истинный мудрец не тот, кто знает многое, а тот, кто знает необходимое. Но кто из нас наделен счастливым качеством отличать нужное от ненужного? На Востоке говорят: «Худшие враги человека не пожелали бы ему тех бед, которые могут принести ему
Чтение и зрение Чтобы сохранить зрения и при этом не отказывать себе в удовольствии чтения, надо создать благоприятные условия для чтения. Лучше всего это делать при хорошем дневном свете, расположившись у окна, чтобы на книгу не падали прямые солнечные лучи. Слепящий
Дальнейшее чтение Вы, возможно, захотите узнать больше о некоторых людях, о которых мы говорили в этой главе. К счастью, многие из них написали свои автобиографии или мемуары, представляющие собой руководство по обретению самообладания и стойкости. Ниже приведен перечень
Чтение текста Находясь в фазе, можно читать. Единственно такое чтение сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, мелкий текст часто просто нечитаем, так как эффект гиперконцентрации может искажать текст при присматривании к нему. Данная проблема решается только тем, что
Глава 23 Чтение Термин скорочтение в настоящее время очень распространен, но означает он совсем не то, о чем можно подумать, исходя из названия метода. Те, кто утверждает, что быстро читает, на самом деле не столько читают, сколько ухватывают идеи. Вспомните об этом, если
На самом деле, невербальное чтение (примечание: чтение про себя, не вслух) не помогает развивать беглое чтение людям, испытывающим в этом трудности. National Reading Panel утверждают: “Эмпирические исследования показывают, что самостоятельное невербальное чтение оказывает незначительное влияние на развитие скорости чтения”. В таком случае, необходимо подумать, стоит ли ученику продолжать читать неправильным для него способом в надежде на постепенное улучшение его навыков, если он испытывает трудности с чтением?
Это очень похоже на процесс обучению живописи. Получив от учителя несколько полезных советов, ученик начинает понимать основные приёмы живописи. Учитель разбирает каждый шаг, а после проверяет, как каждый работает, чтобы убедиться, правильно ли ученики всё поняли.
Стоит ли делать то же самое для наших учеников — убедиться, что они старательно читают, шаг за шагом двигаясь к прогрессу, так же, как учитель живописи подходит к каждому ученику, чтобы убедиться, что наша техника приведёт нас к желаемому результату? Стал бы ученик лучше понимать технику искусства живописи, если бы он молча и неумело пытался нарисовать что-то самостоятельно? Именно это и происходит с учеником, который не рассказывает о своих проблемах с чтением.
Несмотря на это, невербальное чтение занимает важную роль в жизни ученика. Как только он доходит до уровня беглого чтения, ему стоит продолжать читать всё, что попадётся под руку на привычной для него скорости.
Покажите пример беглого чтения: продемонстрируйте, как нужно правильно читать вслух. Другие взрослые тоже могут помочь с этим: репетиторы, родители, братья или сёстры и т.д. Таким образом ученик услышит, как текст должен звучать, чтобы получить более чёткое понимание того, как строится речь, включающая в себя правильно расставленые паузы в конце предложений, восходящую интонацию при использовании вопросов и т.п.
Чтение вслух: пусть Ваши ученики читают вслух громко и чётко, не обязательно быстро. По мере получения опыта в чтении и улучшении его навыков, скорость, вероятнее всего, тоже увеличится.
Хоровое чтение (или чтение в унисон): это групповая практика, в которой Вы читаете отрывок из текста своим ученикам, и они повторяют его в унисон.
Театр Читателя: это забавное преображение обычного чтения в некого рода спектакль. Каждый ученик должен работать в команде со своими одноклассниками, читая с выражением и передавая смысл написанного. Это поможет улучшить не только эффективность чтения, но и навыки командной работы.
Хвалите за беглое чтение: небольшая порция похвалы иногда творит чудеса. Не забывайте также мягко указывать на проблемные места, чтобы ученики знали, над чем стоит работать. Чтение некоторым даётся крайне тяжело, так что не забывайте воодушевлять их на дальнейшую работу!
Теперь, когда вы знаете, что независимое невербальное чтение не помогает ученикам, испытывающим трудности с чтением, какой подход вы выберете для уроков литературы, чтобы сделать их более эффективными? Обратите внимание на программный комплекс FAST FORWORD, который теперь включает в себя программу сопровождаемого устного чтения — Reading Assistant Plus, которая:
демонстрирует образец правильного чтения (читает ученику вслух)
слушает и анализирует, как ребенок читает вслух
помогает отработать правильное произношение
помогает пополнять словарный запас
помогает понять значения незнакомых слов
Это нечто вроде персонального репетитора по чтению, встроенного в Ваш компьютер, и эта программа очень эффективна, особенно для детей, которым не помогает чтение про себя.
Практика, обеспеченная правильными методами и подходящей поддержкой, — ключ к успеху начинающих читателей.
Источник
Беглость определяется как способность читать быстро, точно и с правильным выражением. Для того чтобы понять то, что они читают, дети должны уметь читать бегло независимо от того, читают ли они вслух или про себя. При чтении вслух беглые читатели читают фразами и соответствующим образом добавляют интонацию. Их чтение плавное и экспрессивное.
Дети, которые не читают бегло, говорят отрывисто и неуклюже. Эти учащиеся могут испытывать трудности с навыками декодирования или им просто нужно больше практиковаться в скорости и плавности чтения. Беглость также важна для мотивации; дети, которым чтение кажется трудным, как правило, не хотят читать! По мере того, как читатели переходят в старшие классы начальной школы, беглость речи становится все более важной. Объем чтения, необходимый в старших классах начальной школы, резко возрастает. Учащиеся, которые читают медленно или с трудом, будут иметь проблемы с выполнением требований к чтению на уровне их класса.
Дети обычно выражают свое разочарование и трудности в общих чертах, например: “Я ненавижу читать!” или «Это глупо!». Но если бы они могли, то вот как дети могли бы описать, как трудности с беглостью в особенности влияют на их чтение:
Вот несколько подсказок для родителей о том, что у ребенка могут быть проблемы с беглостью речи:
Вот несколько подсказок для учителей о том, что у учащегося могут быть проблемы с беглостью речи:
С помощью родителей и учителей дети могут научиться методам преодоления проблем с беглостью речи, влияющих на их чтение. Ниже приведены некоторые советы и конкретные действия.
Узнайте больше о проблемах с беглостью с помощью этих ресурсов:
< предыдущая | следующий >
Беглость — это способность читать так, как вы говорите. Хадсон, Лейн и Пуллен определяют беглость следующим образом: «Беглость чтения состоит как минимум из трех ключевых элементов: точное чтение связанного текста в разговорном темпе с соответствующей просодией или выражением». Не беглые читатели страдают, по крайней мере, в одном из следующих аспектов чтения: они делают много ошибок, читают медленно или читают с неправильным выражением и фразами.
Развитие беглости чтения с помощью программ Read Naturally Strategy
На протяжении многих лет преподаватели признавали, что беглость речи является важным аспектом чтения. Исследователи чтения соглашаются. Более 30 лет исследований показывают, что беглость является одним из важнейших строительных блоков чтения, потому что развитие беглости напрямую связано с пониманием.
Вот результаты одного исследования Фукса, Фукса, Хоспа и Дженкинса, которые показывают, как беглость устного чтения сильно коррелирует с пониманием прочитанного.
Измерение | Коэффициент достоверности |
---|---|
Устный отзыв/пересказ | .70 |
Закрыть (заполнить пропуск) | |
Вопрос Ответ | . 82 |
Беглость устного чтения | .91 |
Для интерпретации этого типа корреляционных данных примите во внимание, что идеальное совпадение будет равно 1,0. Как видите, устное воспоминание/пересказ, заполнение пропусков и ответы на вопросы выше 0,6, что указывает на сильную корреляцию. Но беглость устного чтения, безусловно, самая сильная, с 0,9.1 корреляция.
Многие исследователи, в том числе Брезниц, Армстронг, Кнупп, Лесгольд и Пиннелл, обнаружили, что беглость речи сильно коррелирует с пониманием прочитанного — то есть, когда учащийся бегло читает, он, скорее всего, поймет, что он или она читает.
Почему беглость чтения и понимание прочитанного так тесно связаны? Доктор С. Джей Сэмюэлс, профессор и исследователь, известный своей беглостью речи, выдвинул теорию, названную теорией автоматизма. По словам доктора Сэмюэлса, у людей ограниченное количество умственной энергии. Если вы хотите работать в режиме многозадачности или освоить сложные задачи, такие как чтение, вам сначала нужно освоить составные задачи, чтобы вы могли выполнять их автоматически. Например, у читателя, который должен сосредоточить свое внимание на расшифровке слов, может не хватить умственной энергии, чтобы обдумать смысл текста. Однако беглый читатель, который может автоматически расшифровывать слова, может вместо этого полностью сосредоточиться на понимании текста. Чтобы стать опытным читателем, наши ученики должны стать автоматическими с текстом, чтобы они могли обращать внимание на смысл.
Исследование, проанализированное Национальным советом по чтению, показывает, что простое поощрение учащихся к самостоятельному чтению не является самым эффективным способом улучшить успеваемость по чтению. Слишком часто простое поощрение учащихся из групп риска к чтению не приводит к их увеличению. Во время продолжительного молчаливого чтения читатели из группы риска могут взять книгу, состоящую в основном из картинок, и посмотреть на картинки, или выбрать сложную книгу, чтобы выглядеть как все, а затем притвориться, что читают.
Даже если ученики из группы риска читают, они читают медленнее, чем другие ученики. За 10-минутный период чтения опытный читатель, читающий молча 200 слов в минуту, может прочитать 2000 слов. За те же 10 минут учащийся из группы риска, который читает 50 слов в минуту, прочитает только 500 слов. Это равное время чтения, но, конечно, не одинаковое количество прочитанных слов.
Этим учащимся нужно больше читать, но часто просто просить их читать самостоятельно не получается. Национальная комиссия по чтению пришла к выводу, что для нас более эффективным будет прямое обучение развивающихся читателей тому, как читать бегло, шаг за шагом.
Как научить учащихся бегло читать? Национальная комиссия по чтению обнаружила данные, подтверждающие три стратегии, которые улучшают беглость речи, понимание и успеваемость в чтении: моделирование учителем, повторное чтение и мониторинг успеваемости.
Первая стратегия – моделирование учителя . Исследования показывают, что различные формы моделирования могут улучшить беглость чтения. Примеры моделирования учителя включают:
Моделирование учителем включает в себя нечто большее, чем просто прослушивание того, что кто-то читает. Студенты должны быть активно вовлечены 100 процентов времени и мультисенсорным способом.
Моделирование учителем учит распознавать слова в осмысленном контексте, демонстрирует правильную формулировку и позволяет учащимся практиковаться в отслеживании текста на странице. Ребенок может получить пользу от моделирования учителем, если он или она знает по крайней мере 50 слов для зрения и хорошо понимает начальные звуки.
Скорость считывания модели считывателя важна. Кристофер Скиннер, исследователь чтения, обнаружил, что студенты, которые медленно читали с ним списки слов, лучше владели словами, чем студенты, которые читали с ним быстрее. Более медленный темп позволяет учащимся учить новые слова и разъяснять трудные слова. По мере того как учащиеся учат больше слов, они, естественно, становятся более беглыми.
Другой формой моделирования является метод неврологического отпечатка. В методе неврологического отпечатка опытный и борющийся читатель читает отрывок вместе, при этом более способный читатель читает примерно со скоростью борющегося читателя. Хекельман (1969) показали, что после 29 15-минутных занятий 24 мальчика с седьмого по девятый класс, которые отставали в чтении в среднем на 3 года, улучшили чтение в среднем на 1,9 года на основе теста Орала Гилмора и Калифорнийского теста достижений.
Другой метод, который, как показали исследования, значительно повышает беглость чтения, — это повторное чтение . На самом деле, Национальная комиссия по чтению утверждает, что это самый действенный способ улучшить беглость чтения. Это предполагает простое чтение одного и того же материала снова и снова, пока он не станет точным и выразительным.
В 1970-х годах Лаберж и Сэмюэлс изучали, что происходит, когда студенты читают отрывки снова и снова. Они обнаружили, что когда студенты перечитывали отрывки, они читали их быстрее, лучше понимали их и могли лучше читать последующие отрывки в результате повторного чтения.
Повторное чтение является формой овладения навыками. Учащиеся читают одни и те же слова столько раз, что начинают их узнавать и способны идентифицировать в другом тексте. Помимо помощи учащимся в овладении словами, повторное чтение меняет то, как учащиеся воспринимают себя по отношению к процессу чтения.
Людям, играющим в видеоигры, ставится конкретная цель и предоставляется немедленная актуальная обратная связь об их прогрессе в достижении этой цели. Такое сочетание наличия цели и получения отзывов о прогрессе может быть очень мотивирующим.
Мониторинг успеваемости использует эту комбинацию, чтобы мотивировать учащихся к чтению. Вы ставите перед учащимися конкретную индивидуальную цель чтения и сообщаете им, как именно вы узнаете, что они ее достигли. Затем вы даете им средства для измерения того, как они работают. Наконец, вы сделаете это достаточно простым, чтобы они знали, что достигли своей цели, еще до того, как вы это сделаете. Этот мониторинг прогресса побуждает учащихся практиковаться в чтении одного и того же рассказа снова и снова, пока он не достигнет мастерства.
Основанная на исследованиях стратегия Read Naturally Strategy объединяет эти три стратегии в высокоэффективные программы, которые ускоряют достижения в чтении. Учащиеся становятся уверенными читателями, развивая беглость речи, навыки фонетики, понимание и словарный запас при чтении текста с уровнями. Проверенные временем интервенционные программы привлекают учащихся интересными научно-популярными историями и дают впечатляющие результаты.
Подробнее о стратегии Read Naturally
Исследования для стратегии «Естественное чтение»
Стратегия «Естественное чтение» доступна в различных форматах:
Структурированный , дополнительная программа чтения для самостоятельного развития навыков грамотности. Доступно в следующих форматах:
One Minute Reader Live (компонент веб-версии Read Live для дополнительного чтения в школе)
Книги/аудио компакт-диски One Minute Reader (для программы доставки из школы на дом)
Armstrong, S.W. (1983). Влияние материальных трудностей на обучение детей-инвалидов устному чтению и пониманию прочитанного. Неспособность к обучению Ежеквартально , 6, стр. 339–348.
Брезниц, З. (1987). Повышение точности чтения и понимания у первоклассников за счет ускорения их скорости чтения. Журнал педагогической психологии , 79(3), стр. 236–242.
Фукс, Л. С., Фукс, Д., Хосп, М. К., и Дженкинс, Дж. Р. (2001). Беглость устного чтения как показатель умения читать: теоретический, эмпирический и исторический анализ. Научные исследования чтения , 5 (3), стр. 239–256.
Хекельман, Р. Г. (1969). Неврологический метод обучения коррекционному чтению. Academic Therapy Quarterly , 5 (4), стр. 277–282.
Хадсон, Р. Ф., Х. Б. Лейн и П. К. Пуллен. (2005). Оценка беглости чтения и инструкции: Что, почему и как. Учитель чтения 58(8), стр. 702-714.
Кнупп, Р. (1988 ). Улучшение навыков устного чтения у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями обучения посредством повторного чтения . Практикум, Университет Нова (Служба репродукции документов ERIC № ED 297275).
Лаберж, Д., и Сэмюэлс, С.Дж. (1974). К теории автоматической обработки информации при чтении. Когнитивная психология , 6, стр. 292–323.
Лесголд А., Резник Л. Б. и Хаммонд К. (1985). Обучение чтению: лонгитюдное исследование развития словесных навыков по двум учебным программам. В G. Waller & E. MacKinon (eds.), Исследование чтения: достижения в теории и практике . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Академическая пресса.
Национальная комиссия по чтению. (2000). Обучение детей чтению: основанная на фактических данных оценка научно-исследовательской литературы по чтению и ее значение для обучения чтению . Вашингтон, округ Колумбия: Национальный институт детского здоровья и развития человека.
Пиннелл, Г. С., Пикульски, Дж. Дж., Виксон, К. К., Кэмпбелл, Дж. Р., Гоф, П. Б., и Битти, А. С. (1995). Прослушивание того, как дети читают вслух: данные из интегрированной записи успеваемости по чтению (IRPR) NAEP для 4-го класса (публикация NCES 95-726). Вашингтон, округ Колумбия: Министерство образования США, Национальный центр образовательной статистики.
Сэмюэлс, С.Дж. (2002). Беглость чтения: ее развитие и оценка. В AE Farstrup & SJ Samuels (eds.), Что говорят исследования об обучении чтению, 3-е изд. , стр. 166–183. Ньюарк, Делавэр: Международная ассоциация чтения.
Сэмюэлс, С. Дж. (1997). Метод повторных чтений. Учитель чтения , 50 (5), стр. 376–381.
Сэмюэлс, С. Дж. (2006 г.). К модели беглости чтения. В SJ Samuels and AE Farstrup (eds.), Что говорят исследования о беглой речи . Ньюарк, Делавэр: Международная ассоциация чтения.