15 мин | 1.Эмоциональный настрой 2. Сообщение темы урока. 3.Актуализация знаний 4.Рассматривание и анализ натуры 5.Определение цвета овощей. 6.ФИЗКУJIЬТМИНУТК А. 7.Этапы выполнение рисунка. 8.Закрепление изученного материала. | Послушайте стихотворение об одном мальчике. Художник Наш Сережа, как художник, Тяп да ляп – спешит всегда: Рисовал в окошке дождик, Получилась – борода; Солнце толстое, как мыло, У цыпленка три ноги, Танк похож на крокодила, А дома на утюги. На кувшин без ручки – кошка, Слон – на ящик и кровать. И не может сам Сережка, Кто и что тут разобрать. Удивляется – откуда Хвост на шее у верблюда И рогатая у льва, Где-то сбоку голова! Ну, а нам не в удивленье, Тут простой на все ответ: – Нет терпенья – Нет уменья, Нет уменья – Толку нет! – О чем вы узнали из этого стихотворения? Сегодня на уроке мы будем рисовать с натуры овощи и продолжим знакомство с одним из жанров изобразительного искусства – натюрмортом.
– Какое название может быть у этой картины? (выслушиваются варианты ответов). – Какие жанры живописи знаете? К какому жанру относится эта картина? Почему? – Обратимся теперь к понятию натюрморта. Этот жанр замечателен тем, что познается через мир предметов: домашнюю утварь, атрибуты какой-либо деятельности, плоды или цветы, – отражаются различные стороны жизни. – А что, по вашему мнению, можно назвать натюрмортом? Натюрморт – это картина, на которой обычно изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы и дичь и г. д. Само слово натюрморт в переводе с французского буквально означает «мертвая натура». Большой вклад в развитие натюрморта внес Иван Трофимович Хруцкий. Картины И. Т. Хруцкого нарядны и эффектны. С большим мастерством написан художником натюрморт «Цветы и плоды». – Что изображено? – Какие цвета использовал? (цветы светлой окраски, много желтого). – Понравился ли вам натюрморт «Цветы и плоды»? А чем? Беседа «Что будем рисовать?». Сегодня мы нарисуем натюрморт, на котором будут изображены овощи. Отгадайте, какие овощи будут служить нам натурой:
Росла в темнице, Люди в руки брали, Косы срывали.
С хвостиком зелёным. Похрустеть им каждый рад Свежим и солёным.
Главный он в томатной пасте, Нам известен с давних пор Ярко- красный …… -Правильно, мы сегодня будем рисовать морковь, огурец и помидор. (показ натуральных овощей) Рассмотрим форму каждого из овощей, в какие фигуры их можно вписать? – Какую форму имеет огурец? – А какую форму имеет помидор? Как вы уже знаете, прежде чем приступить к рисованию, необходимо внимательно изучить цвет предметов, которые нужно изображать. Рассмотрим цвет наших овощей. – Что вы можете сказать о цвете моркови? – А какого цвета помидор? – Какой цвет имеет огурец? -Скажите, если у вас в коробочке с красками нет оранжевой, какие краски вы смешаете, чтобы получить нужный оттенок. (Для получения оранжевой краски на палитру кладется желтая и красная краски и смешиваются между собой до получения нужного цвета.) Светофор: Красный – присесть, жёлтый встать, зелёный- ходьба на месте. Учитель показывает поочерёдно цветные круги в разном порядке, дети выполняют, соответствующие движения. 1.Композиция рисунка. Для того чтобы рисунок был выразительным, необходимо правильно расположить лист и предметы на его плоскости. -Как расположим лист? Почему? 2.Построение формы предмета. – Прорисуем контур каждого овоща дугами. (Приложение к уроку, рис. 2.) -В работе мы передаем общий, наиболее характерный цвет изображаемых объектов Раскрашиваем овощи в основные цвета. Какие? (Приложение к уроку, рис. 3.) 3.Прорисовывание деталей. – А теперь прорисуем каждый из предметов, добавляя оттенки. -Итак, ребята. – Контур, какого овоща нужно рисовать первым? – Что делаем далее? – Что делаем, после того как изобразили контур всех овощей? – А что делаем в конце? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Узнают тему урока. Слушают учителя. (натюрморт) (мнение детей) пышный (букет цветов, красивые фрукты – крупные яблоки, синие сливы, лимоны, гроздья винограда, смородины, стеклянный графин) (Морковь. (Огурец.) (Помидор.) (Морковь имеет форму треугольника.) (Огурец имеет форму прямоугольника, у которого закруглили углы.) (Помидор тоже имеет форму прямоугольника, только снизу и сверху он приплюснут.) (Морковь оранжевая.) (Помидор красный.) (Огурец зеленый.) (горизонтально). (морковь – оранжевая, помидор – красный, огурец – зеленый). ( В огурец можно добавить жёлтой краски). (Начинаем положения листа и точками показываем положение овощей). (центрального) (изображаем контур остальных овощей). (Закрашиваем эти овощи). (дорисовываем плодоножку и зеленую ботву у моркови) | П: строить сообщения в устной форме; структурирование знаний Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. К: слушать и понимать речь других. К: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. П: отвечать на простые вопросы учителя. Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Р: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. П: отвечать на простые вопросы учителя П: отвечать на простые вопросы учителя К: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. П: отвечать на простые вопросы учителя К: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. П: строить сообщения в устной форме; структурирование знаний К: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. П: отвечать на простые вопросы учителя К: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. | III.Самостоятельная творческая работа детей. | 20 мин | 1.Выполнение работы учащимися. | – Теперь попробуйте изобразить овощи такими же, какие находятся перед вами. | Работают у себя в альбомах. | Р: определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. | 3 мин | 1.Рефлексия 2. Выставка работ учащиеся 3. Уборка рабочих мест. | Итак, чем мы занимались сегодня на уроке? Первый ряд, выйдете к доске, покажите свои работы. Присядьте. Выйдете второй ряд. Выйдете третий ряд. – Кому из ребят удалось наиболее точно передать натуральность овощей? – Уберите свои рабочие места: вылейте воду из стаканчиков, промойте их и кисточки, закройте краски и уберите. | (ответы детей) | Л: освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. К: соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. |
Титульный лист
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» (ГБПОУ РО «ВПК») Технологическая карта урока: Изобразительное искусство Выполнила Студентка группы ПНК- 3.1. Чемерицына Е.А Проверил Учитель: (подпись) Преподаватель:
(подпись) Волгодонск, 2020 |
2 –й лист (оформление по альбомной ориентировке листа)
Схема технологической карты урока
Дата проведения:
Класс: 4
Образовательная программа: «Школа России»
Тема: «Рисование с натуры. Натюрморт»
Тип урока: обучение
Вид деятельности: рисование с натуры
Планируемые предметные результаты:
1.Различать и называть цвета цветового спектра, цветовые гаммы, применять их в творческой деятельности.
2.Применять основные средства выразительности в живописи, применять их в рисунке с натуры.
3.Изображать пропорциональные соотношения, композиционное построение, перспективные взаимоотношения.
4.Научиться передавать объемное изображение, формы предмета с помощью светотени.
Цель: обучение навыкам рисования натюрморта с натуры из бытовых предметов.
Задачи:
1.Образовательная:
-уметь определять общую форму и конструкцию предметов;
-умение выполнять рисунок натюрморта в технике акварель.
2.Развивающая:
-развивать композиционные умения в процессе выполнения линейного рисунка;
-развивать мелкую моторику;
-планировать свои действия;
– развивать умение анализировать форму, цветовую окраску предметов;
-развивать пропорциональные соотношения;
-уметь передавать объем предметов путем высветления или затемнения краски.
3.Воспитательная:
– воспитывать интерес к данному жанру- натюрморт;
-воспитывать чувство цвета в жанре натюрморта;
-воспитывать эстетический вкус, эстетическое начало;
-воспитывать умение передавать красоту обыденных вещей;
-воспитывать тактичность в результате анализа;
-формировать умение готовить своё рабочее место;
– воспитывать аккуратность.
Планируемые метапредметные результаты:
1.Регулятивные:
-анализировать результаты собственной художественной деятельности;
-планировать и осуществлять самостоятельную художественную деятельность.
2.Познавательные:
-различать и изображать формы предметного мира;
-понимать ценность искусства, роль художника в понимании мира.
– 3.Коммуникативные:
-осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимопомощь.
Планируемые личностные результаты:
Методы обучения:
Используемые ресурсы: картины художников, наглядный материал.
Оборудование:
Учителя: предметы для постановки (груша, яблоко, кружка), картины художников (Исаака Левитана, Ивана Айвазовского, Ильи Репина)
Обучающихся: альбом, акварельные краски, карандаши, кисти, баночка для воды.
№ | Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Организационная часть урока | 1-1,5 мин. | 1.Приветствие: Вот опять звенит звонок, Начинается урок! 2.Проверка готовности к уроку. – Прежде чем начать урок, проверим, все ли у вас готово, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности. | – Приветствие учителя. – Проверка готовности. | – Личностные: самоорганизация. -Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками. |
2 | Вводная часть урока:
| 8-15 мин. | -Сегодня на уроке мы будем говорить о жанре изобразительного искусства и нарисуем картину этого жанра. О каком жанре идёт речь, вы мне сейчас скажите: -Если видишь на картине чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, или розу в хрустале, Или бронзовую возу, или грушу, или торт, Или все предметы сразу,- Знай, что это ……….. -Что такое натюрморт? ( В переводе означает « мёртвая натура» – род живописи, изображающей предметы обихода, овощи, фрукты, битая дичь, цветы и т. -Какие предметы изображают в натюрморте? (Овощи, фрукты, цветы, посуда, дичь, любые предметы, созданные руками человека). – А зачем художники всё это изображают? (Чтобы мы заметили красоту обычных предметов). | -Слушают преподавателя; -Отвечают (натюрморт) -Отвечают на вопросы. | -Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. -Познавательные: формулирование проблемы. -Личностные: смыслообразование. |
3 | Основная часть урока | 15-25 мин. | – Посмотрите на репродукции картин и выберите среди них только натюрморты. Приложение1(Исаака Левитана) Приложение 2(Ивана Айвазовского). Приложение 3(Ильи Репина) – Что изобразили на них художники и почему они относятся к этому жанру? – А вот, что мы будем изображать на своём натюрморте вы узнаете, если отгадаете загадки: -Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые И маленькие детки. -В саду растёт, весной цветёт, Кувшин напоминает, А кто-то с лампочкой сравнит, Как фрукт тот называют? ( груша) – В меня жидкость наливают: – А сейчас давайте проведем физминутку. | – Слушают учителя и отвечают на вопросы. -Просмотр картин художников. -Отгадывают загадки.
| -Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. -Коммуникативные: изложение своего мнения. -Личностные: самоопределение. – |
Физминутка | Я вышел в сад, осенний сад. (Ходьба на месте.) На ветках яблоки висят, Качает ветер ветки. Я в руки яблоки беру – Веселые, как лето… (Потянулись вверх на носочках.) Закаты на одном боку, А на другом – рассветы. (Наклоны туловища вправо – влево.) | ||||
4 | Самостоятельно-практическая часть | Включена в основную часть проведения урока. |
– Ребята, посмотрите внимательно на нашу постановку. -Сначала нам нужно правильное расположить лист. -Как вы думаете, какое расположение будет лучше? -Правильно. – Далее мы должны обозначить линию горизонта. -Где у нас будет линия горизонта? -Правильно. -У каждого из вас композиция предметов будет немного отличаться, это зависит от места, где вы сидите.
-А теперь посмотрим как расположены наши предметы ( кружка, яблоко, груша) Приложение 4. – Кружка находится по середине, чтобы точно изобразить ее, нужно поделить лист на четыре части и в точке пересечения будет наш центр. Кружку изобразим в виде прямоугольника, чтобы не сбить композицию размера каждого объекта, нужно при помощи карандаша измерить визуально ширину и длину предмета, и соотнести к остальным. -Груша изображена слева от кружки. -Как думаете в виде какой геометрической фигуры можно изобразить ее? -Правильно. -Яблоко изображено справа от кружки. -А в виде какой геометрической фигуры можно изобразить яблоко. -Да, правильно. -А теперь приступаем к детальной прорисовки объектов. -Груша – прорисовывается как мы сказали в виде треугольника с плавными переходами. -Яблоко – рисуем не выходя за контур квадрата обрисовывая круг, добавляем прорисовки с плавный переход цвета. -А теперь вы должны будете самостоятельно поработать в цвете при помощи акварели, передать всю красочность предметов и светотень. – Не забывайте сначала зарисовываем нижний фон горизонтальными мазками, а верхний вертикальными. -Можете приступать к выполнению работы.
| -Горизонтальное -Линия должна быть чуть выше, потому что предметы расположены низко. -Слушают. -Треугольника. -Квадрата. -Построение композиции – кружки, груши и яблока. -Выполнение самостоятельной части урока. | -Личностные: самоопределение. -Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения. –Познавательные |
5 | Анализ продуктивной деятельности | 2-3 мин. | -Ребята, о каком жанре мы сегодня говорили? -Что такое натюрморт? – Что традиционно изображают в натюрморте? – Все ваши работы будут вывешены на доске и будут выбраны лучшие с помощью голосования (нетрадиционный анализ). – Я очень довольна вашей работой! Молодцы ребята! | Отвечают на вопросы. -Натюрморт -Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, изображающий своеобразные портреты вещей, «их жизнь», изображение неодушевленных предметов. | -Коммуникативные: умение выражать свои мысли, самооценка и взаимооценка. -Познавательные: рефлексия. -Личностные: осознают многообразие взглядов, свою позицию. |
6 | Итоги урока | 2 мин. | – У вас получились замечательные работы, прекрасные натюрморты. Все молодцы, всем спасибо за урок. -А сейчас попрошу вас убрать свое рабочее место. | -Уборка рабочего места. | – Регулятивные; -Коммуникативные. |
Приложение 1. «Лесные фиалки и незабудки» Исаак Левитан.
Приложение 2. «Девятый вал» Иван Айвазовский.
Приложение 3. «Яблоки и листья» Илья Репин.
Натюрморт: Аранжировка природы — Урок 1
Классы/уровень: Средняя школа (9–12)Предметы: Изобразительное искусство Необходимое время: Урок из 2 частей Автор: учебная программа, первоначально опубликованная на первом образовательном веб-сайте Гетти, ArtsEdNet. ![]() Разрешения : |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обзор урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Это первый урок последовательного раздела. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учащиеся смогут: ![]() | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материалы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Акварельные краски, бумага, кисти и другие выбранные инструменты для акварели (бумажные полотенца, губки и т. д.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шаги урока | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка: 1. Обсудите историю и особенности натюрморта и идею живописи, основанной на непосредственном наблюдении за природой. Покажите натюрморты из музея Гетти и кратко обсудите приемы живописи, использованные в этих работах. 2. Выберите от трех до пяти изображений для критической оценки. Используйте следующие подсказки во время обсуждения изображений в классе: Как вы думаете, почему художник выбрал именно эти предметы? Как художник расположил предметы? Опишите, как художник использовал цвет. Укажите на использование различных материалов в картинах. ![]() Укажите на все линии, которые вы видите, и опишите, что это за линии. (прямые, изогнутые, изогнутые, волнистые и т.д.) Создал ли художник иллюзию трехмерного пространства? Как он или она добились этого? Представьте, что вы стоите на картине. Где вы находитесь по отношению к объектам? (Они выше тебя? Ниже тебя? Закрывать? Далеко?) Эти картины кажутся вам реалистичными? Как вы думаете, нашел ли художник эти предметы лежащими таким образом, или он или она устроила их так? 3. Предложите классу дать определение натюрморта. Судя по изображениям, которые они только что просмотрели, Гетти, составьте список элементов и качеств, которыми могут обладать натюрморты. Отметьте ответы учащихся для дальнейшего использования. 4. Работая с композицией натюрморта, которую вы создали в классе, продемонстрируйте технику акварели своему классу.
(прозрачная среда, мокрое по мокрому, сухая кисть, брызги, наслоение краски, наложение цвета). 5. Скажите учащимся, что они должны практиковаться в рисовании акварелью, непосредственно наблюдая, создавая этюды в классе.
оформление натюрморта. Картины должны включать следующие приемы: Создайте иллюзию трехмерной формы и пространства. 6. Распространяйте среди учащихся во время работы и вовлекайте их в обсуждение проблем, связанных с этим средством массовой информации и их предметом. Предложите учащимся выбрать свои лучшие исследования для включения в портфолио. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учащиеся должны уметь делать следующее: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Удлинители | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предложите учащимся написать сочинение, в котором сравниваются и противопоставляются два натюрморта из коллекции Гетти, созданные художниками, которые
жили в разные века. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стандарты адресованы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общие базовые стандарты английского языка 9–12 классы ЧТЕНИЕ ГОВОРЕНИЕ И СЛУШАНИЕ ЯЗЫК Стандарты содержания изобразительного искусства для государственных школ штата Калифорния Классы 9–12: продвинутый уровень 2.0 Творческое самовыражение 3.0 Исторический и культурный контекст 4.0 Эстетическая оценка Национальные стандарты образования в области изобразительного искусства 9–12 классы 3. Выбор и оценка ряда тем, символов и идей 4. Понимание изобразительного искусства в связи с историей и культурой 5. Анализ и оценка характеристик и достоинств своей работы и работы других | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Это одни из моих любимых уроков рисования для детей. Он сочетает в себе пару моих любимых техник… двойная загрузка краски и контур черной краской.
Вдохновленные французским художником Жоржем Руо, эти уроки предназначены для обучения детей свету и тому, как достичь его в картине, рисуя натюрморты или изображая королевские особы.
ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ: Пятиклассник Натюрморт
Что вам понадобится:
– сульфитная бумага 12″ x 18″
– жидкие темперные краски (предварительно смешанные)
– малярные палитры типа маффинов
– кисти
Начало работы:
Сначала дети рисуют натюрморт из вазы с фруктами, которую я ставлю посреди класса. Я призываю их сохранять формы простыми.
Как только они довольны своей композицией, я выношу темперные краски. Предварительно смешанные краски различных оттенков драгоценных камней помещаются в мои стандартные палитры для красок в форме маффинов.
Затем я учу детей загружать кисти дважды, сначала обмакивая их в один цвет (и не перемешивая), а затем осторожно в другой. Двумя красками на одной кисточке дети аккуратно закрашивают рисунок. Эффекты замечательные. Важно, чтобы дети сохраняли цвета по мере их нанесения — не перекрашивайте область, иначе краска смешается.
Я предлагаю детям подумать о цветах фруктов (например, у винограда есть как красный, так и фиолетовый цвета). Пусть они окунут свою кисть в два цвета, чтобы посмотреть, что получится.
Когда ваза с фруктами будет готова, детям предлагается нарисовать простой фон и скатерть. Затем используется черная краска, чтобы обвести все вокруг. Затем, для последнего штриха, они могут добавить витражи. Этот урок занимает 90 147 2 уроков по 60 минут 90 148.
ВАРИАНТ ВТОРОЙ: Живопись Руо Роялти
Этот арт-проект адаптирован из одного из уроков видеоарта Arts Attack. Основная цель этого урока – научить технике двойной нагрузки.
Когда учащиеся обмакивают свои кисти сначала в один цвет, а затем в другой, создается особый эффект. Жорж Руо мастерски создавал свет в своих картинах. Многие из его произведений выглядят как витражи, чего мы и пытаемся добиться.
Что вам понадобится:
– Игральные карты
– Жидкая темперная краска (красная, синяя, желтая, фиолетовая, белая и зеленая)
– Кисти
– 12″ x 18″ сульфитная бумага
Что мы сделали:
Я раздаю игральные карты каждому ученику, а затем учу их рисовать верхнюю половину карты. Начнем с очень маленькой кисти и черной темперной краски, смешанной с небольшим количеством воды. Никаких карандашей, ластиков или фломастеров… прямо с краской!
Сначала дети сходят с ума, но когда я показываю им, как начать с головы, затем волос, профиля и плеч, они видят, что это всего лишь линии.