Урок русского языка 9 класс
Тема. Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе.
Цель: способствовать формированию лингвистической компетенции через усвоение строения сложноподчиненного предложения; содействовать формированию коммуникативной компетенции, развивая умения конструировать сложноподчиненные предложения; формировать культуроведческую компетенцию, указывая на роль сложноподчиненных предложений в тексте.
Ход урока
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.
-Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
Целеполагание.
-Давайте поставим цель в соответствии с темой урока.
Мотивация.
-Скажите, где Вам могут пригодиться эти знания?
II. Составление плана
1.Повторение знаний о строении сложного предложения.
2.Изучение строения СПП
3.Закрепление знаний о СПП.
-Ребята, у вас на столах лежат листы самооценки, которые разделены на 3 столбца, в соответствии с планом урока вы оцените свою работу. Подпишите их.
III. Работа по теме урока.
1.Повторение знаний о строении сложного предложения.
Синтаксический разбор. (Марина)
Я сидел на лесной полянке, а вблизи игриво журчал ручеек.
– (Вопрос к классу) Докажите, что это сложное предложение. (наличие 2 грам. Основ. Назовите их)
-Какое это предложение относительно средств связи?( союзное, ССП)
-Какое предложение называется сложным?
_Справились с 1 пунктом плана? Оцените свою деятельность.
-Какие еще сложные союзные предложения вам известны? ( СПП)
-Скажите, чем ССП отличается от СПП? ( части ССП –равноправны, в СПП – одна зависит от другой)
– Перестройте предложение так, чтобы одна часть зависела от другой.
Когда я сидел на лесной полянке, вблизи игриво журчал ручеек.
Вот так мы плавно перешли ко 2 пункту плана.
2.Изучение строения СПП.
-Давайте запишем в тетрадях получившееся СПП.
Когда я сидел на лесной полянке, вблизи игриво журчал ручеек. (слайд 1)
-Скажите, в каком предложении заключается основная мысль? ( вблизи игриво журчал ручеек)
-Это главное предложение. От него можно задать вопрос к придаточному, в котором всегда бывает союз или союзное слово. Составим схему данного предложения в тетрадях. ( 1 человек у доски)
-Союзы какого разряда используются в СПП? (подчинительные)
-Давайте вспомним их.( с. 71)Читаем
Работа с учебником. Правило с. 69 (1), (2), (3)
_ Сделаем вывод, что мы называем СПП?
Найдите в тексте параграфа то, о чем мы нем говорили.
( СПП состоит из одной независимой части ( главное предложение) и одной или нескольких подчиненных частей ( придаточные предложения).
Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или разрывать главное предложение. Придаточные предложения отделяются запятыми)
– Вас устраивают эти знания? Мы выполнили 2 пункт плана?
-Оцените свою деятельность в оценочном листе.
-А теперь переходим к 3 пункту плана
3.Закрепление знаний о СПП.
А) Закончите предложение (Конструирование СПП по началу) (Слайд 2)
-Подберите к данному главному предложению придаточные
Дорога вывела меня на луг.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
в начале в середине в конце
предложения предложения предложения
1.Когда я заблудился в лесу, дорога вывела меня на луг.
2.Дорога, которая бежала вдоль реки, вывела меня на луг.
3.Дорога вывела меня на луг, где росли маки.
-Назовите, какое предложение главное? ( спросить у каждого ряда). Молодцы.
А теперь попробуем конструировать предложения по схеме.
Б) Записать предложение по схеме (слайд 3)
Вариант 1
1. [ ],(чтобы).
Вариант 2.
2. . ( Когда),[ ].
– Прочитайте вслух ( 1 вариант, 2 вариант) Назовите главное и придаточное предложение. Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга.
– Ребята, кто не справился?( Давайте поможем )
– А теперь откройте учебник на с. 75. Найдите упр. 93
В) Упражнение 93 ( устно) Прочитайте текст упражнения.
Найдите только сложноподчиненные предложения, назовите грамматическую основу.
А теперь последнее задание.
Г) Тест ( на слух)
-Посмотрим, как вы умеете на слух отличать ССП от СПП. (запись в тетрадях – С, П)
1.До вечера оставалось не более получаса, а заря едва зажигалась. ССП
2.За рекой по вечерам раздаются песни и мелькают огоньки. ССП
3.Мне показалось, что он смутился. СПП
4.Когда спешишь, не всегда получается. СПП
5.Сыпались звезды, да иглы звенели. ССП
6.Если хочешь быть счастливым, будь им. СПП
7.Впереди, где лишь угадывались огни, нас ждало неизведанное. СПП.
– Проверим у доски. – 1 ученик.( я прочитываю предложения) ( ССППСПП)
-Вы усвоили строение СПП? Значит, с этим пунктом плана мы справились. Оцените свою работу по 3 пункту плана.
IV. Итог урока
-Что нового вы узнали на этом уроке?
-А теперь давайте составим синквейн о пройденном уроке.
Предложение
Сложное, необычное
Интересуюсь, запоминаю, вспоминаю
Мне нравится узнавать что-то новое
Знания
Урок
Русский, интересный
Читаем, пишем, учимся
Мне понравилось
Экзамены
Информация
Новая, интересная
Узнаём, знакомимся, работаем
Сегодня я узнала много нового
Урок
V. Домашнее задание. С комментированием упр. 93( выписать СПП, составить схемы)слабым; упр. 92 – сильным Слайд 4
VI. Рефлексия
– А теперь оцените вашу деятельность на уроке, выведите среднюю оценку.
– Кто в целом доволен работой на уроке?
-Кому что-то не удалось?
nsportal.ru
Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»
Загрузить презентацию (933,3 кБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: формировать навыки работы с тестами и текстами с целью подготовки к ГИА.
Задачи урока:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Средства обучения: компьютерная презентация (презентация), учебник, план-конспект, карточки для индивидуальной работы (приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4), доска.
Оборудование урока:
Ход урока
I. Организационный момент (Слайд 1)
Учащиеся записывают в тетради дату, тему урока. Учитель сообщает цель и задачи урока, его ход (основные этапы). Тема нашего урока “Сложноподчиненные предложения”. Сегодня повторим и обобщим то, что узнали на предыдущих уроках о строении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. А материалом для нас послужат тексты и задания, взятые из демонстрационных и тренировочных вариантов ГИА. Значит, продолжим нашу подготовку к экзамену по русскому языку.II. Повторение и обобщение изученного о сложных предложениях, систематизация теоретического материала
Проверка усвоения теоретического материала (Слайд 2).
Дома вы отвечали на вопросы для повторения 1 – 7 на стр. 58. Давайте проверим, как усвоен нами теоретический материал по теме, ответив на некоторые из них:
После опроса проверяем, насколько верно учащийся начертил схему на доске, сверяем запись со слайдом 3.
А теперь познакомьтесь с текстом на карточке 1 (приложение 1), в котором нам нужно определить виды и строение предложений. Кроме того, данный текст после небольшого анализа мы запишем как свободный диктант.
Работа с текстом (Слайды 4 – 14):
Показать текст на слайде
Раздать учащимся карточки с текстом и вопросами к нему
Прочитать текст вслух.
КАРТОЧКА № 1
(1)Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, (2)видя в ней нашу колыбель и обитель, (3)другие всё пытаются захватить, (4)переиначить по-своему, (5)не считаясь с правом каждого существа на жизнь и самостоятельность, (6)присваивая это право исключительно себе. (7)Мы не можем обойтись без того, (8)чтобы не брать из кладовых природы, (9)и, (10)следовательно, (11)приходится губить множество ни в чем не повинных существ. (12)Но весь вопрос – в мере. (13)Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви еще восемьсот лет назад в своих поэмах писал, (14)что нет в природе ни одного существа бесполезного, (15)ненужного, (16)не имеющего права на жизнь. (Ю. Аракчеев)
Фронтальный опрос: синтаксический и орфографический анализ текста. Подготовка к свободному диктанту.
Устно ответьте на вопросы к тексту:
Определите тип предложений в тексте. (1 - бессоюзное, 7 – с разными видами связи, сочинительной и подчинительной, 12 – простое, 13 - сложноподчиненное).
В ходе анализа предложений обращаем внимание на осложняющие структуры в 1 предложении, вводное слово в 7, отсутствие сказуемого в 12, ОЧП в 1 и 13, а также на виды сказуемых и вид односоставных предложений.
Что же автор считает нашим домом?(природу, окружающий живой мир)
Каковы основные приемы сжатия текста? (исключение, обобщение, упрощение)
Выяснить, в ходе беседы, что можно исключить, упростить, обобщить в данном тексте.
Итак, мы провели синтаксический и орфографический анализ текста, знаем его тему и можем, прослушав его еще раз, написать свободный диктант. Переверните листы и послушайте текст.
Свободный диктант (после записи диктанта в тетрадь заслушать один-два ответа).
Индивидуальный опрос. Карточка № 2 (приложение 2). (Теоретический материал подготовлен 2 учащимся дома, примеры, иллюстрирующие роль сложных предложений в речи, ученики подбирают в классе, готовясь к ответу во время чтения записанного учащимися текста.)
КАРТОЧКА № 2 (Слайд 16).
Ознакомьтесь с мнением Евгении Алексеевны и Сергея о роли сложных предложений. Помогите Евгении Алексеевне доказать её точку зрения. Расскажите о роли сложных предложений в тексте. Приведите примеры, иллюстрирующие ваши мысли. Примерный ответ учащегося – приложение 5.
III. Совершенствование умения различать сложные предложения; определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы предложений СПП; определять вид придаточного предложения.
Итак, мы не должны терять запятые. Но и лишние нам не нужны. Синтаксическая пятиминутка (слайд 17). Прочитайте самостоятельно предложение, данное на карточке 3 (приложение 3), объясните постановку запятых в предложении. Составьте схему. Определите вид предложения (комментирует 1 учащийся после самостоятельной работы, по ходу ответа учащегося на слайде 18 демонстрируются этапы анализа предложения).
(1)Едва они ступили в лес и (2)тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, (3)как сразу перенеслись в очарованный мир покоя и беззвучия. (Сложное, союзное, сложноподчиненное с 2 придаточными, с однородным подчинением:
Запятая между 1 и 2 предложениями перед одиночным сочинительном союзе И не ставится, т.к. при однородном подчинении запятые ставятся так же, как при однородных членах.
Сравните свою запись с записью на слайде.
Фронтальный опрос. Сейчас вы услышали, в каком порядке работал ученик. Что главное при постановке знаков препинания в сложном предложении, что нужно сделать, чтобы не потерять и не поставить лишнюю запятую, определить тип предложения? Каков алгоритм работы?
Если есть время, проводим дополнительную работу:
Объясните правописание слов ГРУЖЁННЫЕ, ОЧАРОВАННЫЙ (груженные снегом, НН, так как данное слово причастие, при котором есть зависимое слово, очарованный – причастие совершенного вида, образованное от глагола с приставкой)
Найдите слово, правописание приставки в котором зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой (беззвучия). Почему в слове пишется две буквы З (одна в приставке, вторая в корне)
Определите тип связи в словосочетании МИР ПОКОЯ, МИР БЕЗЗВУЧИЯ (управление)
Замените словосочетание МИР БЕЗЗВУЧИЯ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование (беззвучный мир)
IV. Проверка усвоения материала. Самостоятельная работа. Итак, мы повторили и обобщили материал по теме и можем проверить, как усвоен материал. Выполните самостоятельно задание на карточке 3 (слайд 19). Работаем быстро, 3-5 минут.
КАРТОЧКА № 3 (приложение 3)
Все предложения пронумерованы. Ответьте на вопросы, записывая ответ цифрами в тетради.
Выстрелов вообще не должно было существовать, они были чужды этому беззащитному миру трав, деревьев и малых, таких веселых птах, поющих нам по утрам. (БСП)
Жизнь в окружении только автомобилей, компьютеров, самолетов, телевизоров, пейджеров станет для человека невыносимой. (Простое с ОЧП)
Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. (Сложное с разными видами связи: сочинительной, бессоюзной, подчинительной)
Лес – очень ранимое существо, и правила поведения в нем должны быть строгими. (ССП)
В этих статьях всегда поднимаются волнующие всех живущих на Земле темы – о закономерностях в природе, которые мы далеко не всегда замечаем, “о братьях наших меньших” и об отношении к ним человека. (СПП с придаточным определительным)
Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (СПП с однородным и последовательным подчинением)
Проверьте себя по слайду (слайд 20).
Выставьте в тетрадь оценку (слайд 20).
Поднимите руки те, у кого нет ошибок или 1 – 2 ошибки. Я выставлю в журнал только “4” и “5”. Остальные оценки послужат нам предупреждением о том, что тема ещё не достаточно усвоена и требует нашего внимания.
IV. Подведение итогов урока. Беседа с учащимися.
Все предложения, которые мы разбирали в течение урока, были связаны не только тем, что помогли нам вспомнить строение сложных предложений, но и одной темой. Какой? (после ответов учащихся предложить выбрать из вариантов на слайде 21)
Какой афоризм, отражающий идею текста, вы бы могли подобрать. Он есть у вас на карточке № 3. Зачитайте его, из какого произведения он взят? (Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. А. Сент-Экзюпери “Маленький принц”) После чтения афоризма учащимися демонстрируем его на слайде 22.
Замечательное высказывание. Оно не только помогает нам сформулировать основную мысль текста нашего урока, но и наглядно демонстрирует, что сложные предложения не только устанавливают различные отношения между понятиями, но и связывают в единое целое мысли. Надеюсь, вы никогда не будете бояться сложных предложений и искать фразы попроще. Не испугаетесь вы их и на экзамене, когда будете выполнять задания части В и С. А поможет вам знание видов и структуры сложных предложений. (Обратить внимание еще раз на доску, где начерчена схема “Виды сложных предложений”, перейти по гиперссылке к слайду 3 “Основные виды сложных предложений”)
V. Постановка домашнего задания (Слайд 23).
Один из тренировочных текстов ЕРЭ также посвящен нашей теме. Дома вы выполните тестовые задания варианта 21 (приложение 4). (Тестовые задания тренировочного варианта ГИА раздаем каждому учащемуся). Выполняя часть С данного варианта, выбирайте то задание, которое захотите: либо напишите сочинение о роли сложных предложений (С 2.1)., либо порассуждайте о закономерностях в природе и отношении человека к окружающей среде
urok.1sept.ru
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов им. М.В. Ломоносова» городского округа Самара
Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе на тему:
«Сложноподчинённое предложение».
Подготовила:
Фролова Вера Павловна
учитель русского языка и литературы
Самара 2016
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по синтаксису сложноподчиненного предложения.
Задачи:
-знать способы связи придаточного предложения с главным;
– уметь распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного в составе сложноподчиненного предложения, конструировать сложные предложения, ставить знаки препинания между частями СПП, составлять схемы СПП; анализировать текст.
– развивать интерес к русскому языку, творческие способности
Тип урока: обобщение и закрепление знаний по теме «Сложноподчиненное предложение».
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация,
раздаточный материал.
Ход урока
Психологический настрой на урок – СЛАЙД№1(играет музыка)
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает:
«Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Ребята, сегодня в ваших руках возможность показать свои знания и заработать положительные отметки.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по синтаксису сложноподчиненного предложения.
2. Актуализация знаний и умений.
– 1)Начнём работу с подготовки к ОГЭ . Перед вами на доске предложение – СЛАЙД№2
Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.
1. Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое).
2. Подберите антоним к слову лёгкость (тяжесть).
3. Выпишите слово с орфограммой: «Приставка при- пишется, если имеет
значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия,
прибавление» (привести).
4. Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование
(правильное соотношение, правильное звучание).
5. Преобразуйте это простое предложение в СПП. (Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания./Тот, кто
желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания)
А у К.Г.Паустовского эта мысль звучит
так: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание»
Самопроверка – СЛАЙД№3
Самооценивание (все правильно – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки – 2)
-2)Орфографическая пятиминутка Работа у доски и в тетрадях.
В течение, в продолжение, вследствие, ввиду, за счёт, насчёт, мороженый, данный, собранный урожай, пребывать в столице, слабое здоровье ростовщик, скачок в сторону, неожиданное сочетание, угорелый, вымокнуть под дождём.
Взаимопроверка.
3. Вхождение в тему урока.
1)Цифровой диктант.
Самопроверка Ключ: 101 001. СЛАЙД№4
2) Работа с таблицей «СПП» (повторение видов придаточных) СЛАЙД№5
4. Закрепление материала
1) Работа с использованием ЭОР. Интерактивный текст “Придаточные определительные, дополнительные, обстоятельственные”
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f1d11df-426c-4af2-8f2e-1cde1fefb7b3/%5BRUS9_210%5D_%5BIM_283%5D.swf
2) Графический диктант
Послушайте предложения, начертите схемы, определите вид придаточного.
Один ученик работает у доски
Трава была сочная, потому что в мае шли дожди.
На пустыре разбили сад, который был перед школой.
Поездку на пикник пришлось отложить, так как на море разыгрался сильный шторм.
В лесу было тепло, хотя в тенистых местах ещё лежал снег.
Мы надеялись, что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах.
Я зайду к тебе, если у меня будет свободное время.
Взаимопроверка
3).Работа с использованием ЭОР Интерактивная таблица “Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными”
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b855ad5f-6e1c-4455-a658-3aaa9b570bdf/%5BRUS9_209%5D_%5BIA_261%5D.swf
5.Работа в парах (карточки)
Задание. Указать вид подчинения в следующих предложениях и обсудить
правильность выполнения задания в парах.
[… гл.], (с. что…), (с. что…) однородное подчинение
придаточное изъяснительное
(с. когда…), [ ], (с. как…)
1 – придаточное времени, 2 – придаточное изъяснительное
параллельное
[ ], (с.с. как…), (с.с. которые…)
1 – придаточное изъяснительное, 2 – придаточное определительное.
последовательное подчинение
6.Самостоятельная работа Тест “Виды подчинения в предложениях с несколькими придаточными
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c2b6b83-7619-4ea0-8a60-7fd2d41f4c11/index_listing.html
Текст – на экране: СЛАЙД№6
Образование … Это слово имеет множество определений. Говорят, что образование – это погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры.
Прошлое – это те основы, нравственные ценности, которые складывались в течение многих веков. Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. Будущее – это надежды, выраженные разными способами.
Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя.
Мне кажется, что очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».
Вопросы и задания учащимся:
Творческое задание: составить диалог в парах, используя СПП на тему:
«Роль образования в современном мире. Моя будущая
профессия»
Итак, пришла пора подвести итоги. Сегодня на уроке вы оцените себя сами. СЛАЙД№7
Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по изученной теме, умение конструировать сложные предложения с разными видами связи и находить их в тексте, умение решать нестандартные лингвистические задачи и работать над анализом текста.
Виды деятельности | Оценка | |
1. | Знание теоретического материала | |
2. | Умение распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного в составе сложноподчиненного предложения | |
3. | Умение находить СПП в тексте и определять их вид | |
4. | Умение составлять схемы СПП | |
5. | Умение работать над анализом текста |
Рефлексия
«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ» Учащиеся на листе А4 обводят свою руку и
записывают на пальцах свои выводы. СЛАЙД№8
М (мизинец) – мыслительный
процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость
цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние
духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?
У (указательный) – услуга,
помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б! (большой) – бодрость,
физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для
своего здоровья?
nsportal.ru
Сложноподчиненное предложение
Цель – познакомить со СПП, его структурой и значением;
– развитие орфографической и пунктуационной зоркости, развитие самооценки;
– воспитание коммуникативных умений, умений работать в группе, чувства коллективизма и взаимопомощи;
Оборудование : 1.листы для исследовательской работы
2.схемы
3.листы для самоконтроля
4.карточки для физминутки
Экспозиция
Внук пришел навестить деда. Стал старик его о делах расспрашивать, но внук был неразговорчив.
– Ты выглядишь усталым, словно прожил тяжелую жизнь,- заметил дед.
– Ты прав, в моей жизни нет ничего хорошего,- вздохнул внук.
– Я приготовил тебе подарок, чтобы развеять твою грусть. Да положил его в ящик шкафа и забыл в какой.
– Не беда, я быстро его найду,- усмехнулся внук и принялся открывать одну дверку за другой.
Вскоре подарок нашелся, а под ним лежала записка : «В жизни много дверей, и за одной из них- подарок судьбы. Мудрые говорят : «Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась».
– Не то чтобы всегда, но часто именно оно (упорство) приводит к цели. Порою при первых неудачах мы сдаемся, но нужно продолжать действовать, двигаться, развиваться.
Стадия вызова
Индивидуальная работа
1.Подготовка к восприятию нового материала
1.Разбор словосочетания (согласование, управление, примыкание)
Лед тонкий
Переходить реку
Очень тонкий
Мозговой штурм
1.Что изучает синтаксис?
2.Назовите предложения по составу (простые и сложные)
3.Группы сложных предложений (союзные и бессоюзные)
4.Средства связи в СП (интонация, союзы)
5.Как отличить простое предложение от сложного?
6.Какое предложение называют ССП ?
7.Чем похожи ССП и БСП ? (структура , равнозначные отношения)
2.Разбор предложение
Переходить реку опасно : лёд еще тонкий.
Лед ещё очень тонкий и переходить реку опасно.
Диктант с сигнальными карточками
Задание : среди данных слов есть слова, относящиеся к нашей теме урока. Будь внимательны !
Идеал, колонка, усложнение, фантазия, блистать, декада, подчинение, расстелить, замирать, предложение, разъединить.
Выход на тему.
Слова : усложнение (сложное) , подчинение, предложение —-Сложноподчиненное предложение.
Переходить реку опасно, потому что лед на реке ещё очень тонкий.
Задание: 1. Найдите основу предложения.
2.Определите отношения между предложения. ( неравнозначные)
3.Попробуйте задать вопрос .
4.Укажите средство связи.
Формулировка целей урока (Что будем изучать? Зачем?)
3.Стадия осмысления
Прием «Верю – не верю»
Перед изучением темы
По ходу уроку
На конец урока
1.Верите ли вы , что изучение СПП легкая тема ?
2.Верите ли вы, что СПП имеет сходство и различие с различными синтаксическими конструкциями ?
3.Верите ли вы, что придаточная часть СПП может менять местоположение по отношению к главному?
4.Верите ли вы, что роль СПП в стилях речи одинаковая?
Заполняется 1 часть таблицы.
Формулирование проблемы : Действительно ли СПП- важная синтаксическая конструкция?
Сравнить : 1. Со ССП ( структура одинаковая, есть средство связи, но в ССП –равнозначные отношения)
2.С БСП ( структура одинаковая , средство связи- интонация, равнозначные отношения)
3.Со словосочетанием (выделяется главное и зависимое, отношения подчинительные, можно задать вопрос)
Вывод : СПП ближе по отношениям со словосочетанием.
Работа с учебником ( чтение, выделение ключевых слов, составление кластера)
Р1
Главное Дополнительная
информация
Придаточное СПП
Союзы Интонация
Физминутка ( По классу расположены таблички с изобразительно выразительными средствами. Задача групп найти эти средства выразительности). Будьте внимательны – есть лишние средства выразительности (пелена облаков, сетка небосклона, костер рябины красной).
1 группа ЭПИТЕТ2 группа ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
3 группа СРАВНЕНИЕ
Печальный пейзаж
Мороз щиплет
Пруд как зеркало
Пленительный взгляд
Ветер стучит
Сверкали как звездочки
Изящные снежинки
Вьюга завывает
Вьется змеей
Пушистые сугробы
Деревья стонут
Искрился яркими переливами
Легкая изморозь
Р2 Предлагаю исследовательскую работу : каждая группа получает задание – текст и вопросы к нем. Ваша задача : в течение 5 минут ответить на вопросы и выступить с защитой. Другие группы слушают и задают вопросы.
Заполнение таблицы «Верю- не верю»
4.Стадия рефлексии.
1. Цифровой диктант ( Задание: укажите номер СПП)
1. В маленьком доме, который стоял на краю села, всю ночь горел свет.
2.Когда мы возвратились, было уже темно.
3.На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий.
4.Получили известие, что река замерзла.
5.На реке не то что-то горело, не то восходила луна.
6.Сани были пустые, потому что гости уже стояли в сенях.
2.Подведение итогов.
– заполнение 3 части таблицы.
-заполнение листа самооценки
-итог урока.
– Наш урок начался с притчи о семи дверях , я надеюсь ,что сегодня открылась одна дверь. За дверью седьмой будет подарок судьбы- удачная сдача ГИА.
infourok.ru
СПП
Цель урока:
понять особенности сложноподчиненных предложений;
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
воспитание у учащихся чувства гражданственности, уважительного отношения к
людям, природе через чтение и анализ текста.
Задачи:
-формировать умения различать виды придаточных по значению, вопросам, средствам связи, научиться выполнять задание 12 и 14 ОГЭ.
– научиться ставить правильный вопрос к придаточной части предложения
– научиться правильно расставлять знаки препинания в СПП, составлять схемы
Ход урока:
Здравствуйте, ребята, гости.
Отчет командира класса.
Откройте тетради и запишите число, классная работа
Мобилизующий этап.
Посмотрите на доску и скажите, над чем мы будем работать сегодня на уроке.
На задней стороне доски написаны:
ССП
СППс придаточным определительным
СППс придаточным изъяснительным
СППс придаточным обстоятельственным
Составьте схемы этих предложений
Вчера зацвела черёмуха, и весь город тащил себе из лесу ветки с белыми цветами.
[ ], и [ ]. (спросить сочинительные союзы).
Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. [ ,( где), ] .
Отец толковал мне, что теперь вся степная птица прячется с молодыми детьми по низким ложбинам. [ ], что ( ).
Сломя голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи [ туда], ( откуда ).
Целью урока будет…..
Чтобы достичь цели нужно поставить задачи. Так какие же задачи….
Эпиграфом к нашему уроку станут слова лингвиста Н.М.Шанского.
«На примере сложноподчинённого предложения
можно проследить, как человек выражает отношения
между миром и собственной точкой зрения».
Н.Шанский
Фронтальный опрос.
– Какие предложения мы называем сложными?
– Чем различаются ССП и СПП? Составьте схему.
– Какие средства связи в СПП вы знаете? Чем они различаются?
– Какова роль указательных слов в СПП?
– Какое место по отношению к главному предложению в СПП могут занимать придаточные?
– Расскажите о видах СПП.
Придаточные сходны по смыслу со второстепенными членами предложения. Три основных группы придаточных предложений соответсвуют трем группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.
– Назовите виды придаточных обстоятельственных. (времени, места, образа действия, цели, следствия, уступки, сравнения, условия, причины).
Работа у доски
Синтаксический разбор предложения.
Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём. (Повест., невос., сложное, СПП с придаточным определительным). [ ,(которые..), ].
Работа в парах, взаимопроверка
Где?[ там ], (где ).
И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л.Н.Толстой)
Когда?
[ ], когда ( ).
Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправлялся.
При каком условии?
Если( ) , [ ] .
Если мы хотим понять настоящее, надо изучать прошлое.
Почему?
[ ], потому что ( ).
Смола эта называется «живица», потому что она рану на стволе дерева заживляет.
Какие?
[ ], когда ( ).
Бывают такие осенние ночи, когда безветрие стоит над нашим лесистым краем.
Что?
[ ], ( чего ).
Художник видит то, чего не видят остальные.
Физминутка
Так, ребята,
От экрана отдохните,
Вправо, влево посмотрите,
Поднимите глазки вверх
Опустите вниз, закройте.
Плечи ваши распрямите
За осанкою следите.
Глаза можете открыть.
Улыбнитесь.
Через девять дней придёт
Долгожданный НОВЫЙ ГОД!
Работа с текстом: чтение текста
Голубая ель
Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, обложили дно ее лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она чувствовала себя, как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. То, что она пышно разрослась, видели все.. И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щекотливый запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном…
(По Т.Тэсс)
_____________________
Ф.И. ученика
“Уважение к людям есть уважение к самому себе”
( Джон Голсуорси)
Голубая ель
1) Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. 2) Это была голубая серебристая ель. 3) Голубое дерево из сказки.
4) Жильцы въех…вшие в новый дом пос…дили елку сами. 5)Для нее вырыли глубокую яму обл…жили дно ее л…сным дерном. 6) Пр…везли даже немного хвои из леса и п…сыпали вокруг елки, что(бы) она чу…твовала себя как дома.
7) Дерево принялось. 8) На ветках появились свежие, пушистые побеги. 9) Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. 10) То, что она пышно разрослась видели все.11) И вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щекотливый запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.12) И вот однажды, перед Новым годом жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. 13) Срубил, но не у корня, а забрал пушистую верхушку. 14) Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. 15) Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом…16) На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. 17) Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
18) Ель засохла и умерла, а табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
19) Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. 20)И хочется верить, что каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести напоминает ему о содеянном… (По Т.ТЕСС).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите стиль текста и тип речи. _______________________________________
Определите тему и основную мысль _________________________________________
__________________________________________________________________________
Озаглавьте текст. О чем он? Какую проблему поднимает автор?
___________________________________________________________
Запишите основную мысль текста, используя СПП.
__________________________________________________________________________
Найдите в тексте все имеющиеся СПП.
Отметьте эти предложения согласно схемам 1 – группа […, ( ),…].,
2 гр. – [ ___ ==== ], что ( ). 3гр. – [ ==== ], чтобы ( ).
Объясните постановку знаков препинания в них.
Найдите в тексте предложение с прямой речью, перестройте в СПП с придаточным изъяснительным.
Во 2-м абзаце, раскройте скобки, расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Какой знак препинания стоит в конце текста? Когда ставится многоточие в конце? Выскажите свою точку зрения, используя СПП.
Я считаю, что неизвестный, срубивший ель,……
Человек не должен быть эгоистом, так как….
Если бережно относиться к окружающему миру,
Озаглавьте текст. Какую проблему поднимает автор?
Бережного отношения к природе, ко всему живому на земле. В наше время остро стоит нравственная проблема – проблема бережного отношения к окружающему миру, к людям, которые живут с нами рядом.
Запишите основную мысль текста СПП
Определите стиль текста и тип речи. (Стиль – публицистический: т.к.задача убедить, и для текста характерна призывность и эмоциональность. Тип речи — повествование).
Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными буквами, что это памятник подлецу, который под Новый Год срубил эту елку.
[ ], ( ). Вопрос задается от главного предложения (в квадратных скобках), вопрос: ЧТО? Запятая ставится перед союзом “что”, т.к. он разделяет части СПП.
Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она чувствовала себя, как дома.
Обстоятельственные ЦЕЛИ. Вопрос: Зачем? с какой целью?
если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щекотливый запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
Обстоятельственные УСЛОВИЯ. (Видели при каком условии? Если проходили мимо)
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил.
Изъяснительное прид. (Увидели ЧТО? что елку кто-то срубил)
беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач.
Обстоят. сравнения. (распластав КАК? НАСКОЛЬКО? Словно ему отрубил голову палач)
И хочется верить, что каждый день мертвая ель ….
Изъяснительное. (Верить ВО ЧТО? в то, что ель…)
Работа со слайдами (подготовка к ОГЭ)
Через полгода, 29 мая, 9 классы будут сдавать ОГЭ по русскому языку. И какие же задания в тестовой части связаны с изучением нашей темы урока. Это последние задания, 12,13,14. .Итак, задание 12, 14.
Обратите внимание, какая формулировка.
(Первое задание я объясняю сама). Напоминаю вам, что цифры записываются в бланках без пробелов и запятых.
12 задания
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала
каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно
сложила в шкатулку и сказала:
– Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5)
чтобы я слышала.
235
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста прону
мерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запя-
тую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчини
тельной связью.
Он засыпал,(1) врачуя своим покоем наши смятенные души,(2) он был с
нами добр,(3) был понятен и неназойлив,(4) от него веяло родиной и поко
ем,(5) как веет покоем от твоей старой и мудрой матери…
5
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста прону
мерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запя-
тую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчини
тельной связью.
Это мои шары вьются за форточкой,(1) второй уже день гуляют: я их
выпустил погулять на воле,(2) чтобы пожили дольше. Но они уже кончи
лись,(3) повисли и мотаются на ветру,(4) на солнце,(5) и солнце их делает
живыми.
2
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста прону
мерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запя-
тую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчини
тельной связью.
— Алё,(1) привет,(2) — несколько удивлённо сказал Гоша,(3) когда Ди
ма взял трубку. — Ты уже вернулся? Я так,(4) наудачу позвонил,(5) а ты уже
здесь.
2
14 задания
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста прону
мерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запя-
тую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчини
тельной связью.
Кипрей был так высок,(1) что старые фамильные кросна,(2) стоявшие
рядом,(3) на земле,(4) почти скрывались в его розовых соцветиях.
Предположим, что вы сейчас ещё не знаете как приступить к такому заданию. Прежде, чем приступить надо вспомнить, что сложные предложения бывают как союзные, так и бессоюзные. СПП и ССП мы повторили, но в этом задании фигурируют также БСП. Средства связи в БСП это , ; : -.
Например: Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Сложные синтаксические конструкции с подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.
Не изобразить словом то, что чувствовал я тогда: было на душе восторженно и жутко, а потом всё слилось в счастливую мысль.
[ ] , (что… ): [ ], а [ ].
Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну…
(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна
Федотовна вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его.
(47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50)И похоронка на месте, и фотографии,
а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась,
но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер,
погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её
слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла
и оглохла не только она, но и её душа…
И вот таким образом нам придется работать и дальше
Среди предложений 13-17 найдите сложное предложение с бессоюз
ной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого
предложения.
(13)Но как-то я сел возле приёмника, стал настраивать его на кон
церты и делал вид, что сам получаю огромное удовольствие.
— (14)Я знал, что в конце концов музыка тебя проймёт. (15)Ты ведь
мой сын!
— (16)Твой, твой! — сказал я отцу.
(17)Он улыбнулся счастливой и гордой улыбкой: дескать, долго мы
тебя ждали, но такого стоило подождать!..
17
Среди предложений 31-36 найдите сложное предложение с сочини
тельной и подчинительной связью между частями. Напишите номер
этого предложения.
(31)И он почему-то вспомнил собаку, которая бежала за ним. (32)Так
долго бежала, а только он хотел подобрать её, принести домой, как она
удрала. (ЗЗ)Чего она, глупая, испугалась?..
— (34)0 чём ты думаешь? — спрашивает отец, прервав свой рассказ.
— (35)Пап, а собака — умное существо? (Зб)Она понимает, что ей го
воришь?
32
Среди предложений 39—48 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(39)А она после его смерти не пожелала выходить
замуж (ей тогда было всего восемнадцать), всю жизнь прожила одна.
(40)Но как прожила!
(41)Она основала женскую гимназию. (42)А все первые её вы
пускницы уехали в деревни, чтобы работать учителями. (43)Говорят,
они ей во всём подражали: они так же одевались, как она, так же разго
варивали, так же жили. (44)Какие были люди! (45)Какие были особен
ные люди! (46)Всё делали не ради славы, а для людской пользы.
(47)Я её хорошо помню. (48)Она жила в твоей комнатке…
43
Рефлексия
Мне с вами было интересно работать на уроке. А какое из написанных выражений о сегодняшнем уроке выберете вы? (На доске ель, три ряда ветвей – три уровня: было легко и интересно, было трудно, но интересно, было трудно и неинтересно) Ребята прикрепляют магниты.
Домашняя работа: завершить анализ текста,
упражнения на выбор 132 или 135.
Оценивание с комментариями.
Вывод учителя: итак, ребята, мы можем сделать вывод о том, что сложноподчиненные предложения – это достаточно объемная и малоизученная тема, которой мы посвятим еще много уроков.
infourok.ru
Сложноподчиненное предложение
Цель – познакомить со СПП, его структурой и значением;
– развитие орфографической и пунктуационной зоркости, развитие самооценки;
– воспитание коммуникативных умений, умений работать в группе, чувства коллективизма и взаимопомощи;
Оборудование : 1.листы для исследовательской работы
2.схемы
3.листы для самоконтроля
4.карточки для физминутки
5.презентация
Экспозиция
Внук пришел навестить деда. Стал старик его о делах расспрашивать, но внук был неразговорчив.
– Ты выглядишь усталым, словно прожил тяжелую жизнь,- заметил дед.
– Ты прав, в моей жизни нет ничего хорошего,- вздохнул внук.
– Я приготовил тебе подарок, чтобы развеять твою грусть. Да положил его в ящик шкафа и забыл в какой.
– Не беда, я быстро его найду,- усмехнулся внук и принялся открывать одну дверку за другой.
Вскоре подарок нашелся, а под ним лежала записка : «В жизни много дверей, и за одной из них- подарок судьбы. Мудрые говорят : «Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась».
– Не то чтобы всегда, но часто именно оно (упорство) приводит к цели. Порою при первых неудачах мы сдаемся, но нужно продолжать действовать, двигаться, развиваться.
Стадия вызова
Работа класса | Индивидуальная работа |
1.Подготовка к восприятию нового материала | 1.Разбор словосочетания (согласование, управление, примыкание) Лед тонкий Переходить реку Очень тонкий |
Мозговой штурм 1.Что изучает синтаксис? 2.Назовите предложения по составу (простые и сложные) 3.Группы сложных предложений (союзные и бессоюзные) 4.Средства связи в СП (интонация, союзы) 5.Как отличить простое предложение от сложного? 6.Какое предложение называют ССП ? 7.Чем похожи ССП и БСП ? (структура , равнозначные отношения) | 2.Разбор предложение Переходить реку опасно : лёд еще тонкий. Лед ещё очень тонкий и переходить реку опасно. |
Диктант с сигнальными карточками Задание : среди данных слов есть слова, относящиеся к нашей теме урока. Будь внимательны ! Идеал, колонка, усложнение, фантазия, блистать, декада, подчинение, расстелить, замирать, предложение, разъединить. |
Выход на тему.
Слова : усложнение (сложное) , подчинение, предложение —-Сложноподчиненное предложение.
Переходить реку опасно, потому что лед на реке ещё очень тонкий.
Задание: 1. Найдите основу предложения.
2.Определите отношения между предложения. ( неравнозначные)
3.Попробуйте задать вопрос .
4.Укажите средство связи.
Формулировка целей урока (Что будем изучать? Зачем?)
3.Стадия осмысления
Прием «Верю – не верю»
Вопрос | Перед изучением темы | По ходу уроку | На конец урока |
1.Верите ли вы , что изучение СПП легкая тема ? | |||
2.Верите ли вы, что СПП имеет сходство и различие с различными синтаксическими конструкциями ? | |||
3.Верите ли вы, что придаточная часть СПП может менять местоположение по отношению к главному? | |||
4.Верите ли вы, что роль СПП в стилях речи одинаковая? |
Заполняется 1 часть таблицы.
Формулирование проблемы : Действительно ли СПП- важная синтаксическая конструкция?
Сравнить : 1. Со ССП ( структура одинаковая, есть средство связи, но в ССП –равнозначные отношения)
2.С БСП ( структура одинаковая , средство связи- интонация, равнозначные отношения)
3.Со словосочетанием (выделяется главное и зависимое, отношения подчинительные, можно задать вопрос)
Вывод : СПП ближе по отношениям со словосочетанием.
Работа с учебником ( чтение, выделение ключевых слов, составление кластера)
Р1
Главное Дополнительная
информация
Придаточное СПП
Союзы Интонация
Физминутка ( По классу расположены таблички с изобразительно выразительными средствами. Задача групп найти эти средства выразительности). Будьте внимательны – есть лишние средства выразительности (пелена облаков, сетка небосклона, костер рябины красной).
1 группа ЭПИТЕТ | 2 группа ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ | 3 группа СРАВНЕНИЕ |
Печальный пейзаж | Мороз щиплет | Пруд как зеркало |
Пленительный взгляд | Ветер стучит | Сверкали как звездочки |
Изящные снежинки | Вьюга завывает | Вьется змеей |
Пушистые сугробы | Деревья стонут | Искрился яркими переливами |
Легкая изморозь |
Р2 Предлагаю исследовательскую работу : каждая группа получает задание – текст и вопросы к нем. Ваша задача : в течение 5 минут ответить на вопросы и выступить с защитой. Другие группы слушают и задают вопросы.
Заполнение таблицы «Верю- не верю»
4.Стадия рефлексии.
1. Цифровой диктант ( Задание: укажите номер СПП)
1. В маленьком доме, который стоял на краю села, всю ночь горел свет.
2.Когда мы возвратились, было уже темно.
3.На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий.
4.Получили известие, что река замерзла.
5.На реке не то что-то горело, не то восходила луна.
6.Сани были пустые, потому что гости уже стояли в сенях.
2.Подведение итогов.
– заполнение 3 части таблицы.
-заполнение листа самооценки
-итог урока.
– Наш урок начался с притчи о семи дверях , я надеюсь ,что сегодня открылась одна дверь. За дверью седьмой будет подарок судьбы- удачная сдача ГИА.
1 группа | Вопросы |
Мы шли и говорили, что самое безмолвное время суток на земле всегда бывает перед рассветом. Если начинало светить солнце, то запахи чувствуются сильнее. На поверхности озера ,когда поднимался ветер, вздувались и бежали мелкие волны. | 1.Наидите СПП. 2.Выделите главное и придаточное. 3. Сделайте вывод о местоположении придаточного по отношению к главному. |
2 группа | Вопросы |
Стихи приходят к нам тогда, Когда нельзя молчать, Когда молчание твоё Тебя грозит предать, Когда взрывается душа От счастья и тоски, Когда слова то птиц полет, То жесткие тиски ( Т.Лепихина) | 1.Определите стиль (художественный, научный, публицистический) 2.Сколько придаточных предложений в стихотворении? 3.Определите средства выразительности. 4.Роль СПП в данном стихотворении. |
3 группа | Вопросы |
Общепризнанным шедевром И.И.Левитана считается картина «Март».Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту. В центре полотна лошадь, к которой сбегаются все линии композиции. Звучный колорит пейзажа построен на контрасте. Теплые тона сочетаются с холодными, что создает ощущение радости. Когда холодный и теплый тон рядом, становится ощутимее свежесть весеннего воздуха. Это не тот воздух, который представляется нам. Левитан ощущал его, как безграничную среду прозрачного вещества, которое предавало мягкость его полотнам. | 1.Определите стиль текста (официально-деловой, разговорный, научный) .Докажите. 2.Укажите количество СПП. 3.Каких больше? 4.Какую роль играют СПП в тексте? |
kopilkaurokov.ru
Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»
Загрузить презентацию (3,4 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи урока
Тип урока – комбинированный
Форма проведения урока – урок-практикум
Оборудование урока
Оформление доски
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
А. Пушкин
План урока
1. Оргмомент.
2. Постановка темы и цели урока.
3. Сообщение о СПП.
4. Практикум по разбору видов СПП
– выведенных на экран;
– на слух.
5. Сообщение о словах ЧТО, ЧЕМ, КОГДА, КАК.
6. Практикум по составлению СПП (на карточках)
(вставка союзов и союзных слов в предложения из стихотворений В. Высоцкого).
7. Работа по картине А. И. Лактионова “Письмо с фронта” (составление СПП – по группам).
8. Проверка составленных предложений.
9. Объяснение домашнего задания: написать сочинение-миниатюру по картине Лактионова
10. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА.
1. ОРГМОМЕНТ
– Добрый всем день! Сегодня у нас гости.
Ребята, для нас с вами торжественный час наступил. Очень хочется порадовать гостей своими знаниями, активностью и смелостью. Пожелаем друг другу удачи, плодотворной работы.
2. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
– На уроке нам предстоит обобщить изученное о сложноподчиненном предложении.
Мы покажем, насколько мы обладаем умением различать виды СПП, конструировать их, определять в них союзы и союзные слова, ставить знаки препинания, строить схемы.
Знания о видах подчинительной связи в сложных предложениях необходимы при выполнении экзаменационных заданий на ГИА и, конечно, в 11 классе на ЕГЭ.
Мы уже выполняли такие задания. И потому знаем, что в В6 мы должны правильно указать количество грамматических основ. И часто мы теряем безличные предложения в составе сложноподчиненного. В В7 – задание на умение видеть придаточные предложения, в В8 – задание найти СПП с разным подчинением придаточных, да и в В9 мы должны проявить умение в сложном видеть разные виды связи, в том числе и подчинительную связь. Ошибки ваши в основном связаны с “невидением” односоставных в сложноподчиненном.
Ко всему умелое использование СПП в устной и письменной речи свидетельствует о богатстве грамматического строя языка. Без СПП наша речь бедна.
К сегодняшнему уроку вы получили особое задание – выписать из цитат великих людей только СПП и только на тему “Россия, Родина, служение Отечеству”.
Приступим к работе.
Вначале – сообщение о СПП. Подготовил(а) его …………..
3. СООБЩЕНИЕ О СПП
– о строении СПП,
– о видах СПП ( по структурно-семантической классификации в языкознании),
– о средствах подчинения в СПП.
Примеры СПП
4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ
“Виды СПП” – по учебнику (стр. 60)
5. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВИДОВ СПП
(запись предложений в тетради, выполнение обозначений
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДОВ СПП НА СЛУХ.
6. СООБЩЕНИЕ О СОЮЗАХ И СОЮЗНЫХ СЛОВАХ ЧТО, ЧЕМ, КОГДА, КАК.
Слова ЧТО, ЧЕМ, КОГДА, КАК могут быть и союзами, и союзными словами (местоимениями и наречиями).
(Как – союзное слово, наречие, является членом предложения), СПП с придаточным изъяснительным.
7. ВЫПОЛНЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
(на карточках, проверка )
Слово учителя.
– Вы получили карточки.
На них предложения, взятые из стихотворений поэта-песенника Владимира Высоцкого, человека, который был не просто актером, певцом, а был личностью, гражданином России, служил своим творчеством Родине.
Выполняя задание, вспомните его строки.
8. СОСТАВЛЕНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ СПП ПО КАРТИНЕ А.И. ЛАКТИОНОВА “ПИСЬМО С ФРОНТА” (1947 г.)
Слово учителя (или ученицы).
– Великая Отечественная война оставила значительный след как в истории нашей страны, так и в судьбах миллионов людей.
Поэтому картина А.И. Лактионова сразу же завоевала сердца зрителей на просторах необъятной страны.
Картина задумана художником еще в годы войны, в 1943 году, но написана она в 1947 году в Загорске, где жила семья Лактионова после эвакуации.
Лактионов в своей картине “Письмо с фронта” воплотил атмосферу жизни советских людей в дни войны.
Сюжет ее прост.
В каком-то небольшом русском городке у широко распахнутой двери старого деревянного дома собралась семья фронтовика.
Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух, бережно держит перед собой дорогие листки.
Картина написана светлыми красками, наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.
Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной победы.
Вам предстоит сейчас в своих группах составить по картине “Письмо с фронта” разные СПП:
– СПП с придаточными определительными,
– СПП с придаточными изъяснительными,
– СПП с придаточными обстоятельственными.
9. ПРОСЛУШИВАНИЕ СОСТАВЛЕННЫХ ПО КАРТИНЕ СПП.
СПП с придаточными определительными
СПП с придаточными изъяснительными
СПП с придаточными обстоятельственными
10. ОБЪЯСНЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
11. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ.
– В чем же своеобразие СПП?
– Какие трудности испытывали при изучении этой темы?
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК УЧАЩИМСЯ ЗА УРОК.
27.03.2013
urok.1sept.ru