Осенние листья
Осень, осень в гости просим С листопадом и дождем, С перелетным журавлем
Алексей
Валерий
Константинович
Яковлевич
Толстой
Брюсов
Сергей
Александрович
Есенин
Осенние листья глазами художников
Левитан Исаак: Осенние листья.
Клод Моне – Осенняя река.
Михаил Иваненко. Осенние мотивы
Аркадий Зражевский. Листья рябины.
Поэзия-стихи, произведения
написанные стихами.
Поэзия – красота и прелесть чего-нибудь.
А. Толстой.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются,
там, на дне долин,
Кисти ярко – красные вянущих рябин .
Работа с трудными словами
обсыпается – осыпается ( падает вниз)
пожелтелые – пожелтевшие
Словарь образов:
красуются кисти рябин
бедный сад
пожелтелые листья
вянущие рябины
Словарь настроений:
грусть
печаль
тоска
покой тишина
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду. Словно бабочек лёгкая стая С замираньем летит на звезду. С. Есенин
Словарь образов:
золотая листва
листья, словно бабочек легкая стая
Словарь настроений:
восторг
радость
любование
ВЕСЁЛАЯ ЗАРЯДКА
В. Брюсов
Сухие листья, сухие листья,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром, кружат,
шуршат,
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья, Кружась, что шепчут, что говорят?
Музыкальная партитура:
[c]: с ухие, ли с тья, ту с клым;
[ш]: ш ур ш ат, ш епчут.
Словарь настроений:
тишина
покой
Придумайте подписи к каждой иллюстрации. Используйте для этого строчки стихотворения.
Правила работы в парах
да и та горькая рябина.
Холоден сентябрь,
да сыт.
В сентябре одна ягода,
Творческая работа
У вас на партах бледные и некрасивые шаблоны осенних листьев. Превратите их в сказочные осенние листья. Раскрасьте цветными карандашами.
Осенние листья глазами фотохудожника
Домашнее задание
Выучи одно из стихотворений.
Нарисуй , какой ты представляешь осень.
Создай свой осенний узор из сухих листьев
Сочини стихотворение или рассказ об осени или осенних листьях.
Используй словарь образов и настроений.
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
kopilkaurokov.ruТема:
Осенние листья. Чтение поэтических произведений об осени.
Цели:
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научиться читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся; объяснять свой; получат возможность научиться : наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста, находить средства художественной выразительности.
Метапредметные:
познавательные: используют простейшие виды анализа текста;
регулятивные:формулируют и удерживают учебную задачу; коммукативные:высказывают собственное мнение, строят монологическое высказывание, используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
личностные: проявляют художественно- эстетический вкус; осознают эстетические потребности, ценности на основе опыта прослушивания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
( слайд 1).
– О каком времени года говорится?
Листьям –время опадать,
Птицам- время улетать,
Грибникам- блуждать в тумане,
Ветру- в трубах завывать.
Солнцу- стынуть,
Тучам- злиться…
( об осени)
– Я хочу пригласить вас в царство Осени
В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после больших морозов.
И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля даже начинает светиться. Вы замечали, наверное, идешь по парку– светло. Это золотыми искорками светятся осенние листья. И вот сегодня я пригласила в гости к нам на урок саму хозяйку – Осень.
(Слайд 2 , прочти про себя, потом вслух ,выразительно, стихотворение)
Осень, осень в гости просим
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
– Какая по- вашему осень? Я называю слова, хлопни, если согласен ( грустная, зеленая, золотая, дождливая, бодрая, радостная, переменчивая, морозная, яркая,теплая, разноцветная, ….
( Включаю ролик). Посмотрите небольшую зарисовку, подумайте, какое настроение она создает. ( торжественное, нежное, немного грустное, светлое…)
-Какого цвета осень?
Желтый , золотой, багряный цвета – символы осени. С разноцветных листьев на деревьях начинается ее время. Солнечный наряд садов, парков, лесов дали осени название – золотая. Пора самой яркой раскраски листьев.
2. – Тема нашего урока- осенние листья. Мы будем читать поэтические произведения об осени.
-А что такое «поэтические произведения, поэзия»? СЛАЙД 6
Сегодня картину осени нам помогут нарисовать несколько поэтов.(СЛАЙД 7
-Почему я сказала нарисовать, ведь мы будем говорить о поэтах и стихотворениях?
-Действительно, поэтов называют художниками слова.
Сегодня, говоря об осени, ее приметах, мы постараемся узнать, какие настроения вызывает осень у поэтов, понять, а что же для каждого из нас значит это время года.
………………………………………………………………………………………………………………………….
С Т И Х – е 1
Слайд 8.
А) Послушайте стихотворение Алексея Толстого :
Первичное восприятие: –Какую картину вы себе представили?
-Какое настроение вызывает стихотворение?
( осенний парк, пасмурно, дует легкий ветерок, листья неспешно кружатся, и только рябиновые кисти ярко алеют среди листвы…)
Б) Прочитайте ст 2-3 раза самостоятельно, подумайте, какие слова кажутся вам не совсем понятными.
Слайд 9 . Давайте разберем трудные слова.
В) Попробуем прочитать ст вслух выразительно. С какой интонацией надо читать? (спокойно, плавно, немного грустно , а какие слова автора передают грусть? ( бедный сад, листья пожелтелые)
показать голосом то приятное и радостное, что заметил автор: красуются кисти рябин – интонация вверх…) Несколько человек.
Г) Работа с текстом
Слайд 10.
Заглянем в словарь поэтических образов , прочитаем
2. Какое слово помогает представить листья, которые увидел поэт? Какие листья называются пожелтелыми?
3. Какой изображена рябина?
-Что вы представляете при чтении двух последних строк? (кисти рябин)
Посмотрим в словарь настроений
1.-Какие слова передают грусть?
4. Какие краски нужно взять, чтобы нарисовать эту картину? (желтая, золотая, красная, зеленая, бордовая, коричневая…)
5. Какое настроение должна создать картина?
– Поэт сумел выразить свои чувства, описывая увядающую природу?
– Поэт любил осень? (Да)
У автора чувствуется грустное настроение: листья облетели, сад бедный.
Поэт нарисовал картину унылую и красочную.
картина красочная, так как кругом жёлтые листья и ярко – красные кисти рябин. А настроение грустное потому, что уходит лето, но краски осени могут быть яркими.
Он сумел подметить самое главное в картине осени и выразить это легкими, понятными и простыми словами. Для описания осени автор использует, подмеченные в саду листья, которые пожелтели, обсыпаются и «по ветру летят». Особенный окрас стихотворению придают «кисти ярко-красных вянущих рябин», которые еще больше подчеркивают яркость и красоту замечательной осени. Описанная картина осени одновременно, и унылая и красочная.
многие стихи А.Толстого обрели широкую популярность в народе и стали песнями.
…………………………………………………………………………………………………
Ф/м
Ветер подул: у-у-у (Все дуют)
Кусты низко нагнул ( Наклоняются)
Листья запорхали (Машут руками)
Как бабочки на карнавале. ( Кружатся)
Музыка??? Отражает ли музыка настроение этого стих – я?
……………………………………………………………………………………………………………………..
СТИХ- е 2.
А в стих –нии С. Есенина тоже осенняя пора, листья летят, кружатся, но настроение совсем другое. Послушайте…
СЛАЙД 11
А) Читаю
Какую картину изобразил поэт в стихотворении? ( лесная полянка, пруд, тишина, легкий ветерок, листья кружатся над водой, тихонько падают, оставляя легкую рябь на воде…)
(кружат, шуршат, шепчут, говорят…)
……………………………………………………………………………………………………………..
ИТОГИ
Вспомните стихи, кот мы читали сегодня. Найдите в текстах подписи к этим иллюстрациям:
СЛАЙД17. Объясняем.
У вас на парте конверты. Выньте полосочки бумаги. Прочтите, что напечатано. Это части пословиц. Вам надо правильно собрать их, полоски приклеить на лист , объяснить смысл пословиц.
Проверяем: клики сЛАЙД 18
слайд 20 – посмотрите, какими увидели осенние листья фотохудожники. Теперь работайте ( один лист на двоих)
Осень – удивительная и замечательная пора. Многих поэтов художников осень вдохновляла на новые работы. Сегодня и мы с вами прикоснулись к прекрасному миру осеннего творчества.
.
nsportal.ru
Осенние листья
Автор презентации: Фокина Лидия Петровна,
учитель начальных классов
2014
МКОУ «СОШ ст. Евсино»
Искитимского района Новосибирской области
(А. К. Толстой, С. А. Есенин, В. Я. Брюсов, И. П. Токмакова)
Литературное чтение,
2 класс
Речевая разминка
Под ногами в листопад
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребёнок.
В. Голяховский
Алексей
Константинович
Толстой
(1817-1875)
писатель, граф
Алексей Константинович Толстой родился в Санкт-Петербурге,
был сыном графа К. П. Толстого и
А. А. Перовской, дочери Алексея Алексеевича Перовского – детского писателя, известного под псевдонимом Антоний Погорельский. Алексей Константинович состоял в родстве со Львом Николаевичем Толстым, доводился ему троюродным братом.
Сергей Александрович Есенин
(1895-1925)
поэт
Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье, в селе Константиново Рязанской губернии (теперь – области). Мальчик очень скоро лишился родительского крова. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь – мать Сергея – послали в Рязань на заработки.
«Стихи начал слагать рано, – напишет позже С. А. Есенин в автобиографии, – толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их начал писать, подражая частушкам».
Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.
Валерий Яковлевич Брюсов
(1873-1924)
поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик, литературовед, историк
Валерий Яковлевич Брюсов родился в зажиточной купеческой семье. Дед со стороны матери, Александр Яковлевич Бакулин, был писателем-самоучкой, писал сказки, басни, повести, пьесы, очерки. Дед по отцу, Кузьма Андреевич, откупился от крепостной зависимости, затем разбогател на пробочной торговле.
Отец В. Я. Брюсова, Яков Кузьмич, интересовался математикой, медициной, владел французским языком, писал стихи.
Ирина
Петровна Токмакова
родилась в 1929 г.
Ирина Петровна Токмакова родилась в 1929 году в Москве. Её отец был инженером-электриком, а мать – детским врачом и заведующей Домом ребёнка.
Писать стихи Ирина Петровна начала рано. В одном классе с ней училась дочь известного поэта В. И. Лебедева-Кумача. Он обнаружил у Ирины поэтические способности и посоветовал писать дальше.
Кроссворд
«Осень»
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
… летят.
в
а
р
у
ж
и
…небо кроет,
Солнце не блестит.
а
ч
т
в
а
р
у
ж
л
и
Ох и хитрые …!
Где же спрятались они?
а
ч
т
б
и
г
и
к
ч
о
в
а
р
у
ж
л
и
… птиц улетают
Прочь, за синее море.
а
ч
т
б
и
г
и
к
ч
о
в
а
р
у
ж
л
и
и
а
т
с
Опустел …-
Улетели птицы…
а
ч
т
б
и
г
и
к
ч
о
и
а
т
с
к
и
о
в
к
с
н
ч
е
р
в
а
р
у
ж
л
и
Я заглядывал под кочки,
Под берёзовые …
а
ч
т
б
и
г
и
к
ч
о
и
а
т
с
к
и
о
в
к
с
н
ч
е
р
в
а
р
у
ж
л
и
и
н
п
Под тусклым ветром
сухие …,
Кружась, что шепчут,
что говорят?
а
ч
т
б
и
г
и
к
ч
о
и
а
т
с
к
и
о
в
к
с
н
ч
е
р
и
н
п
я
т
с
л
ь
в
а
р
у
ж
л
и
Творческая работа
ВЫХОД
Используемые ресурсы:
Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)
Бордюр http://img-fotki.yandex.ru/get/9800/134091466.189/0_fa944_dc6be0c1_S
Листья http://img-fotki.yandex.ru/get/9260/16969765.208/0_8d298_247960b4_L.png
Портрет Толстого http://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/3927435/3927435_original.jpg
Портрет Есенина http://cs410218.vk.me/v410218585/757c/ImhJZ1_nuO0.jpg
Портрет Брюсова http://i29.fastpic.ru/big/2012/0412/1a/35dff833a0997af6d07a7cc36681df1a.jpg
Портрет Токмаковой http://www.kino-teatr.ru/acter/album/332847/275568.jpg
uchitelya.com
Листья
http://img-fotki.yandex.ru/get/9260/16969765.208/0_8d298_247960b4_L.png
Портрет Толстого
http://ic.pics.livejournal.com/humus/758313/3927435/3927435_original.jpg
Портрет Есенина
http://cs410218.vk.me/v410218585/757c/ImhJZ1_nuO0.jpg
Портрет Брюсова
http://i29.fastpic.ru/big/2012/0412/1a/35dff833a0997af6d07a7cc36681df1a.jpg
Портрет
Токмаковой
http://www.kino-teatr.ru/acter/album/332847/275568.jpg
nsportal.ru
Литературное чтение 2-В класс
Учитель Шиян Г.В.
Тема: Внеклассное чтение №3 «Осенние листья – тема для поэтов»
Цели:познакомить учащихся с произведениями разных поэтов об осени; учить их
понимать, сравнивать и выразительно читать стихи разных поэтов на одну тему; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картины осенней природы;
учатся работать с текстом самостоятельно и сообща ( в парах, группах), слушать и слышать мнение товарищей, тактично высказывать с и доказывать свою точку зрения;
возникают эстетические потребности, желание творить.
Оборудование: учебники «Литературное чтение», карточки для речевой разминки, карточки для работы в группах. видеофильм «Времена года. Октябрь», презентация «Осенние листья» – тема для поэтов», листочки для оценки эмоционального состояния.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Речевая разминка
У каждого на парте текст
Под ногами листопад
Листья жёлтые летят.
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребёнок.
Почитай самостоятельно 2 раза.
–Какие новые слова придумал автор?
–Как надо их произносить?
Скороговоркой – 3 последние строчки.
Чтение стихотворения хором: шепотом, про себя, выразительно вслух…
3. Проверка домашнего задания.
Стихотворение А.Плещеева наизусть
Звучит музыка и демонстрируются слайды – картины осени.
–Знакома ли вам эта музыка? (П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»)
Конкурс чтецов Чтение данного стихотворения под музыку. Оценивают дети.
Самоопределение к теме.
Продолжение слушания музыки и просмотра слайдов с изображением осенних листьев.
-Какая тема нашего урока?
Работа по теме урока.
–Какое настроение в музыке? Почему?
Чтение учителем стихотворения А.Толстого «Осень. Обсыпается весь наш
бедный сад…» (под музыку П.И.Чайковского)
-Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
-Сожалеет ли автор, что пришла осень? Почему вы так решили?
-Какое настроение передал поэт?
-А кто автор стихотворения?
-Слышали ли вы эту фамилию?
Короткое сообщение учителя об Алексее Константиновиче Толстом и его родственной связи со Л.Н.Толстым. Слайд№1
Чтение стихотворения детьми (2 раза).
-Какие картины природы рисует поэт? (выборочное чтение) (картинка рябины)
-Какие картины природы нарисовал бы ты?
-С каким настроением будешь читать стихотворение ты?
Чтение стихотворения детьми.
Физкультминутка.
-Кто автор следующего стихотворения?
Краткое сообщение о Сергее Есенине. Слайд№2
Слушание стихотворения С. Есенина «Закружилась листва золотая…» грамзапись
-Какое настроение у этого стихотворения?
Сам. чтение стихотворения.
-Как названа листва?
-С чем сравнивает поэт золотую листву?
-Как выглядит пруд, окруженный осенними деревьями?
Найди метафору, эпитеты.
Найди рифмующиеся слова.
Чтение стихотворения в парах (друг другу).
Работа в группах.
Вы тоже сегодня будете поэтами.
Составь четверостишье по заданным рифмам.
Летали – мелькали
Пусто – грустно
Представители групп зачитывают получившееся четверостишье.
На слайде изображение осенних листьев, ежащих в порке на земле Слайд№3
– Хотел бы вы попасть сюда?
Сейчас попадёте
-Самостоятельно прочитай следующее стихотворение.
-Какие картины вы увидели?
-Все ли слова вам понятны? (тусклое)
-Что в стихотворении необычного?
-С помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох?
Короткое сообщение о Валерии Яковлевиче Брюсове Слайд№4
Сам. подготовка к выразительному чтению стихотворения (передать голосом шорох).
-Как при помощи голоса передать шум ветра, стук дождя.
Выразительное чтение стихотворения (в парах вслух). Дети сами решают
в какой форме они будут читать стихотворение.
-Придумайте вопрос к стихотворению? -Что …. ? –Почему … ? ( в парах) .
Блиц-турнир по вопросам.
6. Рефлексия.
-С какими авторами мы познакомились?
-Соотнеси строки из стихотворения с портретом автора. Слайд№5.
На доске изображение дерева. Дети прикрепляют к дереву листочки
Хорошее настроение – жёлтый листочек.
Спокойное. Обычное настроение – зелёный листочек.
Плохое, грустное настроение – красный листочек
Учащиеся поясняют свой выбор..
Подведение итогов урока.
– С какими поэтами мы сегодня познакомились?
– Какое стихотворение ты выбрал бы для чтения маме ? Почему?
8. Домашнее задание.
Самостоятельно прочитать стихотворение Ирины Токмаковой и придумать к нему вопросы.
infourok.ru
Зюзина Наталья Олеговна
Идентификационный номер 233-175-283
2 класс. Литературное чтение.
Урок по теме: Поэтическое изображение осенних листьев в стихотворениях А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой.
Зюзина Наталья Олеговна
Статья отнесена к разделу: «Преподавание в начальной школе».
Цели: организовать деятельность обучающихся по знакомству со стихотворениями русских поэтов, темой которых являются «осенние листья»;
продолжить знакомство детей с картинами осенней природы, созданными в поэтических образах русскими писателями 19 – 20 века;
обеспечить развитие читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления;
вызвать душевный отклик на произведения о русской природе, раскрыть красоту и поэтичность образа осенних листьев в произведениях русских поэтов;
способствовать воспитание интереса к лирическим произведениям о природе, чувства любви к родной природе.
Оборудование: осенние листья, слайдовая презентация по теме урока (Приложение 2), рисунки детей по теме: «Осень».
Музыкальный репертуар урока: аудиозапись музыки П.И. Чайковского из альбома “Времена года. Октябрь”.
Ход урока
I Организационный момент
II Проверка домашнего задания
Дети загадывают друг другу по цепочке загадки на осеннюю тематику, которые они нашли в книгах домашней или школьной библиотеке или самосочиненные.
– Какие краски у осени?
– Какого цвета небо? Трава? Листья деревьев?
После этого учитель загадывает загадки:
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Дети предлагают варианты ответов на загадку.
– Отгадку мы найдем на слайде.
III Определение темы и цели урока
(слайд 2, 1) – Что объединяет все эти изображения? (На них мы видим осенние листья.)
– Чем они отличаются? (Осенние листья были сфотографированы, нарисованы, использованы для декоративной росписи.)
– Приходилось ли вам любоваться листьями опавших деревьев?
– Кто и как может изобразить осенние листья? (Рассматривают слайд и делают вывод, что фотограф изображает листья на фотографии, художник – на картине, народный художник может выполнить орнамент из листьев на предметах быта).
– Впечатления об увиденных осенних листьях мы можем встретить на фотографиях фотохудожников, картинах художников, прозе и стихах, в произведениях декоративно-прикладного творчества. Сегодня мы увидим, как осенние листья изображают художники. Узнаем, как художник-поэт может изображать листья с помощью слова.
IV Вводная беседа
(слайд 3) – Посмотрим на листья глазами фотохудожника. Листья с каких деревьев привлекли внимание художника-фотографа? (Дети называют.)
– Чем привлекли внимание фотографа листья? (цветом, оттенками, сочетанием цветов)
– Какая погода изображена на фотографиях? Как мы об этом узнаем? (дождливая – по влажным листьям, сухая ясная – по яркому цвету листьев).
– Какое настроение передает художник?
– Что может передать фотохудожник на фотографии, изображая осенние листья? (цвет, тень, форму листьев, настроение)
(слайд 4) – Определите, с каких деревьев эти листья?
(слайды 5) – Посмотрим на осенние листья глазами художника. Чем картина отличается от фотографии? (Ответы детей.)
– К какому жанру относятся эти картины? (пейзаж, натюрморт)
(слайды 6 – 8) – Что изобразили художники на картинах?
– Какие краски использовали художники?
– Какое настроение передают картины?
– Что передает художник на картине, изображая листья? (форму, цвет, настроение, впечатление)
– Художник рисует то, что видит с помощью красок, карандашей, гуаши. Художник не может передать изображение точно, как фотограф. Его задача прежде все передать состояние природы, свое впечатление.
(слайд 9 – 10) – А так изобразили осенние листья народные мастера.
– В каких народных промыслах художники изображают осенние листья? (хохломская, жостовская роспись).
– Для чего используются в узоре осенние листья? (для украшения изделия)
– Как вы думаете, почему? (Осенние листья яркие, нарядные, создают праздничное настроение)
– Художники изображают осенние листья на предметах быта, чтобы сделать их красивыми. Действительно, яркая палитра осенних листьев украсит любое изделие народных мастеров.
V Работа над новым материалом
1. Создание эмоционального настроя на предстоящую работу с художественными текстами.
– А такими увидел осенние листья и листопад писатель Н.И. Сладков.
Учитель читает миниатюру Н.И. Сладкова «Золотой дождь».
ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели – и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.
Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветви – хлынет сверкающий водопад. По колено в листьях деревья стоят. Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под деревьями спрятались. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
Вопросы по содержанию прослушанного текста:
– Какое чувство вызывает это описание?
– Какое явление автор называет золотым дождем? Почему писатель листопад сравнивает с дождем, водопадом, с движением воды?
– Какие слова изображают листья как живые существа?
– Какие слова-краски использует Н.И. Сладков, чтобы показать разноцветье осени?
– Какие слова передают звуки падающих листьев?
Релаксация. Прослушивание аудиозаписи музыки П.И. Чайковского из альбома “Времена года. Октябрь”.
2. Мотивация учебной деятельности детей:
(слайд 11) – Сейчас мы познакомимся с лирическими произведениями русских поэтов, темой которых является описание осенних листьев, листопада. Узнаем, как поэты изображают в стихах осенние листья. Составим словарь поэтических образов и настроений, палитру и партитуру осенних мотивов.
3. Работа по учебнику (Родная речь. Учеб. 2 кл. В 2 ч. Ч. 1 / [сост. Л.Ф. Климанова и др.] – М. Просвещение, 2010. С. 72 – 75):
Работа над стихотворением А. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»
1. Знакомство со стихотворением: чтение учителем стихотворения наизусть.
2. Проверка первичного восприятия: беседа
– Что слушали? Какое произведение по жанру?
– Какие картины вы представляли, слушая стихотворение?
– Какие чувства испытали?
3. Чтение учащимися стихотворения про себя
4. Работа над содержанием стихотворения.
(слайд 12) – Обсудите в паре следующие вопросы:
1. Какую картину наблюдал поэт в осеннем саду?
2. Какое слово помогает представить листья, которые увидел поэт? Какие листья называются пожелтелые?
3. Какой изображена рябина?
4. Какие краски нужно взять, чтобы нарисовать эту картину?
5. Какое настроение должна создать картина?
(слайд 13) – Найдите и прочитайте строки стихотворения, которые соответствуют данным изображениям.
Проверка задания (слайд14).
– С помощью каких слов поэт описывает осенние листья и деревья в саду?
– Какие краски возьмем, чтобы нарисовать осенний сад таким, каким его увидел поэт?
– Какими словами вы выразите настроение этого стихотворения?
5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: передайте при чтении настроение стихотворения, тишину и покой.
Работа над стихотворением С. Есенина «Закружилась листва золотая…»
1. Знакомство со стихотворением: дети читают стихотворение самостоятельно вполголоса.
2. Проверка первичного восприятия: беседа
– Понравилось ли вам стихотворение?
– Какую картину вы себе представили?
– Что связывает эти два стихотворения?
3. Повторное чтение стихотворение:
(слайд 15): – Сделайте подписи к каждой фотографии. Используйте для этого строчки стихотворения. (Дети читают стихотворение, подбирая заголовки к фотографиям).
4. Работа над содержанием стихотворения.
(слайд 16) – Обсудите вопросы к стихотворению в паре:
1. Какую картину изобразил поэт в стихотворении?
2. Какое слово в стихотворении передает цвет листьев?
3. Как вы себе представляете золотые листья?
4. С чем сравнивает поэт золотую листву? Почему поэт сравнивает листву со стаей бабочек?
5. Каким изображен пруд в стихотворении? Почему вода в пруду розоватая?
6. Какое настроение создает это стихотворение?
(слайд 17) – Заполните странички словаря образов и настроения.
– Какими цветами вы дополните нашу осеннюю палитру?
– Что передали поэты в своем стихотворении? (цвет осенних листьев, свои впечатления) Какие средства они использовали для этого? (образные выражения)
5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: прочитайте стихи С. Есенина, рисуя в воображении осенние картины, которые он увидел. Постарайтесь передать при чтении восторг поэта.
Физминутка (Приложение 1)
Работа над стихотворением В. Брюсова «Сухие листья»:
1. Знакомство со стихотворением: стихотворение читает подготовленный ученик или учитель.
2. Работа над содержанием стихотворения:
(Работа в группе по вопросам слайда 18)
С помощью каких слов описана осень в стихотворении?
Как изображает поэт картины осени?
С помощью чего ему удалось оживить эти картины в нашем воображении?
Какие звуки передают шуршание осенних листьев?
Проверка работы: (слайд 19)
– Чем это стихотворение отличается от других стихотворений, прочитанных на уроке? (в нем поэт с помощью слов передает звуки, которые он услышат шорох листьев)
– Составьте музыкальную партитуру осенних звуков. В каких словах мы слышим звуки [c], [ш]?
– Какими словами можно дополнить словарь настроений?
– Какими красками дополним осеннюю палитру? Вспомните, какого цвета сухие листья.
3. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
Исполнительское задание: прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой так, чтобы все услышали шуршание листьев и почувствовали состояние покоя и тишины.
Работа над стихотворением И. Токмаковой «Опустел скворечник…»:
1. Знакомство со стихотворением: дети самостоятельно читают стихотворение, делятся своими впечатлениями о прочитанном.
2. Работа над содержанием стихотворения: работа проводится фронтально по вопросам на доске (слайд 20):
1. Какое явление осени описывает поэт? Какое образное выражение используется для обозначения листопада? Как вы его понимаете?
2. С кем сравнивает поэт листья?
3. Чем похожи листья и птицы?
4. Какое настроение создает это стихотворение?
5. Дополните словарь настроений и образов.
3. Выразительное чтение стихотворения:
Исполнительское задание: передайте при чтении настроение стихотворения, покажите как медленно кружатся, летят листья с деревьев.
Физминутка (Приложение 1)
VI Обобщение по теме урока
1. Составление словаря образов и настроений, палитры и партитуры осени:
– Как изображается осень в стихотворениях А. Толстого, С. Есенина, В. Брюсова, И. Токмаковой?
(слайд 21) Коллективное составление словаря образов и настроений, палитры и партитуры осени (используются слайды 14, 17, 19).
– Давайте подумаем, для чего можно использовать этот материал? (нарисовать картину на тему «Осень», используя цвета из осенней палитры; для выразительного чтения, правильно определив настроение стихотворения; для сочинения своих рассказов и стихотворений об осени).
2. Сочинение детьми рассказа-миниатюры на тему «Осень»:
– Придумайте свой рассказ или сочините маленькое стихотворение на тему «Осень», иллюстрируйте его.
Опорные вопросы для составления рассказа-миниатюры (слайд 22):
VII Подведение итогов урока: беседа по вопросам:
– С какими произведениями познакомились?
– Кто их автор?
– О чём они?
– Чему учились?
– Что нового узнали?
VIII Домашнее задание: (слайд 23)
Задание предлагается на выбор ребенка:
Нарисуй, какой ты представляешь осень. Используй цветовую палитру, которую составили на уроке.
Создай свой осенний узор для украшения изделий народных мастеров, нарисуй его.
Сочини стихотворение или рассказ об осени или осенних листьях. Используй словарь образов и настроений.
Подготовься к конкурсу стихов на тему «Золотая осень». Используй лирические стихотворения, которые читали на уроках литературного чтения или из других источников. Передай настроение стихотворения.
nsportal.ru
Проект по литературному чтению «Осенние листья – тема для поэтов»
Цель проекта: способствовать гармоничному развитию личности ребенка; формировать познавательные процессы на уроках русского языка, литературного чтения, внеклассного чтения, изобразительного искусства.
Задачи проекта:
формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира;
учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
учить тому, что поэзия – это мир чувств; учить слушать и читать поэзию;
обучать основам анализа поэтического текста;
обучать участию в беседе, занятию поисковой работой; обучать построению высказывания;
закреплять знания литературоведческих терминов и понятий (автор, лирическое настроение, художественный образ, олицетворение, сравнение).
закреплять умение пользоваться толковым словарём
В работе над проектом участвует 6 групп по 5 человек. Каждая группа получает аналогичное задание, но своё стихотворение. Работа в группах распределяется командиром.
После выполнения задания проходит публичная защита проекта. Учащиеся оценивают работу своих одноклассников, высказывают мнение и задают вопросы.
Оборудование :
1 Задания группам, оформленные в рамочки из осенних листьев
2. Альбомные листы, краски, кисточки
3. Иллюстрации картин русских художников
4. Толковый словарь школьника О.Д.Ушакова
Е. Груданов
Похвалялся листик клёна:
Был я, как и все – зелёный,
А сейчас я вот какой –
Жёлтый, красный, золотой,
И румяный, и резной –
Ну, красавец расписной.
Всё во мне, как солнце, светит,
И любой меня заметит!
Он не долго похвалялся.
Вдруг от ветки оторвался,
На полянку вниз нырнул,
Лёг удобней … и … заснул.
С. Сон
Шу-у! Прошу остановиться!
На деревьях – листья-птицы!
Разноцветные! Резные!
Шаловливо-озорные!
Отрываясь, листья-птицы
Стайкой мчатся за синицей!
Вдоль карнизов! И по крышам!
Всё быстрей! Всё выше! Выше!
Осени волшебной небыль –
Птицы-листья рвутся в небо!
Вместе с ветром-властелином
Улетают пёстрым клином…
И. Латарцева
Утром первый холодок,
и на улицах ледок.
Во дворе по лужицам
кто-то рыжий кружится!
Листья, листья сбились в стайку:
ну-ка, ветер, догоняй-ка!
Закружила карусель
ярко-жёлтую метель.
Осени я крикну звонко:
Здравствуй, рыжая девчонка!
Н. Пряничек
Листья липы, дуба, ивы
Кружатся над прудом
Их узоры так красивы,
Что свершилось чудо:
Осенний человечек
Пришел к нам танцевать
И целый день – по вечер
Друзей вкруг собирать.
Голова – листочек липы,
Тело – лист широкий дуба
Руки-ноги – листья ивы
Человечки мои… живы!
Листья липы, дуба, ивы
Кружатся над прудом
Их узоры так красивы,
Что свершилось чудо!
Н. Страмилова
Первый лист осенний
На моей ладони,
Он немножко желтый
И чуть-чуть зеленый.
Летом он держался
За руку у мамы –
К ветке прижимался
И твердил упрямо:
Вот наступит холод,-
Он шептал березке,
Я покину город –
Вырасту я взрослым.
Оторвусь от ветки,
Поднимусь над крышей,
Слыша дождик редкий,
Я помчусь все выше.
Я вдохну немного
Воздуха свободы,
А потом вернусь я
К милым школьным сводам.
infourok.ru