Разделы: Русский язык
Класс: 8
Цели.
1. Образовательно-развивающие:
1.1. Обобщение правописания НЕ с разными частями речи.
1.2. Развитие умения определять части речи, применять правило.
2. Воспитательная:
2.1. Формировать у учащихся уважение к людям науки.
Форма: урок-практикум.
Ход урока
I. Вступление
– На прошлом занятии мы повторили правила написания не с разными частями речи. А сегодня у нас урок-практикум по теме “НЕ с разными частями речи”.
II. Тема, цели занятия
– Запишите дату и тему занятия. Зная теорию и умея применять правила на практике, какую цель мы ставим на сегодняшнее занятие? (Формулирование целей)
III. Комплексный анализ текста
– Отработку компетенций мы проведем, выполняя комплексный анализ текста. Внимательно рассмотрите план вашей деятельности, основные задания, памятки, необходимые для работы. Итогом вашей деятельности должна быть схема орфограммы “НЕ с разными частями речи”. На работу 15 минут.
IV. Выступления групп
– Послушаем выступление от групп. (Учащиеся представляют схемы, представляют свою работу, отвечают на вопросы)
– Какая из предложенных схем удобна в применении?
V. Проверочная работа
– Ознакомьтесь с содержанием пункта 4. Запись словарного диктанта, проверка работы в парах с использованием ключа. Анализ своей деятельности, заполнение листков оценки.
VI. Итоги
– Обратитесь к целям урока.
1. Какие из поставленных целей реализованы полностью? Над чем нужно продолжить работу?
2. Отметьте в листе самооценки, к какой группе вы себя отнесете.
VII. Домашнее задание (по выбору)
План деятельности в группе
Этапы занятия | Содержание |
1. Организационный момент. | |
1. Записать дату и тему урока. 2. Определить цели урока. |
|
3. Отработка компетенций на языковом материале. | 1. Работа с текстом (распределить
роли выступающих по заданиям к тексту). 2. Выразительно читает текст один представитель от группы, остальные анализируют его выступление, пользуясь памяткой № 2. 3. По третьему вопросу выступает один представитель от группы, остальные дополняют. 4. По 4 и 5,6 вопросам выступает два представителя от группы (строят связное монологическое выступление), остальные дополняют, исправляют, используя памятку №3. 5. Выступление по созданной схеме готовят два ученика, остальные дополняют. 6. Анализ своей деятельности на этом этапе занятия (заполнить листок оценки). |
4. Проверочная работа. | 1. Запись словарного диктанта. 2. Проверка работы в парах с использованием ключа. 3. Анализ своей деятельности на этом этапе занятия (заполнить листок оценки). |
5. Подведение итогов. | Обратитесь к целям урока, что
удалось? Отметьте в листе самооценки, к какой группе вы себя отнесете? |
6. Домашнее задание. | 1. Написать сочинение-миниатюру
на свободную тему, используя не менее 9 слов
данной орфограммы. 2. Написать эссе из слов данной орфограммы. |
Текст 1 группы
Климент Аркадьевич Тимирязев
Эта жизнь была пламенным подвигом. В изумлении останавливаешься перед (не)исчерпаемой огромностью того, что сделал Тимирязев.
(Не)укротимыйборец, ученый-гражданин, педагог, воспитавший (не)сколько поколений замечательных исследователей, экспериментатор, пролагавший новые пути в лабораторной практике, “патриарх русской агрономии”, действительный и почетный член четырех десятков академий, университетов, научных обществ всего мира…
Работа до краев наполняла эту жизнь.
Но те, кто лично знал Тимирязева, сохранили нам образ (не)педанта, углубленного в свои микроскопы, в свои книги, но человека, открытого всем живым радостям мира. Он страстно любил природу, путешествия, далекие экскурсии. С ним был (не)разлучно фотоаппарат и объектив, его направляла чаще всего (не)рука ботаника, но рука влюбленного в жизнь человека.
Была в нем и подтянутость, привитая еще в родительском доме и сохранившаяся на всю жизнь, как (не)нависть ко всякой внешней и внутренней распущенности и (не)ряшливости, как уважение к труду и умение работать.
Страстное горениеэтой жизни (не)прекращалось ни на день. Но это было внутреннее кипение, которому строжайшая дисциплина воли (не)позволяла прорваться наружу. Джентельменски корректным, говорившим ровно, (не)спешно, чеканными фразами таким запомнили Тимирязева знавшие его.
В Тимирязеве (не)было ровно ничего от “ученого чудака”. Он (не)страдал ни рассеянностью, ни забывчивостью. Наоборот, во всем до мелочей он был пунктуально точен.
В споре он никогда (не)кричал и никогда (не)говорил грубостей. Но он умел так уничтожить противника, что тому до конца дней своих было уже (не)забыть “разноса”, учиненного ему Тимирязевым.
Науку он изображал (не)как (не)кий (не)досягаемый храм, в котором облеченные чудесным всезнанием жрецы совершают таинственные обряды, приоткрыв только краешек завесы для (не)посвященных.Нет, Тимирязев (не)уставал повторять: “Наука – это мастерская, учись работать, тебе найдется место в ней! (В. Сафонов.)
Задания к тексту
Порядок ответа
(распределите, кто на какой вопрос готовит ответ в группе).
Текст 2 группы
Архип Иванович Куинджи
Архип Иванович Куинджи – русский живописец, инициатор создания общества художников, которое впоследствии носило его имя. Место Куинджи в русской живописи определяется его особым видением природы.
Он внес в русскую пейзажную живопись (не)повторимое своеобразие, показав красоту родной природы со стороны, почти (не)отраженной в произведениях его современников.
На самых прославленных картинах природа изображена в такие мгновения, которые до него никто (не)изображал.
Предметом художественных интересов мастера становилось всё: (не)угасающие закаты, сияние лунных ночей, почти (не)заметный свет радуги на фоне тяжелых туч. Хотя он рисовал и размытый (не)прекращающимися осенними дождями тракт, и степь с (не)кошеными травами, и (не)обыкновенно красивую березовую рощу, пронизанную солнечными лучами, однако в памяти поколений Куинджи останется как (не)подражаемый певец чарующей красоты и таинственной прелести лунной ночи. В (не)большом по объему полотне “Ночь на Днепре” художник добивается (не)бывалых эффектов освещения, мудрой простоты композиции. (С. Мясникова.)
Задания к тексту
Порядок ответа
(распределите, кто на какой вопрос готовит ответ в группе).
Текст 3 группы
Возвращение домой
Целый год до приезда Николая Николаевича дом простоял заколоченный. Его поливали дожди, на крыше лежал снег, и никто его (не) счищал, поэтому крыша, и так уже давно (не)крашенная, во многих местах прохудилась и проржавела.
Николай Николаевич (не) предполагал, что встреча с домом так его взволнует. Когда показался заброшенный дом, сердце у него заколотилось так сильно, что он испугался, что (не) дойдет. Он отдышался, твердым военным шагом пересек улицу, вошел во двор.
Николай Николаевич оглянулся и увидел, что позади него, скорбно сложив на груди руки, стояло (не)сколько женщин. Он ни с кем (не) заговорил (не) потому, что был так (не)людим, просто (не) мог: каждая жилка дрожала у него внутри при встрече с домом, который был для него (не) просто дом, а его жизнь и колыбель.
(В. Железников)
Задания к тексту
Порядок ответа
(распределите, кто на какой вопрос готовит ответ в группе).
Приложение 1
Листок оценки деятельности
Фамилия, имя учащегося | Текст | Схема | Диктант | Итог |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. |
Словарный диктант (ключ для проверки)
Не скрывая удивления; недоумевая; не мог встретить; затаить ненависть; негодовать от возмущения; не деревянный дом; недешево стоить; недисциплинированный ученик; река неширокая, но холодная; долго недомогать; не далекий, а близкий; не шестьдесят; негласный закон; недожженный костер; недовыполнить план; не достать до полки; проявить недоверчивость; писать нечем; не за кем бежать; наесться не досыта; незадолго до встречи; настоящая недотрога; никем не замаскированный; незапоминающееся лицо; неряшливый вид; проявить некорректность; ненавидящий невежество; чувствовать себя неловко; не пришел никто; ни рыба ни мясо.
23.03.2015
urok.1sept.ru
Алматинская область Кербулакский район Каспанская средняя школа сДМЦ
учитель русского языка и литературы Исмагулова Айша Сабитовна
Урок русского языка в 8 классе
Тема: Правописание не с разными частями речи
Цели: 1.формировать у учащихся понятие об отрицательных частицах;
2.развивать умение различать частицы НЕ и не путать их с приставками при написании;
3. учить правильно применять орфографические правила ,связанные с правописанием НЕ .
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: учебное пособие, таблицы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Части речи
Раздельно
Слитно
НЕ с глаголами
НЕ с глаголами пишется раздельно : не бросит ,не берет, не пишет, не врет.
Глаголы которые без НЕ не употребляются: ненавидеть ,
негодовать ,недоумевать
Не с существительными
В этих случаях НЕ выступает не как приставка ,а как частица.
Не погода помешала уборке урожая, а нехватка техники.
НЕ с существительными пишется слитно тогда , когда эти слова без НЕ не употребляются: например,неряха ,
ненастье, ненависть
Не с прилагательными
НЕ пишется с прилагательными раздельно, когда имеется противопоставление.Например:
Комната не большая ,а маленькая. Врач нужен не здоровому, а больному человеку.
НЕ с прилагателными пишется слитно, если без НЕ не употребляется. Например:непроглядный мрак, ненастная погода.
Не с причастиями
НЕ пишется раздельно с краткими причастиями.Например:не прочитана ,не исследована.
При наличии противопоставления:НЕ сшитые, а связанные вещи мне нравятся.
Причастие не употребляется без НЕ.Например: недоумевающий взгляд.
При отсутствии противопоставления с союзом а :Откуда-то доносился крик неуснувшей птицы.
Закрепление темы.
1.Перепишите , раскрывая скобки.
(Не) шумит оно море (не) хлещет, лишь едва ,едва трепещет. Ему
( не) здоровилось, глаза были воспалены.
2.Вставить пропущенные слова с не-.
Того , кому не сидится на месте называют….
В работе имеются …….
Того, кто недоучился, называют……
(недоучка , непоседа, недостатки).
3.Дописать к прилагательным слова с не, близкие по смыслу.
Тяжелый, (нелегкий), трусливый(несмелый),малый, крошечный (небольшой).
4.Подобрать подходящие по смыслу слова с противоположным значением и записать с ними предложения.
(Не) успокоившееся море, а……..
(Не) освещенная комната, а ……..
(Не) сложенные книги, а ……..
5. Выписать из орфографического словаря пять прилагательных, которые без не не употребляются. Устно составить несколько предложений.
6.К словам болезнь, рабство, противник, отсутствие подобрать синонимы с приставкой не-(недуг, неволя, неявка, неприятель ).
Домашнее задание: Подготовить сообщение об отрицательной частице ни.
infourok.ru
Осипова Татьяна Халилбаговна,
учитель русского языка
МАОУ «Светлинская средняя
общеобразовательная школа №2»
Русский язык
Класс 8
УМК «Русский язык» (авторы: Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В.) под редакцией Разумовской М.М., Леканта П.А.-3-е изд.-М.: Дрофа,2012.
Урок № 4.Повторение изученного в 5-7 классах.
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. (1 час)
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Закрепить правописание НЕ с разными частями речи.
Задачи урока:1) Создать условия для систематизации знаний по теме;
2)Помочь учащимся выработать последовательность действий при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи;
3)Воспитывать внимание.
Планируемые результаты:
– формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся к новому учебному материалу;
– планирование учащимися путей достижения целей урока на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения;
– адекватное и критическое оценивание учащимися самих себя и одноклассников в учебной деятельности;
– установление причинно-следственных и родовидовых связей в границах сложного предложения;
– умение применять знания на практике, аргументировать свой выбор.
Оборудование: таблицы
Ход урока:
I. Оргмомент.
II.Повторение пройденного
Словарный диктант ( Н и НН с разными частями речи)
I. Гусиная стая; лебединая песня; орлиный взмах; воробьиная стая; голубиное гнездо; соболиный мех; утиная охота; змеиный укус; куриный бульон; звериный крик; муравьиная куча;
II. Шерстяная юбка; серебряная брошь; ледяная стужа; водяной вал; глиняный сосуд; полотняный костюм; жестяной чайник; стеклянный; деревянный; оловянный.
III. Соломенный; огненный; обеденный; родственный; единственный; таинственный; современный;лимонный; ураганный; батальонный; экскурсионный.
IV. Малышка умна; морковь полезна; утро туманно; дорога длинна; рукопись бесценна; даль пустынна; герои мужественны.
V. Клюквенный морс; старинная картина; глиняный сосуд; пламенная речь; безветренная погода; юный художник; голубиная стая; песчаный берег; серебряный кубок; торжественное событие; ветреный день.
III. Актуализация знаний.
I. Чтение и комментирование текста, записанного на доске.
(Не)ожиданно послышалось (не)громкое пение. Где-то (не)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (не)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она ни в чем (не)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (не)зной и (не)засуха: вины (не)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (не)выносимо больно, грустно и жалко себя… (По А.Чехову)
– К какому стилю речи можно отнести данный текст ? Докажите.
Объясните орфограммы.
IV.Постановка темы и цели урока..
– Над какой темой будем сегодня работать на уроке?
– Объясните условия слитного и раздельного написания НЕ со словами.
– Как можно группировать правила на тему “НЕ с разными частями речи”? Какие части речи пишутся с НЕ одинаково?
(Ответы:
1) НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на о/е;
2) НЕ с глаголами и деепричастиями;
3) НЕ с причастиями;
4) НЕ с отрицательными и неопределенными местоимениями).
– Составление опорных схем. Учащиеся приводят свои примеры, иллюстрирующие правило.(Можно опираться на упр.20)
V.Закрепление.
Объяснительный диктант. Задание: написать текст под диктовку, графически объяснить изученную орфограмму. Подчеркнуть основыв сложных апредложениях.
Гроза
(Не)забываемое, (не)изгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще (не)закрытая черной приближающейся тучей, озаряла ровным светом нашу спальню. Вдруг страшный громовой удар потряс наш дом, и полил дождь, (не)прекращавшийся в течение целого часа. Окна были (не)занавешены. Сквозь них постоянно видна была молния. (Не)смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (не)прекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу реки и ничем (не)защищенный от ветров. Когда мой испуг прошел, я принялся расспрашивать, что такое молния, отчего она зажигается, отчего гремит гром. И только когда небо очистилось и замелькали звезды, я заснул в своей красивой плетеной кровати и спал (не)пробудным сном до самого утра.
VI.Итог:
– В каких случаях НЕ является приставкой, а в каких частицей?
VII.Дом. задание: выучить схему, упр. 21
Методическое обеспечение урока:
1. Е. П. Голобородько. «Русский язык. 8 класс» Пособие для учителя. Издательская группа «Основа», 2009, 207 с.
2. Г. А. Бакулина «Конспекты уроков для учителя русского языка», 8 класс. М., Гуманитарный центр «Владос», М., 2006.
3. Г. Е. Фефилова «Все уроки русского языка в 8 классе», Харьков, Издательская группа «Основа», 2009
4. Д. А. Хаустова «Русский язык. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания 8 класс. «Экзамен», М., 2012. 78 с.
infourok.ru
Этапы урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма взаимодействия | Универсальные учебные действия | |||
Личностные | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |||||
| Организовать учащихся в начале урока. | При входе учащимся раздаёт листы с названиями разных частей речи. Приветствует учащихся, подводит учащихся к определению темы урока: – Скажите, пожалуйста, какие правила орфографии вызывают у вас наибольшее затруднение? | Приветствуют учителя, записывают в тетрадь число, отвечают на поставленные вопросы, записывают тему урока. | Фронтальная. | Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
| Закрепить навыки фонетического, словообразовательного, морфемного, морфологического, синтаксического и пунктуационного разборов | Предлагает учащимся произвести разборы: Однажды я ловил рыбу на небольшом озере, заросшем1,2,3 кувшинками4. Проверка правильности выполнения разборов на доске. Беседа по вопросам: ?-С каких точек зрения мы охарактеризовали слово заросшем? ?-Какой характеристики не хватает? При необходимости обратиться к с. 3 учебника. | Выполнят разборы у доски и на местах. Учащиеся проверяют разборы, выполненные на доске, составляя связный рассказ. Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная. Фронтальная. Фронтальная. | Умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). | Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. | Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
| Обратить внимание учащихся на важность произведения разборов. | Беседа по вопросам: ?-Зачем нужно выполнять различные разборы? ?-В какой ситуации вам пригодятся эти умения? | Отвечают на вопрос. Делают вывод важности разносторонней характеристики слова на уроках русского языка. | Фронтальная. | Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
| Активировать внимание учащихся | Предлагает игру «Хлопки» | Повторяют за учителем хлопки | |||||
| Мотивировать учащихся на повторение материала по теме «НЕ с разными частями речи». | Предлагает учащимся составить устное высказывание по теме «Повторенье – мать ученья» с двумя аргументами в пользу свое точки зрения. ?-Что нужно определить в первую очередь при встрече с орфограммой? Почему? | Высказывают своё мнение по предложенной пословице, сопровождая его двумя аргументами. Отвечают на вопрос учителя. | Фронтальная. | Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. | Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. | Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| Повторить правила по правописанию НЕ с разными частями речи. | В соответствии с полученными в начале урока карточками делит учащихся на группы: Имя существительное, Имя прилагательное, Имя числительное, Местоимение, Глагол, Причастие, Деепричастие, Наречие. Предлагает учащимся с помощью опорных сигналов оформить правила написания НЕ с разными частями речи и воспроизвести их на доске в следующей очередности: Имя числительное, Глагол, Деепричастие, Местоимение, Имя существительное, Имя прилагательное, Наречие, Причастие. | Учащиеся работают в группах, составляя опорные сигналы для правильного написания НЕ с разными частями речи, записывают опорные сигналы на доске в соответствии с предложенной очередностью, приводя по одному примеру на каждый пункт правила (с обозначением орфограммы). Остальные делают записи в тетрадях. | Групповая. | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование). | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | |
| Систематизировать знания по теме «НЕ с разными частями речи». | Беседа по вопросам: ?-Какие части речи не требуют орфограммы с НЕ? ?-Что объединяет все оставшиеся правила написания НЕ с разными частями речи? Обратите внимание на неопределённые местоимения. ?-Какие правила можно объединить? Почему? ?-Какие два пункта отличают правописание НЕ с причастиями? ?-Чем может являться НЕ? | Отвечают на вопросы учителя. Отвечают на вопрос учителя. | Фронтальная. | Структурирование знаний. | Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | ||
| Отработать умения правописания НЕ с разными частями речи. | Предлагает составить таблицу «Не с разными частями речи» ?-Какие столбцы, по вашему мнению, должны быть включены в таблицу? Предлагает, используя материал § 5, заполнить таблицу. ?-Какие ячейки остались незаполненными. Приведите свои примеры. Предлагает озвучить записанное в таблицу с объяснением орфограммы. | Составляют таблицу. Заполняют таблицу, используя материал § 5 Озвучивают собственные записи. | Фронтальная. Индивидуальная. Фронтальная. | Выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов. | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. | Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
| Проконтролировать усвоение материала урока. | Тестовая работа. Учитель читает сочетания слов, учащиеся на слух записывают номера сочетаний слов, в которых НЕ пишется слитно (1 вариант) или раздельно (2 вариант):
| По вариантам записывают номера сочетаний слов со слитным или раздельным написанием НЕ со словами. Самоконтроль. Коррекция. | Работа по вариантам. | Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. | ||
| Дать домашнее задание с инструкцией по выполнению.. | Предлагает выполнить дома упр. 32, объясняет алгоритм выполнения. | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. | Фронтальная. | Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. | |||
| Оценить результаты урока. | Предлагает закончить фразы: Сегодня на уроке я повторил…, вспомнил…, понял… . | Заканчивают фразы, предложенные учителем. Подают дневники. | Фронтальная. | Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
nsportal.ru
На уроке рассматриваются правила определения орфограммы – буквы, слитное и раздельное написание НЕ с частями речи, дается алгоритм выбора орфограммы – буквы и прием удобного запоминания правил слитного/ раздельного написания НЕ с частями речи.
На уроке мы повторим, как не ошибиться в орфограмме и как пишется НЕ с различными частями речи.
Чтобы не ошибиться в правописании орфограмм, необходимо пользоваться удобной схемой. Порядок действия при выборе орфограммы – буквы может быть таким:
1. Находим орфограмму – букву.
2. Определяем, в какой морфеме находится орфограмма – буква.
Если буква в приставке или корне – применяем правило.
Если буква в суффиксе или окончании – определяем, к какой части речи относится слово. Затем применяем правило, которое действует для этой морфемы в конкретной части речи.
Правописание НЕ с различными частями речи. Чтобы удобнее было запоминать, объединяем части речи со сходными правилами.
1-я группа: существительные, прилагательные, наречия.
СЛИТНО пишем:
РАЗДЕЛЬНО:
2-я группа: глаголы и деепричастия.
С ними НЕ всегда пишем раздельно, кроме слов, которые без НЕ не употребляются: не читал, не читая, негодовал, негодуя.
НЕ пишется слитно, если входит в приставку НЕДО: При жизни ученого недооценивали.
Деепричастие не надо путать с производным предлогом несмотря на, в котором не пишется слитно.
3-я группа: причастия. Используется алгоритм:
определяем, краткая или полная форма.
Полная форма:
РАЗДЕЛЬНО: если есть противопоставление: не написанный, а напечатанный;
если есть зависимые слова: еще не прочитанная книга;
СЛИТНО: если нет противопоставления: непрочитанная книга.
Краткая форма – пишем раздельно: не написана.
Другие части речи.
РАЗДЕЛЬНО пишем не:
Домашнее задание
Вопросы
interneturok.ru
Урок русского языка в 8 классе
Тема: Правописание не с разными частями речи
Цели: образовательная: формировать у учащихся понятие об отрицательных частицах;
развивающая :развивать умение различать частицы НЕ и не путать их с приставками при написании;
воспитательная: учить правильно применять орфографические правила ,связанные с правописанием НЕ .
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: учебное пособие, таблицы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Части речи
Раздельно
Слитно
НЕ с глаголами
НЕ с глаголами пишется раздельно : не бросит ,не берет, не пишет, не врет.
Глаголы которые без НЕ не употребляются: ненавидеть ,
негодовать ,недоумевать
Не с существительными
В этих случаях НЕ выступает не как приставка ,а как частица.
Не погода помешала уборке урожая, а нехватка техники.
НЕ с существительными пишется слитно тогда , когда эти слова без НЕ не употребляются:например,неряха ,
ненастье, ненависть
Не с прилагательными
НЕ пишется с прилагательными раздельно, когда имеется противопоставление.Например:
Комната не большая ,а маленькая. Врач нужен не здоровому, а больному человеку.
НЕ с прилагателными пишется слитно, если без НЕ не употребляется. Например:непроглядный мрак, ненастная погода.
Не с причастиями
НЕ пишется раздельно с краткими причастиями.Например:не прочитана ,не исследована.
При наличии противопоставления:НЕ сшитые, а связанные вещи мне нравятся.
Причастие не употребляется без НЕ.Например: недоумевающий взгляд.
При отсутствии противопоставления с союзом а :Откуда-то доносился крик неуснувшей птицы.
Закрепление темы.
1.Перепишите , раскрывая скобки.
(Не) шумит оно море (не) хлещет, лишь едва ,едва трепещет. Ему
( не) здоровилось, глаза были воспалены.
2.Вставить пропущенные слова с не-.
Того , кому не сидится на месте называют….
В работе имеются …….
Того, кто недоучился, называют……
(недоучка , непоседа, недостатки).
3.Дописать к прилагательным слова с не, близкие по смыслу.
Тяжелый, (нелегкий), трусливый(несмелый),малый, крошечный (небольшой).
4.Подобрать подходящие по смыслу слова с противоположным значением и записать с ними предложения.
(Не) успокоившееся море, а……..
(Не) освещенная комната, а ……..
(Не) сложенные книги, а ……..
5. Выписать из орфографического словаря пять прилагательных, которые без нене употребляются. Устно составить несколько предложений.
6.К словам болезнь, рабство, противник, отсутствие подобрать синонимы с приставкой не-(недуг, неволя, неявка, неприятель ).
Домашнее задание: Подготовить сообщение об отрицательной частице ни.
infourok.ru
univerfiles.com