Урок Знаний «Моя будущая профессия».
Цели: познакомить обучающихся с некоторыми профессиями, привлечь их внимание к необходимости осознанного выбора профессии в соответствии с личностными и социальными условиями жизни, расширить представление детей о значении труда в жизни общества; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
Подготовительная работа:
1. Предложить детям подготовить небольшие рассказы на тему «Профессии наших родителей» по плану:
– Чем занимаются ваши родители на работе?
– Кто они по профессии?
– Чем привлекает их эта профессия?
2. Назначить 2 учеников на роли репортеров (слова в тексте сценария).
Ход урока.
– Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости! Я приветствую вас на нашем Уроке Знаний «Моя будущая профессия»!
– Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Сделав выбор, мы не только определяем основные занятия на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. Какой она будет? Как важно не ошибиться! Успешно ли сложиться личная судьба и профессиональная карьера? Как не ошибиться и найти свою, только свою дорогу в профессии? Как выбрать? Вопросов тысячи! Ответ должен быть только один! У каждого из вас свой путь!
-Кем вы работаете? – это чуть ли не первый вопрос, который задают при знакомстве любому взрослому человеку.
-Кем работают твои мама и папа? – интересуются даже дети. И это не случайно, ведь профессия – это одна из важнейших характеристик человека.
Вы тоже потихоньку подходите к этой черте, за которой следует выбор жизненного пути. И здесь важно не совершить ошибку. Ведь всякий путь начинается с первого шага. И именно его сделать сложнее всего. Однако это необходимо, потому что, как известно, «под лежачий камень вода не течет». Ещё Л.Н.Толстой говорил: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».
Блицинтервью «Моя любимая профессия»
– И наш первый шаг заключается в том, что мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы. Я приглашаю их сюда. Они проведут опрос среди вас и выяснят, какой профессией вы хотели бы овладеть. (К учителю подходят два репортера.)
Репортер 1. Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика нашего класса.
Репортер 2. Нас интересует, каким профессиям отдают предпочтение семиклассники.
Репортер 1.
Репортер 2. И чем она вас привлекает?
(Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают.)
– Итак, результаты опроса таковы: …
– Давайте попробуем вместе заглянуть в мир профессий, в этот огромный и непростой мир, с которым вам очень скоро придется столкнуться! Согласитесь, что полезно узнать об этом поподробнее, что мы и сделаем сегодня.
Презентация профессий:
1. Итак, знакомьтесь БАНКИР.
В современном понимании банкир – человек, который контролирует финансовые операции в качестве владельца банка или менеджера. Ныне определение «банкир» распространяется также на акционеров, входящих в состав правления банка, т.е. на тех людей, которые руководят им и отвечают за его политику. Работа в банковской сфере связанной с движением крупных денежных сумм, несёт в себе опасность финансовых потерь. От банкира требуются
математический склад ума,
феноменальная память,
быстрая реакция,
коммерческое чутьё
и, конечно, одним из главных качеств банкира должно быть умение реально оценить ситуацию в финансовом мире, а также шансы своего предприятия на успех.
При этом ему никогда не стоит забывать изречение Б.Франклина: «Лучше лечь спать без ужина, чем проснуться должником».
2 Современный человек хочет иметь современное жилище, красивое и удобное. На помощь ему приходит ДИЗАЙНЕР, именно он помогает создать в доме собственный, неповторимый стиль.
Чтобы проект стал успешным, дизайнер должен знать: скульптуру, живопись, основы композиции, технологию производства изделий, основы социологии, психологии. А так же обладать следующими профессионально важными качествами:
художественное воображение;
пространственно-образное мышление;
коммуникабельность;
глазомер.
3 Для читателя БИБЛИОТЕКАРЬ – экскурсовод, а иногда и путеводная звезда в путешествии по необъятной литературной стране. Библиотекарь ведет большую просветительскую работу, организуя читательские конференции, встречи с писателями и поэтами. Он устраивает выставки книг, приуроченные к праздникам. Работа с читателями требует от библиотекаря следующие качества:
высокие коммуникативные способности;
такт;
эмоциональную выдержку;
хорошую память.
4 УЧИТЕЛЬ К сожалению, сегодня профессия учителя малооплачиваемая и не такая престижная, как прежде. Но педагогическая деятельность относится к разряду «вечных» профессий и будет востребована до тех пор, пока на Земле рождаются дети
5. ИНЖЕНЕР-МЕХАНИК. Человек этой профессии проектирует, конструирует и эксплуатирует технологическое оборудование различных производств, обеспечивает рабочих производственными заданиями и контролирует их выполнение. Инженер- механик также занимается организацией рабочих мест, осуществляет контроль за состоянием оборудования и соблюдением техники безопасности. Профессионально важные качества человека этой специальности следующие:
конструктивное и логическое мышление;
внимательность;
умение принимать ответственные решения;
организаторские способности.
6 НАЛОГОВЫЙ ИНСПЕКТОР. Он осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, поступлением в бюджет налоговых и др. платежей, проверяет денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, сметы, анализирует результаты проверок, применяет финансовые санкции к нарушителям.Налоговый инспектор должен знать: основы налогового законодательства, все виды и формы бухгалтерского учета и отчетности, методику составления отчетности.
Профессионально важные качества:
аналитический ум;
концентрация и распределение внимания;
эмоционально – волевая устойчивость;
добросовестность;
честность;
коммуникативные способности.
7 Какой образ приходит на ум, когда речь заходит о работе ЮРИСТА? Воображение сразу рисует солидного человека в очках, склонившегося над письменным столом, заваленного кипами бумаг. Юрист, как правило, сдержан, даже сух, конкретно и ясно излагает свои суждения. Что предполагает работа юриста? Так какой же набор знаний и умений нужно иметь современному юристу, чтобы стать желанной кандидатурой для работодателя! (Ответы учащихся)
8. ПРОГРАММИСТ. Профессия программиста очень актуальна в наше время. Развитие информационной сферы требует от современного человека знание, навыки работы с компьютером. Данная профессия развивает в человеке такие качества как:
логическое мышление,
собранность, предприимчивость,
развитие творческих способностей.
В работу программиста входит разработка программ на основе анализа математических моделей и алгоритмов по реализации решений экономических и других задач, отладка разработанных программ, коррекция их в процессе доработки, определение возможности использования готовых программных средств.
Для того чтобы стать программистом, необходимо иметь
хорошее зрение,
оперативную память,
устойчивую концентрацию внимания,
стойкую работоспособность,
дисциплинированность,
аналитическое мышление.
Программист – одна из самых высокооплачиваемых и модных (пользующихся спросом) профессий.
9. ПЕРЕВОДЧИКИ отлично владеют как минимум двумя языками – родным и иностранным. При современном уровне развития средств коммуникации переводчики могут трудиться даже не выходя из дома. В профессиональных услугах переводчиков заинтересованы самые разные организации и люди, так или иначе сталкивающиеся в своей деятельности с иностранным языком: издательства. Политики, деятели культуры, киностудии, туристические компании и т.д
Если вы решили стать переводчиком, то вы должны обладать следующими качествами: лингвистические способности;
большой объём долговременной памяти;
высокий уровень аналитического мышления;
аккуратность;
внимательность;
терпеливость.
10 Профессия ВРАЧА – это подвиг,
Она требует самоотвержения,
Чистоты души и чистоты помыслов.
А.П.Чехов.
Люди в белых халатах часто вызывают трепет. Ведь именно в их руках может оказаться самое ценное, что у нас есть – здоровье и сама жизнь. От личности врача, его опыта и отношения к делу во многом зависит исход тяжелой болезни или сложной операции. Медицинских специальностей очень много. Какие вы знаете? (ответы учащихся)
Профессии наших родителей (устные рассказы)
Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных программ, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят – делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.
(Дети рассказывают о профессиях родителей.)
Заключительное слово
Наш урок подходит к концу, и я хочу сказать всем вам, дорогие ребята, что профессий в мире очень много – интересных, ярких, увлекательных, но, знаете, не так уж важно, какую из них выберете вы, самое важное, чтобы этот выбор был сделан правильно! Ведь каждая профессия полезна, для нас самих, для общества, для страны, в которой мы живем. Главное, что должно объединить нас всех, людей самых разных профессий – это наша человеческая сущность, наши доброта и сердечность, любовь к людям, профессионализм и ответственность перед собой, перед своими детьми, а, значит, перед будущим своей страны с гордым названием Россия!
И в заключение хочется вспомнить слова Сенека: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»,
И я желаю вам, чтобы ветер жизни был не только попутным, но и привел вас в будущем к успехам. У вас еще есть время определиться с выбором профессии, а пока ваша задача – учиться, получать новые знания, расширять свой кругозор. Я желаю вам, ребята, успехов в учебе и поздравляю с началом нового учебного года.
infourok.ru
Классный час: «Моя будущая профессия»
Класс: 7
Цель: 1)формирование представления о многообразии мира профессий;
2) актуализация внимания учащихся к выбору профессии и расширение их компетентности в процессе профессионального самоопределения;
3) мотивация учащихся на осознанный выбор профессии.
Оборудование: Компьютер, проектор, доска и мел.
Методы обучения: вербальные (беседа, совместное принятие решения), практические методы (анализ).
Ход занятия
Вводное слово учителя:
Что такое профессия? (слайд 2)
Зачем нам нужна профессия? (слайд 3)
Какие профессии вы считаете престижными. Почему?
Сейчас предлагаю вам побыть переводчиками. Давайте переведем предложенные слова с белорусского, польского и испанского языков на русский язык. (слайд 4). Разговор о классических профессиях.
Сейчас существует огромное множество различных профессий, которые даже нельзя себе было представить 10, 20 или 30 лет назад. Например аналитик социальных медиа, разработчик компьютерных программ. Но существовали и работы, о которых быть может мы не слышали или даже не догадывались, потому что они не дожили до нашего времени, так как пропали за ненадобностью.
Исчезновение большинства представленных рабочих мест, можно связать с технологическим прогрессом. Рабочий труд, всё чаще заменяется роботами и специализированными машинами.
Давайте попробуем догадаться что делали люди этих профессий.
Боулинг пинсеттера. Подростки должны были натирать шары, подавать их клиентам, и выстраивать кегли для очередного броска. (слайд 5)
Люди-будильники. Люди, работающие будильниками, нанимались для того, чтобы гарантировать, что другие люди не проспят свою работу, и проснутся вовремя. Для этого использовались трубочки, камни и длинные палки. Как правило они стучали в окна или двери. (слайд 6)
Нарезчики льда. Нарезанный лёд покупали для подвалов и заполнения холодильников. Это была довольно опасная работа, так как в любой момент нарезчик мог провалиться под лёд. (слайд 7)
Ловцы крыс. Крысоловы контролировали популяцию крыс, так как их большое скопление в городах вызывало риск возникновения инфекций. (слайд 8)
Коммутатор операторов. Коммутаторы операторов были неотъемлемой частью телефонной сети. Они направляли междугородные звонки и выполняли прочую работу, которую сейчас выполняют автоматически компьютеры. (слайд 9)
Фонарщик. Пока не было придумано электричество, тушили, зажигали и дозаправляли уличные фонари специально обученные люди с длинными шестами. (слайд 10)
Молочник. Современные методы консервации и хранения молоки раньше были недоступны, поэтому молоко должно было быть доставлено клиенту из-под коровы как можно быстрее, иначе оно просто скиснет. (слайд 11)
Сплавщик леса. Это сегодня разработаны технологии и инфраструктура для транспортировки бревен, а в старые добрые времена сплав леса для ее переработки осуществлялся вручную. (слайд 12)
А сейчас поговорим о современных профессиях, которые появились не так давно. Попробуйте догадаться, чем занимаются люди этих профессий. (слайд 13)
ТРЕНД-ВОТЧЕР
Задачей тренд-вотчера является отслеживание малейших изменений и веяний в определенной сфере — чаще всего в рекламе, маркетинге, сфере развлечений, иногда в туризме и образовании. Официально такой профессии в России пока нет — в трудовых контрактах таких людей могут записать, например, как «специалист по стратегическому планированию».
IT-ЕВАНГЕЛИСТ
Профессия евангелиста в области информационных технологий не связана с религией. IT-евангелистом может стать технологический специалист, который решил связать свою жизнь не только с разработкой продуктов, но и с их продвижением — общением с аудиторией, написанием книг, ведением блогов и так далее. IT-евангелисты общаются с людьми напрямую, стараются быть честны и признают ошибки своей компании и проблемы с продуктом, таким образом повышают лояльность клиентов. Официально должности IT-евангелист не существует — в документах у профессионалов может значиться, например, «эксперт по технологиям разработки ПО».
ТАЙНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ
Тайные покупатели нужны компаниям, чтобы в реальных условиях оценить собственный персонал. Чаще всего к помощи профессионалов прибегают супермаркеты, кафе и рестораны, фитнес-центры, салоны красоты, различные магазины. Работа тайного покупателя заключается в том, чтобы после посещения и покупки товара в магазине, максимально подробно и объективно изложить ситуацию, оценить работу продавца и атмосферу в торговом зале. Нередко тайным покупателям дают задание: стать покупателем-скандалистом, вернуть товар и так далее. Работа требует определенной квалификации — в тайные покупатели берут специалистов по оценке персонала, экспертов, которые разбираются в товарах и услугах.
КОМЬЮНИТИ-МЕНЕДЖЕР
Профессия родилась вместе с появлением большого числа интернет-сообществ. По сути — комьюнити-менеджер это эволюционировавшая должность модератора (например, форума). Чаще всего комьюнити-менеджер руководит группой людей в сети — будь то сообщество в социальной сети Flickr или ролевая онлайн-игра. Выделяют два типа комьюнити-менеджеров: те, которые занимаются созданием сообщества (например, одному печатному журналу срочно понадобилось создать собственную соцсеть из читателей на своем сайте) и те, кто занимаются поддержкой уже существующего сообщества.
ШОПЕР
Шопер — недавно появившаяся в России профессия, пришедшая из Голливуда. Там уже много лет популярные актеры и музыканты заказывают личного стилиста, который подбирает им гардероб. Несколько лет назад в России тоже стали появляться шоперы. Их первыми клиентами стали политики, звезды российской эстрады и известные бизнесмены. Шоперов чаще всего находят через знакомых, постоянный доход шопера зависит от того, как много клиентов он может найти, насколько хорошо его знают в модных кругах. Шоперами также можно назвать стилистов, которые работают в залах торговых центров и помогают покупателям выбрать одежду.
БРЕНД-МЕНЕДЖЕР
Бренд-менеджер ответственен за направление в компании в виде конкретного бренда или их группы. Он — менеджер продукта со стороны маркетинга и коммуникаций. Именно бренд-менеджер общается с контрольными группами и объясняет рекламистам, как нужно продвигать товар. Бренд-менеджер отслеживает ходы конкурентов и проверяет лояльность сотрудников своей компании к собственному бренду.
АГЕНТ ВЛИЯНИЯ (ПОСТЕР)
Агенты влияния в блогосфере — люди, которым платят за то, чтобы они писали положительные отзывы о товаре (или месте). Чаще всего такие отзывы оставляют на форумах, специализированных сайтах и в комментариях к блогозаписям.
КОУЧЕР / ЛАЙФ- И БИЗНЕС-КОУЧ
Срок деятельности коучера в одной компании редко превышает 3–6 месяцев. За это время коучер должен выправить критическую ситуацию в компанию, появившуюся из-за неверного управления сотрудниками. В обязанности профессионала входит наладить правильную работу сотрудников и руководителя компании, кого-то уволить, кого-то наградить, иногда заменить всю команду. В менее критических случаях коучер проводит тренинги, занимается обучением персонала и увеличивает эффективность работы компании. Еще одна разновидность коуча — лайф-коуч — в данном случае советник на все случаи жизни. В отличие от психолога, коуч не лезет в голову своего клиента, а дает конкретные решения проблем.
ОНЛАЙН-РЕКРУТЕР
Еще одна профессия, появившаяся с повсеместным приходом интернета. Раньше рекрутеры искали людей в газетах, мероприятиях, профессиональных сообществах, сегодня поиски переместились в онлайн. Профессиональный онлайн-рекрутер ищет людей не только на страницах специализированных сайтов, но и в блогах, соцсетях и на всем пространстве сети.
ТЕСТИРОВЩИК
Работы тестера или тестировщика заключается в том, чтобы выявить все ошибки программного продукта до того, как он выйдет на рынок. Хотя, на первый взгляд, в работе тестером не требуется квалификации — на деле все иначе. Тестированием продукта занимается целая команда, которая должна не только найти все «баги», но и уложиться в срок. В компании Microsoft на одного программиста приходится два тестировщика.
БЛОГЕР ИЛИ SMM-МЕНЕДЖЕР
Блогер — писатель виртуального дневника, может претендовать на гонорары рекламодателей только тогда, когда достаточно «раскрутится», соберет аудиторию, которая будет ему верить. За последние несколько лет в России блогеры прошли путь от полного отрицания рекламы в их блогах (читатели писали «Продался!» и т.д.) до цивилизованного отношения к проплаченным постам.
Теперь, узнав какие были профессии, и какие профессии существуют сейчас, давайте вместе попробуем описать идеального работника: какими качествами он должен обладать, каким образованием, какой у него должен быть характер и т.д. (слайд 14).
Мир профессий можно разделить по категориям: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ. Исходя из этой классификации, напишите свою будущую профессию и определите ее в нужную ячейку. (слайд 15)
Давайте теперь проведем рефлексию нашего занятия (слайд 16)
multiurok.ru
Игра по профориентации
«Я и мир профессий» (7-8 класс)
Здравствуйте, ребята! Ребята, вы сейчас – ученики школы, но не далек тот час, когда вы вступите в новую пору своей жизни. Сейчас главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие – это база вашей дальнейшей взрослой жизни. Когда вы закончите школу, придет пора серьезно задуматься о выборе своей профессии. И мы сегодня с вами тоже приоткроем дверцу в мир профессий. Их насчитывается в мире около 40 тысяч. Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Презентация (познакомить с основными видами профессий).
Чтобы получше познакомить с профессиями и тем, чем занимаются люди этих профессий, мы совершим с вами путешествие в ваше будущее и попробуем себя в разных видах деятельности.
Чтобы интереснее было путешествовать, мы разделимся на команды.
Оценивать нашу игру сегодня будут ваши родители______
Итак. Мы начинаем!
Для начала проведем игровую разминку.
Капитаны команд приглашаются на сцену для жеребьевки. Вам необходимо вытянуть карточку с буквой.
Задание для команд: команде надо вспомнить профессии или специальности, начинающиеся на заданную букву. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если названная профессия или специальность вызывает сомнение, команда должна объяснить, чем занимается представитель данной профессии или специальности. Если команда не сможет дать объяснение, то ответ не засчитывается.
Время выполнения – 3 минуты.
Обходчик железнодорожныхПутей
Кочегар
Радиоведущий
Пожарный
Оператор машинного доения
Киномеханик
Рентгенолог
Полицейский
Оператор связи
Космонавт
Радист
Полярник
Оператор ЭВМ
Кабельщик
Репортер
Пограничник
Кровельщик
Печник
Каменщик
Пиротехник
Кутюрье
Повар
Кондитер
Пекарь
Кондуктор
Портной
Парашютист
Ваше время вышло!
Капитаны команд озвучивают ответы своей команды.
Следующий конкурс «Самая–самая…». А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. За каждую названную профессию или специальность команда получает 1 балл. Если команда затрудняется ответить ход переходит к другой команде.
Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор …)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе …)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель…)
Самая волосатая (парикмахер…)
Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель…)
Самая смешная (юморист, клоун, пародист…)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник…)
Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик)
Второй конкурс подошел к концу!
Жюри подводит результаты двух конкурсов.
Слово предоставляется жюри!!!
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.
Вряд ли кто из вас мечтает стать разведчиком, астрологом, балериной, а тем более – полярником или кинорежиссером. Основная масса выпускников выбирает более обыденную профессию.
Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
Сейчас мы с вами выполним упражнение «Основной мотив твоего выбора» (конкурс не оценивается). Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии. У каждого из вас распечатка 16 основных мотивов, которые движут человеком при выборе профессии.
Итак, задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Следующие задание – зачеркнуть 4 мотива, которые в меньшей степени руководят тобой. Потом нужно исключить еще 2 менее важных из четырех. И потом удаляем еще один из двух.
Давайте подведем итог этого упражнения, каждый из вас зачитывает свой мотив, который остался у него не зачеркнутый.
Итак, что же мы учитываем при выборе профессии:
Востребованность на рынке труда.
Доходность.
Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз …).
Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер…).
Образованность (врач, учитель, психолог, ученый…).
Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной…).
Положительное влияние на семейную жизнь.
Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
Возможность карьерного роста (важно или не важно).
В нашем регионе, как и в любом регионе страны, большую роль играет пункт: «востребованность на рынке труда».
Вот именно поэтому вы и не мечтаете, стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии, которые востребованы на рынке труда на сегодняшний день.
Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями.
Переходим к следующему конкурсу «Бюро находок».
В мешке находится набор различных инструментов, ваша задача определить человеку, какой профессии принадлежат та или иная вещь из мешочка. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, если команда затрудняется ответить, ход переходит к другой команде.
1.Кисточка, карандаш, краски. (художнику)
2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее)
3.Ручка, тетрадь, книга. (учителю)
4.Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику)
5.Лампочка, розетка, индикатор. (электрику)
6. Письма, газеты, сумка (почтальон)
7. Градусник, шприц (врач)
8. Расческа, ножницы (парикмахер)
9. Парик, костюм (актер)
Сейчас мы выясним качества, присущие следующим профессиям (водитель, учитель, повар, бухгалтер).
Капитаны команд приглашаются для жеребьевки на сцену.
Время выполнения 5 минут. Выигрывает та команда, которая более полно составит профессиональные качества – 5 баллов. Командам необходимо подобрать 6 качеств.
БУХГАЛТЕРСпособность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений.
Коммуникабельность
Образованность
Ответственность
Самообладание
Любовь к детям
Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная
Умение оперировать
цифрами, информацией…
Дисциплина
Гуманность
Хорошая координация движений;
Точность
Ответственность
Образованность
Твердость руки, устойчивость кистей рук
Собранность
Концентрированность внимания быстрота реакции.
Терпение
Хороший глазомер
Информированность
Умение быстро ориентироваться в окружающей среде
Самосовершенствование
Самосовершенствование
Коммуникабельность
Капитанов команд просим огласить то, что у вас получилось.
Любая профессия требует того, чтобы человек был всесторонне развитым.
А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Пантомима».
Я раздам карточки с указанной там профессией (желающим) – показывать содержимое карточки командам нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют, за правильный ответ – 1 балл.
Предлагаемый список профессий:
Плотник, шахтер, учитель, доярка, врач, повар.
Жюри подводит итоги
. Мы с вами уже знаем, что существует более 40 000 профессий. Не раз мы с вами говорили, что именно «труд человека кормит, а лень портит». Для того, чтобы получить профессию нужно много трудиться – ведь учеба-это тот же труд. И следующая игра «Закончи пословицу» (ЗРИТЕЛИ)
Существует более 100 пословиц о труде и ученье, вот некоторые из них:
Пашню пашут, руками не машут.
Кто не ходит, тот и не падает.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
С охотой можно и в камень гвоздь забить.
Усердная мышь и доску прогрызет.
Не все те повара, у кого ножи длинные.
Ваша задача сейчас закончить пословицу, которую я вам буду предлагать. За каждую правильно законченную пословицу команда получает 1 балл:
Уменье и труд все (перетрут).
Не стыдно не знать, стыдно не (учиться).
Дело мастера (боится).
За всякое дело берись (умело).
Умение везде найдет (примененье)
Птицу узнают в полете, а человека в (работе).
Маленькое дело лучше большого (безделья).
Без труда не выловишь рыбку из (пруда).
На работу он сзади последних, а на еду — впереди (первых).
Больше дела – меньше (слов).
Не откладывай на завтра то, что можно сделать (сегодня).
Кончил дело — гуляй (смело).
А сейчас подведем итог нашей игры (подведение итогов, награждение)
Ребята, напишите на листочке кем хотите быть. Далее проведем тестирование и узнаем какая профессия соответствует вам. Презентация
Вручить подарки.
Основной мотив твоего выбора профессии
1. Возможность получить известность, прославиться.
2. Возможность продолжать семейные традиции.
3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.
4. Возможность служить людям.
5. Заработок.
6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
7. Легкость поступления на работу.
8. Перспективность работы.
9. Позволяет проявить свои способности.
10. Позволяет общаться с людьми.
11. Обогащает знаниями.
12. Разнообразная по содержанию работа.
13. Романтичность, благородство профессии.
14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
15. Трудная, сложная профессия.
16. Чистая, легкая, спокойная работа.
infourok.ru
МБОУ «Гимназия № 1 Брянского района»
Классный час на тему:
«Моя будущая профессия»
Классный руководитель 6- Б класса: Яковленко К. Н. 2016 г.
Цель: ознакомить учащихся с классификацией профессий по предметам труда, создать информационное пространство о профессиях, привить интерес к различным видам деятельности, задуматься о своей будущей профессии.
Задачи: Пробудить у подростков интереса к знакомству с различными видами деятельности, создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.
Сегодняшний классный час мы проведем, путешествуя в мире профессий. Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас.
Эпиграфом к нашему мероприятию я взяла слова американского изобретателя Чарльза Кеттеринга:«Я интересуюсь своим будущим, потому что хочу провести в нем всю жизнь».
И ведь, в самом деле, выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают, что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения.
Как вы считаете, какими факторами руководствуется современная молодежь при выборе профессии?
Высказываются 2-3 человека. (Престижность профессии, заработная плата, пример родителей, свои интересы).
Учитель: Вы правы, фактор престижности в настоящее время часто имеет место быть при выборе профессии. Но надо признать, это не самый верный принцип выбора, поскольку престиж сродни моде, а мода, как мы знаем, очень быстротечна.
Следовательно, какую мы можем вывести формулу успешного выбора? На самом деле выбор профессии «стоит на трех китах»
ХОЧУ, МОГУ, НАДО.
Давайте подробнее на них остановимся:
ХОЧУ – личные цели, интересы, потребности.
МОГУ – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья. Здесь можно вспомнить слова И.А. Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»
Как вы понимаете это высказывание? Высказываются 2-3 человека.
( У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной.)
Учитель: Совершенно верно. И согласитесь, что это – счастье, когда способности и интересы, т. е. «хочу» и «могу» совпадают.
А как это можно назвать, одним словом? (Призвание)
Верно. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.
Например: одним людям больше подойдет спокойная, размерная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.
Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.
Например: необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.
НАДО – потребности рынка труда. В мире существует более 50 000 профессий. Одни из самых распространенных – врач, учитель, продавец… Другие насчитывают единицы.
Пять типов профессий
Говорят, что в мире существует около 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.
Первый тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с неживой и живой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.
Второй тип: человек – техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и др. профессии, использующие технические устройства.
Третий тип: человек-человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.
Четвертый тип: человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
Пятый тип: человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты актеры, дизайнеры и др.
Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические способности, физические возможности.
Тест « Ты и твоя профессия»
Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30 секунд.
(Дети рисуют фигурки)
Теперь подсчитайте количество треугольников.
(Дети выполняют задание)
ПЕРВЫЙ ТИП: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.
ВТОРОЙ ТИП: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.
ТРЕТИЙ ТИП: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.
ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.
ПЯТЫЙ ТИП: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.
ШЕСТОЙ ТИП: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.
«Занимательные факты». Заметки о самых редких профессиях
Какие редкие профессии вы знаете? (суфлер, океанолог)
Одни профессии очень древние, другие же появились совсем недавно. Порой, даже не каждый взрослый человек может объяснить, что за род деятельности скрывается за тем или иным названием.
Например: клипмейкер, промоутер, мерчендайзер….
Клипмейкер (в пер. с английского буквально «тот, кто делает клип») занимается съемкой коротких музыкальных или рекламных видеороликов (клипов), длительность которых составляется 1-10 минут. Клипмейкера можно назвать режиссером клипов.
Промоутер — это человек, который распространяет рекламные листовки или занимается рекламой (промоушеном) товара или услуги. Профессия наиболее распространена среди молодежи.
Мерчендайзер — звучит очень загадочно и необычно для русского слуха, а кого-то и вовсе отпугивает такое непонятное название. На самом деле должность мерчендайзера — это должность представителя компании, который занимается продвижением товаров компании и поддержанием положительного имени продвигаемого бренда.
Как вы думаете, чем занимается титестер?
Титестер – дегустатор чая. По вкусу, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом – исключительно тонким обаянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем – смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.
Еще одна редкая профессия – постижёр.
Постижёр – это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством – в театре постижёр не просто делает парик, а создаёт образ. Часто в театре постижёры – это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия постижёра является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.
Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия – это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты. Газированные напитки, йогурты, шоколад, прозрачное пиво с шариками воздуха – все, что вы видите на рекламе, – это не настоящие продукты, а их заменители. В роли пива на экране часто выступает бензин, или масло, или другая жидкость. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода – холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого, и специалисты оплачиваются соответственно.
«Конкурс пословиц»
О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки?
Тяжело молоту, тяжело и наковальне.
Куй железо, пока горячо.
Не огонь железо калит, а мех.
(Кузнец)
Что в котел положишь, то и вынешь.
Не котел варит, а стряпуха.
Кашу маслом не испортишь.
(Повар)
Не игла шьет, а руки.
Как скроишь, так и тачать станешь.
Как шьется, так и носится.
Где шьют, там и порют.
(Портной)
Обратная дорога всегда короче.
Умный товарищ – половина дороги.
(Шофер)
Заключение.
Сегодня вы узнали о разных профессиях, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Задача эта нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. А чтобы профессия радовала, приносила удовольствие, нужно, чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.
В конце я хочу обратиться к классикам, может быть они сумеют помочь вам сделать свой правильный выбор:
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сенека (Древнеримский философ)
Д. Рокфеллер сказал: «Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений»
У мудрых китайцев есть такая пословица: «Человек без улыбки на лице не должен открывать свой магазин»
Виктор Гюго писал: «Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне».
Лев Толстой: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».
И.А.Крылов: «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»
Подведение итогов (рефлексия)
Что интересного вы узнали сегодня. Что осталось в памяти? О чем можно задуматься?
infourok.ru
Классный час: «Моя будущая профессия»
Класс: 7
Цель: 1)формирование представления о многообразии мира профессий;
2) актуализация внимания учащихся к выбору профессии и расширение их компетентности в процессе профессионального самоопределения;
3) мотивация учащихся на осознанный выбор профессии.
Оборудование: Компьютер, проектор, доска и мел.
Методы обучения: вербальные (беседа, совместное принятие решения), практические методы (анализ).
Ход занятия
Вводное слово учителя:
Сейчас предлагаю вам побыть переводчиками. Давайте переведем предложенные слова с белорусского, польского и испанского языков на русский язык. (слайд 4). Разговор о классических профессиях.
Сейчас существует огромное множество различных профессий, которые даже нельзя себе было представить 10, 20 или 30 лет назад. Например аналитик социальных медиа, разработчик компьютерных программ. Но существовали и работы, о которых быть может мы не слышали или даже не догадывались, потому что они не дожили до нашего времени, так как пропали за ненадобностью.
Исчезновение большинства представленных рабочих мест, можно связать с технологическим прогрессом. Рабочий труд, всё чаще заменяется роботами и специализированными машинами.
Давайте попробуем догадаться что делали люди этих профессий.
Боулинг пинсеттера. Подростки должны были натирать шары, подавать их клиентам, и выстраивать кегли для очередного броска. (слайд 5)
Люди-будильники. Люди, работающие будильниками, нанимались для того, чтобы гарантировать, что другие люди не проспят свою работу, и проснутся вовремя. Для этого использовались трубочки, камни и длинные палки. Как правило они стучали в окна или двери. (слайд 6)
Нарезчики льда. Нарезанный лёд покупали для подвалов и заполнения холодильников. Это была довольно опасная работа, так как в любой момент нарезчик мог провалиться под лёд. (слайд 7)
Ловцы крыс. Крысоловы контролировали популяцию крыс, так как их большое скопление в городах вызывало риск возникновения инфекций. (слайд 8)
Коммутатор операторов. Коммутаторы операторов были неотъемлемой частью телефонной сети. Они направляли междугородные звонки и выполняли прочую работу, которую сейчас выполняют автоматически компьютеры. (слайд 9)
Фонарщик. Пока не было придумано электричество, тушили, зажигали и дозаправляли уличные фонари специально обученные люди с длинными шестами. (слайд 10)
Молочник. Современные методы консервации и хранения молоки раньше были недоступны, поэтому молоко должно было быть доставлено клиенту из-под коровы как можно быстрее, иначе оно просто скиснет. (слайд 11)
Сплавщик леса. Это сегодня разработаны технологии и инфраструктура для транспортировки бревен, а в старые добрые времена сплав леса для ее переработки осуществлялся вручную. (слайд 12)
А сейчас поговорим о современных профессиях, которые появились не так давно. Попробуйте догадаться, чем занимаются люди этих профессий. (слайд 13)
ТРЕНД-ВОТЧЕР
Задачей тренд-вотчера является отслеживание малейших изменений и веяний в определенной сфере — чаще всего в рекламе, маркетинге, сфере развлечений, иногда в туризме и образовании. Официально такой профессии в России пока нет — в трудовых контрактах таких людей могут записать, например, как «специалист по стратегическому планированию».
IT-ЕВАНГЕЛИСТ
Профессия евангелиста в области информационных технологий не связана с религией. IT-евангелистом может стать технологический специалист, который решил связать свою жизнь не только с разработкой продуктов, но и с их продвижением — общением с аудиторией, написанием книг, ведением блогов и так далее. IT-евангелисты общаются с людьми напрямую, стараются быть честны и признают ошибки своей компании и проблемы с продуктом, таким образом повышают лояльность клиентов. Официально должности IT-евангелист не существует — в документах у профессионалов может значиться, например, «эксперт по технологиям разработки ПО».
ТАЙНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ
Тайные покупатели нужны компаниям, чтобы в реальных условиях оценить собственный персонал. Чаще всего к помощи профессионалов прибегают супермаркеты, кафе и рестораны, фитнес-центры, салоны красоты, различные магазины. Работа тайного покупателя заключается в том, чтобы после посещения и покупки товара в магазине, максимально подробно и объективно изложить ситуацию, оценить работу продавца и атмосферу в торговом зале. Нередко тайным покупателям дают задание: стать покупателем-скандалистом, вернуть товар и так далее. Работа требует определенной квалификации — в тайные покупатели берут специалистов по оценке персонала, экспертов, которые разбираются в товарах и услугах.
КОМЬЮНИТИ-МЕНЕДЖЕР
Профессия родилась вместе с появлением большого числа интернет-сообществ. По сути — комьюнити-менеджер это эволюционировавшая должность модератора (например, форума). Чаще всего комьюнити-менеджер руководит группой людей в сети — будь то сообщество в социальной сети Flickr или ролевая онлайн-игра. Выделяют два типа комьюнити-менеджеров: те, которые занимаются созданием сообщества (например, одному печатному журналу срочно понадобилось создать собственную соцсеть из читателей на своем сайте) и те, кто занимаются поддержкой уже существующего сообщества.
ШОПЕР
Шопер — недавно появившаяся в России профессия, пришедшая из Голливуда. Там уже много лет популярные актеры и музыканты заказывают личного стилиста, который подбирает им гардероб. Несколько лет назад в России тоже стали появляться шоперы. Их первыми клиентами стали политики, звезды российской эстрады и известные бизнесмены. Шоперов чаще всего находят через знакомых, постоянный доход шопера зависит от того, как много клиентов он может найти, насколько хорошо его знают в модных кругах. Шоперами также можно назвать стилистов, которые работают в залах торговых центров и помогают покупателям выбрать одежду.
БРЕНД-МЕНЕДЖЕР
Бренд-менеджер ответственен за направление в компании в виде конкретного бренда или их группы. Он — менеджер продукта со стороны маркетинга и коммуникаций. Именно бренд-менеджер общается с контрольными группами и объясняет рекламистам, как нужно продвигать товар. Бренд-менеджер отслеживает ходы конкурентов и проверяет лояльность сотрудников своей компании к собственному бренду.
АГЕНТ ВЛИЯНИЯ (ПОСТЕР)
Агенты влияния в блогосфере — люди, которым платят за то, чтобы они писали положительные отзывы о товаре (или месте). Чаще всего такие отзывы оставляют на форумах, специализированных сайтах и в комментариях к блогозаписям.
КОУЧЕР / ЛАЙФ- И БИЗНЕС-КОУЧ
Срок деятельности коучера в одной компании редко превышает 3–6 месяцев. За это время коучер должен выправить критическую ситуацию в компанию, появившуюся из-за неверного управления сотрудниками. В обязанности профессионала входит наладить правильную работу сотрудников и руководителя компании, кого-то уволить, кого-то наградить, иногда заменить всю команду. В менее критических случаях коучер проводит тренинги, занимается обучением персонала и увеличивает эффективность работы компании. Еще одна разновидность коуча — лайф-коуч — в данном случае советник на все случаи жизни. В отличие от психолога, коуч не лезет в голову своего клиента, а дает конкретные решения проблем.
ОНЛАЙН-РЕКРУТЕР
Еще одна профессия, появившаяся с повсеместным приходом интернета. Раньше рекрутеры искали людей в газетах, мероприятиях, профессиональных сообществах, сегодня поиски переместились в онлайн. Профессиональный онлайн-рекрутер ищет людей не только на страницах специализированных сайтов, но и в блогах, соцсетях и на всем пространстве сети.
ТЕСТИРОВЩИК
Работы тестера или тестировщика заключается в том, чтобы выявить все ошибки программного продукта до того, как он выйдет на рынок. Хотя, на первый взгляд, в работе тестером не требуется квалификации — на деле все иначе. Тестированием продукта занимается целая команда, которая должна не только найти все «баги», но и уложиться в срок. В компании Microsoft на одного программиста приходится два тестировщика.
БЛОГЕР ИЛИ SMM-МЕНЕДЖЕР
Блогер — писатель виртуального дневника, может претендовать на гонорары рекламодателей только тогда, когда достаточно «раскрутится», соберет аудиторию, которая будет ему верить. За последние несколько лет в России блогеры прошли путь от полного отрицания рекламы в их блогах (читатели писали «Продался!» и т.д.) до цивилизованного отношения к проплаченным постам.
Теперь, узнав какие были профессии, и какие профессии существуют сейчас, давайте вместе попробуем описать идеального работника: какими качествами он должен обладать, каким образованием, какой у него должен быть характер и т.д. (слайд 14).
Мир профессий можно разделить по категориям: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-знаковая система, человек-художественный образ. Исходя из этой классификации, напишите свою будущую профессию и определите ее в нужную ячейку. (слайд 15)
Давайте теперь проведем рефлексию нашего занятия (слайд 16)
nsportal.ru
КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ:
МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ
Классный руководитель 6 б класса Хот А. Э.
Эпиграф: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»Константин Дмитриевич Ушинский
Цель:
Ход мероприятия.
1. Рассказать что такое профессия и как ее выбрать
Учитель: Очень скоро вам предстоит совершить один из наиболее ответственных, определяющих вашу судьбу выборов – выбор профессии. Особенно сложно сделать этот выбор в молодом возрасте, когда ещё нет за плечами богатого жизненного опыта, когда недостаточно информации для принятия этого жизненно важного решения. В мире насчитывается более 40 000 профессий. Как найти ту единственную, свою, чтобы ей служить и приносить пользу людям и обществу?!
1 Профессия-это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенные им туда возможность существования и развития. Специальность-вид занятий в рамках одной профессии. В книге американских профессий написано о том, что в мире существует около 40 тысяч видов профессии. В книге профессий России написано, что у нас в стране имеется около 20 тысяч профессий. Некоторые профессии отмирают, а другие появляются. К примеру, вымирает профессия оператора ЭВМ, с появлением компьютерной техники. Недавно появились новые: дизайнер, рекламный агент, маркетолог и многое другое.
Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: “Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!” Второй молвил: “Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам”. А третий сказал с улыбкой: “Я строю прекрасный собор”. Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?
Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии. Для того, чтобы этого не случилось с вами, мы сегодня и обсуждаем данную тему.
Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:
Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это первое требование к профессии.
Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.
Формула выбора профессии
«ХОЧУ» | «МОГУ» | «НАДО» |
Интерес – побуждение познавательного характера Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. | Способности – это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности Состояние здоровья Личные качества | Потребности рынка труда –наличие рабочих мест по избранной специальности |
Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия — это:
деятельность, направленная на пользу общества,
деятельность, требующая профессионального обучения,
деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).
2. Типы профессий
Чтобы легче было ориентироваться в мире профессий, специалисты условно объединили их в группы по различным типам. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий.
Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека.
1. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда – природа.
2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства. В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы — ткани, пластмассы, пищевое сырье.
3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей или взаимодействия с другими людьми. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
4. Человек – знаковая система. Есть профессии, труд в которых направлен на обработку информации, представленной в виде условных знаков, цифр, формул. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Художник, актер, писатель. Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного эффекта труда. Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но для его осуществления артист ежедневно и много часов работает над совершенствованием своего мастерства, строго соблюдает специальный режим.
3. Факторы, влияющие на выбор профессии
Какие же факторы обуславливают выбор человеком той или иной профессии?
1. Позиция старших членов семьи.
Родители несут прямую ответственность за то, как складывается жизнь их детей. Эта забота распространяется и на вопрос о вашей будущей профессии.
2. Позиция друзей, подруг.
Дружеские связи в вашем возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии.
3. Позиция учителей, школьных педагогов.
Наблюдая за поведением, учебной и внеурочной активностью учащихся, опытные педагоги знают много такого о вас, что скрыто от непрофессиональных глаз.
4. Личные профессиональные планы.
Под планом в данном случае подразумеваются ваши представления об этапах освоения профессии.
Ребят, а какие профессии вы знаете?
С развитием новых технологий в настоящее время появляются новые профессии. На сегодняшний день нужны профессионалы с высшим образованием:
1) программисты
2) секретарь – референт со знанием иностранного языка
3) инженер – технолог
4) бухгалтер
5) дизайнер
6) менеджер по продажам
7) менеджер по рекламе
8) менеджер офиса
9) юрист
10) логистик
3 Самые интересные профессии
В мире существует много редких и необычных профессии. Я расскажу вам о некоторых из них.
Интересные профессии: дегустатор кошачьего кормаВ рекламных роликах мы часто слышим какой прекрасный и невероятно вкусный корм для вашего любимца. Но вы никогда не думали, откуда берутся такие познания вкусовых качеств? Уверен, что на заводах нет специально обученных кошек, которые тестируют корм, а потом рассказывают свои впечатления. Все гораздо проще, существует специальная команда дегустаторов. Запах, вкус, консистенция, послевкусие, внешний вид – все это попадает под чуткий контроль. Уверен, что желудок у таких людей переварит даже гвозди, ведь в день им приходится перепробовать более десятка различных вариаций кормов.
Самое главное в этой профессии – тщательно жевать, чтоб убедиться в том, что в корме отсутствуют жилы и маленькие части костей.
Интересно, а что едят эти люди дома? Не Whiskas ли?
Если население мегаполисов будет увеличивать в таком темпе как сейчас, то данная вакансия станет актуальной во всем мире. Утрамбовшик людей в метро – еще одна необычная профессия которая пользуется популярность в китайском метрополитене. Людей много, ехать хотят все, а вот двери вагона не закрываются. Что же делать? Тут на помощь приходят утрамбовшики, которые буквально запихивают людей в вагоны. Тут главное все делать аккуратно, так, чтоб пассажир вошел как по маслу и не получил никаких травм.
Кстати, а когда двери открываются, люди ж просто выпадают из вагона? Тут уже нужна другая вакансия – ловец пассажиров.
Такое необычное, и довольно интересное название у данной профессии. Но на самом деле все гораздо проще, ведь постижеры занимаются изготовлением париков, усов и всевозможных накладных бакенбардов. Многие могут подумать, а что ж тут такого интересного и необычного? Дело в том, что пастежер должен владеть невероятной усидчивостью. Один качественный парик, изготавливаемые в ручную, делается не менее 15 дней. Все аккуратно, по локону, по волоску вкладывается в будущую модель.
Интересные профессии: Подбиратель мячейВладельцы гольф клубов посчитали, что очень много лишних расходов идет на покупку потерянных мячей для гольфа. Если игрок забивает мяч куда-то далеко, то легче взять новый, чем идти искать старый. В таком случае было принято решение нанять подбирателя мячей. Данный человек должен иметь зоркий взгляд, и находить абсолютно все мячи, что остались на поле.
Интересные профессии: ТорседоросТорседорос – в названии этой необычной профессии можно проследить нотки чего-то мексиканского, кубинского, и даже испанского. На самом деле, торседорос – это профессиональный крутильщик сигар. Научиться мастерству правильно крутить сигару можно только на Кубе. Именно там Вам и выдадут диплом торседороса. Ну не думайте, что все так просто. Для того, чтоб иметь это почетное звание, нужно учиться не менее десяти лет. Вот такая редкая и необычная профессия существует на острове свободы.
Интересные профессии: Педекюрщик для коровПлохое состояние копыт рогатых может негативно сказаться на их самочувствии, возможности размножаться и давать нормальные удои молока. Чтоб всего этого избежать, на многих фермах была введена вакансия мастера педекюра для коров. Работа довольно интересная, но совершенно не легкая.
Необычные профессии: ловец муравьевДа, да, вы все правильно поняли. Уверен, что многие из Вас в детстве ловили и собирали муравьев, но не многие догадывались, что существует такая работа. Как не странно, но для этого нужно пройти специальное обучение и стать настоящим профессионалом. Ловец должен понимать анатомию муравья, знать как найти и обследовать муравейник, а потом выбрать самых крепких и живучих особей для того, чтоб разводить их на специальных муравьиных фермах. Чаще всего такие фермы используют муравьем в медицинских целях, собирая их яд и на его основе создавая всевозможные мази и настойки.
Необычные профессии: СобеседникМы живем в век технологического прогресса, где общаться с человеком на другом конце планеты не составляет труда. Но все больше и больше людей чувствуют нехватку общения, у них нет друзей, которые могут выслушать проблемы, дать совет или просто поддержать разговор. Так и появилась необычная профессия собеседника.
Необычные профессии: выниматель мозгаЗвучит жутко, не правда ли? На самом деле название соответствует действительности. Человек данной профессии должен аккуратно вынуть мозги животного и отправить их в ресторан, где особые гурманы, за большие деньгу будут такое заказывать.
Необычные профессии: запаховедУверен, что вы не раз смотрели рекламу дезодорантов, которые защищают от запаха пота. Реклама гласит, что вы будете чудесно пахнуть до 72 часов. Как это узнают? Для чистоты эксперимента компании нанимают специальных нюхачей которые определяют запах подмышки до применения дезодоранта, и на протяжении всего времени тестирования. Довольно необычная профессия, нюхать чужие подмышки.
Необычные профессии: переворачиватель пингвиновКак бы это не странно звучало, но такая профессия есть. Особенно она востребована там, где вблизи места жительства пингвинов расположены аэропорты. Любопытные пернатые поднимают голову в небо, следя за взлетом самолетов и… падают на спину. Для нас это звучит забавно, а вот пингвинам совсем не до смеха. Бедные пернатые не могут самостоятельно встать и тогда на помощь приходят отважные переворачиватели пингвинов. Очень часто, пингвины благодарят своих спасателей, пощипывая их за руки и ноги.
4. Игры
А теперь давайте поиграем..
Игра «Отгадай профессию по описанию?»
К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М. В. Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура…Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей. (Горняк, шахтер)
Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе, хотя пришло оно с Запада. Первоначально слово обозначало умение объезжать лошадей и править ими. В современном английском языке это слово буквально означает «руководство людьми». Функция этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня – это функции планирования, организации и контроля. Наличие знаний в области управления, экономики, права, психологии и уметь применять их в жизни – вот что требуется от современного специалиста этой профессии. (Менеджер)
«Живописать» растениями можно лишь при наличии очень богатого воображения. Представитель этой профессии, начиная работу над созданием единого декоративного ансамбля, только в воображении видит ее результат, квалифицированный работник обладает хорошо развитым глазомером и цветовым зрением. Нужно знать принципы планировки насаждений, внешнее строение растений. Если соцветия обращены вниз, как у лилии, их высаживают на высоких местах; если они обращены вверх (как у ромашки или хризантем) – размещают в низких местах, осматриваемых сверху. Белые, желтые, золотистые, алые цветы высаживают вдали от людных мест, так как они хорошо различаются издали, а синие, фиолетовые только вблизи наиболее посещаемых мест. (Цветовод)
Люди этой профессии первыми пребывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)
В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейский стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающих получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Одним из главных этапов экзамена является психологические испытания. Их задача – установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранять самообладание и хладнокровие. Путем перекрестных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д. Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственный способностях экзаменуемого, уровне его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами. (Продавец)
Игровая ситуация «Скептик и оптимист»
Я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, стать на минутку оптимистом, другому – все отрицательные качества профессии, отнестись к данной профессии достаточно скептически. А вы, ребята, также попытайтесь помочь им. Итак, к примеру, очень популярная в наше время профессия учителя. Проверим, насколько реально мы можем её оценить, каков уровень осведомлённости о ней.
5. Определяемся с выбором профессии
А кем хотели бы стать Вы?
6. Заключение
А закончить классный час мне хотелось бы стихотворением.
«Тропинка»
Саматова Л.С.
Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Классный час в 7 классе
«Моя будущая профессия»
Подготовила:
Александрова М.А., учитель русского языка и литературы МБОУ г. Мценска «Средняя общеобразовательная школа №4»
Цель: сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности.
Задачи:
1. получить представления о сферах профессиональной деятельности;
2. побудить размышления о личных перспективах профессионального самоопределения;
3. расширить представления о многообразии профессий.
Оборудование: опросник Е.А. Климова «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО), бланки для заполнения, макет дерева, фломастеры, раздаточный материал, цветные стикеры (желтые и красные).
Ход занятия
Вступление: В мире существует более 50 тысяч профессий. Как выбрать среди них ту, которая будет по душе? Хорошо ли мы себе представляем эту профессию? На что ориентироваться при выборе? На вопрос: «Кем ты хочешь стать после школы?» -старшеклассники не всегда могут ответить. А между тем проблема выбора профессии очень серьёзна.
1 этап. Напишите на цветном листочке ту профессию, которую вы бы выбрали, если бы уже сейчас были бы выпускником.
(Ученики пишут)
Хорошо. Но как вы думаете, что же нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? (варианты ответов).
Чтобы выбрать осознанно, нужно для начала разобраться в своих собственных предпочтениях. Сейчас мы с вами этим и займемся.
2 этап. Перед вами лежат листы бумаги, подпишите свою фамилию и ответьте на следующие вопросы.
Предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных вы бы предпочли?
Опросник
Обработка результатов и интерпретация
1П | 2Т | 3Ч | 4З | 5Х |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а |
| 6б |
| 7а |
| 7б | 8а |
| 8б |
| 9а |
| 9б |
|
10а |
|
| 10б |
|
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а |
| 16б |
| 17а |
| 17б | 18а |
| 18б |
| 19a |
| 19б |
|
20а |
|
| 20б |
|
Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам. Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере “человек – природа” (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа – по сфере “человек – техника” (технические профессии), третья графа – по сфере “человек – человек” (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая – по сфере “человек – знак” (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая по сфере – “человек – художественный образ” (все творческие специальности). В целом минимальное количество баллов по каждой графе – 0, максимальное – 8 баллов.
Если набрано 0-2 балла, то результат свидетельствует о том, что интерес к данной профессиональной сфере не выражен. При результате 3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени, при результате 7-8 баллов – профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.
3 этап. Обсуждение.
Эту классификацию сфер деятельности предложил профессор Е.А. Климов. Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:
I. Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда – природа.
2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
3. Человек-человек. Тут для специалиста предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности – необходимость воздействия на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и продавец.
4. Человек-знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
5. Человек-художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
Типы профессий
Человек-человек | Человек-природа | Человек-техника | Человек знаковая система | Человек художественный образ |
Парикмахер Продавец Врач Учитель Судебно-медицинский эксперт Социолог Педагог Тренер Экскурсовод Воспитатель Организатор торговли Адвокат Инспектор милиции Психолог Менеджер по продажам Торговый представитель Администратор | Агроном Зоотехник Ветеринар Зооинженер Егерь Биолог- исследователь Флорист Садовник Геолог Пчеловод Почвовед | Инженер-механик Инженер-электрик Слесарь-ремонтник Инженер-конструктор Водолаз Водитель Радиотехник Швея Связист Токарь | Программист Чертежник-картограф Математик Редактор издательства Языковед Финансист Бухгалтер Нотариус Фотограф Делопроизводитель Маркетолог Специалист по налогообложению Аудитор Плановик | Художник-декоратор Художник-реставратор Настройщик музыкальных инструментов Артист Искусствовед Цветовод-декоратор Дизайнер интерьера Композитор Бренд-менеджер Специалист по рекламе Имиджмейкер |
4 этап. А теперь вернитесь к цветному квадратику и посмотрите на свою запись. Совпадает ли ваша желаемая профессия с той сферой, которую вы определили в ходе заполнения опросника?
(Обсуждение)
Домашнее задание.
Дома я прошу вас подумать о своем выборе и написать небольшое сочинение о профессии. Помогут вам несколько вопросов.
1. Какое значение имеет данная профессия для общества?
2. Какой труд – автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?
3. Назовите объект труда, конечный результат работы.
4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.
5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.
6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?
7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?
8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?
9. Где можно её получить?
Свою работу оформите в виде мини-проекта на альбомном листе.
В заключение нашего разговора я хочу напомнить вам, что впереди у нас еще несколько лет учебы в школе, но задумываться о будущей профессии нужно уже сейчас. Иметь цель – идти к ней, совершенствоваться и развиваться в правильном направлении.
Рефлексия.
Спасибо за общение. Давайте оставим наши листочки на дереве профессий, прикрепив их на клей. В течение года оно будет висеть на стенде в нашем кабинете, и вы не раз еще сможете проверить свой выбор.
Всего доброго!
Литература:
1. «Дифференциально – диагностический опросник» (ДДО) http://testoteka.narod.ru/prof/1/09.html
Результат (закрась ячейки, которые скажет учитель) | Результат (закрась ячейки, которые скажет учитель) |
1. Человек-природа | 1. Человек-природа |
2. Человек-техника | 2. Человек-техника |
3. Человек-человек | 3. Человек-человек |
4. Человек-знак | 4. Человек-знак |
5. Человек-художественный образ | 5. Человек-художественный образ |
Приложение 1
Результат (закрась ячейки, которые скажет учитель) | Результат (закрась ячейки, которые скажет учитель) |
1. Человек-природа | 1. Человек-природа |
2. Человек-техника | 2. Человек-техника |
3. Человек-человек | 3. Человек-человек |
4. Человек-знак | 4. Человек-знак |
5. Человек-художественный образ | 5. Человек-художественный образ |
Результат (закрась ячейки, которые скажет учитель) | Результат (закрась ячейки, которые скажет учитель) |
1. Человек-природа | 1. Человек-природа |
2. Человек-техника | 2. Человек-техника |
3. Человек-человек | 3. Человек-человек |
4. Человек-знак | 4. Человек-знак |
5. Человек-художественный образ | 5. Человек-художественный образ |
Приложение 2
Д Е Р Е В О П Р О Ф Е С С И Й |
Приложение 3
Приложение 4
nsportal.ru