1. Укажите, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество»: самолет, космический корабль, медь, авторучка, фарфор, вода, автомобиль.
Физическое тело — самолет, космический корабль, авторучка.
Вещество — медь, фарфор, вода.
2. Приведите примеры следующих физических тел: а) состоящих из одного и того же вещества; б) состоящих из различных веществ одинакового названия и назначения.
а) Из одного вещества: стол, карандаш, стул — из дерева,
б) Из различных веществ: пластиковая и стеклянная бутылка.
3. Назовите физические тела, которые могут быть сделаны из стекла, резины, древесины, стали, пластмассы.
Стекло: колба лампы, бутылка.
Резина: покрышка, воздушный шарик.
Древесина: дверь, паркет.
Сталь: резец, лезвие ножа.
Пластмасса: корпус шариковой ручки, калькулятора.
4. Укажите вещества, из которых состоят следующие тела: ножницы, стакан, футбольная камера, лопата, карандаш.
5. Начертите в тетради таблицу и распределите в ней следующие слова: свинец, гром, рельсы, пурга, алюминий, рассвет, буран, Луна, спирт, ножницы, ртуть, снегопад, стол, медь, вертолет, нефть, кипение, метель, выстрел, наводнение.
6. Приведите примеры механических явлений.
Механические явления: падение тела, колебание маятника.
7. Приведите примеры тепловых явлений.
Тепловые явления: таяние снега, кипение воды.
8. Приведите примеры звуковых явлений.
Звуковые явления: гром, свист милиционера.
9. Приведите примеры электрических явлений.
Электрические явления: молния, искра свечи зажигания.
10. Приведите примеры магнитных явлений.
Магнитные явления: взаимодействие двух магнитов, вращение стрелки компаса.
11. Приведите примеры световых явлений.
Световые явления: свет лампочки, северное сияние.
12. Предлагаемую ниже таблицу начертите в тетради и впишите слова, относящиеся к механическим, звуковым, тепловым, электрическим, световым явлениям: шар катится, свинец плавится, холодает, слышны раскаты грома, снег тает, звезды мерцают, вода кипит, наступает рассвет, эхо, плывет бревно, маятник часов колеблется, облака движутся, гроза, летит голубь, сверкает молния, шелестит листва, горит электрическая лампа.
13. Назовите два-три физических явления, которые наблюдаются при выстреле из пушки.
Полет снаряда, звук выстрела и взрыв пороха.
kupuk.net
1 урок. Конспект урока физики в 7 классе.
Что изучает физика
Данный урок разработан по учебнику Перышкина А.В. и используется на первом уроке физики в 7 классе.
Урок на тему: Что изучает физика
Цели урока:
1. Познакомить обучающихся с предметом физика, с первичными понятиями в физике (тело, вещество, явление), с методами изучения явлений.
2. Развивать внимание и любознательность, память и мышление
3. Воспитать чувство ответственности за сохранность окружающей среды; любовь к природе, умение видеть в ней красоту
4. Пробудить у детей интерес к изучению физики.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в новый для вас кабинет, который называется «кабинет физики». Скажите, какую науку вы начинаете изучать? (физику)
2. Постановка проблемы
Мы приступаем с вами к изучению основ очень интересной и полезной науки – физики. Садясь в поезд, такси, трамвай, нажимая на кнопку электрического звонка, просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай, вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих больших и маленьких достижений техники, сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником. Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки.
Так что же изучает наука физика?
3. Сообщение темы и целей
Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления, понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.
4. Объяснение нового материала
Сегодня на уроке нам предстоит понять и усвоить основные физические термины: физическое тело, вещество, физические явления, понять, что является предметом изучения физики и как она изучает природу.
“Физика” – это греческое слово и в переводе означает, как вы поняли, “природа”. Сам термин «Физика» возник как название одного из сочинений Аристотеля величайшего мыслителя древности, живущего в IV в до нашей эры.
Предметом этой науки, по мнению автора, было выяснение первопричин явлений
В русском языке слово “физика” появилось благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову. Михаил Васильевич Ломоносов – основоположник российской науки.
Физика – это наука о природе, о природных явлениях и законах.
Изменения происходящие в природе называются явлениями (если взять в руки лёд он начнёт таять, камень упадёт на землю, если его выпустить из рук, вода в чайнике закипит, если его поставить на огонь)
Физика изучает различные явления, такие как:
механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые.
Сейчас я буду называть вам примеры некоторых явлений, а вы мне скажите, к какому виду они относятся:
Машина едет по дороге, лёд тает, груз колеблется на пружине, вода кипит, получение различных по размеру изображений свечи на экране, плавление свечи при ее нагревании, пение птиц
(ребята комментируют и объясняют, почему они относят явление к тому или иному виду)
Все рассмотренные явления называются ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ.
Физические явления: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые.
Но физика не просто изучает и описывает различные явления, происходящие вокруг нас, она устанавливает ЗАКОНЫ, которые помогают объяснить, почему происходят те или иные явления.
Задача физики состоит в том, чтобы открыть и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.
Задачи физики: открыть – изучить – использовать
(сообщающиеся сосуды – шлюзы)
Изучением природы занимаются и другие науки: биология – наука о живых организмах, химия – наука о превращениях веществ, метеорология – наука о земной атмосфере, астрономия – наука о космосе, археология – наука изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества, геология – наука о недрах Земли, география – наука о природе земной поверхности.
В физике кроме обычных слов, используют специальные слова, или термины, обозначающие физические понятия. Некоторые из таких слов постепенно вошли в нашу разговорную речь – электричество, сила, энергия.
Физика имеет дело с физическими телами. Что бы вы назвали физическим телом? (Учащиеся выдвигают свои предположения, которые я записываю на правой половине доски. Обобщая высказывания, приходим к выводу, что Физическое тело – это каждое из окружающих нас тел (стол, ложка, мяч)
Назовите тела, которые вас окружают. (Приводят примеры.)
Чем отличаются друг от друга три линейки, которые у меня в руках? (Сделаны из разного материала: дерево, пластмасса, металл.)
Какой можно сделать вывод?(Тела могут различаться веществом.)
Что такое вещество? ( Это то, из чего состоит физическое тело.)
Приведите примеры веществ, которые имеются у вас на столах. (Дети отвечают.)
Вещество – это один из видов материи (вода, алюминий).
Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания (небесные тела, растения, животные).
А сейчас подумаем вместе над таким вопросами:“Как изучают физику? Какими методами пользуются для этого?”
– Можно наблюдать за явлением.
– Можно самим проводить опыты и эксперименты. При этом физики используют свое главное “оружие” – физические приборы: часы, линейка и т. д.
Опыты отличаются от наблюдений, тем, что их проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление, т. е. выдвинуть гипотезу. Таким образом, источниками физических знаний являются, наблюдения и опыты.
Пример: Изучая свободное падение шариков, имеющих разный размер, с различной высоты, можно установить законы, которые будут выполняться при падении других тел.
Методы изучения физики: наблюдения (таяние, падение) – опыты (Галилей, Ньютон) – приборы (мензурка, линейка, термометр, часы, весы, амперметр)
5. Закрепление материала
Задание 1.
Разделите на три группы понятий – физические тела, вещества, явления следующие слова: стул, древесина, ложка, алюминий, дождь, железо, медь, резина, капля воды, звезда, воздух, кислород, ветер, молния, землетрясение, масло, компас, вода.
2. Игра “Отгадай загадку”.
Сейчас вы будете отгадывать загадки, о физических телах, веществах, явлениях.
1. Я в Москве, он в Ленинграде
В разных комнатах сидим.
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним. (Телефон)
2. В нашей комнате одно
Есть волшебное окно.В нем летают чудо – птицы,
Бродят волки и лисицы,
Знойным летом снег идет,
А зимою сад цветет.
В том окне чудес полно.
Что же это за окно? (Телевизор)
3. Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд. (Ракета)
4. Сначала – блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)
5. Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит. (Эхо)
6. Что с земли не поднимешь? (Тень)
7. Пушистая вата
Плывет куда – то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)
8. Цветное коромысло
Над лесом повисло. (Радуга)
9. Белый дым тянул за чуб,
Раскачал на поле дуб,
Застучал в ворота:
– Эй, откройте! Кто там? (Ветер)
10. Летит – молчит,
Лежит – молчит,
Когда умрет, тогда заревет. (Снег)
11. И в огне не горит,
И в воде не тонет. (Лед)
12. Что за звездочки чудные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)
13. Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились. (Весы)
14. Железный нос в землю врос.
Роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг)
15. Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда – облака. (Барометр)
6. Подведение итогов урока.
Физика – наука, которая постоянно развивается, открываются новые законы, изучаются новые явления, и все это поставлено на службу человеку! Вы усвоите то, что нужно любому современному человеку, кем бы он ни работал.
7. Д/З § 1-3, по вопросам, нарисовать и подписать на листе формата А4 физические явления (не меньше 4)
Литература
1. А. В. Перышкин “Физика 7 класс” Дрофа, 2010
2. Лукашик В. И. Сборник вопросов и задач М. Просвещение 2008
infourok.ru
Слово “физика” происходит от греческого слова “фюзис”, что означает природа. Оно впервые появилось в сочинениях одного из известнейших мыслителей древности – Аристотеля, жившего в 4 веке до нашей эры. “Физика — это наука о материи, ее свойствах и движении. Она является одной из наиболее древних научных дисциплин, и первые дошедшие до нас работы восходят к временам Древней Греции. (Википедия)”. В русский язык слово “Физика” было введено Михаилом Васильевичем Ломоносовым, когда он издал в России первый учебник физики в переводе с немецкого языка. Физика – наука о природе. Если внимательно приглядеться к происходящему в окружающем нас мире, то можно заметить, что в нем происходят разнообразные изменения или явления. Так, например, кусочек льда, внесенный в теплую комнату, начинает таять. Вода в чайнике, поставленном на огонь, закипит. Камень, выпущенный из рук, упадет на землю. Если по проволоке пропустить электрический ток, то она нагреется и может даже раскалиться докрасна(как в электрической лампочке).
Теперь мы знаем, что кипение воды, таяние льда, ветер, гром – называются явлениями. Физика изучает механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые и световые явления. Эти явления называют – физическими. Итак, мы узнали новый термин – физические явления. Физика обладает интересным свойством. Изучая простые явления, можно найти общие законы. Например, изучая свободное падение шариков, имеющих разный размер, с различной высоты, можно установить законы, которые будут выполняться при падении других тел.
Задача физики состоит в том, чтобы открывать и изучать законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе.
Например, выяснено, что причиной падения различных тел на Землю, является их притяжение Землей. Смена дня и ночи объясняется тем, что Земля движется вокруг своей оси.
Одна из причин возникновения ветра – неравномерное нагревание воздуха и т. д. Изучением природы занимаются и другие науки: биология, химия. география, астрономия. Все эти науки применяют законы физики, а физика в свою очередь применяет законы этих наук. Например. в географии они необходимы для объяснения климата в данном регионе, течения рек, образования ветров, гор, долин. равнин, и многое другое. А в астрономии законы физики используют при изучении возникновения, строения, развития небесных тел. В этой книге вы узнаете о многих важнейших открытиях, благодаря которым развивалась физика, изучите различные физические явления, поймете, как они связаны между собой, узнаете имена многих ученых, открывших важнейшие законы.
ru.wikiversity.org
Еще в глубокой древности, 2500 лет назад, некоторые ученые высказывали предположение о строении вещества. Греческий ученый Демокрит ( 460 – 370 лет до н. э.) считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек. В научную теорию эта идея превратилась только в 18 в. и получила дальнейшее развитие в 19 в. Появление представлений о строении вещества позволило не только объяснить многие явления, но и предсказать, как они будут протекать в тех или иных условия.
Многие опыты подтверждают представления о строении вещества. Рассмотрим некоторые из них.
Попытаемся сжать теннисный мячик. При этом объем воздуха, который заполняет мяч, уменьшится. Можно уменьшить и объем надувного шарика, и кусочка воска, если приложить некоторое усилие.
Объем тела изменяется также при его нагревании и охлаждении.
Проделаем опыт. Возьмем медный или латунный шарик, который в не нагретом состоянии проходит сквозь кольцо. Если шарик нагреть, то, расширившись, он уже сквозь кольцо не пройдет. Через некоторое время шарик, охладившись (а значит и уменьшившись в размере), и частично нагрев кольцо, (а значит, увеличив его), он вновь пройдет сквозь кольцо.
На этой иллюстрации показано, что в не нагретом состоянии, латунный шарик легко проходит сквозь кольцо. | Здесь мы видим, что в нагретом состоянии, расширившись, он не проходит сквозь кольцо, а задерживается. |
С помощью опыта определим, как меняется объем жидкости при нагревании.
Колбу, наполненную доверху водой, плотно закроем пробкой. Сквозь пробку пропускаем стеклянную трубочку. Вода частично заполнит трубочку. Отметим уровень жидкости в трубке. Нагревая колбу, мы заметим, что через некоторое время уровень воды в ней повысится.(иллюстрация к опыту)
Вода находится в не нагретом состоянии, и лишь частично заполнила трубку. Уровень воды в трубке низкий. | Воду нагрели, она стала расширяться и заполнять свободное пространство. Уровень воды в трубке поднялся. |
Значит, при нагревании объем тела увеличивается, а при охлаждении уменьшается.
Попытаемся объя
ru.wikiversity.org
Древние ученые считали, что всё на свете состоит из воды, земли, воздуха. Оказывается, в чем-то они были правы. Все вещества могут находиться в тех же состояниях, что вода, земля и воздух. Эти состояния называются жидким, твердым и газообразным. На этом уроке вы узнаете, чем отличаются эти состояния друг от друга и чем объясняются эти различия.
Тема: Первоначальные сведения о строении вещества
Урок: Три состояния вещества
Вспомним замечательную детскую сказку о Снегурочке. Когда Снегурочка прыгнула через костер, она растаяла. Ледяная внучка превратилась в лужицу воды, и эта вода очень быстро испарилась.
В этом фрагменте сказки идет речь о трех состояниях вещества: твердом, жидком и газообразном.
Рис. 1. Три состояния вещества
Каждый знает, что изменить форму твердого тела достаточно трудно, будь то металлическое тело, пластмасса или даже пластилин. Даже для изменения формы пластилина нам все равно приходится прикладывать определенное усилие. Можно сказать, что твердые тела сохраняют свою форму и объем.
Рис. 2. Отличительные признаки твердых тел
А что можно сказать о форме и объеме жидкостей? Жидкость, которую мы налили в один из сосудов, приняла форму этого сосуда. Если перелить ее в сосуд другой формы, то жидкость примет форму другого сосуда. Всякий раз жидкость принимает форму того сосуда, куда ее наливают. Можно сделать вывод: жидкость может изменять свою форму, но ее объем сохраняется прежним.
Рис. 3. Отличительные признаки жидкостей
Совершенно по-иному ведет себя газ. И форму, и объем тел, состоящих из газа, изменить очень легко. Газ не обладает ни собственной формой, ни собственным объемом. Он принимает форму того сосуда, в который его поместили, и занимает весь предоставленный ему объем.
Рис. 4. Отличительные признаки газов
В чем причина столь разного поведения твердых, жидких тел и газов? Причина кроется в молекулярном строении вещества, а именно в расположении, движении и взаимодействии молекул, из которого вещество состоит.
Молекулы твердого тела упакованы очень близко друг к другу. Их расположение носит строго повторяющийся характер. Из-за того, что молекулы твердого тела расположены очень близко друг к другу, силы взаимного притяжения и отталкивания между ними очень велики. Именно поэтому изменить форму и объем твердого тела очень трудно. Взаимодействием молекул объясняется и характер их движения. Они не могут перемещаться по всему твердому телу, а лишь колеблются каждая вокруг своего положения равновесия. Молекулы твердого тела колеблются хаотично, пытаясь сдвинуться то в одну, то в другую сторону, но везде рядом с ними расположены точно такие же молекулы. Они отталкивают молекулу к положению ее равновесия.
Рис. 5. Расположение молекул твердого тела
Молекулы в жидкостях тоже расположены достаточно плотно друг к другу, но в их расположении уже нет такого строгого порядка, как у молекул твердого тела. Молекулы жидкостей расположены хаотично. Их движение сравнимо с перескоком. Они словно перепрыгивают от одного положения равновесия к другому, меняясь местами. А межд
interneturok.ru
Слайд 1
Что изучает физика? Подготовила: учитель физики МБОУ « Вяткинская СОШ» Лукьянова Ксения НиколаевнаСлайд 2
Физика – наука о природе Слово «физика» ввел в русский язык первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов в XVIII веке
Слайд 3
Физические тела – все предметы, которые нас окружают.
Слайд 4
Вещество – это материал, из которого изготовлено тело
Слайд 5
Изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире, называют явлениями .
Слайд 6
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Механические Оптические Электрические Магнитные Тепловые Звуковые
Слайд 7
Механические явления связаны с движением относительно друг друга.
Слайд 8
Электрические явления обусловлены существованием, взаимодействием и движением электрических зарядов .
Слайд 9
Магнитные явления связаны с возникновением у тел магнитных свойств.
Слайд 10
Оптические явления явления , производимые светом.
Слайд 11
Тепловые явления связаны с нагреванием и охлаждением тел.
Слайд 12
Звуковые явления связаны с распространением звука в различных средах
Слайд 13
ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ: Физические явления Свинец плавится, шар катится, холодает, слышны раскаты грома, снег тает, звезды мерцают, вода кипит, наступает рассвет, эхо, плывет бревно, летит голубь, сверкает молния, шелестит трава, горит электрическая лампочка механические электрические оптические тепловые звуковые
Слайд 14
Как ученые изучают физические явления? Источники физических знаний Наблюдения Опыты
Слайд 15
Заполните таблицу : Физическое тело Вещество Книга, спирт, железо, стакан, сумка, самолет, космический корабль, медь, авторучка, фарфор, вода, автомобиль
Слайд 16
Сегодня мы узнали, что… Физика – Физические тела – Вещество – Физические явления – Физические явления бывают … Источники физических знаний …
Слайд 17
Домашнее задание: §1-3, ответить на вопросы в конце параграфов учебника. Принести 2 тетради для контрольных работ по физике для лабораторных работ по физике
Слайд 18
Спасибо за урок!
nsportal.ru
Мельчайшей частицей вещества, которая определяет все свойства данного вещества, является молекула.
Молекула состоит из атомов. Число атомов и их распределение в молекуле является различным. В природе существует немногим более сотни атомов различного вида. Элементы обобщены и расположены в периодической таблице химических элементов, им даны наименования, например: водород, азот, углерод.
Молекулы одного и того же вещества одинаковы.
Например, молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.
Молекулы вещества находятся в непрерывном движении.
Движение частиц вещества называют тепловым движением.
Чем выше температура вещества, тем быстрее движение молекул.
Твёрдые вещества
В твёрдых веществах атомы или молекулы расположены близко друг к другу, и в результате их взаимодействия могут происходить только колебательные движения около определённой точки.
В твёрдых кристаллических веществах атомы расположены в определённом порядке и образуют кристаллическую решётку. Кристаллическим веществом является поваренная соль (атомы натрия — красного цвета, атомы хлора — синего).
В твёрдых аморфных веществах атомы расположены беспорядочно. Аморфными веществами являются смола, янтарь.
В жидкостях расстояние между молекулами больше, чем в твёрдых веществах, и движение молекул свободнее.
Расположение молекул воды
В газах молекулы почти не взаимосвязаны. В газах много пустоты, и их легко сжать.
Расположение молекул газообразного состояния воды
Смотри видео «Молекулы»:
Между атомами и молекулами действуют силы притяжения и отталкивания.
Взаимодействие молекул зависит от расстояния между ними. Во время сближения молекул до расстояний, которые можно сравнить с размерами собственно молекул, поначалу начинает появляться притяжение, а при последующем сближении — отталкивание молекул, которое начинает брать верх над притяжением. Если молекулы находятся на очень большом расстоянии, то силы между ними уже не действуют.
Интересное видео «Взаимодействие молекул»:
www.yaklass.ru