Классный час 7 класс 8 класс: Классный час в 8 классе на тему «Ответственность в жизни человека»

Классный час в 8 классе на тему «Ответственность в жизни человека»

Классный час в 8 классе

 на тему «Ответственность в жизни человека»

Цель: воспитание у учащихся  чувства ответственности за свои поступки как основы нравственного поведения.

Задачи:

Ø раскрыть понятие «ответственность»;

Ø сформировать понимание того, что делает человека ответственным и безответственным;

Ø способствовать развитию у учащихся мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию.

Форма проведения: кейс-метод, тренинг, моделирование ситуации.

Оборудование: карточки-задания для работы в малых группах (Приложения 1 и 2); компьютер, презентация «Чувство ответственности в жизни человека», пазлы «Маленький принц», значки «Маленький принц» (Приложение 3).

Содержательный компонент классного часа

I. Вступительная часть.

II. Основное содержание:

1. Разминка «Заповедь ответственного человека».

2. Ситуационное задание «Как поступить?»

3. Тренинг «Притча про бабочку и мудреца».

III. Заключительная часть.

Рефлексия: «Всё в наших руках!»

 

Ход классного часа

I. Вступительная часть

Ответственность – важнейшее свойство личности, это проявление отношения к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил. Различают ответственность индивидуальную и коллективную, а также юридическую, политическую, материальную, моральную.

Ответственность – это обязанность что-либо сделать и принятие последствий нарушения этого обязательства.

Учитель просит учеников разделиться на три группы и придумать название каждой в соответствии с темой. То есть название должно ассоциироваться с термином «ответственность». Например, «Разум», «Министерство последствий», «Совесть». Затем представители групп объявляют свои названия и объясняют, почему они назвали себя именно так.

Тем самым у ребят уже в начале занятия формируется понимание термина «ответственность».

 

 

II. Основное содержание

1. Разминка «Заповедь ответственного человека»

 

Классный руководитель предлагает ученикам продолжить определение.

Ответственность – это …

(Ученики  сами называют близкие по смыслу выражения: честность, обязательность, исполнительность, надёжность, чувство долга, терпение и др.)

Далее классный руководитель говорит, что ошибки, возникающие из-за безответственности, нужно уметь предвидеть и избегать. Поэтому всё необходимо продумывать на несколько шагов вперёд, чтобы потом не жалеть о содеянном.

Предлагается  ученикам ответить на несколько вопросов и тем самым сформировать «Заповедь ответственного человека».

1. Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (легкомыслие)

2. Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (болтливость)

3. Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)

4. Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (непослушание)

5. Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (глупость).

 

При этом классный руководитель и ученики обсуждают, почему в сказках именно эти черты характера приводят к отрицательным последствиям, безответственному поведению.

В результате ребята  вместе с учителем  сформировали «Заповедь ответственного человека».

Ответственный человек не должен быть:

Ø легкомысленным;

Ø болтливым;

Ø жадным;

Ø непослушным;

Ø глупым.

Ответственный человек должен быть:

Ø честным;

Ø обязательным;

Ø исполнительным;

Ø надёжным;

Ø совестливым;

Ø с хорошо развитым чувством долга.

Вывод. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.

Далее ученики  по просьбе учителя приводят примеры безответственности из жизни, истории, литературы.

2. Ситуационное задание «Как поступить?»

Классный руководитель предлагает в  группах решить ситуационное задание. Ученики получают карточки с заданиями (Приложение 1), в которых изложена суть проблемы. Здесь можно предложить также и другой вариант ситуационного задания

(Приложение 2).

Задание «Как поступить?»

Во время Второй мировой войны молодой человек, у которого брат погиб в борьбе с оккупантами и который остался единственным сыном у матери, колебался между тем, чтобы стать в ряды Сопротивления и отомстить за смерть брата или остаться с матерью и помогать ей.

Вопрос учителя: А как вы считаете? Обоснуйте свой ответ.

Ученики работают в группах. Затем каждая группа предлагает свой вариант ответа. Они  задают друг другу вопросы и решают, чей ответ наиболее верен. После обсуждения разных вариантов решения предложенной проблемной ситуации, учитель совместно с детьми делает вывод.

Вывод. Любую проблему нужно пытаться решать с нравственных позиций, понимая ответственность выбора, учитывая интересы всех участников процесса. Таким образом, ВСЁ В НАШИХ РУКАХ.

3. Тренинг «Притча про бабочку и мудреца»

Бабочка и мудрец

Очень давно в одном старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:

– А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы найти ответа?

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

– Скажите, Мастер, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей правоты.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Всё в твоих руках.

Прежде чем прозвучит ответ Мастера, ученикам предлагается подумать и ответить за Мастера. Классный руководитель читает окончание притчи, где Мастер произносит фразу: «Всё в твоих руках».

Вывод. Наша жизнь – эта та же бабочка… Всё в наших руках, мы сами создаём нашу жизнь своими поступками.

III. Заключительная часть

Рефлексия «Всё в наших руках!»

Подведение итогов классного часа классный руководитель  начинает словами:

– А теперь обсудим, что же находится в наших руках? Перед вами возможные ответы, которые являются «пазлами» символа нашего классного часа. Давайте соберем этот символ. Я буду произносить высказывание, и показывать визуально (презентация), а вы выбираете возможный ответ.

(Для презентации:

Мы в ответе за …………….., которым дали жизнь. (детей)

Мы в ответе за ………………, благодаря которым можем радоваться каждому дню.

(родителей)

Мы в ответе за ………………, которая создаёт условия для нашей жизни. (природу)

Мы в ответе за …………………., которых привязали к себе. (друзей и любимых)

Мы в ответе за ……………, которой занимаемся. (работу)

Мы в ответе за всё, что ……………………………… (происходит вокруг нас)

Мы ………….. своей жизни. (авторы)

 

Классный руководитель: Мы в ответе за свою жизнь, за всё, что в ней произойдёт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Гудова М.Ю. Основы эстетики и этики: курс лекций. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2013.

2. Притчи.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pritchi.ru/id

3. Сент-Экзюпери, А. де. Маленький принц: рисунки автора: для старшего школьного возраста. – М.: Эксмо, 2013.

4. Смирнов А.Е., Томашов В.В. Ответственность как регулятор общественной жизни: сущность, структура, функции и основные социальные формы: монография. – Ярославль: Ярославский гос. технический ун-т,2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Ситуационное задание «Как поступить?»

Группа ___________________________________________________

(название группы, придуманное учениками)

Во время  Второй мировой войны молодой человек, у которого брат погиб в борьбе с оккупантами и который остался единственным сыном у матери, колебался между тем, чтобы стать в ряды Сопротивления и отомстить за смерть брата или остаться с матерью и помогать ей.

Как вы считаете должен поступить и почему?

 

Ответ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Вариант ситуационного задания

Группа ___________________________________________________

(название группы, придуманное учениками)

 

Притча «Корзина»

Давным-давно, в одной восточной стране жила семья: мать, отец, маленький сын и дедушка. Дедушка был уже очень старенький и доставлял всем хлопот куда больше, чем ребёнок. То опрокинет на себя еду, то откроет калитку в огород, и козы там всё вытопчут, то чуть дом не подожжёт, стараясь развести огонь в очаге.

И вот однажды жена говорит мужу: «Нам стало слишком трудно жить вместе. Старик выжил из ума и совсем ничего не понимает. Посади его в корзину, отнеси подальше в лес и оставь там».

Муж уже хотел было идти за корзиной, как услышал слова сына: «Папа, когда оставишь дедушку в лесу, не забудь принести корзину обратно домой!»

«Зачем?»

(Вариант окончания притчи: «А когда вы с мамой состаритесь, она понадобиться мне, чтобы отнести вас в лес»)

 

 

Варианты  ответа  сына: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Значок-символ «Маленький принц»

классный час для учащихся 7-8 классов “Жизнь.

.. Какая она?” | Классный час (7 класс) на тему:

Классный час в 7-8 классе «Жизнь… Какая она?»

Составила педагог-психолог

МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области

Захарова Г.Ю.

Технология: ценностно-смысловой диалог

Ценность: ЖИЗНЬ

Цель: формирование позитивного отношения к жизни

Задачи:

  • Создать условия для формирования, формулирования, аргументирования собственного мнения;
  • Способствовать осмыслению и переосмыслению своего отношения к жизни и влиянию на мироощущение;
  • Стимулировать развитие литературного творчества участников.

Материалы:

  • Презентация «Психологический настрой» (притча «Две снежинки»)
  • Мультимедийное оборудование
  • Бумага для записи, ручки (на каждого)

План занятия:

  1. Социологический опрос «Жизнь… Какая она?»
  2. Презентация «Психологический настрой»
  • Притча «Две снежинки»: просмотр и обсуждение.
  • Мини упражнение – самопроверка «Пессимистичные и оптимистичные мысли»
  1. Рефрейминг «ЗАТО…»
  2. Самостоятельная работа – письмо жизни «Благодарю тебя, жизнь!»
  3. Презентация мини-сочинений
  4. Подведение итогов. Рефлексия.

Социологический опрос «Жизнь… Какая она?»

Вариант1: заранее провести соц.опрос среди учащихся школы и продемонстрировать видео ролик с ответами участникам классного часа.

Вариант 2: опросить самих участников непосредственно на классном часе.

  • Как ты относишься к жизни?
  • Какая она – жизнь? Охарактеризуйте слово «жизнь» 1-2 прилагательными.
  • Почему такое разнообразие мнений, порой противоречивых?

Презентация «Психологический настрой»

Притча «Две снежинки»

Просмотр, прослушивание

Шел снег… Зимой это обычное дело. Погода была безветренной и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле. Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки. И она из них весело говорит:

– Как хорошо лететь, наслаждаться полетом.

– Мы не летим, мы просто падаем, – грустно отвечала вторая.

– Скоро мы встретимся с землей и превратимся в белые пушистые покрывала.

– Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.

– Мы станем ручьями и устремимся к морю. Мы будем жить вечно, – сказала первая.

– Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, – возражала ей вторая.

Наконец им надоело спорить, они разжали руки, и каждая полетела навстречу судьбе, которую выбрала сама.

Обсуждение:

  • О чем эта притча?
  • Какие имена героиням притчи вы бы дали?
  • Какими противоположными чертами характера автор наделил снежинок?
  • Найдите в толковом словаре значение слов: «пессимизм», «оптимизм».
  • Вспомните литературные произведения, художественные, мультипликационные фильмы, в которых присутствуют герои – оптимисты и пессимисты, назовите их.
  • Приведите примеры высказываний из жизни на «языке» обеих снежинок.
  • Какие мысли называют позитивными, а какие негативными? Почему?
  • Какие мысли нам мешают жить, а какие помогают?
  • Придумайте и задайте вопросы по тексту притчи?

Мини упражнение – самопроверка «Пессимистичные и оптимистичные мысли»

Рассортируйте высказывания на оптимистичные и пессимистичные: «Я боюсь», «Я вспоминаю», «Я счастлив», «У меня все плохо», «Я спокоен», «Я всем доволен», «Я надеюсь на лучшее», «Я уверен», «Я не могу это вынести», «У меня нет друзей», «Меня никто не любит», «Я забыл».

Рефрейминг «ЗАТО…»

  • Разделите лист бумаги на 2 колонки. Слева запишите некоторые ситуации, неприятные моменты в вашей жизни. (…)
  • Затем справа напротив каждой ситуации запишите позитивную мысль, начиная со слов «ЗАТО…». Постарайтесь найти позитив в каждой ситуации.
  • Зачитайте (по желанию) свои записи. Что произошло с вами во время выполнения этого задания? Какие чувства, мысли возникли? О чем вы раньше не задумывались, а сейчас осознали?

Самостоятельная работа – письмо жизни «Благодарю тебя, жизнь!»

Как вы понимаете смысл следующих высказываний?

  • «Слава тебе посылающему неудачи и скорби, дабы мы были чуткими к страданиям других.» (Из акафиста «Слава Богу за все»)
  • «Хочешь быть счастливым, будь им» (Козьма Прутков)

Составьте мини-сочинение – обращение к жизни, Богу, судьбе… Начните со слов «Благодарю тебя, жизнь! (Бог, судьба…)»

Презентация мини-сочинений

Варианты прочтений: сам автор сочинения, психолог (по отметке на листке с сочинением, анонимно),  без права прочтения (могут не сдавать либо сделать особую отметку на листке).

Подведение итогов. Рефлексия

Вариант 1: устно, каждый участник

Вариант 2: письменно в индивидуальной анкете.

  • Какое эмоции переполняют вас в данный момент?
  • Что нового вы открыли для себя? Что узнали об одноклассниках?
  • Что вызвало негативные переживания?
  • Что хочется узнать еще? Поговорить на следующей встрече?
  • Чем хочется поделиться с другом? Родителями?

Литература:

  1. Акафист «Слава Богу за все».- М.: Лоза, 2006.
  2. Аудиопритча «Две снежинки». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/72-pritchi-audio-mp3/1113-dve-snezhinki 
Расписание занятий

– Средняя школа Уилсона

ЧАС
ПУСК
ОТДЕЛКА
1-й 7:50 8:25
2-й 8:29 9:02
3-й 9:05 9:37 утра
4-й 9:41 10:13
5-й 10:17 10:49
6-й 10:53 11:28

Полные дни (среда)


8:50–14:49
Восьмой класс
ЧАС
СТАРТ
ОТДЕЛКА
1-й 8:50 9:39
2-й 9:43 10:28
ОБЕД 10:32 11:00
3-й 11:04 12:18
4-й 12:22 13:07
5-й 13:11 13:56
6-й 14:00 14:49

7 КЛАСС
ЧАС
ПУСК
ОТДЕЛКА
1-й 8:50 9:39
2-й 9:43 10:28
3-й 10:32 11:09
ОБЕД 11:13 11:41
3-й 11:45 12:18
4-й 12:22 13:07
5-й 13:11 13:56
6-й 14:00 14:49
      

6 КЛАСС
ЧАС
ПУСК
ОТДЕЛКА
1-й 8:50 9:39
2-й 9:43 10:28
3-й 10:32 11:46
ОБЕД 11:50 12:18
4-й 12:22 13:07
5-й 13:11 13:56
6-й 14:00 14:49

Полные дни (П/Т/ЧТ/ПТ)


7:50 – 2:49PM
8 класс
ЧАС
ПУСК
ОТДЕЛКА
1-й 7:50 8:50
2-й 8:54 9:51
3-й 9:55 10:52
ОБЕД 10:56 11:24
4-й 11:28 12:42
5-й 12:46 13:43
6-й 13:47 14:49
7 КЛАСС
ЧАС
СТАРТ
ОТДЕЛКА
1-й 7:50 8:50
2-й 8:54 9:51
3-й 9:55 10:52
4-й 10:56 11:33
ОБЕД 11:37 12:05
4-й 12:09 12:42
5-й 12:46 13:43
6-й 13:47 14:49

6 класс
ЧАС
ПУСК
ОТДЕЛКА
1-й 7:50 8:50
2-й 8:54 9:51
3-й 9:55 10:52
4-й 10:56 12:10
ОБЕД 12:14 12:42
5-й 12:46 13:43
6-й 13:47 14:49

Расписания / Расписание занятий

 Поиск

  • Расписание занятий
  • Нет расписания класса Discovery
  • Отложенный старт на 2 часа (без класса Discovery)
  • Отложенный старт на 3 часа (без класса Discovery)
  • Ранний выпуск, 2 часа (без класса Discovery)
  • Ранний выпуск, 3 часа (без класса Discovery)
  • Ранний выпуск, 3,5 часа (без класса Discovery)
  • День сборки (без класса Discovery)
  • День сборки с классом Discovery
  • Резерв

    Компьютеры