Физкультминутка для 7 класса по русскому языку – Комплект “Физкультминутки”. 5-9 классы

Физкультминутки на уроках русского языка для 5-7 классов

Текст этой презентации

Слайд 1

Физкультминутки на уроках русского языка
Учитель русского языка и литературы Горбенко Т.Т.

Слайд 2

Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

Слайд 3

Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (в начале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели). Продолжительность 2-3 минуты.

Слайд 4

Основные требования при составлении комплекса физкультминуток
Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте, движение кистями (сжимание, разжимание, вращение). Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.

Слайд 5

Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели. Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т. д. Во время контрольных и некоторых практических уроках ( технология, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят.

Слайд 6

Физкультминутки лучше всего систематизировать:
Оздоровительно- гигиенические Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками». На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить за движением руки учителя глазами. Танцевальные. Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.

Слайд 7

3.Физкультурно-спортивные. Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте. 4.Подражательные. Зависят от фантазии и творчества учителя .Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков и т. д.: работу водителя, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение. 5.Двигательно-речевые. Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

Слайд 8

Физкультминутки на уроках русского языка
1. Для глаз: - взглядом обвести контуры фигур, изображенных на рисунке, 3 раза в одну и 3 раза в другую. Рисунки висят на доске. - быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. 2-3 раза. Физкультурно-спортивные упражнения: Поднимает руки класс – это «РАЗ». Повернулась голова – это «ДВА». Руки вниз, вперед смотри – это «ТРИ». Руки в стороны пошире – развернули на «ЧЕТЫРЕ». Силой их к плечам прижать – это «ПЯТЬ». Всем ребятам тихо сесть – это «ШЕСТЬ».   Называем существительные: если 1 склонение – 1 раз присесть, 2 – 2 прыжка, 3 – 3 раза хлопнуть в ладоши: Барабан, белка, морковь, горох, еж, кровать, карандаш, палатка, пингвин, рысь, сорока, сверчок, цапля, метро, печь, папа.

Слайд 9

Вариант 2
Для глаз: 1. Зажмурив глаза, посидеть минутку спокойно. 2. Отвести взгляд от тетради  и посмотреть в сторону, в окно, обратив внимание на зеленый и голубой цвета объектов окружающего мира. 3. Учитель предлагает детям внимательно осмотреть все предметы в кабинете. Дальше он говорит: «Закройте глаза (пауза), назовите, какие вы увидели предметы». От каждого ряда выступают по одному ученику. Фамилии называет учитель. Поднявшиеся из-за парт дети с закрытыми глазами перечисляют предметы. (Остальные с открытыми глазами). Победителем считается тот ряд, где ученик назвал больше предметов. «Правильно переходим улицу» Очень, очень осторожно Через улицу иди. И налево, и направо Обязательно гляди. Выполняют стоя. Дети выполняют движения «ходьба на месте» с поворотами головы налево и направо, как это делается при переходе улицы. «Имена существительные» Жен. Род – руки вверх, муж. Р. – наклон вперед, ср. р. – поворот головой: Мыло, сирень, сосед, поле, дрожь, туман, рамка, ель, дуб, верхушка.

Слайд 10

Вариант 3
Для глаз: Учитель предлагает детям внимательно осмотреть все предметы в кабинете. Дальше он говорит: «Закройте глаза (пауза), назовите, какие вы увидели предметы». От каждого ряда выступают по одному ученику. Фамилии называет учитель. Поднявшиеся из-за парт дети с закрытыми глазами перечисляют предметы. (Остальные с открытыми глазами). «Считалочка» Раз, два, три, четыре, пять! Ох как весело играть! Руки вверх подними, На пальчики посмотри, Шире руки разведи! А потом их опусти! Учитель говорит: «Руки вперед на уровне грудной клетки». Под слова «раз, два, три, четыре, пять» дети, стоя у своих парт, свободно потряхивают кистями рук (движение сверху вниз). Под слова «ох как весело играть» — легкие хлопки в ладони; под слова «руки вверх подними» все поднимают руки, сопровождая глубоким вдохом и выдохом; под слова «на пальчики посмотри» поднимают голову, прогибая спину. Дальше под слова «шире руки разведи» разводят руки в стороны и делают глубокий вдох, под слова «а потом их опусти» опускают руки вниз и делают глубокий выдох. «Определи часть речи» Сущ. – потереть руки, прил. – сжать и разжать кулаки, глаг. – потрясти кистями рук: Лес, влечет, синий, небесный, бег, идет, ковер, ходьба, молодой, заметить.

Слайд 11

Вариант 4
«ХЛОПУШКИ» На буквы Е- И Давайте поделим наш воображаемый класс на две команды (одна команда – безударная гласная А в корне, а другая – безударная гласная О в корне). Я буду называть слова. Если в слове А, хлопает в ладоши первая команда, если О – вторая. Тот, кто ошибется, объясняет правописание слова. Вариант: не делимся на команды, а на букву Е хлопаем в ладоши, на букву И – кладем ладошки на стол. Какая команда сделает меньше ошибок? Слушаем внимательно: Осветило берега спешили Медовый приближалась плескалась Проливной ведерко кричать Зашевелились зашептались слегка

Слайд 12

Вариант 5
«Угадай» Если словосочетание – 1 раз присесть; не словосочетание – прыжок, грамматическая основа – 3 хлопка. Утром с ребятами; отправились на рыбалку; солнце уже; ветер доносил; ждали улова; зашептались листья; из-за леса; зашевелились и зашептались; порывы ветра; лиловая туча, хлынул дождь. Вариантов в зависимости от пройденных тем может быть великое множество!!!

Слайд 13

ПРИЛОЖЕНИЯ. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

Слайд 14

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. 2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный. 3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево. 4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Слайд 15

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

topslide.ru

Физкультминутки для 5-7 классов

Физкультминутки для учащихся 5-7 классов

Комплекс 1.

Упр.1. И.п. – руки за голову. 1-3 – поднимаясь на носки,руки вверх, подтянуться, 4- и.п. (6-8 повт.).

Упр.2. И.п.- то же. 1-2 присед, руки на пояс, 3-4 – и.п. (6-8 повт).

Упр.3. И.п- стойка ноги врозь, руки на пояс. 1- поворот туловища вправо, 2- вернуться в и. п., 3-4- то же влево (6-8 повт.).

Упр.4. И. п.- руки за спиной. 1-2- наклон головы вперед, 3-4- вернуться в и. п., 5-6- наклон головы назад , 7-8- вернуться в и. п., 9-10- наклоны головы вправо, 11-12- вернуться в и. п., 13-14- наклон головы влево, 15-16- вернуться в и. п. ( 4-6 повт. ). Принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5-6 секунд.

Комплекс 2

Упр. 1. И. п. – упор присев. 1-3- встать, правую назад, руки вверх, прогнуться, 4- вернуться в и. п., 5-8 – то же, левую назад (4-6 повторений).

Упр. 2 И. п. – стойка ноги врозь. 1- наклон вправо, правую руку скольжением по ноге вниз, левую скольжением по туловищу вверх, 2- вернуться в и. п., 3- то же в лево, 5-8- тоже, но руки за голову, 9-10- поворот туловища вправо, руки вправо , 11-12- то же влево, 13-16- те же повороты, но руки за голову (2-4 повт.).

Упр. 3. И. п. – о. с. 1- полуприсед на левой, правую вперед на пятку, руки вперед, 2- вернуться в и. п., 3-4- то же на правой, 5- полуприсед на левой, правую вправо на носок, руки в стороны, 6- вернуться в и. п., 7-8- то же на правой ( 4-6 повт.). Принять положение правильной осанки и сохранять его в течение 5-6 секунд.

Комплекс 3.

Упр. 1. И.п. – руки вверх. 1-2- полуприсед, руки вперед, 3-4- выпрямляясь, правую назад, руки вверх, 5-8- то же, левую назад (4-6 повт.).

Упр. 2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1-4- круговые движения туловищем вправо , 5-8- то же влево ( 4-6 повт.).

Упр. 3. И. п. – о. с. 1-4- круги руками вправо, 5-8- то же в лево, 9-12- круги руками вперед, 13-16- то же назад ( 2-4 повт.).

infourok.ru

Материал по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс) на тему: физминутка на уроке русского языка

Рефлексия в конце урока

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

2. «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» – «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» – «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

3.Анкета.

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

4. «Мои ответы».

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

 «V» – ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

«W» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«| »  – ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

«+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» – не ответил.

5. «Комплимент».

 Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

6. «Три лица».

Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

7. «Цветные карточки».

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

8.«Пейзаж».  Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

9.Приём «Что, если…?»

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей?(Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).

10.Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку.

11. Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю…).

12. Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора, например «грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые идеи.

Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде  схемы-паутины.

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Что тебе понравилось на уроке больше всего?

И т.д.

13.Аргументированные ответы на один из вопросов:

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

4. Была ли польза от такого рода работы?

5. В чем вы видите собственное приращение?

6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?

10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

14.Резюме, эссе, мини-сочинения.

15. «Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

16.»График».

Учащимся предлагается начертить в течение урока график

-изменения их интереса;

-уровня познания,

– личной активности.

17. «Дерево моего успеха».

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

18. Техника «рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

19. Вопросы, требующие многовариантных ответов:

Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

20. “Благодарю…”.

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

21.”А напоследок я скажу”.

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

  • Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
  • Что не оправдалось и почему?
  • Мои и наши перспективы?

22.”Ассоциация”.

Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.

23.  “Синквейн”.

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Пушкин

Великий, талантливый.

Думает, страдает, любит.

Чувства добрые пробуждает.

Гений.

24.Оценочный лист.

Рефлексия

Выполнил ли я то, что задумал?

__________________________________________________________________

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Всё ли получилось так, как я задумывал?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было сделано хорошо?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было сделано плохо?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Попрошу взрослых оценить мою работу:

ч т о  с к а з а л а  м а м а:

__________________________________________________________________

ч т о   с  к  а з а л а   у ч и т е л ь н и ц а:

__________________________________________________________________

к а к  о ц е н и л и  п р о е к т  д р у з ь я:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

В  ч ё м  я  с  н и м и   с о г л а с е н,  в  ч ё м  –  н е т ?

__________________________________________________________________

25. “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.  Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный – восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий – неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый – тревожное, напряженное;

черный – упадок, уныние.

26.«Волшебная палочка».

-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)

27.Анализ своих ошибок.

28. Шкала настроения.

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

29. Слова-напутствия.

И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой книги.

                                                                   К.Паустовский

Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

                                                                      А.де Сент-Экзюпери

30.Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

31. Лучики солнца.

Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики.

32. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

33. «Светофор».

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

34.«Яблоко и стрелы» .

35.Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

36.Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

37. «Лестница успеха».

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

38.”Бортовой журнал” – форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей “бортового журнала”, которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.

39.Различные виды дневников: обычный, дневник – художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе – наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой – комментарии) и другие. В отличие от эссе и “бортового журнала”, дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени (“отложенная” рефлексия).

40. «Письменное интервью» – вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

41. «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Отметка

42. «Кто веселее?».

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.

     

 

43.Определите свое настроение, поставив кляксу любого цвета.

44. «Одним словом». Закончите одним словом:

Сегодняшний урок – это…

Сегодня на уроке я …

45.Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

46. «Острова».

На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

47.Запустите корабль в море Знаний. Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.

                                                                  ЗАЛИВ ПРАВИЛ

МОРЕ ЗНАНИЙ

48.Стихотворение.

Мне интересно знать, о чем мечтает каждый,

Оставшись сам с собой наедине,

К чему стремится и чего он жаждет,

О чем мечтает дома в тишине,

О чем порою думает ночами,

Какого чуда он от жизни ждет,

И грезит вдруг какими миражами,

Какие замки строит он в мечтах,

О чем тоскует, мается, грустит,

Какими тайнами воспоминаний

Он раны сердца часто бередит.

Но, к сожаленью, это невозможно

Узнать, что человек в себе хранит:

Все чувства его спрятаны надежно,

И мир души не каждому открыт.

                                 Н.Петренко

-Ваша «душа» сегодня ленилась или трудилась?

Во всем мне хочется дойти

До самой сути

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

                                  Б.Пастернак

Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте, философствуйте – живите!!!

В добрый час, ребята!

Будем, ребята, беречь доброту,

Будет, ребята, беречь красоту,

Будем дерзать, будем творить,

Улыбку познанья Уроку дарить!

Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!

Ученики желают друг другу добра.

Нашим гостям.

Чтобы гости захотели

К нам на урок прийти опять.

Ученики приветствуют учителей.

49.«Кораблик».

-Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.

50.«Лист самооценки».

  Узнал что-то новое                                                   Научился

  Расстроился                             Я                         Получил радость

  Удивился                                                                  Ничего не понял

51.«Акрослово».

Опишите при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы.

М-манящая

О –огненно-купольная, отвергнутая Петром

С – святая

К – колокольная, краснокупольная

В – возвеличенная, вольная

А – алтарная.

52.«Релаксация».

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

53.«Пожелание».

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:

-Избавляйся от…

-Будь всегда…

-Помни…

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новой добудет,

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце будет умным.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

                 С.Маршак

54.«Подбор стихотворения».

Выберите стихотворение, которое наиболее близкое вам сейчас.

И любо мне, и сладко мне,

И мир в моей груди,

Дремотою обвеян я –

О, время, погоди!

Ф.Тютчев

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко – и верится, и плачется,

И так легко, легко.

М.Лермонтов

Земля дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

И.Тургенев

И с отвращением читаю жизнь свою,

Я трепещу и проклинаю.

И горько жалуюсь. И горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

А.Пушкин

Проходят дни, проходят сроки,

Свободы тщетно жаждем мы,

Мы беспощадно одиноки

На дне своей души-тюрьмы.

В.Брюсов

Смешать печаль, которой нет острей,

С восторгами, которых не бывало.

К.Бальмонт

                              Чемодан, мясорубка,корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

                                    Анализ урока учащимися

Назовите, чем вы занимались на уроке?

Какие трудности ты испытывал на уроке?

Какие формы работы на уроке тебе нравятся больше всего?

Поставь баллы от 1 до 5:

Индивидуальная –                      работа в парах –

По карточкам –                             самостоятельная работа –

Работа в группах –                        коллективная работа –

Необычные уроки ( сказки, экскурсия, путешествия) –    

                 

                       

 Маятник настроения  

Маятник- подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая вверху ватмана. Слева на картинке- хмурый день, тучи, дождь. Справа солнце, безоблачное небо. В зависимости от того,  «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина.

                                         

                          Цветик- многоцветик                                                                                                                          

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в один общий цветок.    

                                           Мишень настроения

День это выстрел. В какую область настроения учащийся попал сегодня? В зависимости от этого наклеивается кружок – попадание в одной из цветовых зон. Внутри дата и мотивация

                           Состояние моей души

     

                   

Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

                                                     SMS

Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.

nsportal.ru

Физкультминутки на уроках русского языка

МБОУ « Усть-Удинская СОШ№2»

Учитель русского языка и литературы

Крыс Ольга Анатольевна.

Физкультминутки на уроках русского языка в 5 классе.

Рекомендации

1.Не проводить физкультминутки с использованием КСО (помните о здоровьесберегаю-щих технологиях).

2.Свяжите физкультминутки с темой урока. Например, при изучении биографии писателя: закройте глаза, вспомните год рождения писателя, нарисуйте глазами эти цифры. При изучении правописания И,Ы после Ц: встаньте, учитель называет слова, если в слове пишется И, дети приседают, если слово вообще не на это правило, качать головой.

3.Не используйте одну и ту же физкультминутку на всех уроках (помните: дети, да и мы тоже, любят разнообразие)

Физкультминутки тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.

1.На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.

Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете поворот налево, руки в сторону. Если назову слово с 2 безударными, то делайте поворот направо, руки вдоль тела.

2.Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

3.Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше, выше.

4.Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал.

5.Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6.Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

7.Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И еще

Через левое плечо!

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели

8.Сначала, дети, встанем в ряд,

Чуть попятимся назад.

А потом шагнём вперёд,

Улыбнувшись в полный рот.

Вправо плавно мы качнёмся,

Затем влево повернёмся.

www.prodlenka.org

Физминутки для детей на уроках русского языка и литературы

Физминутки на руках русского языка

Подготовила учитель русского языка Молчанова В.В.

Веренская основная школа

2016-2017 уч.год


БАБУШКА КИСЕЛЬ ВАРИЛА

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».)

На горушечке, (Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки).

(Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок

(Ладони скрещиваются, большие пальцы закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог.

Вот он крыльями забил,

(Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил,

(Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки

На горушечке.

(Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!»

(Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!»

(Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела,

(Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя

(Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько!

(Руки разводятся широко в стороны.)

Птички

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят

И тихонько все летят. (Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.)

ТУЧКИ

У тучек сегодня

Плохие прически,

(Круговое движение руками перед собой.)

Тучки рыдают,

Капают слезки:

(Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)

А-а-а! А-а-а!

(Встряхивание кистей.)

Ивушки плачут,

Плачут березки,

(Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)

С листиков капают,

Капают слезки:

(Опускание рук со встряхиванием кистей.)

А-а-а! А-а-а!

(Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)

Плачут деревья,

Тучки и ветер:

(Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.)

А-а-а а-а-а!

(Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)

                   

              Однокоренные слова

Если произносятся однокоренные слова, дети поворачиваются к друг другу лицом и хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова — приседают.

Маленький — маленькая; маленький — малыш; маленький — мальчик; мальчик – мальчику; варенье — вареньем; варенье — сварил; повар — варит; повар — повара.

Поднимайте плечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко. (Надо оттолкнуться одной ногой и приземлиться на другую.)

По дороге Петя шел

По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)

Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)

А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить вдругую сторону.)

Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево.)

Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)

Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)

(Н. Френкель)

По дорожке, по дорожке

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Плакса

Что ты плачешь: «Ы» да «Ы»? (Ученик «плачет» со звуком «Ы».)

Слезы поскорей утри, («Плакса» перестает «плакать».)

Будем мы с тобой играть,

Песни петь и танцевать. (Дети могут сделать несколько танцевальных движений.)

По хамбер-джамбер я шагал

По хамбер-джамбер я шагал, (Шагаем на месте.)

По хамбер-джамбер-джони (Хлопаем в ладоши.)

И вдруг увидел — риг-ма-джиг (Присели.)

За шею тащит бони. (Прыжки на месте.)

Ах, будь со мною хоб-ма-гог, (Руки на пояс, наклоны влево-вправо.)

Мой хоб-ма-гоб-ма-гони, (Хлопаем в ладоши.)

Я застрелил бы риг-ма-джиг (Шагаем на месте.)

За кражу бедной бони. (Присели.)

Приставка

На доске записаны слова:

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг кдругу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.

Ложка – это ложка

Ложка — это ложка, (Шагаем на месте.)

Ложкой суп едят. (Хлопаем в ладоши.)

Кошка – это кошка, (Шагаем на месте.)

У кошки семь котят. (Хлопаем в ладоши.)

Тряпка — это тряпка, (Шагаем на месте.)

Тряпкой вытру стол.(Прыжки на месте.)

Шапка — это шапка, (Шагаем на месте.)

Оделся и пошел.  (Прыжки на месте.)

А я придумал слово, (Руки в стороны на пояс.)

Смешное слово — плим.(Присели.)

Я повторяю снова: (Наклоны туловища влево-вправо.)

Плим, плим, плим! (Присели.)

Вот прыгает и скачет (Прыжки на месте.)

Плим, плим, плим! (Шагаем на месте.)

И ничего не значит (Прыжки на месте.)

Плим, плим, плим! (Шагаем на месте.)

Чьи там крики

Чьи там крики у пруда?(Прыжки на месте.)

 КВАсу, КВАсу нам сюда!(Хлопаем в ладоши.)

КВА-КВА-КВАсу, простоКВАши,(Топаем ногами.)

Надоела нам вода!(Прыжки на месте.)

Эй, кузнец

Эй, кузнец, молодец,

Захромал мой жеребец. (Дети шагают, припадают то на одну, то на другую ногу.)

Ты подкуй его опять.

— Отчего ж не подковать? (Разводят руки в стороны.)

Вот гвоздь, вот подкова —

Раз, два и готово! (Ударяют кулаками перед собой в воздухе на каждое слово.)

Льется чистая водица

Льется чистая водица

Мы умеем сами мыться.

Порошок зубной берем,

Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моем уши,

После вытремся посуше.

Поверни головку вправо,

Поверни головку влево.

Опусти головку вниз

И тихонечко садись. (Слова текста сопровождаем действиями.)

Мы по улице гуляем

Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)

Сами вывески читаем. (Наклоны головы влево-вправо.)

Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево-вправо.)

«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди-сзади.)

 Вот четыре буквы:

«Воды». (4 хлопка в ладоши.)

Вот еще четыре:

«Моды». (4 хлопка в ладоши.)

«Воды» – «моды» – «лимонад»! (Приседания.)

Мы читаем все подряд. (Хлопокруками спереди-сзади.)

Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево-вправо.)

Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)

Фрукты. Пряники. Халва.(Шагаем на месте.)

Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая —

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой – вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

Мягкий знак

Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного — выполняйте приседание, для разделения согласного и гласного — рывки руками: царь, гладенький, льдина, волчьи, варенье, радость, сентябрь, соловьи, здоровье, ученье, неученье, тьма.

— Кто догадался из какой пословицы три последних слова?

Мяч подскакивает вверх

Мяч подскакивает вверх.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)

Тише, тише, мяч устал,

Прыгать мячик перестал

И под парту закатился. (Ходьба на месте.)

Ну и мы за стол садимся. (Дети садятся за парты.)

На зарядку становись!

На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.)

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.).

Раз — вперёд наклонимся.

Два — назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.)

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать? (Приседания.)

На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.)

И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты.)

На лошадке ехали

На лошадке ехали, (Шагаем на месте.)

До угла доехали.

Сели на машину, (Бег на месте.)

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали. (Приседания.)

Трр! Стоп! Разворот. (Поворот кругом.)

На реке — пароход. (Хлопаем в ладоши.)

Пароходом ехали,

До горы доехали. (Шагаем на месте.)

Пароход не везет,

Надо сесть на самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит: (Руки в стороны, «полетели».)

-У-у-у.

Назвали все предметы

Назвали все предметы по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки — раз, два, три.

Легкие прыжки — раз, два, три.

Мягкая посадка — раз, два, три.

Наши плечики устали

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)

Раз, два — мы проснулись

Раз, два — мы проснулись, (Потягивания.)

Три – в кровати потянулись, (Повороты туловища.)

Четыре — солнцу улыбнулись. (Наклоны.)

Пять — кровать заправляем, (Движения головой.)

Шесть – лицо мы умываем, (Рывки руками перед грудью.)

Семь — зарядку выполнять, (Круги руками.)

Восемь — душ скорей принять. (Махи руками вверх-вниз.)

Девять — быстро обтираться, (Прыжки на месте.)

Десять — надо одеваться, (Легкий бег на месте.)

Срочно в школу собираться. (Переходящий на ходьбу.)

Не спеши, дружок, постой!

Зубы чисти, причешись,

Побыстрее шевелись!

Родственные слова

Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственных слов будет названо.

Лес —лесник, река —ручей, стена — потолок, кот — котик, сад — садовый, дом — домашний, дом — дым, поле — полюшко, гриб — грибной, обед — стол.

Стоп, машина

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп!

Стоп, машина, стоп, машина,

Стоп, машина, стоп! (Каждый отбивает ритм кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст («Стоп, машина, стоп, машина…» и т. д.). В нужный момент дети (никто знака не подает) должны воскликнуть хором: «Стоп!» Все ученики сидят, положив руки на парты. Учитель говорит: «Стучать!» Сам стучит по столу пальцами, и все дети стучат. «Спокойно!» — все прекращают стучать и кладут руки под парты. «Стучать!» — все снова стучат. «Вниз!» — все прячут руки под партами. Учитель говорит вперемежку эти три слова и делает соответствующие движения. Затем он старается сбить ребят, говорит: «Спокойно!», а сам прячет руки под стол; стучит, а говорит: «Вниз!». Ученики должны делать то, что говорит учитель, а не то, что он делает.)

Словарные слова

После окончания физкультминутки, вы запишите словарные слова, которые сможете запомнить из текста стихотворения, а также те слова, которые сможете расшифровать.

Жил один садовод, он развел огород,

Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.

Он принес чемодан

Полный разных семян.(Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

– Никогда и нигде,

Нив земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Сколько звуков в слове

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове осень.

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово.

(Открыть запись слова на доске.)

Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове еж.

(Слово записано на доске.)

Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

Суффикс

На доске написаны слова:

Гора — горка, лес — лесок, поле — полюшко, сом — сомище, внук внучек, город — городок, мяч — мячик, слово — словечко.

При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс — поднимают руки вверх.

— Назовите суффиксы изданных слов, которые вы запомнили.

Тик-так

Кто там ходит влево-вправо?

Это маятник в часах.

Он работает исправно

И твердит: «Тик-так, тик-так». (Руки на поясе, наклоны вправо и влево.)

     А над ним сидит кукушка.

Это вовсе не игрушка.

Птица дверцу отворяет,

Время точное сообщает.(Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в стороны.)

А часы идут, идут,

Не спешат, не отстают.

Мы без них не будем знать,

Что уже пора вставать. (Ходьба на месте.)

А теперь пора нам, братцы,

За уроки приниматься. (Дети садятся за парты.)

Тик-так, тик-так

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт. (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Вот и кончилась игра,

Нам за парты сесть пора. (Дети садятся за парты.)

Тучки

У тучек сегодня

Плохие прически, (Круговое движение руками перед собой.)

Тучки рыдают,

Капают слезки: (Наклоны головы вправо-влево, руки на голову.)

А-а-а! А-а-а! (Встряхивание кистей.)

Ивушки плачут,

Плачут березки, (Руки поднять вверх, плавные движения руками вправо-влево.)

С листиков капают,

Капают слезки: (Опускание рук со встряхиванием кистей.)

А-а-а! А-а-а! (Поворот туловища направо, правую руку в сторону.)

Грустно на свете,

Печально на свете, (Поворот туловища налево, левую руку в сторону.)

Плачут деревья,

Тучки и ветер: (Наклоны туловища вправо-влево, руки положить на голову.)

А-а-а-а а-а-а! (Руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей.)

Тюша-Плюша

Тюша-Плюша, Толстячок

Шел зимой на родничок: (Ходьба на носках, руки за голову, спина прямая.)

Пых-пых! Пых-пых!

Нес он два ведра пустых, (Полуприсед, руки к плечам, спина прямая.)

Сел на варежку верхом

И поехал с ветерком. (Сесть за парту, махи ногами в стороны и скрестно (сидя), «ножницы», спина прямая.)

Едет Тюша с горки,

А за ним ведерки. (Четырераза поднять согнутые ноги вперед и опустить на пол — спина прямая. Присели.)

Ча-ча-ча

Ча-ча-ча, (Три хлопка в ладоши.)

Печка очень горяча (Четыре полуприседа.)

Чи-чи-чи, (Три хлопка над головой.)

Печет печка калачи (Четыре прыжка на месте.)

Часы

Тики-так, тики-так, —

Так ходики стучат. (Дети наклоняют голову вправо-влево в такт словам.)

Туки-так, туки-так, –

Так колеса стучат. (Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг.)

Токи-ток, токи-ток, —

Так стучит молоток. (Изображают кулачками молоточки.)

Туки — ток, туки — ток, —

Так стучит каблучок. (Стучат каблучками.)

Что растет на елке?

Что растет на елке? (Поднять плечи и опустить.)

Шишки да иголки. (Растопырить пальцы.)

Разноцветные шары (Соединить пальцы рук в шар.)

Не растут на елке.(Потрясти кистями рук.)

(С. Маршак)

Юрта, юрта

Юрта, юрта, круглый дом,(Шагаем на месте.)

Побывайте в доме том!(Развели руки в стороны.)

Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)

В печку прыгают дрова.(Прыжки на месте.)

Печка жарко топится,(Хлопаем в ладоши.)

Угостить торопится.(Присели.)

Ладушки, ладушки,(Хлопаем в ладоши.)

Круглые оладушки.(Шагаем на месте.)

Потрудились — отдохнём

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

multiurok.ru

Физминутки на уроках русского языка

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35 с углубленным изучением отдельных предметов»

Физкультминутки на уроках русского языка

Разработчик Шмидт Э.П.,
учитель русского языка и литературы

Сыктывкар
2013 год

Урок русского языка – урок, на котором 75% времени обучающиеся занимаются письмом. Поэтому, максимальная нагрузка приходится на органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если обучающимся будет предоставлен небольшой отдых во время урока, то они смогут переключиться на другой вид деятельности. Это позволит детям расслабиться, снять мышечное и психологическое напряжение. Наиболее эффективны в этих случаях физкультурные минутки.

      Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем – при появлении первых признаков утомления. Но практика показывает, что признаки утомления проявляются примерно через 20–25 минут после начала урока. Внешним проявлением утомления является потеря интереса, отсутствие внимания, ослабление памяти, нарушение почерка и т.д.                   

      Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у обучающихся, повысить эффективность урока поможет включение в структуру урока двигательных упражнений средней интенсивности, так называемых физкультминуток.

     Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут. Комплекс включает 3-5 упражнений. Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз.

 Целью проведения таких физкультминуток является   актуализация определенных орфографических правил. Практика работы в школе показывает, что физкультминутки особенно интересны обучающимся 5-7 классов. Хотя можно проводить их и на уроках старшеклассников: все зависит от настроя обучающихся и микроклимата, сложившегося в классе. Предлагаем вашему вниманию подборку физкультминуток, расслабляющих пауз на уроках русского языка.

  1. Большая буква

         Если названное слово надо писать с большой   буквы,    учащиеся поднимают руки вверх, если с маленькой – приседают.

  река – Вычегда кот – Мурзик город – Сыктывкар

Влад – пятиклассник государство – Россия газета – «Радуга» и т.д.

  2.Мягкий знак

          Если в слове есть мягкий знак, учащиеся хлопают в ладоши, если нет – поднимают руки вверх.

 Ночка – печь Дочка – соловьи Грач – сварщик

Мышь – ночь Обезьяна – много туч ит.д.

 3. Однокоренные слова

   Если произносятся однокоренные слова, дети хлопают в ладоши, если форма одного и того же слова – приседают.

 Зимушка – зима – зимовать

Маленький – маленькая – маленькую

Мышка – мышонок – мышиный

Мышь – мыши- о мыши

Спорить – спорим – спорщик – спор и т.д.

4. Поскачите, попляшите
Поскачите, попляшите,
Сядьте тихо, полежите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбайтесь,
Быть хорошими старайтесь.
Вы рифмовку прочитали…
А глаголы вы узнали?

Физкультминутки на уроках русского языка могут быть не только направлены на повторение и отработку орфографии. Это могут быть небольшие стихотворения, которые можно легко разучить в каждом классе в начале учебного года и использовать их для хорового проговаривания или проговаривания по колонкам, или отдельными учениками – нарушителями дисциплины с целью снятия психологического напряжения.

  1. Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь – богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

  1. Небольшая разминка

И направо и налево.

(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,

потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу руки потянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

  1. Во дворе стоит сосна

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

(Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, повторяем, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Шли по крыше три кота

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия.

(Ходьба, руки на поясе)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.

(Посмотреть глазами вверх.)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз.

(Движения глазами вверх-вниз.)

И сказали три кота: —

Красота! Красота!

(Хлопки в ладоши.)

Раз, два — выше голова

Раз, два — выше голова.

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — всем присесть.

Семь, восемь — встать попросим.

Девять, десять — сядем вместе.

Упражнения для эмоциональной разрядки

«Успокоение»

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глаза прикрыли, руки сложили,

Головы опустили, рот закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (два раза).

Сном волшебным засыпаем…

Дышатся легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают, засыпают… (два раза).

Шея не напряжена…

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

  

 

Эмоциональная разрядка:

  • нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница

  • улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо

  • устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху

  • отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.

   Введение в структуру урока физкультминуток, сочетающих различные упражнения, абсолютно необходимо для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья обучающихся.

      Умение  управлять состоянием активности обучающихся – важный критерий оценки здоровьесберегающего аспекта используемых учителем педагогических технологий.

 

Использованные ресурсы:

1.В.И.Ковалько “Школа  физминуток”. – М.:ВАКО, 2005

2.http://www.google.com/url?q=http://zdd.1september.ru/article.php%3FID%3D200601910&sa=U&ei=9ZGTT-mHNo-bOuzzme0D&ved=0CBcQFjAJOAo&client=internal-uds-cse&usg=AFQjCNFwcjZChsgvrAXPNMaWJz4pFZF_fQ  

3. https://www.google.ru/search?q=%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0&newwindow=1&client=firefox-a&hs=x6N&rls=org.mozilla:ru:official&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=ELRJUt2

multiurok.ru

Методическая разработка по немецкому языку (7 класс) на тему: Учебно-методический комплект предназначен для учащихся 7 класса Фонетическая зарядка-физкультминутка

Учебно-методический комплект предназначен для учащихся 7 класса

Фонетическая зарядка-физкультминутка

МБОУ «СОШ п. Новопушкинское»

Пузырева Галина Евгеньевна

Предлагаемая нами разработка – фонетическая зарядка-физкультминутка – проводится в середине урока, когда обучаемым необходимо сделать  паузу, снять усталость и приступить к следующему виду деятельности. Рифмовка и упражнения прорабатываются заранее, постепенно доводя их до автоматизма.

Роль  фонетической зарядки на уроках немецкого языка

Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения можно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.

         Для повышения эффективности обучения иностранному языку, необходимо широко использовать эмоции учащихся в этом процессе. Одним из наиболее эффективных средств воздействия на эмоции и чувства школьников – является фонетическая зарядка, представляющая собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания».

         Фонетическая зарядка может оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка. Преимущество состоит в том, что она помогает без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, а также грамматических навыков и других видов речевой деятельности.

На уроках иностранному языку можно использовать фонетическую зарядку по возможности на всех этапах учебного процесса.

В целях сохранения мотивации к изучению иностранного языка обучаемому  необходимо приблизить перспективу «говорения» и поддержать его первоначальное стремление немедленно вступить в процесс коммуникации.

 Именно фонетическая зарядка облегчает процесс заучивания необходимых для общения фраз и сложной для запоминания лексики.

Фонетическая зарядка соответствует возрастным и психологическим особенностям обучаемых. Фонетическая зарядка играет важную роль при формировании дикции, четкого и ясного произнесения не только звука, слова, но и фразы в целом.

 Фонетическая зарядка способствует совершенствованию речевого дыхания, так как создает условия чёткости соблюдения пауз, благодаря этому появляется выразительность речи.

         При выполнении фонетической зарядки упражнения в осознанной имитации сочетаются с упражнениями в самостоятельном воспроизведении текста учащимися. Важным является выяснение места фонетической зарядки на уроке. Она часто выполняется в начале урока, вводя учащихся в его атмосферу, нейтрализуя влияние звуковой среды на родном языке и, как следствие, в некотором роде предупреждая интерференцию. Однако, ее проведение возможно непосредственно перед упражнениями в устной речи или чтении в качестве фонетического упражнения, повышающие внимание к произношению словарных единиц, которые затем будут использованы в речи.

Принципы при обучении произношению:

1. Обеспечивать коммуникативную направленность  при обучении произношению. Это значит, что обучение произношению не должно восприниматься как самоцель, а должно быть подчинено нуждам речи.

 Многим упражнениям придается условно-коммуникативный характер:

 используются рифмовки в функции считалок, песенок и т.д.

 2. Необходимо предусматривать ситуативно-тематическую обусловленность фонетического материала, который должен по возможности вплетаться в ткань урока, соотносясь с ним в содержательном плане.

 3. Важно сочетать сознательность с интуицией. Это значит, что имитировать на основе интуитивного подлаживания органов речи следует только звуки, не представляющих особых трудностей для ученика. Если же фонетическое явление относительно сложно, то от учителя требуются пояснения, помогающие ученику сознательно эту трудность преодолеть.

4. Нужно обеспечивать наглядность предъявления звука, фонетических явлений. Так, например зрительная наглядность имеет место, если учитель показывает специально артикуляцию звука, использует жест для обозначения ударения, повышающейся мелодии и т.д. Слуховая наглядность обеспечивается многократностью образцового предъявления. В школах довольно трудно обеспечить “погружение” ученика, в атмосферу языка, но магнитофон может помочь создать условия для такого погружения. Языковая наглядность может быть достигнута с помощью перемежающегося противопоставления звуков. Например, в словах: Stadt- Staat, Bett-Beet, dann – da, такие фонетические операции развивают фонематический слух учеников.

 5. Активность ученика – предпосылка прочности усвоения немецкого произношения. Поэтому очень важно, особенно при фронтальной работе, следить за активностью и целенаправленностью действий каждого ученика.

 6. Необходим индивидуальный подход к формированию произносительной стороны речи ученика в условиях коллективного обучения. Важно учитывать индивидуальные особенности (подвижность речевого аппарата, развитие фонематического слуха и т.д.) и вовремя оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

 Исправлять фонетические ошибки учащегося на уроке следует главным образом с помощью данного образца, прерывая речь ученика лишь в случае крайней необходимости, например, с помощью переспроса.

 Наиболее типичные ошибки следует фиксировать, чтобы затем дать дополнительные упражнения на эти звуки. Ученик должен как можно больше слышать образцовое произношение, но не в ущерб другим видам работы.

 Итак, из сказанного вытекает, что формирование произношения должно осуществляться в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи, чтобы каждая из этих сторон служила опорой для других.

Значение физкультминуток на уроках иностранного языка

Каждому человеку во время умственного напряжения хочется отдохнуть. Урок – это не только работа мозга, но и эмоциональная деятельность. Чтобы информационно не перегружать учеников, как в младших классах, так и в старших необходимо использовать физкультминутки на уроках иностранного языка.

Ученикам просто необходимо движение. Мы  все порой замечали, что через некоторое время любой, даже самый прилежный ученик начинает крутиться, отвлекаться, зевать. Значит, пора сменить деятельность. Дать голове отдохнуть. Для каждого возрастного этапа следует подбирать определенные разминки. Для деток помладше, больше подойдут анимационные, стихотворные физминутки. Для старших также можно использовать стихи, можно шутки, анекдоты, скороговорки или что-то, что одновременно и связывает с языком, и расслабляет.

Иностранный язык, по данным исследований психологов, педагогов и ученых медиков относится к группе наиболее трудных предметов, требующих значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что неизменно приводит к утомлению и снижению активного внимания.

При изучении иностранного языка высшая нервная деятельность учащихся в основном протекает в сфере второй сигнальной системы, наиболее молодой в филогенетическом отношении и в процессе индивидуального развития, возникшей позднее первой сигнальной системы. Она является наиболее ранимой и относительно легко нарушается. При этом в частности, снижается внимание, тормозится акт запоминания. В связи с этим следует помнить, что учитель, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений – приняли участие в акте запоминания. Такие разнообразные методические приемы значительно повышают работоспособность детей, так как вовлекают в работу другие анализаторы, новые, неутомленные участки коры головного мозга. Чтобы снять усталость и повысить работоспособность учащихся, очень полезно проводить на уроках так называемые физкультминутки.

Особое значение физкультминутки имеют на уроках иностранного языка. Творческий диапазон их применения разнообразен. Физкультминутки не только способствуют поднятию работоспособности детей, но и одновременно дают возможность повторить изученный языковой материал.

Теоретически рассмотрев роль фонетической зарядки, значение физкультминуток на уроках иностранного языка мы решили предложить своего рода  «здоровьесберегающую» разработку.

Предлагаемая нами разработка – фонетическая зарядка-физкультминутка –проводится в середине урока, когда обучаемым необходимо сделать  паузу, снять усталость и приступить к следующему виду деятельности.

При изучении зарядки сначала предлагается зрительная опора. Учитель сам или в записи знакомит учеников с произношением зарядки. Ученики повторяют, отрабатывая определенны звуки, словосочетания, предложения. Затем переводим. Лексика всем знакома, не требует дополнительной подготовки. В нашем случае мы не привязываемся к   теме урока, а привносим  своеобразный релакс, отвлекаемся от темы урока, тем самым, давая ученикам отдохнуть, сделать паузу, набраться сил, энергии для следующего вида работы.

Рифмовка и упражнения прорабатываются заранее, постепенно доводя их до автоматизма (время – 2  минуты).

Затем прорабатываем движения – в соотношении с темой рифмовки.        

Wie die Vögel fliegen wir

Schwimmen gut wie ein Delfin,

wie ein Tiger ziehen wir uns,

springen hoch wie Kengurus,

wir sind gross wie Elefent,

schreien laut wie ein Hahn,

wir sind stark wie die Giraffe

und geschikt wie viele Affen,

dreh dich, Katzе, rasch herum,

laufe schneller vor dem Hund.

Тем самым логоритмика является основой для различного рода физкультминуток, которые делают возможным изучение иностранного языка  делом более  увлекательным и интересным.

Ожидаемый результат – ученики способны:

1. Правильно произносить звуки изолированно в составе слова, словосочетания, в потоке речи. Сознательно управлять воспроизведением звуков, не имеющих аналогов в родном языке. Изолированно, в слове, словосочетании, в потоке речи различать звуки на слух.

 2. Формировать ритмико-интонационные навыки, то есть интонационно и ритмически правильного оформления речи и понимание речи других.  Правильно воспроизводить интонацию изучаемого языка, выражая при этом различные эмоциональные оттенки. Различать интонационную структуру фраз иноязычной речи.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *