Разнообразие живых организмов 5 класс – Урок 5 класс “Многообразие живых организмов”

Урок 5 класс “Многообразие живых организмов”

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА биологии 5 класс по теме

«Многообразие живых организмов»

Учитель биологии Хмелевская О.Л.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

биология

Класс

5 класс

Тема урока

«Многообразие живых организмов»

(Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы)

Образное название

«Хитрые невидимки»

«В некотором царстве…»

«Ладно в царстве том иль худо?

И какое есть там чудо…»

Эпиграф

  1. «Без систематики в биологии был бы хаос…» (К.Линней)

  2. «Ариаднина нить ботаники – система, без которой в ботанике хаос…»

  3. С выдохом распавшихся

С новым вздохом спрятавшись

Мы берем количеством

Превращаясь в качество

Планируемые образовательные результаты

Предметные: приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды, необходимости соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции; умение определять принадлежность организмов к определённой систематической группе.

Метапредметные: умение работать с дополнительной литературой, оформлять результаты в виде сообщений или к/презентаций, грамотно излагать дополнительный материал.

Личностные: Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о вирусных инфекциях и их профилактике; развитие интеллектуальных умений анализировать особенности живых организмов и определять их принадлежность к царствам природы.

Элементы содержания

Виды учебной деятельности

Царства живой природы. Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.

Объяснять сущность термина «классификация». Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов

Анимация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001f1-1000-4ddd-c014-350046b3269e/003.swf

Царства живой природы

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000449-1000-4ddd-9c0f-0b0046bc4311/007.swf

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

  1. Мотивационно-целевой блок

Давайте посмотрим на доску и название «В некотором цварстве…»

«В некотором царстве, некотором государстве, жил да был. Где чаще всего мы встречаемся с таким выражением?

Что понимают под словом, царство?

Как вы думаете, мы можем использовать данное выражение в биологии?

Давайте посмотрим видеоролик (удалить последние кадры или просто не показывать) и настроимся на плодотворный урок биологии.

─ Какие объекты живой природы вы видите на этом видеоролике? (деревья, цветы, кустарники, бабочек, птиц, разных животных)

─ Что объединяет все эти организмы? (признаки живого).

– Чем они отличаются друг от друга? (внешнем видом, размерами, образом жизни, способами питания).

– Очень часто мы рассказываем друг другу о разных растениях и животных. Но не всегда задумываемся о том, как все мы понимаем, о каком организме идет речь?

– Давайте на минуту задумаемся и попробуем ответить на вопрос «Каким образом люди понимают, о каком растении или животном идет речь?

-Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока биологии, помня о том, что мы начинаем изучать большой раздел биологии, который называется «Многообразие живых организмов».

Тема сегодняшнего урока: «Царства живой природы».

Создание проблемной ситуации

Предлагаю картинки разных живых объектов и прошу распределить на группы. (можно загадки). Сначала разделить живое и неживое, а потом на царства.

(Приложение 1) работа в парах

Ученые систематики описывают живые организмы и классифицируют их – объединяют в группы по признакам сходства и различия.

Эволюция – длительный исторический процесс развития.

Вы выступили в роли ученых.

Целеполагание и планирование

Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Сформулируйте цель урока.

У каждого из вас есть один лист

  • «Цели (что я хочу узнать)», отметьте галочкой в правой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.

Цель (чего я хочу добиться на уроке)

Узнать, как возникла наука «систематика».

Узнать, какая основная и наименьшая единица классификации.

Узнать основные систематические единицы.

Узнать, каким организмы на нашей планете самые загадочные.

Узнать, как ученым удалось открыть самые маленькие организмы на Земле.

Узнать особенности строения самых маленьких организмов на нашей планете.

Запомнить представителей разных царств природы.

Пополнить свой словарный запас.

Отдохнуть на уроке.

Назовите те цели, которые вы поставили перед собой.

  1. Деятельностный блок

1. На стр. 35 найдите определение что такое «классификация» и выпишите в тетрадь.

2. Мы распределяли организмы по группам – это царства. Дайте самостоятельно определение понятия. Переверните листок и в правильном порядке расставьте слова, чтобы получилось определение) (приложение 3)

3. Прочитав текст на стр.37 (2 абзац) заполните схему (парная работа) (приложение 4)

Царство живой природы

Клеточная

форма жизни форма жизни

  1. Работа с понятием «Систематика» (Приложение 5) прочитайте текст и поставьте знаки

+ все понятно

? не понятно

! важно, нужно записать

Систематика

  • Это наука;

  • Это очень древняя наука, наука кипящая, рождающая споры и многочисленные гипотезы;

  • Наука, которая всю свою историю находится в непрерывном становлении;

  • Это своеобразная наука, принципы которой до сих пор подвергаются сомнениями;

  • Объект ее исследования знаком ученым далеко не полностью;

  • С ней связаны этикетки с труднопроизносимыми латинскими названиями;

  • Результата ее поиска – это сложнейшие таблица классификации и многотомные определители;

  • Предмет исследования – разнообразие живых организмов;

  • Она ищет систему, в которую бы уложилось все живое в окружающем мире;

  • Основоположником является Карл Линней, который описал большое количество растений и животных и дал им научное название

  • Линней предложил для каждого из живых организмов «Фамилию» и «Имя», отныне они стали называться двумя латинскими словами: одно означает род, другое – вид. Такая система двойных названий живых организмов носит название бинарная номенклатура.

  1. Работа над понятиями «вид» и «род». 1 вариант – зайцы, 2 вариант – крысы. (прочитайте текст и определите где родовые, а где видовые названия) (Приложение 6)

Физкультминутка:(изобразить жестами, движениями выделенные слова)

В царство леса мы попали, оглядели все вокруг, походили, поиграли, много там грибов набрали. На пенечке посидели, друг на друга поглядели, видим, стая птиц

летит, муравей домой спешит. По тропиночке лесной, дружно мы пошли домой

  1. Смотрим видео. О каком царстве идет речь? Почему трудно избавиться?

Организую работу с учебником.

1 вариант – строение

2 вариант – значение

3 вариант – открытие

Или предложить бегло прочитать, а потом поработать с вопросами к тексту. (кто открыл? как открыл? почему на кончике булавки могут уместиться миллионы? И т.д.)

Рефлексивно-оценочный блок.

  1. Выполняем задания в рабочей тетради для закрепления

  2. Задание можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом или вместе с классом, слушая ответы одноклассников

Задание А. (базовый уровень)

1Дополните определение:

Систематика – это..

.

Вирусы – это…

(0-2 балл)

2.Найдите ошибки в схеме, запишите ее верно:

Вид – царство – род

(0-3 баллов)

3.Определите, сколько видов и родов растений названо в следующем списке: клевер луговой, василек луговой, клевер ползучий, василек синий, василек скабиоза, клевер шведский, лютик едкий.

(0-2 балла)

4. Определите, сколько видов и родов растений названо в следующем списке: лисица обыкновенная, медведь бурый, ласточка береговая, тюлень гренландский, лисица обыкновенная, медведь белый, тюлень обыкновенный, сельдь атлпнтическая, ласточка деревенская, медведь бурый

(0-2 балла)

Задание Б.

  1. Его можно выполнять самостоятельно, работая с параграфом или вместе с классом, слушая ответы одноклассников

1.Выберите верные ответ:

1.Вирусы видны невооруженным глазом

2. Вирусы устроены очень просто

3. Вирусы состоят только из органического вещества, хранящего наследственную информацию

4. Открыл вирусы Ивановский Д.И.

(0-2 балла)

2.Впишите ответы в кроссворд:

1. Наука о классификации организмов

2Шведский ученый – натуралист.

3. Страна-родина Карла Линнея.

4.Систематическая группа (или единица).

5.Основная единица системы растений.

6.Двойные названия растений.

(0 -6 баллов)

.

6

5

4

3

2

2

1

3.Решите задачу:

Чайный сервиз, изготовленный в Китае по заказу одного крупного ученого украшало его любимое растение – линнея северная. Как фамилия ученого? Как он связан с этим растением?

(0-2 балла)

Ответ: Ученый -… …Он связан с этим растением тем, что …

7-9 баллов – «3»

10-14 баллов- «4»

15-19 баллов -«5»

Делаем выводы, обращаясь к эпиграфам урока

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Возьмите, пожалуйста, листочки «Цель». В начале урока в левой колонке вы отмечали, чего хотели добиться на уроке, а теперь отметьте в правой колонке, чего же вы добились. И посмотрите, все ли у вас получилось сегодня, или же, наоборот, вы узнали меньше, чем хотели. А может больше?

Были ли на уроке положительные эмоции? Что нового узнали? Чему научились?

Вопросы для рефлексии.

Выскажите свое мнение, продолжив фразы:

1.Изучение данной темы важно для меня т. к …

2.Мои затруднения были в том, что…

3.Чтобы преодолеть мои затруднения, нужно …

8 ЭТАП Домашнее задание

Для всего класса:

Разноуровневое домашнее задание:

1-ый уровень — с. 35-38( прочитать и пересказать текст параграфа, ответить на вопросы в конце параграфа).

2-ой уровень —с. 35-38 (прочитать и пересказать текст параграфа, ответить на вопросы в конце параграфа, найти картинки разных представителей царств живой природы).

3-ий уровень- с. 35-38 (прочитать и пересказать текст параграфа, ответить на вопросы в конце параграфа, описать видовые и родовые признаки синиц стр. 36).

Приложение 1 (картинки или загадки) можно использовать анимацию из ЦОР

infourok.ru

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему: Урок – путешествие в 5 классе по теме «Разнообразие живых организмов»

Урок – путешествие в 5 классе по теме «Разнообразие живых организмов»

Цель урока: ознакомление учащихся с царствами живых организмов, активизация познавательной деятельности.

Задачи:

  1. Расширить знания школьников по предмету; дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации.
  2. Развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, гербарий растений, рисунки учащихся о представителях разных царств живой природы, наборы карточек с буквами.

Ход урока:

  1. Вводная часть.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы в вами отправимся в путешествие, но это путешествие не обычное, а особенное. Мы будем путешествовать по миру живых организмов. Но для того, чтобы сесть в наш «биологический поезд», необходимо приобрести билеты. Для этого надо отгадать загадки.

(за правильный ответ ученики получают цветные жетоны – это билеты на «биологический поезд»)

  1. Зимой спит – летом ульи ворошит. (Медведь)
  2. Чудо – юдо – великан

На спине везет фонтан. (Кит)

  1. Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
  2. Кто меняет

Молоко на сено? (Корова)

  1. Сквозь землю прошел –

Красную шапочку нашел. (Гриб)

  1. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

  1. Днем слепа бывает,

Ночью прозревает. (Сова)

  1. Зимой и летом –

Одним цветом. (Ель)

  1. Не портной, а всю жизнь

С иголками ходит. (Еж)

  1. Растение видное,

А прозвище обидное. (Лопух)

  1. Не бьет, не ругает – а все от него плачут. (Лук)
  2. У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (Рыбка)
  3. Одежды себе не шью, но ткань всегда тку. (Паук)
  4. Рыж, да не конь,

Рогат, да не баран,

Дома не любят, и на базаре не купят. (Таракан)

  1. Изучение нового материала.

Учитель. А теперь пора отправляться в путешествие. Нас окружает огромный мир живых организмов. Ученые делят их на несколько царств.

И первая наша остановка будет в царстве Растений. Какие вы знаете растения? (Ответы учеников)

Учитель. Представитель царства растений отличаются от других многоклеточных организмов тем, что образуют на свету из углекислого газа и воды питательные вещества (грибы и животные поглощают только готовую пищу). Растения делят на несколько крупных групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Всего в царстве растений около 350 тыс. видов. Есть среди них и большие и маленькие. Самым маленьким растением среди цветковых считается плавающая ряска из водоемов Австралии – её длина 0,6 мм и ширина 0,33 мм. Самым высоким хвойным растением является секвойя. Высота отдельных деревьев достигает 80 – 100 м.

Учащиеся смотрят презентацию. (слайды №1-6)

Учитель. Следующая станция – царство Животные. Каких животных вы знаете? А чем они питаются?

        Животные – самое разнообразное царство. Их известно приблизительно 1 млн. 500 тыс. видов. Различают беспозвоночных и позвоночных животных. У первых, как и показывает название, нет позвоночника, а у вторых он есть. К беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и некоторые другие группы животных. Позвоночные – это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Ученикам раздаются наборы карточек с буквами. Нужно собрать название птиц.

Учащиеся смотрят презентацию. (слайды №7-9)

Учитель. Ребята, наш «Биологический поезд» пребывает на третью станцию – царство Грибы.

Учитель. Грибы, конечно, каждый знает: белый, подберезовик, лисичка, мухомор, бледная поганка… Но не всем известно, что к царству грибов относятся и живущие на деревьях трутовики, дрожжи, которые используют, когда пекут вкусные пироги, а также плесневые грибы. Всего ученые насчитывают около 100000 видов грибов.

Учащиеся смотрят презентацию. (слайд №10)

Учитель. Сейчас наш «Биологический поезд» будет стоять на опушке леса, а мы с вами отдохнем и проведем физкультминутку «Правила поведения в лесу». Итак, если вы согласны и правилом, то хлопайте в ладоши, если нет – топайте ногами.

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
  2. В лесу можно поиграть, листьями бросаться, венки плести, букеты рвать. Подумаешь, зелени много еще вырастет.
  3. Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать, никому при этом не мешая.
  4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  5. Пучеглазую лягушка, ползучего жука, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
  6. Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.
  7. Если вы видите новое, неизвестное растение или животное, то старайтесь узнать его название.
  8. Если вы собираете дикие плоды и грибы, не уничтожайте то, на чем они росли: деревья, кустарники, грибницы.
  9. Относитесь к животным в лесу как старший брат, без жестокости, не мешайте им.
  10. Кроме ягод и грибов уносите из леса только приятные воспоминания и восхищение его красотой.

Учитель. Молодцы, ребята, вы знаете, как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе.

        Наш поезд прибыл на следующую станцию – станция Простейшие. Этих представителей вы никогда не  увидите, потому что они очень малы. Но они не просто маленькие. Тело их состоит всего из одной клетки! Большинство их живет в воде. В пресных водоемах часто встречаются амеба, инфузория – туфелька, эвглена зеленая. Все эти существа довольно просто устроены, потому и названы простейшими. Амеба похожа на студенистый комочек; она передвигается, как бы перетекая с одного места на другое. Инфузория – туфелька действительно напоминает туфельку, за что и получила название. Она передвигается с помощью ресничек, покрывающих её тело. Эвглена зеленая плавает при помощи длинного жгутика. Всего известно не менее 40 тыс. видов простейших.

Учащиеся смотрят презентацию. (слайд №11)

Учитель. Следующая станция – Царство Бактерии

Бактерии – тоже одноклеточные организмы. Но между простейшими и бактериями есть очень важное различие. Клетка бактерии не имеет ядра. А в клетках простейших, как и в клетках всех других живых существ, ядра есть.

        Ученым известно, по меньшей мере, 2500 видов бактерий. Они встречаются повсюду: в воздухе, воде, почве, в телах других живых существ. Слово «бактерия» в переводе с греческого языка означает, «палочка». Но форма их разнообразна: они имеют вид не только палочек, но и шариков, спиралей.

        В отличие от бактерий и простейших, тела грибов, растений, животных в основном построены их множества клеток. Это многоклеточные организмы.

Учащиеся смотрят презентацию. (слайд №12)

Учитель. Наш «Биологический поезд» закончил свой маршрут и к концу подошло наше необычное путешествие.  

  1. Подведение итогов, выставление оценок.
  2. Домашнее задание.
  1.  Подготовить сообщение о представителях разных царств живой природы. (по выбору)
  2. Творческое задание. Сделать буклет о представителях царства растений школьного двора.

nsportal.ru

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого

На уроке мы рассмотрим живой мир нашей планеты, его разнообразие, общие свойства живых организмов, которые помогают отличить представителей живой природы от неживой.

Когда мы го­во­рим об от­ли­чи­ях живой и нежи­вой при­ро­ды, по­лез­но пред­ста­вить ка­мень и кошку или со­ба­ку. От­ли­чия есть, и они оче­вид­ны. Как же их опре­де­ля­ет наука?

К осо­бен­но­стям жи­во­го су­ще­ства она от­но­сит сле­ду­ю­щие при­су­щие прак­ти­че­ски всем живым ор­га­низ­мам про­цес­сы: пи­та­ние, ды­ха­ние, вы­де­ле­ние, раз­мно­же­ние, по­движ­ность, раз­дра­жи­мость, при­спо­соб­лен­ность, рост и раз­ви­тие.

Без­услов­но, ка­мень может быть по­движ­ным, если его бро­сить, может раз­мно­жить­ся, если его раз­бить, может даже вы­рас­ти, если он имеет кри­стал­ли­че­скую при­ро­ду и на­хо­дит­ся в на­сы­щен­ном со­ле­вом рас­тво­ре (рис. 1).

Рис. 1. Действия с камнем

Для этого нужно внеш­нее воз­дей­ствие, при этом ка­мень вряд ли нач­нет пи­тать­ся, раз­дра­жать­ся и взды­хать от такой неспра­вед­ли­во­сти. В осо­бен­но­стях жи­во­го и нежи­во­го на­хо­дят от­ра­же­ние свой­ства жи­во­го, ко­то­рые уже ни с чем не пе­ре­пу­та­ешь. Что же это за свой­ства?

1. В ор­га­низ­мах и их клет­ках со­дер­жат­ся те же хи­ми­че­ские эле­мен­ты, что и в телах нежи­вой при­ро­ды. Но в клет­ках живых су­ществ есть еще и ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства, ко­то­рые по­лу­чи­ли такое на­зва­ние, по­то­му что впер­вые были вы­де­ле­ны из живых су­ществ, из ор­га­низ­мов. Это белки, жиры, уг­ле­во­ды и нук­ле­и­но­вые кис­ло­ты. Эти ве­ще­ства об­ра­зу­ют упо­ря­до­чен­ные струк­ту­ры (рис. 2).

Рис. 2. Молекула ДНК

Но толь­ко на­хо­дясь в клет­ке, ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства обес­пе­чи­ва­ют про­яв­ле­ния жизни. При­чем важ­ней­шая роль в жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­мов от­во­дит­ся в первую оче­редь нук­ле­и­но­вым кис­ло­там и бел­кам. Они обес­пе­чи­ва­ют са­мо­ре­гу­ля­цию всех про­цес­сов в ор­га­низ­ме, его са­мо­вос­про­из­ве­де­ние, а зна­чит, и саму жизнь.

 За­пом­ним: белки, жиры, уг­ле­во­ды и нук­ле­и­но­вые кис­ло­ты – ос­нов­ные ком­по­нен­ты жи­во­го.

2. Ос­нов­ной струк­тур­ной и функ­ци­о­наль­ной еди­ни­цей почти всех живых ор­га­низ­мов яв­ля­ет­ся клет­ка. Почти, по­то­му что на Земле пре­крас­но чув­ству­ют себя ви­ру­сы, ко­то­рые пред­став­ля­ют собой некле­точ­ную форму жизни. В ор­га­низ­мах, в ко­то­рых много кле­ток – мно­го­кле­точ­ных, из кле­ток фор­ми­ру­ют­ся ткани, ткани об­ра­зу­ют ор­га­ны, ко­то­рые в свою оче­редь объ­еди­ня­ют­ся в си­сте­мы ор­га­нов (рис. 3).

Рис. 3. Объединение клеток в систему органов

Такая упо­ря­до­чен­ность стро­е­ния и функ­ций ор­га­низ­мов обес­пе­чи­ва­ет устой­чи­вость и нор­маль­ное про­те­ка­ние жизни.

3. Обмен ве­ществ – это со­во­куп­ность всех хи­ми­че­ских ре­ак­ций, всех пре­вра­ще­ний ве­ществ, по­сту­па­ю­щих в ор­га­низм из внеш­ней среды в про­цес­се пи­та­ния и ды­ха­ния. Бла­го­да­ря об­ме­ну ве­ществ со­хра­ня­ет­ся упо­ря­до­чен­ность про­цес­сов жиз­не­де­я­тель­но­сти и це­лост­ность са­мо­го ор­га­низ­ма, под­дер­жи­ва­ет­ся по­сто­

interneturok.ru

Урок по ФГОС “Многообразие живых организмов”. 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Урок входит в состав раздела “Многообразие организмов”. Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации “Об образовании”, Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования по биологии для 5 класса “Биология. Бактерии, грибы, растения” под редакцией В. В. Пасечника. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией профессора В.В. Пасечника “Биология. 5-6 классы”. Москва “Просвещение”, 2012 (академический школьный учебник “Линия жизни”).

Класс: 5.

Место проведения: кабинет биологии.

Дидактические цели (для учителя): создание условий для обобщения знаний каждым учащимся по теме урока.

Цель (для учащихся): обобщение знаний о многообразии живых организмов и их взаимосвязи.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных.

Обучающие задачи:

  • углубить и расширить знания об особенностях жизнедеятельности бактерий, грибов, растений, животных;
  • углубить и расширить знания о значении живых организмов в природе и для человека.

Развивающие задачи:

  • развивать умения учащихся работать с учебником, дополнительной литературой, с различными ЭОР;
  • учиться находить главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитывающие задачи:

  • формировать интерес к предмету;
  • осуществлять эстетическое воспитание учащихся;
  • формировать культуру общения при работе в группе;
  • формировать умение давать самооценку своей деятельности, позитивно относиться к успехам и неудачам товарищей.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей биологических знаний как компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели, задачи, умение вести самостоятельный поиск необходимой учебной информации, умение взаимодействовать с товарищами, высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладевать практическими навыками, уметь применять полученные знания на практике.

Предметные: знать особенности строения, жизнедеятельности представителей царств живой природы, уметь вести описание биологических объектов, решать биологические задачи, делать выводы и обобщения изученного, проводить наблюдения и ставить опыты над живыми организмами, находить черты отличия и сходства.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения живой природы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Познавательные: извлекать информацию о царствах живой природы, делать отбор и анализ информации, обобщать и систематизировать полученную ранее информацию.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в группах, парах.

Техническое оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, ЭОР.

Ход урока

Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы заканчиваем изучение многообразия живых организмов.

Презентация.

Слайд 2. Урок – проект приведёт нас к достиженеию поставленной цели: доказать, что всё многообразие живой природы взаимосвязано между собой.

Слайд 3.

Поделиться по 4 человека в группу (можно выполнять работу в парах).

Проделать работу так, чтобы потом можно было её защитить.

На выполнение 20 минут.

На защиту по 2 минуты.

Слайд 4.

По слайдам презентации ответить на вопросы и загадки.

Создать синквейн.

Актуализация знаний. Задание: по ходу презентации, выписывайте ключевые слова. НО, ВНИМАНИЕ! Вы не должны исправлять написанное, на обсуждение и запись даётся 1 минута.

Слайд 5. Пять царств, в которых организмов много, мы называем матушкой-…

Ответ детей: природой.

Слайд 6. Загадка:

Предметы природы, которые дышат,
Растут, размножаются, бегают, слышат,
Могут ходить и вертеть головой, —
Это предметы природы…

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: живой.

Обобщение знаний. Все живые организмы в природе связаны через пищевые цепочки.

Слайд 7. Вопрос: Кто первым и откуда берёт энергию для пищевых цепочек?

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: растения от солнца.

Слайд 8. Давайте проверим, кто даёт первичную энергию.

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: солнце.

Слайд 9. Давайте теперь проверим кто первым стоит в цепочке питания.

Вырос мягкий стебелек,
Он и ростом невысок,
Достает до ног едва,
Называется…

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: трава (вариант “растение” то же правильный).

Слайд 10. Ответьте на вопрос: а мы с вами можем сами создавать органические вещества как растение? Ответ детей: нет. Подумайте и угадайте, какое растение для нас является очень важным!

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: пшеница (возможен вариант рожь).

Слайд 11. Угадайте, кто стоит в цепочке питания на 2 и на 3 месте?

Белый по белому
Написал белым.
Рыжая пойдет,
Белого найдет.

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: заяц – 2, лиса – 3 место.

Вопрос учителя: кто из животных травоядный, кто плотоядный. Ответ детей: заяц – травоядный, лиса – плотоядное животное.

Итак, мы выяснили, что в цепочке питания растение стоит на первом месте, так как оно связывает энергию Солнца в энергию органических веществ.

Слайд 12. Но растения для животных являются не только источником питания, но и для многих животных это дом.

Высоченный великан
Будто угодил в капкан,
Никуда он не идет,
На одной ноге растет.
Как огромными руками,
По ветру шуршит ветвями.

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: дерево (возможен вариант “дуб”).

Слайд 13. Если мы говорим о взаимоотношениях царства Растений и царства Грибов, то деревья и грибы создают микоризу – взаимовыгодное сожительство.

Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый…

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: боровик.

Слайд 14. Грибы также участники пищевой цепочки: Они разрушают отмершее органическое вещество.

Слайд 15. Итак, кроме трав и деревьев, есть ещё одна жизненная форма растений.

Он деревьев младший брат,
Только ростом маловат,
А еще стволов полно
У молодчика того.

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: кустарник.

Слайд 16. Растения являются пищей, жильём для животных, но и роль животных для растений то же велика. Без этих животных не могут опылиться многие растения.

Полетала над цветами,
Полетала над полями.
Весело жужжала.
Набрала нектара.
И добычу понесла
Прямо в дом к себе…

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: пчела.

Мы должны беречь этих маленьких тружениц.

Слайд 17. Обобщаем знания. Если не будет солнца, то…

Работа индивидуальная. Даются 2 минуты. Ответ детей: солнце – первоначальный источник энергии, растения связывают солнечную энергию в энергию органического вещества.

Слайд 18. Обобщаем знания. Если не будет растений, то…

Работа индивидуальная. Даются 2 минуты. Ответ детей: не будет первоначального звена, готовых органических веществ для животных.

Слайд 19. Обобщаем знания. Если не будет бактерий, червей, грибов, то…

Работа индивидуальная. Даются 2 минуты. Ответ детей: не будет разложения органических веществ до минеральных.

Слайд 20. Правда ли, что всё взаимосвязано? Ответ детей: да.

Вправе ли человек поступать с Землёй так, как изображено на рисунке?

Ответ детей: нет.

Слайд 21. Итак, мы приступаем к созданию синкве?йна (от фр. cinquains, англ. cinquain) – пятистрочной стихотворной формы.

  1. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  3. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  5. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Работа индивидуальная. Даётся 5 минут. Первое слово “Жизнь”.

Заключительный этап урока: малые группы зачитывают лучший синквейн. Обсуждение. Сдаются листочки, на которых дети писали ответы на вопросы и загадки, а также индивидуально созданный синквейн. Учитель выставляет отметку.

Спасибо за внимание!

Литература.

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014.

2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014г.

3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г.

12.08.2016

urok.1sept.ru

Урок 5 класс Многообразие живых организмов

Урок-обобщения знаний по теме “Многообразие живых организмов”

Автор: Постоялко С.Г.
Предмет: биология
Класс: 5
Тип урока: урок-обобщение.
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Многообразие живых организмов».
Задачи:
Образовательные: научить применять полученные знания в повседневной жизни; обобщить и систематизировать знания о многообразии живых организмов; определить уровень усвоения темы; откорректировать знания по теме, обратив внимание на ошибки.
Развивающие: развитие логического мышления; продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками; развивать практические навыки и умение делать выводы; научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
Воспитательные: развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда; развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности, создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности учеников, при высокой познавательной активности учащихся показать значимость биологических знаний; развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся; формирование информационной культуры; создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач; формирование коммуникативной компетентности и толерантности; создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
– знать особенности живых организмов разных Царств;
– знать представителей живых организмов разных Царств;
– применять полученные знания на уроке, в жизни;
Метапредметные:
– регулятивные:
– самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
– коммуникативные:
– слушать товарища и обосновывать свое мнение;
– выражать свои мысли и идеи;
– познавательные:
– находить отличия;
– объяснять значения новых слов;
– сравнивать и выделять признаки.
Личностные:
– осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения находить отличия, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
2. Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения семени.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Формы работы: в группе и индивидуальная
Методы:

infourok.ru

Урок биологии “Разнообразие живого” 5 класс

Урок 10 “Многообразие живых организмов”

Цели урока:

  1. Ознакомление учащихся с царствами живых организмов.

  2. Дать представления о разнообразии живых организмов.

  3. расширить знания школьников по предмету;

  4. развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;

  5. воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Вводная часть.

Организационный момент. (Проверяю готовность детей к уроку)

II. Проверка Д/З.

Дети отвечают на вопросы

  1. Что изучает наука биология?

  2. Что такое природа?

  3. Назовите признаки живых организмов.

  4. Когда началось развитие жизни на Земле? Примерно 3,5 миллиарда лет назад.

  5. А где зародилась жизнь сначала? В воде, а потом на суще.

  6. Что является единицей строения живых организмов? Клетка.

Дети отвечают на вопросы, взаимно исправляя и дополняя друг друга.

– А как вы думаете живые организмы которые живут на нашей планете все одинаковы? ( Нет, есть различия)

– А кто мне может назвать тему нашего урока? ( Разнообразие живого) слайд 1

– Откройте учебник на стр. 57 и запишите тему урока.

Нас окружает огромный мир живых организмов. Ученые делят их на несколько царств – больших групп. Слайд 2

1.Вирусы

2.Бактерии

3.Простейшие

4. Грибы.

5. Растения.

6. Животные.

Первое царство, с которым мы знакомимся – это царство Вирусов. Слайд 3

Вирусы – это паразиты, они могут жить и размножаться только в живых клетках. Вирусы существуют в форме кристаллов (у них нет собственного обмена веществ, размножения и других свойств живого). И вот несколько картинок какие бывают вирусы.

Второе царство – это Бактерии Слайд 4

На земле существует около 2500 видов этих организмов. Они видны нам только при сильном увеличении. Мир бактерий крайне многообразен, так как они отличаются по форме, по размерам, а главное по той роли, которую они играют в природе. А роль этих микроскопических организмов очень и очень велика. Ученые называют их” санитарами нашей планеты”, ведь благодаря им разрушаются и исчезают с лица Земли умершие организмы. Бактерии по форме бывают: шаровидные (кокки) , палочковидные (бациллы) , изогнутые (вибрионы) , спиральные (спириллы) , в виде цепочки (стрептококки) , в виде гроздей (стафилококки). Рассмотрите на слайде фотографии и рисунки, на которых они изображены.

Следующие царство – Грибы. Слайд 5

Конечно, каждый знает: белый, подберезовик, лисичка, мухомор, бледная поганка… Но не всем известно, что к царству грибов относятся и живущие на деревьях трутовики,  дрожжи, которые используют когда пекут вкусные пироги, а также плесневые грибы. Всего ученые насчитывают около  100 000 видов грибов. Среди грибов есть одноклеточные формы и многоклеточные. ( – Как вы понимаете одноклеточные и многоклеточные?) ( Схема на доске)

Грибы

Одноклеточные Многоклеточные

(пеницил, мукор, дрожжи) ( масленок, подберезовик, мухомор)

Грибы тоже играют свою важную роль в природе. И мне хочется повторять вновь и вновь, что лишних организмов в природе – НЕТ!!!

Вашему вниманию представляется одно из самых красивейших царств природы – это царство Растений. Слайд 6

Оно включает в себя 350 000 видов. Я предлагаю вам посмотреть, сравнить и подумать, чем отличаются растения, которые вы видите на слайдах.

Отвечают дети.

Представители царства растений отличаются от других многоклеточных организмов тем, что образуют на свету из углекислого газа и воды питательные вещества (грибы и животные поглощают только готовую пищу). Растения делят на несколько крупных групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Всего в царстве растений около 350 тыс. видов. Так же все растения делятся на деревья ( свои три примера), кустарники ( свои три примера) и травы. ( Схема на доске )

Растения

Деревья Кустарники Травы

Лиственные Хвойные

Слайд 7 Есть среди них и большие и маленькие. Самым маленьким растением среди цветковых считается плавающая ряска из водоемов Австралии – её длина 0,6 мм и ширина 0,33 мм. Самым высоким хвойным растением является секвойя. высота отдельных деревьев достигает 80-100 м. А еще есть растения хищники ( Просмотр ролика растения хищники).

Предлагаю поработать самостоятельно и составить подобную схему из слов : хвойные, ландыш, растения, ель, земляника, сосна, цветковые. 2 мин.( слова на доске)

И последнее царство – Царство Животных составляет 1 миллион 500 тысяч видов.

Это самое разнообразное царство, ведь оно так многочисленно. Его представители распространились по всему земному шару.

Каких животных вы знаете? ( четыре примера ) А чем они питаются? На какие две группы можно разделить животных? Слайд 9

Так же различают беспозвоночных и позвоночных животных. У первых, как и показывает название, нет позвоночника, а у вторых он есть. К беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и некоторые другие группы животных. Позвоночные — это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Вот и закончилось наше знакомство с разнообразием живых организмов.

Слайд 10 Но как же разобраться во всем этом разнообразии организмов? И ученый Карл Линей решил распределить систематизировать весь животный мир. ( Записать что такое систематика) задание выполняют 3 минуты.

Рефлексия а теперь давайте подведем итог.

– Кому на уроке было все понятно и интересно встаньте пожалуйста.

– У кого возникли вопросы или что то было не понятно поднимите руки вверх.

III. Домашнее задание: стр. 57-59, вопрос 8. Приготовить сообщение, мини-сочинение о вашем любимом животном. Слайд 11

IV. Заключительная часть урока.

Подошёл к концу наш урок. И в заключении мне хочется сказать, что многообразный мир природы очень хрупок и требует к себе бережного и внимательного отношения людей всех стран.

До свидания! Урок окончен. Спасибо за внимание!

infourok.ru

План-конспект урока по биологии (5 класс) на тему: МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ТЕМЕ «МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ» В 5 КЛАССЕ

Цель урока: познакомить учащихся с основными царствами живых организмов, выявить общие признаки организмов каждого царства.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить знания школьников по предмету;
  • Дать представление о разных царствах, об общих признаках царств, классификации;
  • Закрепить знания об общих признаках всех живых организмов.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные способности, умение слушать, отвечать на вопросы, быстро воспринимать полученную информацию
  • Развивать интерес к биологическим знаниям;
  • Формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач.

Воспитательные задачи:

  • Развивать у учащихся внимание и наблюдательность; любознательность и интерес к предмету;
  • Формировать понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения растений, бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: словесные, наглядные и практические.

Общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.

 Методы обучения: индивидуальный, групповой, частично-поисковый, репродуктивный.

  Оборудование: схема «Царства живой природы», раздаточный материал к уроку, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Определение темы урока, ее актуализация (чтение учителем загадок)

 Загадки: Отгадки:

Хитрый след плести стараясь, По сугробам прыгал. . .        (заяц)

 Хвостом виляет, Зубаста, а не лает        (щука)

 Учит верности людей   Пара белых . . .        (лебедей)

 Бежит по ладошке быстро и ловко, В точечках черных. . .        (божья коровка)        

 Домашние ласкаются, А дикие кусаются Они повсюду и везде:   На суше, в небе и в воде, Лесные есть, болотные, Зовем мы их . . .        (животные)

III. Изучение нового материала.

 На поверхности нашей планеты практически нет мест, где не встречалась бы жизнь. Жизнь можно встретить в самой глубокой морской впадине и в атмосфере. На высоте в несколько километров.

 Это пространство, оболочку Земли, где можно встретить жизнь во всех её разных формах, называют биосфера (от греческих слов «биос» – жизнь и «сфера» – шар).

 В неё входят нижний слой атмосферы, воды, почвы со всеми населяющими их живыми существами. В этой системе, которая существует благодаря энергии солнечного излучения, всё взаимосвязано.

 Биосфера наш общий «дом», а все живые организмы – её обитатели.

 Живые организмы, имеющие общие признаки и близкие по строению виды объединяются в более крупные группы. Те в свою очередь, в  ещё  более крупные. Самые большие группы, в которые  объединяется весь живой мир, называют царствами.

 В настоящее время многие учёные считают, что весь мир живых организмов можно разделить на 4 царства:

                                                   Царства живой природы

                                  бактерии       грибы       растения       животные  

  Мы рассмотрим, какие общие признаки характерны для каждого царства.

  1. Характеристика царства Бактерии.  Особенности строения, образ жизни, примеры представителей царства.  

Практическая работа:

Тема: Изучение внешнего строения бактерий

Цель: знакомство с внешним видом бактерий и закрепление умения работать с микроскопом

Оборудование: микроскоп, инструментарий, культура бактерий

Ход работы: 

1.Приготовьте микропрепарат  бактерий.

2.Рассмотрите его увеличении. Отметьте форму и окраску бактерий. Зарисуйте и подпишите увиденное.

3. Подумайте, в чем значение бактерий в природе и жизни человека? (Учащиеся высказывают свои предположения)

2.      Характеристика царства Грибов.      На экране высвечивается классификация грибов

Учитель предлагает ответить на вопрос :   Какую роль играют грибы в лесу?   (Учащиеся высказывают свои предположения)

Давайте проверим, сможете ли вы   узнать   представителей царства Грибы  разместить их по «своим» группам

Задание  1.:   на Слайде появляются  загадки, пословицы стихи о Грибах, после того, как учащиеся дадут правильный ответ появляется   картинка с изображением)

Задание № 2: Дан перечень организмов. Распределить их по царствам живой природы Бактерии и Грибы ( СЛАЙД )

Задание № 3:  Выберите лишнее.   ( СЛАЙД )

Учитель:  Обменяйтесь своими работами с соседом,  и мы проверим насколько правильно вы выполнили работу (дети обмениваются своими работами, на экране – слайд   осуществляется взаимоконтроль)

Физкультминутка:

(изобразить жестами, движениями слова)

 В царство леса мы попали, оглядели все вокруг, походили, поиграли, много там грибов набрали. На пенечке посидели, друг на друга поглядели, видим, стая птиц летит, муравей домой спешит. По тропиночке лесной, дружно мы пошли домой.

 3.      Характеристика царства Растений. Классификация царства Растений с приведением примеров.              

                                        РАСТЕНИЯ

                     Низшие                                                                        Высшие          

     Водоросли       мхи  папоротники                       голосеменные  покрытосеменные  

Работаем с текстом учебника и таблицами, затем играем в игру «Ромашка». Вопросы лепестков (работа по одному.):

  1. Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: “Ура! Я растение!”. Так ли это?
  2. – В реке растёт кубышка жёлтая. К какому отделу растений относится? Почему?
  3. – Какое растение, растёт на стволах деревьев в лесу с северной стороны? Почему так решили?
  4. – Хвощ полевой растёт на кислых почвах, которые требуют известкования, для увеличения урожая на них. Найдите его на рисунках. Объясните своё решение.  
  5. – Что произойдёт, если на Земле исчезнут все растения?

 4.      Характеристика Царства Животные. Перечислить особенности царства. Деление их позвоночных и беспозвоночных.   Привести примеры.                                                                                                 Животные

Беспозвоночные:                                                              Позвоночные

-Кишечнополостные                                                              –  Рыбы

– Черви                                                                                   – Земноводные

– Моллюски                                                                           – Пресмыкающиеся

– Иглокожие                                                                           – Птицы

– Членистоногие                                                                       – Млекопитающие

проверка знаний в игровой форме.

Д. Превратите хищника в жертву (изменяйте в последующем слове только  по одной букве).

К        О        Ш        К        А        

                                                                                  мелкое двукрылое     насекомое

М        Ы        Ш        К        А

Ответ: кошка – мошка – мышка.

Е. Превратите моржа в домашнее животное:

М        О        Р        Ж

                                                            Прохладительный напиток

М        О        П        С

Ответ: морж – морс – мопс.

Ж. Превратите аиста в лису:

А        И        С        Т

                                                           Орган растения

Л        И        С        А

Ответ: аист – лист – лиса.

 З. Превратите домашнее животное в рыбу:

К        О        Т        

                                                    составная часть снеговика

С        О        М

Ответ: кот – ком – сом.

И. Превратите нору в домашнее животное:

Н        О        Р        А

                                                Внешняя часть дерева  

К        О        З        А

Ответ: нора – кора – коза.

  V. Закрепление изученного материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с представителями всех царств  живых организмов,   и выяснили, что все они характеризуются общими чертами.

Биологический диктант.

1.Одноклеточные организмы, не имеющие ядра? (Бактерии).

2.Организмы, в клетках которых есть хлоропласты?( Растения).

3.Мукор – представитель царства …(грибов).

4.Инфузория – туфелька относится к царству…(животные).

5.Дождевой червь относится к группе…(беспозвоночных животных).

6.Змея и ящерица относятся к группе…(позвоночных животных).

7.Амеба имеет форму тела …(непостоянную).

8.Малярийный плазмодий относится к царству…(животные).

9.Морская лилия относится к царству…(животные).

Проверка биологического диктанта.

V. Рефлексия.   В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

На уроке я работал

активно / пассивно        

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Материал урока мне был

понятен / не понятен

VI.       Подведение итогов, выставление оценок.

VII.     Домашнее задание.              Подготовить сообщение о представителях разных царств живой природы. (по выбору)

Первое царство, с которым мы знакомимся – это царство Бактерии.

На земле существует около 2500 видов этих организмов. Они видны нам только при сильном увеличении. Мир бактерий крайне многообразен, так как они отличаются по форме, по размерам, а главное по той роли, которую они играют в природе. А роль этих микроскопических организмов очень и очень велика. Ученые называют их” санитарами нашей планеты”, ведь благодаря им разрушаются и исчезают с лица Земли умершие организмы. Велика роль бактерий в передаче опасных заболеваний человека и животных. Рассмотрите на слайде фотографии и рисунки, на которых они изображены.

Следующее царство – царство Простейшие.

Бактерии и простейшие – одноклеточные организмы. Клетка бактерии не имеет ядра, а в клетках всех других организмов ядра есть.

Эти организмы чаще всего встречаются в водной среде. Они тоже очень малы, но как мы видим из нашего слайда они тоже отличаются своим многообразием, да и на Земле их встречается 40000 видов.

Грибы, конечно, каждый знает: белый, подберезовик, лисичка, мухомор, бледная поганка… Но не всем известно, что к царству грибов относятся и живущие на деревьях трутовики,  дрожжи, которые используют когда пекут вкусные пироги, а также плесневые грибы. Всего ученые насчитывают около  100 000 видов грибов.

Вы видите, что среди грибов также есть микроскопические формы. Грибы тоже играют свою важную роль в природе. И мне хочется повторять вновь и вновь, что лишних организмов в природе – НЕТ!!!

Вашему вниманию представляется одно из самых красивейших царств природы – это царство Растений. Оно включает в себя 350000 видов.

Я предлагаю вам посмотреть, сравнить и подумать, чем отличаются растения, которые вы видите на слайдах.

Представители царства растений отличаются от других многоклеточных организмов тем, что образуют на свету из углекислого газа и воды питательные вещества (грибы и животные поглощают только готовую пищу). Растения делят на несколько крупных групп: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Всего в царстве растений около 350 тыс. видов. Есть среди них и большие и маленькие. Самым маленьким растением среди цветковых считается плавающая ряска из водоемов Австралии – её длина 0,6 мм и ширина 0,33 мм. Самым высоким хвойным растением является секвойя. высота отдельных деревьев достигает 80-100 м. Подвожу итоги: растения подразделяются на несколько групп, отличаются своими размерами и формами, в зависимости от их видовой принадлежности и условий произрастания.

Царство Животных составляет 1 миллион 500 тысяч видов.

Это самое разнообразное царство, ведь оно так многочисленно. Его представители распространились по всему земному шару.

Каких животных вы знаете? А чем они питаются?

Различают беспозвоночных и позвоночных животных. У первых, как и показывает название, нет позвоночника, а у вторых он есть. К беспозвоночным относятся черви, моллюски, иглокожие, членистоногие и некоторые другие группы животных. Позвоночные — это рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Бактериальный мазок полости рта человека:

n  Снять налёт с зубов, поместить в каплю воды и растереть на предметном стекле.

n  Зафиксировать мазок. Для этого провести препарат над пламенем горелки.

n  Нанести каплю красителя генциан-виолет.

n  Смыть краситель водой и рассмотреть препарат под микроскопом.

Выполните практическую работу  «Рассматривание бактериальной клетки под микроскопом»

Цель: рассмотреть бактерии масляно-кислого брожения под микроскопом, определить их форму.

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат. Для этого нанесите каплю с культурой бактерий на предметное стекло. Добавьте стеклянной палочкой раствор Люголя. Это позволяет окрасить клетки бактерий в синий цвет. Накройте сверху покровным стеклом.

2. Поместите готовый микропрепарат на предметный столик микроскопа.

3. Включите микроскоп. Рассмотрите микропрепарат сначала при малом увеличении, а затем при большом.

4. Выключите микроскоп.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *