Классный час нравственное воспитание 7 класс – Методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме: Классный час «Поговорим о нравственных ценностях». 7 класс.

Классный час для учащихся 7 класса на тему духовно- нравственного воспитания. «Здравствуй, человек!»

Классный час для учащихся 7 класса на тему духовно- нравственного воспитания.

«Здравствуй, человек!»

Классный руководитель: Цомартова Лидия Мухтаровна

Цели: а) способствовать становлению, развитию, воспитанию нравственных качеств учащихся;

Б) помогать учащимся учиться жить среди людей;

В) способствовать формированию у учащихся новых жизненных ценностей.

Г) развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Д) способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование: презентация, стихи, афоризмы, задания для групповой и индивидуальной работы.

Подготовка: класс делится на три группы. Каждая из них получает задание: 1) подобрать афоризмы о человеческих качествах (оформление класса) ; 2) приготовить презентацию «Что делает человека счастливым?»; 3)выучить стихи к классному часу.

Ход занятия:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий.

1.Мотивационный блок.

Учитель:Наш разговор сегодня называется «Здравствуй , человек!» Как вы думаете, трудно ли быть человеком?Подтвердите вашу мысль примером из жизни. Попробуйте произнести высказывание писателя М.Горького: «Человек- это звучит гордо!» так, как предлагает нам автор. А теперь попробуйте произнести с вопросительной интонацией: «Человек- это звучит гордо?» Что изменилось? К какой мысли вы склоняетесь больше? Мамардашвили сказал: «Человек- это ежедневное усилие быть человеком».Вот и о каких-то мирах говорил Заболоцкий( зачитать эпиграф).

2.Работа с понятием.

Ученик:Заглянем в «Толковый словарь» Ожегова. В первом значении слова:« Человек- живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.»

Учитель:Что же отличает человека от других живых существ? Что бы вы ещё добавили?

А теперь давайте сами растолкуем слово ЧЕЛОВЕК ( детям предлагаются карточки с названиями качеств характера. Их задача- наполнить поле «Человек»).

Ч– честность, чуткость, честолюбие.

Е– единовластный, единодушие, единоличник.

Л– Легкомысленный, лжец, любознательный.

О– обманчивый, образованный, ответственный.

В– вероломный, внимательный, воспитанный.

Е

К– каверзный, капризный, коллективный, контактный.

Почему вы выбрали не все качества?О каких качествах могут рассказать афоризмы- крылатые выражения? ( выступление группы,оформлявшей кабинет)

3.Ученики предложили высказывания:

1.Уважен хочешь быть- умей других уважать.(пословица)

2.Человек богат только отношением других к себе, никаких других богатств в мире нет настоящих.(А.Ахматова)

3.Не закидывай головы: спотыкнёшься.(пословица)

4.На полатях лежать- ломтя не видать.(пословица)

5.Пустая бочка пуще гремит.(пословица)

Учитель:А кто нас делает человеком? Нарисуйте словесный портрет( можно проиллюстрировать) человека привычки и человека воли. В чём будет заключаться их различие?

Ученик: Привычки ( Татьяна Валяева)

Не шутка, скажу вам, – плохая привычка,

Ты крикнешь, к примеру, один раз, другой,

И вот на двадцатый тебе: “Истеричка!

Совсем невозможны беседы с тобой!”

А ты негодуешь: “Я ж тихая, вроде…”

Но только сказала – и снова на крик;

Привычка – не то, что приходит, уходит

Легко, словно ветер поднялся и стих.

Движе

infourok.ru

Классный час (7 класс) на тему: Нравственное воспитание в семье

Родительское собрание «Нравственное воспитание в семье»

«Привязанность к семье и дому создается не нарочно,

не лекциями и наставлениями,

а прежде всего той атмосферой,которая царит в семье»

Д. С. Лихачев.

Цель: обсудить с родителями основные правила и законы нравственного воспитания ребенка в семье.

Структура собрания:

I. Вступительное слово учителя о Д.С.Лихачеве.

II. Нравственное воспитание в семье.

III. Работа с ситуациями.

IV. Семейный плакат

V. Работа с памяткой «Дети учатся жить»

VI. Подведение итогов.

Готовясь к собранию, классный руководитель предлагает детям нарисовать плакат «Семья глазами детей», готовит раздаточный материал «10 семейных заповедей», «Законы нравственного воспитания в семье» и памятку «Дети учатся жить…»

I. Вступление.

Тема сегодняшнего собрания неразрывно связана с нравственным воспитанием в семье.

Итак, нравственный человек, кто это?

Наше общество нуждается в ярком нравственном примере – примере ответственного отношения к своему делу, своей жизни, судьбам Родины.

Важную роль в определении личностью ценностных ориентиров может сыграть «прикосновение к иной судьбе», т.е. рассказ о людях, достойно прошедших свой жизненный путь, размышления авторов, вызывающих доверие, о смысле жизни, о добре и зле, об отношениях между людьми. Одним из таких людей являлся Д.С.Лихачев.

Указом президента Р.Ф. В.В. Путина «О праздновании 100-летия со Дня рождения академика Д.С. Лихачева» 2006 год объявлен Годом гуманитарных наук, культуры и образования – Годом академика Д.С. Лихачева.

Жизнь Лихачева – это история России. Личность Д.С.Лихачева сегодня стала не только научным, но и моральным примером человека и гражданина.

Эрудиция Д.С.Лихачева, его педагогический талант и опыт, умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в тоже время, образно, ярко, делает его работы не просто книгами, но значительными явлениями всей нашей культурной жизни.

Труды академика Д.С. Лихачева по русскому летописанию и по проблемам истории и теории русской литературы и культуры стали всемирно признанной классической филологической науки. Он автор более 500 научных работ и 600 публикаций по самому широкому кругу проблем: патриотическое и эстетическое воспитание молодежи, изучение литературы, охрана памятников культуры, музейного дела и т.д. Он писал о Родине, Величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном воспитании подрастающего поколения.

Духовно-нравственное воспитание молодого поколения на идеях академика Д.С.Лихачева, сейчас, как никогда актуально.

Нравственным проблемам посвящены его книги: «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном», «Я вспоминаю».

Им сформулированы 9 заповедей, которые заслуживают того, чтобы их напомнить:

1. Не прибегать к убийству.

2. Не начинать войну.

3. Не считать свой народ врагом других народов.

4. Не красть.

5. Не присваивать себе плодов труда своего ближнего.

6. Стремиться лишь к правде в науке и не использовать ее во вред кому бы то ни было или в целях собственного обогащения.

7. Уважать идеи и чувства других людей.

8. Уважать своих родителей и предков.

9. Сохранять и уважать их культурное наследие.

Глубина и значение этих мыслей находят практическое подтверждение в современных условиях.

II. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.

Проблема нравственного воспитания и сегодня остаётся очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл.

Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья – ребёнок – общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Сущность нравственного воспитания

Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания.

Что же представляет собой нравственное воспитание?

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в

семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании

основную, долговременную и важнейшую роль.

Итак, семья – ребёнок – нравственность – вот цепочка, интересующая нас.

Чувства – движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.

Чувства – источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.

Чувства – источник силы. Любовь к человеку, например, может вести к самоотверженному труду, к мужеству, героизму, бесстрашию.

Чувства – действенные помощники воспитания. Запрет, менторство, морализаторство далеко не так доходчивы, как сердечность, искренность и ласка. Холодная строгость в воспитании вызывает у ребёнка отчуждение, которое может перерасти в притворство, лицемерие и обман».

«Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания – понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации -такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Нравственные потребности начинаются

1. с отзывчивости, которую мы понимаем, как способность человека понять

затруднительное положение или состояние другого. Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость – это целый спектр чувств — сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

2. Другой важнейший элемент нравственных потребностей – нравственная

установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а

приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с

того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок

всегда будет стремиться к добру.

3. Еще одним важным структурным элементом нравственных потребностей

является способность к деятельной доброте и непримиримость ко всем

проявлениям зла.

Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

III. СИТУАЦИЯ: Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.

Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

СИТУАЦИЯ: Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

СИТУАЦИЯ: Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?

ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.

СИТУАЦИЯ: Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?

ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.

СИТУАЦИЯ: В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?

ЗАКОН: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.

ВЫВОД: Если эти законы в семье пополняются, значит, ребёнок состоится как личность.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

1) Родители должны осознавать важность этой задачи.

2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование

продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего

ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с

анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Учитывая всё вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего – Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь привел.

Добро увидеть в действии –

Вот лучшая из Школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога — объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

nsportal.ru

Классный час «Поговорим о доброте» (нравственное воспитание)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование этических норм поведения в обществе и при общении друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

  • Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках; показывать их ценность.
  • Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • Формировать умение совместно работать в группе;
  • Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор;
  • Экран;
  • Карточки с пословицами о доброте;
  • Фонограммы песен “ “Ноктюрн” Ф. Шопена, “Твори добро” в исполнении Шуры.
  • Бумажные цветы.

Ход классного часа

1. Организационный момент (слайд 1)

Учитель. Сегодня наше занятие мы посвятим очень важному, нужному качеству, без которого человек не может называться человеком. А какому качеству вы узнаете, когда составите слово.

Учитель. На уроках рисования вы узнали, что цвета бывают теплые и холодные. Посмотрите на доску и выберите только те буквы, которые написаны в теплых тонах, и составьте из них слово.

Д О М Б Л Р К О С Т А (слайд 2)

Доброта (слайд 3)

2. Вводная беседа

Учитель: Наше занятие мы посвятим доброте и добрым делам и поступкам.

– Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение. Обратите внимание, как будет меняться интонация этого музыкального произведения.

Звучит “Ноктюрн” Ф.Шопена (слайд 4 )

Учитель. Ребята, вы обратили внимание, как менялась интонация музыкального произведения.

Вначале она была спокойная, затем все больше и больше набирала силу. Такова и жизнь человека. Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги. В процессе жизни этот лист заполняется качествами, которые необходимы ему для жизни.

Посмотрите на доску. Вы видите чистый лист бумаги. Сегодня мы попытаемся его заполнить теми качествами, которыми должен обладать добрый человек.

Учитель: – Что же обозначает слово доброта?

– Какого же человека можно назвать добрым? (ответы детей)

Учитель: Верно, добрый человек – …….

– это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти помощь,

– вежлив и уважителен в общении с товарищами и взрослыми,

– любит природу и бережёт её.

– Давайте сравним ваши высказывания с определением, которое можно прочесть в толковом словаре.

Доброта – (слайд 5)

– отзывчивость,

– душевное расположение к людям,

– стремление делать добро другим.

Учитель: Знаете ли вы, что слово “добро” – это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок.

Вспомните некоторые из них:

3. Работа в парах (слайд 6)

Вам даны карточки, в них 2 столбика. Вы к началу пословицы должны подобрать продолжение, соединить стрелками.

  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Не одежда красит человека, а его добрые дела.
  • Не хвались серебром, а хвались добром.
  • Доброе слово лечит, злое калечит.

Учитель: – Теперь проверим (дети читают пословицы)

4. Поиграем в игру “Сказочный герой – добрый или злой?” (слайд 7-8)

Учитель: Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в сказках.

– Ребята, вы любите сказки? Значит, вы знаете, что в сказках встречаются злые герои и добрые.

– Сейчас мы поиграем в игру “Добрый или злой”

Игра. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.

Золушка
Красная шапочка Дюймовочка
Карабас-Барабас Баба-яга
Мальвина Иван-царевич

5. Беседа о вежливых словах.

Учитель: Первый шаг к доброте – это доброе слово. Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова ещё называют “волшебные”.

– Какие добрые слова вы знаете? (Ответы детей)

Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача – досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Игра “Доскажи словечко” (слайд 9)

Придумано кем-то просто и мудро –
При встрече здороваться … (“Доброе утро!”)

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: … (“Добрый день!”)

Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: … (“Здравствуйте!”)

Растает ледяная глыба
От слова доброго … (“Спасибо!”)

Когда бранят за шалости,
Мы говорим: … (“Прости, пожалуйста!”)

И во Франции, и в Дании говорят, прощаясь: … (“До свидания!”)

Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

Сценка “Случай в автобусе”

Учитель: – Как часто в жизни мы употребляем добрые (волшебные слова). Давайте с вами разыграем ситуацию, которую часто можно увидеть в жизни.

Мне понадобятся актеры (водитель автобуса, Витя, пожилая женщина, мужчина, пассажир автобуса)

– Актеры не забудьте, что вы должны смотреть на зрителей.

“Однажды Витя поехал к бабушке в гости. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу.

На останове вошла пожилая женщина. Витя встал и сказал ей: “Садитесь …(пожалуйста)

Женщина тоже была вежлива, она поблагодарила Витю и сказала ему: …(спасибо).

Вдруг автобус неожиданно остановился. Витя на удержался и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказать Вите, что надо за что-то держаться, но Витя быстро сказал ему … (извините).

Мужчина улыбнулся и тихо произнес: “Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?”

– Представьтесь актеры. Давайте поблагодарим актеров за хорошую игру.

6. Выставка рисунков (слайд 10)

Учитель. Обычно, раскрывая понятие, мы берем предметную картинку и говорим, например: “Это книга”.

– А можно ли изобразить доброту? (ответы детей)

Учитель. Но все-таки ваши сверстники попробовали на уроках рисования изобразить людей, которые совершают добрые поступки.

Учитель. – Посмотрите внимательно на эти рисунки.

 – Какие добрые поступки совершают дети? (ответы детей)

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе? (Ответы детей)

Какое чувство вы испытали делая доброе дело? (делать добро очень приятно и радостно).

7. Ларец добродетелей (слайд 11)

А теперь заглянем в ларец добродетелей. Как вы думаете, что там?

Чтобы узнать что там, нужно произнести заветные слова и хлопнуть в ладоши:

“Если я хочу стать добрее, мне нужно научиться…”

  • помогать там, где нужна моя помощь
  • понимать другого
  • заботиться о близких
  • выручать друзей в беде
  • не ссориться

8. Итог классного часа

Игра “Волшебный цветок добра”

Учитель. Давайте вернемся к нашему пока еще чистому листу бумаги. Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

У каждого из вас лежит цветок. Напишите на его лепестках те качества, которыми должен обладать добрый человек.

Учитель: – Вот то, чему мы посвятили сегодняшнее занятие.

Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества. Мы должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не только здесь, но и в душе каждого человека. Заботьтесь о своем сад, наполняйте его добрыми словами и делами.

Я хочу закончить наше занятие призывом из песни “Твори добро” (СЛАЙД 12)

Звучит фонограмма песни

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО! (СЛАЙД 13)

Приложение.

urok.1sept.ru

Классный час (7 класс) на тему: Разработка классного часа по нравственно-духовному воспитанию

Классный час: Моя семья.

Цели:

Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

Задачи:

Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

Ход классного часа:

Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Один из сыновей Ноя Хам посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным – так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других.

В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям. Главное правило – это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». В ветхозаветные времена страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей.

Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа:

Любовь да совет – так и нуждочки нет.

На что и клад, коли в семье лад.

Советно жить – время коротать.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Русский человек без родни не живет.

Где мир да лад, там и Божья благодать.

Советы и наставления родителей – драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети. Но далеко не все почитают своих родителей, некоторые не слушают родителей, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме. Вообще, как советовал один мудрец, к родителям нужно относиться так же, как ты бы хотел, чтобы твои дети относились к тебе.

Каждый человек ищет пример для подражания, и первый такой пример он может найти в кругу своей семьи. Отцы, деды, прадеды… Кто прославился мастерством, кто – боевыми заслугами, кто – добротой, мудростью, справедливостью. Они-то и составляют стержень семьи, красу и гордость всего рода.

Расскажите о том, кто является стержнем вашей семьи, кто в семье является для вас авторитетом?

Дети поднимают руки, коротко рассказывают о своих родственниках, предках, показывают своё «Семейное дерево».

Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им  избегать ссор и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку.

К доске выходит семья: папа с газетой, мама в фартуке, сестра (брат) с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама, и сестра (брат) становятся рядом.

Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра (брат) делает домашнее задание. А ты играешь в новую компьютерную игру.

Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:- У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай свою игру и  сходи в магазин!

А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответа:

а)    «Сейчас закончится уровень и схожу»;

б)    «Пусть сестра (брат)  сходит»;

в)    «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»;

г)    «Завтра схожу».

Какой вариант ответа кажется самым лучшим?- Дети предлагают варианты ответов.

Может быть, есть вариант самый бесконфликтный?- Прекратить игру и сходить в магазин.

Ещё одна ситуация. Сестра (брат) долго пыталась (пытался) отогнать тебя от компьютера, потом пожаловалась (пожаловался) бабушке.

Бабушка стала уговаривать:- Пожалуйста, уступи сестре (брату) компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей (ему) нужно срочно реферат по истории печатать. Предлагаются такие варианты ответа:

а)    «Ей (ему) нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»;

б)    «Закончится уровень, и она (он) сядет»;

в)    «Может и от руки написать – подумаешь, реферат!»;

г)    «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».

Что можно выбрать?- Дети предлагают варианты ответов.

Какие ещё варианты можно предложить?- Уступить компьютер сестре (брату) и найти себе другое занятие.

И, наконец, третья ситуация. Пока ты штурмовал свой ypoвень, позвонила классная руководительница и поговорила с папой.

После этого разговора у папы возник вопрос:- А почему ты в школе сегодня отсутствовал?

Вот варианты ответов:

а)      «Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться»;

б)      «Захотел – и прогулял!»;

в)      «У нас зачёт был, а я не приготовился, вот и прогулял»;

г)      «Как вы меня все достали!»

Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?- Дети предлагают варианты ответов.

Какие еще будут варианты  самые достойные?- Сказать, что больше такого не повторится.

Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Давайте, ребята, подведём итоги.

Составим правила общения в семье.

Например:

  1.  Люби свою семью.
  2. Старайся понять то, о чём говорят другие.
  3. Отстаивай своё мнение тактично.
  4. Стремись учитывать интересы других.
  5. Уважай всех членов семьи.

Каким должен быть человек, чтобы  наладить отношения с другими? Какими качествами нужно обладать?

Например:

 1. уважение мнения других;

2.доброжелательность;

3. желание что-либо делать вместе;

4. понимание и принятие;

5. чуткость;

6. снисходительность;

7. доверие;

8. гуманизм;

9. прощение;

10. терпение.

А в конце нашего классного часа давайте послушаем одну притчу.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и

мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

– И всё?

– Да, – ответил   старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

– И мира тоже.

Любви, прощения и терпения вам и вашим семьям!

nsportal.ru

Классный час (7 класс) на тему: Классный час «Воспитание… Воспитание? Воспитание!»

                                                  Бирюкова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка МОУ Шуйская СОШ №1

п. Шуя Прионежского района Республики Карелия    

                                                  Классный час    

                         Тема: « Воспитание… Воспитание? Воспитание!»  

Возраст учащихся – 6-7 класс

 Цель:

1.Активизировать внимание учащихся к проблеме воспитания личности.

Задачи:

1. Помочь учащимся «открыть»  некоторые типичные воспитательные модели, описанные педагогом и писателем С.Л Соловейчиком.

2. Вовлечь учащихся в диалог о вариативности моделей воспитания.

3.Помочь учащимся осознать место и роль каждой из воспитательных моделей в жизни человека

Оборудование:

 – мультимедийный проектор,

  -сюжеты детского юмористического журнала «Ералаш» – eralash. ru: «Мама всегда права», «Научи меня плохому», «У тебя получится», «Первый день свободы», «Завуч», «Воспитатель».  

Оформление:

 – выставка книг  С.Л. Соловейчика,

 -надписи – указатели: «Уличное движение», «Сад – огород», «Кнут и   пряник»,    

 – иллюстративный материал: изображения дорожных знаков, декоративных  оранжерейных  растений, сюжетные тематические картины на тему воспитания,

 – тульский пряник и плетка – кнут как предметы реквизита.

Доска: Тема: «      …             ?                   !»  (Тема не записана в начале занятия)

Организация класса:  Учащиеся  разделены на три  группы.

                                     Ход классного часа:

1. Индуктор.

Беседа  пассажиров в общественном транспорте:

–  Ну и молодежь пошла: никто места не уступит, вид только делают, что не видят и не слышат,  ни уважения, ни культуры.  А вырядились-то как! Вот в наше время…

–  Неправда, молодежь у нас хорошая, образованная, много знающая. Не то, что мы когда-то. Время сейчас другое, молодежь с ним в ногу идет.

–  И ничего – то в нынешних молодых  хорошего: ни к чему не приучены,  все делают из – под палки, без желания. Выгоду себе ищут. А  школьники-то каковы! Грубят, не слушают взрослых! Избалованы. Чего им только не хватает?  Куда родители смотрят? Я своих давно вырастила, выучила,  перед людьми не стыдно. А эти?  Разгильдяи, хулиганы!

–  Все вы и правы и не правы: молодежь у нас разная…Многое зависит от …

Вопрос классу:

– Как вы думаете, от чего? Попробуйте определить тему сегодняшнего нашего разговора.  (Сужаем круг предложенных тем с опорой на слова культурный, воспитанный, выводим слово  воспитание как тему для разговора).

2.  Введение.

– Итак, тема сегодняшнего разговора – «Воспитание». Само слово – строгое,  предполагает суховатое и малоинтересное для учеников теоретическое изучение. Однако мы попробуем взглянуть на тему иначе. Сначала попробуем дать определение данному понятию.                (Слушаем мнения учащихся).

– А вот какое определение дают словари:  воспитание – это  

– 1) навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в  общественной жизни (Толковый словарь Ожегова).

   -2) систематическое воздействие на развитие ребенка (Толковый словарь  Ушакова)

   -3) целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями (Свободная энциклопедия Википедия).

 – Далее –  информация к размышлению:  известный педагог и писатель Симон Львович Соловейчик описал три самых привычных модели воспитания,  назвав их условно «Уличное движение», «Сад – огород», «Кнут и пряник». Названия яркие и точно отражают суть каждой модели.

3.  Эвристическая работа в группах.

1. Формирование  представления о методе.

– Отталкиваясь от названия метода и опираясь на зрительный  и предметный ряд, представленный на доске,  определите суть метода, укажите его отличительные особенности. Подумайте о его плюсах и минусах. (Первая группа учащихся  обсуждает метод «Уличное движение»,  вторая – «Сад – огород», третья – «Кнут и пряник».  В течение 3 минут обсуждения  группы приходят к определенному мнению, формулируют его).

2.  Осознание темы. 

А). Обсуждение модели воспитания  «Уличное движение». Учащиеся  высказывают свое  понимание  сути метода.

Уточняющие вопросы учителя группе:

– Верна ли, на ваш взгляд,  данная модель воспитания?

– Можно ли ее считать единственно правильной?  

– Хотелось бы вам, чтобы вас воспитывали именно так?

 Иллюстрации к  модели «Уличное движение»  – сюжеты детского юмористического журнала «Ералаш»:  «Мама всегда права», «Научи меня плохому» (eralash.ru)

Просмотр и краткое обсуждение.

  Оценочный комментарий учителя:

Модель «Уличное движение», по С. Л. Соловейчику, основана на мнении, что для воспитания человека достаточно научить его выполнению определенного ряда правил, как в дорожном движении.  Эти правила будут регламентировать все поступки человека, знающего, что можно и что нельзя. Как и правила дорожного движения, они разрешают, запрещают или предупреждают определенные действия. Строгое соблюдение свода правил – гарантия  качественного воспитания. Однако, как и при движении на улице, в воспитании по данному методу возможны сбои (= аварии), травмы (как телесные, так и душевные). Т.е. строго регламентированный образ жизни, недопустимость вариантов и компромиссов, жесткие требования по выполнению норм и правил могут иметь и обратный результат: желание лавировать, хитрить, скрывать свои поступки.

 Мы пришли к выводу, что воспитательная модель «Уличное движение» не всегда дает ожидаемый положительный результат. Значит, данная модель не может претендовать на универсальность.

Б). Обсуждение модели воспитания  «Сад – огород». Учащиеся  высказывают свое  понимание  сути метода.

Уточняющие вопросы учителя группе:

– Верна ли, на ваш взгляд,  данная модель воспитания?

– Можно ли ее считать единственно правильной?  

– Хотелось бы вам, чтобы вас воспитывали именно так?

Иллюстрация к модели «Сад – огород» – сюжеты: «У тебя получится», «Первый день свободы» (eralash.ru)

Просмотр и краткое обсуждение.

Оценочный комментарий учителя: Модель «Сад – огород» основана на убеждении, что с ребенком можно обходиться, как с грядкой, выпалывая сорняки в его душе, или, как с деревом, прививая ему лучшие качества. При этом нужно создать максимально комфортные условия для ребенка, оберегая его от трудностей и проблем. Желание и стремление предвидеть все возможные сложности  на пути ребенка, оградить его от решения их, проявлять родительскую волю и принимать решения, не прислушиваясь к мнению ребенка. Т.е. о самостоятельности при такой модели воспитания говорить не приходится. Всё и всегда  будут определять взрослые. Только хорошо ли это?

 Видимо,  и такая модель дает однобокое воспитание, даже обратный результат.

В).  Обсуждение модели воспитания  «Кнут и пряник».

   Уточняющие вопросы учителя группе:

– Верна ли, на ваш взгляд,   данная модель воспитания?

– Можно ли ее считать единственно правильной?  

– Хотелось бы вам, чтобы вас воспитывали именно так?

Иллюстрация к 3-ей модели «Кнут и пряник»- сюжеты: «Завуч», «Воспитатель»  (eralash.ru)

Оценочный комментарий учителя: Модель «Кнут и пряник» предполагает следующее: за добрый поступок наградить, за дурной –  пожурить,  поругать,  наказать. Воспитание – это цепь поощрений и наказаний. Так называемый метод «кнута и пряника» – один из самых распространенных методов воспитания, применяемых в домашних условиях. Метод основан на комбинации методов положительного и отрицательного подкрепления в зависимости от поступка ребенка. Соответственно воспитание имеет характер педагогического воздействия с целью насаждения ценностей и подавления любых отклонений от этого процесса. Главное противоречие этой педагогической парадигмы заключается именно в том, что, воспитывая принуждением, мы не говорим о свободе творчества маленького человека. Следует помнить, что нельзя воспитать свободную личность, если в процессе воспитания нет свободы! Педагогом в таких условиях может стать любой человек, способный тем или иным способом утвердить свое превосходство. Если родители воспитывают ребенка только добротой, постоянно исполняя все его требования, запросы, капризы, тогда в семье вырастет безответственный, безвольный ребенок, он будет проявлять неуважение к другим людям и самолюбование. Ему будет присущ открытый, скрытый или утонченный эгоизм. Если же родители воспитывают ребенка только строгостью, постоянно требуют что-то выполнять, контролируют каждый его шаг, при этом проявляют неудовлетворенность и подозрительность, в такой семье вырастет ребенок, чертами которого будут лицемерие, подозрительность, грубость, агрессивность, недисциплинированность, лживость, жестокость. К чему может привести желание получать «пряники» и избегать «кнута»? Ко лжи, изворотливости, к мысли о возможности обмануть справедливость и представить любую ситуацию с выгодой для себя. Что мы получим в результате такого воспитания?

4. Обобщение  этапа работы.

– Какую из моделей воспитания можно считать лучшей,  возможно, универсальной? Учащиеся высказывают свое мнение.

– С. Л. Соловейчик считает, что ни одна из этих 3-х типичных воспитательных моделей не может быть единственной и правильной. В педагогике существует множество моделей, методов и приемов воспитания личности.  Каждая в разумной мере может быть применима, при этом  не отвергая положительного влияния и других.

 5. Расширение темы. 

– Семья – основной субъект воспитания. Именно в семье есть возможность применить все перечисленные выше типичные  воспитательные методы. В семье закладываются основные трудовые, нравственные, гражданские навыки. «Все, что есть в нашем ребенке,  возникает как результат двух встречных движений – изнутри ребенка к миру и от мира внутрь ребенка» (С. Л. Соловейчик).  А кто или что еще может влиять на процесс воспитания?  Назовите  другие  субъекты  воспитания, кратко скажите об их роли.

 (Обсуждение  в группах  в течение 3 минут. Подготовка ответа. Выступления учащихся).

 Называются субъекты: семья, школа, сверстники,  улица, общество в целом,  книги,  дополнительное образование (хобби),  музыка, ТВ, СМИ…

6. Обобщение.

– Понятно, что процесс воспитания и самовоспитания человека непрерывен. На воспитание личности  (и положительное, и отрицательное)  влияют очень многие субъекты и факторы. Недостаточно руководствоваться только привычными моделями,  описанными педагогом С.Л. Соловейчиком  и рассмотренными нами сегодня.

– С чем мы сегодня говорили? Какова же тема нашего классного часа? Попробуйте ее сформулировать.  (Тема  записывается на доске).

– Подумайте, почему в названии темы стоят три различных знака препинания: многоточие, вопросительный знак и восклицательный знак? («Воспитание…Воспитание?  Воспитание!»)  Какое значение они имеют в понимании темы? Можно ли поменять  слова местами?

 (Варианты ответов:  многоточие – открытость, незавершенность темы, повод для дальнейшего размышления,  знак вопроса –  заявка о проблеме необходимости     воспитания вообще, о моделях, формах и методах воспитания и т. д.,  знак восклицания –  признание  огромного значения воспитания в жизни человека).

7. Рефлексия.

– Продолжите одну из фраз:

 Сегодня я задумался о том, что…

 Мне кажется,  воспитание ….

 Когда я окажусь в роли воспитателя своих детей, …

 Если бы я  сегодня был на месте моих  родителей,…

8. Заключение.

– Итак, тема классного часа остается открытой и ждет продолжения:

«Воспитание…  Воспитание?  Воспитание!»  

nsportal.ru

Классный час в 7 классе. На тему ” Воспитание характера”

Классный час в 6 классе. Воспитание характера

Психологический классный час в 6 классе

Методическая разработка конспекта классного часа для 6 класса на тему «Сам себе воспитатель. Воспитание характера»

Все победы в жизни начинаются с победы над собой.

Конфуций

Важнее всего для меня в жизни исправление трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени.

Л.Н. Толстой

Ставьте перед собой высокие цели и думайте о себе как о человеке, способном достичь этих целей.

И. П. Павлов

Классный час, посвященный самовоспитанию характера. В сценарии использованы следующие методы: проблемная ситуация, интерактивная беседа, игра.

Цели: расширить представление детей о самовоспитании, познакомить с методикой самовоспитания; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Оборудование:

• ксерокопии таблицы «Достоинства и недостатки» на парту каждому ученику;

• ромашки с 7 лепестками, вырезанные из бумаги. Оформление: написать на доске тему, эпиграфы и слова-подсказки (см. раздел III данного классного часа), а также три цели:

• принести пользу людям;

• служить России;

• жить по христианским заповедям.

План классного часа

I. Вступительное слово «Наука побеждать».

II. Проблемные ситуации.

1. Уроки Суворова.

2. Высокие и низкие цели.

3. Делать жизнь с кого?

4. Самовоспитание и характер.

III. Игра «Угадай!».

IV. Информационная минутка «Качества характера».

V. Упражнение «Самоанализ».

VI. Домашнее задание «Лекарство от лени».

VII. Заключительное слово «Поверить в себя».

VIII. Творческое задание «Цветок моих достоинств».

IX. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Наука побеждать»

Классный руководитель. Тема сегодняшнего разговора: «Наука побеждать». Так называется книга нашего выдающегося соотечественника.

– Знаете ли вы, что это за книга и кто ее автор?

(Дети высказываются.)

Автор этой книги – великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Он хорошо усвоил науку побед – не проиграл ни одного сражения. А вся жизнь А.В. Суворова – это наука о том, как побеждать самого себя.

– Нужна ли человеку такая наука?

(Дети высказываются.)

Нужно ли человеку побеждать себя? На этот вопрос помогут ответить эпиграфы к классному часу. (Читает с доски.)

II. Проблемные ситуации

1.  Уроки Суворова

Классный руководитель. Наука побеждать себя известна всем великим людям. Послушайте, как постиг эту науку Суворов.

В детстве Александр Суворов был хилым и болезненным мальчиком. Может быть, поэтому его кумиром стал древнегреческий оратор Демосфен, о котором Саша прочитал у древнегреческого философа Плутарха. Демосфен тоже был хил и слаб, но благодаря своей воле, целеустремленности, трудолюбию стал выдающимся оратором, великим государственным деятелем Греции. А юный Саша Суворов захотел стать великим полководцем. Среди его идеалов были великие полководцы – Александр Македонский, Ганнибал, Юлий Цезарь. Образцом патриота и полководца стал для него и царь Петр I. С юных лет начал Саша Суворов готовить себя к военному делу. «Ну где же тебе быть военным! – смеялся над ним отец. – Ты и ружья не подымешь!» Однако мальчик не отказался от своей мечты. Он составил план самовоспитания. Чтобы стать полководцем, нужно тренировать ум и тело, укреплять характер и волю.

Он закалял свое здоровье, изнуряя себя физическими упражнениями; даже в холод носил легкую одежду, обливался холодной колодезной водой и босой бегал по снегу. Все это помогло будущему полководцу воспитать в себе исключительную выносливость.

Много работал Суворов и над развитием своего ума. Еще до поступления на военную службу он изучал разные науки, овладел восьмью иностранными языками; любил литературу, сам писал стихи. Основное внимание Суворов уделял военным наукам: читал книги о великих полководцах, изучал основы военной инженерии. В 15 лет он стал служить в полку простым солдатом, продолжая тренировать свой ум и тело. Суворов охотно шел на дежурство, в караулы, тщательно отрабатывал военные упражнения; сам вызывался выполнять трудные поручения, никогда не нанимал солдат, которые выполняли бы за него служебные обязанности, как это делали другие военнослужащие-дворяне. Более того, он часто добровольно подменял на дежурствах своих товарищей. Солдатская служба приучила его к терпению, дисциплине, самоотверженности. Эти качества помогли ему в осуществлении его мечты – он стал не просто военачальником, а выдающимся полководцем*.

(Учитель задает вопросы.)

– Этот отрывок я назвала «Уроки Суворова». Что же это за уроки? Чему учит нас этот отрывок? {Как стать великим, как работать над собой, как воспитывать себя.)

– Здесь говорится о том, как Суворов работал над собой, как он сам себя воспитывал, готовил к службе. С чего началось это самовоспитание? (С постановки цели.)

– Какую цель поставил перед собой юный Саша Суворов? (Стать полководцем.)

– Кого он выбрал в качестве образца для подражания и почему? (Древнегреческого оратора Демосфена, потому что он тоже был слабый и хилый, но в результате работы над собой смог стать выдающимся человеком.)

– Как Суворов стал идти к своей цели? (Составил план самовоспитания.)

– Какие пункты входили в этот план? (Тренировка ума, тела, укрепление характера, воли.)

– Какие качества характера выработал Суворов на солдатской службе? (Терпение, дисциплина, самоотверженность.)

Уроки Суворова – это уроки самовоспитания. Под самовоспитанием понимают сознательную самостоятельную работу человека над формированием сильных волевых качеств и искоренением нежелательных черт своего характера или нехороших привычек. Волшебное слово «самовоспитание» означает, что человек может и должен сделать себя сам.

2. Высокие и низкие цели

Классный руководитель. Итак, самовоспитание начинается с постановки цели. «Человек без цели – самоубийца» – к такому выводу пришел великий русский ученый И.П. Павлов. Ведь цель определяет смысл и направленность человеческой жизни. Но цели у человека могут быть самые разные: купить диск с новой игрой, разбогатеть, попасть на передачу «Поле чудес», отомстить за обиду.

– Станем ли мы ради таких целей работать над собой, захотим ли ради этого стать лучше?

(Дети высказываются.)

Сильнее всего побуждают к самовоспитанию общественно значимые цели. Например, великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский еще юношей поставил себе цель – доставление наивозможно большей пользы окружающим, и эта цель дала ему колоссальную энергию для научных открытий на благо всего человечества.

У Суворова целью и смыслом жизни было служение России.

У великого русского святого Серафима Саровского, как и у любого христианина, тоже была великая цель – жить по христианским заповедям и уподобиться Иисусу Христу.

Такие цели называют высокими. Они дают направление и смысл всей человеческой жизни.

Три эти высокие цели записаны на доске.

– Как вы думаете, если человек выбирает высокую цель в жизни, например принести наибольшую пользу людям, обязательно ли ему быть ученым, как Вернадский? (Нет, он может стать хорошим врачом, учителем, рабочим, инженером, хлеборобом, строителем, просто хорошим человеком, главное – самоотверженно и честно выполнять свой долг.)

– Есть ли у вас такие цели?

– Задумывались ли вы о том, ради чего стоит жить?

– Какие высокие цели могли бы поставить перед собой наши современники?

(Дети высказываются.)

Если человек ставит перед собой высокую цель, то кем бы он ни стал, на любом поприще он будет стремиться честно выполнять свой долг, чтобы достичь своей цели.

3. Делать жизнь с кого?

Классный руководитель. Итак, цель определена, но как ее достигнуть? Тут многим на помощь приходит опыт других людей, которые становятся образцами для подражания.

Суворова вдохновил жизненный подвиг Демосфена, для многих молодых ученых образцом целеустремленности, честности, трудолюбия стал ученый Вернадский. Для миллионов христиан идеалом является Иисус Христос.

– Как вы считаете, обязательно ли иметь образец для подражания? И где его найти? Есть ли у вас такой образец?

(Дети высказываются.)

Образцом для подражания может быть герой книги, фильма, а может быть и реальный человек, достигший успеха в жизни, или человек, который отличается высокими моральными качествами. Пример этого человека будет вдохновлять, вселять веру в свои силы.

4. Самовоспитание и характер

Классный руководитель. Самовоспитание – это изменение себя, своего характера. Слово «характер» в переводе с древнегреческого означает «чеканка», «печать». Характер складывается из недостатков и достоинств. Это очень хорошо видно на планете Маленького принца. Помните эту сказку?

…На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый и безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки.

(Учитель задает вопросы.)

– Что автор подразумевает, рассказывая нам о планете, о хороших и вредных семенах? (Планета – это человек, хорошие и вредные семена – хорошие и плохие качества его характера.)

– В русском языке есть такое выражение – «искоренять недостатки». Можно ли объяснить его смысл с помощью этого отрывка? (Недостатки нужно вырывать с корнем, пока они не превратились в привычку и не завладели человеком.)

– Кто чеканит, печатает характер человека? (Сам человек.)

Да, человек сам чеканит и кует свой характер. В этом и заключается сущность самовоспитания. Чем старше человек, тем сложнее

изменить ему свой характер. Пока ваш характер еще не закостенел, вы можете избавиться от черт, которые в будущем способны испортить жизнь вам и вашим близким, и воспитать те, которые помогут вам стать счастливыми.

III. Игра «Угадай!»

Классный руководитель. Хорошие и дурные качества вырастают из мелких поступков, как из семян. Кроме нас, никто не прополет сорняки нашей души. Никто не любит жадных, ленивых, злых, несправедливых и завистливых людей. Сколько пословиц, поговорок высмеивает эти человеческие пороки! Сколько афоризмов, мудрых мыслей посвящено их разоблачению!

– Угадайте слова, пропущенные в этих афоризмах и пословицах (подсказкой станут слова, записанные в столбик на доске):

• Злой плачет от… (зависти), добрый – от жалости (русская народная пословица).

• Ничего не делайте под воздействием… (гнева),… (раздражения) или … (зависти) (Александр Невский).

• Среди влияний, укорачивающих жизнь, главное место занимают… (страх, печаль, уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть) (Вильгельм Гуфеланд).

– Назовите качества, противоположные тем, что назвал Вильгельм Гуфеланд. (Доброжелательность, миролюбие, уравновешенность, оптимизм, доброта, великодушие, любовь, бодрость и т. п.)

infourok.ru

Классный час в 7 классе на тему “Нравственность”

Азбука нравственности

– Тема нашего занятия – «Азбука нравственности». Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить?

О составляющих нравственного облика человека.

– В какой стране мы с вами живем?

В демократической. Демократия – власть народа.

– Что это значит «власть народа»?

Это значит, что люди непосредственно ответственны за построение свободного и справедливого общества. Это означает, что они должны быть достойными и порядочными людьми. Они должны быть преданными нравственным идеалам демократии.

– О каких идеалах идет речь?

Речь идет об уважении прав гражданина, соблюдении закона, добровольном участии в общественной жизни и заботе об общем благе.

Существует такое понятие: человеческое достоинство, им, собственно, определяется, чего стоит человек, каков он.

– Что значит «достойный человек»?

Достойный, говорится в старинном словаре Даля, это – стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, достойный уважения, стоящий доверия, заслуживающий внимания, надлежащий – такой, каким должен быть Человек с большой буквы, должный – обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени, приличный в поведении, сообразный с требованиями правды, чести, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах.

Как много смысла в одном, единственном слове, которое мы не часто вспоминаем. Между тем вся наша жизнь состоит из поступков – достойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и недостойных. И не только в законах, принятых государством и записанных в главах нашей конституции, дело, а в так называемых неписаных законах человеческих отношений. Ведь нельзя же записать в конституции, что Иван не должен подсказывать Сергею на уроке или что Наталья, случайно услышав чужой секрет, не должна его сообщать всем знакомым. Это нигде не записано, но мы-то знаем, что это делать неприлично. И человек с чувством собственного достоинства не допустит такого, потому что уважает достоинство других.

Задание. Подумайте и приведите примеры из жизни, литературы, периодической печати, где вы сталкивались с поступками, достойными уважения.

Учащиеся отвечают.

Учитель. А вот пример из жизни иркутского писателя Марка Сергеева, происшедший с ним в годы войны.

Чтение рассказа.

Во время войны в школе, где учился М. Сергеев, как и во многих других, появились ребята из эвакуированных в Иркутск семей. Одного из них, москвича, звали Витя. Он был очень знающим, рассказывал много интересного. Никто из ребят в то время не был в Мавзолее В. И. Ленина, не видел Выставки достижений народного хозяйства, ее удивительных павильонов, изобилующих буквально чудесами, никто не гулял по Красной площади, не слушал оперы в Большом театре. А Виктор все это знал, да еще и рассказчик он был хороший. Девочки все в него влюбились, мальчишки все хотели с ним дружить.

И вдруг все перевернулось: девочки недоумевали, мальчики запрезирали новичка. В чем же дело? А в том, что Виктор, прекрасно зная математику и русский язык, никому ни разу, даже ближайшему другу, не дал списать выполненное домашнее задание. Он обычно говорил: «Я тебя уважаю, поэтому давай я тебе помогу, ты приходи ко мне или я к тебе, порешаем вместе». Одноклассники обижались: «Ничего себе – «уважаю, уважаю», а списать не дает».

И охладели к Виктору девочки, и сторонились его мальчики, и рассказы его уже не казались такими интересными.

А ведь если вдуматься, Виктор был прав. У него были несомненные дарования, он и в Москве был первым учеником в школе, поэтому домашнее задание, выполненное им, сразу можно было отличить, тем более учительским взглядом. А ребята не знали, вернее, не понимали, что он не жадничал, а берег их человеческое достоинство. Конечно, стыдно стоять у доски и говорить: «Извините, Мария Васильевна, я не решил задачку». И дальше уже от уровня честности: один скажет правду, что забыл, увлекся игрой в хоккей (тогда гоняли кривыми палками тряпичные самодельные мячи), другой придумает себе отговорки, наплетет сто коробов, лишь бы было похоже на правду. Да, вот так стоять у доски стыдно. Но в тысячу раз стыднее, когда учитель уличит тебя в том, что ты воспользовался чужим трудом. Он скажет «списал», а в подтексте этого слова слышится «украл». Да какое же это воровство? Ведь ты же не вырываешь страничку из тетради, а только списываешь?! Но что делать, вещи надо называть своими именами. Ты списал чужую работу. Вот представь, что это не домашнее задание, а, скажем, написанные твоим товарищем стихи. И ты отдал их в редакцию под своим именем. Правда рано или поздно выяснится. И за такой поступок человека по головке не погладят… А если это будут не стихи, а чертеж изобретения? Видишь, как далеко завели рассуждения о том, достойно или недостойно человека списывать чужую домашнюю работу. Все это понимал Виктор и даже пытался объяснить ребятам, но далеко не все его понимали. У каждого из нас не сразу вырабатывается вот это самое чувство человеческого достоинства, оно в нас есть, но мы еще не знаем, что же это такое…

Инсценировка французской баллады «Белая шаль».

Действующие лица: ведущий, Мать.

Ведущий. Баллада рассказывает о юном революционере, который был в отряде повстанцев, борющихся за свободу народа. Его поймали враги, королевские солдаты. Он, почти мальчик, осужден на смертную казнь, и утром на большой площади, где установили эшафот, ему должны отрубить голову. Ночью в камеру сына, подкупив стражу, приходит мать.

Мать. Рано утром меня примет король – я на коленях буду умолять его помиловать тебя, ведь ты совсем мальчик. Если моя просьба будет услышана королем и ты будешь прощен, утром в толпе увидишь меня в белой шали. Если же король ответит отказом, шаль будет черная.

Ведущий. И вот утро казни, бушует толпа у эшафота, она негодует, что казнят такого юного паренька. И все ему сочувствуют. А он с улыбкой выходит к плахе, спокойно кладет голову: вот-вот прозвучат слова прощения, ведь мать стоит в толпе в белой шали. Палач заносит топор, казнь свершена. В толпе рыдает женщина в белой шали. Она боялась, что сын струсит, увидев плаху, топор и одетого в красные одежды палача, что ее мальчик начнет просить прощения, тем самым унизив свое достоинство, достоинство революционера. А так он умер спокойно и достойно.

Учитель. Во время войны сколько молодых юношей достойно, как подобает солдатам и патриотам, прошли через огонь и смерть, спасая Родину от коричневой фашистской нечисти, скольким мальчишкам и девчонкам, попавшим в руки врагов, пришлось вынести муки пострашнее, чем герою «Белой шали», – допросы, пытки! И сколько матерей, страдая от невыносимого горя, думали о том, чтобы их многострадальные дети сохранили в себе человеческое достоинство, не показали слабость врагам.

Декламация стихотворения С. Михалкова.

Жили три друга-товарища

В маленьком городе Эн.

Были три друга-товарища

Взяты фашистами в плен.

Стали допрашивать первого,

Долго пытали его –

Умер товарищ замученный

И не сказал ничего.

Стали второго допрашивать,

Пыток не вынес второй –

Умер, ни слова не вымолвив,

Как настоящий герой.

Третий товарищ не вытерпел,

Третий язык развязал.

– Не о чем нам разговаривать! –

Он перед смертью сказал.

Их закопали за городом,

Возле разрушенных стен.

Вот как погибли товарищи

В маленьком городе Эн.

Учитель. Чтобы быть порядочным человеком, обязательно ли быть героем?

Не каждый достойный человек обязательно стан

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *