Мы все такие разные классный час 4 класс – Классный час (4 класс) по теме: Классный час “Мы все такие разные” | скачать бесплатно

Классный час (4 класс) по теме: Классный час “Мы все такие разные” | скачать бесплатно

                                     Молчанова Галина Ивановна,

                                          МОУ»Журавлевская средняя общеобразовательная

                                          школа Белгородского района Белгородской области»

«Мы разные, но всё-таки мы вместе!»

(классный час)

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Занятие строится в игровой форме.

Цели: Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.

Задачи:1) Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности.

              2) Демонстрация сходства и различия людей.

              3) Воспитание дружбы, умения слушать другого человека.

Оборудование:  рисунки детей о дружбе, тема классного часа, подарки детям и гостям (20 шт.), цветок Дружбы, высказывание Л.Н.Толстого, выставка книг о дружбе, песня «Если с другом вышел в путь», магнитофон, конверты с пословицами и рисунками детей, лист бумаги каждому ребенку 1/2  А4.

Ход занятия:

1.Организационный момент урока.

– Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне и гостям свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

2. Постановка учебной задачи.   Выявление проблемы  (работа в парах).

–  Чтобы узнать цель нашего занятия, надо отгадать ребус. У вас на столах лежат конвертики. Выньте из них содержимое. Это части картинки, если её соберёте, то узнаете тему нашего мероприятия.

            – Что вы видите на картинке?

            – Дети.

            – Они похожи?

           – Нет.

           – А почему?

           – У них разный цвет кожи.

Я вам прочитаю стихотворение С.Маршака “Всемирный хоровод”. Слушайте внимательно и скажите, почему я выбрала его для нашего сегодняшнего занятия?

Стихи для ребят
Всех народов и стран:
Для абиссинцев
И англичан,
Для испанских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких, немецких,
Французских
Негров, чья родина –
Африки берег;
Для краснокожих
Обеих Америк.
Для ребятишек
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах и селах…
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад – с Востоком,
А дети – друг с другом!

– О чем это стихотворение? (О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом)

 – Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно? (Чтобы не было войны на Земле и все люди, независимо от цвета кожи, их национальности, жили счастливо)

3. Вступительная беседа.

– Но почему все живущие на Земле люди внешне отличаются друг от друга? Люди создавали легенды. Послушайте одну из них. Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились мы, европейцы.

– Конечно, люди не только создавали подобные легенды. Существует специальная наука, изучающая происхождение и изменения физического типа человека. А вот  почему люди говорят на разных языках? Давайте вспомним уроки православной культуры.

(Выступление подготовленного ученика). По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

4. Творческая работа.  

– Мы не знаем, где живут эти  люди, сколько им лет, какой они национальности. Это просто люди, такие же, как и мы с вами.  Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля. (Обвести свою ладошку, указать черты характера)

– Зачитайте качества личности, которые вы считаете самыми важными для человека. Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.  Какой же мы сделаем вывод, ребята? Мы все разные,  но все-таки мы вместе!

5. Динамическая пауза (песня «Если с другом вышел в путь…»)

6. Беседа о дружбе.

– Все люди должны дружить. А кто для вас друг? (Друг – это интересная книга; это мама, которая поможет в трудную минуту; это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний; это мои игрушки, которые выслушают, когда мне плохо; это мой щенок и др.)

7. Игра «Собери пословицу» (работа в группах)

 – Какие же пословицы о дружбе, добре, мире вы знаете. (Разрезные пословицы, их смысл).  

Человек без друзей,

что дерево без корней.

Жизнь дана

на добрые дела

Мир строит,

война разрушает

Всякому мила

своя сторона

Семья в куче –

не страшна и туча

Старый друг

лучше новых двух

– Какие еще знаете? Пословица – это мудрость народная, давайте прислушиваться к ним.

8. Сценка «Мир в семье всего дороже»

Автор: Жили-были Дед и Баба,

             Жили,  не тужили.

             Сухарь чаем запивали,

   Один раз в месяц колбасу жевали.

             И все ладно бы, да Курочка-    

             невеличка

             Взяла и снесла яичко.

     Яичко непростое, яичко золотое!

             А теперь по нашим ценам

             И вообще оно бесценно.

             На семейный на совет

           Собрал Внучку с Бабкой Дед.

Дед.    Так и так. Такое дело.

           Что с яичком эти делать?

          Может скушать, иль продать?

            Иль на доллары сменять?

            Может, чтоб упали стены,

            Центр музыкальный купим

            современный?

Бабка. Что ты, Дед?!

             Побойся Бога!

             Музыка не стоит много!

             Купим лучше телевизор!

             Пылесос или транзистор,

             Иль возьмем телегу мыла,

             Чтобы в доме чисто было!

Внучка. Может, купим мне духи?

             Обалдеют женихи!

             Иль французскую помаду?

             Ей я тоже буду рада.

Автор. Начался тут сыр да бор

             И житейский шумный спор.

             То не се, да то не так.

Дед.     Ты балда!

Бабка. А ты дурак!

Автор. Начался такой скандал-

             Свет такого не видал!

             Только Курочка молчит,

             Около стола стоит.

Курочка. Ну, никак не ожидала

            Стать причиною скандала.

            Чтобы это прекратить,

            Надо мне яйцо разбить.

Автор. Подошла она тихонько

        И,  крылом взмахнув легонько,

            Яичко на пол уронила,

            Вдребезги его разбила!

         Плачет Внучка, плачет Баба…

Баба и Внучка.  Что наделала,

            ты Ряба?

Автор. Дед не плакал,

             как не странно,

            Вывернул с дырой карманы.        

Дед.     Нету денег, ну и что же?!

             Мир в семье всего дороже!

9. Выступление родителей и детей.

– Да, мир в семье всего дороже… Семья – это наш дом, это свято! Семья – это папа и мама, бабушки и дедушки. Это любовь и забота, труд и радость, несчастье и печали. В настоящей семье все пополам! Поднимите руки, у кого семья – многонациональная. Расскажите, пожалуйста, о своей семье, ее традициях. (Выступление учеников, их родителей). У каждого члена семьи свой характер, свои привычки, увлечения. Но…  Какой же вывод?  Все мы разные, но все-таки  мы вместе!

10. Игра  «Класс без меня…»

– Наш класс – это тоже маленькая дружная семья. А вот какая она, чем увлекаются ребята, мы сейчас узнаем из игры «Класс без меня». Итак, продолжите фразу:  «Класс без меня был бы неинтересен, потому что я…»  (знаю много игр, хорошо рисую, умею петь, играю в футбол и др.) Какой же вывод? Мы все разные – но все-таки мы вместе! Хотелось бы, чтобы в нашей семье  всегда  царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было  бы ни ссор, ни ругани.

11. Подведение итогов.

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

– Если вам понравилось наше занятие, и вы чувствовали себя хорошо, возьмите один из лепесточков и прикрепите на доску. Посмотрите, какой большой и красивый цветок  Дружбы получился. Мне хочется подарить вам на память этот цветок и закончить нашу встречу словами Л.Н.Толстого: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».

12. Нравственный тренинг.

– Такой же подарок мне хотелось бы сделать и нашим гостям. Но, к сожалению, у меня их осталось всего два. Как же мне быть? Что вы, ребята, мне посоветуете? (Дети предлагают гостям свои подарки).

                                                       

nsportal.ru

Классный час (4 класс) на тему: Классный час в 4 классе “Мы разные, но мы вместе!” | скачать бесплатно

Классный час в 4 классе по теме: «Мы разные, но мы вместе!»

    Цели: Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля;    подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что   необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу.

    Задачи: Изучение понятий, связанных с проблемой толерантности, демонстрация  сходства и различия людей, воспитание дружбы, умения слушать товарища.

Ожидаемые результаты:

      метапредметные:

  1. Оптимизация межличностного общения учащихся.
  2. Осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в социуме.

      предметные:

  1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность».  
  2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

     личностные:

  1. Активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую на занятии  проблему.
  2. Учить анализировать себя и свои поступки.

     коммуникативные:

  1. Формирование умения аргументировать, высказывать собственное  мнение, отстаивать свою  позицию.
  2.  Работать в группе, паре.

  Оборудование: презентация, аудиозапись, словарь, конверты с пословицами и рисунками, клубок ниток.

Ход классного часа:

1.Организационный момент .

 Ребята,  улыбнитесь друг другу и  подарите свои улыбки!

Я дарю добро себе

Я дарю добро тебе

Я дарю добро всем!

2. Постановка темы и формулирование задач.

У вас на столах лежат конвертики. Выньте из них содержимое. Это части картинки, если её соберёте, то узнаете о чем сегодня мы будем говорить.

(1слайд)

СИ-ФИНК-УАНДЭ

1.Что вы видите?

2.Что вы думаете об этом?

3.О чем это заставляет вас задуматься?

Вывод: Все дети разные.

Послушайте аудиозапись, стихотворение  С. Маршака “Всемирный хоровод”.

(2слайд)

Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев

И англичан,

Для испанских детей

И для русских,

Шведских,

Турецких, немецких,

Французских

Негров, чья родина –

Африки берег;

Для краснокожих

Обеих Америк.

Для ребятишек

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах и селах…

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад – с Востоком,

А дети – друг с другом!

О чем это стихотворение? (О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом) . Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно? (Чтобы не было войны на Земле и все люди, независимо от цвета кожи, их национальности, жили счастливо).

Вывод: Все дети должны быть вместе.(3 слайд).

Тема классного часа: Мы разные, но мы вместе!

Согласие между людьми, разными народами – это самое драгоценное и сейчас самое необходимое для человечества. Все люди должны быть ….сейчас  вы узнаете какими они должны быть. На партах у вас имеются буквы, составьте из этих букв слово. Какое же слово у вас получилось?(Толерантность)  

3. Сообщение и открытие нового материала.

Что такое толерантность? Как вы его понимаете? Где можно точнее узнать, что оно обозначает? ( В словаре). Работа со словарем. 

Толерантность – имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.

(4 слайд) 16 ноября отмечают Международный день Толерантности.       

Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах.

Почему мы все такие разные? Попробуем разобраться.

Выступление 1 группы. Почему люди внешне отличаются друг от друга?

Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились мы, европейцы.

Выступление 2 группы. Почему у людей разный цвет кожи?

Цвет кожи человека зависит в основном от того, где, в каком месте Земли жили его предки. Самые древние предки человека мало чем отличались друг от друга. Но когда они расселились по земле , то попали в разные условия жизни. У потомков тех, кто жил в жарких районах Земли, постепенно появился темный или даже черный цвет кожи. Так организм человека приспособился защищаться от лучей солнца. В холодных районах выживали люди с более светлым оттенком кожи. У людей , населявших степи и полупустыни, где дули сильные ветры и были постоянные пыли, появилась особая складка на верхнем веке, защищавшая глаза от ветра и пыли.

Выступление 3 группы. Почему люди говорят на разных языках?

По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

Творческая работа. Мы не знаем, где живут эти люди, сколько им лет, какой они национальности. Это просто люди, такие же, как и мы с вами. Подумайте и напишите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля. (указать черты характера на ладошках) 

Зачитайте качества личности, которые вы считаете самыми важными для человека. Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи. Какой же  вывод вы сделаете ?

 Вывод: Мы разные, но все-таки мы вместе! 

Мир людей – это мир, где происходит общение между самыми разными людьми. И очень важно, чтобы это общение было радостным. А любое общение начинается с особого ритуала – приветствия.

ДЖОТ-ТОТС

Придумайте слова, связанные с понятием приветствие. Зачитайте эти слова.

А как вы здороваетесь с разными людьми?

От чего зависит ваш выбор приветствия?

Да, приветствие является свидетельством уважения, показывает вежливое отношение к окружающим.

А знаете ли вы, как здороваются представители других национальностей?

(5,6,7,8 слайды)

Такие разные приветствия – парная игра. (9 слайд)

Поздоровайтесь друг с другом.(Ученики здороваются с соседями используя разные ритуалы приветствия).

Помимо приветствий существуют еще и жесты, которые используются в общении. Мы очень похожи, потому что используем одинаковые жесты, но мы разные, потому что одинаковые жесты каждый народ понимает по своему.

(10 слайд- Жесты народов мира)

Игра «Мы разные».

Вы вместе учитесь, вместе играете, но вы разные:  у вас разные мечты и желания. Чтобы убедиться в этом, давайте поиграем. Расскажите о себе друг другу. Что вы узнали о своем друге? Какой вывод сделаете?

Вывод: Мир очень разный, в нем живём разные мы, непохожие друг на друга, каждый из нас любит что-то свое, мечтает по-своему, наш мир – разноцветный, люди интересны своим разнообразием, непохожестью.

При этом нас объединяет одно общее желание, каждому хочется, чтобы его окружали только хорошие люди, доброжелательные. Чтобы любили, уважали ценили и помогали в трудную минуту. К сожалению иногда в жизни бывает и по другому. Наверное и вы оказывались в подобной ситуации. Озвучьте свои чувства, продолжив фразу:

-Когда кто –то меня обижает, то я……

– Когда кто-то мне угрожает, то мне хочется……

-Когда меня кто-то или что-то пугает, то я чувствую…..

-Когда ко мне обращаются доброжелательно, то я……

 

Приятно когда тебя окружают внимательные и заботливые люди, когда говорят добрые слова. Но чтобы поверить в добро, надо начать его делать.

 Игра «Собери пословицу» 

       Какие же пословицы о дружбе, добре, мире вы знаете? (Задание для каждой группы

собрать пословицу и объяснить её значение).  

Человек без друзей, что дерево без корней

Жизнь дана на добрые дела

Мир строит, война разрушает

Всякому мила своя сторона

Семья в куче – не страшна и туча

Старый друг лучше новых двух

Вывод: Все люди должны дружить.

4.Подведение итогов

Игра «Клубочек»

Встаньте в круг. Передавая этот клубок, скажите своему однокласснику «Ты мне нравишься, потому что…(Первым произносит фразу учитель, далее клубок передается следующему, но начало нитки остается в руках у учителя. В конце, пройдя через руки всех участников, клубок возвращается к учителю, нить замыкается).

 Приятно ли тебе говорить добрые слова другим людям?

А слышать о себе приятные слова?

В этом разноцветном мире все мы связаны одной ниточкой, чаще всего она остаётся невидимой, но насколько эта нить будет прочной, зависит от каждого человека. Всегда важно помнить об этом.

Злоба, недоверие, ненависть легко может разорвать эту ниточку (на этих словах можно ножницами разрезать между 2-3 учениками нить) и тогда человек остается один со своими радостями и бедами. Важно чувствовать, понимать других людей, терпимее относиться к чужим ошибкам и недостаткам.

 Вывод: Человек не может жить один. Так задумано Природой. Именно в содружестве с другими мы создаём наше настоящее. Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила

5.Рефлексия

Рисунок планеты Земля. Если вам понравился классный час и вы чувствовали себя хорошо, возьмите ваши ладошки  и прикрепите их на доску. Посмотрите как преобразилась наша Земля.

nsportal.ru

Классный час для 4 класса на тему: «Мы все такие разные».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шемалаковская основная общеобразовательная школа Яльчикского района Чувашской Республики».

        

[Классный час]

[Мы все такие разные]

Подготовила и провела: учитель

 первой категории

С.А.Хрисанова

2017 – 2018 уч.г.


Цели: Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; подвести к тому, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому человеку; воспитывать бережное отношение к людям, любовь к малой родине.

Задачи: 

  1. Учить ребят проявлять позитивное восприятие друг друга, видеть хорошее в каждом человеке.
  2. Развивать умение проявлять положительные эмоции, эмпатию потребность в общении друг с другом.
  3. Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению).
  4. Воспитывать доброжелательность, умение поддерживать друг
    друга. дружить. Осознать  учениками неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.

Оборудование: 

 рисунки детей о дружбе, тема классного часа, дерево Дружбы, выставка книг о дружбе, магнитофон,  компьютер, экран, проектор, конверты с пословицами, лист бумаги каждому ребенку 1/2  А4, мел, ватман, листочки, ручки, листы молитвы о встрече, мяч, песни о дружбе.

Ход занятия:

  1. Организационный момент урока

 Представление и знакомство. Упражнение «Звали, зовут и будут звать…»

 Ученики  рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Васенька, сейчас в школе меня зовут Василий, а когда я вырасту, меня будут звать Василий Петрович».

Для многих детей их имена и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребёнка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

-Каким нужно быть человеком, чтобы одноклассники хотели с тобой встречаться не только во время учебы, но и после окончания школы?

2. Чтение рассказа «Доброта»

Лена шла в школу. Но идти туда ей совсем не хотелось. Вчера вечером в ее доме поселилась печаль. Мама, ее всегда веселая мама, пришла с работы грустная, не спросила Лену о ее школьных успехах и сразу ушла в свою комнату. Когда Лена открыла дверь в мамину комнату, она увидела, что мама лежит в кровати, укрытая одеялом и тяжело дышит. «Плохо мне, доченька!» — сказала мама и попросила вызвать скорую помощь. Лена не знала, как это делать. Она позвонила папе на работу. Через какое-то время приехал доктор и забрал маму в больницу. Папа с работы поехал прямо к ней, а утром усталый приехал домой и сразу же стал собираться в больницу к маме, сказав, что ей сделали операцию. Заплаканная Лена пришла в школу. На уроках отвечала невпопад, на переменке плакала. Ей было грустно, вспоминала она глаза мамы, такие грустные и печальные, ей хотелось кушать, было одиноко. Одноклассники веселились, бегали, им не было дела до Лениных проблем.

«Лена, возьми, эти яблоки очень вкусные! Моя мама их всегда покупает. Попробуй, тебе понравится!» Лена повернулась и увидела свою одноклассницу, которая протягивала ей большое краснобокое яблоко. «Бери, бери, не стесняйся! У меня еще есть! Нам обеим хватит».

  1. Вопросы учащимся:
  1. Бывают ли в жизни такие ситуации?
  2. Что мы можем сказать об однокласснице Лены?
  3. Могли ли другие одноклассники обратить внимание на настроение
    Лены?
  4. Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы помочь другому человеку в трудной ситуации?
  5. Как вы думаете, что в лице Лены выдало ее настроение?
  6. Правильно ли поступила одноклассница Лены?
  7. Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации?
  8. Как мог бы закончиться рассказ, если бы не поддержка одноклассницы?

  9. (Ребята придумывают варианты окончания рассказа)

    Учитель: 

Ребята! Что нужно сделать, чтобы такие ситуации в жизни нашего класса были невозможны? Как сделать так, чтобы ребята не чувствовали себя одинокими, а печали обходили наш класс стороной?

Мнения учащихся.

3.Разминка

Упражнение «Чем мы похожи»
Цель: создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе.

Ведущий приглашает в круг (члены группы сидят в кругу) одного из участников на основе какого – либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Таня, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы живем на Земле, или мы одного роста и т.д.)», Таня выходит в круг и приглашает выйти кого – нибудь из участников таким же образом.
Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в круге.

Упражнение «Комплименты»
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Материалы: небольшой мяч.
Ведущий предлагает участникам придумывать комплементы друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.

4. Беседа о конфликтах

– Можно ли жить мирно и не ссориться?
– Как это сделать?
Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.
Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

«Мудрецы и слон»

Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?


Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.

У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.

  1. Игра «Волшебная рука»

Упражнение «Любим ценить  индивидуальность»

Учитель: А какие мы сами? Чем отличаемся друг от друга? Мы часто хотим быть такими же, как все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. В некоторых ситуациях хорошо, что мы – как все, но, тем не менее, часто важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Теперь напишите о каких – то 3 положительных признаках, которые отличают вас от других. Это могут быть ваши достоинства, таланты, жизненные принципы. На задание отводится 3-5 минут. Учитель просит подписать свои фамилии и сдать листочки. Записи вслух  читаются без фамилий, класс должен угадать, кто это написал. Если не угадывают, то автор сам себя называет.

(Обводят  на листе  свою руку. Предлагается  написать  на пальчиках  хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось  бы  изменить  в себе.)

Вывод:  нужно ценить свою индивидуальность и индивидуальность своего

                партнёра.

6.Игра «А я считаю так…»

На полу черта (середина), с одной стороны (+) – согласен, с другой (-) – не согласен. Ведущий зачитывает утверждения, те, кто согласен с утверждением встаёт на ту сторону, где (+), если не согласен на ту сторону, где (-), если у вас нет мнения по данному вопросу, вы встаёте на середину. В ходе игры подводятся итоги после каждого утверждения.

o   весна лучше осени;

Ø самый классный мультик «Покемон»;

Ø самый важный предмет – математика;

Ø играть в «компьютер» веселее, чем смотреть телевизор;

Ø лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше;

Ø самое прекрасное домашнее животное – кошка;

Ø самая классная музыка – хип-хоп;

Ø заниматься рыбалкой – старомодно;

Ø изучать иностранный язык легче, чем физику;

Ø война – это всегда плохо;

Ø учиться без «2» и «3» невозможно;

Ø всё знать в школе невозможно, но я могу преуспеть в чём-то одном.

              Мы познакомимся с правилами общения в нашем классе:

(Вывешаны на доске на отдельных листах)

1)     Уважай собеседника.

2)     Старайся понять то, о чем говорят другие.

3)     Отстаивай свое мнение тактично.

4)     Ищи лучшие аргументы.

5)     Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

6)     Стремись учитывать интересы других

  1. Упражнение «Давайте пофантазируем…»

 Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т.д.)

  1. Каким будет этот мир? Как люди будут в нем жить?
  2. Хорошо или плохо, что мы все  разные?
  3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Вывод: различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

  1. Игра «Собери пословицу» (работа в группах)

 – Какие же пословицы о дружбе, добре, мире вы знаете.

 (Разрезные пословицы, их смысл).  

Человек без друзей,

что дерево без корней.

Жизнь дана

на добрые дела

Мир строит,

война разрушает

Всякому мила

своя сторона

Семья в куче –

не страшна и туча

Старый друг

лучше новых двух

– Какие еще знаете? Пословица – это мудрость народная, давайте прислушиваться к ним.

Игра  «Класс без меня…»

– Наш класс – это тоже маленькая дружная семья. А вот какая она, чем увлекаются ребята, мы сейчас узнаем из игры «Класс без меня». Итак, продолжите фразу:  «Класс без меня был бы неинтересен, потому что я…»  (знаю много игр, хорошо рисую, умею петь, играю в футбол и др.) Какой же вывод? Мы все разные – но все-таки мы вместе! Хотелось бы, чтобы в нашей семье  всегда  царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было  бы ни ссор, ни ругани.

9. Творческая работа. «Дерево толерантности»

А сейчас проведем творческую работу. Нарисуем «Дерево толерантности».

Я раздам вам листья, а вы напишете на них, что по вашему, надо сделать, чтобы  наша школа стала  пространством  толерантности, то есть  чтобы отношения  в ней  стали  как можно более  толерантными». Затем листочки приклеиваете на дерево.

(Добавляем на ватман с деревом)
В конце  мне бы  хотелось  сказать, что наш  класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье  всегда  царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было  бы ни ссор, ни ругани. А что  же для этого нужно?
              
Китайская притча «Ладная семья»

  Жила – была на свете семья. Она была  не простая. Более 100 человек насчитывалось  в этой семье. И  занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы  скажете: ну и что, мало ли таких семей. Но дело в том, что семья была особая- мир и лад царили  в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк и раздоров.

  Дошел  слух об этой  семье  до самого  владыки  страны. И он решил  проверить, правду ли молвят люди. Прибыл  он в село и обрадовался:  кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо  детям, спокойно старикам. Удивился владыка  и решил  узнать, как  жители  села добились  такого лада, пришел к главе  семьи, расскажи мол,  как ты добиваешься  такого согласия и мира  в твоей  семье. Тот взял лист  бумаги  и стал что-то писать. Писал  долго, видно не очень силен  был в грамоте. Передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал  разбирать  каракули старика. Разобрал  с трудом  и удивился. Три слова были написаны  на бумаге:  ( как вы думает какие?) любовь, прощение, терпение. И в конце  листа : 100 раз  любовь, 100 раз терпение, 100 раз прощение.
   Прочел владыка и спросил: – и все?
– Да, – ответил старик. Это и есть основа жизни  всякой хорошей семьи, и мира тоже.

10. Чтение молитвы о встрече

В заключении  мы прочитаем молитву о встрече.

( строки по порядку раздать детям, которые они громко зачитывают)

Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам.
Не для того, чтобы  соответствовать  твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам.
Не для того, чтобы  соответствовать  моим ожиданиям.
Потому что  я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга –
То это прекрасно!
А если  нет- ну что ж, ничего не поделаешь…

11. Окончание классного часа

«Техасские объятия»
Все  встают  в круг лицом внутрь очень  тесно  друг другу. Затем  кладут  друг  другу  на плечи  руки, поднимают правую руку и вытягивают  ее к центру  круга и по команде  ведущего все  делают  шаг внутрь.


12. Заключительное слово учителя

Учитель: Я предлагаю вам, ребята, сфотографироваться совместно на память. Давайте сделаем так, чтобы, спустя годы, только увидев эту фотографию на телеэкране, в газете или в руках другого человека, мы бы спешили друг другу навстречу, потому что мы все — одноклассники!

 Итак, давайте  будем с большей долей терпения, уважения, симпатии, понимания относиться друг к другу, и тогда жить в обществе, где царит мир и согласие, нам станет намного проще.

Пусть вашим главным правилом по жизни станет следующие фразы: «Не оценивайте людей, а цените их» и закончить нашу встречу хочу словами Л.Н.Толстого: «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки».

nsportal.ru

Классный час (4 класс) на тему: Классный час “Мы такие похожие и такие разные” | скачать бесплатно

Мы такие похожие и такие разные.

Цели и задачи:

  1. учить детей общаться с разными людьми;
  2. воспитывать уверенность и самоуважение;
  3. воспитывать понимание ценности каждого человека.

Оборудование:

  1. изображение земного шара;
  2. листы с изображением контура человека;
  3. фигурки людей;
  4. карточки красного и черного цветов;
  5. нить, зажимы;
  6. карточки со словами-пояснениями;
  7. клей или скотч.

I. Беседа «Окружающие меня люди» 

Представьте, что наступила весна. В это время года все с нетерпением ждут прилета птиц, появления первых цветов, первых листочков на деревьях. При наблюдении мы понимаем, что…

Не бывает одинаковых листочков даже на одном дереве – они все разные, все отличаются друг от друга, каждый красив по – своему.

Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое, похожих друг на друга?

Поднимите руку те, кто сам для себя выбирал хоть одну часть своего тела: ухо или ресничку, глаз или рот…

Вывод: все дети (все люди) разные. В чем-то они похожи, но различия есть обязательно. В каждом есть что-то своё интересное, симпатичное.

Люди отличаются друг от друга не только внешне, но и обладают они разными качествами.

Скажите, а какие из качеств вам нравятся в людях?

Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к ним придираются. Стремясь быть сильными, часто люди всё же остаются в одиночестве.

Как быть в этой ситуации?

Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Какие же качества мы ценим в людях больше всего?

II. Информация «Почему у людей разный цвет кожи?» 

На планете Земля живут миллионы людей. Все они разные. 

Люди отличаются друг от друга не только по своим качествам и внешним признакам. Но и по цвету кожи.

Цвет кожи человека зависит в основном от того, где. В каком месте Земли жили его предки. Самые древние предки человека мало чем отличались друг от друга. Но когда они расселились по Земле, то попали в разные условия жизни. За сотни тысячелетий облик людей, живущих в разных местах земного шара, сильно изменился.

У потомков тех, кто жил в жарких районах Земли, постепенно появился тёмный или даже чёрный цвет кожи. Так организм человека приспособился защищаться от лучей солнца.

В умеренных и холодных районах, где солнечный свет слабее, выживали люди с более светлым оттенком кожи.

У людей, населявших степи и полупустыни Азии, где дули сильные ветры и где постоянные бури вздымали массы пыли, появилась особая складка на верхнем веке, защищавшая глаза от ветра и пыли.

В настоящее время люди свободно передвигаются по всему земному шару. И в любом климате проживают люди с разным цветом кожи.

Вопросы для обсуждения:

– У кого из вас есть друзья, внешне не похожие на вас?

– Любят ли они так же, как и вы, играть, читать?

Совершенно верно, каким бы ни был человек, интересы у него такие же…

III. Игра «Человек с планеты Земля» 

У вас на столе лежат листы с изображением контура человека.

Не важно, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек.

Подумайте и выберите , какие качества характера желательно иметь человеку, живущему на планете Земля.

(Из предложенного списка качеств дети выбирают только положительные, выписывают на фигурку человека)

добрый

сильный

преданный

весёлый

улыбчивый

чуткий

смелый

честный

внимательный

агрессивный

злой

нечестный

равнодушный

лживый

раздражительный

Дети вписывают качества и раскрашивают человечков.

А каким быть легче – добрым или злым?

Стихотворение

Быть легче добрым или злым?
Наверно легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Свое тепло другим.
Быть добрым – значит понимать,
И близких, и чужих.
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней,
Но все же посмотри:
Как много у него друзей,
А злой всегда один.

А какой, по-вашему,  должен быть друг?

  1. Искренний – правдивый, чистосердечный, откровенный, выражающий подлинные качества.
  2. Заботливый – проявляющий заботу по отношению к кому- либо.
  3. Верный – надежный, преданный.
  4. Вежливый – соблюдающий правила приличия.
  5. Особенный – непохожий на других.
  6. Отзывчивый – быстро отзывающийся на чужие просьбы. Всегда готовый помочь.
  7. Правдивый – честный, говорящий правду.
  8. Решительный – твердый, уверенный, непреклонный.
  9. Сердечный – добрый, чуткий.
  10. Смелый – не боящийся опасности.
  11. Чуткий – внимательный к людям.

IV. Заключительное слово учителя. 

Если люди будут обладать такими качествами, как доброта, милосердие, отзывчивость, чуткость, сострадание, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга.

Ради чего людям, живущим на одной планете, ненавидеть друг друга, воевать и ссориться? Все люди хотят быть счастливы, иметь детей, спокойно работать, весело отдыхать, иметь друзей.

Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что – то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя. И очень важно, чтобы рядом были ваши друзья.

Нужно уметь дружить и соблюдать законы дружбы.

Ребята, посмотрите на человечков, которых вы сделали.

Что у них общего? (Голова, руки, ноги.)

Чем они отличаются? (Одеждой, прической, цветом волос, цветом глаз)

Совершенно верно, все мы разные, у каждого есть свои особенности. Не говоря о внутреннем мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы ЛЮДИ. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным.

Прикрепите своих человечков на НИТЬ ДРУЖБЫ.

(В это время звучит песня о дружбе)

(На нить прикрепляются все фигурки. Нить прикрепляется на доске на уровне рисунка. Получается картинка – земной шар, опоясанный человечками.)

Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и черных, и цветных.

Надеюсь, что у вас будет много хороших друзей, а вокруг – много хороших людей. Надеюсь, сегодняшний разговор пойдет вам на пользу.

nsportal.ru

Классный час (4 класс) на тему: Классный час «Все – мы разные, все мы – равные!» | скачать бесплатно

             Класссный час   «Все – мы разные, все мы – равные!»

Цели:

  1. Познакомить обучаемых с понятием «толерантность»;
    2. Выявить основные черты толерантности;
    3. Сформировать представление о толерантном поведении
    4. Воспитывать чувство уважения друг к другу, развивать коммуникативную культуру поведения.

Ход занятия.

1. Сообщение темы классного часа.

Сегодня наш классный час: «Все – мы разные, все мы – равные!» будет посвящен взаимоотношениям между людьми. Но прежде, давайте послушаем одну сказку:

«Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: -Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю свою жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

– Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет.

Утром, когда алое солнце осветило Землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят четыре прекрасных девушки, одна другой краше.

– Вот, выбирай,- сказал волшебник. Одну зовут – Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Доброта.

– Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать.

– Твоя правда,- ответил волшебник,- все они хороши, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо – синие, у другой, как изумруд – зеленые, у третьей, как темный бархат – черные, у четвертой, как незабудки – голубые. Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку».

– Кого бы из прекрасных девушек выбрали бы вы?

– Почему так сложно сделать выбор?

– Почему Любовь выбрала Доброту?

– Что значит быть добрым человеком?

2. Формирование понятия «толерантность».

– Сегодня мы нередко слышим с телеэкранов, от ведущих политиков незнакомое нам до недавнего времени слово “толерантность”. А что оно означает, знаете? (выслушать мнение учеников)

Около двух веков назад во Франции жил князь Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правителях оставался министром иностранных дел. Это был человек, который учитывал настроения людей, уважительно к ним относился, при этом сохраняя свою точку зрения. Многие утверждают, что как раз от имени этого человека произошло понятие толерантность.

На разных языках это слово звучит по-разному, но смысл его единый: tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность; терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

– Как вы думаете, какими чертами должен обладать толерантный человек? Для того, чтобы это понять, мне необходим доброволец. Выйди, Паша, к доске! Твоя задача сейчас записывать те черты толейрантности, которые будут тебе ребята называть, а потом мы посмотрим, что же у нас получится. Приготовились? Начали!

После выполнения задания психологом подводится итог: быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все люди рождаются с одинаковым взглядом на мир, наши сердца одинаковы, наши грусть и радость, печали и счастье похожи. Но со временем некоторые люди забывают об этом, и тогда в наш дом приходит беда, возникают конфликты и войны.

Причина конфликтов в обществе – взаимоотношения между людьми, обидные слова, поступки, действия, оскорбляющие достоинства других людей намёки или прямые оскорбления.

Но в наших силах уберечь наш дом от бед и несчастья, и сделать так, чтобы люди жили в мире и согласии.

3. Основные черты толерантности.

Перед вами «Цветок толерантности». Рассмотрите лепестки этого красивого цветка.

Толерантность – это милосердие.

Толерантность – это сострадание.

Толерантность – это уважение.

Толерантность – это доброта души.

Толерантность – это терпение.

Толерантность – это дружба.

– Чем они отличаются? Что общего между ними? Какие бы вы добавили лепестки? (выслушать ответы учеников)

Если мы будем дарить такие цветы друг другу, тогда мы будем жить в мире, согласии и взаимопонимании.

4. Работа в группах. Формирование представлений о толерантном поведении.

Упражнение «Чем мы похожи».

Процедура проведения: члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства

с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного

роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группыне окажутся в кругу.


Упражнение «Комплименты».


Процедура проведения: ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент.

Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент,и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.
5. Размышление. Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация.

На перемене при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация.

Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?

3 ситуация.

Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

4 ситуация.

У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?

Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают спикера и высказывают общее решение группы.

– Так какова же цель разрешения любого конфликта?

6. Рефлексия. «Дерево Толерантности».

В конце нашего занятия, я предлагаю вам вырастить в нашем классе традиционное Дерево Толерантности. Для этого мы выполним творческую работу. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, надо сделать, чтобы наш класс, наша школа стала пространством толерантности. Затем листочки приклейте на дерево.

Примерные надписи:

1. Надо всех любить и уважать.

3. Понимать друг друга.

4. Научиться прощать.

6. Быть терпимыми.

7. Уважать пожилых людей.

8. Уметь слышать и слушать.

9. Уметь дать совет, выслушать совет другого.

10. Прислушиваться к мнению старших.

11. Не повышать голос друг на друга.

12. Быть милосердными.

13. Сострадать всем.

14. Принимать людей такими, какими они есть.

16. Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

17. Уважать права другого человека.

7. Заключение.

Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что наш сегодняшний разговор о толерантности оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Толерантность. Что это такое? –

Если спросит кто-нибудь меня,

Я отвечу: “Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся”.

Толерантность – это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что-то, где-то,

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди, цвета, крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово для живых!

nsportal.ru

Классный час для учащихся 4 класса “Все мы разные”

Тема: Все мы разные.

Цели: 1.Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению.

2. Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

3. Познакомить учащихся с Декларацией принципов толерантности.

Задача: Учащиеся должны осознать неодинаковость людей, научиться видеть различия между людьми, принимать как положительный факт.

Ход занятия.

  1. Орг. Момент. Постановка темы занятия.

На доске слайд фото людей разных рас.

– Кого видим на экране?

– Что можете сказать об этих людях? ( они разные)

– Итак тема нашей встречи : Все мы разные!( фото класса)

  1. Постановка целей занятия.

– Как вы думаете, что можно делать и чего можно достичь в ходе нашего общения?

  1. Представления и знакомство.

  1. Загадка про имя: (Нас не было, оно было. Нас не будет, оно будет. У каждого оно есть, но никому не принадлежит.

Имя- одно из различий между людьми.

  1. Игра «Звали…, зовут…, будут звать….

– Когда я был маленький, меня звали…, сейчас зовут…, когда буду взрослым, будут звать… .

(Спрашиваю 2-3 человек, а затем я говорю начало, а ребята конец фразы).

– Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково, по имени. Но для этого надо самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать. А у всех разное восприятие действительности и отношение к окружающим людям.

4.Сходства и различия.

На экране фото класса и одного человека.

– Посмотрите на эти фотографии. Что вы видите?

(Да, действительно, перед вами два класса. В одном ученики разные, а в другом ученики с одинаковой внешностью, способностями, характером.

– Давайте составим схему, где напишем сходства и различия между людьми.

Люди

Сходства Различия

(глаза, волосы,

Руки, ноги)

– Хорошо!

– А в каком классе хотели бы вы учиться, где люди разные или одинаковые?

– Чтобы ответить на данный вопрос, поднимите руки, кто за разных, поднимите руки, кто за одинаковых. Тем самым мы разделимся на две команды.

Слайд с вопросами:

    1. команда: Каким будет мир одинаковых людей?

    2. Команда: Как жить в мире, где столько разных людей?

Вывод: С одинаковыми людьми жить скучно. А так как мы все разные, то у нас разное мышление, восприятие, внутренний мир.

  1. Игра «Ладошки»

– А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? Мы постараемся ответить на данные вопросы, поиграв в игру «Ладошки».

Перед вами лежат вот такие ладошки. Вы должны на каждом пальчике написать свои качества. Например, это моя ладошка. Я: отзывчивая, добрая, весёлая, ответственная, дисциплинированная.

( Дети пишут, затем собираю ладошки, зачитываю несколько, они по качествам отгадывают своих одноклассников. Далее, когда зачитываю очередную ладошку, дети отгадывают. Я говорю:

– А вот и нет! Это ученик моего класса.

– Посмотрите на моего ученика и на своего товарища, с которым вы его спутали. Похожи ли они внешне?

– А что же у них общего, если вы ошиблись в выборе?

Вывод: Каждый человек индивидуален, ты один такой в мире. Но многим из нас присущи одинаковые черты характера. И зачитывая ваши работы, я убедилась в том, что вы разные, не похожи друг на друга. Мы становимся интересны друг другу, учимся чему- то друг у друга. Тогда мы разные!

  1. Физминутка.

Возьмёмся за руки, друзья.

Мы встали в круг и ты и я.

Шагнём мы в круг и раз, и два.

Сплотим ряды свои сперва.

Твоё плечо, моё плечо.

Пожмём мы руки горячо.

Закроем глазки мы, друзья

И скажем: Мы одна семья!

( В ходе физминутки выполняются движения.)

  1. Формирование определения понятия толерантность.

– Очень часто проблемы, с которыми сталкиваемся, мы не понимаем, как со стороны взрослых, так со стороны сверстников.

Жизнь- театр, у каждого свои роли. Сейчас поговорим о наших жизненных ролях. Например, я учитель, мама, соседка, дочь.

– У каждого из нас очень много жизненных ролей. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, другие нет.

Например, вы увидели, что учитель несёт большую стопку тетрадей. Что вы сделаете? (Конечно, поможете, даже если она не попросит.)

– А что иногда бывает, если мама просит сходить вынести мусор, когда вы смотрите интересный мультфильм? Только честно.

– Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?

– Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.

На рубеже 18-19 вв. во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах( и при революционном, и при Наполеоне, и при Людвиге 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Этот человек был талантлив во многих областях, более всего- в умении учитывать настроение окружающих, уважительно к ним относится. С именем этого князя связано понятие «Толерантность».

– Как вы думаете, исходя из качеств князя Перигора, какие определения толерантности подходят из указанных на экране?

(после ответов детей щелчок клавишей и на экране появляются верные ответы)

  1. Составление правил толерантного общения в классе.

– Мы говорили о толерантности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения в классе. Для этого вам понадобятся карточки, которые лежат у вас на партах. Вы должны закончить начатые предложения.

(Проверка. Зачитывание правил на слайде.)

  1. Рефлексия.

На доске солнышко, В котором надпись «Я толерантная личность».

– Если вы считаете, что вы уважительно относитесь к своим друзьям, цените их, понимаете, то ладошки прикрепите ближе к солнышку.

– Если считаете, что над своим поведением нужно немножко поработать, то чуть подальше.

(после этого делается учителем вывод по полученному результату)

  1. Итог.

В конце нашего занятия хотелось сказать, что ваш класс- это маленькая семья. И хотелось, чтобы в вашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ссор.

(Учителем читается молитва о встрече)

Дарятся подарки детям «Правила толерантного общения»

infourok.ru

Классный час в 4 классе «Все мы разные»

Классный час «Все мы разные»

Цель: формирование культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:– познакомить учащихся с понятием «толерантности», с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

– воспитывать у детей уважение к себе, сверстникам, старшим; умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением.

– развивать умение действовать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Оборудование:

  • карточки с ведущими понятиями урока

  • сюжетные картинки для сценки «Перед вами 2 дороги. Выбирайте…»

  • конверты с карточками (4 шт.)

  • фломастеры для каждой группы

  • бумажные листья

  • ватман с изображением дерева без листьев

  • плакат «Правила толерантного поведения»

  • магнитола

  • фотовыставка

План:

1. Организационный момент.

2. Введение в занятие. Игра «Я люблю себя за …»

3. Определение цели мероприятия.

4. Беседа. Мозговой штурм.

5. Сообщения детей.

6. Беседа.

7. Рассказ учителя по сюжетным картинкам «Перед вами 2 дороги. Выбирайте…»

8. Групповая работа.

9. Упражнение «Конфликты».

10. Творческая работа «Дерево толерантности».

11. Подведение итогов.

12. «Техасские объятия».

Эпиграф: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

Ход мероприятия:

1.Организационный момент. Дети рассажены по группам. В группе 5-6 человек.

(«Радость», «Удача», «Доброта», «Красота».)

2. Введение в занятие. Игра «Я люблю себя за …» Каждый из участников классного часа поднимается с места и говорит, за что он себя любит.

Учитель: Скажите, дети, это плохо, когда человек любит себя за что-то?

3. Определение цели мероприятия.

Учитель: Как вы думаете, ребята, о чём мы будем говорить на сегодняшнем классном часе?

Поговорим мы о любви.

Послушайте сказку. (Звучит спокойная мелодия, читается сказка)

Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:

– Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

– Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё е просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят 5 прекрасных девушек, одна другой краше.

– Вот выбирай, – сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

– Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого выбрать…

– Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, будешь дружить, но выбери 1 из них. Она будет подружкой тебе на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь…

? А кого бы выбрали вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки).

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

? Почему Любовь выбрала доброту? (Ответы детей).

4.Беседа. Мозговой штурм.

Сегодня наш разговор будет посвящен толерантности. 16 ноября ежегодно отмечается Международный день толерантности. Слово, возможно, не всем знакомо, да и звучит совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и тот, кто обладает чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.

Что такое толерантность, по-вашему? (Ответы детей помещаются на доску)

Давайте обобщим всё сказанное вами. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

Толерантность

  • Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению

  • Прощение

  • Сострадание

  • Принятие другого таким, какой он есть

  • Уважение прав других

  • Сотрудничество, дух партнёрства

  • Милосердие

  • Уважение человеческого достоинства

Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давай те послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках мира.

5. Сообщения детей.

  • В испанском языке он обозначает способность признавать отличные о своих собственных идеи или мнения.

  • Во французском – отношение. При котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

  • В английском – готовность быть терпимым, снисходительным

  • В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

  • В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;

  • В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.

– Какое из определений вам больше всех понравилось?

– Почему в разных странах различные определения?

– Что объединяет эти определения?

– Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

6. Беседа.

Мы живём с вами в 3 тысячелетии. Набирает обороты прогресс, техника пришла на службу человеку. По идее, жизнь должна стать спокойнее, размереннее. Но всё чаще мы слышим «жертва насилия», «беженец»…В настоящем мире происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно быстрое решение сложных социальных проблем. В последние годы увеличивается рост подростковой преступности, наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения, растёт количество антиобщественных организаций, которые вовлекают нашу молодёжь в экстремистские группировки.

Каждый из нас совершает в жизни разные поступки. В одних случаях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

7. Рассказ по сюжетным картинкам «Перед вами 2 дороги. Выбирайте…»

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

– Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.

– Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, – ответил молодой человек, сжав её руку.

– Отпусти. Видишь, у него сломана нога. У него кровь на штанине.

– А нам-то что. Сам виноват.

– Отпусти меня, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

– Говорю тебе: он сам виноват. Работать надо, а не попрошайничать, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

– Я всё равно подойду.

– Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда.

– Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты ничего не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одернула руку.

– Что с вами? – спросила она старика. – Что с вашей ногой?

– Я сломал её… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

– Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

– Спасибо, леди, спасибо…

– Послушай, – обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, – у тебя нет мобильника?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

– Иди отсюда! Никогда больше мне не звони и не приходи. Я больше знать тебя не хочу!

– Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

– У вас открытый перелом. Я пойду вызвать врача. Потерпите, – она быстро подошла к телефону-автомату.

– Девушка! – окликнул её мужчина. – Спасибо вам! – девушка обернулась и улыбнулась. – Вы обязательно найдёте своё счастье.

? Почему молодой человек отказался помочь?

? Как бы вы поступили в этом случае?

? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку плохо?

? Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Вывод: Сделав добро, человек становится чище, лучше, светлее. Если каждый из нас будет внимательней к любому человеку, с которым вступает в взаимодействие, будь то бродяга, бомж, случайный попутчик или друг – это и будет проявление доброты.

8. Групповая работа.

Каждой группе раздаются конверты с заданием. Разделить предложенные сочетания слов на 2 группы.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Непонимание

Доброжелательность

Игнорирование

Желание что-либо сделать вместе

Эгоизм

Понимание и принятие

Нетерпимость

Чуткость

Выражение пренебрежения

Любознательность

Раздражительность

Снисходительность

Равнодушие

Доверие

Цинизм

Гуманизм

Агрессивность

?Кто считает, что это про него?

9. Упражнение «Конфликты».

Каждая из групп вытягивает себе карточку с заданием.

(Разыгрывается конфликт в семье, школе, среди сверстников, на улице.)

Времa на подготовку – 7-10 минут. Затем команды по очереди выступают. (После выступления каждой команды ей задаются вопросы о чувствах участников конфликта. Подгруппы дают рекомендации насчет поведения в таких ситуациях как сделать его более толерантным.)

Вывод: Чаще всего невозможно сделать поведение полностью толерантным, но главное – это стремление сделать его таковым. Важно не то, что мы говорили и во что играли на протяжении занятия, а то, что вы из него вынесете в реальную жизнь, как измените, отношения с людьми, с которыми встречаетесь.

10.Творческая работа «Дерево толерантности».

Каждой группе выдаются по 4-5 «листочка». Даётся задание написать, что надо сделать, чтоб наша школа стала пространством толерантности, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.

11. Подведение итогов мероприятия.

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Кто считает, что сегодня мы не провели время даром и говорили о серьёзных вещах?

Разговор о толерантности не закончен, мы часто будем возвращаться к этой проблеме. Кроме того, мне бы хотелось сказать, что наш класс – это маленькая семья. И хотелось, чтоб в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание, не было ссор, ругани. А радость, удача, доброта, красота, любовь были нашими постоянными спутниками.

С вашей помощью я составила правила толерантного поведения. Кто со мной согласен – хлопните в ладоши.

  • Уважай собеседника.

  • Старайся понять то, о чем говорят другие.

  • Отстаивай свое мнение тактично.

  • Ищи лучшие аргументы.

  • Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

  • Стремись учитывать интересы других.

12. «Техасские объятия».

Дети становятся в круг лицом, держатся за плечи, вытягивают правую ногу вперёд и по команде учителя делают шаг вперёд. «Навстречу толерантности!».

Закончить наш классный час я хотела бы «Молитвой о встрече»:

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришёл в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь!

До новых встреч!!!

Литература.

1.Бочаров И. Права человека. Методика преподавания в школе. Пермь, 2004.

2. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: учеб.-метод.пособие для педагогов и студентов /Под.ред. Н.М.Борытько. – Волгоград: Изд-во ВГИППК РО, 2002.

3. Безлюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. – М.: Вербум, 2003.

4. Гревцева И.В. Что такое толерантность?// Классный руководитель, 2006, №4.

5. Декларация принципов толерантности // Учительская газета. – 2003., 13 сентября.

6. Самоделова Т., Буторина С. Формирование толерантного отношения в семье. // Воспитание школьников, 2007, №4.

7. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003.

www.metod-kopilka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *