Урок самопознания самостоятельность и ответственность 4 класс: Урок по самопознанию. Тема:Самостоятельность и ответственность

Содержание

Урок по самопознанию. Тема:Самостоятельность и ответственность

Тема: Самостоятельность и ответственность

Ценность: истина

Качества: единство мысли, слова и действия.

Педагог: Силаева Г. Г.

Класс:4класс

Количество учащихся: 7

Цель: развивать умение принимать самостоятельные и ответственные решения.

Задачи:

-раскрывать значение понятий «самостоятельный человек» и «ответственный человек»;

-развивать стремление к самостоятельности, ответственности;

-воспитывать ответственность за свои поступки и готовность оказывать помощь окружающим.

Ресурсы:(слайды, карточки к разминке, фонограмма)

Ход урока:

Вступительный этап урока: 10 минут

  • Орг. момент.

  • Позитивный настрой:

  • Ребята, я хочу пригласить вас совершить путешествие в «минутку тишины». Вы согласны?! (Ответы детей). Очень хорошо. Наше путешествие будет сопровождать красивая, волшебная музыка. Давайте послушаем ее (пауза).

  • Представьте, что перед нами раскрывается сказочная картина: дивный лес, удивительные животные, звери и птицы. Все они – дети Земли. Куланы, олени, лоси, зайцы, белочки доверчиво подходят к нам. В их глазах вера и надежда, что человек – это друг, который никогда их не обидит (пауза). Земля наполнена светом чудесного сияющего солнышка. Лучи солнца согревают всех детей Земли. Свет солнца дарит мир всему окружающему (пауза). От лучиков солнышка все становится ласковым и дружелюбным (пауза). Свет солнца соединяется с нашими самыми добрыми и нежными чувствами (пауза). Эти чувства мы посылаем своим близким и родным, своим друзьям и знакомым (пауза). Мы спешим делать добро (пауза).

    Все близкие и родные, друзья и знакомые сказали нам «спасибо». От этого нам становится приятно и легко. Запомним это чувство (пауза). Улыбнемся миру (пауза). Улыбнемся друг другу и пожелаем мира, добра, согласия себе и другим. Молодцы!

-Что важнее: добрые мысли или добрые дела?

-Какие добрые дела вы совершили за последнюю неделю?

  • Проверка домашнего задания:

  • Рисунок имени.

  • Что значит мое имя.

Анализ хода урока

Основной этап урока – 32 минуты

  • Объявление темы урока:

  • Самостоятельность и ответственность

  • Позитивное высказывание (цитата): “Человек несет ответственность за все, что он делает» Жан Батист Мольер

  • О как вы понимаете эту цитату?

  • ПОСЛОВИЦЫ:

-Прочитайте и объясните, приведите пример из жизниНе давши слова – крепись, а давши держись!

Нет большего позора, ка не выполнить уговора.

Сначала: «Помогу!», а потом «Не могу!»

-Самостоятельный и ответственный человек принимает решение, добивается намеченного собственными силами, добросовестно и осознанно относится к любому делу. На такого человека всегда можно положиться.

-Кого вы в своем окружении считаете ответственным или самостоятельным?

Рассказ учителя (Б Искаков «Даурен и Асет»):

  • Как вы думаете, кто из ребят проявил самостоятельность?

  • Кого из ребят можно назвать ответственным человеком?

  • В чём проявилась ответственность Асета?

(Ответы учащихся.)

Игра «Я ответственный»

– Я предлагаю вам поиграть и заодно поразмышлять над вопросом: «За что мы ответственны?»

Учитель зачитывает фразу. Если учащиеся с ней согласны, они хором произносят: «Это я, это я, это все мои друзья».

  • Кто несет ответственность

  • за свои знания,

  • за домашних животных,

  • за свое здоровье,

  • за порядок в своей комнате,

  • за погоду на улице,

  • за выполнение своих обязанностей по дому,

  • за порядок в квартире соседа,

  • за деревья, травы и цветы,

  • за сохранность автомобиля дяди Коли,

  • за настроение товарища?


Творческая работа:

  • Учитель предлагает учащимся поразмыслить над следующими ситуациями .

  • Ситуация 1. К вам на улице подошел малыш и со слезами на глазах сказал, что потерялся. Ваши действия?

  • Ситуация 2. В автобусе стало плохо пожилому человеку. Ваши действия?

  • Ситуация 3. Вы не умеете плавать, но видите, что тонет человек. Ваши действия?

  • (Ответы учащихся.)

– Перечислите дела, которые требуют ответственности.

Домашнее задание: – Поговорите со взрослыми о том, были ли в их жизни случаи, когда пришлось самостоятельно принимать ответственное решение. Придумайте историю, где было бы единство мысли, слова и дела.

  • Заключительный этап – 3 минуты

  • Представьте красивый искрящийся водопад прямо над вашей головой. Это – чистый водопад, вода которого проходит через все ваше тело (пауза). Слейтесь с этим водопадом (пауза). Теперь каждый из вас – водопад. Почувствуйте, как очищающая вода проходит от макушки через тело вниз, по рукам, до кончиков пальцев (пауза), дальше по животу (пауза) и доходит до пальцев ног. А затем впитывается в землю, унося с собой всю негативную энергию. Поблагодарим Матушку-Землю за то, что она помогает нам очищаться. Дает силы и здоровье.

  • Учитель читает медленно. Включает звуковой эффект – журчание или шум воды.

  • Спасибо вам всем, я вас люблю, до следующей встречи, до свидания.

Урок самопознания “Самостоятельность и ответственность” – Самопознание – В помощь учителю – Учительские университеты

План урока самопознания
Школа КГУ «Пресновская средняя школа»
Тема: Самостоятельность и ответственность
Ценность: праведное поведение
Качества: не нарушать обещания, говорить правду.
Педагог: Корнева Е.В.
Класс: 4
Количество уч-ся: 10
Цель: развитие умений учащихся принимать самостоятельные и ответственные решения через практику общечеловеческой ценности праведного поведения.
Задачи: – раскрывать значение понятий «самостоятельный человек» и «ответственный человек»;
–развивать стремление к самостоятельности, ответственности;
– воспитывать ответственность за свои поступки и готовность оказывать помощь окружающим.
Ресурсы:
(материа-
лы, источники)
Ход урока:
1. Организационный момент.
Позитивный настрой. Прогулка в влес.
-Ребята, какие ощущения вызвала у Вас прогулка в лес?
– Что Вы представили?
2. Проверка домашнего задания.
Б.Искаков
Даурен и Асет
По дороге в школу Даурен встретил своего одноклассника Асета и очень обрадовался.
– Ты задачу решил? Дай списать!
Асет достал из портфеля тетрадь по математике, но списывать не дал:
– Пока не выслушаешь мое объяснение, как решить задачу, тетрадь не получишь.
Высокий и сильный Даурен послушно сел на бордюр и внимательно выслушал Асета, который подробно объяснил решение задачи.
На уроке Даурен получил свою первую пятерку по математике.
На другой день, увидев Асета, он снова попросил товарища:
– Объясни мне задачу и дай списать.
– Нет, – ответил Асет. – Сам решай, а я послушаю.
Так Даурен самостоятельно решил задачу.
А Асет выполнил обещание, данное одноклассникам – научить Даурена самостоятельно решать задачи по математике.

Беседа по вопросам:
– Почему обрадовался Даурен увидев Асета?
-Правильно ли поступил Асет?
• Как вы думаете, кто из ребят проявил самостоятельность?
• Кого из ребят можно назвать ответственным человеком?
• Хотели ли вы иметь такого товарища как Асет и почему? Анализ хода урока
3. Позитивное высказывание (цитата)
«Человек несёт ответственность за всё, что он делает.»
Жан Батист Мольер, французский драматург.
• Давайте повторим цитату хором.
• Как вы понимаете данное высказывание?
4.Рассказывание Подарок учителя

Честное слово
По О.Богдановой
О.Калининой
Ребята решили всей компанией пойти в цирк. Собрали деньги на билеты и стали думать, кому поручить их купить.
– Давайте мне, – заявил Петухов. – Я там все ходы и выходы знаю. Приду за час до начала, куплю самые хорошие билеты и буду ждать вас у входа.

– А не подведешь? – усомнилась Наташа. Она почему-то на Васю не очень надеялась.
– Что ты! Честное слово! – поднял Петухов руку.
Утром ребята нарядно оделись и ровно в половине двенадцатого собрались около цирка. Васи еще не было видно. Но все понимали, что достать билеты в выходной день очень нелегко.
– Наверное, в очереди стоит, – посочувствовала Лена.
Прошло пять… десять минут… Вася не появлялся.
Мимо проходили, торопясь, оживленные, взволнованные мальчики и девочки. Они вынимали из карманов билеты и скрывались в дверях цирка.
У ребят радостное настроение начало сменяться тревогой. Куда же пропал Петухов?
До начала спектакля оставалось всего пять минут.
– А может быть, возьмем билеты сами? – робко предложила Лена.
Стали подсчитывать, у кого сколько денег. Но оказалось, что не хватит и на два билета, ведь накануне все отдали деньги Васе, оставили только на мороженое.
Стрелка на больших часах у входа подошла к двенадцати. Через неплотно закрытые двери вестибюля было слышно, как прозвучал третий звонок… Раздалась веселая музыка оркестра…
Ребята не сводили глаз с каждого подходящего автобуса, с каждого троллейбуса. Как обидно стоять и мерзнуть, когда в цирке такое интересное представление! У Лены даже выступили на глазах слезы.
В этот момент показался деловитый и озабоченный Петухов:
– Ну, как? Все собрались? Сейчас мы все организуем!
Но над кассой уже висело объявление: «На сегодня все билеты проданы».
Вопросы:
-Куда отправились ребята?
 Почему радостное настроение стало сменяться на тревогу?
– Как характеризует этот случай Васю Петухова?
-Какие чувства испытывали ребята в этой ситуации?
– -Как вы думаете, как ребята будут относиться к Васе? Почему?
 Что значит быть верным слову?

– Быть верным слову – добросовестно и ответственно относиться к своим обещаниям.

4. Творческая работа
(Дети делятся на группы.
Цветные круги достают из мешочка.)
1 группа: Соединить пословицы и объяснить.
Не давши слово-крепись, а давши-держись.
Нет большего позора, как не выполнить уговора.
Сначала: »Помогу!», а потом :»Не могу!»

2. группа Подумайте над ситуациями, ответь на вопросы и обыграйте их.
Ситуация 1. К вам на улице подошел малыш и со слезами на глазах сказал, что потерялся. Ваши действия?

Ситуация 2. В автобусе стало плохо пожилому человеку. Ваши действия?

Ситуация 3. Вы не умеете плавать, но видите, что тонет человек. Ваши действия?
5. Исполнение песни
Песенка про ответственность.
1.Ты мне скажи, где я должен быть?
Вовремя буду я там
Ты объясни, что и где купить?
Я с этим справлюсь сам.
1,2,3 меня считай
Дело мне ты смело поручай
И увидишь сам , как стараюсь я
Есть ответственность у меня.

2.Нужен помощник тебе в пути?
Я свою руку подам.
Скажешь кого тебе найти?
Его найду я сам.
Ты расскажи, что мне передать?
А я отправлю письмо.
Можешь секрет мне свой рассказать.
Смогу тебе помочь.
1,2,3 меня считай
Дело мне любое поручай
И увидишь сам, как стараюсь я.
1,2,3 с этим справлюсь я ) 3 раза

6. Домашнее задание.
Наметьте конкретные дела, которые требуют самостоятельности и ответственности.Укажите срок выполнения задуманного.(неделя)
-Удалось ли справиться с намеченным? Что помогло в этом? Что помешало?

8.Заключительная минута тишины.
-Ребята, сядьте удобнее,закройте глаза и вспомните о том , что было на уроке. Будьте всегда ответственными и самостоятельными.

Урок 17 Тема: «Учимся быть ответственными» | Поурочные планы по самопознанию 2 класс

Урок 17 Тема: «Учимся быть ответственными»