Сборник логических задач по математике для 4 класса.
1. В семье четверо детей. Им 5, 8, 13, 15 лет. Детей зовут Аня, Боря, Вера, Галя. Сколько лет каждому ребёнку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на 3?
( Вере 5 лет, Боре 8 лет, Ане 13 лет, Гале 15 лет)
2.Стрелок 10 раз выстрелил по мишени и выбил 90 очков. Сколько было попаданий в семёрку, восьмёрку и девятку, если десяток было четыре, а других попаданий и промахов не было?
( В семёрку попал 1 раз, в восьмёрку – 2 раза, в девятку – 3 раза)
3. Катя и Соня подсчитывали количество дней в четырёх годах, следующих один за другим. У Кати получилось 1460 дней, а у Сони – 1461 день. Кто из них подсчитал правильно?
( Соня, так как она учла один високосный год.)
4. Пильщики распиливают бревно на метровые обрубки. Длина бревна 5 метров. Распиловка бревна поперёк занимает полторы минуты. За сколько минут распилили бревно?
( За 6 минут.)
5. Банка с мёдом весит 500 г. Та же с керосином весит 350 г. Керосин легче мёда в 2 раза. Сколько весит пустая банка?
( 200 г.)
6. Сколько четырёхместных лодок понадобится, чтобы перевезти одновременно 18 человек?
( 5 лодок)
7. На двух кустах сидели 16 воробьёв. Со второго куста улетели 2 воробья, а затем с первого куста на второй перелетели 5 воробьёв. После этого на каждом кусте оказалось одно и то же число воробьёв. Сколько воробьёв было вначале на каждом кусте?
( 12 и 4 воробья)
8. Дочери в настоящее время 8 лет, а матери 38. Через сколько лет мать будет втрое старше дочери?
( через 7 лет.)
9. Ерлан идёт от дома до школы 30 минут, а его брат Темирлан – 40 минут. Темирлан вышел из дома на 5 минут раньше Ерлана. Через сколько минут Ерлан догонит Темирлана?
( через 15 минут)
10. В клетке находятся фазаны и кролики. У всех животных 35 голов и 94 ноги. Сколько в клетке кроликов и сколько фазанов?
( кроликов – 12, фазанов – 23)
11. Часы с боем отбивают один удар за 1 секунду. Сколько времени потребуется часам, чтобы отбить 12 часов?
( 11 с)
12. Три курицы за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней?
( 12 яиц)
13.По столбу высотой 10 метров взбирается улитка. Днём она поднимается на 5 метров, а ночью опускается на 4 метра. Через сколько дней улитка достигнет вершины столба?
( через 6 дней)
14. У мальчика столько сестёр, сколько и братьев. А у его сестры вдвое меньше сестёр, чем братьев. Сколько братьев и сколько сестёр в этой семье?
( 4 брата, 3 сестры)
15. Несколько детей собирали макулатуру. А каждый мальчик собрал по 21 кг, а каждая девочка по 15 кг. Всего ребята собрали 174 кг макулатуры. Сколько мальчиков и сколько девочек собирали макулатуру?
( 4 мальчика и 6 девочек)
16.На трёх полках 44 книги. После того как 3 книги с третьей полки переложили на вторую, на первой и третьей полках книг стало поровну, а на второй – вдвое больше, чем на первой. Сколько книг было на каждой полке первоначально?
( 11,19,14 книг)
17. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?
( 8 часов)
18. высота столба 20 метров. Муравей ползёт по нему и поднимается за день на 5 метров вверх, а за ночь опускается на 4 метра вниз. За сколько дней муравей доползёт до вершины столба?
( за 16 дней)
19. Высота сосны 20 метров. По ней ползёт улитка, каждый день поднимаясь на 2 метра вверх и каждую ночь опускаясь на 1 метр вниз. За сколько дней улитка поднимется на вершину сосны?
( за 19 дней)
20. На одном дереве сидели 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?
( ни одной, остальные улетели)
21. Кирпич весит 1 кг и ещё пол кирпича. Сколько весят 5 кирпичей?
( 10 кг, так как один кирпич весит 2 кг.)
22. Три кошки съедают 3 мышек за 1 час 30 минут. За какое время съедают 10 кошек 20 мышек?
( за 3 часа)
23.Из 1 т молока получилось 80 кг сыра. Сколько молока нужно для получения в 2 раза меньшего количества сыра?
( 500 кг)
24.Моток проволоки весит 4 кг. Каждый её дециметр весит 8 г. Какова длина проволоки?
( 50 метров)
25.Мальчик прочитывал по 77 страниц каждое воскресенье. Сколько страниц за все воскресенья года прочитал мальчик?
( 4004 страницы)
( 6 яблок)
27.У кенгуру насморк. Он пользуется квадратными платками размером
25 х 25 см. За 8 дней кенгуру израсходовал 3 м² ткани. Сколько платков в день использовал кенгуру?
( 6 платков)
28. Сколько раз минутная стрелка обгоняет часовую за сутки?
( 23 раза)
29. У троих братьев всего 9 карандашей. У младшего на 1 карандаш меньше, а у старшего – на 1 карандаш больше, чем у среднего. Сколько карандашей у каждого из братьев?
( 2,3,4 карандаша)
30. В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько всего партий они сыграли?
( 20 партий)
Сборник логических задач для 4 класса.
1. В семье четверо детей. Им 5, 8, 13, 15 лет. Детей зовут Аня, Боря, Вера, Галя. Сколько лет каждому ребёнку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на 3?
( Вере 5 лет, Боре 8 лет, Ане 13 лет, Гале 15 лет)
2.Стрелок 10 раз выстрелил по мишени и выбил 90 очков. Сколько было попаданий в семёрку, восьмёрку и девятку, если десяток было четыре, а других попаданий и промахов не было?
( В семёрку попал 1 раз, в восьмёрку – 2 раза, в девятку – 3 раза)
3. Катя и Соня подсчитывали количество дней в четырёх годах, следующих один за другим. У Кати получилось 1460 дней, а у Сони – 1461 день. Кто из них подсчитал правильно?
( Соня, так как она учла один високосный год.)
4. Пильщики распиливают бревно на метровые обрубки. Длина бревна 5 метров. Распиловка бревна поперёк занимает полторы минуты. За сколько минут распилили бревно?
( За 6 минут.)
5. Банка с мёдом весит 500 г. Та же с керосином весит 350 г. Керосин легче мёда в 2 раза. Сколько весит пустая банка?
( 200 г.)
6. Сколько четырёхместных лодок понадобится, чтобы перевезти одновременно 18 человек?
( 5 лодок)
7. На двух кустах сидели 16 воробьёв. Со второго куста улетели 2 воробья, а затем с первого куста на второй перелетели 5 воробьёв. После этого на каждом кусте оказалось одно и то же число воробьёв. Сколько воробьёв было вначале на каждом кусте?
( 12 и 4 воробья)
8. Дочери в настоящее время 8 лет, а матери 38. Через сколько лет мать будет втрое старше дочери?
( через 7 лет.)
9. Ерлан идёт от дома до школы 30 минут, а его брат Темирлан – 40 минут. Темирлан вышел из дома на 5 минут раньше Ерлана. Через сколько минут Ерлан догонит Темирлана?
( через 15 минут)
10. В клетке находятся фазаны и кролики. У всех животных 35 голов и 94 ноги. Сколько в клетке кроликов и сколько фазанов?
( кроликов – 12, фазанов – 23)
11. Часы с боем отбивают один удар за 1 секунду. Сколько времени потребуется часам, чтобы отбить 12 часов?
( 11 с)
12. Три курицы за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней?
( 12 яиц)
13.По столбу высотой 10 метров взбирается улитка. Днём она поднимается на 5 метров, а ночью опускается на 4 метра. Через сколько дней улитка достигнет вершины столба?
( через 6 дней)
14. У мальчика столько сестёр, сколько и братьев. А у его сестры вдвое меньше сестёр, чем братьев. Сколько братьев и сколько сестёр в этой семье?
( 4 брата, 3 сестры)
15. Несколько детей собирали макулатуру. А каждый мальчик собрал по 21 кг, а каждая девочка по 15 кг. Всего ребята собрали 174 кг макулатуры. Сколько мальчиков и сколько девочек собирали макулатуру?
( 4 мальчика и 6 девочек)
16.На трёх полках 44 книги. После того как 3 книги с третьей полки переложили на вторую, на первой и третьей полках книг стало поровну, а на второй – вдвое больше, чем на первой. Сколько книг было на каждой полке первоначально?
( 11,19,14 книг)
17. Который сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей?
( 8 часов)
18. высота столба 20 метров. Муравей ползёт по нему и поднимается за день на 5 метров вверх, а за ночь опускается на 4 метра вниз. За сколько дней муравей доползёт до вершины столба?
( за 16 дней)
19. Высота сосны 20 метров. По ней ползёт улитка, каждый день поднимаясь на 2 метра вверх и каждую ночь опускаясь на 1 метр вниз. За сколько дней улитка поднимется на вершину сосны?
( за 19 дней)
20. На одном дереве сидели 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве?
( ни одной, остальные улетели)
21. Кирпич весит 1 кг и ещё пол кирпича. Сколько весят 5 кирпичей?
( 10 кг, так как один кирпич весит 2 кг.)
22. Три кошки съедают 3 мышек за 1 час 30 минут. За какое время съедают 10 кошек 20 мышек?
( за 3 часа)
23.Из 1 т молока получилось 80 кг сыра. Сколько молока нужно для получения в 2 раза меньшего количества сыра?
( 500 кг)
24.Моток проволоки весит 4 кг. Каждый её дециметр весит 8 г. Какова длина проволоки?
( 50 метров)
25.Мальчик прочитывал по 77 страниц каждое воскресенье. Сколько страниц за все воскресенья года прочитал мальчик?
( 4004 страницы)
26. В корзине меньше 10 яблок. Эти яблоки можно поровну разделить между двумя или тремя девочками. Догадайся, сколько яблок в корзине?
( 6 яблок)
27.У кенгуру насморк. Он пользуется квадратными платками размером
25 х 25 см. За 8 дней кенгуру израсходовал 3 м² ткани. Сколько платков в день использовал кенгуру?
( 6 платков)
28. Сколько раз минутная стрелка обгоняет часовую за сутки?
( 23 раза)
29. У троих братьев всего 9 карандашей. У младшего на 1 карандаш меньше, а у старшего – на 1 карандаш больше, чем у среднего. Сколько карандашей у каждого из братьев?
( 2,3,4 карандаша)
30. В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько всего партий они сыграли?
( 20 партий)
kopilkaurokov.ru
Детям 15, 8, 5, 13 лет. Их имена Ваня, Оля, Витя, Гена. Сколько лет каждому из них, если один мальчик ходит в детский сад, Ваня старше Оли, если сложить возраст Вани и Вити, число будет делиться на 3.
Решение:
- В детский сад ходит Витя ему 5 лет
- Ване 13 лет 13 + 5 = 18(делится на 3)
- Оле – 8 (Ваня старше Оли)
- Гене – 15 лет
На олимпиаде три команды набрали 285 баллов. При условии, что команда 24-ой школы набрала бы меньше на 8 баллов, 46-ой школы на 12 балов меньше, а команда школы номер 12 на 7 балов меньше, тогда все команды набрали бы баллов поровну. Назови количество баллов, которое набрали команды 12 и 24 школ вместе.
Решение:
- 1) 12 + 8 + 7 = 27
- 2) 285 – 27 = 258
- 3) 258 : 3 = 86
- 4) 86 + 8 = 94
- 5) 86 + 12 = 98
- 6) 86 + 7 = 93
- 7) 94 + 93 = 187
Лучник сделал 10 выстрелов по мишени, которыми выбил 90 очков. Попаданий в 10 было 4, все остальные выстрелы попадали в семерку, восьмерку или девятку. Сколько было попаданий в каждую цифру кроме десяток.
Решение:
- 1) 10 * 4 = 40
- 2) 90 – 40 = 50
- 3) 10 – 4 = 6
- 4) 6 * 7 = 42
- 5) 50 – 42 = 8
- 6) 8 -1 – 1 = 6
- 7) 6 : 2 = 3
- 8) 3 – выстрела по 9, 2 по 8 и 1 по 7.
В банк привезли 1 миллион рублей рублевыми купюрами. Сколько понадобится рабочих дней, чтобы пересчитать купюры, если:
- 1 000 000 : 3600 = 41550 рабочих дней 46 минут 40 секунд
В коробке лежат 24 геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты). Известно, что квадратов в 7 раз меньше, чем треугольников. Сколько в коробке лежит каждой из фигур?
Решение:
- 1) 24: 7 = 3 остаток 3 (3 квадрата не может быть т. к. не остается места для кругов, значит квадратов 2 или 1)
- 2) Если квадратов 2, то 7 * 2 = 14 (треугольников)
- 3) 24 – 14 = 10 (кругов и квадратов)
- 4) 10 – 2 = 8 (кругов)
- 5) Если квадрат 1 то 7 * 1 = 7 (треугольников)
- 6) 24 – 7 = 17 (кругов и квадратов)
- 7) 17 – 1 = 16 (кругов)
Пильщики распиливают бревно на метровые бруски. Длина бревна 5 м. Распиловка бревна поперёк занимает полторы минуты. Сколько минут понадобилось, чтобы распилить бревно?
Решение:
- 1) 1 мин. 30 сек * 4 = 6 мин.
Масса банки с керосином составляет 350 г, такая же банка меда весит 500 г. Вычисли вес пустой банки, если керосин легче меда в 2 раза.
Решение:
- X – керосин
- 2x – мед
- y – банка
- X + y = 350 масса банки с керосином
- X = 350 – y
- 2x = 2(350 – y)
- 2x + y = 500 масса банки с медом
- 2x = 500 – y
- 2(350 – y) = 500 – y
- 700 – 2y = 500 – y
- 2y – y = 700 – 500
- 2y – y = 200
- y = 200
- Ответ: масса пустой банки 200 грамм.
Сколько четырёхместных лодок понадобится, чтобы перевезти одновременно 18 человек?
Решение:
- 1) 18 : 4 = 4 ост 2
- Ответ понадобится 5 лодок. 4 по 4 человека и одна 2 человека.
На двух крышах сидели 16 голубей. После того как с первой на вторую крышу перелетели 5 голубей, а со второй на первую 2 голубя, на обеих крышах голубей стало поровну. Сколько голубей на каждой крыше было сначала?
Решение:
- 1) 16 : 2 = 8
- 2) 8 – 2 = 6
- 3) 6 + 5 = 11
- 4) 16 – 11 = 5
- Ответ: на первой было 11 на вторй 5.
Ваня и Саша подсчитывали, сколько дней в четырёх годах, следующих друг за другом. У Вани получилось 1460 дней, а у Саши – 1461 день. Кто из мальчиков посчитал неправильно?
Решение:
- Известно, что раз в четыре года бывает високосный год, в котором 366 дней. Ваня не посчитал его. Поэтому у него вышло неправильно.
Нужно переправить с одного берега на другой козла, капусту и волка. Волка нельзя оставлять с козлом, козла с капустой. В лодке 2 места, то есть с собой можно взять только одного волка, или козла, или одну капусту.
Решение:
Сначала везем козла, возвращаемся, везем капусту на берег где козел, козла забираем обратно на берег где остался волк, волка забираем, козла оставляем, волка отвозим к капусте и возвращаемся за козлом, перевозим козла.
mat-zadachi.ru
Олимпиада по логике
4 класс
Сегодня тебе предстоит расколоть Орешек знаний – выполнить олимпиадные задания! Внимательно читай задания, не спеши!
Задачи, оцениваемые в 3 балла
Опытный дрессировщик может вымыть слона за 40минут, а его сыну для этого потребуется 2 часа. За какое время они вымоют трех слонов, работая вдвоем?
____________________________________________________________________
Составь слова используя все буквы:
А О С Н В М Т К О _____________________________________
Б И Ь И Л У Н Д К______________________________________
Заполни цифрами квадрат так, чтобы сумма чисел по всем направлениям была равна 75:
Из чисел 7 305, 50 307, 7 503, 735, 77 053, 5 370 выписать те, что меньше 75 сотен?
______________________________________________________________________
К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.:
Хвост Нервы
________ __________
Холод Трубы
Перстень жизнь
_________ ____________
Характер конфета.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
Когда идет дождь, кошка сидит в комнате или в подвале.
Когда кошка в комнате, мышка сидит в норке, а сыр лежит в холодильке. Если сыр на столе, а кошка – в подвале, то мышка в комнате. Сейчас идет дождь, а сыр лежит на столе. Тогда обязательно:
(A) кошка в комнате;
(B) мышка в норке;
(C) кошка в комнате или мышка в норке;
(D) кошка в подвале, а мышка в комнате.
Итальянский флаг красно-бело-зеленого цвета. Какая ягода в разрезе помогла итальянцам выбрать эти цвета?_________________________________________
Для обслуживания международной конференции необходимо собрать группу переводчиков. Собери одну группу, в которой переводчики владеют четырьмя иностранными языками: английский, китайским, французским и корейским. Стоимость их услуги не должна превышать 12000 рублей. Можно ли собрать такую группу? Если это возможно, укажи в ответе фамилии переводчиков и стоимость.
переводчики | языки | стоимость услуг |
Арбузов | Китайский, корейский | 7000 |
Бубнов | Английский, китайский | 6000 |
Варейко | Английский | 2500 |
Гномов | Английский, французский | 5500 |
Дятликов | Французский | 2000 |
Ерошкин | Корейский | 4000 |
Жарптицин | Китайский | 3500 |
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Апельсин и мандарин весят вместе 500 г, апельсин и яблоко весят вместе 800 г, яблоко и мандарин весят вместе 600 г. Сколько весят они по отдельности?________________________________________________________
____________________________________________________________________
Дедушку спросил внук: «Сколько тебе лет?». Дедушка ответил: «Если проживу половину того, что я прожил, да еще 1 год, то мне будет 100 лет». Сколько лет дедушке? ___________________________________________________________
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
Коля поймал за 5 дней 512 мух. Каждый день он отлавливал столько мух, сколько во все предыдущие дни вместе. Сколько мух поймал он за каждый из этих дней?
Расшифруй ребус ________________________________
Меняя в слове по одной букве, получи из первого слова последнее.
multiurok.ru
Логические задачи для 4 класса.
Работа в группах. 1 группа.
Задача №1:
Беседуют трое: Белокуров, Чернов и Рыжов. Брюнет сказал Белокурову: «Любопытно, что один из нас русый, другой – брюнет, а третий – рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии». Какой цвет волос имеет каждый из беседующих?
Решение:
Составить таблицу : отметить в ней каждое утверждение знаком «-»
Белокуров | Чернов | Рыжов | |
белокурый | |||
брюнет | |||
рыжий |
Ответ:
Работа в группах. 2 группа.
Задача №2
Александр, Борис, Виктор и Григорий – друзья. Один из них – врач, другой – журналист, третий – спортсмен, а четвёртый – строитель. Журналист написал статьи об Александре и Григории. Спортсмен и журналист вместе с Борисом ходили в поход. Александр и Борис были на приёме у врача. У кого какая профессия?
Решение:
Составить таблицу : отметить в ней каждое утверждение знаком «-»
Александр | Борис | Виктор | Григорий | |
врач | ||||
журналист | ||||
спортсмен | ||||
строитель |
Ответ:
Работа в группах. 3 группа.
Задача №3
В кругу сидят Иванов, Петров, Марков и Карпов. Их имена: Андрей, Сергей, Тимофей и Алексей. Известно, что:
Иванов не Алексей и не Андрей;
Сергей сидит между Марковым и Тимофеем;
Карпов не Сергей и не Алексей;
Петров сидит между Карповым и Андреем.
Назовите имя и фамилию каждого.
Решение:
Составить таблицу : отметить в ней каждое утверждение знаком «-»
Андрей | Сергей | Тимофей | Алексей | |
Иванов | ||||
Петров | ||||
Марков | ||||
Карпов |
Ответ:
Работа в группах. 4 группа.
Задача №4
В семье четверо детей , им 5,8,13 и 15 лет. Их зовут Аня, Боря, Вера и Галя. Сколько лет каждому ребёнку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на три?
Решение:
Составить таблицу : отметить в ней каждое утверждение знаком «-»
Аня | Боря | Вера | Галя | |
5 | ||||
8 | ||||
13 | ||||
15 |
Ответ:
Работа в группах. 5 группа.
Задача №5
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в соревновании, причём никакие два мальчика не делили между собой какие-нибудь места. На вопрос, кто какое место занял, Коля ответил: «Ни первое, ни четвёртое»; Борис сказал : «Второе», а Вова заметил, что он был не последним. Какое место занял каждый из мальчиков?
Решение:
Составить таблицу : отметить в ней каждое утверждение знаком «-»
Коля | Боря | Вова | Юра | |
Первый | ||||
Второй | ||||
Третий | ||||
Последний |
Ответ:
https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/prochee/sbornik-loghichieskikh-zadach-dlia-4-klassa
http://ppt4web.ru/matematika/logicheskie-zadachi.html
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа
Цель урока: развитие логического мышления при решении нестандартных задач.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Ребята, расшифруйте данную анаграмму
– ГИКОАЛ? (Иголка, логика).
– Какое из этих слов непосредственно связано с
предметом математики? (Логика).
– Так какие же задачи мы сегодня будем решать на
уроке? (Задачи логического характера).
– Тема нашего урока: Решение задач логического
характера, нестандартных задач, с помощью
определенного метода решения.
– Какие мы с вами уже рассматривали типы
нестандартных задач на кружке математики, на
уроках математики?
II. Проверка домашнего задания
– Я вам на дом тоже задала нестандартные задачи.
1) – Был дан математический ребус, при решении, которого вы использовали метод перебора. Перебор должен быть грамотным, т. е. таким, чтобы при его использовании были рассмотрены все случаи, которые могут представляться, а кроме того, отброшены негодные варианты.
– Какой получился пример на сложение?
д о с к а 2 9 7 5 0
+ д о с к а + 2 9 7 5 0
+ д о с к а + 2 9 7 5 0
л о д к а 8 9 2 5 0
– Было задание уметь очень хорошо
объяснить.
Пойдет к доске и объяснит нам… .
2) – Прочитайте 2 задачу:
Как из восьмилитрового ведра с молоком отлить 1 литр с помощью трехлитровой банки и пятилитрового бидона?
– К какому типу относиться данная задача? (Задача на переливание с помощью трех сосудов, при этом разрешаются только две операции: опорожнить один сосуд и наполнить до краев другой).
Пойдет к доске объяснить решение… .
|
|
3) 3 домашние задание я спрошу после устного счета. (Узнать все о белом медведе, в числовых данных).
III. Устный счет
– Эти герои из какого произведения? («Дядя
Федор, пёс и кот»).
– Кто написал эту повесть–сказку? (Э.
Успенский).
– Они пришли к нам на урок с заданиями для нас.
Кот Матроскин хочет проверить, как мы считаем
устно.
Задание от кота Матроскина
– Какой медведь самый крупный? (Белый медведь)
159 |
163 |
136 |
123 |
27 |
90 |
237 |
41 |
14 |
1) Узнайте длину тела белого медведя (в
см), выполнив действие по программе:
– Выберите из I строки наименьшее число.
– Выберите из II строки наибольшее число.
– Из III строки выберите не наименьшее и не
наибольшее число.
– Найдите сумму выбранных трех чисел. (300 см).
– Выберите длину тела белого медведя в дм, в м. (30
дм, 3 м).
2) Узнайте массу белого медведя (в кг).
– Назовите геометрические фигуры, которые
встречаются в этом задании? (Трапеция,
окружность, ромб, прямоугольник,
четырехугольник).
– Какая фигура лишняя? Почему?
– Расшифруйте математический клубок.
3) Узнайте, с какой скоростью могут бегать белые медведи, при такой длине тела и массе. Выполните решение по алгоритму: (40 км).
– Что вы можете сказать о белом медведе?
IV. Повторение пройденного
– Дядя Федор и пес Шарик хотят проверить, как мы решаем задачи.
1. Два ученика решают самостоятельно задачу у доски, с последующей проверкой.
Задача для 1 ученика: На корабле «Пиратское счастье» несколько кошек, несколько матросов, кок и одноногий капитан. У всех них, вместе взятых, 15 голов и 41 нога. Сколько кошек было на корабле? (Тип задачи – «Ноги, головы»).
1) 41 – 1 = 40 (ног) – без капитана;
2) 15 – 1 = 14 (голов) – без капитана;
3) 14 – 2 = 28 (ног) – у каждого есть хотя бы по 2 ноги;
4) 40 – 28 = 12 (ног) – для кошек;
5) 12 : 2 = 6 (кошек)
Ответ: 6 кошек было на корабле.
Задача для 2 ученика: Колхозница продавала на рынке яйца. Первая покупательница купила у нее половину яиц и еще пол-яйца, вторая – половину остатка и еще пол-яйца, а третья – последние 10 яиц. Сколько яиц принесла колхозница на рынок? (Тип задачи – решение от конца к началу. Задача про неизвестное число).
Х |
43 |
: 2 |
. 5 |
– 0,5 |
+ 0,5 |
: 2 |
. 5 |
– 0,5 |
+ 0,5 |
– 10 |
+ 10 |
0 |
0 |
(яйца) – принесла колхозница на рынок
Задача 3. А, Б, В и Г – друзья.
Один из них – врач, другой журналист, третий –
тренер спортивной школы и четвертый строитель.
Журналист написал статьи об А и Г. Тренер и
журналист вместе с Б ходили в поход. А и Б были на
приеме у врача. У кого какая профессия?
– Тип задачи? (Логическая задача).
– Каким способом удобнее решить эту
задачу? (При помощи таблицы).
– А почему? (Мысленно решить эту задачу трудно,
можно легко запутаться. Применение таблиц
значительно ускоряет, почти автоматизирует
решение задачи)
– Как будем оформлять эту задачу? (В левом
столбце таблицы напишем друзей – А, Б, В, Г. В
верхней строке – их профессии).
– По условию видно… .
– Отсюда следует… .
Профессии Имена |
врач |
журналист |
тренер |
строитель |
А |
– |
– |
+ |
– |
Б |
– |
– |
– |
+ |
В |
– |
+ |
– |
– |
Г |
+ |
– |
– |
– |
Физкульт-музыка
Задача 4. В ящике лежат 100 белых,
100 красных, 100 синих и 100 черных шаров. Какое
наименьшее число шаров надо вытащить, не
заглядывая в ящик, чтобы среди них было не меньше
чем 3 шара одного цвета?
– Как мы с вами называем такие задачи? (В худшем
случае).
– В лучшем случае сколько надо взять шаров? (3
шара).
– А в худшем случае, какое наименьшее число
шаров надо вытащить, не заглядывая в ящик, чтобы
среди них было не меньше, чем 3 шара одного цвета?
(9 шаров).
– Объясните, как вы рассуждали
Задача 5. В феврале было 7 ясных и безветренных дней, 15 дней был ветер и 12 дней шел снег. Сколько дней была метель?
– Сколько дней в феврале?
– Какой сей час год – високосный или не
високосный?
– Значит, сколько дней в феврале этого года?
– Какая погода в метель?
– При помощи чего удобнее решить эту задачу. (При
помощи кругов Эйлера).
– Через множество В, что обозначим? (Сколько
дней был ветер).
– Через множество С, что обозначим? (Сколько
дней был снег).
– В пересечение множеств, что обозначим? (Сколько
дней была метель, т.к. метель – это ветер и снег).
– Где обозначим, сколько было ясных дней?
– Где обозначим, сколько было всего дней в
феврале?
– Решаем самостоятельно.
– Объяснит решение… .
1) 28 – 7 = 21 (дней) – без ясных дней;
2) 21 – 15 = 6 (дней) – шел только снег;
3) 21 – 12 = 9 (дней) – был только ветер;
4) 21 – (6 + 9) = 6 (дней) – была метель.
Проверка:
6 + 9 + 6 + 7 = 28 (дней) – всего.
Задача 6. Сколько квадратов изображено на рисунке?
4 + 5 + 3 + 1 = 13 (квадратов)
V. Итог. Оценки
– Чем мы сегодня занимались на уроке?
VI. Домашнее задание «Кенгуру» – 2011 г.
Задание на урок.
1. На корабле «Пиратское счастье» несколько кошек, несколько матросов, кок и одноногий капитан. У всех них, вместе взятых, 15 голов и 41 нога. Сколько кошек было на корабле?
2. Колхозница продавала на рынке яйца. Первая покупательница купила у нее половину яиц и еще пол–яйца, вторая – половину остатка и еще пол-яйца, а третья – последние 10 яиц. Сколько яиц принесла колхозница на рынок?
3. А, Б, В и Г – друзья. Один из них – врач, другой
журналист, третий – тренер спортивной школы и
четвертый строитель. Журналист написал статьи об
А и Г.
Тренер и журналист вместе с Б ходили в поход. А и Б
были на приеме у врача. У кого какая профессия?
4. В ящике лежат 100 белых, 100 красных, 100 синих и 100 черных шаров. Какое наименьшее число шаров надо вытащить, не заглядывая в ящик, чтобы среди них было не меньше чем 3 шара одного цвета?
5. В феврале было 7 ясных и безветренных дней, 15 дней был ветер и 12 дней шел снег. Сколько дней была метель?
6. Сколько квадратов изображено на рисунке?
19.03.2012
urok.1sept.ru
Конспект внеурочного занятия по логике в 4 классе.
Тема занятия: Развитие логического мышления.
Цель занятия: Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения.
Задачи занятия:
Образовательные:
– формировать общие способности искать и находить решения, необычные способы достижения требуемого результата, подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающие:
– развивать мышление в процессе формирования основных приёмов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, делать выводы;
– развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся.
Воспитательные:
– воспитывать систему нравственных межличностных отношений;
-формировать потребность в здоровом образе жизни.
Планируемые результаты.
Личностные УУД
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
-формирование адекватной осознанной самооценки;
-развитие доброжелательного отношения к одноклассникам, соревновательности, переживания за общий успех команды.
Метапредметные УУД
Познавательные УУД
-формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;
-делать выводы и обобщения.
Регулятивные УУД
-формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-проговаривать последовательность действий;
-контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности
Коммуникативные УУД
-слушать и слышать учителя, другого ученика;
-доносить до собеседника свою точку зрения;
-формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их
адекватно оценивать работу в группе.
Предметные
– выявлять закономерности и проводить аналогии;
– давать определения тем или иным понятиям;
– обобщать, делать выводы.
Тип занятия: игровое.
Технологии обучения: игровая, обучение в сотрудничестве, здоровье – сберегающая.
Методы и формы обучения:
Частично-поисковый, проблемный, сочетание индивидуальной работы и работы в группах.
Оборудование: М /проектор, интерактивная доска, компьютер, ручки, карандаши, маркеры (мел), карточки с заданиями, таблицы, смайлики, фигурки лего.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Метапредметные УУД: формирование навыков самоорганизации, самодисциплины. Личностные: формирование ответственности, доброжелательного отношения.
-Ребята, возьмитесь за руки, улыбнулись смайлику. А теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе. Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье. Даже солнце засияло. (Слайд №2)
– Садитесь, пожалуйста.
2.Определим тему занятия. (Слайд№3)
Познавательные УУД: формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД: формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: формируем умение определять цель деятельности на занятии и планировать свою работу.
Личностные УУД: формируем учебно-познавательный интерес к занятию.
Наше занятие называется …(логика)
– Как вы уже знаете логика – это наука о рассуждении или правильном мышлении.
– Тогда, чем мы будем заниматься на уроке? (рассуждать)
– А целью нашего занятия будет развитие…
– Посмотрите на слайд, там подсказка (1 мышление, внимание, воображение, память) верно, логическое мышление. Мыслить логически – это значит выделять важное, отделять его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать выводы.
–Как вы думаете для чего вам нужно развивать память, внимание, мышление?
-А это важно? (да) Значит, будем развивать эти процессы? (да)
– А развиваем мы это с помощью различных упражнений.
Для нашего занятия мы разделимся на 3 команды. Устроим игру – соревнование! За правильно выполненное задание команда получает смайлик. Команда набравшая, больше смайликов – победила.
Но прежде чем приступить, к работе выполним упражнения, чтобы наш головной мозг лучше работал.
3.Мозговая гимнастика. (2 мин.)
1) «Качание головой» – (30 сек).
Цель: Упражнение стимулирует мозговую деятельность.
Расслабьтесь, дышите глубоко, уроните голову на плечи. Голова медленно качается из стороны в сторону, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
2) «Ленивые восьмерки». (30 сек)
Цель: Упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
3) «Шапка для размышлений».
Цель: Упражнение улучшает внимание, ясность восприятия и речь.
Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки три раза.
4) «Гимнастика для глаз».
Цель: Профилактика нарушения зрения.
«Плавно глазками моргаем,
А потом их закрываем.
Чтобы было больше силы,
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять!
Глазки можно открывать».
– Молодцы ребята, мы активизировали работу головного мозга. Проверим, как он стал работать!
4. Работа по теме занятия.
1.Разминка. (слайды № 4 – 13)
Метапредметные УУД: быстродействие, умение работать в группе.
-Внимание на слайд.
– Ребята, вам нужно быстро отвечать на вопросы всей командой.
-Разминка окончена, вы молодцы! Заслужили смайлики.
2. Развитие быстроты реакции.
1) Шифровка. Регулятивные УУД: контроль – сличение результата с заданным эталоном.
-Посмотрите на слайд, как вы думаете, что это такое? (ключ к шифру)
-У вас на столе карточки с зашифрованными словами, каждому по слову.
Вам нужно, быстро и в тоже время правильно расшифровать слова. Положите листки перед собой. Внимание начали!
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Д Р Т М А О Ч К В Е С У Ж Б Л Н Ы Ш П И Ц
4 5 4 6 7 8 5 -____________ 4 6 15 6 1 10 21- _____________
21 9 10 3 6 7 10 8 – _________ 11 6 15 16 17 18 8 6- __________
8 2 5 11 6 3 5 -______________ 19 3 20 7 8 5 – _______________
8 6 2 6 15 10 9 5 – ___________ 8 6 18 10 7 8 5 – ______________
1 2 12 13 14 5 – _____________ 15 5 11 3 6 7 8 5 – ____________
– Проверим по слайду, все справились с заданием?! (Слайд № 14)
-Получите смайлики. (Награждение.)
2) задание. Коммуникативные УУД: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение договариваться, находить общее решение.
–Посмотрите на доску, какое задание вам нужно выполнить? (в таблицах спрятались слова, вам нужно их дописать) С каждой команды по очереди выходит 1 ученик, маркером добавляет буквы в таблицу. Помогайте друг другу.
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
й
к
л
м
н
о
п
р
с
т
у
ф
х
ц
ч
ш
щ
ю
infourok.ru
В БЛОГАХ… еще… КОММЕНТАРИИ еще… Виктор Астафьев – один из моих любимых писателей! Ваша работа, Галина Геннадьевн… Ирина Николаевна, Вы подготовили отличный ресурс для внеклассной работы! Спасибо… Сегодня – третий день нашей знаменитой Тихвинской ярмарки. Нужно будет подарить … У Вас несколько сайтов, как Вы говорите, и есть у Вас что с чем сравнивать. Ведь… В этом году школа закупила новые учебники. Старых нет в ФП. Сейчас разрешат испо… И снова о повышении оклада… Да уж говорить об этом сколько угодно можно. |
|
easyen.ru