Урок литературного чтения в 3 классе
Русская народная сказка «Царевна лягушка»
Планируемые результаты:
– предметные: научиться определять мораль сказки, использовать при сказе характерные речевые обороты.
– коммуникативные УУД: уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев;
– регулятивные УУД: умение планировать алгоритм ответа;
– познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
личностные УУД: формирование ценностного отношения к происходящим событиям.
Цель: Систематизировать знания учащихся о народной сказке как жанра устного народного творчества, об особенностях построения волшебной сказки, продолжить знакомство с русской народной сказкой
Задача урока: Подготовить обучающихся к подробному пересказу сказки, а главное, заинтересовать ребят, побудить их к заинтересованному чтению.
Оборудование: слайдовая презентация, карточки для групповой работы, учебник, выставка книг.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: слово учителя, беседа, аналитическая работа с текстом, метод творческого чтения, поисковые методы.
Проект урока.
Эмоциональный настрой. (1 мин)
Звучит заставка «Приходите в гости к нам» ( 1 слайд)
– Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Ребята, а вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
2. Актуализация знаний.
-Что же такое сказка? ( 2 слайд)
-Какие бывают сказки? (авторские и народные)
– Какие жанры сказок вы знаете?
3. Создание проблемной ситуации
– Прочитаем эпиграф к уроку («Сказка – ложь…»). (3 слайд)
– Как вы понимаете слова А.С.Пушкина?
– А сейчас предлагаю вам поиграть в «Сказочный аукцион».
-Кому принадлежат эти слова из сказки? (карточки в волшебном мешочке)
Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать! (Царь)
Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее! (Царевна-лягушка).
Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. (Василиса Премудрая)
Эх, Иван-царевич, зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её и снимать было! (старый старик)
Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе. (медведь)
Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время – я тебе пригожусь. (селезень)
Не губи меня, Иван-царевич! Будет время- я тебе пригожусь. (заяц)
Ах, Иван-царевич, сжалься надо мной, не ешь меня, брось лучше в синее море! (щука)
Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей? (баба-яга)
Что объединяет всех этих героев? (они из одной сказки)
– Над какой сказкой продолжим работу вы уже догадались. ( 4 слайд)
Как же начинается эта сказка? (инсценирование сказки детьми)
-В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Позвал однажды царь сыновей и говорит им:
– Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!
(именно так передавались сказки из уст в уста)
4. Постановка учебной задачи
– Определите жанр сказки «Царевна-лягушка».
ВЫ УСТАЛИ, ОТДОХНЁМ, ФИЗМИНУТКУ ПРОВЕДЁМ!
Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в круг вставайте
И зарядку начинайте.
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным – давно,
И стучит в твое окно.
5. Работа по содержанию сказки.
– Определим, чему нас учит сказка «Царевна-лягушка»?
– Найдите в прочитанном тексте «приметы» волшебной сказки.
Подготовьте рассказ о том, как Иван-царевич снарядился за Василисой Премудрой.
Итог урока.
– Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось ли решить поставленную задачу? (доказали, что сказка волшебная)
– Назовите отличительные особенности русской народной сказки.
-Зачин.
-Троекратный повтор.
-Множество героев.
– Волшебные предметы и события.
-Концовка.
-Добро побеждает зло.
-Какова мораль сказки?
-Самое главное в этой сказке – это то, что если человек что-то сильно пожелает и будет все делать для достижения желаемого, то никакие препятствия на его пути не смогут его остановить. Не смогли и злые силы, олицетворяемые Кощеем Бессмертным, помешать Ивану-царевичу освободить свою любимую Царевну-лягушку.
Домашнее задание.
Раскраска к сказке «Царевна-лягушка» и подбор слов из текста.
infourok.ru
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию был предложен урок литературного чтения в 3 классе «Волшебная сказка “ Царевна-лягушка”». Данный урок является третий по изучению данного произведения в соответствии с программой «Литературное чтение» авт. Э. Э. Кац по УМК «Планета знаний». По типу урок комбинированный, так как на его этапах ставились разные цели:
– формировать умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формировать умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
-формировать умения различать структуру сказки, виды сказок, расширять словарный запас детей, их литературный кругозор.
-работать над развитием выразительной, грамотной речи.
-воспитывать нравственные качества, эстетические чувства, любовь, бережное отношение к природе, доброту, наслаждение от произведений искусства
На данном уроке реализовывались следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный, применялась технология формирования типа правильной читательской деятельности. Применялись следующие формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Активизации учения способствовал разнообразный материал урока, смена видов деятельности и форм работы.
Использование разнообразных средств обучения (наглядности, компьютерной презентации, материалов учебника) позволило создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы читательской деятельности учащихся (эмоциональную, воображение, реакция на художественную форму, осмысление содержания) осуществлять межпредметную связь (окружающий мир). Система заданий, используемая на уроке, была направлена на формирование представлений по теории литературы (изобразительные средства, виды сказок, типы героев.)
Использовались разнообразные виды чтения (чтение слушание, перечитывание, выразительное, чтение по ролям, выборочное чтение).
Содержание урока способствовало достижению поставленных задач, соответствовало возрастным особенностям учащихся, специфике данного коллектива. Соблюдались санитарно-гигиенические требования: не превышались нормы работы с компьютерной техникой, менялось напряжение глаз за счет смены точек наблюдения (физминутка).
Дети чувствовали себя комфортно, так как была создана доброжелательная обстановка, позволяющая детям включаться в работу по собственному желанию. Урок достиг поставленной цели. Отступления от плана урока не было.
Литературное чтение
Тема: Русская народная сказка “Царевна-лягушка”. ( урок–закрепление )
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
-формирование умения различать структуру сказки, расширять словарный запас детей, их литературный кругозор.
-работать над развитием выразительной, грамотной речи.
-воспитывать нравственные качества, эстетические чувства.
Методы обучения:
-частично-поисковые:
-наглядные.
Формы организации познавательной деятельности:
-фронтальная:
-коллективная:
-групповая.
Средства обучения:
-ИКТ. Учебник литературного чтения 3 класс, автор Э.Э.Кац. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
Структура урока;
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний.
3.Проверка домашнего задания.
4.Постановка цели и задач урока.
5.Творческое применение и добывание знаний, построенных на ранее усвоенных знаний и умений.
6.Рефлексия.
7.Информация о домашнем задании.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3.Проверка домашнего задания. 4.Постановка цели и задачи урока. | А) Психологический настрой. Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам:”Будет интересно”. -Ваши глазки все проснулись? _ваши губки улыбнулись? Приступаем к работе. Девиз нашего урока: “ Пожелаем друг другу успеха!” Б) Дыхательная гимнастика. Вдох носом, выдох через рот, Вдох, задержка дыхания, Вдох, выдох по порциям. На дворе осень. Природа готовится к зимнему сну. На деревьях остались последние листочки. Вот один упал на вашу ладошку. Представьте, что вы хотите проститься с ним. Наберите воздух и нежно сдуйте листок с руки. Повторяем 3 раза. Посмотрите на таблицу -сегодня мы читаем согласнее третьего ряда. -делаем глубокий вдох и на выдохе читаем. Проверка домашнего задания. -чтение по ролям. -пересказ понравившегося эпизода. -иллюстрирование сказки. Недаром люди любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожидании благополучного конца. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
Физминутка. | -как вы думаете, о чём на уроке пойдёт речь? Что будем делать на уроке? -Правильно мы с вами опять отправимся в гости к сказке. Тысячи сказок живут на нашей земле. Всем, кто любит слушать, они рассказывают о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, но всегда со счастливым концом. (слайд 3) Вот так о сказке сказали писатель Алексей Николаевич Толстой и поэт Александр Сергеевич Пушкин. Назовите виды сказок. ( слайд 4) Давайте определим к какому виду относятся сказки.( слайд 5, 6, 7, 8, 9. 10.) Молодцы. -Что есть в каждой сказке? Без чего сказка не была бы сказкой? ( слайд 15 ) -найдите в словаре русского языка Ожегова что такое ЗАЧИН. -КУЛЬМИНАЦИЯ и РАЗВЯЗКА . ( чтение детей) Найдите в сказке зачин. ( зачитывание. Стр 64 2 абзац) – Кульминацию ( стр.70.самый верз) -и развязку( стр. 75 от слов: Обрадовался Иван-царевич.) Молодцы.Оценки. -А сказка “Царевна- лягушка ” к какой сказке относится? -докажите, что это волшебная сказка. ( ответы детей). Молодцы. Любое произведение искусства отражает жизнь. даже если речь идёт о фантастических путешествиях, несуществующих предметах- основа этому -реальность. Попробуем определить как это происходит в волшебной сказке Царевна-лягушка. -Как связаны между собой реальность и вымысел? -что в сказке вам кажется достоверным? -какие предметы и явления носят волшебный характер? -кто из героев мог существовать на самом деле? ( про Ивана-царевича) -кто из героев придуманный? (Кощей бессмертный, Баба-яга, Василиса Премудрая) Расскажите об этих героях. – Какое настроение вызвала у вас прочитанная сказка? – Давайте с помощью словаря фантазий выразим своё настроение. . Есть ли у вас ещё желание работать над сказкой? – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
5. Творческое применение и добывание знаний, построенных на ранее усвоенных знаниях. 6.Рефлексия. | Групповая работа. А сейчас поиграем в игру “ Следствие ведут Колобки”/ Задания для трёх групп. 1 группа: поработав над содержанием сказки , заполнить таблицу по композиции сказки. 2 группа. Пользуясь учебником распределить по этим типам сказочных героев. 3 группа. Раскрыть особенности волшебной сказки. Ответы. Оценивание. Подведение итогов. Выборочное чтение. Прослушивание отрывка из мультипликационного фильма и нахождение этого отрывка в учебнике. (3-4 отрывка) Оценивание. Вам понравился наш урок? Прошу закончит выражение, Если бы не было сегодняшнего урока………(слайд 17) Ребята, вы сегодня все хорошо работали на уроке. Спасибо большое вам за это. Особенно хорошо поработали те , кто набрал наибольшее число жетонов. Посчитаем и оценим. – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? | Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 3. Воспитание здорового образа жизни. 4. ЭстетичеEeское воспитание. |
7. Домашнее задание. | Для всех: прочитать сказку ещё раз. Можно придумать свой волшебный предмет обладающий необыкновенными свойствами. Создать презентацию “ Музей волшебных вещей”. |
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
– Уметь работать в группе.
-Уметь правильно выражать свои мысли.
-Умет ориентироваться в учебнике и в справочниках.
© ООО «Баласс», 2012
6
kopilkaurokov.ru
Русская народная сказка «Царевна-лягушка».
Послушание и своеволие
Цель:- создать условия для духовно – нравственного воспитания учащихся через изучение русской народной сказки, как духовное наследие нашей Родины.
Задачи:
– ребенок придет к выводу, что в жизни русские люди любили друг друга, стремились уважать старших как более знающих, быть послушными и следовать правилу «за добро добром и платят»;
– поймет, что послушание выражается в исполнении повеления, а свое волне – в самоуправстве;
– придет к выводу, что тепло и уют в доме создается женой, которая должна уметь делать все: и хлеб испечь, и пирогами порадовать, и обнову кпразднику сшить, и в танце себя показать.
Базовый учебник: Учебник: Литература, 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.:Просвещение, 2015.
Оборудование: компьютер с мультимедийным устройством,DVD-диск.
Названия медиафайлов:
Лягушка держит стрелу (И. Билибин )
Задание 1. Хлеб (отр. из м/ф)
Задание 2. Ковер (отр. из м/ф)
Задание 3. Танец (отр. из м/ф)
Иван-царевич сжигает лягушечью кожу (отр. из м/ф)
Встреча с дедом (отр. из м/ф)
Баба-яга (И. Билибин)
Избушка бабы-яги (отр. из м/ф)
Медведь валит дуб (отр. из м/ф)
Ход урока:
Со звонком ребят встречает Иванушка.
И:-Ребята, скорее садитесь на свои места, мне не терпится вам сообщить радостное известие.
У:(когда все ребята сядут):
– Иванушка, можно я сначала дам тебе добрый совет?
–Ребята, что забыл сделать Иван?
(Поздороваться).
–Иванушка, при встрече со знакомыми, и особенно, когда заходишь в помещение, нужно здороваться с присутствующими там людьми.
И:-Простите меня, это я от волнения. Здравствуйте, Лилия Викторовна и ребята! Ребята, можно я посмотрю рисунки, которые вы разукрашивали дома? (Смотрит рисунки). Теперь я точно уверен, что в моем государстве такие же удивительно красивые терема. И я жил в одном из них.
У: – Иванушка, это еще раз подтверждает, что ты герой русской народной сказки.
И: – Вы знаете, ребята, слушая сказку, я как будто перенесся назад, в свой родной мир.
У: – Ничего удивительного, Иванушка, народ, сочиняя сказки, рассказывал в них о своей жизни и о том мире, который его окружал, а значит и о мире, в котором ты жил. А какое же ты радостное известие нам принес?
И: – Я вспомнил, что у меня был батюшка и два старших брата.
У: – Это очень хорошо, Иванушка, т. к. сегодня мы как раз будем читать такую сказку.
– Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется сказка, которую мы сегодня будем читать:
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
У: – Откройте в тетрадях урок № 2 (стр. 8) и запишите название сказки.
«Царевна-лягушка».
(Мф №1)В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:
– Сынки мои любезные, покуда я еще не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.
Сыновья отцу отвечают:
– Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?
– Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут,
там и судьба ваша.
Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили. У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла ее купеческая дочь. А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шел, шел, дошел до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу.
Иван-царевич говорит ей:
– Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. А лягушка ему отвечает:
– Возьми меня замуж!
– Что ты, как я возьму себе в жены лягушку?
– Бери, знать, судьба твоя такая.
Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принес домой.
У: – Каким образом Иван-царевич нашел свою суженую?
(Стрела указала)
– Дорисуйте, пожалуйста, на рисунке стрелу, которая либо еще летит, либо уже прилетела к лягушке.
И: – Лилия Викторовна, а почему Иван-царевич лягушку в жены то взял, ведь он не знал, что она царевной окажется!?
У:– Ребята, а вы как думаете?
(Ответы детей)
– Конечно, ребята, ведь батюшка сказал: «Куда стрела упадет, там и ваша суженая». Иван-царевич ослушаться отца не смел. В этом выражалось послушание Ивана-царевича своему отцу.
Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, среднего – на купеческой, а несчастного Ивана-царевича – на лягушке. На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:
– Ну, сынки мои дорогие, вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебпечь. Пусть они к завтрему испекут по караваю мягкого белого хлеба. Поклонились царевичи отцуи пошли.
Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
– Ква-ква, Иван-царевич, – говорит лягушка-квакушка, – что ты так запечалился? Или услышалот своего отца слово неласковое?
– Как мне не печалиться! – ответил Иван-царевич. – Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к завтрему каравай мягкого белого хлеба…
– Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!
Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой – такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!
Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудреными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие…
Утром будит квакушка Ивана-царевича:
– Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!
Глянул царевич на каравай – диву дался: никогда таких не видывал! Положил каравай на золотое блюдо, понес отцу.
Пришли и старшие царевичи, принесли свои караваи, – только у них и посмотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой – сырой да кособокий получился.
Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым.
Принял у среднего, взглянул на него и сказал:
– Такой каравай только от большой нужды будешь есть!
Дошла очередь до Ивана-царевича. Принял от него царь каравай и сказал:
– Вот этот хлеб только в большие праздники есть! (Мф № 2)
У: – Ребята, как вы думаете, почему первое задание царя невесткам — испечь хлеб?
(Ответы детей)
– Недаром говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
– У вас в тетрадях нарисован каравай хлеба, разукрасьте его, пожалуйста, так, чтобы он стал похож на тот, который испекла Василиса.
И тут же царь дал сыновьям новый приказ:
-Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками к завтрему выткут мне по ковру!
Вернулись старшие царевичи к своим женам, передали им царский приказ. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать – кто серебром, кто золотом, кто шелком.
А Иван-царевич воротилсяневесел, ниже плеч буйну голову повесил.
– Ква-ква, Иван-царевич, – говорит квакушка, – почему так печалишься? Иль услышал от отцаслово недоброе?
– Как мне не кручиниться! – отвечал Иван-царевич. – Батюшка приказал за одну ночь соткатьему ковер узорчатый!
– Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать: утро вечера мудренее!
Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят…
Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.
Утром проснулся Иван-царевич, глянул на ковер, да так и ахнул: такой этот ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!..
Вот пришли три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил:
– Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!
Принял от среднего, посмотрел и сказал:
– Только у ворот его стелить!
Принял у Ивана-царевича, взглянул и сказал:
– А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать! (Мф № 3)
У: –Каково второе задание царя невесткам? Легко ли своими руками
соткать ковер?
– Почему важно умение жены рукодельничать?
От умения жены рукодельничать зависела не только утварь в доме (что такое утварь?), но и то, как и во что будет одета вся семья. Женщина должна была не только уметь сшить одежду, но и украсить ее.
У:- В ваших тетрадях записана пословица «Красна пава перьем, а жена
уменьем». Как вы ее понимаете? Кто такая пава? ;
– Как описана райская красота работы Василисы Премудрой?
– Пожалуйста, разукрасьте ковер, нарисованный в ваших тетрадях.
И тут же отдал царь новый приказ: чтобы все три царевича явились к нему напир со своими женами. Хочет царь посмотреть, которая из них лучше танцует.
Отправились царевичи к своим женам. Идет Иван-царевич, печалится, сам думает: «Как поведу я мою квакушку на царский пир?».
И: – Странное какое-то третье задание! Испечь хлеб – понятно. Как в народе
говорят: «Хлеб – всему голова! Ковер соткать могла только рукодельница. А танец-то тут причем???
У: – Давай слушать сказку дальше, может, и найдем ответ на твой вопрос!
Как пришел он, спрашивает его квакушка:
– Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чем запечалился?
– Как мне не печалиться! – говорит Иван-царевич. – Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра кнему на пир привез…
– Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи, утро вечера мудренее!
На другой день, как пришло время ехать на пир, квакушка и говорит царевичу.
– Ну, Иван-царевич, отправляйся один на царский пир, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром – не пугайся, скажи: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет!»
Пошел Иван-царевич к царю на пир один. А старшие братья явились во дворец со своими женами разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются:
– Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает!
Вдруг поднялся великий стук да гром – весь дворец затрясся, зашатался. Все гости переполошились, испугались, повскакали со своих мест – не знают, что и делать. А Иван-царевич говорит:
– Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!
Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут конники, а вслед за ними едет золоченая карета, парой гнедых коней запряжена. Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая сама, как солнце ясное светится.
Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова промолвить не могут. Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые…
Стали гости есть, пить, веселиться.
Василиса Премудрая из кубка пьет и не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного – косточки за правый рукав бросила.
Жены старших царевичей увидели это и туда же: чего недопьют – в рукав льют, чего недоедят – вдругой кладут. А к чему, зачем – того и сами не знают.
Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались танцы. Пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем.(Мф № 4)
Махнула левым рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди.
У: – Ребята, посмотрите на рисунок царевны в танце. Прочитайте слова, которые написаны внизу под рисунком. «А сама-то величава, выступает будто пава».Как вы понимаете эти слова?
– Догадались, почему третье испытание для невесток — танец?
В танце человек весь на виду: и красота, и ум, и величавость, и внутреннее достоинство, и… скромность.
Пошли танцевать жены старших царевичей.
Как махнули своими левыми рукавами – только всех гостей забрызгали; как махнули правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.
У: – О чем говорит такое поведение невесток?
(Об их глупости и завистливости)
– Что бы вы могли посоветовать людям, которые бездумно копируют
поведение и поступки других, пускай даже очень умных людей?
(Работа в группах).
(Ответы детей)
Подвести детей к мысли, что, во-первых, в каждом поступке человека должен быть смысл, который ему близок и понятен, а во-вторых, порой, чтобы как-то выделиться и удивить окружающих, человек совершает глупые и необдуманные поступки и его поведение становится смешным.
Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне.
Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась – нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала, не нашла и говорит Ивану-царевичу:
– Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Зачем спалил мою лягушечью кожу! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у КощеяБессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь, только тогда и разыщешь меня… Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.
Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.
Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, – две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал. И повстречал он тогда старого старичка.
– Здравствуй, дедушка! – говорит Иван-царевич.
– Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?
Рассказал Иван-царевич старичку свое горе.
– Эх, Иван-царевич, – говорит старичок, – зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было! Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бес-смертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди.
Иван-царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком.
У: – Сказки рассказывались не только для того, чтобы развлечь, но и чтобы научить, предостеречь от необдуманных поступков. В сказках собрана народная мудрость.
– Давайте подумаем, от чего предостерегает народная мудрость этой
сказки? С чего начались беды Ивана?
(Сжег лягушечью кожу)(МФ № 5)
– Как поступил Иван?
(Своевольно)
–Какие мудрые слова сказал ему старичок?(МФ № 6)
(Ах, Иван-царевич, зачем ты сжег лягушечью кожу!Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было)
– Какую мысль народ хотел донести до нас словами этого старичка?
(Нельзя поступать своевольно, неразумно.Необдуманный поступок может привести к беде)
– Нарисуйте клубочек, за которым пошел Иван-царевич.
Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по тонким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним —не остановится на отдых ни на часок.
Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор. Попадается ему навстречу медведь.
«Дай, убью медведя, – думает Иван-царевич. – Ведь у меня никакой еды больше нет».
Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом:
– Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе.
Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, пошел дальше.
Идет он чистым полем, глядь – а над ним летит большой селезень, Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень говорит ему по-человечески:
– Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время – я тебе пригожусь.
Пожалел Иван-царевич и селезня – не тронул его, пошел дальше голодный.
Вдруг бежит навстречу ему косой заяц. «Убью этого зайца! – думает царевич. Очень уж есть хочется…» Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом:
– Не губи меня, Иван-царевич! Будет время – я тебе пригожусь.
И его пожалел царевич, пошел дальше.
Вышел он к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит-издыхает щука-рыба. Говорит Иван-царевич:
– Ну, сейчас эту щуку съем! Мочи моей больше нет – так есть хочется!
– Ах, Иван-царевич, – молвила щука, – сжалься надо мной – не ешь меня, брось лучше в синее море! Сжалился Иван-царевич над щукой, бросил ее в море, а сам пошел берегом за своим клубочком.
– Почему Иванушка не тронул ни медведя, ни селезня, ни зайца, щуке помог?
(Пожалел, сжалился)
Долго ли, коротко ли – прикатился клубочек в лес к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается. Говорит Иван-царевич:
– Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом.
Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом.
Вошел Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга, костяная нога. Увидела она царевича и говорит:
– Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?
– Ах, баба-яга, костяная нога, ты бы меня накормила прежде, напоила да в бане выпарила, тогда
и выспрашивала!
– И то правда! — отвечает баба-яга. Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила,
а царевич рассказал ей, что ищет жену свою, Василису Премудрую.
– Знаю, знаю! — говорит баба-яга. – Она теперь у злодея Кощея Бессмертного. Трудно будет еедостать, нелегко с Кощеем сладить: его ни стрелой, ни пулей не убьешь. Потому он никого и не боится.
– Да есть ли где его смерть?
– Его смерть – на конце иглы, та игла – в яйце, то яйцо – в утке, та утка – в зайце, тот заяц в кованом ларце, а тот ларец – на вершине старого дуба. А тот дуб в дремучем лесу растет.
Рассказала баба-яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться. Поблагодарил ее Иван-царевич и пошел.
И: – А кто такая баба-яга?
У: – Иванушка, ты что, не помнишь, кто такая баба-яга?
И: – Нет, Лилия Викторовна, в моей сказке ее точно не было.
У: – Вот, видишь, Иванушка, еще одна важная деталь: в твоей сказке бабы-яги не было!
– Ребята, расскажите Иванушке о бабе-яге.
(МФ № 7)Старая, седая, беззубая, страшная старуха. Живет в избушке на курьих ножках. Ей служат лесные птицы и звери. Она может либо помочь герою, дав ему совет и помощников, либо его съесть…)
И: – Непонятно, почему баба-яга решила помочь Ивану-царевичу, если она могла его съесть?
У: – Иванушка, тут не так все просто. Баба-яга тоже подчиняется законам тридесятого царства. Войти в царство, где живет баба-яга можно только через ее избушку, именно она охраняет тридесятое царство от непрошенных гостей. (МФ № 8)
И: – То есть получается, что баба-яга решает, кого можно впустить в тридесятое царство, а кого нет.
У: – Если в сказке есть баба-яга, то именно с ее разрешения герой туда и попадает.
И: – А это чей домик?
(Бабы-яги)
А как же он может повернуться к лесу задом, а к Ивану передом? Я вспомнил, в каком тереме я жил у моего батюшки. Так там такой фундамент крепкий.
У: – В этом рисунке есть ловушка.
– Ребята, вы догадались, какая?
(Избушка бабы-яги стоит не на фундаменте, а на курьих ножках, которые художник не нарисовал)
Ребята, дорисуйте избушке курьи ножки и покажите Иванушке, как должна выглядеть настоящая избушка бабы-яги.
(Ребята дорисовывают)
Долго по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришелнаконец к Кощееву дубу. Стоиттот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине – кованый ларец.
У: – Этот дуб – воплощение добра или зла? Как вы думаете, одному Ивану-царевичу одолеть это зло? (Работа в парах).
Нарисуйте на вершине дуба ларец, в котором находится Кощеева смерть.
Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает, что ему делать, как ларец достать. «Эх, – думает, где-то медведь? Он бы мне помог!»
Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил дуб с корнями. (МФ № 9) Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки.
Выбежал из ларца заяц и пустился наутек. «Где-то мой заяц? – думает царевич. – Он этого зайца непременно догнал бы…»
Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам.
Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо. «Где-то мой селезень?» – думает царевич. А уже селезень за уткой летит – прямо в голову клюет. Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море.
Загоревал Иван-царевич, стоит на берегу и говорит:
– Где-то моя щука? Она достала бы мне яйцо со дна морского!
Вдруг подплывает к берегу щука и держит в зубах яйцо:
– Получай, Иван-царевич!
У: – Нарисуйте яйцо в зубах у щуки.
Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил, Кощей Бессмертный прахом рассыпался.
Пошел Иван в Кощеевы палаты. Вышла к нему Василиса Премудрая и говорит:
– Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти-разыскать теперь я твоя весь век буду!
Выбрал Иван лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.
Итог урока:
У: – Почему Ивану-царевичу все-таки удалось справиться с такой трудной задачей, как спасти Василису Премудрую и победить Кощея?(Работа в группе.Дети работают с карточкой-помощницей).
(В ответах обязательно должно прозвучать, что Ивану было бы несправиться без зверей-помощников).
И: – Почему звери помогали Ивану-царевичу?
(Он их пожалел, и они его пожалели)
У: – Вот видите, ребята, как важно быть добрым. Добро, сотворенное нами, к нам же и вернется. Иванушкино добро к нему же и вернулось: не пожалей он зверюшек, кто бы ему помог победить Кощея Бессмертного и вернуть Василису Премудрую?
– Русский народ даже такую пословицу сложил:
«За добро добром и платят».
Итог урока. Рефлексия.
Закончи предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я приобрёл…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Домашнее задание: Подготовить ответы на вопросы учебника, найти и выписать выражения, свойственные волшебной сказке
Урок-сказка по
литературе
в
5классе
« Царевна-лягушка»
Сентябрь 2012 г.
kopilkaurokov.ru
Тема: « Добрым молодцам урок»
Цели:
Образовательные:
Дать знания о сказке как жанре устного народного творчества.
Развивающие:
Развивать умение анализа художественного текста.
Воспитательные:
1. Прививать интерес к устному народному творчеству.
Оборудование:
Мульмедиаоборудование для просмотра презентации.
Сундучок с предметами (стрела, лук, яйцо, корона, игла)
Сундучок с мини спектаклем («Встреча Ивана-царевича и Царевны-лягушки»
Раздаточный материал с диалогом Ивана – царевича и Царевны – лягушки на болоте.
Ход урока.
(слайд 1 – заставка-иллюстрация из какой-либо сказки)
Учитель: (в русском народном сарафане) Здравствуйте, ребята, я добрая сказительница, приехала к вам из далёкого Башкортостана, привезла вам подарки да сувениры, а ещё приготовила для вас урок по сказке. Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Ребятки, а что же такое сказка?
(слайд 2- со словарной статьёй из словаря Даля)
Сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства.
Что такое сказка? Стоит ли считать сказкой любой фантастический рассказ или разделить устную народную прозу на сказочную и не сказочную? Как трактовать все те фантастические вещи, без которых не обходится ни одна из сказок? Такой круг проблем издавна волновал исследователей.
Существуют различные толкования сказки. Одни ученые говорят, что сказка — это абсолютный вымысел, независящий от реальности, а другие стремятся понять, как в сказочном вымысле перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности.
Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: “Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, то есть от рассказов, преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они не были”. Бывают разные по жанру сказки:
Сказка о животных (животный эпос) (слайд с иллюстрацией сказки о животных) — это сказка, в которой, преимущественно, действуют животные.
Новеллистические сказки (слайд с иллюстрацией новеллистической сказки) — это сказки, которые имеют одинаковую с волшебными сказками композицию, но имеют качественное с волшебными сказками различие. В сказке этого жанра, в отличие от волшебной, происходят воистину чудесные событие (работник побеждает чёрта). В новеллистическую сказке действует трикстер — человек. Он из демократической среды, он борется за справедливость с власть держащими и добивается этого.
Небылицы (слайд с иллюстрацией небылицы) — это сказки, построенные на абсурде. Они небольшие по объёму и называются также формульными сказками, так как вставляются в текст больших сказок. Функция этих сказок является — увлечь зрителя предстоящей сказкой. Формульная сказка — это ритмизованная проза.
Самая любимая и распространённая в народе сказка — сказка волшебная. (слайд с иллюстрацией волшебной сказки) Корни ее уходят в далекую-далекую старину.
Ребята, сегодня у нас урок-исследование по волшебной сказке. А по какой – вы мне сами скажете. А вот и подсказка. Я привезла сундучок с волшебными предметами, которые помогут вам отгадать, о какой сказке мы с вами будем говорить. (достаю лук, стрелу, иглу, яйцо и т.д). Итак, ребята, догадались, что это за сказка?
Ученики: Это сказка «Царевна-лягушка»
Учитель: Правильно, ребята, молодцы. Скажите, а может ли сказка чему-нибудь научить? Хорошему или плохому?
Ученики: Сказка может научить быть честным, добрым, делать хорошие поступки.
Учитель: Хорошо, ребята, вот об этом мы сегодня и поговорим. А урок наш называется: «Добрым молодцам урок». В сказочном мире, в волшебном мире герой должен совершить важные поступки во имя спасения возлюбленной, во имя избавления мира от зла и по другим причинам. Но, чтобы оценивать его поступки, нам нужно узнать, почему он сделал тот или иной поступок? Чем он руководствовался?
Ребята, обратимся к тексту (слайд с текстом): «Позвал однажды царь сыновей и говорит им:
– Дети мои милые! Вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!
– За кого же нам, батюшка, посвататься?
– А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки, и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадёт – там и сватайтесь.
Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки. И выстрелили.
Пустил стрелу старший брат – упала она на боярский двор, прямо против девичьего терема, и подняла её боярская дочь.
Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца. А на том крыльце стояла дочь купеческая, она и подняла стрелу.
Пустил стрелу Иван-царевич – полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла её лягушка-квакушка…»
Учитель: Итак, рассмотрим эту ситуацию. Ребята, вам не кажется, что это очень необычный способ выбора невесты? Да, конечно необычный. Но почему же братья всё-таки воспользовались этим методом? А потому, что это было царское слово, и нарушить его было нельзя. Ребята, скажите, символом чего здесь является стрела?
Ученики: 1. Символом свободы, 2. Символом судьбы.
Учитель: Хорошо, ребята, а что же такое судьба? Посмотрите на экран(слайд со словарной статьей про судьбу)
Учитель: Ребята, братья должны были бросить жребий, то есть пустить стрелу, для того, чтобы узнать свою судьбу. Ребята, подумайте, почему стрелы указали именно такие пути?
Ученики: 1. Потому что это судьба. 2. Потому что младшему сыну никогда не везёт.
Учитель: Хорошо, а ребята из Башкортостана предположили, что братья схитрили и обманули Ивана-царевича. А как они могли обмануть? Подумайте, постарайтесь домыслить, пофантазируйте.
Ученики: 1. Потому что братья знали, в какую сторону стрелять. 2. Они слабо натянули тетиву и стрелы упали совсем близко от дома.
Учитель: Хорошо, ребята, молодцы. Тогда скажите, пожалуйста, хорошо ли поступил Иван-царевич, правильно?
Ученики: Да, правильно, он честно выполнил приказ отца.
Учитель: Верно, ребята, Иван-царевич поступил честно, по правде. А братья схитрили, обманули младшего брата и ещё смеялись над ним. Ребята, впереди Ивана-царевича ждало ещё одно большое испытание. Кто нашёл его стрелу?
Ученики: Лягушка-квакушка.
Учитель: Простая ли это лягушка, ребята?
Ученики: Нет, это заколдованная Василиса Премудрая, дочь Кощея Бессмертного.
Учитель: Ребятки, а почему Кощей заколдовал Василису именно в лягушку?
Ученики: Потому что она противная, безобразная.
Учитель: Ребята, посмотрим, как произошла встреча Ивана-царевича и лягушки-квакушки. (мини спектакль???) Прочитаем по ролям:
«- Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж!
Опечалился Иван-царевич и говорит:
– Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!
-Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!»
Учитель: Ребятки, посмотрите, почему Иван-царевич не сразу берет лягушку с собой? Чего он боится?
Ученики: Он боится, что люди его засмеют.
Учитель: Верно, ребята, он боится людской молвы. Но ведь Иван-царевич всё – таки берёт её в жены. Ребята, честно ли поступает Иван-царевич?
Ученики: Да, он поступает честно, потому что он выполняет приказ отца.
Учитель: Правильно, ребята, он выполняет приказ отца, а ведь он мог и обмануть, но не обманул. Ребята, каким выступает перед нами Иван-царевич?
Ученики: Честный, добрый, сострадательный.
Учитель: Хорошо, ребята. Итак, Иван-царевич женится на лягушечке, и она, как ни странно, лучше всех справляется с первыми двумя испытаниями царя. Рад ли Иван-царевич, раз он «буйну голову повесил» и почему?
Ученики: Нет, не рад. Впереди его ждёт самое главное испытание – придти на бал с лягушкой.
Учитель: Ребята, печалится Иван-царевич, думает, « Как поведу я мою квакушку на царский двор?». А лягушечка ему и говорит: «Ты, Иван-царевич, отправляйся на пир один, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром – не пугайся, скажи: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет». Ребята, царевна явилась на пир лягушкой? Нет, она ради царевича совершает подвиг, нарушает запрет Кощея и приходит на пир Василисой Премудрой. Ребята, что такое подвиг? (слайд со словарной статьёй). Итак, ребята, Василиса Премудрая совершает подвиг, а что же делает Иван-царевич? Ребята, посмотрите, он сжигает лягушачью кожу. Ребята, зачем он это делает?
Ученики: 1. Чтобы спасти царевну 2. Чтобы она осталась с ним.
Учитель: Правильно, ребята, Иван-царевич не смог выдержать испытание красотой и он делает подлость, он хочет украсть красоту Василисы для себя. Ребята, вспомните, вы говорили, что Иван-Царевич добрый………., так ли это на самом деле? Как вы охарактеризуете его поступок?
Ученики: Иван-царевич поступает неправильно, неправедно, нечестно по отношению к Василисе. Получается, ребята, что Иван-царевич может совершать и хорошие и плохие поступки. Какой же он тогда на самом деле? Ребята, но Ивана можно оправдать за его нехороший поступок, ведь он очень раскаивается, и отправляется в путь за Василисой Премудрой. По дороге он даже не убивает ни одной зверушки. А в итоге освобождает мир от зла – убивает Кощея.
Учитель: Ребята, я показала вам только 2 фрагмента, как можно анализировать поступки героя. Ребята, сказка – не ложь, это вымысел, но она может показать, по какому пути идут герои – по праведному, доброму, честному или неправедному, злому, бесчестному.
Сказка может научить, как нужно изгонять из себя зло, а ведь если ты вершишь зло, то оно к тебе и вернётся.
– Вот и сказочке – конец, а кто слушал – молодец.
– Вот тебе, Васенька, конфетка масенька.
– А тебе, Маша, в горшке каша.
– А тебе, Иван, конфет полон карман.
– И тебе, Катенька, конфетка сладенька.
infourok.ru
Урок 3
СКАЗКА- ВИД НАРОДНОЙ ПРОЗЫ.
ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА»
Цели: познакомить с волшебной сказкой; обучить художественному пересказу, в котором максимально сохраняется текст произведения; развивать навыки беглого выразительного чтения.
Ход урока
Организационный момент.
I. Проверка домашнего задания.
Беседа по вопросам (с опорой на статью «Русские народные сказки» из учебника):
1. Что такое «сказки»?
2. Поясните слова А. С. Пушкина:
Сказка – ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
3. В каких пословицах отразились образы и сюжеты сказок?
4. Что хотели люди отразить в сказках?
5. Какие виды сказок вы знаете?
6. Поясните, что такое «присказка», «зачин», «концовка», «постоянные эпитеты».
7. Какие волшебные сказки вы читали? О чем они? Кто их герои?
Далее учащиеся пересказывают эпизоды сказок, где ярко проявились характеры героев.
Обобщая беседу, учитель подчеркивает следующее: сказка занимает особое место в устном народном творчестве. На протяжении столетий она являлась и является сейчас самым распространенным, самым любимым жанром и для детей, и для взрослых. Русская народная сказка несет в себе идеи гуманизма и патриотизма, глубокой веры в победу добра над злом, в волшебную силу высокой нравственности героев.
М. Горький писал: «Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху – об этом говорят нам легенды… а также сказка о «ковре-самолете». Мечтали об ускорении движения по земле – сказка о «сапогах-скороходах»… Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, о возможности построить в одну ночь хорошее жилище, даже «дворец», то есть жилище, укрепленное против врага; создали прялку, одно из древнейших орудий труда, примитивный ручной станок для тканья и создали сказку о Василисе Премудрой…» Это сказка «Царевна-лягушка». Поколение следовало за поколением, а сказка жила, совершенствовалась и выдержала испытание временем, сейчас существует несколько вариантов этой сказки, которые сохранились до наших дней. С одним из них мы сегодня познакомимся.
II. Чтение сказки учителем.
Величаво и неторопливо звучит зачин, напевно – повторы, ярко и назидательно – концовка. Заостряется внимание учащихся на моментах описания мастерства Василисы Премудрой, на отношении к ней Ивана-царевича, на восхищении царя ее работой, а также на других не менее важных моментах жизни героев.
III. Фронтальная беседа по вопросам учебника, помещенным после сказки.
IV. Обучение художественному пересказу.
В давние времена существовала на Руси почетная профессия – «сказитель». Эти люди ходили по стране и, рассказывая сказки, былины, легенды, зарабатывали себе на жизнь. Многие слушатели считали, что, по сути, рассказывая о том, откуда приходят сказки, сказитель преподносит им еще одну – сказку в сказке и сам воспринимает это как правду. В этом можно убедиться, если прочитать у известного фольклориста Ю. Круглова сведения, записанные в 50-е годы XX в. Он спросил у одной из сказительниц: «А разве это могло быть?» Она ответила: «А как же? Все было!» – «И звери говорили? И мертвые воскресали?» – «В старину все было. Уж ли станут брехать старые люди? Зачем им?..»
Вера в правдивость сказки помогла сказителю «околдовать» слушателя, заставить его перенестись в мир сказки, пережить самому все события сказки.
Такое мастерство считалось профессией, к этим людям относились с уважением, их знали, почитали, так как без них жизнь была бы скучной, неинтересной. На Русском Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату.
Составление и запись плана пересказа.
1. Сватовство царевичей.
2. Испытание невесток:
а) испечь каравай хлеба;
б) выткать ковер за ночь;
в) приехать на царский пир.
3. Иван-царевич и старый старичок.
4. Встреча царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.
5. Царевич и Баба-Яга.
6. Счастливое завершение сказки.
Домашнее задание: прочитать сказку, подготовить пересказ одного эпизода.
infourok.ru
Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3.Проверка домашнего задания. 4.Постановка цели и задачи урока. | А) Психологический настрой. Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам:”Будет интересно”. -Ваши глазки все проснулись? _ваши губки улыбнулись? Приступаем к работе. Девиз нашего урока: “ Пожелаем друг другу успеха!” Б) Дыхательная гимнастика. Вдох носом, выдох через рот, Вдох, задержка дыхания, Вдох, выдох по порциям. На дворе осень. Природа готовится к зимнему сну. На деревьях остались последние листочки. Вот один упал на вашу ладошку. Представьте, что вы хотите проститься с ним. Наберите воздух и нежно сдуйте листок с руки. Повторяем 3 раза. Посмотрите на таблицу -сегодня мы читаем согласнее третьего ряда. -делаем глубокий вдох и на выдохе читаем. Проверка домашнего задания. -чтение по ролям. -пересказ понравившегося эпизода. -иллюстрирование сказки. Недаром люди любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны храбрые сердца В нетерпеливом ожидании благополучного конца. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
Физминутка. | -как вы думаете, о чём на уроке пойдёт речь? Что будем делать на уроке? -Правильно мы с вами опять отправимся в гости к сказке. Тысячи сказок живут на нашей земле. Всем, кто любит слушать, они рассказывают о событиях невероятных, волшебных, иногда страшных, но всегда со счастливым концом. (слайд 3) Вот так о сказке сказали писатель Алексей Николаевич Толстой и поэт Александр Сергеевич Пушкин. Назовите виды сказок. ( слайд 4) Давайте определим к какому виду относятся сказки.( слайд 5, 6, 7, 8, 9. 10.) Молодцы. -Что есть в каждой сказке? Без чего сказка не была бы сказкой? ( слайд 15 ) -найдите в словаре русского языка Ожегова что такое ЗАЧИН. -КУЛЬМИНАЦИЯ и РАЗВЯЗКА . ( чтение детей) Найдите в сказке зачин. ( зачитывание. Стр 64 2 абзац) – Кульминацию ( стр.70.самый верз) -и развязку( стр. 75 от слов: Обрадовался Иван-царевич.) Молодцы.Оценки. -А сказка “Царевна- лягушка ” к какой сказке относится? -докажите, что это волшебная сказка. ( ответы детей). Молодцы. Любое произведение искусства отражает жизнь. даже если речь идёт о фантастических путешествиях, несуществующих предметах- основа этому -реальность. Попробуем определить как это происходит в волшебной сказке Царевна-лягушка. -Как связаны между собой реальность и вымысел? -что в сказке вам кажется достоверным? -какие предметы и явления носят волшебный характер? -кто из героев мог существовать на самом деле? ( про Ивана-царевича) -кто из героев придуманный? (Кощей бессмертный, Баба-яга, Василиса Премудрая) Расскажите об этих героях. – Какое настроение вызвала у вас прочитанная сказка? – Давайте с помощью словаря фантазий выразим своё настроение. . Есть ли у вас ещё желание работать над сказкой? –Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
5. Творческое применение и добывание знаний, построенных на ранее усвоенных знаниях. 6.Рефлексия. | Групповая работа. А сейчас поиграем в игру “ Следствие ведут Колобки”/ Задания для трёх групп. 1 группа: поработав над содержанием сказки , заполнить таблицу по композиции сказки. 2 группа. Пользуясь учебником распределить по этим типам сказочных героев. 3 группа. Раскрыть особенности волшебной сказки. Ответы. Оценивание. Подведение итогов. Выборочное чтение. Прослушивание отрывка из мультипликационного фильма и нахождение этого отрывка в учебнике. (3-4 отрывка) Оценивание. Вам понравился наш урок? Прошу закончит выражение, Если бы не было сегодняшнего урока………(слайд 17) Ребята, вы сегодня все хорошо работали на уроке. Спасибо большое вам за это. Особенно хорошо поработали те , кто набрал наибольшее число жетонов. Посчитаем и оценим. – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? | Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 3. Воспитание здорового образа жизни. 4. ЭстетичеEeское воспитание. |
7. Домашнее задание. | Для всех: прочитать сказку ещё раз. Можно придумать свой волшебный предмет обладающий необыкновенными свойствами. Создать презентацию “ Музей волшебных вещей”. |
doc4web.ru
Тема: Путешествие в сказку «Царевна-лягушка»
Цели:
– упражнять детей в составлении задач по картинкам, учить их правильно формулировать ответ на вопрос задачи;
– закрепить у детей представление о фигурах: треугольнике, квадрате, круге, прямоугольнике;
– закрепить знания учащимися состава изученных чисел, звуковой анализ слов;
– способствовать развитию логического мышления, учить рассуждать и аргументировать свои действия, обосновывать решения;
– воспитывать стремление к получению новых знаний, любовь к устному народному творчеству.
Тип занятия: интегрированный.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока
I Орг. момент
II Психологический настрой (играет музыка «В гостях у сказки»)
III Сообщение темы занятия (Слайд 1)
– Ребята, вы слышите – играет музыка? Сегодня у нас необычное занятие путешествие в сказку «Царевна-лягушка».
IV Основная часть (Слайд 2)
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И был у него сын Иван-царевич. Вот когда Иван стал взрослым, царь сказал сыну:
– Сынок, пора тебе жениться.
– Вот что возьми-ка ты….
1.А что должен взять Иван-царевич, это мы узнаем, если расставим цифры по порядку. (Цифры перевернуть получается слово стрела.) (Слайд 3-4)
Взял Иван стрелу, вышел в чистое поле, натянул лук и выстрелил. Стрела поднялась и улетела в болото. Увидел Иван, что стрела попала лягушке и говорит:
– Как же я возьму в жены лягушку? (Слайд 5)
– А лягушка отвечает:
– Выполнишь мои задания, тогда я в красну девицу превращусь!
2. Задания лягушки
Звуковой анализ слова стрела.(Слайд 6)
Составить предложения со словом лягушка. (Слайд 7)
Задачи в стихах.
Шесть веселых медвежат (Слайд 8)
За малиной в лес спешат,
Но один из них устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Семь весёлых поросят, (Слайд 9)
У корытца в ряд стоят.
Два решили спать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
Четыре гусёнка и двое утят (Слайд 10)
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей –
Сколько всего в воде малышей?
Подогрела чайка чайник, (Слайд 11)
Пригласила девять чаек,
“Приходите все на чай!”
Сколько чаек, отвечай!
(Слайд 12)
Иван-царевич выполнил задания лягушки. Лягушка прыгнула, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Прекрасной. Обрадовался Иван. Вдруг гром грянул, молнии засверкали, кругом все потемнело, испугался Иван-царевич (звучит гром). О горе: нет Василисы Прекрасной! Похищена! Вернулся Иван домой. Не знает, что ему делать. И вот однажды получает Иван сообщение: «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом Царстве у Кощея Бессмертного»…
Прочитал это Иван- царевич и, недолго думая, снарядился в путь – Василису Прекрасную из плена освобождать.
Долго ли, коротко ли он шел, но тут на пути ему встретилась избушка на курьих ножках, а в ней Баба Яга живет. Эта Баба Яга необычная, она добрая, любит разные задания задавать. Говорит она Ивану: “Покажу тебе, где Кощей Бессмертный живет, если выполнишь мои задания». (Слайд 13)
3. Задание Бабы Яги
Сравни числа: 2 и 5; 4 и 4; 6 и 0; 8 и 1; 5 и 3; 9 и 7. (Слайд 14)
Составь и реши задачу по картинке. (Слайд 15)
4. Физминутка
В темном лесу есть избушка. (Шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушек есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком,
Глаза большие,
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят.
Рассказала Баба Яга, где живет Кощей Бессмертный. Шел он, шел и, наконец, пришел в царство Кощея. Кощей в это время отдыхал, телевизор смотрел. Увидел он Ивана и говорит: “Я с тобой сражаться не буду, знаю, что ты меня все равно победишь, я эту сказку в детстве читал. Давай договоримся, если сможешь добраться до Василисы Прекрасной – освобожу ее, отпущу вас с миром. Если нет – пеняй на себя. Василису в жены возьму, а тебя в темницу заточу». (Слайд 16)
5. Задания Кощея бессмертного
Назови предметы. По первым буквам составь слово.
Утюг, телевизор, кресло, автобус (утка) (Слайд 17)
Игрушки, гриб, лиса, ананас (игла) (Слайд 18)
Подумай и реши задачи. (Слайд 19)
Что же, выполнили вы все мои задания, говорит Кощей. Забирай Василису Прекрасную, да еще в придачу ковер-самолет берите. Только вот беда, долго он хранился, на нем дыры появились. Почините ковер-самолет, закройте дыры геометрическими фигурами соответствующей формы. Назовите их и расскажите о них все что знаете. (Слайд 20)
V. Итог занятия (Слайд 21)
Вернулись Иван- царевич и Василиса Прекрасная на ковре-самолете домой, а мы из сказки вернулись. Понравилась вам сказка? Ребята, у кого мы побывали, чтоб найти Василису Прекрасную? А какие задания выполняли?
infourok.ru