Занятие лекарственные растения в старшей группе – . , – .

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Лекарственные растения

Лекарственные растения.

(для старшей группы детского сада)

Программное  содержание:

– сформировать у детей понятия о том, что такое природа, отличительные особенности живой и не живой природы;

– дать  представление  об  одном из основных отличительных качеств растений и животных – способе питания;

– сформировать понятия о многообразии растительного мира, отличительных признаках одних  растительных форм от других;

– расширять знания о частях различных растительных форм, и их функциях;

– уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, их биологических особенностях, и их пользе для человека; учить детей узнавать самые распространенные  растения  и  правильно  их  называть;

– обобщать знания детей о необходимых условиях для роста и развития  растений;

– воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к растениям;

– развивать умение размышлять, делать логические выводы, устанавливать причинно- следственные связи в мире растений;

– развивать связную речь и обогащать словарный запас детей.

Предварительная работа: Чтение рассказов, стихов, рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях. Труд в уголке  природы, наблюдение  за  ростом  и  состоянием  комнатных  растений и растений на участке, рассматривание  схем – моделей, составление  рассказов по ним. Беседы о природе.

Последующая  работа: Рисование лекарственных растений.

Оборудование  и  материалы:   иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ромашка, иван-чай, зверобой; иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений; опорные картинки «Что нужно растению для жизни», «Части растения, и их функции», «Что могут делать живые организмы», комнатные растения:  алоэ,  крассула,  сенсевиерия, ветки тополя с раскрывшимися почками, карточки лекарственных растений, разрезанные на части, конверты с заданиями.

Воспитатель: Дети, у нас происшествие – пришло письмо из леса, что заболели все лесные звери: у белочки болит горло, медвежонок простудился, а у лисы сильный кашель. И они просят у нас помощи. Что, же нам теперь делать? Как помочь бедным  животным? Дети рассуждают. 

Воспитатель: Я придумала, мы попросим помощи у Природы! Дети, а что такое природа?

Дети: То, что нас окружает, и не сделано руками человека.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас в группе можно назвать природой?

Дети: Цветы, луковицы, веточки тополя.

Воспитатель: А стол, игрушки можно назвать природой?                

Дети: Нет. 

Звучит красивая музыка.

Воспитатель: Дети, вы слышите? Я знаю, это Природа  говорит нам, что согласна помочь, раз мы так хорошо узнаем ее. Но для этого нам придется потрудиться – ответить на ее вопросы. Воспитатель  берет конверт с заданием.

Смотрите, вот я и нашла первое задание: Природа  бывает живая и не живая. Пусть каждый из вас назовет то, что принадлежит Живой и Неживой природе. Ответы детей.

Воспитатель: А что отличает  живую  природу  от  неживой. Что могут  делать только  живые существа? Показ опорных картинок. Ответы детей (рождаются, растут, дышат, пьют воду, питаются  и умирают).

Воспитатель: Дети, а человек, мы с вами – это природа?  Мы сможет прожить без творений  природы (без воды, земли, воздуха и солнышка)?

Дети: Нет. 

Воспитатель: Правильно, Природа дает нам для жизни все, и  мы можем называть нашу природу – Матушкой.

   За правильные ответы  мы получаем очередную подсказку, и Природа говорит нам, что нужно отправляться в лес. Тогда следуйте за мной.

   Дети, как можно назвать одним словом то, что вы видите на доске?

Дети: Растения.              

Воспитатель: А какое  самое  главное отличие растений от животных, что они умеют делать, а животные и мы с вами нет?

Дети: Питаться  солнечным  светом и  делать для  нас  кислород.      

Воспитатель: Поглощать солнечный свет и выделять кислород. Правильно. Они это могут делать, потому что в листочках находится вещество, благодаря которому все растения имеют зеленую окраску. Без растений мы не смогли бы прожить ни минуты. А что нужно растению для жизни? Воспитатель показывает опорные картинки.        

Дети: Вода, земля, солнце, тепло, воздух.

Воспитатель: А теперь Матушка Природа хочет проверить, как вы знаете ваших зеленых соседей? Как называются растения, расположенные на доске в верхнем ряду?

Дети: Деревья.  

Воспитатель: Что их всех объединяет? Давайте назовем части дерева.

Дети: Корни, ствол, ветви, листья, плоды.

Воспитатель: Деревья с листочками называются…

Дети: Лиственные.

Воспитатель: А деревья, у которых  вместо листочков есть иголки, называются…

Дети: Хвойные.

Воспитатель: Что вы видите во втором ряду?

Дети: Кустарники. 

Воспитатель: В чем их главное отличие от деревьев?

Дети: У дерева один крупный ствол, а у кустарников  несколько тонких. Деревья обычно высокие, а кустарники низкие.

Воспитатель: А как можно назвать растения из нижнего ряда?

Дети: Травы. 

Воспитатель: Какие части есть у травянистого растения?

Дети: Корни, стебель, листья, цветок. 

Воспитатель: Для чего растению нужна каждая из частей?  Показ опорных картинок.  Ответы  детей. Сможет растение прожить без какой – ни будь из частей: без корня или без листьев и почему?

 Дети: Нет, не сможет. 

Воспитатель: Растению  важна каждая часть, как нам с вами нужны и руки, и ноги, и голова, и нам без них никак не обойтись.

   Матушка Природа привела нас в лес. Ребята, говорят, что лес – это зелёная аптека. Почему так говорят? Что на деревьях растут мази и таблетки? 

Дети: Нет. В лесу растут  растения, с помощью которых можно лечить. 

Воспитатель: Как называются такие растения?

Дети: Лекарственные.

Воспитатель: Послушайте стихотворения про них.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке,

В каждой ветке –

И лекарства, и таблетки.             

                                                                                                       
 Какие вы молодцы, на все вопросы правильно ответили, и Матушка Природа приглашает вас отправиться  в «Зеленую аптеку». А сейчас мы узнаем о том, как люди научились использовать лекарственные растения.

   Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Тогда еще не было таблеток и пластырей, но люди болели: простужались и ранились, у них болела голова и живот. Люди стали  замечать, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

   Теперь другое задание  Природы – Вы должны вспомнить названия растений и рассказать о них все, что вы знаете. Посмотрите на это растение. Кто знает, как оно называется?

Дети: Мать-и-мачеха.

Воспитатель: А вы знаете, почему оно так странно называется?        

Ответы детей. 

Воспитатель: Правильно. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные.  Если погладишь ее рукой, ощутишь мягкость и тепло. Словно приласкала мама. А верхняя часть листа – твердая, гладкая, холодная. Словно прикосновения суровой мачехи. Это самый первый весенний цветок. А что появляется у мать-и-мачехи вперед – листья или цветы?

Дети: Цветы.

Воспитатель: Говорят, что он так торопится показаться на свет, что не успевает выпустить листья.  Цветки мать-и-мачехи  могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Люди готовят из этих цветов отвары и лечатся им от кашля. Воспитатель показывает иллюстрацию.
Посмотрите на картинку: будто солнышко разбросало своих маленьких деток по полянке.         Давайте встанем в кружок и  все вместе прочитаем стихотворение про солнышко, а наши пальчики будут нам помогать. Пальчиковая гимнастика.

Солнышко, солнышко погуляй у речки,

Солнышко, солнышко разбросай колечки,      

Мы колечки соберем, золотистые сорвем,    

Поиграем, поиграем, а потом тебе вернем.                                                                                        

                                                                                                                                                               

Воспитатель: Дети, вы узнали, что это за растение? 

Дети: Подорожник. 

Воспитатель: Почему оно так называется?  

Дети: Подорожник растёт около дорог. 

Воспитатель: У него жесткие и упругие листья, поэтому он не боится вытаптывания, от которого страдают другие растения.  Подорожник называют травой-путешественницей. За что он получил такое прозвище? Какая особенность есть у его семян? Ответы детей. Воспитатель: Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они  путешествуют вместе с нами, и подорожник  без труда перебирается на другие места. От чего нам сможет помочь подорожник?

Дети: Он заживляет раны. 

Воспитатель: Его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах. В старину его так и называли “порезник, ранник”.  Это про него загадка:

Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги.

А еще настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при кашле. Отваром полощут рот, когда болят зубы и десны.

Дети, а как называется это растение? О каком растении говорят, что оно жжёт?

Дети: Крапива.

Воспитатель: Одна крапива заменяет семерых врачей — гласит народная мудрость.

Про нее эти строчки:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу я без огня.

Но почему говорят, что крапива обжигает? Ответы детей.

Воспитатель: Да, вы правы: стебель и листья крапивы усажены жгучими волосками, острые концы которых очень хрупкие. Каждый волосок – как иголка у шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.

   Ее используют, чтобы остановить кровотечение, употребляют для заживления ран, настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления волос. 

  А вы знаете, что  крапива  может  не  только вылечить, но и накормить. Листья крапивы съедобны, из нее готовят щи и салаты.

   А вот посмотрите, уж это растение  знают все.

Дети: Одуванчик. 

Воспитатель: Цветы, словно маленькие солнышки, раскрываются в хорошую погоду и закрываются, когда пасмурно. Но вот одуванчик зацвел и что с ним происходит? Ответы детей.  

Воспитатель: Правильно, появляются семена, прикрепленные к пушистым  белым хохолкам, которые легко сдуваются ветром. Поэтому его так и назвали – одуванчик. Представим, что у нас в руках белые шапочки, подуем на них, сначала еле-еле, потом посильней, а потом сильно – сильно, пока все парашютики не улетят.                        Дыхательная гимнастика.

Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунет ветерок —
Остался стебелек.

Одуванчик  тоже лекарственный. Его используют, как средство, чтобы понизить температуру, и для лечения многих других болезней.                                                          Одуванчик можно употреблять в пищу. Из молодых листьев делают супы и салаты, из цветов – варенье, а из корней – одуванчиковое кофе.                                                      Посмотрите на это растение. Как оно называется?

Дети: Ромашка. 

Воспитатель: Правильно.  Слово Ра на иностранном языке означает солнце.  Правда, ромашка – похожа на солнышко? Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Применяют ее от простуды и кашля, от болей в животе. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.

Какие лекарственные растения вы еще знаете? Кто узнал это растение?  

Дети: Зверобой. 

Воспитатель: Правильно, а почему он так называется?

Дети: Если его съест животное, оно может отравиться.

Воспитатель: Зверобой – средство от многих болезней. Из него изготавливают мази, которые заживляют раны, успокаивает боль.

А вы узнали следующее растение?  

Дети: Иван-чай. 

Воспитатель: А почему он носит такое название?

Воспитатель: Иван – имя, которое очень часто встречается  на Руси. С ним заваривают вкусный и полезный чай.

Воспитатель:  Второе его название – кипрей. Чай успокаивает, снимает головные боли, улучшает сон. Из его корней делают муку и пекут хлеб, варят супы и каши, а листья используют на салат.                                                                                    

Дети, скажите, только травы могут быть лекарственными?

Дети: Нет. 

Воспитатель:  Кто знает этот кустарник?

Дети: Малина. 

Воспитатель:  Наверняка каждого из вас лечили  чаем с малиновым вареньем. Она помогает вылечить простуду. А какие вы знаете деревья, обладающие лечебными свойствами? Воспитатель показывает иллюстрации. Дети называют знакомые деревья: липа, береза, рябина, дуб.  

Воспитатель: Давайте сейчас превратимся в эти деревья и  потянем свои веточки к солнцу. Физкультминутка.

Наступило утро, солнышко проснулось,    

Спящие березки ветром всколыхнуло,    

Поздоровались друг с другом, наклонившись в стороны,      

Солнцу ветки протянули, радуясь дню новому.

                                                                                                                                                                                                                       

Воспитатель:  Вот сколько растений, которые могут помочь нам справиться с болезнями, мы сегодня повстречали, но это лишь малая часть всех богатств нашей Матушки Природы! Вы молодцы – знаете все растения, и Природа приготовила нам следующее задание.

Пришло время самим собрать лекарственные растения для больных зверей, для этого нам нужно присесть за столы. Вот наша лесная полянка, на ней выросли «зеленые доктора».  Нужно из частей собрать целое растение и назвать его. (Игра  «Узнай и собери растение»)

Каждому ребенку нужно правильно собрать разрезанную на части картинку с изображением лекарственного растения и назвать его.

Воспитатель:  Ну, вот и собрали мы необходимые для лечения растения. Ребята, давайте вспомним с какими лекарственными растениями мы сегодня познакомились?  Ответы детей.

Воспитатель: Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам  все свои дары, а за все просит, что бы мы берегли  ее и понапрасну  не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить! Давайте скажем нашей природе – большое спасибо! А сами постараемся никогда не болеть!

nsportal.ru

План-конспект занятия (старшая группа) по теме: Конспект занятия “Лекарственные травы”

г.о. Лосино-Петровский

МБДОУ д/с № 4 «Росток»

Конспект занятия

 с детьми старшей группы

«Лекарственные растения»

                                                                   Подготовила и провела

воспитатель: Валуева Г.А.

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Предварительная работа: дидактические игры с детьми для ознакомления с лекарственными растениями,  рассматривание  растений на участке, просмотр видеофильма  по данной теме из серии «Осторожные сказки».

Материал к занятию: предварительно подготовленные лекарственные травы.

Использованная литература: К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»

Ход занятия

Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.

– Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг – «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться – травами, цветами, ягодами и т.д.

– Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.

Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.

– Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?

– Кто видел в аптеке лекарственные растения?

– Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?

– А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).

– Про какое лекарственное растение эта загадка.

Не пустили в огород –

Оттого она и жжет.

(крапива)

– Правильно, крапива.

– Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить щи и салат. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

– А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его – сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(подорожник)

– Найдите это растение в нашей коллекции.

– Кто догадался, почему это растение так называется?

– Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

– Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.

– Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).

– А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное.

(одуванчик)

– Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

– Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!

– Ребята, давайте поиграем в игру.

Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.

Плохой аппетит – корень одуванчика.

Заболел желудок – тысячелистник.

Простуда – душица.

Остановить кровь – подорожник.

Кашель – мать-и-мачеха.

Ожог ноги – зверобой.

Пятна на коже – чистотел.

Болит горло – ромашка полевая

Лечение ран – календула.

– На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?

– Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

nsportal.ru

Конспект НОД В старшей группе “Лекарственные растения”

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в дивный мир лекарственных растений»

Программное содержание:

Обобщить знания детей о лекарственных растениях.

Учить различать их по внешнему виду, форме листа и цветка

Воспитывать в детях любовь к природе, развивать познавательный интерес

Развивающая среда:

Картинки с растениями (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник,мята, ромашка, крапива)

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, сколько нас сегодня. Давайте поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

Воспитатель:

А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

Воспитатель: Ребята я не вижу Артура, где он?

Дети: Он простудился и кашляет.

Воспитатель: Очень жаль, а как же нам уберечься и защититься от болезней?

Дети: Мы едим лук, чеснок, проветриваем группу, ходим гулять, едим витамины, пьем чай из лекарственных трав.

Воспитатель:

Есть много разных травок у тропинок, у канавок

и красивых, и пушистыхразноцветных и душистых!

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в царство растений.

Лес как сказочное царство

там кругом растут лекарства

в каждой травке, в каждой ветке

и микстура, и таблетки

ну а чем и как лечить

я смогу вас научить.

Воспитатель: Давайте больше узнаем о лекарственных растениях. Как вы думаете, почему они называются лекарственными(их используют для лечения заболеваний).

Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных 

растений.

Послушайте загадку:

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

Правильно, ребята. Это сорняк. Он растет у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них – они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся. Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят их них зеленые щи. В медицине листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Правильно! А почему он так называется? Он растет около дороги, он есть у нас на участке. У него крупные, блестящие листья. Они прижаты к земле. Сколько ни ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому что лист у подорожника крупный. Это 

растение – доктор. Если его листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.

А теперь я предлагаю провести физминутку.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле(Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Стоят в поле сестрички –

желтый глазок, белые реснички.

(Ромашки)

Как вы догадались? Растет

 ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях. Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка.

В жвачке, в пасте и в конфетах

Вы найдёте травку эту.

Холодит приятно рот,

Запах чаю придаёт.

(мята)

Растет мята на лугах. Из ее листьев готовят витаминный чай, а также отвары и настойки. Они укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость болезням. Повышают аппетит. Оказывают болеутоляющее и успокаивающее действие. Маслом мяты лечат насморк, а при ангине с ним делают ингаляции. Бывает мятная зубная паста, она укрепляет зубы и освежает дыхание.

Вот послушайте рассказ:

Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.

– Что случилось? – перепугалась жена.

– Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет.

Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит:

– Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит. – Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.

– Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.

Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и 

прожужжала:

– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.

Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.

Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.

Ребята, а где же нам приобрести эти чудесные травы? Правильно. Их можно собрать или купить в аптеке. Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила, какие?

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.

Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Я мяч бросаю, а ты лови и правильно говори!» Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы детям.

Воспитатель: Что такое лекарственное растение?

ДетиРастения, которые лечат разные болезни.

Воспитатель: Для чего используют лекарственные растения?

Дети: Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст.

Воспитатель: В какую погоду собирают лекарственные растения?

Дети: В сухую, солнечную погоду.

Воспитатель: Почему подорожник так назвали?

Дети: Потому что он растет вдоль дорог.

Воспитатель: Можно ли собирать 

лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему?

Дети: Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно.

Воспитатель: Где можно собирать лекарственные растения?

Дети: Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках.

Воспитатель: Почему растение мать – и – мачеха так назвали?

Дети: Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой – мягкий, теплый, как мать.

Воспитатель: Что делают из лекарственных трав?

Дети: Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло.

Воспитатель: итак подведем итог:

– о чем мы с вами сегодня говорили?

infourok.ru

План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Конспект занятия в старшей группе «Лекарственные растения»

Конспект занятия в старшей группе
«Лекарственные растения»

 

Программное содержание:

Уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях.
Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека.
Словарь: душица, лаванда, шалфей, зверобой, чабан.
Развивать связную речь детей.
Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.
Развивать интерес к природе родного края.

Оборудование:

Картинки и фотографии растений, высушенные лекарственные растения, аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав, травяной чай в кружках по количеству детей.

 

Ромашка

 

Ромашка

 

Подорожник

 

Шалфей

 

Зверобой

 

Лаванда

 

Лаванда

 

Душица

Ход занятия:

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки из, таблетки и микстуры из трав.

Часто люди сами собирают травы. Может быть кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения?
Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?
Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей).
Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

А кто угадает это растение?

Загадка о подорожнике

Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

А это растение тоже обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

Загадка о ромашке

В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички.
(Ромашка)

Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животику.

Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами.
А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.

Еще очень много лекарственных растений можно найти в Крыму на лугах, в лесу, в горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

А сейчас угощайтесь травяным чаем из зверобоя. Вот так скромно выглядит этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя). Желтый цвет, дыряв листок, но, как доктор Айболит всех излечит, исцелит.

Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателями.

 

nsportal.ru

Конспект занятия в старшей группе “Лекарственные растения”

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 15 «Сказка»

комбинированного вида второй категории администрации г. Шумерля

Методическая разработка

конспект

непосредственно образовательной области по экологии

«Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека»

Программное содержание:

Развивать познавательную активность детей о представление лекарственных растений. Дать представление о правилах сбора лекарственных растений их хранении, применении. Развивать экологическое мышление в процессе исследования. Активизировать творческое воображение. Учить различать лекарственные растения.

Активизировать речь детей новыми названиями: лаванда, душица, шалфей, зверобой, чабан. Развивать интерес к познанию растительного мира нашего края. Дать представление детям, какая трава от чего может помочь.

Оборудование:

Картинки растений, аптечные упаковки с травяными сборами, травяной чай в кружках по количеству детей, ноутбук.

Ход занятия:

Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего чувашского края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным – давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались, о чем написано в «Травнике»?

«Цветнике»? «Зельнике»? (ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы в таблетках и микстуры из трав.

Часто люди собирают травы. Может быть кто–то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения? Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?

Кто из вас лечился с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

А сейчас мы рассмотрим растения при помощи ноутбука.

Эти растения вам хорошо известны.

Загадка о ромашке.

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестричке-

Белые реснички.

(Ромашка)

Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей)

Ромашка поможет больному животику.

А кто угадает это растение?

Загадка о подорожнике

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки,

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он – как хороший друг

Лечит раны ног и рук.

(подорожник)

Попробуйте догадаться, почему так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (ответы детей).

Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан – чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.

Посмотрите на эти цветы. Загадка подскажет название.

Листочки с цветами парные

Плоды янтарные

Но как доктор Айболит

Все излечит

Исцелит. (Зверобой)

Зверобой называют лекарством «от девяноста девяти болезней». Лечат раны, ожоги, ушибы, сердце, желудок и много другое.

А это растение в Чувашии не растет, оно растет в горах, но очень красивое. Я хочу вас с ним познакомить. Это растение обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда», значит «мыть», «очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль, если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

Взгляните на это растение (показ душицы). Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой запах название «душица». Чаем из душицы вылечивается простуда.

А какие лекарственные растения знаете вы? (ответы детей)

А стихи знаете о лекарственных растениях?

Есть много трав полезных

На земле страны родной

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива

Подорожник, зверобой.

А сейчас встаньте на ножки, мы отправимся в царство цветов. Закройте глаза, полью вас волшебной водой, и вы превратитесь в волшебные цветы.

Ты волшебная водица,

Лейся на головки

Превращай скорее деток

В разные цветочки

(психогимнастика)

Напряженно: Встали цветочки в круг, как будто венок сплели. Решили цветы бабочек ловить. Всем телом напряглись, ноги пошире расставили, руки вперед вытянули. Хвать! Хвать! Не поймали, улетела бабочка.

Расслаблено: Пока ловили бабочек, подул сильный ветер. Цветы присели, листики повесили. Все расслаблено, листочки как ниточки висят.

Стрекозы по всей площадке:

Ветер утих, выглянуло солнышко. На цветы прилетели стрекозы. Стали цветы бегать по полянке за стрекозами. Руки в стороны расставили, помахивают, как крылышками.

Кружение плавно, на месте.

Остановились, закружились медленно, на месте. Просто вальс цветов. Покружились и присели. А сейчас я хлопну в ладоши, и вы снова станете детьми – умными, добрыми.

Раз, два, три, вот и снова дети вы.

Еще много лекарственных растений можно найти на лугах и в лесах Чувашии. Самая лучшая аптека – это природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

  1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать от ядовитых растений.

  2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

  3. Нельзя собирать в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.

  4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

  5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнышке.

  6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать с корнем и рвать все до последнего. Почему? (ответы детей).

  7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?

Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собирались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми с покупателями.

После игры воспитатель угощает детей витаминным чаем.

infourok.ru

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Лекарственные травы»

Цель:

– дать знания о лекарственных растениях;

– расширить знания о пользе и применении лекарственных трав;

– активизировать и расширить словарный запас слов;

– воспитать бережное отношение к природе.

Материал:

– корзинка с картинками лекарственных растений;

– ягода клюква;

– растения: крапива, подорожник, мать-и-мачеха, одуванчик.

 

Ход занятия.

Звучит р.н.м. Дети входят в группу. Их встречает воспитатель.

Воспитатель:

Здравствуйте, дети

Я бабушка-Здравушка

Живу, не старею

Никогда не болею

И вам доброго здоровья.

В старину люди, приветствуя друг друга, желали здоровья. Давайте и мы по русскому обычаю пожелаем друг другу здоровья. Посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь и скажите доброго здоровья. А теперь поздороваемся с гостями и пожелаем им доброго здоровья (дети садятся на стульчики).

Воспитатель: На Руси раньше говорили:

«Ум, да здоровье дороже всего»

В давние-давние времена не было лекарств, не было таблеток, но зато кругом росли разнообразные травы. Вот и пригласила я вас поговорить о лекарственных растениях, целебных травах. Поделиться своими секретами, а, может быть, и меня чему научите.

Лес, как сказочное царство

Там кругом растут лекарства

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура, и таблетки

Ну, а чем и как лечить

Я могу вас научить

Все целебные растения

Знаю я без исключения.

С некоторыми лекарственными растениями мы сейчас и познакомимся.

Эта травка самый первый весенний цветок.

Ранние, весенние

Желтые цветы

Очень необычные

Зеленые листы

С одной стороны

Лист блестящий и гладкий

С другой – он светлее

Приятный и мягкий

Скажите, цветочек

Как этот зовут?

Излечит детишек

Он от простуд.

Дети: мать-и-мачеха.

Воспитатель: а вы знаете, почему оно так называется?

Дети: у него с одной стороны листочек теплый – мать, а с другой холодный – мачеха, как              

в сказке «Золушка», она была злая.

А чем же полезна эта травка? А лечат ей кашель. Заваривают травку и пьют, как чай Молодцы!

А вот портрет следующей травки.

Тонкий стебелек у дорожки

На конце его сережки

На земле лежат листки

Маленькие лопушки

Нам он, как хороший друг

Лечит ранки ног и рук.

(Подорожник.)

А где он растет? Вдоль дорог.

А чем же эта травка полезна, почему считается лекарственной?

Поранили ножку или ручку, помочить листочек и приложить к ранке, кровь останавливается, и ранка заживляется.

Игровой момент – листочек приложить.

А вот еще один портрет целебной травки.

Золотой и молодой

За неделю стал седой

А денечка через два

Облысела голова.

Правильно одуванчик.

А что вы знаете об этом лекарственном растении?

В одуванчике полезно все: цветы, из них варят первое варенье или «майский мед», из листьев и корня делают салат, в нем много витаминов.

Воспитатель:

В народе говорят:

Тот болезней не знает,

Кто никогда не скучает.

Давайте поиграем.

Физ.минутка. Игра «Одуванчик».

– Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают).

– Ветер налетел, стал дуть на одуванчик (дети раскачивают поднятыми вверх руками).

– Ветер подул ещё сильнее (дети разбегаются в разные стороны).

– Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики (дети приседают).

– Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики (дети встают – 2 раза).

Садятся.

Воспитатель: Есть травка, которую боятся все, попробуйте отгадать.

Ой, не трогайте меня

Обожгу и без огня.

(Крапива.)

А чем же она полезна?

Из нее щи варят и голову настоем крапивы моют. А в давние времена из нее ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.

Игра «Береги руки».

Воспитатель: А какой лекарственной травкой горлышко лечат?

Вы ее все знаете и любите.

Послушайте:

Стоит в лесу кудряшка

Белая рубашка

В середине золотая

Кто она такая?

(Ромашка.)

Стихотворение: Если случится тебе простудиться

(Даша) 

Появится кашель

Поднимется жар

Придвинь к себе кружку,

В которой дымится

Слегка горьковатый

Душистый отвар.

Воспитатель: А сейчас сюрприз.

Закрывайте глазки (положить в рот клюкву).

Что это за ягода

Пришла к вам из болота?

Из клюквы варят морс

 Как называется морс из клюквы?

Дети: Клюквенный.

А кто пил его, какой он по цвету, по вкусу?

Воспитатель: Клюквенный морс помогает при простуде, снижает температуру. Значит какой он?  (полезный, лекарственный, целебный)

Игра: «Угадай растение». (Переворачивая картинку, дети угадывают.)

Молодцы.

Дети, лето пройдет, цветы отцветут, а мы болеем то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому летом запасают лекарственные растения (травы).

Только собирать их надо правильно:

– нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут;

– нельзя пробовать ягоды и плоды, можно отравиться;

– после сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, на них много пыльцы и грязи.

Все лекарственные растения продаются в аптеке, где их и покупает ваша мама.

Природа дарит нам свои богатства, и мы должны беречь ее.

dohcolonoc.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Лекарственные растения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида№6

муниципального образования Усть-Лабинский район

Конспект к занятию  на тему:

« В царстве лекарственных растений»

Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы.

                                                                         Воспитатель: Бондаренко.Г.Н

Подготовительная к школе  группа.

Усть-Лабинск  2015.г

Цель:

  • Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
  • Формировать умение собирать лекарственные растения в определённые сроки и в определённых местах.
  • Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений.
  • Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей.
  • Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Оборудование: Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, бессмертник, валериана, ромашка; засушенные растения. Запись «Одинокий пастух» в исполнении П.Мориа.

Задачи:

  • Познакомить детей с лекарственными растениями,
  • Обогащать сознание детей интересными содержательно-упорядоченными сведениями о лекарственных растениях.
  • Способствовать формированию у детей положительного отношения к природе и растениям.
  • Развивать любовь и эстетическое отношение к родной природе, наблюдательность, слуховое восприятия.
  • Обогащать словарный запас детей. Пополнить словарный запас детей новыми словами: тысячелистник, бессмертник, валериана.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия:

Ребята, а вы знаете куда мы пришли?(На луг) слайдпрезентация(Слайд №2).  Правильно. Как вы догадались, что это луг? (Много цветов) Ребята, осмотритесь вокруг. Как красиво! Вам нравится? Мы с вами оказались в царстве растений, а каких растений  вы узнаете, отгадав загадки и прослушав стихотворения.

Ах, не трогайте меня,

               Обожгу и без огня.  (Крапива)

 

 Красиво выглядит крапива,

                                           А поступает некрасиво:

       Чем к ней нежнее прикасаются,

     Тем хитрая больней кусается.

Рос шар белый,

Дунул ветер-шар

Улетел.  (Одуванчик)

                                             Одуванчик золотой

Был красивый молодой,

                                              Не боялся никого,

                                              Даже ветра самого.

                                              Одуванчик золотой

                                              Постарел и стал седой.

                                              И как только поседел

Вместе с ветром улетел.

 

                             Нарядные платьица, желтые брошки,

                             Ни пятнышка нет на красивой одежке,

                             Если случиться тебе простудиться:

                             Привяжется кашель, поднимется жар-

Подвинь к себе кружку, в которой дымится

             Слегка горьковатый, душистый отвар.     (Ромашка)

-Что же это за чудесный цветок?(Слайд №5)

-Ребята, а как называются эти растения? (Лекарственные) Почему они так называются?

 Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав.

 Давайте узнаем о лекарственных растениях и для чего они нужны человеку?

 На листьях и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков- едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки.

 Ребята, что это за растение?

Стоит в поле кудряшка-

Белая рубашка,

Сердечко  золотое.

Что это такое?

Это ромашка, правильно.(Слайд №5) Если горло заболит, то лучший доктор- отвар из луговой лекарственной ромашки. Давайте научимся её отличать от другой, которая никого не лечит, и называется поповником.

 Воспитатель подводит детей к выводу: у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков; у половины- листья цельные, на каждом стебельке один цветок. Есть еще один признак- запах. Понюхайте, ребята. У ромашки аптечной он отсутствует или неприятный.

  Лекарственная ромашка любит солнце- в темных, влажных местах она не растет.

 – А теперь посмотрите на это растение. (Слайд №6)  Кто знает, как оно называется? Золотисто-желтые цветочные корзинки, похожие на мягкие кошачьи лапки, обладают удивительной способностью сохранить в засушенном состоянии свой естественный вид и окраску. Именно поэтому растение получило название бессмертник. Эта особенность растения используется для составления «зимних букетов». Бессмертник довольно неприхотливое растение, хорошо переносит засуху в наших степных районах. Растет преимущественно тем, что растение от излишнего испарения.

(Слайд № 6)

 С незапамятных времен растение это использовалось в лекарственных целях. Из него изготавливали « грудной чай», рекомендованный при простудах, отвары применялись при укусах бешеных животных, а порошком бессмертника присыпали долго незаживающие раны. Ёще бессмертник используют для добывания желтой краски. Бессмертник помогает человеку справляться с комнатной молью, повреждающей одежду, ковры, меховые изделия.

– А вот ещё один врачеватель из нашей аптечки- что это за растение?(Слайд №7)

– Корень валерианы. В переводе с латинского языка « валере» означает «быть здоровым».

Это одно из самых пахнущих растений. Рассмотрите корневище и опишите его. (Слайд №10) Корневище короткое, толстое, внутри полое с многочисленными корешками. На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства, при бессоннице. Ёще царь Петр 1 повелевал выращивать лекарственные растения, в том числе и валериану, в специально созданных «Аптекарских огородах». (Слайд №11)

 Растет валериана по заболоченным и влажным местам, по берегам водоемов и канав, в зарослях кустарников, на лесных полянах и опушках.

   Все эти лекарственные растения, о  которых говорили, произрастают во многих районах нашего края:

Физминутка:

На берегу стояла ива,

Ветер ветками качал

То налево,

То направо,

То листочками играл.

Посчитаем да подумаем….

Дидактическая игра «Узнай растение на предметной картинке»

На мольберте расположены предметные картинки с изображением лекарственных растений.

Какие лекарственные растения изображены на картинках?

-Кто соседи аптечной ромашки?

-Какая по счету валериана?

– Сколько лекарственных растений вы видите?

Для чего нужны лекарственные растения?

  Ребята давайте с вами поиграем  в игру: « Какого растения не стало?»

Дети, посмотрите  на правила сбора лекарственных растений.(Слайд12)

  1. Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.
  2. Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.
  3. При сборе цветков часть из них оставляют на растении.
  4. Нельзя  собирать больные и поврежденные вредителями растения.
  5. запрещается собирать растения вблизи автомобильных и железнодорожных магистралей, а также в крупных городах. (Почему? Как вы думаете?)
  6. Запрещен сбор редких лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.

Цветки собирают, когда растение цветет. Корневище- поздней осенью, когда плоды уже осыпались(что важно для  возобновления зарослей).

Молодцы вы всё правильно запомнили и рассказали.

 Итог занятия:

 С какими растениями мы сегодня познакомились?

 Что вы узнали нового, интересного?

Как вы будете использовать полученные знания о лекарственных растениях?

Аутотренинг: звучит запись « Одинокий пастух»  в исполнении П.Мориа.

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок,

Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.

Колышаться травы луга,

Надо мной гордо кружат птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я очень рада, что встретилась с

Удивительным миром царства лекарственных растений.

Я хочу жить в мире с природой.

Я буду другом и защитником всему живому.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *