Осип Абрамович, парикмахер, поправил на груди посетителя грязную простынку, заткнул ее пальцами за ворот и крикнул отрывисто и резко:
— Мальчик, воды!
Посетитель, рассматривавший в зеркало свою физиономию с тою обостренною внимательностью и интересом, какие являются только в парикмахерской, замечал, что у него на подбородке прибавился еще один угорь, и с неудовольствием отводил глаза, попадавшие прямо на худую, маленькую ручонку, которая откуда-то со стороны протягивалась к подзеркальнику и ставила жестянку с горячей водой. Когда он поднимал глаза выше, то видел отражение парикмахера, странное и как будто косое, и подмечал быстрый и грозный взгляд, который тот бросал вниз на чью-то голову, и безмолвное движение его губ от неслышного, но выразительного шепота.
Если его брил не сам хозяин Осип Абрамович, а кто-нибудь из подмастерьев, Прокопий или Михаила, то шепот становился громким и принимал форму неопределенной угрозы:
— Вот, погоди!
Это значило, что мальчик недостаточно быстро подал воду и его ждет наказание. «Так их и следует», — думал посетитель, кривя голову набок и созерцая у самого своего носа большую потную руку, у которой три пальца были оттопырены, а два другие, липкие и пахучие, нежно прикасались к щеке и подбородку, пока туповатая бритва с неприятным скрипом снимала мыльную пену и жесткую щетину бороды.
В этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи, посетитель был нетребовательный: швейцары, приказчики, иногда мелкие служащие или рабочие, часто аляповато-красивые, но подозрительные молодцы, с румяными щеками, тоненькими усиками и наглыми маслянистыми глазками. Невдалеке находился квартал, заполненный домами дешевого разврата. Они господствовали над этою местностью и придавали ей особый характер чего-то грязного, беспорядочного и тревожного.
Мальчик, на которого чаще всего кричали, назывался Петькой и был самым маленьким из всех служащих в заведении. Другой мальчик, Николка, насчитывал от роду тремя годами больше и скоро должен был перейти в подмастерья. Уже и теперь, когда в парикмахерскую заглядывал посетитель попроще, а подмастерья, в отсутствие хозяина, ленились работать, они посылали Николку стричь и смеялись, что ему приходится подниматься на цыпочки, чтобы видеть волосатый затылок дюжего дворника. Иногда посетитель обижался за испорченные волосы и поднимал крик, тогда и подмастерья кричали на Николку, но не всерьез, а только для удовольствия окорначенного простака. Но такие случаи бывали редко, и Николка важничал и держался, как большой: курил папиросы, сплевывал через зубы, ругался скверными словами и даже хвастался Петьке, что пил водку, но, вероятно, врал. Вместе с подмастерьями он бегал на соседнюю улицу посмотреть на крупную драку, и когда возвращался оттуда, счастливый и смеющийся, Осип Абрамович давал ему две пощечины: по одной на каждую щеку. Петьке было десять лет; он не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов, и во всех этих отношениях завидовал товарищу. Когда не было посетителей и Прокопий, проводивший где-то бессонные ночи и днем спотыкавшийся от желания спать, приваливался в темном углу за перегородкой, а Михаила читал «Московский листок» и среди описания краж и грабежей искал знакомого имени кого-нибудь из обычных посетителей, — Петька и Николка беседовали. Последний всегда становился добрее, оставаясь вдвоем, и объяснял «мальчику», что значит стричь под польку, бобриком или с пробором.
Иногда они садились на окно, рядом с восковым бюстом женщины, у которой были розовые щеки, стеклянные удивленные глаза и редкие прямые ресницы, — и смотрели на бульвар, где жизнь начиналась с раннего утра. Деревья бульвара, серые от пыли, неподвижно млели под горячим, безжалостным солнцем и давали такую же серую, не охлаждающую тень. На всех скамейках сидели мужчины и женщины, грязно и странно одетые, без платков и шапок, как будто они тут и жили и у них не было другого дома. Были лица равнодушные, злые или распущенные, но на всех на них лежала печать крайнего утомления и пренебрежения к окружающему. Часто чья-нибудь лохматая голова бессильно клонилась на плечо, и тело невольно искало простора для сна, как у третьеклассного пассажира, проехавшего тысячи верст без отдыха, но лечь было негде. По дорожкам расхаживал с палкой ярко-синий сторож и смотрел, чтобы кто-нибудь не развалился на скамейке или не бросился на траву, порыжевшую от солнца, но такую мягкую, такую прохладную. Женщины, всегда одетые более чисто, даже с намеком на моду, были все как будто на одно лицо и одного возраста, хотя иногда попадались совсем старые или молоденькие, почти дети.
Все они говорили хриплыми, резкими голосами, бранились, обнимали мужчин так просто, как будто были на бульваре совсем одни, иногда тут же пили водку и закусывали. Случалось, пьяный мужчина бил такую же пьяную женщину; она падала, поднималась и снова падала; но никто не вступался за нее. Зубы весело скалились, лица становились осмысленнее и живее, около дерущихся собиралась толпа; но когда приближался ярко-синий сторож, все лениво разбредались по своим местам. И только побитая женщина плакала и бессмысленно ругалась; ее растрепанные волосы волочились по песку, а полуобнаженное тело, грязное и желтое при дневном свете, цинично и жалко выставлялось наружу, Ее усаживали на дно извозчичьей пролетки и везли, и свесившаяся голова ее болталась, как у мертвой.
Николка знал по именам многих женщин и мужчин, рассказывал о них Петьке грязные истории и смеялся, скаля острые зубы. А Петька изумлялся тому, какой он умный и бесстрашный, и думал, что когда-нибудь и он будет такой же. Но пока ему хотелось бы куда-нибудь в другое место… Очень хотелось бы.
Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой, как два родные брата. И зимою и летом он видел все те же зеркала, из которых одно было с трещиной, а другое было кривое и потешное. На запятнанной стене висела одна и та же картина, изображавшая двух голых женщин на берегу моря, и только их розовые тела становились все пестрее от мушиных следов, да увеличивалась черная копоть над тем местом, где зимою чуть ли не весь день горела керосиновая лампа-молния. И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», — и он все подавал ее, все подавал.
Праздников не было. По воскресеньям, когда улицу переставали освещать окна магазинов и лавок, парикмахерская до поздней ночи бросала на мостовую яркий сноп света, и прохожий видел маленькую, худую фигурку, сгорбившуюся в углу на своем стуле и погруженную не то в думы, не то в тяжелую дремоту. Петька спал много, но ему почему-то все хотелось спать, и часто казалось, что все вокруг него не правда, а длинный неприятный сон. Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: «Мальчик, воды», и все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья.
Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенькою, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика.
Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно. Когда его навещала мать, кухарка Надежда, он лениво ел принесенные сласти, не жаловался и только просил взять его отсюда. Но затем он забывал о своей просьбе, равнодушно прощался с матерью и не спрашивал, когда она придет опять. А Надежда с горем думала, что у нее один сын — и тот дурачок.
Много ли, мало ли жил Петька таким образом, он не знал. Но вот однажды в обед приехала мать, поговорила с Осипом Абрамовичем и сказала, что его, Петьку, отпускают на дачу, в Царицыно, где живут ее господа.
Сперва Петька не понял, потом лицо его покрылось тонкими морщинками от тихого смеха, и он начал торопить Надежду. Той нужно было, ради пристойности, поговорить с Осипом Абрамовичем о здоровье его жены, а Петька тихонько толкал ее к двери и дергал за руку.
Он не знал, что такое дача, но полагал, что она есть то самое место, куда он так стремился. И он эгоистично позабыл о Николке, который, заложив руки в карманы, стоял тут же и старался с обычною дерзостью смотреть на Надежду. Но в глазах его вместо дерзости светилась глубокая тоска: у него совсем не было матери, и он в этот момент был бы не прочь даже от такой, как эта толстая Надежда. Дело в том, что и он никогда не был на даче.
Вокзал с его разноголосою сутолокою, грохотом приходящих поездов, свистками паровозов, то густыми и сердитыми, как голос Осипа Абрамовича, то визгливыми и тоненькими, как голос его больной жены, торопливыми пассажирами, которые все идут и идут, точно им и конца нету, — впервые предстал перед оторопелыми глазами Петьки и наполнил его чувством возбужденности и нетерпения. Вместе с матерью он боялся опоздать, хотя до отхода дачного поезда оставалось добрых полчаса; а когда они сели в вагон и поехали, Петька прилип к окну, и только стриженая голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне.
Он родился и вырос в городе, в поле был первый раз в своей жизни, и все здесь для него было поразительно ново и странно: и то, что можно видеть так далеко, что лес кажется травкой, и небо, бывшее в этом новом мире удивительно ясным и широким, точно с крыши смотришь. Петька видел его с своей стороны, а когда оборачивался к матери, это же небо голубело в противоположном окне, и по нем плыли, как ангелочки, беленькие радостные облачка. Петька то вертелся у своего окна, то перебегал на другую сторону вагона, с доверчивостью кладя плохо отмытую ручонку на плечи и колени незнакомых пассажиров, отвечавших ему улыбками. Но какой-то господин, читавший газету и все время зевавший, то ли от чрезмерной усталости, то ли от скуки, раза два неприязненно покосился на мальчика, и Надежда поспешила извиниться:
— Впервой по чугунке едет — интересуется. ..
— Угу!.. — пробурчал господин и уткнулся в газету.
Надежде очень хотелось рассказать ему, что Петька уже три года живет у парикмахера и тот обещал поставить его на ноги, и это будет очень хорошо, потому что женщина она одинокая и слабая и другой поддержки на случай болезни или старости у нее нет. Но лицо у господина было злое, и Надежда только подумала все это про себя.
Направо от пути раскинулась кочковатая равнина, темно-зеленая от постоянной сырости, и на краю ее были брошены серенькие домики, похожие на игрушечные, а на высокой зеленой горе, внизу которой блистала серебристая полоска, стояла такая же игрушечная белая церковь. Когда поезд со звонким металлическим лязгом, внезапно усилившимся, взлетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальною гладью реки, Петька даже вздрогнул от испуга и неожиданности и отшатнулся от окна, но сейчас же вернулся к нему, боясь потерять малейшую подробность пути. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим.
В первые два дня Петькина пребывания на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него и сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. В противоположность дикарям минувших веков, терявшимся при переходе из пустыни в город, этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Все здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, который покойно шумел над его головой и был темный, задумчивый и такой страшный в своей бесконечности; полянки, светлые, зеленые, веселые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сестер, а темно-синее небо звало его к себе и смеялось, как мать. Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбался чему-то и степенно, как старик, гулял по опушке и лесистому берегу пруда. Тут он, утомленный, задыхающийся, разваливался на густой сыроватой траве и утопал в ней; только его маленький веснушчатый носик поднимался над зеленой поверхностью. В первые дни он часто возвращался к матери, терся возле нее, и когда барин спрашивал его, хорошо ли на даче, — конфузливо улыбался и отвечал:
— Хорошо!..
И потом снова шел к грозному лесу и тихой воде и будто допрашивал их о чем-то.
Но прошло еще два дня, и Петька вступил в полное соглашение с природой. Это произошло при содействии гимназиста Мити из Старого Царицына. У гимназиста Мити лицо было смугло-желтым, как вагон второго класса, волосы на макушке стояли торчком и были совсем белые — так выжгло их солнце. Он ловил в пруде рыбу, когда Петька увидал его, бесцеремонно вступил с ним в беседу и удивительно скоро сошелся. Он дал Петьке подержать одну удочку и потом повел его куда-то далеко купаться.
Петька очень боялся идти в воду, но когда вошел, то не хотел вылезать из нее и делал вид, что плавает: поднимал нос и брови кверху, захлебывался и бил по воде руками, поднимая брызги. В эти минуты он был очень похож на щенка, впервые попавшего в воду. Когда Петька оделся, то был синий от холода, как мертвец, и, разговаривая, ляскал зубами. По предложению того же Мити, неистощимого на выдумки, они исследовали развалины дворца; лазали на заросшую деревьями крышу и бродили среди разрушенных стен громадного здания. Там было очень хорошо: всюду навалены груды камней, на которые с трудом можно взобраться, и промеж них растет молодая рябина и березки, тишина стоит мертвая, и чудится, что вот-вот выскочит кто-нибудь из-за угла или в растрескавшейся амбразуре окна покажется страшная-престрашная рожа. Постепенно Петька почувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что на свете существует Осип Абрамович и парикмахерская.
— Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец! — радовалась Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар.
Она приписывала это тому, что много его кормит. Но Петька ел совсем мало, не потому, чтобы ему не хотелось есть, а некогда было возиться: если бы можно было не жевать, глотать сразу, а то нужно жевать, а в промежутки болтать ногами, так как Надежда ест дьявольски медленно, обгладывает кости, утирается передником и разговаривает о пустяках. А у него дела было по горло: нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей, — на все это требуется время. Теперь Петька бегал босой, и это в тысячу раз приятнее, чем в сапогах с толстыми подошвами: шершавая земля так ласково то жжет, то холодит ногу. Свою подержанную гимназическую куртку, в которой он казался солидным мастером парикмахерского цеха, он также снял и изумительно помолодел. Надевал он ее только вечерами, когда ходил на плотину смотреть, как катаются на лодках господа: нарядные, веселые, они со смехом садятся в качающуюся лодку, и та медленно рассекает зеркальную воду, а отраженные деревья колеблются, точно по ним пробежал ветерок.
В исходе недели барин привез из города письмо, адресованное «куфарке Надежде», и когда прочел его адресату, адресат заплакал и размазал по всему лицу сажу, которая была на переднике. По отрывочным словам, сопровождавшим эту операцию, можно было понять, что речь идет о Петьке. Это было уже ввечеру, Петька на заднем дворе играл сам с собою в «классики» и надувал щеки, потому что так прыгать было значительно легче.
Гимназист Митя научил этому глупому, но интересному занятию, и теперь Петька, как истый спортсмен, совершенствовался в одиночку.
Вышел барин и, положив руку на плечо, сказал:
— Что, брат, ехать надо!
Петька конфузливо улыбался и молчал.
«Вот чудак-то!» — подумал барин.
— Ехать, братец, надо.
Петька улыбался. Подошла Надежда и со слезами подтвердила:
— Надобно ехать, сынок!
— Куда? — удивился Петька.
Про город он забыл, а другое место, куда ему всегда хотелось уйти, — уже найдено.
— К хозяину Осипу Абрамовичу.
Петька продолжал не понимать, хотя дело было ясно как божий день.
Но во рту у него пересохло и язык двигался с трудом, когда он спросил:
— А как же завтра рыбу ловить? Удочка — вот она…
— Что же поделаешь!.. Требует. Прокопий, говорит, заболел, в больницу свезли. Народу, говорит, нету. Ты не плачь: гляди, опять отпустит, — он добрый, Осип Абрамович.
Но Петька и не думал плакать и все не понимал.
С одной стороны был факт — удочка, с другой — призрак — Осип Абрамович.
Но постепенно мысли Петькины стали проясняться, и произошло странное перемещение: фактом стал Осип Абрамович, а удочка, еще не успевшая высохнуть, превратилась в призрак. И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен к самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные, — он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее.
Своевременно Петька успокоился, и барин говорил барыне, которая стояла перед зеркалом и вкалывала в волосы белую розу:
— Вот видишь, перестал, — детское горе непродолжительно.
— Но мне все-таки очень жаль этого бедного мальчика.
— Правда, они живут в ужасных условиях, но есть люди, которым живется и хуже. Ты готова?
И они пошли в сад Дипмана, где в этот вечер были назначены танцы и уже играла военная музыка.
На другой день, с семичасовым утренним поездом, Петька уже ехал в Москву. Опять перед ним мелькали зеленые поля, седые от ночной росы, но только убегали не в ту сторону, что раньше, а в противоположную. Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело, из-за ворота ее выставлялся кончик белого бумажного воротничка. Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравно сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом. Вот замелькали у окна столбы и стропила платформы, и поезд остановился.
Толкаясь среди торопившихся пассажиров, они вышли на грохочущую улицу, и большой жадный город равнодушно поглотил свою маленькую жертву.
— Ты удочку спрячь! — сказал Петька, когда мать довела его до порога парикмахерской.
— Спрячу, сынок, спрячу! Может, еще приедешь.
И снова в грязной и душной парикмахерской звучало отрывистое: «Мальчик, воды», и посетитель видел, как к подзеркальнику протягивалась маленькая грязная рука, и слышал неопределенно угрожающий шепот: «Вот, погоди!» Это значило, что сонливый мальчик разлил воду или перепутал приказания. А по ночам, в том месте, где спали рядом Николка и Петька, звенел и волновался тихий голосок и рассказывал о даче, и говорил о том, чего не бывает, чего никто не видел никогда и не слышал.
В наступавшем молчании слышалось неровное дыхание детских грудей, и другой голос, не по-детски грубый и энергичный, произносил:
— Вот черти! Чтоб им повылазило!
— Кто черти?
— Да так… Все.
Мимо проезжал обоз и своим мощным громыханием заглушал голоса мальчиков и тот отдаленный жалобный крик, который уже давно доносился с бульвара: там пьяный мужчина бил такую же пьяную женщину.
Перейти к контенту
Сказки для детей > Внеклассное чтение 4 класс
Алексей Толстой — Иван-царевич и серый волк
Антон Чехов — Белолобый
Антон Чехов — Мальчики
Всеволод Гаршин — О жабе и розе
Константин Паустовский — Заячьи лапы
Михаил Зощенко — Ёлка
Михаил Зощенко — Самое главное
Борис Житков — Про обезьянку
Борис Житков — Как я ловил человечков
Виктор Драгунский — Друг детства
Виктор Драгунский — Что любит Мишка
Садко (Былина)
Виталий Бианки — Чей нос лучше
Редьярд Киплинг — Рикки Тикки Тави
Павел Бажов — Голубая змейка
Павел Бажов — Хозяйка медной горы
Ганс Христиан Андерсен — Русалочка
Ганс Христиан Андерсен — Соловей
Ганс Христиан Андерсен — Дикие лебеди
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Серая шейка
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про храброго зайца
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Комара Комаровича
Вольга и Микула Селянинович (Былина)
Добрыня Никитич и Змей Горыныч (Былина)
Антон Чехов — Беглец
Антоний Погорельский — Черная курица, или Подземные жители
Георгий Скребицкий — Кот Иваныч
Леонид Пантелеев — Честное слово
Иван Тургенев — Муму
Александр Куприн — Барбос и Жулька
Александр Куприн — Слон
Бой на Калиновом мосту
Борис Житков — Про слона
Борис Житков — Беспризорная кошка
Аркадий Гайдар — Поход
Виктор Драгунский — Пожар во флигеле, или подвиг во льдах
Виктор Драгунский — Сестра моя Ксения
Михаил Пришвин — Изобретатель
Михаил Пришвин — Гаечки
Михаил Пришвин — Лесной хозяин
Хитрая наука
Константин Паустовский — Жильцы старого дома
Виталий Бианки — Анюткина утка
Виталий Бианки — Заяц, косач, медведь и Дед Мороз
Виталий Бианки — Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать
Виталий Бианки — Чьи это ноги
Константин Ушинский — Дети в роще
Константин Ушинский — Ветер и солнце
Алексей Толстой — Петух и жерновки
Лев Толстой — Лгун (Басня)
Лев Толстой — Уж
Лев Толстой — Белка и волк
Лев Толстой — Лев и мышь (Басня)
Лев Толстой — Отец и сыновья (Басня)
Лев Толстой — Как мужик гусей делил
Лев Толстой — Два брата
Ганс Христиан Андерсен — Оле-Лукойе
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Воробья Воробеича
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказочка про Воронушку
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка о том, как жила-была последняя Муха
Андрей Некрасов — Приключения капитана Врунгеля
Алексей Толстой — Сказка о молодильных яблоках и живой воде
Лев Толстой — Собака и её тень (Басня)
Лев Толстой — Кавказский пленник
Илья Муромец: Болезнь и исцеление Ильи
Изгнание Адама и Евы из рая
Притча о сеятеле
Притча о блудном сыне
Притча о Фарисее и Мытаре
Притча о злых виноградарях
Рождение и воспитание Геракла
Дедал и Икар (Миф)
Орфей и Эвридика (Миф)
Андрей Платонов — Никита
Андрей Платонов — Еще мама
Виктор Гюго — Козетта
Виктор Гюго — Гаврош
Николай Лесков — Неразменный рубль
Дмитрий Григорович — Гуттаперчевый мальчик
Алексей Толстой — Сугробы
Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком
Лев Толстой — Пожар
Лев Толстой — Орел
Лев Толстой — Как мальчик рассказывал о том, как его в лесу застала гроза
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Приемыш
Виктор Астафьев — Белогрудка
Рувим Фраерман — Девочка с камнем
Владимир Солоухин — Ножичек с костяной ручкой
Лев Толстой — Два товарища (Басня)
Лев Толстой — Старый дед и внучек (Басня)
Владимир Железников — История с Азбукой
Владимир Даль — У тебя у самого свой ум
Ксения Драгунская — Лекарство от послушности
Анатолий Алексин — Самый счастливый день
Лев Толстой — Стрекоза и муравьи (Басня)
Лев Толстой — Ворон и лисица (Басня)
Лев Толстой — Муравей и голубка (Басня)
Лев Толстой — Осел и лошадь (Басня)
Лев Толстой — Русак
Лев Толстой — Царский сын и его товарищи
Фёдор Кнорре — Солёный пёс
Иван Шмелев — Русская песня
Георгий Скребицкий — Пушок
Константин Паустовский — Прощание с летом
Константин Паустовский — Сказочник (Христиан Андерсен)
Михаил Зощенко — Приключения обезьяны
Михаил Зощенко — Бедный Федя
Михаил Пришвин — Сухостойное дерево
Михаил Пришвин — Ястреб и жаворонок
Ирина Пивоварова — Барышни Люси
Ирина Пивоварова — Секретики
Ирина Пивоварова — Как меня учили музыке
Ирина Пивоварова — Селиверстов не парень, а золото
Саша Черный — Счастливый карп
Виктор Астафьев — Бабушка с малиной
Александра Ишимова — История России в рассказах для детей
Константин Ушинский — Бодливая корова
Константин Ушинский — Сумка почтальона
Юрий Сотник — Учитель плавания
Юрий Сотник — Гадюка
Виктор Голявкин — Путешественник
Валентина Осеева — Почему
Валентина Осеева — В классе
Виталий Бианки — Плавунчик
Борис Житков — Мышкин
Антон Чехов — Спать хочется
Лев Толстой — Пётр Первый и мужик
Александр Раскин — Как папа выбирал профессию
Саша Черный — Дневник фокса Микки
Александр Куприн — Бедный принц
Александр Куприн — Четверо нищих
Внеклассное чтение 4 класс: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
4 класс – Понимание рассказов
Онлайн-ресурсы Macmillan/McGraw-Hill’s Treasures специально разработаны для того, чтобы помочь учителям преподавать, предлагая увлекательные занятия для учащихся всех уровней. Эти онлайн-ресурсы для учителей предлагают контент, предназначенный для того, чтобы помочь учителям сэкономить время и поддерживать мотивацию и концентрацию учащихся.
Использование в целях обучения и преподавания
Мы не поддерживаем споры об авторских правах
Адрес электронной почты *
Рассказы являются идеальным учебным пособием для учащихся средних классов. Поскольку для их чтения требуется меньше времени, это простой способ познакомить учащихся с новыми авторами и жанрами. Кроме того, благодаря стилистическим хитросплетениям и поворотам сюжета короткие рассказы цепляют читателей и удерживают внимание учащихся средних классов, как ничто другое.
Мы составили этот список рассказов, которые отлично подходят для обучения школьников. Ссылки на каждую историю приведены ниже (иногда они представляют собой отсканированные репродукции). Всегда не забывайте заранее проверять наличие опечаток и обязательно соблюдайте защиту авторских прав. Наконец, прежде чем приносить эти короткие рассказы для учащихся средних классов в свой класс, убедитесь, что материал (и какой бы неожиданный поворот ни был в магазине) предварительно просмотрен и подходит.
За что я это люблю: заявленная Моррисоном цель в этом рассказе, действие которого начинается в приюте, состояла в том, чтобы убрать «все расовые коды из повествования о двух персонажах разных рас, для которых расовая идентичность имеет решающее значение». Кроме того, он идеально подходит для изучения стиля и стимулирования разговора.
Почему мне это нравится: Чтение пьесы может быть прекрасным приемом управления классом. Например, пусть болтливые дети будут болтать, пусть тихие дети просто следуют за вами, а дети со звуковыми эффектами сделают свое дело.
Почему мне это нравится: несмотря на то, что язык О. Генри может быть сложным для современных детей, «Сердца и руки» написаны быстро и ясно, и они поражают именно так, как вы хотите, чтобы его рассказы поражали.
РЕКЛАМА
Почему мне это нравится: Это поэтическая сказка, и она отлично подходит для обучения теме. Однако ожидайте, что такие рассказы, как этот, заставят школьников злиться на вас.
Почему мне это нравится: Это отлично подходит для отличников и для обучения написанию убедительных характеристик.
Почему мне это нравится: это идеальный анкорный текст для задания на обсуждение.
Почему мне это нравится: Прочтите вместе со студентами, а затем погрузитесь в магический реализм или фэнтези.
Почему мне это нравится: Нам нравится делать это как чтение вслух, чтобы привести к рефлексивному письму или обсуждению.
Почему мне это нравится: мы можем исследовать, как различные точки зрения влияют на наше понимание, и это очень доступный текст для учащихся средних классов.
Почему мне это нравится: это достаточно гибко для всего, от чтения вслух Хэллоуина до внимательного чтения для настройки, темы и характеристики.
Почему мне это нравится: Потому что По должен быть включен в каждый список рассказов для учащихся средней школы. Кроме того, Смерть — это персонаж, и это прекрасный пример описательного письма.
Почему мне это нравится: это весело, потому что это в основном «Один дома» — действие происходит на Диком Западе.
Почему мне это нравится: Наполненный фирменным стилем Алекси, это быстрый взгляд на разрыв между поколениями и идеально подходит для чтения вслух или изучения характеристики. Как и другой его рассказ в этом списке, текст, который мы выбрали, отредактирован, чтобы больше соответствовать школе.
Почему мне это нравится: мы наслаждаемся медленным осознанием того, что люди в этой истории могут быть не совсем теми, кем кажутся, и детям это нравится [осторожно, спойлер].
Почему мне это нравится: мы узнаем, чем это заканчивается в самом начале. Это пробуждает любопытство учащихся, поэтому они продолжают читать с вниманием и любопытством.
Почему я люблю это: В нем есть все этические вопросы лучших русских романов.
Почему мне это нравится: это достаточно долго для мини-блока, и это отлично подходит для обучения основам рассказывания историй и стиля.
Почему мне это нравится: вселенная WDM сразу же становится доступной для многих детей средней школы, и эта история дает нам возможность расширить блок до изучения блюза и всех музыкальных жанров, которые он вдохновил, высвобождая все виды творческих возможностей проекта .
Почему мне это нравится: эта история так хорошо описывает жизнь в средней школе, и Сото всегда отлично справляется, интегрируя разные голоса в свою работу.
За что я это люблю: История умственно отсталого человека, который временно смог слиться с «нормальным» обществом, вызывает большие вопросы даже у современных студентов.
Почему мне это нравится: если вы ищете короткие рассказы для учащихся средних классов, чтобы научить их описательным характеристикам, текст Уокера послужит прекрасной моделью.
Почему мне это нравится: это переворачивает представление детей о Дале, которого они знают по фильмам «Джеймс и гигантский персик» и «Чарли и шоколадная фабрика».
Почему мне это нравится: Это захватывающая и тревожная история, которая заканчивается вдохновляющей нотой, в которой сейчас нуждаются все наши ученики.
Почему мне это нравится: Изучение магического реализма Маркеса — захватывающий и поучительный опыт для студентов.
Почему мне это нравится: это подтверждает опыт учеников, которые не играют по правилам , и у него все еще есть идеальный конец поворота.
Почему мне это нравится: Студентам это просто нравится. Период. Гейман умеет писать для современных детей, и эта история не перестает удерживать их внимание с первого взгляда.
Почему мне это нравится: это не рассказ, а анекдотическое эссе о словах, которые мы используем, чтобы идентифицировать друг друга, особенно наших близких. Это один из тех рассказов для школьников, который идеально подходит для начала учебного года.
Почему мне это нравится: это по-прежнему увлекательно, темп идеально подходит для изучения сюжета, а стиль — забавная модель для повествования.
Почему мне это нравится: Это искусно написанная загадка короткого рассказа.
Почему мне это нравится: мы используем его в начале учебного года как подсознательный инструмент набора для нашей шахматной команды.
Почему мне это нравится: это небольшая история об очень большой проблеме, основанная на захватывающих диалогах.
Почему мне это нравится: поколение видеоигр быстро подключается к сеттингу, и о моральных вопросах стоит поговорить.
Почему мне это нравится: здесь есть возможность обсудить точку зрения и тему, а также изучить бесчисленное множество тем исследований.
Почему мне это нравится: что может быть лучше, чем рассказ о гендерных ролях для молодых людей, меняющих мир?
Почему мне это нравится: Ограниченная перспектива от первого лица молодого рассказчика дает интересное представление о расовой и социальной политике.
Почему мне это нравится: это отличный дополнительный текст, если вы изучаете спортивную литературу, истории друзей, этические вопросы или характеристики.
Почему мне это нравится: Альенде пишет историческую фантастику как никто другой.
Почему мне это нравится: Учащиеся могут анализировать мастерство, предвзятость и развитие характера.
Почему мне это нравится: Каждому ученику нравится читать историю о мести своим родителям.
Почему мне это нравится: Этот научно-фантастический рассказ прекрасно работает как текст для сравнения и противопоставления или как модель для собственных умозрительных рассказов учащихся.
Почему мне это нравится: Подрывной гений Курта Воннегута всегда дает важные уроки стиля и критического мышления.
Почему мне это нравится: Детей действительно пугает, когда бабушка встречает свою пару в повороте, который, как мы видим, происходит как раз вовремя, чтобы действительно почувствовать ужас. Если вы ищете короткие рассказы, которые увлекательны и богаты для изучения персонажей, это рассказ для учащихся средних классов.
Почему мне это нравится: это изящное художественное произведение с поэтическими приемами. И это восхитительно.
Почему мне это нравится: Это пример важного урока, преподанного с непоколебимой благодатью и состраданием. Прекрасная характеристика делает его отличным текстом для изучения техники.
Почему мне это нравится: Это заставляет детей думать о будущем уникальными способами.
Почему мне это нравится: немногие писатели в наши дни пишут рассказы о совершеннолетии лучше, чем Алекси, и это хороший урок.
За что я это люблю: Необычно и в то же время доступно. Мне нравится знакомить учащихся с различными типами рассказов, потому что это действительно помогает им расширять свои творческие идеи.
Почему мне это нравится: Повествование берет обычную американскую точку зрения и переворачивает ее с ног на голову, как это может сделать только г-жа Энджелоу.
Почему мне это нравится: вы можете сопоставить это с событиями американской истории, когда оно было написано. Кроме того, вы можете использовать его, чтобы помочь учащимся представить свои собственные версии будущего.
Почему мне это нравится: Короткие рассказы для учащихся средних классов, которые подчеркивают мудрость и опыт старших, всегда приветствуются в моем классе.
Почему мне это нравится: учить великую литературу об оборотнях одно удовольствие.
Почему мне это нравится: Это побуждает учащихся анализировать свои отношения с семьей.
Почему мне это нравится: это история о привидениях с ненадежным рассказчиком, ужасающим действием и без привидений.
Почему мне это нравится: выступать на уроках весело. Кроме того, вы можете соединить это с версией Twilight Zone, чтобы проанализировать мастерство и перспективу.
Почему мне это нравится: у меня мурашки по коже, когда я думаю об этой истории. Студенты это тоже любят.
Почему мне это нравится: это просто красивая история, а детям нравятся фэнтезийные/научно-фантастические мотивы.
Почему мне это нравится: это один из тех коротких рассказов для школьников, который просто душераздирающий, так что будьте к этому готовы, но он также богат символикой и развитием персонажей.
Почему мне это нравится: это Джулия Альварес, а это значит, что дети даже не понимают, что читают. На самом деле, они просто переживают ее точку зрения, что всегда интересно.
Почему мне это нравится: оно связано со знакомыми антиутопическими историями и оттачивает навыки чтения.
Почему мне это нравится: это классическая история, для которой учащиеся могут переписать свои собственные обновления.
Почему мне это нравится: в рассказах для учащихся средних классов важна точка зрения.
Почему мне это нравится: Вы знаете эту историю. Помимо извращенной морали, он предлагает пример создания сюжетной напряженности.
Почему мне это нравится: это нравится многим учащимся, для которых большая часть нашего контента не актуальна. Кроме того, голос рассказчика очень убедителен.
Почему мне это нравится: Это работает как текст для чтения с близкого расстояния. Кроме того, это очень хорошо проработанная история.
Почему мне это нравится: Учащиеся средней школы знают, что значит поддерживать свою семью, и эта история вызывает интересную беседу на эту тему.
Почему мне это нравится: это скорее предложение, чем история. В результате учащиеся могут исследовать смысл и рассмотреть этические вопросы, которые поднимает Ле Гуин.
Почему мне это нравится: Что не нравится в неловких подростковых переживаниях?
Почему мне это нравится: это важный урок, и текст, основанный на диалогах, привлекает учащихся.
Почему мне это нравится: короткие рассказы соединяются с традицией устного повествования.
Ознакомьтесь с рекомендациями по рассказам, которые понравятся школьникам среднего звена, составленным Публичной библиотекой Сиэтла, Справочником коротких рассказов и Barnes & Noble.