Чтение художественной литературы старшая группа перспективное планирование: перспективное планирование по чтению художественной литературе | Календарно-тематическое планирование по художественной литературе (старшая группа) на тему:

Содержание

Перспективное планирование «Чтение художественной литературы» для детей 5 – 6 лет. | Календарно-тематическое планирование по художественной литературе (старшая группа) по теме:

Перспективное планирование «Чтение художественной литературы» для детей 5 – 6 лет.

В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» М.: Мозаика-Синтез, 2008.

О. А. Иванова «Учимся читать художественную литературу» программа. Тематическое планирование. Конспекты занятий. Москва «Школьная пресса» 2005.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы».

Дата.

Тема.

Программные задачи.

Методики.

 Сентябрь

1. «Вот и лето прошло. День знаний»

В. Драгунский

«Заколдованная буква»

Учить анализировать художественное произведение, развивать умение понимать характер героев, обогащать речь  фразеологизмами.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы».

А. Барто «Веревочка»

В. Бианки «Приключение муравьишки»

И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»

К. Ушинский «Капустница»

Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране»

К. Ушинский «Четыре желания»

А. Плещеев «Старик»

Е. Благинина «Одуванчик»

Д. Хармс «Уж я бегом бегал»

2. «Безопасная улица»

Чтение произведения

Н. Лешкевича «Светофор»        

Познакомить с содержанием стихотворения, повторить правила дорожного движения.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы».

3. «Краски осени в России»

 

«Унылая пора!..» Стихи об осени. Заучивание наизусть стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Закрепить знания детей о признаках осени в процессе чтения стихов и рассматривания иллюстраций; вызвать эмоциональный отклик на картины осенней природы, на прослушивание музыки; познакомить с пейзажной лирикой А. Пушкина.

О. А. Иванова

«Учимся читать художественную литературу»

Занятие № 8.

Толстой «Осень, обсыпается наш бедный сад»

И. Токмакова «Деревья»

К. Ушинский «Спор деревьев»

А. Плещеев «Ель»

А. Фет «Осень».

Г. Скребицкий «Осень»

К. Ушинский «Четыре желания»

А. Пушкин «Осень»

А. Толстой «Осень»

4. «Путешествие в хлебную страну – урожай нашего края

(овощи, фрукты, хлебные культуры)

«Вот лежит каравай у меня на столе». Рассказывание белорусской народной сказки «Легкий хлеб»

Побуждать детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев; продолжать учить дошкольников понимать переносное значение пословиц; воспитывать отрицательное отношение к лени; обогащать словарный запас.

О. А. Иванова

«Учимся читать художественную литературу»

Занятие № 7.

А Прокофьев «Огород» (Рабочая тетрадь логопеда с 51)

Шутка «Баба сеяла горох»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Ю. Круторогов «Дождь из семян»

Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»)

Я. Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет»

М. Глинская «Хлеб»

Украинская народная сказка «Колосок»

Я. Тайц «Все здесь».

Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»

М. Исаковский «Вишня»

Ю. Тувим «Овощи»

Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки»

Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

З. Александрова «Сарафанчик».

Е. Благинина «Яблонька»

В. Сутеев «Мешок яблок»

Я. Аким «Яблоко»

 Октябрь

1. «Витамины из кладовой природ»

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения

 Р. Сефа «Совет»

Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

В.В. Гербова

стр. 35

Народная песенка «Я по лесу по зелёному бреду» Рабочая тетрадь логопеда стр. 244

О. Высоцкая «Грибок».

Е. Трутнева «Грибы».

В. Катаев «Грибы».

А. Прокофьев «Боровик».

Я. Тайц «По ягоды».

 2. «В осеннем лесу»

Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж».

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

В.В. Гербова

стр. 64

Г. Скребицкий  «Осень».

Г. Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся».

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало».

Д. М. Сибиряк «Серая шейка».

 3. «Книжкина неделя»

Веселые рассказы

Н. Носова.

Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова.

В. В. Гербова

стр.29

С. Маршак «Как печатали книгу?»

В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк». «Что такое хорошо и что такое плохо».

4. «Мой дом. Быт современного человека»

Чтение рассказа  

В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок».

Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. словарь детей.

В. В. Гербова

стр.82

Англ. нар. песенка «Дом, который построил Джек».

С. Баруздин «Кто построил этот дом?»

В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка».

М. Пожарова «Маляры».

Г. Люшнин «Строители».

Е. Пермяк «Мамина работа».

Ю. Тувим «Стол».

С. Маршак «Откуда стол пришел?»

З. Александрова «Большая ложка».

Ноябрь

1. «Моя большая семья»

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

В. В. Гербова

стр. 38

«Крыловский вечер в детском саду». Знакомство с детством И.Крылова и его творчеством.

Познакомить детей с жизнью и творчеством И. Крылова.

Познакомить с жанровыми особенностями басни; подвести к пониманию аллегории и морали басен; обогащать словарный запас детей; воспитывать чуткость к образному строю языка басни.

О. А. Иванова

«Учимся читать художественную литературу»

Занятие № 15.

А. Фет «Кот поет, глаза прищурил…» (чтение).        

Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».

В. Осеева «Просто старушка».

Я. Сегель «Как я был мамой».

П. Воронько «Мальчик Помогай».

Д. Габе «Моя семья».

Английская песенка «Старушка».

М. Цветаева «У кроватки».

Л. Толстой «Отец и сыновья».

Китайская сказка «Умный сын».

Е. Благинина «Посидим в тишине».

2. «Моя Родина – Россия»

«Москва – сердце России. Русские поэты и писатели о Москве».

Расширять представления детей о Москве, ее истории; познакомить детей с творчеством писателей и поэтов о Москве; воспитывать чувство восхищения, гордости за свою Родину, народ, любимый город.

О. А. Иванова

«Учимся читать художественную литературу»

Занятие № 1-2.

З. Александрова «Родина» Рабочая тетрадь логопеда стр.140

«Мышка- вострохвостик» чувашская народная сказка.

3. «Что было до…В мире игрушек»

Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков».        

Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова “Как я ловил человечков”.

В.В. Гербова стр.41

Потешка «Ванька-встанька».

Дж. Родари «Волшебный барабан».

Барто «Игрушки».

Б. Житков «Что я видел».

С Маршак «Мяч».

В. Катаев «Цветик – семицветик».

Е. Серова «Нехорошая история».

4. «Мы исследователи»

Чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка».

Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка»

 (в обработке М. Булатова).

В.В. Гербова

стр. 62

С Маршак «Откуда стол пришёл?»

К. Ушинский «Стол и стул».

Л. Скребцова «Лекарство в цветочных горшочках».

М. Пришвин «Золотой луг».

О. Высоцкая «Одуванчик».

Декабрь

1. «Путешествуем вокруг света (едем, плывем, летим).

В мире профессий.

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».

Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика.

В.В. Гербова

стр. 72

К.Чуковский «Айболит».

М. Пожаров «Маляры» Рабочая тетрадь логопеда стр. 258

С. Я. Маршак «Багаж».

Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».

С. Сахарнов «Самый лучший пароход».

Н. Саконская «Песенка о метро».

М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице».

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».

Дж. Родари «Какого цвета ремесла?», «Чем пахнут ремесла?»

Я Аким «Неумейка».

А. Шибарев «Почтовый ящик».

2. «Зимушка зима. Приметы времени года»

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение (в сокращении).

В. В. Гербова стр. 58

С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»

И. Бунин «Первый снег», Пушкин «Зимний вечер» в сокращении,

И. Никитин «Встреча зимы»

 «Двенадцать месяцев»

С. Маршак. Чтение сказки

Н. Носов «На горке»

А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин торжествуя…»

С. А. Есенин «Береза», «Поет зима – аукает».

И. С. Никитин «Встреча зимы»

3. «Животные и птицы России зимой»

Рассказывание русской народной сказки «Заяц хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…»

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…».

В. В. Гербова

стр.23

А. Береснев «Бычок» (Рабочая тетрадь логопеда  стр. 147)

А.К. Толстой «Белка и волк».

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Г. Снегирев «След оленя»

Е. Чарушин «Что за зверь?»

Г. Остер «Котенок по имени Гав»

Л.Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок»

В. Бианки «Купание медвежат»

С. Маршак «Пудель»

4. «Встреча Нового года»

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце»

Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».

В. В. Гербова

стр.48

Русская народная сказка «Снегурочка».

Е. Трутнева «С Новым годом!»

Л. Воронкова «Таня выбирает елку».

В. Одоевский «Мороз Иванович».

С. Маршак «Двенадцать месяцев». Круглый год (декабрь).

А. Милн «Баллада о королевском бутерброде».

Н. Носов «Фантазёры».

В. Бианки «Холодно в лесу, холодно».

Январь

1.

Каникулы.

2 – 3. Мониторинг

А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше».

Братья Гримм «Бременские музыканты».

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

И. Соколов – Микитов «Год в лесу».

Русская народная сказка «Зимовье».

З. Александрова «Снежок».

К. Ушинский «Проказы старухи зимы».

4. «Фольклор»

Чтение сказки

«Сивка-Бурка».

Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой

«Сивка-бурка» (обработка М. Булатова).

В. В. Гербова

стр. 74

Песенки. «Как у бабушки козел…»; «Ты мороз, мороз, мороз…»; «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж…».

Эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела».

Считалка «Шла ворона на базар».

Считалка «Катилася торба».

Закличка «Божья коровка»

Февраль

1. «Безопасность – здоровьесбережение. Пожарная безопасность»

С. Маршак «Рассказ

о неизвестном герое».

Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.

Вызвать желание детей быть похожим на скромного героя; воспитывать уверенность в своих действиях.

Интернет ресурсы.

2. «Быть здоровыми хотим»

Чтение рассказа

К. Паустовского

«Кот – ворюга»

Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».

В. В. Гербова стр. 78

Е. Пермяк «Про нос и язык»

Н. Мигунова «Почему надо чистить зубы»

Потешка «Точка, точка, два крючочка»

Д. Хармс «Очень, очень вкусный пирог»

Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по очень важному делу»

3. «Наши защитники Отечества»

«Богатырская сила».

Былины о русских богатырях.

Познакомить детей с новым жанром художественной литературы – былиной; помочь понять смысловую сторону пословицы; воспитывать доброту, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу.

О. А. Иванова

«Учимся читать художественную литературу»

Занятие № 6

Е. Воробьёв «Обрывок провода»

Чтение стихотворения «Мир»

А. Барто «На заставе».

О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

А. Твардовский «Рассказ танкиста».

З. Александрова «Дозор».

А. Гайдар «Голубая чашка»

4. «Прощай, Зимушка – зима»

Заучивание стихотворения

С. Маршака  «Тает месяц молодой»  

Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

В. В. Гербова

стр. 49

И. Тютчев «Зима недаром злится»

С. Маршак «Круглый год»

Г. Скребицкий «Апрель».

В. Бианки «Три весны».

Март

1.«Международный женский день»

О. Чусовитина

«Стихотворения о маме»

Учить выразительно читать стихотворение. Закреплять знания о различии стихотворного и прозаического произведений.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы».

«Легенда о матерях»

М. Родина «Мамины руки» Рабочая тетрадь логопеда стр. 280

А. Митяев «Международный женский день»

Г. Виеру «Мамин день»

Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине».

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Е. Пермяк «Мамина работа»

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».

Л. Квитко «Бабушкины руки».

2. «Игры и забавы»

«Веселая ярмарка».

Инсценировка сказки

С. Михалкова «Как старик корову продавал».

Продолжать знакомство детей с устным народным творчеством; развивать интонационную выразительность речи, умение вести диалог; побуждать детей участвовать в инсценировках; продолжать давать представления об особенностях малых фольклорных форм.

О. А. Иванова

«Учимся читать художественную литературу»

Занятие № 25.

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы, чтение)

Н. Носов «Заплатка»,  «Живая шляпа»

3. «Международный день птиц»

Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок»

 Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).

В. В. Гербова стр. 57

Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи».

А. Майков «Ласточка».

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка».

Л. Н. Толстой «Лебеди».

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

А. Н. Толстой «Желтухин».

М. Горький «Воробьишко»

Л. Н. Толстой «Птичка»

Н. Гончаров «Синичка»

П. Воронько «Журавли»

Китайская сказка «Жёлтый аист»

4. «Уж тает снег, бегут ручьи»

Заучивание стихотворения

 С. Маршака «Тает месяц молодой»

Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

В. В. Гербова стр. 49

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Г. Ладонщикова «Весна».

И. Белоусов «Весенняя гостья»

Гомзяк «Как солнце ботинок нашло»

Апрель

1. «Мир театра»

Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»

Продолжать приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

В. В. Гербова стр. 75

К. Чуковский «Чудо-дерево»

А. Барто «Хромая табуретка»

2. «Перелетные птицы Прииртышского сибирского края. (12 апреля – день космонавтики)

Беседа на тему «О друзьях и дружбе»

Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

В.В. Гербова

стр. 59

Г. Виеру «Ракета»        

В. Бороздин «Первый в космосе»        

Словацкая сказка «У солнышка в гостях»

В. Степанов «Космонавт»

Ю. А. Гагарин «Вижу землю».

В. Бианки «Синичкин календарь».

В. Даль «Старик – годовик».

С. Михалков «Зяблик».

3. «Земля – наш общий дом»

Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову)

Продолжать учить детей пересказывать.

В.В. Гербова

стр. 78

А. Прокофьев «Родина».

З. Александрова «Родина».

М.Ю. Лермонтов «Родина»

С.Баруздин «За Родину».

А. Фет «Бабочка»

4. «Безопасность в быту, на улице, социуме. Правила дорожного движения, пожарная безопасность»

«Будь осторожен и внимателен».

Г. Георгиев «Светофор».

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения; подвести детей к пониманию, что книга – это один из источников знаний; продолжать знакомить их с разными жанрами художественной литературы; воспитывать доброжелательность и взаимопомощь в процессе совместного труда (при создании книги).

О. А. Иванова

«Учимся читать художественную литературу»

Занятие № 12.

Май

1. «Праздник Весны и труда.

День Победы»

«Этот день победы»

Пересказ украинской народной сказки «Колосок»

Познакомить с героическими страницами истории нашей Родины, с содержанием сказки; воспитывать чувство патриотизма; осуществлять нравственно – патриотическое воспитание на примерах поступков героев произведения.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы».

С. Алексеев «Дом».

М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец».

А. Твардовский «Рассказ танкиста».

А. Митяев «Мешок овсянки».

М. Исаковский «Навек запомни».

С. Баруздин «Слава».

К. Симонов «Сын артиллериста».

2. «Подводный мир водоемов омского Прииртышья».

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

В.В. Гербова

стр. 77

Е. Пермяк «Первая рыбка».        

И. Токмакова «Где спит рыбка».

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Н. Носов «Карасик».

Русская народная сказка «По щучьему веленью», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

Персональный сайт педагога на портале Новое поколение

Дата

Тема, литература

Программное содержание

Источник

СЕНТЯБРЬ

 

 

Чтение А. Барто «Верёвочка» 

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, а именно к сборникам стихов. Различать жанры литературных произведений, аргументировать свой ответ: “Это стихотворение, потому что…” Закреплять умение детей определять эмоциональный настрой стихов.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 86

 

заучивание «По дубочку постучишь…» рус. нар. песня

познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы. Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с..9

 

Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка».     

Познакомить с рассказом  Л.Толстого «Косточка». Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами.   

 Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 165

 

Г. Х. Андерсен «Свинопас».

Расширять представления детей о профессиях взрослых, значимости их труда. Продолжать учить замечать в тексте выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию его содержания. Развивать внимание, усидчивость. Воспитывать умение слушать.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 280

ОКТЯБРЬ

 

Чтение П.Синявский «Грибная электричка»

Формирование у детей представление  о съедобных и несъедобных грибах. Сформировать понятие, что в пищу можно употреблять только  съедобные грибы и после обработки. Развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Приложение 1

 

Чтение  рассказа М. Пришвина «Этажи леса»

Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета; обогащать речь фразеологизмами. Развивать умение замечать выразительно-изобразительные средства. Воспитывать экологическое мировоззрение, наблюдательность.

Приложение 2

 

Чтение китайской сказки «Жёлтый аист»

Продолжать знакомить детей со сказками народов мира; дать представления о той стране, где создавалась и бытовала сказка; учить ребят вдумываться в нравственный смысл.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 58

 

Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка»  

 Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам сказки. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 44

НОЯБРЬ

 

Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря, океаны». 

Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить отвечать на вопросы по тексту. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать любовь к Родине.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 95

 

Чтение произведения «Дом, который построил Джек» (английский фольклор в переводе С. Маршака).

Обратить внимание детей на построение произведения (многочисленные повторы), учить основам закономерности в предположении развития сюжета стихотворения. Развивать чувство юмора, память.  

Приложение 3

 

Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»   

Учить детей понимать юмор, комичность ситуации, уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров.

Приложение 4

 

Чтение стихотворения  С. Маршака «Откуда стол пришел?»

Обогащать знания детей о мебели, ее изготовлении. Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать его идею. Закреплять представления детей о жанровых особенностях литературных произведений.

Приложение 5

 

Чтение Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»

Закрепить у детей формирование культурно гигиенических навыков. Обогатить словарь детей. учить осмысливать содержание стихотворения. Воспитывать вежливость, умение уступать друг другу.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 258

ДЕКАБРЬ

 

Заучивание  потешки «Ты мороз, мороз, мороз» в обработке И. Карнауховой.

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Помочь запомнить потешку, учить рассказывать ее, используя соответствующие содержанию средства выразительности.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 10

 

Чтение В.

Бианки «Сова»

Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 181

 

Рассказывание русской народной сказки “Заяц-хвастун” и присказки “Начинаются наши сказки…”

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой “Заяц-хвастун” (в обработке О. Капицы) и присказкой “Начинаются наши сказки…

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 13

 

Чтение глав из повести-сказки О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга».

Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной  ситуации на месте героев сказки.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 302

ЯНВАРЬ

 

Чтение рассказа Н. Носова «На горке»

Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.

Приложение 6

 

Чтение рассказа К

. Паустовского «Кот ворюга» 

Познакомить детей с рассказом.  Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать характер произведения и  взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать связную речь детей. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 160

 

Чтение произведения Г. Снегирева «Пингвиний пляж»

Познакомить с рассказом Г.Снегирева «Пингвиний пляж», маленькими рассказами из жизни пингвинов. учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих впечатлениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Приложение 7

 

Вовк Е. «Чьи цветы лучше?»

Познакомить детей с комнатными растениями.

Приложение 8

ФЕВРАЛЬ

 

Н. Ковалева «Вместе с папой»

Познакомить детей с новым стихотворением, учить составлять описательный рассказ.

Приложение 9

 

Чтение голландской песенки «Счастливого пути!» в обработке И. Токмаковой.

Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать  его основную мысль, подбирать рифму.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 57

 

Рассказывание русской народной сказки «Никита-Кожемяка».

Познакомить со сказкой, помочь оценить поступки героев. Формировать у детей умение выделять в тексте средства выразительности, понимать цель их использования. Развивать внимание, воображение.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с..17

 

Рассказывание сказки «Лиса и кувшин»

Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 17

МАРТ

 

Рассказывание ненецкой сказки «Кукушка»   

Формировать у детей нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов, закрепить представление о сказке как о сокровище народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 67

 

Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка». 

Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна лягушка».

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 46

 

Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане».

Продолжать знакомство с творчеством поэта; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, учить детей осуждать жадность как человеческое качество, но не самого человека, показать детям, что отрицательные качества вредят в первую очередь им самим, учить сопереживать и сочувствовать героям; кратко пересказывать содержание сказки с помощью картинок; воспитывать любовь поэзии; активировать словарь.  

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 219

 

Заучивание стихотворенья Н.Белоусова «Весенняя гостья».

Помочь запомнить и выразительно читать одно из стихотворений.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с..91

АПРЕЛЬ

 

Чтение сказки Н. Телешова «Крупеничка»

Познакомить детей с новой сказкой, с автором – Н. Д. Телешовым. Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям. Развивать активный словарь детей, связную речь, внимание, память, мышление, воображение. Продолжать учить детей настраиваться на прослушивание сказки, уметь выражать свои эмоции: удивление, радость, переживание.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 248

 

Чтение  рассказа Л. Обуховой «Вижу землю»

Продолжать учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, запоминать последовательность развития сюжета. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, учить фантазировать и мечтать.

Приложение 10

 

Чтение отрывка из произведения Б. Житкова «Что я видел?».

Расширять и закрепить знания детей о трудовых буднях электрика, вызвать интерес к получению знаний в проводимых играх.

Приложение 11

 

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам рассказа.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с.165

МАЙ

 

А. Твардовский  «Рассказ танкиста» – чтение рассказа.

Расширять знания детей о защитниках Отечества; уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; развивать воображение, поэтический вкус; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.

Приложение 12

 

Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» 

учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл; точно, выразительно и ясно излагать свои мысли. Развивать поэтический слух – умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения; учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого растения.

Приложение 13

 

Чтение заклички «Божья коровка».

Познакомить детей  с понятием «закличка», пояснить, для чего они нужны, как используются. Помочь запомнить и с выражением рассказать закличку.

Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома 5-6 лет, с. 7

 

А.Усачев «Что такое лето?»

Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение А. Усачева.

Приложение 14

Занятия по чтению вслух для пожилых людей

Это одно из многих бесплатных занятий.
Golden Carers предлагает тысячи мероприятий и ресурсов для ухода за пожилыми людьми.

Чтение вслух знакомо большинству людей. Чтение сказок детям и внукам — это время для связи, тепла и любви. Однако чтение вслух предназначено не только для детей; взрослые тоже получают удовольствие.

Для пожилых людей, которые всю жизнь любили читать, прослушивание того, что им читают, может принести глубокое утешение и радость. Иногда в домах престарелых и домах престарелых отсутствуют занятия по чтению вслух, однако это можно легко изменить.

Почему бы не начать мероприятие Read-Aloud Readers Group в вашем учреждении; Книжный клуб с разницей! Занятия по чтению вслух — это вмешательство, которого стоит придерживаться.

Преимущества чтения вслух для пожилых людей

Пожилые люди могут бросить читать по разным причинам. Общие барьеры включают плохое зрение, недостаток сил, чтобы держать книгу, тремор, слабоумие и другие медицинские причины.

Однако отказ от чтения не означает, что они потеряли интерес к книгам, журналам и газетам. На самом деле, потеря способности читать часто заставляет людей чувствовать себя замкнутыми, грустными и изолированными.

Совместное чтение в группе может улучшить качество жизни и самочувствие.
Может также:

  • Стимулировать воспоминания и творчество
  • Улучшить настроение и концентрацию
  • Увеличение социального взаимодействия

Чтение вслух для семей

Занятия по чтению вслух также следует предлагать семьям клиентов, которым иногда не хватает тем для разговора при посещении близких. Чтение вслух — это интимное совместное занятие, которое способствует чувству близости и привязанности.

Как найти подходящий материал для чтения

Книги, выбранные для чтения вслух, должны быть в основном основаны на литературе, однако другие типы материалов также необходимы для удовлетворения индивидуальных вкусов.

Спросите клиентов, какие истории, новости и стихи им понравилось читать, и составьте план группового занятия.

Для клиентов, которые никогда не интересовались чтением книг, попробуйте зажечь их интерес книгами о хобби, политике, текущих новостях, религии или кулинарии.

Предлагаемый материал для чтения:

  • Стихи – известные и неизвестные стихи
  • Колонки для газет – Например, колонки для сплетен и садоводства
  • Короткие рассказы – охватывают широкий спектр тем; Юмор, Тайны, Басни
  • Исторические сказки
  • Биографии – Президенты, ученые и другие известные люди
  • Религиозные отрывки – Библия, Коран
  • Личные письма и поздравительные открытки
  • Каталоги – Одежда, мебель, животные
  • Пьесы – Гамлет, Сайлас Марнер, Трамвай «Желание»
  • ТВ-программы – выбери, что смотреть на следующей неделе
  • Туристические брошюры – Найдите места, которые посетили клиенты
  • Журналы – Специальные журналы: лодки, рыбалка, автодома
  • Комиксы – Заимствуйте комиксы в старом стиле из библиотек
  • Книги рецептов – очень популярны у некоторых клиентов

Книги для чтения вслух по лечению деменции

Существуют книги, написанные специально для лечения деменции. Одна из них — «Голос любви: книга рассказов для чтения вслух для пожилых людей», составленная Кэролин Бэнкс и Дженис Риццо. Эту книгу можно купить онлайн на Amazon:.

C. Banks Loving Voice II: A Caregiver’s Book of More Reading Aloud Stories for the Olders (1-е первое издание) [мягкая обложка]

Виды чтения для пожилых людей

веселье! Веселье — хороший источник расслабления и стимуляции. Цель чтения вслух состоит в том, чтобы клиенты получили удовольствие.

Истории с участием аудитории

История с участием аудитории вовлекает аудиторию в историю. Это веселое занятие, которое способствует концентрации и творчеству. Клиенты могут повторять слово или фразу на протяжении всей истории: петь, жестикулировать или действовать. (Пример приведен ниже.)

Чтение и воспоминания

Читайте любимые сборники рассказов, которые клиенты читали в детстве, такие как:

  • Далекое дерево
  • Остров сокровищ
  • Алиса в стране чудес
  • Пеппи Длинныйчулок
  • Потайная лестница
  • Энн из Зеленых Мезонинов
  • и многие другие

Прочитайте интересные и забавные отрывки из этих рассказов и расскажите о книге и эпохе, в которую она была написана.

Открытые истории

Истории с открытым концом — творческий способ вовлечь клиентов в историю. Прочтите рассказ, концовка которого неубедительна или неполна. Клиенты могут размышлять о том, как история может продолжиться или как решить проблему. Напишите ответы клиентов на доске и зачитайте их в конце занятия. (Пример приведен ниже).

Книги глав

Книги глав предназначены для клиентов, которые могут разумно следить за историями. Просто повторяйте сюжет в начале каждого занятия и переходите к следующей главе. Клиентам могут понравиться такие авторы, как:

  • Рэймонд Чендлер
  • Дж.К. Роулинг
  • Антон Чехов
  • Артур Конан Дойл
  • Роальд Даль
  • и многие другие

5 Атрибуты хорошего чтеца

Координаторы занятий могут делегировать задания по чтению вслух желающим добровольцам после некоторого обучения и наблюдения. Важно найти того, кто готов пойти на все, чтобы подготовиться к заданию.

Как интонация, так и высота звука могут значительно повлиять на то, как история будет воспринята и понята. Вот несколько стратегий, которые могут сделать чтение вслух более эффективным.

Подготовить

Заранее несколько раз прочитать рассказ, ознакомиться с ним. Практикуйте ритм, который собираетесь использовать; паузы и тон.

Практика осознанности

Присутствие во время чтения очень важно. Клиенты потеряют интерес, если посчитают, что вы безразличны к истории или работаете на автопилоте.

Интонация

Интонация является ключом к чтению вслух. Читайте своим голосом, а также глазами — выражайте эмоции. Максимально используйте структуры предложений, запятые и вопросительные знаки.

Высота тона

Высота тона особенно важна при чтении клиентам с нарушениями слуха. Убедитесь, что вы читаете громко и четко.

Паузы

Добавление пауз для акцента важно для мгновенного переноса клиентов в мир автора, изображенный в книге.

Оценка

Понаблюдайте, говорят ли клиенты о сеансе друг с другом или с родственниками. Записывайте истории, которые вызвали наибольший интерес у других.

Проявление интереса может означать улыбку, жест или спокойное состояние во время сеанса. Документируйте выводы.

Истории для чтения вслух для начала работы

Рассказ с открытой концовкой

Рассказ с участием зрителей

Рассказ: Поезд-беглец


Мы будем рады вашим отзывам!

А4 А3 Письмо Юридический Таблоид

Сопутствующие мероприятия

12 Книги для чтения, если вы ухаживаете за взрослыми

Вы выросли с их заботой о вас. Став взрослым, вы можете обнаружить, что заботитесь о своих пожилых родителях.

Когда родители стареют, это нормально перевоплощаться в новые роли. Вашему родителю — или родителям — может понадобиться помощь в повседневных делах, таких как работа по дому и во дворе, или помощь с лекарствами и транспортом.

Если вы станете опекуном своих родителей, у вас могут возникнуть вопросы и неуверенность в том, как справиться с этой новой нормой. Исследование, опубликованное в Американском журнале медсестер, показало, что уход часто приводит к хроническому стрессу и может привести к ухудшению физического и психологического здоровья лиц, осуществляющих уход. Это может помочь услышать истории и получить информацию от экспертов по уходу и других людей, которые могут иметь отношение к вашей борьбе. Книги по уходу могут оказать эту помощь.

Ознакомьтесь со следующими книгами для лиц, осуществляющих уход, если вы ищете руководство и вдохновение. Эти лучшие книги для лиц, осуществляющих уход, могут помочь вам достичь баланса, к которому вы стремитесь.

Дополнительные советы по уходу за престарелыми родителями можно найти в блоге Senior Lifestyle.

12 Great Adult Caregiver Support Books

1. «36-часовой день: семейное руководство по уходу за людьми с болезнью Альцгеймера, связанной с ней деменцией и потерей памяти», Нэнси Л.

Мейс и Питер В. Рабинс

Авторы Нэнси Л. Мейс, магистр медицины, и Питер В. Рабинс, доктор медицинских наук, магистр здравоохранения, объясняют, что вызывает деменцию, как лечить ее на ранних стадиях и как найти подходящие варианты ухода за больными деменцией. Он включает руководство о том, как получить помощь извне и как решить различные финансовые и юридические вопросы.

2. «Сладко-горький сезон: забота о наших стареющих родителях и о себе», Джейн Гросс

Эксперт по уходу за пожилыми людьми и журналист Джейн Гросс пишет о своем опыте ухода за своей 85-летней матерью. Она подробно рассказывает, как справляться с трудностями при переезде родителей, как иметь дело с Medicare и Medicaid и как адаптироваться к новой роли опекуна.

3. «Забота о ваших родителях: полное семейное руководство», Хью Делеханти и Элинор Гинзлер

Это руководство от AARP содержит рекомендации по таким темам, как найти качественное медицинское обслуживание, как организовать удаленный уход и как вести себя с Медикэр. Эта книга для лиц, осуществляющих уход, включает в себя такие ресурсы, как группы действий потребителей и линии помощи для навигации по уходу за пожилыми людьми.

4. «Куриный бульон для души: семейные опекуны — 101 история любви, жертвенности и связи», Джоан Ланден и Эми Ньюмарк

Эта книга представляет собой сборник рассказов 101 автора, включая таких знаменитостей, как телеведущая Лиза Гиббонс, которые заботились о членах семьи дома или на улице. Рассматриваемые темы включают в себя принадлежность к «поколению сэндвичей» и заботу как о детях, так и о взрослых родителях, уход за родителем с болезнью Альцгеймера и уход за пожилым человеком в молодости.

5. «Полный план ухода за престарелыми: с чего начать, какие вопросы задавать и как найти помощь», Джой Ловерде

Это практическое руководство включает в себя контрольные списки, рабочие листы и планы действий для таких задач, как составление плана долгосрочного ухода и управление финансовыми аспектами ухода за взрослыми. Он также включает советы по общению, организации проживания пожилых людей и организации ухода на расстоянии.

6. «Сознательный уход: осознанный подход к уходу за любимым человеком без потери себя», Линда Эббит

Автор Линда Эббит, специалист по уходу, делится советами по уходу за пожилыми родителями, избегая выгорания и истощения. Книга содержит советы о том, как сбалансировать заботу о любимом человеке с сохранением финансовой безопасности и поддержанием психического здоровья.

7. «Как справиться с трудным пожилым родителем: руководство для детей, испытывающих стресс», Грейс Лебоу и Барбара Кейн. В нем содержится руководство о том, как вести себя со стареющими родителями, которые демонстрируют критическое, негативное или враждебное поведение, и как решать проблемы, которые могут снизить безопасность стареющего родителя, например, вождение. В книгу включены примеры диалогов, посвященных различным сложным сценариям.

8. «Как заботиться о стареющих родителях: универсальный ресурс для решения всех ваших медицинских, финансовых, жилищных и эмоциональных проблем», Вирджиния Моррис

чтобы знать, когда вмешиваться, как выбрать вариант долгосрочного ухода и как платить за долгосрочный уход. Он также включает советы по «заботе о опекуне» и уходу на расстоянии.

9. «Как сказать это пожилым людям: устранение пробелов в общении с нашими старейшинами», Дэвид Соли

В этой книге эксперта по гериатрической психологии Дэвида Соли содержатся советы лицам, осуществляющим уход, о том, как общаться с пожилыми людьми, у которых есть уникальные цели, включая желание контролировать свою повседневную жизнь и сохранить свое наследие.

10. «Отрывки в уходе: превращение хаоса в уверенность», Гейл Шихи

Автор Гейл Шихи описывает девять шагов семейного ухода, основанных на ее собственном жизненном опыте в качестве лица, осуществляющего уход. Она приводит примеры различных ситуаций, с которыми сталкиваются взрослые, осуществляющие уход, и предлагает стратегии выхода из них.

11. «Когда звонят по уходу: рекомендации по уходу за родителем, супругом или престарелым родственником», Аарон Блайт

Автор Аарон Блайт опирается на опыт семейного опекуна, владельца компании по уходу на дому, исследователя и лектора, чтобы давать воспитателям советы о том, как справляться с трудностями ухода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *