Тютчев презентация 3 класс листья – Урок 22. Ф.Тютчев. Листья.ppt – Презентация по литературному чтению на …

Презентация по литературному чтению в 3 классе Ф.Тютчев “Листья”

МКОУ Кругликовская ООШ Ф.И.Тютчев «Листья»

Над презентацией работали ученики 3 класса.

Руководитель: Панова Л.М.

2013 г.

ЛИСТЬЯ

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят.

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Все красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!..

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Осенний листок О. Чусовитина

За окошком лист осенний пожелтел,  Оторвался, закружился, полетел. Желтый листик подружился с ветерком,  Все кружатся и играют под окном. А когда веселый ветер улетал,  Желтый листик на асфальте заскучал. Я пошла во двор и листик подняла, Принесла домой и маме отдала. Оставлять его на улице нельзя,  Пусть живет всю зиму у меня.

Сочинение – миниатюра

1. Придумайте свой маленький рассказ об осенних листьях. Запишите его в рабочую тетрадь. 2. Посмотрите внимательно на текст стихотворения и на ваши тексты.

– Чем отличаются?

– Какие слова и выражения употреблены в стихотворном тексте?

multiurok.ru

Презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему: Ф. И. Тютчев “Весенняя гроза”.

Слайд 1

Литературное чтение 3 класс «Школа России»

Слайд 2

Ноябрь Чёрный лес Неотразимый Прорисован до корней, За ноябрьским предзимьем Снега ждёт душа скорей. За угрюмыми ночами Белых плясок хоровод, За терпенье и печали Долгожданный Новый год! М.Садовский

Слайд 3

Фёдор Иванович Тютчев 1803 г. – 1873 г.

Слайд 4

Фёдор Иванович Тютчев родился в Овстуге Орловской губернии в семье дворянина. Федор был средним ребенком в семье. Екатерина Львовна Тютчева, мать поэта. Иван Николаевич Тютчев, отец поэта.

Слайд 5

Кроме него у Тютчевых было еще двое детей: старший брат — Николай и младшая дочь — Дарья. Братья Тютчевы были невероятно дружны с самого раннего детства. Но всеобщим любимцем семьи стал именно Федор, Феденька, как его всегда называли. Братья Тютчевы Федор и Николай (внизу).

Слайд 6

Фёдор подошёл к их кружку и узнал, что это Сашенька Пушкин. Так состоялось первое знакомство двух великих русских поэтов, о котором, оба быстро забыли и никогда не вспоминали. Как-то маленькие братья Николай и Фёдор попали на детский бал, проводимый в доме князей Трубецких. Там они увидели маленького кудрявого мальчика, который чем-то смешил всех окружавших его детей.

Слайд 7

Дом Тютчевых всегда был наполнен доброй. Тютчевы очень заботились об образовании своих детей. В1818 г. – Фёдор поступил в Московский университет. А уже в 1821 г. – сдал последний экзамен и получил кандидатскую степень.

Слайд 8

Все члены семьи свободно изъяснялись на французском. В то же время маленький Тютчев в Овстуге , среди лесов и полей, впитал исконно русскую атмосферу. Феденька любил вечерами гулять по молодому лесу, собирая ночные фиалки возле сельского кладбища. Как он позже напишет, их аромат наполнял его «невыразимым чувством таинственности». На всю жизнь запомнится ему и родная усадьба, с ее старинным садом, большими липами, аллеями, рекой Десной и старым-старым колодцем.

Слайд 9

Фёдор Иванович Тютчев «Весенняя гроза»

Слайд 10

Словарная работа резвятся раскаты проворный перлы не молкнет гам вторит шум нагорный

Слайд 11

Использованные ресурсы Википедия – https :// ru.wikipedia.org/ Яндекс – https:// yandex.ru/

nsportal.ru

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Конспект урока по литературному чтению Ф. И. Тютчев “Листья”

Тема урока: Ф. И. Тютчев «Листья»

(конспект урока по литературному чтению в 3 классе)

Титова Екатерина Борисовна

учитель начальных классов

1 категории

МБОУ г. Владимира

«Средняя общеобразовательная школа № 44»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Листья».
  2. Выявить известные особенности поэзии Ф. И. Тютчева на примере этого произведения.
  3. Помочь детям увидеть многоплановость стихотворения.
  4. Способствовать формированию интереса к творчеству Ф. И. Тютчева, пониманию учащимися неповторимости его поэзии.
  5. Формировать у учеников поэтический слух.
  6. Развивать у детей воссоздающее воображение, мышление.
  7. Учить третьеклассников отвечать на вопросы.
  8. Воспитывать у детей любовь к природе.
  9. Учить детей выразительному чтению.

Оборудование: 2 букета листьев – лиственных деревьев, хвойных деревьев; текст стихотворения; записи на доске.

Ход урока.

I Организационный момент.

II Подготовка к первичному восприятию.

     У учителя на столе – 2 букета листьев: I – лиственных деревьев, II – хвойных деревьев.

– Из чего составлены букеты?

– А для чего я принесла их в класс, как вы думаете?

– Какой букет, на ваш взгляд, более яркий, выразительный?

– А что хорошего в другом букете?

– Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Федора Ивановича Тютчева, которое написано от имени листьев лиственных деревьев. Оно так и называется «Листья».

Запись на доске: Федор Иванович Тютчев

                                          «Листья».

– Вам знакомо имя этого великого и гениального русского поэта? Что вы о нем знаете?

– Федор Иванович Тютчев вошел в сознание читателей, прежде всего, как вдохновенный певец природы, то есть он писал стихи о природе, воспевал, восхвалял ее. В его стихотворениях природа – живое существо, живой организм, способный дышать, думать, разговаривать, двигаться, спать, страдать и радоваться. Знакомясь со стихотворением Федора Ивановича, мы с вами это увидим. Еще мы попытаемся на его основе выявить, выделить особенности его поэзии.

III Первичное чтение.

     Читает учитель наизусть. Книги у детей закрыты.

Федор Иванович Тютчев

«Листья»

                                                      Пусть сосны и ели

                                                      Всю зиму торчат,

                                                      В снега и метели

                                                      Закутавшись, спят.

                                                      Их тощая зелень,

                                                      Как иглы ежа,

                                                      Хоть ввек не желтеет,

                                                      Но ввек не свежа.

                                                      Мы ж, легкое племя,

                                                      Цветем и блестим

                                                      И краткое время

                                                      На сучьях гостим.

                                                      Все красное лето

                                                      Мы были в красе,

                                                      Играли с лучами,

                                                      Купались в росе!..

                                                      Но птички отпели,

                                                      Цветы отцвели,

                                                      Лучи побледнели,

                                                      Зефиры ушли.

                                                      Так что же нам даром

                                                      Висеть и желтеть?

                                                      Не лучше ль за ними

                                                      И нам улететь!

                                                      О, буйные ветры,

                                                      Скорее, скорей!

                                                      Скорей нас сорвите

                                                      С докучных ветвей!

                                                      Сорвите, умчите,

                                                      Мы ждать не хотим.

                                                      Летите, летите!

                                                      Мы с вами летим!..

IV Проверка первичного восприятия.

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Что особенно запомнилось?

– Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

– Какое настроение, какие чувства поэт вложил в это стихотворение?

– Значения каких слов вам непонятны? (Зефиры – легкие теплые ветерки. Зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру, почитавшемуся ими как божество. Слово «докучные» в нашей разговорной речи практически не встречается и означает «надоевшие».)

V Вторичное чтение.

     Установка на вторичное чтение: «Прочитайте «про себя» это стихотворение и подумайте, есть ли здесь прием сопоставления».

VI Анализ.

– Есть ли здесь прием сопоставления?

– Что с чем сопоставляет автор?

– Есть разные деревья: лиственные и хвойные. В чем их особенности?

– Зачитайте, что автор говорит о зелени хвойных деревьев.

– Расскажите о жизни листьев, которые растут на лиственных, а не на хвойных деревьях.

– То есть, каждый год у лиственных деревьев появляется новая жизнь?

– А как это «торчат»?

– Почему именно «торчат»?

– Как вы понимаете фразу «закутавшись, спят»?

– Здесь автор перенес признак живого существа на неживое. Такой прием в поэзии называется «олицетворение».

Запись на доске: олицетворение

– Расскажите о жизни леса зимой, опишите, как выглядят лиственные и хвойные деревья.

– Почему зелень «тощая»? Это какая?

– А почему автор не употребил, например, слова «длинная», «тонкая»?

– Перечитайте вторую строфу стихотворения.

– Кто это «мы»?

– Почему «легкое племя»? Что значит слово «племя», слово «легкое»?

– Федор Иванович Тютчев употребил вместо одного слова «листья» словосочетание «легкое племя». В поэзии прием, при котором одно слово заменяется группой слов, называется «перифраз».

Запись на доске: перифраз

– Вы видите, что стихотворение написано от имени листьев, автор перешел от отстраненного повествования. А зачем, как вы считаете?

– Это одна из особенностей его поэзии.

Запись на доске: 1. Изображение внутреннего состояния природы.

– Как это «цветем», «блестим», «гостим»?

– Здесь мы видим еще одну особенность стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

Запись на доске: 2. Использование слов со значением блеска, мерцания.

– Почему «красное лето»?

– Где можно увидеть красный цвет летом?

– А какие цвета можно увидеть в царских хоромах? (красный, золотой)

Эти цвета – признаки богатства, величия, знатности. Листья летом как будто жили в царских палатах.

– Как вы понимаете обороты «играли с лучами», «купались в росе»?

– Вновь автор пользуется приемом олицетворения.

– В конце второй строфы стоит знак препинания «!..» Федор Иванович дает читателю возможность самому додумать, что же еще делали листья летом. Продолжите вторую строфу, придумайте, чем еще листья могли заниматься летом.

– Прочитайте, что у нас получилось.

– Лучше оставить, как это сделал поэт, или лучше продолжить, как это получилось у нас?

– Итак, сопоставлены ли первая и вторая строфы?

– Перечитайте третью строфу.

– С какого слова она начинается?

– Это противительный союз «но». Далее автор уже не сопоставляет лиственные и хвойные деревья, а противопоставляет их друг другу.

– Глаголы «отпели», «отцвели», «побледнели», «ушли» могут быть использованы при описании какой жизни?

– Что значит «отпели», «отцвели»?

– Как вы понимаете фразу «зефиры ушли»?

– Как это «даром»?

– А куда они хотят улететь?

– В стихотворении представлены два мира. Какой первый мир?

– А в какой мир хотят улететь листья?

– Вот это еще одна особенность лирических стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

Запись на доске: 3. Двоемирие.

– Перечитайте последнюю строфу.

– «Буйные» это какие?

– В стихотворении передается впечатление автора об этом предмете, о ветрах. Такой литературный прием носит название «эпитет».

Запись на доске: эпитет

– «Докучные» это какие?

– К кому обращаются листья?

– А как в русском языке называется такой прием, когда называют того, к кому обращаются с речью?

Запись на доске: 4. Наличие обращений.

– О чем листья просят? Зачитайте эти глаголы.

– Эти глаголы стоят в особой форме – в форме повелительного наклонения.

Запись на доске: 5. Использование глаголов в форме повелительного наклонения.

– Листья хотят познать абсолютно другой мир – мир жизни, блеска, радости. В первых двух строфах автор сопоставляет лиственные и хвойные деревья, в третьей – противопоставляет их друг другу, а в четвертой – говорит о другом мире.

– Как вы думаете, зачем в четвертой строфе повторяются слова «скорей», «сорвите», «летим»? (разный смысл в одинаковых словах; накал страстей; листьям не терпится покинуть этот мир)

– Перед нами еще одна особенность стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

Запись на доске: 6. Большое количество повторов.

– Обратите внимание на восклицательные знаки в четвертой строфе. Почему их так много?

– С помощью какой части речи листья выражают свои желания, действия?

– А где они преимущественно находятся в этом произведении: в начале или в конце строк?

 – Как вы думаете, почему?

– Скажите, чем стихотворная речь отличается от прозаической?

– Что вы можете сказать о рифме?

– Рифма – созвучие концов стихотворных строк. Давайте с вами порисуем – выделим пары слов, близких по звучанию, в этом стихотворении. Некоторые из вас, с кем мы уже делали подобное, будут мне помогать.

Запись на доске:         I, II, III строфы                               IV строфа

                                                А                                                А     –

                                                Б                                                 Б

                                                А                                                 В     –

                                                Б                                                 Б

                                                В     –                                           Г

                                                Г                                                 Д

                                                Д     –                                           Г

                                                Г                                                 Д

– Остаются незарифмованными две строчки. Прочтите только их.

– А почему автор их не зарифмовал?

– Рифма подтверждает наши догадки?

– Скажите, а листья тихие, они молчат?

– Произнесите звуки листьев.

– Давайте посмотрим, есть ли звуки листьев в этом стихотворении?

    Учитель читает первую строфу с выделением звуков [з], [ж], [ш], вторую строфу с выделением звуков [л], [м], [с].

– Звуки подтверждают наши догадки?

– В литературе есть связь между звуком и цветом. Некоторым из вас я это говорила, и мы это проверяли. Перечитайте вторую строфу.

– Какого гласного звука здесь очень много? (звука [а])

– Звук [а] выражает красный цвет. Наши предположения подтвердились?

– Пробуйте выделить звуки третьей строфы дома самостоятельно. Подумайте, что они выражают и обозначают.

     Учитель читает четвертую строфу.

– Почему ее хочется пропеть? (В ней преобладают гласные звуки [о], [у], [ы], [и].)

– Почему в этой строфе так много гласных звуков? С чем это связано?

– И звуки подтвердили наши догадки.

– Давайте обратим внимание на восклицательные знаки. В первых трех строфах всего лишь один восклицательный знак, а в четвертой – четыре. Почему, как вы считаете?

– Уже и знаки препинания подтвердили наши предположения.

– Итак, мы увидели, что в стихотворении связаны между собой значения слов, звуки, рифма, цвета, знаки препинания. Но все эти взаимосвязи сразу увидеть нельзя. Мы разгадывали загадки этого произведения и открывали его «тайны» постепенно. Многочисленные и разнообразные взаимосвязи произведения объединены его смыслом и настроением.

– Куда же хотят улететь листья?

– Такое лирическое стихотворение мог написать романтичный человек, каким и является Федор Иванович Тютчев. Его называют поэтом-романтиком.

VII Обобщение и подготовка к выразительному чтению.

– С каким чувством будем читать первую строфу?

– Попробуйте так прочесть.

– Что нам необходимо подчеркнуть во второй строфе, какие передать чувства?

– Перечитайте ее, выразив эти чувства.

– С каким чувством надо читать третью строфу? Почему?

– Прочтите так.

– Четвертая строфа – накал эмоций. Что подчеркнем интонацией при чтении?

– Давайте хором прочитаем эту строфу.

– Прочитайте стихотворение от имени осенних листьев, стараясь показать и передать все, что мы сейчас увидели и выделили.

VIII Домашнее задание.

– Попробуйте выделить звуки третьей строфы, нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению, подготовьте его выразительное чтение.  

Список использованной литературы:

  1. Литературное чтение: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк.: В 2ч. Ч 2 / Авт.-сост. Л. А. Ефросиньина, М. И. Оморокова. – М.: Вентана-Графф, 2003, – 160 с.: ил.
  2. Овчинникова А. Ж. Развитие художественного мышления младших                                                                                 школьников. На примере работы с лирическими образами природы //         Начальная школа. – 2006. – № 7. – С. 29-34
  3. Первова Г. М. Подготовка к уроку чтения //Начальная школа. – 1994. –

          № 10. – С. 26-31

nsportal.ru

Презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему: Презентация Ф.И. Тютчев “Весенняя гроза”

Слайд 1

Литературное чтение 3 класс «Школа России» Автор : Денисова Наталья Васильевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 5 Василеостровского района Санкт – Петербурга 2017

Слайд 2

Ноябрь Чёрный лес Неотразимый Прорисован до корней, За ноябрьским предзимьем Снега ждёт душа скорей. За угрюмыми ночами Белых плясок хоровод, За терпенье и печали Долгожданный Новый год! М.Садовский

Слайд 3

Фёдор Иванович Тютчев 1803 г. – 1873 г.

Слайд 4

Фёдор Иванович Тютчев родился в Овстуге Орловской губернии в семье дворянина. Федор был средним ребенком в семье. Екатерина Львовна Тютчева, мать поэта. Иван Николаевич Тютчев, отец поэта.

Слайд 5

Кроме него у Тютчевых было еще двое детей: старший брат — Николай и младшая дочь — Дарья. Братья Тютчевы были невероятно дружны с самого раннего детства. Но всеобщим любимцем семьи стал именно Федор, Феденька, как его всегда называли. Братья Тютчевы Федор и Николай (внизу).

Слайд 6

Фёдор подошёл к их кружку и узнал, что это Сашенька Пушкин. Так состоялось первое знакомство двух великих русских поэтов, о котором, оба быстро забыли и никогда не вспоминали. Как-то маленькие братья Николай и Фёдор попали на детский бал, проводимый в доме князей Трубецких. Там они увидели маленького кудрявого мальчика, который чем-то смешил всех окружавших его детей.

Слайд 7

Дом Тютчевых всегда был наполнен доброй. Тютчевы очень заботились об образовании своих детей. В1818 г. – Фёдор поступил в Московский университет. А уже в 1821 г. – сдал последний экзамен и получил кандидатскую степень.

Слайд 8

Все члены семьи свободно изъяснялись на французском. В то же время маленький Тютчев в Овстуге , среди лесов и полей, впитал исконно русскую атмосферу. Феденька любил вечерами гулять по молодому лесу, собирая ночные фиалки возле сельского кладбища. Как он позже напишет, их аромат наполнял его «невыразимым чувством таинственности». На всю жизнь запомнится ему и родная усадьба, с ее старинным садом, большими липами, аллеями, рекой Десной и старым-старым колодцем.

Слайд 9

Фёдор Иванович Тютчев «Весенняя гроза»

Слайд 10

Словарная работа резвятся раскаты проворный перлы не молкнет гам вторит шум нагорный

Слайд 11

Использованные ресурсы Википедия – https://ru.wikipedia.org/ Яндекс – https://yandex.ru/

nsportal.ru

Фрагмент урока для 3 класса по теме: Ф.И. Тютчев «Листья»

VI. Целеполагание и мотивация


 

Цель : мотивировать учащихся на умение анализировать лирическое произведение

Учитель: Осень… Прекрасное время года …

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Ф.Тютчева “Листья” и услышим музыку о настроении осени.

– Что вы уже знаете о Ф.Тютчеве? (слайд 4)

Многие композиторы обращались к теме осени в своих произведениях. Одним из самых известных произведений является “Октябрь” из фортепьянного цикла русского композитора П.И. Чайковского “Времена года”. Насладимся этой замечательной музыкой

Когда слушаете музыку сядьте удобно, плечики расправьте.

-Какое настроение у вас возникло после услышанной музыки?

 

Сообщение учащихся:

Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов – лириков ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. Каждое поколение находит в его лирике то, что волнует именно читателей. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.
Слушают музыку П.И. Чайковского из цикла “Времена года” Октябрь.

2. Анализ стихотворения.

Цель: Формировать первоначальные умения анализа произведения

– формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

Понравилось вам стихотворение?

А звучавшая музыка

— Какие чувства вы испытывали при чтении?

— От чьего имени написано стихотворение?

— Как поэт рассказывает о листьях?

Такой литературный приём ,который использует автор в создании образа листьев, называется- олицетворение.

-Найдите строчки, в которых подтверждается, что листья выполняют функцию живого существа.

— С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом?

Коммуникативные УУД.

Высказывания детей.

-От имени листьев.

-Он говорит о них как о живых существах.


 


 

-Мы ж, легкое племя, / Цветем и блестим / И краткое время / На сучьях гостим. / Все красное лето / Мы были в красе, / Играли с лу­чами, /Купались в росе!.. Потом они решают улететь и про­сят буйные ветры скорей сорвать их с ветвей.

-Они гордятся, любуют­ся собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

IX. Словарная работа.


 

Цели: формировать навык выборочного чтения.

-утвердить значимость и ценность каждого слова;

Найдите значение слова «зефиры». За кем или за чем хотят улететь листья?

Слайд 5
 

Коммуникативные УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Дети находят значение слова «зефиры» — это теплые летние ветры.)

В Древней Греции придумали названия для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер – как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово — «борей» или «зефир», как всем слушающим было ясно, что речь идет либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре.


 

Познавательные УУД.

Самостоятельное формулирование познавательной цели

Учились оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

X. Выразительное чтение стихотворения.

Цель:

– формировать умение анализировать поэтический текст, внимательно относиться к каждому слову в лирическом произведении;

Работа над выразительным чтением.

Самостоятельная работа.

Работа в парах.

Проверка самостоятельной работы.

-Какое настроение у автора?

-Какие строчки передают настроение радости?

-Какие строчки передают настроение грусти?

— Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворе­нии.

-К какой группе деревьев относятся сосна и ель?

-Как поэт описывал хвойные деревья?

-К чему призывают листья буйный ветер?

-Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный.

– Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы, логическое ударение и определите темп чтения, опираясь на памятки.приложение 1

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

3. Выбери силу голоса (громко, тихо).

4. Определи темп (быстро, медленно).

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией своё отношение к произведению.


 

-Прочитайте стихотворение друг другу, высказав своё мнение и свои замечания.

(Слайд-шоу “Осень”). 

Слайды 6-9

-В исполнении, какого ученика передалась мелодия стихотворения?

.


 


 


 

— Послушайте стихотворение. Слайд 10

Осенний листок

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком,

Все кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живет всю зиму у меня.

О. Чусовитина

— Что удивительного заметила автор? Дома вы попробуете придумать свой маленький рассказ об осенних листьях. За­пишите его в рабочую тетрадь.


 

-Радостное и грустное.

-Мы цветём и блестим, играли с лучами, купались в росе.

-Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели, зефиры ушли.

Нет, в начале стихотворения еще говорится о соснах, о елях.


 

-Хвойные.

-Всю зиму торчат, их тощая зелень, как иглы ежа, ввек не желтеет, но век не свежа.

-Скорей нас сорвите с докучных ветвей.

-Первые три столбика подсказывают, что стихотворение надо читать певуче, неторопливо. Четвёртый столбик с призывом.


 

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте,

Учились контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения.

Учащиеся читают стихотворение друг другу, высказывая своему соседу по парте свои пожелания и замечания. Готовность показывают, опираясь на памятку.

Чтение стихотворения тремя учениками.

Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы

Учились читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта;


 

ХII. Итог урока

-Какова тема стихотворения?

-Какие чувства, настроение выразил поэт?

-Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о Ф.Тютчеве как о человеке?

-Мог ли написать такие красивые строки человек, который редко бывает наедине с природой?


 

-Показать осенние листья.

-Любование картинами осени.

-Он любил всё живое, понимал красоту природы, чувствовал её,…

-Чтобы написать такие красивые стихи, мало просто любить природу, надо быть ещё и очень наблюдательными, иметь развитое воображение.

Учились анализировать свою работу, выражать свое отношение к изученному материалу.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок по литературному чтению “Ф.И.Тютчев “Листья”

1. Биография Ф.И. Тютчева. Рассказ учителя с опорой на презентацию.

Фёдор Иванович Тютчев родился в Овстуге Орловской губернии в семье дворянина. Федор был средним ребенком в семье.

Кроме него у Тютчевых было еще двое детей: старший брат — Николай и младшая дочь — Дарья. Братья Тютчевы были невероятно дружны с самого раннего детства. Но всеобщим любимцем семьи стал именно Федор, Феденька, как его всегда называли.

Как-то маленькие братья Николай и Фёдор попали на детский бал, проводимый в доме князей Трубецких. Там они увидели маленького кудрявого мальчика, который чем-то смешил всех окружавших его детей.

Фёдор подошёл к их кружку и узнал, что это Сашенька Пушкин. Так состоялось первое знакомство двух великих русских поэтов, о котором, оба быстро забыли и никогда не вспоминали.

Дом Тютчевых всегда был наполнен добротой. Тютчевы очень заботились об образовании своих детей. В1818 г. – Фёдор поступил в Московский университет. А уже в 1821 г. – сдал последний экзамен и получил кандидатскую степень.

Все члены семьи свободно изъяснялись на французском. В то же время маленький Тютчев в Овстуге, среди лесов и полей, впитал исконно русскую атмосферу. Феденька любил вечерами гулять по молодому лесу, собирая ночные фиалки возле сельского кладбища. Как он позже напишет, их аромат наполнял его «невыразимым чувством таинственности». На всю жизнь запомнится ему и родная усадьба, с ее старинным садом, большими липами, аллеями, рекой Десной и старым-старым колодцем.

2. Беседа:

-Где родился Ф.И.Тютчев? (В Овстуге Орловской Губернии)

– Сколько детей было в семье Тютчевых?

-Как познакомился Тютчев с Пушкиным?

-Где любил гулять Ф.И.Тютчев в детстве?

3.Динамическая пауза.

Игра –повторялка «Хлоп-хлоп» (несколько раз на скорость)

Хлоп-хлоп, руки к пяткам.

Хлоп-хлоп, и к плечам.

Хлоп-хлоп, на колени.

Хлоп-хлоп, и к ушам.

Хлоп-хлоп, в стороны.

Хлоп-хлоп, вверх.

Хлоп-хлоп, здорово. (руки вперёд, показывают класс)

и весёлый смех.

Девчонки (хи-хи-хи)

Мальчишки (ох-хо-хох)

4. Просмотр видеоролика с озвучиванием стихотворения Ф.И.Тютчева «Листья».

5.Беседа.

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Что особенно запомнилось?

– Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

– Какое настроение, какие чувства поэт вложил в это стихотворение?

6. Словарная работа.

– Значения каких слов вам непонятны?

Зефиры – легкие теплые ветерки. Зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру, почитавшемуся ими как божество.

Слово «докучные» в нашей разговорной речи практически не встречается и означает «надоевшие».

Вовек – никогда
Племя – (группа) общность людей, связанная родовыми отношениями, территорией, культурой, языком;
Краса, красотка – красивая во всём
Буйные – стремительные, быстрые, шумные.

7. Вторичное чтение.

Установка на вторичное чтение: «Прочитайте «про себя» это стихотворение и подумайте, есть ли здесь прием сопоставления».

8.Анализ произведения

– Есть ли здесь прием сопоставления?Что с чем сопоставляет автор?

– Зачитайте, что автор говорит о зелени хвойных деревьев.

– Расскажите о жизни листьев, которые растут на лиственных, а не на хвойных деревьях.

– То есть, каждый год у лиственных деревьев появляется новая жизнь?

– А как это «торчат»?

– Как вы понимаете фразу «закутавшись, спят»?

– Здесь автор перенес признак живого существа на неживое. Такой прием в поэзии называется «олицетворение».

– Почему зелень «тощая»? Это какая?

– Перечитайте вторую строфу стихотворения.

– Кто это «мы»?

– Почему «легкое племя»? Что значит слово «племя», слово «легкое»?

– Почему «красное лето»?

– Где можно увидеть красный цвет летом?

– Как вы понимаете обороты «играли с лучами», «купались в росе»?

– Что значит «отпели», «отцвели»?

– Как вы понимаете фразу «зефиры ушли»?

– Как это «даром»?

– А куда они хотят улететь?

– В стихотворении представлены два мира. Какой первый мир?

– А в какой мир хотят улететь листья?

– К кому обращаются листья?

– О чем листья просят? Зачитайте эти глаголы.

– Как вы думаете, зачем в четвертой строфе повторяются слова «скорей», «сорвите», «летим»? (листьям не терпится покинуть этот мир)

– Обратите внимание на восклицательные знаки в четвертой строфе.

9. Гимнастика для глаз «Падают листья» с опорой на видеозапись.

10.Подготовка выразительного чтения стихотворения.

Эмоциональное чтение (со смехом , со слезами, с гневом и т. д.)

11. Чтение стихотворения учителем.

12.Выразительное чтение стихотворения 2-3 обучающимися.

multiurok.ru

План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме: Конспект урока 3кл Ф. И. Тютчев «Листья»

Тема урока: Ф. И. Тютчев «Листья»

(конспект урока по литературному чтению в 3 классе)

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Листья».
  2. Выявить известные особенности поэзии Ф. И. Тютчева на примере этого произведения.
  3. Помочь детям увидеть многоплановость стихотворения.
  4. Способствовать формированию интереса к творчеству Ф. И. Тютчева, пониманию учащимися неповторимости его поэзии.
  5. Формировать у учеников поэтический слух.
  6. Развивать у детей воссоздающее воображение, мышление.
  7. Учить третьеклассников отвечать на вопросы.
  8. Воспитывать у детей любовь к природе.
  9. Учить детей выразительному чтению.

Оборудование: 2 букета листьев – лиственных деревьев, хвойных деревьев; текст стихотворения; записи на доске.

Ход урока.

I Организационный момент.

II Подготовка к первичному восприятию.

     У учителя на столе – 2 букета листьев: I – лиственных деревьев, II – хвойных деревьев.

– Из чего составлены букеты?

– А для чего я принесла их в класс, как вы думаете?

– Какой букет, на ваш взгляд, более яркий, выразительный?

– А что хорошего в другом букете?

– Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Федора Ивановича Тютчева, которое написано от имени листьев лиственных деревьев. Оно так и называется «Листья».

Запись на доске: Федор Иванович Тютчев

                                          «Листья».

– Вам знакомо имя этого великого и гениального русского поэта? Что вы о нем знаете?

– Федор Иванович Тютчев вошел в сознание читателей, прежде всего, как вдохновенный певец природы, то есть он писал стихи о природе, воспевал, восхвалял ее. В его стихотворениях природа – живое существо, живой организм, способный дышать, думать, разговаривать, двигаться, спать, страдать и радоваться. Знакомясь со стихотворением Федора Ивановича, мы с вами это увидим. Еще мы попытаемся на его основе выявить, выделить особенности его поэзии.

III Первичное чтение.

     Читает учитель наизусть. Книги у детей закрыты.

Федор Иванович Тютчев

«Листья»

                                                      Пусть сосны и ели

                                                      Всю зиму торчат,

                                                      В снега и метели

                                                      Закутавшись, спят.

                                                      Их тощая зелень,

                                                      Как иглы ежа,

                                                      Хоть ввек не желтеет,

                                                      Но ввек не свежа.

                                                      Мы ж, легкое племя,

                                                      Цветем и блестим

                                                      И краткое время

                                                      На сучьях гостим.

                                                      Все красное лето

                                                      Мы были в красе,

                                                      Играли с лучами,

                                                      Купались в росе!..

                                                      Но птички отпели,

                                                      Цветы отцвели,

                                                      Лучи побледнели,

                                                      Зефиры ушли.

                                                      Так что же нам даром

                                                      Висеть и желтеть?

                                                      Не лучше ль за ними

                                                      И нам улететь!

                                                      О, буйные ветры,

                                                      Скорее, скорей!

                                                      Скорей нас сорвите

                                                      С докучных ветвей!

                                                      Сорвите, умчите,

                                                      Мы ждать не хотим.

                                                      Летите, летите!

                                                      Мы с вами летим!..

IV Проверка первичного восприятия.

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Что особенно запомнилось?

– Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

– Какое настроение, какие чувства поэт вложил в это стихотворение?

– Значения каких слов вам непонятны? (Зефиры – легкие теплые ветерки. Зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру, почитавшемуся ими как божество. Слово «докучные» в нашей разговорной речи практически не встречается и означает «надоевшие».)

V Вторичное чтение.

     Установка на вторичное чтение: «Прочитайте «про себя» это стихотворение и подумайте, есть ли здесь прием сопоставления».

VI Анализ.

– Есть ли здесь прием сопоставления?

– Что с чем сопоставляет автор?

– Есть разные деревья: лиственные и хвойные. В чем их особенности?

– Зачитайте, что автор говорит о зелени хвойных деревьев.

– Расскажите о жизни листьев, которые растут на лиственных, а не на хвойных деревьях.

– То есть, каждый год у лиственных деревьев появляется новая жизнь?

– А как это «торчат»?

– Почему именно «торчат»?

– Как вы понимаете фразу «закутавшись, спят»?

– Здесь автор перенес признак живого существа на неживое. Такой прием в поэзии называется «олицетворение».

Запись на доске: олицетворение

– Расскажите о жизни леса зимой, опишите, как выглядят лиственные и хвойные деревья.

– Почему зелень «тощая»? Это какая?

– А почему автор не употребил, например, слова «длинная», «тонкая»?

– Перечитайте вторую строфу стихотворения.

– Кто это «мы»?

– Почему «легкое племя»? Что значит слово «племя», слово «легкое»?

– Федор Иванович Тютчев употребил вместо одного слова «листья» словосочетание «легкое племя». В поэзии прием, при котором одно слово заменяется группой слов, называется «перифраз».

Запись на доске: перифраз

– Вы видите, что стихотворение написано от имени листьев, автор перешел от отстраненного повествования. А зачем, как вы считаете?

– Это одна из особенностей его поэзии.

Запись на доске: 1. Изображение внутреннего состояния природы.

– Как это «цветем», «блестим», «гостим»?

– Здесь мы видим еще одну особенность стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

Запись на доске: 2. Использование слов со значением блеска, мерцания.

– Почему «красное лето»?

– Где можно увидеть красный цвет летом?

– А какие цвета можно увидеть в царских хоромах? (красный, золотой)

Эти цвета – признаки богатства, величия, знатности. Листья летом как будто жили в царских палатах.

– Как вы понимаете обороты «играли с лучами», «купались в росе»?

– Вновь автор пользуется приемом олицетворения.

– В конце второй строфы стоит знак препинания «!..» Федор Иванович дает читателю возможность самому додумать, что же еще делали листья летом. Продолжите вторую строфу, придумайте, чем еще листья могли заниматься летом.

– Прочитайте, что у нас получилось.

– Лучше оставить, как это сделал поэт, или лучше продолжить, как это получилось у нас?

– Итак, сопоставлены ли первая и вторая строфы?

– Перечитайте третью строфу.

– С какого слова она начинается?

– Это противительный союз «но». Далее автор уже не сопоставляет лиственные и хвойные деревья, а противопоставляет их друг другу.

– Глаголы «отпели», «отцвели», «побледнели», «ушли» могут быть использованы при описании какой жизни?

– Что значит «отпели», «отцвели»?

– Как вы понимаете фразу «зефиры ушли»?

– Как это «даром»?

– А куда они хотят улететь?

– В стихотворении представлены два мира. Какой первый мир?

– А в какой мир хотят улететь листья?

– Вот это еще одна особенность лирических стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

Запись на доске: 3. Двоемирие.

– Перечитайте последнюю строфу.

– «Буйные» это какие?

– В стихотворении передается впечатление автора об этом предмете, о ветрах. Такой литературный прием носит название «эпитет».

Запись на доске: эпитет

– «Докучные» это какие?

– К кому обращаются листья?

– А как в русском языке называется такой прием, когда называют того, к кому обращаются с речью?

Запись на доске: 4. Наличие обращений.

– О чем листья просят? Зачитайте эти глаголы.

– Эти глаголы стоят в особой форме – в форме повелительного наклонения.

Запись на доске: 5. Использование глаголов в форме повелительного наклонения.

– Листья хотят познать абсолютно другой мир – мир жизни, блеска, радости. В первых двух строфах автор сопоставляет лиственные и хвойные деревья, в третьей – противопоставляет их друг другу, а в четвертой – говорит о другом мире.

– Как вы думаете, зачем в четвертой строфе повторяются слова «скорей», «сорвите», «летим»? (разный смысл в одинаковых словах; накал страстей; листьям не терпится покинуть этот мир)

– Перед нами еще одна особенность стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

Запись на доске: 6. Большое количество повторов.

– Обратите внимание на восклицательные знаки в четвертой строфе. Почему их так много?

– С помощью какой части речи листья выражают свои желания, действия?

– А где они преимущественно находятся в этом произведении: в начале или в конце строк?

 – Как вы думаете, почему?

– Скажите, чем стихотворная речь отличается от прозаической?

– Что вы можете сказать о рифме?

– Рифма – созвучие концов стихотворных строк. Давайте с вами порисуем – выделим пары слов, близких по звучанию, в этом стихотворении. Некоторые из вас, с кем мы уже делали подобное, будут мне помогать.

Запись на доске:         I, II, III строфы                               IV строфа

                                                А                                                А     –

                                                Б                                                 Б

                                                А                                                 В     –

                                                Б                                                 Б

                                                В     –                                           Г

                                                Г                                                 Д

                                                Д     –                                           Г

                                                Г                                                 Д

– Остаются незарифмованными две строчки. Прочтите только их.

– А почему автор их не зарифмовал?

– Рифма подтверждает наши догадки?

– Скажите, а листья тихие, они молчат?

– Произнесите звуки листьев.

– Давайте посмотрим, есть ли звуки листьев в этом стихотворении?

    Учитель читает первую строфу с выделением звуков [з], [ж], [ш], вторую строфу с выделением звуков [л], [м], [с].

– Звуки подтверждают наши догадки?

– В литературе есть связь между звуком и цветом. Некоторым из вас я это говорила, и мы это проверяли. Перечитайте вторую строфу.

– Какого гласного звука здесь очень много? (звука [а])

– Звук [а] выражает красный цвет. Наши предположения подтвердились?

– Пробуйте выделить звуки третьей строфы дома самостоятельно. Подумайте, что они выражают и обозначают.

     Учитель читает четвертую строфу.

– Почему ее хочется пропеть? (В ней преобладают гласные звуки [о], [у], [ы], [и].)

– Почему в этой строфе так много гласных звуков? С чем это связано?

– И звуки подтвердили наши догадки.

– Давайте обратим внимание на восклицательные знаки. В первых трех строфах всего лишь один восклицательный знак, а в четвертой – четыре. Почему, как вы считаете?

– Уже и знаки препинания подтвердили наши предположения.

– Итак, мы увидели, что в стихотворении связаны между собой значения слов, звуки, рифма, цвета, знаки препинания. Но все эти взаимосвязи сразу увидеть нельзя. Мы разгадывали загадки этого произведения и открывали его «тайны» постепенно. Многочисленные и разнообразные взаимосвязи произведения объединены его смыслом и настроением.

– Куда же хотят улететь листья?

– Такое лирическое стихотворение мог написать романтичный человек, каким и является Федор Иванович Тютчев. Его называют поэтом-романтиком.

VII Обобщение и подготовка к выразительному чтению.

– С каким чувством будем читать первую строфу?

– Попробуйте так прочесть.

– Что нам необходимо подчеркнуть во второй строфе, какие передать чувства?

– Перечитайте ее, выразив эти чувства.

– С каким чувством надо читать третью строфу? Почему?

– Прочтите так.

– Четвертая строфа – накал эмоций. Что подчеркнем интонацией при чтении?

– Давайте хором прочитаем эту строфу.

– Прочитайте стихотворение от имени осенних листьев, стараясь показать и передать все, что мы сейчас увидели и выделили.

VIII Домашнее задание.

– Попробуйте выделить звуки третьей строфы, нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению, подготовьте его выразительное чтение.  

Список использованной литературы:

  1. Литературное чтение: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк.: В 2ч. Ч 2 / Авт.-сост. Л. А. Ефросиньина, М. И. Оморокова. – М.: Вентана-Графф, 2003, – 160 с.: ил.
  2. Овчинникова А. Ж. Развитие художественного мышления младших                                                                                 школьников. На примере работы с лирическими образами природы //         Начальная школа. – 2006. – № 7. – С. 29-34
  3. Первова Г. М. Подготовка к уроку чтения //Начальная школа. – 1994. –

          № 10. – С. 26-31

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *