Песок растворяется в воде или нет 3 класс – Урок окружающего мира “Вода – растворитель”

Урок окружающего мира “Вода – растворитель”

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: изучение свойств воды.

Задачи урока: дать представление о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; познакомить с понятием «фильтр», с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ; подготовить доклад на тему «Вода – растворитель».

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы; наборы: стаканы пустые и с кипяченой водой; коробочки с поваренной солью, сахаром, речным песком, глиной; чайные ложки, воронки, фильтры из бумажных салфеток; гуашь (акварельные краски), кисти и листы для рефлексии; презентация, выполненная в Power Point, мультимедийный проектор, экран.

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

У. Всем доброе утро! (Слайд 1)
Приглашаю вас на третье заседание школьного научного клуба «Мы и окружающий мир».

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Сегодня у нас гости, учителя из других школ, которые пришли на заседание клуба. Предлагаю председателю клуба, Порошиной Анастасии, открыть заседание.

Председатель.  Мы сегодня собрались на заседание клуба по теме «Вода – растворитель». Задание всем присутствующим: подготовить доклад на тему «Вода – растворитель». На этом уроке вам вновь предстоит стать исследователями свойств воды. Изучать эти свойства вы будете в своих лабораториях, с помощью «консультантов» – Макаренкова Михаила, Старковой Олеси и Стениной Юлии. Каждая лаборатория должна будет выполнить следующее задание: провести опыты и наблюдения, а в конце заседания обсудить план сообщения «Вода – растворитель».

III. Изучение нового материала

У. С разрешения председателя я хочу сделать первое сообщение. (Слайд 2) Такое же заседание по теме «Вода – растворитель» недавно провели ученики села Мирного. Открыл заседание Костя Погодин, который напомнил всем присутствующим еще об одном удивительном свойстве воды: многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. Следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель. После этого Маша предложила провести опыты и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет.
У. Предлагаю вам на заседании клуба определить растворимость в воде таких веществ, как поваренная соль, сахар, речной песок и глина.

Давайте предположим, какое вещество, по вашему мнению, растворится в воде, а какое не растворится. Выскажите свои предположения, догадки и продолжите высказывание: (Слайд 3)


Предположим …
Допустим …
Возможно …
Что, если …

У. Подумаем вместе, какие гипотезы будем подтверждать. (Слайд 3)
Предположим … (соль растворится в воде)
Допустим … (сахар растворится в воде)
Возможно … (песок не растворится в воде)
Что, если … (глина не растворится в воде)
У. Давайте, и мы проведем опыты, которые помогут нам в этом разобраться.     Перед работой председатель напомнит вам правила при проведении опытов и раздаст карточки, на которых эти правила напечатаны. (Слайд 4)

П. Посмотрите на экран, где записаны правила.

«Правила при проведении опытов»

  1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.
  2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
  3. Опыт проводит один из учеников (докладчик), остальные молча наблюдают или по просьбе докладчика помогают ему.
  4. Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как докладчик разрешает его начать.
  5. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
  6. Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.

IV. Практическая работа

У. Предлагаю председателю выбрать  «консультанта», который прочитает вслух из учебника (с.85) порядок действий при проведении первого опыта. (Слайд 5)

1) П.  Проведите опыт с поваренной солью. Проверьте, растворяется ли в воде поваренная соль.
«Консультант» из каждой лаборатории берет один из подготовленных наборов, и проводит опыт с поваренной солью. В прозрачный стакан наливает кипяченую воду. Всыпает в воду небольшое количество поваренной соли. Группа наблюдает, что происходит с кристалликами соли, и исследует воду на вкус.
Председатель (как в игре КВН) зачитывает один и тот же вопрос каждой группе, а представители от лабораторий отвечают на них.
П. (Слайд 6) Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность не изменилась)
Изменился ли цвет воды? (Цвет не изменился)
Изменился ли вкус воды?

(Вода стала соленой)
Можно ли сказать, что соль исчезла? (Да, она растворилась, исчезла, ее не видно)
У. Сделайте вывод. (Соль растворилась) (Слайд 6)

П. Прошу всех приступить к выполнению второго опыта, для которого необходимо использовать фильтры.
У. Что такое фильтр? (Прибор, устройство или сооружение для очищения жидкостей, газов от твёрдых частиц, примесей.) (Слайд 7)
У. Прочитайте вслух порядок действий при выполнении опыта с фильтром. (Слайд 8)
Учащиеся пропускают воду с солью через фильтр, наблюдают и исследуют воду на вкус.
П. (Слайд 9) Осталась ли соль на фильтре? (На фильтре пищевая соль не осталась)
Изменился ли вкус воды? (Вкус воды не изменился)
Удалось ли очистить воду от соли? (Пищевая соль прошла с водой через фильтр)


У. Сделайте вывод из своих наблюдений. (Соль растворилась в воде) (Слайд 9)
У. Подтвердилась ли ваша гипотеза?
У. Все правильно! Молодцы!
У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы (с. 30). (Слайд 10)

2) П. (Слайд 11) Проделаем такой же опыт еще раз, только вместо соли положим чайную ложку сахарного песка.
 «Консультант» из каждой лаборатории берет второй набор и проводит опыт с сахаром. В прозрачный стакан наливает кипяченую воду. Всыпает в воду небольшое количество сахара. Группа наблюдает, что происходит и исследует воду на вкус.
П. (Слайд 12) Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность воды не изменилась)
Изменился ли цвет воды? (Цвет воды не изменился)


Изменился ли вкус воды? (Вода стала сладкой)
Можно ли сказать, что сахар исчез? (Сахар стал невидимым в воде, вода его растворила)
У. Сделайте вывод. (Сахар растворился) (Слайд 12)

У. Пропустите воду с сахаром через бумажный фильтр. (Слайд 13)
Учащиеся пропускают воду с сахаром через фильтр, наблюдают и исследуют воду на вкус.
П. (Слайд 14) Остался ли сахар на фильтре? (На фильтре сахара не видно)
Изменился ли вкус воды? (Вкус воды не изменился)
Удалось ли очистить воду от сахара? (Воду от сахара очистить не удалось, вместе с водой он прошел через фильтр)
У. Сделайте вывод. (Сахар растворился в воде) (Слайд 14)
У. Подтвердилась ли гипотеза?
У. Верно. Молодцы!
У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы. (Слайд 15)

3) П. (Слайд 16) Проверим утверждения и проведем опыт с речным песком.
У. Прочитайте в учебнике порядок действий при проведении опыта.
Проводят опыт с речным песком. Размешивают в стакане с водой чайную ложку речного песка. Дают смеси отстояться. Наблюдают, что происходит с песчинками и водой.
П. (Слайд 17) Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной, грязной)
Изменился ли цвет воды? (Цвет воды изменился)
Исчезли ли песчинки? (Более тяжелые песчинки опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной)
У. Сделайте вывод. (Песок не растворился) (Слайд 17)

У. (Слайд 18) Пропустите содержимое стакана через бумажный фильтр.

Учащиеся пропускают воду с сахаром через фильтр, наблюдают.
П. (Слайд 19) Что проходит через фильтр, а что остается на нем? (Вода проходит через фильтр, а речной песок остался на фильтре и песчинки хорошо видны)
Очистилась ли вода от песка? (Фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются)
У. Сделайте вывод. (Речной песок в воде не растворился) (Слайд 19)
У. Верным ли было ваше предположение о растворимости песка в воде?
У. Отлично! Молодцы!
У. Результаты опыта оформите письменно в Тетради для самостоятельной работы. (Слайд 20)

4) П. (Слайд 21) Проделайте такой же опыт с кусочком глины.
Проводят опыт с глиной. Размешивают в стакане с водой кусочек глины. Дают смеси отстояться. Наблюдают, что происходит с глиной и водой.

П. (Слайд 22) Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной)
Изменился ли цвет воды? (Да)
Исчезли ли частицы глины? (Более тяжелые частицы опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной)
У. Сделайте вывод. (Глина не растворилась в воде) (Слайд 22)

У. (Слайд 23) Пропустите содержимое стакана через бумажный фильтр.
П. (Слайд 24) Что проходит через фильтр, а что остается на нем? (Вода проходит через фильтр, а не растворившиеся частицы остаются на фильтре.)
Очистилась ли вода от глины? (Фильтр помог очистить воду от частиц, которые не растворились в воде)
У. Сделайте вывод. (Глина не растворяется в воде) (Слайд 24)
У. Гипотеза подтвердилась?
У. Молодцы! Все правильно!

У. Прошу одного из членов группы зачитать выводы, записанные в тетради, всем присутствующим.
У. Есть ли у кого-нибудь дополнения, уточнения?
У. Сделаем выводы из опытов. (Слайд 25)
Все ли вещества растворяются в воде? (Соль, сахарный песок растворились в воде, а песок и глина не растворились.)
Всегда ли с помощью фильтра можно выявить, растворяется вещество в воде или нет? (Растворившиеся в воде вещества проходят через фильтр вместе с водой, а не растворившиеся частицы остаются на фильтре)

У. Прочитайте о растворимости веществ в воде в

urok.1sept.ru

Свойства воды — урок. Окружающий мир, 3 класс.

Вода — самое распространённое вещество на нашей планете. Вспомним её свойства.

 

При комнатной температуре вода жидкая. Она принимает форму сосуда, в котором находится.

 

 

Вода текучая, как и все жидкости. Поэтому на земле есть реки, ручьи и водопады, а в наш дом она может поступать по водопроводу.

 

 

Вода бесцветная и прозрачная, и мы хорошо видим обитателей водоёма или аквариума.

 

 

Вода не имеет запаха и вкуса.

 

Вода растворяет многие вещества. Если в воду насыпать соль и перемешать, то соль как бы пропадает. Вода остаётся прозрачной, но становится солёной. Это происходит потому, что частицы соли перемешиваются с частицами воды.

 

 

Растворяются в воде и другие вещества: сахар, уксус, спирт.

 

Но известно много веществ, которые в воде не растворяются. Если смешать с водой песок, то вода станет мутной, а песок через некоторое время осядет на дне сосуда.

 

 

Не растворяется в воде мел и некоторые жидкости, например, растительное масло и бензин.

 

Для очистки воды от примесей твёрдых веществ используется фильтрование. Мутную воду пропускают через фильтр (специальную бумагу или ткань). На фильтре оседают твёрдые частицы, а вода становится чистой.

 

 

При нагревании вода расширяется, а при охлаждении сжимается.

 

www.yaklass.ru

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Урок окружающего мира по теме “Вода – растворитель” УМК ПНШ 3 класс

                   Урок  окружающего  мира  по  УМК  ПНШ  3 класс

                                          Тема:   Вода – растворитель.

                                                   (Третье заседание клуба)

Цель:    Формирование учебно-познавательного интереса к новому способу    действия через работу в группах при изучении свойств воды.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться определять свойства воды.

Личностные:  учебно-познавательный интерес к новым способам действий.

Метапредметные:

Регулятивные: определять цель на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенной инструкции.

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.

Оборудование:  Учебник, тетрадь для самостоятельной работы №1, хрестоматия. Наборы: стакан с кипячёной водой, коробочки с поваренной солью, сахарным песком, речным песком, глиной, чайные ложечки, воронки, фильтровальная бумага, ножницы.

                                                           Ход урока

  1. Организационный   момент.

Уч:   – Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.  Садитесь.

        – Проверьте свою готовность к уроку.

  1. Актуализация   знаний.

Уч:   – Давайте вспомним, что вам уже известно о  воде.

Д:            1.  В кружево будто одеты

                     Деревья, кусты, провода

                     И кажется сказкою это

                     А, в сущности, только вода.

                 2. Безбрежная ширь океана

                     И тихая заводь пруда

                     Каскад водопада и брызги фонтана

                     А всё это только вода.

                 3. В бирюзовой дали исчезая

                     Лебедями  плывут облака

                     Вот туча идёт грозовая

                     А, в сущности, только вода.

Уч:  – Какое свойство воды вы вспомнили прослушав поэтические строки?

Д:  Высказываются.

(Вода – это уникальное вещество, которое в природе может находиться одновременно в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.)

Уч:  – А какие ещё свойства воды вам известны?

Дети называют известные им свойства ( Не имеет формы в жидком и газообразном состояниях; бесцветна; прозрачна; текуча; без запаха и вкуса; при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.)

Уч:  – Замечательно, ребята, но это ещё на всё, что мы  знаем о воде.

  1. Формирование новых знаний.
  1. Уч:  – Ребята, мы сегодня открываем очередное  заседание клуба «Мы и окружающий мир»  Тема нашего заседания  «Вода – растворитель»

Я предлагаю вам послушать притчу и определить, как она связана с темой нашего урока.

Притча:

             Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осёл, едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша.  Второй – шёл весело и легко.

             Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный  солью, остановился в воде и стал купаться: он,  то ложился в воду, то снова становился на ноги. Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться.  Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него  вата.

Уч:  – Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?

Д:  Высказываются.

(Соль растворилась в воде, а вата от воды стала тяжелее)

Уч:  – Откройте учебники на странице 85 и зачитайте, что сказал Костя Погодин, открывая заседание клуба.

Д: Читают текст.

Уч:  – Постарайтесь определить, какова цель нашего урока.

Д: Высказываются.

(Определить все ли вещества могут растворяться в воде)

Уч:  – Прочитайте из учебника далее,  что предложила Маша.

Д: Читают текст.

 

  1.  Уч:  – Наша работа будет проходить в группах. У каждой группы своё задание. Выполнив задание, вывод записываете в рабочую тетрадь на стр. 30.

Уч:   – Перед проведением опытов, повторим «Правила работы в группе»

Д:  Перечисляют правила.

  1. Внимательно прочитать задание.
  2. Определить цель.
  3. Договориться, как будем выполнять задание.
  4. Обмениваться мнением друг с другом нужно тихо, не мешая другим.
  5. Группа выбирает выступающего, который делает вывод о проделанной работе.

Уч:   – Проверьте, у каждой группы на столах стоит оборудование, необходимое для опытов. О каких правилах безопасности вы должны помнить, приступая к работе.

Д:  Называют правила.

  1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.
  2. Во время проведения опыта можно не только сидеть, но и стоять.
  3. Без указания в задании вещества, которые лежат на столе пробовать нельзя.
  4. Работать аккуратно.
  5. Соблюдать осторожность при работе с ножницами.
  1. Проведение опытов.

Уч:  – У каждой группы на столе инструкция. Предлагаю всем выполнить задания с 1 по 4 и записать результат в тетрадь.

Д: проделывают опыт.

Уч:  – Какая группа готова к выступлению?

  1. Выступление групп.

1 группа.

         Мы взяли стакан с кипячёной водой. Всыпали в него чайную ложку поваренной соли. Размешали и наблюдали, что происходило с кристалликами соли.

         Мы сделали вывод.  В стакане нет соли, при этом прозрачность и цвет воды не изменились. Мы попробовали воду на вкус. Она солёная. Значит, соль не исчезла, а растворилась в воде.

2 группа.

         Мы взяли стакан с кипячёной водой. Всыпали в него чайную ложку сахарного песка. Размешали и наблюдали, что происходило с сахаром.

         Мы сделали вывод.  В стакане нет сахара, при этом прозрачность и цвет воды не изменились. Мы попробовали воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар  не исчез, а растворился в воде.

3 группа.

         Мы взяли стакан с кипячёной водой.  Добавили  в него чайную ложку речного песка. Размешали и наблюдали, что происходило с песком.

         Мы сделали вывод.  Песок не растворился, он лежит на дне стакана.

Вода стала мутной и грязной.  Вода не смога растворить песок.

4 группа.

         Мы взяли стакан с кипячёной водой.  Добавили  в него немного  глины. Размешали и наблюдали, что происходило.

         Мы сделали вывод.  Глина не растворилась, она лежит на дне стакана.

Вода стала мутной и грязной.  Вода не смога растворить глину.

  1. Изготовление фильтра.

Уч:   – Прочитайте задание в инструкции под номером 5 первая и  вторая группа, и задание под номером 6 третья и четвёртая группа.

        – Какая общая задача у нас  стоит?

        – Как вы думаете, что такое фильтр?

Д:   Высказываются.

Уч:  – Давайте зачитаем, какое значение слову «фильтр» даёт толковый словарь.

Д:     Фильтр – прибор, устройство или сооружение для очищения жидкостей, газов от ненужных примесей.

Уч:  – Поможет изготовить фильтр иллюстрация в учебнике на стр. 86.

       – Расскажите по рисунку, как будете его делать.

Д:  1. Возьмём бумагу, сложим её пополам, а затем ещё раз пополам.

      2. Обрежем края ножницами.

      3. Сложим  лист в виде конуса.

      4. Положим фильтр в воронку.

Уч:  – Группы приступаем к изготовлению фильтра. Проверяю.

Уч:   – Продолжайте  работать с инструкцией и выполните оставшиеся задания.

Д:   Дети заканчивают опыт.

Уч:  – Какая группа готова представить свои результаты?

Д:   Выступления групп.

1 группа

         Мы пропустили солёную воду через фильтр. На фильтре соли не осталось. Вода на вкус по-прежнему солёная. Фильтр не  смог очистить воду от соли.

2 группа

         Мы пропустили сладкую воду через фильтр. На фильтре сахара  не осталось. Вода на вкус сладкая.  Фильтр не  смог очистить воду от сахара.

 3 группа

         Мы пропустили содержимое нашего  стакана  через фильтр. Вода прошла через фильтр, а песок нет, он  остался на стенках фильтра. С помощью фильтра можно очистить воду от песка.

4 группа

       Мы пропустили  воду и глиной  через фильтр. Вода прошла через фильтр, а глина  осталась на фильтре. С помощью фильтра можно очистить воду от частиц глины.

Уч: – К какому общему выводу мы пришли, проделав опыты?

      –  О каком свойстве воды вы узнали  из опытов?

Д:  Высказываются.

Уч:  – Давайте подтвердим наши выводы чтением текста учебника.

Д:  Читают текст на стр. 87.

Уч:  – Ребята, у меня в руке стакан воды. Можем ли мы утверждать, что  вода в нём абсолютно чистая?

Д: Высказываются.

Уч:  –  Давайте прочитаем  хрестоматию и посмотрим, кто из вас был прав.

       –  Определите по содержанию, на какой странице будем работать.

Д:  Чтение текста подготовленным ребёнком.

 

Уч: – Прочитав текст, заполните лежащий на столе каждой группы кластер.

Д:  Заполняют кластер.  Делают вывод, что абсолютно чистой воды нет.

  1. Итог  урока.

Уч:  – Какую цель мы поставили в начале урока?

       –  К какому выводу мы пришли?

       –  Как вы считаете, мы достигли поставленной цели?

Д:    Да, мы действительно достигли поставленной цели, определили, что вода  может быть растворителем для некоторых веществ, но всё же не все вещества вода растворяет.  Ещё мы узнали, что абсолютно чистой воды нет.

        Очень важно помнить, что вода может растворять не только полезные для человека вещества, но и вредные. Поэтому в народе  есть  такая пословица  «Не каждая водица для питья годиться»

  1. Домашнее  задание. (разноуровневое)
  1. Подготовить выступление на тему «Вода – растворитель»
  2. Ответить на вопрос учебника на стр.87

– Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?

      3.  Написать письмо в клуб любителей природы «Мы и окружающий мир»

  1. Рефлексия.
  1. Дети оценивают свою работу в группах.

– Было интересно …

– Я научился …

– Для меня было открытием то, что…

– мне показалось важным …

  1. Учитель ставит оценки.

nsportal.ru

Почему соль растворяется в воде, а песок нет?

соль – NaCl. Ионное соединение, поэтому растворяется. песок – SiO2. Ковалентное соединение, в воде не растворимо.

Оксид кремния имеет атомную кристаллическую решетку, то есть образован атомным кристаллом. Вещества с таким строением в воде не растворяются. И не потому, что образованы ковалентной связью, существует огромное количество веществ с ковалентной связью, хорошо растворимых в воде, особенно если это сильно полярная ковалентная связь. Пример тому минеральные кислоты, да и не только они. Именно то, что структурной частицей песка является атомный кристалл, является причиной его не растворимости в воде. А соль хорошо растворима в воде, потому что состоит и положительных ионов натрия и отрицательно заряженных ионов хлора, а молекулы воды, -диполи. Диэлектрическая проницаемость воды по этой причине равна 80.То есть в воде сила притяжения между ионами Na(+) и Cl(-) уменьшается в 80 раз.

Песок не растворим

touch.otvet.mail.ru

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: Открытый урок по окружающему миру в 3 классе “ВОДА -_ РАСТВОРИТЕЛЬ”

Открытый  урок  по  окружающему  миру  в  3  классе

Учитель: Кузьмина  И.Я.  МОУ  Большекошинская  сош

Тема:  ВОДА  -_ РАСТВОРИТЕЛЬ.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы; наборы: стаканы пустые и с кипяченой водой; коробочки с поваренной солью, сахаром, содой, речным песком, глиной, жидкое удобрением для цветов, чайные ложки, воронки, фильтры из бумажных салфеток; гуашь (акварельные краски), кисти и листы для рефлексии; презентация, выполненная в Power Point, мультимедийный проектор, экран.

Конспект урока.

Цель урока: познакомить со свойством воды растворять в себе вещества.

Дидактические задачи урока: дать представление о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах; познакомить с понятием «фильтр», с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ; подготовить доклад на тему «Вода – растворитель»

Педагогические задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности;
  • научить различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы;
  • заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов.

Тип урока:

По дидактической цели: урок изучения нового материала.

По содержанию элементов исследовательской деятельности – урок -исследование (начальный уровень).

Формы работы учащихся: работа в группе (мини-лабораториях).

Предметные результаты:

Обучающие научатся: проводить опыты, опытным путем установить свойство воды – растворять вещества, ознакомятся с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами.

Вступление.

Учитель.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем

 И работать начинаем.

– Прочитайте, о чем вы должны помнить, работая на уроке.

 Прочитайте девиз урока:

 ( на доске)

-Мы уже многое знаем.

-Мы должны показать все наши знания.

-У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить.

-Мы имеем право на ошибку.

 «Учись, смекай, активным будь! И к знаниям откроешь путь!

1 этап. Орг. момент (этап самоопределения).  

Приглашаю вас на третье заседание школьного научного клуба «Мы и окружающий мир».

-Сегодня у нас гости, наши учителя, которые  тоже пришли на заседание клуба.  Объявляю   заседание  открытым.

Вадим. Мы сегодня собрались на заседание клуба по теме «Вода – растворитель».

Задание всем присутствующим: подготовить доклад на тему «Вода – растворитель».

Учитель. На этом уроке вам вновь предстоит стать исследователями свойств воды. Изучать эти свойства вы будете в нашей  лаборатории.

Лаборатория должна будет выполнить следующее задание: провести опыты и наблюдения, а в конце заседания обсудить план сообщения «Вода – растворитель». 

2 этап. Актуализация знаний, мотивация учащихся 

Подумайте, о чем идет речь в загадке:

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.         (  Это  вода )

О  каких  состояниях  воды  говорится  в  загадке?

( Газообразном,  жидком  и  твердом )

Давайте  вспомним  свойства  которыми  обладает  вода.

Дети работают с карточками, выбирая  свойства воды:

  • не имеет формы
  • имеет форму
  • бесцветна
  • белая
  • прозрачная
  • текучая
  • упругая
  • без запаха
  • без вкуса
  • горюча

– Готовясь, к уроку я натолкнулась на такую сказку. Послушайте:

Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.

    Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

      Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?

      Что произошло бы, если б второй осел нес не вату, а сахар?

– Так как вы думаете,  какое свойство воды нам будет важно узнать сегодня на уроке?

ДОБАВИТЬ  КАРТОЧКУ:   растворитель  и   поставить  напротив  вопрос ?

3 этап. Постановка проблемы

С разрешения председателя я хочу сделать первое сообщение.

 Такое же заседание по теме «Вода – растворитель» недавно провели ученики села Мирного. Открыл заседание Костя Погодин, который напомнил всем присутствующим еще об одном удивительном свойстве воды: многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяться. Следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель. После этого Маша предложила провести опыты и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет.
– Предлагаю вам на заседании клуба определить растворимость в воде таких веществ, как поваренная соль, сахар, сода, жидкое удобрение для цветов, речной песок и глина. 

– Для этого мы с вами откроем научную лабораторию

4 этап. Определение темы и цели исследования. 

Нам предстоит исследовать, что происходит в воде с различными веществами. А что такое исследование?

 Исследование – это один из видов профессиональной деятельности человека. Человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы.

 – Любое исследование начинается со сбора информации.

– Что находится у вас на столах? ( Стаканчики с водой, вещества).

 – Что  будет  сегодня  объектом  исследования?  ( вода)

Объект  – ВОДА. Предметом  исследования  будет  свойство – РАСТВОРИТЕЛЬ.

– Нам нужно исследовать, что же происходит в воде с различными веществами. Какую цель мы поставим перед собой?

 (Выяснить, что происходит в воде с различными веществами. Опытным  путем  доказать, обладает  ли  вода  свойством  «растворитель»). 

5 этап.Выдвижение  рабочей гипотезы, ее подтверждение.

– Нашей «лаборатории» задана задача.

Прочитайте и сформулируйте вашу гипотезу, что произойдет?

Гипотеза – это научное предположение, суждение о каком-либо явлении, объекте.        ( читает председатель -Вадим)

– Подумаем вместе, какие гипотезы будем подтверждать. (Слайд )

Предположим … (соль растворится в воде)

Допустим … (сахар растворится в воде)

Возможно…(  сок  растворится в воде)

Допустим… (сода растворится в воде)

Возможно … (песок не растворится в воде)

Что, если … (глина не растворится в воде)

Проведем опыты, которые помогут нам в этом разобраться.    

 Перед работой председатель напомнит вам правила при проведении опытов и раздаст карточки, на которых эти правила напечатаны. (Слайд )

«Правила при проведении опытов»                                                                                         (   Выдаются листы ,учащиеся знакомятся и расписываются)

1.        Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.

2.        Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3.        Опыт проводит один из учеников (докладчик), остальные молча наблюдают или по просьбе докладчика помогают ему.

4.        Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как докладчик разрешает его начать.

5.        Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.

6.        Подходить к столу и проводить новый  опыт  можно только по разрешению учителя.

             С  правилами  ознакомлен.  Лаборант  ВасильеваА.  ____________   подпись

    -Наблюдения и выводы  будем   записывать в таблицу

Ход работы.

Наблюдения

Вывод

1. Насыпьте соль в стакан с водой. Размешайте.

Соль  стала  незаметной. Вода  стала солёной.

Растворилась  соль  в  воде

2. Насыпьте сахар в стакан с водой. Размешайте.

Сахар  стал  невидим  в  воде. Вода  стала  сладкой.

Сахар  растворился  в  воде.

3. Насыпьте песок в стакан с водой. Размешайте.

Пропустите воду с песком через фильтр.

Сделайте вывод

Песок  опустился  на  дно. Вода стала прозрачной.

 Песок  не  растворился  в  воде

4. Насыпьте мел в стакан с водой. Размешайте.

Пропустите воду с мелом через фильтр.

Сделайте вывод

Мел опустился  на  дно. Вода  стала  прозрачной.

Мел  не  растворяется  в  воде.

5. Насыпьте  соду в стакан с водой. Размешайте.

Сода  стала  незаметной

Сода  растворилась  в  воде

3.Налейте вишнёвый  сок стаканчик, размешайте

Вода стала красного  цвета. Кислый вкус.

Сок  растворился в  воде  и окрасил её.

–  Проведем  1,2,3,4,5,6  опыты.
Ученики  по  очереди  проводят  опыты. Берет один из подготовленных наборов, и проводит опыты. Группа наблюдает, что происходит .
Председатель зачитывает один и тот же вопрос каждой группе, а представители от лабораторий отвечают на них. 
1- опыт. Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность не изменилась)
Изменился ли цвет воды? (Цвет не изменился)
Изменился ли вкус воды? (Вода стала соленой)
Можно ли сказать, что соль исчезла? (Да, она растворилась, исчезла, ее не видно)
– Сделайте вывод. (Соль растворилась) 

2- опыт. Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность воды не изменилась)
Изменился ли цвет воды? (Цвет воды не изменился)
Изменился ли вкус воды? (Вода стала сладкой)
Можно ли сказать, что сахар исчез? (Сахар стал невидимым в воде, вода его растворила)
– Сделайте вывод. (Сахар растворился) 

3-опыт.  -Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность воды  изменилась)
-Изменился ли цвет воды? (Цвет воды  изменился)
-Можно ли сказать, что сок  исчез? (Нет)

– Сделайте вывод. (Сок растворился  в воде и изменил её цвет)   

4 -опыт. -Изменилась ли прозрачность воды? (Прозрачность воды не изменилась)

-Изменился ли цвет воды? (Цвет воды не изменился)

-Изменился ли вкус воды? (да)

-Можно ли сказать, что сода исчезла? (Сода стала невидимой в воде, вода её растворила)

– Сделайте вывод. (Сода растворилась)

У. -Проверим утверждения и проведем опыт с речным песком и мелом

Прочитайте в учебнике порядок действий при проведении опыта.

5,6 – опыт. – Изменилась ли прозрачность воды? (Вода стала мутной, грязной)

-Изменился ли цвет воды? (Цвет воды изменился)

-Исчезли ли песчинки и глина? (Более тяжелые песчинки опускаются на дно, а мелкие плавают в воде, делая ее мутной)

– Сделайте вывод. (Песок и мел не растворились)

– Пропустите содержимое стакана через бумажный фильтр.

Учащиеся пропускают воду с песком и мелом  через фильтр, наблюдают.

 -Что проходит через фильтр, а что остается на нем? (Вода проходит через фильтр, а речной песок остался на фильтре и песчинки хорошо видны)

-Очистилась ли вода от песка? (Фильтр помогает очистить воду от частиц, которые в ней не растворяются)

– Сделайте вывод. (Речной песок в воде не растворился)

– Верным ли было ваше предположение о растворимости песка и  мела  в воде?

– Отлично! Молодцы!

– Результаты опыта оформите письменно  на своих листах наблюдений.

– Прошу одного из членов группы зачитать выводы, записанные в тетради, всем присутствующим.

– Есть ли у кого-нибудь дополнения, уточнения?

6 этап. Формулирование вывода по результатам исследования

Сделайте, пожалуйста, выводы по результатам опытов

– Все ли вещества растворяются в воде? ( Слайд )

– Какое устройство помогает очистить воду от вредных примесей? (Слайд)

– Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?

(Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье. )

( Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя.)

(Когда рисуем акварельными красками или гуашью.)

– В воде также растворяются газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы . Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нем. Для живых организмов, обитающих в воде, в  том  числе и  рыб, очень важен кислород, растворенный в воде. Он им нужен для дыхания. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными. Зная это, люди не забывают насыщать кислородом воду в аквариуме, где живут рыбки, или прорубают зимой проруби в водоемах для улучшения жизни подо льдом.(показать  бутылку  с  газированной  водой)

– Обратите внимание на задание, записанное на доске. Предлагаю составить коллективный план выступления на тему «Вода – растворитель». .

Заслушивание предложений по пунктам  плана .

-Давайте все вместе сформулируем план выступления.

Примерный план выступления по теме «Вода – растворитель»

1.        Введение.

2.        Растворение веществ в воде.

3.        Выводы.

4.        Использование людьми свойства воды растворять некоторые вещества.

7 этап. Подведение итогов урока

Какое свойство воды исследовали на заседании клуба? (Свойство воды как растворителя)

К какому выводу мы пришли, исследовав это свойство воды? (Вода – хороший растворитель для некоторых веществ.)

Как вы думаете, трудно быть исследователями?

Что показалось наиболее сложным, интересным?

Пригодятся ли вам знания, приобретенные в ходе исследования этого свойства воды в дальнейшей жизни?

-Очень важно помнить о том, что вода – растворитель. Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Поэтому пить воду из источника, если вы не знаете, чист ли он, нельзя. Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится»

8 этап. Домашнее задание.

Составить по плану доклад для выступления по теме «Вода – растворитель»..

– 9 этап. Рефлексия.

-Когда  мы  используем  свойство  воды   растворять  некоторые  вещества  на  уроках изобразительного искусства? (Когда рисуем акварельными красками или гуашью)

-Предлагаю  вам, используя  это  свойство  воды, раскрасить  воду  в  стакане  в  такой цвет, который  наиболее  полно  соответствует  вашему  настроению. (Слайд )

«Желтый цвет» – радостное, светлое, хорошее настроение.

«Зеленый цвет» – спокойное, уравновешенное.

«Синий цвет» – грустное, печальное, тоскливое настроение.

Покажите свои  пробирки  с  раскрашенной водой .

nsportal.ru

Урок “Растворимые и нерастворимые в воде вещества”

Цель: узнать опытным путем, какие твердые вещества растворяются в воде, а какие не растворяются в воде.

Задачи:

Образовательные:

  • Ознакомить обучающихся с понятиями: растворимые и нерастворимые вещества.
  • Учить доказывать опытным путем правильность предположений о растворимости (нерастворимости) твердых веществ.

Коррекционные:

Воспитательные:

Вид урока: лабораторная работа.

Средства обучения: учебник “Естествознание” Н.В. Королева, Е.В. Макаревич

Оборудование для лабораторной работы: мензурки, фильтры, инструкции. Твердые вещества: соль, сахар, сода, песок, кофе, крахмал, земля, мел, глина.

Ход урока

I. Организационный момент

У: Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте друг друга глазами. Рада вас видеть, присаживайтесь.

II

. Повторение пройденного

У: Повторим то, что уже знаем о воде:

– что происходит с водой при нагревании?
– что происходит с водой при охлаждении?
– что происходит с водой при замерзании?
– в каких трех состояниях встречается вода в природе?

У: Какие вы молодцы! Все знаете!

III. Изучение нового материала

(Заранее с учениками согласую группы, которыми они будут работать, ребята сами выбирают руководителя лаборатории (на др. лабораторном занятии может быть выбран другой ребенок), который записывает показатели опыта в таблицу и дает устные комментарии при заполнении конечной части таблицы – результата.)

У: Ребята, сегодня на лабораторной работе мы узнаем, какие вещества вода может растворять, а какие – нет. Откройте тетрадь, запишите число и тему урока «Растворимые и нерастворимые в воде вещества». (Прикрепляю к доске.) Какую цель мы сегодня поставим на уроке?

Р: Узнать какие вещества растворяются в воде, а какие не растворяются. (Прикрепляю к доске.)

У: Все вещества в природе можно разделить на две группы: растворимые и нерастворимые. А какие вещества можно назвать растворимыми? (Сверимся с учебником стр.80:2) Растворимые в воде вещества – такие, которые при помещении их в воду становятся невидимыми и не оседают на фильтре при фильтрации. (Прикрепляю к доске.)

У: А какие вещества можно назвать нерастворимыми? (сверимся с учебником стр.47-2) Нерастворимые в воде вещества – такие, которые не растворяются в воде и оседают на фильтре (прикрепляю к доске).

У: Ребята, как думаете, что нам понадобится для выполнения лабораторной работы?

Р: Вода, какие-то вещества, мензурки, фильтр (показываю воду в графине; мензурки, наполненные сл. веществами: солью, сахаром, содой, песком, кофе, крахмалом, мелом, глиной; пустые мензурки, фильтр).

У: Что такое фильтр?

Р: Устройство для очищения жидкостей от нерастворимых в ней веществ, которые оседают на нем.

У: А из каких подручных средств можно изготовить фильтр? Молодцы! А мы будем использовать вату (в воронку помещаю кусочек ваты).

У: Но прежде, чем приступить к выполнению лабораторной работы заполним таблицу (таблица начерчена на доске, использую мелки двух цветов, если ученики предполагают, что вещество полностью растворяется в воде, то отмечаю «+» во второй колонке; если ученики предполагают, что вещество останется на фильтре , то «+» в третьей колонке, и наоборот; цветным мелком фиксирую предполагаемый результат в четвертой колонке – Р (растворимое) или Н (нерастворимое))

  Наши предположения Результат
Растворимость Фильтрация
1. Вода + песок + Н
2. Вода + глина
3. Вода + кофе
4. Вода + крахмал
5. Вода + сода
6. Вода + земля
7. Вода + сахар
8. Вода + мел

У: А после выполнения лабораторной работы сверим наши предположения с полученными результатами.

У: Каждая лаборатория будет исследовать два твердых вещества, все результаты будете записывать в отчет «Растворимые и нерастворимые в воде вещества». Приложение 1

У: Ребята, это первая ваша самостоятельная лабораторная работа и перед тем, как вы приступите к ее выполнению, послушайте порядок ее проведения или инструкцию. (Раздаю каждой лаборатории, после прочтения обговариваем.)

Приложение 2

Лабораторная работа

(Помогаю если есть необходимость. Может возникнуть трудность с фильтрацией раствора кофе, т.к. фильтр окрасится. Для облегчения заполнения отчетов предлагаю использовать словосочетания, которые прикрепляю на доску. Приложение 3.)

У: А сейчас проверим наши предположения. Руководители лабораторий, проверьте, подписан ли ваш отчет и прокомментируйте полученные опытным путем результаты. (Начальник лаборатории отчитывается, фиксирую полученный результат мелком другого цвета)

У: Ребята, какие вещества для исследования оказались растворимыми? Какие нет? Сколько совпадений оказалось? Молодцы. Практически все наши предположения подтвердились.

VI. Вопросы для закрепления

У: Ребята, а где человек использует раствор соли, сахара, соды, песка, кофе, крахмала, глины?

VII. Итог урока

У: Какую цель мы сегодня ставили? Выполнили ее? Мы молодцы? Я вами очень довольна! И ставлю всем «отлично».

VIII. Домашнее задание

У: Прочитаете текст для внеклассного чтения на стр.43, ответите на вопросы.

Встаньте, пожалуйста, те ребята, кому наш урок не понравился. Спасибо за честность. А теперь те, кому понравилась наша работа. Спасибо. Всем до свидания.

urok.1sept.ru

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Вода – растворитель

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Итак, вы узнали новое свойство воды.

-Еще раз проконтролируем результаты наших действий  на материале учебника.

Откроем содержание учебника и найдем тему «Вода – растворитель»

с. 87   учащиеся читают по учебнику

Теперь это свойство попробуем применить в жизни.

Я,  как руководитель, даю каждой группе объект. Ваша задача – прокомментировать, как он связан с водой и ее свойством – «растворитель».

Учитель выдает по группам:

1. акварельные краски

2. таблетки

3. мыло

4. пакетик растворимого кофе

5. минеральная вода

Идет обсуждение в группах с последующим озвучиванием.

Группа №1: «Акварельные краски растворяются в воде»

Группа №2: «Таблетки растворяются в воде»

Группа №3: «Мыло растворяется в воде»

Группа №4: «Кофе растворяется в воде»

Группа №5: «Минеральные вещества растворяются в воде»

– Минеральная вода содержит в себе растворенные минеральные вещества, полезные для организма человека.  Посмотрите внимательно на бутылку с минеральной водой. Что значит надпись «газированная»?

  «Газированная» значит «содержит газы»

– Что нужно сделать, чтобы их увидеть?

 Надо встряхнуть бутылку и приоткрыть крышку.

Учитель выполняет рекомендации  детей. Дети  наблюдают, как пузырьки газа поднимаются на поверхность.

– Почему их не было видно?  

Они растворились в воде

– Сделайте вывод.  

Газы тоже растворяются в воде.

– Итак, в воде растворяются не только твердые (соль, сода), жидкие (сок), но и газообразные вещества.

VIII.  Итог урока, оценивание

-Вы проделали огромную работу – ставили опыты, наблюдали, совещались и как результат – открыли новое для себя свойство воды. Назовите его еще раз.

(Вода – растворитель)

– Как вы доказали, что вода – растворитель?   (Ставили опыты.) 

– Достигла ли цели ваша лаборатория?               (да)

Учитель  и учащиеся оценивает работу групп.

IX.  Домашнее задание

У 1 с. 85-87 Т 1 с.30

– Предположим, что смешали соль, речной песок и опилки. Как всё отделить друг от друга?

Что будете делать? Где и как будете искать ответ?

– подумаем сами,

– вспомним материал прошедшего урока,

– проведем опыт дома,

– спросим у старших,

– обратимся к Интернету и др.

X.  Рефлексия учебной деятельности

– Как вам работалось в группе?

– Легко ли вам было заполнять карточку?

– Были проблемы в работе лаборантов?

– Хорошо ли группа вас подготовила к докладу?

Закрасьте воду в своём стаканчике   (слайд)

Резерв      Работа по Хрестоматии  с. 46

                                       Всем спасибо за урок.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *