Занятие по энергосбережению в подготовительной группе – . , – .

План-конспект занятия по ОБЖ (подготовительная группа) на тему: ООД по энергосбережению в подготовительной группе «Электричество вокруг нас»

Конспект занятия в подготовительной группе

«Электричество вокруг нас»

Составитель конспекта:

воспитатель – Рыбась Светлана Владимировна

Программное содержание:

1. Обобщить знания детей об электричестве и электрическом токе;

2. Уточнить представление о значении электричества для человека;

3. Продолжать формировать основы безопасного обращения с электричеством;

4. Подвести к пониманию необходимости экономного отношения к электроэнергии;

5. Активизация словаря.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций и беседа по теме: «Техника в вашем доме», чтение детской энциклопедии на тему «Безопасность в природе и в быту», загадывание загадок об электроприборах.

Материалы и оборудование:

«Электроприборы», воздушные шары, пластмассовые расчески, шерстяная ткань, кусочки бумаги, иллюстрации с изображением грозы, электрического ската, игрушка Электроник (Фиксик), энергосберегающая лампочка.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

Он бежит по проводам,

Несет свет в квартиры к нам

(Электрический ток, электричество).

Воспитатель:

Сегодня мы поговорим об электричестве. Скажите, ребята, как вы думаете, электричество – это хорошо или плохо? Ответы детей.

Игра «Хорошо-плохо» (по ТРИЗ):

Электричество хорошо тем, что… (освещает дома и улицы, помогает человеку стирать, готовить, убирать, без него не посмотришь телевизор, не поиграешь в компьютер и т.д.). Но электричество
плохо тем, что… (смертельно опасно при неправильном обращении).

Выставляются «Электроприборы» (электрический чайник, магнитофон, ноутбук, утюг, пылесос, лампочка).

Воспитатель: Назовите правила обращения с электроприборами (не дергать за шнур, не совать пальцы в розетку, не включать их без разрешения взрослых). Ребята, представьте, что электрические приборы вдруг исчезли.

Игра «Что было бы, если бы не было…» (по ТРИЗ):

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч одному из детей и называет электроприбор. Тот, кто поймал мяч, называет предмет, который выполнял его функцию в прошлом, когда не было электричества:

Пылесос – веник холодильник – погреб, магнитофон – музыкальные инструменты, лампочка – свечка, стиральная машина – стиральная доска, электрический утюг – угольный утюг, телевизор – книга с картинками, компьютер – пишущая машинка, электродрель – молоток, фен – солнце.

Появляется Электроник и приносит воздушные шары и расчески на каждого ребенка. Ребята, у меня для вас волшебные шары и расчески, они нам помогут понять, как образуется электричество. Давайте проведем с ними опыты.

Опыт№1 (с шарами).

Возьмем шар, потрем его о кусочек шерстяной ткани, прислоним к стене. Что происходит с шарами? (они прилепляются к стене). Как это объяснить? (ответы детей: волшебные, стали магнитные). Оказывается, при трении о шерсть шар получает заряд, который отличается от заряда, который имеет стена. Противоположные заряды притягиваются. Вот шар и «держится» за стену. А теперь потрем шары о шерстяную ткань и прислоним их друг к другу. Что происходит? (шары отталкиваются). Почему? (одинаковые заряды отталкиваются).

Вывод: при трении о шерсть шары электризуются.


Опыт№2 (с расческой и кусочками бумаги).

Быстро проведем расческой по сухим волосам, а затем поднесем ее к голове. Что мы наблюдаем? (волосы встают дыбом) Почему? (расческа наэлектризовалась и притягивает волосы) Расчешем еще раз волосы и поднесем расческу к нарезанным кусочкам бумаги, не прикасаясь к ним. Что происходит с бумагой? (бумага прилипает к расческе). Почему? (наэлектризованная расческа притягивает бумагу.

Вывод: От трения о волосы на расческе образуется статическое электричество. Оно притягивает волосы и бумагу.

Опыт№3 (с пластмассовой расческой и металлической дверной ручкой).

Потрем расческу кусочком шерсти 30 секунд. Это зарядит расческу статическим электричеством. Поднесем расческу очень-очень близко к дверной металлической ручке, не дотрагиваясь до нее. Что происходит? (слышим потрескивание и можем увидеть маленькую искру, если темно в комнате). Как это объяснить? (электричество перепрыгивает от заряженного предмета (расчески) на нейтральный объект (дверная ручка).

Вывод: при трении о шерсть расческа заряжается статическим электричеством, которое переходит на дверную ручку в виде искры.

Электроник: Вам понравилось проводить опыты? (ответы детей: да, интересно). С каким электричеством мы познакомились? (со статическим электричеством). А теперь поиграем.

Физкультминутка: «Электроники».

Представьте, что вы маленькие электроники, которые бегут по проводам (дети бегут по кругу). По сигналу: «Стоп!» останавливаются, замерев на одной ноге. По сигналу: «Свет» кружатся, подняв руки вверх, по сигналу «Темнота» приседают. (Игра повторяется 3 раза).

Электроник: Ребята, электричество есть и в природе. Отгадайте загадку:

Стучит без рук, горит без огня, это гром и …(молния).

Демонстрируется иллюстрация с изображением грозы.

Молния – это мощный электрический заряд, который переходит из тучи в землю. Он может ударить в высокое дерево, металлический предмет, движущийся объект на открытой местности. Электричество опасно и в розетках и в природе.

Электроник: А могут ли животные производить электричество? (да, некоторые могут).

Демонстрируется иллюстрация с изображением электрического ската. Электрический скат, обитающий в морях, использует свое электричество, чтобы убить или обездвижить жертву.

Электричество человек поселил и у себя дома, без него люди уже не представляют себе жизни. Его производит на электростанциях. Это сложный и трудоемкий процесс, чтобы электричества хватило всем людям его надо экономить. Это называется энергосбережение.

Ребята, а вы бережно относитесь к электричеству? (ответы детей: да, но не всегда)

Давайте разберем ситуации, которые иногда случаются.

Упражнение «Так должно быть или нет?»
1. Я пришел к подруге Ире,
У нее во всей квартире
Свет горит, телевизор говорит,
Радио поет, магнитофон орет,
А она на компьютере играет,
Ничего не замечает.
Так должно быть или нет?
Ну-ка, дайте мне ответ.

Как исправить ситуацию? (выключить электроприборы, которыми не  пользуешься, выключить свет в комнатах, где никого нет).

2. Один мальчик после школы
Побежал играть в футбол.
Но оставил свет в окошке,
Чтоб не скучно было кошке.
Дайте мне скорей ответ:
Так должно быть или нет
(Ответы детей: нет, не должно быть, кошка видит и в темноте) Что надо делать, уходя из дома? (погасить свет).
3. Солнце утром ярко светит,
Всем ребятам шлет привет.
А Артем в своей квартире
Все равно включает свет.
Дайте правильный ответ:
Так должно быть или нет?
(Ответы детей: нет, не надо включать электричество,
когда светит солнце).

Электроник: Ребята, свет вы зря не жгите, его вы берегите! Давайте
запомним правила энергосбережения: уходя из дома – гасите свет; Не включайте много электроприборов; не включайте свет в солнечную погоду;

не оставляйте включенным телевизор, магнитофон, радио, компьютер, если вы их больше не смотрите и не слушаете; А на прощание я подарю вам лампочку, но не простую, а энергосберегающую. У вас дома, наверно, есть такие?  (Ответы детей: да, есть).  Ее можно вкрутить в детском саду и электроэнергии будет расходоваться значительно меньше.

Рефлексия: Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось больше всего? Какие опыты вы повторите дома? Как теперь будете относиться к электричеству?

nsportal.ru

Занятие по энергосбережению в подготовительной группе Приключение лампочки

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3«Улыбка» города Калача-на-Дону Волгоградской области

Конспект занятия по энергосбережению в подготовительной группе

«Приключение лампочки»

Воспитатель: Ковалёва Е. А.

Г. Калач-на-Дону

2018 г.

Цель: Формирование у детей нравственно-экономических представлений в процессе ознакомления с электроприборами.

Задачи:

  1. Учить детей бережному, экономному отношению к электроэнергии и природным ресурсам.

2.Развивать внимание, память, мышление, воображение и речь; умение классифицировать предметы бытовой техники.

3.Воспитывать у детей правильное безопасное поведение с бытовыми электроприборами.

Игровое оборудование: дидактическая коробка «Определи на ощупь!», карточки со схематическим изображением игрушки, картинки для игры «История лампочки» (солнце, костёр, лучина, свеча, керосиновая лампа, современная электрическая лампочка), набор счётных палочек.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, прислушайтесь, мне кажется, что у нас в группе кто-то плачет. Посмотрите, какая-то коробка и из неё доносится плач. Заглядываю в коробку.

Отгадайте, что я увидела в этой коробке:

Дом – стеклянный пузырёк,

И живёт в нём – огонёк!

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся.

Дети. Это лампочка!

Воспитатель. Лампочка, почему ты здесь оказалась? Почему плачешь?

Лампочка. Ах, я несчастная… Меня все забыли, бросили, оставили… Я жила в доме с большой и дружной семьёй: девочкой Аней, мальчиком Ваней, их мамой и папой, бабушкой и дедушкой. Но меня они очень обижали… Девочка Аня ходила в детский сад и была ужасная трусиха.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, за что Лампочка могла обижаться на девочку Аню? (Девочка Аня боялась темноты, не выключала свет в комнате даже днём).

Ребята, а вы боитесь темноты? Что может быть страшного в темноте? (Можно упасть, удариться, пораниться; можно испугаться незнакомого предмета и т.д.).

Иногда на электростанции случается авария – обрыв электролинии. Людям в домах приходится что-то делать в темноте. Например, находить свечку, спички. А вы когда-нибудь пробовали вечером выключить свет во всём доме? Что вы чувствовали? Что делает человек в темноте в таком случае?

Дети. Сразу становится темно, неуютно и даже немного страшно. Ходить приходится, вытянув руки перед собой, чтобы не наткнуться на мебель, словно вы ослепли. Даже когда глаза привыкают к темноте, вы не можете найти любимую игрушку, не можете читать, рисовать, спотыкаетесь там, где днём никогда не оступались… Хочется поскорее включить свет.

Воспитатель. Давайте попробуем представить себя на месте девочки Ани. Представьте, что вы оказались в тёмной комнате. Вот эта коробка – большая тёмная комната для ваших рук. Там находятся разные предметы. Каждый из вас получит карточку, на которой изображён один из предметов. Вам надо найти на ощупь такой же предмет в этой «тёмной комнате».

Ребята, вижу, вы совсем не боитесь темноты! Молодцы! Что мы можем посоветовать девочке, чтобы Лампочка больше на неё не обижалась? (Включать свет только при необходимости).

Лампочка. Ну, как, ребята, удобно ли без света играть, читать, работать? Вы поняли, для чего нужна электрическая лампочка? (Она нужна для того, чтобы давать свет везде, где находится человек, – дома, на улице, в транспорте и других местах.)

Воспитатель. А знаете ли вы, как наши предки освещали жильё до появления электрического света? Послушайте.

Выставляю картинку – «Солнце». До того как человек научился пользоваться огнём, единственным источником света для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой.

«Костёр». Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костёр стал для него и светом, и теплом. Он горел в пещере, давая свет и тепло, служил защитой от хищников.

«Лучина». Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, её надо было часто менять, следить, чтобы не случился пожар.

«Свеча». Из пчелиного воска люди научились делать свечки, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Это очень удобное изобретение используют и сегодня.

Воспитатель. Как вы думаете, почему не удобна свеча?

Дети. Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.

«Керосиновая лампа». Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь, нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становится безопасным.

Воспитатель. Удобной ли была керосиновая лампа? Почему?

Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался и вспыхивал огонь.

«Электрическая лампочка». Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников – какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы, торшеры.)

«Энергосберегающая лампочка». 

Не так давно люди придумали энергосберегающую лампочку. Эта лампочка горит дольше обычной лампочки и экономит электроэнергию.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Можно вечером читать,

Прыгать, бегать, приседать.

Вот оно магическое, солнце электрическое!

Лампочка. Спасибо, ребята, мне так интересно было вас слушать! Вы, оказывается, знаете обо мне немало….

Воспитатель (обращаясь к лампочке). Что же ты опять загрустила?

Лампочка. Многие люди знают об электричестве, о моей истории, но… не жалеют меня, не умеют правильно пользоваться. Вот, например, у мальчика Вани было очень много игрушек на батарейках. Но он их все разломал…

Воспитатель. За что Лампочка могла обидеться на мальчика Ваню? (Когда не видели родители, Ваня выкручивал из игрушек лампочки.) Ребята, почему нельзя этого делать? (Портится игрушка, лампочка может испортиться, разбиться, это действие опасно для детей и т.д.) А где ещё вы можете встретить Лампочку?

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на доске развешаны картинки. Ваша задача найти на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка.

Предлагаю детям картинки, на которых изображены: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковёр, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, аудиомагнитофон, радиоприёмник, проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др.

Воспитатель. Лампочка – необходимый элемент любого электроприбора.

Лампочка. Мама в этой семье целый день трудится на работе, а чем же ей приходится заниматься дома? (Стирать, готовить еду, убирать, шить и т.д.)

Воспитатель. За что могла Лампочка обидеться на маму Ани и Вани? (Она включала одновременно много электроприборов.)

Лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли надо пользоваться электроприбором в быту? Можно ли использовать механические приборы? Почему?

Воспитатель. Выберите из набора картинок пары предметов, подходящих друг другу по действию.

  • Пылесос, выбивалка, веник.

  • Холодильник – кладовка, погреб;

  • Электрочайник – обычный чайник;

  • Посудомоечная машина – кухонная раковина;

Воспитатель. Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни? Без неё весь мир стал бы тёмным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.

Если будут экономить все,

Большая прибыль будет стране.

Лампочка. Папа в этой семь не любит чинить домашние электроприборы. В кладовой их накопилось множество.

Воспитатель. Ребята, поможем ему починить все электроприборы? Рассмотрите картинку – на что это похоже? (Это лампа.) Папа никак не может отремонтировать эту лампу. Помогите ему правильно расположить элементы из счётных палочек. (Задание выполняют вместе). Сейчас каждый из вас может выбрать себе понравившуюся лампу. (Показываю силуэты разных видов ламп). Назовите их.

Дети. Торшер, бра, люстра, настольная лампа, фонарь и др.

Воспитатель. Каждый из вас выбрал один из этих силуэтов. Решите сначала, из каких геометрических фигур он состоит. Затем самостоятельно выложите такую же лампу из счётных палочек.

Лампочка. Молодцы, ребята! Какие разные и красивые лампы у вас получились! Среди них есть новые – энергосберегающие лампочки. А вот бабушка и дедушка Ани и Вани не меняют старые лампочки накаливания на новые – энергосберегающие.

Воспитатель. Давайте попробуем убедить дедушку и бабушку в необходимости заменить старые лампочки.

Воспитатель. У меня письмо от бабушки и дедушки. В нём они задают много вопросов. Давайте попробуем ответить на них.

  • Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что… (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, менее отрицательно воздействует на природу и т.д.)

  • Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие, потому что… (Ответы детей)

  • Электроэнергию надо беречь, так как…

  • Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что…

  • Днём надо выключать свет, чтобы…

  • Если во всём доме погаснут электрические лампочки, то…

  • Фонари на улице перестали светить, поэтому…

  • Электрические лампочки детям выкручивать нельзя, потому что…

Лампочка. Вы, ребята, молодцы, правильно ответили на вопросы. Теперь вы знаете, что необходимо делать для того, чтобы экономить электроэнергию. А теперь – до свидания. До нашей следующей встречи.

Воспитатель. Можно вечером играть, и читать, и рисовать…

Вот оно – магическое солнце электрическое!

multiurok.ru

План-конспект занятия по ОБЖ (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе”Только там народ богат, где энергию хранят…(энергосбережение)”.

   

  Попова Надежда Ивановна

 Муниципальное Казённое  Дошкольное                       Образовательное Учреждение Бутурлиновский  детский сад №1

Воронежская область город Бутурлиновка, ул.Красная дом 16

e-mail: [email protected]

«…ТОЛЬКО ТАМ НАРОД БОГАТ,

ГДЕ ЭНЕРГИЮ ХРАНЯТ…»

Цели и задачи:

Учить детей экономить электроэнергию; формировать представление о материалах, которые проводят  электрический  ток и не проводят его; знакомить с устройством некоторых электрических приборов; развивать умение детей обращаться с элементарными электроприборами; развивать мышление, речь; закреплять знания о назначении электроприборов и о правилах безопасности при обращении с ними.

Оборудование и материалы:

магнитофон, пылесос ,приборы для опыта «Проводники и диэлектрики»,

фломастеры (карандаши),бумага для рисования.

 Ребята ,сегодня у нас будут гости .Но ,посмотрите вокруг: у нас как-то не                                                                             очень  чисто. Что нужно сделать?(Убрать).С помощью чего мы наведём чистоту?(Веник, пылесос).А чем легче убирать?(Пылесосом)Включаем                                 пылесос(звук пылесоса).И тут раздаётся громкий стук в дверь .Пылесос выключаем ,открываем дверь. На  пороге Незнайка и Пончик с круглыми от ужаса глазами.

Воспитатель- :Здравствуйте ,что это с вами?

Н.и П.: – Здравствуйте .Мы решили прийти немного пораньше .И, стоя около двери, услышали какой-то ужасный ,страшный звук. Это был космический корабль?

Дети: -Нет, это был пылесос!

Н.и П.- Слово-то какое интересное .А что это такое? Для чего?(Подходят и пальцем трогают корпус.)-Не работает!

В .-Дети ,давайте расскажем нашим гостям и покажем на опыте ,как и с помощью чего работает пылесос.

Опыт:»Проводники и диэлектрики  .Электрические приборы.»

Рассмотреть устройство электрических приборов (имеют кнопку включения ,штепсельную вилку, которая вставляется в розетку).

Выводы:1.Материалы, которые проводят электрический ток, называются проводниками ,а если не проводят- диэлектриками. При работе с электрическими приборами необходимо соблюдать правила безопасности: не включать и не выключать их мокрыми руками ,не касаться оголённых проводов.

2.Кнопка включения позволяет электрическому току течь по проводам и приводить в движение мотор электрических приборов. В электрическую 3    розетку можно вставлять вилки приборов, но вставлять в неё оголённый провод в виде шпильки ,гвоздей нельзя, потому что они являются  проводниками  и через них электрический ток может «ударить» человека.

Н. и П. всё время удивляются.

В.- Ребята, а как вы думаете, какие ещё приборы можно отнести к электроприборам? (Ответы детей).

Н.и П.- Магнитофон? А что это за штука такая?(Дети отвечают).                                                  

В. -Давайте попробуем ,как он работает ,а заодно и потанцуем, развлечём наших гостей.(Включают магнитофон и танцую.)  

Н.и П.- А- а- а ,так это значит можно постоянно включенным держать и пылесос , и магнитофон, и утюг!….

В.- Это для чего же?

Н.и П. -Да чтоб нескучно было.

Дети. -Нет, нужно беречь электроэнергию.

Н. и П.-А зачем?

Дети читают стихи.

 Потребляем энергию разумно.  

Жить только для себя – не значит жить,

А потому должны мы постараться

Энергию разумно потребить,

Не только правнукам должна она достаться.

Энергия повсюду на земле:    

В запасах нефти, газа, древесины,

В ветрах могучих, в каменном угле

И в солнечных лучах, в морских глубинах.

Давайте новый мир построим мы

Где будет много радости и света,

Но свет от солнца, ветра с воды.

И в будущем достигнем мы успеха,                                                                      

А  ветроустановки навсегда

Пусть атомные станции заменят.

Не будет загрязнений никогда,

И жизнь нам это к лучшему изменит.

В.- Дети, а если оставить все электроприборы включенными, будет в комнате тепло?(Ответы детей).

В.-А как ещё можно беречь электроэнергию?

Дети :- Уходя из дома выключать все электроприборы ,кроме холодильника. Осенью утеплять дома, чтобы как можно меньше включать специальные приборы для обогрева жилья.

В.-А ещё можно экономить воду, и при этом будет экономиться электроэнергия. Насосы ,приводимые в движение электрическими моторами, поднимают воду на нужную высоту. Ребята, а давайте представим на минутку, что было бы, если бы не было электричества?

Дети играют в игру» Что было ,если бы..» Н.и П. им помогают и мешают.

В.- Ну теперь, я думаю, вы  поняли ,как нам помогает электрический ток. Но он ведь может быть и очень опасен.

Н.и П. -Да ладно, чем это может быть опасен пылесос? Включил, да и работай себе…

В.- Нет, существуют правила пользования электроприборами. Ребята сейчас вам о них расскажут.

1.Не включайте неисправные электроприборы.

2.Не пользуйтесь прибором ,если у него перекручен шнур.

3.Никогда не трогайте провода и приборы мокрыми руками.

4.Не вынимайте вилку из розетки, дёргая за шнур.

5.Если почувствовали запах горелой резины или увидели искру, проскочившую в розетке ,сообщите взрослым.

6.Не пользуйтесь электроприборами в ванной.                                                                           

7.Не оставляйте включенными электроприборы.

8.Если уходите из дома на несколько часов, выньте вилки всех электроприборов из розетки.

Н.и П.- Ой, у вас так интересно ,а у меня как раз какие-то непонятные стихи есть- никак не пойму о чём  они( читает загадки):

Дом- стеклянный пузырёк,

А живёт в нё огонёк.

Днём он спит, а как проснётся, Ярким пламенем зажжётся.(Лампочка)

Что же это,  посмотри:

Ветер прячется внутри.

Если включишь- запоёт,

Загудит, как самолёт ,вспомни, как же его имя?(Пылесос).

Пойду к коробке, нажму на кнопку.

Коробка проснётся, такое начнётся:

Мультфильмы покажет ,про погоду расскажет.(телевизор).

Н.и П.- Ах вот оно что. Ребята, вы нам нарисуйте, пожалуйста, то, что вы отгадали. А то мы опять забудем. (Дети рисуют отгадки ,отдают Н.и П.).А можно мы ещё к вам в гости придём? Нам так понравилось. А пока мы пойдём в свой Цветочный город и расскажем жителям то .что увидели и услышали у вас.

В.- Подождите ,дети расскажут вам ещё стихотворение очень нужное и полезное:

Нужно всем нам научиться

Проявив терпение,

Энергосбережению!

В будний день и даже в праздник,

Трубы станций тепловых

Круглый год под небом серым

Дым пускают в атмосферу:

Службу станции несут-

Свет, тепло стране дают.                                                                                          

Существует правило

Совершенно правильное:

Только там народ богат ,где  энергию хранят,

Где во всём царит расчёт

И всему известен счёт.

Для успеха много значит,

Чтоб учёт воды горячей

Электричества ,тепла

Каждая семья вела.

Чтоб не капало из крана,

Не текла рекою ванна,

Чтобы делом стал совет:

«Уходя,  гасите свет!»

Чтобы снижать  теплопотери

Уплотняйте окна, двери.

Чтобы был эффект  побольше

Каждый делать это должен.

Дома, в школе, на работе,

Ферме, фабрике, заводе

Надо дружно приналечь

И энергию сберечь.

Дети.- До свиданья, рады были встрече.                                                                                            

Используемая литература:

1.Т.А.Шорыгина «Основы безопасности для детей 5-8 лет».

2.И.Э.Куликовская Н.Н.Совгир » Детское экспериментирование»старший дошкольный возраст.    

3.Частичная информация с сайта  Маам .ру.

                                                                                             

       

                                                                                                                                         

                                                                                                                                 

nsportal.ru

Занятие по энергосбережению в подготовительной группе Приключение лампочки

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3«Улыбка» города Калача-на-Дону Волгоградской области

Конспект занятия по энергосбережению в подготовительной группе

«Приключение лампочки»

Воспитатель: Ковалёва Е. А.

Г. Калач-на-Дону

2018 г.

Цель: Формирование у детей нравственно-экономических представлений в процессе ознакомления с электроприборами.

Задачи:

  1. Учить детей бережному, экономному отношению к электроэнергии и природным ресурсам.

2.Развивать внимание, память, мышление, воображение и речь; умение классифицировать предметы бытовой техники.

3.Воспитывать у детей правильное безопасное поведение с бытовыми электроприборами.

Игровое оборудование: дидактическая коробка «Определи на ощупь!», карточки со схематическим изображением игрушки, картинки для игры «История лампочки» (солнце, костёр, лучина, свеча, керосиновая лампа, современная электрическая лампочка), набор счётных палочек.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, прислушайтесь, мне кажется, что у нас в группе кто-то плачет. Посмотрите, какая-то коробка и из неё доносится плач. Заглядываю в коробку.

Отгадайте, что я увидела в этой коробке:

Дом – стеклянный пузырёк,

И живёт в нём – огонёк!

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся.

Дети. Это лампочка!

Воспитатель. Лампочка, почему ты здесь оказалась? Почему плачешь?

Лампочка. Ах, я несчастная… Меня все забыли, бросили, оставили… Я жила в доме с большой и дружной семьёй: девочкой Аней, мальчиком Ваней, их мамой и папой, бабушкой и дедушкой. Но меня они очень обижали… Девочка Аня ходила в детский сад и была ужасная трусиха.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, за что Лампочка могла обижаться на девочку Аню? (Девочка Аня боялась темноты, не выключала свет в комнате даже днём).

Ребята, а вы боитесь темноты? Что может быть страшного в темноте? (Можно упасть, удариться, пораниться; можно испугаться незнакомого предмета и т.д.).

Иногда на электростанции случается авария – обрыв электролинии. Людям в домах приходится что-то делать в темноте. Например, находить свечку, спички. А вы когда-нибудь пробовали вечером выключить свет во всём доме? Что вы чувствовали? Что делает человек в темноте в таком случае?

Дети. Сразу становится темно, неуютно и даже немного страшно. Ходить приходится, вытянув руки перед собой, чтобы не наткнуться на мебель, словно вы ослепли. Даже когда глаза привыкают к темноте, вы не можете найти любимую игрушку, не можете читать, рисовать, спотыкаетесь там, где днём никогда не оступались… Хочется поскорее включить свет.

Воспитатель. Давайте попробуем представить себя на месте девочки Ани. Представьте, что вы оказались в тёмной комнате. Вот эта коробка – большая тёмная комната для ваших рук. Там находятся разные предметы. Каждый из вас получит карточку, на которой изображён один из предметов. Вам надо найти на ощупь такой же предмет в этой «тёмной комнате».

Ребята, вижу, вы совсем не боитесь темноты! Молодцы! Что мы можем посоветовать девочке, чтобы Лампочка больше на неё не обижалась? (Включать свет только при необходимости).

Лампочка. Ну, как, ребята, удобно ли без света играть, читать, работать? Вы поняли, для чего нужна электрическая лампочка? (Она нужна для того, чтобы давать свет везде, где находится человек, – дома, на улице, в транспорте и других местах.)

Воспитатель. А знаете ли вы, как наши предки освещали жильё до появления электрического света? Послушайте.

Выставляю картинку – «Солнце». До того как человек научился пользоваться огнём, единственным источником света для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой.

«Костёр». Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костёр стал для него и светом, и теплом. Он горел в пещере, давая свет и тепло, служил защитой от хищников.

«Лучина». Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, её надо было часто менять, следить, чтобы не случился пожар.

«Свеча». Из пчелиного воска люди научились делать свечки, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Это очень удобное изобретение используют и сегодня.

Воспитатель. Как вы думаете, почему не удобна свеча?

Дети. Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.

«Керосиновая лампа». Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь, нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становится безопасным.

Воспитатель. Удобной ли была керосиновая лампа? Почему?

Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался и вспыхивал огонь.

«Электрическая лампочка». Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников – какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы, торшеры.)

«Энергосберегающая лампочка». Не так давно люди придумали энергосберегающую лампочку. Эта лампочка горит дольше обычной лампочки и экономит электроэнергию.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Можно вечером читать,

Прыгать, бегать, приседать.

Вот оно магическое, солнце электрическое!

Лампочка. Спасибо, ребята, мне так интересно было вас слушать! Вы, оказывается, знаете обо мне немало….

Воспитатель (обращаясь к лампочке). Что же ты опять загрустила?

Лампочка. Многие люди знают об электричестве, о моей истории, но… не жалеют меня, не умеют правильно пользоваться. Вот, например, у мальчика Вани было очень много игрушек на батарейках. Но он их все разломал…

Воспитатель. За что Лампочка могла обидеться на мальчика Ваню? (Когда не видели родители, Ваня выкручивал из игрушек лампочки.) Ребята, почему нельзя этого делать? (Портится игрушка, лампочка может испортиться, разбиться, это действие опасно для детей и т.д.) А где ещё вы можете встретить Лампочку?

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на доске развешаны картинки. Ваша задача найти на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка.

Предлагаю детям картинки, на которых изображены: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковёр, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, аудиомагнитофон, радиоприёмник, проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др.

Воспитатель. Лампочка – необходимый элемент любого электроприбора.

Лампочка. Мама в этой семье целый день трудится на работе, а чем же ей приходится заниматься дома? (Стирать, готовить еду, убирать, шить и т.д.)

Воспитатель. За что могла Лампочка обидеться на маму Ани и Вани? (Она включала одновременно много электроприборов.)

Лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли надо пользоваться электроприбором в быту? Можно ли использовать механические приборы? Почему?

Воспитатель. Выберите из набора картинок пары предметов, подходящих друг другу по действию.

  • Пылесос, выбивалка, веник.

  • Холодильник – кладовка, погреб;

  • Электрочайник – обычный чайник;

  • Посудомоечная машина – кухонная раковина;

Воспитатель. Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни? Без неё весь мир стал бы тёмным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.

Если будут экономить все,

Большая прибыль будет стране.

Лампочка. Папа в этой семь не любит чинить домашние электроприборы. В кладовой их накопилось множество.

Воспитатель. Ребята, поможем ему починить все электроприборы? Рассмотрите картинку – на что это похоже? (Это лампа.) Папа никак не может отремонтировать эту лампу. Помогите ему правильно расположить элементы из счётных палочек. (Задание выполняют вместе). Сейчас каждый из вас может выбрать себе понравившуюся лампу. (Показываю силуэты разных видов ламп). Назовите их.

Дети. Торшер, бра, люстра, настольная лампа, фонарь и др.

Воспитатель. Каждый из вас выбрал один из этих силуэтов. Решите сначала, из каких геометрических фигур он состоит. Затем самостоятельно выложите такую же лампу из счётных палочек.

Лампочка. Молодцы, ребята! Какие разные и красивые лампы у вас получились! Среди них есть новые – энергосберегающие лампочки. А вот бабушка и дедушка Ани и Вани не меняют старые лампочки накаливания на новые – энергосберегающие.

Воспитатель. Давайте попробуем убедить дедушку и бабушку в необходимости заменить старые лампочки.

Воспитатель. У меня письмо от бабушки и дедушки. В нём они задают много вопросов. Давайте попробуем ответить на них.

  • Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что… (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, менее отрицательно воздействует на природу и т.д.)

  • Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие, потому что… (Ответы детей)

  • Электроэнергию надо беречь, так как…

  • Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что…

  • Днём надо выключать свет, чтобы…

  • Если во всём доме погаснут электрические лампочки, то…

  • Фонари на улице перестали светить, поэтому…

  • Электрические лампочки детям выкручивать нельзя, потому что…

Лампочка. Вы, ребята, молодцы, правильно ответили на вопросы. Теперь вы знаете, что необходимо делать для того, чтобы экономить электроэнергию. А теперь – до свидания. До нашей следующей встречи.

Воспитатель. Можно вечером играть, и читать, и рисовать…

Вот оно – магическое солнце электрическое!

multiurok.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект беседы с детьми подготовительной группы на тему: “Энергосбережение”

Конспект беседы с детьми подготовительной группы. Тема “Энергосбережение”.

Подготовила: Воспитатель

подготовительной группы №13 (4-2574)

Алкасова А.А.

Москва 2018

Цель: формирование устойчивой мотивации к энергосберегающему образу жизни.

Задачи:развивать умение грамотного общения с энергетическими ресурсами; закреплять  знания об электроприборах; расширять активный словарь, развивать монологическую речь; развивать элементы сотрудничества и сотворчества в детском коллективе; воспитывать гордость за приносимую пользу.

Предварительная работа: Чтение авторской сказки Никифоровой В.И. “О солнышке и его друзьях

Ход беседы:

Ребята, вы любите смотреть мультфильмы, слушать музыку, играть в компьютерные игры?
Ну, конечно, все вы это делаете с удовольствием.
А скажите так было всегда?
Да, так было не всегда. Мы всем этим пользуемся и не задумываемся над тем, что может быть по -другому.
Вот послушайте сказку.
Сказка о Солнышке и его друзьях.
В далекие давние времена,
Когда освещали Землю Солнце и Луна,
Трудно на свете людям жилось-
Лишений немало им довелось.
К Солнцу с просьбой обратились они:
«Свети нам , Солнышко ночи и дни».
Солнышко им улыбнулось в ответ:
«Я освещаю собой весь белый свет.
Крутится , вертится ваша Земля!
На месте своем остаюсь только я!
Ты, человек, друзей позови-
Ветер, Воду, Недра Земли!»
Послушали люди Солнца совет –
Друзья подарили тепло им и свет.
(Жизнь у людей с тех пор изменилась-
Помощников много у них появилось!
Техника к людям на помощь пришла,
Необходимой стала она.
В доме у всех вода, газ, тепло,
Всюду уютно, чисто, светло –
В лампочке каждой Солнца привет-
Наш дорогой электрический свет!
Солнышко нам дает добрый совет:
«Пусть будет всегда так, еще много лет,
Но это зависит от вас всех, друзья,
Богатства беречь советую я.
Воду сильно не включайте,
Кран покрепче закрывайте.
Свет включайте, когда темно,
Чтоб было светлее, помойте окно.
Старайтесь тепло в домах сохранить,
Окна без щелок должны у всех быть.
Всем экономить богатства те нужно,
И непременно. вместе и дружно.
Тогда на Земле, а значит у вас,
Будет всегда вода, свет и газ!”
Скажите, почему солнышко дает нам такой совет?
Как мы можем беречь богатства Земли?
Да. ребята, только все вместе сообща мы можем сохранить наше богатства – воду, газ. тепло, электричество.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята, в гости к вам пришел Робот. Хотите с ним поиграть?

Но что такое? Он почему-то не двигается. Как вы думаете, почему?

Дети:  Нет батарейки.

Воспитатель:  Вы правы, нет батарейки. Давайте попробуем поставить батарейку. (минус к минусу, плюс к плюсу) Ура! Игрушка заработала!

Почему?  Что за сила скрывается в батарейках? (Дать возможность подумать детям, выслушать предположения.Если никто не отвечает, объяснить)

Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток и привел игрушку в действие, заставил ее двигаться.

«К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество

Это ….(электричество)!»

Скажите, дети, что такое электричество?

Ответы детей.

Воспитатель: Электрический ток течет по проводам, спрятанным глубоко под землей,  или очень высоко над землей, словно речка, но в этой речке течет не вода, а маленькие частицы-электроны, которые заставляют работать электрические приборы.

Ребята, Робот хочет узнать, а какую пользу приносит электричество?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы совершенно правы.  А теперь давайте поиграем в игру «Что есть, что было» и посмотрим, сколько бытовой техники усовершенствовал человек, благодаря электричеству. (Раскладываем карточки, составляющие пару: стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электролампа – свеча, венчик – миксер, костер – микроволновая печь )

Дети, а вы знаете, что электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используют силу воды, солнца, ветра.  Современные способы получения электроэнергии приносят непоправимый ущерб природе и здоровью человека. Загрязнение атмосферы при неэффективном использовании энергоресурсов ведет к глобальному потеплению и как следствие к экологической катастрофе. Поэтому для предотвращения катастрофы нужно что-то делать уже сейчас. Ребята, как вы считаете, что мы можем сделать, чтобы предотвратить экологическую проблему? Ведь полностью отказаться от электричества мы не можем.

Ответы детей.

Воспитатель: Да, правильно.  Мы можем экономить электроэнергию.

Самый простой и посильный даже маленьким детям способ уменьшить загрязнение окружающей среды – это бережно относиться к электроэнергии.

Одним словом это называется – ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ.

(повторяем все вместе: энергосбережение)

Физ.минутка «Робот»

(выполняют движения в соответствии со словами текста)

Стоит робот на дороге,

У него не гнуться ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять…

Воспитатель:Робот говорит, что у него дома тоже есть бытовые приборы, которые расходуют очень много электрической энергии.  Он просит, чтобы мы  научили его, как пользоваться бытовыми приборами, чтобы сберечь электричество в доме.

– Как использовать, скажите, микроволновую печь?

Чтоб энергию не тратить, чтоб энергию беречь?

Ответы детей

Воспитатель:Использовать микроволновку только для подогрева пищи, а не для приготовления. Выбирать правильный режим температуры и времени.

– Мама Робота собирается феном волосы сушить,

Что вы можете сказать? Как ей лучше поступить?

Дети отвечают

Воспитатель:Перед тем как сушить волосы нужно тщательно вытереть их полотенцем. Волосы лучше сушить естественным путем.

-Телевизор очень часто,

Ваш работает напрасно?

Ответы детей

Воспитатель:Телевизор можно смотреть не более двух часов в день. Нельзя оставлять телевизор включенным, если его никто не смотрит.

-Наш помощник – пылесос, но опять возник вопрос.

Что нам делать, как нам быть, пылесосить или мыть?

Дети отвечают

Воспитатель:Ковры можно выбивать на улице, можно провести влажную уборку.

-Обогреватель весь день напролет, работал, устал,

Как энергии помощь, чтоб его он не съедал.

Ответы детей

Воспитатель:Необходимо утеплить окна, двери. Не держать долго открытую дверь, особенно в холодный период. Не накрывать батареи. Проветривать помещение, ненадолго, широко открыв окна.

Воспитатель:

Дети, расскажите, кто из вас экономит электроэнергию и как вы это делаете у себя дома?

Ответы детей: Уходя гасим свет, кипятим в чайнике только необходимое количество воды, чтобы в следующий раз не кипятить ту же воду, пользуемся энергосберегающими лампочками.

Воспитатель:

Теперь, ребята, благодаря вам, Робот  научился беречь энергию.

А мы давайте присядем на свои рабочие места и изготовим «энергосберегающие знаки» для Робота, чтобы он не забывал и всегда бережно относился к электроэнергии.

Воспитатель: Ребята, скажите, чему мы сегодня научились? Что нового узнали?

Знает каждый, стар и мал,

Очень много ток нам дал:

Каждый вечер на планете

Миллиарды точек светят.

Это лампочки горят,

Людям свет они дарят!

Давайте к свету относиться экономно,

Зря не использовать,

А если тратить – скромно.

Ведь в наших силах этот мир сберечь,

Давайте же не будем свет понапрасну жечь!

Воспитатель: Ребята, Робот прощается с вами и благодарит вас полезную информацию.  Теперь он тоже будет беречь электроэнергию и спасет наш мир от экологической катастрофы.

nsportal.ru

План-конспект занятия (старшая группа): Конспект НОД по энергосбережению в старшей группе «Приключение лампочки».


Конспект НОД по энергосбережению в старшей группе «Приключение лампочки».

Цель: Формирование у детей нравственно-экономических представлений в процессе ознакомления с электроприборами.

Задачи:

  1. Учить детей бережному, экономному отношению к электроэнергии и природным ресурсам.
  1. Развивать внимание, память, мышление, воображение и речь; умение классифицировать предметы бытовой техники.

 

  1. Воспитывать у детей правильное безопасное поведение с бытовыми электроприборами.

Игровое оборудование: платок для игры «Угадай на ощупь!», предметы по выбору воспитателя для данной игры, картинки для игры «История лампочки» (солнце, костёр, лучина, свеча, керосиновая лампа, современная электрическая лампочка), наборы счётных палочек, разрезные картинки – паззлы, лампочка накаливания и энергосберегающая лампочка в качестве демонстрационного материала.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, прислушайтесь, мне кажется, что у нас в группе кто-то плачет. Посмотрите, какая-то коробка и из неё доносится плач. Заглядываю в коробку.

Воспитатель. Отгадайте, что я увидела в этой коробке:

Дом – стеклянный пузырёк,

И живёт в нём – огонёк!

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся.

Дети. Это лампочка!

Воспитатель. Лампочка, почему ты здесь оказалась? Почему плачешь?  

Лампочка. Ах, я несчастная… Меня все забыли, бросили, оставили… Я жила в доме с большой и дружной семьёй: девочкой Аней, мальчиком Ваней, их мамой и папой, бабушкой и дедушкой. Но меня они очень обижали… Девочка Аня ходила в детский сад и была ужасная трусиха.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, за что Лампочка могла обижаться на девочку Аню? (Девочка Аня боялась темноты, не выключала свет в комнате даже днём).

Ребята, а вы боитесь темноты? Что может быть страшного в темноте? (Можно упасть, удариться, пораниться; можно испугаться незнакомого предмета и т.д.).

Иногда на электростанции случается авария – обрыв электролинии. Людям в домах приходится что-то делать в темноте. Например, находить свечку, спички. А вы когда-нибудь пробовали вечером выключить свет во всём доме? Что вы чувствовали? Что делает человек в темноте в таком случае?

Дети. Сразу становится темно, неуютно и даже немного страшно. Ходить приходится, вытянув руки перед собой, чтобы не наткнуться на мебель, словно вы ослепли. Даже когда глаза привыкают к темноте, вы не можете найти любимую игрушку, не можете читать, рисовать, спотыкаетесь там, где днём никогда не оступались… Хочется поскорее включить свет.

Воспитатель. Давайте попробуем представить себя на месте девочки Ани. Представьте, что вы оказались в тёмной комнате. Вот эта коробка – большая тёмная комната для ваших рук. Там находятся разные предметы. Каждый из вас получит карточку, на которой изображён один из предметов. Вам надо найти на ощупь такой же предмет в этой «тёмной комнате».

Ребята, вижу, вы совсем не боитесь темноты! Молодцы! Что мы можем посоветовать девочке, чтобы Лампочка больше на неё не обижалась? (Включать свет только при необходимости).

Лампочка. Ну, как, ребята, удобно ли без света играть, читать, работать? Вы поняли, для чего нужна электрическая лампочка? (Она нужна для того, чтобы давать свет везде, где находится человек, – дома, на улице, в транспорте и других местах.)

Воспитатель. А знаете ли вы, как наши предки освещали жильё до появления электрического света? Послушайте.

Выставляю картинку – «Солнце». До того, как человек научился пользоваться огнём, единственным источником света для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой.

«Костёр». Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костёр стал для него и светом, и теплом. Он горел в пещере, давая свет и тепло, служил защитой от хищников.

«Лучина». Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заострённая на конце.  Обычно лучину делали из берёзы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, её надо было часто менять, следить, чтобы не случился пожар.

«Свеча». Из пчелиного воска люди научились делать свечки, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Это очень удобное изобретение используют и сегодня.

Воспитатель. Как вы думаете, почему не удобна свеча?

Дети. Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.

«Керосиновая лампа». Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь, нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становится безопасным.

Воспитатель. Удобной ли была керосиновая лампа? Почему?

Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался и вспыхивал огонь.

«Электрическая лампочка». Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников – какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы, торшеры.)

«Энергосберегающая лампочка». Не так давно люди придумали энергосберегающую лампочку. Эта лампочка горит дольше обычной лампочки и экономит электроэнергию.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Можно вечером читать,

Прыгать, бегать, приседать.

Вот оно магическое, солнце электрическое!

Лампочка. Спасибо, ребята, мне так интересно было вас слушать! Вы, оказывается, знаете обо мне немало….

Воспитатель (обращаясь к лампочке). Что же ты опять загрустила?

Лампочка. Многие люди знают об электричестве, о моей истории, но… не жалеют меня, не умеют правильно пользоваться. Вот, например, у мальчика Вани было очень много игрушек на батарейках. Но он их все разломал…

Воспитатель. За что Лампочка могла обидеться на мальчика Ваню? (Когда не видели родители, Ваня выкручивал из игрушек лампочки.) Ребята, почему нельзя этого делать? (Портится игрушка, лампочка может испортиться, разбиться, это действие опасно для детей и т.д.). А где ещё вы можете встретить Лампочку?

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на доске развешаны картинки. Ваша задача найти на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка.

Предлагаю детям картинки, на которых изображены: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковёр, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, аудио магнитофон, радиоприёмник, проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др.

Воспитатель. Лампочка – необходимый элемент любого электроприбора.

Лампочка. Мама в этой семье целый день трудится на работе, а чем же ей приходится заниматься дома? (Стирать, готовить еду, убирать, шить и т.д.)

Воспитатель. За что могла Лампочка обидеться на маму Ани и Вани? (Она включала одновременно много электроприборов.)

Лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли надо пользоваться электроприбором в быту? Можно ли использовать механические приборы? Почему?

Воспитатель. Выберите из набора картинок пары предметов, подходящих друг другу по действию.  

  • Пылесос, выбивалка, веник.
  • Холодильник – кладовка, погреб;
  • Электрочайник – обычный чайник;
  • Посудомоечная машина – кухонная раковина;

Воспитатель. Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни? Без неё весь мир стал бы тёмным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.

Если будут экономить все,

Большая прибыль будет стране.

Лампочка. Папа в этой семь не любит чинить домашние электроприборы. В кладовой их накопилось множество.

Воспитатель. Ребята, поможем ему починить все электроприборы? Рассмотрите картинку – на что это похоже? (Это лампа.) Папа никак не может отремонтировать эту лампу. Помогите ему правильно расположить элементы паззла и приборы вновь заработают. (Делятся на несколько команд и выполняют задание). Какие приборы у вас получились? Назовите их.

Дети. Торшер, бра, люстра, настольная лампа, фонарь и др.

Воспитатель. Давайте попробуем выложить силуэт торшера счетными палочками. Решите сначала, из каких геометрических фигур он состоит. Затем самостоятельно выложите такую же лампу.

Лампочка.  Молодцы, ребята! Какие красивые лампы у вас получились! Среди множества ламп есть новые – энергосберегающие лампочки. А вот бабушка и дедушка Ани и Вани не меняют старые лампочки накаливания на новые – энергосберегающие.

Воспитатель.  Давайте попробуем убедить дедушку и бабушку в необходимости заменить старые лампочки.

Воспитатель. У меня письмо от бабушки и дедушки. В нём они задают много вопросов. Давайте попробуем ответить на них.

  • Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что… (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, менее отрицательно воздействует на природу и т.д.)
  • Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие, потому что… (Ответы детей)
  • Электроэнергию надо беречь, так как…
  • Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что…
  • Днём надо выключать свет, чтобы…
  • Если во всём доме погаснут электрические лампочки, то…
  • Фонари на улице перестали светить, поэтому…
  • Электрические лампочки детям выкручивать нельзя, потому что…

Лампочка. Вы, ребята, молодцы, правильно ответили на вопросы. Теперь вы знаете, что необходимо делать для того, чтобы экономить электроэнергию. А теперь – до свидания. До нашей следующей встречи.

Воспитатель. Можно вечером играть, и читать, и рисовать…

                         Вот оно – магическое солнце электрическое!

nsportal.ru

Конспект занятия по энергосбережению

Конспект по энергосбережению в подготовительной группе №1 «Жемчужинки»

Дата: 18.10.2018

Воспитатель: Л.А. Мамутова

Цели и задачи:

1. Познавательные

– Познакомить детей с актуальной проблемой энергосбережения;

2. Развивающие

– Развивать творческие способности;

– Развивать память, воображение, речь, любознательность, самостоятельность суждений;

3. Воспитывающие

– Воспитать бережное отношение к энергоресурсам.

Оборудование:

-Бумага, карандаши, картинки.

Ход занятия.

Воспитатель:

Дети, послушайте стихотворение и попробуйте угадать о чем сегодня пойдет речь.

Как никогда я сейчас одинок-

Сбежал от меня электрический ток.

Сначала решил я, что ток мне вернут,

Но по прошествии многих минут

Я понял, что без толку даже и ждать,

И принялся я сам себя утешать.

Часы, холодильник, электроплитка

В молчанье стояли без всякой подпитки.

Электроприборы скучали без дела,

И как-то квартира вся опустела. (А. Клинчин) (Ответы детей)

Воспитатель:

Молодцы, дети, сегодня мы с вами будем говорить об электричестве и энергосбережении.

Дети, сегодня утром на мою электронную почту пришло письмо от Барбоскиной Лизы. Вот, что пишет Лиза: «Здравствуйте, подготовительная группа «Жемчужинки»! Помогите, пожалуйста, мне решить проблему. В нашем доме пропало электричество. Мы никак не можем его найти. Может быть, Дружок куда-нибудь его спрятал?» Ребята, поможем Барбоскиным вернуть электричество? Скажите, дети, что такое электричество? (Ответы детей)

Правильно, электрический ток бежит по проводам словно речка, но в этой речке течет не вода, а маленькие частицы-электроны, которые заставляют работать электрические приборы.

Дети, а вы знаете, что современные способы получения электроэнергии

(электроэнергия вырабатывается в гидроэлектростанциях— специальных сооружениях построенных на реках) приносят непоправимый ущерб природе и здоровью человека. Загрязнение атмосферы при неэффективном использовании энергоресурсов ведет к глобальному потеплению и как следствие к экологической катастрофе. Поэтому для предотвращения катастрофы нужно что-то делать уже сейчас. Как вы считаете что можно сделать для предотвращения экологической проблемы. Полностью отказаться от электричества мы не можем. (Слушаем ответ ребенка). Да, правильно, мы можем экономить электроэнергию. Самый простой и посильный даже маленьким детям способ уменьшить загрязнение окружающей среды – это бережно относится к электроэнергии. Одним словом это называется энергосбережение.

Повторяем все вместеэнергосбережение.

Игра «Хорошо – плохо» (по ТРИЗ):

Электричество хорошо тем, что (освещает дома и улицы, помогает человеку стирать, готовить, убирать, без него не посмотришь телевизор, не поиграешь в компьютер и т. д.). Но электричество плохо тем, что… (смертельно опасно при неправильном обращении).

Выставляется коллаж «Электроприборы».

-Назовите правила обращения с электроприборами (не дергать за шнур, не совать пальцы в розетку, не включать их без разрешения взрослых).

-Ребята, представьте, что электрические приборы вдруг исчезли.

Игра «Что было бы, если бы не было…» (по ТРИЗ):

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч одному из детей и называет электроприбор. Тот, кто поймал мяч, называет предмет, который выполнял его функцию в прошлом, когда не было электричества:

Пылесос – веник

холодильник – погреб,

магнитофон – музыкальные инструменты,

лампочка – свечка,

стиральная машина – стиральная доска,

электрический утюг – угольный утюг,

телевизор – книга с картинками,

компьютер – пишущая машинка,

электродрель – молоток,

фен – солнце.

-Ребята, у меня для вас волшебные шары и расчески, они нам помогут понять, как образуется электричество. Давайте проведем с ними опыты.

Опыт№1 (с шарами).

Возьмем шар, потрем его о кусочек шерстяной ткани, прислоним к стене.

Что происходит с шарами? (они липнут к стене)

Как это объяснить? (ответы детей: волшебные, стали магнитные).

Оказывается, при трении о шерсть шар получает заряд, который отличается от заряда, который имеет стена. Противоположные заряды притягиваются. Вот шар и «держится» за стену.

А теперь потрем шары о шерстяную ткань и прислоним их друг к другу.

Что происходит? (шары отталкиваются).

Почему? (одинаковые заряды отталкиваются).

Вывод: при трении о шерсть шары электризуются.

Опыт№2 (с расческой и кусочками бумаги).

Быстро проведем расческой по сухим волосам, а затем поднесем ее к голове.

Что мы наблюдаем? (волосы встают дыбом)

Почему? (расческа наэлектризовалась и притягивает волосы)

Расчешем еще раз волосы и поднесем расческу к нарезанным кусочкам бумаги, не прикасаясь к ним.

Что происходит с бумагой? (бумага прилипает к расческе).

Почему? (наэлектризованная расческа притягивает бумагу)

Вывод: От трения о волосы на расческе образуется статическое электричество. Оно притягивает волосы и бумагу.

-Вам понравилось проводить опыты? (ответы детей: да, интересно).

– С каким электричеством мы познакомились? (со статическим электричеством)

А теперь поиграем.

Физкультминутка«Электроники».

Представьте, что вы маленькие электроники, которые бегут по проводам (дети бегут по кругу). По сигналу«Стоп!» останавливаются, замерев на одной ноге. По сигналу«Свет» кружатся, подняв руки вверх, по сигналу «Темнота» приседают. (Игра повторяется 3 раза).

-Ребята, электричество есть и в природе. Отгадайте загадку:

-Стучит без рук, горит без огня, это гром и (молния).

Демонстрируется иллюстрация с изображением грозы.

-Молния-это мощный электрический заряд, который переходит из тучи в землю. Он может ударить в высокое дерево, металлический предмет, движущийся объект на открытой местности. Электричество опасно и в розетках и в природе.

-А могут ли животные производить электричество? (да, некоторые могут).

Демонстрируется иллюстрация с изображением электрического ската.

-Электрический скат, обитающий в морях, использует свое электричество, чтобы убить или обездвижить жертву.

-Электричество человек поселил и у себя дома, без него люди уже не представляют себе жизни. Его производит на электростанциях. Это сложный и трудоемкий процесс. Чтобы электричества хватило всем людям его надо экономить. Как это называется (энергосбережением)

-Ребята, а вы бережно относитесь к электричеству? (ответы детей: да, но не всегда)

-Давайте разберем ситуации, которые иногда случаются.

Упражнение «Так должно быть или нет?»

1. Я пришел к подруге Ире,

У нее во всей квартире

Свет горит, телевизор говорит,

Радио поет, магнитофон орет,

А она на компьютере играет,

Ничего не замечает.

Так должно быть или нет?

Ну-ка, дайте мне ответ.

(Ответы детей: нет, не должно быть.)

-Как исправить ситуацию? (выключить электроприборы, которыми не пользуешься, выключить свет в комнатах, где никого нет).

2. Один мальчик после школы

Побежал играть в футбол.

Но оставил свет в окошке,

Чтоб не скучно было кошке.

Дайте мне скорей ответ:

Так должно быть или нет

(Ответы детей: нет, не должно быть, кошка видит и в темноте)

-Что надо делать, уходя из дома? (погасить свет).

3. Солнце утром ярко светит,

Всем ребятам шлет привет.

А Артем в своей квартире

Все равно включает свет.

Дай правильный ответ:

Так должно быть или нет?

(Ответы детей: нет, не надо включать электричество, когда светит солнце).

Теперь у нас есть достаточно знаний для того, чтобы помочь Лизе найти электричество. В путь! С помощью нашего компьютера мы перенесемся в дом, где живут Барбоскины. (Показ слайда № 6) Посмотрите, здесь лежит записка. Что же в нем написано? Ребята, здесь загадки. Чтобы узнать где электричество, нам нужно их разгадать.

Загадки

1. Чудо ящик, в нем окно, в том окошечке – кино. (телевизор)

2. Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот

Любит робот чистоту

И гудит как лайнер ТУ. (пылесос)

3. Летом папа наш привез,

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой,

Дома летом и зимой.

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)

Воспитатель:

Дети, о каких приборах эти загадки? Молодец, Дамир, эти приборы называются бытовыми, они потребляют очень много электроэнергии. Ребята, мне кажется Гена, Роза, Лиза, Дружок и Малыш расходовали очень много электрической энергии, вот она у них и пропала. Давайте расскажем Барбоскиным о том, как нужно пользоваться бытовыми приборами, чтобы сберечь электричество в доме.

Как использовать, скажите, микроволновую печь?

Чтоб энергию не тратить, чтоб энергию беречь(Ответы детей)

Использовать микроволновку только для подогрева пищи, а не для приготовления. Выбирать правильный режим температуры и времени.

Лиза собирается феном волосы сушить,

Что вы можете сказать? Как ей лучше поступить? (Дети отвечают)

Перед тем как сушить волосы нужно тщательно вытереть их полотенцем. Волосы лучше сушить естественным путем.

Телевизор очень часто,

Ваш работает напрасно? (Ответы детей)

Телевизор можно смотреть не более двух часов в день. Нельзя оставлять телевизор включенным, если его никто не смотрит.

Наш помощник – пылесос, но опять возник вопрос.

Что нам делать, как нам быть, пылесосить или мыть? (Дети отвечают)

Ковры можно выбивать на улице, можно провести влажную уборку.

Обогреватель весь день напролет, работал, устал,

Как энергии помощь, чтоб его он не съедал. (Ответы детей)

Необходимо утеплить окна, двери. Не держать долго открытую дверь, особенно в холодный период. Не накрывать батареи. Проветривать помещение, ненадолго, широко открыв окна.

Воспитатель:

Дети, расскажите, кто из вас экономит электроэнергию и как вы это делаете у себя дома? (Ответы детей. Уходя гасим свет, кипятим в чайнике только необходимое количество воды, чтобы в следующий раз не кипятить ту же воду, пользуемся энергосберегающими лампочками)

Теперь, ребята, благодаря вам, Барбоскины научились беречь энергию. Поэтому, думаю, электричество вернется к ним само. А мы давайте вернемся на свои рабочие места и изготовим «энергосберегающие знаки» для Барбоскиных, чтобы они не забывали и всегда бережно относились к электроэнергии.

Дети, достаем белый картон, простой карандаш, цветные карандаши. Рисуем круг на весь лист белого картона. Вспоминаем, как мы рисуем круг. Правильно, обращаюсь к ребенку, круг мы начинаем рисовать снизу, затем плавно поднимаемся вверх. Нарисовали? Молодцы. Теперь вы должны придумать какой-нибудь запрещающий или предписывающий знак и нарисовать его внутри вашего круга. Этот знак будет служить Барбоскиным подсказкой, в освоении энергосберегающего образа жизни. Мы отправим ваши работы Лизе, чтобы она развесила эти знаки у себя дома.

Для примера два энергосберегающих знака вывешены на доске.

-Ребята, свет вы зря не жгите, его вы берегите!

Давайте запомним правила энергосбережения:

-уходя из дома – гасите свет;

-не включайте много электроприборов;

-не включайте свет в солнечную погоду;

-не оставляйте включенным телевизор, магнитофон, радио, компьютер, если вы их больше не смотрите и не слушаете;

-А на прощание я подарю вам лампочку, но не простую, а энергосберегающую. У вас дома, наверно, есть такие?

(Ответы детей: да, есть).

Ее можно вкрутить в детском саду и электроэнергии будет расходоваться значительно меньше.

Рефлексия: – Что нового вы узнали на занятии? Что понравилось больше всего? Какие опыты вы повторите дома? Как теперь будете относиться к электричеству?

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *