Конспект урока по окружающему миру во 2В классе «И про воду»
Учитель: Беленькая Т.Я.
УМК «Школа России»
Учебник: А.А. Плешакова «Окружающий мир»
Цель: Познакомить с одним из главных богатств неживой природы, показать значение воды для растений, животных и человека.
Планируемые результаты: Учащиеся научатся различать состояния воды, определять значение воды для всех живых организмов, станут бережно относится к воде.
Познавательные: перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать выводы о состояниях воды и бережному ёё использованию.
Регулятивные: определять цели деятельности на уроке самостоятельно, организовывать рабочее место.
Коммуникативные: демонстрировать навыки культуры поведения при общении и выполнении заданий учителя, читать вслу водойх и про себя текст учебника , понимать прочитанное. Слушать ответы детей, договариваться и приходить к общему мнению, работая в парах.
Демонстрационное оборудование: Интерактивная доска, презентация. банка с водой
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний:
– Какое значение имеет воздух для растений, животных и человека?
– Кто хочет загадать свою загадку о воздухе (уч- ся читают придуманные загадки)
3.Самоопределение к деятельности:
Отгадайте загадку:(показ слайда)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.(О воде)
Показ воды в бутылке.
– Решим, какие учебные задачи мы поставим перед собой (Значение и состояния воды).
Откройте учебник на с.52, прочитайте задачи.
4.Работа по теме урока:
Вода занимает большую часть земного шара.
Показать вращающийся глобус.
На картах и глобусе вода обозначена синим цветом.
Попробуем их назвать : океаны, моря, озёра, реки.
Показ и называние 4 –х океанов: Северный – Ледовитый, Индийский, Атлантический и Тихий.
Дополнительные сведения о водных пространствах (ледники и водохранилища)
– Какая может быть вода? Прочитайте текст слайда (показ бутылки с водой)
Правильно, жидкая.
Что необходимо сделать, чтобы получить лёд?(охладить, заморозить)
При какой температуре это произойдёт?( при минус 1 градус и т.д.). Это твёрдое состояние.
А когда превратиться в пар?(если нагреем, вскипятим, до 100 градусов).Это газообразное состояние. Мы увидим пузырьки и мельчайшие капельки воды.
Без пути и без дороги…
Ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
Отгадывание загадки ( на слайде)
Правильно, это дождь.
Вспомните, почему идёт дождь?(Тяжёлые капельки воды, из которых состоят тучи, падают на землю)
– А кто помнит, откуда берутся снег и лёд?( Снег и лёд – это замёрзшая вода. Снежинки образуются высоко в небе, в облаках. Лёд появляется на мокрой дороге, на лужах и на реках.
Запомните вода может быть в трёх видах или состояниях: в жидком, твёрдом- лёд и газообразном- пар.
5.Физкультминутка:
Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берёт( раскрыть воображаемый зонтик)
Почему же? Почему же? (развести руки в стороны, пожать плечами)
Потому,что – дождь идёт!(хлопки в ладоши)
6 Продолжение работы по теме урока.
Вся ли вода на планете пригодна для питья?(нет)
В океанах и морях вода – солёная.
В некоторых странах строят специальные опреснительные станции, так как запасов пресной воды крайне мало.
Нам повезло, назовите водоёмы пресной воды на территории города Санкт- Петербург и Ленинградской области.(река Нева, Ладожское озеро).
– Как вы думаете, о чём мы должны поговорить сейчас.( Конечно, о бережном отношении к воде)
7.Работа в парах:
Рассмотрите фотографию и схему на с.53
Найдите факторы загрязнения воды. (Всё, что попадает в воду со сливом сточных вод заводов и фабрик, выбрасывание мусора в воду, мытьё машин)
– А что вы должны делать, чтобы не расходовать воду напрасно?
8.Продолжение работы по теме урока
Как вы думаете какое значение имеет вода для жизни?
Вода – имеет огромное значение в жизни любого объекта живой природы. Человек, животное, растение не может существовать без воды.
9.Работа в рабочей тетради. Выполнение творческого задания .
Поэты и художники изображали море в своих произведениях.
Вспомните, какой поэт описал море.
Правильно, это Александр Сергеевич Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке».
Многие художники любовались морем и изображали его неповторимую красоту на своих картинах. Одним из знаменитых русских художников – маринистов был Иван Константинович Айвазовский.
– А кто знает, что значит «маринист»? Маринист – художник, рисующий морские пейзажи.
Показ слайда с изображением репродукций картин: « Девятый вал», «Корабли у берега», «Буря на Чёрном море»
Нарисуйте любой водный пейзаж. Опишите свои впечатления.
10.Рефлексия:
Ответим на вопрос на с.55.
Оцените себя.
11.Подведение итогов:
Какой вывод необходимо сделать побывав на уроке?
Спасибо за плодотворную работу.
12.Домашнее задание:
Придумать и записать загадку о воде.
nsportal.ru
Разделы: Начальная школа
Цели урока:
Задачи урока.
1. Образовательные: знакомство учащихся с богатством природы – водой, посредством мыслительных операций, в ходе различных форм работы логично и аргументировано ответить на проблемный вопрос; формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей;
2. Развивающие: развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание у детей интереса к изучению природы родного края; воспитание усидчивости, аккуратности, любознательность.
Оборудование:
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник “Окружающий мир” 2 кл А. А. Плешаков “Тесты к учебнику для 2 класса” А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова; презентация “Про воду…”, запись на аудиокассете: шум дождя, ручья, моря.
Вы пришли сюда …(учиться)
Не лениться, а …(трудиться)
Работать как? (старательно)
А слушать как? (внимательно)
Если хочешь отвечать…(руку не забудь поднять)
Если спросят…(надо встать, громко, четко отвечать).
У. Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке? Д. Про воздух. У. Продолжите мои высказывания: “Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (резко взмахнуть рукой, быстро побежать, если дует ветер, а ветер это движение воздуха.)
Невидимку можно услышать, если … (взять игрушку с пищалкой, нажать на нее. Из игрушки выходит воздух через маленькое отверстие, вот и раздается писк) У. Какой самый важный газ воздуха человек использует для дыхания? Д. . Кислород. ( диаграмма на доске)
Чтоб здоровье было в норме Надо воздух освежать. И проветривать почаще, Пыль почаще протирать.
У. А сегодня мы познакомимся еще с одним веществом, без которого не обойтись никому и никогда, и заменить его нечем. А вот, что об этом веществе сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпер “(Вода,) у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете”. А название этого ценного, незаменимого вещества “спряталось” в ребусе. Слайд №2 Д. Это – вода. У. Как ты разгадал ребус? Д. В О нарисовано ДА – получается вода. У. У кого из вас другой ответ? Оцените ответ своего товарища. Если согласны, поднимите желтую сигнальную карточку, а если не согласны – красную. Посмотрите, ребята, в классе все сигнальные карточки желтые. Значит, вы рассуждали правильно. Молодцы! У. Сегодня мы будем говорить про воду. Слайд№3 (На доске карточка со словами Вода – это) А что вы о ней знаете? Д. Вода – это жидкость. Вода бывает горячая и холодная. В воде можно купаться, нырять. У. Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде? Итак, сегодня мы узнаем, почему воду относят к важнейшим природным богатствам, познакомимся с некоторыми её свойствами, научимся рассказывать о загрязнении и охране воды.
У. Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях
Стихотворение о воде (читает подготовленный ученик)
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
в лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить:
без воды нам не прожить!
У. Что нового вы узнали о воде из стихотворения?
Знакомство с понятием “исследователь”
У. Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут три исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?
Д. Исследователи – это люди, которые хотят быть умными. Исследователи следят за чем-то непонятным и новым.
Слайд №4
У. Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. Что будет предметом исследования?
Д. Вода.
У. Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.
План работы нашего исследования (на доске).
Практическая работа.
Опыт №1
У. Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане? Д. Вода. Воду можно перелить в банку и обратно. (дети демонстрирует. )
У. Почему? Д. Она текуча.
У. Какой сделаем вывод? Д. Вода-жидкость.
Опыт №2
У. Всегда ли она жидкая?
Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. Что произойдет?
Витя, расскажи, какой эксперимент тебе удалось провести дома?
Д. Я дома с сестрой налил воду в специальную формочку и поставил в морозильник. И вот, что получилось. (Показывает результат)
(Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда. )У. Какой сделаем вывод?
Д. Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.
Опыт №3
У. Протрите пластинку мокрой тряпочкой. Куда делась вода?’ Д. Она испарилась.
У. Мы говорим “ис-пари-лась”, т. е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. . Вода – это газ, пар.
У. Я благодарю всех выступающих. Давайте сделаем выводы по первому вопросу. Какие превращения имеет вода?
Д. Вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном. Слайд №5 (Первый пункт плана стирается с доски).
У. Давайте перейдем ко второму вопросу.
2. Распространение воды в природе
У. Вода в природе в жидком состоянии – это море, река… Продолжите.
Д. Океан, лужа, ручей, родник, дождь.
У. Вода в природе в твердом состоянии – это…(
У. Вода в природе в газообразном состоянии – это…
Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:
(Второй пункт плана стирается с доски)
У. Давайте перейдем к третьему вопросу.
3. Значение воды для растений, животных и человека.
Слайд№6
У. Какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля? Д. Голубой.
У. А почему?
Д. Это вода. У. Действительно, голубой цвет – это вода. . Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Рассмотрим соотношение воды на диаграмме.
Слайд№7
У. Где мы используем воду?
У. С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека. (стр. 52). (Кроме хозяйственных нужд обратите внимание на гидроэлектростанции, перевозку грузов по рекам, отдых на воде и т. д. )
Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.
(На доске карточка со словами Вода – это )
У. Значит, вода – это…
Д. Вода – это жизнь.
(Учитель устанавливает карточку “жизнь”)
У. Зачем мы должны мыться, закаляться? Д. Чтобы быть здоровым. Значит вода – это здоровье.
(Учитель устанавливает карточку “здоровье”)
Д. По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога. (Учитель устанавливает карточку “помощник”)
У. Сделаем вывод по 3 вопросу: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.
(Третий пункт плана стирается с доски)
Физминутка
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.
У. Перейдем к четвертому вопросу.
4. Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды. У. Всем нужна вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней. К сожалению, водным источникам тоже грозит беда. Отчего же? (Ответ детей) У. Посмотрите сказку. Сказка исключительная! Поучительная! Экологическая драма! Рыбак:
Из страны заморской, дальней
Я подарок получил
Удочку, чтоб рыб ловил
На Тишанку поспешил
Леску в воду опустил
Друзья: Ну и что, поймал?
Рыбак: Поймал!
Друзья:
Какую?
Может, рыбку золотую?
Рыбак:
Да куда там? Если б так
Я б тогда не был бедняк
Я поймал не щуку, не карася,
А маленького пескаря
Говорит вдруг мне пескарь!
Пескарь:
речке нам житья не стало
Рыб, ракушек стало мало.
Рыбак: Что с твоим речным народом?
Пескарь:
Грязь всю в речку к нам сливают
От нее все погибает
Все бросают в воду к нам
От иголок до пижам
И полно других отходов
Вот беда, браток, какая!
Рыбак:
Что же делать? Как нам быть?
Соберу-ка, я друзей
И решим вопрос скорей.
У. Грустная сказка! Но и быль не радостней.
Всему живому нужна вода, и особенно, чистая вода.
Давайте поговорим о том, отчего вода
загрязняется и чем это грозит.
Рассмотрите фотографии на странице 53. Объясните,
отчего загрязняется вода?
Д. Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.
У. Как еще человек загрязняет воду? Д. Бросает мусор, моет машины.
У. Давайте подумаем, что вы, дети можете сделать, чтобы вода была чистая, например, на нашей Тишанке? Уважаемые исследователи, вносите свои предложения.
(Учащиеся обсуждают этот вопрос в группах)
Д. Не сбрасывать мусор в водоемы, учить этому
других.
По возможности очищать берега близлежащих рек,
озер.
Изготавливать таблички с призывами о бережном
отношении к воде и ставить их на берегу.
Не уничтожать растения и обитателей водоемов.
Не вылавливать мальков. Сажать деревья около
водоемов.
У. Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно” ? (ответы детей)
У. Надеюсь, вы так и будете поступать.
(Четвертый пункт плана стирается с доски)
Подведем итог. Вывод в учебнике ученики читают самостоятельно. (стр. 55)
Смогли ли мы достичь целей, поставленных в начале урока? Ответьте на вопросы для самопроверки. Тест.
После задания на самопроверку дети сверяют свои ответы с модульным ответом, предложенным учителем на доске, и показывают оценку.
У. Вода – наше богатство, которая является чудесным даром природы. И хочется закончить призывом!
Природу не уродуй,
Природу не обидь
Родился человеком
Так надо им и быть!
Слайд №8
У. Ребята! Вы – настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение.
Что же нового вы узнали, какое открытие вы сделали для себя?
Самостоятельно прочитать текст “Красота воды”. Рабочая тетрадь с. 18 №1.
Презентация
15.04.2013
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Пояснительная записка к уроку/занятию.
УМК «Школа России».
Тема урока: «Про воду».
Тип урока: изучение нового материала с элементами практической
( исследовательской) работы.
Предмет: окружающий мир.
Класс/возрастная группа: 2 класс.
Номер урока по данной теме, место урока в изучении темы (блока).
1 урок по теме «Вода. Значение воды для растений, животных и человека. Охрана чистоты воды».
Цель и задачи урока.
Цель: познакомить с одним из главных богатств неживой природы, подвести детей к осознанию значения воды в природе и жизни человека, формировать образовательные компетенции учащихся 2 класса в предметной области окружающий мир.
Задачи урока.
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
– формирование сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу при работе в группах, парах;
– повышение мотивации к предмету – окружающий мир;
– воспитание чувства бережного отношения к природе, осознанию своей значимости в решении экологических проблем;
формировать умение общаться, сотрудничать;
способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
– формировать у учащихся умение логично и аргументировано отвечать на проблемные вопросы в ходе различных форм работы;
– совершенствовать умение рассуждать , сравнивать, анализировать, делать выводы;
– развивать умение работать с текстом, соотносить текстовую и иллюстративную информацию;
-. развивать речь учащихся в форме устного ответа.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
-систематизировать представления о распространении воды в природе, её значении для растений, животных, человека;
расширить представления детей о значении воды в жизни человека и экологических проблемах, связанных с водой;
формировать ценностное отношение к воде.
Планируемые результаты.
Планируемый результат обучения:
Предметные: продолжить формирование представлений о воде , составе и свойствах воды ;
установить взаимосвязь между водой и человеком;
формировать навыки проведения несложных опытов в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование;
прививать экологическую культуру на основе знаний об охране воды.
Метапредметные:
Регулятивные
-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
-планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложения для раскрытия темы)
-умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
– прогнозирование – предвосхищение результата;
– развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;
– осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению;
– умение анализировать и исправлять ошибки;
– осуществление контроля по результату.
Познавательные
– умение выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез) и делать выводы в результате мыслительных операций;
– устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные
-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;
– умение работать в группе с одноклассниками;
– формирование собственного мнения;
– использование речи для регуляции своего действия;
– умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
– владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные
формирование навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения;
– формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Позиция учителя по педагогическим приоритетам, ценностям, технологиям с логическим выходом на тему урока/занятия.
Организатор учебной деятельности.
Сотрудник обучающегося в образовательной деятельности.
Эксперт, оценивающий достижения обучающегося.
Воспитатель инициативного, творчески мыслящего выпускника, владеющего навыками самостоятельной проектной деятельности, готового учиться в течение всей жизни.
Цель применения дополнительных материалов, в том числе ИКТ, на уроке:
реализация принципа равенства позиций, принципа доверительности, принципа обратной связи, принципа занятия исследовательской позиции;
• создание положительной мотивации обучения;
создание положительных эмоциональных ситуаций;
проблемное обучение;
активизация познавательной деятельности обучающихся;
игровая деятельность.
Используемое оборудование.
компьютер,
мультимедийный проектор,
презентация к уроку,
карта исследований,
оборудование для проведения опытов (2 стакана, вода в бутылке, стакан с молоком), листы исследований на доску,
музыка для физкультминутки,
отрывок из м.фильма.
учебники.
Содержательная часть:
Конспект урока
Деятельность учителя с указанием номера слайда | Деятельность ученика | |||||||||
Этап 1 урока. Организационный этап. 1 мин. | ||||||||||
Цели этапа: 1.Обеспечить благоприятную внешнюю обстановку для работы. 2.Психологически подготовить учащихся к общению на уроке. | Цели этапа: 1.Формирование внутренней положительной мотивации к уроку. 2.Включение в деловой ритм и учебную деятельность. | |||||||||
Учитель показывает 1 слайд. -Начинаем урок окружающего мира. Переключаю слайд 2. Отключаю доску. -Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями? Давайте на уроке проверим ваши предположения. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, пожелайте удачи на уроке. | Дети произносят стоя, хором, глядя на доску. Дети поворачиваются друг к другу и желают удачи на уроке. | |||||||||
Этап 2 урока. Повторение пройденного. Проверка домашнего задания. 5 мин. | ||||||||||
Цель этапа (учителя): 1.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения дом. задания всеми учащимися . 2.Выявить и устранить в ходе проверки пробелы и причины затруднений. 3.Обеспечить рефлексию учащихся по поводу способов работы и своих затруднений. | Цель этапа (ученика): 1.Демонстрация знаний по теме. 2.Рефлексия затруднений и их устранение. | |||||||||
-С чего мы начинаем каждый урок окр.мира? Посмотрите вокруг. Что вы видите на стенах? Прочитайте их. ( приложение 1) Предположите, что-то из них можно составить? Составьте план рассказа по теме «Воздух». 1.Что такое воздух. 2.Значение воздуха. 3.Охрана воздуха. 1ряд тема 1, второй-2,третий 3. Подготовка 1 мин. Пересказы детей. -Кто хочет дополнить ответ ? Вывод: (читает учитель) Чтоб здоровье было в норме Надо воздух освежать. И проветривать почаще, Пыль почаще протирать И растения сажать. Что из того, что я назвала, мы в классе делаем? На что надо обратить внимание? -Порассуждайте, предположите.
-А можно ли прожить без воздуха? | Ответы детей. -С проверки дом. задания. -Слова и словосочетания. -План ответа по теме «Воздух». Пересказы детей. Ответы детей. -Проветриваем. -Нужно протирать пыль, посадить растения. Ответы и доказательства детей. Дети рассуждают вслух, приводят примеры. | |||||||||
3. Актуализация знаний. (5 мин.) Самоопределение к деятельности. Цель этапа: 1.Обеспечить мотивацию учения обучающихся. 2.Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению и принятию целей учебно-познавательной деятельности. 3.Актуализировать познавательную деятельность на основе опорных знаний. 4.Сформулировать цели урока совместно с учениками. 5.Обеспечить понимание учениками социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала. 6.Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебный диалог. – Без чего ещё нельзя прожить на Земле? – Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. Подтверждение этому мы увидим при ответе на вопросы. Догадайтесь, что это. (Включаю 3 кадр) – 1 задание читает…… . Что это? …… Ваше мнение. (Если дети согласны с ответом-хлопают). – 2задание читает…… . Что это? Кто считает по –другому? Ваше мнение. – 3 задание читает …… Что это? Ваше мнение… -4 задание читает ….. Что это? Почему именно Африка, предположите… -Составьте слово из первых букв этих слов. Отключаю доску. -ВОДА. Значит, вы рассуждали правильно, тема урока – ВОДА. Вывешиваю на доску картинку с темой урока. (приложение 2)
| Цели этапа. 1.Демонстрация личного опыта. 2.Вступление в сочетательный диалог, формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 3.Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, осознание качества усвоения. Ответы детей. -Без солнца, воды, тепла. -О солнце, о воде…. Каждое задание читает новый ученик. -Воздух. -Осадки. -Декабрь. -Африка. -Находится на экваторе, там всегда лето…… Дети отвечают на 4 вопроса. На доске постепенно появляются ответы на вопросы. -ВОДА | |||||||||
4.Работа с учебником. (9 мин.) Цели: 1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учебного материала . 2.Развитие самостоятельной поисковой деятельности. 3.Пошаговое продвижение от наблюдений к обобщению. 4.Продолжить формировать умение выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез) и делать выводы в результате мыслительных операций. Что вы уже знаете о воде? – Что ещё хотите узнать, задавайте вопросы. Вопросы детей учитель записывает на доске. Остановить детей, после записи 5-7 вопросов. -А на какие вопросы мы уже можем ответить? -На все ли вопросы мы смогли ответить? -Чтобы получить ответ на другие вопросы предлагаю поработать с учебником. Откройте учебник на стр.52. – С помощью фотографий и рисунка расскажите, какое значение имеет вода для растений, животных и человека. Включается интерактивная доска. -Давайте подведём итог: -Вода нужна людям для…., животным для…., растениям для ….. Включаю доску. -Посмотрите на доску. Смогли ли мы ещё ответить на вопросы, которые вы задали в процессе урока? (Выключаю доску). 5. Подготовка учащихся к учебно-познавательной деятельности. (4 мин) Цели: 1.Обеспечить включение учащихся в совместную деятельность по определению и принятию целей учебно-познавательной деятельности. -Сейчас вы услышите стихотворение, которое вам прочитает _______________. Может там будут ответы на вопросы, на которые мы ещё не нашли ответ. Давайте встанем и послушаем стихотворение. Стихотворение о воде (читает ученик) Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. Без неё вам не умыться, ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: без воды нам не прожить! Вернёмся к вашим вопросам. На какие-то ещё вопросы на доске вы получили ответ? -Что нового вы узнали о воде из стихотворения? Сядьте и внимательно послушайте. Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а вы – исследователи. На доску вешаю красочную табличку ИССЛЕДОВАТЕЛИ.( приложение 3) Кто знает, кого называют исследователями? – Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью. До урока я дала задание _______ поработать со словарём и найти значение этого слова. Послушайте, что написано в словаре. Правильно ли мы объяснили смысл слова? -Встаньте те, кто считает, что мы были правы. – Итак, что будет предметом исследования? – Слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда наша лаборатория сделает правильный точный вывод. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошей работы и сядьте. | Цели: 1.Активные действия учащихся при изучении нового материала. 2.Использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами деятельности. Дети активно задают вопросы, а учитель их фиксирует на доске. Дети отвечают на некоторые вопросы, а учитель стирает вопросы, на которые дети ответили. -Нет, наших знаний ещё недостаточно…. Ответы, рассуждения детей. Дети по интер. доске подводят итог. -Вода нужна людям для мытья, питья, приготовления пищи; животным для питья и гигиены; растения погибнут без воды, высохнут. Дети отвечают на вопросы. 5.Цели: 1.Быстрое включение учеников в деловой ритм. 2.Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Стихотворение читает подготовленный ученик. Ответы детей. -Я не знал, что туман-это вода….. Дети читают табличку и объясняют смысл слова. Подготовленный ученик читает значение слова из толкового словаря Ожегова. -Вода. | |||||||||
6.Работа по теме. (11 мин.) Исследовательская деятельность учащихся. Цели: 1.Опора на жизненный опыт учащихся. 2.Привлечение учащихся к исследовательской деятельности. 3.Создание условий для включения учащихся в учебно-познавательную деятельность. 4.Обеспечить осознание учениками своих способов проработки учебной информации. 5.Постоянное обращение к классу с просьбой дополнить, уточнить ответы одноклассников. Во время работы мы будем заполнять с вами карту исследований, которая поможет вам понять и запомнить этот материал.(приложение 4) Давайте занесём в карту исследований тему урока. На магнитной доске висит табличка с темой урока. Предположите, что такое вода. Запишем в 1 капельке, что вода это…….. На магн.доску вешаю капельку со словом ЖИДКОСТЬ.( приложение 5) Предположите , чем пахнет вода… – Итак, давайте проверим эти предположения. Как настоящие исследователи, вы высказали предположение (гипотезу), а сейчас его проверим опытным путём. 2 чел. к доске. Исследование 1. Алгоритм работы.(Запись на доске) 1.Налейте в стакан воду. 2.Поднесите к носу. 3. Занесите данные в таблицу.
– Какой сделаем вывод? – Вода ничем не пахнет. -Занесём вывод в инд. таблицы. На доске поворачиваем капельку со словами БЕЗ ЗАПАХА. (приложение 5) Предположите, какого вода цвета? Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? – Рассмотреть воду в стакане. -И что же вы увидели? Сравните молоко и воду. Какого цвета молоко. Что вы можете сказать о цвете молока относительно воды. Как ещё можно доказать, что вода без цвета? -Какой сделаем вывод? Занесём выводы в карту исследований. На доске появляется капелька со словами БЕЗ ЦВЕТА. – На какой вопрос мы ещё можем ответить при помощи опытов? – Когда вы пьёте воду, какой у неё вкус? -А какие вкусы бывают? .Вода солёная (нет), сладкая (нет) , горькая(нет), кислая( нет) ? -Сделайте вывод. Заносим данные в карту исследований. -Давайте подведём итоги нашей исследовательской деятельности. Что нам поможет это сделать? Учитель показывает по листам исследований на доске.(приложение 5) ВОДА – жидкость, не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса. | Цели: 1.Учатся вести исследовательскую деятельность и фиксировать в картах исследований. 2.Учатся проводить простейшие опыты и анализируют их с целью выделения признаков. 3.Формируется умение слушать и слышать других. 4.Развитие операций мышления, построение логической цепи рассуждения. 5.Формирование умения чётко и ясно излагать свою точку зрения. Дети заносят тему урока в индивидуальные карты исследований. -Вещество, жидкость…. Ответы детей. -У воды запаха, по-моему, нет…
2 человека у доски выполняют алгоритм, а 1 ученик читает. Учащиеся заносят данные в таблицу на доске. – Вода ничем не пахнет. Дети заносят 1 свойство воды в карты исследований. -Белая, просвечает…. – Вода белая – У воды цвета нет…. Молоко белое, значит вода не белая. -Можно к стакану приставить картинку, она будет просвечать… Вода бесцветна. Ученики заносят 2 свойство в карту исследований. Ответы учеников. -Солёный, горький, сладкий, кислый. -Значит, она безвкусная. Ученики заносят в карту исследований 3 свойство воды. -Карты исследований. | |||||||||
7. ФИЗ.МИН. ( 2мин.) Цели: 1. снять психическое напряжение у обучающихся путем переключения на другой вид деятельности. -Наши исследователи устали. А что делают люди, когда устали? -Мы отправляемся отдыхать на море. -Вода может помочь вам отдохнуть. Визуализация (приложение 6) «На море». Теперь откройте глаза. Еще раз глубоко вдохните морской воздух. Встаньте и давайте вместе выполним упражнения. Физкультминутка. Льётся чистая водица, Мы умеем сами мыться. Порошок зубной берём, Крепко щёткой зубы трём. Моем шею, моем уши, После вытремся посуше. Поверни головку вправо, Поверни головку влево, Опусти головку вниз И тихонечко садись. | Цели: 1.Формирование положительного отношения к музыке, нравственно-этическая ориентация. 2.Переключение внимания с одного вида деятельности на другой. 3.Помощь в ликвидации застойных явлений в органах и системах. Дети сидя слушают музыку. Выполнение физмин с заранее подготовленным учеником. Дети показывают, как проводят водные процедуры | |||||||||
8. Первичное закрепление. (5 мин.) Цели: 1.Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала. 2.Выявить пробелы и неверные представления учащихся. 3.Провести коррекцию выявленных пробелов. 4.Привлечение учащихся класса к корректировке и дополнению ответов. Давайте вернёмся к вопросам на доске. На все ли вопросы мы нашли ответ? Какие вопросы у нас остались? (Учитель опускает в стакан с чистой водой уголь и незаметно размешивает). -Посмотрите на воду. Что можете о ней сказать? -Как вы думаете, отчего загрязняется вода? Выскажите своё мнение по тому, что вы видите на слайде. Включаю интеракт.доску. Как вы думаете, какова тема след. урока? Д.з.1. Опыты дома повторить. 2. Выписать мудрые высказывания о значении воды или найти ответы на оставшиеся на доске вопросы. Давайте впишем эти задания в пустые капельки. | Цели: 1.Развитие операций мышления, умение делать выводы. 2.Воспроизведение изученного материала. Дети пытаются ответить на оставшиеся вопросы. -Вода в стакане помутнела. Ученики рассказывают, что видят на картинках и отвечают на вопрос. Ученики вписывают задания в капельки. | |||||||||
9. Подведение итогов урока. Рефлексия. (3 мин) Цели: 1.Инициировать рефлексию деятельности, эмоционального состояния учащихся, их взаимодействия с учителем и одноклассниками. 2.Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. 3.Дать качественную оценку успешности достижения целей урока и наметить перспективу последующей работы. Давайте подведём итоги нашего урока. Вернёмся к доске, где были записаны вопросы, на которые вы хотели получить ответ. На все ли вопросы мы получили ответы? С помощью кого или чего вы можете найти ответы на оставшиеся вопросы? -Смогли ли мы решить все проблемы, которые возникали у нас в ходе урока? -Что удивило вас, что открыли для себя нового? Рефлексия.(приложение 7) Продолжите: Урок мне……, потому что…. Меня удивило…… – Если вам всё было понятно, понравилось работать на этом уроке, я попрошу закрасить ещё одну капельку у вас на листах красным цветом. А если у вас возникали трудности, то закрасьте капельку жёлтым цветом, и я буду знать, кому нужна помощь. -А в подарок за хорошую работу я дарю вам мультфильм вот про этого героя. Показываю картинку с героем мультфильма. ( приложение 8) -Кто его узнал? -Как вы думаете, почему именно этого героя я хочу вам показать? Просмотр отрывка из мультфильма.(приложение 9) Урок окончен. Всем спасибо за работу. | Цели: 1.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. 2.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать её, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои слова и поступки. Ответы детей. Работа в листах исследований. Картинка с героем мультфильма. Капитошка. Ответы детей. Просмотр отрывка из мультфильма. |
Приложения
Слова на листах:
Слова для составления плана по теме «Воздух» (приложение 1)
Тема урока: «Вода» (приложение 2)
«Исследователи» (приложение 3)
Лист исследований (приложение 4)
Капли воды со свойствами (приложение 5)
Рефлексия (приложение 7)
Картинка «Капитошка» (приложение 8)
Электронные приложения:
Музыка для релаксации (приложение 6)
Мультфильм про Капитошку (приложение 9)
Презентация (приложение 10)
xn--j1ahfl.xn--p1ai
III.Проблемное объяснение нового знания Цель: расширить знания учащихся о формах существования воды в природе; показать значение воды для растений, животных и человека; | Послушайте стихотворение, подумайте, всегда ли вода бывает в жидком состоянии? (2 слайд) -Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает, Ледником в горах зовётся Лентой серебристой вьётся, Мы привыкли, что вода Наша спутница всегда! Всегда ли вода бывает в жидком состоянии? Вода – это вещество, которое может находиться в трех состояниях. Можете ли вы назвать эти состояния? (3 слайд) (В жидком, в твердом, в газообразном) -Где мы видим воду в жидком состоянии? (4 слайд) -Что из себя представляет вода в твердом состоянии? (5 слайд) -Перед началом урока вы протерли доску влажной тряпкой. Куда с поверхности доски исчезла вода? (6,7 слайды) Работа в группах Сейчас нам предстоит работа в группах У вас на партах лежат таблицы. Заполните таблицу с помощью слов, которые у вас в конвертах.
Слова на карточках: град, снег, лед, иней, роса, дождь, туман, пар, Проверим, как вы заполнили таблицу с помощью интерактивной доски. Проверка. Итог: назовите три состояния воды. Работа с учебником с. 52 учебника Рассмотрите рисунки, подумайте и расскажите о том, какую роль играет вода в жизни людей, растений, животных. Значение воды в природе Для животных и растений Картинки рыба, лягушка, лиса, морж, чайка, черепаха Назовите животных. -Для каких животных вода является домом или они в ней добывают себе пищу? Как думаешь, могут ли животные обойтись без воды? Без пищи животные могут прожить достаточное время, а без воды всего несколько дней. Что на картинке? (Лес, огород) Могут ли растения обойтись без воды? (Растения без воды увядают и могут погибнуть) Почти всё живое на Земле не может обойтись без воды. Для человека Вода – удобная дорога. Почему так говорят? По воде можно путешествовать, перевозить грузы. Отдыхать на яхте, лодке, катамаранах. По морям и океанам, рекам плавают корабли, баржи, метеоры, катера, трамвайчики, сухогрузы. Вода кормит. -Верно ли это высказывание, как думаешь? В водах морей, рек, озёр водится много рыбы. Она необходима для питания человека, животных. В «морском огороде» растёт морская капуста – незаменимый источник йода для человека. Прочитай высказывание Вода лечит. Верно ли это высказывание, как думаешь? Для сохранения здоровья человек пьёт минеральную воду, отвары с лечебными травами, ему назначают лечебные ванны с разными добавками. Рядом с г.Камышлов, есть санаторий, где люди отдыхают, лечатся мин. водой. Как называется санаторий? (8 слайд) Итог:Вода необходима людям, животным, растениям Физминутка Почему по всюду лужи? (развести руки в стороны, пожать плечами) Мама зонтик свой берет (раскрыть воображаемый зонтик) Почему же? Почему же? (развести руки в стороны, пожать плечами) Потому что дождь идет! (Хлопки в ладоши) Работа с учебникомс.53Работа в парах. Охрана воды (слайд 9) Какая вода нужна людям? Прочитайте текст на с53, рассмотрите фотографию и схему. Объясните, почему загрязняется вода? На что это влияет? Как защитить воду от загрязнений? Помните, что запасы пресной воды на Земле невелики. Что делаете вы, для того, что не расходовать воду напрасно? Что каждый из вас может сделать, что бы помочь охране воды? Работа в парах Тетрадь с.37 №3 Проверка, вывод. VII. Итог урока Что нового узнали про воду? | Рассказывают ученики Учащиеся работают в группах, заполняют таблицу, проверка с помощью ин.доски Составляют схемы Вода Животные: -живут в воде -добывают пищу в воде Растения: Без воды увядают, погибают Человек: -удобная дорога -отдых -вода кормит -вода лечит (в пищу, в быту) Вода -очистные сооружения -бережное использование воды Объясняют схему загрязнения воды Выполняют в парах №3 с. 37 | Познавательные: общеучебные универсальные действия: -поиск и выделение необходимой информации, -знаково-символические; -доказательство, структурирование знаний. Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий. Познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям | Уметь сравнивать, классифицировать, уметь работать в группе,паре, слушать мнения других, применять полученные знания и опыт при выполнении задания Уметь действовать по предлагаемому заданию Развивать умение работать самостоятельно |
videouroki.net
Ход урока.
I.Организация класса.
II.Эмоциональный настрой учащихся.
– Есть в нашей жизни вещество, без которого не прожить ни одному живому существу. Как вы думаете, о чём я говорю?
– Это воздух.
– Земля или вода.
– Еда.
– Верно всё, о чём вы сказали, а название этого ценного, незаменимого вещества «спряталось» в ребусе.
( На доске высвечивается )
– Это – вода.
Да – Как ты разгадал ребус?
– В О нарисовано ДА – получается вода.
У кого из вас другой ответ? Оцените ответ Алёши. Если согласны, поднимите зелёную фишку, а если не согласны – красную. Посмотрите, ребята, в классе все фишки зелёные. Значит, вы рассуждали правильно. Молодцы!
-Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. И не только в морях и океанах, лужах и озёрах, но и в почве и, даже, в камнях. Как поётся в песне, «без воды и ни туды, и ни сюды»
Стихотворение о воде ( читает подготовленный ученик)
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
в лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Без неё вам не умыться,
ни наесться, ни напиться!
Смею вам я доложить: без воды нам не прожить!
-Что нового вы узнали о воде из стихотворения?
( Я не думал, что туман-это вода.)
-А что такое туман, кто сможет объяснить?
– Туман – это облако на земле.
– Туман- это пелена на болоте.
-Туман-это непрозрачный воздух , насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами.
– А айсберг – это огромный осколок льда.
– Верно.
III. Постановка учебной задачи.
– Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. А что мы знаем о воде?
( Вода –это жидкость.)
(Воду мы наливаем в графин, чайник)
(Вода бывает горячая и холодная)
(В воде можно купаться, нырять)
-Как много вы знаете, молодцы! А хотите узнать ещё больше о воде?
Перед нами сегодня откроется ещё одна страничка знаний. Предлагаю наш класс превратить на время в научный центр, а работать будут три исследовательские лаборатории. Вы – исследователи. Кто знает, кого называют исследователями?
( Исследователи –это люди, которые хотят быть умными)
( Исследователи следят за чем-то непонятным и новым)
– Исследователь – это человек, который занимается научной деятельностью.
– Что будет предметом исследования?
– Вода.
– Решите, кто из вас будет озвучивать результат исследования, слушайте друг друга, советуйтесь, и тогда ваша лаборатория сделает правильный точный вывод.
– Какие у вас вопросы возникают, глядя на воду в колбе?
– Я, как ваш научный руководитель, добавлю несколько вопросов.
– Очень много задач надо решить, за дело.
IV. Исследовательская деятельность учащихся.
ОПЫТ 1.
– Это – спиртовка. Я вам её зажгу. Налейте в колбочку воды и вставьте в штатив. Оставим на время и ответим на вопрос: Педположи, чем пахнет вода?
( У воды запаха, по-моему, нет)
( А у нас вода у бабушки ничем не пахнет)
А у бабушки водопровод? (Нет, вода в колодце. Меня туда не пускают)
– Итак, давайте проверим эти предположения. Как настоящие исследователи, вы высказали предположение (гипотезу), а сейчас его проверим опытным путём.
ОПЫТ 2.
Алгоритм работы.
На доске таблица.
Пахнет чем-то знакомым | Пахнет яблоком | Ничем не пахнет |
– Приклейте розовые листочки под правильным, на ваш взгляд, ответом.
Результат:
Пахнет чем-то знакомым | Пахнет яблоком | Ничем не пахнет |
+ | ||
+ | ||
+ |
– Какой сделаем вывод?
– Вода ничем не пахнет.
– Верно, вода без запаха. Высвечивается без запаха на инер. доске
Предположи, какого вода цвета?
ОПЫТ 3
Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
– Рассмотреть воду в колбе.
-И что же вы увидели? Из каждой лаборатории ответьте, исследователи.
– Вода белая (результат исследования 1 лаборатории)
– У воды цвета нет (результат исследования 2 лаборатории)
– У воды цвета нет.
– Что налито в стаканах? (Показываю стаканы)
-( В правой руке стакан с молоком, в левой-с водой)
Чем отличаются эти жидкости?
-Жидкости разного цвета. Молоко белое, а вода…
– У воды цвета нет.
– Согласны, 1 лаборатория, что белая и бесцветная отличаются друг от друга?
Когда вы пьёте воду, какой у неё вкус ?
ОПЫТ 4.
– Как ответить на этот вопрос, вы знаете сами. Действуйте.
На доске таблица.
Вкус чего-то знакомого | Вкус конфет | Никакого вкуса |
-Голубые листочки приклейте под правильным, на ваш взгляд, ответом.
Результат:
Вкус чего-то знакомого | Вкус конфет | Никакого вкуса |
+ | ||
+ | ||
+ |
– Ваши правильно сделанные выводы говорят о вашей наблюдательности.
– Верно.
Физкультминутка
Имитация стилей плавания
– Пришло время вернуться к нашей спиртовке. Мы нагреваем воду в колбе.
Что наблюдаете? Чья лаборатория готова?
– Вода, как в чайнике, кипит.
– Воды стало меньше.
– Из колбы поднимается пар.
– Всё это верно. А теперь обобщим всё сказанное.
Вывод: при закипании вода начинает испаряться, т.е. переходит в другое агрегатное состояние – газообразное.
– Артём, расскажи, какой эксперимент тебе удалось провести дома?
-Я дома с братом налил воду в специальную формочку и поставил в морозильник. И вот, что получилось. (Показывает результат)
(Исследователи каждой лаборатории рассматривают, держат в руках кусочки льда.)
– Какой сделаем вывод?
– Вода, если её заморозить, превращается в лёд.
– Перечислите, в каких агрегатных состояниях может находиться вода?
Высвечивается вода→пар, вода→лёд на интер. доске
– Представьте, мы по неосторожности пролили воду… ОПЫТ 5.
– Налейте немного воды в пластмассовую тарелочку. Что заметили? Вам слово, исследователи.
– Вода разливается.
– Течёт вода.
– Течёт, как ручеёк.
– О каком свойстве мы говорим?
– Это свойство называется текучесть.
Высвечивается текучесть на интер. доске
В воду иногда попадают твёрдые вещества. Понаблюдаем…
ОПЫТ 6.
Алгоритм.
Ждём результатов ваших исследований.
– Слово 1 лаборатории. Покажите свою колбу и расскажите, что вы сделали после того, как всыпали ложку сахарного песка.
– После того, как насыпали сахар, мы помешали и увидели, что сахар пропал.
– То есть сахара в колбе нет?
– Нет, он там, только его не видно.
– Что произошло с сахаром?
– Сахар растворился.
– А какое ещё вещество ведёт себя как сахар? Оно есть у каждого на кухне.
– Соль тоже растворяется в воде.
– Послушаем исследователей 2 лаборатории. Покажите вашу колбу.
– Мы насыпали сухую заварку. Она плавает.
– Может плохо размешали?
– Когда заваривает мама чай тоже плавают чаинки. Они видны в воде.
– Значит сухая заварка… Как сахар?
– Нет, заварка в воде не растворилась.
– Что скажет 3 лаборатория?
– Речной песок не растворился в воде.
Вывод: вода является растворителем для некоторых твёрдых веществ.
Высвечивается вода-растворитель. на интер. доске
– А что ещё заметили, увидев 3 колбы?
В одной колбе вода чистая, а в этих двух – грязная.
– Скорее прозрачная и мутная.
Высвечивается прозрачная на интер. доске
Возник ещё вопрос Каким способом избавиться от мути?
– У нас дома есть фильтр.
– А как поможет фильтр?
– Фильтр задержит грязь ,и вода станет снова чистой и прозрачной
– Давайте проверим.
ОПЫТ 7.
Алгоритм. на интер. доск
– Кто готов поделиться радостным открытием?
1 лаборатория. На воронке осталась грязь.
2 лаборатория. В колбе вода снова чистая.
3 лаборатория. Очистить воду можно фильтром.
V. Итоговое обобщение.
– Ребята! Вы –настоящие исследователи! Вами проделана огромная работа – вы ставили опыты, наблюдали, совещались, высказывали предположение . И как результат- открытые нами свойства воды.
– Дружный коллектив научного центра я приглашаю попить чай с конфетами и ещё раз на практике убедиться, что вода…
без запаха
без цвета.
без вкуса
вода→пар, вода→лёд
текучая
прозрачная
вода-растворитель
воду надо фильтровать
– Урок закончен. Спасибо за вашу работу.
nsportal.ru
Конспект окружающего мира во 2 классе
Тема: И про воду…
Цель: познакомить с одним из главных богатств природы – водой; познакомить с основными свойствами воды путём проведения простых и наглядных опытов; способствовать воспитанию бережного отношения к природе; содействовать развитию способностей рассуждать и делать выводы на основе собственных наблюдений и знаний, полученных в ходе исследовательской деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты:
-личностные: осознавать эстетические потребностей, ценности и чувства
-регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
-познавательные: анализировать результаты опытов с выделением отличительных признаков;
-коммуникативные: составлять небольшие монологические высказывания.
Образовательные ресурсы: презентация «Красота воды», учебник «Окружающий мир» 2 класс по программе Плешакова, вода в стакане, ложка, цветные полоски, банка.
Сценарий урока
– Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
-О чём мы говорили на прошлом уроке?
-Какое значение имеет воздух для растений, для животных, человека?
-Как охраняют воздух от загрязнения?
-Отгадайте загадку:
В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)
-Вы догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока?
-Как вы понимаете, что такое вода?
-А теперь послушайте историю и ответьте на вопросы.
Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой, раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднимается сильный ветер. Он несет целые тучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучает жажда.
Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют головы. Буря затихла. Но воды все нет и нет. Один за другим падают люди и верблюды. Наконец остается один тощий верблюд с седоком. Вот и все, что уцелело от каравана. Где нет воды, там нет и жизни.
– От чего погибли люди и верблюды в пустыне? (Не было воды.)
– Зачем же вода нужна человеку?
– Вода – это самое важное вещество на планете. На воде основывается наша жизнь. Почему нашу планету называют «голубой»? Правильно, потому что воды больше чем суши. А еще мы с вами состоим на 80% из воды. Это говорит о том, что вода нужна для поддержания жизни на планете и для нашей жизнедеятельности. Скажите, а вы часто пьёте воду? Для чего вы это делаете? Вы бы смогли не пить её целый день? Человек может прожить несколько месяцев без еды, но не больше 2 недель без воды. Поскольку тело человека плохо сохраняет влагу, приходится постоянно восполнять запасы жидкости, которая теряется в процессе обычной физиологической деятельности, такой как дыхание, выделение пота и мочеиспускание.
-А теперь внимательно послушайте стихотворение.
Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Издалека из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Поверь и я из океана!
На поле лег туман седой
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты?
Ты кто такой?
– И я, дружок, из океана!
– Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
– Донесся шепот:
– Знай, малыш,
И я пришла из океана.
– Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
– Кто из вас, ребята, может сказать, в каком состоянии бывает вода?
– Рассмотрите рисунок, и расскажите, когда вода бывает в таком состоянии.
-Давайте немного отдохнем и разомнемся.
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Солнце землю греет слабо
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)
– Давайте вспомним, что мы знаем о воде, какая она?
– Почему про воду говорят, что она “ вездесущая”?
– Найдите воду, где она спряталась в нашем классе?
– Имеет ли вода вкус?
– Налейте воду в стакан, попробуйте, понюхайте. Что вы заметили? (Вода без вкуса и запаха.)
– Положите в стакан с водой ложку. Через стакан можно ее увидеть? Какое свойство помогло вам в этом?(Прозрачность)
– Сравните воду с полоской белого, синего, желтого цвета. Что можно сказать: вода… (бесцветна)
– Перелейте воду в банку, из банки в стакан. Что это за свойство воды? (Текучесть)
– Вы налили чай, положили сахар, размешали его. Теперь чай сладкий. Благодаря какому свойству? (Вода растворитель.)
– Что происходит с водой в жаркий день? (Испарение.)
– Итак, какие свойства имеет вода?
Свойства воды:
– без вкуса
– без запаха
– прозрачность
– бесцветность
– текучесть
– растворитель
– испаряемость
Работа в учебнике, с. 52
-Рассмотрите рисунок на с.52 учебника. Порассуждайте о том, какую роль играет вода в жизни людей, растений, животных. Вспомните, где и как вы используете воду. Расскажите об этом.
Работа по учебнику, с. 53
Рассмотрите фотографию и схему на с. 53. Объясните, почему загрязняется вода.
-А что вы делаете для того, чтобы не расходовать воду напрасно?
Просмотр презентации «Красота воды».
– А теперь я вам предлагаю творческое задание. Вы много знаете о том, что воду нужно охранять, и я предлагаю вам нарисовать плакат «Защита воды».
– Что же нового вы узнали на уроке?
– Каковы свойства воды?
– Для чего нужна вода человеку?
На доске плакат «Дерево чувств»
– Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий – неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадок, уныние.
– Мне понравился урок, вы хорошо работали и я вешаю на плакат оранжевое яблоко. А теперь ваша очередь.
nsportal.ru
Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | АКТУАЛИЗАЦИЯ. Задание 1. Найдите закономерность и продолжите её. – Ребята, на экране перед вами числовые закономерности. Найдите закономерность к каждому ряду и продолжите её в своих карточках. Один ученик работает у доски. – Объясните, почему вы выбрали именно такое решение? Задание 2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (для демонстрации ребусов используется документ-камера) – Разгадайте ребусы и, решив примеры, разгадайте ключевое слово. -Какое ключевое слово у вас получилось? – Из чего состоит снег? -Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. И не только в морях и океанах, лужах и озёрах, но и в почве и, даже, в камнях. Как поётся в песне, «без воды и ни туды, и ни сюды» Стихотворение о воде (стихотворение выводится через документ-камеру на доску) Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, и в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, лентой серебристой вьётся. Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. Без неё вам не умыться, ни наесться, ни напиться! Смею вам я доложить: без воды нам не прожить! -Что нового вы узнали о воде из стихотворения? – Итак, какая цель нашего урока? В чем будем разбираться? | Учащиеся находят закономерность в каждом ряду и записываю продолжение закономерности в индивидуальные карточки.
– В первом ряду числа- десятки в порядке возрастания, во втором – в порядке убывания, третий ряд – каждое следующее число больше предыдущего на 10, четвертый ряд – каждое число больше на 20. 36 уменьшить на 33(число, буква «с») 11-8 (линейка, буква «н») 22-16 (уравнение, буква «е») 19-17 (угол, буква «г») – СНЕГ – Из воды и воздуха. – Что туман это вода. – Узнать новую и полезную информацию о свойствах воды. |
nsportal.ru