Живая природа осенью плешаков 2 класс – Живая природа осенью. Учебник, с. 38 — 39

Живая природа осенью. Учебник, с. 38 — 39

Живая природа осенью

Ответы к стр. 38 – 39

  • Расскажите, какие осенние явления в живой природе родного края вам удалось пронаблюдать.

Я замечал осенью стаи улетающих птиц, исчезновение насекомых, увядание трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках.

Вопросы.

1. Как изменяется осенью высота солнца в небе и продолжительность дня? К чему это приводит?

Осенью солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, чем летом. Это приводит к похолоданию.

2. Назови несколько осенних явлений в неживой и живой природе.

Уменьшение продолжительности дня, похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – это осенние явления в неживой природе.
Увядание трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, отлёт перелётных птиц, исчезновение насекомых – это осенние явления в живой природе.

3. Подумай, как связаны между собой осенние явления в неживой и живой природе.

Похолодание ведёт к тому, что насекомые исчезают, травянистые растения увядают, следовательно, для птиц остаётся меньше корма. Поэтому в конце лета и осенью многие птицы улетают в тёплые края, где корма достаточно.

4. Как птицы заранее узнают о приближении голодного времени?

Птицы заранее узнают о приближении трудного голодного времени. Перелётные птицы замечают, что дни ближе к осени становятся короче. Это и служит им сигналом: пора в дорогу!

 

Окружающий мир. 2 класс. Ответы

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

 

Живая природа осенью. Учебник, с. 38 — 39

2.9 (57.14%) от 7 голосующих

razviwaika.ru

Конспект урока по окружающему миру 2 класс ” В гости к Осени”.

Урок по окружающему миру

во 2 классе

Тема: «В гости к осени. Живая и неживая природа осенью».

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 Г. Зубцова

Андреева Светлана Александровна.

Цель урока: 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Познавательные

: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем умение делать        выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы работы на уроке: групповая, коллективная, парная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация в программе Power Point ,учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова 2 класс, рабочая тетрадь к учебнику , карточки с заданиями для групповой работы и для работы в парах.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, жёлтыми листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

  1. Актуализация знаний

-Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван тянулся к югу:
Приближалась довольно поздняя пора;
Стоял ноябрь уж у двора. (Слайд №2)

-О чём говорится в стихотворении А.С. Пушкина? (Об осени)

-Давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев.

Я читаю пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь.

1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ (слайд №3)

2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.

3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И СНИЗУ МЕТЕТ.

III. Формулирование темы и целей урока

– Попробуйте определить, о чём пойдет речь на уроке? (Предположение учащихся.)

-Тема нашего урока называется «В гости к Осени» (открывается (слайд №4)) А точнее сказать она к нам сама пришла в наши края! Сегодня она заглянула к нам в класс и оставила корзину с разноцветными листьями, которые я разложила вам на парты. ( У каждого ученика лежат по 3 листочка: красный, жёлтый и зелёный для самооценки.)

-Прочитайте целевые установки в рубрике «Что узнаем, чему научимся»

Дети читают учебник на с.36.

IV. Изменение в природе.

– Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе.

– Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе? ( В неживой)

1. Осенние изменения в неживой природе

– Ребята, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем исследования, определить осенние изменения. ( Заполнение таблицы в парах, проверка по слайду№5)

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОГОДА ОСЕНЬЮ?

лето

осень

ОБЛАЧНОСТЬ

Небо чистое, лишь кое-где небольшая облачность.

Небо затянуто облаками. Оно кажется низким

ВЕТЕР

Теплый, не порывистый.

Холодный, порывистый

ОСАДКИ

Дожди кратковременны, теплые, часто бывают грозы.

Дожди затяжные, холодные, мокрый снег

ТЕМПЕРАТУРА

ВОЗДУХА

Тепло, много ясных дней, солнце высоко

Температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно, пасмурно.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно). ( Слайд №6)

Работа по учебнику с.36-37

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе. ( Слайд №7)

V.Физкультминутка

Мы листочки осенние,

Дети выходят из-за парт.

На веточках мы сидим.

Приседают на корточки.

Дунул ветер — полетели,

Встают на носки, резко подняв руки вверх.

Мы летели, мы летели

Плавные махи руками с продвижением вперед, присесть, опустить руки на землю

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

Встают, взмахнув руками, кружатся на месте.

И за парту тихо сели.

2. Осенние изменения в живой природе

2. -Что изменилось осенью в жизни растений и животных вы сможете ответить сами, поработав в группе. Во время обсуждения звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

1 группа – растения

2 группа – птицы

3 группа – звери

Ответив на вопросы, вы расскажите об осенних изменениях в живой природе.

1 группа:

– Определите, как выглядят растения осенью, поставьте +, если можно ответить «да».

Лиственные деревья сохраняют листву?

Хвойные деревья сохраняют иголки?

Травы зеленые?

2 группа:

– Рассмотрите рисунок в учебнике на с.38 и ответьте на вопросы:

– Как называются такие птицы? (перелётные)

– Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

– Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы? (Насекомыми и семенами)

. Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут.

Назовите птицу. ( Картинка птицы)

-К какой группе птиц ее можно отнести?

-Подумайте, нуждаются ли птицы в нашей помощи?

3 группа:

Медведь не делают запасы

Белка меняет цвет шерсти

Заяц ложится в спячку

Лиса делает запасы

Выступления от групп. Обобщение ответов (слайд №8)

1группа:

Лиственные деревья сбрасывают листву, травы отмирают, хвойные деревья остаются зелеными

2группа

С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края – туда, где есть корм.

Оседлые птицы остаются зимовать.

3 группа

Медведь не делают запасы

Белка меняет цвет шерсти

Заяц ложится в спячку

Лиса делает запасы

VI. Рефлексия.

– Какие изменения происходят природе с приходом осени? (слайд №9)

Солнышко поднимается невысоко, плохо греет.

Чаще идут дожди.

Похолодало.

Улетают на юг птицы.

Звери готовятся к зиме.

Желтеют и краснеют листья.

Листопад.

VII. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке при помощи листьев трёх цветов: зелёный — всё получилось, всё запомнил; желтый — были трудные задания, не всё получалось; красный — я ничего не понял, мне нужна помощь.

Оценивают собственную деятельность и результативность работы на уроке при помощи разноцветных листочков (поднимают листочки).

-Заканчивается наш урок, и наше сегодняшнее путешествие в гости к Осени.

– Оно вам понравилось?

-Ребята! А мне понравилась ваша работа на уроке!

-Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы!

VIII. Домашнее задание

Учебник – с.36-39

Рабочая тетрадь с. 28-29 задание № 3; № 4

Закончить урок можно стихотворением

Осень

Константин Бальмонт.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья

kopilkaurokov.ru

“Живая и неживая природа осенью”

Урок по окружающему миру

во 2 классе

Тема: «В гости к осени. Живая и неживая природа осенью».

Цель урока: 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем умение делать        выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы работы на уроке: групповая, коллективная, парная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация в программе Power Point ,учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова 2 класс, рабочая тетрадь к учебнику , карточки с заданиями для групповой работы и для работы в парах.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, жёлтыми листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

  1. Актуализация знаний

-Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу:
Приближалась довольно поздняя пора;
Стоял ноябрь уж у двора. (Слайд №2)

-О чём говорится в стихотворении А.С. Пушкина? (Об осени)

-Давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев.

Я читаю пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь.

1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ (слайд №3)

2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.

3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И СНИЗУ МЕТЕТ.

III. Формулирование темы и целей урока

– Попробуйте определить, о чём пойдет речь на уроке? (Предположение учащихся.)

-Тема нашего урока называется «В гости к Осени» (открывается (слайд №4)) А точнее сказать она к нам сама пришла в наши края! Сегодня она заглянула к нам в класс и оставила корзину с разноцветными листьями, которые я разложила вам на парты. ( У каждого ученика лежат по 3 листочка: красный, жёлтый и зелёный для самооценки.)

-Прочитайте целевые установки в рубрике «Что узнаем, чему научимся»

Дети читают учебник на с.36.

IV. Изменение в природе.

– Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе.

– Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе? ( В неживой)

1. Осенние изменения в неживой природе

– Ребята, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем исследования, определить осенние изменения. ( Заполнение таблицы в парах, проверка по слайду№5)

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОГОДА ОСЕНЬЮ?

лето

осень

ОБЛАЧНОСТЬ

Небо чистое, лишь кое-где небольшая облачность.

Небо затянуто облаками. Оно кажется низким

ВЕТЕР

Теплый, не порывистый.

Холодный, порывистый

ОСАДКИ

Дожди кратковременны, теплые, часто бывают грозы.

Дожди затяжные, холодные, мокрый снег

ТЕМПЕРАТУРА

ВОЗДУХА

Тепло, много ясных дней, солнце высоко

Температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно, пасмурно.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно). ( Слайд №6)

Работа по учебнику с.36-37

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе. ( Слайд №7)

V.Физкультминутка

Мы листочки осенние,

Дети выходят из-за парт.

На веточках мы сидим.

Приседают на корточки.

Дунул ветер — полетели,

Встают на носки, резко подняв руки вверх.

Мы летели, мы летели

Плавные махи руками с продвижением вперед, присесть, опустить руки на землю

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

Встают, взмахнув руками, кружатся на месте.

И за парту тихо сели.

2. Осенние изменения в живой природе

2. -Что изменилось осенью в жизни растений и животных вы сможете ответить сами, поработав в группе. Во время обсуждения звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

1 группа – растения

2 группа – птицы

3 группа – звери

Ответив на вопросы, вы расскажите об осенних изменениях в живой природе.

1 группа:

– Определите, как выглядят растения осенью, поставьте +, если можно ответить «да».

2 группа:

– Рассмотрите рисунок в учебнике на с.38 и ответьте на вопросы:

– Как называются такие птицы? (перелётные)

– Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

– Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы? (Насекомыми и семенами)

. Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут.

Назовите птицу. ( Картинка птицы)

-К какой группе птиц ее можно отнести?

-Подумайте, нуждаются ли птицы в нашей помощи?

3 группа:

Медведь не делают запасы

Белка меняет цвет шерсти

Заяц ложится в спячку

Лиса делает запасы

Выступления от групп. Обобщение ответов (слайд №8)

1группа:

Лиственные деревья сбрасывают листву, травы отмирают, хвойные деревья остаются зелеными

2группа

С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края – туда, где есть корм.

Оседлые птицы остаются зимовать.

3 группа

Медведь не делают запасы

Белка меняет цвет шерсти

Заяц ложится в спячку

Лиса делает запасы

VI. Рефлексия.

– Какие изменения происходят природе с приходом осени? (слайд №9)

Солнышко поднимается невысоко, плохо греет.

Чаще идут дожди.

Похолодало.

Улетают на юг птицы.

Звери готовятся к зиме.

Желтеют и краснеют листья.

Листопад.

VII. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке при помощи листьев трёх цветов: зелёный — всё получилось, всё запомнил; желтый — были трудные задания, не всё получалось; красный — я ничего не понял, мне нужна помощь.

Оценивают собственную деятельность и результативность работы на уроке при помощи разноцветных листочков (поднимают листочки).

-Заканчивается наш урок, и наше сегодняшнее путешествие в гости к Осени.

– Оно вам понравилось?

-Ребята! А мне понравилась ваша работа на уроке!

-Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы!

VIII. Домашнее задание

Учебник – с.36-39

Рабочая тетрадь с. 28-29 задание № 3; № 4

Закончить урок можно стихотворением

Осень

Константин Бальмонт.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья

infourok.ru

«В гости к осени. Живая и неживая природа осенью».

Урок по окружающему миру

во 2 классе

Тема: «В гости к осени. Живая и неживая природа осенью».

Цель урока: 1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока.

Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем умение делать        выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы работы на уроке: групповая, коллективная, парная.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, жёлтыми листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. 

  1. Актуализация знаний

-Учитель читает стихотворение А.С. Пушкина

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван тянулся к югу:
Приближалась довольно поздняя пора; 
Стоял ноябрь уж у двора.

-О чём говорится в стихотворении А.С. Пушкина? (Об осени)

-Давайте проверим, помните ли вы названия осенних месяцев.

Я читаю пословицу, а вы определяете, о каком месяце идёт речь.

1. КРАСНО ЛЕТО ПРОВОЖАЕТ, ОСЕНЬ ЗОЛОТУЮ ВСТРЕЧАЕТ

2. ЗЕМЛЮ ПОКРОЕТ, ГДЕ ЛИСТОМ, ГДЕ СНЕЖКОМ.

3. В ОСЕННЕЕ НЕНАСТЬЕ СЕМЬ ПОГОД ВО ДВОРЕ: СЕЕТ, ВЕЕТ, КРУТИТ, МУТИТ, РВЕТ, СВЕРХУ ЛЬЕТ И СНИЗУ МЕТЕТ.

III. Формулирование темы и целей урока

– Попробуйте определить, о чём пойдет речь на уроке? (Предположение учащихся.)

-Тема нашего урока называется «В гости к Осени» А точнее сказать она к нам сама пришла в наши края! Сегодня она заглянула к нам в класс и оставила корзину с разноцветными листьями, которые я разложила вам на парты. ( У каждого ученика лежат по 3 листочка: красный, жёлтый и зелёный для самооценки.)

-Прочитайте целевые установки в рубрике «Что узнаем, чему научимся»

Дети читают учебник на с.36.

IV. Изменение в природе.

– Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе.

– Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе? ( В неживой)

1. Осенние изменения в неживой природе

– Ребята, назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.) Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем исследования, определить осенние изменения. ( Заполнение таблицы в парах)

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПОГОДА ОСЕНЬЮ?

лето

осень

ОБЛАЧНОСТЬ

Небо чистое, лишь кое-где небольшая облачность.

Небо затянуто облаками. Оно кажется низким

ВЕТЕР

Теплый, не порывистый.

Холодный, порывистый

ОСАДКИ

Дожди кратковременны, теплые, часто бывают грозы.

Дожди затяжные, холодные, мокрый снег

ТЕМПЕРАТУРА

ВОЗДУХА

Тепло, много ясных дней, солнце высоко

Температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно, пасмурно.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.
б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.
в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно).

Работа по учебнику с.36-37

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе.

V.Физкультминутка

Мы листочки осенние,

Дети выходят из-за парт.

На веточках мы сидим.

Приседают на корточки.

Дунул ветер — полетели,

Встают на носки, резко подняв руки вверх.

Мы летели, мы летели

Плавные махи руками с продвижением вперед, присесть, опустить руки на землю

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

Встают, взмахнув руками, кружатся на месте.

И за парту тихо сели.

2. Осенние изменения в живой природе

2. -Что изменилось осенью в жизни растений и животных вы сможете ответить сами, поработав в группе. Во время обсуждения звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

1 группа – растения

2 группа – птицы

3 группа – звери

Ответив на вопросы, вы расскажите об осенних изменениях в живой природе.

1 группа:

– Определите, как выглядят растения осенью, поставьте +, если можно ответить «да».

Хвойные деревья сохраняют иголки?

Травы зеленые?

2 группа:

– Рассмотрите рисунок в учебнике на с.38 и ответьте на вопросы:

– Как называются такие птицы? (перелётные)

– Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

– Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы? (Насекомыми и семенами)

. Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут.

Назовите птицу. ( Картинка птицы)

-К какой группе птиц ее можно отнести?

-Подумайте, нуждаются ли птицы в нашей помощи?

3 группа:

Медведь не делают запасы

Белка меняет цвет шерсти

Заяц ложится в спячку

Лиса делает запасы

Выступления от групп. Обобщение ответов

1группа:

Лиственные деревья сбрасывают листву, травы отмирают, хвойные деревья остаются зелеными

2группа

С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края – туда, где есть корм.

Оседлые птицы остаются зимовать.

3 группа

Медведь не делают запасы

Белка меняет цвет шерсти

Заяц ложится в спячку

Лиса делает запасы

VI. Рефлексия.

– Какие изменения происходят природе с приходом осени?

Солнышко поднимается невысоко, плохо греет.

Чаще идут дожди.

Похолодало.

Улетают на юг птицы.

Звери готовятся к зиме.

Желтеют и краснеют листья.

Листопад.

VII. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке при помощи листьев трёх цветов: зелёный — всё получилось, всё запомнил; желтый — были трудные задания, не всё получалось; красный — я ничего не понял, мне нужна помощь.

Оценивают собственную деятельность и результативность работы на уроке при помощи разноцветных листочков (поднимают листочки).

-Заканчивается наш урок, и наше сегодняшнее путешествие в гости к Осени.

– Оно вам понравилось?

-Ребята! А мне понравилась ваша работа на уроке!

-Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы!

VIII. Домашнее задание

Учебник – с.36-39

Рабочая тетрадь с. 28-29 задание № 3; № 4

Закончить урок можно стихотворением

Осень

Константин Бальмонт.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья

infourok.ru

Конспект по окружающему миру на тему “В гости к осени”(2 класс)

ГАПОУ НСО

«Черепановский педагогический техникум»

Дата: 28.09.2016г.

Урок: Окружающий мир

МОУ СОШ №3

Класс: 2 «В»

Учитель: Шелест Лариса Валерьевна________________

Методист: Иванова Елена Викторовна _______________

Студенка: Касьянова Анна Александровна

Тема: «В гости к осени. Сезонные изменения в живой и неживой природе.»

Цель урока: дать учащимся представление о характерных признаках осени в живой и неживой природе.

УУД:

Личностные: учащиеся осознают ценность природы для жизни человека и для себя лично;

Познавательные: научатся наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в неживой и живой природе;

Коммуникативные: развивать коммуникативные умения, умения слушать, доброжелательное отношение друг к другу.

Ресурсы: мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация.

2016 г.

Ход урока

I.Орг. момент

Приветствие

Встали все у парт красиво, 

Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок окружающего мира начнем.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Александровна. Сегодня я проведу урок окружающего мира.

Приветствуют учителя, садятся.

II.Актуализация знаний

«Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду.»

-Определите, какое это время года?

Cлайд№1

-Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Мы сегодня отправимся в гости к осени. И тема нашего урока так и называется : в гости к осени. Сезонные изменения в живой и неживой природе.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня узнаем?

Узнаем об осенних явлениях в неживой и живой природе. Будем учиться рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края.

-Осень.

Дети высказывают свое предположение.

Дети высказывают свое предположение.

III.Организация познавательной деятельности

Физминутка.

-Назовите объекты, относящиеся к неживой природе.

Слайд №2

-А теперь давайте вспомним каким было лето?

-Давайте сравним две картинки лето и осень. Какие изменения произошли? Слайд№3

Вывод: -летом небо голубое, лишь кое где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

-летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

– летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

-Сейчас мы прочитаем текст на странице 36 и сделаем выводы , какие изменения в неживой природе произошли с приходом осени?

Читают текст.

– какие осенние явления происходят в неживой природе?

-А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в живой природе.

-А как меняется жизнь растений?

Больше всего осенью меняется лес. Листья на деревьях и кустарниках меняют свою окраску, а затем начинают опадать.

-Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?

Познавательный ролик.

-А какие деревья не сбрасывают листву?

Слайд №4

Видеоролик

Я привстану на носочки,
Хорошенько потянусь. 
Раз – наклон, два – наклон, 
Словно буква “О” свернусь. 
И попрыгаю немножко, 
И руками покручу, 
Постою на правой ножке 
И головкой поверчу… 
Тихо сяду, улыбнусь 
И работою займусь!

-В осеннем лесу уже не услышим веселого беззаботного пения птиц, как вы думаете почему?

Как называют таких птиц?

-Каких перелетных птиц вы знаете?

Слайд№5

-Чтобы ответить на вопрос, почему птицы улетают на юг, давайте прочитаем текст в учебнике на странице 38.

Чтение текста учащимися

Какова же основная причина, почему птицы улетают на юг?

Ребята, перелетные птицы преодолевают большие расстояния, летят иногда без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях.

-А все ли птицы улетают на юг?

-Назовите, которые остаются.

-А какие птицы прилетают к нам?

Слайд №6

-А как вы думаете, чем питаются зимующие птицы?

-А как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

-Как вы думаете, меняется ли жизнь животных осенью?

-И как же меняется?

-Я буду вам рассказывать о жизни зверей осенью, о том ,как они готовятся к зиме. А ваша задача отгадать, о каком звере идет речь.

Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)

Слайд№7

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка.(Лиса)

Слайд№8

Я очень интересный зверь. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Найду осину или иву и начинаю подгрызать дерево со всех сторон. Упавшее дерево старательно разделываю: отделяю ветки, перегрызаю на несколько частей ствол, а потом все это сплавляю по воде к хатке и складываю в большие кучи. Так я запасаю себе на зиму «продукты». Замерзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. (Бобер)

Слайд №9

Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело мое покрыто серебристо-серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато-белые полосы, а через глаза и уши – черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накоплю столько, что можно, и спать ложиться на всю зиму! (Барсук)

Слайд№10

Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые», вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц)

Слайд№11

Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах.

Похолодание, появление инея, заморозки, затяжные дожди, первый снег, туманы и ледостав.

Меняется окрас листьев, желтеет трава, отцветают цветы.

Мнение учащихся.

Хвойные

встать на носочки, потянуться

выполнить 2 наклона вперёд
достать руками носки ног (2-3 раза)
прыжки на двух ногах 3-4 раза
выполнить вращение руками 3-4 раза
стойка на правой ноге (2-3 сек.)
наклоны головы вправо-влево (4-6 раз)
сесть на место

Потому что многие птицы стаями улетают на юг.

Перелетные.

Цапля, стриж, ласточки, грач, утка-кряква, журавли

Меньше становится корма. Насекомые исчезают, травянистые растения увядают.

Нет.

Вороны, воробьи, синицы.

Снегири и свиристели.

Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Кормушки.

Да

Мнение учащихся.

Отгадывают загадки и отвечают на вопрос.

IV. Соотнесение цели и результата

Ребята, на слайде представлены два задания. Кто нам прочитает первое задание.

-Нашли ошибку?

-Почему «листопад» является ошибкой в данном утверждении.

Слайд№12

-Кто нам прочитает второе задание?

Слайд№13

Ответы и рассуждение учащихся.

V.Подведение итогов урока

-О каких изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

-Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени?

VIДомашнее задание

Стр. 36-37 прочитать, ответить на вопросы (устно)

Учащиеся записывают в дневник.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме « Неживая природа осенью»

МБОУ « Софринская СОШ №2»

Пушкинского муниципального района

Московской области

Конспект урока

по окружающему миру во 2 классе

по теме « Неживая природа осенью»

Подготовила:

Учитель начальных классов

Маркова Виктория Александровна

2015 год

Цель урока: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой природе. Показать связь между живой и неживой природой. Развивать устную речь, память, мышление, воображение. Развивать умение наблюдать и рассказывать об осенних изменениях в живой и неживой природе. Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться  в  ходе урока.

Личностные: формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;   

Познавательные: формируем умение самостоятельно находить необходимую информацию из  иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы;  формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение поставить учебную цель, задачу урока на основе того, что уже известно, и усвоено; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем  умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению;  умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Формы работы на уроке: групповая, коллективная, парная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация в программе Power Point, учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь к учебнику, карточки с заданиями для групповой работы и для работы в парах.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, жёлтыми  листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.

II. Мотивация учебной деятельности.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

 Ребята, какому времени года посвящены эти строки? (Осени)

 Почему вы так решили?

 Какова, по-вашему, будет тема сегодняшнего урока? На какие вопросы мы можем ответить сегодня?

 Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о том, какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени.

III. Работа по теме урока.

1. Актуализация знаний.

 Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. По мере того, как дети называют, на доске появляется надпись:

облака

осадки

небо

ветер

солнце

вода в водоемах

 Вспомните погоду летом (дети опираются на слова, записанные на доске) Как она изменилась с приходом осени?

Делаются выводы:

А. Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

Б. Летом дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

В. Летом погода тёплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно.

2. Работа с демонстрационным материалом.

Презентация «Неживая природа осенью».

После просмотра презентации делаются выводы по материалам презентации.
 О каких осенних явлениях неживой природы вы узнали по материалу, который мы просмотрели?
1. СОЛНЦЕ

2. НЕБО

– Приглядитесь внимательно к небу. Каким оно бывает ранней и поздней осенью? (Летом и ранней осенью бывают кучевые облака, а осенью – чаще тучи).

3. ДОЖДИ

– Почему говорят, что «осень плачет»? (Идут дожди)

– Но ведь дожди идут и в другое время года. А так говорят только про осень. (Ответы детей)

4. ТУМАН

– Мы попрощались с последней капелькой.

– Как вы думаете, как капля связана со словами «дождь» и «туман»? (эти явления состоят из воды)

– Наблюдали ли вы туман? Какой он?

5. ЗАМОРОЗКИ

– Осень всегда вдохновляла и вдохновляет художников и поэтов. Послушайте отрывок из стихотворения О. Высоцкой «Осеннее утро»

Желтый клен глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

– Какие бы вы взяли краски, чтобы нарисовать рисунок к этому стихотворению? (Желтую, голубую, серебристую)

– А что бы нарисовали серебристой краской? (Иней)

– Какое явление природы описывается в стихотворении? (Заморозок)

– Иней не стоек. Только выглянет солнце. Он мигом растает.

6. ВЕТЕР

Летом ветер тёплый, слабый. Осенью дует холодный, порывистый ветер.

7. ЛЕДОСТАВ

– Часто осенью идет крупный мокрый снег. Хлопья его падают на остывшую воду реки и не тают. Так и плывут по течению, слипаясь в большие рыхлые комья льда. Через день-другой они смёрзнутся в льдины. Теперь можно полюбоваться осенним ледоходом. Постепенно льдины становятся всё крупнее, толще. Сильный мороз предзимья схватывает, соединяет их. Льдины смыкаются с берегами, движение прекращается: лёд встал. Замёрзла река, кончился ледостав. А с ним кончилась осень.

– Дети, почему мы так подробно говорим об изменениях в неживой природе? (Изменения в неживой природе влияют на живую природу.)

– Приведите примеры.

IV. Физкультминутка.

Игра «Мы листики осенние». Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снов набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по классу, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся

3. Работа в парах. Работа с иллюстрациями на сравнение.

 На каком рисунке показана ранняя осень, а на каком – поздняя? Объясни, почему так думаешь.

4. Групповая работа.

Дети  должны ознакомиться с поговорками и пословицами про осень и выбрать:

1-я группа – о ранней осени;

2-я группа – о поздней осени.

Поговорки и пословицы про осень. (раздаются на листочках):

Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.

Осень – время собирать урожай.

Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает.

Сентябрь – пора золотой осени.

Сентябрь – отлётная пора.

В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

Холоденек октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.

Октябрь месяц первых снегов, первых холодов.

К октябрю березы оголяются.

Ноябрь – бездорожник: то снег, то грязь, то грязь, то снег – ни колесу, ни полозу нет ходу.

В ноябре с утра может дождь дождить, а к вечеру сугробами снег лежать.

В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

В ноябре зима с осенью борется.

5. Подведение итогов групповой работы.

VI. Самооценка детьми собственной деятельности на уроке.

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке при помощи листьев трёх цветов: зелёный — всё получилось, всё запомнил; желтый — были трудные задания, не всё получалось; красный — я ничего не понял, мне нужна помощь.

Оценивают собственную деятельность и результативность работы на уроке при помощи разноцветных листочков (поднимают листочки).

VII. Итог

– О чем новом вы узнали сегодня на уроке?

– Что запомнили?

– О чем задумались?

– Что еще хотели бы узнать по этой теме?.

VIII. Домашнее задание:

1. Выполнить рисунок на тему «Осень в моем родном крае»;

2. Подготовить загадки про осень для соседа по парте.

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру “В гости к осени” 2 класс

ГАОУ СПО НСО «Черепановский педагогический техникум»

Конспект урока по Окружающему миру 2 «Б» класс

Дата проведения: 24.09.2015
Место проведения: МОУ СОШ №3
Студент: Бердникова С.С
Методист: Иванова Е.В
Учитель: Михалёва С.В

Тема урока: В гости к осени

Тип урока: урок закрепления

Цель: познакомить с осенними изменениями в природе;

Универсальные учебные действия:

Личностные: доброжелательное отношение к окружающему.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объектами.

Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы.

Регулятивные: планировать свои действия в течении урока.

Ресурсы: учебник 2 класс «Окружающий мир» Плешаков

2015

Структура

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Оргмомент

-Здравствуйте ребята, меня зовут Светлана Станиславовна, и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира.

-проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.

  1. Актуализа-ция знаний

-Что вы изучали на прошлом уроке?

На прошлом уроке, вы изучали погоду. Давайте мы с вами отгадаем загадки. Что бы вспомнить явления природы.

-Как называется сильный ветер со снегом? (метель) слайд 1

-Он давно по окнам лупит,

Видно капли из-за штор,

Если мама зонтик купит-

Я смогу пойти во двор. (дождь) слайд2

-Он спустился утром рано

Белый, белый и густой

Воздух вымазан сметаной

Отгадай, кто он такой? (туман)

слайд 3

-Он вчера совсем не дул,

Флигель даже отдохнул,

А теперь он просто шквал!

Как бы флигель не сломал. (ветер)

Слайд 4

Молодцы ребята! Вот мы с вами и вспомнили явления природы.

Слайд 5

Скажите, это живая природа, или не живая?

Отгадывают загадки

  1. Изучение нового материала

-Послушайте музыку, и предположите, о чём пойдёт речь на нашем уроке.

Аудиозапись

Инструментальная «Приход осени»

-Правильно, это осень. Сегодня мы с вами пойдём «в гости к осени». Это будет не экскурсия, потому что на улице плохая погода, это будет воображаемый урок-экскурсия.

Слайд 6

-Что вы знаете об осени?

-А какая же погода осенью?

-Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку. Слайд 7

Какие приметы осени вы наблюдали?

-Световой день укорачивается, утро наступает позже, а вечер раньше.

-Понижается температура воздуха, становится холоднее с каждым днём.

-Солнечный день становится всё меньше, нередко небо скрывают облака и тучи.

-Всё чаще на улице идёт дождь, и дует ветер.

-Ветер стал сильнее и холоднее, воздух наполнен сыростью.

Слайд 8

-Скажите, то что мы с вами перечислили, это живая природа, или не живая?

Слайд 9

-А какого же цвета осень?

-Летом вокруг было много зелёного цвета. А осенью на короткое время вспыхнули самые разные краски. Кажется, что весь мир состоит из ярких, разноцветных листьев. Краски нам эти дарят растения.

  1. Игра «Я диктор»

-А теперь поговорим о погоде осенью. Давайте поиграем в игру. Я буду диктором: расскажу о погоде осенью, а вы скажете, когда такая погода бывает: в начале осени или в конце.

-Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, тёплая погода. Лёгкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачно. Дождь не ожидается в течении всего дня. Температура воздуха 10-12 градусов тепла.

-Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура воздуха 2-3 градуса выше нуля.

-А почему люди слушают по радио и по телевизору прогноз погоды?

Верно, люди выбирают одежду в зависимости от погоды.

Итак, какие же изменения в живой природе происходят осенью?

1) Что вы знаете о растениях.

-Листья на деревьях теряют зелёный цвет, становятся сухими.

-Трава пожухла, а цветы завяли.

-Листья срываются с деревьев и опадают.

-какие деревья сбрасываю листву?

Какие растения остаются зелеными. Почему?

Осенью все деревья сбрасывают свою листву, а лесная красавица ёлка, так и стоит всю зиму зелёная и нарядная. Правду говорят: зимой и летом одним цветом.

На самом деле зелёные хвоинки-иголки- это видоизменённые листья. Хвоинки такие маленькие и на ели их так много, что если елка сбросит свой колючий наряд, её не хватит весны, чтобы вновь одеться в густую хвою. И всё же ёлка, как и все хвойные деревья, меняет свой зелёный наряд, но делает это очень медленно. Для того чтобы сменились все старые иголки, должно пройти около 9 лет.

Ель имеет различные формы, различающиеся цветом хвои, типом кроны, а так же размером. К тому же ель сохраняет свою декоративность круглый год, поэтому сады, в которых она произрастает, никогда не выглядят тусклыми и безжизненными.

2)Что вы знаете о птицах?

-Как ведут себя птицы?

-Какие улетают на юг?

-Какие остаются зимовать?

3)Что вы знаете о зверях?

-Кто впадает в спячку?

-Какие животные делают запасы на зиму?

4)Как ведут себя насекомые?

А чем занимаются люди осенью?

(Собирают урожай, проводятся работы на участках, перекапывается почва с добавлением органических удобрений, высаживаются некоторые культуры, утепляются грядки с многолетними растениями)

Итог подводим: показываем видеоролик об осени.

-Итак, какие же изменения в живой и неживой природе происходят осенью?

Видеоролик

Слушают аудиозапись

Осень

3 месяца, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Жёлтый, красный, зелёный, коричневый, чёрный

Начало осени

Конец осени

  1. Физминутка

Ёлочки-пенёчки

  1. Закрепление изученного материала

-А сейчас мы с вами заполним вот такую таблицу.

Загадки

  1. Зиму всю зарывшись в стог

Спит колючий колобок(ёж)

  1. Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам

Он в шубке серенькой зимой

А в рыжей шубке летом.(белка)

  1. Кто осенью холодной,

Ходит хмурый и голодный.(волк)

  1. Меньше тигра, больше кошки

Над ушами кисти-рожки

С виду кроток, но не верь

Страшен в гневе этот зверь!(рысь)

  1. Зимой беленький, а летом серенький

Никого не обижает, а всех сам боится.(заяц)

  1. Осень, лето ль на дворе

Он всегда сидит в норе!

Дни и ночи напролёт

Роет землю сонный… (крот)

  1. Косолапый и большой

Спит в берлоге он зимой

Любит шишки, любит мёд

Ну-ка, кто же назовёт?(медведь)

  1. Родственники домашней хрюшки

Хоть такие есть и ушки

С пятачком. Большой. Всеядный

А ещё он дикий, стадный.(кабан)

  1. Посмотрите-ка какая-

Вся горит, как золотая

Ходит в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой.(лиса)

  1. Итог урока

Что сегодня изучили на уроке? Что вам было уже известно, а что вы узнали?

Что же происходит в неживой природе осенью?

Что происходит в живой природе осенью?

Что делает человек осенью?

  1. Рефлексия

Для последнего этапа нам понадобятся цветные карандаши:

Зелёный и жёлтый цвет, если вам понравился урок поднимите жёлтый карандаш. Если не понравился, то жёлтый.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *