Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Язовская основная общеобразовательная школа
Проект урока
Ознакомление с окружающим миром
Тема: В гости к осени.
2 класс
Технология: Личностно-ориентированное обучение
Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас – в 2 ч.М.«Просвещение» 2004
Программа: А. А. Плешакова «Окружающий мир»
Учитель начальных классов:
Коржова Светлана Николаевна
Язово 2010 г.
Пояснительная записка
Данный урок изучения нового материала проводится на основе знаний, полученных после урока-экскурсии ( на котором учащиеся познакомились с общим понятием о погоде, какая бывает погода, как измеряют погоду).
На уроке учащиеся узнают о характерных признаках осени в неживой природе, расширяют знания о жизни растений, насекомых, птиц, зверей.
Для более рационального использования времени и для того, чтобы проследить связь осенних изменений в неживой и живой природе используется план изучения темы, по которому можно проследить в дальнейшем изменения в природе зимой, весной и летом.
Для эффективного изучения материала на уроке используется:
– различная наглядность: картины осени,
– карточки с заданиями,
– игрушки зверей,
– листья деревьев и кустарников, травы, семена растений (собранных на экскурсии)
– учебник
-тетрадь.
В ходе урока меняются методы и формы работы. Задания выполняются в группах, индивидуально, проводится беседа, даётся творческое задание.
Для того, чтобы привлечь внимание детей к познанию окружающего мира, на уроке используется занимательный материал: загадки, кроссворд, стихотворение, пословицы и поговорки об осени.
Ценность данного урока состоит в том, что учащиеся с помощью учителя и на основе изученного материала, собственных наблюдений учатся анализировать , сравнивать изменения в природе, делать выводы.
На уроке развивается речь учащихся, память, внимание, интерес к изучению окружающего мира, воспитывается любовь к родной природе.
Цели урока: создание условий для:
– формирования представлений о характерных признаках осени в живой и неживой природе, обогащения знаний детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц и зверей, установления связи между живой и неживой природы
– активизации познавательной деятельности учащихся, развития наблюдательности , внимания;
– воспитания любви к родной природе.
Цели ученика:
-определить характерные признаки осени в неживой природе;
– узнать какие изменения происходят в живой природе ( в жизни растений, насекомых, птиц, животных) и почему.
Оборудование:
Картины с изображением природы осенью и летом.
Травы, семена растений, листья деревьев и кустарников.
Карточки с заданиями, со словами.
Игрушки-звери (лиса, ёж, медведь, заяц, белка)
Учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков. издательство «Просвещение», 2005г
Тетрадь «Мир вокруг нас» проверим себя 2 класс.
Журналы «Мурзилка»
Структура урока.
Организационный этап – 1 мин.
Проверка д/з по теме «Погода. Термометр».- 7 мин.
– самостоятельная работа в тетради – 5 мин.
– работа с карточками – 1 мин.
– рассказ о погоде – 1 мин.
3. Сообщение темы – 1 мин.
4. Целеполагание – 2 мин.
5. Изучение нового материала – 22 мин
– работа в парах – 4 мин;
– индивидуальное задание – 5 мин;
– работа творческих групп – 4 мин;
– отгадывание загадок – 4 мин;
– рассказы о животных – 5 мин.
6. Итог урока – 6 мин.
– отгадывание кроссворда – 3 мин;
– пословицы и поговорки – 3 мин.
7. Д/з – 1 мин.
Учитель обращается к детям.– Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу успехов в работе.
Учащиеся приветствуют друг друга, желают друг другу успеха.
Обеспечение мотивационной готовности и положительного настроя к работе на уроке
2.Проверка д/з
-Какое д/ з было задано на предыдущем уроке?
– Что нового вы узнали о погоде?
Откройте тетради стр. 4, выполните самостоятельно задание № 1, 2 и стр. 5 № 1
Выберите карточки с заданием.
Кто расскажет, какая погода сегодня?
Узнали, что такое погода и как её измеряют.
Выполняют самостоятельную работу на оценку.
Вытягивают по очереди карточку и выполняют задание. (Приложение № 1)
Один ученик отвечает на вопросы по карточке. (Приложение № 2)
Создание условий для проверки знаний и умений учащихся по изученной теме
3.Сообщение темы урока.
– Послушайте стихотворение. Определите, о каком времени года идёт речь?
Листопад
Игорь Мазнин
Ушло тепло. Пропали птицы.
У леса – ветер в голове…
И вот его цветной листве
На ветках
Больше
Не сидится.
И вот,
Который день подряд
Шум, шелест, шорох –
Листопад…
( Показать рисунок из журнала «Мурзилка» № 10. 2004г)
– Какие слова из стихотворения вам помогли это определить?
-Да , мы будем говорить об осени.
Речь идёт об осени
Ушло тепло, пропали птицы, цветная листва на деревьях, листопад
Стихотворение и вопросы побуждают детей к определению темы урока.
4.Целеполагание
– Работа предстоит большая. Я предлагаю вам построить её по следующему плану. (план записать на доске)
1. Изменения в неживой природе.
2. Изменения в живой природе:
– растения
– насекомые
– птицы
– звери
– Какую цель на урок вы можете поставить себе? На какие вопросы нам нужно ответить в ходе урока?
Дети проговаривают свои цели на урок. Задают сами себе вопросы. (вопросы можно записать на доске).
– Какие изменения происходят в неживой и живой природе?
– Куда исчезают насекомые и почему?
– Как готовятся к зиме птицы и звери?
План и вопросы побуждают детей к определению целей урока
и создают условия последовательного изучения нового материала.
5.Изучение нового материала
1. Я предлагаю вам вспомнить погоду летом (опираясь на слова, записанные на карточке, и иллюстрации учебника стр. 24-25) и сразу же, путём сравнения, определить осенние изменения в неживой природе.
– Сейчас немного отдохнём. Вспомним нашу экскурсию в лес.
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем–
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
2.- На экскурсии мы собрали букет из листьев и трав, семена растений. Давайте вспомним их названия и расскажем, какие изменения произошли в жизни растений и почему.
3.- Составить рассказ о насекомых, ответив на вопросы.
4.– С наступлением холодов на улице исчезают насекомые. Кто всё лето ими питался?
Следующий пункт плана – изменения в жизни птиц. Отгадайте загадки, разделите отгадки на две группы.
– Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и
кормиться?
– Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … .
– Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
– В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд – приятель!»
И ставит подпись … .
5. – Посмотрите, какие звери пришли к нам в гости. Расскажите, как они приготовились к зиме.
– работают с учебником и
карточкой (Приложение № 3)
Читают вывод в учебнике стр. 27.
На доске вывешиваются слова: ПОХОЛОДАЛО, ИНЕЙ, ЗАМОРОЗКИ, ТУМАНЫ, ЛЕДОСТАВ.
Учащиеся выполняют движения.
Обращается внимание детей на хвойные деревья.
По вопросам карточки (Приложение № 4)
Составляют рассказ о насекомых.
Птицы.
Отгадывают загадки и делят на две группы – перелётные и зимующие, рассказывают об изменениях в их жизни.
Рассказы учащихся о жизни зверей.
Работа выполняется в парах – одна пара работает по учебнику, другая по карточке.
Работа в парах способствует формированию умения сотрудничать.
Физкультминутка позволяет снять усталость и активизировать внимание детей
Выбор учащимися растений обеспечивает дифференцированный подход: каждый выбирает для себя растение или смена (по желанию) несколько или одно.
Развитие речи учащихся.
Отгадывание загадок дает возможность активизировать внимание и развивать наблюдательность, повышает интерес к работе.
Создание ситуации, позволяющей каждому ученику проявить инициативу и желание рассказать свой рассказ, развитие устной речи.6.Итог урока
А теперь давайте попробуем ответить на вопросы, которые мы задавали себе в начале урока, с помощью кроссворда.
Ключевое слово получилось «золотая». В народе осень называют «золотой». А какие приметы осени вам знакомы? (пословицы, поговорки)
Отгадывание кроссворда. (Приложение №5)
Называют основные изменения в природе.
Дети называют знакомые приметы, пословицы и поговорки. Дополнительно читают их в уголке природы.
Использование занимательного материала позволяет прививать интерес к познанию окружающего мира.
7.Д/з
Учебник стр. 26-29,
по выбору ( творческое) – подобрать или сочинить стихи об осени, нарисовать рисунок на тему «Осень в природе»
Учащимся выставляются оценки за д/з.
Изученный материал будет проверен и оценен на следующем уроке.
Задание творческого характера способствует развитию творческих способностей учащихся.
Приложение № 1.
Прочитайте разными способами. В какое время года бывает эта температура?
+ 7º , – 25º – 2º , + 30º
– 1º, + 15º – 10º, 0º
Приложение № 2.
Какая сегодня погода?
Ясно, облачно, пасмурно.
Осадки.
Ветер – сильный, слабый, порывистый, тёплый, холодный, безветренная.
Температура воздуха
Приложение № 3.
Сравни погоду летом и осенью определи осенние изменения.
– небо голубое, лишь кое-где небольшие облака;
– небо затянуто облаками, кажется низким;
– дожди затяжные, холодные;
– дожди кратковременные, тёплые, часто бывают грозы;
– погода тёплая, много ясных дней;
– температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или
пасмурно.
Приложение № 4.
Ответь на вопросы:
Видели ли вы летом насекомых? Каких?
Много ли их было летом?
Больше или меньше их стало с приходом осени?
В какую погоду их становится меньше?
Где они прячутся?
Приложение № 5.
Какого цвета осень?
На улицах холодает.
Ледок лужи прикрывает.
Иней покрывает землю и траву –
Это лёгкий морозец
Пришел ко двору.
Как народ такое явление называет?
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл траву и кусты.
А как сумерки настали
Нам по радио сказали,
Что и завтра он пройдёт
И польёт наш огород.
Это что за чудеса?
Не разверглись небеса –
Дождь идёт такой прекрасный.
Он лилово-жёлто-красный!
Это осени явление, ты подумай и скажи.
Понижение температуры осенью.
Это особа летом покрыта зелёной хвоёй, а осенью меняет наряд на жёлтый и постепенно сбрасывает его.
В конце осени реки, озёра, пруды покрываются льдом. Это явление называется … .
Название второго месяца осени.
Ответы 1. Заморозки. 2. Дождь. 3 Листопад. 4. Похолодание. 5. Лиственница.
Ледостав. 7. Октябрь.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО – ЗОЛОТАЯ.
infourok.ru
1. По результатам экскурсии заполните таблицу.
2. Обозначь цифрами порядок следования осенних месяцев.
3. Выполните задания для групповой работы.
Вариант 1
1) Найдите ошибку в утверждении. Зачеркните лишнее слово.
К осенним явлениям в неживой природе относятся: похолодание, листопад, первые заморозки, ледостав.
2) Вырежите картинки из Приложения и наклейте их в соответствующие рамки
Вариант 2
1) Найдите ошибку в утверждении. Зачеркните лишнее слово.
К осенним явлениям в живой природе относятся: увядание трав, появление инея, исчезновение насекомых, отлёт перелётных птиц.
2) Вырежите картинки из Приложения и наклейте их в соответствующие рамки.
4. В атласе-определителе «От земли до неба» найди информацию о ласточках и стрижах. Узнай, чем они похожи и чем различаются. Запиши.
Сравнение ласточек и стрижей
Сходство: кормятся пойманными на лету насекомыми: мухами, комарами, пчелами, осами. У них примерно одинаковая форма ключа и короткие слабые лапки.
Различия: стрижи летают значительно быстрее ласточек (до 150 км/ч), стрижи почти никогда не сидят на земле, они предпочитают отвесные скалы и стены, ласточки строят гнезда из земли и глины, а стрижи вообще не строят гнезда, а используют готовые дупла и щели.
5. Папа Серёжи и Нади предлагает тебе задание. Полюбуйся осенней природой и по своим наблюдениям выполни рисунок «Красота осени»
okrmir1234.ru
Тест по теме: «В гости к осени» _______________________
1 вариант.
1. Определи время года?
Небо затянуто облаками, кажется низким, дожди затяжные,
холодные, температура воздуха понизилась, ясных дней мало,
постоянно пасмурно или облачно
а) зима;
б) осень;
в) весна
2. Как изменяется день осенью по сравнению с летом?
а) день не изменяется;
б) день становится длиннее;
в) день становится короче.
3. Продолжи определение: “Ледостав – явление природы,
при котором…”
а) земля покрывается льдом;
б) крыши домов покрываются льдом;
в) водоёмы покрываются льдом.
4. Какое осеннее изменение в неживой природе является главным?
а) густые туманы;
б) похолодание;
в) иней.
5. Продолжи определение: “Густой воздух белого цвета,
насыщенный водяными парами, называется…”
а) снег;
б) дождь;
в) туман.
Тест по теме: «В гости к осени» ______________________
2 вариант.
1. Какие дожди чаще всего бывают осенью?
а) тёплые и короткие;
б) моросящие и короткие;
в) холодные и затяжные.
2. Как температура воздуха изменяется с приходом осени?
а) не изменяется;
б) становится ниже;
в) становится выше.
3. Найди неправильное высказывание…
а) Осенью солнце поднимается ниже, чем летом.
б) Дни осенью становятся длиннее.
в) В сентябре бывают первые заморозки.
4.Что относится к осенним явлениям в живой природе?
а) похолодание;
б) ледостав;
в) отлёт перелётных птиц.
5. Продолжи определение: “Тонкий снежный слой,
появляющийся на предметах холодной ночью, называется…”
а) иней;
б) лёд;
в) туман.
infourok.ru
Конспект урока
по окружающему миру
«В гостях у осени».
Автор: Болтикова Ольга Николаевна
Должность автора: учитель начальных классов
Цель урока: познакомить учащихся с осенними изменениями в живой и неживой природе; уточнить и систематизировать представления учеников о признаках осени.
Задачи урока:
1.Дать представления об изменениях в жизни растений и птиц осенью.
2.Учить обобщать собственный жизненный опыт и привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.
3.Продолжать формирование элементов экологической культуры.
4.Воспитание эмоциональной адекватности, эстетического чувства, экологически грамотное поведение в природе.
5.Коррекция звуковой стороны речи.
6.Формирование аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.
Оборудование и наглядность: карточки с заданиями для парной работы, компьютер, мультимедийный проектор, экран, сигнальные карточки, диск с презентацией к уроку.
Ход урока:
1.Орг.момент (слайд1)
(дети)Прозвенел для нас звонок, начинается урок.
К нам без опоздания, приходи старания.
Помоги нам потрудиться, в школу мы пришли учиться.
(учитель) Вот и прозвенел звонок, начался урок.
Очень тихо вы присели и работать захотели.
Руки? На месте! Ноги? На месте!
Локти? У края! Спина? Прямая!
– Здравствуйте, ребята. На ваших партах лежат сигнальные карточки, на которых изображены с одной стороны солнышко, с другой – тучка. Покажите мне рисунок, который соответствует вашему настроению. Хотелось, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось до конца урока.
2.Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе с симпатичным другом – Сёмкой. Будем стараться подружиться с природой, откроем новые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения. (слайд2)
Что мы будем делать с вами, чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать, тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать, научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество-внимательность,
А поможет нам узнать – наша любознательность.
Сначала узнаем кто такой Сёмка, разгадав загадку.
Бежит между елками живой клубок с иголками.
Вдруг волк навстречу появился, клубочек вмиг остановился.
Свернулся и не видно ножек
Скажите, кто же это …..? (ёжик)(слайд3)
3.Работа с календарем природы (слайд4)
– А Семка уже начал путешествовать (на доске рисунок ежика и схема, на которой отмечаем погоду).
-Какое сейчас время года?
– Назовите осенние месяцы.
-Какой день недели?
-Какая сегодня погода?
– Какие изменения происходят в неживой природе с приходом зимы?
-Какие изменения происходят в живой природе?
– Сегодня мы будем говорить об осени, точнее о тех изменениях, которые происходят с наступлением осени и как меняется природа за три осенних месяца. Ваша задача внимательно слушать меня, своих друзей, отвечать на поставленные вопросы только полными предложениями, т.е. давать полные ответы. Быть послушными и активными.
4.Актуализация знаний
-Какие времена года вы знаете? (слайд5)
-Чем ребята заняты летом, весной, зимой.
-Какое время года показано на слайде (слайд6).
-Почему вы так решили, что это осень?
-Назовите осенние месяцы? (слайд7)
5.Изучение нового материала
-Сейчас послушайте стихотворение и скажите, о каком признаке осени в нем говорится?
«Осенний клад»
Падают с ветки желтые монетки…..
Под ногами целый клад!
Это осень золотая дарит листья не считая,
Золотые дарит листья Вам, и нам,
И всем подряд.
И. Пивоварова
Какой становится лес?
Вывод: листья становятся желтыми и красными (слайд8).
-Что происходит дальше? (листопад)
Вот на ветке лист клиновый,
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой!
Поработали мы дружно.
Отдохнуть немножко нужно!
6.Физминутка
Мы листочки осенние, на веточки сидим.
Дунул ветер- полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, закружились
И на землю приземлились.
Мы говорили о листиках в стихотворениях и теперь следующее задание.
7.Игра
-Семка предлагает игру. Нужно составить словосочетания. (слайд9)
Лист березы- березовый лист У сосны и ели есть листья?(да, иголки)
Лист осины-………………… Иголки сосны-……сосновые
Лист дуба-…………………. Иголки ели-…………………
Вывод:
-Посмотрите внимательно на экран. Какие изменения в природе происходят в начале, в конце осени? (слайд10)
-Что можно сказать о температуре воздуха?
– Как она поменялась?
-Осадки?
-Реки, озера?
-Еще одним признаком осени можно назвать появление и сбор грибов. Всем известно, что осень – это грибная пора. Многие отправляются в лес за грибами, но не каждый может назвать себя грибником, ведь для этого надо хорошо знать грибы и уметь их отличать.
-Семка предлагает игру «Собери грибы» (слайд11).
8.Физминутка
Семка шел, шел, шел
Белый гриб нашел.
1-грибок, 2-грибок, 3-грибок
Положил их в кузовок.
-А теперь обратимся к живой природе. Какие изменения происходят жизни животных и птиц. Это тоже является признаками осени.
-Что происходит с насекомыми? (слайд12)
-Какие насекомые замирают до весеннего тепла? (муравьи и мухи)
-Погибают? (бабочки)
-Закапываются поглубже в землю? (жуки)
-Как ведут себя птицы?(слайд13) (многие улетают в теплые края)
-Как вы думаете зачем?
-Все ли птицы улетают? Как их называют? (перелетные-ласточки, гуси, аисты, лебеди, скворцы, жаворонки) (слайд14)
-Как можно помочь зимующим птицам? (дятел, снегирь, голубь, синица, воробей) (слайд15)
9.Гимнастика для глаз
Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Нарисуем букву О, получается легко.
Вверх поднимаем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
Заниматься вновь начнем.
-Еще одна примета – изменение окраски шерсти у животных. Зачем они это делают?
-Семка предлагает послушать загадки и определить название животных (слайд16).
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу, в дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(белка)
За деревьями кустами промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло, пробежало- нет ни дыма, ни пожара.
(лиса)
У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги, а от холода – кора.
(заяц)
Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой, спит в избушке снеговой.
(медведь)
– А как вы думаете, где будет зимовать наш друг – Семка? (зарывается в листья и спит до весны).
10.Закрепление
-По каким признакам мы узнаем, что наступила осень?
-Зачеркнем те явления природы, которые не относятся к осени.
Дети работают по карточкам в парах.
Стало холоднее. Стало теплее.
День уменьшается. День увеличивается.
Река замерзает. Лед на реке тает.
Листья распускаются. Листья желтеют.
Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.
Тает снег и лед. Появляются почки на деревьях.
Ответ на экране (слайд17).
Вывод:
11.Итог урока
-О каких признаках осени мы говорили на уроке?
-Что вам понравилось на уроке?
-Работа с сигнальными карточками (настроение у детей).
nsportal.ru
Технологическая карта открытого урока по окружающему миру во 2 классе
Тема: «В гости к осени».
УМК «Школа России»
Задачи урока
1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе.
2. Создавать условия для формирования умений выдвигать гипотезу, обосновывать доказательство своего предположения
Планируемые результаты
Предметные:
– называть изменения, происходящие осенью в неживой и живой природе;
– овладеть новыми терминами:
заморозки, ледостав, иней, линька, спячка.
– устанавливать связи в жизнедеятельности
растений и животных осенью;
-осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Метапредметные:
-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-извлекать информацию, представлять информацию в виде схемы; делать выводы на основе анализа объектов; обобщать и классифицировать;
-умение совместно договариваться о правилах общения и поведения;
-выполнять самооценку.
Личностные:
– осознавать важность изучения материала по теме;
– формировать положительную учебную мотивацию;
-проявлять учебно-познавательный интерес
Организация урока
Формы работы на уроке:
Групповая, коллективная, парная.
Оборудование
мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация в программе Power Point
учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова 2 класс, рабочая тетрадь к учебнику
карточки с заданиями для групповой работы, карточки с условными знаками.
Ход урока
Дидактическая структура урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты
1.Организационный этап.
Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.
Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой.
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Приветствуют друг друга, взявшись за руки
Личностные: самоопределение; социализация (стиль общения)
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с
учителем и сверстниками
2. Актуализация знаний
Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для построения
новых знаний: внимание, мышление; организовать фиксацию затруднений в выполнении задания
Актуализирует и уточняет знания учащихся
Учитель:
– На доске условные обозначения. Для чего они нужны?
-Что такое погода?
– Охарактеризуйте погоду сегодня.
-Сравните, какая погода была в день экскурсии
(предыдущий урок – экскурсия)
Фронтальная работа
-дают характеристику сегодняшней погоде, используя условные обозначения
Коммуникативные:
умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической речи;
Познавательные:
Умение ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать информацию
3.Создание проблемной ситуации
Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока
Мотивирует учащихся
– Ребята, в начале урока мы улыбнулись друг другу. А когда люди улыбаются?
Учитель. И у нас с вами настроение бодрое и весёлое. Ведь скоро наступит зима, и мы с удовольствием будем кататься на лыжах и коньках, играть в снежки, строить снежные крепости:(Не успел учитель договорить, стук в дверь.) Телеграмма.
Выдвигает проблему
Учитель. Ребята, Зима прислала нам телеграмму. Оказывается, попасть к нам она не может. Её не пускает Осень. А почему зима не может наступить раньше осени?
– Мы можем точно ответить на этот вопрос прямо сейчас?
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Я предлагаю отправиться в гости и узнать правильный ответ на этот вопрос. А к кому мы отправимся в гости? Слайд 2
Предлагает совместно сформулировать цели и задачи урока
– Поставим цель и приступим к работе.
Групповая работа.
– выдвигают предположения;
-изменения в природе происходят постепенно;
В гости к осени.
Узнать у осени какие изменения должны произойти в природе перед наступлением зимы.
Регулятивные:
умение ставить вопросы,
формулировать проблемы, выдвигать гипотезы;
Регулятивные:
умение анализировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев,
Познавательные:
выявление познавательной цели
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: организовать фиксацию затруднений
-Составим план работы.
Слайд 3
Групповая работа
Составляют план
План.
1. Осенние изменения в неживой природе.
2. Осенние изменения в живой природе:
а) в гости к растениям;
б) в гости к птицам
в) в гости к зверям.
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество в группах
5. Организация познавательной деятельности
Цель: организовать усвоение темы, выполнение заданий для открытия новых знаний
Создает эмоциональный настрой для открытия новых знаний
– Итак, отправимся в гости к осени.
А.С.Пушкин любил осень. А как относитесь к ней вы и почему именно так?
Какие признаки осени отражены в стихотворении?
Унылая пора…Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса….
Музыкальное сопровождение
П. И. Чайковский. «Времена года. Октябрь»
Проверим какие осенние месяцы вы знаете
– Выберите названия осенних месяцев
Слайд 4
-Расскажите, как изменяется неживая природа, используя слова – помощники
Слайд 5
-Расположите иллюстрации в правильном порядке по месяцам.
Слайд 6
В чём причина происходящих изменений в неживой природе?
Организует самостоятельную работу с учебником
Цель: самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.
Прочитайте учебный материал на стр. 36-37 учебника
Организует проверку знаний
– Какие изменения в неживой природе произошли с приходом осени? Слайд 7
Оцените свою работу с помощью листиков
Фронтальная работа
Отвечают на вопросы учителя
В похолодании
Работа с информацией в учебнике.
Работа в парах
жёлтый листик – правильно выполнил задание;
красный – задание выполнил с помощью учителя или одноклассника;
зеленый – задание выполнить затруднился
Познавательные:
умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные:
умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Познавательные:
умение работать с текстом
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.
Личностные:
умение оценивать результат собственной деятельности
6. Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клен
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Выполнение действий по образцу
Личностные:
снятие утомляемости; поддержание эмоционального настроя
7.Закрепление знаний
Цель: научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях
Организует работу в группах.
Способствует совершенствованию приобретённых знаний.
Как похолодание повлияло на объекты живой природы?
– Каждая группа получает индивидуальное задание на карточках, которые заранее разложены на партах. Слайды: 8, 9, 10
Организует оценочные высказывания обучающихся
– Обсудите в группе поставленную проблему по следующему алгоритму:
-сначала каждый член группы высказывает своё предложение по данному вопросу;
-затем обсуждаются достоинства и недостатки каждого предложения и только после этого, вы возьмёте схему, начнёте её заполнять.
Организует беседу, связывая результаты урока с его целями
(своим рассказом и рассказами подготовленных учеников).
Ребята, на всех ли деревьях начинается одновременно листопад?
– Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?
– Почему листья с ветвей у верхушки опадают последними?
– Какие деревья не сбрасывают листву?
Попросите родителей не рубить ёлку в лесу, а купить искусственную. Это будет ваш скромный вклад в дело охраны природы, охраны леса
____________________________________________
– К сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого, беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в большие стаи и улетают на юг.
– Как называются такие птицы?
– Каких перелётных птиц вы знаете?
– Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы?
Видели ли вы летом насекомых? Каких?
– Много ли их было летом?
– Больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?
– С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.
– Чем ещё питаются птицы? (Семенами, плодами, зелёными побегами растений; журавли, цапли – лягушками; хищные птицы – мышами.)
-Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут.
– Ребята, мы должны помочь нашим пернатым друзьям пережить суровую зиму. Я знаю, что осенью многие ребята делают и развешивают кормушки, собирают семена растений.
Организует поисковую работу обучающихся
Рассели зверей по домикам
Групповая работа
Обсуждение, заполнение шаблонами схемы
Формулировка выводов
Отчёт групп
Учащиеся формулируют ответ
Слайды: 11,12
Индивидуальная работа
Сообщения, подготовленные с помощью учителя, родителей
Ученик 1
С приходом осени листья на деревьях и кустарниках сменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее, быстрее идёт листопад
Ученик 2
С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края – туда, где есть корм.
Ученик 3
Летом звери ходят в лёгких шубах, но они не спасут их от зимних холодов. Поэтому осенью зверьки линяют.
Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Вместо летней шерсти осенью вырастает новая – густая, пушистая.
Ученик 4
Заяц, волк, лиса, лось, кабан
не делают запасов на зиму.
Они и так найдут себе корм.
Ученик 5
Есть такие звери, которые всю зиму спят. Запас корма им не нужен. Это ежи, змеи, медведи.
Про ежа и медведя можно сказать, что они « кладовые». Летом и осенью они усиленно питаются и жиреют. Они расходуют жир зимой, как естественный запас питания.
Ученик 6
Некоторые звери запасают на зиму корм. Белки прячут в укромных местах жёлуди, орехи, грибы. Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья. Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зёрна.
Слайды:13,14,15,16
Работа в парах
Слайды:17,18
Познавательные: логический анализ объектов с целью
выделения признаков; решение проблемы, построение
логической цепи
рассуждений
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование;
Регулятивные:
умение вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты.
Познавательные:
умение делать умозаключения
Личностные:
ценность природы экологическое мышление
8.Домашнее задание
Учебник: стр. 36-39,
Р.тетрадь: стр.28-29, приклеить картинки из приложения, найти информацию о ласточках и стрижах
Запись в дневник
Регулятивные:
планирование выполнения учебного задания; контроль и коррекция выполнения
9.Самооценка собственной деятельности.
Цель: вывод по результатам исследования
Подводит обучающихся к выводу
-Вспомните, какие задачи ставились на уроке?
-Все ли они выполнены?
– Какие знания помогли в этом?
-Значит, пришла пора сделать выводы по-нашему путешествию «В гости к осени»
Какие изменения происходят в неживой природе?
Какие изменения происходят в живой природе?
Слайд 19
Дети выстраивают выводы
Познавательные:
построение логической цепи рассуждений в опоре на схему;
Регулятивные:
умение делать выводы с опорой на поставленные цель и задачи.
Личностные:
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
10.Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Цель: способствовать формированию рефлексии, вызывать чувство удовлетворённости от урока
– Что нового узнали?
– Что ещё хотелось бы узнать по данной теме?
Высказывания учащихся
Лесенка знаний
1ступенька – плохо понял материал;
2 ступенька – всё понятно;
3 ступенька – хочу узнать дополнит. материал по теме
Регулятивные:
рефлексия, саморегуляция
Личностные:
проявление учебно-познавательного интереса, эмоциональная отзывчивость
infourok.ru
1. По результатам экскурсии заполните таблицу.
2. Обозначь цифрами порядок следования осенних месяцев.
2 – Октябрь
3 – Ноябрь
1 – Сентябрь
3. Выполните задания для групповой работы.
Вариант 1
1) Найдите ошибку в утверждении. Зачеркните лишнее слово.
К осенним явлениям в неживой природе относятся: похолодание, листопад, первые заморозки, ледостав.
2) Вырежите картинки из Приложения и наклейте их в соответствующие рамки
Вариант 2
1) Найдите ошибку в утверждении. Зачеркните лишнее слово.
К осенним явлениям в живой природе относятся: увядание трав, появление инея, исчезновение насекомых, отлет перелетных птиц.
2) Вырежите картинки з Приложения и наклейте их в соответствующие рамки.
4. В атласе-определителе «От земли до неба» найди информацию о ласточках и стрижах. Узнай, чем они похожи и чем различаются. Запиши.
Сравнение ласточек и стрижей
Сходство: Относятся одинаково: на лету ловят насекомых, одинаковая форма клюва, слабые лапки, по земле не ходят, вьют похожие гнезда в расщелинах стен, охотятся стаями, перелетные птицы.
Различие: Стриж больше ласточки, летает на много быстрее 160 км/ч, у ласточки грудка белая, у стрижа белое пятнышко под клювом, хвост стрижа более короткая.
5. Папа Сережи и Нади предлагает тебе задание. Полюбуйся осенней природой и по своим наблюдениям выполни рисунок «Красота осени».
okrumir.ru
В гости к осени
Составила:
учитель начальных классов
Ильина О.Г.
Когда это бывает ?
Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят…
осень
Сравним два времени года:
лето и осень.
Что изменяется в природе с наступлением осени ?
Неживая природа
Летом солнце высоко поднималось в небе, дни были длинными. Поэтому земля получала много тепла.
Осенью солнце поднимается в небе не так высоко,
дни становятся короче, чем летом. Поэтому похолодало.
Осенью грозы становятся редкими, а затем и совсем прекращаются. Осенние дожди не похожи на летние,
они мелкие, моросящие, затяжные.
Первые заморозки обычно бывают в начале сентября.
А ближе к середине сентября бывает последняя гроза.
Над рекой, озером, прудом всё чаще нависают густые туманы.
Живая природа
Пришла осень. Всё меньше и меньше становится корма.
Ведь насекомые исчезают, травянистые растения увядают. Поэтому в конце лета и осенью многие птицы улетают
в тёплые края, где корма достаточно.
Осенью звери как бы переодеваются – линяют. Вместо негустой летней шерсти осенью вырастает новая – густая, пушистая.
Некоторые звери осенью запасают на зиму корм. Например, белки, прячут в укромных местах жёлуди,
орехи, грибы. Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья. Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зёрна хлебных растений.
Некоторые звери осенью запасают на зиму корм. Например, белки, прячут в укромных местах жёлуди,
орехи, грибы. Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья. Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зёрна хлебных растений.
Но есть и такие звери, которые всю зиму спят. Запас корма им не нужен. Ёж делает в ямке на земле небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он и залегает в спячку до весны.
Спит зимой и медведь. Поздней осенью он выбирает в лесу
глухой уголок, где много упавших деревьев,
и там устраивает себе берлогу.
Внимание!
Осенний кроссворд
1
п
2
3
о
п
з
м
4
л
к
и
р
о
з
о
а
д
и
х
ь
е
с
о
5
6
н
о
а
в
7
т
т
д
е
о
я
л
с
о
я
о
н
е
п
д
г
у
а
н
а
т
8
м
д
н
2. Солнце поднимается не так высоко, дни становятся короче, и началось … .
8. Молоко над речкой плыло,
7. Осенью на реках, озёрах, прудах начинается … .
6. Он пушистый,
5. Ночи темнее,
4. Верная примета этого явления – лёд на лужах.
3. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву.
9. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт.
1. Эта осень бывает холодной, дождливой. Иногда идёт мокрый снег.
Дни холоднее,
Но рукой его не тронь,
Ничего не видно было.
Листья пожелтели,
Станет капелькою чистой
Птицы улетели.
Как поймаешь на ладонь.
и
и
й
9
е
н
МОЛОДЦЫ !
Интернет-ресурсы:
multiurok.ru