Слова помощники в русском языке 2 класс программа гармония – Правила русского языка 1-2 класс умк гармония

Содержание

Правила русского языка 1-2 класс умк гармония


Правила русского языка 1-2 класс
УМК «Гармония»
Речь.
В речи главный работник-слово.
Правила переноса слов.
Слова чаще всего переносятся по слогам.
Нельзя оставлять на строке слог из одной буквы.
Нельзя переносить слог из одной буквы.
Когда мы сообщаем точные сведения, объясняем их – мы строим деловую речь.
Когда словами рисуем картину, передаём своё отношение – мы создаём картинную речь.
Ты вспомнил(а) о себе, поэтому твой рассказ – это твои воспоминания.
Какие бывают слова.
В речи есть слова: названия, указатели, помощники.

Слова-названия называют кого-то или что-то, признаки, действия, количество. Слова названия отвечают на вопросы:
– кто? (люди, животные- учитель, кошка, собака, девочка… )- что? (растения, вещи- кактус, яблоня, шкаф, пенал…)
– сколько? (количество- много, двадцать …)
– какие? (признаки- зелёные, мокрые, высокие, полные…)
– что делают? (действия- бегают, летают, мяукают…)

-где? (на чём?). (на верху, на дереве…)
Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?
Слова, которые называют вещи, растения, явления природы и ещё многое, что мы видим, слышим, представляем, отвечают на вопрос что?
Слова-указатели (я, ты, меня, мне, он, она, её, его, их, это …) ничего не называют, но позволяют указать на кого-то или что-то.
Слова-помощники (у, в, на, и, но, за, под, над, а, не …) помогают связывать между собой другие слова.Собственные имена.
Имена, отчества, фамилии людей, а также клички животных – это собственные имена. (Семёнов Иван Иванович, собака Жучка, Антон…).
Все собственные имена пишутся с большой буквы. Помни об этих опасных местах при письме.
Слов, которые называют человека, много. Но имя, отчество и фамилия принадлежит только ему. Кличка животного тоже принадлежит именно ему. Вот почему, каждое из этих слов так и назвали – собственное имя.
Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, книг, газет, журналов – всё это собственные имена. Поэтому такие слова всегда пишутся

educontest.net

УМК “Гармония”. Урок русского языка “И у слов-помощников есть названия”

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить знания об изученных частях речи.
  2. Познакомить учащихся с названиями для слов — помощников,
  3. Дать понятие «самостоятельные» и «служебные» части речи.
  4. Показать работу «служебных» частей речи.

Развивающие:

  1. Развивать мысленные операции (анализировать, классифицировать предметы, делать выводы), память, способность к переключению внимания.
  2. Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  1. Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарищей, обсуждать проблему, приходить к единому мнению).

Здоровьесберегающие: Учить заботиться о своем здоровье.

Оборудование:

  1. Учебник, тетрадь — задачник «К тайнам нашего языка»,автор:М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.
  2. Мультимедийный проектор и экран.
  3. Компьютер.
  4. Презентация темы.
  5. Схемы — опоры.
  6. Карточки с заданиями.

Ход урока.

I. Оргмомент, эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок и смолк – начинается урок.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Ручки, книги и тетрадки.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5»!

Учитель проверяет посадку детей. Дети подписывают в тетрадях число.

II. Повторение.

  1. Проверка домашнего задания.

Проверяем выполнение домашнего задания (упр.№128).

Один ученик проверяет выполнение орфографического задания, второй — грамматического задания.

  1. Чистописание.

Учитель: Внимательно посмотрите на домашнее упражнение, выберете самую удачную и красивую букву. Напишите строчку этой буквы.

  1. Повторение.

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать тему «Части речи». Чтобы определить тему и задачи сегодняшнего урока, надо выяснить, что мы уже знаем о словах? – (2 слайд).

Учитель: Какие слова относятся к первой группе?

(Названия предметов, признаков, количества, действий).

Учитель: Назовите научные названия этих терминов?

(Слова названия предметов — это имена существительные;
названия признаков — это имена прилагательные;
названия количества — это имена числительные;
названия действий — это глагол).

(После каждого определения дети рассказывают правило и приводят примеры слов каждой из частей речи).

Учитель: Назовите научное слово — указатели.

(Местоимения).

Учитель: Послушай стихотворение. Услышите местоимения — хлопайте в ладоши.

Я и мы, ты и вы, он, она, оно, они –

Все слова отличные, важные и личные.

Это без сомнения все — местоимения.

Хором: Я, мы, ты, вы, он, она, она, оно, они.

Учитель: Можете научными словами назвать слова — помощники? (Нет.)

III. Постановка темы и задач урока.

Учитель: Тогда попробуйте сами определить тему урока.

Сегодня на уроке будем изучать слова — помощники. – (3 слайд).

Учитель: Сегодня мы должны ответить на три главных вопроса: (4 слайд)

– Как слова — помощники назвали ученые?

– Для чего они служат?

– Как пишутся слова — помощники?

IV. Работа по теме урока.

1. Предлоги.

1) Задание: вставить нужные предлоги:

(стихотворение написано на доске):

Птицы___клетке,
Листики___ветке,
Кошка___столом,

Садик___углом.

Учитель: Прочитайте про себя шуточное стихотворение. Можно ли его оставить в таком виде? Почему?

Ничего не понятно, слова не связаны по смыслу

1) Учитель: Нужно исправить, вставить слова — помощники В, НА, ПОД, ЗА.

(Ученик у доски выполняет задание).

Учитель: Как эти слова — помощники называются научно? (Предлоги).

(5 слайд). Дети читают текст стихотворения.

Учитель: Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении).

Учитель: Как пишутся предлоги? (Предлоги со словами пишутся раздельно).

2) Обобщение.

Предлоги — это, только маленькие, а все слова в русском языке пишутся раздельно. Предлог ничего не обозначает, к нему нельзя поставить вопрос. Но если он станет рядом со словом, появляется значение (положить на парту, положить под парту).

Предлог — это «калька» с греческого языка и буквально означает «перед словом».

Предлог помогает выполнять работу в предложении именам существительным и местоимениям, связывая их с другими словами.

3) Первичное закрепление.

Выполнение задания в тетради — задачнике, упр. №133.

Учитель: Вместе с нами Антон изучает части речи. Проверьте, всё ли у него получается?

Прочитайте, какие подписи к рисункам он сделал?

Антон неправильно выбрал предлоги.

Давайте исправим ошибки, которые допустил Антон.

Учитель: Обратите внимание, как пишутся предлоги из-за, из-под.

(Работа выполняется самостоятельно. Ученики исправляют подписи под рисунками. Затем правильно записывают в тетрадь. Самопроверка по образцу (6 слайд)).

Физминутка.

Я иду и ты идёшь: раз, два, три.
Я пою и ты поёшь: раз, два, три.

Мы идём и мы поём: раз, два, три.
Очень дружно мы живём! Раз, два, три.

(После каждой строки дети хлопают в ладоши на счет: раз, два, три).

2. Союзы.

1) Работа в группе.

Каждой группе дается задание: собрать пословицу их разрезанных частей.

Незнайка на печи лежит, а знайка далеко бежит.

Семь раз отмерь, но один раз отрежь.

Работа сердце веселит и радует.

(Каждая группа собирает пословицу правильно и выстраивается лицом к классу, другие дети проверяют правильность составления пословиц).

Учитель: Какую пословицу составили ребята первой группы?

Незнайка на печи лежит, а знайка далеко бежит.

Когда так говорят?

Какое слово — помощник использовали, чтобы соединить части предложения? – А.

Какую пословицу составили ребята второй группы?

Семь раз отмерь, но один раз отрежь.

Чему она учит?

Какое слово — помощник вы использовали, чтобы соединить части предложения? – НО.

Прочитайте пословицу, которую составили ребята 3 группы.

Работа сердце веселит и радует.

Когда так говорят?

Какое слово — помощник соединило части этого предложения? – И.

Учитель: Такие слова — помощники ученые назвали «Союзы».

Как вы думаете, для чего они служат?

Они связывают части предложений.

2) Обобщение.

Союзами называются слова, которые не имеют самостоятельного значения; они служат для того, чтобы связать между собой части предложений. Перед союзами А, НО в предложении всегда ставится запятая.

3) Первичное закрепление.

Письмо под диктовку с «окошками» пословицы: Ум хорошо, а два лучше.

Взаимопроверка тетрадей.

3. Частица.

1) Проблемная ситуация.

Учитель: Ребята, пока мы выполняли работу в тетрадях, на доске Незнайка написал советы мальчикам и девочкам. Прочитайте их, дайте оценку.

  • Девочек___дергайте за косички!
  • На переменах___деритесь!
  • На уроках ____разговаривайте с соседом!

Учитель: Можно ли эти советы назвать полезными? Какое слово — помощник нужно вставить, чтобы эти вредные советы превратить в полезные.

Вставит слово — помощник НЕ.

Учитель: Вставляем НЕ в предложения. Прочитаем получившиеся советы. Какое значение внесло слово — помощник в предложения?

Отрицательное значение.

2) Обобщение.

Учитель: Ученые назвали это слово — помощник «Частица». (7 слайд).

Частица — это дословный перевод с латинского языка и обозначает «одна из частиц речи». Частицы малы по размерам, к ним нельзя поставить вопрос. Их главная роль — вносить дополнительные оттенки в значения слов и предложений. Они бывают разных видов. Частицу НЕ за отрицательное значение называют отрицательной.

3) Первичное закрепление.

 Выполнение упражнения №134 в тетради — задачнике.

– Прочитайте предложения. Перед какими словами стоит частица НЕ?

Хочу дружить, дружу.

– Какой частью речи являются эти слова?

Глаголы.

– Как будем писать НЕ с глаголами: хочу дружить, дружу?

Отдельно.

4) Вывод.

Учитель: Мы познакомились с научными названиями слов — помощников. Прочитаем важные сведения об этих частях речи в учебнике на стр. 43 — 44.

(Работа с правилами).

V. Обобщение и подведение итогов.

1) Обобщение. (8 слайд)

Учитель: Все части речи ученые разделили на две группы: самостоятельные и служебные. Предлоги, союзы, частицы отнесем к служебным частям речи. Они служат для выражения отношений и связей между словами, предложениями, для придания словам дополнительных оттенков. Остальные части речи относятся к самостоятельным. Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, количество, действия. Они имеют лексическое и грамматическое значение.

  • Назовите самостоятельные и служебные части речи.
  • С какими частями речи мы познакомились на уроке?
  • Для чего служат предлоги, союзы, частицы?

Учитель: Молодцы! Вы отлично справились с работой.

2) Домашнее задание.

Учитель: Потренироваться в определении частей речи вам поможет упр. №132. Это домашнее задание.

VI. Рефлексия.

Учитель: Давайте дадим оценку проделанной работе.

  • Было ли вам интересно на уроке?
  • Узнали ли вы новое на уроке?
  • Кто пополнил свои знания о частях речи.
  • Спасибо всем за работу!

19.06.2011

urok.1sept.ru

Правила русского языка 1-2 класс

Правила русского языка 1-2 класс

УМК «Гармония»

Речь.

В речи главный работник-слово.

Правила переноса слов.

  1. Слова чаще всего переносятся по слогам.

  2. Нельзя оставлять на строке слог из одной буквы.

  3. Нельзя переносить слог из одной буквы.

Когда мы сообщаем точные сведения, объясняем их – мы строим деловую речь.

Когда словами рисуем картину, передаём своё отношение – мы создаём картинную речь.

Ты вспомнил(а) о себе, поэтому твой рассказ – это твои воспоминания.

Какие бывают слова.

В речи есть слова: названия, указатели, помощники.

Слова-названия называют кого-то или что-то, признаки, действия, количество. Слова названия отвечают на вопросы:

кто? (люди, животные- учитель, кошка, собака, девочка… )

– что? (растения, вещи- кактус, яблоня, шкаф, пенал…)

– сколько? (количество- много, двадцать …)

– какие? (признаки- зелёные, мокрые, высокие, полные…)

– что делают? (действия- бегают, летают, мяукают…)

-где? (на чём?). (на верху, на дереве…)

Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?

Слова, которые называют вещи, растения, явления природы и ещё многое, что мы видим, слышим, представляем, отвечают на вопрос что?

Слова-указатели (я, ты, меня, мне, он, она, её, его, их, это …) ничего не называют, но позволяют указать на кого-то или что-то.

Слова-помощники (у, в, на, и, но, за, под, над, а, не …) помогают связывать между собобой другие слова.

Собственные имена.

Имена, отчества, фамилии людей, а также клички животных – это собственные имена. (Семёнов Иван Иванович, собака Жучка, Антон…).

Все собственные имена пишутся с большой буквы. Помни об этих опасных местах при письме.

Слов, которые называют человека, много. Но имя, отчество и фамилия принадлежит только ему. Кличка животного тоже принадлежит именно ему. Вот почему, каждое из этих слов так и назвали – собственное имя.

Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, книг, газет, журналов – всё это собственные имена. Поэтому такие слова всегда пишутся с большой буквы. ( Россия, Америка, Cаратов, деревня Богатовка, река Волга, журнал “Мурзилка” …).

Разные языки: родной и иностранные.

Давным-давно жил народ русь. Он о своей земле говорил – русская, а о языке – русский.

У страны, где жил этот народ, было название – Русь. Позже страну назвали Россией.

Язык иной (другой) страны – иностранный.

Родной язык – это тот язык, на котором с тобой начали разговаривать твои родители.

Русский язык – общий для всех людей России. Это язык страны, в которой мы живём.

Речь устная и письменная.

Мы выражаем мысли с помощью предложений. В устной речи отделяем их друг от друга короткими остановками, паузами.

В письменной речи мы отмечаем начало предложений большой буквой, а конец-точкой, вопросительным (?) или восклицательным(!) знаком.

Когда мы выражаем мысль спокойно, без особых чувств, то ставим точку(.).

Когда подчёркиваем чувства, мы пишем восклицательный знак (!).

Когда задаём вопрос, нам нужен вопросительный знак (?).

Помни: большая буква в начале строки стихотворения не всегда показывает начало предложения.

Не забудь, что в устной речи нам помогают передать чувства голос, жесты, выражение лица (мимика).

В письменной речи знаки в конце и внутри предложений помогают нам лучше понимать друг друга.

В устной речи между предложениями мы обычно делаем короткие паузы. Между словами чаще всего таких остановок нет.

Но в письменной речи слова нужно обязательно отделять друг от друга пробелами.

Ľ _ – _ – _.

Старайся запоминать все слова-помощники, которые тебе встречаются. Их нужно научиться замечать в речи так же, как ты замечаешь на улице своих знакомых.

Помни: при перечислении перед словом-помощником и запятая чаще всего не ставится.

Всегда ставим запятую при перечислении без слов-помощников.

Чтобы узнать, есть или нет слово-помощник, надо попробовать в опасном месте добавить слово. Нельзя – нет слова-помощника; можно – оно есть и пишется отдельно.

Звуки русского языка

Звуки в нашей речи ставят в особые скобки: [ ].

Гласные.

Гласные буквы

Гласные звуки

а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

[а], [о], [у], [ы], [и], [э]

10 букв

6 звуков

Гласные

а, о, у, ы, э

и, е, ё, ю, я

Показывают твёрдость предыдущего согласного

Показывают мягкость предыдущего согласного

Чтобы показать, что согласный звук мягкий, используют значок, похожий на запятую: [ п’ ],[ н’],[ т’].

Буквы е, ё, ю, я могут обозначать один или два звука.

Буква е – [э] или [й’] [э]. Буква ё – [о] или [й’] [о].

Буква ю – [у] или [й’] [у]. Буква я – [а] или [й’] [а].

  1. Один звук эти буквы обозначают после мягких согласных.

е – [э] вес [в’эс] ё – [о] вёз [в’ос]

ю – [у] тюк [т’ук] я – [а] вяз [в’ас]

  1. Два звука буквы е, ё, ю, я могут обозначать в следующих случаях:

В начале слова

Ель [й’эл’]

После гласных

Стоял [стай’ал]

После Ъ,Ь

Вьюга [в’ -й’уга

Съёмка [с-й’омка]

Согласные.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Парные

Звонкие

[б] [в] [г] [д] [ж] [з]

Глухие

[п] [ф] [к] [т] [ш] [с]

Непарные

Звонкие

[й’] [л] [м] [н] [р]

Глухие

[х] [ц] [ч’] [щ’]

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Парные

Твёрдые

[б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х]

Мягкие

[б’] [п’] [в’] [ф’] [г’] [к’] [д’] [т’] [з’] [с’] [л’] [м’] [н’] [р’] [х’]

Например: [б]-быть, [б’]-бить [в]-выть, [в’] – вить.

Непарные

Твёрдые

[ж] [ш] [ц] – всегда твёрдые

Мягкие

[й’] [ч’] [щ’] – всегда мягкие

Например: [ж] – жир [щ’] – щука

Буквы русского языка.

Алфавит.

Все буквы языка, расположенные по порядку, – это алфавит.

Слово алфавит произошло от названия первых букв греческого языка “альфа” (α) и “вита” (β).

Иногда порядок букв называют и по-другому: азбука. Это слово образо-валось от старых названий русских букв “аз” и “буки”.

Учёные располагают все слова в словарях в алфавитном порядке (по алфавиту), чтобы мы быстрее находили нужные нам слова.

Помни!

Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй букве. Если и она одинакова, то по третьей.

Как работают буквы?

Обозначаем мягкость согласных звуков.

Буквы согласных сами не показывают твёрдость или мягкость своих звуков. За них это делают буквы гласных звуков. Одни указывают на твёрдость, другие на мягкость согласного.

_ O = O

Слышу твёрдый согласный – после него на месте гласного

а я пишу буквы …

о ё

у ю Слышу мягкий согласный – после него на месте гласного

э е пишу буквы …

ы и

Звук [ а ] после твёрдых согласных обозначаем буквой а, после мягких – буквой я.

[жы’] – жи’ [ч’а] – ча’ [ч’у] – чу’

[шы’] – ши’ [щ’а] – ща’ [щ’у] – жи’

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу пишутся по особому правилу:

Жи – ши – с буквой И; Ча – ща – с буквой А;

Чу – щу – с буквой У.

Мягкость согласных звуков в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я или ь.

=

  1. Слушаю слово и узнаю, где слышится мягкий согласный.

  2. Слышу [=] перед гласным – мягкость обозначаб буквами.

  3. Слышу [=] на конце слова или перед согласным – мягкость показываю.

= О

=

и

е

ё

ю

я

Ь

При переносе слова Ь всегда остаётся с буквой согласного, которой он помогает обозначать мягкий звук.

О другой работе букв е, ё, ю, я.

Вторая работа букв е, ё, ю, я – вместе со своим гласным звуком обозначать звук [ й’].

Помни!

При переносе нельзя начинать строку с буквы й.

Некоторые слова, которые мы взяли из иностранных языков, пишутся не по законам русского языка. Их написание нам приходится запоминать:

Йогурт, Йод.

Исправление ошибок.

– Неверные буквы зачёркивай, а нужные надписывай,

– Пропущенные буквы вставляй так: V,

– Разделяй слова прямой чертой ( I ),

– присоединяй буквы косой линией ( / ).

Что значит писать правильно?

Когда печатают книги, газеты, журналы, иногда допускают пропуски, замены, перестановки букв. Эти ошибки называют опечатками. Их ищут и испавляют особые работники – корректоры.

Как отмечать опасные места? Если можешь объяснить букву с помощью правила – подчёркивай, не можешь – отмечай точкой.

Каждое нарушение правила – это ошибка.

Правильно писать – это не допускать описок (пропусков, замен, перестановок букв) и ошибок – нарушений правил письма.

Чтобы писать без ошибок, надо быть внимательным. А чтобы писать без ошибок, нужно знать правила.

Записки.

Записка – это листок бумаги с записью, чаще с сообщением. Вежливые люди начинают записку с обращения к тому, кому пишут, а заканчивают подписью.

После обращения обычно ставят восклицательный знак, а после подписи – точку.

В записке можно не только сообщать что-то, но и просить о ч

infourok.ru

Методическая разработка по русскому языку (1,2 класс) по теме: Правила русского языка 1 класс

Правила русского языка 1-2 класс

УМК «Гармония»

Речь.

В речи главный работник-слово.

Правила переноса слов.

  1. Слова чаще всего переносятся по слогам.
  2. Нельзя оставлять на строке слог из одной буквы.
  3. Нельзя переносить слог из одной буквы.

       Когда мы сообщаем точные сведения, объясняем их – мы строим деловую речь.

       Когда словами рисуем картину, передаём своё отношение – мы создаём картинную речь.

      Ты вспомнил(а) о себе, поэтому твой рассказ – это твои воспоминания.

Какие бывают слова.

    В речи есть слова:  названия, указатели, помощники.

     

Слова-названия называют кого-то или что-то, признаки, действия, количество. Слова названия отвечают на вопросы:

 – кто? (люди, животные- учитель, кошка, собака, девочка… )

– что? (растения, вещи- кактус, яблоня, шкаф, пенал…)

– сколько? (количество- много, двадцать …)

– какие? (признаки- зелёные, мокрые, высокие, полные…)

– что делают? (действия- бегают, летают, мяукают…)

-где? (на чём?). (на верху, на дереве…)

    Слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?

    Слова, которые называют вещи, растения, явления природы и ещё многое, что мы видим, слышим, представляем, отвечают на вопрос что?  

     Слова-указатели (я, ты, меня, мне, он, она, её, его, их, это …) ничего не называют, но позволяют указать на кого-то или что-то.

     Слова-помощники (у, в, на, и, но, за, под, над, а, не …) помогают связывать между собобой другие слова.

Собственные имена.

    Имена, отчества, фамилии людей, а также клички животных – это собственные имена. (Семёнов Иван Иванович, собака Жучка, Антон…).

     Все собственные имена пишутся с большой буквы. Помни об этих опасных местах при письме.

     Слов, которые называют человека, много. Но имя, отчество и фамилия принадлежит только ему. Кличка животного  тоже принадлежит именно ему. Вот почему, каждое из этих слов так и назвали – собственное имя.

     Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, книг, газет, журналов – всё это собственные имена. Поэтому такие слова всегда пишутся с большой буквы. ( Россия, Америка, Cаратов, деревня Богатовка, река Волга, журнал “Мурзилка” …).

Разные языки: родной и иностранные.

     Давным-давно жил народ русь. Он о своей земле говорил – русская, а о языке – русский.

     У страны, где жил этот народ, было название – Русь. Позже страну назвали Россией.

    Язык иной (другой) страны – иностранный.

    Родной язык – это тот язык, на котором с тобой начали разговаривать твои родители.

   Русский язык – общий для всех людей России. Это язык страны, в которой мы живём.

Речь устная и письменная.

    Мы выражаем мысли с помощью предложений. В устной речи отделяем их друг от друга короткими остановками, паузами.

     В письменной речи мы отмечаем начало предложений большой буквой, а конец-точкой, вопросительным (?) или восклицательным(!) знаком.

    Когда мы выражаем мысль спокойно, без особых чувств, то ставим точку(.).

    Когда подчёркиваем чувства, мы пишем восклицательный знак (!).

    Когда задаём вопрос, нам нужен вопросительный знак (?).

Помни: большая буква в начале строки стихотворения не всегда показывает начало предложения.

       Не забудь, что в устной речи нам помогают передать чувства голос,  жесты, выражение лица (мимика).

      В письменной речи знаки в конце и внутри предложений помогают нам лучше понимать друг друга.

     В устной речи между предложениями мы обычно делаем короткие паузы. Между словами чаще всего таких остановок нет.

     Но в письменной речи слова нужно обязательно отделять друг от друга пробелами.

                           Ľ _ – _ – _.

    Старайся запоминать все слова-помощники, которые тебе встречаются. Их нужно научиться замечать в речи так же, как ты замечаешь на улице своих знакомых.

    Помни: при перечислении перед словом-помощником и запятая чаще всего не ставится.

    Всегда ставим запятую при перечислении без слов-помощников.

Чтобы узнать, есть или нет слово-помощник, надо попробовать  в опасном месте добавить слово. Нельзя – нет слова-помощника;  можно  – оно есть и пишется отдельно.

Звуки русского языка

     Звуки в нашей речи ставят в особые скобки: [  ].

Гласные.

Гласные буквы

Гласные звуки

а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

[а], [о], [у], [ы], [и], [э]

10 букв

6 звуков

Гласные

а, о, у, ы, э

и, е, ё, ю, я

Показывают твёрдость предыдущего согласного

Показывают мягкость предыдущего согласного

Чтобы показать, что согласный звук мягкий, используют значок, похожий на запятую: [ п’ ],[ н’],[ т’].

Буквы е, ё, ю, я  могут обозначать один или два звука.

Буква е – [э] или [й’] [э].                         Буква ё – [о] или [й’] [о].

Буква ю – [у] или [й’] [у].                        Буква я – [а] или [й’] [а].

  1. Один звук эти буквы обозначают после мягких согласных.

е – [э]       вес  [в’эс]                                         ё – [о]       вёз  [в’ос]      

ю – [у]      тюк [т’ук]                                         я – [а]        вяз  [в’ас]    

  1. Два   звука буквы е, ё, ю, я  могут обозначать в следующих случаях:

В начале слова

Ель        [й’эл’]        

После гласных

Стоял    [стай’ал]        

После Ъ,Ь

Вьюга          [в’ -й’уга

Съёмка       [с-й’омка]                

   

Согласные.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Парные

Звонкие

[б] [в] [г] [д] [ж] [з]

Глухие

[п] [ф] [к] [т] [ш] [с]

Непарные

Звонкие

[й’] [л] [м] [н] [р]

Глухие

[х] [ц] [ч’] [щ’]

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Парные

Твёрдые

[б] [п] [в] [ф] [г] [к] [д] [т] [з] [с] [л] [м] [н] [р] [х]

Мягкие

[б’] [п’] [в’] [ф’] [г’] [к’] [д’] [т’] [з’] [с’] [л’] [м’] [н’] [р’] [х’]

Например: [б]-быть, [б’]-бить                [в]-выть, [в’] – вить.

     

Непарные

Твёрдые

[ж] [ш] [ц] – всегда твёрдые

Мягкие

[й’] [ч’] [щ’] – всегда мягкие

Например:  [ж] – жир         [щ’]  – щука

         

     

Буквы русского языка.

 Алфавит.

Все буквы языка, расположенные по порядку, – это алфавит.

        Слово алфавит произошло от названия первых букв греческого языка “альфа” (α) и “вита” (β).

        Иногда порядок букв называют и по-другому: азбука. Это слово образо-валось от старых названий русских букв “аз” и “буки”.

        Учёные располагают все слова в словарях в алфавитном порядке (по алфавиту), чтобы мы быстрее находили нужные нам слова.

Помни!

            Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй букве.  Если и она одинакова, то по третьей.

Как работают буквы?

Обозначаем мягкость согласных звуков.

           Буквы согласных сами не показывают твёрдость или мягкость своих звуков. За них это делают буквы гласных звуков. Одни указывают на твёрдость, другие на мягкость согласного.

   _    O      =  O

                                   Слышу твёрдый согласный – после него на месте гласного

       а            я            пишу буквы …

       о            ё

       у            ю           Слышу мягкий согласный – после него на месте гласного

       э            е             пишу буквы …

       ы           и    

   

    Звук [ а ] после твёрдых согласных обозначаем буквой  а, после мягких – буквой я.          

    [жы’] – жи’                   [ч’а] – ча’                 [ч’у] – чу’            

    [шы’] – ши’                   [щ’а] – ща’               [щ’у] – жи’                 

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу пишутся по особому правилу:

Жи – ши – с буквой И;                       Ча – ща – с буквой А;

Чу – щу – с буквой У.

        Мягкость согласных звуков в русском языке  обозначается буквами и, е, ё, ю, я или ь.

=

  1. Слушаю слово и узнаю, где слышится мягкий согласный.
  2. Слышу [=] перед гласным – мягкость обозначаб буквами.
  3. Слышу [=] на конце слова или перед согласным – мягкость показываю.

=    О

     =

и

е

ё

ю

я

   

Ь

При переносе слова Ь всегда остаётся с буквой согласного, которой он помогает обозначать мягкий звук.

О другой работе букв е, ё, ю, я.

 Вторая работа букв е, ё, ю, я – вместе со своим гласным звуком обозначать звук [ й’].

Помни!

При переносе нельзя начинать строку с буквы й.

Некоторые слова, которые мы взяли из иностранных языков, пишутся не по законам русского языка. Их написание нам приходится запоминать:

Йогурт, Йод.

Исправление ошибок.

– Неверные буквы зачёркивай, а нужные надписывай,

– Пропущенные буквы вставляй так: V,

– Разделяй слова прямой чертой (  I  ),

– присоединяй буквы косой линией ( / ).

Что значит писать правильно?

   Когда печатают книги, газеты, журналы, иногда допускают пропуски, замены, перестановки букв. Эти ошибки называют опечатками. Их ищут и испавляют особые работники – корректоры.

Как отмечать опасные места? Если можешь объяснить букву с помощью правила – подчёркивай, не можешь – отмечай точкой.

Каждое нарушение правила – это ошибка.

      Правильно писать – это не допускать описок (пропусков, замен, перестановок букв) и ошибок – нарушений правил письма.

      Чтобы писать без ошибок, надо быть внимательным. А чтобы писать без ошибок, нужно знать правила.

Записки.

        Записка – это листок бумаги с записью, чаще с сообщением. Вежливые люди начинают записку с обращения к тому, кому пишут, а заканчивают подписью.

         После обращения обычно ставят восклицательный знак, а после подписи – точку.

         В записке можно не только сообщать что-то, но и просить о чём-то, предлагать что-нибудь, приглашать в гости.

Письмо.

       Люди пишут письма, когда хотят поделиться с кем-то из близких, кого нет рядом, своими мыслями, хотят сообщить им о чём-то.

       Обычно в письмах бывают такие части:    

  1. Обращение и приветствие.         (,!)
  2. Сообщение.                                      (. )
  3. Вопросы, просьбы, пожелания (?.!)
  4. Прощание и подпись.                    ( . )    

В знак уважения к людям (не самым близким) договорились обращаться к ним на ВЫ и писать слово с большой буквы.

Телеграмма.

       Слово телеграмма образовалось из двух иностранных (греческих) слов.

Они в переводе значат: теле – далеко, грамма – запись.

Телеграмма обычно  состоит из двух частей:

  1. Краткое сообщение.
  2. Подпись.

       В телеграмме надо оплачивать каждый знак, каждое слово. Вот почему сообщения делают как можно короче. Люди даже договорились не писать слова –помощники и не ставить знаки в конце предложения.

Поздравление.

Поздравление состоит из:

  1. Обращение                           ( ! )
  2. Поздравление                     ( . ! )
  3. Пожелание                           ( . ! )
  4. Подпись                                  ( . )    

nsportal.ru

(Гармония) Методические рекомендации к учебнику по русскому языку 2 класса

ОБРАЗОВАТ ЕЛЬНАЯ СИСТЕМ А

М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко

РУССКИЙ ЯЗЫК
Методические рекомендации
к учебнику и тетрадям–задачникам
для 2 класса
общеобразовательных учреждений
Пособие для учителя

Методические рекомендации соответствуют учебнику,
рекомендованному Министерством образования и науки
Российской Федерации

Смоленск
«Ассоциация XXI век»
2010

О содержании и организации работы
во втором классе
Сначала охарактеризуем общее содержание обучения.
Материал, изучаемый во 2+м классе, очень значим для ус+
пешного освоения всего курса русского языка. Здесь продолжа+
ется, углубляется и расширяется работа в разных направлениях
– по развитию речи, по грамматике, фонетике, графике и орфо+
графии.
Так, усиливается внимание к значению слов, а обучение по
строению предложений и текстов переводится с интуитивного
уровня на понятийный, благодаря чему формирование соответст+
вующих умений становится более целенаправленным.
Второклассники продолжают учиться создавать высказывания
уже знакомых жанров (записки, письма, воспоминания, поздравле+
ния), а также осваивают новые, овладевая при этом как разговор
нохудожественной («картинной») речью, так и деловой: они сочи+
няют загадки и пишут мини+инструкции в виде кулинарных
рецептов. По+прежнему большое значение придаётся становлению
устной деловой речи – способности излагать изучаемый материал,
вести рассуждение и объяснять принятые решения. В целом, бла+
годаря сохраняемому в учебнике способу подачи материала, уча+
щиеся будут постепенно накапливать опыт культуры общения и чте
ния, в том числе совершенствовать техническую сторону умения
читать.
По данной программе именно во 2+м классе решается ключевая
орфографическая задача – научить (и в какой+то мере приучить)
младших школьников сознательно действовать при письме. Осоз+
нанные же орфографические действия предполагают: а) обнаружи+
вание орфограмм; б) определение их разновидности и решение
вопроса о том, известно ли правило, которым нужно воспользо+
ваться; в) применение правила, если оно известно; г) самопроверку
написанного. Обучение всему комплексу этих действий и осущест+
вляется во 2+м классе. Но теперь в обиход входит понятие «орфо+
грамма».
Важнейшее место в системе орфографической работы на дан+
ном этапе занимает введение и освоение детьми особого способа
письма – с «окошками» на месте тех орфограмм, где написание
3

ещё не может быть осознанно выбрано учеником. Овладение этим
приёмом помогает младшим школьникам научиться сознательно
«уходить» от орфографических ошибок в любых письменных выска+
зываниях.
К концу года второклассники научатся не только ставить, но и
решать многие орфографические задачи. Так, они познакомятся
с правилом, помогающим выбирать букву на месте безударного
гласного в корне (если у слова есть проверочное), а также парного
по глухости+звонкости согласного на конце слова и перед другим
согласным. Узнают о непроизносимых и удвоенных согласных,
освоят алгоритм поиска слова в орфографическом словаре и
приобретут первый опыт использования такого словаря.
Понятно, что названные вопросы правописания потребуют зна+
комства с составом слова.
Данный раздел в учебнике подаётся двумя порциями: сначала
рассматриваются понятия корень и окончание, а на их основе –
однокоренные слова и изменения слова. С опорой на эти понятия
и ведётся орфографическая работа. А затем, на фоне закрепления
изученного, знания детей расширяются – вводятся понятия при
ставка и суффикс, начинает выполняться полный разбор слов по
составу.
В два приёма идёт освоение и правила использования раздели+
тельных знаков, которые в начале года предъявляются одновре+
менно. Здесь ребята осваивают общий способ действия: слышу
звук [й’] после согласного перед гласным – надо писать раздели+
тельный знак. Но какой? На данном этапе они выбирают нужный по
предложенной подсказке (ъ никогда не пишется в конце слова) или
пишут два знака сразу в виде буквенной «дроби»: ь
ъ . Орфографи+
ческое правило выбора знака учащиеся «откроют» после изучения
состава слова.
Новым для традиционной системы обучения является рассмот+
рение ещё одного вопроса письма – правописания ь для обозначе+
ния мягкости согласного, стоящего перед согласным (письмо,
дальше, но гости, бантик и т. п.).
Как видно из представленного обзора содержания курса 2+го
класса, значительное место в нём занимает орфография. Но её
изучение осуществляется в органичном единстве с решением всех
других задач – и не только обучения, но и развития, воспитания
младших школьников средствами данного учебного предмета.
4

Кратко охарактеризуем те общие подходы к организации рабо+
ты, которые особенно важны для достижения поставленных целей.
1. Изучение каждой из сторон языка направляется коммуника
тивным мотивом: выявляется, з а ч е м то или иное средство есть
в нашем языке, п о ч е м у нужно соблюдать определённые прави+
ла его использования, ч е м приобретаемое знание или умение
важно для речи. При этом пристальное внимание обращается на
значение и функции всех изучаемых единиц языка. Сообщаемые
знания о языке доводятся до осознанного применения в речевой
практике и помогают решать проблему совершенствования культу+
ры речи учащихся.
2. Как и в 1+м классе, реализуется деятельностный подход к ор+
ганизации учебной работы. Это означает, что: 1) введению новых
знаний, как правило, предшествует постановка учебной задачи;
2) информация, по возможности, не даётся в готовом виде, а «до+
бывается» вместе с учениками; 3) тренировочная работа организу+
ется как мотивированная, последовательная отработка выведенно+
го способа действия, нужного для успешного решения
фонетико+графических, грамматических, орфографических и рече+
вых задач.
Иначе говоря, создаются условия для того, чтобы на всех эта+
пах изучения темы ребёнок выступал не как слепой исполнитель
воли учителя, а был человеком, активно и осознанно действующим,
был, как говорят психологи, «субъектом учебной деятельности».
Во многих случаях решить эту задачу помогают уже знакомые де+
тям персонажи – Антон (теперь он уже первоклассник) и мальчик+
иностранец, изучающий русский язык.
3. Учебник рассматривается как средство, моделирующее
учебную деятельность каждого второклассника, позволяющее
учителю (а при необходимости и родителям) не только правильно
организовать освоение того или иного учебного материала, но и
в целом формировать у начинающего школьника умение учиться.
Детальность некоторых заданий на страницах книги, дробность
вопросов, обилие советов по выполнению работы и объясняется
желанием сделать логику обучения хорошо понятной как учителю,
так и ребёнку, а также тем взрослым, которые помогают ему
в учёбе.
4. По+прежнему все задания, вся информация обращены непо+
средственно к ученику. Мы, авторы, общаемся с каждым из них:
5

советуем, подсказываем, напоминаем, предлагаем. Но это вовсе
не означает, что представленный в учебнике материал обязатель+
но читается самостоятельно. Конкретное решение о том, к а к по+
дать задание или информацию (сказать Вам, поручить прочитать
кому+то из учащихся, использовать коллективное хоровое или шё+
потное чтение, провести работу в паре и т. п.), принимаете Вы, вы+
бирая, с учётом реальных условий урока, оптимальный для Ваше+
го класса вариант.
Во многих случаях соответствующая подсказка есть в методи+
ческих рекомендациях, но скажем сразу: не перегружайте детей
чтением заданий, а в большинстве случаев давайте их сами. Час+
то и информацию в рамках (особенно розовых) бывает правильнее
произносить Вам, а потом просить учеников прочитать её (может
быть, дома взрослым вслух). Правда, есть немало случаев, когда
второклассники на уроке всё+таки должны читать текст сами (хо+
ром, шёпотом, про себя), одновременно выполняя задание, помо+
гающее лучше осмыслить сведения. Таким образом, ещё раз под+
чёркиваем: определение разумного способа организации работы
с материалами учебника в каждом конкретном случае остаётся за
Вами.
Напоминаем: как и в 1+м классе, в большинстве случаев инфор+
мация в рамках подлежит не заучиванию, а постепенному усвоению
в ходе практического применения. Обязательно следует запоми+
нать термины, формулировки, выделенные жирным шрифтом,
а также последовательность выполнения тех или иных практи+
ческих действий. Усвоению материала способствует его прогова+
ривание. Вот почему комментирование выполняемых действий
(всем классом хором или индивидуально шёпотом), развёрнутые
объяснения и т. п. – это важные компоненты работы на уроке.
5. Новым в организации учебной деятельности школьников во
2+м классе является широкое использование специального сред+
ства обучения – тетрадиAзадачника на печатной основе, представ+
ленного в 3Aх частях: 1 – для первой и второй четвертей, 2 – для
третьей четверти, 3 – для четвёртой.
Отличие данной тетради от аналогичных пособий по другим
предметам состоит в том, что это не дополнительное, а обязательA
ное средство обучения. Без него учебник не может быть полноA
ценно использован, поскольку в задачник выведена значительная
и очень важная часть его материалов.
6

Любое упражнение в учебнике занимает положенное ему место.
Но если после первой части задания следует специальный зна+
чок
, то нужно перейти к тетради+задачнику и выполнить за+
дание, помещённое там под тем же номером, что и в учебнике.
Попутно заметим, что учащихся нужно приучать при самостоя+
тельной работе читать и выполнять задания порциями, ориентиру+
ясь на красные (а в задачнике чёрные) квадратики.
Использование тетради+задачника даёт возможность увели+
чить объём учебной работы на уроке и одновременно разгрузить
ученика, поскольку позволяет избежать ненужного переписыва+
ния. При этом на страницах пособия выполняются разнообразные
действия с предложенным материалом: он дополняется, пере+
страивается, в него вписываются отдельные буквы, слова, в нём
исправляются ошибки, что+то подчёркивается и т. п. Потому тет+
радь на печатной основе и названа задачником, что всегда содер+
жит задания, требующие от ребёнка не репродуктивных действий,
а решения поставленной проблемы, той или иной лингвистиче
ской задачи.
Однако тетрадь+задачник не заменяет, а лишь дополняет
обычную школьную тетрадь. Иногда после работы в задачнике да+
ётся задание для выполнения в рабочей тетради: спиши… Необхо+
димость такого дополнения диктуется особенностями процесса
становления грамотного письма – без тренировки соответствую+
щий навык не может быть сформирован. Но выполнение различ+
ных, нередко подготовительных, заданий в задачнике повышает
эффективность обучения.
Сразу дадим одну подсказку. Чтобы использование одновре+
менно двух средств обучения – учебника и тетради+задачника – не
создавало излишней суетливости, обдумывайте, когда второкласс+
ники, действительно, должны сами обратиться сначала к одному из
этих средств, а потом к другому. Часто первую часть задания, дан+
ную в учебнике, лучше произнести Вам, а ребят сра

freedocs.xyz

Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК “Гармония”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Чесноковка» Переволоцкого района Оренбургской области.

«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начального цикла Протокол № 1 от

« » августа 2015 г.

Руководитель ШМО_____ /____________/

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

______________ / Валуева Н.А/

« » августа 2015 г.

«Утверждаю» Директор МБОУ

« СОШ с.Чесноковка»

____________ /Р.Г.Бакирова/ Приказ № от « » августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу « Русский язык»

2 класс. Уровень программы: базовый УМК «Гармония».

Составитель: Валуева Надежда Анатольевна – учитель начальных классов, I категория Стаж работы: 21 год.

с. Чесноковка, 2015 год.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по предметным областям « Филология », реализуется средствами предмета «Русский язык» на основе авторской программы М.С.Соловейчик, допущенной Министерством образования и науки РФ (издательство – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013).

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст.55 п.4

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507).

  3. Примерная основная образовательная программа НОО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15.

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования”.

  5. Приказ Министерства образования Оренбургской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана» от 06.08.2015 №01-21/1742.

  6. Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония» /под редакцией Н.Б.Истоминой.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

  7. Учебный план МБОУ «СОШ с.Чесноковка» Переволоцкого района, Оренбургской области на 2015-2016 учебный год.

  8. Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. Москва.2011г

2.2. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

1. Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.

3. Язык – это явление культуры, поэ

infourok.ru

Тексты контрольных работ по русскому языку 2 класс УМК “Гармония”

Контрольные тематические, самостоятельные, проверочные работы по русскому языку во 2 классе по программе «Гармония»

Входной диктант

Беда.

Щука плавала в тазу. Ее поймал Витя. Подкрался рыжий кот Васька. Он цап лапой щуку. А у щуки зубы остры. Кот закричал. (22слова)

Слова для справок: поймал, подкрался.

Мини-диктант

Ь между двумя согласными

Там жили художник Тюбик и музыкант Гусля. А еще жили малыши: Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, Винтик, Шпунтик, Авоська и Небоська.

Диктант

Сочетания чк, чн, жи-ши, ча-ща, чу-щу

В лесу.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка.

Проверочная работа

Перенос слов с ь

Радость, обезьяна, соловьи, семья, льдина, даль, крылья, варенье, деревья, январь, здоровье.

Списывание

Ненастье.

Холодно. Наступила поздняя осень. Ветер сорвал с деревьев последние листья. Целый день льет дождь. Только воронье карканье слышно во дворе. Скоро наступит пора морозов и вьюг. Уже пролетают редкие, лёгкие снежинки. Зима робко вступает в свои владения.

Подготовка к контрольному диктанту по теме: «Знаем- повторим, не знаем – узнаем»

1. Раздели слова на две группы.

Семья, соль, вьюга, метель, пальма, веселье, платье, вальс, варенье, гость, друзья, коньки, воробьи.

2.Раздели слова для переноса.

Платье, подъехать, копье, обезьяна, льет

3. Определи количество слогов, гласных.

Апрель, март, май

4. Определи количество слогов, букв, звуков.

Малина, куст, лось

5.Сделай звукобуквенный анализ.

Гриб, съели, голубь

Контрольный диктант

Жители дома

Осенью мы часто топили печку. У огонька устраивались кот Иваныч и ручной зайчик Ушан. Птенчик Чир любил сидеть над дверью. (22слова)

1. Сделай звукобуквенный анализ.

Шью Пью

2.Запиши слова буквами, поставь ударение.

[май,ак] [й,ама] [вй,уны] [вй,уга]

3.Определи количество звуков и букв.

Осенью, огонька, зайчик

Диктант по теме «Парные согласные на конце слова»

Лошадь

К доктору Айболиту пришла лошадь. У нее болел глаз. Лошадь плакала. Доктор дал ей очки. И глаз у нее перестал болеть.

  1. Разделите для переноса.

Лошадь, мальчик, чайник

  1. Сосчитайте количество букв и звуков.

Болеть, доктор

3.Выпишите слово, в котором все согласные твердые

и слово, в котором все согласные мягкие.

Проверочная работа по теме «Приставки и предлоги»

Солнце (по)небу гуляло. И (за)тучку (за)бежало. (По)бежало (по)кустам, (по)березовым листам. Рады, рады, рады светлые березы, и на них (от) радости (вы)растают розы.

Спишите, раскрывая скобки.

Диктовка по теме «Главные опасности письма»

Зайка

В огороде росла яблонька. На ней висели яблоки. Под яблонькой спал зайка. Вдруг яблоко упало на него. Зайка прыгнул в сторону и быстро побежал к лесу.

Списывание по теме «Главные опасности письма»

Напишите, правильно определяя начало и конец предложения. Озаглавьте.

Утро очень тихо слышно сойку и дрозда рябина очень краснеет березки начинают желтеть иногда пролетают белые бабочки.

Комментированное письмо по теме «Главные опасности письма»

Белочка

На пеньке сидит маленький рыжий зверек. У зверька пушистый хвост. Это белочка. Она грызет зубками еловую шишку. Медвежонку понравился зверек. Он подбежал и хотел поиграть с белочкой. Белка испугалась и стрелой взлетела на ель.

  1. В первом предложении подчеркните безударные гласные, поставьте ударение.

  2. Подчеркните слова с Ь

  3. Слова третьего предложения разделите для переноса.

Диктант по теме «Главные опасности письма»

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. В кувшине вода была только на дне. Она стала кидать в кувшин камушки. Вода стала выше. Теперь можно пить.

  1. Подчеркните Ь в словах.

  2. В выделенных словах укажите количество звуков и букв.

Проверочная работа по теме «Главные опасности письма»

1.Назовите слова, в которых все согласные мягкие

ель, лес, реки, лето, белка, сени, кисель.

2. Назовите слова, в которых все согласные твердые

санки, стол, липа, рыба, енот, зяблик, сосна

3. Сделайте звукобуквенный разбор слов

письмо, перо

4. Раздели слова для переноса

чернильница, перья

Списывание

Перо

Ран_ше люди писали птич_ими пер_ями. Ч_ще всего пол_зовались гусиным пером. Позднее гусиное п_ро заменили стал_ным, а название осталось.

Контрольный диктант за 1 четверть

Стул

Изобрели стул древние египтяне. На стуле раньше сидели только богатые и знаменитые люди нашей страны. Стул был троном. Во время приемов на нем сидел царь. Знать сажали на табуреты. Все остальные стояли.

1.Выписать по одному слову из двух слогов, из трех слогов.

2.Над словами второго предложения поставьте знаки ударения.

Проверочная работа по теме «Главные опасности письма»

Вырос на грядке ду_ _стый горош_к.

Тропинка спускалась в овраж_к.

Котенок ест очень мало, ведь желудоч_к у него совсем крохотный.

Взял бараш_к кар_ндаш_к.

Цифра шест_ – дв_рной замоч_к: сверху крюк- внизу кружоч_к.

Диктовка по теме «Главные опасности письма»

Птичьи гнезда

Чаще гнезда птиц похожи на чайную чашечку. Они сплетены из веточек и стебельков. Часто гнезда утеплены пухом.

  1. Поставьте знаки ударения в последнем предложении

  2. Подчеркните в словах сочетания ча-ща

  3. Укажите количество букв и звуков в словах

Стебельков, гнезда

Самостоятельная работа по теме «Выражаем мысли и чувства»

1. Разделите текст на предложения.

Вот норка там мышка у норки кошка. Кошка ловит мышку она хитра.

2. Выпишите предложения.

Наступила осень. На птица сидела ветка. Подул холодный ветер. Верхушка ель на дятел.

Практическая работа по теме «Выражаем мысли и чувства»

1. Составь из слов предложения.

Деревьями, за, солнце, скрылось

Стоят, в, золотом, березы, уборе.

2. Исправь ошибки.

катя сидит. Дома она смотрит. В окно дети лепят из. Снега куклу.

3.Подбери название к тексту. Определи, сколько предложений в тексте. Подчеркни одной чертой согласные, которые обозначают твердые звуки, а двумя- мягкие.

Муравей нашел зерно оно было тяжелое муравей позвал товарищей дружно тащат муравьи зерно домой.

Диктовка по теме «Выражаем мысли и чувства»

Пришла поздняя осень. Уныло моросит дождь. Дуют сильные ветры. Листья с деревьев опали. Птицы улетели в теплые края.

Самостоятельная работа по теме «Выражаем мысли и чувства»

Написание диалога

1.Расставьте знаки препинания. Исправьте ошибки.

Где ты была сегодня, киска. У королевы у английской. Что ты видала при дворе видала мышку на ковре.

Выборочный диктант по теме «Выражаем мысли и чувства»

1. Запиши слова с Ь на конце

Лось живет в лесу. Он ест траву и ветки. Ему нужна и соль. Мальчики идут в лес и кладут соль на пень. Лоси придут лизать соль. Они будут сильными и крепкими.

Письменные ответы на вопросы по теме «Выражаем мысли и чувства»

  1. Ответь на вопросы, используя данные слова:

Бульки, были, собаки, щенки, любили, щенята, играть, у.

-У кого были щенки?

-Что они любили делать?

Практическая работа по теме «Выражаем мысли и чувства»

  1. Из слов каждой строки составьте и запишите предложения.

Кругом, лес, был.

Лег, на, я, траву, душистую.

Прогудели, шмели.

Быстро, оса, промчалась.

Пролетели, вот, домашние пчелы.

Они, брали, сок, с, цветов, сладкий, дружно.

Диктовка по теме «Выражаем мысли и чувства»

Сорока

Почему сороку называют белобокой? У нее по бокам перышки белые. А вот голова, крылья и хвост черные. Очень красив у сороки хвост. Перья на нем не просто черные. Они отливают зеленью. Нарядная птица сорока!

Диктант по теме «Выражаем мысли и чувства»

Зимой

Была зима. Митя катался на санках с горы. Румяный, он вбежал в дом. Он хотел, чтобы всегда была зима. Зимой ему весело.

1. Спишите слова и укажите количество букв и звуков

урок, день

2. Разделите слова на слоги

чистый, журчит, Аня, одежда

3. Допишите по одному слогу так, чтобы получились слова

лы…., малы….

Списывание

Осень.

Давно сняли пахучую антоновку. Налетел осенний ветер. Тряхнул вершины деревьев. В саду над землей взлетели и закружились сухие осенние листья. Холодно!

Практическая работа по теме «Хочу сказать больше»

Составление рассказа по плану

Как мы играем

1.Моя любимая игра.

2.Почему она мне нравится.

3.Скем я играю.

4. Как мы играем.

5.Какие черты характера развивает игра.

6.Умею ли я проигрывать.

Диктовка по теме «Хочу сказать больше»

Календарь

На стене висит календарь. Сколько в нем листков? Сколько дней в году. Проходит день. Одним листком в календаре становится меньше. И так триста шестьдесят пять раз.

  1. Подчеркните в словах Ь.

  2. Разделите на слоги слова

Календарь, проходит, день.

Контрольный диктант за 2 четверть

Оляпка

Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала еду. Через минуту птичка выскочила на лед. Она снова весело запела. Это оляпка.

  1. Подчеркните слова с Ь.

  2. В словах укажите количество букв и звуков

Лед, льду.

Практическая работа по теме «Хочу сказать больше»

Пересказ по плану

Птичка

Поймал Сережа чижа и посадил его в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился о стекло. Поднял Сережа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер. Скоро Сережа перестал ловить птиц.

  1. 1.Кто жил у Сережи в клетке?

2.Что забыл сделать Сережа?

3.Как разбился чижик?

4.Что стало с птичкой?

5. Какой урок получил Сережа?

Диктовка по теме «Размышляем о словах»

По берегу Белого моря живут люди. Они называют себя поморами. Поморы хорошие моряки. Они смело бороздят морские просторы.

1.Выпишите однокоренные слова и выделите корень

2. Сделайте звукобуквенный анализ слов

люди, живут

Практическая работа по теме «Размышляем о словах»

1.Выделите корень и изменяемую часть слова.

Кошка веселая летит

Кошки веселое летишь

С кошкой веселые летят

2.Найдите лишнее слово. Выделите окончание.

Белый, белая, белка, белое.

Лиса, в лесу, за лесом, лес.

3. измените слова по образцу, выделите окончание.

Дощатый домишко – дощатые домишки

Старый дедушка –

Широкое море –

Чайная чашка –

Итоговый диктант по теме «Размышляем о словах»

Синичка

Зима. Сильный мороз. К окну подлетела синичка. У окна стояли дети. Ребята открыли форточку. Синица влетела в комнату. Птичка была голодна. Дети накормили ее.

1.Запишите слова. Подчеркните мягкие согласные буквы.

Брат, белка, барсук, кубики, зима.

  1. Прочитайте слова. Допишите 2-3 слова. Выделите корень

Грибник, грибной,…,…..

Практическая работа по теме «Продолжаем размышлять о словах»

  1. Расположите предложения так, чтобы получился рассказ.

Сон.

Спит Маша и видит сон. Дом у него был изо льда. Позвал он Машу в дом. Сидит на лавочке Мороз Иванович. На стенах блестели снежные звездочки. На полу лежал пушистый снег.

Диктовка по теме «Продолжаем размышлять о словах»

Я вышел на улицу. Поскрипывал снег под ногами. Мороз хватал за щеки и нос. Но мне было весело.

Диктовка по теме «Продолжаем размышлять о словах»

Сова – полезная птица. Она поедает много мышей. Сова круглый год живет в наших краях. Днем она прячется в лесу.

Практическая работа по теме «Продолжаем размышлять о словах»

Составление из слов предложений.

  1. Составьте из слов 5 предложений.

  2. Озаглавьте.

Ребята, лисенка, на дороге, подобрали.

У, него, передние, были, лапы, перебиты.

Девочки, долго, за, ухаживали, лисенком.

Наконец, поправился, и, больной, подрос.

Дети, в лес, лисенка, отнесли.

Диктовка по теме «Продолжаем размышлять о словах»

Рыбаки наловили много рыбы. Часть рыбы сдали на рыбный завод. А бабушка испекла рыбник- пирог с рыбой.

  1. Выделите корень в однокоренных словах.

Итоговый диктант по теме «Продолжаем размышлять о словах»

Ели и сосны.

Как сажают ели и сосны? Эти деревья люди сажают прямыми рядами. Ели и сосны растут очень быстро.

  1. Над словами первого предложения поставить знак ударения.

  2. Подчеркнуть слово, в котором звуков меньше, чем букв.

  3. Подобрать к слову быстро слово, близкое по значению.

Распределительный диктант по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»

1. Запишите слова в две колонки – с проверяемыми безударными гласными в корне слова и с непроверяемыми.

Воробьи, зерно, ведро, лопата, топор, звезда, враги, овощи, деревья, сады, корова, собака, паруса.

Диктовка по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»

Следы на снегу

Зимой в лесу земля как пушистый ковер. Каждый зверек оставит на нем свои следы. Вот шел волк. А вот пробегал заяц. Он убегал от лисы.

Списывание

Ст…ляр сделал стол. Дв…рняжка стережет двор. С…довник вырастил сад. В к…рмушке был корм. В с…лонку насыпали соли. Из к…нюшни вышел конь.

Диктовка по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»

Река

Мы шли по широкой тропе. Я услышал плеск воды. Это была река. У самой реки стояли высокие деревья. У берега цвели золотые кувшинки.

Диктовка по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»

К вечеру небо стало густо синеть. Повалил пушистый снег. Я надел пальто и поспешил на улицу. В ночном небе снежинки были особенно красивы.

Списывание

Звонкое утро

Наступило звонкое прозрачное утро. Выпала первая настоящая роса. В речке прыгала рыба.

На горке токовали два тетерева. С ними было шесть тетерок. Один петух ходил вокруг всех.

В серых лесах зацвели ранние ивы. Их цветы похожи на желтых пуховых цыплят. Около ив чудесно пахнет медом.

Практическая работа по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»

Письменные ответы на вопросы

Лисички

Лисички яркого цвета, как морковь. Высокая ножка грибка сразу переходит в зонтик. В середине дрожит росинка. Этот гриб рано появляется в лесу. Весело смотрит стайка лисичек из зеленого мха.

  1. Какого цвета лисички?

  2. Что дрожит в середине грибка?

  3. Когда этот гриб появляется в лесу?

  4. Как растут лисички в лесу?

Комментированное письмо по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»

Перед рассветом

Солнце еще не взошло. Охотники за сладкой клюквой спустились в большое болото. Над елочками и березками серой мглой висело ночное одеяло. Слышался тягостный вой. Маленькой и слабой чувствовала себя Настя перед этой силой.

Контрольный диктант за 3 четверть

Зайцы

Заяц ночью бегает по полям и лесам без страха. Его следы прямые. Но утром он мечется от страха и путает следы. Охотники сами путаются по двойным следам и далеким прыжкам. Они удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он всего боится.

  1. Выпишите слово с безударным гласным. Напишите проверочное.

  2. Напишите слово, близкое по значению слову страх.

  3. Разделите на слоги: заяц, страх

Диктовка по теме «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова»

В парке.

В субботу мы гуляли в парке. Вот аллея берез и лип. Летом там жужжат пчелы. Хороши русские березы! Вот дуб. В ветках дуба гнезда птиц. Ветерок весело играл с листьями деревьев.

Контрольное списывание

Муравьи

Весеннее солнце пробудило ото сна муравьев. Ожил муравейник. Муравьишки выбрались из зимней квартиры. Они стали чинить свое жилье. Муравьи носили веточки, сучки, сухую хвою. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. Они помогают нам сохранить леса. Нельзя губить жилища муравьев.

  1. Подчеркните слова с Ь.

  2. Напишите ответ: как называется жилище муравьев?

Диктовка по теме «Как устроены слова?»

Наша выставка

В четверг ребята нашего класса решили устроить выставку. Алла принесла коллекцию марок. Олег Субботин- свои рисунки. А Майя Петрова- вышивки. Все это мы развесили в длинном школьном коридоре. Учительница Анна Васильевна нас очень хвалила.

Диктовка по теме «Как устроены слова?»

Крокодиловы слезы

Плачут ли крокодилы? Что нам говорит старинная легенда? Что съевший свою жертву крокодил проливает горькие слезы. Какое лицемерное сожаление! Но объяснить такое явление сочувствием хищника наивно. Съел и льет слезы? Это несерьезно. Просто со слезами крокодилы выводят из организма излишки солей. Так что крокодилы не плачут, просто они как бы потеют глазами.

  1. Выпишите по два слова с разделительными Ь и Ъ знаками.

  2. Разделите на слоги для переноса слова

Горькие, объяснить

Итоговый диктант

Белочка

На пеньке сидит маленький рыжий зверек. У зверька пушистый хвост. Это белочка. Она грызет зубками еловую шишку. Медвежонку понравился зверек. Он подбежал и хотел поиграть с белочкой. Белка испугалась и стрелой взлетела на ель.

  1. В словах первого предложения подчеркнуть безударные гласные.

  2. Подчеркнуть в диктанте слова с Ь.

  3. Слова третьего предложения разделить на слоги.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *