В русском языке существует понятие речевых действий. Их главным признаком является тесная взаимосвязь с речью. Она заключается в выражении мыслей, суждений, высказывании собственного мнения и так далее.
Такие действия непосредственно связаны с воспроизведением информации. Она может быть выражена в устном или текстовом варианте. Конкретные речевые действия следует указать более подробно:
Таким образом, можно выделить три основных типа речевых действий. Это «говорить, писать, читать». Такие действия прямо считаются речевыми и относятся к ним безусловно.
Нередко указывается, что «слушать, беседовать» являются речевыми действиями. Однако к таким утверждениям следует относиться критически. Так, «беседовать» представляет собой разновидность действия «говорить». Ведь «говорить» включает в себя и «беседовать». Такие действия заключаются в общении с собеседниками. А «говорить» можно в виде монолога. Поэтому, понятие «говорить» охватывает понятие «беседовать».
Действие «слушать» также охватывается действием «говорить». Ведь собеседник неизбежно случает говорящего. Поэтому, необходимости в выделении в отдельные речевые действия «слушать, беседовать», нет.
vashurok.ru
В русском языке существует понятие речевых действий. Их главным признаком является тесная взаимосвязь с речью. Она заключается в выражении мыслей, суждений, высказывании собственного мнения и так далее.
Такие действия непосредственно связаны с воспроизведением информации. Она может быть выражена в устном или текстовом варианте. Конкретные речевые действия следует указать более подробно:
Таким образом, можно выделить три основных типа речевых действий. Это «говорить, писать, читать». Такие действия прямо считаются речевыми и относятся к ним безусловно.
Нередко указывается, что «слушать, беседовать» являются речевыми действиями. Однако к таким утверждениям следует относиться критически. Так, «беседовать» представляет собой разновидность действия «говорить». Ведь «говорить» включает в себя и «беседовать». Такие действия заключаются в общении с собеседниками. А «говорить» можно в виде монолога. Поэтому, понятие «говорить» охватывает понятие «беседовать».
Действие «слушать» также охватывается действием «говорить». Ведь собеседник неизбежно случает говорящего. Поэтому, необходимости в выделении в отдельные речевые действия «слушать, беседовать», нет.
shkolnikru.com
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
“Дивеевская школа-интернат”
Урок русского языка
“Подбор названий действий к названиям предметов. Кто как голос подаёт.”
Подготовила: М.В.Куракина,
учитель
Нижегородская область
п. Сатис
2018 г.
Урок русского языка 2 класс.
Тема: Подбор названий действий к названиям предметов. Кто как голос подаёт?
Цель: формировать умения подбирать названия действий к названиям предметов.
Задачи:
Образовательные.
1.Учить соотносить вопрос и слово, обозначающее действие предмета.
2.Закрепить знания обучающихся о словах, обозначающих действие предмета.
3.Учить подбирать название действия предмета к названию предмета и ставить вопрос.
4.Познакомить со словами, называющими действие, обозначающее, кто как голос подаёт
Коррекционно-развивающие:
1.Развивать речь через проведение словарной работы; через проведение речевой разминки; через работу по подбору слов, называющих действие предмета к словам, называющим предмет; через работу с загадкой; через обогащение словарного запаса.
2.Развивать память через повторение правила о словах, называющих действие предмета; через выполнение задания “Кто как голос подаёт?”.
3.Развивать мышление через работу по подбору слов, называющих действие предмета к словам, называющим предмет; через работу по соотнесению вопроса и слова, обозначающее действие предмета; через работу с загадкой.
4.Развивать внимание через списывание с печатного текста; через выполнение задания “Кто как голос подаёт?”.
5.Развивать мелкую моторику через выполнение письменных заданий.
6.Развивать слуховое восприятие через прослушивание записи голосов животных и птиц.
Воспитательные:
1.Воспитывать аккуратность при выполнении письменных заданий в тетради.
2.Воспитывать самоконтроль.
3.Воспитывать устойчивый интерес к учёбе.
4.Воспитывать любовь к животным.
Ход урока.
I.Организация начала урока.
Цель: настроить обучающихся на работу на уроке.
1.Учитель:
Здравствуйте, ребята! Встаньте, подравняйтесь, улыбнитесь друг другу. Садитесь.
Прозвенел для нас звонок,
Начинаем наш урок!
Мы пришли сюда учиться!
Не лениться, а трудиться!
Если хочешь отвечать
Руку не забудь поднять!
Если спросят, надо встать,
Громко, чётко отвечать!
2.Разминка.
-Какое сегодня число?
-Какой день недели?
-Как называется урок?
-Какой урок по счёту?
II. Сообщение темы и цели урока.
Цель: сообщить тему и цель урока.
Учитель: – На этом уроке мы продолжим знакомиться со словами, называющими действие предмета, и вы узнаете, кто как голос подаёт.
Подготовимся к уроку.
III.Артикуляционная гимнастика.
Чтоб забить в ворота гол,
Надо поиграть в футбол.
(Упражнение “Футбол”)
IV. Дыхательная гимнастика.
Чтобы класс украсить нам
Дайте выход мыльным пузырям.
(Упражнение “Мыльные пузыри”)
V. Речевая разминка.
(Записать на доске).
Ют, ют, ют
Пташки песенки поют.
Вопросы:
1.Все ли слова знакомы?
2.Каким словом можно заменить слово “Пташки”?
2.Какой звук слышим чаще других звуков?
3.В каких слогах и словах мы слышим этот звук?
4.Какой звук Т? Охарактеризовать звук нам помогут сигнальные карточки. Выберите и поднимите нужные. (согл. тв. – синего цвета, согл мягк.- зелёного цвета., согл. зв. – красно-синего цвета, согл. глух. – тёмно-синего цвета).
Один обучающийся отвечает.
5. Назовите слово, называющее предмет. (Пташки)
6.На какой вопрос отвечает это слово? (Кто)
7.Назовите слово, которое называет действие этого предмета и поставьте к нему вопрос.
Пташки (что делают?) поют.
VI. Проверка д/з
Упр. 2, с. 32.
-Что надо было сделать в домашнем задании? (поставить вопрос)
-Какой вопрос вы поставили к словам? (что делают?)
-Зачитайте слова, которые отвечают на вопрос что делают?
-Что они обозначают?
VII.Пальчиковая гимнастика.
Упражнение “Фонарики”
VIII.Работа в тетрадях.
-Запись даты, дня недели, вида работы.
IX.Минутка чистописания.
Сегодня мы пропишем строчную букву в, одну строчку.
-Демонстрация написания строчной буквы в учителем с проговариванием последовательности написания элементов буквы.
Начинаем писать с середины рабочей строки, ведем линию с наклоном вверх, делаем петлю высотой до середины междустрочного пространства, ведем вниз прямую наклонную линию, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо вниз и, касаясь нижней линии рабочей строки, пишем овал, касаясь верхней линии рабочей строки.
Учитель:
Сейчас мы напишем слово, которое начинается на букву в, но сначала отгадайте загадку.
Возле дома, по дорожке,
Скачет, собирая крошки.
Друг синиц и голубей,
Серый, шустрый … (Воробей)
X. Словарная работа.
1.Работа с учебником.
Упр.1 (1), с. 34
Чтение слова в рамке.
воробей
Какие трудные буквы выделены красным цветом в слове”воробей”? (о, о).
Задание: записать слово на доске;
выделить ударный гласный звук;
сделать звуко – буквенный анализ слова: назвать количество гласных и
согласных звуков в слове.
2.Д/И “Не ошибись!”
Учитель: – Ребята, в загадке было сказано, что воробей шустрый. Что же воробей умеет делать?
(На обратной стороне доски вывешено:
Воробей
(Что делает?)
летает
скачет
прыгает
плавает
Задание1: убрать 2 лишних слова; перечислить, что делает воробей.
Задание 2: составить предложение со словом воробей, используя одно из слов на доске (летает, прыгает, скачет) с опорой на картинку.
(По крыше прыгает воробей).
Один обучающийся записывает предложение на доске, остальные – в рабочих тетрадях.
XI. Изучение нового материала по теме “Подбор названий действий к названиям предметов. Кто как голос подаёт?”
1.Работа со слайдовой презентацией.
Слайд № 1.
Учитель: Наш знакомый воробей,
Поросёнок, цыплёнок, петух,
Лошадь, утка и овца
Собрались как-то у крыльца
И завели они не спор –
Обычный, тихий разговор.
Но вот о чём, как тут понять?
Язык животных надо знать!
Подслушивать нехорошо,
Пусть говорят они ещё.
А нам, ребята пора встать и всем сказать,
Слайд № 2.
Что наш девиз: “Хочу всё знать!”
2.Работа с учебником.
Упр. 1 (2), с. 34
-Какие предметы нарисованы? (утка, воробей, петух)
-На какой вопрос отвечают эти слова?
– Прочитайте слова в рамке.
-Вспомним, кто как голос подаёт?
5.Работа на доске (3 ученика по очереди записывают по одному предложению) и в рабочих тетрадях.
XII. Физкультминутка.
Цель: оздоровительная.
1)
И.П. – стоя, руки на поясе.
1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево.
2- и.п.
3 – 4 то же правой рукой.
Повторить 6 раз, темп медленный.
2)
И.п. – сидя, руки подняты вверх.
1 – сжать кисти в кулак.
2 – разжать кисти.
Повторить 6 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
XIII. Работа по теме урока.
Учитель: – Ребята, продолжим знакомиться с языком животных.
1.Работа с учебником.
Выполнение устного задания, с. 35
Задание: выбрать название действия к рисунку (изображению животных: поросёнок, цыплёнок, овца, лошадь).
– Обучающиеся рассматривают картинку, называют животное, читают 2 слова – названия действия (кто как голос подаёт).
Одновременно – работа с презентацией:
слайд № 3-6 с изображением животных и записью звуков их голосов.
Название действия (кто как голос подаёт) обучающиеся выбирают после прослушивания записи звука голоса.
2.Дидактическая игра “Кто как голос подаёт?”
Задание: соединить линиями названия животных овца, воробей, лошадь, поросёнок, цыплёнок с названиями действий блеет, чирикает, хрюкает, пищит, ржёт, расположенными неверно относительно названий животных.
-Проверка индивидуальная.
XIV.Объяснение д/з.
Упр. 2, с. 34
Задание: написать, кто как голос подаёт, выбрав название действия из двух предложенных.
XV. Подведение итогов урока.
1.Чему мы учились на этом уроке?
2.Интересно ли вам было узнать, кто как голос подаёт?
3.Выставление отметок за работу на уроке.
infourok.ru
№ п/п | Ход урока | Формирование УУД | |||||
коммуника тивные | познаватель ные | регулятивные | личностные | ||||
Название этапа урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя и учащихся | |||||
I | Мотивация к деятельно-сти | Введение ситуации, мотивирующей изучение родного языка | -Звонок прозвенел. Он позвал на урок. Пора! Тишина! К нам наука идёт! – У нас сегодня не простой урок, а урок – исследование. -Вы любите такие уроки? Чем мы занимаемся на таких уроках? – Вот и сегодня мы с вами будем работать по группам, проводить эксперименты и как настоящие учёные делать свои маленькие открытия. | Вызвать интерес и готовность к учебной деятельности | |||
II | Введение темы урока. Актуализа-ция опорных знаний. | Постановка учебной задачи. Создать условия для осознания темы урока и ситуаций устного общения | Работа с блок-схемой на доске. -Давайте вспомним, что вы знаете про «речь»? Какая она бывает? -Какие речевые действия вы отнесёте к устной речи, а какие к письменной? – Одинаково ли мы будем выражать свои мысли, если нам надо поговорить с соседом по парте или выступить с научным докладом? Почему? -От чего зависит , как люди выражают свои мысли? -Что мы будем исследовать сегодня на уроке? | Строят понятные высказыва-ния. Формулируют простые выводы | Представле-ние о видах и формах общения. | Оценивать правиль-ность общения, осуществ-лять самоанализ успешности участия в учебном диалоге. | |
III | Открытие новых знаний. | Научатся различать стили речи и применять их в нужных речевых ситуациях. | -Чтобы ответить на эти вопросы мы должны рассмотреть несколько речевых ситуаций и заполнить таблицы, которые лежат у вас на столах. Что мы должны с вами выяснить? ( С кем мы общаемся и зачем мы общаемся) – Итак внимание на экран.( Двое детей беседуют). Давайте попробуем озвучить этот слайд( дети озвучивают). -Кто участвует в этой речевой ситуации? Как её можно назвать? Оба участника активно принимают участие в разговоре, значит мы можем нарисовать 2 активных смайлика – С какой целью происходит диалог? ( С целью общения) – Как можно назвать такой стиль речи? ( разговорный) – Внимание на экран : речевая ситуация №2.( Мальчик читает стихотворение). Озвучивание слайда. -Кто участвует в этой речевой ситуации? – С какой целью он читает стихотворение?( Чтобы передать эмоции, чувства и настроение своё или автора). – Как можно назвать такой стиль речи?( художественный) -Снова обратим внимание на экран. Речевая ситуация №3. (девочка делает сообщение по окружающему миру). Озвучьте этот слайд. Не так просто это сделать. Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем статью про подснежник. – -Кто участвует в этой речевой ситуации? – С какой целью девочка читает доклад?(передать другим научные знания, информацию) – Как можно назвать такой стиль речи?(научный) -А сейчас волшебный стиль сделает чудо. Пред вами предстанут все 3 стиля речи, которые мы обнаружили. Раз, два, три, выходи. – Ну, давайте знакомиться. ( Стили по очереди читают стихотворения) 1.-Артисты говорят в гримёрной, Твой друг беседует с тобой- Стиль это просто…………….. А не какой –нибудь другой. 2.Рассказ читаешь или стих, Роман, поэму, пьесу- Знай в них………………стиль Стиль очень интересный! 3. А вот в словарике статья, И правила когда мы учим, -Посмотрите ,ребята, наши стили похожи друг на друга? А чем они отличаются? (одеждой). -Как одет разговорный стиль? Почему? –Как одет художественный стиль? Почему? -Как одет научный стиль? Почему? | Владение монологической и диалогической формами речи. Представлять различные формы общения. | Осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте. Самостоятельное решение проблем поискового характера. | Умение задавать уточняющие вопросы, формулирование простых выводов; использование интонационной выразительности речи. | |
IV | Включение в систему знаний и повторения . | Осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в тексте. | – А теперь волшебные стили , хотят посмотреть, сможете ли вы определить в каком стиле речи записан каждый текст. Упр. 367 стр.86 в учебниках. (записать в тетрадях 1……….. .2. ………………… .3. ………….. .) Волшебные стили проверят и подведут итоги по группам. | Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самокон-троль при выполнении письменных заданий; | |||
V | Физкультминутка. | Создание условий для психоэмо-циональной раз-грузки учащихся и развития фоне-тических, лекси-ческих навыков на уроке русского языка через использование физкультминуток. | Вот и наступила музыкальная переменка. Каждый волшебный стиль приготовил со своей группой музыкальный вопрос. Какой стиль речи используется в этой песенке? (1 группа-« Расскажи, Снегурочка, где была?»; 2 группа- «У моей России длинные косички»; 3 группа- «Спор Маши и Вити».) | Самоопреде-ление и самоконт-роль | Используют усвоенные приемы работы | ||
VI | Экспериментальная работа. | Осознание ситуации выбора определённого стиля речи к данной речевой ситуации. Применение новых знаний на практике. | -В своём исследовании мы выяснили, что стили речи отличаются друг от друга. -А как вы думаете, что получится ,если стили речи нечаянно перемешаются? -Давайте проведём эксперимент. Перед вами ноутбуки и на них записан текст, в скобках указаны слова ,которые надо вставить. Давайте мы их прочитаем и подумаем как эти слова называются? (синонимы) У ручья ( выросла, вымахала) красавица Роза . На ветку перед ней (сел, взгромоздился) Соловей . С восхищением он( смотрел , уставился) на Розу. Соловьиные ( трели, верещания ) звучали над ручьём , и тот ( вторил, поддакивал ) им тихим ( журчанием , бульканьем ). Но пришла осень.( опали , отвалились ) лепестки прекрасной Розы. Ручей ( унёс, уволок ) их вдаль , и ( смолкла , заглохла ) соловьиная песня. А.Смирнов. 1 группа- редактирует текст, вставляя первые синонимы. 2 группа- редактирует текст со вторым синонимом , данным в скобках. 3 группа- редактирует текст вставляя сначала первый синоним, потом второй. -Что получилось? В чём разница между прозвучавшими текстами? 6. Выводы урока .-Какой можно сделать вывод нашего исследования? «Язык что одежда»,-говорит некий английский лингвист. И действительно, на лыжах не ходят во фраке, никто не явится на официальный бал, облачившись в замусоленную курточку, которая вполне хороша для черновой работы в саду. | Использо-вать интонационную выразительность речи. | Понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи. Анализ объекта, классификация, выдвижение гипотез и доказатель-ства. | Осуществ-лять самоанализ успешности участия в учебном диалоге. Проводят работу по предложенному плану. | Используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач Владеют приемами действо-вать по алгоритму. |
VII | Итог урока и рефлексия | Организовать фиксацию нового материала , изучен- ного на уроке. Орга- низовать рефлексив- ный анализ учебной деятельности. Организовать оце- нивание учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке, как направлений будущей учебной деятельности. | -Что полезного и нового для себя вы узнали на уроке? – Прикрепите на доску смайлики –жёлтый (понравился урок), зелёный (испытывал трудности), белый (не всё понял, не всё усвоил).. – Что вы хотели бы вспомнить дома? Над чем поработать? -Домашнее задание: придумать2-3 предложения про подснежник в разных стилях речи. – Урок окончен. | Формулируют простые выводы. | Обсновыва-ют и оценивают собственную деятельно-сть, отделяют знания от незнания и прогнозиру-ют будущую деятельно-сть. | Оценивают правиль-ность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке. | Осознают необходи- мость само- совершенст вования , выражают желание осваивать новые знания. |
nsportal.ru
№ п\п | Этапы урока. Цель этапа. | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность ученика | 1 | Организационный момент Проверка готовности к уроку, создание положительного настроя. | Коммуникативные. Личностные: формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому учебному материалу. | Приветствие; настрой на работу. – Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Посмотрите на рабочее место, проверьте всё ли готово к уроку. Мы начинаем урок русского языка | Слушание, выполнение инструкции. | 2 | Актуализация знаний Воспроизведение учащимися необходимых знаний и способов деятельности для открытия «нового» знания. | Познавательные: постановка и решение проблемы; общеучебные: – самостоятельное выделение и формулирование познаватель-ной цели, логические: – построение логической цепи рассуждений; – доказательство; – выдвижение гипотез и их обоснование, Регулятивные: – целеполагание, – прогнозирование, Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; | Задаёт вопросы, диктует слова, корректирует ответы учеников, подводит к верному утверждению. – Какую большую тему мы изучили? – Что мы изучали в этой теме? – Чему учились? – Проверим себя. Применим полученные знания. Откройте рабочие тетради. Запишите число, вид работы, посмотрите на доску, проверьте себя. Запишите слова, выделяя известные вам орфограммы. Слайд 2. Запиши слово – название рисунка: (обезьяна). Запиши слова по их лексическому значению:
Запиши:
Запиши однокоренное слово к слову дежурный, которое отвечает на вопрос «что делать?» (дежурить) -Возьмите ручки с зелёной пастой. Проверьте себя по образцу. Исправьте ошибки, подчеркните орфограммы. Слайд 3. Подождать. Слайд 4. – Оцените себя, по памятке. Критерии оценки. (на доске) выделил 11 орфограмм выделил 9 – 10 орфограмм выделил 6 – 8 орфограмм выделил 5 и менее орфограмм -Нужно ли нам возвращаться к этой теме? – Ребята, посмотрите на эти слова в тетради. Что их объединяет? – Подумайте, а по какому признаку эти слова можно распределить на группы? – Задайте вопрос к каждому слову. Что вы заметили? Вспомните, что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? что? Общее значение – предмет. – Что обозначают слова, отвечающие на вопрос какой? Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что делать? Слайд 5. Слова – названия
– Итак, слово это не только набор звуков и букв, но и название предмета, признака предмета, действия предмета. Об этом мы уже говорили в 1 классе. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы. | Слушание, ответы на вопросы, запись слов, самопроверка, оценивание по заданным критериям, высказывание собственных предположений. – Изучили тему «Звуки и буквы» – Изучали орфограммы русского языка – Учились писать слова в соответствии с правилами русского языка – В них есть непроверяемые орфограммы. Эти слова мы проверяем по словарю. Ученики высказывают свои предположения. – Есть слова, которые отвечают на вопрос какой?; что делать?; кто? что? – Называют предметы. – Признаки предметов – Действия предметов Хоровое прочтение вопросов. | 3 | Усвоение новых знаний и способов деятельности Открытие нового способа действия. | Познавательные общеучебные: – поиск и выделение необходимой информации; логические; – подведение под понятие, выведение следствий; – установление причинно-следственных связей; – построение логической цепи рассуждений; знаково-символические: – моделирование – постановку и решение проблемы. Регулятивные: – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия, результата; | Создаёт условия для рационально организованных действий ученика по усвоению нового способа действий. Слайд 6. – Теперь рассмотрите рисунок. Определите его тему. – Назовите по рисунку слова – названия предметов и вопрос, на который оно отвечает. – Признаков предметов. … – Действий предметов. Посмотрим, что у нас получилось. Слайд 7. Слова – названия
– Можно ли из данных слов составить предложения? Составьте предложения. – Запишем одно предложение. Пушистая белочка взбирается по стволу дерева. – Послушайте, проговорите орфографически. – Запишите под мою диктовку. – Ребята, а почему я не закрывала экран? – Ребята, а если мы составим рассказ по рисунку, употребим ли в речи данные слова? – Это и есть тема нашего урока. Доска. Части речи Что такое части речи? – Прочитайте. На какой вопрос нам предстоит ответить? – Хотите узнать ответ? Обратимся к учебнику. – Откройте страницу 40. Учимся читать научный текст. – Какие сведения о языке хочет поведать нам Мудрая сова? Прочитайте самостоятельно текст – два раза. – Что же называют частями речи? Прочитайте предложение. – Какую функцию выполняет каждая часть речи? – Какие названия есть у каждой части речи? – Что вам помогло ответить на мои вопросы? Но не только текст помогает получить новую информацию, а также и схема. Рассмотрите схему на соседней странице. Слайд 8. – Прочитайте заголовок схемы. – Чем схема в учебнике отличается от таблицы на экране? Прочитайте названия частей речи. – Сравните схему с текстом. – На какие вопросы текст не даёт ответы, а по схеме ответить на них можно? На какие вопросы отвечают имена существительные, имена прилагательные, глаголы? – Что называют (обозначают) имена существительные, имена прилагательные, глаголы? – Когда же схема нам может пригодиться? Проверим. – Прочитайте предложение на листе. Морозный январь предвещает урожайный год. – Как можно назвать такое высказывание? – Поясните примету. Объясним лексическое значение слова «предвещает». Это индивидуальное задание Ефима. Послушаем его. Запишите предложение в тетрадь. – Как вы думаете, какой частью речи является каждое слово в этом предложении? – Как вы будете определять? Доска прил. сущ. гл. прил. сущ. гл. прил. сущ. Морозный январь предвещает урожайный год. – Сравните с образцом оформления в учебнике на с. 41. | Совместная деятельность с учителем, слушание, ответы на вопросы, высказывание собственного мнения, соотнесение своего мнения с мнением другого, принятие учебной задачи, работа по инструкции, работа с разными видами информации, самопроверка с образца. – Дети в зимнем парке. Ученики называют слова. Ученики проговаривают составленные предложения. Ученики проговаривают в полголоса. – Для того, чтобы не ошибиться при записи трудных слов. Чтобы проверить себя. – Да, и они станут частью нашей речи. Ученики хором читают. Ученик прочитывает предложение вслух. – Нам помог научный текст – В схеме есть названия частей речи, а в таблице их нет. Ученики высказывают свои предположения. – При распознавании частей речи. – Это народная примета. Ученик поясняет. В толковом словаре я прочитал. Предвещает – указывает на близкое наступление, совершение чего-либо. – Читаю слово, определяю значение, задаю вопрос к слову. Ученики читают по очереди слова, задают вопрос, определяют общее значение слов, с помощью учителя, и над каждым словом выполняют карандашом краткую запись части речи. | 4 | Первичная проверка понимания нового материала Вербальное фиксирование нового знания. | Познавательные: общеучебные: – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия, – управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий, 1) взаимодействие 2) сотрудничество 3) интериоризация (речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям) | Организует коллективную (игровую) деятельность на выявление уровня осознанности учениками нового учебного материала, подводит к обобщению полученных знаний. – А теперь отложим ручки и немного отдохнем. Игра «Лосята» – Посмотрите на доску. Прочитайте слова. – Из какой сказки взяты слова? – Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите слова по корзинам. – Ребята мы помогли не только лосятам, но и себе. – Чему мы учились? – Составьте предложение из данных слов. – Запишем одно из них. Старик поймал золотую рыбку. – Укажите над словами карандашом части речи. сущ. гл. прил. сущ. Старик поймал золотую рыбку. – Вернемся к теме нашего урока. И попробуем уточнить, что такое части речи. Учитель корректирует ответы учеников. – Часть речи – это отдельное слово, которое выполняет свою функцию в речи: называет предмет, признак предмета, действие предмета и др. Каждая часть речи имеет своё название и признаки, по которым можно различать части речи. | Слушание, работа по инструкции, высказывание собственных предположений, участие в игровой деятельности, оценивание своей деятельности и деятельности другого. – Сказка о рыбаке и рыбке. А.С.Пушкин Ученики по одному выходят к доске и распределяют слова. Учились распознавать части речи. Ученики записывают предложение в тетрадь. Ученики высказывают свои предположения. | 5 | Итог урока. Рефлексия. Осмысление своих достижений. | Коммуникативные Регулятивные. Личностные: высказывают свое мнение, свою позицию. | Задаёт вопросы на обобщение деятельности на уроке. – Эту большую тему мы будем изучать до конца года. Откройте учебник на странице 39. Прочитайте, что мы будем изучать в этой теме. К выполнению, каких задач мы уже приступили сегодня на уроке? – Что вам помогло получить новые знания? – Продолжите работу по этой теме дома. Слайд 11. – Запишите в дневник домашнее задание. – Оцените свою работу на уроке. | Высказывание суждений в громкоречевой форме. – Учились определять, какой частью речи является слово. Учились распознавать признаки частей речи – Нам помогли рисунок, научный текст, схема |
nsportal.ru
Конспект урока по русскому языку во 2-а классе.
Учитель 1 категории ГБОУ школы 439 Демянчук О.В.
Тема: Подбор действий предметов к названиям предметов. Кто как голос подает?
Цель: Учить подбирать действия предметов к названиям предметов.
Задачи: Образовательные:
Коррекционные:
Воспитательные:
Оборудование: компьютер.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
– Поработать час настал. Так что время не теряем и работать начинаем.
– Руки на месте?
– Ноги на месте?
– Локти у края?
– Спина прямая!
2. Проверка домашнего задания.
– Открыли тетради. – Что надо было сделать в домашнем задании? (поставить вопрос) .
– Какой вопрос вы поставили к словам? (что делают?)
– Что обозначают слова, отвечающие на вопрос, что делают? (действие)
– Как подчеркнули слова обозначающие действия предмета? ( = )
– Сегодня мы будем продолжать учиться подбирать слова обозначающее действия предметов.
3. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили.
Птичек крошками кормили.
С горки мы потом катались.
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли.
4.Минутка чистописания.
Запишите число. Сегодня вспомним, как правильно писать букву В, в .
Показываю на доске, проговаривая запись. Пишем букву в воздухе.
– Пропишите, пожалуйста, в тетради. ( Индивидуальная работа с леворукими).
5. Словарно – лексическая работа.
– Слушаем загадку, а отгадка будет начинаться с буквы «В».
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица – круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра;
– Просыпайтесь поскорей. –
Всех торопит (Воробей). (Слайд 2)
Пишу слово на доске, воробей, проговаривая соединения.
– Запишите слово воробей к себе в тетрадь. Записывая, поговариваем слово.
– Звуко – буквенный анализ слова.
– Найдем гласные в слове?
– Сколько гласных? (подчеркиваем)
– Делим слово на слоги. ( ребенок у доски).
– А теперь поставим ударение? Тихонько позовем.
– В слове воробей две безударных гласных, написание которых мы должны запомнить.
– Подчеркните «трудную» букву «о».
6. Работа по теме урока.
На экране слова: летает, клюет, рисует, прыгает. Слайд 3
– Ребята, выберите, какие действия этот предмет может совершать?
– поставим вопрос к нашим словам . (что делает?)
– А знаете, язык птиц?
– Как говорит воробей? (чик – чирик)
– Поставим вопрос, а какое это действие? (чирикает).
7. Физминутка.
8. Работа с учебником. Стр.124 упр.1
– Какие предметы нарисованы? (утка, воробей, петух).
– На какой вопрос отвечают эти предметы? (кто?)
– Почему?
-Прочитайте слова в рамке.
– Давайте, вспомним, кто как голос подает?
– Записываем в тетрадь.
9 . Работа с карточками.
У каждого ребенка на столе карточки со словами (кошка, свинья, собака), карточка с вопросом что делает? и карточки со словами мяукает, хрюкает, лает.
– У вас на парте карточки, давайте, через вопрос подберем действие предмета к предметам.
10. Подведение итогов.
– Что нового узнали?
– Чему научились?
– Поставьте себе оценку за урок. Как вы работали?
– Поставьте оценку и учителю?
11. Разбор д/з стр. 125 упр.3 Слайд 4.
nsportal.ru
Палкина С.Г.
МБОУ СОШ № 64
Урок русского языка во 2 Б классе
Тема: Речь
Цель: систематизировать знания учащихся по данной теме
Задачи: – создать условия для обобщения знаний о речи и предложении;
– формировать у учащихся понимание того, что предложение является единицей речи, находить грамматическую основу;
-развивать орфографическую зоркость, внимание, речь учеников;
– предоставить возможность оценить свои знания и умения
Личностные УУД: – формирование навыков самоорганизации, самооценки – развитие критического и логического мышления, – умение правильно формулировать и доказывать свою точку зрения
Познавательные УУД: систематизировать знания по теме «Речь»
– умение дать характеристику предложению, разбирать предложение по членам предложения
Коммуникативные УУД:
– умение анализировать и доказывать
– умение слушать и исправлять ошибки
Регулятивные УУД: –
– умение определять учебную задачу
Ход урока
Организационный момент
Минутка чистописания. Повторение темы «Звуки» (слайд 2)
А) м л н р
ч щ х ц
– По какому признаку сгруппированы буквы?
– Напишите каждую группу два раза.
Б) Составьте из звуков слово (дана транскрипция слова). Проведите краткий звуковой анализ слова. (речь)
В) Определите тему урока. (слайд 3)
Сегодня на уроке мы повторим, что такое речь, какие виды речи бывают. Подумаем, почему нужно совершенствовать свою речь.
3. Работа по теме урока.
А) Прочитайте текст (карточка у каждого ученика)
Проанализируйте, что вы уже знаете – поставьте знак «плюс». Если материал вам не известен, поставьте знак «минус».
Люди говорят, читают и пишут, рассказывают, слушают и спрашивают, добывают новую информацию. Всё это люди могут делать потому, что знают свой язык.
Разговор, рассказ, вопрос и ответ – это наша речь. С помощью речи люди сообщают что-то друг другу или спрашивают о чём-нибудь друг друга. Когда мы говорим, это устная речь. От старинного слова «уста» – губы. Когда мы пишем, это письменная речь.
Речь состоит из предложений, которые выражают мысль. Речь бывает разговорная, деловая, научная, художественная.
В научно-деловой речи сообщаются точные сведения. Это речь строгая, в ней не выражаются чувства.
Художественная речь – это речь образная (изобразительная). В ней передаются чувства, настроение человека.
Речь бывает внешняя (средство общения) и внутренняя (средство мышления). В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.
Монолог и диалог – две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников общения.
Чем активнее люди совершенствуют устную, письменную речи, пополняют свой словарь, тем выше уровень их знаний и культуры поведения.
Б) Работа с данным текстом.
-Что знакомо по данной теме?
– Что узнали для себя нового?
– Что такое речь? Прочитайте.
– Выпишите предложения, в которых говорится, что такое устная речь и что такое письменная речь.
– Проверьте, правильно ли вы выписали. (слайд 4)
4. Физминутка.
– Какую речь я сейчас использовала?
5. Повторение по теме «Предложение»
– Найдите предложения (по классу развешаны)
Устная речь
Дети, будьте внимательны!
Грамота – второй язык.
Почему нельзя обзывать друг друга?
Речь красна слушанием.
– Сколько здесь предложений? Докажите, что это предложения. Дайте характеристику. Что знаете о предложениях. (слайд 5)
– Объясните смысл пословиц.
– Спишите пословицу о речи.
– Найдите слово на орфограмму «безударная гласная в корне проверяемая ударением». Докажите написание. (слайд 6)
– Какой тип речи вы сейчас использовали?
– Используете ли вы и родители в своей речи пословицы, поговорки, фразеологизмы?
– По-вашему мнению, нужно ли работать над своей речью, совершенствовать ее?
6. Работа с текстом.
(Звучит музыка.)
Закройте глазки. (Читаю текст из упр. 224)
– О чем говорится в тексте.
– Откройте с. 110, упр.224. Прочитайте текст шёпотом. Выберите заголовок.
– Какую речь использовали?
– Спишите вторую часть. Какую речь использовали?
– Подчеркните главные члены предложения.
– Проверьте (слайд 7)
7.Рефлексия (слайд 8)
– Мне понравилось…
– Я узнал…
– Я вспомнил…
– Я умею определять…
– Мне было трудно выполнить …
(слайд 9)
Оцените себя по результату выполненной работы в карточке. Выберите вариант трудности.
1 вариант – я знаю, но не совсем уверен
2 вариант – я знаю и уверен
Приложение
1 вариант
__________________
Выбери правильное утверждение:
А) речь бывает устная, печатная, письменная;
Б) речь бывает устная и письменная.
В) в конце каждого предложения ставится только точка;
Г) в конце каждого предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак;
Д) в конце предложения ставится запятая.
Обведи главные члены предложения: подлежащее, существительное, сказуемое
Подчеркни в предложении главные члены предложения.
Саша и Маша. Весной звонко поют птицы.
Отметка ученика ___
Отметка учителя ___
2 вариант
_____________________________
Выбери правильное утверждение:
А) Разговор, рассказ, вопрос и ответ – это наша речь.
Б) Предложение – это группа слов, которая выражает законченную
мысль.
В) Предложение – это группа слов, которые не связаны между собой по смыслу
Г) В научно-деловой речи сообщаются точные сведения.
Д) В художественной речи сообщаются точные сведения.
2. Найди предложения и дай им характеристику, соедини стрелочкой по линейке.
А) На лесных полях. Повествовательное
Б) Весной звонко поют птицы. Вопросительное
В) Как хорошо весной! Невосклицательное
Восклицательное
В повествовательном, невосклицательном предложении подчеркни главные члены предложения.
Отметка ученика ___
Отметка учителя ___
infourok.ru