Внеклассное мероприятие 10 класс по химии – Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 10-11 класса “Химическая шкатулка”

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 10-11 класса “Химическая шкатулка”

Муниципальное казённое образовательное учреждение Первомайская

средняя общеобразовательная школа

Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие…

куда ни посмотрим, куда ни оглянемся,

везде обращаются перед нами успехи её прилежания”

М.В.Ломоносов.

Внеклассное мероприятие по химии

«Химическая шкатулка»

для учащихся 9-10 классов


«Химическая шкатулка»

Цели данного мероприятия:

  • Повысить интерес учащихся к химии

  • Расширить знания учащихся, развить их кругозор

  • Показать возможности практического использования химических знаний и навыков

  • Продолжить формирования умений и навыков учащихся при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, при решении химических задач.

Оборудование: набор реактивов и посуды для проведения опытов, мультимедийный проектор, слайдовая презентация.

Подготовка мероприятия.

  1. Формируются 4 команды по 6 человек из учащихся 9 и 10 классов, 4 команды болельщиков по 5 человек.

  2. Домашнее задание для команд:

  • представление команды: название, девиз, эмблемы, выбор капитана,

  • подготовка рекламы любого химического вещества (форма: стихи, проза, презентация, инсценировка и др.),

  1. Жюри формируется из учителей школы: учитель химии, биологии, физики, заместитель директора по ВР.

  2. Производится разбаловка конкурсных заданий.

Место проведения: кабинет химии, подготовленный к вечеру: места участников, место жюри, на демонстрационном столе шкатулки, с вложенными заданиями; на стенах работы ребят: плакаты, стенды с буклетами, зачетная таблица с предварительными итогами предметной недели.

Куратор мероприятия: учитель химии.

Ведущие: учащиеся 11 класса, в ролях: «Экзаменатора», «Практика», «Теоретика», «Алхимика», ассистента.

Ход мероприятия

Вступление

Куратор: Сегодня мы вновь встречаемся с участниками состязаний. Интеллектуальная игра «Химическая шкатулка» для учеников девятых и десятых классов объявляется открытой! У вас есть прекрасная возможность убедиться в том, что прекрасная наука химия – это не только формулы и уравнения. В химии есть место также и творчеству, смекалке, выдумке. И я приглашаю в зал команды 9 и 10 классов!

Задание № 1

Домашнее задание.

Представление команд и жюри.

На экране – эпиграф: “Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие… куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед нами успехи её прилежания”. М.В.Ломоносов.

Задание № 2

Разминка – «Блиц – вопрос из шкатулки».

«Экзаменатор»: Капитаны команд выбирают последовательно шкатулки по категориям вопросов: «Угадайте металлы», «Угадайте газ» и в течение 30 секунд команды дают ответы. В случае неправильного ответа, вопрос переходит ко второй команде с удвоенным количеством баллов за правильный ответ. Шкатулки разносит ассистент. Правильные ответы появляются на слайдах.

Варианты вопросов:

«Угадай металлы»

«Угадай газ»

Ему не страшно окисленье,

Пластичностью он превзойдет.

В кислоте без растворенья

Может содержаться он (золото).

Я – газ, простое вещество,

Двузначен номер мой.

Слог первый – это божество,

Река – вот слог второй (радон).

Какой тугоплавкий металл входит с состав брони современных кораблей и танков? Он пластичен: из куска этого металла массой 200 грамм можно вытянуть проволоку длиной 80 км (вольфрам).

Нельзя рассчитывать уловить этот газ химическими средствами, как нельзя поймать на крючок рыбу, не идущую ни на какую приманку. Остается, следовательно, вычерпать пруд, в котором рыба живет, т.е. последовательно изъять из воздуха подходящими поглотителями одну за другой все известные составные части воздуха. Какой же газ так извлекают? (аргон).

О каком металле идет речь: «Трудно по всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества» (железо).

Какой газ в переводе с латинского языка означает «безжизненный»? Содержание этого газа в воздухе составляет 78%

Я металл, меня ты знаешь,

Мощь огромная во мне.

Но если «б» ко мне подставишь,

То землю скрою в темной мгле (уран).

Этот газ встречается в вулканических газах, растворен в водах минеральных источников, имеет неприятный запах тухлых яиц (сероводород).

Этот металл был известен человеку еще за 3-4 тыс. лет до н.э. Одно из «семи чудес света» – висячие сады Семирамиды – орошались водой через сложную систему колодцев, трубопроводов, сделанных их этого металла. Этот металл используется для получения типографских сплавов, для изготовления пуль и дроби (свинец).

Газ, о котором идет речь, бесцветен, в 1,5 раза тяжелее воздуха, растворяется в воде. Его можно превратить в сухой лед. Он используется в огнетушителях (углекислый газ).

Этот металл красивого белого цвета. Сплавы этого металла с медью используют при чеканке медалей. Этот металл убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода не теряет свежести, даже при длительном хранении. Что это за металл? (серебро).

22 апреля 1915 г. мир узнал о новом оружии – химическом. Вблизи г. Ипр немцы предприняли газовую атаку в направлении окопов, занимаемых французскими и английскими войсками. Было выпущено 180 т этого газа. Армия Атланты за несколько минут потеряла 5000 солдат. О каком газе идет речь? (хлор).

Название, какого химического элемента происходит от названия страны, занимающей 2 место по численности населения в мире? (индий).

Нахожусь, друзья, везде:

В минералах и в воде.

Без меня вы как без рук:

Нет меня – огонь потух (кислород).

Какой металл входит в состав хлорофилла? (магний).

Бесцветный газ с резким запахом, применяемый при производстве азотной кислоты и удобрений (аммиак).

Подведение итогов.

Задание № 3

Чудеса в шкатулке.

Вопрос от алхимика, который показывает опыт (опыт готовят перед началом опыта в лаборатории и выносят сосуды с готовыми растворами в шкатулке).

«Алхимик»: Я, доктор алхимии, Магнус, потомок великого Альберта Магнуса и я умею получать золото. Рецепт приготовления я открыть могу только перед смертью, но могу вам показать.

Опыт: Готовят равные объемы 3%-ного раствора иодида калия и 4%-ного раствора ацетата свинца. Перед опытом растворы доводят до кипения и горячими сливают вместе в колбу. При остывании в осадок выпадает иодид свинца, который хорошо растворим в горячей воде, но весьма мало в холодной. Осадок образуется в виде тонких блестящих на свету чешуек золотистого цвета.

Вопрос: А вы можете написать рецепт этого опыта?

Ответ: учащиеся записывают уравнение реакции на бумаге и отдают ведущим. Ответ показывается на слайде: (CH3COO)2 Pb + 2KI→PbI2 ↓+ 2CH3COOK

Задание № 4

Старые фотографии из шкатулки.

Вопросы задает ведущий – «Теоретик». Капитаны команд выбирают шкатулки по номерам, на слайде показывают портрет ученого и вопрос:

«Теоретик»: В каждой науке есть свои герои-учёные, чей гений сделал возможными открытия, без которых немыслима современная жизнь. Мы не всегда знаем их в лицо, но мы должны помнить и знать их имена. Команды, будьте готовы узнать и назвать их!

  1. Выдающийся русский учёный, педагог и общественный деятель. Превосходно овладев методами математики и физики, он применил их к решению проблем химии. В 35 лет совершил он своё величайшее открытие, которое позволило навести строгий порядок в мире химических элементов и впервые осуществить научный прогноз в химии. (Д.И. Менделеев)

  2. Итальянский учёный. В 1811году открыл закон о газах, позже названный его именем. В его честь также названа постоянная, обозначающая число частиц в одном моль вещества. (А. Авогадро)

  3. Русский химик, создатель теории химического строения органических веществ.

    (А.М. Бутлеров)

  4. Английский химик, который в 1766 г первым описал физические и химические свойства водорода. (Генри Кавендиш)

  5. Этот ученый выяснил роль кислорода в процессах горения, окисления, дыхания. Во время Великой французской революции по суду революционного трибунала был гильотирован. О каком ученом идет речь?

  6. А.С. Пушкин писал о нём: “Историк, ритор, химик, минеролог, художник и стихотворец; он всё испытал и всё постиг”. (М.В. Ломоносов)

  7. Учёный, сформулировавший принцип химического равновесия. (Ла Шетелье)

  8. Замечательная женщина и общественный деятель, дважды лауреат Нобелевской премии, основатель института радия. В 1898 г совместно с коллегами открыла полоний и радий. (М. Склодовская-Кюри)

Подведение итогов.

Музыкальная шкатулка

(музыкальная пауза).

Учащиеся 11 класса показывают инсценированную музыкальную зарисовку на тему: «В мире полиэтилена». На экране видеоряд на тему «Применение полиэтилена».

Три ученицы 7-го класса показывают модели юбок и шляп, изготовленные на уроках труда из полиэтилена (использованы мешки, пакеты, перчатки и др.)

(музыка из песни «Гадалка», к/ф «Ах, водевиль, водевиль!):

1-й куплет.

Ежедневно меняется мода,

Но покуда стоит белый свет.

От людей много мусора, хлама,

А желающих в дворники нет.

В ожиданье чудес невозможных.

Постучится вдруг кто-нибудь в дверь

И возьмет этот мусор и сложит,

И оденет, быть может, модель.

Припев. Давайте шить (2 раза)

Прекрасные наряды

И будет в них страна ходить,

И будет в ней порядок.

2-й куплет. Вот пакет было выбросить жалко,

Вот резинка от старых трико.

Я сошью много модных моделей.

В них меня не узнает никто.

А из ярких конфетных оберток

Я придумаю новый наряд,

«Что за умница и фантазерка!»-

Про меня все вокруг говорят.

Припев тот же.

3-й куплет. Все на мне сидит ладно и ловко!

Не от Зайцева этот жакет.

По душе мне такая обновка,

В мире лучше фасончика нет,

Чтобы был у вас каждый день праздник,

Вы учитесь у нас мастерству,

А мы дарим вам эту подсказку,

Как из семечек сделать халву.

Припев тот же.

Во время выступления команды участников готовятся к конкурсу рекламы.

Задание № 5

Реклама из шкатулки.

Команды участников предлагают проект рекламы химического вещества, продукта.

Возможные варианты представлений: презентация, музыкальное исполнение, стихотворение, стенгазета и др.

Задание № 6

Экспериментальная шкатулка.


На экране афоризм: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции» М.В.Ломоносов.

«Практик»: Капитаны команд выбирают номер шкатулки и получают задания для экспериментального решения. К каждому заданию предложен лоток с соответствующими для этого эксперимента реактивами и оборудованием. Учащиеся практически осуществляют химические реакции, записывают уравнения этих реакций.

Шкатулка № 1. При взаимодействии, каких ионов образуются белые нерастворимые вещества, внешне похожие на молоко? Из реактивов предлагаются растворы: хлорида натрия, нитрата серебра, хлорида бария, сульфата натрия, хлорид кальция, карбонат натрия.

Шкатулка № 2 . Докажите опытным путем, что железный купорос, образец которого вам выдан, содержит примесь сульфата железа(III). Из реактивов имеются: растворы хлорида бария и гидроксида натрия.

Шкатулка № 3.В четырех пробирках вам выданы кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Выданы растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида бария.

Шкатулка № 4. В четырех пробирках находятся растворы: хлорида аммония, карбоната натрия, силиката натрия, сульфата натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке. Выданы растворы: соляной кислоты, хлорида бария, гидроксида натрия.

Задание № 7

Расчетная шкатулка.

«Практик»: В этой шкатулке лежит калькулятор, а значит, вам придется решить химические задачи. Капитаны команд выбирают шкатулки с задачами. Если команда не может решить выбранную задачу, то может заменить шкатулку, но при этом теряет половину очков.

Варианты задач:

  1. Мельчайшая капелька воды имеет 1 . 10-5 г. Сколько молекул воды содержится в одной капельке воды?

  2. В состав человеческого организма входит в среднем по массе 65% кислорода, 18% углерода, 10% водорода, 0,15% натрия и 0,15% хлора.

Расположите вышеназванные химические элементы в порядке возрастания числа их атомов, содержащихся в организме человека.

  1. Содержание угарного газа в смеси оксидов углерода составляет 33,3 объемных %. Сколько электронов находится в 16,8 л (н.у.) этой смеси?

  2. Вычислите какую часть лимона необходимо съедать, для того чтобы восполнить потребность организма в витамине С. В расчетах следует принять, что масса лимона 100 г, содержание витамина С в лимоне составляет 0,5 %. Суточная потребность взрослого человека в витамине С – 100мг.

  3. Какой объем (н.у.) углекислого газа заполнит помещение кухни, если Петя в отсутствие родителей решил прокалить на газе 700 г толченого мела, в котором 2% примесей? (Так он решил проверить правдивость утверждения своего учителя химии о необходимости постоянного проветривания помещения, где проводится такой опыт.) Что произойдет, если Петя не откроет форточку?

  4. Какой объем (н.у.) углекислого газа попадет в вытяжной шкаф, если при прокаливании 20 г малахита Никита наденет противопыльную маску? Примесей в малахите содержится 5%.

  5. Завхоз школы обратился за помощью в химический кружок школы. Выдав кружковцам 500 г 25%-го раствора технического аммиака (нашатырный спирт), он поставил перед ними задачу: обеспечить каждый из 30 кабинетов школы флакончиком для аптечки, где содержалось бы 20 г раствора аммиака с его массовой долей 10%.Справятся ли с поставленной задачей кружковцы?

  6. Со шкафа техничка уронила сосуд, где содержалось 700 г раствора гидроксида натрия с массовой долей NaОН 10%. Cколько граммов воды и щелочи взял лаборант для приготовления нового такого же раствора?

Подведение итогов.

Задание № 8

Подарки для друзей

Конкурс для болельщиков, в результате правильного ответа команда получает по одному очку.

Ассистент раздает вопросы из выбранных по цвету шкатулок.

Возможные варианты вопросов:

  1. Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя никогда не существовал? (философский).

  2. Какой химический элемент состоит из двух животных? (мышьяк)

  3. Почему в Мертвом море нельзя утонуть? (много соли).

  4. Что называют «черным золотом»? (нефть).

  5. Какой галоген добывают из морских водорослей? (йод).

  1. Какой металл, по древней мифологии, обречен на «вечные муки»? ( тантал- «танталовы муки»).

  2. Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный цвет? (лакмусовую, кислотой).

  3. Какой благородный металл состоит из  болотных водорослей? (платина)

  4. Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (золото)

  5. Какие химические элементы состоят из  различных рек? (индий, полоний, нильсборий).

  6. В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы? (бром, хром).

  7. Какой химический элемент имеет прямое  отношение к табуну лошадей? (цирконий).

  8. Какой химический элемент пригоден для  непрерывного нагревания или кипячения воды? (титан).

  9. Название какого химического элемента начинается портовым сооружением для защиты судов от морских волн? (молибден).

  10. От  какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека? (серебро).

  11. Название какого металла несет в себе волшебника? (магний)

  12. Какие химические элементы состоят из троек? (натрий, иттрий).

Задание № 9

Шкатулка с интересом.

«Теоретик»: Последний конкурс – тайна «черных шкатулок». Команды должны определить вещества в черных шкатулках по подсказкам.

  1. Это изготавливали на Руси еще в древности, собирая и переплавляя смолу елей и сосен. При Александре Македонском для этого использовали веточки мяты, у эскимосов – китовый жир и кожу, в некоторых областях Восточной Африки – ладан, в Китае – корень женьшеня, в середине 19 в. – свечной воск, в 20-е гг. прошлого столетия – асфальт. Основа современной продукции – млечный сок некоторых южных деревьев, остальное – добавки. Статистика утверждает, что жители Америки предпочитают это с ароматом винограда и корицы, Африка – мускуса, Востока – хризантемы, розы и сирени, Европы – мяты. В одной только Японии существует около 150 разновидностей этого. Однако популярность этого продукта создает большие проблемы при уборке помещений. Какая эта продукция? Из чего изготавливается сейчас

(Ответ: В черной шкатулке – жевательная резинка, каучук).

  1. Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение – это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди и даже дикие и домашние животные.

Примерная суточная норма этого вещества для одного человека находится в этой шкатулке.

(Ответ: В черной шкатулке вещество – поваренная соль, или хлорид натрия).

Подведение итогов,

определение победителей и номинантов.

По сумме баллов определяется команда – победитель, а также победители в личном зачете: лучший теоретик (номинация «Золотой элемент»), лучший практик (номинация «Серебряная пробирка»), самый активный участник (номинация «Платиновый катализатор»), самый активный болельщик.

Используемая литература

    1. Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Химия. Физика. – Волгоград: Учитель, 2003

    2. Мастер-класс учителя химии. Методическое пособие. – М.: Планета, 2010

    3. Мойе С.У. Занимательная химия: замечательные опыты с простыми веществами. – М.: АСТ: Астрель, 2007

    4. Сгибнева Е.П., Скачков А.В. Современные уроки химии 8-9 классы. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002

    5. Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978

    6. Химия. VIII, X, XI: Нестандартные уроки/Авт.-сост. Л.М. Брейгер.- Волгоград: Учитель, 2004

    7. Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий/авт.-сост. Л.Г.Волынова и др. – Волгоград: Учитель, 2005

    8. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры в процессе изучения темы: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»: Учебное пособие. – Изд-во Саратовского педагогического института, 2000

infourok.ru

Внеклассное мероприятие по химии для 10–11-х классов гуманитарного профиля “Большая химическая вечеринка”

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Повысить интерес учащихся к химии
  • Расширить знания учащихся, развить их кругозор
  • Показать возможности практического использования химических знаний и навыков
  • Продолжить формирования умений и навыков учащихся при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Оборудование: набор реактивов и посуды для проведения опытов, мультимедийный проектор, слайдовая презентация

Подготовка вечера.

1. Формируются 2 команды по 6 человек из учащихся 10 и 11 классов. Команда придумывает название, девиз, эмблему, выбирает капитана
2. Жюри формируется из учителей школы.

ХОД УРОКА

Вступление

– Сегодня мы вновь встречаемся с участниками состязаний в рамках Недели химии. Большая химическая вечеринка для учеников десятого и одиннадцатого класса объявляется открытой! У вас есть прекрасная возможность убедиться в том, что прекрасная наука химия – это не только формулы и уравнения. В химии есть место также и творчеству, поэзии, искусству. И я приглашаю в зал команды 10 и 11 класса!

Представление команд и жюри. На экране проектора – эпиграф.

– Эпиграфом сегодняшней встречи будут слова М.В. Ломоносова: “Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие… куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед нами успехи её прилежания”

Конкурс 1. Разминка

– В качестве разминки соперникам предстоит состязание в умении составлять двустишья – буриме по двум опорным словам. Например, со словами “медь” и “медведь” может получиться такой химический “опус”: (выводится на экран мультимедийного проектора)

Знает даже дремучий медведь,
Что металлом является медь.

– Команда 10 класса получает две пары опорных слов: бром – гром и оксид – скрипит, а команда 11 класса пары серебро – добро и кислота – красота. На составление буриме у вас 5 минут. Зрители, подключайтесь, зарабатывайте жетоны! Максимальная оценка в этом конкурсе – 5 баллов.

Конкурс 2. Химики и лирики

– Может показаться странным, что на химическом вечере мы вдруг решили вспомнить о литературе. Но, с другой стороны, наши старшеклассники стремятся стать не просто образованными, но и всесторонне развитыми, культурными людьми. Не зря известный химик академик Арбузов говорил: “Не могу представить себе химика, не знакомого с вопросами поэзии, с картинами мастеров живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области”.
– Я буду предлагать командам вопросы, так или иначе связанные с литературой, музыкой и живописью. Отвечать будете по очереди. За правильный ответ – 2 балла. Дополнения и исправления тоже оцениваются.
(В ходе конкурса на экран проектора выводятся портреты цитируемых авторов или героев)

1. Какому поэту принадлежат слова:

Поэзия – та же добыча радия –
В грамм – в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.

В.В. Маяковский

2. В романе Ильфа и Петрова “Золотой телёнок” есть такой эпизод: “По сцене расхаживал лектор в зелёном френче и, недовольно поглядывая на дверь, с военной отчётливостью говорил: “По характеру действия боевые отравляющие вещества делятся на удушающие, слезоточивые, нервные, раздражающие и так далее. В числе слезоточивых газов можем отметить бромистый бензол” (выводится на экран проектора)

Лектор совершил в своём рассказе три ошибки. Найдите их.

3. Два известнейших химика являлись членами Российской академии художеств, один в 18 веке, другой – в 19-м. Назовите их имена. (М.В. Ломоносов и Д.И. Менделеев)

4. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

После грозы в воздухе ощущается специфический запах, который мы называем запахом свежести. Какое вещество придаёт такой запах воздуху? (Озон)

1. Назовите имя знаменитого композитора, который был также и крупным химиком, другом Д.И. Менделеева. (А.П. Бородин)
2. “Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль… из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте”. Кто автор этих строк и о каком химическом веществе идёт речь? (А. Конан Дойль, белый фосфор)
3. Д.И. Менделеев был очень дружен с художником Куинджи. Вместе они работали над созданием… А что могли вместе создать художник и химик? (Долговечные краски)
4. В романе Ж.Верна “Таинственный остров” герои, попав на необитаемый остров, сумели не только выжить, но и наладили целый ряд химических производств в промышленном масштабе. Так, например, азотная кислота была ими получена из природной натриевой селитры и серной кислоты. Напишите уравнений этой реакции.
5. В каком произведении А.С. Пушкина есть такие строки:

И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой
Как будто грома грохотанье,
Тяжёло-звонкое скаканье
По потрясённой мостовой.
И, озарён луною бледной,
Простёрши руку в вышине,
За ним несётся….

(“Медный всадник”)

6. Этого величайшего английского поэта средневековья называют универсальным гением. В своих произведениях он нередко использовал в своих произведениях не просто факты, а факты через призму химии. Он был хорошо знаком с воззрениями Парацельса, интересовался алхимией. В его “Антонии и Клеопатре” Клеопатра говорит Алексасу:

С Антонием не сходен ты ни в чём,
Но ты был с ним, и близостью своею
рнпе золото преобразил свинец.
О ком идёт речь? (У. Шекспир)

Конкурс 3. Ба, знакомые все лица!

  1. В каждой науке есть свои герои-учёные, чей гений сделал возможными открытия, без которых немыслима современная жизнь. Мы не всегда знаем их в лицо, но мы должны помнить и знать их имена. Команды, будьте готовы узнать и назвать их! За правильный ответ – 3 балла. А за «опознание» героя на портере – ещё один балл. (портреты – на экране проектора)
  2. Выдающийся русский учёный, педагог и общественный деятель. Превосходно овладев методами математики и физики, он применил их к решению проблем химии. В 35 лет совершил он своё величайшее открытие, которое позволило навести строгий порядок в мире химических элементов и впервые осуществить научный прогноз в химии.
  3. (Д.И. Менделеев)
  4. Итальянский учёный. В 1811году открыл закон о газах, позже названный его именем. В его честь также названа постоянная, обозначающая число частиц в одном моль вещества. (Амедео Авогадро)
  5. Русский химик, создатель теории химического строения органических веществ.
  6. (А,М. Бутлеров)
  7. Английский химик, который в 1766 г первым описал физические и химические свойства водорода. (Генри Кавендиш)
  8. Русский химик – органик; в 1869 г сформулировал правило о направлении реакций замещения, отщепления и присоединения по двойной связи в молекулах углеводородов. Это правило носит его имя. (Марковников)
  9. А.С. Пушкин писал о нём: “Историк, ритор, химик, минеролог, художник и стихотворец; он всё испытал и всё постиг”. (М.В. Ломоносов)
  10. Учёный, сформулировавший принцип химического равновесия. (Ла Шетелье)
  11. Замечательная женщина и общественный деятель, дважды лауреат Нобелевской премии, основатель института радия. В 1898 г совместно с коллегами открыла полоний и радий. (М. Склодовская-Кюри)

Конкурс 4. Что в имени тебе моём?

  1. У каждого химического элемента есть своё имя, у этого имени есть своя история, своя маленькая тайна. В заключение нашей встречи я предлагаю командам раскрыть эти тайны и увеличить свои шансы на победу. За правильный ответ – 1 балл.
  1. Откуда элемент индий получил своё название? (От синей – индиговой линий в спектре)
  2. Какие элементы действительно названы в честь стран? (Германий, франций, полоний, рутений, галий)
  3. Какие элементы носят имена учёных? (Курчатовий, нильсборий, эйнштений, фермий, менделевий, нобелий, лоуренсий, берклий)
  4. Перечислите химические элементы, названия которых переводятся как “рождающий”. (Водород, углерод, кислород)
  5. Эти элементы славятся тем, что, соединяясь с металлами, образуют соли. (Галогены)
  6. Это один из самых многоликих элементов. Он образует несколько простых веществ: графит, алмаз, уголь, сажа. (Углерод)
  7. А этот элемент сам дал название одной из стран Южной Америки. (Серебро, Аргентина)
  8. Какие элементы – металлы названы в честь частей света? (Европий и америций)
  9. Название какого металла переводится как “зола”? (Калий)
  10. Какой неметалл получил своё название в связи с неприятным запахом его паров? (Бром)

Подведение итогов. Награждаются победители среди команд – участников и зрителей.

5.07.2010

Поделиться страницей:

urok.1sept.ru

Методическая разработка (10 класс) на тему: Внеклассное мероприятие по химии для 10 класса “БРЕЙН-РИНГ”

БРЕЙН-РИНГ

10 класс

Эту игру мы проводим с целью углубления знаний учащихся по химии, повышения их интереса к предмету, развития умения работать с дополнительной литературой. Для проведения игры необходимо простейшее приспособление, состоящее из лампочки, батарейки и выключателя. С его помощью команды сигнализируют о своей готовности к ответу.

Игра состоит из четырех раундов.

ПЕРВЫЙ РАУНД

В первом раунде предлагаем командам 5 вопросов, оцениваемых в 1 балл. На обсуждение каждого вопроса даем 1 мин. Если команды не могут ответить, то со следующим вопросом разыгрываем 2 балла.

  1. Этот элемент – металл. Вдыхание паров этого металла может вызвать у человека озноб и легкое отравление. Металл может накапливаться в тканях организма. Химические свойства позволяют использовать его для создания антикоррозийной пленки на поверхности других металлов. Применяется при изготовлении кровельного железа и кузовов автомобилей. (Цинк.)
  2. Великий русский ученый, первым в России разработал способ получения цветных стекол. Вместе со своими учениками создал из этих стекол панораму «Полтавская битва». К его заслугам относится и открытие закона сохранения массы веществ при химических реакциях. (М.В.Ломоносов.)
  3. Металл серебристо-белого цвета. На поверхности образует прочную оксидную пленку, по электрической проводимости уступает лишь меди и серебру. Его называют «крылатым» металлом. Н.Г.Чернышевский в своем произведении «Что делать?» назвал его «металлом социализма». (Алюминий.)
  4. Этому элементу не повезло с названием: его назвали «безжизненный». А между тем он и жизнь неразделимы. Основная его масса содержится в атмосфере. На каждый квадратный метр земной поверхности его приходится 8 т. В земной коре его содержание едва достигает 0,4 % по массе. Этот элемент входит в состав удобрения карбамида, или мочевины. (Азот.)
  5. Один из этих двух элементов в виде простого вещества хорошо горит, другой – поддерживает горение, а их соединение пригодно для тушения огня. (Водород, кислород.)

ВТОРОЙ РАУНД

Вопросы второго раунда приносят командам от 1 до 5 баллов в зависимости от количества использованных подсказок. Ответ после первой подсказки оценивается в 5 баллов, после второй – в 4 балла и т. д.

Вопрос 1. Угадайте химический элемент. (Железо.)

  1. В организме человека его содержится около 3 г, из них примерно 2 г – в крови.
  2. По распространению в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
  3. Первоначально источником соответствующего этому элементу простого вещества были упавшие на Землю метеориты, которые содержали его почти в чистом виде.
  4. Первобытный человек стал использовать орудия из этого вещества за несколько тысячелетий до н. э.
  5. В честь этого элемента был назван целый период человеческой истории.

Вопрос 2. Угадайте вещество. (Свинец.)

  1. Упадок и распад Римской империи ( по мнению некоторых ученых) были обусловлены отравлением этим веществом.
  2. Раньше его добавляли в плохое вино для улучшения вкуса.
  3. В Древнем Риме его широко использовали для изготовления кухонной утвари, водопроводных труб, монет, гирь.
  4. В настоящее время он применяется для предохранения от коррозии телеграфных и электрических подземных проводов, изготовления аккумуляторов. Его соли используют в производстве красок.
  5. Оловянный припой представляет собой сплав олова с этим металлом.

Вопрос 3. Угадайте химический элемент. (Хлор.)

  1. Образованное им простое газообразное вещество оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательную систему.
  2. Он входит в состав некоторых гербицидов, инсектицидов и пестицидов.
  3. Соответствующее простое вещество получают главным образом в результате электролиза солей.
  4. Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях.
  5. Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.

Вопрос 4. Угадайте металл. (Золото.)

  1. Это очень ковкий металл.
  2. Это один из первых металлов, известных человеку.
  3. С незапамятных времен притягивала человеческий взор редкая красота этого металла.
  4. Самые агрессивные кислоты не способны растворить его.
  5. Его называют царем металлов.

Вопрос 5. Угадайте вещество. (Угарный газ.)

  1. В 1890 г. оно явилось причиной гибели экипажа океанского парусника «Мальборо». Корабль не получил никаких повреждений, но, потеряв управление, блуждал в океане.
  2. Оно вызывает массовые самоубийства китов.
  3. Оно входит в состав вулканических газов.
  4. Оно образуется при неполном сгорании углерода.
  5. при отравлении им наступает кислородное голодание тканей, в особенности клеток центральной нервной системы.

ТРЕТИЙ РАУНД

Третий раунд включает короткие вопросы стоимостью 2 балла. На их обдумывание даем командам по 1 мин.

  1. Каких кровяных солей нет в крови? (Желтой кровяной соли, красной кровяной соли. свои названия эти соли получили потому, что в прежние времена исходным материалом для их получения служила кровь.)
  2. Сколько платины содержится в платините? (Нисколько. сплав состоит из 51% железа и 49% никеля и имеет такой же коэффициент теплового расширения, как и платина.)
  3. Какой металл в десятки тысяч раз дороже золота? (Радий.)
  4. Какой сахар не едят, так как он ядовит? («Свинцовый сахар» – (СН3СОO)2Pb.)
  5. Какой газ называют «веселящим», так как при его вдыхании наступает состояние опьянения? (Оксид азота(I).)
  6. Какой металл вызывает «лихорадку»? (Золото.)
  7. Что такое «оловянная чума»? (Превращение обычного олова в порошкообразное при разрушении кристаллической решетки в результате охлаждения ниже 13оС.)

ЧЕТВЕРТЫЙ РАУНД

В четвертом раунде команды решают шарады, каждая оценивается в 2 балла. На обдумывание ответа даем 2 мин.

  1. Корабли меня обходят,

Знает лоцман наизусть.

Если «л» на «д» заменят,

То металлом окажусь.

             (Мель – медь.)

  1. Мы первым слогом позовем кота,

Вторым измерим с судна толщу вод,

Союз на окончание пойдет,

И целым станет слово…

(…кислота.)

  1. Элемент в четвертой группе

Вы найдете без труда.

Если «т» на «р» исправить,

Будет деспот – вот беда!

(Титан – тиран.)

  1. Добавив к названию химического элемента букву «б», получите название снежной бури. (Уран – буран.)
  2. Заменив первую букву в названии химического элемента, получите название избыточно увлажненного участка земли, заросшего растениями. (Золото – болото.)

       

nsportal.ru

Внеклассное мероприятие по химии “Своя игра” (10 класс)

Цель: Развивать познавательную активность и интеллектуальные способности учащихся с применением нестандартных игровых форм.

Обучающая задача: повторить и обобщить знания за курс неорганической химии.

Развивающая задача: побуждение учащихся к познавательной деятельности; развитие логического мышления; реализация межпредметных связей биологии, истории, литературы и химии; развитие сообразительности. Развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся и умения работать и применять сведения, полученные из дополнительной специальной литературы. Продолжить выработку навыков наблюдения, обобщения, сравнения.

Воспитательная задача: воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, коллективизма.

Оборудование: мультимедийная презентация

Ход игры:

   Ведущий: Добрый день! Я приветствую всех. Мы начинаем интеллектуальную игру «Своя игра». Уважаемые участники игры! Сегодня вы соперники, и вам придется туго, Но завтра в классе встретитесь и вы опять друзья И знаний ваших силушку проверить мне пора. Для этого придется вам с соперником сразиться, Но запомните это не битва, а только лишь игра!

Правила игры: Команда состоит из 3-х человек. Команда, отвечающая на вопрос правильно имеет право на следующий вопрос. При неправильном ответе баллы не начисляются, а право дать ответ переходит к следующей команде.

   Ведущий:  Я вижу вы готовы. А начать хочу словами Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».

И так первый раунд. 

Вопросы первого раунда.

Цена

вопроса

Вопрос

Ответ

ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

10

Количество вещества измеряется в.

моль

20

Чему равно число Авогадро?

6,02·1023

30

Чему равен объем 1 моль газа (при н.у.)?

22,4 л/моль

40

Единица измерения скорости реакции

Моль/л·с

50

Какая физическая величина получится, если молярную массу разделить на молярный объем?

г/л

САМЫЕ

САМЫЕ

10

Самый твердый металл

хром

20

Самый тугоплавкий металл?

Его температура плавления 3422˚С

вольфрам

30

Самый пластичный металл.

Из кусочка размером со спичечный коробок можно раскатать лист площадью в теннисный корт

золото

40

Самый тяжёлый металл?

Его плотность 22,6 г/см3

осмий

50

Самый дорогой на Земле металл

Его цена- 10млн $ за 1грамм

калифорний

ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТАРИЙ

10

Какой элемент называется как планета Солнечной системы?

уран

20

Он безжизненным зовется,

Но жизнь без него не обойдется

азот

30

Какой элемент впервые был открыт на Солнце и назван в честь него, а только через 27 лет на Земле?

гелий

40

В организме человека его около 3г, из них примерно 2г в крови.

На языке многих народов его называют «камнем, упавшим с неба»

железо

50

Латиняне именовали его «сияющий свет», а инки считали слезами Солнца.

В организме любого человека его содержится не менее 10мг.

золото

А ВАМ СЛАБО?!

10

Известный русский химик, создавший закон сохранения массы веществ

М.В.Ломоносов

20

Шведский химик, изобретатель динамита, основатель благотворительного фонда

Альфред Нобель

30

Первая женщина, получившая Нобелевскую премию в 1911 году за заслуги в исследованиях открытых ею элементов радия и полония

Мария Склодовская-Кюри

40

КОТ В МЕШКЕ.

В 1903 году Нобелевская премия присуждена итальянскому химику, создавшему теорию электролитической диссоциации

Сванте Аррениус

50

В 1901 году он стал первым лауреатом Нобелевской премии, открыв правило зависимости скорости реакции от температуры

Вант-Гофф

Вопросы второго раунда.

Цена

вопроса

Вопрос

Ответ

ХИМИЯ И ГЕОГРАФИЯ

20

На острове Гаити Х.Колумб в 1493 году увидел туземцев, игравших большим плотным мячом. Мяч, ударяясь о землю, высоко подскакивал в воздух.
Из чего он был изготовлен?

Из каучука

40

КОТ В МЕШКЕ.

Множество химических элементов получили своё название в честь стран или других географических объектов. Этот элемент назван в честь Франции, по её латинскому названию

Галлий

60

Древнегреческий географ Страбон писал, что в глубине Африки
живут племена, которые за слиток этого металла дают 10 слитков золота.
Назовите этот металл.

Железо

80

Этот элемент получил свое название от латинского названия Парижа

Лютеций

100

Однажды мореплаватель Джеймс Кук подарил островитянам горсть железных гвоздей. Туземцы, не видевшие раньше эти странные предметы, по совету жреца закопали их в землю.
Для чего они это сделали?

Туземцы разъяснили, что из посаженных палочек вскоре вырастут деревья, украшенные связками гвоздей, с помощью которых они победят всех врагов.

ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ

20

Лао-Цзы утверждал, что она «самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого ей нет равного в этом».

О каком веществе идет речь?

Вода

40

Это вещество своим названием обязано оазису Аммона в  Северной Африке, расположенному на перекрестке караванных путей.

По другой версии так называли людей, поклоняющихся богу Амону.

Аммиак

60

С этим веществом человечество познакомилось более 2000 лет назад.

Лимон содержит больше этого вещества, чем клубника.

В Чехии установлен памятник этому веществу, потому что именно чехи первыми придумали прессовать его в кубики.

сахар

80

Венецианский путешественник Марко Поло, посетивший Китай в 1286 г, описал использовавшиеся там монеты из кристаллов этого вещества.

У всех древних восточных народов было принято, заключая союз или мир, съесть несколько крупинок этого вещества, чтобы доказать свою верность слову.

Поваренная соль

100

Это вещество известно со времен древних алхимиков и целителей, которые назвали этот белый порошок «пеплом огня Богов».

Это одинаково полезный продукт и в кулинарии, и в быту, и в народной медицине. 

В 13-14 веках арбузы не принято было есть сырыми, и из них приготавливали весьма своеобразное кушанье. Мелко изрезанная арбузная мякоть вымачивалась в этом веществе, а затем из неё готовили патоку с пряностями и перцем. 

Пищевая сода

А ВСЕ ТАКИ ЧТО?

20

Его название означает «Светящийся»

(или «Несущий свет»)

Фосфор

40

Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека?

Соляная кислота

60

Какой царский напиток не пил ни один царь? Назовите его состав.

«Царская водка»-смесь соляной и азотной кислот

80

В Дели стоит Кутубская колонна, возраст которой 2800 лет.

Из чего она изготовлена?

железо

100

«Желчь бога Вулкана»
О каком элементе идет речь?

сера

ДЕЛО СЛУЧАЯ

20

Это вещество было открыто в результате неудачных опытов и попыток создать влагонепроницаемое покрытие для кухонных скатертей.

А в итоге получился один из самых распространенных упаковочных материалов.

Целлофан

40

В 1893 году Чарльз Гудьир случайно уронил каучуковые пластинки, пересыпанные серой, на горячую печь. Выхватив их из огня, он получил….

резина

60

В 1859 году английский химик Роберт Чезбро заметил, что полученное им из парафина «нефтяное желе» обладает отличным ранозаживляющим эффектом..

Химик настолько был уверен в чудотворной силе этого вещества, что всю свою жизнь употреблял его в пищу по ложке в день. Кстати, умер он в возрасте 96 лет.

вазелин

80

СВОЯ ИГРА.

Французский ученый Эдвард Бенидикутс в 1903 году во время работы в лаборатории случайно уронил на пол стеклянную пустую колбу, до этого в колбе хранился раствор коллодия (раствор нитратов целлюлозы в смеси этанола с этиловым эфиром), колба разбилась, но не разлетелась на куски.

Так было избретено….

Небьющееся стекло

100

Вообще-то Константин Фальберг изучал каменноугольные смолы. Как-то раз (мама, видимо, не научила его мыть руки перед едой) он заметил, что булочка почему-то кажется ему очень сладкой. Вернувшись в лабораторию и перепробовав все на вкус, он нашел источник. В 1884 году Фальберг запатентовал это вещество и начал его массовое производство.

сахарин

ФИНАЛ

ТЕМА

ВОПРОС

ОТВЕТ

АЛХИМИКИ

Какой элемент алхимики изображали в виде огнедышащего дракона?

Сера

КОСМОС

На Венере идут дожди из концентрированной Н2SO4. Какой металл можно использовать для изготовления корпуса ракеты, чтобы посетить эту планету?

Из железа, хрома , алюминия, золота или платины, т.к. они не реагируют с концентрированной серной кислотой или пассивируют.

СПИРТЫ

При Петре I, она (массой 16 кг), вручалась и вешалась на шею и снималась только тогда, когда человек переставал делать это…

Медаль вручалась за пьянство. Ее снимали только тогда, когда человек переставал пить

ВОДА

Китобои, во время долгого плавания замораживали воду, а затем снимали верхний слой льда.
Для чего они это делали?

Китобои так готовили питьевую воду.

СОН

Д.И. Менделеев увидел во сне Периодическую систему, а что увидел во сне немецкий химик-органик Ф. Кеккуле?

Бензол

Команда- победитель интеллектуальной игры

infourok.ru

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 10 класса “Химический калейдоскоп”

Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 10 класса “Химический калейдоскоп”

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 10 класса “Химический калейдоскоп”»

Внеклассное мероприятие по химии в 10 классе

Тема «Химический калейдоскоп»

Цель: повышение уровня учебной мотивации учащихся.

Подготовка: чистые листочки бумаги, презентация о полимерах, 2 ватманских листа А3, пластиковые бутылки, обертки от конфет, пластмассовые пробки, полиэтиленовые пакеты.

Ход занятия

представление жюри.

Конкурс 1. Химический пентагон.

Условия: каждой команде предлагается по 5 подсказок, с помощью которых надо отгадать вещество. Можно отгадать с любой подсказки, соответственно ставится и количество баллов от 5 до 1.

Вопросы 1 команде.

1 вещество

  • Маслянистая жидкость со специфическим запахом (5 баллов)

  • Имеет природное происхождение (4 балла)

  • Может иметь название «триолеин» (3 балла)

  • Состоит из глицерина (2 балла)

  • Используют для заправки салатов (1 балл) (растительное масло)

2вещество

  • Это природный полимер(5 баллов)

  • Набухает в горячей воде (4 балла)

  • При гидролизе образует глюкозу (3 балла)

  • Образует стенки растительных клеток (2 балла)

  • Из нее делают бумагу (1 балл) (целлюлоза)

3 вещество

  • Хороший растворитель многих веществ (5 баллов)

  • Имеет специфический запах (4 балла)

  • Образуется при брожении глюкозы (3 балла)

  • Медленнодействующий наркотик (2 балла)

  • Вызывает цирроз печени (1 балл) (этиловый спирт)

Вопросы 2 команде.

1 вещество

  • Вещество природного происхождения, для которого нет постоянной формулы (5 баллов)

  • Ценное химическое сырье (4 балла)

  • Маслянистая жидкость (3 балла)

  • Это вещество разделяют в ректификационной колонне (2 балла)

  • Хорошо горит (1 балл) (нефть)

2 вещество

  • Это жидкость с резким запахом (5 баллов)

  • Диссоциирует на ионы (4 балла)

  • Дает реакцию серебряного зеркала (3 балла)

  • Взаимодействует с металлами (2 балла)

  • Является выделениями муравьев (1 балл) (муравьиная кислота)

3 вещество

  • Кристаллическое вещество белого цвета (5 баллов)

  • Является углеводом (4 балла)

  • Накапливается в результате фотосинтеза (3 балла)

  • Также образуется при гидролизе крахмала (2 балла)

  • Благодаря сладкому вкусу используется в кондитерской промышленности (1 балл) (глюкоза)

Конкурс 2. Отходы в доходы

Презентация о полимерах

Задание командам придумать «вторую жизнь» следующим вещам: пластиковые бутылки, пробки, обертки от конфет, полиэтиленовые пакеты.

Конкурс болельщиков «Газетный МИС (можно использовать)»

Придумать необычное использование газеты.

Конкурс 3. Узнай вещество.

1 команда 2 команда

Фенол альдегид

Этанол глицерин

Растительное масло уксусная кислота

Конкурс болельщиков «Листовка»

Нарисовать листовку в защиту или об отрицательном действии веществ: вода, углекислый газ, известковый налет, воздух.

Конкурс 4. Кроссворд.

1 команда – ключевое слово Глюкоза

2 команда – ключевое слово Изомерия

Итоги конкурса, награждение.

kopilkaurokov.ru

Материал по химии (9,10,11 класс) по теме: Внеклассное мероприятие по химии “Своя игра”

МОУ «Мало-Лызинская средняя школа»

Балтасинского муниципального района РТ

Внеклассное мероприятие по химии

«СВОЯ  ИГРА»

для учащихся 9-11 классов

Учитель химии: Гибадуллина Г.Р.

Развивающие цели: 

  1. побуждение учащихся к познавательной деятельности;
  2. развитие логического мышления;
  3. реализация межпредметных связей биологии, истории, литературы и химии;
  4. развитие сообразительности.

Воспитательная цель игры:

  1. воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности, коллективизма.

Ведущий: Добрый день! Я приветствую всех. Мы начинаем интеллектуальную игру «Своя игра».

Уважаемые участники игры!

Вас попрошу представиться, приветствуйте друг друга!

Сегодня вы соперники, и вам придется туго,

Но завтра в классе встретитесь и вы опять друзья!

Вы знаниями наполнены, светлы, разумны лица;

И знаний ваших силушку проверить мне пора.

Для этого придется вам с соперником сразиться,

Но запомните это не битва, а только лишь игра!

Слова участникам игры для приветствия.

Ведущий:  Я вижу вы готовы, в бой рветесь, господа.

                    Скажу свое я слово, игру начнем тогда.

А начать хочу словами Дистервега: «Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». И так первый раунд.  Химия –знаковая наука.

  1. Восстанови запись.

5 баллов. Цифра, стоящая перед формулой в уравнении – …                    

                                                                                                ( коэффициент)

10 баллов.  … – это вещества изменяющие свою окраску в зависимости от реакции среды. (индикаторы)

15 баллов. Химический элемент может существовать в трёх формах:свободные атомы, простые вещества,  …  вещества. (сложные)

20 баллов. На доске были записаны уравнения реакций, но кто – то стер часть записей. Необходимо их восстановить.

Ch4COONa + … = Ch5 + …   (NaOH, Na2CO3)

25. баллов.  По современным представлениям атом состоит из положительно заряженного … , вокруг которого вращаются отрицательные … . (Ядра, электроны)

  1. Зашифрованное вещество

5 баллов. 9. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон)

10 баллов. Прочитав данное предложение, найдите в нем название предельного углеводорода. «Смета  на  строительство нового объекта было утверждена» (метан)

15 баллов.  «Сухой лед» – это … (Твердый оксид углерода ( IV))

20 баллов. Писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою можно наслаждаться, не ведая, что ты такое… Ты самое большое богатство на свете…” О чем писал Экзюпери? (Вода)

25 баллов. «Желчь бога Вулкана» – это выражение о каком элементе? (Сера)

  1. Ребусы.

5 баллов.  (медь)

                           

                                 

10 баллов. (Сера)  

                               

15 баллов. (никель)

                                                 

20 баллов.     (кислород)

                       

25. баллов. (железо)

                                         

 

  1. Заряженные частицы

5 баллов. Наименьшая частица вещества. (атом )

10 баллов  Свойство атома оттягивать электроны от другого атома. (Электроотрицательность)

          15 баллов. Элементарные частицы, движением которых обуславливаются свойства металлов проводить тепло и электрический ток. (Электроны).

          20 баллов. Что с переводе с греческого обозначает слово «ион»? (Идущий)

         25 баллов. Атомы с одинаковым зарядом атомного ядра, но с разной атомной массой. (Изотопы)

  1. Номенклатура

5 баллов. Сообщаю: я спешу!

                  Я живу, пока пишу.

                  Исчертил всю доску белым

                  Исчезаю. Был я мелом. (карбонат кальция)

10 баллов.   Алкан с семью атомами углерода. (гептан)

15 баллов.  Вещество отвечающий общей формуле С2Н6О (Этанол)

20 баллов. Высокомолекулярное вещество, которое получается в процессе полимеризации. (Полимер)

25 баллов. Как называется функциональная  -Nh3 группа.  (Амино группа)

Ведущий: Завершился первый раунд. По правилам игры нас покидает игрок набравший наименьший бал. Увы  _______________, это вы.

Мы начинаем  Второй раунд «Связь химии с другими науками   »

Без химии жизни, поверьте, нет.
Без химии стал бы тусклым весь свет,
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим,
Химией лечимся, клеим и шьем,
С химией мы бок о бок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!

  1. Химия и литература

5 баллов. Перевёртыш:   Гладь металл, пока холодно.

                                                                  (Куй железо, пока горячо)

10 баллов. Перевёртыш:   Пролежал холод, сушь и оловянные трубы.            

                                                 (Прошел огонь, воду и медные трубы)

15 баллов.  Назовите авторов строк:

                    «Я помню время золотое…» (Ф.И. Тютчев)

20 баллов.  Назовите авторов строк:

                      «А за окошком в первом инее лежат поля из алюминия…»                                                                                                                

                                                                                          (А.Вознесенский)

 25 баллов.  Назовите авторов строк:

                         «Поэзия та же добыча радия,

                         В грамм добыча, в год труды.» (В.Маяковский)

  1. Химия и биология

5 баллов. Какие вещества образуются при фотосинтезе? (кислород и глюкоза)

10 баллов.  В название каких структурных элементов ядра клетки, содержащих ДНК, входит название химического элемента? (Хромосома)

15 баллов. Каким препаратом можно вывести больного из бессознательного состояния? (Нашатырный спирт)

20 баллов. При неправильном использовании удобрений какие вредные вещества накапливаются в овощах? (Нитраты)

               25 баллов. Какой галоген помог открыть ученому кот? (йод)

  1. У нас дома 

5 баллов. Как называются изделия из глины? (керамика)

10 баллов. Какой металл используют для изготовления нитей накаливания в электрических лампочках? (Вольфрам). 

15 баллов.  Какой камень можно употреблять в пищу? (Каменная соль, хлорид натрия)

20 баллов. Однажды ученый Бертолле растирал соль КСlО3 в ступке, где осталось немного серы. Смесь взорвалась, так впервые Бертолле осуществил реакцию, которую применяют при производстве чего? (спичек)

25. баллов. Некоторое вещество, содержащееся в древесном дыме, позволяет получать копченую колбасу и рыбу, а раствор этого вещества используется для консервирования биологических препаратов. Назовите это вещество.

(Формальдегид)

  1. Химия и медицина

5 баллов. Недостаток какого элемента приводит к кариесу зубов? (Фтор)

10 баллов.  Какую роль выполняет питьевая сода, когда её пьют при изжоге? (Нейтрализует соляную кислоту в желудке)

15 баллов. Она образует два аллотропных видоизменения: бывает кристаллическая и пластическая, входит в состав мазей и присыпок, способствует заживлению ран. (Сера)

20 баллов.  В виде таблеток это вещество применяют внутрь при пищевых отравлениях. Получают его при прокаливании древесины (березы) без доступа воздуха с последующей обработкой.  (активированный уголь).

25 баллов. Физиологический раствор вводят в организм человека при большой потери крови. Какое основное вещество входит в состав этого раствора? (Хлорид натрия)

Ведущий: Второй раунд закончился. ______________ у вас наименьший балл. Мы к сожалению прощаемся с вами. Вы покидаете игру.

А мы начинаем третий раунд «В мире химии» 

  1. В химической лаборатории

10 баллов.  Нагревательный лабораторный прибор. (спиртовка)

    20 баллов. ”Она идет”, ”она прошла”, никто ни скажет, что пришла. (Химическая реакция)

30 баллов. (видеофрагмент)

 В банку с керосином бросили кусок металлического калия. У ребят спросили, что произойдет?

– Радик ответил: “Калий – металл очень активный. Попав в керосин, он воспламенится, Будет пожар”.

– Альмир сказал: “Ничего не произойдет. Калий самовоспламеняется в воздухе. Его до банки не донесут – сгорит”.

– Миша произнес: “Металл упадет на дно и останется лежать там”.

Кто прав?  (Миша)          

40 баллов.  Стих:  Кислотно-основной инстинкт (Плотникова Оля)

 

Хотите о любви повествование?

Извольте: расскажу начистоту

Историю о том, как основание

Однажды повстречало кислоту.

Бесцветная, в пробирочке с бюреткою,

Но так чиста, беспримесна, светла,

Смотрела кислота на щелочь едкую

Сквозь слой лабораторного стекла.

И прошептала щелочь, словно пьяная,

С крепышки не сводя влюбленный взор:

«Ах, милая! Какая вы соляная!

О, этот водород! О, этот хлор!

Клянусь, что никого не видел краше я!

Я, едкий натр, всю жизнь о вас мечтал!

О-АШ мой так пленился вашей АШею,

Что раскален мой щелочной металл!

Мне так соединиться с вами хочется!

Сольемся же, любимая, в одно!

О, как нам в общей колбе заклокочется,

А может быть, в пробирке – все равно!»

И дрогнула соляночка прекрасная,

Прониклась той же радостной мечтой…

И вот десница лаборанта властная

Соединила щелочь с кислотой!

Она была активная и сильная,

Был крепок он, являя свой задор,

К АШ-плюсу льнула группа гидроксильная,

И к натрию притягивался хлор…

И слышалось шипение, бурление,

Вскипала страсть, искрились пузыри…

И это длилось целое мгновение.

От силы – два. Не более, чем три…

И что осталось от былой активности?

Одна солоноватая вода.

Да мокрый лакмус, бледный до противности.

Чего краснеть? – Нейтральная среда…

Вопрос: О какой реакции идет речь? (нейтрализация)

  1. Неорганическая химия

10 баллов. Сложные вещества, при диссоциации которых образуются ионы водорода. (Кислоты)

20 баллов.  Растворимые в воде основания. (Щелочи)

      30 баллов. Соединение серы, имеющее запах тухлых яиц. (сероводород)

      40 баллов.  Какой газ называют «веселящим»? (оксид азота I)

  1. Органическая химия

10 баллов.  Органические соединения, содержащие в своем составе только углерод и водород. (Углеводороды)

20 баллов. Ученый, заложивший основы теоритической органической химии. (А.М. Бутлеров)

30 баллов. Скажи, какая из органических кислот, в лесу под деревом живет? (муравьиная)

40 баллов. Этих солей не найти ни в воде, ни в Земле, но есть в магазине, и в каждой семье. (Мыло – соль высших карбоновых кислот)

Ведущий: Подошёл концу и третий раунд. У нас выходят в финал три игрока. Это __________, _____________, ____________. Увы, __________ а вы покидаете игру.  

И так финальный раунд. Уважаемые игроки вам дается права вычеркнуть из списка  по очереди темы, которые вам не нравятся.  У нас осталось две темы.

 

  1. Химические процессы.

25 баллов. Разрушение металла под действием окружающей среды? (коррозия)  

     50 баллов. Пусть математик удивится: один прибавить к одному, у химика – один. (реакция соединения)

  1. Топливо.

      25 баллов. Что называют «черным золотом»? (Нефть)

50 баллов. Основной компонент природного газа. (Метан)

  1. Химическая промышленность.

25 баллов. Такова моя природа:

Известняк, песок и сода,

Много требуют огня,

Чтобы выплавить меня

Я прозрачно и светло

И зовут меня … (стекло)

     50 баллов.  Как называется химическое предприятие г. Казани, на котором производят синтетические моющие средства? (ОАО «Нэфис Косметикс»)

 4.Периодическая система Д.И. Менделеева

25 баллов. В доме выше всех живем, вдвоем тепло и свет даем. (Водород и гелий)

50 баллов.     В конце периода стоит,

                        В нем вода и то горит. (Фтор)

5. Соли

25 баллов.  Соль муравьиной кислоты (Формиат)

50 баллов. Темно-фиолетовые кристаллы, хорошо растворимы в воде. Это соль –сильный окислитель, при соприкосновении с концентрированной серной кислотой взрывается. При пропускании этилена его раствор обесцвечивается. Антисептик. (Перманганат калия)

  1. Вода

25 баллов. Какое твердое водородное соединение и в огне не горит и в воде не тонет? (Вода, лед)

50 баллов.  При какой температуре вода реагирует с платиной? (Вода с платиной нереагирует.)

  1. Кислоты и основания

25 баллов.  Какое вещество называют «летучей щелочью»? (Аммиак)

50 баллов.   Реакция спирта и карбоновой кислоты с образованием сложного эфира. (Этерификация)

  1. Растворы.

25 баллов. Вещество, растворяющее другие вещества. (Растворитель)

50 баллов. Как называется раствор, образующийся при нагревании крахмала с водой? (клейстер)

Браво ______, вы победили, это ваша игра, а _______, ________, вас прошу не расстраиваться это лишь игра.

Наша игра подошла к концу. Спасибо всем за внимание. Дорогие учителя женщины,  воспользуюсь случаем, хочу поздравить вас от имени нашей школы с наступающим праздником 8 марта.

Пусть улыбкой доброй, нежной

Каждый день ваш начинается.

Пусть заботы, тревоги житейские

На пути вашем реже встречаются.

Пусть замечательные солнечные дни

Будут наполнены радость и любовью.

Дарите окружающим свою неповторимую

Улыбку, женственность и очарование.

   

nsportal.ru

Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов “Интелектуальная игра”

Межпредметное внеклассное мероприятие по химии и физике

для учащихся 10-11 классов

Подготовила:

учитель химии МОАУ СОШ №1

г.Райчихинска Амурской области

Караульных Светлана Сергеевна

«Интеллектуальная игра»

В игре принимают участие две команды учащихся 10 и 11 классов по 6 человек. Каждая команда готовит название, девиз и приветствие команде. Болельщики могут принести своим командам дополнительные баллы. Задания оцениваются в баллах, которые записываются на доске в виде таблицы. Итоги подводятся после выполнения каждого задания.

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые знатоки химии и физики, болельщики, гости. Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по стране знаний. Объектом нашего путешествия станут две великие науки «химия» и «физика». Сегодня мы с вами будем узнавать ученых, искать ошибки, писать формулы, экспериментировать и просто увлекательно проводить время. Итак, начинаем.

Я представляю вам команды: команда 10 класса и команда 11 класса. Слово командам (приветствие команд).

Ведущий. Первый наш конкурс «Разминка». Каждой команде по очереди будут предложены вопросы. Каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Начинает отвечать та команда, название которой начинается с буквы, стоящей в алфавите левее.

  1. Разминка

  1. Наука о веществах, их свойствах и превращениях (химия)

  2. Что видно когда ничего не видно? (физика).

  3. Главный металл промышленности (железо).

  4. Тяжелое нефтяное топливо (мазут).

  5. Газ, в котором сомневаются (неон).

  6. Металл, который плавится на руке (галлий, цезий).

  7. Наука о наиболее общих закономерностях материального мира, характеризующих его структуру и его эволюцию (физика)

  8. Почему легко поскользнуться на банановой шкурке, попавшей под ногу?

  9. Греет ли вуаль женской шляпки?

  10. Какой тряпкой скорее соберёшь лужу с пола: сухой или влажной?

  1. «Узнай ученого».

Перед вами портреты ученых и список открытий и изобретений. Ответьте, какие ученые изображены на рисунках и автором, какого открытия или изобретения, является каждый из них?

  1. Ломоносов М.В. (закон сохранения вещества)

  2. А.М.Бутлеров (теория химического строения органических веществ)

  3. Д.И.Менделеев (периодический закон химических элементов)

  4. И.Ньютон (закон всемирного тяготения)

  5. Эйнштейн А. (теория относительности)

  6. Кулон Ш. (закон взаимодействия электрических зарядов)

3.Найди ошибку

1. AICI3 + NaOH =AI(OH)2 + NaCI

2. BaCI+ H2SO4 = BaSO4 + HCI

3. Кислоты – это электролиты, которые диссоциируют на катионы металлов и анионы кислотных остатков.

4. Диссоциация – это распад электролита на молекулы.

5. При разбавлении концентрированных кислот воду добавляют в кислоту.

6. При гашении извести необходимо использовать горячую воду.

7. Если F=m*a, то сила зависит от ускорения.

8. Амперметр включается в цепь параллельно, «+» к «+»;«-» к «-».

9. Вольтметр включается в цепь параллельно, «+» к «-»;«-» к «+».

10. Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг её морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

И в мире поубавилось тепла. ( Какая физическая ошибка допущена в стихотворении?)

4. Экспериментальная

Уважаемые игроки. Сейчас Вам предстоит провести химические опыты. Каждой команде будут выданы одинаковые наборы химических веществ. Ваша задача провести три химические реакции, записать химические уравнение и объяснить признак наблюдаемого явления. Для проведения опытов вам дается всего 5 минут.

Реактивы: CuSO4, NaOH, Na2CO3, HCI, BaCI2, H2SO4, Zn, FeCI3.

5. «Её величество – формула!».

Предлагаем Вам собрать физические и химические формулы из предложенных величин.

  1. m, M, n

  2. n, V, Vm

  3. a, m, F

  4. W, mв-ва, m раств. в-ва

  5. С2, m, E

  6. «Занимательные опыты»

Сейчас Вам будут предложены занимательные опыты. Вам необходимо объяснить наблюдаемые явления с позиции химических или физических законов.

1.Почему стакан примерз?

На кусок стекла налить немного воды, поставить на него стакан с 50мл воды. Опустить в стакан 35г нитрата аммония и интенсивно перемешать. Стакан примерзнет (поглощение теплоты).

2.Почему не разбивается стакан?

3. Обугливание сахара

В химический стакан ёмкостью 150мл насыпьте 40гр растёртого в порошок сахара и слегка смочите его 3-4мл воды. Теперь в полученную массу добавьте 20-25мл концентрированной серной кислоты и размешайте смесь стеклянной палочкой. Палочку не вынимайте. Через несколько минут смесь потемнеет, температура повысится, и из стакана начнёт “выростать” чёрная пенообразная масса. Это пористый уголь, появление которого объясняется дегитратацией сахара серной кислотой:

C12H22O11 = 12C + 11H2O

Кроме этого происходит восстановление серной кислоты углём:

2H2SO4 + C = CO2 + 2SO2 + 2H2O

4.Почему яйцо опускается в бутылку?

Ведущий. Итак, наши конкурсы завершены. Пора подвести итоги.

Просим всех присутствующих написать на бумаге впечатления от проведенного мероприятия, написав на бумаге только наречия, например, прекрасно, уныло, плохо, взволнованно, организованно, сплоченно, весело, легко, смело, умело…

Закончить игру хотелось бы словами Менделеева, которые он адресовал молодежи:

«Берегитесь больше всего своих же гордых мыслей. Гордитесь только тем, что сделано для других, не кичитесь этим, гордитесь внутри себя, этой гордостью возвышайтесь, она не дает забыться. Удовольствие пролетит, оно – себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Учение – себе, плод учения – другим. Сами, трудясь, вы сделаете все для близких и для себя. И если успеха не будет, будет неудача, не беда. Попробуйте еще раз!»

До новых встреч!

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *